Индивидуальный подход педагога в воспитании личностных качеств обучающихся с особыми образовательными потребностями


Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского - великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработки теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е.Н.Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считал его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.

Критически используя наследие дореволюционной педагогики Н.К.Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. «Советское воспитание,- писала она, - направлено на то, чтобы в каждом ребенке развивать все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность » (№8.с.5). Воспитание личности, указывала Н.К.Крупская развивала принципиально новое направление в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращала внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание» (№8.с.6).

Намечая пути изучения индивидуальности ребенка, Н.К.Крупская указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков, лепки, построек из строительного материала.

Н.К.Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «…Есть целый ряд способностей, -писала она, - которые нужны для громадного числа профессии, например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения… » (№8.с.6). При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом, в дошкольном возрасте.

В работах Н.К.Крупская раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы воспитания.

Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.

Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки: «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера…» (№21.с.19).

Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К.Крупская и А.С.Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.

Вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.

Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…» (№8.с.9). При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.

В.А.Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность - индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.

Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.

Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские психологи уделяли большое внимание воспитанию характера.

Характер - совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности.

Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой - единые требования к поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в семье.

Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного поведения уделяли большое внимание советские психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн и другие. Особое внимание они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.

Деятельность - важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.

В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива.

Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка.

Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (№8.с.13).

Перед системой образования стоит множество важнейших задач. Но особое место среди них занимает поиск такой организации процесса, который позволил бы сформировать индивидуальный подход в воспитании, обучении детей. Только в таком случае возможно получение ребенком не только необходимого объема навыков, умений и знаний, но и развитие его стремления к самопознанию и саморазвитию.

Актуальность темы

Насколько важна технология индивидуального подхода в детей? Ответ на этот вопрос можно получить, если вспомнить о том, что именно человек является высшей ценностью нашего общества. Именно поэтому столь велико внимание к воспитанию каждой личности, забота об усовершенствовании ее качеств и многогранном развитии способностей. Все эти задачи являются приоритетными для любого государства.

Очевидным фактом является и существование между людьми индивидуальных различий. В этом и кроется ответ на поставленный вопрос. в обучении и воспитании ребенка необходим по причине того, что при любом педагогическом воздействии происходит преломление личных способностей человека через изменившиеся «внутренние условия». Без учета данного фактора процесс воспитания и обучения теряет свою действенность.

Определение понятия

Основной целью нашего общества является всестороннее развитие всех его граждан. Решение этой задачи возможно только через выявление творческого потенциала личности, а также формирования ее индивидуальности, представляющей собой высший уровень развития. Ведь каждый человек должен непременно выявить, то есть «выполнить» себя. И это является не только целью его жизни, но и основной задачей общества в целом.

К тому же такая форма воспитания, как индивидуальный подход в обучении, не противостоит такому принципу, как коллективность. И это подтверждено научными исследованиями. «Я» у человека имеет место именно потому, что существует «мы».

Индивидуальный подход в обучении и воспитании является мероприятием далеко не одноразовым. Им необходимо пронизывать всю систему, воздействующую на ребенка. В связи с этим такой подход можно назвать общим принципом воспитания подрастающего поколения.

Индивидуальный подход в обучении, а также в воспитании, ставит своей целью укрепление положительных черт характера личности и устранение недостатков в ее поведении. Имея достаточные педагогические навыки и произведя своевременное вмешательство, можно избежать в дальнейшем столь мучительного и нежелательного процесса, как перевоспитание.

Индивидуальный подход в обучении потребует от взрослого человека большого терпения, а также умения правильно разобраться в тех или иных проявлениях поведения ребенка.

Индивидуальный подход в обучении, а также в воспитании - это составляющая часть педагогического процесса. С его помощью дети вовлекаются в активную деятельность, направленную на овладение программным материалом.

Сущность индивидуального подхода

Обращение к конкретной личности ребенка должно присутствовать в каждом звене учебной и воспитательной работы с детьми всех возрастов. В чем же заключена сущность такого индивидуального подхода? Она выражается в непосредственном педагогическом воздействии на ребенка при решении общих задач, стоящих перед коллективом. При этом учитель или воспитатель должны учитывать условия жизни и психические особенности личности.

Можно смело говорить о том, что принцип индивидуального подхода в обучении, а также в воспитании является главным в педагогической практике. При его осуществлении взрослому необходимо:

Знать и понимать своих воспитанников;
- любить детей;
- уметь размышлять и анализировать;
- придерживаться основательного теоретического баланса.

Педагог всегда должен помнить о том, что ребенок является самонацеленным субъектом собственного развития. При этом ему всегда нужна поддержка взрослого.

Реализация индивидуального подхода в обучении, а также в воспитании невозможна без учета психофизических аспектов. Рассмотрим эти факторы подробнее.

Уровень умственного развития

Это первый аспект, который должен рассматриваться, когда осуществляется индивидуальный подход в обучении дошкольников и учащихся общеобразовательных учреждений.

Педагог должен изучить уровень ребенка. Это необходимо для его дальнейшего успешного обучения. Если данный показатель имеет высокий уровень, то воспитанник быстрее воспримет и осмыслит материал, хорошо запомнит его и воспроизведет, а затем дольше удержит в памяти. Полученные знания, в таком случае, будут успешно использованы при выполнении последующих заданий.

Индивидуальный подход в обучении детей и их воспитании, который основывается на уровне умственного развития, строится педагогом с учетом зоны его ближайшего воздействия. В таком случае взрослый должен дифференцировать не само задание, а ту меру помощи, которую он предлагает ребенку. Например, одни воспитанники не только сами производят ту или иную деятельность, но и объясняют ход ее выполнения товарищам. Другие же способны выполнить задание, придерживаясь определенного алгоритма. Третьим и вовсе потребуется помощь педагога.

Тип нервной системы

Это второй аспект, который необходимо учесть при осуществлении индивидуального подхода к ребенку. Согласно выводам, сделанным современными исследователями, свойства, которые присущи нервной системе человека, имеют генотипическую природу.

Другими словами, они являются практически неизменными и стабильными характеристиками личности. Именно поэтому не считаться с данным фактором нельзя.
Основные свойства нервной системы: подвижность-инертность и сила-слабость.

Тип мышления

Это третий и достаточно важный аспект, который педагог должен учесть, когда будет осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения. Дети, как и взрослые, решают поставленные перед ними задачи по-разному. Одни из них имеют аналитический склад ума. Он находит свое проявление в словесно-логическом абстрактном мышлении. Другим проще думать образами. В таком случае проявляется художественное мышление.

Есть и такие люди, у которых эти два компонента находятся в равновесии. В таком случае можно говорить о гармоничном складе ума. Существующие различия имеют место в связи с функциональной асимметрией полушарий головного мозга. Это и должен учесть воспитатель, когда будет проявлять индивидуальный подход в обучении учащихся или дошкольников.

Так, дети с умом художественного типа начинают осмысливать любой материал только после эмоционального включения. Вначале они опираются на образы и представления, а только потом анализируют все составляющие и делают свои выводы.

Дети мыслительного типа начинают решать задания с выстраивания логических цепочек. Они анализируют все составляющие и мыслят символами. В их алгоритме решения задач преобладают логические размышления. Эмоциональная окраска деталей, как правило, просто мешает им думать.

Модальность восприятия

Это четвертый и также немаловажный аспект, учитываемый педагогом при индивидуальном подходе к детям. Наблюдая за поведением ребенка, можно убедиться в том, что то, каким способом он познает окружающий мир, оказывает огромное влияние на его уровень адаптации в обществе, физическое развитие и успехи в обучении.

Внимательно следя за этим аспектом, уже в младшем возрасте можно предположить, с какими проблемами малыш столкнется при обучении в школе. Зная способ познания, родители, воспитатели, педагоги и психологи могут правильно построить игры и занятия с ребенком. Это позволит извлечь из процесса обучения максимум пользы.

Восприятие информации может быть визуальным, аудиальным и кинестетическим. При первом из них обучение ребенка должно осуществляться благодаря зрительному восприятию поданной информации. Аудиальный тип говорит о том, что все материалы воспитаннику проще запомнить на слух. Некоторые дети воспринимают информацию только в результате собственной деятельности. В таких случаях можно говорить о кинестетическом типе восприятия окружающего мира.

Состояние здоровья

Этот аспект приобретает особую важность в тех случаях, когда требуется организация воспитания и обучения детей с физическими дефектами и нарушениями в соматическом развитии. Но педагог должен всегда учитывать и такие психологические особенности детей, как страхи и тревожность, неуверенность в себе и неврозы. Недооценка всех этих психофизических характеристик воспитанников наносит колоссальный вред их здоровью.

Педагогу необходимо знать, что нарушения психики у детей могут быть связаны с такими факторами, как:

Соматические заболевания;
- дефекты физического развития;
- стрессы и различного рода неблагоприятные факторы, касающиеся социальных условий жизни.

Возрастные особенности

Что еще должен учесть педагог в процессе воспитания? Ему необходимо помнить о том, что на личностном развитии любого человека отражаются его возрастные особенности. В зависимости от прожитых лет происходит изменение мышления личности, круга ее интересов и запросов, а также социальных проявлений. В каждом возрасте существуют свои ограничения в развитии и возможности. Например, память и мыслительные способности интенсивнее всего расширяются в детском и юношеском периодах. Если это не учесть в процессе обучения и воспитания, то время будет упущено. Возможности этого периода использовать в более позднем периоде очень сложно. Но в то же время воспитатель не должен и слишком забегать вперед, воздействуя на нравственное, умственное и физическое развитие детей. Здесь важно учитывать возрастные возможности организма.

Физическое воспитание

Современные ученые, основываясь на результатах проведенных исследований, сделали удивительный вывод. Они выявили прямую зависимость между умственным, физическим и нравственным развитием человека. Первое из них влияет на формирование характера личности. Физическое же совершенство позволяет развиваться органам зрения, слуха и чувств. Кроме того, оно тесно связано с нравственным и трудовым воспитанием. При этом активная деятельность зависит от состояния здоровья ребенка, и наоборот.

Игры, проводимые с детьми, также способствуют укреплению их воли, дисциплинированности, организованности и других нравственных качеств. Физическое воспитание связано и с воспитанием эстетическим. Выполняемые упражнения делают тело красивым. Движения человека становятся ловкими. Осанка и походка - правильными.

При индивидуальном подходе к физическому воспитанию у детей пробуждается интерес к активным движениям на свежем воздухе, к обретению навыков культурно-гигиенического характера и т. д.

Нравственное воспитание

В детском и юношеском возрасте у детей происходит формирование моральных норм. Они приобретают опыт поведения и вырабатывают собственное отношение к людям. Проводя нравственное воспитание ребенка, педагог может существенно повлиять на формирование характера и воли ребенка.

Заключение

Проявляя принцип индивидуального подхода в воспитании и обучении детей, педагог должен знать:

1. Особенности здоровья и физического состояния ребенка. От этого во многом будет зависеть его внимание на занятии, уроке и общая работоспособность.
2. Свойства памяти, интересы и склонности воспитанников. Учтя эти особенности, становится намного проще осуществить индивидуальный подход к ребенку, нагрузив более сильного дополнительными занятиями и оказав помощь более слабому.
3. Умственно-эмоциональную сферу детей, выявляя воспитанников с болезненной реакцией на замечания и повышенной раздражительностью. Понимание характера ребенка позволит максимально эффективно организовать коллективную деятельность.

Только знание особенностей развития каждого из детей, полученное педагогом на основе глубокого изучения всех факторов, создаст необходимые условия для их успешного использования в процессе обучения и воспитания.

Среди вопросов физиологии ВНД человека особое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса и разработки естественнонаучных теорий воспитания и обучения имеет учение о типах ВНД. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их ВНД являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей ВНД каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы, а также более точному прогнозированию ее результатов.

Нервная деятельность представлена возбуждением и торможением, обладающими многочисленными свойствами.

В понятие "тип нервной системы" входят 3 свойства нервных процессов:

1. сила нервных процессов;

2. уравновешенность нервных процессов;

3. подвижность нервных процессов.

Сила нервных процессов - способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель. В основе - выраженность в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные (преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые (преобладание в центральной нервной системе процессов торможения).

Уравновешенность нервных процессов - сбалансированность процессов возбуждения и торможения.

Подвижность нервных процессов - возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Типы высшей нервной деятельности (ВНД)

Типы высшей нервной деятельности (ВНД) -- совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Удельное значение врожденного и приобретенного -- продукт взаимодействия генотипа и среды -- может меняться в зависимости от условий. В необычных, экстремальных условиях на первый план выступают преимущественно врожденные механизмы высшей нервной деятельности. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы -- силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности -- позволили И.П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам.

Т. ВНД сильный неуравновешенный -- характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах -- это холерический тип.

Т. ВНД уравновешенный инертный -- с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах -- это флегматический тип.

Т. ВНД сильный уравновешенный подвижный -- имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах -- это сангвинический тип.

Т.ВНД слабый -- характеризуется слабостью обоих нервных процессов -- возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов -- это меланхолический тип.

На основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем действительности, кроме четырех основных типов, выделены три частных (дополнительных) типа ВНД, характерных только для человека: художественный, мыслительный и средний (промежуточный).

Учение о типах ВНД имеет большое значение для понимания закономерностей формирования у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД. Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа.

Учителя должны достаточно хорошо знать типологические особенности ВНД и темперамента учащихся. У ученика со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки, должен повышать работоспособность его нервных клеток, у ученика с инертными нервными процессами - воспитывать быстроту реакции, у ученика с «безудержным» типом нервной системы - тренировать процессы торможения и т.д.

Задача учителя помочь детям с учетом их типологических особенностей ВНД и темперамента сформировать наиболее оптимальный индивидуальный стиль работы по приобретению глубоких и прочных знаний при минимальных затратах сил и энергии, без чрезмерного напряжения и утомления.

Учителями могут стать люди с любым типом ВНД, но это будут учителя разного индивидуального стиля и почерка работы. Зная особенности своей нервной системы, учитель может сформировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально строить свою практическую деятельность.

Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.

На занятиях уточняются, расширяются и углубляются представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Даже получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении связно выражать свои мысли.

В процессе занятия у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.

Занятия способствуют не только умственному развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Во время обучения ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия, поэтому на занятиях в процессе общей работы с коллективом необходим к детям индивидуальный подход, это дает возможность всем детям овладеть программным материалом.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по- разному использует свои знания.

Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать и индивидуальную работу: например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступления детей также следует подходить строго индивидуально, от этого зависит активность детей на занятии и его результативность.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные дети становятся активнее, общительнее. Таких детей воспитатель, прежде всего, должен расположить к

себе, ввести в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Хорошо использовать игровые приемы, они способствуют развитию активности, внимания, преодолению нерешительности и уверенности в своих возможностях.

Очень важен индивидуальный подход и детям, которые медленно соображают, нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. Они внимательны, аккуратны, послушны, добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы.

Индивидуальный подход также необходим к легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям можно им предлагать повторить указания воспитателя, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Илья, Амир, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой и эффективный прием, так как способствует сосредоточенности внимания на указаниях педагога, способствует их к запоминанию, предупреждает непродуманный ответ.

Если ребенок пассивный его полезно чаще вызывать на занятиях. Про этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять. Постоянное, доброжелательное отношение и поощрение за малейший успех, подбадривание - таким должен быть индивидуальный подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые дети смущаются.

Индивидуальный подход на занятиях необходим и активным детям, нужно поддерживать и развивать их способности, инициативу и интерес к занятиям. Учитывая уровень их умственного развития, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять ошибки товарищей.

Общие методические установки в осуществлении индивидуального подхода на занятиях остаются неизменными и для занятий продуктивного вида (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).

Благодаря специфической форме их организации и методике проведения, возможности осуществления индивидуального подхода значительно расширяются: воспитатель в процессе занятия может подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.

Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического, психического развития и поведения. Если у ребенка понижен слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Постоянного внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь нужно руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Имеет значение и правильная расстановка столов, воспитатель должен держать всех детей в поле зрения, можно расставить их в форме буквы «П», в шахматном порядке и. т. д.

Дифференцированный индивидуальный подход в процессе занятий является одновременно средством обучения и воспитания. При этом важно не опекать детей излишне, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу.

Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств то, что наиболее действенно в данной ситуации, исходя из учета индивидуальных особенностей, проявлений поведения ребенка.

Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от воспитателя и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.

На занятиях уточняются, расширяются и углубляются представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Даже получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении связно выражать свои мысли.

В процессе занятия у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.

Занятия способствуют не только умственному развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Во время обучения ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия, поэтому на занятиях в процессе общей работы с коллективом необходим к детям индивидуальный подход, это дает возможность всем детям овладеть программным материалом.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по- разному использует свои знания.

Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать и индивидуальную работу: например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступления детей также следует подходить строго индивидуально, от этого зависит активность детей на занятии и его результативность.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные дети становятся активнее, общительнее. Таких детей воспитатель, прежде всего, должен расположить к

себе, ввести в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Хорошо использовать игровые приемы, они способствуют развитию активности, внимания, преодолению нерешительности и уверенности в своих возможностях.

Очень важен индивидуальный подход и детям, которые медленно соображают, нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. Они внимательны, аккуратны, послушны, добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы.

Индивидуальный подход также необходим к легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям можно им предлагать повторить указания воспитателя, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Илья, Амир, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой и эффективный прием, так как способствует сосредоточенности внимания на указаниях педагога, способствует их к запоминанию, предупреждает непродуманный ответ.

Если ребенок пассивный его полезно чаще вызывать на занятиях. Про этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять. Постоянное, доброжелательное отношение и поощрение за малейший успех, подбадривание - таким должен быть индивидуальный подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые дети смущаются.

Индивидуальный подход на занятиях необходим и активным детям, нужно поддерживать и развивать их способности, инициативу и интерес к занятиям. Учитывая уровень их умственного развития, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять ошибки товарищей.

Общие методические установки в осуществлении индивидуального подхода на занятиях остаются неизменными и для занятий продуктивного вида (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).

Благодаря специфической форме их организации и методике проведения, возможности осуществления индивидуального подхода значительно расширяются: воспитатель в процессе занятия может подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.

Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического, психического развития и поведения. Если у ребенка понижен слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Постоянного внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь нужно руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Имеет значение и правильная расстановка столов, воспитатель должен держать всех детей в поле зрения, можно расставить их в форме буквы «П», в шахматном порядке и. т. д.

Дифференцированный индивидуальный подход в процессе занятий является одновременно средством обучения и воспитания. При этом важно не опекать детей излишне, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу.

Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств то, что наиболее действенно в данной ситуации, исходя из учета индивидуальных особенностей, проявлений поведения ребенка.

Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от воспитателя и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.


Индивидуальный подход Этимология.

Происходит от лат. indiduum - неделимое.

Категория.

Психолого-педагогический принцип.

Специфика.

В нем постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

(англ. individual approach ) - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

И. п. в воспитании необходим в 2 отношениях: 1) он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей ; 2) без учета индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействие может оказать на него совсем не то влияние, на которое оно было рассчитано. Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

Сущность И. п. в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Особенно большое значение И. п. имеет при перевоспитании, т. е. в тех случаях, когда приходится не только формировать у ребенка новые положительные качества, но и преодолевать уже имеющиеся отрицат. Опыт показывает, что отсутствие И. п. при перевоспитании приводит к тому, что даже многократно применяемые меры воздействия часто остаются безрезультатными.

Когда индивидуальные особенности уч-ся не учитываются в процессе обучения, более способные и развитые задерживаются в своем умственном развитии: у них снижается познавательная активность и темп усвоения материала, кроме того, могут сформироваться такие отрицат. качества, как лень, безответственное отношение к учению и пр. Слабые ученики тем более страдают от отсутствия И. п.

Для осуществления И. п. как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Для этого применяются различные методы исследования: , специальные , и др. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка (см. ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "индивидуальный подход" в других словарях:

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - (англ. individual approach). Принцип педагогики; подход к обучаемому с учетом конкретных индивидуальных его особенностей (См. подход к обучению). Учет личностных особенностей поднимает И. п. до уровня личностно деятельностного подхода как… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Индивидуальный Подход - психолого педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка … Психологический словарь

    Индивидуальный подход - педагогический принцип обучения и воспитания детей. Он реализуется как изучение и учет индивидуальных особенностей (индивидуальности) каждого ребенка, как выбор форм, методов, средств взаимодействия с ребенком в учебной и внеучебной деятельности… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - в воспитании, осуществление педа гогич. процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значит, степени влияющих на их поведение в разл. жизненных… … Российская педагогическая энциклопедия

    Индивидуальный подход - (в обучении) принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт его личности … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно воспитательной работе на занятиях достигается взаимодействие с учащимися, основанное на знании характера, интересов, способностей, влияния семьи и ближайшего окружения на каждого из… … Профессиональное образование. Словарь

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - [см. индивид] важный психолого педагогический принцип, согласно которому в учебно воспитательной работе с детьми должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка. Особенно важное значение принцип И. п. имеет для обучения аномальных… … Психомоторика: cловарь-справочник

    Индивидуальный подход - желание и умение педагога не только видеть в воспитанниках, но и стимулировать в каждом из них развитие уникального варианта носителя общечеловеческих ценностей … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Индивидуальный подход - Психолого педагогический принцип, согласно которому в учебно воспитательном процессе должны учитываться индивидуальные особенности ребенка. Такое требование диктуется неповторимостью биосоциального портрета каждого человека как личности во всем… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Книги

  • Индивидуальный подход к устойчивому развитию , Мюррей П.. В настоящее время мнение о том, что мы должны жить более устойчивой жизнью, стало широко распространенным. Но когда на практике мы сталкиваемся с укоренившимися привычками и множественными…