Как жилин подружился с диной. Сочинение на тему «Жилин и Дина в рассказе «Кавказский пленник. Несколько интересных сочинений


Когда два офицера русской армии попали в плен к бандитам, они не ждали ничего хорошего. Однако даже в плену у татар можно найти светлые стороны. Хозяином Жилина оказался суровый горец Абдул-Мурат. У него была юная и красивая дочка по имени Дина.

Жилин познакомился с дочкой горца, когда отец приказал ей напоить пленника. Когда она явилась на зов отца, в её руках был кувшин, а одета она была по горской моде, в длинное платье синего цвета, её волосы были распущены по плечам. Ей всего тринадцать лет и было понятно, что она боится своего строгого отца. Когда офицер подал ей пустой кувшин обратно, та отпрыгнула от него, словно испуганная лань.

Через некоторое время Жилин начинает осваиваться в неволе. Он начинает понимать татар, ему становятся более понятны их поступки и мысли. От безделья он начинает мастерить разнообразные вещи. Однажды он сделал забавную куклу, стройная фигурка с кувшином на плече, и установил её на крыше. Дина увидела это чудо и заворожённо стала рассматривать, потом она позвала своих подружек и вместе с ними она продолжила её восхищаться. Когда Жилин снова зашёл в свою темницу, она взяла эту куклу себе. Так у Дины впервые в жизни появилась самая настоящая игрушка из глины. Однако не всем пришлось по душе это изделие. Одна крикливая старуха бросает куклу на землю и та разбивается на много частей. Девочка очень расстраивается, а офицер увидев её печаль решает сделать другую куклу. Он снова набирает глины и придаёт ей вид стройной девушки. Эта кукла получается гораздо лучше. С этого момента между Жилиным и Диной возникают дружеские чувства.

Жилин и Костылин голодали в своём сарае, жадный татарин не давал им много еды. Дина узнав об этом начинает приносить офицерам пищу. Вероятно она незаметно для себя влюбляется в красивого офицера русской армии. Поэтому у Жилина теперь всегда имеется запас лепёшек и молока, а иногда и баранины.
Создаётся впечатление, что среди всех татар, только Дина обладает добрым сердцем и старается облегчить жизнь пленникам.
После того, как Жилин и Костылин совершили побег, их привели обратно и посадили в глубокую яму. Именно Дина помогла офицеру совершить второй побег.
Ещё когда Жилин сидел в яме, он понимал, что только чудо поможет ему выбраться на волю. Как то раз Дина пришла к Жилину, чтобы забрать у него несколько замечательных глиняных фигурок животных, которые пленник сделал для неё. Через некоторое время девочка приходит и сообщает плохую новость, оказывается татары решили убить пленников, чтобы те не доставляли им проблем. Жилин просит её о помощи, но Дина отказывается и убегает.

Когда надежды почти не осталось, происходит чудо. Однажды ночью в яму спускается длинный шест, и так Жилин выбирается на волю. Костылин же отказался рисковать, и не отважился вылезти из зиндана. После того, как Дина разбивает кандалы и понимает, что больше никогда не увидит такого доброго и интеллигентного русского офицера, который выгодно отличался на фоне её соплеменников, она начинает плакать.
Можно сделать вывод, что девочка стала преданным другом Жилину, ей всего тринадцать лет, а она совершила то, что можно назвать подвигом. Не каждый взрослый на её месте решился бы на помощь, но она смогла пойти на это ради настоящей дружбы. Видимо запал ей в сердце этот странный русский офицер.

Тема урока: Дружба Жилина и Дины.

(По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».)

Цели урока:

предметные: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором;

регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;

личностные: воспитывать чувство интернационализма, культуру речевого общения и этикета.

Ход урока.

    Организационный момент.

Прошу ребят настроиться на активную плодотворную работу и пожелать друг другу хороших оценок.

    Мотивация урока. Работа с пословицами, записанными на доске.

Дружбу водить – так себя не щадить.

Жаль друга, да не как себя.

Друг познаётся на рати да при беде.

Для милого дружка и серёжку из ушка.

Дружба от недружбы близко живёт.

Дружба дружбой, а денежки врозь.

Определите их тему. О чём они? (О дружбе).

Прошу ребят подумать, есть ли какая-то связь между темой урока и пословицами, о которых мы говорили. (Ребята предполагают, что речь пойдёт о дружбе между Жилиным и Диной).

Вывод: да, сегодня мы будем с вами говорить о том, какую роль сыграла в судьбе Жилина маленькая героиня Дина.

    Изучение учебного материала. Работа с содержанием рассказа.

Ребята, откройте, пожалуйста, 6-ю главу. После побега (который как можно назвать? – неудавшийся) Жилин и Костылин сидят в глубокой яме. Костылин окончательно разболелся, И Жилин совеем приуныл. Они живут ежедневно под страхом смерти. Давайте посмотрим, как об этом пишет автор? Каким он называет их жильё?

(Совсем дурным).

Кто же поселил надежду в душу Жилина?

Как вводит Толстой её появление, каким словом?

А кто может рассказать, когда началась дружба Жилина с татарской девочкой? Кто первым найдёт и зачитает нам этот эпизод? (глава 3)

С чего же она началась? Чтобы ответить на этот вопрос, подчеркните самые важные, на ваш взгляд, слова(кукол лепил, схватила куклу и убежала, лоскутками красными убрала, качает, прибаюкивает).

Вывод: очень понравились Дине куклы, которые делал Жилин. Дина –маленькая девочка, любит играть, а игрушек у неё не было. А Жилин делал замечательные куклы.

Ребята, давайте попробуем с вами пересказать этот эпизод так, чтобы мы почувствовали радость Дины.

У кого же это получилось лучше всех? Кто сумел интересно рассказать нам о куклах Жилина и Дины?

Продолжаем беседу по содержанию 6-ой главы.

Что узнаёт Жилин из этого разговора? (Его хотят убить).

Почему его хотят убить татары? Он же пленный, у него нет оружию, значит, не опасный. Или, может, можно бояться и безоружного человека? (Да, татары боятся Жилина, он не боится их, не хочет им подчиняться, им не удалось его сломать).

Как же Дина помогает Жилину? Трусит она или нет?

А почему она ему помогает?

Почему Жилин вначале думает про Дину «прыгает, как коза дикая», а позже «как козочка дикая»?

А где мы впервые встречаемся с Диной? Найдите её описание.

Какие суффиксы включает писатель в слова, описывающие Дину? Для чего он это делает? (Чувствуется симпатия автора к этой героине. А ещё нам становится понятно, что на серьёзные поступки способен не только физически крепкий человек. Главное – быть стойким, сильным духовно).

Вывод: Какую же черту характера выделяет в своих героях писатель?

(Доброта).

Дина помогает Жилину, потому что добрый человек не может видеть, как страдает другой. Как называется эта черта? (Сострадание).

На кого похожа Дина? Чем? А какие у неё глаза? А как вы понимаете такое странное сочетание « глаза чёрные, светлые»? (Определением «светлые» писатель говорит не о глазах, а о душе Дины).

Давайте прочитаем сцену прощания Жилина и Дины и подумаем, почему плачет девочка?

Что вы можете сказать в её защиту?

    Закрепление учебного материала.

Какую же сложную проблему ставит Толстой своим рассказом, что хотел показать писатель с помощью Дины?

Актуальна ли она сейчас?

Когда между людьми возможна дружба и когда её не может быть? Зависит ли это от возраста или от национальности?

Можно ли жить без войн? Что для этого нужно?

5. Рефлексия.

Чему научил вас рассказ?

В чём вы хотите быть похожими на Дину?

Какая она, настоящая дружба?

Могут ли дружить люди разных национальностей? Что для этого нужно? Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.

Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

6. Домашнее задание: написать сочинение на тему»Спасибо, умница» (можно от лица Жилина, можно от собственного имени)

Составить цитатный план рассказа, например:
1. Не дамся им живой.
2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный.
3. Прошла про Жилина слава, что он мастер.
4. Нынче бежать надо.
5. Бросить товарища не годится.
6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.

Гл мысль произв.-что упорство и мужество всегда побеждают.Писатель осуждает войну между народами и считает ее бессмысленной Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, независимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир.) - Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы Л. Н. Толстого?

Жилин и Дина герои произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» смогли подружиться на страницах книги. Жилин, офицер русской армии, попавший к татарам в плен из-за трусости своего товарища. Дина - дочь татарина, который купил Жилина.

Вот как Лев Николаевич описывает внешность девочки. Дине тринадцать лет, она одета в синюю рубаху, волосы собраны в косу.

В начале произведения девочка боится русского офицера, по приказу отца она приносит Жилину кувшин с водой, а потом в страхе отпрыгивает от главного героя, когда он возвращает ей пустой кувшин.

Завоевать доверие девочки Жилин смог после того, как сделал для Дины куклу из глины. Вскоре татарская девочка стала доверять Жилину и помогать ему. Втайне от взрослых, девочка приносила плененному офицеру козье молоко, сырные лепешки, мясо. В обмен Жилин делал для Дины игрушки из глины. Из рассказа мы видим, что девочку заставляли много работать, играть ей было уже некогда, да и нечем. В русском пленнике, она увидела человека, который дарил ей радость детских забав, который не обижал ее, не нагружал тяжелой работой.

Жилин же понимал, что ему надо завоевать доверие жителей горного аула, чтобы быстрее совершить побег.

После первого неудачного побега, Жилина сильно избили, хозяин уже не был так благосклонен к нему. Дина же, помня обо всем добром, что сделал для нее Жилин, под страхом наказания продолжала подкармливать его. Когда все мужчины уехали из аула, именно Дина спустила в яму шест, по которому Жилин смог подняться. Без этого он бы не смог совершить второй побег и погиб бы. Девочка помогла русскому офицеру совершить побег, а Жилин напомнил ей о том, что надо вернуть шест на место, чтобы Дину не наказали.

На примере Жилина и Дины Толстой показал, что в любом народе есть добрые и смелые люди, готовые прийти на помощь даже представителю вражеской стороны.

События, которые описывает Л.Н. Толстой в рассказе, происходят во время войны на Кавказе. Главные герои произведения два офицера, которые попали в плен, и Дина - дочь горца Абдул-Мурата. Горец хозяин пленников.

Основа сюжета рассказа - дружба татарки Дины с русским офицером Иваном Жилиным. Дружба эта начала зарождаться не с первого дня их знакомства. Два разных по возрасту человека имели разное вероисповедание, принадлежали не только к разным народам, но и к разным слоям общественной лестницы.

Жилин — русский офицер, который отбывал службу на Кавказе. Иван среднего роста, худощавый, с добрыми глазами. По происхождению он дворянин. Матери своей Иван постоянно высылал деньги. А поскольку офицер был холост, мать искала ему невесту. Жилин, когда попал в плен, ехал домой, чтобы познакомиться с будущей невестой. Попав в плен, Жилин ведет себя, как подобает русскому офицеру. Иван отгоняет грусть и страх, не отчаивается, оказавшись в плену, составляет планы побега, в то же время занимаясь какими-либо делами. Он мастерит татарским ребятишкам игрушки из глины, ремонтирует оружие, даже помог вылечить татарина. Молодой офицер добр и трудолюбив, помогает всем, кто нуждается в помощи.

Дина — девочка лет тринадцати, похожая внешне на отца, смешливая, но немного пугливая.Одета всегда в длинное платье. Отзывчивая, добрая, преданная, способная сострадать. Именно эта девочка стала другом Ивана.

Поначалу Дина побаивалась русского, но однажды она увидела глиняную куколку, одетую в татарские одежды, оставленную Жилиным для нее. Пока Жилин не ушел в сарай, девочка с другими татарскими детьми рассматривала ее, поставленную Иваном на крыше сарая, а когда он ушел, схватила куклу. Для девочки эта кукла стала едва ли не единственной игрушкой.

После этого случая дружба между этими людьми начала крепнуть. Жилин сделал девочке другую куклу, когда первую игрушку сломала старуха. А девочка тайком приносила пленному еду, потому как знала, что русских пленных кормили плохо.

И именно Дина, услышав случайно, что офицеров собираются убить, помогла Жилину.Она опустилаему в яму длинную палку, чтобы Иван мог вылезть оттуда, сбить кандалы и сбежать. Девочка знала, что ее ждет наказание, если станет известно о ее поступке, но сделала это. Маленькая татарка принесла своему другу лепешки, чтобы он не голодал в дороге.

Благодаря Дине Жилин вскоре вернулся в гарнизон. Пустившиеся в погоню татары, потерпели неудачу. Трусливый же Костылин пробыл в плену еще более месяца, пока не пришел выкуп за него. Кажется, дружба Дины с Жилиным была настоящей, искренней. Девочка ради своего друга совершила такой поступок, который не всегда могут совершить взрослые. Она спасла жизнь Жилину.

Рассказывая об одном случае, произошедшем во время кавказской войны, автор раскрыл истинный патриотизм и мужество настоящего русского офицера, характеризующиеся стремлением к свободе и победе, умением стойко переносить лишения, не забывая при этом о человечности, любви к детям и сострадании.