Конспект ООД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) во второй младшей группе «Путешествие в Сказочную страну. Как заинтересовать малышей математикой: проводим занятия по фэмп во второй младшей группе детского


Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

«Заплатки для ковриков»

Конспект занятия в младшей группе «Заплатки для ковриков»

Цели: закрепить умение определять количество предметов (один и много), пользоваться понятиями «один», «много», «большой», «маленький», различать и называть круг и квадрат, подлезать под дугой на четвереньках; упражнять в ходьбе по маленькой площади.

Материалы и оборудование: бумажные коврики, в которых вырезаны круглые и квадратные отверстия, дуги, коробки, кубики большие и маленькие. Квадраты и круги по размеру отверстия.

1.Организационный момент. Игра «Собери кубики»

(Входим в группу)

Дети, посмотрите, пока нас не было в группе, кто – то пришел и разбросал все кубики. Нам нужно собрать их и разложить по коробкам. Посмотрите, большой кубик я положу в большую коробку, а маленький – в маленькую. (После объяснения, дети, по одному подходят и складывают кубики по коробкам).

Вот мы и собрали все кубики: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку.

Сколько кубиков в коробках? (много).

А сколько кубиков у вас? (ни одного).

2.Дидактическая игра «Подбери заплатку для коврика».

Дети, представляете, оставила я коврики на столе, а их кто - то прогрыз. Как вы думаете, кто это мог быть? (ответы детей). А узнаем мы это когда отгадаем загадку:

Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки.

(Мышь)

Правильно, это мышка. Давайте сейчас с вами подберем для этих ковриков заплатки.

Сколько дырочек на каждом коврике прогрызли мышки? (одну, много).

А какой они формы? (круглой, квадратной). Молодцы, ребята. Вот мы и починили коврики. А еще мышки нашли у нас сыр и забрали его себе в норки. Дам нужно вернуть наш сыр.

3. Подвижные игры:

  • «Пролезь в норку».

Ставлю 2 дуги (высота 50 см) на расстоянии 1 м в две параллельные линии и напротив первой раскладываю на полу «сыр», на против последней ставлю коробку.

Сейчас вам нужно пролезть в норку (ползание на ладонях и коленях по дугой), взять один кусочек сыра, вылезти из норки и положить его в коробку. Пролазаем по одному, не торопимся.

Молодцы, весь сыр вернули.

  • «Шар – кубик»

А теперь давайте построимся друг за другом и сделаем круг. Посмотрите, у меня есть шарик и кубик. Шарик катится быстро, а кубик не умеет катиться. И сейчас мы с вами поиграем. Когда я буду поднимать шарик и назвать его, вы должны бежать друг за другом. А когда я подниму кубик и назову его, вы будите шагать друг за другом.

4. Рефлексия.

Какие кубики мы складывали в коробки? (большие, маленькие).

Какой формы были заплатки для ковриков? (квадратные, круглые).

Сколько дырок прогрызли мышки? (много).

Шарик умеет катиться?

А кубик?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Цели: Формирование умения соотносить количество предметов с числом,цифрой. Закрепить знание детей о простейших геометрических фигурах, счета до 5-ти, таких понятий, как: широкое-узкое, высокое-н...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...

Тема: « В гости к коту Ваське».

Цель: Развивать познавательный интерес через опытно - экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные.

Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат. Продолжать обследовать форму этих фигур.

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», использовать слова один, много.

Закреплять у детей умение находить кубик определенного цвета.

Накладывать на картинку столько деталей, сколько их нарисовано.

Развивающие.

Развивать любознательность, память, мышление.

Развивать умение отвечать на вопросы.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать зрительное восприятие.

Воспитывать самостоятельность, умение осуществлять действия.

Воспитательные.

Воспитывать дружелюбие, способность к совместной деятельности.

Вызывать эмоциональный отклик на просьбу о помощи.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Виды деятельности : Игровая, познавательно- исследовательская.

Формы организации детских видов деятельности: Решение проблемной ситуации, игра с речевым сопровождением, отгадывание загадки, изготовление продуктов детского творчества (дорожки).

Оборудование: Домик, игрушки: кот, мышь, тележка, мешочки, блоки Дьенеша, кубики Никитина, карточки «сложи узоры», мебель: стол, стул, кровать.

Раздаточный материал: Геометрические фигуры(круг, квадрат), карточки (коврики) , карточки «Сложи узор»(по количеству детей) , кубики Никитина (по 4 на ребенка)

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Дети, вы любите ходить в гости? Сегодня я приглашаю вас в гости. А к кому - отгадайте.

Молоко пьет,

Песенки поет,

Чисто умывается,

А с водой не знается. (кот)

Перед детьми на полу выложена дорожка из квадратов синего цвета.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть дорожку.

Воспитатель: Дорожка необычная. Какие на ней фигуры? (квадраты). Сколько квадратов? (много) . Какого они цвета? (синие).

Воспитатель: Сейчас мы можем отправиться в путь. (дети идут по дорожке под стихотворение).

По дорожке мы идем

С синими квадратами.

В гости к котику придем

С нашими ребятами.

2.Игра «Заплатка для коврика».

Воспитатель: Вот мы и пришли.

Что за домик? В доме свет горит, на окошке котик серенький сидит.

Воспитатель: Где живет котик? (в домике). Что есть в домике у кота? (стол, стулья, кровать).

Воспитатель: А еще у котика есть коврики.

Посмотрите и скажите, сколько у него ковриков? (много)

Воспитатель: Котик, почему ты грустный такой?

Котик: Со мной приключилась вот такая история. Мыши прогрызли в ковриках дырки.

Воспитатель: Котик просит вас помочь ему поставить на ковриках заплатки.

Воспитатель: Котик, что у тебя за тележка стоит, а в ней мешочек?

« Чудесный мешочек»

Я - чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек,

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Воспитатель достает из мешочка коврики, раздает их и рассматривает вместе с детьми.

Сколько на коврике дырок? (одна)

Какой она формы? (круглая, квадратная)

Какого цвета коврики? (синий, красный)

А мешочек у меня еще не пустой, в нем еще остались фигуры.

(высыпает на ковер фигуры - блоки Дьенеша).

Что за фигуры на коврике? (круг, квадрат)

Проводится дидактическая игра «Заплатка для коврика».

При необходимости показать детям, как нужно подбирать заплатку:

Она должна подходить по форме и цвету.

Опросить детей, какого цвета и формы заплатка подошла к их коврику.

Котик: Спасибо вам ребята, что вы мне помогли поставить заплатки .

Воспитатель: У меня в мешочке спряталась игрушка.

Вы не знаете, что там?

Я слышу из мешочка доноситься писк: пи – пи - пи!

Кто там пищит? Покажись нам (достает из мешочка игрушечного мышонка).

Узнаете - это мышонок. Наверно ты убегал от кошки.

Давайте и мы поиграем в игру.

3. Пальчиковая игра « Кот и мыши».

Вышла кошка как-то раз,

Поглядеть который час.

Раз- два- три- четыре

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон.

Нам пора возвращаться, до свидания котик.

4. Игра « дорожка к сыру».

Ребята, а мышка хочет пойти с нами в сад.

Возьмем ее с собой? (возьмем) и поможем найти мышке сыр.

Дети садятся за столы. На столе лежат кубики «Сложи узор», карточка с заданием « дорожка к сыру» на каждого ребенка.

Посмотрите, какие чудо - кубики лежат на столе, с разными гранями.

Какого цвета дорожка на карточке? (синяя)

Посмотрите внимательно какая сторона у кубика вам понадобится для постройки дорожки? (синяя).

Воспитатель: Мы берем кубик с синей гранью, и ставим кубики точно на картинку правой рукой сверху вниз, получилась синяя дорожка.

Мы помогли мышке построить дорожку.

Цель:
Закреплять умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. Воспитывать интерес к занятию.
Демонстрационный материал:
Используется обстановка группы – игровой уголок (куклы, стулья, чашки, стол, мишка, чайник; природный уголок (растения, лейка, макет аквариума); книжный уголок (книги, картинки, полка, подставка для книг); гараж (несколько маленьких машинок, одна большая машина, паровоз или силуэт паровоза, листы цветной бумаги (вагоны).
Раздаточный материал:
Круги и квадраты одинакового цвета (длина, стороны квадрата 8см., диаметр круга 8см.; по одному на каждого ребёнка).
Игровая мотивация: Ребята, посмотрите, какое ласковое солнышко смотрит к нам в окошко. Улыбнитесь солнышку и друг другу. А кто это у нас в гостях и грустит? (Дети сидят на стульчиках. Воспитатель обращает внимание детей на зайчика).
Воспитатель: Зайчик, а почему ты такой грустный?
Зайчик: Я не могу найти дорогу к маме, еще и злая лисица за мной гонится.
Воспитатель: Дети, а вы хотите помочь зайчику? (Да)
- Для этого надо выполнить несколько заданий.
Воспитатель: Дети, я вам предлагаю сесть в поезд и отправиться в путешествие. (Встали все друг за другом, имитируя движение поезда).
Путешествие: (Дети движутся по групповой комнате со словами)
Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!
Первая станция: «Кукольная»
Воспитатель: Что есть на станции «Кукольная»? – Каких игрушек много?
– Каких игрушек по одной? (Индивидуальная работа с детьми)
Воспитатель: Молодцы ребята. Всё правильно. – А теперь отправляемся на следующую станцию. (Дети двигаются по групповой комнате).
Вторая станция: «Книжная станция»
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы прибыли на «Книжную станцию».
Воспитатель: Что вы здесь видите? – Каких книг много? (Больших или маленьких). – Каких по одной? – Сколько полок для книг? _ Сколько подставок для книг?
(Индивидуальная работа с детьми)
Воспитатель: А сейчас отправляемся на следующую станцию.
Третья станция: «Гаражная»
Воспитатель: Мы прибыли на станцию, которая называется «Гаражная».
(Дети сидят на стульчиках)
Дидактическая игра: «Почини паровоз»
Воспитатель: Ребята, что – то наш паровоз совсем не едет, видимо он сломался. Надо нам его починить, чтобы отправить зайку «Поскакайку» домой в лес.
Воспитатель: Ребята, а почему паровоз у нас совсем не хочет ехать?
Воспитатель: - Какой формы у паровоза колёса? (Квадратные)
Воспитатель: - Какой формы у него окошки? (Круглые)
Воспитатель: Видимо Рыжая лисица нам поменяла колёса с окошками. (Воспитатель просит детей поменять местами колёса и окна).
Воспитатель: Почему сейчас наш паровоз катится?
- Попробуйте прокатить круг. Ему что-нибудь мешает катиться?
- Попробуйте прокатить квадрат. Ему мешают углы, а у круга углов нет.
Воспитатель: Вот и выполнили все задания, смотрите! – А, что вы видите? (Показывает на домик)
Дети: Домик зайчика. (Дети сидят на стульчиках)
Воспитатель: Зайчик благодарит вас за помощь, без вас бы он не справился с хитрой лисицей. А в благодарность за вашу помощь, зайчик предлагает с ним поиграть.
Утром на лужайке, (все стоят в кругу и потягиваются)
Просыпались зайки.
- Здравствуй, солнце красное (поднимают ручки вверх)
- Здравствуй, небо ясное! (в стороны)
- Здравствуй, ёлка! (прямо)
- Здравствуй, пень! (вниз)
Здравствуй, здравствуй, новый день! (хлопают в ладоши)

ЛИТЕРАТУРА:
1. В. П. Новикова «Математика в детском саду (младший дошкольный возраст) », 2000г.
2. Е. С. Маклакова «Математика. Вторая младшая группа», 2010г.
3. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада», 2006
4.Пономорева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. -3-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕз, 2011г.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

Ирина Помораева, Вера Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада

Планы занятий

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой


Помораева Ирина Александровна методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №15, заслуженный учитель России.

Позина Вера Арнольдовна методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №4, отличник народного просвещения.

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике во второй младшей группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий. Знания, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов, позволяющий расширить содержание работы с детьми четвертого года жизни и повысить их интерес к заданиям с математическим содержанием.

Примерное распределение программного материала на год

Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе проводятся со второй половины сентября один раз в неделю (32–34 занятия в год).

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

Занятие 2

большой, маленький .

Занятие 1

один, много, мало .

Занятие 2

много, один, ни одного .

Занятие 3

один, много, ни одного .

Занятие 4

Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

большой, маленький.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Занятие 2

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Занятие 4

Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

II квартал

Занятие 1

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.

Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Занятие 2

Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.

Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Занятие 4

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 2

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Занятие 3

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

Занятие 4

Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

Занятие 2

Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова

Упражнять в определении пространственных направлений от себя.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 3

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

Занятие 4

Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.

Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

III квартал

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну .

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну,

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Занятие 3

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.

день, ночь.

Занятие 4

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).

Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Занятие 1

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.

Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа .

Занятие 3

Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.

Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Занятие 1

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

Занятие 2

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

Занятия 3–4

Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.

Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.

Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.

Методические указания

I часть. Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?»

Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар ): «Что вы нашли? Какого цвета шар?»

Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.)

Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом ставить .)

II часть. Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую – куб и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок и что осталось у него в руке.

III часть. Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы: шары нужно класть в красную коробку, а кубы – в зеленую.

В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубы?» (Большие и маленькие.)

Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними.

Занятие 2

Программное содержание

Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.

Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена.

Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по размеру? Покажите большую кроватку. А теперь маленькую. Где кровать для большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную „Спят усталые игрушки“».

II часть. Игровое упражнение «Построим башенки».

Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по размеру, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Кукла.

Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).

Методические указания

Воспитатель . К кукле Кате в гости пришли матрешки, и мы все вместе будем водить вокруг нее хоровод. Посмотрите, сколько матрешек пришло в гости? (Много.) Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати.

Дети расставляют матрешек.

Воспитатель . Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.)

В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек.

Занятие 2

Программное содержание

Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.

Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. Петрушка приносит детям корзину с мячами.

Воспитатель . Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка?

Петрушка высыпает мячи на пол. По его просьбе дети берут по одному мячу.

Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (Вводится понятие ни одного .) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?

Дети складывают мячи в корзину.

Воспитатель . Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках?

II часть. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».

Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака:


Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.

Дети прыгают в такт стихотворению. По окончании стихотворения они разбегаются.

Игра повторяется несколько раз.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.

Раздаточный материал . Круги одинакового размера и цвета, уточки.

Методические указания

Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».

I часть. Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям он предлагает рукой обвести круг.

II часть. Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу и спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.

Воспитатель показывает детям поезд: «Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.) Почему? (Нет колес.)» Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колеса (круги) и под музыку «едут» в парк кормить уточек.

III часть. Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это? (Уточки.) Сколько уточек?» (Много.)

Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?»

Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки.

Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.) Сколько уточек осталось у вас в руках? (Ни одной.)»

Кукла Маша прощается с ребятами. Дети «едут» домой.

Занятие 4

Программное содержание

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.

Раздаточный материал . Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.

Методические указания

I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?»

Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?»

Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют: «Я положил одну морковку (свеклу, картошку…)» Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Овощей в машине становится больше». Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет: «Сколько овощей в машине?»

II часть. Игра «Чудесный мешочек».

В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета.

Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой.

Аналогичные действия выполняются с другим кругом.

Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются.

III часть. Игровое упражнение «Испечем оладушки».

Дети лепят из глины (пластилина) большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие – на маленький.

Программное содержание:

Закрепить понятия много, один.

Тренировать способность сравнивать количество предметов: «больше», «меньше», «столько же».

Закреплять знания цвета.

Тренировать умение различать геометрические фигуры.

Упражнять детей в сравнении по ширине, длине предметов и обозначать словами: широкий, узкий, высокий, низкий.

Закреплять умение понимать пространственные отношения между предметами: на, над, под.

Развивать речь, фантазию, внимание, мыслительные операции.

Материал к занятию:

Герои мультфильмов, поезд, билеты на поезд, геометрические фигуры для обозначения мест в поезде, цветы, бабочки, паутина, ковер с геометрическими фигурами, солнце, дождь, домики разных цветов, документы к домам (квадраты разных цветов), листики (широкие - узкие), ёлочки (высокая - низкая), пальчиковый театр (животные), игрушка «Чебурашка», музыкальная запись стука колес поезда, детский плач.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними.

Сегодня мы с вами отправимся в страну «Мульти - пульти». В этой стране мы будем решать головоломки. Головоломки - это такие необычные, интересные задания. А подготовили для нас эти задания герои, которых вы все хорошо знаете. Хотите узнать, кто это и выполнить их задания?

Тогда я приглашаю вас в путешествия на сказочном поезде.

Воспитатель заранее расставляет стулья в три колонны друг за другом, на спинках которых прикреплены геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, различных цветов.

Но прежде чем сесть в поезд, нам необходимо решить, кто на каком месте поедет.

На отдельном стоящем, заранее подготовленном столе, лежат геометрические фигуры, но лицевой стороной вниз. Воспитатель предлагает взять одну любую фигуру. Дети смотрят, называют, сравнивают фигуру с цветом и занимают свои места.

Все сели, ни кого не забыли, ну, тогда в путь.

Включается запись стука колес поезда (на протяжении всего занятия включается эта запись).

Основная часть.

Д/игра «Бабочки».

Ребята, мы с вами оказались на цветочной полянке в гостях у Вини - пуха. Он очень любит гулять по цветочной полянке и играть с бабочками.

Распустились здесь цветы, небывалой красоты. Вини - пух говорит, что играл с бабочками, подул ветерок и занёс их в сети злого паука, нам нужно им помочь освободиться! Сколько бабочек поймал паук? (Одну или много?).

Давайте их освободим!

Дети освобождают бабочек из плена.

Как мы можем помочь бабочкам. (Дети предлагают свои варианты.)

Чтобы паук не заметил и не поймал бабочек, каждая бабочка должна сесть на цветок такого же цвета. Давайте поможем бабочкам спрятаться.

Дети сажают бабочек на цветы. Воспитатель задаёт вопросы:

Какого цвета бабочки?

На какой цветок сядет бабочка?

Поровну ли бабочек и цветов? (нет)

Чего больше? (цветов) Чего меньше? (бабочек)

Как сделать так, чтобы бабочек и цветов стало поровну? (Дети предлагают варианты)

Что у нас получилось? (Дети должны проговорить: бабочек и цветов поровну.)

Молодцы, ребята, справились с этим заданиям, помогли бабочкам, и теперь Вини - пух опять сможет с ними играть.

А теперь нам с вами нужно отправляться дальше. Давайте занимать свои места и отправимся дальше.

2. Д/игра «Ковер».

Проходите, ребята, мы приехали в гости к коту Матроскину. Он сегодня грустный, потому что его любимый ковер порвался. Давайте поможем ему. Вот у него есть разные заплатки, разных форм. Но кот Матроскин не знает, куда какая заплатка подходит. Возьмите каждый по заплатке и найдите ее место.

Дети берут заплатку, называют форму, цвет и находят ей место.

Молодцы, кот Матроскин очень рад, что вы ему помогли восстановить его любимый ковер.

Наши дети знаю стихи про геометрические фигуры, давайте послушаем.

Треугольник – три угла,

Посмотрите детвора.

Три вершины очень острых –

Треугольник – «остроносый».

Нарисуем мы кружочек:

Ротик в нем и пара точек,

Солнце круглое и мячик,

Круг давно знаком нам, значит.

Вот четыре стороны

И они всегда равны.

А фигура та, ребята,

Называется квадратом.

Молодцы, ребята.

Дети садятся на поезд.

3. Игра «Найди свой домик».

Мы приехали в город, где много домов. Каждому из нас предстоит занять какой-то домик. А они все разные. Чтобы вы знали, в какой заселиться, я вам дам документ такого же цвета. (раздать квадраты разных цветов)

Какого цвета будет домик у Миши?

Когда светит солнышко, дети выходят и гуляют. А когда дождь, скорее бегут к своему домику.

По сигналу «дождь» дети занимают «домики». Воспитатель проверяет документы. Игра проводится несколько раз, воспитатель меняет расположение домиков.

Молодцы, ребята, не путали домики, не намочил вас дождик. А теперь садитесь на поезд, едем дальше.

4. Д/игра «Помоги Маше навести порядок».

Ребята, мы приехали в гости к Маше на лесную полянку. Посмотрите Маша проказница разбросала листочки. Давайте их соберём! Посмотрите, какие они все разные; и широкие есть и узкие. Мальчики соберут широкие листочки, а девочки – узкие.

Хорошо, молодцы!

А теперь посмотрите, мы видим две елочки. Ребята, они одинаковые? Нет. Одна елочка высокая, а другая низкая. Мальчики пусть положат свои листочки под высокую ёлочку, а девочки – под низкую. Молодцы, ребята помогли Маше навести порядок на полянке.

5. Игра «Дрессировщики».

Ребята, мы приехали в гости к клоуну Клёпе. А вы знаете, где живут клоуны? (в цирке) А кто еще выступает в цирке? (животные)

Клёпа предлагает нам с вами побыть дрессировщиками. Дрессировщики дрессируют зверей, учат их выполнять команды. Ну что будем дрессировщиками?

Одевайте зверей на указательный палец и произнесем такие слова: «Животные оживите! Нам головками кивните!»

Ой, смотрите, они ожили! (пошевелить пальцами)

Тогда давайте будем дрессировать наших зверей. Будем давать им команды.

1 команда – животные сядьте на стол;

2 команда – сядьте под стол;

3 команда – подпрыгни над столом;

4 команда – сядьте на плечо;

5 команда – спрячьтесь за ладошку.

Молодцы, ребята! Звери выполнили все ваши команды. Какие мы хорошие дрессировщики. Но животные устали и им пора отдыхать, верните животных на места. Клёпа говорит вам спасибо, что вы научили их выполнять команды. А нам пора возвращаться в детский сад, садитесь на поезд.

Заключительная часть.

Игра «Опоздавшая игрушка».

Вот мы и вернулись в детский сад. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.

Вот и закончилось наше путешествие.

Ой, кто там плачет?

Ребята, да это Чебурашка! Он хотел вместе с нами поехать в путешествие, но опоздал. Давайте расскажем Чебурашке кому мы сегодня помогали! Чье задание выполняли?

Молодцы, ребята, все задания выполнили, а ты, Чебурашка, больше не опаздывай.