Кузьминки осенние история праздника. История праздников — Кузьминки. Календарь знаменательных дат. Публичная библиотека Новоуральского городского округа. Традиции и обряды


Кузьминки

«Кузьминки» — по осени поминки, гласит пословица. Праздник «Кузьминки» по народному календарю — первый зимний праздник, встреча зимы . Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.

«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили их сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом — курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур — непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, — из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
А как вы, уважаемые читатели, «Кузьминки» отметите? Мы, конечно, не призываем вас чужих кур воровать. Но из тех, что сами вырастили или в магазине купили, почему бы на «Курьи именины» лапши не приготовить или еще чего-нибудь вкусненького. Предлагаем несколько рецептов .

Закуска «Птичка» . Куриные потроха тщательно промыть, мелко нарезать, обжарить с репчатым луком, посолить-поперчить, добавить тертый сыр, измельченные вареные яйца, томат-пасту, сметану и прокипятить. Выложить в форму, смазанную маслом, залить взбитым яйцом, присыпать тертым сыром, запечь в духовке. Все.

Котлеты куриные с сыром . Мякоть курочки пропустить два раза через мясорубку, посолить-поперчить, хорошо перемешать. Из фарша скатать лепешки, на середину положить смешанное с тертым сыром сливочное масло, края лепешки соединить в круглую котлету. Готовую котлетку смочить во взбитом яйце, обвалять в панировочных сухарях и обжарить на сковородке на сливочном масле.

Праздничный пирог «Курник» . В старину «Курник» пекли либо на свадьбу, либо на «Курьи именины». Вариантов этого знаменитого пирога много, и неудивительно! Любили его с разными начинками попробовать и подать торжественно. Поневоле ахнешь, когда хозяюшка внесет высокий конусный пирог, изукрашенный листьями да цветами из теста, с кратером наверху, дымящимся аппетитным паром... Да что там говорить, давайте печь пирог. Тесто подойдет любое дрожжевое, а вот начинок будет несколько. Сначала раскатаем тонкий пласт теста размером несколько больше сковородки, в которой будем выпекать. Выложим пласт на сковороду, на тесто уложим первую начинку — отваренный и остуженный рис. Раскатаем второй, тонкий, как блинчик, пласт теста и закроем им первую начинку. На второй «этаж» «Курника» уложим кусочки отварной курочки и опять перекроем тонким блинчиком из теста. Третья начинка — обжаренные грибы. Бока нашей конусной башни будем закрывать теми же тонкими блинчиками внахлест, соединим и защипаем нижний пласт с боковыми блинчиками, а наверху оставим небольшое круглое отверстие. Из остатков теста вырежем украшения в виде листьев, колосьев, цветов, звездочек, разместим их на боках «Курника». Поверхность пирога надо смазать взбитым яйцом с помощью кисточки или куриного перышка. В отверстие «кратера» вольем полстакана куриного бульона, поставим пирог в печь. Выпечка занимает примерно 30-40 минут при 220 градусах, готовность проверяем лучинкой. Приятного аппетита!

В ноябре, как правило, дождливо и слякотно на улице. Игру во дворе не очень-то затеешь, горок снежных еще нет. Поэтому весь досуг по большей части проходит в избе, в доме. Мальчики увлекались мастерством по дереву, девочки — куклами.

Мастерим из дерева

Издавна делают на Севере щепных лошадок и оленей. В домах, где топят печки и для разжигания дров щепают лучину, там дети до сих пор используют лучинки в своих играх. Сначала заготавливают лучину. Лучше всего подходит еловое или сосновое полено: хвойная древесина расщепляется ровно, особенно влажная. Раньше для щепания лучины применяли специальный тесак, сейчас мастера пользуются большим острым ножом. Нужно стараться расщеплять полено аккуратно, ровно, чтобы лучины были примерно одинаковой толщины (1-1,5 мм). По длине и ширине щепочки получаются разными, из них можно сделать нужный выбор. Для щепной игрушки мастер выбирает планочку, на которой своим ножом делает надрезы, а затем руками разрывает послушные влажные волокна древесины и заламывает-загибает ножки, шейку, хвостик конька. Любимым занятием мальчиков было повторять за мастером все движения и добиться красивой, выразительной фигурки.

Кудельная куколка
А девочки готовы были целыми днями «крутить» куклы. В деревнях, где выращивали лен, тряпичных кукол всегда набивали куделью — очесами льна. Сначала сшивали узкий мешочек, плотно «заваливали» его куделью, стягивали нитками нижний и верхний концы. Потом придавали столбику форму человеческой (женской) фигурки: перевязывали прочной ниткой по линии шеи, туго перетягивали крест-накрест на груди и завязывали на поясе. Получались головка, грудь, туловище. Обязательная деталь кудельной куколки — коса, которую девочки расплетали, заплетали, укладывали в прическу. Ее делали непременно изо льна. Прядь чистого, вычесанного льна пришивали на лоб, перекидывали назад и заплетали в косу с лентой. Наряд куклы состоит из кофты с юбкой. Они делаются из прямоугольных лоскутов ткани, сшитых вручную изнаночным швом, присборены и завязаны: кофта по месту шеи, юбка — на талии. Подол юбки всегда аккуратно подшивали, что характерно для народной куклы. Куколку можно нарядить в фартук, повязать платком и поясом, украсить бусами и сережками.

На каждых посиделках развлекались всяческими играми . Они вроде бы «комнатные», но при хорошей погоде вполне сгодятся и для улицы.

Игра «Олень»
Это вариант игры в фанты. Все рассаживаются кругом по комнате, в центре — водящий, в углу — «Олень», который сидит ко всем спиной. Водящий обходит круг игроков с песенкой, при этом собирает от каждого какие-нибудь мелкие вещички, складывая их в шапку или варежку или в лукошко. Песенка водящего про Оленя, только его здесь называют покороче — Лень:
— Ой, Лень, ты мой Лень,
Тепло ли тебе, Лень,
Холодно ли тебе, Лень?
— Мне не так тепло,
Мне не так холодно,
Принаденьте меня, принакутайте,
Как со девицы платок,
Со красавицы венок,
Как со малого ребенка
Пестрая пеленка,
С мужичка-бодрачка
Опоясочка!

Ну вот, все заветные колечки, ключики да сережки собраны в шапку, их протряс водящий и рукой перемешал, теперь будет по одной вещице доставать, да так, чтобы ни «Олень», ни кто другой не видал, что у него в руке. Например, нащупает в шапке какой-нито ключик, зажмет в ладони и поднимет над головой, да и спрашивает «Оленя»: «Олень-Олень, что этому фанту делать?» А уж «Олень» придумывает веселое задание — прокукарекать, пропеть песенку, станцевать какой-нибудь африканский танец, поздороваться с кошкой, да мало ли что придумает озорной «Олень»! Задание «Оленя» надо выполнять, такой уговор, только после этого получишь свою вещицу. А вот когда остается у ведущего последняя вещичка, ее разыгрывают по-другому. Эта игра называется «Колечко».

Игра «Колечко»
Но может быть не обязательно колечко, а любая мелкая вещица, чтобы только уместилась в кулаке. Все играющие встают в круг или садятся в круг, как удобнее. Ведущий неторопливо обходит весь круг, и каждому игроку будто бы вкладывает скрытно в сложенные «лодочкой» ладошки желанное «колечко». Тот, кому все-таки положили «колечко», не показывает этого, и ждет слов ведущего: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Вот тут все игроки настораживаются, потому что игрок с колечком должен выскочить из круга, а все остальные должны не дать ему это сделать, успеть задержать. Затем игрок с колечком становится ведущим.

Игра «Петушиные бои»
Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, — словом, петушиться. В «Кузьминки» дрались даже петухи, не то что мальчишки. Но мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Правила были строгие — руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Самое главное — парням можно толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на пол второй ногой, ты победил. Конечно, многое зависит от поддержки болельщиков. Болейте на здоровье!

14 ноября Православная церковь почитает память бессеребряников Космы и Дамиана, которые были родом из Малой Азии. Они были искусными врачевателями и могли силой молитвы исцелить безнадежно больного человека. Благодаря братьям многие люди обратились в христианскую веру. Косму и Дамиана пытался заставить принести жертву языческим богам римский император Карин, но, пораженный внезапной болезнью, он сам обратился к их помощи. После того, как святые исцелили его, их с честью отпустили домой.

Братья не брали с людей никакой платы, за что их прозвали бессеребряниками. Однажды они смогли исцелить безнадежно больную женщину. В благодарность за это она принесла Дамиану три яйца и попросила взять их во имя Святой Троицы. Святой не смог ей отказать. Когда же об этом узнал Косма, он сильно расстроился, и завещал, чтобы после смерти его похоронили отдельно от брата.

Врачеванию братья учились у одного старого врача, который со временем стал сильно завидовать их славе. Доведенный этой страстью до исступления, он под предлогом сбора лекарственных растений позвал святых в горы и там убил их, а тела бросил в реку.

Когда тела братьев были найдены, люди не знали, как их похоронить – вместе или раздельно. Но тут произошло чудо: некогда исцеленный от бешенства верблюд сказал человеческим голосом, что братьев должны похоронить рядом, потому что Дамиан принял дар не от корысти, а по милосердию. Так люди и сделали.

Кузьминки осенние: история праздника

На Руси Косму и Дамиана (в обыденном языке Кузьму и Демьяна) почитала с древних времен. Если в канонических житиях святые представлены как врачеватели душевных и телесных недугов, то в народе их чаще представляли «рукомесленниками», которые ни с кого не брали денег за работу. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли Кузьмодемьян (Космодемьян).

С давних пор на Руси братьев-чудотворцев почитали также устроителями супружеской жизни и покровителями ремесленников, в основном кузнецов. В народном представлении Кузьма (Косма) имел непосредственное отношение к кузнечеству. Его наделили обширными, многогранными способностями и качествами – вполне человеческими и в то же время магическими и чудесными, – какими обладали кузнецы. В глазах простых людей главное призвание христианских святых (врачевание) представлялось как своего рода перековка больного, его переделывание и закаливание.

В одноименных глаголах «куй» и «ковать» одно из древнейших и главных значений – создавать, творить, а также обрабатывать, переделывать, превращать, изменять, придавать любой вид. Кузнецы в мифологии – творцы мира, первые пахари, маги и колдуны, искусные врачеватели, имеющие дела с металлами, наделенными в обрядовой практике народов сверхъестественными способностями: с того времени, когда люди научились добывать металл (медь, железо), металлические изделия применялись как мощные талисманы, обереги и пр.

В народном фольклоре часто встречается образ кузнеца, а понятие «ковать» применяют к различным природным явлениям и ситуациям (образовательным, семейно-брачным, воспитательным, военным и др.). До сих пор существуют выражения: «ковать кадры», «кузнец своего счастья», «сковал недуг», «сковал мороз».

Кузьма и Демьян в народе славятся кузнецами в прямом и переносном смысле.

Кузнец Кузьмадемьян кует лёд на земле и на водах.

Без Козьмодемьяна не заковать зиме реку.

Кузьма закует, а Михаил раскует (часто в бывает оттепель).

Козьма с гвоздем, Николай ( ) с мостом.

Кузьминики осенние кузнецы считали своим профессиональным праздником. В этот день им запрещалось работать: из страха перед своими святыми покровителями и из уважения к ним.

Кузьма и Демьян являются покровителями не только кузнечного искусства и кузнецов, но и женского рукоделия. С этой даты женщины усердно принимались за прядение и просили святых помочь не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Кузьма и Демьян, сравняйте меня позднюю с ранними .

В некоторых легендах и былинах святых братьев связывают с земледельческими работами – они молотильщики и пахари. Существовало предание, что Кузьма и Демьян охотнее всего нанимались молотить. Они никогда не требовали платы за свою работу и только просили, чтобы их вовремя кормили кашей. От этого братьев иногда называют «кашниками».

В некоторых местах в день Кузьмы и Демьяна «чествовали овин», приурочив начало молотьбы к этой дате. В овин несли кашу, угощали молотильщиков и угощались сами. Немного каши оставляли в овине для его хозяина – овинника.

Ещё в этот день вспоминали домового, который, согласно поверью, в ноябре особенно безобразничает и буйствует. Чтобы успокоить разбушевавшегося духа, его либо задабривали, оставляя всякие угощения, либо гнали помелом.

Святых братьев (покровителей любого ремесла) в народе воспринимали и как носителей знаний. Для наших предков Кузьма и Демьян стали молитвенными помощниками в просвещении разума и обучении грамоте. В Древней Руси учебный год начинался, когда все сельскохозяйственные работы подходили к концу: или с 1 ноября (в день Кузьмы и Демьяна), или с 1 декабря ().

Кузьминки осенние: традиции и обычаи

Ноябрьские Кузьминики часто называли «курячими именинами» или «курячим праздником». В этот день в церковь носили кур и варили кашу, которую не только ели сами, но и предлагали отведать святым покровителям дня:

Кузьма и Демьян, приходите к нам кашу хлебать.

В день Кузьмы и Демьяна – куриная смерть (режут кур).

На Кузьму-Демьяна – цыпленка попу, а курицу на стол.

С этого дня начинали на продажу бить кур, жарили куриное мясо, в курятниках служили молебен и кропили их святой водой. Называли этот обряд – «кур молить». Чтобы птица водилась, в этот день обязательно нужно отведать блюдо из куриного мяса. Во время еды кости куриные не ломали, чтобы птица не болела.

Святых братьев воспринимали как покровителей счастливой семейной жизни и домашнего очага. К образу чудесных кузнецов обращались в святочных и свадебных песнях.

Повсеместно Кузьминики считались девичьим праздником. Существовал обычай, по которому девушка-невеста в этот день считалась хозяйкой дома. Она готовила кушанья для всей семьи. Почетным угощением была куриная лапша.

В ряде мест незамужние девушки, дабы доказать свою готовность вступить в брак, в этот праздник в снятом помещении устраивали ссыпчины – вскладчину покупали продукты и устраивали пиршество. Вечером они принимали парней, угощали их куриной лапшой (куриным супом). Празднование длилось до утра. Если все угощения были съедены, то парни отправлялись на промысел – воровали соседских кур. К таким кражам крестьяне относились снисходительно, если и ругались, то больше для порядка.

В некоторых местах было принято, чтобы девушки ходили по деревне и выпрашивали продукты, из которых потом готовили кушанья. Этими блюдами они угощали приглашенных парней и взрослых, заглянувших к ним на огонек.

В Пензенской губернии существовал обычай устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». Девушки делали чучело: набивали мужские штаны и рубаху соломой, приделывали к ним голову. Чучело опоясывали кушаком, обували в старые лапти и сажали в центре избы. Сначала «женили Кузьку» на одной из девушек, потом укладывали на носилки и несли за околицу или в лес. Там чучело раздевали, солому раздергивали, плясали на ней, а потом сжигали. В нижегородских деревнях чучело не сжигали, а топили в реке. На следующий день девицы устраивали поминки, на которые приглашали парней, делали брагу, варили кашу, пекли блины. Первый блин непременно отдавали парням.

На кузьминских гуляниях пели песни, водила хороводы, участвовали в разнообразных играх.

Видео: Кузьминки – осенние посиделки

14 ноября православные верующие вспоминают святых Кузьму и Демьяна. В народном календаре эта дата получила название осенние Кузьминки, Курятник.

Кто такие святые Кузьма и Демьян?

Кузьма и Демьян были братьями и жили в III веке. Отец их рано умер, воспитывала мальчиков мать – святая Феодотия. Став взрослыми, братья обучились врачебному делу. За праведный образ жизни, который они вели, Господь даровал Кузьме и Демьяну дар исцеления. С немощных и больных, которых лечили, браться никогда не брали плату, за что в народе их прозвали бессребрениками.

Обряды и традиции этого дня

На Руси Кузьму и Демьяна считали покровителями домашней птицы, ремесла и брака. Именно поэтому 14 ноября играют много свадеб.

Тем, кто держит домашних птиц, в этот день надо окропить святой водой курятник, чтобы курочки водились и не болели. А потом забить несколько птиц, и приготовить разные блюда. Куриное сердце дают съесть самому чахлому или младшему члену семьи, тогда он весь год будет крепким и здоровым.

В день осенних кузьминок после того, как скупали малыша, нельзя выливать воду на улицу – он будет много плакать и беспокойно спать.

Если будете подавать милостыню нищим 14 ноября, не смотрите им в глаза, иначе бедности не миновать.

Как молиться сегодня за здоровье близких?

Для каждого человека нет ничего важнее, чем семейное благополучие, счастье и здоровье близких. Чтобы все было хорошо у любимых людей, надо ежедневно молиться Господу Богу, Пресвятой Богородице и Ангелам-Хранителям. Но 14 ноября день особенный, с древних времен на Руси было принято просить у святых Кузьмы и Демьяна мира своему дому и здоровья всем членам семьи. Можно еще в этот день провести несколько несложных обрядов на здоровье родных.

Чтобы в семье никто не болел, проведите этот сильный обряд. Понадобится небольшой лоскут черной ткани. Самый старший член семьи должен отправиться сегодня в осиновую рощу и отыскать там дерево, которое недавно засохло. Черную тряпку завязывают с восточной стороны дерева и читают заговорные слова:

«Богородице милая, святые Кузьма и Демьян, молюсь вам о счастье и здоровье моей семьи. Пусть никто из моих близких не болеет, пусть все хвори обходят мою семью стороной. Пусть уйдут все болячки с лица и рук, с живота и ног. Как это дерево засыхает, так и болезни моих родных пусть пропадают. Аминь».

После этого надо развернуться и быстро уйти. Очень важно на обратном пути ни с кем не останавливаться и не разговаривать, не проходить через перекрестки. С этого дня в течение года нельзя из дома отдавать соль и хлеб, даже самым близким соседям и родственникам.


Обряд на яблоко

Возьмите большое спелое яблоко, помойте его родниковой или талой водой, и прочитайте заговор: «Здоровье и сила да прибудут к нам. Помоги нам матушка-природа с бедами и хворями бороться. А мы обещаем всегда чтить все живое и помогать ему произрастать». После чего яблоко разделите на такое количество долек, сколько членов в семье. Каждому раздайте по кусочку, которые сразу же надо скушать.

Обряд на мыло

Возьмите новый кусок мыла и прочитайте над ним заговорные слова: «Как это мыло вещи наши стирает и дом от грязи отмывает, так пусть от всех, кто тут живет, болезни напрочь ототрет и навеки уберет». После чего используйте мыло по назначению.

Народные приметы 14 ноября

Кошка размяукалась в этот день – к невезению.

Теплый день на Кузьму и Демьяна означает, что настоящая зима придет лишь в последней декаде декабря и будет малоснежной, не суровой.

А вот если к 14 ноября еще не все деревья листву скинули, то зиму нужно ждать лютую, морозную.

В народе говорят, что все сны на осенние кузьминки обязательно вещие.

@ Абрамович Оксана, писатель

14 ноября Православная церковь почитает память бессеребряников Космы и Дамиана, которые были родом из Малой Азии. Они были искусными врачевателями и могли силой молитвы исцелить безнадежно больного человека. Благодаря братьям многие люди обратились в христианскую веру. Косму и Дамиана пытался заставить принести жертву языческим богам римский император Карин, но, пораженный внезапной болезнью, он сам обратился к их помощи. После того, как святые исцелили его, их с честью отпустили домой.

История праздника

На Руси Косму и Дамиана (в обыденном языке Кузьму и Демьяна) почитала с древних времен. Если в канонических житиях святые представлены как врачеватели душевных и телесных недугов, то в народе их чаще представляли «рукомесленниками», которые ни с кого не брали денег за работу. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли Кузьмодемьян (Космодемьян).

С давних пор на Руси братьев-чудотворцев почитали также устроителями супружеской жизни и покровителями ремесленников, в основном кузнецов. В народном представлении Кузьма (Косма) имел непосредственное отношение к кузнечеству. Его наделили обширными, многогранными способностями и качествами – вполне человеческими и в то же время магическими и чудесными, – какими обладали кузнецы. В глазах простых людей главное призвание христианских святых (врачевание) представлялось как своего рода перековка больного, его переделывание и закаливание.

В одноименных глаголах «куй» и «ковать» одно из древнейших и главных значений – создавать, творить, а также обрабатывать, переделывать, превращать, изменять, придавать любой вид. Кузнецы в мифологии – творцы мира, первые пахари, маги и колдуны, искусные врачеватели, имеющие дела с металлами, наделенными в обрядовой практике народов сверхъестественными способностями: с того времени, когда люди научились добывать металл (медь, железо), металлические изделия применялись как мощные талисманы, обереги и пр.

Традиции и обряды на Кузьминки осенние

Главные традиции 14 ноября - вечеринки, окончание свадебного сезона, прядение, кузнецам запрещено работать.

Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодых.

14 ноября было принято прикармливать дворового - духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.

Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.

Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.

На Кузьму и Демьяна отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням (женам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете - кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

Кузьминки осенние, приметы

  • «Снежный день на Кузьминки — будущей весной большой разлив»,
  • «Если на «Козьму и Демьяна» лист остается на дереве, то на другой год будет мороз»,
  • «Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует (Михайловские оттепели)»,
  • «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются».

Кузьминки осенние, поговорки

  • Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт.
  • Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила.
  • Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье.
  • Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня.
  • На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз.
  • Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

Елена Чеботько
«Кузьминки - по осени поминки!» Сценарий осеннего праздника для старшего дошкольного возраста

Кузьминки - по осени поминки!

Цель : Познакомить детей с традициями русского народа. Побуждать интерес к народной культуре.

Задачи : Познакомить детей с особенностями народных праздников на примере фольклорного праздника «Кузьминки»

Совершенствовать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Ход праздника:

Зал оформлен в стиле «русская горница». Под музыку русской народной песни «Пряха» входят девочки в русских народных костюмах. Их встречает хозяйка.

Хозяйка – Мир вам гости дорогие,

Вы явились в добрый час –

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

1 Девочка – Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

2 девочка – Здесь для вас обряды русские

И медовый каравай.

Хозяйка – И места гостям приметные-

Будет праздничный вам стол

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

3 девочка – Много мы обрядов знаем

4 девочка – А давай-ка «Кузьминки» обыграем!

Хозяйка – Тогда, детушки, живей за дело! Хлеб из печи доставать, на стол накрывать, а то сейчас и гости придут.

5 девочка – А кто к вам придет, матушка?

Под музыку вбегают мальчики, образуют круг, проводится игра.

Игра «Никонориха гусей пасла»

Дети ведут хоровод, в кругу противоходом идет водящий «козлик». Дети поют:

Никонориха гусей пасла,

Да пустила в огород козла,

Никонориха ругается,

А козел-то ухмыляется.

С окончанием пения дети разбегаются, обнимаются парами, кому пары не хватило, тот «козел»

Раз, два, три – козлик ты!

Хозяйка – Давно вас ждем – поджидаем, посиделки без вас не начинаем!

Мальчики – А зачем мы здесь собрались?

Хозяйка – А затем, что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна.

Кузьминки – начало осенних посиделок, сегодня не только работают, но и веселятся.

Мальчики – А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник?

Хозяйка - Кузьма и Демьян – святые. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они – покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник, а еще говорят, что Кузьминки – по осени поминки.

Мальчики – Ну-ка, хватит нам трудиться, будем петь и веселиться!

1-й кузнец - Идут кузнецы из кузницы.

2-й кузнец - Несут кузнецы два молота.

3-й кузнец - Галки - вороны, собирайтесь к нам.

2-й кузнец - Варите кутью.

1-й кузнец - Поминать Кузьму.

«Кузнецы» - Хозяева, кузнецы нужны?

Девочка – А что вы умеете делать?

Кузнецы – А вот что!

Инсценировка русской народной песни «Во кузнице…», мальчики поют и играют на ложках.

Хозяйка – Садитесь, молодцы, дорогие, а всем ли место хватило?

1 мальчик – Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим!

2 мальчик – Гости – люди подневольные: где посадят, там и сидят!

3 мальчик – Дома сидеть – ничего не высидеть!

4 мальчик – Решили на людей посмотреть, да себя показать!

В это время один мальчик «лень», ложится на лавку, засыпает. Выходят две девочки, обращают внимание на «лень».

1 девочка – Не колода, лодырь, а лень! И лежит она целый день!

2 девочка – Не жнет, не косит, а обеда просит!

Игра «Лень»

Хозяйка – Я вот все смотрю и радуюсь: как много у меня гостей!

3 девочка – А много гостей – много новостей!

Хозяйка – А каких новостей?

4 девочка – Да, веселых. Вот послушай!

Дети разыгрывают потешки.

Андрейка, детка, о чем плачешь?

Об ворота ударился!

Когда это случилось?

А что же ты сейчас плачешь?

Да вчера дома никого не было!

Где ты был, брат Иван?

В горнице!

Что делал?

Петру помогал!

А что Петр делал?

Да на печи лежал!

Я медведя поймал!

Так веди его сюда!

Не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Хозяйка – Что это мы все сидим и гостей не веселим?

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Обращается к мальчикам

И ребята не зевайте, от девчат не отставайте!

Частушки:

1. Я секрет румян достала

У прабабки Феклы -

Лучше всех румян заморских

Сок из нашей свеклы.

2. Почему, как человечек,

Весь в мурашках огуречик?

Он на солнышке лежит,

От чего же он дрожит?

3. Мне миленочек прислал

К празднику записку,

М Что меня он обожает,

Как салат с редиской.

4. Ухажеров нынче сто

Под моим окошком

Все желают получить

Пирожок с картошкой.

5. Мышку в клетку я поймал

И там запер крепко.

Ведь без мышки не собрать

В огороде репку.

6. Вот миленок мой рыдает,

Ведь близка разлука.

Ты, подруженька, ошиблась,

Плачет он от лука.

7. На себе всегда ловлю

Восхищенья взоры!

Красоту мне и здоровье

Дарят помидоры!

8. Если б не было пшеницы,

Не было б ватрушки.

Как сумели, так пропели

Мы для всех частушки.

Хозяйка – На Руси уж так идет

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец

И на дудочке игрец!

Дети – Пусть Ивана впустят, чтоб играл на гуслях!

1 ребенок – А ты брат, Андрейка, сыграй-ка на жалейке!

2 ребенок – А ты брат, Ермошка, сыграй-ка на ложках!

Оркестр ложкарей «Перевоз Дуня держала» русская народная

Хозяйка – В эту пору играли на посиделках, разбившись на пары, а потом весь вечер мальчик ухаживал за выбранной девочкой, охранял ее и заботился о ней.

Русская народная игра «Селезень утку догонял…», после игры слышится стук.

Домовой – Ох, устал я за печкой сидеть,

На ребят решил посмотреть.

Хозяйка – Как на голову свалился

И откуда появился?

Девочки ахают, мальчики охают.

Домовой – В этом доме я живу и за печкою сижу!

Кто меня тут потревожил?

Хозяйка – Собрались мы здесь в горнице, девицы-красавицы, да добры молодцы. Проводить осень, да зиму встретить!

Не серчай на нас, а пускайся с нами в пляс!

Дети танцуют хоровод «Выходили красны девицы»

(на мелодию песни «Ой, вставала я ранёшенько»)

1. Выходили красны девицы

Из ворот гулять на улицу.

Ой ли, ой ли да люли

Из ворот гулять на улицу.

2. Выносили красны девицы

Во белых руках по соловью.

Ой ли, ой ли да люли,

Во белых руках по соловью.

3. Соловьи-то все рассвищутся,

Красны девки разгуляются.

Ой ли, ой ли да люли,

Красны девки разгуляются.

Домовой – А какой же праздник на Руси без пышного каравая, да без сладких пирогов. Выносит каравай.

Домовой – Свети, свети месяц, нашему караваю!

Поглянь, поглянь, солнце, нашему караваю!

Хозяйка – Кушайте, кушайте, да поправляйтесь,

Крепкого здоровья набирайтесь!

Все поют - Дорогие гости, русское спасибо.

Мы для вас подносим, кланяемся низко,-

Полюбить нас просим, как велит обычай, хлеб и соль подносим.

Публикации по теме:

«Чудо-дерево». Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста Чудо-дерево Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Осень. Здравствуйте, ребята! Я в гости к.

«Праздник осени». Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Праздник Осени» Сценарий осеннего праздника в старшей группе Цели и задачи: Способствовать развитию у детей музыкально - эстетического.

Сценарий осеннего праздника детей старшего дошкольного возраста «Нижегородская ярмарка» Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений об исторических местах города, любви к Отечеству, гордость за его культуру.

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень России» Ведущая: Здравствуйте, родители, Здравствуйте, друзья! Праздник посмотреть хотите? Праздник начинать пора! (Дети, с веточками рябины в руках,.