Методики диагностики дошкольный возраст. Развитие детей дошкольного возраста. Современные методики или классика


Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку.

1. Система Ховарда
Методику так же называют «Английский - мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори
Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.

3. Музыка интеллекта
Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой.

4. Система Дьеныша
Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана
Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка.

6. Методика Николая Зайцева
Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия - «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме.

7. Методика Никитиных
Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида
Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан
Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга - «Поверь в свое дитя» - написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской
Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования - пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.

Благодаря современной педагогике, существует много разных методик, которые помогают развивать малыша. Как и любой метод воздействия, они имеют свою положительную сторону и некоторые слабые места, требующие доработки. Для вас важно определить, какие методики больше всего подойдут вашему ребенку.

Методика Рене Жиля

Дает ценную информацию об отношении ребенка к семье, а также к ближайшему окружению. Эта проективная методика состоит из 42 заданий, где имеются изображения детей и взрослых, а также членов семьи. С помощью данного теста можно оценить поведение ребенка при разных модулируемых ситуациях, а также выяснить отношение малыша к родителям, братьям и сестрам, другим людям. Выполнять задания нужно в игровой форме. Не рассчитывайте пройти с ребенком этот тест за один день, он достаточно утомительный. Для удобства можно разбить его на отдельные блоки. Методика подходит для оценки отношений ребенка с окружающими людьми, семьей, степени социальной адаптации, а также определения особенностей личности и поведения малыша.

Методики математического развития

Данная методика представляет собой комплекс специальных игровых упражнений, направленных на развитие способностей к математике. С помощью этих простых и веселых игр можно легко подготовить ребенка к школе, не прибегая к помощи специалистов.

  • Игра «разложи карточки» предусматривает тренировку памяти, а также учит сравнению и логике. Для выполнения задания, ребенку нужно разложить по порядку предложенные карточки с изображенными цифрами.
  • «Посчитай предметы» - игра для которой нужно заранее подготовить карточки с цифрами, где дополнительно будут изображены разные предметы. Малыш должен посчитать количество предметов, а затем обвести карандашом соответствующую цифру.
  • Игра «Сравнение» довольно простая. Для выполнения этого задания следует подготовить карточки с цифрами. Нужно показать малышу две карточки с разными цифрами и попросить сравнить их. Например: «Что больше, три или семь? Насколько семь больше трех?»

Для обучения счету хорошо подходят сказочные методики, например, «Сказочный дровосек» . Во время этой игры ребенку предлагается включить воображение и перенестись в волшебный лес, где дровосек должен нарубить дрова для печки. Ребенок должен посчитать, сколько дров уже заготовлено, а сколько осталось. В качестве наглядного пособия можно использовать щепки, веточки или спички.

Методики для развития логики

Обучение должно осуществляться в игровой форме, чтобы ребенок не уставал. Для этого хорошо подходит игра на обобщение . Можно, к примеру, взять карточки, на которых изображены разные предметы и предложить объединить их в одну группу.

Игра с фигурами прекрасно подходит для развития логики, а также мелкой моторики. Для выполнения задания нужно разрезать большую бумажную геометрическую фигуру на несколько частей и предложить малышу собрать их в одно целое.

Для тренировки памяти можно использовать наборы букв, из которых ребенок самостоятельно будет составлять слова. Можно спрятать набор и попросить ребенка написать буквы по памяти. Это поможет дополнительно подготовить кисть руки к письму.

Существует большое количество методик, позволяющих развивать ребенка и готовить его к самому ответственному этапу – поступлению в школу. Вы легко можете придумать свою, которая подойдет вашему ребенку. Ваша фантазия ничем не ограничивается. Можно, например, придумывать разные истории, сказки и включать в них элементы счета, письма, загадки и логические игры.

А какой методике вы отдали предпочтение?

Если потешки, чтение книжек, кубики и прочие бабушкины методы надоели, попробуйте одну из этих методик.

Не секрет, что развивать ребёнка стоит с самого младшего возраста. Мама должна всё время разговаривать с малышом, объяснять, читать и петь. Всего этого достаточно, чтобы кроха рос и учился новому.

Однако сейчас широкую популярность получило множество новых методик. Давайте подробнее познакомимся с самыми интересными.

1. Система Монтессори

В настоящий момент это одна из самых популярных методик в мире, по ней работает множество детских учебных заведений. В основе системы Монтессори заложен принцип: каждый ребёнок - это личность, которая развивается по определённому пути. «Помоги мне это сделать самому» - главный девиз методики. Тут ребёнка никогда не критикуют, он сам должен догадаться, что ошибся. В группах огромное множество игрушек, с помощью которых малыш узнает о цвете, форме, и других свойствах предметов.

Однако методика не подразумевает ролевых игр и творческого развития. Да и предоставить ребёнку самому решать, когда и что ему развивать - спорное утверждение.

2. Методика Николая Зайцева

Это - вторая по популярности система раннего развития детей. В основе - игра с кубиками, с помощью которых ребёнок легко осваивает чтение и математику. Кубики отличаются по размеру, цвету и качеству, издают разные звуки. Обучение по кубикам происходит в виде игры, дети при этом бегают, танцуют и поют.

Минус методики в том, что не происходит развитие мелкой моторики. Часто при поступлении в школу детей приходится «переучивать».

3. Вальдорфская педагогика

Суть этой методики в том, что детям не надо взрослеть раньше времени, они должны развиваться творчески, а не интеллектуально. Ребёнка тут ни к чему не принуждают, не заставляют рано учиться писать и читать. Игрушки простые, из натуральных материалов. Никаких вредных пластиковых игрушек и модных кукол в нарядных одеждах. Ребёнок рисует, поёт, танцует, выращивает овощи, готовится к многочисленным праздникам согласно традициям. Телевизор под запретом.

Минусом в том, что ребёнок поздно учится счёту, письму и другим нужным навыкам. Также может насторожить религиозно-мистическая составляющая обучения.

4. Система Никитиных

Главное здесь - свобода действий ребёнка, раннее интеллектуальное и физическое развитие. Нельзя ограничивать малыша рамками и правилами, не надо заставлять делать то, к чему он ещё не готов. Не рекомендуется помогать своему ребёнку, он всё должен освоить сам. Пробежаться босиком по снегу, подтянуться на домашнем тренажёре, а потом сесть решать головоломки и задачи с помощью кубиков - вот суть системы Никитиных.


Однако система подразумевает развитие ребёнка только в стенах собственного дома. Творчеству тут не уделяется внимание, а закаливание носит подчас жёсткий характер.

5. Метод Глена Домана

Основа метода - раннее интеллектуальное развитие детей с помощью карточек. На них изображены предметы на разные тематики, числовые множества и слова. Показывать карточки рекомендуют малышам, начиная с рождения, таким образом, как бы загружая мозг информацией. Также в этой методике уделяется внимание физическому развитию ребёнка - присутствуют регулярные несложные упражнения.

Минусы в том, что ребёнок запоминает не буквы, а слова в целом. При огромном багаже знаний он иногда затрудняется выполнить элементарное задание, а от переизбытка информации может получить нервный срыв.

О различных приемах обучения, игровых методиках , на этот раз хотелось бы поговорить о развитии детей дошкольного возраста. Прямо сейчас рассмотрим самые популярные методики, реализуемые в игровой форме.

Монтессори

Монтессори - одна известных схем развития детей дошкольного возраста. Она предполагает практически полное невмешательство родителей в игровой процесс. Ребенок занимается в основном самостоятельно, а взрослый - помогает ему в случае необходимости. Среди игр в системе чаще всего используются предметные, основанные на сенсорном типе восприятия. Все нюансы методики

Зайцева

Это следующая по популярности методика, применяемая в обучении детей дошкольного возраста. С её помощью можно быстро научиться считать, читать. Базируется схема на играх, которые затрагивают различные органы чувств. Важно также цветовое, звуковое, тактильное восприятие. Подробнее о методике расскажем в

Никитина

Методика, которая предостерегает от крайностей и не позволяет родителям чрезмерно опекать своих малышей. Главное, не пускать всё совсем на самотек: должны быть ответственность и чувство меры. Значительная роль отводится интеллектуальными игровым занятиям, нацеленным на активное творческое развитие.

Доман

Методу Домана принадлежит своя ниша в области дошкольной педагогики, ориентированная на раннее развитие детей: именно в первые годы жизни малыши усваивают новую информацию лучше всего. В состав методики входят интеллектуальные, дидактические игры, способствующие эффективному развитию навыков и умений. Важная составляющая у Домана - активные игры, потому в состав схемы входит отдельный комплекс физических нагрузок.

Другие схемы

Дьенеш делает ставку на интеллект, значимое место в системе занимают логические игры, они же учат ребенка делать выводы, рассуждать и анализировать информацию.

Вальдорф во главу угла ставит игру, за счет чего методика является не только уникальной, но и высокоэффективной. Данный метод отсылает нас к первобытным, естественным системам, главными в нём являются педагог и его непрекословный авторитет. Игр в рамках схемы задействуется много, основная роль принадлежит ролевым и подражательным.

Вы ознакомились с основными методами развития детей дошкольного возраста, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Главной составляющей любой из них является игра. Какую систему выбрать с учетом интересов, личных потребностей ребенка, должен решать только грамотный педагог. Возможно сочетание различных приемов, техник, методик и их отдельных элементов для достижения лучших результатов.

Наука - это процесс вечный. Еще в лоне матери дитя учится приспосабливаться к жизни, принимая внутриутробную позу и развиваясь с маминой помощью, а у же в младенчестве познает первые азы самостоятельности, используя рефлексы. Со временем обучение является главной задачей ребенка. От выбора методики обучения во многом зависит интерес малыша к науке, его желание учиться, творить, конструировать и находить свое место в жизни.

Сегодня готовить ребенка к школе помогают развивающие методики для дошкольников. Они позволяют подать знания в доступной, эффективной и интересной форме.

Это и есть основное „преимущество” сегодняшних „развивалок” над вчерашними методами обучения. Да, новое не является полным отвержением старого и испытанного годами. Но все же, обучение по-новому даёт продуктивные результаты. Итак, узнаем о методах развития дошкольников:

  1. Методика Глена Домана . Она охватывает детей от рождения до четырех лет и в основном направлена на овладение чтением. Но развитие по Доману - это и интеллектуальное развитие, и физическое, ведь совершенствование детского мозга ребёнка связано с совершенствованием двигательных умений и навыков . Суть методики обучения чтению по Доману заключается в том, что учитель (педагог, родитель) дает посмотреть малышу на карточку, где красными ровными буквами написано слово, и при этом его произносит. Рядом помещается изображение этого слова. Методика базируется на запоминании слов целиком, без обучения чтению по слогам, как это было принято многие годы. Такой способ обучения не один раз подвергался критике из-за пассивной роли ребенка. Ведь задействуется только его память. Да и процесс изготовления таких карточек для запоминаний очень трудоемкий, учитывая богатство нашего языка и невозможность изобразить слова, не являющиеся предметами.
  2. Развитие по системе Монтессори . Мария Монтессори разработала методику развития деток 3 лет, которая основывается на свободе их выбора. То есть малыш сам выбирает, как и чем ему заниматься, сколько времени посвящать выбранному занятию. Методика - это целый комплекс занятий из упражнений, раздаточных материалов в виде дощечек, рамок, фигурок. Главный недостаток методики состоит во вседозволенности в процессе обучения, свободе детей, которая, по сути, является обучением всему понемногу без системы, планирования, последовательности.
  3. Методика кубиков Зайцева . Кубики Зайцева позволяют научиться читать в три года, а то и раньше. Набор состоит из 52 кубиков, разных по цвету и объему, весу и наполнению, на гранях которых нанесены слоги. В процессе игры с кубиками малыш составляет слова. Дополнение к этим кубикам - плакаты со слогами. Учить чтению, используя методику Зайцева, не очень просто, это требует усидчивости от родителей, не говоря уже о детях. Существуют специальные развивающие центры, обучающие чтению по этой методике.
  4. Игры по системе Никитиных . Семья Никитиных является классиками отечественного воспитания. Еще во времена Советского Союза на личном примере многодетной семьи они продемонстрировали образец воспитания гармоничной личности. Никитины акцентируют, что нельзя допускать крайностей в виде полной свободы и заброшенности ребенка, также чрезмерного давления на него в виде постоянных поручений, обучений, занятости. Основной задачей воспитания по методике Никитиных является развитие творческих способностей детей. Развивающие игры Никитиных популярны и сегодня, поскольку учат самостоятельно принимать решения. Игры рекомендуются малышам с полутора лет.
  5. Развитие ребёнка по Вальдорфской системе . Методике более ста лет, она возникла в Германии. Ее автором является Рудольф Штейнер. Основатель методики раннего развития считал, что до периода смены молочных зубов, то есть до 7 лет, малыша не следует загружать обучением письму и чтению. А вот творческие и духовные способности малыша нужно раскрывать, развивать дитя в гармонии с природой. Так, ребенок должен слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь, лепить и танцевать.
  6. Методика Лупан . Сесиль Лупан является последователем Глена Домана и других методик раннего развития. На базе методики предшественников она разработала свою стратегию раннего развития ребёнка. Ее книга «Поверь в своё дитя» повествует о том, как и чему учить девочек и мальчиков. Главный принцип Сесиль Лупан состоит в систематичности и ежедневном обучении ребятишек в сензитивных (благоприятных) периодах. Автор придает основное значение чтению книг детям для развития их речи. Сесиль Лупан предлагает объяснять малышам сложные сказки, а для облегчения изучения букв считает необходимым визуализировать буквы. То есть к букве „к” рисовать кошку, к букве „м” - мышку. В книге автор советует родителям, как обучать своих чад верховой езде и плаванию, живописи и музыке.

Методики обучения детей чтению

Существует несколько основных методов обучения чтению детей дошкольного возраста. Вот они:

  1. Фонетический метод . Он основан на алфавитном принципе произношения букв и звуков. Когда малыш накопил достаточно знаний, то переходит к слогам, затем к словам. В фонетическом методе есть направление систематической фонетики (последовательное обучение звукам перед началом чтения) и направление внутренней фонетики (идентификация слова посредством рисунка).
  2. Лингвистический метод . Дети приходят в первый класс с большим словарным запасом, и поэтому лингвистический метод предлагает вначале обучать тем словам, которые читаются так, как и пишутся. На таких примерах мальчики и девочки усваивают соответствия между звуками и буквами.
  3. Метод целых слов . Его суть состоит в распознавании слов как целых единиц без их разбивания на слоги. Метод целых слов не предусматривает изучение звуков и букв. Ребенку просто показывают слово и выговаривают его. После изучения 50-100 слов малышу предлагают текст, где усвоенные слова встречаются часто.
  4. Метод целостного текста . Он похож на предыдущий, но акцент делается на языковом опыте ребенка. К примеру, малышу предлагают книгу с увлекательным сюжетом. Он смотрит, встречает незнакомые слова, о сути которых он должен догадываться с иллюстраций. Поощряется при этом и чтение, и написание своих рассказов. Фонетические правила ученику вообще не объясняются, а связь между звуками и буквами устанавливается в процессе самого чтения.
  5. Метод Зайцева . Автор определил единицей строения языка слог. Это гласная и согласная, то есть только две буквы. Слоги Зайцев написал на гранях кубиков, разных по весу и цвету. Данную методологию относят к фонетическим методам, потому что слог является и слогом, и фонемой. В ходе обучения чтению по методике Зайцева ребенок получает понятие о буквенно-звуковых связях.
  6. Метод обучения Мура . Автор начинает с обучения малыша буквам и звукам. При этом ученика вводят в лабораторию, где находится печатная машинка. При произношении звука нажимается клавиша с соответствующей буквой. Следующий этап - демонстрация сочетания букв. Это могут быть и простые слова из трех букв. Их также необходимо набирать на печатной машинке.
  7. Метод Монтессори . Автор сначала показывала детям буквы, затем учила их узнавать, потом писать и произносить. После того, как они уже обучились соединять в слова звуки, Мария Монтессори предлагала ученикам сочетать слова в предложения.

Сегодня детей обучают английскому языку в раннем возрасте. Если вы не можете делать это самостоятельно, то можно с этой целью нанять репетитора либо отдать малыша в группу раннего обучения иностранным языкам. В такую группу лучше записываться в возрасте 4-5 лет.

Сегодня в подобных группах учеников обучают английскому языку по нескольким методологиям:

  1. Методика Зайцева . Она предназначена для трехлеток и базируется на использовании кубиков.
  2. АлфавитДжеймса Питмана . Он расширил алфавит английского языка до 44 букв таким способом, чтобы каждая из них произносилась только в одном варианте, а все слова читались так, как пишутся.
  3. Игровая методика или game method . Она весьма эффективна в обучении детей английскому языку. Педагог начинает игры , а в их ходе происходит обучение словам. В игровой форме развиваются все знания об английском языке, начиная с грамматики до разговорной речи.
  4. Комбинированная методика . Она состоит в смешивании разных методик обучению детей английскому языку. В комбинированной методике задействуются игры, кубики, песни, картинки, танцы. Ребенку не приходится скучать, переключаясь из одного вида деятельности на другой. Это, как правило, положительно сказывается на усвоении знаний.

Итак, методики обучения детей английскому языку существуют самые разные. Но результативность усвоения знаний во многом зависит от личности педагога, его контакта с учениками, умения чувствовать каждого обучаемого.

Специально для - Елена ТОЛОЧИК