Особенности внимания детей дошкольного возраста. Особенности развития внимания в детском возрасте


Развитие внимания в детском возрасте начинается уже в первые месяцы жизни. Сначала появляется непроизвольное внимание. С возрастом оно развивается - увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым.

На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного, ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием.

В младшем школьном возрасте регулирующее влияние высших корковых центров постепенно совершенствуется, в результате чего происходят существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко - в 2,1 раза - увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача - строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Безусловно, сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - интенсивно развивается.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это и невозможно. Педагогический процесс предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного.

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком,- возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.

Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчеркивал Л. С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

«С этой точки зрения, - писал Л. С. , - всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Но признание всесилия детского интереса отнюдь не обрекает педагога на бессильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять - заинтересовать; прежде чем заставить действовать - подготовить к действию; ...прежде чем сообщить что-нибудь новое - вызвать ожидание нового».

Л. С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как о внимании, так и о рассеянности и что глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. «Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое и достигается он общим воспитательным приемом переноса интереса с одного предмета на другой, путем связывания их обоих. В этом и заключается основная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произвольное».

Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.

Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится , ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек - это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание настроений и переживаний другого, способность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в своем поведении и общении отличает внимательного к людям человека и свидетельствует о достаточно высоком уровне развития личности.

Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л. С. Выготский указывает на его интегральный, целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, - писал Л. С. Выготский, - мы берем в свои руки ключ к образованию и к и характера».

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. Самые первые проявления сосредоточенности младенца фиксируются на 10-12-й день его жизни. К концу первого месяца жизни ребенок уже может следить в течение нескольких секунд за ярким, блестящим предметом, движущимся на расстоянии около метра от его глаз.

В первые месяцы жизни для ребенка характерно только непроизвольное внимание. Начиная с 2-3-мясячного возраста восприятие новых стимулов вызывает характерный комплекс оживления. С течением времени и ростом малыша процесс внимания становится все более сложным и многообразным. Он непосредственно связан с развитием двигательной сферы. Это происходит параллельно с расширением пространства, которое может быть доступно ребенку с помощью ползания, а затем уже – прямохождения. Вместе с нарастанием активности ребенка и усложнений его предметных действий возрастает и устойчивость внимания. Появляются задатки произвольного внимания, когда взрослый, указывая ребенку на предмет, помогает ему выделить данный предмет среди других.

В дошкольном возрасте большую роль в привлечении внимания ребенка играют эмоционально значимые стимулы. В старшем дошкольном возрасте, несмотря на преобладание роли эмоциональных стимулов, существенно начинает возрастать способность связывать любую деятельность с речевой инструкцией.

У детей старшего дошкольного возраста непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослого, а затем, по мере овладения речью, – в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Произвольное внимание, прежде всего, опирается на внутреннюю речь. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Например, дети старшего дошкольного возраста, выполняя задание по инструкции взрослого, проговаривают инструкцию в 10–12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Данный факт объясняется общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка старшего дошкольного возраста. По мере роста ребенка прогрессирует по различным характеристикам и внимание, развиваются его свойства.

Итак, в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, но уже примерно к шести годам можно наблюдать постепенное развитие произвольного и послепроизволъного внимания, ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным.

В младшем школьном возрасте внимание становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей.

В формировании внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. В младшем дошкольном возрасте будущему ученику становится доступно внимательное рассмотрение и достаточно ясное восприятие последовательно двух-четырех объектов. Результат улучшается, если взрослый комментирует изображения, сравнивает их, ищет причинно-следственные связи между изображениями, привлекает к этому процессу ребенка. К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, но и изменяется круг предметов, которые привлекают его внимание. Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте – внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать что-то иное. Тем не менее объем внимания младшего школьника пока остается меньше, чем у взрослого человека.

"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду, и даже во время прогулок на улице.

"Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!" - шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели.

"Почему у тебя кофточка перекосилась? Да ты верхнюю пуговицу застегнула на нижнюю петельку! Что же ты такая рассеянная сегодня?" - недоумевает воспитательница, поправляя одежду на девочке.

"Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу", - предлагает мама сыну при переходе улицы.

Сколько подобных высказываний ежедневно адресуется ребенку со стороны взрослых!

На первый взгляд это поучения-нравоучения. Взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого.

Ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Пуговицы кофточки застегнулись по диагонали, потому что во время одевания ее хозяйка была увлечена разговором с соседкой о новых куклах. Любимая игрушка в руках ребенка намного для него привлекательней, чем ситуация на дороге, тем более что рядом мама, которая этой ситуацией может управлять.

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.

Выделяют внешнее внимание , обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Проявление этого вида направленности и сосредоточенности психики можно замечать уже у младенца. Поисковые движения глаз, поворот головки в сторону источника света, запаха или звука, замирание - подобные поведенческие реакции позволяют выделить объекты, заинтересовавшие малыша, а также фиксировать проявление его внимания.

У дошкольника можно наблюдать и проявление внутреннего внимания , которое направлено на его собственные мысли и переживания. Самым ярким примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела, замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания. Что стало его объектом, об этом знает только сам ребенок, ушедший в мир своих мыслей, фантазий, переживаний.

Сосредоточенность и направленность психики может возникнуть в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны человека. Такое внимание называют непроизвольным. Оно появляется вместе с вопросом: "Что это такое?", который возникает, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, необычным. Для ребенка пяти - семи лет такой вопрос очень актуален. "Обыкновенные чудеса" поджидают дошкольника в самых разных ситуациях и в самое разное время.

Представим, например, что во время занятия в детском саду из-за двери раздадутся громкие звуки, или на соседнем столике появится яркая игрушка, или начнет двигаться машинка на дистанционном управлении, которой исподтишка руководит увлеченный отнюдь не занятием сверстник. Можно быть почти стопроцентно уверенным в том, что детишки непроизвольно направят свою психическую активность на эти события и, конечно же, отвлекутся от темы занятия.

Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть.

Опытный воспитатель обязательно справится с ситуацией, вызвавшей непроизвольное внимание детей, используя его же механизм. Чтобы вернуть ребят на занятие, взрослый введет в его ход какой-то новый, необычный элемент. Например, в гости к детям в тот момент, когда они отвлеклись на постороннее событие, придет какой-то сказочный персонаж, инсценированный воспитателем, или "почтальон" принесет важное послание. Непроизвольное внимание детей вновь сработает. При этом его объектом станет занятие.

На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным . В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот почему важно благодарить ребенка за проявление произвольного внимания.

Например, в воскресный день младшая сестренка смотрит в гостиной мультфильмы, а ее старший шестилетний брат, плотно закрыв дверь детской комнаты, доделывает аппликацию, которую нужно завтра принести на занятия в детский сад. Ему тоже хочется посмотреть мультфильмы, но важно закончить поделку. Собрав в кулак эмоции и волю, мальчик мужественно направляет свою активность на аппликацию. Мудрые взрослые обязательно отметят его целеустремленность добрым словом.

Как развивается произвольное внимание? Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Например, взрослый сопровождает ребенка при постройке города из деталей конструктора, приговаривая: "Когда начинаешь строить домик, для фундамента выбирай самые большие детали. Так, правильно. А где теперь самая большая? Поищи!"

Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием - умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться. На протяжении дошкольного возраста использование ребенком речи для организации собственного внимания резко возрастает. Выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Произвольное внимание при этом переходит в послепроизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным - отсутствием усилий для его сохранения.

Работая над аппликацией, мальчик незаметно для себя так увлекся, что перестал прислушиваться к звукам телевизора, доносившимся из гостиной. Его внимание целиком захватил сюжет возникающей в его руках картинки. "Вот это да! Здорово у тебя получается!" - восхищенная реплика сестренки застала его врасплох и очень удивила. Оказывается, мультфильмы закончились, а он и не заметил за интересным занятием, что прошло уже много времени.

Таким образом, хотя в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, к пяти-шести годам можно наблюдать развитие произвольного и послепроизвольного внимания.

В старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания .

Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью.

Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребенок сможет назвать?

Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади. Например, если ребенку предъявляется две сходные картинки, то происходит "спутывание" воспринимаемых объектов.

К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте - внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать иное. Его все больше интересует сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие, необычные предметы. В облике человека, его поведении, одежде ребенок замечает детали.

Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.

Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

В исследовании Т. В. Петуховой дошкольникам давалось малопривлекательное задание: им нужно было разложить обрывки цветной бумаги в коробочки разного цвета. Отмечалась длительность такой деятельности и продолжительность отвлечения от нее. Оказалось, что дети пяти с половиной - шести с половиной лет примерно в четыре раза дольше могут заниматься малоинтересным для них делом и почти в пять раз реже отвлекаются на посторонние объекты по сравнению с детьми двух с половиной - трех с половиной лет. Старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).

При организации обучения детей шести лет важно учитывать следующие особенности устойчивости внимания . Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Оптимально, если урок у шестилетних детей длится 35 минут, а перемены - не менее 20 минут. В неделю у шестилетних детей может быть не более 20 уроков. Из них 8 уроков отводится на предметы эстетического и трудового цикла. Специалисты выявили, что в условиях шестидневной учебной недели наивысшая работоспособность у шестилеток во вторник и среду. В эти дни целесообразно проводить по четыре урока, а в остальные дни - по три. В середине недели или в ее конце рекомендуется "облегченный день": один урок (занятие), требующий большого напряжения внимания, два других - полегче (музыка и пение, ознакомление с окружающим миром, физкультура, изобразительное искусство). Четверг можно сделать вообще свободным от занятий, посвятив его играм, спортивным развлечениям.

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.

Например, на развитие концентрации внимания направлено такое упражнение. Попробуйте вместе с ребенком разучить какое-нибудь стихотворение при включенном радио или телевизоре. Первое четверостишие учите при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие разучивайте при достаточно громком звуке.

Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.

Для тренировки переключения и распределения внимания можно использовать такое упражнение. Ребенку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т. п. Дается задание: одну фигуру (например, круг) зачеркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник) подчеркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.

Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве.

Развитие произвольного внимания у дошкольников

Развитие детского внимания – эторазвитие организованности ребенка, начинающееся в раннем возрасте при первомсоциальном контакте с окружающими его людьми. Приспосабливаясь к данной среде, ребенокформирует и развивает социальное поведение личности. В течение первых месяцевжизни присутствует только непроизвольное внимание, поскольку оно являетсяврожденным. Дети реагируют лишь на внешние воздействующие факторы. Реакция происходит,когда резко сменяются раздражители (изменение температуры, внезапный громкийзвук и т.д.)

В возрасте пяти-семи месяцев ребенок уже рассматривает какой-либопредмет в течение достаточно длительного промежутка времени и изучает его на ощупь. Особенно это применимо к ярким предметам.

На первом–втором году жизни у ребенка возникает ориентировочно-исследовательскаядеятельность, что в будущем служит для него средством развития произвольноговнимания.

Люди,входящие в окружение маленького человечка, сами направляют его внимание ируководят им посредством определенных стимулов. Таким способом взрослые наделяютребенка теми инструментами, которые впоследствии помогают ему овладевать своимвниманием, что начинает происходить в период освоения речи. Малыш сначала управляетвниманием других людей, а потом и своим тоже.

В возрасте четырех с половиной-пяти лет дети направляютсвое внимание под воздействием установоквзрослых. Проявлять внимание под влиянием самоинструкции они начинают уже впять-шесть лет.

У дошкольников внимание достаточно неустойчиво. Оно носит скорееэмоциональный характер, поскольку дети еще плохо владеют своими чувствами. Современем путем волевых усилий и упражнений ребенок самостоятельно управляетсвоим вниманием.

Игра, выступаяв роли основного вида деятельности, занимает главное место в развитии вниманияу дошкольников. Игровые занятия развивают интенсивность внимания, его концентрированность и устойчивость.Исследования психологов показали, что время игры у шестилетнего ребенка намногопродолжительнее, чем у трехлетнего. Оно может достигать часа, а в некоторыхслучаях даже больше.

Произвольноевнимание у детей формируется путем приучения их к новым видам деятельности. Устойчивостьвнимания начинает увеличиваться после трехлетнего возраста и к шести годам характеризуетсяотносительно высоким уровнем. Это один из главных показателей «готовности кучебе».

Развитие произвольного внимания у школьников

В школьном возрасте различие между произвольным инепроизвольным детским вниманием становится все более ощутимым. Свое развитие произвольноевнимание получает в процессе воспитания и обучения. Большое значение имеетформирование интересов ребенка и приучение его к систематизации труда. Особаяроль отведена школе, где ребенок формирует усидчивость, способностьконтролировать поведение, приучается к дисциплине.

Произвольноевнимание у школьников проходит через несколько стадий.

Впервых классах у детей преобладает в большей степени еще все-таки непроизвольноевнимание. Они не умеют полностью контролировать свое поведение. К старшим же классампроизвольное внимание достигает высокогоуровня. Дети уже продолжительное время занимаются определенной деятельностью, контролируютсвое поведение. Кроме того, в связи с расширением круга интересов и приучением ксистематическому труду, детское произвольное внимание продолжает активно развиваться.Объем, концентрация и устойчивость внимания увеличивается тогда, когда увеличиваетсятемп роста умственного развития детей (к 10-12 годам).

Периоды в образовании произвольного внимания

В образовании произвольноговнимания выделяют 3 периода:

  1. Влияние воспитателя имеетраспространение только на простейшие чувства ребенка, к которым можно отнести: врожденнуюлюбознательность, чувство страха, эгоистические стремления и пр.
  2. Внимание поддерживаютчувства вторичного образования: самолюбие, чувство долга, соревнования и пр.
  3. Внимание поддерживаетсяпривычкой. Человек, который воспитаниюне поддается, никогда не дорастет до третьего периода. Произвольное внимание утаких людей – явление редкое и прерывистое. Стать привычным оно не может.

Что способствует развитию внимания

Развитию произвольногодетского внимания способствуют:

  • ясная постановка задач и создание четкого представления орезультате, к которому стоит стремиться;
  • развитие наблюдательности;
  • воспитание в ребенке ответственного отношения к учебе и к качествувыполняемой работы;
  • систематическое повышение объема, продолжительности и сложностиучебных занятий;
  • трудность занятий должна быть соизмерима с возможностями ребенка;
  • воспитание в ребенке серьезных устойчивых интересов.

Развитие произвольногодетского внимания тесно связано с развитием полноценной интеллектуальной ипознавательной деятельности ребенка, его мотивацией и волей. Развиваются эти качествав течение долгих лет. Это требует много усилий и терпения.

Качественные иколичественные показатели внимания помогают увеличить специальные занятия и упражнения.Лучше всего они осваиваются в форме игры. Проводить их стоит не только в специальноотведенное для того время, но и например, во время выполнения домашних дел иливо время пешей прогулки. При этом взрослые должны быть заинтересованы в успехахи достижениях ребенка, иначе никакого результата достичь не получится. При выполнениитребуемых условий у ребенка появляется способность все чаще работать безотвлечений, его внимание становится привычным, возникает сразу и без усилий.Вместе с этим ребенок формирует общую способность удерживать внимание на том,что требуется, то есть развивается внимательность.

Что еще влияет на качество произвольного внимания?

На качественные характеристикивнимания воздействуют также и физиологические изменения в детском организме. В13-15 лет дети быстро утомляются и часто раздражаются, что, естественно,приводит к снижению качества внимания. Причиной плохого внимания может стать иухудшение здоровья, плохое питание или недостаток сна.

Благоприятное воздействие на развитиепроизвольного внимания оказывают регулярные спортивные занятия. Помимо того,что физическая нагрузка укрепляет иммунитет, она еще и способствует выработкеумения сосредотачиваться.

Свойствавнимания поддаются развитию и это обязательно нужно делать. Главная роль,несомненно, принадлежит нам - взрослым, находящимся в окружении детей. Ну ивсегда помните о том, что каждый ребенок индивидуален. У каждого процессразвития произвольного внимания протекает по-своему, что требует сугубо индивидуальногоподхода.

Раститездоровыми и внимательными!

Е.Н.Лушина

Воспитатель МБДОУ № 79

«Мальчиш-Кибальчиш»,

г. Северодвинск.

Формирование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период происходят значительные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка, активно развиваются все познавательные процессы, в том числе внимание, которое в среднем и старшем дошкольном возрасте характеризуется постепенным развитием произвольности, с чем связаны внутреннее регулирование восприятия и активное владение речью.

Педагогическая практика показывает, что большинство проблем, которые возникают в обучении, связаны с функцией внимания и организации своей деятельности. Проблема внимания – одна из наиболее изучаемых и в то же время одна из тех проблем, которые порождают максимальное количество споров в психологии познавательных процессов.

Многие направления психологии занимались исследованием проблем внимания

(Н.Н.Ланге, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Добрынин и многие другие) . В науке накоплено большое количество общих рекомендаций и конкретных приёмов для активного развития внимания детей разного возраста и взрослых. Однако большое количество проблем, связанных с развитием внимания у детей, вызывают беспокойство и у педагогов, и у детских психологов, и у родителей. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания. В тесной связи с проблемой развития внимания встает и проблема воли, ведь в основе внимания лежат именно волевые процессы – это изучали Л.С.Выготский, Н.Н.Ланге, А.Н.Леонтьев, Т.Рибо и другие. Развитое произвольное внимание – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим необходимо разрабатывать и применять в процессе воспитания дошкольников оптимальные средства, развивающие произвольное внимание.

В связи с этим очевидна актуальность применения дидактических игр как оптимального средства формирования произвольного внимания детей 4-5 лет.

Внимание – это познавательный процесс, характеризующий направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте (Н.Ф.Добрынин); произвольное внимание – процесс, направленный на контроль деятельности, поддержание устойчивой избирательной активности. В дошкольном возрасте преобладающим является непроизвольное внимание, произвольное только начинает формироваться. Характерной особенностью внимания ребенка среднего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. К 4-5 годам отмечается появление способности направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого. В этом возрасте начинают складываться элементарные формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Произвольное внимание в среднем дошкольном возрасте начинает свое интенсивное развитие. В среднем дошкольном возрасте развиваются все свойства внимания: концентрация, объём, продуктивность, устойчивость, распределение, переключаемость. Для эффективного развития произвольного внимания в среднем дошкольном возрасте большое значение имеет помощь взрослого, тренировка всех свойств внимания ребенка, поиск оптимальных средств его развития. Мы выделили факторы, представленные В.С.Мухиной, влияющие на развитие внимания: интерес к деятельности; понимание конкретной цели деятельности; стремление к достижению результата; организованность процесса; создание благоприятных условий.

По мнению отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и других движущими силами развития психических процессов ребёнка являются обучение и деятельность (3; 4; 5; 6). Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, так как именно в связи с её развитием происходят качественные изменения в психике ребёнка. Особое место в дошкольной педагогике и психологии отводится дидактической игре как наиболее доступному, интересному и в то же время эффективному средству обучения детей. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными. Использование дидактических игр как средства обучения детей-дошкольников определяется рядом причин: игровая деятельность – ведущая в дошкольном возрасте, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь решения задач обучения и развития детей; дидактическая игра – своеобразная подготовка к включению старших дошкольников в учебную деятельность; игра создаёт «зону ближайшего развития ребёнка»; имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преобладанием наглядно-образного типа мышления, и дидактические игры, как нельзя лучше, способствуют развитию у детей всех психических процессов; у дошкольников ещё недостаточно сформирована познавательная мотивация, а дидактическая игра способствует развитию интереса детей к обучению и освоению новых знаний.

Дидактическая игра – это специально создаваемая или приспособленная для целей обучения игра, именно она имеет преимущественное значение в развитии психических функций ребенка, в том числе и внимания . Большую роль дидактических игр в развитии психических процессов детей отмечали А.К.Бондаренко, Л.П.Григорьева, Е.И.Тихеева и многие другие .

Посредством дидактической игры можно развивать и произвольное внимание дошкольников. В ходе системы дидактических игр на совершенствование внимания необходимо развивать все его свойства и характеристики. Большое количество дидактических игр представлено в работах А.К.Бондаренко, Ф.Н.Блехер, Е.И.Тихеевой, Б.И.Хачапуридзе и других. Однако в литературе сравнительно мало дидактических игр, конкретно направленных на развитие произвольного внимания дошкольников.

Поэтому была определена цель работы: способствовать развитию произвольного внимания у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Развитие внимания в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному. Одним из эффективных средств развития произвольного внимания может стать дидактическая игра. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

В работе с детьми 4-5 лет по развитию у них произвольного внимания можно использовать разные виды дидактических игр: игры с предметами и игрушками; настольно-печатные игры; словесные игры. Важно, чтобы у ребёнка возникал интерес к таким играм, чтобы они соответствовали его возрастным особенностям, были доступными.

В ходе системы дидактических игр на совершенствование внимания важно развивать все его свойства и его характеристики: объём, устойчивость, концентрацию, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Это должно быть не фрагментарно используемые упражнения, а организованная и систематичная работа с дошкольниками.

В своей работе мы учитывали принципы педагогики: систематичность; последовательность (от простого к сложному); доступность; отбор содержания игр в соответствии с целями развития свойств произвольного внимания; учёт возрастных особенностей детей; закрепление полученных знаний и навыков в свободной деятельности с воспитателями группы. Игры проводились в два этапа с постепенным усложнением их содержания, и были направлены на развитие различных свойств произвольного внимания.

Целью первого этапа являлось знакомство детей с дидактическими играми, формирование необходимой мотивации, развитие интереса к играм на развитие внимания. В развитии произвольного внимания детей на данном этапе в значительной степени помогали словесные указания взрослого. Нами использовались специальные дидактические игры, тренирующие основные свойства внимания: объём, распределение, переключение, концентрацию, устойчивость и продуктивность.

Игра «Что изменилось?». Цель: развитие объёма внимания.

Ход игры: взрослый выкладывает перед детьми произвольный набор игрушек или картинок. Задача детей – за 30 секунд всё внимательно рассмотреть и запомнить, после чего, когда дети отвернутся, взрослый что-либо переложит или уберёт. Повернувшись обратно, дети должны ответить лишь на один вопрос «Что изменилось?» и так далее. В ходе этой игры можно использовать различные материалы – игрушки, цветные карандаши, геометрические фигуры, карточки с различными изображениями.

Игра «Найди одинаковые предметы». Цель: развитие концентрации, сосредоточенности и объёма внимания. Оборудование: изображения предметов (например, домики, медвежата и другие), среди них несколько одинаковых. Ход игры: ребёнку показывают картинки, его задача – найти среди них одинаковые. Искомые рисунки могут быть расположены в различном ракурсе, в различных частях листа, но обязательно должны быть идентичными.

Игра «Птица – не птица». Цель: развитие концентрации внимания, устойчивости, сосредоточения. Ход игры: взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – топать или хлопать. Обязательно нужно спросить детей, что не правильно. Уточните: «А муха – это кто?».

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни и воробьи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, палки и стрижи, бабочки, чижи,

Аисты, кукушки, даже совы - сплюшки, лебеди и утки –

И спасибо шутке!

Так же на данном этапе можно использовать следующие игры: «Где, чей домик?», «Найди одинаковые предметы», «Хлопни в ладоши», «Зачеркни» (корректурные пробы, адаптированные для дошкольников), «Проставь значки», «Топ - хлоп», «Летает – не летает».

На втором этапе нашей целью было развитие и совершенствование необходимых для развития свойств произвольного внимания, закрепление полученных на предыдущем этапе умений и навыков. На данном этапе мы также работали со всеми свойствами внимания, усложняя игровые задачи, давая более сложный по объёму и содержанию материал. Здесь мы больше внимания уделяли тому, что ребёнок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия и проявлять навыки самоконтроля. На этом этапе мы использовали следующие игры:

Игра «Наблюдатели». Цель: развитие концентрации и объёма внимания. Ход игры: детям предлагается походить по групповой комнате и осмотреть все вокруг. Ведущий предлагает быть внимательными и постараться запомнить, что и где располагается в группе. Через 2 минуты предлагается ответить на вопросы: Какого цвета дверь? Где спит мишка? Что стоит на окне? Если дети справляются, можно тут же попросить описать, например, во что одет кто - то из детей и тому подобное.

Игра «Четыре стихии». Цель: развитие концентрации внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов, переключения внимания. Оборудование: стулья, расставленные по кругу в группе. Ход игры: дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего они выполняют определенное движение руками: «земля» - опускают руки вниз, «вода» - вытягивают руки вперёд, «воздух» - поднимают руки вверх, «огонь» - вращают руками. Ведущий, соответственно старается запутать детей: для начала ускоряя темп названия стихий, а затем – пытаясь сам изобразить неправильные движения.

Игра «Треугольники и круги». Цель: развитие распределения внимания. Оборудование: листы бумаги, карандаши. Ход игры: игра направлена на выработку у ребёнка умения выполнять два разных действия одновременно. В течение одной минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: кружки – левой, треугольники – правой. В конце подсчитывается количество нарисованных кружков и треугольников.

До начала и после проведения серии дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста, мы провели диагностику развития произвольного внимания (методики «Найди и вычеркни», «Проставь значки»). Результаты диагностики занесены в таблицу.

Динамика развития произвольного внимания у детей средней группы

Уровень

Начало года (%)

Конец года (%)

Низкий

Средний

Высокий

Из таблицы видно, что количество детей с низким уровнем развития произвольного внимания снизилось (с 85% до 60%), возросло количество детей со средним (с 15% до 30%) и высоким (с 0% до 10%) уровнем развития произвольного внимания.

Полученные данные доказывают эффективность нашей работы и показывают, что дидактические игры являются эффективным средством развития произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста.

Список литературы:

    Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я.Гальперин, С.Л. Кобылицкая.. – М., 1974. – 260 с.

    Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. – 1975. - №2. – С.68 – 80.

    Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. – М.: Просвещение, 1976. – С.184 – 219.

    Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Просвещение, 1983. Т.3.- 240 с.

    Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Леонтьева Д.А., Соколовой Е.Е. – М.: Смысл, 2000.

    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд. Москов. ун-та, 1981. – 584 с.

    Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., - СПб.: ПрайЕвроЗнак, 2004. – 667 с.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

    Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада – М.: Просвещение, 1974. – 260 с.

    Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Марковой Т.А.. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.