Подробная технология изготовления искусственного камня. Искусственный камень своими руками – технология изготовления декоративных украшений


Впервые, искусственно делать камень начали в середине прошлого века. Он очень был похож на натуральный по текстуре и цвету. Первыми освоили производство искусственного камня на западе, но концу XX века технологию применили и в нашей стране.

  • Технология производства искусственного камня
  • Использование портландцемента
  • Использование гипса
  • Пошаговый план открытия производства искусственного камня
  • Сколько можно заработать
  • Сколько нужно денег для старта бизнеса
  • Какое оборудование выбрать для производства искусственного камня
  • Какой ОКВЭД для бизнеса производства искусственного камня
  • Какие документы нужны для открытия
  • Какую систему налогообложения выбрать
  • Нужно ли разрешение для открытия

Искусственный камень для облицовки фасада.

Восхитительная архитектура средневековых замков и старинных дворцов привлекает многих. Сегодня многие архитекторы и дизайнеры стараются придать современным зданиям такую же несокрушимость и величие. Однако использование природного камня во многих случаях затруднено. Где-то это происходит из-за сложности в обработке натурального сырья, где-то затруднена его добыча. Часто облицовка натуральным материалом слишком дорого обходится для заказчика строительства.

Все эти недостатки компенсирует новый материал – искусственный камень из смеси природного сырья: гипса, цемента, песка и воды. Все сырье доступно на рынке. Стоит оно недорого, поэтому и конечный продукт доступен большинству строительных фирм и частных застройщиков.

Искусственный материал бывает разных цветов. Краски устойчивы, и на протяжении многих лет не теряют свой цвет. Отделочный материал придает не только красоту фасаду здания, а и дополнительно защищает стены от воздействия погодных катаклизмов. Специалисты утверждают, что облицовывать поверхности искусственным камнем можно в любое время года.

Технология производства искусственного камня

О том, как сделать искусственный камень, давайте поговорим более подробней. Существует две технологии, по которым сегодня изготавливают этот материал:

  • вибролитье;
  • вибропрессование.

Каждый их этих способов имеет свои достоинства и недостатки. Первая технология, например, используется на малых и средних производствах. Ее внедрение не требует дорогостоящего оборудования, специальной подготовки персонала. Сам материал получается насыщенного цвета. Рецептура приготовления рабочей смеси требует меньшего количества воды.

Искусственный камень своими руками в домашних условиях.

Для больших массовых производств используют вибропрессование. Ручной труд здесь практически исключен, но и оборудование стоит дороже. Себестоимость же готовой продукции ниже, чем при применении технологии вибролитья.

Использование портландцемента

Для того чтобы начать производить литьевой камень, необходимо обустроить помещение и купить некоторое оборудование. Основным является:

Наименование
1 Электрический растворосмеситель или бетономешалка. В нем удается достичь равномерного замеса, который сложно выполнить вручную.
2 Вибростол – это главное оборудование, от которого зависит качество полученных изделий. На нем происходит усадка раствора в матрицы. Из смеси выходит весь воздух и она равномерно заполняет формы.
3 Формы или матрицы. Их нужно иметь не меньше 5 видов. Это даст возможность изготавливать широкий ассортимент продукции. Формы можно купить, а можно изготовить самостоятельно. Материалом для них служит силикон. В качестве образца можно взять неровный натуральный камень или деревянные доски с хорошо выраженной фактурой.Чтобы купить качественную форму, нужно обратить внимание на такие нюансы:
  • тыльная сторона изделия должна быть идеально гладкой;
  • шероховатости и пузырьки в структуре говорят о некачественной матрице, которая долго не прослужит;
  • жесткость материала должна быть 40 ед. по Шору, более жесткий материал затруднит вынимание изделий, а мягкий не сможет удержать нужную форму;
  • толщина стенок от 1 до 3 мм.

На рынке есть формы из формопласта. Это более дешевый материал, чем полиуретан, но он не подходит для изготовления искусственного камня.

Кроме этого понадобятся мастерки, лопаты, мерные ложки, весы. В помещении должны быть стеллажи и паллеты, на которых будут складироваться готовые изделия.

Литьевой камень производят в несколько этапов:

1 Создается мастер-модель. Для этого используется материал Пор-А-Молда. Делают деревянный короб, в который помещается модель будущих изделий. Застывает матрица около суток. После этого ее можно использовать. До загрузки в нее рабочей смеси, поверхность смазывают специальными смазками, чтобы заготовки хорошо отделялись. После каждого использования форму тщательно очищают.
2 Раствор готовят в соотношении 3:1. Это значит, что песка в нем в 3 раза больше, чем цемента. Затем формы помещают на вибростол. Усадка материала происходит в течение 2 минут.
3 Третий этап – это сушка заготовок. Ее проводят при температуре +30 градусов на протяжении 7-9 часов.

Использование гипса

Для внутренних работ по отделке используют искусственный камень из гипса. Производство его еще более рентабельно, так как материал стоит порядка 3 долларов за 30 кг, а рыночная цена готовых изделий доходит до 30 долларов за 1 квадратный метр . Из одного мешка можно получить от 5 до 10 кв.м. готовой продукции. Применяют те же, описанные выше, полиуретановые формы. Гипс разводят до такого состояния, когда он сам растекается по матрице и заполняет все выемки. Дополнительная усадка материала не требуется. Застывает гипс за 15 минут,после этого заготовку можно доставать.

Окрашивается изделие из гипса после полного высыхания. В литьевой камень, наоборот, пигмент добавляется на стадии замеса рабочего раствора. Красят заготовки по одной, из пульверизатора. Иногда изделия из гипса оставляют как есть. Необходимый оттенок наносится после монтажа прямо в помещении. Искусственный камень из гипса, в связи с этим, очень удобный материал и на его производстве можно построить вполне перспективный бизнес. Удачи Вам, Господа начинающие предприниматели.

Эта страница посвящена общему описанию процесса производства и примерам расхода материалов для изготовления искусственного камня.

Технология производства.

Существует ли четкая "технология" для изготовления искусственного камня, и что же, собственно, скрывает за собой это понятие? Суть процесса изготовления декоративного облицовочного камня, может быть кратко сформулирована так: подкрашенный жидкий раствор (например, цементный или гипсовый) заливается в форму, где с течением времени он схватывается. На выходе получаем окрашенное изделие с характеристиками, соответствующими применяемому сырью. Форма лишь придает изделию определенный размер и рельеф. Таким образом, вся "изюминка технологии", скрывается именно в пропорциях и свойствах применяемых материалов. К сожалению, невозможно дать единые дозировки для всех типов материалов, так как, соотношение применяемого сырья напрямую зависит от его свойств (марка, свежесть, качество, чистота, производитель и прочее). Точные пропорции и характеристики для изготовления искусственного камня могут быть определены только для конкретного сырья, применяемого Вами! Состав раствора и свойства применяемых компонентов влияют на конечные свойства готового изделия. Общее правило для всех материалов, затворяемых водой: снижение количества воды для смеси до возможного минимума позволяет повысить прочность готового изделия. Например, для гипса (цемента), снизить количество воды для смеси позволяет использование сырья высоких марок (скульптурный гипс) и (или) применение подходящих Пластификаторов , что позволяет некоторым производителям говорить о "гипсополимерных технологиях". По факту, все сводится к применению упрочняющих добавок (пластификаторов, гиперпластификаторов, суперпластификаторов). Суть действия пластификатора сводится к увеличению подвижности смеси при уменьшении (сохранении) количества воды, что увеличивает плотность и соответственно прочность готового изделия.

Свойства материалов.

Область применения искусственного камня напрямую зависит от свойств материалов, применяемых для его изготовления, например, камень на основе гипса, должен использоваться только для интерьерной отделки (внутри помещений), вследствие его невлагостойкости. Для отделки влажных помещений или уличных фасадов зданий, должен использоваться цементный камень, полностью влагостойкий и морозостойкий материал.

Окрашивание.

Для качественного окрашивания искусственного камня, рекомендуется использование комбинированных методов. А именно, внутреннее окрашивание раствора (например, краситель добавляется в воду для затворения смеси) - для однородности окраса камня (смеси), и, дополнительно, используется поверхностное окрашивание камня. Например, непосредственно перед заливкой формы жидким раствором, окрашиваются различным пигментом её сегменты (окрашивается сама форма). При заливке жидкого раствора пигмент, нанесенный на форму, впитывается в верхний слой камня. Таким образом, достигается неоднородность окраса искусственного камня. Более подробно этот, и другие методы окрашивания, описаны в инструкции по использованию Комплекта для изготовления искусственного камня. Рекомендуемые (входящие в состав Комплекта ) пигменты, используются для окрашивания бетонов, и предназначены для уличного использования (влаго-, морозо-, свето- и щелочестойкие). Для окрашивания гипса (использование в помещении), можно применять любые подходящие колеровочные составы (доступны в хозяйственных магазинах). Ссылка на координаты одного из возможных поставщиков, рекомендуемых нами пигментов приведена на странице Вопросы .

Вибрация .

Для того, чтобы изделие получилось прочным (качественным), необходимо снизить количество воды для затворения смеси до комфортного минимума и, под воздействием вибрации, равномерно распределить и уплотнить ее в форме (смесь должна успеть растечься по форме и провибрироваться). Для этого, например, в домашних условиях, форму с раствором можно протрясти вручную в течении 30 - 60 секунд на жесткой, ровной подложке (например, лист ЛДСП). При коммерческом производстве искусственного камня необходим вибростол. Вибрация, так же, применяется для выхода пузырьков воздуха с поверхности формы, для предотвращения появления каверн на поверхности готового камня.

Время схватывания и сушка раствора .

Время схватывания в форме (до выемки) гипсового раствора 15 - 30 минут, далее - естественная сушка сутки, двое, в зависимости от условий (температура, влажность). Возможен нагрев гипса до 60 градусов для ускорения выхода влаги. Время застывания в форме цементного раствора 8 - 10 часов, далее естественная сушка, преждевременный выход влаги (нагрев) не рекомендуется.

БИЗНЕС. Особенности рынка искусственного камня в России.

  1. Искусственный камень производится, преимущественно, в крупных городах (областных центрах). В небольших населенных пунктах его производство отсутствует, либо продается дорогой привозной продукт.
  2. Большинство производителей искусственного камня изготавливают его только на цементной основе, ориентируясь, тем самым, на уличное использование с ярко выраженной сезонностью (монтаж возможен только при плюсовых температурах). Как правило, камень, изготовленный из цемента, имеет большую толщину, вес и неудобен для обработки и применения в интерьере.
  3. Стоимость цементного искусственного камня велика из-за низкой производительности, узости рынка сбыта и выраженной сезонности спроса.
  4. Дальняя транспортировка искусственного камня не имеет смысла из-за большого веса и потерь, поэтому предпочтительнее его локальное производство на месте.

Резюме . Применение цементного искусственного камня (для внешней отделки) постепенно развивается, вместе с развитием индивидуального строительства (коттеджи, таун-хаузы, дачи и прочее), но, к сожалению, ограничено не только узостью рынка (не у всех пока есть загородный дом), но и сезонными ограничениями для монтажа. Напротив, рынок интерьерного искусственного камня (применение внутри помещений), на фоне практически полного отсутствия соответствующего предложения, имеет огромный рынок для применения (сбыта) и, тем самым, широкий потенциал для развития и возможности построения производства и бизнеса! Положительным фактором, так же, является и более высокая производительность в смену гипсового камня, в отличии от цементного. Большая норма прибыли, заложенная в производство цементного камня его изготовителями, с учетом узости рынка сбыта и сезонными ограничениями, так же, позволяет производителям интерьерного декоративного камня, при относительно не больших затратах, и более высокой производительности, быть высоко прибыльным предприятием, без сезонных спадов и огромным рынком для сбыта.

Основные преимущества коммерческого производства интерьерного искусственного камня :

Большая емкость рынка сбыта;

Отсутствие сезонных ограничений;

Высокая производительность;

Упрощенное, экологичное производство;

Отсутствие конкуренции.

СЕБЕСТОИМОСТЬ МАТЕРИАЛОВ для изготовления искусственного камня с помощью наших полиуретановых форм.

Мы не будем указывать на "волшебно" низкую себестоимость производства камня, а просто, укажем примерный расход сырья для производства 1 кв. м. искусственного камня, с помощью наших полиуретановых форм. Думаю, Вы сможете самостоятельно, пересчитать стоимость материалов в ценах предложения вашего региона.

Гипсовый искусственный камень . Расход материалов для 1 кв. м. готового декоративного камня:

Гипс (или смесь, возможно применение наполнителя!), 15 - 20 кг.;

Расход пигмента, в среднем 0,5 - 1% по массе связующего (без наполнителя), максимальный расход - до 2%;

Возможный расход пластификатора (может и не применяться) - 0,1% (десятая часть от 1%) по массе гипса;

Пропитка (гидрофобизатор, может и не применяться), 200 - 300 мл.

Соотношение гипс/вода. В зависимости от марки гипса количество воды для его затворения может меняться от 40 до 70% от массы гипса. Чем выше марка гипса, тем меньше требуется воды и прочнее готовое изделие.

Вывод: на фоне чрезвычайно низкого расхода красителей и прочих добавок, главный вклад в себестоимость производства гипсового искусственного камня вносит только основной связующий материал для изготовления (гипс).

Цементный искусственный камень . Для изготовления используется портландцемент (серый, белый) марок М400, 500. Расход на 1 кв. м. готового облицовочного камня:

Цементная смесь (цемент в пропорции с наполнителем, например, песок), 20 - 30 кг.;

Расход пигмента 3-5% от массы цемента;

Пластификатор - так же;

Гидрофобизатор - аналогично гипсу.

Вывод - аналогичный гипсовому составу.

Соотношение цемент/песок/вода. Для облицовочного искусственного камня рекомендуется пропорция: цемент с песком от 1 к 2 до 1 к 4, воды не более 50% от массы цемента.

P.S. Стоимость материалов для изготовления может меняться в зависимости от региона, рекомендуем перерасчет себестоимости в соответствии с ценами Ваших поставщиков.

Для сравнения. При ресурсе одной полиуретановой формы (0,2 кв. м.) в 500 - 1000 отливок, вы сможете изготовить 100 - 200 кв. м. готового искусственного камня. Средняя розничная стоимость готового камня около 900 рублей за 1 кв. м., соответственно, на покупку 100 кв. м. камня, Вам придется потратить около 90 тысяч рублей. Но, Вы можете приобрести формы и изготовить камень самостоятельно! Ваша экономия, с учетом стоимости материалов, составит 400 - 600% от стоимости готового камня. Стоимость одной полиуретановой формы адекватна покупке всего лишь 3 кв. м. готового камня, а её собственный ресурс в десятки раз выше! Грубо говоря, имея в кармане 3000 рублей, можно пойти к производителю и купить около 3 кв. м. готового камня, или купить на эти же средства 1 форму и изготовить камня в 70 раз больше! И все это, без учета возможности изготовления абсолютно индивидуального по расцветке и форме камня! Хорошо, когда есть обоснованный выбор. Решать только Вам.

Допустим, у Вас в арсенале 2 кв. м. форм, и в день Вы изготавливаете за 8 циклов 16 кв. м. гипсового искусственного камня. Пусть, продажная стоимость вашего камня 500руб. за 1 кв. м. Себестоимость материалов (даже по максимуму) 2000 рублей, ежедневная прибыль составит 6000 рублей, месячная 180000 рублей. Понятно, что это в теории, камень надо еще сделать и продать. Но, почему бы и нет?

Что для этого нужно:

  1. Анализ аналогичных предложений в Вашем регионе (маркетинг), стоимость, ассортимент, материалы, способы продаж.
  2. Поиск ближайших поставщиков сырья для изготовления, расчет себестоимости материалов.
  3. Расчет желаемых объемов в день, месяц.
  4. Производственное помещение с инструментом.
  5. Формный парк.
  6. Механизм продвижения, представления Вашей продукции потребителю (способ продаж).

Более подробно процесс изготовления искусственного камня рассмотрен в инструкции, прилагаемой к любому количеству заказанных у нас полиуретановых форм.

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Предлагаемые типажи полиуретановых форм в разделе Каталог , их стоимость на странице Прайс . Ответы на распространенные вопросы, ссылки на возможных поставщиков сырья, приведены на странице Вопросы . Успехов в производстве!

Сегодня я хочу рассказать о бизнесе, выгодно ли заниматься декоративным камнем из гипса? Можно ли на этом заработать и вести полноценный бизнес? Сразу уточню, что работаю в этой сфере ровно год, в магазинах нашей продукции нет, все продажи идут через интернет и знакомых. И все написанное основано на личном опыте. Если вам интересно, как с небольшими вложениями до 20 тысяч можно зарабатывать на камне, то .

Выгодно ли это?

Заниматься изготовлением камня очень выгодное дело, особенно если не приходится арендовать помещение, когда есть свой автомобиль, т.к. ездить приходится немало и когда есть стабильный поток заказов. Спрос на камень есть круглый год, но самый пик осенью. Этим делом можно заниматься даже в гараже и какие-то сверх затраты тут не нужны, единственное вам нужно будет купить побольше форм, чтобы уменьшить время на отливку.

Особенно выгодно этим заниматься продавая тонкий кирпич. У меня есть 2 вида такого кирпича и их люди чаще других покупают, берут по 20-40 квадратов.

Расчет дохода

Недавно был заказ на 36 квадратных метров такого кирпича, кстати это , на примере этого заказа я и сделаю расчет. Итак, на этот заказ у меня ушло:

  1. 6,5 мешков гипса на сумму 2150 рублей, который стоит 330 рублей за мешок;
  2. Упаковка: 14 коробок + вкладыши + скотч, примерно на 500 рублей. В коробку влазит 2,5 кв метра кирпича;
  3. Доставка всего этого 600 рублей;
  4. Доставка воды 200 рублей. Воду берем на колонке;
  5. Электричество. Камень я сушил 10 дней. Так долго из-за того, что в сутки 8 часов света нет, его выключают на ночь и из-за того, что сушилку не можем до ума довести. В час потребляется 4 киловата, 1 киловат стоит у нас 1 рубль. Получаем сумму 640 рублей за 10 дней.. Кстати я сделал новую сушилку, посмотреть можно .
  6. Аренда. Арендуем гараж за 3500 в месяц. Заказ я делал не спеша 4 дня и за эти 4 дня ушло примерно 500 рублей за аренду.

Итого: затрат на сумму 4600 рублей. Заработано: 18 000. Рентабельность (выгода): 13 400 рублей.

Этот расчет сделан для тонких кирпичей, толщина которых 6-8 мм. Если камень будет толщиной 1 см и больше, то заработок будет меньше, т.к. гипса уходит больше и сохнет дольше.

Что нужно для такого бизнеса?

Во-первых, для начала нужно помещение площадью примерно 20-40 м2, с водой и отоплением (на зимний период). Гараж в кооперативе в таком случае не очень подходит:

  • В большинстве кооперативов выключают свет на ночь, когда камень должен сушиться;
  • Стоит шлагбаум, который мешает проезду клиентов, приходится постоянно переодеваться и идти открывать его;
  • Слабая проводка, постоянно горит в каком-нибудь из гаражей, особенно в зимнее время;
  • Нет воды;
  • Холодно;
  • Нет туалета.

Но если нет другого варианта, то можно и в таком гараже делать, как мы.

Во-вторых, нужна хорошая сушилка, которая высушивала хотя бы по 10 квадратов в сутки. Сушилка должна быть обязательно с вытяжкой влаги иначе вода будет везде.

В-третьих, чтобы интереснее было работать, нужно больше форм. Вот представьте, допустим у вас есть 2 формы по 0,2 м2 каждая. Чтобы выполнить заказ на те же 36 квадратов, вам нужно будет сделать 90 заливок, на что уйдет 18 часов, а это примерно 3 дня работы. А если у вас будет 5 форм, то вы всю отливку сделаете за день, а если 10, то за пол дня.

Формы для камня — это самый основной источник затрат. Стоят они в среднем 2500 рублей за штуку, но можно их . Но если нет опыта, то лучше купить, т.к. можно просто испортить материал. Качественные формы можете купить у нас на нашем втором сайте , телефон для связи 8 996 56 800 68.

Как стартануть?

Когда мы начинали, у нас был всего один вид кирпича и на второй день , . Можно сделать также, но лучше иметь хотя бы 2 кирпича и 2 сланца, чтобы был какой-то ассортимент. Для начала будет достаточным по 2 формы каждого вида, но лучше иметь больше, как я говорил выше. Лучше искать формы с тонкими плитками, так затрат на гипс будет меньше.

Если вы хотите отблагодарить меня, за то, что я делюсь с вами своим опытом, то напишите комментарий к этой статье с любым вопросом или предложением. Возможно из вашего комментария я почерпну тему для одной из будущих статей.


Нужны ли ? Мне не нужны, т.к. по моим расчетам, себестоимость камня увеличивается в 2 раза. Да и гипс у нас не такой дешевый, чтобы можно было себе это позволить. И добавок нет в городе, приходится заказывать, ждать и еще платить за доставку, а это не менее 400 рублей. А бывает и так, что доставка стоит дороже самой добавки.

Нужен ли краскопульт и вообще все причиндалы для ? Нет. Вообще, у нас, за год работы, был всего 1 заказ на крашенный камень. Берут в основном белый, хотя может из-за того, что мы другой и не предлагаем =) Попробуйте продавать вначале белый, а там дальше поймете нужно вам красить его или нет. С покраской много заморочек, даже во время упаковки камня, а цена не на много разнится с неокрашенным.

Какую цену ставить? Ну это уже решать вам. Вот у нас магазине и крашенный и некрашеный камень стоит 950 рублей, на авито некоторые продают по 400, мы продаем по 500. Некоторые типы камня по 600 рублей — зависит от количества потраченного гипса.

Вывод

Занятие это очень выгодное особенно когда работаешь сам, т.к. не приходится платить зарплату работникам. Хотя если есть поток, то лучше найти работника и платить по 100 рублей за квадрат, при наличии нормального количества форм (если будет мало форм, то он мало что заработает и вскоре уйдет). Также нужно найти недорогой и хороший гипс, как его выбрать можно почитать .

Если планируется создать нормальное производство, где будут дополнительные затраты: штат сотрудников, офис, налоги, логистика и другое, то тут и цену на камень нужно будет держать на уровне конкурентов, иначе будет невыгодно. Плюс ко всему вам нужно будет сделать много стендов и разместить их в самых популярных строительных магазинах, а это дополнительные затраты.

Еще хочу сказать, что люди часто интересуются . Можно также заработать на этом, делая монтаж или отдавая работу монтажникам под процент. Средняя цена за укладку кирпича 600-1000 рублей с расшивкой.

Многие тысячелетия декоративный камень оставался лучшим строительным и отделочным материалом. Декоративный камень обходится дорого, поэтому изготовление камня в домашних условиях освоили многие мастера, например, легкий гипсовый камень или более тяжелый и недорогой – на основе бетона.

В 60-х годах ХХ века искусственный камень стали активно применять на Западе – стены и фундамент органично смотрятся в каменных джунглях мегаполиса. Идею изготовления декоративного камня и декорирования строений подхватили архитекторы и дизайнеры интерьеров, подтолкнув к развитию целый сегмент предпринимательства. Забытый стройматериал снова популярен.

Древние мастера давно научились обрабатывать камень, они отличали его по типу применения, как:

  • строительный или тесаный;
  • отделочный или декоративный;
  • поделочный для ювелирных работ.

В прежние века, в застывающий гипс примешивали песок и каменную крошку, тертую пемзу и ракушку, известь и мел. Красители брали натуральные:

  • сажа;
  • цветная глина;
  • окислы металлов.

В наше время, камень и его аналог пришли в современное строительство и обустройство альпинариев, и сегодня трудно представить современный дом без них. Декоративный камень, фото которого представлено в статье, наглядно демонстрирует возможности этого строительного материала.

Декоративный камень своими руками сегодня делают на разной основе, и есть доступные в быту технологии. Формы готовят самостоятельно или приобретают заводские модели. Рецептуры, технологии и комплектующие тоже известны – их предлагают специализированные фирмы.

В основе простых смесей – вода, цемент и мелкий, добавлен пигмент. Материал получается достаточно прочный, похож на камень природный, имеет отличные декоративные свойства. Вариант, близкий древним методикам – из гипса, а сегодня полимерные материалы применяют в качестве связующего вещества.

Фактура дикого камня имеет разную поверхность:

  • мелкозернистую и гладкую,
  • слоистую и бугристую,
  • колотую и ребристую.

Природный камень крошится и расслаивается при соприкосновении с инструментом, а искусственному не требуется обработка. Ему сразу придают требуемую форму. Наиболее распространенные разновидности:

  • бутовый, похож на природный валун;
  • колотый, неровный, напоминает сколы от удара;
  • пиленый, с гладкими и ровными краями;
  • дикий камень, природная форма;
  • декоративный произвольной формы, с наплывами, складками или буграми, отражает любые фантазии дизайнеров.

Достоинства и недостатки искусственного материала

Изготовленный камень имеет преимущества:

  • возможность литья на месте укладки для сокращения транспортных расходов и лома, образующегося в доставке;
  • делают небольшими тонкими пластинами для уменьшения веса готовой конструкции;
  • его прочность не зависит от величины и формы плитки;
  • добавляемый в смесь пигмент дает нужный оттенок;
  • есть возможность получить камень прямой и произвольной формы;
  • позволяет сделать размеры плиток, соответствующие месту установки, даже с учетом кривизны и неровностей;
  • выпускаемые готовые формы дают возможность получить крупнозернистую и гладкую фактуру, почти полированную;
  • несложно сделать материал любой неправильной формы и ломаной лицевой поверхности;
  • некоторые технологии дают возможность получить более прочный аналог хрупкого природного камня;
  • полимеры дают пластичность, и даже после изготовления можно придать новую форму или продумать край для бесшовного соединения;
  • искусственный материал нередко имеет лучшие декоративные свойства;
  • отличается от натурального камня простотой укладки, благодаря гладкой тыльной стороне;
  • незаменимый огнеупорный стройматериал для декора печей, мангалов, грубы и каминов;
  • достаточно влагостойкий, подходит для влажных помещений типа бассейна или винного погреба;
  • цена на искусственный декоративный камень меньше, чем на естественный аналог, требующий технологичной распиловки и обработки;
  • не нуждается в особом уходе, долго и надежно служит;
  • всевозможные варианты формы, оттенка и фактуры позволяют искусственному камню вписаться в интерьеры любого стиля.

Возможные недостатки:

  • некоторые декоративные виды имеют сложную технологию изготовления, повышающие стоимость материала;
  • не каждая стена подходит для отделки диким камнем из-за его высокого удельного веса, исключение — гипсовые аналоги;
  • иногда требует дополнительных затрат на транспортировку и высокотехнологичную укладку;
  • безупречный стык отдельных блоков фантазийной формы не всегда можно обеспечить, требуется оформление просветов.

Основные виды декоративного камня

Для гарантии качества, отделочные стройматериалы делаются в точном соответствии с рецептурой и технологией производства. Компоненты и технология выпуска дают возможность получить декоративный камень разных наименований и свойств.

1. Бетонный армированный камень, так называемый монументальный, материал свободной формовки, он делается поштучно вручную там, где устанавливается. Это технология для булыжников, валунов и плит искусственного гранита.

Основа для формового замеса – цементно-песчаный раствор:

  • на 3 части цемента по пропорции – 1 сухого песка;
  • 2-6% пигмента от массы раствора;
  • добавить полимерные присадки.

2. Подобный материал – камень формовой из той же цементно-песчаной смеси. Пригоден для строительства и отделки. Отличается повышенной прочностью и морозоустойчивостью. Его делают в ангарах, цехах и гаражах в прохладное время года.

3. Керамический – наиболее дорогой материал, требующий обжига или закалки при определенной температуре. Его производство требует связано с большими энергозатратами и наличием большой свободной отапливаемой площади. Кроме того, нужен обученный рабочий персонал.

4. Гипсовый литой декоративный камень – простейшая технология и минимум оборудования. Делают при комнатной температуре, но он годится только для работ по внутренней отделке, не любит перепадов температур. Смесь быстро становится вязкой.

Ее делают небольшими порциями и сразу заливают в подготовленную форму, но не позже 3-4 мин от старта замеса. Нужна лимонная кислота до 1,3% веса сухого гипса, она замедлит затвердевание, пигмент – 2-6% по массе гипса плюс вода. Лучше изготовить несколько пробных образцов, чтобы подкорректировать пропорции.

5. Декоративный полиэфирный из синтетического материала. Делается путем горячей закалки с добавлением минеральных наполнителей. Превосходит многие натуральные аналоги, но технология затвердевания требует вакуума, делают в цеховых условиях.

6. Жидкий камень на гелькоуте. Уступает по твердости литому камню, гель принимает меньше минеральных наполнителей. Смесь пригодна для выпуска сложных по конфигурации изделий, типа каменных пазлов, но камень на гелево-акриловой основе дороже.

Есть 2 состава – грунтовочный и лицевой, отличаются процентом наполнителя и составом. Грунтовочный состав: гелькоут – 20%, микрокальцит – 73%, отвердитель – 1% и ускоритель – 6%. Лицевой состав: гелькоут – 40% ускоритель и отвердитель – как 1-м составе, тыльный состав – наполнитель плюс пигмент до 6% от массы раствора. Состав схватывается примерно за полчаса, через сутки камень можно укладывать.

7. Литой акриловый камень холодного затвердевания на основе акриловой смолы. Прост для изготовления, требует строгого выполнения инструкции и дополнительного оборудования, типа вибростенд. По многим свойствам превосходит другой искусственный материал. При высокой температуре до +210°С можно менять его форму без изменения качества.

Совет: Отсутствие пор и устойчивость к химреактивам акрилового камня в отделке обеспечивают безупречную гигиену, поэтому он годится в помещения, где возможны частые загрязнения и чистка поверхностей – прихожая, кухня, веранда и крытая терраса. Материал также известен своей невысокой теплопроводностью, дарит ощущение тепла – это наилучший выбор для ванны, санузла или бассейна.

Формы для декоративного камня

Есть немало методов изготовить формы для камня самостоятельно по избранной методике, но проще купить готовые.

Существует около десятка видов форм для производства искусственного камня своими руками, но чаще всего используют 3 типа:

1. Готовые полиуретановые, для небольшого производства, они предлагаются фирмами по выпуску оборудования и продаже технологий дикий камень, удобны и долговечны, но стоят немало.

2. Глиняные формы на выплавляемой с использованием воска модели, подходят для лепки и художественного литья.

3. Силиконовые формочки, годятся для домашнего изготовления плитки поштучно, их хватает на десятки отливок, со временем деформируются.

Совет: Песчаная подушка требуется для силиконовых форм, при вибрациях и нагреве их распирает. Перед литьем форму углубляют в песок в поддоне до 3/4 высоты, чтобы снизить деформацию, а горизонтальность погружения проверяют водяным уровнем.

Дополнительные компоненты и приспособления

1. Пигмент для строительных смесей предлагается в каталогах и магазинах для стройматериалов в разной форме выпуска: жидкость, паста и порошок. Синтетический пигмент-порошок равномерно вводят в гипс или другой сухой наполнитель, паста-пигмент вводится в приготовленный замес. Кстати, благодаря пигментной пасте проще получить неровную окраску – слоистую или пятнистую, она вводится шприцем прямо в замес в завершении замешивания.

2. Разделители бывают разного типа:

  • для литого акрилового;
  • для бетонного раствора;
  • для гипсового состава;
  • для жидкого камня.

Они продаются с готовой инструкцией и подробной рецептурой. Можно также использовать высококачественную смазку – циатим, фиол.

3. Термопистолет – это приспособление типа небольшого строительного фена с сильной струей разогретого воздуха.

4. Вибростенд – основной станок для изготовления камня своими руками, гарантирующий высокое качество конечной продукции, обеспечивает однородность застывающей смеси.

Совет: такой стенд можно сделать самому – в интернете есть подробные инструкции и видео, например, по изготовлению декоративного камня на цементной основе с использованием самодельного вибростенда.

Простейшая технология получения искусственного камня на цементной основе

1. Песок смешивают с цементом для первого слоя 3:1 до однородной массы, для колорирования добавляют подходящий краситель около 2-3% относительно цемента, замешивают водой до густоты сметаны, жидкий пигмент предварительно разводится водой.

2. Готовая смесь равномерно выкладывается в форму до половины, уплотняется и распределяется встряхиванием и постукиванием. Для армирования камня на 1-й слой помещают металлическую сетку, заливают 2-й слой без пигмента и чиркают гвоздем крестообразные канавки для адгезии во время укладки.

3. Через 10-12 часов готовый камень можно извлечь из формы и укладывать для полной просушки. Форму после этого нужно очистить и промыть с Fairy после каждой заливки.

4. В процессе монументальной формовки крупной глыбы, основу формируют на болванке, овитой арматурной сеткой и проволокой, куда слоями выкладывают густые лепешки без красителя. Когда основа немного схватится, готовят раствор с добавкой пигмента нужной консистенции и делают окончательную форму. Искусственные валуны при застывании, примерно на месяц, прикрывают пленкой от дождя.

Изготовление камня из гипса простейшим способом

В домашних условиях декоративный камень делают несколькими способами. Остановимся на описании проверенного на практике.

2. В него равномерно выдавливается 1 литр силиконового герметика на уксусной кислоте, слой смазывают солидолом или другим разделителем, чтобы готовый камень не прилип.

3. Камень-образец вдавливают в ящик с силиконом до тех пор, пока тот полностью в нем не утопится, вплоть до тыльной поверхности, излишек силикона нужно счистить, форма подсыхает пару суток.

4. После полного высыхания, образец аккуратно извлекают из ящика для формы. Готовый силикон мягкий и эластичный.

5. Гипсовую смесь по рецептуре замешивают до густоты сметаны с пигментом, и выливают в форму, смазанную солидолом. После первого слоя, плитку желательно армировать мелкой металлической сеткой, заливается 2-слой без красителя, потряхиванием добиваются выравнивания и оставляют подсыхать. Если гипс быстро схватывается, мешая процессу армирования, смесь разбавляют молоком – тогда она дольше густеет.

6. Форму лучше утопить в песок на поддоне, для сохранности силиконовой формы, а сверху придавить гипс рифленым стеклом, чтобы неровная тыльная поверхность лучше крепилась к стене.

Совет: Существуют трудоемкие методики изготовления камня, типа кварцевого, позволяющие получить наиболее качественный и прочный стройматериал для облицовки. Овладев некоторыми методиками, можно открыть собственный бизнес.

Самостоятельная укладка искусственного камня

1. Готовый декоративный камень крепится на любые сухие поверхности с дополнительной обрешеткой. Монтаж, с расшивкой швов или без них, делается на цементный раствор, строительный клей, камень режется болгаркой на малых оборотах с диском по бетону.

2. Перед началом монтажа лучше сделать эскиз готовой работы или воспользоваться картинкой с похожим материалом. Камни выкладывают по рисунку на поверхности для наиболее красивого размещения и подгонки фрагментов.

Дополнительное декорирование камня в ландшафтном дизайне

С давних пор камень не только широко применяли в архитектуре, японцы украшали им сады тобииси. Сегодня для особых дизайнерских целей камень дополнительно красят или грунтуют часть его поверхности, чтобы в альпинарии скорее образовалась зеленая поросль. Натирают охрой с сажей, состарив, а выпуклости на южной стороне — железным суриком для получения видимости загара и выветривания.

Искусственный камень известен с незапамятных времен: обычный кирпич и застывший известковый раствор – тоже искусственные камни. Но только в наши дни искусственный камень признали материалом №1 для
отделки помещений и самодеятельного ландшафтного дизайна. Причина – используя современные материалы и технологии, можно сделать искусственный камень своими руками. По крайней мере, некоторые его разновидности, т.к. видов искусственного камня очень много.

А зачем?

Природный камень – дорогой и, как это ни странно, капризный материал. Взгляните на рисунок. Традиционный японский садик тобииси и столь же традиционный европейский альпинарий стоят дороже виллы, показанной слева. Для тобииси глыбы нужно подобрать в соответствии с сакральными требованиями дзен, а плиты сланца для альпинария – по условиям дизайна. И камень подойдет лишь из определенных месторождений, уже по требованиям прочности и стойкости. И привезти его нужно так, чтобы по дороге он не превратился в щебень.

Пиленый или колотый отделочный камень дешевле, хотя все-таки очень дорог. И дорога работа по нему: не плитка, каждый нужно примерять и подбирать по месту. И сильно нагружает стену или перекрытие – тяжел. Тонкими слоями не наколешь и не напилишь – расколется, хрупок.

Искусственный камень по механическим свойствам и стойкости может превосходить дикий природный камень и уж точно не уступает ему даже изготовленный в домашних условиях. Вдобавок имеет важные преимущества:

  • Может изготавливаться тонкими плитками, что в несколько раз уменьшает вес объекта без потери прочности.
  • При богатстве или уникальности колеров и фактур поверхности может быть изготовлен стандартной формы и размера в плане или фасонным точно по месту.
  • Может изготавливаться на месте применения, что исключает транспортировочный отход.
  • Может быть изготовлен сразу гладким до блеска, что исключает затраты на распиловку, шлифовку и полировку.
  • Может быть изготовлен неправильной формы, полностью имитируя бутовый камень, но заранее заданного размера и конфигурации.

Дополнительно : имитация камня с помощью полимерных связующих (см. далее) дает изделия термопластичные, которые уже после изготовления можно изгибать, формовать, соединять друг с другом без швов.

На что он годен?

Видов изделий из искусственного камня не счесть. Им облицовывают стены, внутренние и наружные, из него делают декоративные элементы для интерьера и мебели, кухонные мойки, подоконники, столешницы и мебель целиком, см. рис. В последнем случае используется термопластичность полимерного искусственного камня.

Кроме того, дома из него можно изготовлять статуэтки, безделушки, сувениры. Существуют технологии, позволяющие получать эффекты тигрового, кошачьего и змеиного глаза. Есть умельцы, делающие из искусственного камня нэцке, которые эксперты-японцы не сразу отличают от настоящих. Но это все относится уже к области ювелирного мастерства, а вот искусственный декоративный камень своими руками можно наловчиться делать необычайно похожий на лабрадорит, розовый орлец или серпентинит. До чароита с малахитом Данилы-мастера XXI в, похоже, еще не добрались, но, имея в виду возможности материала, это дело наживное.

Виды декоративного искусственного камня

По исходным материалам и способам изготовления искусственный камень разделяется на следующие виды:

  1. Керамический – в процессе изготовления проходит обжиг в определенном температурном режиме. Производство требует больших площадей, обученного персонала и значительного расхода энергии.
  2. Гипсовый формовой (литой) – производство возможно в домашних условиях при минимальных затратах, но пригоден только для внутренней отделки, т.к. не морозостоек. Минимальная температура в производственном помещении +18 градусов Цельсия.
  3. Бетонный (цементно-песчаный) формовой , слева на рис. – по себестоимости несколько дороже гипсового, т.к. ресурс формы для бетона меньше, но тоже пригоден для производства дома или в небольшом подсобном помещении. Морозостоек, производство возможно при +12 Цельсия и выше.
  4. Бетонный армированный свободной формовки (монументальный) – изготавливается штучно, чаще всего на месте использования. Методом свободной формовки делают искусственные валуны, булыжники, плиты естественного вида.
  5. Полиэфирный с минеральным наполнителем горячего отверждения (в центре на рис.) – по декоративным и механическим качествам может превосходить естественные аналоги, но затвердевание компаунда проходит при повышенной температуре в вакууме, поэтому для домашнего или мелкотоварного производства непригоден.
  6. Литой акриловый холодного отверждения – пригоден для домашнего изготовления в тех же условиях, что и гипсовый. Если затвердевание проводится на вибростенде (см. далее), по совокупности качеств приближается к камню горячего отверждения. Термопластичен при 175-210 градусах, допускает дополнительную формовку после отливки без потери качества готового изделия.
  7. Жидкий искусственный камень приготовляется на гелевом акриловом связующем – гелькоуте (gel coat, гелевое покрытие). По механическим свойствам несколько уступает литому, т.к. в гель можно вводить меньшую долю минерального наполнителя, но в домашних условиях на гелькоуте можно формировать пространственные изделия сложной конфигурации.

Об акриловом камне

Главные достоинства акрилового камня – полное отсутствие пор и химическая стойкость. В быту это обеспечивает отменную санитарию и гигиеной: влагопоглощение акрилового камня составляет около 0,02% по весу; для сравнения у гранита – 0,33% а у мрамора – 0,55%. Акриловый камень можно мыть любыми бытовыми моющими средствами.

Второе, уже декоративное достоинство – сочетание вязкости с прочностью, характерное более для пластиков, чем для минеральных материалов, что позволяет делать каменные обои. Плиты акрилового камня промышленного изготовления имеют толщину в 6, 9 и 12 мм, но это обусловлено его последующей транспортировкой. Для использования на месте акриловый камень можно делать листами в 3-4 мм толщиной. Разумеется, такие листы требуют очень бережного обращения, но при наличии подходящей формы могут быть изготовлены во всю высоту стены.

И, наконец, декоративный искусственный камень на акриловом связующем обладает невысокой теплопроводностью в сочетании с большой теплоемкостью. Это дает при прикосновении ощущение живого тепла, вплоть до того, что в непрогретую пустую ванну из жидкого камня можно садиться раздетым, не испытывая дискомфорта.

О кварцевом искусственном камне

Среди жидкого камня горячего отверждения выделяется кварцевый искусственный камень (справа на рис. с образцами камней) – молотый жильный кварц (наполнитель) со связующим из полиэфирной смолы ПМММ (полиметилметакрилат). Его термопрочность ограничена 140 градусов, но по механическим свойствам и стойкости он превосходит лучшие из природных камней. Дадим некоторые данные для сравнения; в скобках через дробь указаны значения для гранита рапакиви и мрамора:

  • Ударостойкость DIN, см – 135 (63/29).
  • Прочность на изгиб, кг/кв.см – 515 (134/60).
  • Прочность на сжатие, кг/кв.см – 2200 (1930/2161).
  • То же, после 25 циклов «термокачелей» от –50 до +50 Цельсия – 2082 (1912/2082).

Примечание : гранит рапакиви или глазчатый гранит – особо качественный его сорт из месторождений Фенноскандии. Рапакиви отделаны некоторые станции метро в Санкт-Петербурге.

Оборудование и материалы

Для изготовления литого искусственного камня, кроме камней свободной формовки (жидкого и монументального), требуются специфические материалы и оборудование:

  1. Вибростенд.
  2. Модели для изготовления литейных форм (если не используются готовые формы).
  3. Разделительный состав – им покрывают как модель при изготовлении формы, так и форму перед отливкой изделия, чтобы не прилипали друг к другу.
  4. Литейные формы.
  5. Литейные смеси – компаунды.
  6. Пигменты.
  7. Песчаный поддон-подушка для самодельных форм из силикона.
  8. Термопистолет – для окончательной формовки и сваривания деталей из акрилового камня.

Примечание : изделия из жидкого камня виброобработке при отверждении не подлежат, даже если помещаются на вибростенд – расползутся.

Вибростенд

Вибростенд – сердце всего процесса изготовления декоративного камня и залог качества конечной продукции. Его конструкция, обеспечивающая отвердевание при надлежащей гомогенности (однородности) смеси, показана на рисунке. Такой стенд несложно сделать самому. Главный принцип – колебания платформы стенда должны происходить преимущественно в горизонтальной плоскости. При условии виброобработки возможно самостоятельное изготовление искусственного камня, сравнимого по качеству с промышленным.

Примечание : советы осуществлять виброотверждение покачиванием, подвижкой или подергиванием формы вручную исходят от людей, понятия не имеющих о физико-химии затвердевания компаундов для искусственного камня.

В качестве вибраторов используются любые маломощные электромоторы; общая их мощность – 30-50 Вт на 1 кв. м площади платформы стенда. Желательно ставить хотя бы два моторчика по углам платформы, а лучше – 4. Если используется один, то его лучше поместить в центре платформы, а поддоны с формами ставить по бокам. Запитываются моторы через реостат или тиристорный регулятор; это нужно для регулировки силы вибрации, см. ниже.

На валы моторов насажены эксцентрики. Точеные делать не обязательно, вполне подойдут U-образно изогнутые куски прутка или полосы, стянутые винтами. Скорость вращения моторов – 600-3000 об/мин. Меньшая скорость вызовет расслоение смеси, а большая не даст вибрацию нужной силы. Вибраторы туго, безо всяких прокладок, притягиваются к платформе стальными лентами и винтами или саморезами.

Платформа делается из плотного слоистого материала толщиной 8-20 мм: хорошей фанеры, стеклотекстолита, гетинакса. Ее слоистость важна: механические колебания в платформе должны более-менее свободно распространяться в горизонтальном направлении и быстро затухать по вертикали. Поддон с формами закрепляется на платформе скобками на винтах или саморезах.

Пружины должны быть одинаковыми и достаточно жесткими: под весом платформы в полном грузу они должны сжиматься не более чем на 1/5 своей длины. Кроме того, пружины должны быть широкими, чтобы заметно не изгибались в вертикальной плоскости под весом полностью нагруженной платформы.

Механическая характеристика пружин – линейная, т.е. они должны быть цилиндрическими из проволоки равномерного сечения. Любые прогрессивные пружины, в частности мебельные, непригодны. Шаг установки пружин – 300-600 мм по длине и ширине платформы, т.е. на платформу 1х1 м понадобится 9 пружин. В платформе и шасси (основании) стенда под концы пружин должны быть выбраны лунки или кольцевые канавки, иначе платформа соскользнет.

Шасси стенда лучше делать деревянное, ради поглощения тех же обертонов; металлическое может подзванивать. На опору (стол) его устанавливают на регулировочных винтах – горизонтальность платформы должна быть выдержана точно.

Регулировка стенда

Для регулировки стенд с выключенными вибраторами полностью нагружают: ставят на него поддон с заполненными формами и закрепляют его. Чтобы не расходовать зря рабочую смесь, в формы для веса кладут модели, по которым они делались.

Затем пузырьковым уровнем выверяют и выставляют регулировочными винтами шасси горизонтальность платформы. После этого прямо на формы ставят обычное фаянсовое блюдечко с шариком от подшипника диаметром 5-6 мм, выводят регулятор вибраторов на минимум и включают их.

Плавно добавляя мощность, добиваются, чтобы шарик начал подскакивать на блюдечке, а затем осторожно ее сбавляют, пока он не начнет опять просто бегать по блюдечку и временами подзванивать. На этом регулировка стенда заканчивается.

Примечания:

  1. При переходе на другой вид изделия регулировку стенда нужно делать заново, как по горизонтальности, так и по силе вибрации.
  2. Ориентация эксцентриков на валах моторов большого значения не имеет; вибраторы лишь вводят в резонанс систему платформа-пружины-гасители. Для облегчения регулировок можно включить вибраторы на полную мощность при пустой платформе, выключить, заметить, в каком положении остановились эксцентрики, и переставить их единообразно, но это уж для любителей повозиться по мелочам.

Видео: изготовление декоративного камня из цемента с использованием вибростенда

Модели

В качестве моделей для литейных форм обычно используются готовые декоративные камни промышленного производства или подходящие природные. И в том, и в другом случае набор размеров, форм и рельефов конечной продукции ограничен. Между тем почти везде буквально под ногами валяется прекрасный материал для изготовления собственных уникальных моделей: простецкая овражная глина. Никаких разрешений на ее использование в умеренных количествах не требуется; овражная глина не считается полезным ископаемым, т.к. на гончарные изделия и в строительство не годится. Но для моделей вполне подойдет.

Анализов на жирность, адгезию, примеси органики и т.п. тоже не нужно, лишь месилась и лепилась. Для объемных моделей глину замешивают густо, до консистенции пластилина. Чтобы модель при сушке не потрескалась, вылепляют ее на болване из отходов древесины, пенопласта, упаковочного картона, кусков пластиковых бутылок и т.п. Подводят болван пластилином до такой степени, чтобы слой глины был не толще 6-12 мм.

Для изготовления моделей облицовочных плиток определенного размера делают решетку из полосок тонкого гладкого пластика. Металл использовать нежелательно: может приржаветь или зацепиться заусенцем. Какой должна быть высота решетки? Тут возможны два случая:

  • 6-12 мм для гипсового и бетонного камня и от 3 мм для акрилового – под жидкую глину без лепки.
  • 20-40 мм под густую глину с лепниной.

В обоих случаях ровный щит застилают полиэтиленовой пленкой, ставят на него решетку и заполняют ее ячейки глиной. Щит нужно заранее разместить в защищенном от прямых солнечных лучей месте, иначе модели при сушке потрескаются. Рядом с решеткой «ляпают» комочек глиняного раствора для контроля сушки.

В низкую решетку наливают глину доверху и оставляют сохнуть как есть. По высыхании каждая плитка сама по себе приобретет естественный уникальный рельеф. В высокую решетку густую глину накладывают слоем толщины под конечный материал (см. выше) и формируют нужный рельеф вручную. Можно делать надписи, барельефы, иероглифы, магические знаки и пр.

Сушат модели под навесом в тени на легком сквознячке. Сушка занимает 2-5 суток в зависимости от погоды. Ее можно ускорить, подвесив не ниже 2 м над моделями инфракрасную лампу 100-200 Вт или электрокамин (не масляный конвекционный!), включенный через мощный диод, чтобы работал на половину мощности. За сушкой следят по контрольному комочку: если его испод высох, и под пальцами не мнется, можно делать формы.

Формы

Формы для искусственного камня в основном используются следующих видов:

  1. Разовые глиняные на выплавляемой восковой модели – для ваяния и художественного литья.
  2. Полиуретановые промышленного изготовления (на рис. слева) – для мелкотоварного производства; стоят денег, но долговечны.
  3. Силиконовые самодельные (справа на рис.) – для домашнего мастерства или штучного производства. Ресурс – до нескольких десятков отливок.

Для изготовления силиконовой формы модель, или набор моделей для плитки, выкладывают на ровную устойчивую поверхность, застеленную полиэтиленом и окружают бортиком на 10-20 мм выше верхушек моделей. Модели и внутренность бортика смазывают консистентной смазкой: солидолом, циатимом, шахтолом. Щит с формами выставляют горизонтально по уровню, чтобы верхняя поверхность силикона (которая затем будет днищем формы) также оказалась горизонтальной.

Силикон нужен кислотный, тот дешевый, от которого вовсю несет уксусом. Силикон из тубы выдавливают на модели по спирали от центра к краям и к бортику до заполнения ячейки. Чтобы избежать пузырей, силикон разгоняют флейцевой кистью, каждый раз макая ее в пенистый раствор любого жидкого моющего средства для посуды. Мыльный раствор не годится, он имеет щелочную реакцию, что может испортить кислотный силикон. По заполнении ячейки с моделью поверхность силикона заглаживают шпателем, также смачивая его в моющем.

Сушат форму так же, как и глину, но уже без инфракрасной подсветки, иначе пойдут пузыри. Зато значительно ускоряет сушку проветривание. Скорость высыхания силикона составляет около 2 мм/сутки. Для контроля сушки можно рядом с формами поставить колечко (обрезок трубы) и заполнить его силиконом. Сушить нужно до полного высыхания.

Видео: самодельные формы для искусственного камня

Литейные смеси

Гипсовый камень

Смесь для гипсового камня готовят мелкими порциями на одно-несколько изделий; ее живучесть – до 10 мин. Желательно смесь заливать в форму в течение 3-4 мин от начала замеса. Состав:

  • Гипс;
  • Лимонная кислота – 0,3% по весу от гипса, для замедления затвердевания;
  • Вода – 0,8-0,9 по объему от гипса для стартового слоя и 0,6 от объема гипса для основной массы;
  • Пигмент – 2-6% по весу от гипса в зависимости от колера, подбирается на пробных образцах.

Бетонный камень

Основа – цементно-песчаный раствор, но соотношение компонент обратное строительному: на 3 части цемента 1 часть песка. Пропорция пигмента – как для гипса. Допустимы полимерные присадки. Подробнее об изготовлении бетона своими руками .

Литой акриловый камень

Акриловый камень делают на основе акриловой смолы с отвердителем. Допустимая доля минерального наполнителя, включая пигмент – 3:1 в расчете на готовую смесь; доля пигмента (те же 2-6%) считается по весу от наполнителя.

Например, по инструкции смолу с отвердителем нужно смешивать 5:1; это даст 25% веса компаунда. На наполнитель с пигментом остается 75%. Допустим, пигмента по результатам пробы требуется 4%. Тогда конечный состав выйдет таким: смола – 20%; отвердитель – 5%; наполнитель – 71% и пигмент – 4%.

Т.е., расчет состава компаунда ведем от связующего – смолы с отвердителем. Уменьшение доли наполнителя улучшает термопластичность изделия и его упругость, но уменьшает механическую прочность. В качестве наполнителя берут каменную крошку, гравий, отсев. Наполнитель нужно промыть с моющим для посуды, прокалить и снова промыть чистой водой.

Сначала пигмент вводят в наполнитель, затем смолу смешивают с отвердителем, вводят наполнитель с пигментом и перемешивают. Жизнеспособность смеси от введения отвердителя в смолу – 15-20 мин; время схватывания – 30-40 мин; время готовности к использованию – сутки.

Жидкий камень

Материалы для жидкого камня довольно дороги, поэтому используются два состава: лицевой и грунтовочный. Различаются они составом и долей наполнителя. Грунтовочный состав, в порядке введения компонент:

  • Гелькоут – 20%.
  • Микрокальцит – 73%.
  • Отвердитель – 1%.
  • Ускоритель – 6%.
    На лицевой состав идет 40% гелькоута, отвердителя с ускорителем как для грунта; остальное – наполнитель с пигментом. Времена жизнеспособности, схватывания и готовности те же, что и для акрилового камня.

Пигменты

Пигменты для искусственного камня применяются сухие порошкообразные, пастообразные и жидкие, минеральные и синтетические. Пигмент-порошок вводят в сухой наполнитель или гипс; жидкий пигмент вводят в замес. С помощью пигментной пасты можно добиться пятнистой или полосатой окраски камня. Для этого ее вводят шприцем в замес перед самым концом замешивания.

Разделители

Разделительные составы для разных видов искусственного камня используются различные:

  • Для гипсового – раствор воска в скипидаре 1:7. Восковую стружку мелкими порциями при помешивании добавляют в скипидар, разогретый на водяной бане до 50-60 градусов.
  • Для бетонного – консистентные смазки, как для глиняных форм.
  • Для акрилового литого – раствор стеарина в стироле 1:10; в крайнем случае – высококачественная консистентная смазка (циатим, фиол).
  • Для жидкого камня – стеарин в стироле в указанной пропорции.

Песчаная подушка

Объемную силиконовую форму от вибрации и нагревания застывающего гипсового или акрилового компаунда может распереть, поэтому ее перед литьем углубляют в чистый сухой мелкий песок, насыпанный на поддон, на 2/3 или 3/4. Горизонтальность зева формы проверяют уровнем.

Термопистолет

Термопистолет – это что-то вроде миниатюрного строительного фена, дающий тонкую сильную струю горячего воздуха. Кроме сваривания готовых деталей из акрилового камня, с его помощью удобно собирать пластиковые рамки при изготовлении силиконовых форм.

Литье

Полная технология литья жидкого камня предполагает стартовый и базовый этапы. Соответственно, ради экономии и качества готовят стартовую (лицевую) и базовую смеси. Если наполняются мелкие плоские формы без рельефа на поверхности, то используют сразу лицевые смеси.

Стартовая смесь – жидкая, хорошо облекающая поверхность формы, с декоративным наполнителем и пигментом. Ее наносят на форму кистью. Гипс и цемент с песком для старта разводят жидко; в акриловой смеси уменьшают долю наполнителя с пигментом до 60-50%, увеличивая соответственно долю смолы с отвердителем.

Базовым составом доливают форму после схватывания стартового. Наполнителем для акрила берут микрокальцит без пигмента; он даст хороший фон, на котором проявятся декоративные достоинства лицевого наполнителя. Базовый гипс замешивают до густоты сметаны.

При литье бетона базовую заливку делают в два приема: налив форму до половины, накладывают пластиковую армирующую сетку, не доходящую до края формы, затем доливают до края. Базовую заливку разглаживают вровень с краем формы шпателем. При заливке акрилом шпатель должен быть чистым, обезжиренным, из полированного металла.

В начале схватывания по поверхности отливки (которая будет исподом изделия) прочерчивают канавки для лучшего сцепления со связующим при . На время всех операций с отливкой вибростенд выключают. Гипсовый литой камень для повышения стойкости после выемки из формы обрабатывают разогретым на водяной бане растительным маслом.

Видео: простое изготовление искусственного камня — от смеси до готового материала

Часть 1

Часть 2

Формовка жидкого камня

Изделия из жидкого камня делают напылением или обволакиванием, прямым или обратным. При прямом нанесении основу из дерева, ДВП, ДСП, МДФ покрывают сначала грунтом слоем 3-4 мм, а затем наносят декоративный слой. Это просто, но поверхность изделия выходит шершавой из-за выступающих гранул наполнителя, что требует трудоемкой шлифовки и полировки.

Более технологичен обратный способ: с чашей для мойки может быть изготовлена им самостоятельно за 2-4 часа, а при наличии готовых матриц возможно массовое производство. При обратном способе матрицу, обратную изделию, покрывают разделителем, наносят компаунд, накладывают доску древесной основы и придавливают пригрузами. Если внутренняя поверхность матрицы зеркально-гладкая, то такой же выйдет и столешница без дополнительной обработки.

Монументальная формовка

Валуны, глыбы, плитняк формуют из бетонного состава на болване, обтянутом кусками тонкой гибкой арматурной сетки на проволочных скрепках. Сначала готовят очень сухой, с минимальным количеством воды, раствор без пигмента. Лепешками из него облепляют болван так, чтобы их края соприкасались. После схватывания основы, но пока она еще влажная, готовят рабочий раствор нормальной консистенции с пигментом, и доводят им изделие до формы. От дождя на период полного застывания (40 суток) закрывают навесом из пленки.

Стоунхендж на огороде

Ландшафтный искусственный камень должен иметь древний вид, для этого его спустя сутки-двое после схватывания состаривают:

  • Натирают весь, более солнечную сторону, охрой с примесью газовой сажи; сажа как пигмент есть в продаже. Это создаст видимость коры выветривания.