Понятие, методы и формы правового воспитания. Правовое воспитание в россии


История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению знаний о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, церковь, литература, искусство, юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства.

Воспитание – это передача жизненного опыта и накопленных знаний от старшего поколения граждан к младшему поколению. Воспитательный процесс носит целенаправленный характер. Целью воспитательного процесса является становление и развитие личности в обществе. Государство обеспечивает управление воспитательным процессом в соответствии с задачами, которые ставит перед ним общество.

Существуют различные формы (виды) воспитания личности: семейное, школьное, патриотическое, нравственное, культурное, политическое, правовое, трудовое и т. д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного воздействия на сознание и поведение людей.

Правовое воспитание есть составная часть общегражданского воспитания, важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. В условиях построения правового государства ощущается острая потребность в правовых знаниях.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию в правосознании граждан устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, потребностей и привычек правомерного поведения.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле . В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда человек воспитывается окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, в том числе и должностных лиц, у которых нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение оказывает и воспитательный эффект. При этом воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на рационально-познавательную, с целью информационно-ознакоми-тельного воздействия на человека.

Основной задачей правового воспитания является формирование и совершенствование в избранном направлении правового сознания индивидов и общественных групп. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма – одна из задач проводимой в стране правовой реформы.

Исходя из основной задачи, правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании людей такой совокупности, которая включала бы:

1) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

2) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

3) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

4) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

5) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Входящие в эту совокупность компоненты правосознания образуют необходимую психологическую и идеологическую установку личности – быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизни.

Эффективный процесс правового воспитания предполагает активную деятельность не только воспитателей, но и воспитуемых. Человек, как существо активное, не механически воспринимает предлагаемые ему правовые знания, выступает не только как объект, но одновременно и как субъект правового воспитания. Деятельная активность воспитуемого предопределяется уже тем, что он по своей человеческой природе способен направлять и развивать себя, обеспечивать постоянное самосовершенствование.

Основные функции правового воспитания:

1) передача воспитуемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений;

2) формирование правовых идей, убеждений и чувств в правосознании людей.

Механизм правового воспитания – это механизм перевода идей, содержащихся в общественном правосознании, особенно в его идеологической части, в правосознание воспитуемых. В систему правового воспитания входят такие элементы, как субъекты , объекты , совокупность правовоспитательных мероприятий , осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов.

1. Субъектами правового воспитания являются:

Органы и учреждения государства, должностные лица, для которых реализация воспитательной функции права является, как правило, одним из направлений деятельности;

Государственные и негосударственные образовательные учреждения юридического профиля;

Общественные организации и объединения граждан, на которые возлагается обязанность проводить работу среди населения. Примером могут служить общественные организации юристов, правозащитные организации и фонды.

Органы внутренних дел, относясь к первой из выделенных групп, имеют широкое поле взаимодействия с обществом. На них возложены задачи по противодействию преступным проявлениям, охране общественного порядка, обеспечению безопасности граждан. В качестве непосредственного субъекта реализации воспитательной функции права следует рассматривать низовое структурное подразделение МВД – территориальный или транспортный орган.

2. Второй составной частью системы правового воспитания являются объекты . Объектами правового воспитания выступают отдельные граждане, различные категории населения, в отношении которых осуществляется правовоспитательная работа. Точнее говоря, объектом правовоспитательного воздействия являются сознание, мировоззрение, взгляды, установки, а в процессе правового воспитания – мнения, оценки, суждения и, как конечный результат, правомерное поведение.

3. Третьей составной частью системы правового воспитания являются правовоспитательные действия. Они проводятся для достижения намеченных целей, прогнозированных результатов, положительного эффекта, с помощью определенных средств, с использованием соответствующих форм и методов. Их содержание – правовоспитательное воздействие субъектов на объекты; цель – воспитание граждан в духе уважения, соблюдения и исполнения законов, содействие формированию у них правосознания, привитие им навыков правомерного поведения и повышение их социально-правовой активности.

Формы правового воспитания – это:

1. Правовое образование граждан – изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах. Полученные знания должны превращаться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать нормативно-правовые акты, проявлять правовую активность.

2. Профессиональная подготовка специалистов в области права через юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т. д.

3. Правовая пропаганда в средствах массовой информации – распространение правовых идей и правовых требований среди населения. Проводится при помощи газет, журналов, телевидения, радио. Для этой формы характерен широкий охват аудитории.

4. Издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии к законам, обзоры правовой практики и др.).

5. Создание компьютерных баз данных («Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс», «Референт» и др.), распространение правовой информации через Интернет.

6. Наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т. д.).

7. Влияние юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы общих судов, других правоохранительных органов. Например, участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката и т. п. Таким образом, юридическая практика предполагает практическое использование полученных знаний и умений в ситуациях, когда гражданин, с одной стороны, без посторонней помощи правильно выбирает ту или иную организацию или учреждение, куда ему необходимо обратиться для правового решения возникшей у него проблемы.

8. Влияние произведений литературы и искусства : романов и повестей, кинофильмов, театральных постановок, посвященных правовым проблемам.

9. Самовоспитание – заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики.

Каждая форма правового воспитания имеет свои особенности. В процессе правового воспитания должны активно использоваться все имеющиеся правовоспитательные формы: профессиональное юридическое образование, правовое воспитание населения (кинолектории правовых знаний), тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации, правовое воспитание правонарушителей (деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел и исполнения наказания и т. д.).

Формы правового воспитания можно подразделить на формы непосредственного и формы опосредованного воздействия на воспитуемых.

При опосредованном воздействии отсутствует непосредственное общение субъекта и объекта правовоспитательной работы. Опосредованное воздействие производится в основном с помощью СМИ. Оно рассчитано чаще всего на самую широкую аудиторию. Вместе с тем имеет место и передача правовой информации для определенной категории населения: для рабочих и служащих (например, по вопросам трудового права), для молодежи.

Непосредственное воздействие на воспитуемых наиболее полно проявляется при проведении правовоспитательной работы с конкретным лицом, например, в индивидуальных беседах. Такому воздействию свойственны, как правило, непосредственное общение воспитателей и воспитуемых, прямая и обратная связь между ними.

Методы правового воспитания – это способы целенаправленного воздействия субъекта правового воспитания на правосознание коллектива, группы или одного человека.

Методами правового воспитания являются: убеждение, поощрение, профилактика, предупреждение, потенциальная угроза применения санкции, принуждение, наказание, другие способы и приемы воздействия на сознание воспитуемых. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию в значительной степени ослабло. Многие его формы вообще исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем они показали свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и усовершенствованы ныне, когда роль закона и юриспруденции в стране значительно выросла.

Государство и общество заинтересованы в формировании высокой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, используя для этих целей правовое просвещение и правовое воспитание.

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленное, систематическое воздействие на сознание и поведение человека со стороны государства, общественных организаций и отдельных граждан в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм Юридическая энциклопедия/ Тихомирова Л В., Тихомиров М.Ю. Издание 5-е, дополненное и переработанное/под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.:2005. - С.670-671.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно является многоцелевой деятельностью, которая предполагает наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Эти цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институтов, осуществляющих правовое воспитание.

  • · субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и т.д.);
  • · объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.п.);
  • · содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);
  • · методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
  • · формы воспитания:
    • 1. правовое обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;
    • 2. правовая пропаганда заключается в распространении правовых идей и требований среди населения посредством телевидения, радио, иных средств массовой информации;
    • 3. юридическая практика способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.;
    • 4. самовоспитание связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений.

Необходимо отметить, что очень органично между собой связаны правовое воспитание и правовое обучение. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Очень важно сформировать положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Особенно это важно для юристов-профессионалов, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления. Только в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать теоретические знания, но и что сумеет овладеть ими в надлежащей мере и правильно применить в юридически значимых ситуациях.

Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись. Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании - правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности - меняется содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной, прежде всего, в развитых государствах остается его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их сущности, ценности и функциях. Только в условиях реальной демократии возможна целенаправленная и специально организованная деятельность по правовому обучению юристов-профессионалов.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.

Непосредственная цель правомерное поведение, в том числе правовая активность граждан и профессиональная активность юристов и других государственных служащих в процессе реализации их компетенции в юридически значимых ситуациях. Правовая активность предполагает определенную степень интенсивности деятельности в социально-правовой сфере, более высокую, чем просто соблюдение и исполнение правовых обязанностей, превосходящую обычные требования к должностному поведению.

Общество, разумеется, вполне устроило бы и просто правомерное поведение граждан, причем чем большего количества, тем лучше. Некоторые основные цели, указанные выше, достижимы лишь при соблюдении в правовой воспитательной работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике. Содержание искомого уровня правосознания предполагает приобретение субъектами правового воспитания и обучения должного уровня правовой подготовки, системы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Соответственно правовое воспитание и правовое обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда возникает необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, в выработке чувства глубокого уважения к праву. Все полученные знания должны стать личными убеждениями, должны перерасти в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность

Самовоспитание.

Самовоспитание - это наиболее эффективное средство для формирования правосознания всех субъектов права. Самовоспитание заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практике. Наряду со специальной подготовкой самовоспитание для юристов-профессионалов способ профилактики деформации сознания и личности и поддержания на должном уровне профессионализма.

Следует отметить, что необходимо отказаться от установки на преимущественно просветительскую деятельность, а направить все усилия на формирование соответствующего отношения к праву, принятие и признание его на уровне общечеловеческих ценностей и естественно-правовой концепции. Конкретные, предметные рекомендации по формированию и корректированию интеллектуально-эмоционально-волевых свойств личности, определяющих содержание ее правовой психологии, непосредственно даются психологической наукой. Здесь же следует заметить, что, занимаясь правовым обучением и воспитанием, необходимо оказывать воздействие, как на разум, так и на эмоционально-волевую сферу воспитуемого, для чего использовать известные методы: прежде всего убеждение и поощрение, а также угрозу принуждения и прямое принуждение, предусмотренное законодательством. Ничего иного, к сожалению, в части методов человечество не придумало. Выбор же первоочередной непосредственной сферы воздействия (рациональной или эмоциональной) зависит от особенностей психологии воспитуемого, на которого оказывается воздействие, и состояния его правосознания. Соответственно дозируется правовая информация, определяется ее содержание, ведущий метод воздействия, последовательность применения существующих методов.

Для воспитания правосознания юристов-профессионалов особенно эффективны практические упражнения (индивидуальные и групповые), игры и учения, решения конкретных проблемных ситуаций на основе фундаментальных теоретических знаний. Их надо учить не только и не столько законодательству, сколько юридическому мышлению и практическим действиям на основе законодательства в типовых и типичных ситуациях.

Актуальность исследования проблемы правового воспитания обусловлена двумя факторами: прежде всего разработкой и внедрением в жизнь новых основ российского законодательства, а также присоединением России к международным документам о правах детей и юношества и повышением уровня правовой культуры населения.
В наше время важность правовой культуры в условиях становления подлинно демократического правового государства все возрастает.
Право играет особую роль в процессе становления правового государства и гражданского общества. Суть проблемы в том, что необходимо найти оптимальное сочетание вмешательства государства и свободы усмотрения общества во всех сферах жизни людей. На современном этапе необходимо конструктивное взаимодействие общества и государства, в том числе и по вопросам образования. Единственным инструментом, позволяющим обеспечить участие общества в делах государственных, гарантом его интересов выступает закон.
Но недостаточно только наличия хороших законов. Во всем обществе должна сложиться обстановка безусловного уважения закона. Иначе закон, гарантирующий самые передовые демократические нововведения, будет фикцией, пустым звуком. То есть необходимо наличие высокого правосознания личности и общества, высокой правовой культуры.
Ведущими принципами в осуществлении системы правого воспитания являются принцип гуманизма и принцип законности.
Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности.
Принцип законности предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Назначение правового воспитания состоит в том, чтобы служить осуществлению политики государства, прежде всего по социальной защите детей и молодежи, но эту роль оно может выполнять только при условии строжайшего соблюдения всех норм права.

Правовое воспитание: понятие, формы и цели

Кому из нас не хотелось бы жить в правовом государстве, чувствовать, что ты защищен дома, на улице, на работе? Россия идет по пути коренного обновления правовой системы. Но более полувека назад выдающимся русским мыслителем, правоведом и философом И. А. Ильиным были сказаны следующие слова: "Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца". Справедливость этих слов ежедневно подтверждается нашей жизнью. Вот почему правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем, стоящих перед нашим государством. Это направление может быть названо глобальным в силу своего влияния на все сферы общественной жизни.
Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.
Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Правовое воспитание сложная и многоаспектная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Именно в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные не правовые формы и каналы общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.
Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства.
Правовое воспитание - сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах. Среди них:

  • " пропаганда права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет). Для этой формы характерны массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д.;
  • " издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);
  • " устная правовая пропаганда - лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;
  • " правовое образование граждан - изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний. Позитивные черты этой формы - постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление целой, внутрисвязанной системы знаний;
  • " профессиональное правовое образование , подготавливающее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.);
  • " наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.);
  • " влияние юридической практики - законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;
  • " влияние произведений литературы и искусства , посвященных правовым проблемам - кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, Т. Драйзера, современных российских авторов).

Правовое воспитание - это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм. Целями правового воспитания являются:

  • " достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;
  • " повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;
  • " создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Другими словами под содержанием правового воспитания понимается часть социального опыта в области правовой культуры и выделяется следующие ее составляющие: правовую грамотность, правовое мышление и правовую умелость.
Правовая грамотность: знакомство с сущностью понятий (закон, конституция, законодательство, нормативный акт, норма права, право); законодательными документами по социальной защите детей международного, федерального и регионального уровней. Развитие правовой грамотности осуществляется на практических занятиях, на которых школьники и студенты проводят сравнительно-сопоставительный анализ документов, делают выводы о сходстве и различии концептуальных основ.
Правовое мышление и умелость основываются на правовых знаниях и представляют собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Для развития правового мышления предусматривается разбор педагогических и психологических ситуаций, которые могут иметь место в реальной жизни. В ходе решения данных ситуаций (задач) молодые люди учатся подключать правовые знания, проектировать свои действия на действительность, осознавать ценность личности, ее прав, свобод и обязанностей перед собой, обществом и государством, понимать естественную свободу человека и свободу человека в обществе.

"…естественная свобода человека состоит в том, чтобы не зависеть ни от какой верховной власти на Земле и не быть подчиненным воле или законодательной власти человека, а подчиняться только законам природы. Свобода человека в обществе состоит не в том, чтобы не подчиняться никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена с согласия общества…."

(Джон Локк, британский философ (1632 - 1704 г.г.), из работы "О гражданском управлении" (1690)). Содержание, субъективный и объективный состав правового воспитания зависят от того какие цели ставятся перед воспитательным процессом. Так, если целью воспитания ставится распространение правовых знаний, то тогда оно сводится к правовому просвещению. Если же направлена на формирование правовых убеждений, чувства уважения к нормам права, тогда процесс правового воспитания ограничен набором таких средств и методов, воздействие которых направленно в основном на формирование правового сознания личности. Превентивная цель правового воспитания искусственно сужает круг объектов и субъектов системы, ограничивает применение разнообразных средств и методов воздействия. И только ставя перед правовым воспитанием комплексную цель по формированию правовой культуры личности, возможно доведение правовоспитательного процесса от распространения правовой информации через этап формирования ценностных ориентации и навыков правомерного поведения до вовлечения личности во все сферы государственной и общественной жизни, урегулированные правом, т.е. до формирования социально-правовой активности.
Правовое воспитание призвано искоренить правовой нигилизм и правовой идеализм, сложившиеся стереотипы и повысить уровень правовой культуры. Потому, что только в этом случае возможно создание правового государства и гражданского общества, в условиях которых реально полное осуществление всех прав и свобод личности.

Основные элементы механизма правового воспитания

Основные элементы механизма правового воспитания - это способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой ликбез, пропаганда права средствами массовой ниформации, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).
На сегодняшний день сложилась система правового образования, включающая не только деятельность высших юридических учебных заведений, преподавание основ государства и права в учреждениях среднего образования, правовых дисциплин в высших учебных заведениях не юридического профиля.
Система мероприятий правового образования включает в себя работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами, как на коммерческой, так и бюджетной основе. К формам воспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, "круглые столы" специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические телевизионные передачи, комментарии нового законодательства специалистами и т.д.
К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы. Эта работа ведется по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно-необходимыми мероприятиями. Между тем практикой выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т.д.
Серьезный недостаток нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, кружков "молодого юриста" и т.д.
Новый этап развития отечественной государственности, изменения форм собственности и методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.
В условиях беспрецедентного роста преступности, снижения социальной защищенности граждан как никогда важно разъяснение прав, возможностей граждан (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами.
Здесь никогда не утратит своего значения живое слово, газетная, журнальная статья, кинофильмы, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснение новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономики.
Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и правовому воспитанию.
Важным моментом правового воспитания является правовое просвещение. Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды - воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.
Таким образом, можно говорить о значительной роли образовательных учреждений всех уровней в правовом воспитании и в плане возможностей и в плане обязанностей. В связи с этим при проведении модернизации образовательной системы любого уровня необходимо уделять должное внимание правовому компоненту воспитания полноценной личности.

Правовая культура

Правовая культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения. Это достижения материального производства, науки, искусства, идеологические и моральные ценности.
Правовая культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как непреложные культурные ценности.
Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере, - право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и традиции. Это обусловленное социальным, экономическим и духовным строем общества внутреннее состояние его правовой жизни.
Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности.
Необходимым элементом правовой культуры является также наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, беспробельного, внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости, высокий уровень его кодифицированности, упорядоченности и информационной обеспеченности.
В правовую культуру включаются также и высокий уровень правотворческой деятельности в стране, своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники. Не менее важны также и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.
Уровень юридической культуры проявляется также в степени развития юридической науки в стране, эффективности правового образования. Забота об исторических юридических памятниках (в нашей стране это, например, Русская правда, Уложение царя Алексея Михайловича, Свод законов царской России и др.), их охрана, сохранение, научное изучение - также необходимые элементы правовой культуры.
Реальный уровень юридической культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения, степень развития юридической науки и образования и др. В современном российском государстве такой уровень, как применительно к отдельным гражданам, так и ко всему обществу в целом, к сожалению, пока еще достаточно низок, и нужно многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета и действенности законодательства, его способности быть эффективным инструментом создания в нашей стране правового государства, олицетворяющего юридико-культурные ценности мировой цивилизации.

Правовой нигилизм и цинизм молодежи

Правовая культура общества предполагает определенный уровень знания населением в целом и отдельными гражданами действующего законодательства, их законопослушное поведение в форме соблюдения и исполнения норм права.
Системный кризис российского общества сказался на правовом и политическом сознании россиян. Происходит трансформация сознания людей, меняются их убеждения, ценности, установки.
Важно отметить, что эффективность политического правового сознания зависит, прежде всего, от конкретной исторической ситуации. Демократическая правовая система для сегодняшней России - это идеал. При низком уровне правового сознания, правовом нигилизме граждан даже самые смелые реформы, даже самое современное законодательство может ожидать неуспех.
Особую озабоченность вызывает распространение таких явлений в молодежной среде. С целью повышения юридических знаний сегодня во многих школах существуют специализированные юридические классы. В стране существует огромное количество юридических вузов. Кроме этого, средства массовой информации активно занимаются правовым просвещением. Существует множество общественных организаций, занимающихся предоставлением юридических услуг населению и правовым просвещением.
Повышению уровня правовой культуры способствует активное участие молодежи в политической жизни общества. Так как право - это эффективный и гибкий инструмент политики. И как выражение государственной воли, опирающейся на принудительную силу государства, право всегда имеет и политическое содержание, и выступает одной из форм политики. При этом правовое и политическое сознание тесно взаимодействуют.
Однако, несмотря на это, уровень правосознания и в целом правовой культуры молодежи остается достаточно низким. Его обуславливает, прежде всего, экономический кризис, в котором находится наша страна. Отчуждение живущих в нищете людей является одним из важнейших факторов развития правового нигилизма.
Проводимые социологические исследования в области правовой культуры нынешних школьников и студентов первых - третьих курсов позволяют наряду с положительными выводами сделать заключение о достаточно частом проявлении правовой антикультуры. Самые очевидные из них: правовая безграмотность, правовой нигилизм и правовой цинизм.
Правовая безграмотность
выражается в незнании (или очень плохом знании) норм права, хотя вполне может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. Типичные высказывания для этой категории школьников: "Зачем порядочным, честным людям знать законы? Они и так ведут себя хорошо".
Правовой нигилизм выражается в неверии в регулирующую силу права, разочаровании в его социальной роли. Типичное высказывание здесь. "Законы пишутся для честных людей, а те, кто "делает" бизнес, политику, спокойно их обходят, и нет силы, способной заставить их следовать правовым нормам".
Правовой цинизм - наиболее опасное проявление антикультуры. К сожалению, в школьной среде, особенно среди старшеклассников, можно услышать фразу: "Нет такого закона, который нельзя подмять под себя: все зависит от цены, которую надо за это заплатить".
Поэтому основная задача, стоящая перед современной школой и ВУЗом, - помочь преодолеть подобное отношение, сформировать высокий уровень правовой культуры молодежи.
Таким образом, в настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема правового воспитания населения (особенно молодежи), реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Правовой нигилизм по-прежнему представляет основную трудность в реформировании российской действительности. Особого внимания заслуживает положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод россиянина, которые в соответствии со ст. 18 Конституции являются непосредственно действующими. Многие из этих прав пока не подкреплены гарантиями реальной государственной, и, в первую очередь, судебной защиты, ответственностью за их нарушения.
И, тем не менее, осознание важности и ценности личности, ее прав и свобод в современной действительности является огромным шагом России на пути к демократическому государству. Именно правовое воспитание как система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм, способствует становлению демократического государства.
Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. Именно поэтому проблема правового воспитания особенно актуально сегодня в России. И от того как она будет решаться зависит станет ли Россия действительно правовым государством, сможет ли обеспечить повсеместное соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, гарантировать реальную государственную и судебную защиту. Правовое воспитание имеет свою систему, механизм, стадии.

Система правового воспитания - совокупность основных частей (элементов) правовоспитательного процесса, обеспечивающая его определенный порядок и организацию.

Систему правового воспитания составляют такие элементы:

1) субъекты - государственные органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность;

Раздел IV. Теория права

2) объекты - воспитуемые граждане или общественные группы;

3) совокупность правовоспитательных мероприятий, определенных способов и средств.

Субъект правового воспитания может иметь правовоспита-тельную функцию в качестве основной (Национальная юридическая академия Украины, Одесская юридическая академия, Киевская академия внутренних дел, Университет внутренних дел, юридические факультеты государственных университетов и др.) или в качестве одной из многих (Советы народных депутатов, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД и др.

).

Объект правового воспитания (граждане) в ходе правовоспи-тательного процесса испытывает влияние двух факторов, от которых зависит эффективность правового воспитания:

1) объективный фактор - позитивные внешние условия, которые способствуют правовоспитательной деятельности (демократизация общества, защита прав личности, успехи правотвор-ческой деятельности, юридической практики и др.), или негативные условия, которые затрудняют правовоспитательную деятельность (несовершенство законодательства, неотработанность способов и средств правового воспитания и др.);

2) субъективный фактор - позитивное внутреннее духовно-правовое состояние личности (ее правовая воспитанность, установка на правомерное поведение) или негативное (правовая установка на неправомерное поведение, одним из оснований которой является правовой нигилизм).

Совокупность правовоспитательных мероприятий может быть представлена в виде способов и средств правового воспитания.

Способы правового воспитания:

Правовое образование (или иначе: правовой всеобуч);

Правовая пропаганда;

Юридическая практика государственных органов и других организаций (напр., правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.);

Правомерное поведение граждан, их личное участие в осуществлении (реализации) и охране правовых норм;

Самовоспитание.

Средства правового воспитания:

1) нормативно-правовые акты, акты применения норм права;

Глава 26. Правовое воспитание. Правовой всеобуч

2) ознакамливающие и разъясняющие материалы о правовых актах в прессе (в каждой газете должны быть рубрики типа «Правовое образование», «Юридический всеобуч», «Консультирует юрист», «Спрашивайте - отвечаем»);

3) правовые радио и телевизионные журналы типа «Право», «Закон» и др. в республиканском (Автономная республика Крым), областных, городских и районных центрах, систематически информирующие о законодательных и иных нормативных актах Украины, о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов юстиции, а также о состоянии правопорядка, борьбы с правонарушениями и т.п.;

4) юридические газеты, целью которых является распространение правовых знаний;

5) организационно-образовательные: пресс-конференции", брифинги2, встречи3, лекции, беседы, семинары, вечера вопросов и ответов, консультации и др.

Заслуживающим внимания является предложение о создании справочной информационно-правовой телефонной службы для оперативных ответов на вопросы индивидов, испытывающих потребность в выборе линии своего поведения с точки зрения соответствия нормам права, закона.

Механизм правового воспитания - порядок перевода правовых идей и установок, содержащихся в общественном правосознании, в сознание воспитуемых (личности, общественной группы).

Функциональными элементами механизма правового воспитания являются следующие:

1) общественное правосознание;

2) система норм права;

3) способы и средства правового воспитания;

4) правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить правовыми идеями и установками, содержащимися в общественном правосознании.

Пресс-конференция - собрание представителей прессы, телевидения, радио, которое официально созывается управлением юстиции (возможно совместно с УВД, прокуратурой, областным и арбитражным судами, организацией союза юристов и другими) для важной информации правового характера, ответов на вопросы.

Брифинг - короткая пресс-конференция.

Встреча - беседа руководителя или специалиста с одним или группой журналистов, как правило, по их инициативе.

Раздел IV. Теория праве

Стержневой нитью, связывающей все звенья (структурные элементы) механизма правового воспитания, является правовая информация, которая на уровне первых трех элементов выступает как оповещающая (дескриптивная), а на уровне четвертого элемента - как информация командная (прескриптивная).

Общественное правосознание и правосознание воспитуемых - это внутренняя, духовная часть механизма правового воспитания, а система норм права, способы и средства правового воспитания - его внешняя, инструментальная часть.

Механизм правового воспитания личности в духовном внутреннем срезе (правовоспитательныч процесс личности), может быть представлен в виде таких стадий:

1) накопление правовых знаний, правовой информации;

2) превращение накопленной информации в правовые убеждения, привычки правомерного поведения;

3) готовность действовать, руководствуясь этими правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно, в соответствии с законом.

Результатом действия механизма правового воспитания является уровень правовой воспитанности личности, ее правовая культура.

Правовая воспитанность - внутреннее духовно-правовое состояние, в котором находится личность в момент принятия решения о том, как поступить в тех или иных обстоятельствах. Это состояние правосознания личности, уровень ее правовой культуры, готовность к правомерному или противоправному поведению. Уровень правовой воспитанности - это не только знание права и понимание необходимости исполнять правовые предписания. Он определяется степенью сформированности отношения к праву и правовому закону как к ценностям, находящимся в демократическом обществе вне конкуренции.