Расширенная семья. Семья: нуклеарная и расширенная, патриархальная и партнёрская, функции семьи


Состоящая из нескольких поколений.

В расширенной семье выделяется семейное ядро из родительской семьи и производной семьи (семей), образованных браками взрослого потомства родительской семьи. Помимо семейного ядра в расширенную семью входят и другие родственники - тёти, дяди и так далее, а также и неродственники, связанные с данной семьёй.

Расширенная семья может строиться вокруг кровного родства, когда основой организации семьи являются отношения между кровными родственниками (независимо от линии родства), а супружеские отношения играют меньшую роль.

Также семья может строиться вокруг супружеских отношений, когда родственники входят в семью не сами по себе, а как родня со стороны жены или мужа. Каждый новый брак приводит к реорганизации такой семьи.

В обоих случаях двумя основными признаками расширенной семьи являются: совместное проживание родственников разных поколений и совместная экономическая деятельность - владение собственностью, ведение хозяйства.

Группа родственников, в которой отсутствуют один либо оба признака (родственники живут отдельно друг от друга и ведут самостоятельную экономическую деятельность), может быть номинально расширенной семьёй , если члены группы идентифицируют себя с группой как целым и проявляют в отношении друг друга высокую степень солидарности и поддержки, как социальной, так и экономической.

В современном обществе место расширенной семьи, более характерной для традиционного общества, обычно занимает нуклеарная семья .

Напишите отзыв о статье "Расширенная семья"

Ссылки

  • - Социологический словарь
  • - Глоссарий.ru

Литература

  • // М.: Проспект, 2010. - С. 314.

Отрывок, характеризующий Расширенная семья

Самая большая давка во время движения войск происходила на мостах Каменном, Москворецком и Яузском.
В то время как, раздвоившись вокруг Кремля, войска сперлись на Москворецком и Каменном мостах, огромное число солдат, пользуясь остановкой и теснотой, возвращались назад от мостов и украдчиво и молчаливо прошныривали мимо Василия Блаженного и под Боровицкие ворота назад в гору, к Красной площади, на которой по какому то чутью они чувствовали, что можно брать без труда чужое. Такая же толпа людей, как на дешевых товарах, наполняла Гостиный двор во всех его ходах и переходах. Но не было ласково приторных, заманивающих голосов гостинодворцев, не было разносчиков и пестрой женской толпы покупателей – одни были мундиры и шинели солдат без ружей, молчаливо с ношами выходивших и без ноши входивших в ряды. Купцы и сидельцы (их было мало), как потерянные, ходили между солдатами, отпирали и запирали свои лавки и сами с молодцами куда то выносили свои товары. На площади у Гостиного двора стояли барабанщики и били сбор. Но звук барабана заставлял солдат грабителей не, как прежде, сбегаться на зов, а, напротив, заставлял их отбегать дальше от барабана. Между солдатами, по лавкам и проходам, виднелись люди в серых кафтанах и с бритыми головами. Два офицера, один в шарфе по мундиру, на худой темно серой лошади, другой в шинели, пешком, стояли у угла Ильинки и о чем то говорили. Третий офицер подскакал к ним.
– Генерал приказал во что бы то ни стало сейчас выгнать всех. Что та, это ни на что не похоже! Половина людей разбежалась.
– Ты куда?.. Вы куда?.. – крикнул он на трех пехотных солдат, которые, без ружей, подобрав полы шинелей, проскользнули мимо него в ряды. – Стой, канальи!
– Да, вот извольте их собрать! – отвечал другой офицер. – Их не соберешь; надо идти скорее, чтобы последние не ушли, вот и всё!
– Как же идти? там стали, сперлися на мосту и не двигаются. Или цепь поставить, чтобы последние не разбежались?
– Да подите же туда! Гони ж их вон! – крикнул старший офицер.
Офицер в шарфе слез с лошади, кликнул барабанщика и вошел с ним вместе под арки. Несколько солдат бросилось бежать толпой. Купец, с красными прыщами по щекам около носа, с спокойно непоколебимым выражением расчета на сытом лице, поспешно и щеголевато, размахивая руками, подошел к офицеру.

ля того, чтобы проанализировать этапы жизненного цикла и факторы успешности этой, как и любой иной, семьи, мы должны определиться в понятиях, охарактеризовать данную семью в принятых в социологии терминах. Раскроем для начала эти термины.

Семья (family) – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей и живущих в одном доме. При этом традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями иной культуры.

Семьи чаще всего сравниваются по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, типу власти, выбору партнера и местожительства, родословной и способу наследования имущества. Структура семей в различных из существующих обществ весьма разнообразна. В таблице 1 несколько схематично дадим различия между формами семьи, а в таблице 2 – более конкретно распространенность в мире основных типов семьи и брака.

Табл.1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА

ФОРМА СЕМЬИ:

НУКЛЕАРНАЯ

РАСШИРЕННАЯ

ФОРМА БРАКА:

Моногамия

Моногамия, Полигиния, Полиандрия

ТИП ВЛАСТИ:

Эгалитаризм (элементы матриархата и патриархата)

Патриархат, Матриархат

ВЫБОР ПАРТНЕРА:

Экзогамия, Эндогамия

Экзогамия, Эндогамия

ВЫБОР МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА:

Неолокальный

Патрилокальный, Матрилокальный

РОДОСЛОВНАЯ И НАСЛЕДОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА:

Билинейные (Патрилинейные)

Матрилинейные, Патрилинейные

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ БРАКА:

Просексуальная

Антисексуальная

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ:

Гетерогенные, Гомогенные, Гетерогамные, Гомогамные

Гомогенные, Гомогамные

Табл.2. СЕМЕЙНАЯ СТРУКТУРА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВАХ

СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

ВИДЫ СЕМЬИ И БРАКА

Число обществ с преобладанием этого обычая

ФОРМА СЕМЬИ

Нуклеарная

Расширенная

ФОРМА БРАКА

Моногамия

Полигиния

Полиандрия

ТИП ВЛАСТИ

Патриархат

Матриархат

Эгалитаризм

В расширенных.

Крайне редко.

В нуклеарных.

ВЫБОР ПАРТНЕРА

Экзогамия

Эндогамия

ВЫБОР МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА

Матрилокальный

Патрилокальный

Неолокальный

РОДОСЛОВНАЯ И НАСЛЕДОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА

По женской линии

По мужской линии

По обеим линиям

(Данные из: Смелзер Н. Социология.-М.:Феникс,1994. - С.399)

Вместе с тем такая типология не является достаточно полной. Типологизацию семей целесообразно осуществлять, исходя из их структуры и функций, обозначенных в их определении. Соответственно, критерии типологизации должны отыскиваться в 3 сферах :

I. в генерирующих семью (хронологически первичных) брачных отношениях (сфера свойства – с ударением на второй слог в последнем слове).

II. во встроенной в семью кровнородственной структуре (сфера общего происхождения);

III. в типе взаимоотношений членов семьи. Рассмотрим их.

I. Брачные отношения обычно сравниваются по таким параметрам, как численный состав брачных партнеров ("форма брака", "характер супружества"), рекрутация партнеров (правила выбора брачного партнера и создания брака), функциональная ориентация брака (основная цель заключения брака), сравнительный социальный состав партнеров (их социальное положение).

II. Кровнородственная структура охватывает такие параметры, как размер семейной сети ("форма семьи", число поколенных уровней и сетевых ветвей, включаемых в семью) и вектор передачи статуса ("определение родительства и родства", правила определения родословной и наследования имущества).

III. Тип взаимоотношений членов семьи характеризуется следующими параметрами: субъектом власти ("ее характером") и пространственно-территориальная локализация семьи (выбор местожительства молодоженов).

Соответственно, в сфере брачных отношений можно выделить, как минимум, 5 типологий по следующим параметрам:

1. численный состав брачных партнеров ("форма брака", "характер супружества"),

2. рекрутация партнеров (правила выбора брачного партнера и создания брака),

3. функциональная ориентация брака (основная цель заключения брака),

4. сравнительный социальный состав партнеров (их социальное положение).

5. проблемы продолжительности и институциализации брака.

Брак (marriage) – культурный феномен, санкционирующий более или менее постоянный союз между партнерами и обеспечивающий легитимность их потомства. Постоянство брачного союза изменчиво. Браки обычного права стабильны и без юридического признания; они основаны на обычае и могут привести к юридическому союзу. В большинстве стран законодательство расширило основания для развода и сделало судебный процесс менее дорогостоящим. Феминисты утверждают, что брак может усиливать подчинение женщин мужчинам. Очевидно, что во многих браках мужчины прибегают к физическому насилию над женами, вовсе не опасаясь полиции.

Брачные отношения основаны на свойстве (с ударением на последний слог (по англ. affinity)) и свойственных (affinal) связях. Этот термин относится к отношениям посредством брака, а не посредством реальных или мифических уз происхождения. Например, теща или свекровь представляет отношение свойства в отличие от отношения мать-ребенок, являющегося отношением по происхождению.

1. Формы брака варьируются в зависимости от числа брачных партнеров. Как институт брак является либо моногамным (заключенным в одно время с одним лицом), либо полигамным (заключенным одновременно с двумя и более партнерами).

Моногамия (monogamy) – практика, посредством которой люди вступают в брак только с одним супругом одновременно. Эта форма брака большей частью практикуется в Европе, Америках и Австралайзии. Рост числа разводов имеет своим результатом "серийную моногамию", при которой большинство разведенных впоследствии снова вступают в брак. По Энгельсу, моногамия (как практически пожизненное прикрепление женщины к мужчине) пришло на замену парному браку (как более или менее постоянному союзу, основанному на взаимной привязанности) вследствие появления частной собственности , имеющей тенденцию к консолидации и потому – к переходу в руки старшего сына-наследника, а все дети, рожденные вне законного брака, лишаются права на наследство и родословную (фамилию). Поэтому незаконнорожденные дети в закрытых обществах дискриминировались и обретали уничижающие прозвища (ублюдок в русском, байстрюк в ряде славянских языков, bastard в отдельных западных языках).

Существуют общества, в которых обычаем является для мужчины иметь одновременно несколько жен (полигиния) или для женщины несколько мужей (полиандрия). Итак, полигамия включает в себя: 1) полигинию (один мужчина и две или более жены); 2) полиандрию (одна женщина и два или более мужа); 3) групповой брак (несколько мужей и жен, состоящих в одном общем браке).

2. Выбор предпочитаемого брачного партнера в некоторой степени подобен рынку, и правила выбора определяют формы обмена между партнерами и их семьями. Эти правила в человеческих обществах отличаются чрезвычайной сложностью – от упорядоченных до формально свободных браков. На закрытом рынке выбор делается родителями с целью консолидации собственности и формирования семейных союзов. Родительский выбор важнее любви, и браки основываются на предусмотрительности и расчете. На открытых рынках основой брака становится романтическая привязанность, значение родительских желаний сводится к минимуму и, в принципе, партнеры выбираются из неограниченного круга лиц, имеющих возможность вступить в брак, или в супружеские (conjugal) отношения, т.е. в отношения между партнерами, состоящими в браке, или между мужчиной и женщиной, живущими вместе.

Приемлемость партнеров при любой форме брака определяется либо экзогамией , либо эндогамией . Все человеческие общества обладают социальными правилами , устанавливающими определенные категории людей, которые считаются подходящими для брака партнерами. Правила брака внутри и вне определенных родственных групп имеют фундаментальное значение для всякого исследования родства. Правило эндогамии (endogamy) разрешает или предписывает брак внутри определенной группы, основанной на родоплеменной, классовой или религиозной принадлежности, например, лишь внутри своего племени, касты, сословия, расы, конфессии, класса, "круга". В закрытом и полузакрытом обществах правила эндогамии жестче, чем в открытом: от полного запрета на любое межкастовое общение до осуждения мезальянса (неравного брака) господствующей моралью в системах стратификации с жесткими классами или аристократическими традициями. Правило экзогамии (exogamy) вынуждает к браку вне непосредственной группы, например, вне своей расширенной семьи, рода, села.

3. По функциональной ориентации (основной цели заключения) браки подразделяются на просексуальные и антисексуальные . В первых целью заключения брака является упорядочение сексуальных отношений, во вторых – деторождение (репродукция) и социализация (включая передачу статуса) потомства. Культурные нормы и вариации сексуального поведения и установок, в т.ч. особенности эротической семантики сексуального поведения, техника и условия коитуса (соития), такие аспекты сексуальности, как: фактическое поведение индивидов; их установки и ценностные ориентации; стоящий за ними культурный символизм; ритуалы и обычаи, оформляющие сексуальные действия, и социальные институты, направляющие и регулирующие их, весьма разнообразны. Требуемое в одних обществах является нетерпимым в других.

Антисексуальными называются брачные правила, подчиняющие сексуальное поведение строгому контролю и запретам. Эти правила обычно включают:

а) уничижительное, редуцированное, инструментальное отношение к брачному сексу лишь как к процессу размножения,

б) оценка этого секса как греховного, постыдного дела в случае, если он не ориентирован на репродукцию детей,

в) негативное отношение к контрацептивам и абортам,

г) отвержение любой матримониальной мобильности (разводов, серийной моногамии, добрачных и внебрачных связей),

д) игнорирование эмоциональных связей (любви и желания) как основы для заключения брака,

е) отказ женщине в возможности инициировать знакомство с мужчиной, брачное предложение, первый поцелуй, тем более, половую связь,

ж) негативное отношение к инициированию женой половой близости с мужем, ее сознательной подготовки к сексу (использованию косметики, вызывающей одежды, обнажения тела, эротическим танцам и массажу и т.п.), проведению прелюдии (ласк) со стороны партнеров, вариативности способов близости и получению женщиной сексуальной разрядки. Женщина в сексе должна выполнять свой супружеский долг, добиваясь конечного результата ("естественно", не оргазма, а зачатия), будучи равнодушной к процессу, т.е. она в постели должна быть "бревней бревна". Среди социально-духовных предпосылок антисексуальности можно выделить следующие:

Религиозные традиции в христианстве и исламе ;

Каноны доиндустриального общества (с его патриархатом и мужским сексизмом крестьянской общины и потому подобное отношение к женщине и сексу в большой степени свойственно старшему поколению сельчан);

В советские времена это – закрепление свойственными коммуно-большевистской идеологии ригоризмом, аскетизмом и "классовым подходом", вводившем половой эгалитаризм в сферах образования и труда, признававшем женщину лишь как труженицу, заменившем обряды инициации вступлением в комсомол с его общественной, а не половой активностью и отвергавшем женственность как кокетство и любовь и брак между представителями "антагонистических классов" как предательство интересов мировой революции и рабочего класса. На первых порах такие нормы в Советской России и СССР открыто артикулировались в "правилах отношения пролетариата к сексу", теориях "стакана воды", "свободной любви", "разрушения буржуазной семьи" и поощрялись стимулированием доносительства на партнера по браку (с наказанием за отказ от этого) и требованием отречения от него в случае, когда он подвергался репрессиям.

Просексуальностью называются как терпимость к внебрачным связям, так и отношение к сексу в браке как к самоценности и как к высшему проявлению любви мужа и жены, доставляющему радость каждому из партнеров. При таком отношении в сексе допустимо все, что нравится партнерам и не причиняет вреда их здоровью. Подобная оценка секса и роли женщины в нем характерна для светского, индустриального и демократического общества , а также для некоторых, преимущественно восточных религий .

4. Сравнительный социальный состав партнеров (их социальное положение) характеризуется как степенью гетерогенности супругов, так и уровнем гетерогамности членов семьи. Первый критерий подразделяет браки на гомогенные (молодожены принадлежат к одному социальному слою, классу, касте, сословию) и гетерогенные (супруги относятся к разным социальным стратам). Второй критерий выделяет браки гомогамные (в которых члены имеют единую этническую принадлежность, общую профессию или место работы, образование и близки по возрасту) и гетерогамные (где супруги различаются по показателям социального статуса). В закрытом обществе мезальянсы запрещены или крайне затруднены, в открытом обществе растет доля социально неравных браков, что не всегда служит упрочению союза мужчины и женщины, хотя этнически смешанные браки в РТ стабильнее однородных.

5. Весьма разнообразны браки и по своей продолжительности и способам институциализации . Сюда относятся такие характеристики, как социально-возрастные рамки брака: правила инициации; подход к фертильности и климаксу; требования к возрастному соотношению партнеров; мера обязательности брака; способы заключения и расторжения брака; регулирование добрачных, брачных, внебрачных (пара-брачных) и пост-брачных отношений; проблема пробных браков; проблема бастардов и полусирот.

В кровнородственной структуре выделяются следующие типологии:

1. размер семейной сети ("форма семьи", число поколенных уровней и сетевых ветвей, включаемых в семью),

2. вектор передачи статуса ("определение родительства и родства", правила определения родословной и наследования имущества).

Родство (kinship) – социальные отношения на основе кровных (реальных и предполагаемых) связей и брака в целом. Антропологи часто проводят различие между связями, основанными на происхождении, и связями, основанными на свойстве (affinity), то есть образованными в результате брака.

Родство носит универсальный характер и в большинстве обществ играет значительную роль в социализации индивидов и поддержании групповой солидарности. В простых обществах родственные отношения могут быть настолько широкими и значительными, что образуют в результате социальную систему. Вследствие этого понятие родства имеет крайне важное значение для антропологов. В более сложных обществах родство обычно составляет весьма небольшую часть всей совокупности социальных отношений, образующих социальную систему.

1. Форма семьи определяется размером семейной сети и числом людей, живущих под одной крышей.

Сеть (network) – система личных связей, в которую включен каждый индивид. Э.Ботт (1957), например, показала, что отношения между мужем и женой зависят от степени "связанности" (interconnectedness) родственных сетей, в которые включен каждый из них. Во многих исследованиях предпринимаются попытки составления схемы сетей отношений в какой-либо общине, часто математически, с целью раскрытия социальной структуры и образцов коммуникации.

Соответственно указанным критериям выделяются расширенные и нуклеарные, а также повторные и неполные семьи.

Расширенная семья (extended family на английском, уджамаа на суахили) – обычно социальная ячейка, состоящая из родителей и детей и более дальних родственников (возможно, бабушек-дедушек или дядей-тетей, живущих под одной крышей), ныне это более свободная совокупность связей, когда нуклеарная семья поддерживает контакты с более дальними родственниками и получает от них практическую помощь в деле воспитания детей, покупки дома и др. Типичной семейной формой в современных индустриальных обществах является, следовательно, не изолированная нуклеарная, а видоизмененная расширенная семья.

Нуклеарная семья (nuclear family) – социальные ячейки, состоящие из мужчины и женщины, живущих вместе со своими детьми. Многие социологи находят "функциональное соответствие" между такой семьей и индустриализацией, поскольку первая, освобожденная от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, дает большую эмоциональную поддержку посредством неограниченного выбора брачного партнера и делает возможным достижение необходимых профессиональных ролей. Утверждается, что семейная структура современного общества состоит из относительно изолированных нуклеарно-семейных домашних хозяйств, хотя могут существовать значительные социальные различия.

Недавние исследования показывают, что: 1) не все семейные структуры до индустриальной революции имели классическую форму расширенной семьи; 2) процесс индустриализации сопровождался большим использованием расширенных родственных контактов, отчасти посредством обмена услугами и финансовой помощи; 3) в настоящее время имеются значительные данные о том, что для семейных структур индустриальных обществ не характерны изолированные супружеские домашние хозяйства. Современные семьи с большей точностью могут описываться как модифицированные расширенные, в которых поддерживаются широкие контакты между родственниками, не обязательно живущими вместе, контакты, принимающие форму визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки неродственники также могут иметь важное значение, создавая модифицированную первичную группу вокруг каждой семьи.

Кроме двух основных форм семьи, выделяются и некоторые специфические . Так, повторной называется семья, основанная на повторном браке, в котором живут дети от предыдущего брака. Неполная семья – это детная семья с одним родителем. Кроме того, в последнее время в связи с ростом числа одиноких людей для целей социологического анализа все чаще используется вместо понятия "семья" термин домашнее хозяйство (household) – одиночка или группа со своими жильем, столом и т.д. Так, в Сан-Франциско 53% людей живут в "нестандартных " семьях: в одиночестве или не с родственниками (разведенные, холостые, пожилые и гомосексуалисты, причем последние составляют 1/6 часть всего населения). Для "нестандартных" семей в США строят кондоминиумы – жилищные комплексы, мало пригодные для обычных семей. Семья же (например, в Британии) предполагает единообразие структуры домашних хозяйств, образованных вокруг состоящих в законном браке и не женатых прежде мужчины и женщины с 2-3 детьми. Но и там домашние хозяйства в последние годы также стали гораздо более разнообразными. Сожительство без брака становится все более распространенным явлением. С 60-х гг. до 1989 г. доля домашних хозяйств, состоящих из тех, кто живет один, выросла с 11 до 26%, и не только из-за старения населения.

2. Вектор передачи статуса , или правила определения родословной упрощают отслеживание списка родных и выделяют родственников, реально значимых для человека. Существуют 3 типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии: отец-сын-внук, – когда дети становятся членами семьи мужа, наследуют его фамилию, отчество, родословную и имущество. В ряде отсталых обществ родство определяется по женской линии, по этой линии наследуется имущество и оказывается материальная поддержка молодой семьи. В родоплеменном обществе клан есть однолинейная группа по происхождению, члены которой могут заявлять либо о патрилинейном (патриклан), либо о матрилинейном (матриклан) происхождении от основателя, но не знать генеалогических связей с прародителем/прародительницей. Фратрия же представляла собой группировку кланов, связанных традициями общего происхождения. Во многих развитых обществах родство определяется по обеим линиям : и родословная, и имущество наследуются независимо от пола супруга, хотя фамилию (а на территории СНГ и отчество ; в Монголии – только отчество ) человек получает от отца и, чаще всего, жена берет фамилию мужа . Незаконнорожденные дети в закрытых обществах, как уже отмечалось, лишались права на наследство и фамилию.

Характер взаимоотношений членов семьи описывается двумя типологиями:

1. по субъекту власти ("ее характером");

2. по пространственно-территориальной локализации семьи (выбору местожительства молодоженов).

1. Тип власти , или образцы распределения власти в семье, также разнообразны. Патриархат (patriarchy) – господство мужчин над женщинами, а также тип семейной организации, где более старый мужчина (патриарх) господствует над всем семейством, включающим в себя и более молодых мужчин. В то время как мужское господство часто объясняется с биологической точки зрения, как правило, посредством ссылки на неизбежные воспроизводительные функции женщин, большинство социологов утверждает, что патриархат относится к социальным, а не природным отношениям. Патриархат обычно объясняется, к примеру, принудительной гетеросексуальностью, мужским насилием, способом организации мужчин на работе и социализации с принятием половых ролей. Социологи-феминисты предлагают иные объяснения: 1) Жак Лакан (Франция, 60-е гг.) дает идеологическое объяснение: над культурой общества господствует символ фаллоса; 2) Патриархат основан на домашнем хозяйстве, в котором мужчины господствуют над женщинами экономически, сексуально и культурно. В более узком смысле, женщины обменивают свое неоплачиваемое домашнее услужение на их содержание, а брачный договор является трудовым договором, с помощью которого муж контролирует труд своей жены; 3) Марксистские феминисты утверждают, что господство мужчин над женщинами тесно связано с капитализмом, ибо патриархат и капитализм взаимно поддерживают один другого: домашний труд женщины поддерживает мужчину, издержки, которые в противном случае сказались бы на капитале. Вне дома ограничение женщин рамками определенных профессий, как утверждается, предоставляет работодателям возможность удерживать зарплату на низком уровне.

Конечно, история знает не только патриархатные системы, но и матриархат (matriarchy) – в XIX веке общество, где правят женщины, ныне форма семьи, в которой главой семьи является мать, через которую и определяется происхождение, или семьи, в которой просто господствует мать. Ф.Энгельс в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" (1884) утверждал, что досовременные общества до появления частной собственности были матриархальными. Эти общества с переходом от кочевых (или занятых охотой и собирательством) к сельскохозяйственным общинам в конце концов сменяются патриархальными системами. Альтернативный аргумент заключается в том, что патриархат является результатом завоевания. Очевидно, что получить археологические данные, подтверждающие или опровергающие эти теории, трудно. Тем не менее, это понятие имеет важное значение, поскольку используется в настоящее время для придания большего веса феминистскому взгляду на различия между родом и биологически детерминируемыми половыми ролями: очевидно, мужское господство не было универсальным.

Имеются теории, объясняющие разницу социальных и семейных ролей мужчин и женщин наличием у полов важных различий, что толкает нас к объяснению терминов мужественности и женственности. Мужественность (masculinity): в современных западных обществах считается, что быть мужественным означает быть агрессивным, независимым и активным. Женственность (femininity): быть женственной означает быть заботливой, доброй и сексуально привлекательной. Ведется значительная полемика о том, действительно ли эти качества являются реальными характеристиками полов, как они детерминируются, биологически или социально, и каким образом они поддерживают мужскую власть.

Однако растет и число "эгалитарных" браков , включая асимметричные семьи (где супруги разделили обязанности) и симметричные семьи (symmetrical family) – формы семьи, характеризуемые следующим: 1) Муж и жена сосредоточиваются на доме, пока дети еще маленькие; 2) Расширенная семья становится менее значимой, а нуклеарная семья приобретает большее значение; 3) В домашней работе между мужем и женой существует меньшее разделение труда. Мужчины несут все большую ответственность по отношению к домашнему хозяйству и заботе о детях, а замужние женщины больше работают вне дома. Симметричная семья представляет собой 3-ю стадию в развитии семьи. На 1-й стадии семья была единицей производства, все члены семьи работали вместе дома и в поле. На 2-й, соответствующей индустриализации, семейная ячейка разрушалась, мужчины работали вне дома, женщины были прикованы к дому как домработницы, а дети получали обязательное образование. Симметричная семья представляет собой повторное объединение семьи, но уже вокруг потребления, а не производства. Асимметричные семьи упорядочивают разделение труда в семье и потому часто менее конфликтогенны.

2. Выбор местожительства молодоженов также подчиняется известным правилам. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство (как это было в России и большинстве доиндустриальных обществ), новобрачная уходит из своей семьи и живет в семье мужа или вблизи от дома его родителей. К примакам , живущим в доме жены или ее родных, относились снисходительно и иронично. Матрилокальное местожительство предполагает проживание молодоженов с родителями невесты или поблизости от них. В современных обществах преобладает неолокальное местожительство – проживание молодоженов отдельно от своих родителей, что ведет к нуклеаризации семей.

8. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980.

9. Bion W.R. Experiences in Groups and other papers. Tavistock. Reprinted., Routhledge. 1961/1989.

10. Cartwright D. and Zander A. (eds.). Group dynamics. - New York: Harper and Row, 1960.

11. Homans G. Social Behavior: Its Elementary Forms. - Rev. Ed. - N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1974.

12. Handbook of Family Measurement Techniques / ed. by J. Touliatos, B.F. Perlmutter, M.A. Straus. - 3-volume set. - Vol. 3. Sage Publications, Inc. 2001-2003.

13. Homans G. C. Social Behavior: Its Elementary Forms. - New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1974.

14. Forsyth D.R. Group Dynamics. 4-th edition. -Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2006.

15. French J. and Raven B. The bases of social power // Studies in Social Power / Ed. D. Cartwright. Ann Arbor, MI: Institute for Social Research. 1959. -

16. French J. P. R. Jr. and Raven B. The bases of social power / D. Cartwright and A. Zander (eds.), Group dynamics (pp. 607-623). - New York: Harper and Row, 1960. - Pp. 607-623.

17. Lewin K. Field theory in social science; selected theoretical papers / D. Cartwright (ed.). -New York: Harper & Row, 1951.

18. Stress and the Family. Vol. 1. Coping with Normative Transitions. Vol. 2. Coping with Catastrophe / Ed. by H.I. McCubbin, C.R. Figley. Brunner. - New York: Mazel Publishers, 1983.

19. Peck M.S. The Different Drum: Community-Making and Peace. - New York: Simon and Schuster, 1987.

20. Schutz W. FIRO: A Three-Dimensional Theory of Interpersonal Behavior. - New York: Holt, Rinehart & Winston, 1958.

21. Tuckman B. Developmental sequence in small groups // Psychological bulletin. - 1965. - № 63. -P. 384-399.

Дудина Светлана Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ: ЕЁ ТИПЫ И СТРУКТУРА

В статье описаны типы российских расширенных семей, особенности внутрисемейного взаимодействия. Ключевые слова: расширенная семья, типы, структура, взаимодействие в расширенной семье.

На сегодняшний день в практике современной семейной психологии возникла потребность изучения особенностей семей, в которых присутствует и активно участвует в жизнедеятельности третье поколение. Это связано с тем, что в современной ситуации развития общества молодая семья вследствие необеспеченности жилой площадью и высокой занятостью на работе, построением собственной карьеры, вынуждена проживать совместно с бабушками и дедушками (прародителями) и перекладывать на них часть функций по уходу и воспитанию собственных детей. В нашем исследовании была затронута проблема характеристик взаимодействия в расширенных семьях разного структурного состава.

Целью работы было выявить характеристики межпоколенного взаимодействия в расширенных семьях с разной структурной организацией.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи: 1) выявить особенности родитель-

ского отношения к ребенку в расширенных семьях разного структурного типа; 2) изучить представления ребенка о стиле семейного воспитания в разных типах расширенных семей; 3) выявить характеристики взаимодействия родителей и детей в расширенных семьях.

Поставленные задачи решались с использованием следующих методов эмпирического исследования: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ); методика «Родителей оценивают дети» (РОД), методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР).

Результаты исследования подвергались качественной и количественной обработке с помощью стандартизированного компьютеризированного пакета программ SPSS 11.5.

Выборку составили 360 человек: школьники, обучающиеся в старших классах школы-гимназии.№15 г. Костромы (средний возраст 16 лет), их родители и прародители. В соответствии с целью и задачами работы выборка была поделена на

© Дудина С.Ю., 2011

2 группы. Первую группу составили 30 семей, в составе которых есть ребенок, мать, отец, бабушка и дедушка - полные расширенные семьи. Вторую группу составили 15 семей, в составе которых отсутствуют отец и дед - неполные расширенные семьи.

В результате исследования мы пришли к следующему:

1. В расширенных семьях возможны два варианта отношения родителей к подростку (по результатам методики АСВ) как гиперпротекция Г+(х =4,6), так и гипопротекция Г- (х =5,1) в особенности со стороны отца. В первом случае преобладает повышенное внимание родителей к интересам и потребностям детей, преувеличенное представление о роли воспитания и опеки для гармоничного развития личности ребенка и его социальной успешности. При этом родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, оправдывая свои действия желанием дать ребенку как можно больше возможностей для проявления и развития его исключительности (шкала «потворствование» R=0,55 при р<0,04). Но одновременно с этим родители предъявляют к нему огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность (шкала «чрезмерность требований, обязанностей» R=0,74 при р<0,03), что связано с проявлением неустойчивого стиля воспитания (шкала неустойчивого стиля воспитания R=0,59 при р<0,01).

Во втором варианте по (шкале гипопротекция) родители не уделяют должного внимания ребенку, не считают его «центром» своего существования. Особенно такое отношение к ребенку свойственно отцам (х = 5,1). Матери при этом предпочитают видеть в своих детях мужские качества, такие как самостоятельность, твердость характера и воли (шкала «предпочтение мужских качеств»). Родители склонны обходиться без наказаний, не придают им воспитательного значения (шкала минимальность санкции х = 3,7). Чаще в таком варианте взаимоотношений прослеживается у родителей-отцов чувство воспитательной неуверенности, собственной родительской некомпетентности, что в свою очередь отдаляет отцов от воспитательного процесса и участия в жизни детей (шкала воспитательная неуверенность х = 2,5).

Необходимо отметить, что прослеживаются значимые различия в характере отношения роди-

телей к ребенку в полных и неполных расширенных семьях. В неполных расширенных семьях преобладает расширение сферы родительских чувств (шкала «расширение сферы родительских чувств» г = 4,4; и=35 при р<0,0001), что обусловлено главной особенностью таких семей - отсутствием отца. При этом матери достаточно глубоко концентрируются на своем ребенке, отношения с ним становятся исключительно важными для матери, заменяя собой отсутствие супружеских отношений. При этом чаще всего данный тип отношений сочетается с потворствующей гиперпротекцией (шкала «гиперпротекция» х Г+ =5,4, шкала «потворствование» х У+=5,7, шкала «минимальных санкций» х С-=3,4). Однако возможен и другой вариант отношения матери к ребенку в неполной расширенной семье - доминирование матери (шкала «доминирование» и=54 при р<0,01), чрезмерность применения различного рода санкций (шкала «чрезмерность санкций» и=60 при р<0,03) и предпочтение в ребенке детских качеств (шкала «предпочтение в ребенке детских качеств» и=64 при р<0,04), что может быть связано с неуверенностью матери в своих силах и способностях контролировать и управлять поведением повзрослевшего ребенка. Данный вариант отношения матери к ребенку отмечается в случае неразвитости у нее родительских чувств (шкала «неразвитости родительских чувств» R=0,54 при р<0,01).

2. Восприятие детьми отношения родителей также имеет двойственный характер (по результатам методики РОД). Невысокий уровень родительской протекции (шкала «гипопротекция» в методике РОД х = 4,8) в сфере воспитания воспринимается подростком как проявление высокого уровня развитости родительских чувств, чуткости родителей и открытости в отношениях с ним, попытки построения демократичных взаимоотношений. Однако подростки остро реагируют и на любое проявление гиперпротекции (шкала «гиперпротекции» х =4,2), на попытки родителей ограничить их свободу, что, скорее всего, обусловлено стремлением к эмансипации в данном возрастном периоде, к отстаиванию своей самостоятельности и независимости.

Потворствование со стороны матери (шкала «потворствование» - методика АСВ), некритичное удовлетворение потребностей ребенка воспринимается подростками как результат вынесения конфликта в супружеских отношениях в сфе-

ру воспитания (шкала «вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания» - методика РОД), разногласий в воспитательных позициях со «строгим» супругом ^=0,4 при р<0,01).

Отсутствие запретов со стороны матери, контроля за его жизнью (шкала «недостаточность запретов» - методика АСВ), минимальность применяемых санкций отцом (шкала «минимальных санкций» - методика АСВ), удовлетворение его потребностей и всевозможных желаний родителями (шкала «потворствование» - методика АСВ), воспринимается подростком как возможность отстранения от семейных дел и обязанностей, некоторой вседозволенности (шкала «недостаточность обязанностей» - методика РОД R=0,4 при р<0,01).

Гиперпротекция, потворствование желаниям подростка и небольшое количество применяемых санкций со стороны отца (шкалы по методике АСВ) воспринимается подростком как результат неустойчивого стиля воспитания и неразвитости

родительских чувств (шкалы по методике РОД R=0,4 при р<0,01).

Необходимо отметить, что в расширенных семьях полного типа отношения с отцом вопри-нимаются подростками намного ярче и эмоциональнее, чем с матерями. Возможно, это связано с тем, что подростки чувствуют некоторую степень неудовлетворенности отношениями с отцами, т.к. у последних прослеживается стремление избежать активного участия в процессе воспитания (доминирование гипопротекции и неразвитости родительских чувств по методике АСВ).

На уровне различий первой и второй группы можно сделать вывод, что в полных расширенных семьях подростки наиболее остро воспринимают игнорирование собственных потребностей со стороны матерей (и=157 при р<0,1), чрезмерность запретов (и=151 при р<0,07) и санкций (и= 160 при р<0,1). А в неполных расширенных семьях подростки ощущают на себе проявление безграничности материнских чувств, гиперопе-

По ВРР

1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор 5 фактор

Дистанция-близость (оценка матери) 0,6 Сотрудничество (отец) 0,6 Дистанция-близость (оценка отца) 0,7 Сотрудничество (мать) 0,6 Автономность-контроль (оценка матери) -0,66

Отвержение-принятие (оценка матери) 0,8 Последовательность (отец) 0,7 Сотрудничество (оценка отца) 0,7 Автономность-контроль (отец) 0,7 Последовательность (оценка матери) 0,5

Сотрудничество (оценка матери) 0,75 Мягкость-строгость (бабушка) -0,6 Удовлетворенность (оценка отца) 0,5 Дистанция-близость (бабушка) 0,7 Мягкость-строгость (оценка отца) - 0,7

Отвержение-принятие (оценка отца) 0,7 Конфронтация (бабушка) -0,6 Требовательность (отец) -0,52 Отвержение-принятие (бабушка) 0,6 Автономность- контроль (оценка отца) - 0,6

Требовательность (мать) 0,6 Автономность-контроль (дед) 0,67 Тревожность (мать) 0,5

Дистанция-близость (мать) 0,7 Отвержение-принятие (дед) 0,52 Последовательность (бабушка) 0,58 Сотрудни- чество (бабушка) 0,7

Отвержение-принятие (мать) 0,6 Сотрудничество (дед) 0,6

Отвержение-принятие (дед) 0,56 Последовательность (дед) 0,5

Сотрудничество (дед) 0,51 Удовлетворенность (дед) 0,6

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

ки с ее стороны, отсутствие критичности в оценивании собственного ребенка и минимальности применяемых санкций.

3. Результаты, полученные в ходе обработки данных опросника И.М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок», позволили проанализировать характер межпоколенных отношений в расширенных семьях. В результате факторизации данных нами были получены 5 групп объединенных переменных, дающие представление о возможных вариантах взаимодействия трёх поколений в семье.

Первый тип взаимодействия был условно назван «конструктивная близость с родителями при благоприятных отношениях с прародителями». Для данного типа взаимодействия характерна эмоциональная близость ребенка с матерью, проявляющаяся в желании подростка делиться своим внутренним миром, своими переживаниями с ней и готовностью матери в свою очередь воспринимать и адекватно реагировать на проявления чувств подростка. При этом поведение матери ребенок воспринимает как принимающее, он знает, что его ценят и любят такого, какой он есть. Он считает себя полноправным членом семьи, его права уважают, считаются с его точкой зрения. Одновременно с этим родители считают себя достаточно требовательными, и возлагают определённую долю ответственности на ребенка за его собственные действия и решения. При этом отношения с прародителями также носят благоприятный характер. Особенно прослеживается участие деда в воспитании ребенка. Сотрудничество с внуком, эмоциональные и в тоже время уважительные отношения являются благоприятным условием для гармоничного развития личности подростка.

Второй тип - «Мужское доминирование» -характеризуется преобладанием взаимодействия ребенка с членами семьи мужского пола. Отец и дед принимают активное участие в жизни подростка, отец уверен в своих воспитательных возможностях, он последователен в своих действиях, ребенка он воспринимает как полноправного партнёра, дед в свою очередь берет на себя контролирующие функции, но испытывает некоторую степень тревоги в связи с возложенными на него обязанностями.

В третьем типе взаимодействия - «Партнерские отношения с отцом при минимализации отношений с матерью» - прослеживается скрытый конфликт. При развитых партнёрских отношениях подростка с отцом, они не имеют согласия в определенных жизненных ситуациях, их взгляды и представления о жизни расходятся. При этом наблюдается высокий уровень тревожности у матери, она обеспокоена сложившейся семейной ситуацией.

При четвёртом типе взаимодействия - «Эффективная близость с прародителями при благоприятствовании родителей» - подросток эффективно взаимодействует с прародителями. Как бабушка, так и дедушка стремятся к общению с внуком, активно участвуют в его жизни, выполняют социализирующую функцию. Отношения с ними у подростка тёплые и доверительные. Родители также играют важную роль в жизни ребенка: отец выполняет контролирующую функцию, мать способствует эмоциональному благополучию.

Пятый тип «Либерализм в отношениях с родителями при минимализме отношений с прародителями» характеризуется большой степенью противоречивости и нестабильности во взаимоотношениях членов семьи. Роль прародителей минимизируется, а родители в свою очередь планомерно стремятся привить подростку самостоятельность, в связи с чем стараются не вмешиваться в дела ребенка, избегают применения строгих мер по отношению к нему, не принуждают его к чему-либо. Такой тип взаимодействия может способствовать преждевременной автономизации подростка.

На основании полученных результатов можно говорить о сложных и разноплановых взаимоотношениях в расширенных семьях как полного, так и неполного структурного типа. Однако в семьях с отсутствием отца и деда наиболее явно выявляется тенденция построения взаимоотношений, способствующих формированию психологической созависимости сразу трёх поколений. Характеристиками таких отношений являются «тревожный контроль», «гиперопека», «симбиотическая связь». В семьях полного структурного типа чаще прослеживается преждевременная автономизация детей, демократизм в отношениях и перекладывание родительских функций на плечи прародителей.

Задания для подготовки к ОГЭ по теме "Семья" состоят из 3 частей.Первая часть включает тестовые задания с выбором одного ответа из предлагаемых четырёх.Во второй части предлагаются вопросы-суждения, задания на анализ диаграмм и таблиц, определение фактов и суждений.В третьей части помещены два документа и вопросы к ним. Материал можно использовать для проверки темы "Семья" учебник А.И. Кравченко глава " Социальная сфера"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль по теме « Семья»

Часть 1

Задание 1. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется

1) общими увлечениями 2) непосредственными личными контактами

3) собственными социальными нормами 4) совместным ведением хозяйства

Задание 2. Что относится к основным функциям семьи?

1) освоение новых технологий 2) поддержание политической стабильности

3) повышение культурного уровня 4) воспитание детей и подростков

Задание 3. В современных западных странах наиболее распространена семья

1) многопоколенная 2) малая (нуклеарная) 3) патриархальная 4) неполная

Задание 4. Семья Николаевых состоит из мамы, дочери и сына школьного возраста. К какому типу можно отнести эту семью?

1) патриархальная 2) традиционная 3) нуклеарная 4) многопоколенная

Задание 5. Что отличает семью от других малых групп

1) единые предпочтения в одежде 2) непосредственные личные контакты

3) организация совместного быта 4) совместное проведение досуга

Задание 6. В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье

1) патриархальной 2) демократической 3) неполной 4) партнёрской

Задание 7. Какой признак отличает семью от других малых групп?

1) общий быт 2) общие цели 3) наличие норм поведения 4) совместная деятельность

Задание 8. Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?

1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.

2) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.

3) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.

4) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.

Задание 9. Дедушка учит внука: «Когда ты встречаешь на улице знакомого человека, обязательно с ним здоровайся...» Дедушка хочет, чтобы внук вёл себя в соответствии с

1) правовыми обычаями 2) религиозными обрядами

3) нормами закона 4) правилами этикета

Задание10. Каждое воскресенье Николай и Анна вместе со своими детьми посещают музеи и театры. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример

1) организация досуга 2) ведение домашнего хозяйств

3) первичный социальный контролль 4) продолжение рода

Задание 11. Перед тем как отпустить сына на день рождения к товарищу, родители рассказали ему о правилах поведения в гостях. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?

1) эмоциональную 2) воспитательную 3) досуговую 4) репродуктивную

Задание 12. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является

1) патриархальной 2) многодетной 3) неполной 4) малой (нуклеарной)

Задание 13. Семья Сидоровых состоит из мамы, папы и двоих детей-школьников. Старший сын Сидоровых, Василий, женившись, стал жить с женой отдельно от родителей. Бабушки и дедушки Сидоровых также живут отдельно. К какому типу относится семья Сидоровых?

1) многопоколенная 2) нуклеарная 3) традиционная 4) гражданская

Задание 14. Семья Кондратьевых состоит из родителей, двоих детей и бабушки, которые проживают все вместе в одной квартире. Эта семья является

1) патриархальной 2) многодетной 3) неполной 4) многопоколенно

Задание 15. В семье А. каждый вечер принято рассказывать друг другу о самых важных событиях, случившихся в течение дня. Какая функция семьи проявляется в данном примере?

1) воспитательная 2) репродуктивная 3) хозяйственная 4) эмоциональная

Задание 16. Родители учат сына: «Если при встрече тебя спросили: "Как дела?", – это не означает, что нужно подробно о них рассказывать». Так родители рассказывают сыну о правилах

1) религии 2) морали 3) этикета 4) науки

Задание 17. В семье К. есть традиция: собираться вечером и рассказывать о всех проблемах. Какую роль семьи в жизни человека иллюстрирует этот пример?

1) Семья оказывает психологическую поддержку.

2) Взрослые участвуют в получении образования детьми.

3) Семья заботится о поддержании здорового образа жизни.

4) Семья обеспечивает экономическую поддержку своих членов.

Задание 18. Ира живёт с родителями и дедушкой. Она учится в 7 классе. Какой признак свойствен и семье, и школьному классу как малым группам?

1) общность повседневного быта 2) ведение совместного хозяйства

3) кровнородственная связь 4) прямые личные контакты

Часть 2

Задание 1.

А. Семья осуществляет биологическое воспроизводство новых поколений.

Б. Семья осуществляет социализацию новых поколений.

Задание 2.

А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.

Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 3.. Верны ли следующие суждения о функциях семьи

А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.

Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 4. Верны ли следующие суждения о типах семьи

А. Для индустриального общества типичной становится многопоколенная семья.

Б. Малая (нуклеарная) семья преобладает в условиях традиционного общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 5. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья - это малая группа.

Б. Семья возникла раньше, чем государство.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 6. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Семья является институтом первичной социализации человека.

Б. Семья наделяет своих членов определённым социальным статусом

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 7. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья относится к малой социальной группе.

Б. Поведение членов семьи никак не зависит друг от друга.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 8. Верны ли суждения о типах семьи?

А. В современном обществе возросло число нуклеарных семей.

Б. Расширенные семьи являются характерным явлением традиционного общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 1. Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) наличие особых норм поведения;

2) личные контакты членов группы;

3) отношения родства;

4) общий быт

Задание 2.

(А) Учёные-социологи провели среди горожан опрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?». (Б) Для многих людей сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора. (В) К сожалению, лишь немногие горожане используют экономичные бытовые электроприборы и сортируют бытовые отходы.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты;

2) выражают мнения.

Задание 3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Плохо, когда подростки не видят разницы между поступками и проступками. (Б) Иногда на «спор» они делают «нечто героическое», вызывающее восхищение друзей. (В) Надо понимать, что неправомерные действия не являются поступками в героическом смысле этого слова.

1) отражают факты;

2) выражают мнения

Задание 4.

(А) Каждый возраст хорош по-своему. (Б) Подростковый возраст - переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. (В) Также в это время происходит развитие личности человека.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Задание 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Семья с двумя детьми, построенная на доверии, любви и уважении, проживающая отдельно от родителей, – такой представляют себе идеальную семью большинство участников социологического опроса. (Б) Отрадно, что большинство опрошенных граждан считают, что при вступлении в брак следует руководствоваться исключительно чувствами. (В) 12% опрошенных граждан могли бы назвать свою семью идеальной, ещё у 36% есть таковая в их окружении.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Задание 1. В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Различным возрастным группам граждан задавали вопрос: «Как вы относитесь к парам, которые живут вместе без официальной регистрации брака?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в графической форме.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Нейтрально относятся к парам, живущим вместе без официальной регистрации брака, большинство опрошенных в обеих группах.

2) Опрошенные 18-35 лет менее готовы вступить в отношения без официальной регистрации брака, чем граждане 36-54 лет.

3) Осуждает пары, живущие вместе без официальной регистрации брака, каждый пятый опрошенный в обеих группах.

4) Одобряют и осуждают пары, живущие вместе без официальной регистрации брака, примерно одинаковое число опрошенных.

5) Затруднились определить свое отношение к парам, живущим вместе без официальной регистрации брака, наименьшее число опрошенных.

Задание 2. В стране X в разные годы были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи?» Результаты опросов приведены в таблице.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.

2) Более половины опрошенных в 2012 г. граждан считают свое материальное положение средним.

3) Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают свое материальное положение очень хорошим.

4) Увеличилось количество граждан, считающих свое материальное положение плохим.

5) Более 2/3 опрошенных граждан не считают свое материальное положение хорошим.

Задание 3. В стране Z проводился опрос на тему: «Какие культурно-досуговые учреждения/мероприятия вы посещаете?». Результаты опроса в процентах от числа отвечавших представлены в таблице.

1) Посещаемость культурно-досуговых учреждений/мероприятий возросла.

2) Около трети респондентов в 2005 и 2013 годах посещали театры.

3) Наиболее популярными как в 2005, так и в 2013 году были выступления артистов эстрады.

4) Наименее посещаемыми являются концерты симфонической музыки.

5) Наиболее значительно выросла доля респондентов, посещающих кинотеатры.

Задание 4. В стране Z был проведён опрос среди совершеннолетних жителей на тему: «Кто в первую очередь должен заниматься воспитанием детей?». Результаты опроса в процентах от числа отвечавших представлены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Практически равные количество опрошенных как среди мужчин, так и среди женщин полагают, что в первую очередь воспитанием детей должен заниматься отец.

2) Наименьшая часть опрошенных среди женщин полагает, что в первую очередь воспитанием должны заниматься в школах и детских садах.

3) Пятая часть опрошенных женщин считает, что в первую очередь воспитанием детей должна заниматься мать.

4) Наименьшая часть опрошенных мужчин считает, что в первую очередь воспитанием детей должны заниматься старшие члены семьи.

5) Более половины как среди опрошенных мужчин, так и среди опрошенных женщин считают, что в первую очередь воспитанием детей должен заниматься один из родителей.

Задание 5. Социологический центр, изучающий особенности гендерного поведения современных мужчин и женщин, провёл опрос группы выпускников российских вузов. Цель опроса – выяснить, какие качества нужно воспитывать в современных мальчиках и девочках. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе

диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Большинство юношей и девушек считают, что умение уступить партнеру важно воспитывать в современных мальчиках.

2) Более половины опрошенных юношей считают важным воспитание покорности у девочек.

3) Менее половины опрошенных девушек считают актуальным воспитание готовности к подчинению в современных мальчиках.

4) Равные доли девушек и юношей считают важным воспитание готовности к подчинению у обоих полов.

5) Юноши склонны чаще требовать готовности подчиняться от девочек, чем от мальчиков.

Задание 6. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди тех, кто считает, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

2) Равные доли опрошенных обеих групп считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа.

3) Среди тех, кто считает, что ведение домашнего хозяйства – обязанность жены, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

4) Среди 55-летних респондентов меньше тех, кто считает, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа, чем тех, кто считает, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5) Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос выше среди 25-летних, чем среди 55-летних респондентов.

Часть 3

Прочитай документ, выполни задания.

Семейный кодекс РФ

Глава 8. Договорный режим имущества супругов

Статья 41

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 42

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов...<...>

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

Задание 1. Когда может быть заключен брачный договор?

Задание 2. Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.

Задание 3. Выпишите из текста документа любые два условия, которые не могут быть включены в брачный договор, и проиллюстрируйте каждое из них примером.

Задание 4. При обсуждении условий брачного договора возник спор. Одна сторона утверждала, что в договор необходимо вносить все имущество супругов, другая сторона - что можно оговорить только часть имущества. Как, по-вашему, разрешить этот спор? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.

Задание 5. В нашем обществе существует как положительное, так и негативное отношение к брачному договору. Какой точки зрения на необходимость заключения брачного договора придерживаетесь вы? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Задание 2. Прочитай документ, выполни задания.

Брак и условия его заключения

Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак -nbsp;это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.

Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.

Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.

Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.

Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии -nbsp;для женщин и мужчин -nbsp;16 лет, во Франции -nbsp;15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).

Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.

Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.

Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев.

Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.

(А.Ф. Никитин)

Какие условия, согласно нормам Семейного кодекса РФ, обязательны для вступления в брак? Используя текст, укажите любые три условия, обязательные для регистрации брака.

Задание 1. Назовите место, где происходит государственная регистрация брака. Перечислите любые два правила порядка его регистрации.

Задание 2. Какие браки, по мнению ученых, считаются самыми прочными? Укажите причину, которая может являться целью создания семьи, проиллюстрировав её примером.

Задание 3. Согласно Российскому законодательству по желанию супругов может быть заключён брачный договор (контракт). Дайте определение понятия «брачный контракт» и укажите, когда, в какой форме он может быть заключён и вступает в силу?

Задание 4. В настоящее время молодые люди не спешат оформлять брак. Используя обществоведческие знания и социальный опыт, приведите любые два аргумента, убеждающих в необходимости юридического оформления брака.


Расширенная семья. Семейная история. Семейные сценарии и роли. Стрессоры и семейные травмы

Существует достаточное количество переменных, определяющих способ функционирования семьи в текущем поколении. Тщательно изучая историю семьи и учитывая детали жизни текущего поколения, можно восстановить способы функционирования прошлых поколений. Зная о передаче определенных паттернов через многие поколения, можно предсказать те же самые процессы для будущих поколений.

Семейная психотерапия направлена на решение любых психологических проблем как целой семьи, так и отдельного человека. Семейный психотерапевт в своей работе исходит из того, что человек живет не в изоляции. Он окружен семьей, которая влияет на него и на которую оказывает влияние он сам. Даже если клиент психотерапевта на момент обращения одинок и у него нет семьи, он все равно "родом из детства". У него за спиной стоит опыт жизни в родительской семье, где он приобрел какие-то взгляды на жизнь, у него сформировались вкусы, его научили вести себя определенным образом в определенных ситуациях. Многое из того, что человек освоил в детстве становится автоматизмом, не осознается и не замечается. Но в некоторые периоды жизни эти "автоматические" реакции могут стать помехой, источником травмирующих переживаний и породить трудные жизненные ситуации. Человек не может справиться с происходящим, так как часто не может понять, что именно оказывается "камнем преткновения". Вот тут и нужен психолог - психотерапевт. Он не только поможет выявить источники затруднений - найти те особенности поведения, привычный ход мыслей, способы построения отношений, которые человек усвоил в семье и которые стали на данный момент жизни помехой - но и поможет выработать новые оптимальные способы поведения, расширит возможности приспосабливаться и успешно вести себя в самых разных обстоятельствах. Кроме того, психолог поможет более эффективно использовать те преимущества и достоинства, которые есть у каждого человека. Семья же состоит из нескольких человек, каждый со своей историей и опытом. И эти личные истории и опыт разных членов семьи иногда приходят в противоречие. Часто происходит столкновение неосознанных установок, которые молодые супруги приносят из своих родительских семей, и которые к тому же зачастую усугубляются участием в жизни молодых супругов их родителей. С течением времени супруги "притираются" друг к другу. Конфликты сглаживаются, но продолжают тлеть подспудно и в критический период жизни семьи дают о себе знать. Одна ошибка порождает другую и проблемы нарастают как снежный ком. Особенность семейной жизни состоит в том, что любое изменение или событие, касающееся одного из членов семьи так или иначе обязательно отражается на всех других. Поэтому семейный психолог предпочитает работать сразу со всей семьей или сее частью: супружеской парой, родителями и ребенком. Будут выявлены те стереотипы отношений, которые повторяясь раз за разом, и оставаясь незамеченными членами семьи, создают проблемы.

Боуэн выделяет следующие стадии семейного цикла: брак; рождение ребенка; полная ядерная семья (когда все дети уже родились); стадия ухода детей из дома (от ухода первого ребенка до ухода последнего); старость; смерть. Для каждой стадии характерны свои значимые треугольники.

Ядерная (нуклеарная?) – треугольник. Расширенная – остальные родственники.

Нуклеарная семья - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов. Противопоставляется расширенной (или сложной) семье, в состав которой входит несколько супружеских пар или, как минимум, несколько поколений взрослых людей. Переход от сложной семьи к нуклеарной идёт при переходе от традиционного к современному обществу.

Расширенная семья - семья, состоящая из родителей, их детей и совместно с ними проживающих родственников: старших родителей, братьев и сестер, внуков и др.

Рассматривая все вышеперечисленные параметры семейной системы мы невольно подразумевали историю становления семьи. Иначе говоря, для успешной работы с семьей необходимо знать не только положение сегодняшнего дня, которое описывается предыдущими параметрами, но историю данной семьи . Семейное прошлое складывается из прошлого опыта жизни членов семьи, из того, что они пережили в своей родительской семье и в прошлых браках, или во внебрачных отношениях. Из прошлого человек приносит в свою семью во-первых, правила и мифы, своей родительской семьи в неизменном виде или в своей противоположности, во-вторых ожидания и потребности, которые сформировались под влиянием прошлого опыта.

Для того, чтобы оценить семейную систему, необходимо собрать информацию об истории семьи . Для получения базовых фактов обычно достаточно одной-двух сессий, но весь процесс исторического исследования может потребовать и больше времени. Беседы ведутся, как правило, с одним из супругов или с супружеской парой. Информация структурируется, а в результате беседы должна быть получена генограмма семьи.

Терапевт не должен забывать, что он имеет дело с живыми людьми, к тому же находящимися в данный период в состоянии стресса. Важно, чтобы он объяснил семье важность сбора информации о семейной истории и построения генограммы. Кроме того, важно, чтобы во время своих изысканий терапевт был внимателен к актуальному состоянию членов семьи к их потребности обсуждать проблему, которая привела их в терапию именно сейчас.

Основные символы, используемые при построении генограммы:

Мужчины располагаются слева и обозначаются квадратиками, женщина располагаются справа и обозначаются кружочками. Брак между мужчиной и женщиной обозначается одной простой линией между ними. Официально не зарегистрированные союзы обозначаются пунктирной линией. Развод обозначается перечеркиванием соединительной линии между супругами двумя короткими линиями. Прекращение совместной жизни без развода обозначается.

Дети обозначаются вне зависимости от пола по старшинству слева направо. При этом родной (генетически) ребенок связывается на рисунке с родителями сплошной линией, приемный - пунктирной.

Смерть обозначается перечерикиванием квадратика или кружочка, обозначающего члена семьи.

На генограмме могут быть отображена информация об эмоциональных отношениях между членами семьи: близкие, конфликтные отношения, амбивалентные отношения(одновременно близкие и конфликтные), дистантные отношения, разрыв отношений.

Стрессоры семьи . Узловые события (существенные для хода жизни межпоколенческой семейной системы - точки скопления феноменов, вследствие которых семейная система может стать более открытой, или более закрытой, или разрушиться), активизирующие тревогу в семейных полях (нуклеарной и расширенной эмоциональных системах). Возможные узловые события: рождение ребенка, поступление в школу, смена школы, переезд семьи, супружеская сепарация, развод, повторный брак, стресс на работе, безработица, физические травмы, болезнь, смерть.