Результаты обучения и воспитания в динамике дошкольников. Динамика развития детей дошкольного возраста. Журнал движения документации



Критерий II. Эффективность применения современных образовательных технологий и методик

К2.П1. Позитивная динамика достижений воспитанников

Наличие динамики индивидуального развития детей

Справка-подтверждение

Воспитательно-образовательная работа воспитателя МБДОУ «Детский сад № 14 города Красноармейска Саратовской области» Уржумцевой В.В. строится на основе грамотного сочетания базисной комплексной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и ряда парциальных программ (Николаева С.Н. «Юный эколог» – М., 1993; «Основы здорового образа жизни» под ред. Н.П. Смирновой – Саратов, 2000; И.А. Лыкова «Цветные ладошки», - «Сфера», М., 2007) и педагогических технологий.

Мониторинг развития детей проводится два раза в год (в октябре и мае). Основная задача мониторинга за­ключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образова­тельной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Оценка результатов развития дошкольников строится на основе показателей развития, данных в программе по основным направлениям:




Направления

Развития


Диагностические методики

1

Физическое

развитие



Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста

2

Познавательно-речевое

развитие


«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

подготовительная к школе группа авт-составит. Н.Б.Вершинина


3

Социально-личностное

Развитие


«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

  • вторая младшая группа авт-составит. С.С.Дреер, А.Н.Потыкан

  • средняя группа авт-составит. С. С. Дреер, А.Н. Потыкан

  • старшая группа авт-составит. Н.Б.Вершинина

  • подг.к шк. группа авт-составит. Н.Б.Вершинина

4

Художественно-эстетическое развитие

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Программа по изобразительной деятельности И.А. Лыковой «Цветные ладошки»

Основные методы диагностики - наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности. Диагностическая работа даёт возможность увидеть субъективную и объективную картины уровня овладения детьми основными знаниями в различных сферах деятельности.

Как педагог-практик, Уржумцева В.В. осознанно ставит цель развития каждого своего педагогического действия, и помню, что разные дети обладают разным исходным уровнем развития, разными способностями и склонностями, т. е. развиваются несколько по-разному и в разных направлениях. Работая в современных условиях, ориентированных на развитие ребёнка педагог


  • ставит перед собой цели развития,

  • обеспечивает при взаимодействии с ребёнком обратную связь.
В этом помогает диагностика. По результатам диагностики Валентина Владимировна:

  • выявляет круг проблем,

  • составляет практические указания и рекомендации,

  • корректирует дальнейшее развитие ребёнка в нужном направлении.

Заведующая МБДОУ «Детский сад № 14

Г. Красноармейска» ____________ (Дорофеева Н.А.)


Ф.И.О., дата рождения ребенка,

Адрес и телефон для связи с родителями (законными представителями) ребенка.

^ Карта развития ребенка

Представляет собой файловую папку (при регистрации информации о ребенке на бумажных носителях) или файл (при регистрации информации в компьютере), в который включаются следующие документы:

а) план обследования ребенка на ПМПК;

б) анамнестические сведения о ребенке;

в) представленные документы или копии документов;

г) протоколы и заключения по результатам обследования ребенка специалистами (соответственно плану обследования);

д) лист контроля динамики развития ребенка.

^ Представление результатов обследования родителям (законным представителям) ребенка

Родители (законные представители) информируются заведующим ПМПК о тех аспектах их прав и обязанностей по отношению к ребенку, которые имеют отношение к цели и задачам ПМПК (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

По окончании коллегиального совещания представитель ПМПК знакомит родителей (законных представителей) с коллегиальным заключением и рекомендациями в обоснованной и доступной для их понимания форме. При необходимости, в целях уточнения, разъяснения, убеждения родителей в адекватности сделанных выводов и предлагаемых рекомендаций, представляются и заключения специалистов (в доступной для понимания родителей форме).

Обязательным является информирование родителей (законных представителей) о прогнозе развития ребенка в зависимости от реализации или отказа от реализации разработанных ПМПК рекомендаций.

При согласии родителей (законных представителей) с заключениями (специалистов и коллегиальным) и рекомендациями ПМПК им могут быть выданы на руки два документа: 1) коллегиальное заключение ПМПК с рекомендациями; 2) справка об обследовании ребенка на ПМПК.

Коллегиальное заключение и справка ПМПК предоставляются родителями (законными представителями) сотруднику управления образования (по месту жительства ребенка), курирующему сферу специального образования.

Сотрудник управления образования знакомится с коллегиальным заключением ПМПК и справкой, решает вопрос о направлении ребенка в рекомендованные ПМПК образовательные условия.

Справка остается в управлении образования для учета укомплектованности специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп).

Коллегиальное заключение ПМПК визируется сотрудником управления образования с указанием наименования (при наличии - номера) образовательного учреждения, в которое направляется ребенок, и передается родителям (законным представителям).

Родители (законные представители) при оформлении ребенка в указанное образовательное учреждение передают коллегиальное заключение ПМПК с визой соответствующего сотрудника управления образования руководителю этого образовательного учреждения.

Коллегиальное заключение ПМПК с визой управления образования является юридическим документом для зачисления ребенка в соответствующее образовательное учреждение и хранится в течение всего времени пребывания ребенка в этом образовательном учреждении.

Адресатом коллегиального заключения ПМПК является руководитель образовательного учреждения, в которое направляется ребенок.

Руководитель образовательного учреждения информирует членов ПМП-консилиума, других специалистов образовательного учреждения, которые будут непосредственно работать с ребенком, о коллегиальном заключении, контролирует выполнение рекомендаций ПМПК.

^ Сопровождение ребенка, прошедшего обследование на ПМПК

Сопровождение детей и подростков ПМПК осуществляет через связь с ПМП-консилиумами образовательных учреждений или непосредственно с родителями (законными представителями) (если ребенок не обучается (не воспитывается) в образовательном учреждении).

^
обучающихся (воспитанников) образовательного учреждения
(указать, какого), направленных ПМПК (указать, какой именно) в __________ году

Дата отправки сведений_____________________________


№ п/п

Ф.И.О. ребенка

^ Дата обследования на ПМПК (в соответствии с коллегиальным заключением ПМПК на ребенка, поступившим в образовательное учреждение)

Динамика развития (положительная, отрицательная, волнообразная, недостаточная, др.)

1.

Алешин Алексей Петрович

Иванов Петр Иванович

Сидоров Иван Петрович


20.02.2000 г.

15.03.2000 г.


Положительная

Отрицательная

Волнообразная


Всего: 3 чел.

С благоприятной динамикой: 1 чел.

С неблагоприятной динамикой: 2 чел.


Печать образовательного учреждения Подпись руководителя образовательного учреждения

ПМП-консилиум образовательного учреждения разрабатывает план работы специалистов ПМПк с ребенком и своевременно информирует директора образовательного учреждения о неблагоприятной или недостаточной динамике развития ребенка в данных образовательных условиях. План работы с ребенком корректируется, устанавливается условный диагностический период, в течение которого специалисты ПМП-консилиума пытаются добиться положительной динамики развития ребенка.

При наличии показаний (при подозрении на несоответствие структуры психофизического развития ребенка условиям, которые может обеспечить данное образовательное учреждение) ПМП-консилиум оформляет коллегиальное заключение на ребенка и рекомендует родителям (законным представителям) повторно обратиться в ПМПК.

В любом случае информация о динамике развития ребенка направляется ПМП-консилиумом в ПМПК в соответствии с указанным в рекомендациях ПМПК сроком контроля динамики развития ребенка, при отсутствии конкретных указаний - не реже одного раза в год (см. с. 45).

Повторное обращение в ПМПК по поводу детей с неблагоприятной динамикой развития обычно инициируется ПМП-консилиумом образовательного учреждения, другими учреждениями и ведомствами, непосредственно работающими с ребенком, самими родителями (законными представителями).
^

Журнал движения документации


1

2

3

4

5

6

7

8

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Год приема ребенка на ПМПК

Дата передачи/получения документа

Адресат или источник информации (кому, от кого)

Наименование документа (запрос, направление, запрошенный документ - какой и т.д.).

Подпись выдавшего документ (или сведения о пересылке по почте)

Подпись принявшего документ или др. сведения о поступлении документа по месту запроса

ПМПК при методической работе с нижестоящими ПМП-консилиумами образовательных учреждений информирует их о технологии формирования у родителей (законных представителей) адекватного отношения к повторному направлению в ПМПК.

Предлагается следующая схема беседы с родителями (законными представителями) при повторном направлении на ПМПК:

Апелляция к тому из родителей (законных представителей) ребенка, кто реально может представлять и защищать его интересы;

Аргументированное информирование родителей (законных представителей) о неблагоприятной динамике развития ребенка в данных условиях;

Обоснование возможных причин неблагоприятной динамики развития: несоответствие данных условий особенностям развития ребенка; необходимость уточнения диагноза и рекомендаций; предполагаемая необходимость в поддерживающем или стационарном лечении, возможно - в сопровождении со стороны специалистов учреждений социальной защиты или правоохранительных органов (в корректной форме) и др.;

Важность своевременного, быстрого прояснения причин неблагоприятной динамики развития ребенка и разработки эффективных рекомендаций;

Представление гипотезы о возможных последствиях пребывания ребенка в неадекватных для него условиях. Важность поиска условий, адекватных особенностям развития ребенка.

Повторное обращение инициируется и контролируется и самой ПМПК.

При поступлении информации о неблагоприятной динамике развития ребенка от ПМП-консилиумов ПМПК ставит на контроль сроки повторного приема этого ребенка. Регистратор или воспитатель (на усмотрение заведующего ПМПК, в зависимости от нагрузки каждого из этих сотрудников) информирует заведующего ПМПК о поступивших списках и заполняет лист контроля динамики развития на каждого ребенка с неблагоприятной динамикой развития: сведения о ребенке и первые три рубрики листа.

Листы контроля динамики при неблагоприятной динамике развития детей и подростков подшиваются (или складываются в файловые папки) регистратором соответственно месяцу и году поступления и хранятся в общей папке «Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК». Они извлекаются из папок при повторном обращении родителей (законных представителей) и в них вносится дата повторного обследования ребенка. Лист контроля динамики переносится в карту развития ребенка, хранящуюся в ПМПК.

Если в течение трех месяцев с момента поступления информации о неблагоприятной динамике развития ребенка и заполнения листа контроля динамики родители (законные представители) не записались на повторный прием, регистратор передает соответствующие листы контроля динамики заведующему. Заведующий равномерно распределяет их между специалистами, и они осуществляют связь (по телефону или письменную) с родителями (законными представителями). Проясняются причины, по которым родители не обратились в ПМПК повторно, проводится аргументированная беседа о необходимости повторного обследования. В любом случае повторное обследование ребенка на ПМПК возможно лишь с согласия родителей (законных представителей).

Сопровождение детей и подростков, не охваченных учреждениями системы образования, но прошедших обследование на ПМПК по инициативе или с согласия родителей (законных представителей), осуществляется непосредственно через родителей (законных представителей). После обследования на ПМПК, решения вопросов диагностики и разработки рекомендаций, родителей (законных представителей) информируют о желательности повторного обращения в ПМПК с целью контроля динамики развития ребенка и возможной корректировки рекомендаций. Срок повторного обращения в ПМПК всегда индивидуален и соответствует психолого-педагогическим и медико-социальным показаниям.

Сроки контроля динамики развития детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК и не охваченных учреждениями системы образования, дублируются в листе контроля динамики развития соответственно пункту рекомендаций, внесенных в коллегиальное заключение. Листы контроля динамики... этих детей, как и детей, охваченных учреждениями системы образования, хранятся в папке «Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК».

^ Формы внутреннего учета и контроля деятельности ПМПК

Журнал первичного учета детей, обратившихся в ПМПК.

Алфавитная книга.

Журнал учета детей, прошедших обследование на ПМПК.

Карты развития детей (с соответствующими вкладышами, см. выше).

Планы и графики работы (ПМПК и индивидуальные).

Журнал движения документации.

Папка «Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК» с «Листами контроля динамики».

^ Аналитический журнал

Аналитический журнал заполняется заведующим ПМПК в конце календарного года. За основу можно взять представленную ниже схему.


^ Типы, виды учреждений

Примечание

Учреждения системы образования

Другие

учреждения, ведомства


^ Специальные (коррекционные) образовательные учреждения

ППМС-центры

Общеобразовательные школы

1 вид

2 вид

3 вид

4 вид

5 вид

6 вид

7 вид

8 вид

Классы КРО, др. спец. классы

Общеобразовательные классы

^ Количество детей, которым рекомендованы данные образовательные или иные условия (чел.)

Составляется динамика предварительной записи детей на ПМПК и детей, прошедших обследование на ПМПК. Форма отображения - два графика в единых координатах: по горизонтальной оси - месяцы года, по вертикальной оси - а) количество записавшихся на прием детей, б) количество детей, прошедших обследование. Под графиком указать, сколько всего детей записано на прием и сколько всего детей прошло обследование на ПМПК (по итоговым числам соответствующих журналов). Исполнитель - регистратор.

Заведующий ПМПК делает краткий анализ с акцентом на динамике записи и приема детей и выводы по планированию приемов на будущий год.

Заведующий ПМПК распределяет детей, прошедших обследование на ПМПК в течение года, по возрастным категориям (по журналу учета детей, прошедших обследование на ПМПК). Исполнитель - воспитатель. Форма отображения - таблица.

Заведующий ПМПК делает краткий анализ с акцентом на преобладающих возрастных категориях и выводы о методическом и ином обеспечении приема этих детей.

^

Запрос на предоставление информации

Затем распределяет детей по видам специальных (коррекционных) образовательных учреждений: на основании анализа первой рекомендации (единой для всех коллегиальных заключений) по журналу учета детей, прошедших обследование на ПМПК, - 7-я рубрика - «Коллегиальное заключение ПМПК с рекомендациями». Исполнители - назначенные заведующим специалисты ПМПК. Форма отображения - таблица.

Заведующий ПМПК делает выводы о преобладающих потребностях в тех или иных образовательных (иных) условиях.

Количество повторных поступлений детей и подростков на ПМПК. Подсчитывается регистратором или воспитателем (по распоряжению заведующего ПМПК) по алфавитной книге (первичный прием не считается).

Заведующий учитывает эту информацию при планировании временных затрат на обследование одного ребенка на будущий год.

Фиксируется соотношение детей с положительной и отрицательной динамикой развития в рекомендованных ПМПК условиях: по материалам папки «Сопровождение детей, прошедших обследование на ПМПК». Соответственно поступившей информации подсчитывается общее количество детей с благоприятной (положительной) и неблагоприятной динамикой развития. Исполнитель - регистратор или воспитатель.

Заведующий ПМПК делает выводы об эффективности рекомендаций ПМПК, анализирует причины повторных обращений в ПМПК.

Каждый специалист ПМПК в конце календарного года сдает отчет. Мы рекомендуем следующую схему отчета:

а) количество дополнительных приемов детей, проведенных специалистом индивидуально;

б) организационно-методическая работа: внутренняя (в условиях ПМПК) и внешняя (формы, учреждения, контингент и т.п.);

в) просвещение (где, когда, с кем, в каких формах велась работа);

г) сопровождение детей, прошедших обследование и нуждающихся в наблюдении данного специалиста (сколько детей, формы сопровождения, динамика).

На основании всех описанных выше материалов может быть проведено отчетное (по итогам календарного года) совещание с кратким отчетом каждого специалиста и обобщающим выступлением заведующего ПМПК. Обсуждаются перспективы работы, планирование деятельности ПМПК, предложения для управления образования по развитию ПМПК и системы сопровождения детей и подростков с отклонениями в развитии.

^ Аналитическая справка - форма отчета ПМПК (перед управлением образования)

Аналитическая справка составляется заведующим ПМПК на основании материалов аналитического журнала, отчетов специалистов ПМПК и итогов отчетного собрания ПМПК. Анализ подкрепляется соответствующими приложениями (графиками, таблицами и др.). Вносятся предложения по развитию системы специального образования на данной территории и иных форм сопровождения детей и подростков с отклонениями в развитии, а также по развитию самой ПМПК.

^ Система внешних связей ПМПК

Внешние связи и отношения ПМПК с другими учреждениями, ведомствами, подструктурами в рамках системы ПМПК осуществляются посредством обмена документацией в соответствии с приказом о сопровождении детей и подростков с отклонениями в развитии и рекомендуемыми в данном руководстве формами документов. Возможны иные договорные отношения.

Для обмена информацией о ребенке с заинтересованными учреждениями и ведомствами может использоваться единая форма запроса. Запрос осуществляется с согласия родителей (законных представителей), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, запрос по решению суда).

Выше указывалось, что ПМПК могут направлять детей и подростков в другие учреждения и ведомства в рамках приведенной системы внешних связей, используя форму направления и опираясь на соответствующие договора и приказы о взаимодействии, которые могут быть подписаны на региональном и муниципальном уровне.

^ Функциональные обязанности специалистов ПМПК

Прием детей и подростков с отклонениями в развитии, их родителей (законных представителей), других лиц, представляющих интересы детей и подростков с отклонениями в развитии.

Организационно-методическая работа.

Просветительская деятельность.

Сопровождение детей и подростков с отклонениями в развитии (контроль эффективности рекомендаций ПМПК с точки зрения динамики развития ребенка).

Регулярное повышение квалификации. Профессиональный рост.

Осуществление связей со специалистами аналогичного профиля на всех уровнях системы ПМПК (региональная ПМПК, муниципальные ПМПК, ПМП-консилиумы образовательных учреждений в рамках методического (профессионального) объединения).

Осуществление связей со специалистами аналогичного профиля в учреждениях других ведомств: врачи - в учреждениях системы здравоохранения, педагоги (олигофренопедагог, логопед, сурдо- и тифлопедагог) и психологи - в учреждениях системы образования; социальные педагоги - в учреждениях социальной защиты и правоохранительной системы.

Выполнение требований устава учреждения, в состав которого входит ПМПК, цели и функций ПМПК (внутренний распорядок, ведение документации, своевременное планирование и отчетность по результатам профессиональной деятельности).

1 Ниже мы будем использовать две аббревеатуры – МПК и ПМПК, так как они взаимодействуют исторически и продолжают сосуществовать фактически, а с недавнего времени и юридически. В то же время очевидно, что в перспективе все подобные структуры следует именовать ПМПК, имея в виду необходимое и обязательное включение в их состав психологов, а также соответствующее направление разработки нормативно-правовой базы деятельности ПМПК.

2 См. книгу Т.А. Власовой и М.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии». 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1973.

3 Президентом РФ на данный закон наложено вето.

4 Этот пункт может быть исключен, а данный вопрос решен на уровне управления образования региона (соответствующим приказом).

5 В.В. Лебединский. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.

6 Л.С.Выготский. Собрание сочинений: В 6 тт. Т. 4, с. 6.

7 Там же, с. 7.

8 Под основным приемом имеется в виду первичный и повторные приемы детей и подростков с отклонениями в развитии, которые проводятся всеми членами ПМПК. Эти приемы следует отличать от дополнительных приемов отдельными специалистами, необходимых для уточнения диагностики и рекомендаций, которые проводятся каждым специалистом в соответствии с индивидуальным графиком работы в рамках 12 часов.

9 Обследование ребенка ПМПк/консилиумом/ образовательного учреждения проводится в соответствии с инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации № 27/901-6 от 27.03.2000 г.

10 Отбор детей во вспомогательную школу /Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина.- М.: Просвещение, 1983.- С. 56–62.

11 Структура коллегиального заключения составлена с опорой на анализ видов психического дизонтогенеза, предложенный В.В. Лебединским в учебном пособии «Нарушения психического развития», М.: Изд-во МГУ, 1985.

12 Под «вредностью» имеется в виду любой патогенный фактор (биологической, психологической, социальной, экологической и др. природы), то есть любое воздействие, влияние и т.п., приводящее к возникновению нарушений, отклонений в развитии.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Надежда Лебедева
Динамика достижений в образовательных областях

Мониторинг был проведён, опираясь на «Программу воспитания и обучения» под ред. М. А. Васильевой, B.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, (средняя, старшая группы, и основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (подготовительная группа)

Мониторинг, то есть система оценки качества воспитательно – образовательного процесса позволяет отследить динамику развития каждого ребенка, оценить успешность усвоения принятой программы, определить направления работы педагогического коллектива детского сада. Поэтому проводится диагностика в начале и в конце учебного года по всем разделам программы. По каждому разделу определены критерии оценивания. Усвоение программного материала определяется трехбалльной системой оценивания.

Составляется сводная таблица (количественный и качественный анализ выполнения программных требований). Определяется средний балл по каждому разделу:

СРЕДНИЙ БАЛЛ = _А__

А – сумма итоговых баллов каждого ребенка

В – число детей

С – число критериев раздела

Критерии:

1,0- 1,5 – низкий уровень

1,6- 2,4 – средний уровень

2,5- 3 – высокий уровень

Анализ результатов мониторинга освоения детьми разделов программы по направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому показал достаточно хорошие результаты в освоении детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность» :

Комплексная диагностика формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения показала, что ребята проявляют интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; получают удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры. Наблюдается положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания; проявляется интерес к самопознанию.

Ребята старшего возраста научились переносить здоровьесберегающие знания в жизненную повседневную практику, например в сюжетно-ролевую игру или проблемную жизненную ситуацию; усвоили правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

В подготовительной к школе группе дети имеют полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.

Образовательная область «Физическая культура»:

Анализ результатов диагностики развития физических качеств и освоения основных движений у воспитанников показал положительную динамику.

Увеличились результаты по прыжкам в длину с места, по броскам набивного мяча, при метании мешочка вдаль, а так же возросли показатели челночного бега, координационных способностей и гибкости. В целом, в процессе систематической физкультурно-оздоровительной работы, дошкольники успешно овладели всеми основными движениями в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.

Положительной динамике образовательной области «Физическая культура» способствовало:

Наличие квалифицированного, творческого воспитателя по физической культуре;

Систематическое проведение организованных форм работы: занятий, кружка с ЧБД, индивидуальной работы, спортивных досугов и развлечений.

Дети очень полюбили заниматься физкультурой, играть в различные спортивные игры, могут сами организовывать подвижные игры.

Образовательная область «Социализация»:

Работа по освоению образовательной области проводилась на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности в интересной игровой форме. Организация воспитателем жизненных и игровых ситуаций, обеспечивали детям освоение опыта поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым. Это организация сюжетно-ролевых игр, связанных с отражением семейных отношений, элементарного профессионального взаимодействия взрослых, режиссерские игры, в ходе которых дети осваивали способы ролевого поведения: называли свою роль и общались к сверстникам по именам игровых персонажей.

Динамике в образовательной области «Социализация» способствовало: - проведение кружка «Ручеек» экологической направленности, где дети вместе проводили опыты, наблюдали за природными объектами, находили те или иные ответы на вопросы, учились договариваться, согласовывать свои желания и интересы с партнёром;

Систематическая работа в группе: занятия, беседы, игры по формированию доброжелательных взаимоотношений;

Коррекционная работа психолога;

Психотренинг;

Экскурсии по знакомству с достопримечательностями посёлка, чтение литературы, беседы.

Образовательная область «Труд»:

Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика в освоении детьми образовательной области «Труд». Наблюдается осознанное бережное отношение к предметному миру. Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых. Повседневное поведение ребят говорит об их трудолюбии, бережливости и добросовестности.

Образовательная область «Познание»:

Анализ работы по образовательной области «Познание» показал:

На сентябрь 2009 года дети показали низкий результат знаний по ознакомлению с окружающим. Особенно слабые знания о родной стране, космосе, профессиях.

Недостаточно высокий уровень развития конструктивных способностей детей. Это в первую очередь связанно с материально – технической базой детского сада (недостаточным количеством конструкторов). Следует запланировать пополнение методического материала наборами конструкторов.

В результате проведённой работы: наблюдения, занятия, беседы, чтение, экскурсии и т. д., на май 2012 года результаты значительно изменились.

Значительный скачок произошёл в овладении детьми математическими понятиями и представлениями. Дети хорошо разбираются в составе числа, решают задачи, примеры, любят играть в игры-головоломки, отгадывают ребусы, т. д. Немного отстаёт ориентировка во времени: путаются в последовательности названий месяцев года.

У ребят всех возрастных групп повысилась исследовательская активность. Показатели экологической воспитанности: экологические знания, познавательная деятельность, практическая деятельность (уход за растениями, отношение к знакомым объектам ближайшего окружения к концу года стали выше.

Образовательная область «Коммуникация»:

Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика. К концу года во всех группа количество ребят с высоким и средним уровнем развития коммуникативных способностей стало больше. Дети свободно владеют основными коммуникативными умениями, используют их адекватно ситуации, умеют пользоваться формами речевого этикета: умеют вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, переспрашивать, возражать, оценивать и т. д.)

Но необходимо ещё обращать внимание на развитие связной речи, лексико-грамматических средств языка, интонационную выразительность речи. Уровень качества развития повысился благодаря проведению систематических как фронтальных, так и индивидуальных занятий, коррекционной работе с детьми учителя-логопеда, проведения бесед, игр, упражнений, экскурсий.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Так же во всех группах прослеживается положительная динамика.

Дети среднего возраста к концу года улучшили свои познавательные умения: научились сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведение до конца; речевые умения: с удовольствием запоминают и воспроизводят стихи, активно участвуют в играх по литературным сюжетам, в хороводах, инсценировках.

Дети старшего возраста самостоятельно называют 5 любимых сказок. Проявляют активный интерес к слушанию, рассказыванию, охотно пересказывают сказки, сохраняя сюжет.

Образовательная область «Художественное творчество»:

В образовательной области «Художественное творчество» у детей тоже наблюдается динамика. Дети полюбили рисовать, заниматься аппликацией, особенно по нетрадиционным технологиям, стало больше работ сюжетных, с проявлением детского творчества, улучшилась моторика детей, изобразительные навыки и умения. Я считаю, что необходимо больше уделять внимания знакомству с творчеством художников и народно – прикладного искусства.

Образовательная область «Музыка»:

За прошедший учебный год наблюдается значительная динамика в развитии музыкальных способностей детей.

Увеличился процент детей, которые стали лучше понимать и воспринимать музыку. Дети стали лучше двигаться под музыку, научились чувствовать музыкальные фразы, их окончания, слышать и чувствовать ритм, ритмические рисунки, передавая их в движении и игре на музыкальных инструментах. Овладели певческими навыками, научились петь песни в разных жанрах и характерах: народные, патриотические, протяжные, вальсовые, эстрадные и др.

На основе анализа воспитательно - образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, можно сделать вывод, что на положительную динамику развития у детей музыкальных способностей оказало:

Своевременное, регулярное планирование работы музыкального руководителя;

Систематическое проведение музыкальных развлечений и досугов.

В итоге, исследуя в течение трёх лет показатели результативности проделанной работы, на основании проведённых диагностик уровня развития детей, выявлена стабильно положительная динамика уровня усвоения программного материала в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.

Результаты диагностирования детей подтвердили эффективность проделанной работы, а так же то, что программы, используемые в детском саду, способствуют всестороннему развитию личности ребенка