Русский национальный праздник иван купала. Славянский праздник купала его традиции и история. Гадание на ромашке


Самая радостная ночь в июле - ночь на Ивана Купалу. Традиции этого дня и по сей день живы в памяти людей. Чего же остерегались предки в это время и как защищали себя от нечистой силы?

Праздник Ивана Купалы имеет очень древние корни. Его первоначальное языческое название восстановить очень трудно. Когда-то он отмечался 24 июня, но с принятием нового григорианского календаря Купалу стали праздновать 7 июля .

Славянская и христианская история праздника Купалы

Иван Купала в сознании наших предков был приурочен к астрономическому событию, которое, как считали славяне, имело огромную силу и энергетику. Этим событием было летнее солнцестояние. У славян был распространен и сильно развит культ солнца, ведь тепло было жизненно необходимо им для занятий земледелием. Отсюда и другие названия праздника, например, Ярилин день или просто Ярило.

Православная церковь прилагала очень много усилий, чтобы запретить этот праздник, но он настолько полюбился народу, что обряды проводились даже в 19-ом веке. Более того, народные гулянья и фестивали устраивают в некоторых городах и в наши дни.

В православии в это день отмечается рождение Иоанна Предтечи. Таким образом праздник Ивана Купалы постепенно приобрел и христианские черты. Ученые предполагают, что образ Купалы был связан с образом Иоанна Крестителя, и языческое празднование, посвященное Солнцу, которое очень чтили славяне, соединилось в их представлении с другим светлым образом. В то же время, множество верований в низших мифологических существ, таких как русалки, ведьмы, домовые и лешие, подкрепляли значимость и необходимость обрядов. А обряд омовения, принятый в христианстве, был близок и понятен нашим предкам.

Традиции Ивана Купалы

Как считают некоторые ученые, традиции этого праздника в наиболее исторически точном варианте сохранились в Белоруссии. Они во многом живы до сих пор в памяти всех тех народов, которые когда-то были восточными славянами. Народные предания связывают Купалу с тремя силами — это огонь, вода и травы.

Вода. К традиционным верованиям относились, например, прогулки русалок по земле. Считалось, что в летний период они выходили из воды. Для них специально украшали лентами березы, делали качели из их веток. По этой причине старались искупаться на Купалу до темноты. В более теплых, южных регионах, массово купались в реках и озерах, ближе к северу, где прохладнее, могли топить с этой целью бани. Ведь там можно было не переживать, что человек попадет под дурное влияние утопленниц.

Вода имела очень большое обрядовое значение. Интересно, что по сути ночь на Ивана Купалу и сами празднества приходятся не на само 7 июля, а в ночь на этот день, то есть, с 6 по 7 число. А в народном календаре 6 июля назван Аграфеной Купальницей, что явно не просто случайность.

Целый день перед Иваном Купалой занимала подготовка к ночному веселью. Также во многих местах молодежь обливала друг друга мутной водой или грязью, а потом все дружно шли отмываться в реке. Поскольку энергетика этого дня так высока, можно провести заговор на воду для привлечения женской сексуальности.

Огонь. Вторая, не менее важная стихия этого дня. Жгли огромные костры, при этом добывая огонь трением дерева о дерево. Вокруг костров водили хороводы, через них прыгали, очищая себя от возможных недугов и защищая от нечистой силы. Считалось, что женщина или девушка, которая не выйдет к костру и не станет через него прыгать, почти наверняка ведьма. Такую очищающую силу приписывали пламени.

На территории нынешних Белоруссии и Украины молодые девушки и парни прыгали через костры вместе, держась за руки. Это было старинным купальским гаданием на любовь : если руки у молодых разомкнутся, то брак между ними окажется не самым успешным. Если же они вместе преодолели препятствие, то семья из них получится достаточно благополучной и крепкой.

Травы. Не менее важным обрядом считался сбор трав. Верили, что они наделены особенной силой именно в ночь на Ивана Купалу. Поскольку праздник ассоциировался с расцветом лета и самыми теплыми днями, считалось, что и растения находятся в самом соку. На Купалу начинается сбор целительных трав, в это время настаивают лекарственные настои, сушат и заготавливают под них сырье.

Самое известное народное поверье на Купалу — конечно, цветение папоротника в эту ночь. В природе папоротник не цветет, но народная молва упрямо утверждает: счастливец мог заполучить загадочный цветок, и тогда тот дарует ему волшебную силу. Цветок папоротника в силах указать на клад, научить ведовству, одарить силами, но для этого его необходимо было успеть сорвать его в полночь.

На Купалу сильны и другие травы. Например, отгоняющие злых духов полынь и крапива. Во многих деревнях их рвали и втыкали возле окон, порогов и дверей, чтобы нечистая сила не пробралась в дом. А из красивых и ярких цветов плели венки.

Крайне важной традицией было поминание предков. Иногда для этого девушки собирались вместе и под песни и толокли ячмень. Впоследствии за день до Ивана Купалы из него делали кашу, которой кормили нищих и делили между собой и семьей. Иногда от подобной складчины отказывались, и семья делала такое кушанье только на себя. Называлось оно обетной кашей.

И в 20-ом веке Купалу помнят и нередко отмечают. Особенно положительно влияет возросшая энергетика трав на составление всевозможных настоев или, к примеру, тонизирующего сбора . Поэтому если у вас есть дача, на которой растут чистотел, мята, ромашка или другие полезные травки, не пропускайте Купалу 7 июля. И не забывайте нажимать на кнопки и

Иван Купала - день летнего солнцеворота, после которого день начинает укорачиваться - древний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иван Купала (также Иванов день) имеет старинную традицию празднования под близким национальным названием практически по всей Европе - в России, Белоруссии, Украине, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Великобритании.


Для славян-язычников солнце обладало божественной властью над всем живым, а летнее солнцестояние означало наивысший расцвет всех сил природы, который воплощается в изобилие с созреванием урожая.

Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя - 24-го июня , теперь празднуется 7 июля .

В начале нового тысячелетия праздник в России стал возрождаться. И ныне, собственно говоря, праздник Ивана Купала - это причудливая смесь Христианских и Языческих традиций - Праздник Огня, Воды, Любви (см. видеоролики в разделе «Празднование Ивана Купала в наше время»).

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно.

Название «Иван Купала» имеет народно-христианское происхождение, оно является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (купатель, погружатель). Кроме того, название праздника увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.

Аналогичным образом имя Иоанна Крестителя было переведено в Германии: нем. Johannes der Taufer , и в Финляндии: фин. Johannes Kastaja «тот, кто погружает (в воду, купель), освящая».

Купала - не божество

В дохристианские времена не было языческого божества «Купала», оно появилось вследствие недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога и упомянул в Густынской летописи (а это, извините, уже XVII век!) божество «Купала».

Затем это недоразумение было повторено переписчиками, потом ранними исследователями славянской мифологии, а затем уже и научно-популярными и всяческими неоязыческими изданиями.

В качестве «божества», Купала мог появлялся в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, например, в песнях.

Праздник Ивана Купала и церковь

РПЦ неодобрительно относится к этому празднику, и однозначно осуждает языческие («бесовские») игрища в этот день и эту ночь. Но здравомыслящие церковнослужители понимают, что языческие традиции одним словом не перешибешь, да и не было принято в православном христианском опыте выкашивать всё дотла. Ведь в славянском мире, несмотря на многовековую давность христианства, у всех без исключения народностей купальские празднества до сих пор не утратили свое первоначальное значение.

Но за всё время христианства на Руси, некоторые народные традиции церковь старалась наполнять новым смысловым содержанием, и они сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами. А вот языческую традицию в народе, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонению стихиям природы, церковь старается изжить.


Постепенно народная вера, связанная с купальскими празднествами, перешла в круг простонародных суеверий, обряды - в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи.

Обряды праздника

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой , огнём и травами . Основная часть купальских обрядов производится ночью, откуда и название «Ночь на Ивана Купалу». По современному календарю - с 6 на 7 июля .

По поверьям крестьян в купальскую - самую короткую - ночь нельзя спать, т.к. оживает и становится особенно активной всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Вода

Массовое купание на Ивана Купалу - обязательный обычай: в этот день из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

По народным поверьям в этот день может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. И костры по берегам рек являются символом такого соединения. Кроме того, в ночь на Ивана Купалу гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.



Огонь

Одним из главных символов праздника были очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Считалось, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях.

В старые времена в некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора, в них матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни.

Кроме костров, в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки, играли в горелки.

Травы

Многочисленные обычаи Ивана Купалы связаны с растительным миром.

Травы и цветы, собранные до рассвета, клали под Иванову росу, высушивали и сберегали, т.к. считали такие травы более целебными. Ими окуривали больных, боролись с нечистью, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии. Кроме того, их употребляли для разжигания любви или, наоборот, для «отсушки».

Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами - братом и сестрой - которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к древнейшему мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях.

Но главным героем растительного мира в этот день становился папоротник. По преданиям, с цветком папоротника, который появляется всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Народные поверья и обычаи

* - В купальскую ночь ведьмы делаются более опасными, а потому на пороге и на подоконниках следует класть крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.

* - В Иванову ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

* - Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

* - В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»


* - В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.

* - Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.

* - В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

* - В Иванову ночь перепрыгивали через костёр в залог здоровья и удачи, перепрыгнувший обретал крепкое здоровье и удачу на текущий год. Если девушка и парень перескакивали через огонь, не размыкая рук, то считалось, что они вскоре поженятся, а их брак будет счастливым. Пеплу от костра приписывали особую силу, несущую свет и тепло, очищающую от всего недоброго.

Купальский костёр, огонь

Купальский костёр (купала) - ритуальный огонь, непременный компонент купальской обрядности, являлся центром молодежных гуляний в Иванову ночь. Костры зажигали накануне праздника, в ночь на Ивана Купала. Их раскладывали на краю деревни, за пределами поселения: на выгонах, перекрестках дорог, около водоёмов, на холмах вблизи полей.

В некоторых местах шест с горящим наверху факелом молодёжь носила по деревне, а затем выходила с ним за пределы поселения.



Каждое поселение организовывало свой костёр, а иногда несколько небольших костров. Для разжигания костра приглашали наиболее уважаемых в общине стариков, которые использовали для этого «живой огонь», получаемый путём трения. В ряде мест старика мог заменить парень, отличавшийся от своих сверстников ловкостью и удалью.

Для купальского костра свозили и приносили из домов старый хлам: ненужные бороны, мётлы, колёсные ободы и т.д. Центром костра служило дерево с обрубленными сучьями и отрубленной макушкой, или шест, укреплённый в земле. Затем, наподобие новогодней ёлки, на него вешали венки, старые веники, цветы, старые лапти, прикрепляли к вершине свечки.

Около костров разворачивались гуляния, на которые обязательно сходились молодежь и молодые пары, поженившиеся минувшей зимой. Здесь обычно устанавливали качели, устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали.

Одним из важных обрядовых действий игрищ у костра было перепрыгивание через купальский огонь.

В ряде мест был обычай пускать вниз с холмов и возвышенностей горящие колёса, ободы от колёс, смоляные бочки.

Празднование Ивана Купала в наше время

Праздник Ивана Купала - праздник Огня, Воды, Любви

(песня «Эдерлези» из фильма «Время цыган» Эмира Кустурицы, музыка Горана Бреговича, её перевод исполняет Валерия). Длительность 4:06

Славянский праздник в Саратове

Содружество «Колослава» провело 26 Июня 2010 г. в Саратове Славянский праздник Ивана Купала. Песню «Уж как ночь коротка...» исполняет группа «Колоход». Длительность 3:05

Как думаете, на самом деле Купала когда празднуется? Если Вы задавались вопросом, как наши предки отмечали главные астрономические события (самую короткую ночь летом, самый короткий день зимой и дни равноденствия осенью и весной), то у Вас наверняка возникла мысль — почему День Купалы надо отмечать 7 июля? А может, Купала связан именно с днем солнцестояния? Логично отмечать природное явления самой короткой ночи и самого длинного дня.

Еще при написании о , мою найдено утверждение, что вода становится святой не только в январе, но и в июне.

Итак, что происходит с нами, с водой, с землей и народом в день летнего солнцестояния? И не в этот ли день следует прыгать через костер, совершать омовения, не спать всю ночь, потому как это День Ивана Купалы?

Кто такой Иван Купала?

Если набрать в любом из поисковиков: «День Купалы» или «Купалов день», «Праздник Ивана Купалы», то на первой странице и даже на первом месте оказывается Википедия.

Само название праздника, как можно понять из длинных цитат, приведенных в статье, произошло от Ивана Предтечи.

То, что Купало – божество славян или русичей, ошибка летописца, как утверждает Википедия. Летописец как-то переписывал, переписывал, и описался, что день, когда все купаются, это имя божества, которому поклоняются язычники.

О том, есть ли такой бог, немного ниже. А пока приведем еще несколько названий праздника: Иванов день, Ярилин день, Ярилино гулянье, Купайло, Купалле, день Ивана-травника, Солнцекрес, праздник Ллтнего Солцеворота.

Но, конечно же, наиболее известным, у всех на слуху, является название праздника — День Ивана Купалы.

Так кто же такой Иван Купала, что в его честь назвали праздник?

Церковь не смогла запретить народные праздники. Когда не получается что-то запретить, то ничего не остается, как переименовать и сделать праздник «своим». Так, к был приурочен подходящий христианский святой – Иван Предтеча. Срок празднования сдвинулся и стал отмечаться 7 июля. Это произошло из-за реформы, по которой мы и Старый Новый год получили.

Но со сдвигом даты, исчезла привязка праздника к Солнцевороту как астрономическому явлению. А вместе с этим и сакральный смысл праздника.

Доподлинно уже не известно каким было истинное название любимого народного праздника, возможно Купайло или Купало? После того, как Церковь пыталась переименовать праздник в День Ивана Предтечи, сложилось народное название — Иван Купала.

Остается распространенным мнение, что название праздника все же связано с именем божества.

О божестве и сказка имеется.

Сказка о Купале и Костроме

Родились у богини ночи Купальницы и бога Семаргла близнецы – Купало и Кострома. Брат и сестра были разлучены и выросли по отдельности. А когда они встретились, то полюбили друг друга. Страшный грех это, когда любовь между братом и сестрой. И вот узнали молодые люди, что они брат и сестра. Кострома бросилась в реку и утонула. Что делал Купало? Тут мнения расходятся. Большинство утверждает, что Купайло шагнул в ритуальный костер. Некоторые сказки о том, что брат и сестра взялись за руки и оба кинулись в воду и утопились.

Как бы то ни было, всё – встреча, ночь любви, открытие тайны и гибель Костромы и Купайло, произошло в ту самую ночь, – самую короткую ночь года.

А познакомились прекрасные девушка и юноша, когда Кострома стояла на берегу, а Купала проплывал по реке на ладье. Уронила Кострома венок, а Купала его подхватил и передал девушке. И вспыхнула у них любовь с первого взгляда…

Тем самым символом дня Солнцестояния стало соединение двух вечно противоречащих начал – жизни и смерти, которые сливаясь воедино порождают любовь.

Как раньше праздновали Купалу?

Праздник имеет три составляющих – вода, огонь и растения.

Это то, что касается доподлинно известных и дошедших до нас без искажения данных. Жгли костры, купались в водоемах, собирали травы. В подробностях – как купаться, как плести венки, прыгать через костер, — уже имеются разные мнения. Наверняка, закрались ошибки, и не обязательно это связано с тем, что прошло много времени. Например, кто-то утверждает, что в ночь на Купалу всей деревней купались голышом… А в костры кидали в качестве жертвоприношений что-либо – кусочки еды, жир и прочее. Где тут вымысел, где правда?

Купались, судя по названию праздника, это точно. То, что вода в день летнего солнцестояния приобретает целительные свойства, наши мудрые предки точно знали. Поэтому и купались, запасались водой и росой, что знали о магических силах астрономического и природного явления.

Огонь также имели сакральное значение, а потому не спроста жги ночью костры вблизи водоемов. Да и не спали эту ночь тоже не зря. Прыгая через костер, очищались от скверны. Те женщины, кто отказывался прийти вместе со всеми на праздник и прыгнуть через костер, считались за ведьм. За кого считали мужчин, отказывающихся прыгнуть, что-то упоминаний нет. Или они все прыгали или же их принимали за колдунов?

Девушки прели венки, бросали их в воду. Было много поверий, как и куда поплывет венок. Еще одна гадальная ночь, наряду с гаданиями под Рождество.

Иван-да-Марья – цветок, который считается «причастным» к празднику. Также только в эту ночь цветет папоротник и с ним связывают много преданий.

Обрядовая еда на День Купалы

На Ивана Купалу принято есть кашу и пить квас. При этом кашу готовят много, чтобы можно было угощать всех — гостей и близких. Называется праздничная каша «обетной». В Белоруссии варили кулагу, это мучная каша. В Средней полосе России было принято варить ячневую (ячменную) кашу.

Неизменным кушаньем, которым было принято угощать на Купалу, являлись драники.

Итак, обрядовой едой являются: каша, квас, драники.

Как определить дату праздника?

В общем-то, все просто – праздничный день накануне самой короткой ночи в году.

в 2019 году это 21-е июня и «поворотная точка» положения Солнца относительно экватора Земли приходится на 15-54 ч.

Впрочем, вот таблица дат и времени, любезно представленная Википедией.

Год Июнь Время
2019 21 15:54:14
2020 20 21:44:40
2021 21 03:32:08
2022 21 09:13:49
2023 21 14:57:47
2024 20 20:50:56
2025 21 02:42:11

Из-за несовершенства , возникли високосные годы. Поэтому и астрономические явления имеют «плавающие» даты и часы.

Разрешите привести цитату:

Какие травы в день солнцестояния надо собирать?

В самый длинный день, накануне самой короткой ночи, травы становятся, как и вода, сильнее. Это не мистика, а факт, подтвержденный многими исследованиями. Наверняка это связано как раз с происходящими в природе в этот переломный момент процессами.

Всего один день в году травы обладают максимальной целебной силой.

Итак, какие травы можно и нужно собирать в этот день. В Сибири рекомендуют заготавливать листья аира и багульника, цветы боярышника и василька, календулы и липы, листья земляники и малины, хвою пихты.

В средней полосе России для целебных средств хорошо собирать мяту, лопух, иван-чай, даже листья с цветами обычной картошки.

Знахари и травники собирают в этот день травы: белицу, пастушью сумку, чернобыльник, подорожник, дивий-сил и другие.

Сам процесс сбора особенный. Нельзя срезать травы, их можно только рвать. При сборе следует шептать особые наговоры. Некоторые травы следует собирать в обнаженном виде.

Совсем не обязательно собирать растения для лечебных целей. Тем более надо знать как найти «одолень-траву», затем правильно ее собрать. Не говоря уж о том, что травы, при незнании как их собирать и применять, могут стать ядом, а не лекарством.

Можно использовать пучки трав в качестве оберега.

Для того, чтобы защитить свой дом от бед и несчастий, соберите и высушите в купальскую ночь листья папоротника. Подходящей травой для оберега дома будет и зверобой.

Если сорвать ветки рябины в День Купалы и украсить ими свой дом, то можно быть уверенными, что беды и завистники обойдут его стороной.

Веники, собранные в день Солнцестояния также обладают магией здоровья. Если у вас есть баня, то не забудьте запастись березовыми вениками. Если нет возможности искупаться в озере или реке, в купальскую ночь можно и нужно мыться в бане. Вам обеспечено не только здоровье, но и успех в предстоящем году.

Верите вы или нет в магию купальской ночи, травы и ветки, собранные для украшения домов, нельзя выбрасывать. Наши предки их бережно высушивали, а потом сжигали или по определенному поводу или случаю (например, чтобы отвести грозу).

Как встречать Солнцеворот?

  • Во-первых, конечно, следует быть на природе в нужный день, т.е. в день Солнцестояния (см.выше даты по годам).
  • Во-вторых, одежда. Девушкам подойдут светлые или белые платья. Хорошо, если они будут с народной вышивкой. Из украшений — натуральные камни и растения. Венки плетут из одуванчиков, васильков, ромашек и других полевых цветов. Можно собирать не только венки, но и травы для украшения и защиты дома. Раньше девушки собирались вместе, шли по лугу, пели песни и рвали цветы. Обычный одуванчик или желтоголов, богачка — один из символов праздника. Можно погадать на венках, если в семье есть девушка на выданье.
  • В-третьих, костры и купания. Тут все понятно. При возможности, не спать самую короткую ночь, а купаться, жечь рядом с рекой или озером костер. Есть обрядовую еду. Встречать солнце, как принято, например, у якутов.

Почему не принято праздновать Ивана Купалу 22 июня?

Все знают какой след в истории России оставила Великая Отечественная война. И все мы помним день 22 июня, когда на СССР напала фашистская Германия. Вот уже 78 лет 22 июня мы чтим как день памяти войны.

Конечно, мы не можем праздновать в скорбный день.

Гитлер, как утверждают многие историки, не спроста выбрал дату и время нападения на СССР. Нападение произошло с первыми лучами солнца в день летнего солнцестояния. Гитлер рассчитывал на «помощь» небесных сил. Конечно, ничего у фашистов не получилось.

Конечно, в памятный день 22-го июня никто из нас не будет проводить праздничные мероприятия. В этот день веселиться нельзя.

Но использовать силу природы в день Солнцестояния — это не означает праздновать.

Вода в Купальскую ночь

Если праздновать в ночь на 22 июня нам не позволяет память о погибших в Великой Отечественной, то от использования магии и силы Солнцеворота все же не следует отказываться. Тем более, что не всегда Солнцеворот совпадает с моментом нападения на нашу страну фашистов.

Как мы уже говорили выше, купальская вода схожа по своим магическим свойствам с крещенской водой.

Наши предки считали, что в эту ночь вся нечистая сила — русалки и мавки, из водоемов устремлялась на землю. Поэтому купались в водоемах без опаски быть утащенными водяными или прочей нечистью.

А еще кидали венки в воду и гадали. Гадали не все, конечно, а только незамужние девушки.

Поэтому не упустите возможность получить пользу от природы. Можно искупаться в речке или озере. Можно набрать воды из колодца. Родниковая и ключевая вода — тоже будет целебной.

Ну, и не следует забывать о росе. Можно в росе намочить простыни и обернуться в них. Можно умыться росой. Собрать росу и выпить. Омоложение и оздоровление гарантировано.

Приметы на Ивана Купала

  • — если ночь ясная и звезд много, значит будет дождливая теплая осень;
  • — ясная звездная ночь — к грибам;
  • — дождливая ночь — к неурожаю, да и сам год будет неудачным.

Подведем итоги

Итак, мы теперь почти точно можем утверждать, когда празднуются Купала: днем перед наступлением самой короткой в году ночи. В 2019 году это ночь с 21 на 22 июня. В день Солнцеворота или летнего Солнцестояния вода приобретает магическую силу, подобную крещенской. Травы, собранные в самый длинный день или самую короткую ночь обладают максимальной силой. Лечебной и защитной от злых духов. Мы не будем веселиться и праздновать в день памяти о начале войны. Однако не стоит отказываться от магии природы, дарующей нам силы в день Купалы и в следующую за ним ночь.

Солнцестояние совсем скоро, не пропустите этот волшебный день!

Праздник начинают отмечать в ночь на 7 июля, которую в народе считают особенной - только в эту ночь можно найти мистический цветок папоротника, который принесет человеку счастье и богатство.

Как возник праздник

Яркий народный праздник Ивана Купалы берет свои истоки из язычества, хотя его происхождение точно не установлено. Иван Купала, предположительно, произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния.

У древних славян Иван Купала был праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Поэтому его связывали с днем летнего солнцестояния, который по старому стилю выпадал на 20-22 июня.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

После принятия христианства на Руси Иван Купала, который приурочили к одному из величайших православных праздников — Рождеству Иоанна Предтечи, стал символизировать христианский обряд крещения.

Будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан, родился в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы именно 7 июля (по старому стилю 24 июня).

Прошли столетия — праздник Ивана Купалы, который претерпел изменения и потерял свое истинное астрономическое время, люди продолжает отмечать широко и ярко.

По древней традиции, праздник по сей день празднуют во многих странах, в том числе в Европе, в Прибалтике, России, Беларуси, Украине и так далее. Во многих странах праздник Ивана Купалы на сегодняшний день является как церковным праздником, так и народным, хотя называют его по-разному.

Традиции и обряды

Праздник, который в народе называли Иванова ночь или Иванов день, по традиции начинают отмечать с наступлением ночи — люди проводили многочисленные ритуалы и обряды, связанные с водой, огнем и травами, и конечно же, гадали. Кстати, многие из этих обрядов сохранились по сей день.

В ночь на Ивана Купала главной традицией было обязательное купание в воде, так как старину люди считали, что, начиная с этого дня до Ильина дня (2 августа по новому стилю), вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов.

Поэтому вода в эту ночь считалась целебной и обладала магической силой. Соответственно она помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье.

© photo: Sputnik / Konstantin Chalabov

В тех деревнях, где рядом не было водоема, люди затапливали бани, в которых парились и отмывались от нечисти, а банными вениками, которые заготавливали в этот день, пользовались до следующего дня Ивана Купалы. Люди верили, что растения в этот день имеют особую силу и благотворно влияют на здоровье людей.

В народе считали, что именно в это время вода входит в священный союз с огнем. Это считалось огромной природной силой, символом которого стали купальские костры, которые, которые разжигали по берегам озер, рек и водоемов и в наши дни.

По народным поверьям, огонь, как и вода, в ночь на Ивана Купала обладал большой магической и очищающей силой. Поэтому на берегах рек, озер и водоемов разводились большие костры, которые могли уберечь людей от всякой нечисти.

В народе считали, что в Купальскую ночь нельзя было спать, так как именно в эту ночь вся нечисть — лешие, русалки, оборотни, кикиморы, домовые, водяные и т.д., выходила наружу и могла причинить вред людям, поэтому они пытались защититься огнем от костров.

Молодежь водила хороводы, плясала вокруг костров и конечно же перепрыгивала через огонь костра. По традиции — кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым. Мужчины также преследовали цель стать удачливее и смелее, а девушки и женщины - укрепить здоровье, прибавить красоты и привлекательности.

Старшее поколение проводило свою домашнюю скотину между Купальскими кострами, для того чтобы их не постигла смерть и болезнь. А матери сжигали в кострах белье, сорочки и одежду, снятую с больных детей, чтобы никакая хворь их не брала.

Популярным также было поджигать деревянные колеса или смоляные бочки, которые впоследствии скатывали с горы или носили на длинных шестах, символизируя солнцеворот.

В наши дни самая популярная традиция в день Ивана Купалы — обливаться водой, так как люди продолжают верить, что вода смывает болезни и очищает человека. Однако церковь не приветствует языческие обряды.

Значение цветов и трав

Магической, целебной силой в ночь на Ивана Купала обладали также цветы и травы, поэтому существовало множество обрядов, связанных с их собиранием. Но, собрать траву нужно было до рассвета, иначе все магические свойства пропадали.

© photo: Sputnik / Egor Eremov

В частности, цветы и травы, собранные в Иванову ночь, клали под Купальскую росу, затем высушивали и использовали по необходимости. Целебными отварами поили больных людей, окуривали избы, изгоняли злых духов, привлекали удачу и достаток.

Согласно поверьям, некоторые растения могли даровать способность разговаривать с птицами и животными. Одними из самых популярных трав, которые собирали в эту ночь, были крапива, мать-мачеха, душица, багульник и полынь. Такими травами боролись с нечистой силой и использовали в различных магических обрядах.

По преданию, главным цветком в эту ночь был и остается папоротник, который цветет совсем недолго. По народным поверьям, цветущий папоротник, который считался одним из самых загадочных, колдовских растений, не только исполняет сокровенные желания, но и помогает отыскивать клады.

Считалось, что не только цветок папоротника обладает волшебством, но и расцветающая перелет-трава. Перелет-трава, по народному поверью, может переносить за тридевять земель. А если в ночь на Ивана Купалу сорвешь одолень-траву, то не страшны тебе будут враги.

Гадания, поверья и приметы

Самым распространенным на Ивана Купала остается гадание при помощи венков. Венки плелись из различных трав — лопуха, медвежьего ушка, богородской травы (чабрец, тимьян) или ивана-да-марьи, в которые вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки. Затем спускали на воду и внимательно следили за ними.

Если венок начинал быстро отплывать от берега, это означало счастливую и долгую жизнь или хорошее замужество, а если венок тонул, означало, что замуж в этом году девица не выйдет или суженый ее разлюбит.

© photo: Sputnik / Evgeny Koktysh

Счастливее всех мог стать человек, чей венок заплывал дальше других, а дольше всех проживет - чья свечка или лучинка в венке прогорит дольше других.

Крапивой люди в эту ночь оберегали себя от посягательств различной нечисти - для этого растение раскладывали на пороге дома и на подоконниках.

В Купальскую ночь люди всегда запирали своих лошадей, которые в эту ночь были особенно уязвимы, так как ведьмы охотились за ними, чтобы поехать на Лысую Гору, с которой лошади живыми не возвращались.

В ночь на Ивана Купалу, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.

Цветок иван-да-марья, сорванный в ночь на Ивана Купалу, нужно было вложить во все углы дома - люди считали, что этим защищают его от посягательств воров.

По одной из легенд, цветок иван-да-марья — это брат и сестра, которые полюбили друг друга, и были наказаны за это, и превращены в цветок. Брат с сестрой будут разговаривать, и это спугнет воров.

Считается, что в ночь на Ивана Купалу, деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве, и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.

По одной из примет, в полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав или нет. Если набралось, в этом году девица выйдет замуж.

Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!"

На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет.

А если на Иванов день перелезть через двенадцать огородов, любое желание сбудется.

Сильная роса на Ивана Купалу — к урожаю огурцов, если на Иванову ночь звездно —грибов будет много.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Многие народы делили год на две половины - светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в , и . Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля - в Рождество Иоанна Крестителя.

Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-» , обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.

В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других - заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.

Сохранилось множество купальских . Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других - долгую жизнь.

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда - славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених - это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.

Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» .

В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие . Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.

Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же - в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».