Взаимное воспитание. «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание» В. Сухомлинский (ЕГЭ обществознание). – Среди современных пап есть те, кто, в противовес своему ограниченному детству, стремится дать ребенку «полную свободу»


2. «Если нравственным является только брак, заключенный по любви, то остается нравственным только такой, в котором любовь продолжает существовать»

(Фридрих Энгельс)

3. «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание»

(В. А. Сухомлинский)

Выбранное мною для рассмотрения высказывание выдающегося украинского педагога и кандидата педагогических наук В.А. Сухомлинского относится к социологии. Социология-это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития. Данное высказывание указывает на проблему взаимного воспитания и самовоспитания в семье.

Данная проблема актуальна для человека в нашем современном обществе. Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов к новому для них статусу мужа и жены, связанным с ними ролями. С момента вступления в брак начинается новый этап жизни молодоженов, они создают семью, а сохранение ее крепкой и дружной требует много усилий: доверия, понимания, а так же взаимного воспитания и самовоспитания.

Член Академии педагогических наук В. Сухомлинский полагает, что в браке всегда идет процесс взаимного воспитания и самовоспитания.

Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что как только люди вступают в брак, они должны осознать, что с этого момента у них начинается новая жизнь, что впереди их ждет большая ответственность. В дружной семье у супругов постепенно сближаются потребности, интересы, желания, намерения. Муж и жена оказывают друг на друга влияние, тем самым взаимно воспитывая. Каждый из них хочет приносить пользу своей семье, старается создать свой семейный очаг, становясь все лучше и лучше, то есть происходит процесс самовоспитания.

Как мы знаем из курса обществознания, семья-это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моралью, ответственностью. Брак же- это добровольный союз двух лиц, которые хотят узаконить свои отношения. Супруги в браке совмещают свои мировоззрения, идеалы, интересы, тем самым проводя процесс взаимного воспитания- целенаправленного формирования личности в целях подготовки ее к участию в семейной жизни, в данном случае, и самовоспитания- выработке человеком у себя качеств, которые представляются ему желательными.

Данное высказывание можно подтвердить иными высказываниям автора о воспитании и самовоспитании: « Каждое мгновенье той работы, которая называется воспитанием,- это творение будущего и взгляд в будущее», «Самовоспитание-это человеческое достоинство в действии» или «Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».

Очень часто в наше время браки распадаются по разным причинам. Одна из них отсутствие как раз взаимного воспитания и самовоспитания. Например: как известно, в последнее время очень часто начали заключаться ранние браки. В раннем возрасте люди еще не совсем готовы к новым ролям мужа и жены. Они часто не понимают друг друга, часто ссорятся, в их семейной жизни не происходит процесс взаимного воспитания и самовоспитания. И в итоге брак, довольно часто, распадается.

Могу подтвердить высказывание автора на личном опыте. Мои родители развелись, когда мне было пять лет. И произошло это именно из-за того, что у них отсутствовали общие цели, интересы и стремление к воспитанию друг друга. А без этого, как мы уже убедились, долго брак не продержится. Всегда должен идти процесс взаимного воспитания.

Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод, что автор в своем высказывании был полностью прав. Воспитание друг друга и самовоспитание является фундаментом счастливого и долгого брака.

4. «Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным»

(А. С. Пушкин)

1.В данном высказывании Пушкин указывает на влияние семьи в формировании нравственных ценностей человека. Семья- малая группа, объединяющая людей в их жизненном развитии, становлении и проявлении. В семье закладываются основы гармонии развития личности и межличностных отношений, воспринимается, осознается и воплощается цель, смысл жизни и роль человека в ней. В семье передается опыт, семья обуславливает многие аспекты в жизни человека.

2. Важнейшая функция семьи - воспитательная. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по значительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Воспитательная функция выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей.

1.Роль семьи огромна, она выполняет важнейшие функции. Влияние семьи ощущает каждый человек, начиная с рождения и заканчивая смертью. Семья - изначальная правовая, экономическая, социальная, духовная и культурная ячейка любого государства, и состояние семьи определяет характер и уровень всего общества.

1. Семья – организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

Семья необходима абсолютно каждому человеку для полноценного развития, сохранения нравственных ценностей. Поэтому, каким бы ни был человек, он нуждается в семье.

Межэтнические отношения и национальная политика

1. «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный»

(Н. А. Добролюбов (1836-1861), русский публицист)

Данное высказывание указывает на проблему межэтнических отношений.

Данная проблема очень актуальна. В многонациональном государстве межнациональные отношения играют значительную роль. Государство регулирует взаимоотношения между нациями. Совокупность правил, благодаря которым осуществляется регулирование межэтнических взаимоотношений, составляет национальную политику.

Известный русский публицист Добролюбов полагает, что человек должен относиться одинаково как к своему, так и "чужому" народу.

Я согласна с оценкой автора и считаю, что нельзя считать другой народ абсолютно чужим и неуважительно к нему относиться. Людям свойственно разыскать отличия в других людях и отличаться от них самим. Каждая этническая общность имеет свои особенности. К сожалению, эти особенности вызывают у некоторых народов неприязнь. Но этот факт не должен переходить в межнациональные конфликты.

Межэтнические отношения - субъективные переживаемые взаимоотношения между людьми разных этнических общностей и национальностей. Характер межэтнических отношений бывает разный: дружественный, нейтральный, либо конфликтный. Характер межэтнических отношений складывается в зависимости от истории народов, от бытовых и экономических условий жизни народа. Межэтнические отношения могут возникнуть и без прямого взаимодействия между нациями. Также стоит обратить внимание на национальную политику. Национальная политика-это система мер, направленная на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов.

Данное высказывание можно подтвердить цитатой Фридриха Энгельса: «Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого».

При выявлении в США национальных стереотипов в начале 30-х гг., оказалось, что более неприятными для белых американцев не афроамериканцы и даже не представители какого-либо другого дискриминируемого народа. Выяснилось, что турок наиболее неприятен для белых американцев. Но вряд ли кто-нибудь из опрошенных, вообще знаком с коренным жителем Турции. Я считаю, что это отношение к туркам показывает, то что белые американцы не уважают и свой народ тоже, так как необоснованно ненавидят другой народ.

Напротив, очень дружественны были межэтнические взаимоотношения в СССР. В определенной мере была уничтожена национальное неравенство. Совместно проживали более 130 наций. Люди уважали друг друга. И в свое время СССР была одной из самых сильных держав.

Во времена второй мировой войны Евреев убивали только за то, что они были евреями. Немецкий фашизм с особой ненавистью уничтожал этот народ.

Я считаю, что, к примеру, исконно русских граждан уже почти не осталось. Человек, который по каким-либо причинам угнетает другой народ, угнетает и свой собственный. Ведь идеальных людей не бывает и идеальных наций тоже.

Насколько я знаю, мусульмане не дают в жены своих девушек юношам другой национальности.

6 абзац. Вывод

Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод. В человеке главное не национальность, а его моральные качества. Разная национальность должна служить поводом для общения. Нации и народы должны «дружить» друг с другом, а не «враждовать».

2. «Ненависть к целому народу есть грех, есть человекоубийство, и ненавидящий должен нести ответственность»

(Н. А. Бердяев (1874- 1948), русский философ)

Проблема в выбранном мною высказывании относится к межэтническим отношениям и национальной политике.

Данная проблема актуальна для человека во все времена и, конечно, в нашем современном обществе, т.к. многие думают и иногда напрямую высказывают свое негативное мнение к людям.

Высказывание выдающегося русского религиозного и политического философа Николая Александровича Бердяева относится к социологии. Социология – молодая наука, изучающая человеческое общество, его структуру, законы развития, поведения людей. По мнению автора, каждый человек должен нести ответственность за то, что он негативно относится к другим народам, он должен отвечать за свои мысли, негативные действия по отношению к другим.

Я согласна с высказыванием Бердяева. В обществе всегда существовали два вида людей: распинающие и распинаемые, ненавидящие и ненавидимые, причиняющие страдание и страдающие.

Приведу теоретическое обоснование данной точки зрения. Под межэтническими отношениями понимают – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. С середины XIX века эту проблему исследует этнология – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, взаимодействия личности и социальной среды. Если каждый будет активно показывать ненависть к другому народу, это приведет к национальной дифференциации (борьбе между нациями, не уважение к культуре) и межнациональному конфликту – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся взаимными претензиями, открытыми противостояниями этносов.

Например, в современном обществе существует расизм. Расизм бесчеловечен, отрицает достоинство человека, отрицает ценность человеческой личности и допускает обращение с ней, как с врагом, подлежащим истреблению.

Приводя пример из жизни можно сказать, человек осознавая, что он «точь в точь, как все остальные» хочет любым способом выделиться из общества.

Ненавидящий должен нести ответственность, за то, что у него есть намерение навредить этим людям. Грех это, потому что даже в библии написано "возлюби ближнего своего как самого себя". Любовь не распространяется на цвет глаз, цвет кожи и вероисповедание. Любовь это всего на всего чувство. Ненависть к целому народу - человекоубийство, так как рано или поздно этот человек не сможет совладать со своей ненавистью и будет подвержен влиянию своей ненависти и гнева, которые будут им управлять.

Этнос и нация

1. «Каждый и самый малый народ есть неповторимая грань Божьего замысла»

(А. И. Солженицын (род. 1918), русский писатель)

1.Данное суждение, высказанное автором, указывает на проблему этноса и нации, на проблему этнического и национального многообразия современного мира. Этнос-это группа людей, объединенных общими признаками. А нация-это этническая общность с единым языком и самосознанием.

2.Данная проблема актуальна для человека во все времена и, конечно, в нашем современном обществе. В мире около 90% народов живут в многоэтнических государствах. Понятие народ не только не утратило своего значения, но, напротив, приобрело принципиальное значение о современных национальных отношениях. В современной России проблема, затронутая автором особенно актуальна, так как распространено неуважение к малым народам, хотя у этих народов есть свои традиции, свой национальный менталитет.

1.Известный русский писатель Александр Солженицын полагал, что нет в этом мире ни одного народа, который можно было считать ненужным или бесполезным.

1.У каждого народа, будь оно маленьким или большим, есть национальный менталитет. Под этим подразумевается, что всякому народу дорог его родной язык, его вера, его хозяйство. И у каждого народа есть свое место на земле. Неуважение, искоренение и унижение этносов неприемлемо.

2.По данной проблеме, могу сказать, что очень точно говорит В. Гюго: «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом». Гюго как и Солженицын поднимает тему малых народов, и их места в мире. Под своим высказыванием он имеет в виду, что неважно как велик тот или иной народ, важно то, что на земле нет лишних этносов, каждый важен по-своему.

В настоящее время некоторые малые народы просто не замечают. Люди не обращают внимания на их проблемы, а некоторые вообще даже не знают об их существовании. Но бывают ситуации еще хуже-это, когда люди, считая свой народ самым великим, просто искореняют другие народы, считая их бесполезными. Это и приводит к внедрению расистских идей. Что, собственно, и является острой проблемой в современном мире.

Могу подтвердить на личном опыте примеры сталкивания с проблемой. Например, смотря новости, меня интересует только та информация, которая происходит в больших и известных странах, на события, которые происходят в малых странах, я даже не обращаю внимания.

Возвращаясь к заявленной теме могу сделать вывод… Все народы равны. Нужно уважать каждый этнос, как свой. Ведь все народы мира-это один большой народ.

2. «Люби все другие народы, как свой собственный»

(В. С. Соловьев (1853-1900), русский философ)

1) элемент: Данная высказывание указывает на проблему этноса и нации, межнациональных отношений.

2) Данная проблема актуальна для человека во все времена и, конечно, в нашем современном обществе. Межнациональные отношения – это отношения между этносами (народами). Этническая общность – исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей.

Представление точки зрения автора по проблеме. Известный русский философ, поэт, литературный критик, академик В. С. Соловьев полагает, что межнациональные отношения должны быть хорошо устойчивые, определятся должна форма мирового сотрудничества, а не форма этнического конфликта.

Национализм – это идеология, которая основывается на принципах приоритета национального фактора. Этнический национализм (борьба народов), некачественно влияет на психику, политику, идеологию этносов.

Приведем теоретическое обоснование данной точки зрения. Формы национализма бывают разные, например, шовинизм – это крайняя форма агрессии, геноцид – истребление, глобализация – процесс движения народов и наций.

Этнические отношения связанны, например, с заключением брака между этносами, этническое поглощение связано с мифологией, например, история древнего мира.

Этнические общности бывают разными, например, род, племя, нация, народность. Этнические меньшинства, складываются на основе территории, языка, культуры, самосознания.

6 вывод: Отношения между этносами должны быть взаимными и строиться на любви между нациями, а если будут конфликты, то они ни к чему хорошему не приведут: начнутся войны, агрессии, массовые беспорядки.

Социальные ценности и нормы

1 . «Человек превратился в сверхчеловека... Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума. Чем больше растет его мощь, тем беднее он становится...»

(Альберт Швейцер, эльзасский теолог, философ)

1 абзац.2 элемента.

    Данное высказывание указывает на проблему социальных ценностей человека. Ценность – социально- культурная значимость определенных явлений и объектов. Ценностям свойственна высокая степень абстракции.

    Данная проблема актуальна в нашем современном обществе. Социальные ценности включают в себя материальные и духовные ценности. В современном обществе является актуальным сверхчеловек, а не просто человек. Сверхчеловек это уровень общественного развития. Если у человека есть чувства, то он является просто человеком. А если человек живет только логикой, разумом и интеллектом, то он является сверхчеловеком. Рассматриваемая тема актуальна и для меня, так как широкие возможности превращения человека в сверхчеловека являются как благоприятными, так и неблагоприятными условиями для реализации человека, для полноценного развития личности.

2 абзац. 3 элемента.

    Я согласна с автором и считаю, что при переходе от человека в сверхчеловека начинает расти его мощь, но он становится беднее. Со временем человек начинает размышлять логически, но одновременно он становится совершенно бездуховным.

    Сверхчеловек это существо, которое живет сначала чувствами, а потом логикой.

3 абзац. 2 элемента.

    Приведем теоретическое обоснование данной точке зрения. Сверхчеловек – это человек, который превосходит самого себя и свои мысли. Единственный путь превращения человека в сверхчеловека это переход на новый уровень мышления.

    Данное высказывание можно подтвердить высказываниями других людей. Например: «Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо всё прочее не утоляет его любви» говорил Ф. Ницше.

4 абзац. Примеры.

Приведем примеры в доказательство нашей позиции: ребенок сначала живет чувствами и ни какой логике у него нет. Именно по этому он жмется ближе к матери, но после совершеннолетия чаще всего уходят из семьи и начинают свою собственную жизнь.

5 абзац. Аргументы.

В отличии от маленьких плачущих, глупых людей есть взрослые, умные сверхлюди.

6 абзац. Вывод.

Надо быть тем, кто ты есть, и не обращать внимания на тех, кто живет лучше или хуже тебя. Сверхчеловек зачеркивает разум. И живет только сам по себе.

2. «Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся»

(Альберт Швейцер)

Данная тема наталкивает нас на определенную проблему социальных ценностей и норм в обществе. В общем смысле, ценность означает положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта для субъекта.

Данная проблема актуальна для человека во все времена и, конечно, в нашем современном обществе. Человек существует всегда, и моральные ценности человека вместе с ним тоже. Ни одно общество, ни один человек не может жить без ценностей. Я считаю, что совесть является одной из них. Рассматриваемая проблема актуальна и для меня, так как я сталкивалась с подобными ситуациями, которые касаются ценностей человека.

Известный эльзасский теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира Альберт Швейцер призывает мир "отважиться взглянуть в лицо сложившемуся положению…». Он говорит о том, что «Человек превратился в сверхчеловека... Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума». Своими словами, человек добившись всего того, что хотел, имея это, рассуждает и поступает не так, как подобает ему, а так, как обычный человек, не имевший всего этого.

Я согласна с мнением автора и считаю, что наделенный всеми богатствами и сбывшимися желаниями человек, теряет духовную силу, совесть, рассудок, чувства и разум. Сверхлюди в моем понятии - это как раз и есть те люди, добившиеся того, чего хотели. Обладая тем, чего у них не было, взамен они теряют то самое святое и чистое, что есть в человеке (равное отношение к другим людям, сожаление, самокритичность) и становятся людьми с завышенной самооценкой, забывают о семье, о друзьях, о жалости и милосердии.

Приведем теоретическое обоснование точки зрения. Определение совести мы возьмем из толкового словаря Ожегова: совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Сверхчеловек - образ, обозначающий особый тип людей, которые по своему могуществу должны превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну.

Бесчеловечный - очень жестокий, чуждый сострадания.

Данное высказывание можно подтвердить поздней работой психоаналитика и философа - фрейдомарксиста Эриха Фромма, исследующей вопросы духовной сферы человека – «Иметь или быть?»

«Крах Больших Надежд предопределен самой индустриальной системой, двумя ее основными психологическими посылками: что целью жизни является счастье, то есть максимальное наслаждение, определяемое как удовлетворение любого желания или субъективной потребности личности (радикальный гедонизм), и что эгоизм, себялюбие и алчность - которые с необходимостью порождает данная система, чтобы нормально функционировать, - ведут к гармонии и миру».

Приведем пример в доказательство нашей позиции:

В телепередаче по каналу НТВ о звездах как-то показывали историю Димы Билана, известного певца нашей страны. Одна девушка рассказывала о том, что раньше дружила с ним, показывала фотографии, где они вдвоем в гостях у друзей. Съемочная группа организовала им встречу. Девушка пришла к нему за кулисы во время концерта. Она попыталась заговорить с ним, напоминая, кто она. А Билан сделал вид, что впервые видит ее и попросил охрану вывести ее оттуда.

Могу подтвердить на личном опыте данное высказывание. В моем кругу друзей все общались на равных, не было ни перед кем привилегий, не было каких-то особенностей. Но как-то одному мальчику купили машину. Все были рады за него. Но вскоре мы заметили, что он перестал нам звонить, потом общался с нами так, как будто мы по сравнению с ним никто, вел себя вызывающе и ставил себя выше других, унижая всех, а потом видеться с нами у него не стало времени, затем и вовсе здороваться перестал.

Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод: мы сами создаем себе судьбу, получая желаемое, мы, прежде всего, должны оставаться собой и не меняться ни в коем случае.

Социальные статусы и роли

1. «Полководец должен умирать стоя»

(Тит Флавий Веспасиан (9-79 гг. н. э.), римский император)

1 абзац 2 элемента.

1. Выбранное мною для рассмотрения высказывание римского императора Тита Флавия Веспасиана относится к социологии. Социология – наука об обществе, закономерностях его развития, социальных институтах. Данное высказывание указывает на проблему взаимосвязи, соответствия социального статуса и социальной роли.

2. Данная проблема актуальна для человека во все времена и, конечно, в нашем современном обществе, потому что социальная роль должна соответствовать социальному статусу.

1. Тит Флавий Веспасиан хотел сказать, что полководец выступает в роли лидера, он занимает определенное социальное положение, окружающие ждут от него соответствующего поведения. Поэтому полководец должен умирать стоя, то есть гордо.

2. Я согласна, с мнением римского императора. Я считаю, что полководец занимает главенствующее положение в своей социальной группе. Как любой человек, стоящий во главе какой – либо группы, он должен обладать лидерскими качествами. Это, прежде всего мужество, решительность, энергия, выдающийся ум.

1. Приведу теоретическое обоснование данной точки зрения. Социальная роль – ожидаемая от человека данного социального статуса поведение. Социальный статус – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, социальным происхождением, профессией и предполагающие определенные права и обязанности.

В истории существовало немало полководцев, которые оказали влияние на ход исторических событий своего времени. Например, Дмитрий Донской – выдающийся русский полководец. В ходе Куликовской битвы он проявил себя как военный организатор и лидер крупного войска. Михаил Кутузов для спасения русской армии принял крайне тяжелое решение об уходе войск из Москвы.

На собственном опыте могу привести пример из жизни. Участвуя в соревнованиях, мой тренер сопереживает и «участвует» вместе со мной. И мое поражение - его поражение тоже. Тренер, как и полководец, ставит перед нами цели и задачи, указывает верный путь.

Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод, что полководец – это человек, стоящий во главе войска, поэтому от него ждут решительных действий. Такой человек должен соответствовать своей социальной роли и оправдывать ожидание окружающих.

Человеческого , и их... быть не может . Всякий другой на их месте был бы доволен такой кучей ... а я спустился в погреб . Кусок масла примерно с...

  • Зачем и кому нужна эта книга 6 Василий Трофимович Нарежный 1780 1825 9

    Документ

    ... душ и за­ложив их в казну как живые, получить денег , купить, быть может ... о старине и своем эпосе с «человеческой душой », с гордостью и любовью. Ю. С. ... в потайные погреба , которые подведены под всем домом. ... как можно добыть кучу денег , - один авантюрнее...

  • Сухомлинского. Часть 1 говорит о красоте природы и человеческих поступков, о героизме и подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны. Для широкого круга читателей

    Документ

    Спрятались в погребе . А над погребом маленький... в детских душах полузабытые воспоминания... может быть горе. Понимать чужое горе - это большая человеческая ... лечить, а денег нет. Взяла... куче песка, поиграл немного. Надоело играть, и он положил лопатку под ...

  • Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. Исходные философ проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. 672 с

    Реферат

    ... может быть построено из какой-либо данной кучи ... пороховой погреб , ... может быть абсолютно бессознательным. Под ... может быть понята и описана как обособленная способность человеческой души . Мы старались определить человека как бытие ... трате денег может оказаться...

  • Стоит мужу с женой поменяться местами, как общество называет это «семейной драмой», а на мужчину автоматически навешивают ярлык бесполого существа. Однако на планете – все больше мест, где женщины предпочитают роль добытчицы, а мужчины – детского воспитателя. Проблемы взросления часто вызывают раздражение у неподготовленного папы. О причинах конфликтов между отцом и ребенком мы поговорили с психологом, кандидатом биологических наук и основателем Школы для мам и пап – Мариной Ланцбург.

    – Самый распространенный конфликт между отцом и младенцем связан с эмоциональной нечувствительностью папы. Ребенок первого года жизни не способен выразить свои просьбы словами. Именно поэтому он особо нуждается в родителях, которые интуитивно знают – почему он плачет, крутится, поворачивает головку, делает какие-то жесты. Нечувствительного папу будут раздражать все эти непонятные телодвижения, ведь он не знает, как на них реагировать. Он может сделать необходимое – поменять памперс, покатать коляску. Но он не может взять в толк, что ребенок хочет, чтобы его просто прижали к себе, погладили, походили, спели песенку. Папы с дефицитом эмоциональной сферыособая проблема. У меня была одна пациентка с таким мужем, который, оставшись с ребенком, не выдержал его плача и стукнул его об стену... Хотя я уверена, что если бы эта семья прошла психологическую подготовку во время беременности, то папе было бы проще понять малыша, справиться со стрессом, а мама научилась бы использовать сильные стороны мужа и учитывать его особую чувствительность к эмоциональным нагрузкам.

    Следующий кризис может возникнуть у отца с трехлетним ребенком – это особенный возраст, когда общение требует особых дипломатических навыков и «подходов с боковой стороны». Но нечувствительный отец в это время не договаривается с наследником, а требует от него беспрекословного подчинения и послушания. Папа не замечает, как сам превращается в ребенка, соревнуясь с собственным отпрыском в проявлении упрямства.

    На самом деле, переходных возрастов и конфликтных ситуаций может быть множество. Но если между отцом и ребенком установилась внутренняя связь, эти проблемы из конфликтов способны превратиться в интереснейшие периоды взаимного воспитания. Они сближают и рождают взаимопонимание. Тот, кто готов увидеть в кризисе точку развития, извлечет много пользы из таких моментов.

    – Среди современных пап есть те, кто, в противовес своему ограниченному детству, стремится дать ребенку «полную свободу». Насколько это возможно?

    – На самом деле, мало кто из молодых родителей реально понимает – что такое «полная свобода». Для того, чтобы предоставить свободу самому себе, надо иметь особое мужество и особую храбрость. А уж предоставить «полную свободу» ребенку, который еще не отягощен жизненным опытом – это, пожалуй, глупость. Конечно, ребенок нуждается в уважении и праве выбора. Но, скорее всего, под «свободой» молодые родители подразумевают некий бунт против собственных авторитарных родителей. На деле же вместо свободы допускают попустительство и вседозволенность. При этом родители забывают, что их малыш нуждается не только в любви, но и во введении ограничений. Ведь, учась взаимодействовать с миром, он пока не обладает собственным внутренним контролем. Поэтому одна из задач отца – научить ребенка чувствовать свои пределы и уважать интересы других людей. А когда он вырастет и освоится в социуме, то при желании сам расширит рамки своей «свободы».

    – Не стараться объять необъятное, не пытаться одновременно быть мамой и папой. Во-первых, это двойная нагрузка для одинокого папы, которому и без того трудно. Во-вторых, не стоит замыкать воспитание ребенка только на себе, ведь ему необходимо учиться жить в социуме, где есть другие взрослые, в том числе и женщины. И наверняка среди друзей, родственников или соседей одинокого папы найдется женщина, которая мягко и ненавязчиво сможет дополнить мужское взаимодействие отца и сына женским началом.

    – Учитывая то, что папы стали стремиться в семью и чаще общаться с детьми, каковы шансы у нового поколения стать лучше?

    – «Новых пап» тоже кто-то воспитал, и очевидно, они думают, что стали лучше, чем их отцы. А, значит, у нового поколения – хорошие шансы. Хотя не надо забывать о кризисах, которые периодически накрывают Россию, ведь в эти периоды внимание к детям резко уменьшается. Вспомните поколение, родившееся в годы перестройки – их называют «озимые»: на протяжении нескольких лет мысли и усилия их родителей были направлены на то, чтобы выжить, найти работу и добыть еду в условиях тотального дефицита, очередей и питания по карточкам. О воспитании детей и любви к ним родители вспоминали в самый последний момент, поэтому «озимые» росли сами по себе.

    Сегодня многие из мужчин почувствовали себя увереннее. У части из них появилось свое дело, которое они хотят оставить в наследство детям. И это – еще один повод поучаствовать в воспитании ребенка. Да и сам процесс такого участия – тоже эксклюзивная деятельность: наблюдать, как на твоих глазах малыш растет, меняется. Современные папы поняли, что это интересно, и от этого можно получать огромное удовольствие.

    Пример №1

    «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».

    2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.

    3. Я полностью согласен (не согласен) с данным высказыванием.

    4.Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления.

    5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

    Приветствуется дополнительная информация:

    2) имена его предшественников, последователей или научных противников;

    3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
    4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

    5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.

    И так, тема выбрана. Следующий шаг – это правильно структурировать свои мысли. В целом, структура эссе может выглядеть следующим образом.

    Пример №2

    «Под кучей денег может быть погребена человеческая душа»

    (Н. Готорн, американский писатель, XIX в.)

    1. Еще раз написать название темы и имя автора.

    I абзац

    Высказывание Н. Готорна, американского писателя, указывает на проблему безнравственности человека. Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений.

    II абзац

    Представление точки зрения автора по проблеме. Выдающийся американский писатель Н. Готорн в своем высказывании говорит о влиянии денег на жизнь человека, на его характер, на его нравственные качества. С точкой зрения Н Готорна нельзя не согласиться. Становясь богаче, человек «теряет» свои моральные и нравственные качества. Получая деньги, человек получает власть. И получив власть над другими, человек лишается всякой разумности.

    III абзац (теоретическое обоснование точки зрения)

    Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества. Нравственное сознание человека - отражение в сознании человека отношения к нравственным нормам. Данное высказывание можно подтвердить высказываниями (мнениями) известных людей (приводятся примеры - цитаты) О нравственности человека рассуждали многие деятельные личности, например, Карлайль Томас, который утверждал, что «Наличные – не единственная связь человека с человеком». Существуют высказывания о том, что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека». И сложно этому противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть.

    IV . Примеры
    Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своей повести «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель – любой ценой заполучить богатства. Так, брат главной героини ради получения коня решил отдать свою родную сестру цыгану, при этом придумав план, по которому причастить его к совершению бесчеловечного поступка условно было нельзя.

    V . Аргументация (собственный опыт).

    Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор. На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлении, совершенном из корыстных целей. Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения завещания.

    VI . Вывод
    Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности в стране, как и была, так и останется до тех пор, пока государство не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства ее не «уничтожить»

    Пример №3

    «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание»
    (В. А. Сухомлинский)

    I абзац

    Выбранное мною для рассмотрения высказывание выдающегося украинского педагога и кандидата педагогических наук В.А. Сухомлинского относится к социологии. Социология-это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития. Данное высказывание указывает на проблему взаимного воспитания и самовоспитания в семье. Данная проблема актуальна для человека во все времена и, конечно, в нашем современном обществе. Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов к новому для них статусу мужа и жены, связанным с ними ролями. С момента вступления в брак начинается новый этап жизни молодоженов, они создают семью, а сохранение ее крепкой и дружной требует много усилий: доверия, понимания, а так же взаимного воспитания и самовоспитания.

    II абзац

    Член Академии педагогических наук В. Сухомлинский полагает, что в браке всегда идет процесс взаимного воспитания и самовоспитания. Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что как только люди вступают в брак, они должны осознать, что с этого момента у них начинается новая жизнь, что впереди их ждет большая ответственность. В дружной семье у супругов постепенно сближаются потребности, интересы, желания, намерения. Муж и жена оказывают друг на друга влияние, тем самым взаимно воспитывая. Каждый из них хочет приносить пользу своей семье, старается создать свой семейный очаг, становясь все лучше и лучше, то есть происходит процесс самовоспитания.

    III абзац

    Как мы знаем из курса обществознания, семья-это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моралью, ответственностью. Брак же- это добровольный союз двух лиц, которые хотят узаконить свои отношения. Супруги в браке совмещают свои мировоззрения, идеалы, интересы, тем самым проводя процесс взаимного воспитания- целенаправленного формирования личности в целях подготовки ее к участию в семейной жизни, в данном случае, и самовоспитания- выработке человеком у себя качеств, которые представляются ему желательными.

    Данное высказывание можно подтвердить иными высказываниям автора о воспитании и самовоспитании: « Каждое мгновенье той работы, которая называется воспитанием,- это творение будущего и взгляд в будущее», «Самовоспитание-это человеческое достоинство в действии» или «Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».

    IV абзац

    Очень часто в наше время браки распадаются по разным причинам. Одна из них отсутствие как раз взаимного воспитания и самовоспитания. Например: как известно, в последнее время очень часто начали заключаться ранние браки. В раннем возрасте люди еще не совсем готовы к новым ролям мужа и жены. Они часто не понимают друг друга, часто ссорятся, в их семейной жизни не происходит процесс взаимного воспитания и самовоспитания. И в итоге брак, довольно часто, распадается.

    V абзац

    Могу подтвердить высказывание автора на личном опыте. Мои родители развелись, когда мне было пять лет. И произошло это именно из-за того, что у них отсутствовали общие цели, интересы и стремление к воспитанию друг друга. А без этого, как мы уже убедились, долго брак не продержится. Всегда должен идти процесс взаимного воспитания.

    VI абзац

    Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод, что автор в своем высказывании был полностью прав. Воспитание друг друга и самовоспитание является фундаментом счастливого и долгого брака.

    Пример №4

    «Идеология – остатки неких чувственных догм, абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств»
    (В. Парето)

    Данное высказывание указывает на проблему сущности идеологии в современном мире.

    Впервые термин «идеология» ввел французский философ А.Д. де Траси. И в любом современном обществе политика нуждается в идеологии, которая мобилизовала бы активность людей, сплотила бы их в единое целое и умело им руководила. Выбранное мною для рассмотрения высказывание можно отнести к политической психологии. Политическая психология, изучающая политическое сознание, рассматривает его как реакцию субъекта на ту часть реальности, которая связана с политикой.

    Выдающийся итальянский экономист и социолог, представитель математической школы, Вильфредо Парето полагает, что идеология – это совокупность абсолютных истин, общественных суждений, которые базируются на связи чувств и фактов. Я согласна с точкой зрения автора и считаю, что нельзя однозначно сказать, что идеология – это и есть истина или идеология - сплошная ложь. Любая социальная группа старается создать такие условия в обществе, благодаря которым она могла бы удовлетворить свои потребности.

    Приведем теоретическое обоснование данной точки зрения. Идеология – система основополагающих идей, понятий, суждений и представлений, в соответствии с которыми формируются политическое сознание и жизненная позиция не только личности, но и общества в целом. Идеология рассматривается как форма политического сознания. Политическое сознание – это совокупность мыслей и переживаний субъектов политического процесса относительно самого процесса. В качестве доказательства своей позиции могу привести высказывание британского философа и социолога Карла Маннгейма, который утверждал, что идеология – это «добровольная мистификация».

    О сущности идеологии говорится во многих русских произведениях. Например, в своей пьесе «На дне» Максим Горький противопоставляет три правды о жизни, о роли человека в ней. В ней говорится о том, что человек может верить, может и не верить. Все зависит лишь от представлений о сущности его существования на земле.

    Могу подтвердить на жизненном опыте, что идеология – это есть личное представление человека, которое формирует его сознание. Никто не сможет заставить меня признать какую-либо идеологию, если она противоречит моим установкам в жизни. Я знаю, что свобода личности – это главная ценность и никто не вправе ее отбирать.

    Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод о том, что идеология – неоднозначное явление в общественной жизни. Политическая идеология представляет собой духовное образование определенной социальной группы, которое складывается из различных представлений о мире.

    И так:

    1) начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что мне кажется спорным»;

    2) в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе;

    3) основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы;

    4) целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль;

    5) в заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

    Учащиеся испытывают трудности при выполнении задания С9 на протяжении всех лет сдачи ЕГЭ по обществознанию. Сравнительно немногим учащимся удается написать эссе, максимально удовлетворяющее всем критериям. Зачастую выпускники забывают, что ответ должен быть написан в выбранном контексте, то есть, базироваться, прежде всего, на той составляющей обществоведческого курса, по которой сформулирована тема.

    За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai - опыт, набросок) - малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора (Современная энциклопедия). В литературной энциклопедии эссе определяется как - «небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее впечатления автора от чего-либо, его размышления и соображения по какому-либо вопросу. Эссе не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую трактовку предмета, его задача - высказать мнение».

    Эссе по обществознанию - творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Само задание формулируется следующим образом. «Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт» .

    Контрольно-измерительными материалами предусмотрены три критерия для оценки данного задания, обозначенные как К1, К2 и К3. Среди критериев (критерий - это признак, на основании которого производится оценка, определение, классификация проблемы, мерило), по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим.

    Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.

    Таблица критериев выглядит следующим образом:

    Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
    К1 Раскрытие смысла высказывания
    Смысл высказывания раскрыт.
    ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
    1
    Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт
    представления о его понимании
    0
    К2 Представление и пояснение собственной позиции выпускника
    Представлена и пояснена собственная позиция выпускника 1
    Представлена без пояснения собственная позиция выпускника
    (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).
    ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена
    0
    К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов
    Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы 3
    При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.
    ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы), и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал.
    ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов.
    ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации
    2
    Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.
    ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация
    1
    Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.
    ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису
    0
    Максимальный балл 5

    При выборе темы выпускник должен руководствоваться следующими соображениями: «я уверен, что…

    1) мне понятен смысл высказывания;

    2) знаю, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема;

    3) смогу выразить свое отношение к высказыванию;

    4) владею терминами;

    5) сумею привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта».

    Пример №1

    «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».

    2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.

    3. Я полностью согласен (не согласен) с данным высказыванием.

    4.Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления.

    5. Примеры: русские дворяне XVIII - начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

    Приветствуется дополнительная информация:

    2) имена его предшественников, последователей или научных противников;

    3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
    4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

    5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.

    И так, тема выбрана. Следующий шаг - это правильно структурировать свои мысли. В целом, структура эссе может выглядеть следующим образом.

    Пример №2

    «Под кучей денег может быть погребена человеческая душа»

    (Н. Готорн, американский писатель, XIX в.)

    1. Еще раз написать название темы и имя автора.

    I абзац

    Высказывание Н. Готорна, американского писателя, указывает на проблему безнравственности человека. Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений.

    II абзац

    Представление точки зрения автора по проблеме. Выдающийся американский писатель Н. Готорн в своем высказывании говорит о влиянии денег на жизнь человека, на его характер, на его нравственные качества. С точкой зрения Н Готорна нельзя не согласиться. Становясь богаче, человек «теряет» свои моральные и нравственные качества. Получая деньги, человек получает власть. И получив власть над другими, человек лишается всякой разумности.

    III абзац (теоретическое обоснование точки зрения)

    Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества. Нравственное сознание человека - отражение в сознании человека отношения к нравственным нормам. Данное высказывание можно подтвердить высказываниями (мнениями) известных людей (приводятся примеры - цитаты) О нравственности человека рассуждали многие деятельные личности, например, Карлайль Томас, который утверждал, что «Наличные - не единственная связь человека с человеком». Существуют высказывания о том, что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека». И сложно этому противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть.

    IV . Примеры
    Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своей повести «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель - любой ценой заполучить богатства. Так, брат главной героини ради получения коня решил отдать свою родную сестру цыгану, при этом придумав план, по которому причастить его к совершению бесчеловечного поступка условно было нельзя.

    V. Аргументация (собственный опыт).

    Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор. На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлении, совершенном из корыстных целей. Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения завещания.

    VI. Вывод
    Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности в стране, как и была, так и останется до тех пор, пока государство не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства ее не «уничтожить»

    Пример №3

    «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание»
    (В. А. Сухомлинский)

    I абзац

    Выбранное мною для рассмотрения высказывание выдающегося украинского педагога и кандидата педагогических наук В.А. Сухомлинского относится к социологии. Социология-это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития. Данное высказывание указывает на проблему взаимного воспитания и самовоспитания в семье. Данная проблема актуальна для человека во все времена и, конечно, в нашем современном обществе. Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов к новому для них статусу мужа и жены, связанным с ними ролями. С момента вступления в брак начинается новый этап жизни молодоженов, они создают семью, а сохранение ее крепкой и дружной требует много усилий: доверия, понимания, а так же взаимного воспитания и самовоспитания.

    II абзац

    Член Академии педагогических наук В. Сухомлинский полагает, что в браке всегда идет процесс взаимного воспитания и самовоспитания. Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что как только люди вступают в брак, они должны осознать, что с этого момента у них начинается новая жизнь, что впереди их ждет большая ответственность. В дружной семье у супругов постепенно сближаются потребности, интересы, желания, намерения. Муж и жена оказывают друг на друга влияние, тем самым взаимно воспитывая. Каждый из них хочет приносить пользу своей семье, старается создать свой семейный очаг, становясь все лучше и лучше, то есть происходит процесс самовоспитания.

    III абзац

    Как мы знаем из курса обществознания, семья-это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моралью, ответственностью. Брак же- это добровольный союз двух лиц, которые хотят узаконить свои отношения. Супруги в браке совмещают свои мировоззрения, идеалы, интересы, тем самым проводя процесс взаимного воспитания- целенаправленного формирования личности в целях подготовки ее к участию в семейной жизни, в данном случае, и самовоспитания- выработке человеком у себя качеств, которые представляются ему желательными.

    Данное высказывание можно подтвердить иными высказываниям автора о воспитании и самовоспитании: « Каждое мгновенье той работы, которая называется воспитанием,- это творение будущего и взгляд в будущее», «Самовоспитание-это человеческое достоинство в действии» или «Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».

    IV абзац

    Очень часто в наше время браки распадаются по разным причинам. Одна из них отсутствие как раз взаимного воспитания и самовоспитания. Например: как известно, в последнее время очень часто начали заключаться ранние браки. В раннем возрасте люди еще не совсем готовы к новым ролям мужа и жены. Они часто не понимают друг друга, часто ссорятся, в их семейной жизни не происходит процесс взаимного воспитания и самовоспитания. И в итоге брак, довольно часто, распадается.

    V абзац

    Могу подтвердить высказывание автора на личном опыте. Мои родители развелись, когда мне было пять лет. И произошло это именно из-за того, что у них отсутствовали общие цели, интересы и стремление к воспитанию друг друга. А без этого, как мы уже убедились, долго брак не продержится. Всегда должен идти процесс взаимного воспитания.

    VI абзац

    Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод, что автор в своем высказывании был полностью прав. Воспитание друг друга и самовоспитание является фундаментом счастливого и долгого брака.

    Пример №4

    «Идеология - остатки неких чувственных догм, абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств»
    (В. Парето)

    Данное высказывание указывает на проблему сущности идеологии в современном мире.

    Впервые термин «идеология» ввел французский философ А.Д. де Траси. И в любом современном обществе политика нуждается в идеологии, которая мобилизовала бы активность людей, сплотила бы их в единое целое и умело им руководила. Выбранное мною для рассмотрения высказывание можно отнести к политической психологии. Политическая психология, изучающая политическое сознание, рассматривает его как реакцию субъекта на ту часть реальности, которая связана с политикой.

    Выдающийся итальянский экономист и социолог, представитель математической школы, Вильфредо Парето полагает, что идеология - это совокупность абсолютных истин, общественных суждений, которые базируются на связи чувств и фактов. Я согласна с точкой зрения автора и считаю, что нельзя однозначно сказать, что идеология - это и есть истина или идеология - сплошная ложь. Любая социальная группа старается создать такие условия в обществе, благодаря которым она могла бы удовлетворить свои потребности.

    Приведем теоретическое обоснование данной точки зрения. Идеология - система основополагающих идей, понятий, суждений и представлений, в соответствии с которыми формируются политическое сознание и жизненная позиция не только личности, но и общества в целом. Идеология рассматривается как форма политического сознания. Политическое сознание - это совокупность мыслей и переживаний субъектов политического процесса относительно самого процесса. В качестве доказательства своей позиции могу привести высказывание британского философа и социолога Карла Маннгейма, который утверждал, что идеология - это «добровольная мистификация».

    О сущности идеологии говорится во многих русских произведениях. Например, в своей пьесе «На дне» Максим Горький противопоставляет три правды о жизни, о роли человека в ней. В ней говорится о том, что человек может верить, может и не верить. Все зависит лишь от представлений о сущности его существования на земле.

    Могу подтвердить на жизненном опыте, что идеология - это есть личное представление человека, которое формирует его сознание. Никто не сможет заставить меня признать какую-либо идеологию, если она противоречит моим установкам в жизни. Я знаю, что свобода личности - это главная ценность и никто не вправе ее отбирать.

    Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод о том, что идеология - неоднозначное явление в общественной жизни. Политическая идеология представляет собой духовное образование определенной социальной группы, которое складывается из различных представлений о мире.

    Итак:

    1) начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что мне кажется спорным»;

    2) в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе;

    3) основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы;

    4) целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль;

    5) в заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.