Когда возникает необходимость психологической помощи детям дошкольного возраста? Психологическое сопровождение естественного развития дошкольника


Психологическое сопровождение естественного развития дошкольника. — Игровая коррекция в работе с дошкольниками. — Коррекция аффективного поведения детей дошкольного возраста. — Коррекция межличностного взаимодействия в группе детского сада.

III.1.1. Психологическое сопровождение естественного развития дошкольника

Детский практический психолог, работая в образовательном учреждении, имеет дело с детьми самого разного возраста. При этом он их видит не в статике, а в динамике. На его глазах они переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более высокую. Помочь этому переходу — одна из сложнейших задач психолога.

Л.С.Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие закономерности развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности указывают на общее направление развития, существуя как наиболее характерные общие особенности возраста. Тот или иной возраст сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а также и к определенному типу воздействий. Сложность психологического возраста заключается в том, что он с°держит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых определяется потребностями дня завтрашнего (И.А.Дубровина).

Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возраст-нУю ступень, позволит сформироваться необходимым для этого Психологическим новообразованиям. В основе благоприятных психологических условий лежит реализация принципа «зоны ближайшего развития» Л. С. Выготского. Использование этого принципа в разработке психолого-педагогических программ позволяет проектировать тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время.

Когда возникает необходимость психологической помощи детям дошкольного возраста?

Родители мечтают, чтобы их малыш рос здоровым и успешным. Но процесс развития детей сопряжен с рядом трудностей. При становлении личности могут возникнуть ситуации, когда необходима помощь профессионального психолога.

Психологическая помощь детям дошкольного возраста

Общеизвестно, что развитие человека происходит поэтапно. Для времени перехода на новый уровень самосознания характерны резкие изменения в поведении. На непродолжительное время дошкольного детства приходятся три кризисных периода: в 1 год, 5 лет и 7 лет. Часто в это время родители отмечают, что ребенок становится неуправляемым, упрямым, конфликтным. В отдельных случаях в переломные моменты необходима психологическая помощь детям дошкольного возраста и поддержка родителей со стороны квалифицированного специалиста.

Также психологическая помощь может понадобиться детям дошкольного возраста в ситуациях, когда наблюдаются:
проблемы в общении с окружающими;
агрессивное поведение, конфликтность;
гиперактивность;
чрезмерная застенчивость;
апатия, равнодушие;
переживание страхов.
Помощь психолога необходима и в особых случаях, связанных с потерей близкого человека, адаптацией в детском саду, сменой места жительства и т.п.

Психологическая помощь детям младшего школьного возраста

Было бы неправомерно утверждать, что ученик первого класса сильно отличается от старшего дошкольника. Хотя учебная деятельность становится ведущей, ребенок еще предпочитает игру. Стараясь соответствовать статусу школьника, он пытается скрывать свои переживания. Это нередко становится причиной замкнутости или, наоборот, нервных срывов и истеричного поведения. Иногда родители удивляются: был вполне спокойный ребенок, хотел стать учеником, и вдруг слезы, нежелание посещать школу.

Психологическая помощь со стороны специалиста детям младшего школьного возраста необходима в случаях:
плохой успеваемости, нарушения произвольности поведения, внимания, памяти;
отказа посещать учебное заведение, нарушения общения с педагогами;
неумения контактировать со сверстниками;
переживания страхов, комплексов;
проявления агрессии, в том числе вербальной (словесной).

Неверно думать, что психологическая помощь детям младшего дошкольного возраста требуется только в проблемных ситуациях. Современные прогрессивные родители выказывают явную заинтересованность в выявлении потенциальных возможностей формирующейся личности для того, чтобы подобрать ребенку подходящее учебное заведение или выбрать вид дополнительного образования. Опытный психолог при помощи серии тестов соберет и проанализирует информацию, на основе которой даст весьма полезные рекомендации.
Будущее ребенка во многом зависит от участия родителей в его жизни, от их чуткого отношения к детским потребностям. Скорректировать негативные проявления, решить личностные проблемы ребенка поможет своевременная профессиональная психологическая поддержка.

Формирование личности ребенка происходит в детстве. Семья, общение со сверстниками и воспитателями способствуют развитию характера, пониманию хорошего и плохого, выбору правильного поведения.

Но даже при должном воспитании малыш может подвергаться стрессовым ситуациям : смена места жительства, смерть близкого человека, развод родителей или посещение детского сада. Они могут способствовать замкнутости, понижению самооценки, агрессии или апатии.

В таких случаях родителям редко удается справиться самостоятельно с решением проблемы, а бездействие может усугубить ситуацию. Чтобы предотвратить развитие психологического расстройства или скрытого заболевания, мы рекомендуем обратиться .

Когда нужна помощь специалиста-психолога?

Обратиться к профессионалу стоит, если ваш ребенок:

— стал замкнутым

у него плохое настроение и ваши попытки его порадовать не приводят к хорошему результату. Такое состояние длится уже долгое время на протяжении нескольких недель.

— проявляет агрессию

малыш стал жестоким, избивает сверстников, братьев и сестер. Желание причинить вред прослеживается в общении со взрослыми, домашними питомцами.

— испытывает чувство страха

оно может быть внезапным, сопровождающимся учащенным дыханием и сердцебиением. Чувство тревоги может быть постоянным, мешать жизнедеятельности, способствовать нарушению сна.

— отказывается от еды

чаще всего это касается девочек. Они могут отказываться от еды или выбрасывать ее.

— становится невнимательным

малышу трудно сконцентрироваться на какой-либо информации, например, при чтении книги или выполнении домашнего задания. Он становится неусидчивым, теряет терпение.

— резко меняет настроение

частые смены настроения также могут стать причиной переживаемого стресса. Слезы при незначительных ошибках или смех, граничащий с истерикой.

Чем может помочь психолог?

Специалист побеседует с родителями и ребенком, проведет необходимые психодиагностические методики. На основе полученной информации он сможет проанализировать проблему и составит дальнейший план действий. С помощью , сенсорных занятий, сказкотерапии и различных игр психолог будет работать над решением проблемы. Занятия могут проводится индивидуально наедине с малышом или в группе вместе с родителями. Для закрепления результата специалист некоторое время проводит дальнейшее сопровождение семьи и ребенка.

Не стоит пренебрегать консультациями . От психологического состояния ребенка зависит его взаимодействие со сверстниками и взрослыми, успехи в учебе. Психологи нашего клуба всегда готовы придти на помощь к родителям, повысить самооценку ребенка, избавить его от ночных кошмаров, апатии, неуверенности или излишней агрессии. Если у вас возникла проблема , обратитесь за консультацией к специалистам нашего клуба. Для этого достаточно позвонить по телефону: 63-03-14 .