Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении. Методические рекомендации по организации предметно-игровой среды в подготовительной к школе группе


На основе проведенного исследования нами был разработан ряд рекомендаций по совершенствованию комфортной предметно-развивающей среды в ДОУ.

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации всех образовательных областей в образовательном процессе, включающем: совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

  • 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  • 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  • 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  • 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности необходимо оборудовать уголок экспериментирования, в который входит образно-символический материал (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, графические (наглядные) модели, иллюстрированные схемы-таблицы, графические "лабиринты", условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т.п.), нормативно-знаковый (наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.)
  • 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы
  • 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  • 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  • 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. При организации такой среды педагоги стремятся сделать ее универсальной, т.е. способствующей различным видам детских игр (сюжетно-ролевым, театрализованным, дидактическим, конструктивным и др.), разнообразным по содержанию (семья, аптека, стройка, магазин, поликлиника). Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова).

Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Игра является совместной деятельностью, поэтому в каждой группе следует предусмотреть достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность одновременного участия в игре всех детей и разнообразие игр. В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.

Для отобразительных игр необходимы образные игрушки. Они могут размещаться в различных местах группового помещения и использоваться педагогом для создания игровых ситуаций. Набор игрушек должен содержать и многофункциональные игрушки (конструкторы), позволяющие развертывать такие игры, как «автобус», «поезд», «корабль».

В пространственно-развивающую среду, которая имеет непосредственное отношение к сюжетно-ролевым играм, включается и природный уголок. В нем могут разворачиваться различные игровые ситуации, входящие в сюжет ролевой игры. Например, в игре «семья» действие переносится в природный уголок, когда мама, папа и дочка отправляются на прогулку в парк.

Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.


Целесообразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставлять игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следить за чистотой игрушек и их состоянием, отдавать игрушки в семью воспитанников для ремонта и обновления.

Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся в специальном шкафчике, доступном для детей, или на вешалке. Отдельно предусматривается хранение костюмов для игр-драматизаций.

Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, соответствующие интересам детей и стимулирующие их развитие. Дети дошкольного возраста также охотно играют с мелкими дидактическими игрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигурками животных, разборными домиками). Эти игрушки используются для воплощения замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре «семья»).

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества

Выводы

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме организации предметно-игровой среды в группе, нами были сделаны следующие выводы:

· Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору.

· Воспитателю надо знать, как использовать игрушку в качестве средства развивающей и коррекционной психолого-педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка.

· Развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.

· Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

· Подбор игрушек в группы детей и организация предметно-игровой среды должны проходить в соответствии с их возрастными особенностями.

В ходе проектирования предметно-развивающей среды в ДОУ должны быть решены следующие задачи:

Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках основной образовательной программы ДОУ;

Организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

Комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;

Содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;

Приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Работа начинается с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

В ходе реализации проекта педагоги выступают в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых.

Зонирование помещений решается таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства должны быть сформированы разные центры.

Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе устанавливаются так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер каждого помещения.

Можно создать следующие игровые и развивающие центры в рамках группового пространства:

· сюжетно-ролевых игр "Мы играем";

· сенсомоторного развития "Мир под рукой";

· уединения "Мой маленький домик";

· безопасности;

· конструирования "Маленькие строители";

· физкультурно-оздоровительный "Мы - спортсмены";

· театрализованный "Играем в театр";

· краеведения;

· творчества "Талантливые пальчики";

· музыкальный;

· развития речи "Будем говорить правильно";

· групповой библиотеки "Здравствуй, книжка!";

· песка и воды;

· природы "Юные экологи";

· экспериментирования "Юные исследователи";

· развивающих игр "Эрудиты".

Например, собранные в центре "Эрудиты" развивающие игры направлены на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания (например, игры "Сложи узор", "Логический поезд", блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.).

Группы оснащены магнитными досками, современными коврографами (полотно из ковролина, разлинованное на клетки), созданными руками педагогов.

Игра - отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей его среды. В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные в центре сюжетно-ролевых игр "Мы играем" игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья).

Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды учитываются интересы мальчиков и девочек, подбираются необходимые атрибуты для полоролевых игр.

Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.

Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп будет сделана ставка на "одомашнивание" предметной среды.

При оформлении ДОУ учитывается мнение воспитанников, используются работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс оформления среды способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создается при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то разбить или уронить.

Таким образом, преимущество создаваемой среды в том, что появляется возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивает разнообразие предметного содержания, доступность и удобство размещения материалов. Воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возрастет продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети будут создавать, и выполнять много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

Проанализировав полученные в ходе эмпирического исследования данные, мы пришли к выводу о том, что сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития, бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий. Следовательно, необходимо предпринять меры, способствующие повышению уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников.

В настоящее время развитие творческих способностей занимает значительное место в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Особое значение решение данной задачи приобретает в раннем возрасте, так как духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Детям раннего возраста присуща способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов , явлений, произведений искусства. Ребенок открывает мир как радостное, полное красок, движения, звуков, целое. В ДОУ, в ходе различных видов деятельности, дети и получают знания об искусстве, знакомятся с различными его видами, что дает детям возможность эстетически осваивать мир во всем его многообразии.

В рамках реализации художественно-эстетического направления успешно решается весь комплекс задач творческого развития детей раннего возраста. В соответствии с ФГТ данное направление развития детей включает такие образовательные области как «Художественное творчество » и «Музыка» , задачами которых является развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества, развитие музыкально-театрализованной деятельности детей.

С учетом вышесказанного, при решении задач данного направления развития детей раннего возраста, следует создать такие условия и систему материальных объектов в ДОУ, при которых деятельность педагога была бы наиболее эффективной. Таким образом, необходимо, чтобы предметно-развивающая среда соответствовала задачам художественно-эстетического направления развития детей раннего возраста, их возрастным особенностям, а также обеспечивала интеграцию и взаимосвязь различных образовательных областей.

Предметно - развивающая среда - это система материальных объектов, обеспечивающая разностороннее развитие и воспитание ребенка. В связи с этим необходимо учитывать некоторые требования, общие для организации предметно-развивающей среды в рамках различных направлений развития :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное- она должна способствовать развитию собственной активности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства, мобильность предметно-развивающей среды .

3. Объекты предметно-развивающей среды должны быть ориентированы на безопасность и возраст детей.

4. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .

В рамках реализации художественно-эстетического направления предметно-развивающая среда также имеет свои особенности.

В ходе педагогической практики мной были разработаны рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в рамках реализации художественно-эстетического направления , учет которых обеспечит наиболее эффективное решение задач творческого развития детей раннего возраста.

Для наиболее успешной реализации художественно-эстетического направления развития следует предусмотреть уголок художественного творчества и уголок музыкально-театрализованной деятельности, которые интегрируются между собой и дополняют друг друга в решении задач образовательных областей «Художественное творчество » и «Музыка» . Наполнение данных уголков может быть различным, в соответствии с образовательной программой ДОУ и календарно-тематическим планированием.

Исходя из задач данных образовательных областей, в уголках должны быть представлены различные музыкальные инструменты, доступные детям раннего возраста, необходимые атрибуты для театрализованной деятельности (игрушки настольного, пальчикового театра, куклы би-ба-бо и т. д., материалы для художественного творчества . Очень важно, чтобы все материалы и атрибуты должны находиться в доступном для детей расположении, чтобы дать им возможность проявлять собственную активность и самостоятельно действовать с ними.

Важное значение при организации среды в рамках реализации данного направления имеет соблюдение некоторых правил, а именно :

Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.

Формирование навыков изобразительной деятельности.

Развитие творчества детей и их возможности самореализации .

Развитие умения использовать различные материалы для художественного творчества , соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения .

Приобщение детей к музыкально - театральному искусству через знакомство детей с различными видами театра (настольный, кукольный, би-ба-бо, пальчиковый, а также возможность детей самостоятельно действовать с ними.

Способствование развитию творческих способностей детей раннего возраста.

Таким образом, предметно-развивающая среда в рамках реализации художественно-эстетического направления развития детей должна быть организована с учетом определенных требований , а также рекомендаций , выполнение которых позволит наиболее эффективно решать задачи образовательных областей «Художественное творчество » и «Музыка» , а также развития творческих способностей детей раннего возраста.

Игровой центр – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно, и он мог полноценно развиваться? Чтобы ответить на них, прежде всего определимся с возрастным диапазоном. Возраст от одного года до трех лет психологи обозначают как "рфанний", от трех до шести-семи лет как "дошкольный".

Наличие игрового уголка - противовес неистребимой тяге многих родителей к гиперопеке, к стремлению держать ребенка в зависимости от своей воли и настроения.

"Начинка" игрового уголка связана с занятиями, которым может предаваться ребёнок в возрасте от двух до шести-семи лет, один или с близким взрослым, или с другом - сверстником.

На самом деле, для игрового уголка нужно не так уж много. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника и в то же время не пресыщающая его, а толкающая на путь творчества, изобретательности. Главное, надо помнить, что игровой уголок - личное пространство ребенка, которым он владеет полностью.

Игровая комната для ребенка является местом развития творчества и воображения. Создание пространства, которое будет вдохновлять детей на радостные игры, предоставляет удивительные возможности для выбора причудливого декора.

Подумайте об удобной зоне отдыха для ваших деток (можно разбросать подушки). Если в детской комнате есть стол, то его надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.

Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных людей и в несанкционированных торговых точках. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.

Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до 1 года они не рекомендуются).

Игровая среда не должна порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.

Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.

В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов.

Игрушки и материалы, размешенные на открытых местах (полках, и т. д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, "кричащих" тонов.

В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных : игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.

Для игровой деятельности необходимы:

Сюжетные игры и игрушки:

    игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей); игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы); различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
игры с правилами:
    мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т. п. - на физическую компетенцию; детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т. п.- на умственную компетенцию; настольные игры типа "гусек" и "лото" - на удачу (шансовые).

Для развития необходимы дидактические (обучающие) или и игрушки.

К ним относятся:

    пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.; настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению (разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов); материалы для простейшего экспериментирования (металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т. д.). Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.

К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.

Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.

При наличии "стационарного" оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.

При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми (например, шнур можно использовать для "заправки" автотранспорта, шишки и камешки - для игры в "Магазин" и т. д.).

Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.

Взрослым очень важно поддерживать игры детей и, по возможности, принимать в них участие.