Налогообложение операций обмена лома на ювелирные изделия. В рассматриваемой ситуации организация должна признать в налоговом учете доход от реализации на дату поступления денежных средств от покупателей драгоценных изделий


В условиях снижения покупательской активности ювелирные магазины ищут новые формы привлечения покупателей. Одной из таких форм является организация в магазине скупки ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий. Большой популярностью также пользуется более привлекательная для клиентов услуга — trade-in, т.е. система взаимозачета. Когда клиент решает приобрести новое ювелирное изделие, сотрудники ювелирного магазина оценивают его старое изделие и высчитывают, сколько ему останется заплатить за новое.

Мне как консультанту часто задают вопросы такого рода:

— Хотим открыть в торговой точке обменный фонд, т.е. обмен лома на готовое изделие с доплатой за работу. Изделия на обмен будут привлекаться у сторонних производителей по договору подряда. Имеем ли мы право предоставлять такие услуги физическим лицам?

— Скупку можно осуществлять по бланкам строгой отчетности или можно по договорам скупки?

— Надо ли подавать списки клиентов по скупке в налоговую инспекцию?

— Если по давальческой схеме сдаешь в лом старые изделия с прилавка, нужно ли составлять акт по ним для отчетности?

— Мы дополнительно занимаемся скупкой и обменом старых ювелирных изделий на новые. Необходимо ли нам заполнять анкеты на физических лиц, сдающих лом золота?

— Если мы принимаем золото на обмен, нужно ли сдавать отчетность?

Попробую ответить на эти вопросы.

Продажа нового ювелирного изделия с зачетом стоимости старого, обмен старого ювелирного изделия на новое все равно рассматривается как скупка.

Для всей такой деятельности нужны следующие коды ОКВЭД (напоминаю, что с июля 2016 года кодировка видов экономической деятельности осуществляется по новому классификатору):

Старые коды Новые коды
52.48.22 — Розничная торговля ювелирными изделиями 47.77.2 — Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах
51.52.23 — Оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами (скупка) 46.72.23 — Торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами (скупка)
51.56.3 — Оптовая торговля драгоценными камнями (скупка) 46.76.4 — Торговля оптовая драгоценными камнями (скупка)
36.22.5 — Производство ювелирных изделий (размещение заказов на изготовление из собственных материалов) 32.12.5 — Производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней (размещение заказов на изготовление из собственных материалов)

Для налоговой инспекции объяснение: основной вид деятельности — розничная торговля, в том числе изделиями, изготовленными на стороннем производстве по вашему заказу из ваших материалов, которые вы скупили у населения в качестве сырья для производства.

Вид деятельности «розничная торговля» автоматически предполагает приобретение оптовых партий ювелирных изделий с целью последующей розничной продажи. Естественно, такое приобретение — не отдельный вид деятельности.

Вид деятельности «изготовление ювелирных изделий» автоматически предполагает покупку сырья и реализацию готовой продукции.

Скупка ювелирных изделий и лома таких изделий подразумевает два кода экономической деятельности: оптовую торговлю золотом и оптовую торговлю драгоценными камнями. Это разъяснение в свое время дала Пробирная палата.

Многие не понимают, почему скупка одного изделия является оптовой, а не розничной куплей-продажей. Это распространенное заблуждение, что опт от розницы отличается количеством продаваемых изделий.

В соответствии со ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Т.е. главное отличие опта от розницы — не количество, а предназначение приобретаемых изделий: для дальнейшей предпринимательской деятельности — опт, для личного потребления — розница.

Скупка — это не розница, даже если скупили только одно изделие. Цель скупки — использование скупленных ценностей для последующего извлечения прибыли. Т.е. это — опт. Ювелирное изделие изготовлено из драгоценных металлов и драгоценных камней, значит, скупка — это опт и драгоценными металлами, и драгоценными камнями.

Правила скупки утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 №444.

Выдержки из Правил скупки:

3. Скупщик должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием, инвентарем и системой охраны помещений, обеспечивать в соответствии с установленными требованиями оформление, учет, хранение скупаемых ценностей и необходимые условия для обслуживания сдатчиков, а также выполнять обязательные требования государственных стандартов, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных и других правил и норм.

4. Для проведения операций по приему и опробованию ценностей скупщик должен иметь:

а) весовое и иное соответствующее оборудование, а также необходимые инструменты;

б) реактивы, необходимые для определения наименования и пробы драгоценных металлов в изделиях и ломе.

5. Организация — скупщик должна иметь экспертов, обладающих соответствующей квалификацией в вопросах экспертизы и оценки ценностей. Индивидуальный предприниматель — скупщик должен иметь необходимую квалификацию в вопросах экспертизы и оценки ценностей.

Реактивы по вашему заказу сделают в вашей территориальной инспекции пробирного надзора (могут попросить представить в качестве сырья для реактивов ваше золото). А для экспертов есть специальные курсы (для товароведов скупок и ломбардов).

В соответствии с п. 13 Правил скупки скупщик заполняет квитанцию, в которой указываются:

а) наименование организации или фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя — скупщика;

б) фамилия и инициалы сдатчика с указанием данных документа, удостоверяющего его личность;

в) наименование изделия, частей изделия и их количество, описание оттисков именника (для дореволюционных изделий — оттиска именника мастера) и пробирного клейма (для импортных изделий — оттиска импортного клейма);

г) наименование драгоценных металлов, проба, масса, договорная цена за грамм и стоимость;

д) наименование драгоценных камней, их количество и масса, договорная цена за карат, стоимость;

е) общая масса изделия;

ж) сумма, подлежащая выплате сдатчику ценностей.

С точки зрения финмониторинга предусмотренных квитанцией сведений о сдатчике недостаточно для его идентификации. При скупке совершается операция «скупка, купля-продажа драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий», подпадающая под действие Закона 115-ФЗ. Вы должны идентифицировать своего клиента. Т.к. это не розничная продажа ювелирных изделий, лимита идентификации нет, т.е. идентифицировать должны в любом случае.

Чтобы скупочная квитанция выступала еще и в качестве анкеты (чтобы не делать анкету дополнительно), нужно в квитанцию включить сведения, необходимые для идентификации в соответствии с Законом 115-ФЗ:

— фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

— гражданство;

— дата рождения;

— реквизиты документа, удостоверяющего личность (паспорта, заграничного паспорта, военного билета, паспорта иностранного гражданина и т.п.): наименование, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется);

— данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

— сведения о том, является ли физическое лицо иностранным публичным должностным лицом;

— адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

— идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты и т.п.).

При включении в скупочную квитанцию перечисленных идентификационных сведений о клиенте в правилах внутреннего контроля можно записать, что в качестве анкеты выступает скупочная квитанция.

На практике работа по заполнению такой квитанции усложняется незначительно, приемщик из паспорта клиента должен взять чуть больше информации. Также в квитанции можно предусмотреть графу, чтобы клиент сам расписался, что он не является иностранным публичным лицом.

Размещение заказов на изготовление ювелирных изделий из собственных материалов требует кода на изготовление с соответствующим пояснением. Этот вид деятельности подразумевает приобретение сырья (драгоценных металлов и драгоценных камней), размещение заказа по договору подряда, реализацию готовой продукции. Если бы сырье приобреталось где-то на стороне (естественно, легально), например, слитки в банке, гранулы у оптовиков, то собственную скупку можно было бы не организовывать. Но раз сырье приобретается у населения, нужны коды на скупку. Естественно, при наличии скупки можно покупать и банковский металл.

При этом, в связи с изменениями в законодательстве о драгоценных металлах (41-ФЗ), скупленный лом до запуска в производство должен пройти аффинаж. Это может сделать магазин, направив переработчику на давальческой основе; переработчики концентрируют аналогичный лом от многих сдатчиков и отправляют на аффинажный завод; далее аффинированный металл направляется на ювелирный завод. Это может сделать ювелирный завод, централизованно направляя на аффинаж металл от разных заказчиков. Такое распределение обязанностей лучше оговорить в договоре.

В качестве давальческого сырья магазин может использовать собственные непродающиеся или бракованные изделия. Эти изделия магазин может списать в неликвиды или в лом и использовать для размещения заказа на ювелирном заводе. Если эти изделия были изготовлены не тем ювелирным заводом, на котором размещается новый заказ, то они также должны пройти аффинаж.

Реализовать готовую продукцию можно тоже разными способами: через свой магазин — это чистая розница, либо продать другим, тогда магазину понадобится еще и код ОКВЭД на оптовую торговлю.

По поводу налогообложения: при осуществлении скупки, размещении заказов на изготовление ювелирных изделий из скупленного сырья, розничной продаже изготовленных ювелирных изделий через свой магазин этот магазин остается на ЕНВД. Почитайте письма Минфина про ЕНВД при скупке и рознице (http://dmetconsult.ru/dokumenty, раздел «Скупка»): предпринимательская деятельность, связанная с розничной реализацией через сеть магазинов ювелирных изделий, изготовленных силами третьих лиц (ювелирными заводами и индивидуальными предпринимателями) из давальческого сырья продавца при соблюдении приведенных выше норм законодательства, может быть признана розничной торговлей и переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

Поясню еще раз: давальческая схема производства и торговля в розницу — ЕНВД, давальческая схема производства и торговля оптом (оптовая реализация скупленных ценностей или изготовленных ювелирных изделий) — УСН.

Попутно отмечу, что никаких списков клиентов скупки в налоговую инспекцию подавать не нужно.

Виды деятельности для розничного магазина (скупка, размещение заказов) потребуют еще и формирования статотчетности по форме 2-ДМ. Форма утверждена Постановлением Росстата №88 14.11.2007. Постановление можно скачать: http://dmetconsult.ru/dokumenty (раздел Госкомстат).

Скупку ценностей (в пересчете на чистоту) отражаете в статотчете как приход; в качестве расхода отражаете и потери аффинажного завода, и расход подрядчика на изготовление ювелирных изделий (готовая продукция и потери) на основании его отчетов. Остатки — это и у себя скупленный лом, и остатки вашего металла у переработчика (на аффинажном заводе), и остатки вашего металла на ювелирном заводе.

Движение готовых ювелирных изделий в торговле в статотчетности не отражается.

Таким образом, для законного совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями и перемещения указанных ценностей по всей цепочке: физическое лицо — скупочная точка — аффинажное предприятие — ювелирный завод — розничный магазин — физическое лицо, необходимо все вышесказанное. Вы можете организовать в торговой точке работу по обмену старых изделий на новые (с доплатой или без) с учетом соблюдения описанных нюансов законодательства.

СКУПКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ - РЕГУЛИРОВАНИЕ, УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ ККТ

На практике в большинстве семей всегда найдется пара-тройка сломанных ювелирных украшений, которые "лежат" без дела. Если желания или возможности их ремонтировать нет, то можно отнести их в скупку.
Поскольку скупочная деятельность имеет свои особенности, то в настоящем материале мы поговорим о ее регулировании, а также рассмотрим вопросы бухгалтерского и налогового учета у профессиональных скупщиков, ведущих бизнес в форме организаций.

Регулирование скупочной деятельности

Вначале отметим, что в силу статьи 1 Федерального закона от 26.03.1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ) к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
На бытовом уровне с драгоценными металлами мы сталкиваемся в основном в ювелирных изделиях, в том числе и в тех, которые, по тем или иным причинам, не могут использоваться по их прямому назначению. Чтобы они не "валялись" без дела, мы несем их в скупку и получаем за них деньги.

Для справки: порядок отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным изделиям, установлен Приказом Роскомдрагмета от 30.10.1996 г. N 146 "О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным".

Государство не запрещает организациям принимать у граждан ювелирные изделия из драгоценных металлов, но обязывает при этом применять Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 г. N 444 (далее - Правила N 444).
Названные Правила N 444 устанавливают порядок скупки организациями независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями (далее - скупщик) у граждан (далее - сдатчик) находящихся в их собственности ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий.
Согласно пункту 3 Правил N 444 скупщик должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием, инвентарем и системой охраны помещений, обеспечивать в соответствии с установленными требованиями оформление, учет, хранение скупаемых ценностей и необходимые условия для обслуживания сдатчиков, а также выполнять обязательные требования государственных стандартов, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных и других правил и норм.

Деятельность любого предприятия осуществляется в рамках законодательства и регулируется правовыми актами, а скупающие компании находятся под особо пристальным вниманием. Работа компаний по скупке лома, содержащего драгоценные металлы, лицензируется и контролируется, а нормативы существуют фактически для каждого шага. Скупающие компании руководствуются законом «О защите прав потребителей» и утвержденными «Правилами скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе», или постановлением «О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов", или и тем, и другим сразу.

На данный момент актуально постановление Правительства РФ от 08.05.2002, регулирующее процесс скупки драгоценного лома у населения. До этого правила скупки утверждались на государственном уровне в 1994 году, когда скупка радиодеталей, плат, транзисторов и ювелирного лома переживала свой пик, купить лом можно было у откровенных бандитов, да и продать им же. Бизнес был сильно криминализирован, что потребовало повышенного внимания не только административных, но и уголовных органов. Все скупающие компании были обязаны получить лицензии по единому образцу независимо от форм собственности. Министерство Финансов РФ ставило на учет оборот таких компаний, а также процессы оформления, оценки и отправки скупленного драгоценного лома на переработку. Постановление от 1994 года стало основой для последующих редакций.

Скупка лома, содержащего золото, серебро, платину и другие драгоценные металлы, а так же черные и цветные металлы, должна осуществляться только официальными компаниями или зарегистрированными как ИП частными лицами. Все компании, занимающиеся заготовкой (сбором), хранением и реализацией лома и отходов драгметаллов должны вставать на учет в инспекции пробирного надзора. Аффинаж (производство) драгоценных металлов из лома могут осуществлять только специализированные заводы - их список так же утвержден на правительственном уровне, вся остальная аффинажная деятельность незаконна. Скупающие компании занимаются только первичной обработкой - сортировкой, резкой и измельчением вторичного сырья, что не считается производством и под закон об аффинаже не попадает.

Скупка лома должна производиться компанией с арендованным или приобретенным в собственность необходимым помещением, инвентарем, инструментами, химическими реактивами в случае необходимости и охранной системой. Нормативным актам должны соответствовать все пункты от оформления приемки до продажи на переработку, каждое действие должно быть документально зафиксировано. Компания должна выполнять требования СанПиН, соблюдать противопожарные и экологические нормы, что должно подтверждаться соответствующими документами. У скупающей организации должны быть эксперты-оценщики соответствующей квалификации, подтвержденной сертификатом.

Для компаний, занимающихся скупкой лома только черных и цветных металлов, схема работы в рамках закона примерно та же самая за вычетом моментов, относящихся к приему лома с содержанием драгметаллов. Они должны получать лицензию на осуществление деятельности по скупке, хранению, переработке и продаже у природоохранных государственных организаций.

Скупающая компания не должна принимать: драгоценные металлы в виде самородков или аффинированных слитков, ювелирные полуфабрикаты, изделия для зубопротезного производства кроме коронок, изделия производственно-технического назначения от частных лиц, ордена и медали кроме памятных и юбилейных, любое оружие, изделия, изъятые из гражданского оборота. Запрещено принимать сырье, содержащее драгоценные, цветные и черные металлы без документов, удостоверяющих личность сдатчика, и у лиц, не достигших совершеннолетия. Скупщик несет ответственность за правильную оценку принимаемого сырья.

Совершение сделок с нарушением законодательства попадает под статью «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга». Проверить работу компании по скупке драгоценных металлов могут органы федерального пробирного надзора в рамках закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», правда, это касается больше ломбардов, а не пунктов приема вторсырья.

Мы рады сообщить, что наша компания соблюдает все законодательные нормы. Вы можете продать компьютерные и печатные платы, радиодетали, электронный и ювелирный лом нашей компании с уверенностью, что все будет принято, оценено и оформлено на том высоком уровне, какого требуют законы.

ПРАВИЛА РАБОТЫ ПУНКТОВ ПО СКУПКЕ ДРАГОЦЕННЫХ
МЕТАЛЛОВ, КАМНЕЙ И ИЗДЕЛИЙ ИЗ НИХ
У НАСЕЛЕНИЯ

Утверждены приказом Министерства торговли СССР

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Пункты по скупке у населения драгоценных металлов, камней и изделий из них организуются ювелирными и другими торгами и конторами министерств торговли союзных республик и находятся в их подчинении.

Пункты по скупке укомплектовываются квалифицированными специалистами и открываются в отдельном помещении или же в обособленном помещении при магазине; эти помещения должны обеспечивать необходимые условия для скупки и сохранности скупленных ценностей.

2. Подчиненность заведующего пунктом по скупке в зависимости от условий его работы определяется дирекцией торга или конторы.

3.Пункты по скупке драгоценных металлов, камней, изделий из них регистрируются в установленном порядке в инспекциях пробирного надзора Министерства финансов СССР, в районе деятельности которых они находятся, и получают соответствующее письменное разрешение на право скупки драгоценных металлов, камней и изделий из них.

Порядок выдачи и использования разрешений на право покупки изделий из драгоценных металлов, камней и изделий из них устанавливается Министерством финансов СССР.

4. Покупка драгоценных металлов, камней и изделий из них у населения производится за наличный расчет по ценам действующего прейскуранта скупочных цен, утвержденного Государственным комитетом СССР по ценам.

5. В каждом пункте по скупке на видном месте вывешиваются:

а) извлечения из Правил работы пунктов по скупке драгоценных металлов, камней и изделий из них у населения;

б) выписки из действующего прейскуранта скупочных цен.

Каждый пункт по скупке обеспечивается контрольным журналом и книгой жалоб и предложений.

II. ЦЕННОСТИ, СКУПАЕМЫЕ У НАСЕЛЕНИЯ

6. Пункты по скупке драгоценных металлов, камней и изделий из них покупают у населения:

а) драгоценные камни (бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг) и изделия из них;

б) полудрагоценные и поделочные граненые камни (аметисты, топазы, хризопразы, аквамарины, агат, сердолик, малахит, нефрит и др.) и изделия с ними;

в) камни из синтетического корунда и изделия с ними;

г) драгоценные металлы (золото, платину, палладий и серебро) и изделия из них;

д) монеты (золотые, платиновые и серебряные);

е) отечественные и импортные часы в золотом корпусе;

ж) фарфоровые и хрустальные изделия в серебряной оправе.

а) технические алмазы;

б) золото, платину, палладий и серебро в самородках, шлихе, пластинах и проволоке;

в) предметы производственно-технического назначения из золота, платины, палладия и серебра (заклепки, лабораторную посуду и пр.);

г) советские золотые, серебряные ордена и медали (школьные, нагрудные, спортивные и др.);

д) предметы, изъятые из гражданского оборота или на продажу которых установлен особый порядок (холодное, огнестрельное оружие в оправе и др.);

е) ценности у детей и подростков до 18 лет;

ж) ценности у государственных и общественных предприятий и организаций;

з) ценности у работников пунктов по скупке без разрешения вышестоящей торговой организации в каждом отдельном случае.

III. ОБОРУДОВАНИЕ ПУНКТОВ ПО СКУПКЕ

8. Для определения пробы драгоценных металлов и взвешивания ценностей необходимо иметь:

а) химические реактивы для определения всех установленных проб;

б) аналитические весы для взвешивания драгоценных камней;

в) технические весы I класса для взвешивания золота, платины, палладия, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней;

г) технические весы II класса для взвешивания серебра.

9. Для приема ценностей необходимо иметь инструменты (лупу шестикратную, каратомер, шабер, скальпель, кусачки, плоскогубцы, надфили, напильники, отвертки часовые и т.д.).

10. Для хранения купленных ценностей необходимо иметь сейф, на окнах подсобных помещений решетки или металлические ставни. Все окна, двери, витрины должны быть заблокированы и иметь внутреннюю и наружную сигнализацию.

IY. ПОРЯДОК ВЗВЕШИВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ,
СКУПАЕМЫХ У НАСЕЛЕНИЯ

11. Взвешивание ценностей должно производиться с точностью:

а) золото, платина, палладий и изделия из этих металлов до 0,01 г;

б) серебро и изделия из серебра - до 0,1 г;

в) драгоценные камни без оправы - до 0,01 карата;

г) полудрагоценные камни - до 0,01 г;

д) поделочные камни - до 0,1 г.

Вес драгоценных камней, которые при покупке не могут быть выкреплены из изделия или которые нецелесообразно выкреплять из изделия, определяется по каратомеру с точностью до 0,1 карата.

Выплата производится от одного рубля и выше пунктом по скупке в трехмесячный срок со дня получения им извещения о доплате от Центральной скупочной базы.

Получив извещение о доплате, пункт по скупке оповещает об этом продавца ценностей по адресу, указанному в квитанции.

Указанная доплата производится при предъявлении продавцом ценностей паспорта или заменяющего его документа. Доплата оформляется по расходному кассовому ордеру.

При отсутствии сведений о продавце ценностей или неполучении им разницы в установленный срок разница между оплаченной и действительной стоимостью ценностей вносится в бюджет.

22. При установлении случаев покупки ценностей по завышенным ценам суммы переплат относятся за счет товароведа-скупщика, купившего ценности, в соответствии с КЗоТ .

23. Суммы переплат, допущенных товароведами-скупщиками при завышенной оценке ценностей, относятся на их счет на основании актов приемки Центральной скупочной базой. Сумма ущерба в результате переплат взыскивается в установленном порядке.

Ценности, принятые с завышенной оценкой, хранятся на Центральной скупочной базе до их окончательной оценки.

24. Товаровед-скупщик или заведующий пунктом по скупке, не согласный с оценкой ценностей Центральной скупочной базы, должен послать мотивированное возражение базе и копии торгу или конторе заказным письмом не позднее пяти дней по получении копии акта.

Директор базы передает заявление товароведа-скупщика или заведующего пунктом по скупке со своим заключением на рассмотрение Экспертной комиссии при Министерстве торговли СССР.

Решение Экспертной комиссии при Министерстве торговли СССР является окончательным.

База в течение трех дней пересылает решение Экспертной комиссии конторе или торгу и копию этого решения - пункту по скупке.

Директор конторы или торга по получении заключения Экспертной комиссии должен письменно объявить товароведу-скупщику о решении этой комиссии.

Если товаровед-скупщик в пятидневный срок со дня объявления ему о взыскании сумм ущерба от переплаты письменно заявит о несогласии с решением Экспертной комиссии при Министерстве торговли СССР, директор конторы, торга обязан в трехдневный срок предъявить к товароведу-скупщику иск в Народный суд (ст.122 КЗоТ).

При передаче иска в Народный суд контора или торг обязаны об этом сообщить Центральной скупочной базе.

25. В случае установления Центральной скупочной базой недовложения пунктов по скупке купленных ценностей или недостачи в весе стоимость их взыскивается с виновных лиц в соответствии с приказом Министерства торговли СССР от 26 сентября 1968 г. N 173 "О повышении материальной ответственности работников, виновных в хищении, недостаче и сверхнормативных потерях драгоценных металлов, драгоценных камней и других валютных ценностей (приказ Министерства торговли СССР от 26 сентября 1968 г. N 173).

YIII. КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ ПУНКТОВ ПО СКУПКЕ

26. Контроль за работой пунктов по скупке осуществляется организациями, в ведении которых они находятся, а также государственными инспекциями по качеству товаров и торговле министерств торговли союзных республик и инспекциями пробирного надзора Министерства финансов СССР.

27. По требованию продавцов ценностей заведующий или товароведскупщик должны предоставить им для ознакомления действующий прейскурант скупочных цен.

28. Работники пунктов по скупке обязаны знать и строго соблюдать настоящие Правила.

Инструкция о порядке оформления операций по скупке ценностей и об организации бухгалтерского учета и отчетности в пунктах по скупке драгоценных металлов, камней и изделий из н

1. Оформление товарных операций во всех пунктах производится по формам учетных документов, прилагаемых к настоящей Инструкции.

Оформление денежных операций производится в порядке и по формам, предусмотренным Положением о ведении кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 6 августа 1973 г. N 552 , введенным в действие приказом Министерства торговли СССР от 22 августа 1973 г. N 162, и настоящей Инструкцией.

2. Все купленные ценности поступают под материальную ответственность заведующего пунктом по скупке или товароведа-скупщика и должны быть немедленно оприходованы.

3. Покупка ценностей оформляется квитанциями (форма N 1), которые являются бланками строгой отчетности, выпускаются в установленном порядке, пронумерованными типографским способом, хранятся в кассе контор или торгов. Каждый комплект квитанций за одним номером в четырех экземплярах оценивается условно в 10 коп. и учитывается за балансом.

4. Квитанции (форма N 1) выдаются заведующему пунктом по скупке из кассы конторы или торга под расписку на расходном фондовом ордере в пронумерованном и прошнурованном виде, с контрольным штампом конторы или торга на каждом бланке. На обороте последнего листа квитанционной книжки указывается начальный и конечный номер квитанций и общее количество листов в книжке.

Эти данные заверяются подписями директора и главного бухгалтера конторы или торга.

В тех пунктах по скупке, где покупка ценностей производится несколькими товароведами-скупщиками, заведующий пунктом по скупке выдает квитанционные книжки товароведам-скупщикам по ведомости под расписку. Заведующий отчитывается в использованных квитанционных книжках перед бухгалтерией конторы или торга, если пункт по скупке самостоятельный.

Если пункт по скупке находится при магазине, квитанции (форма N 1) выдаются директору магазина, который выдает их под расписку товароведу-скупщику. Товаровед-скупщик отчитывается об использованных квитанционных книжках перед бухгалтерией магазина.

5. Оплата купленных ценностей у населения производится наличными деньгами из кассы пункта по скупке.

Когда пункт по скупке находится при магазине, оплата производится с разрешения соответствующего отделения Госбанка кассой магазина из средств текущей выручки.

Запрещается товароведу-скупщику, осуществляющему покупку у населения ценностей, производить самому расчет с продавцоми ценностей.

6. Обеспечение пунктов по скупке наличными деньгами для оплаты покупаемых у населения ценностей производится кассой конторы или торга (если пункт по скупке при магазине) на основании письменных распоряжений конторы, торга по согласованию с соответствующим отделением Госбанка.

7. Выдача наличных денег из кассы конторы, торга или магазина производится непосредственно заведующему пунктом по скупке или по его разовой доверенности кассиру пункта по скупке в размере утвержденного ежедневного лимита, за вычетом остатка неизрасходованной суммы на начало операционного дня.

8. Квитанции (форма N 1) на покупаемые ценности выписываются в четырех экземплярах.

9. Записи в квитанциях производятся под копирку химическим карандашом или шариковой ручкой, четко и ясно, без помарок и подчисток. Исправления в выписанных квитанциях не допускаются.

Если при выписке произошла ошибка, все четыре экземпляра квитанции аннулируются, о чем в них делается отметка за подписью товароведа-скупщика и кассира с указанием, каким номером заменена испорченная квитанция, если замена имела место.

Три экземпляра аннулированной квитанции прикладываются к отчету пункта по скупке, четвертый - корешок остается в делах пункта по скупке.

В квитанции точно указываются данные о покупаемой ценности, т.е. полное и правильное ее наименование, описание и отличительные признаки, необходимые для определения ее стоимости по действующему прейскуранту скупочных цен. (Пункт 9 Инструкции приведен в редакции приказа Министерства торговли СССР от 27.10.83 N 247.

10. В квитанциях покупаемых ценностей дается описание в точном соответствии с указанной ниже номенклатурой:

а) ювелирные изделия, состоящие из нескольких видов ценностей (изделия с драгоценными камнями, часы золотые с драгоценными камнями), - приводится подробный расчет, по которому производится выплата денег продавцу ценностей, а также указывается:

наименование изделия;

наименование драгоценных металлов, проба, вес, покупная цена за грамм и сумма;

наименование драгоценных камней, шифр по прейскуранту скупочных цен, количество, вес, покупная цена за карат, сумма;

общий вес изделия, с указанием общей суммы, подлежащей выплате продавцу ценностей, согласно расчету, приведенному в квитанции;

б) часы - в квитанции указывается наименование часов, марка (фирма), номер механизма или корпуса, категория реставрации механизма, с указанием суммы, подлежащей выплате продавцу часов;

в) часы платиновые, золотые и серебряные - помимо названного выше описания часов в квитанции указывается проба, вес корпуса, покупная цена за грамм металла и сумма стоимости корпуса;

г) золотые, платиновые и серебряные изделия, золото, платина, палладий и серебро сложной реставрации и в ломе - записываются наименования изделий или части изделий, с указанием их количества, вида металла и его пробы, веса, покупной цены за грамм и суммы;

д) изделия из золота и платины с полудрагоценными и поделочными камнями, требующие реставрации, - записываются индивидуально каждое изделие с указанием пробы, веса, покупной цены за грамм и суммы;

е) штучные изделия из серебра, в том числе ножи, вилки и т.п. с серебряными черенками, - записываются по наименованиям, с указанием пробы, количества, покупной цены за штуку и суммы;

ж) хрусталь в серебряной и золотой оправе - записывается индивидуально каждый предмет, с указанием артикула и цены по прейскуранту на хрусталь, наименование металла оправы, пробы и веса оправы, цены за грамм и за оправу, общего веса предмета и его покупной цены;

з) камеи ручной работы из раковин, полудрагоценных и поделочных камней и оправе из драгоценных металлов - записывается индивидуально каждая камея, с указанием порядкового номера по прейскуранту скупочных цен, веса драгоценных металлов, цены за грамм драгоценных металлов и покупной цены камеи по сортам;

и) камеи без оправы, ручной работы, из раковин, полудрагоценных и поделочных камней - записываются по наименованиям, сортам, с указанием порядкового номера по прейскуранту скупочных цен, количества и покупной цены за штуку;

к) бриллианты крупные (от 1 карата и выше), средние (от 0,50 до 0,99 карата) - записываются индивидуально каждый камень, с указанием его наименования, шифра по прейскуранту скупки, веса, покупной цены за карат и суммы;

л) алмазы огранки розой и бриллианты упрощенной огранки до 0,49 карата - записываются по наименованиям, шифру по прейскуранту скупочных цен, количеству, весу, покупной цене за карат и сумме;

м) изумруды, сапфиры и рубины:

весом до 1 карата - записываются по наименованиям, шифру по прейскуранту скупочных цен, количеству, весу, покупной цене за карат и сумме;

весом от 1 карата и выше - записываются индивидуально каждый камень, с указанием наименования, шифра по прейскуранту скупочных цен, покупной цены за карат и суммы;

н) жемчуг:

ориенталь и речной - записывается по описанию, предусмотренному прейскурантом скупочных цен, количеству зерен, весу, покупной цене за карат и сумме;

натуральный кафимский - записывается по описанию, предусмотренному прейскурантом скупочных цен, весу, покупной цене за грамм и сумме;

о) полудрагоценные и поделочные камни - записываются по наименованию, с указанием шифра по прейскуранту скупочных цен, веса, покупной цены за грамм и суммы.

12. Первые три экземпляра квитанции передаются продавцу ценностей, который предъявляет их кассиру. Кассир обязан проверить подлинность квитанции, отсутствие исправлений, правильность таксировки и после расписки продавца ценностей в получении денег на всех трех экземплярах квитанции выдать продавцу ценностей причитающуюся ему сумму вместе с третьим экземпляром квитанции, со штампом "оплачено".

Первый экземпляр квитанции препровождается пунктом по скупке при отчете, второй - направляется вместе с ценностями, четвертый корешок остается в делах пункта по скупке, где хранится как оправдательный документ.

13. После выдачи денег продавцу ценностей кассир немедленно записывает выплаченную сумму в ежедневную ведомость покупки ценностей (форма N 2) в соответствующую группу с указанием номера квитанции.

14. По окончании рабочего дня кассир подсчитывает ежедневную ведомость скупки ценностей, определяет сумму и количество квитанций, оплаченных им за текущий день, сверяет данные подсчета с реестрами, составляемыми заведующим пунктом по скупке или товароведом-скупщиком, и вместе с ним подписывает ведомость. Итоги выплаченных за день сумм регистрируются кассиром в сводной ведомости покупки (форма N 3). Кроме того, кассир обязан вести ежедневную кассовую книгу (форма N К-6), второй экземпляр которой является кассовым отчетом.

Не разрешается объединять в одном кассовом отчете записи по приходу и расходу денежных сумм за несколько дней.

15. Кассир пункта по скупке ежедневно представляет в бухгалтерию конторы, торга или магазина:

а) ежедневные ведомости покупки ценностей (форма N 2) с приложением к ним квитанций (форма N 1);

б) ежедневные кассовые отчеты (2-й экземпляр кассовой книги по форме N К-6).

16. Заведующий пунктом по скупке (непосредственно производящий скупку ценностей) или товаровед-скупщик после оплаты ценностей по выписанной им квитанции немедленно записывает скупленные ценности в реестр (форма N 4).

Реестры ведутся отдельно:

а) на ювелирные изделия (изделия с драгоценными камнями) (форма N 4-в);

б) на драгоценные и полудрагоценные камни - (форма N 4-а);

в) на золотые и платиновые изделия сложной реставрации и лом золото, платину и палладий (форма N 4-а);

г) на серебряные изделия, изделия сложной реставрации и лом серебро (форма N 4-а);

д) на хрусталь и фарфор в серебряной оправе (форма N 4-а);

е) на часы (форма N 4-б).

Реестры на каждый вид ценностей составляют в трех экземплярах, а в пунктах, где есть приемщики, - в четырех.

Реестры регистрируются в книге (форма N 5), где каждому реестру присваивается порядковый номер. После отправки ценностей, включенных в данный реестр, в книге (форма N 5) отмечается номер акта вложения и номер посылки, в которой были отправлены ценности.

В тех пунктах по скупке, где покупку ценностей, помимо заведующего, производит и товаровед-скупщик, последний по окончании рабочего дня передает по реестру все принятые за день ценности заведующему пунктом по скупке под расписку на всех четырех экземплярах реестра. Один экземпляр реестра остается у товароведа-скупщика как оправдательный документ на сдачу скупленных ценностей.

17. По окончании рабочего дня заведующий пунктом по скупке:

а) подсчитывает по каждому реестру вес купленных ценностей и выплаченную сумму;

б) сверяет сумму итогов всех реестров за данный день с итогом ежедневной ведомости покупки ценностей (форма N 2) и после сверки подписывает ее вместе с кассиром;

в) производит в каждом реестре на золотые, платиновые и серебряные изделия и на золото, платину, палладий и серебро сложной реставрации и лом выборочную запись весовых ценностей в разрезе проб и цен с указанием веса, суммы по каждой пробе и цене с вводом общего веса и суммы ценностей.

ПРИМЕЧАНИЕ. При небольшом поступлении ценностей в течение дня допускается ведение в одном реестре записей за несколько дней (одного месяца), но с обязательным выведением итогов отдельно за каждый день и общего итога по всему реестру.

18. Отправка посылок с купленными ценностями на Центральную скупочную базу производится не реже одного раза в месяц по согласованию с базой.

19. Отправка ценностей на Центральную скупочную базу производится полностью по каждому реестру. Отправка купленных ценностей, записанных в один реестр, в разных посылках или частичное их оставление в пунктах по скупке запрещается.

20. На вложенные в посылку ценности составляется акт вложения (форма N 6) в трех экземплярах; акт подписывается заведующим пунктом по скупке, кассиром, бухгалтером. Если пункт по скупке находится при магазине, то при вложении присутствуют и акт подписывают директор магазина, товаровед-скупщик, бухгалтер, кассир.

21. В отправляемую посылку вкладывается один экземпляр акта вложения и один экземпляр реестра. На посылке и акте вложения ставится очередной номер посылки. Отправленные посылки регистрируются в книге регистрации посылок (форма N 7). Второй экземпляр акта вложения прикладывается к отчету (форма N 9), третий - остается в делах пункта по скупке.

22. На отправленные ценности пунктом по скупке выписывается счет в пяти экземплярах. Первые три экземпляра направляются в контору или торг для предъявления их на инкассо, четвертый прилагается к отчету (форма N 9), пятый - корешок остается в делах пункта по скупке.

II. ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРИЦИЙ ПО ЦЕННОСТЯМ, ПРИНИМАЕМЫМ
С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ОЦЕНКОЙ

23. Принятые для последующей оценки ценности, в соответствии с п. 15 Правил работы скупочных пунктов по скупке, оформляются актами (форма N 8).

Акты (форма N 8) являются так же, как и квитанции, бланками строгой отчетности, выпускаются в установленном порядке, хранятся в кассе конторы или торга. Каждый комплект актов за одним номером в пяти экземплярах оценивается условно в 10 коп. и учитывается за балансом. Порядок выдачи и отчетности по актам (форма N 8) такой же, как и по квитанционным книжкам (см. п. 4 настоящей Инструкции).

24. Акт (форма N 8) на принятые ценности для последующей оценки составляется в пяти экземплярах. Первый экземпляр акта вместе с отчетом (форма N 9) высылается в магазин, контору или торг, второй высылается в бухгалтерию Центральной скупочной базы, третий выдается продавцу ценностей, четвертый - вместе с ценностями вкладывается в посылку, направляемую на Центральную скупочную базу, пятый - корешок - остается в делах пункта по скупке.

25. В отчете (форма N 9) ценности, принятые пунктом по скупке для последующей оценки, показываются по приходу в отдельной колонке по строке 3 и при отправке на базу по строке 10. В тексте отчета делается ссылка на номер реестра и номер акта, приложенного к отчету.

26. В тех случаях, когда продавец ценностей не соглашается с оценкой Центральной скупочной базы, последняя, получив извещение пункта по скупке, немедленно возвращает пункту по скупке ценности, принятые для оценки, по накладной базы (обычной формы) со ссылкой на номер акта, по которому возвращаемые ценности были получены базой.

Заведующий или товаровед-скупщик пункта по скупке, получив с сопроводительной накладной базы возвращенные ценности, приходует их по своему отчету (форма N 9) по строке 5 и вручает их владельцу под расписку последнего на возвращенном им акте. Экземпляр акта с распиской владельца в получении ценностей служит основанием для списания возвращенных ценностей по отчету по строке 11 и прикладывается к отчету (форма N 9).

27. При согласии продавца ценностей с оценкой, произведенной Центральной скупочной базой, ценности в пункт по скупке не возвращаются. В этом случае продавец ценностей возвращает в пункт по скупке акт (форма N 8) с распиской о своем согласии с оценкой, произведенной Центральной скупочной базой.

Заведующий пунктом по скупке или товаровед-скупщик оформляет в обычном порядке по квитанции (форма N 1) выплату денег продавцу за принятые ценности в сумме оценки, определенной Центральной скупочной базой. В квитанции делается ссылка на номер акта, по которому производится расчет.

В акте (форма N 8) отмечается номер квитанции, по которой был произведен расчет с продавцом ценностей. Второй экземпляр квитанции прикладывается к отчету (форма N 9) и направляется при отчете в контору или торг. Оплата по указанной квитанции отражается в отчете по строке 4.

28. Основанием для списания в расход по отчету оплаченных ценностей, ранее принятых для оценки, служит второй экземпляр акта (форма N 8) с распиской Центральной скупочной базы в получении ценностей. Указанный акт прикладывается к отчету (форма N 9) и списание отражается по строке 12.

III. ОТЧЕТНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННЫХ ЛИЦ

29. Заведующий пунктом по скупке два раза в месяц 16-го и 1-го числа составляет отчет (форма N 9) о движении купленных ценностей в двух экземплярах, один из которых направляет в бухгалтерию конторы, торга или магазина, где ведется учет этих операций.

К отчету должны быть приложены:

а) один экземпляр всех реестров на купленные за отчетный период ценности (форма N 4-а, 4-б, 4-в);

б) акты вложения на посылки, отправленные за отчетный период (форма N 6);

в) квитанции органов связи на отправленные посылки;

г) акты (форма N 8);

д) копии счетов на отправленные ценности.

30. Инвентаризация ценностей в пунктах по скупке производится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения инвентаризации ценностей, денежных средств и расчетов в организациях и на предприятиях системы Министерства торговли СССР, утвержденной приказом Министерства торговли СССР от 13 июня 1972 г. N 115.

IY. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ СКУПОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ

31. Операции пунктов по скупке учитываются:

а) подчиненных непосредственно конторам или торгам централизованно на балансе конторы или торга;

б) расположенных в магазинах, находящихся на самостоятельном балансе, - на балансе магазина.

Учет ведется по типовому счетному плану основной деятельности организаций Министерства торговли СССР.

32. При приеме отчетов от материально-ответственных лиц бухгалтерия обязана проверить в день поступления отчета или не позднее следующего дня правильность составления отчетов и приложенных к ним документов. В частности, проверяется:

а) соответствие суммы каждой квитанции сумме, указанной в ежедневной ведомости скупки ценностей;

б) правильность подсчета итогов ежедневной ведомости скупки ценностей;

в) соответствие израсходованной суммы на покупку ценностей показателям кассовых отчетов;

г) тождественность записей в реестрах с записями в квитанциях и итоговых данных каждого реестра с актом вложения;

д) правильность переноса в отчет (форма N 9) остатков от предыдущего отчета и выходного остатка;

е) своевременность оприходования и включения в отчет заведующим пунктом по скупке всех купленных ценностей за данный день и отчетный период.

Обнаруженные при проверке отчета ошибки в таксировке, подсчете и в записях документов бухгалтерия исправляет, зачеркивая неправильные суммы и надписывая сверху правильные. О произведенных исправлениях в отчетах бухгалтерия немедленно сообщает материально-ответственным лицам и получает от них письменное подтверждение произведенных исправлений.

33. Купленные ценности у населения учитываются бухгалтерией по покупным ценам на счете N 41-1 "Товары на базах и складах" на отдельном аналитическом счете "Ценности, скупленные у населения".

Ценности, принятые для последующей оценки, учитываются на забалансовом счете N 004 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

34. Аналитический учет ценностей ведется по материально-ответственным лицам в количественно-суммовом выражении по видам металлов, их весу, пробам, весу и штукам драгоценных камней за каждый отчетный период в соответствии с Инструкцией о порядке приемки, хранения, продажи и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях торговли системы Министерства торговли СССР, утвержденной приказом Министерства торговли СССР от 15 декабря 1971 г. N 198.

35. Ввиду того, что отправка скупленных ценностей производится полностью по каждому отдельному реестру, аналитический учет ценностей, кроме того, ведется по реестрам, списание выбывших ценностей производится по каждому реестру (линейным способом).

36. Расходы по содержанию пунктов по скупке учитываются по установленной номенклатуре статей на счете N 44 "Издержки обращения", аналитический счет "Расходы по содержанию пунктов по скупке".

Текст документа сверен по: Основные правила торговли, М., "Экономика" 1984

Организация, применяющая УСН с объектом обложения "Доходы", осуществляет деятельность по скупке золота у физических лиц. Данное золото передается на переработку и возвращается в организацию готовыми изделиями, которые продаются физическим лицам.
В какой момент организация должна признать в налоговом учете доход от реализации - в момент скупки золота или в момент продажи произведенного готового изделия?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемой ситуации организация должна признать в налоговом учете доход от реализации на дату поступления денежных средств от покупателей драгоценных изделий.

Обоснование позиции:

Напоминаем, что доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 "Налог на доходы физических лиц", 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ ( НК РФ).

Таким образом, при реализации организацией готовых изделий из золота у нее возникнет обязанность по отражению в налоговом учете дохода от реализации.

При этом датой получения доходов для целей исчисления налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в соответствии с НК РФ признается день поступления денежных средств на счета налогоплательщика в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод) (дополнительно смотрите Минфина России от 15.08.2012 N 03-11-06/2/108, от 31.03.2010 N ).

При скупке золота у физических лиц организация фактически осуществляет затраты на приобретение материала для изготовления драгоценных изделий.

При этом нормы НК РФ, в том числе и НК РФ, прямо не указывают на необходимость учета при формировании налоговой базы каких-либо внереализационных доходов от приобретения драгоценных металлов, равно как и не устанавливают методики оценки сумм таких доходов (за исключением налогоплательщиков-банков). Поэтому дохода в понимании норм НК РФ при совершении организацией указанной операции не возникает.

С учетом изложенного полагаем, что при приобретении золота у населения у организации не возникает дохода, учитываемого при формировании налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, профессиональный бухгалтер Федорова Лилия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.