Особенности обучения и воспитания в младшем школьном возрасте. Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста


Взгляды на воспитание детей меняются вместе с изменениями, происходящими в обществе. В конце 20 века в странах бывшего Советского Союза основная роль по воспитанию ребенка школьного возраста отводилась именно школе. Это было связано не только с существующей идеологией, но и с материальными трудностями, из-за чего в большинстве семей у родителей практически не оставалось времени на воспитание детей.

Сегодня ситуация достаточно сильно изменилась, и многие родители осознают, что именно семейное воспитание является определяющим в становлении ребенка как личности. Однако при этом нельзя недооценивать и роль школы в этом процессе, поскольку большую часть своего времени ребенок школьного возраста проводит в кругу педагогов и сверстников. Помимо получения необходимых знаний, роль школы в воспитании ребенка состоит в развитии умения сотрудничать и воспитании чувства терпимости к другому человеку, независимо от его убеждений, способностей и социального статуса.

Трудности воспитания ребенка школьного возраста

Многим родителям кажется, что процесс воспитания заканчивается тогда, когда ребенок идет в школу, а из всех своих функций они оставляют за собой исключительно проверку дневника. Однако это зачастую приводит к множеству негативных последствий, когда ребенок подросткового возраста замыкается в себе или же, наоборот, начинает проявлять агрессию.

В этом случае роль педагогов и психологов в воспитании ребенка школьного возраста значительно возрастает, поскольку известно довольно много случаев, когда неконтролируемая агрессия перерастает в крайние формы и может привести даже к человеческим жертвам. Поэтому достаточно часто именно педагоги обращают внимание родителей на недостатки в воспитании детей.

Также свои коррективы в воспитание ребенка школьного возраста вносит сегодня интернет и современные технологии. С одной стороны, в интернете можно найти необходимые знания и множество возможностей для самообразования. С другой, дети в большинстве случаев предпочитают проводить время в социальных сетях, подменяя живое человеческое общение виртуальными знакомствами и развлечениями.

Помимо психических расстройств, которые вызывает интернет-зависимость, возникает и масса проблем со здоровьем, связанных с низкой физической активностью. В связи с этим усилия родителей и педагогов должны быть объединены для пропаганды здорового образа жизни. Детям необходимо предлагать интересную альтернативу в виде различных кружков и спортивных секций. Со своей стороны, школа также должна усилить свою роль, показывая преимущества дружественного поведения и здорового образа жизни.

Роль школы в воспитании ребенка

Школа – это не просто учреждение, в котором дети получают узкий круг необходимых знаний, а своеобразный социальный институт, где дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, готовясь тем самым к взрослой жизни.

В зависимости от возраста ребенка роль педагога меняется. С особым вниманием родители обычно относятся к выбору именно первого учителя. В начальной школе большое значение имеет не только то, насколько качественно преподаватель излагает материал, но и насколько легко пройдет адаптация малыша к школьному процессу и коллективу.

Очень важно, особенно в этот период, чтобы методы воспитания ребенка младшего школьного возраста, принятые в семье и дошкольном учебном учреждении, не противоречили школьному подходу. Это время самых больших волнений и пристального внимания со стороны родителей к процессу обучения.

В средней школе, как правило, на выбор учителей повлиять практически невозможно. Поэтому родителям остается только надеяться на то, что педагогический коллектив способен полноценно заниматься воспитанием ребенка школьного возраста.

Школа, являясь частью общества, отражает и концентрирует в себе весь позитивный и негативный опыт, накопленный в нем. Поэтому зачастую претензии многих родителей к качеству преподавания и отношениям в школе между педагогами и учениками хоть и являются обоснованными, но не могут быть учтены в полной мере.

Если при воспитании ребенка младшего школьного возраста проблемы взаимоотношений между ровесниками возникают крайне редко, то в подростковом возрасте они могут быть достаточно сильно проявлены.

Одной из важных проблем, которая возникает в обычных государственных школах – одновременное обучение детей из различных социальных групп. Обычно проблемы возникают между детьми, имеющими навык общения и достаточную культуру поведения, и детьми из неблагополучных семей, которым приходится всему этому учиться именно в школе.

В понятие неблагополучной семьи вкладывается много составляющих. Это неполные семьи, семьи, в которых один из родителей алкоголик, а также семьи, в которых существующие отношения далеки от гармоничных. Обострению конфликта зачастую способствует и неухоженный внешний вид детей из подобных семей.

Поэтому довольно часто при воспитании ребенка школьного возраста необходима помощь психолога. При этом он в одинаковой степени необходим как детям из неблагополучных семей, так и детям, которые негативно относятся к тем, кто ниже их по социальному статусу или уровню интеллекта.

Довольно часто роль школы воспитанием ребенка не ограничивается, а возникает необходимость работы с родителями, которые либо не справляются самостоятельно с воспитанием своих детей, либо же просто не уделяют им необходимого внимания, перекладывая всю ответственность на школьных учителей.

Поэтому очень важная роль отводится именно педагогу, который сможет создать комфортные отношения в классе, что послужит не только хорошему обучению, но и психическому здоровью детей.

Необходимо, чтобы в суете школьных будней учитель, независимо от социального статуса и успеваемости, мог разглядеть глубинный потенциал каждой личности. Процесс воспитания довольно длительный и требует и от учителей, и от родителей терпения и самоотдачи. Но без этих усилий, как правило, ребенок вырастет неприспособленным к современной жизни, которая, помимо знаний, предъявляет требования к толерантности и умению общаться.

Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Каждый день оказываешься перед массой труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитывать в каждом любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание младших школьников.

Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Каждый день оказываешься перед массой труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитывать в каждом любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу.

Факторов, влияющих на развитие ребенка, много. И все их необходимо учитывать при работе с детьми.

Младшие школьники находятся в том возрасте, когда под влиянием систематического обучения, детского коллектива, учителя продолжают формироваться и закрепляться черты, определяющие развитие личности ребенка. Мы, учителя, берем на себя большую ответственность.

Наша воспитательная работа должна быть направлена на всестороннее развитие ребенка, основой развития является нравственное формирование личности.

У младшего школьника существует безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. «Так велела учительница». Авторитет учителя – это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому учитель должен сам серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что каждое его действие, оценка явлений и людей усваивается учениками. Учитель должен следить за своей внешностью, правильно и вежливо разговаривать с окружающими, быть справедливым. Он должен уметь признавать свои ошибки. Дети должны видеть в учителе друга. Они не должны бояться доказывать свою правоту.

Очень сильно влияет на учеников похвала на уроке в присутствии одноклассников. Им тогда хочется выполнить работу еще лучше. Нужно в любом ученике видеть что-то хорошее. Кирилл допускает много ошибок при письме, но зато у него красивый почерк. Я часто хвалю его за почерк. Он воодушевляется, старается писать еще лучше, пишет более внимательно и, в результате, даже делает меньше ошибок. Иногда чуть завышенная оценка «окрыляет » ученика. Он начинает верить в себя, понимает, что и он может выучить и хорошо ответить.

Чтобы ученики не боялись отвечать, создаю в классе такую обстановку, чтобы дети поняли, что каждый человек неповторим, особенен. Людей с дефектами речи нужно принимать такими, какие они есть. Живем по принципу: «У каждого свои недостатки». Дима заикается, но никто на это даже не обращает внимания, и мальчик отвечает спокойно. Максим приехал с Украины. В его речи очень много украинских слов. Дети понимающе выслушивают его ответы, дают возможность высказаться.

Очень не люблю ложь. Считаю, что каждый должен говорить правду, лучше «горькая» правда, чем «сладкая» ложь. Ребенка сказавшего правду, меньше ругаю за какой-либо проступок, стараюсь объяснить ему, что так поступать нельзя.

Когда дети в первом классе пришли ко мне, то у них часто возникали ссоры, мальчики сильно дрались. Я объясняла, что они большая дружная семья, в которой все должны дружить, уважать друг друга, помогать друг другу. Это дало свои результаты. Не могу сказать, что в классе идиллия, но все же ссор стало меньше. Детей очень сплачивают какие-либо совместные дела: подготовка к празднику, уборка класса, поход в лес, экскурсии в город.

В начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. С раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения. У многих детей заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. В своей работе стараюсь обращать внимание прежде всего на выработку навыков и привычек поведения. Для этого строю работу в классе так, чтобы дети постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений. Провожу специальные упражнения для отработки отдельных навыков культурного поведения. Для того чтобы повторение закрепляло то или иное действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось положительными эмоциями, приятными переживаниями. Это похвала с моей стороны, положительные отзывы одноклассников, других учителей. Работа по воспитанию культуры поведения будет эффективнее, если она проводится не от случая к случаю, а в определенной системе, которая должна обеспечить накопление у детей опыты поведения, полезных привычек, приобретение нравственных представлений. Огромное значение для успеха работы имеет обстановка в школе: чистота, порядок. Чистый, красиво оформленный класс требует от ученика чистоты, опрятности, подтянутости во внешнем виде.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от согласованной работы учителя и семьи. Родители должны знать, какие требования предъявляются к поведению детей, какие манеры у них воспитываются, и в этом же направлении вести работу дома, в семье.

Одними из средств воспитания являются поручения детей. Необходимо учить детей их выполнять. Это возможно при условии, когда мы идем с детьми от более доступного к более сложному. Даже если у детей есть первоначально желание и потребность участвовать в общественной работе, то неудовлетворительное ее выполнение, плохие ее результаты помешают закрепить это стремление, развить его дальше. Дальнейшее усложнение идет по линии совершенствования методики организации ее выполнения, развития самостоятельности детей в процессе работы и подведения ее итогов.

Проследим этот процесс на примере работы дежурных. Выполняя обязанности дежурных, дети постепенно приучаются к самостоятельности, расширяются функции организаторов, усложняются отношения исполнителей и ответственных, они начинают выполнять все более сложную по содержанию работу.

Очень важным в воспитании детей является воспитание у них добрых чувств. Это и воспитание у них бережного отношения к природе, к животным. Если ребенок мучает животных и взрослые его не останавливают, он привыкает к таким жестким забавам, становится жестоким и к людям. Ребенок, который заботится о животном, становится добрее и к окружающим.

Надо стремиться к воспитанию в ребенке активной доброты. Иногда дети бывают жестокими по отношению друг к другу. Проявление жестокости они видят по телевизору, на улице. «Пока существует в мире зло, наша мерка добра, с которой мы подходим к любому явлению нашей повседневной жизни, должна быть особенной. Каждой частицей души мы должны ненавидеть социальное зло и быть готовыми к схватке с ним». (В. А. Сухомлинский. Добро и зло).

Проявление зла в жизни – это все то, что мешает людям жить по принципам морали: эгоизм, жестокость, равнодушие, несправедливость, неуважительное отношение к людям. Важно, чтобы дети поняли, что силу человек должен направлять на защиту слабого, нельзя проходить мимо, когда кого-то обижают.

Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность детей стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для учеников должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с неизбежными трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем не сравнимую радость доставляет общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно полезной деятельности. И мы, педагоги, должны постараться сделать все, чтобы процесс воспитания был эффективным.


Период школьного обучения ставит специфические задачи воспитания. Это качественно новый этап формирования личности (в сравнении с предыдущим дошкольным периодом). Особенности воспитания детей школьного возраста - это и перераспределение нагрузки (резкое увеличение умственной, и столь же заметное ограничение физической нагрузки), и изменение социальной роли ребенка, и постоянная сознательная деятельность в рамках коллектива.

1 184909

Фотогалерея: Особенности воспитания детей школьного возраста

Для семьи школьный период также представляет собой серьезное испытание.

Ответственность родителей заключается, прежде всего, в умении организовать день школьника. Именно родители (обычно этим занимается мама) играют здесь ведущую роль. Хорошо, если мама сохранит свою организующую роль на протяжении всей начальной школы. В самом начале она полностью выстраивает процесс (определяет время, когда вместе со школьником они готовят уроки; устанавливает время для прогулки, для помощи по дому, общения с друзьями, посещения кружков, а также, свободное время). Но постепенно и очень осознанно мама делегирует часть своей ответственности ребенку. Так, уже со второго класса девочки обычно в состоянии готовить уроки самостоятельно (мальчики - с третьего). Маме остается только общий ненавязчивый контроль за процессом.

Огромную роль в воспитании играет распорядок дня, предполагающий физиологически обоснованное чередование учебной нагрузки и отдыха. При этом вполне возможны разумные подвижки в занятиях (ведь не человек существует для режима, а наоборот). Но в целом общая повторяемость действий должна сохраняться. Тогда организм школьника подстраивается под этот ритм деятельности, и ребенку легче, его день становится предсказуемым и понятным.

Постепенно передается школьнику и ответственность за определенную работу в сфере домашнего хозяйства. У школьника обязательно должны быть какие-то приемлемые для его возраста обязанности, которые он должен регулярно выполнять. Принцип тот же. Сначала ребенок делает новую работу вместе с мамой, затем постепенно ответственность за ее выполнение перекладывается на школьника.

Трудовые обязанности по дому имеют огромное значение в домашнем воспитании. Они формируют навыки разумной дисциплины, обучают самоорганизации, тренируют волевую сферу. При этом мальчикам обычно требуется больше самостоятельности, а девочкам - больше заботы о них

К другим особенностям воспитания детей школьного возраста относится постепенное увеличение самостоятельности ребенка. Оно позволяет школьнику почувствовать себя в новой социальной роли взрослого или почти взрослого человека. Кроме того, он имеет возможность попрактиковаться в решении поставленных самим собой или внешним значимым окружением (родители или школа) задач. Родителям следует с пониманием относиться к этим переменам в личностном развитии ребенка. Он остро нуждается в Вашей постоянной поддержке, понимании и одобрении своей деятельности. Хорошие родители достаточно гибки и стараются учесть, что их ребенок подрос, что для него сейчас имеют огромное значение его успехи и неудачи в школе. Ведь школьное обучение воспринимается детьми как социально значимая деятельность. Именно поэтому отсутствие понимания и разумного одобрения (не захваливания!) со стороны родителей может нарушить первоначальный контакт в семье.

Важное значение в этот период имеет физическое развитие ребенка, хотя и не все родители осознают это. Ведь современный пассивный образ жизни горожан лишает школьников жизненно необходимых для растущего организма физических нагрузок. Поэтому занятия спортом призваны восполнить этот недостаток нагрузки. Физические упражнения значимы не только для здоровья. Они являются важной частью системы воспитания. С их помощью укрепляется волевая сфера, ребенок учится ставить цели перед собой и достигать их, учится преодолевать лень, инертность, усталость. В конечном итоге, правильные физические нагрузки обучают школьника самообладанию и самодисциплине.

Качественное воспитание детей школьного возраста
невозможно без определенных знаний по возрастной психологии ребенка. В частности, важно учитывать, что все большее влияние на воспитание личности школьника начинает оказывать не семья, а социум. Это как раз та среда, которая в идеале должна была бы подтверждать базовые установки, усвоенные детьми в семье, укреплять их в сознании школьников. В реальной жизни сегодня так происходит редко. Как правило, школьный социум (особенно в подростковом периоде) стремится противопоставить себя традиционным установкам семейного воспитания. К сожалению, это стало уже частью культуры нескольких последних поколений. Но не отчаивайтесь! Практика показывает, что воспитать достойных детей можно и при наличии этого временного конфликтного периода между поколениями «отцов» и «детей». Вопреки всем опасениям, конфликтный возраст проходит, и отношения в семье стабилизируются. Одновременно и родители, и подросток неожиданно для себя осознают совершенно четко, что произошли некие качественные перемены во взаимоотношениях.

Особенности воспитания детей в школьном возрасте предусматривает и учет половозрастной специфики поведения в эти годы. Например, замечено, что примерно с 8 лет дети играют главным образом с представителями своего пола. Одновременно происходит игнорирование, а то и наблюдаются элементы враждебного отношения к представителям противоположного пола. Это просто закономерный этап развития. В этот период все девочки для мальчиков становятся ябедами, приставалами и занудами. Девочки же считают всех мальчишек драчунами, задирами и хвастунишками.

Именно в сознании детей школьного возраста формируются такие понятия, как дружба, товарищество. Ближе к подростковому возрасту складываются и элементы восприятия межполовых взаимоотношений. Именно в этот период обычно возникает первая любовь, особенно у девушек.

Понимание собственной ценности

Задача родителей и близких ребенку людей состоит не только в том, чтобы вовремя накормить ребенка, хорошо и по сезону его одеть, следить за тем, чтобы он был чист и опрятен, чтобы он не заболел, но и в том, чтобы воспитать в нем человека самостоятельного, ответственного, деятельного, грамотного, уверенного в своих силах и возможностях. Не велика вероятность того, что в деле воспитания мама и папа добьются значительных успехов, если они не будут воспитывать в ребенке понимание самоценности. Говоря о понимании самоценности, мы имеем в виду все не возвеличивание собственного «Я», что сделало бы из ребенка отъявленного себялюбца и не очень доброго человека, а имеем в виду осознание свое уникальности, своих умения и в чем-то таланта, осознание своей значимости для любящих близких людей, любовь коих к нему не просто эмоции и ласки, а каждодневный кропотливый труд в течение многих- многих лет; в понимание самоценности можно вложить и надежды этих любящих близких людей: нет, не напрасно мы прожили жизнь, не напрасно преодолевали трудности - вырастет с нашей помощью человек, который будет лучше нас...

Как воспитывать понимание самоценности у ребенка?

Соблюдая принципы регулярности и последовательности, следует заострять внимание ребенка на самооценке. Даже если ребенок и не высоко оценивает свои успехи и возможности, можно эти оценки несколько завысить (выдать небольшой «аванс», который ребенка не испортит). Повышенные оценки будут неплохим стимулом для ребенка в дальнейшем: поверив в то, что данное дело у него действительно получается, он приложит все силы и старания и, можно не сомневаться, достигнет заметных успехов. Наблюдая за своим ребенком изо дня в день, всякая мама знает, что ребенку более всего интересно и что у него лучше получается. Обнаруженные способности ребенка и следует хвалить, а совершенствование способностей всячески одобрять; нельзя скупиться на похвалу, если у ребенка в избранном им деле появляются несомненные успехи - в рисовании, например, или в пении, или в спорте и т. д. Поверив в себя, уверившись в том, что в каком-то деле он едва не лучший (среди сверстников, имеется в виду), ребенок сумеет достичь очень хороших результатов. Но главным результатом будет формирование уверенного в своих силах, знающего себе цену человека, человека слова и чести, которому во всем можно довериться, а которого всегда можно положиться.

Уметь видеть достоинства

Отношения с ребенком будут крепче и процесс воспитания конструктивнее, если родители будут не только видеть недостатки в ребенке и многоразличными способами угнетать их, но и стремиться увидеть в нем достоинства (любовь к близким людям, уважение к окружающим, заботливость по отношению к младшим, честность, совестливость, трудолюбие и т. д.). Систематическое подчеркивание достоинств, целенаправленное развитие их в ребенке - залог правильного воспитания. Взлелеивание в личности ребенка положительных качеств - есть не что иное, как деятельная любовь к ребенку, переоценить которую невозможно.

Не следует забывать похвалить ребенка, если есть за что. Похвала важна для любого человека, а для ребенка - тем более. Каждый успех, даже небольшой, младшего школьника должен сопровождаться вашим одобрением. Ваше одобрение для ребенка - большой стимул.

Еще сильно подражательство

Хотя ваш ребенок уже ходит в школу и хотя вы порой называете его взрослым, он еще склонен подражать тем людям, которых уважает и любит и которых имеет возможность наблюдать. Главным образом, он подражает вам, родителям (но может подражать и кому-либо из учителей). Это по-прежнему налагает на вас некоторую ответственность. Вы обязаны постоянно следить за собой - за своим опрятным внешним видом, за своими высказываниями, поведением и т. п. Если вы вдруг обнаружили, что ребенок по отношению к вам груб и слова, какие он вводит в свой лексикон - нельзя назвать изящными, если у него пуговицы застегнуты через одну, а воротник «перекручен», то, прежде чем браниться, обратите взор на себя.

Уметь говорить «нет»

Уметь отказаться от чего-либо, невзирая на лица и авторитеты, уметь сказать твердое «нет» тому, что тебе неинтересно, а порой и вредно, — от тех же сигарет, рюмки, от наркотиков и вообще от действий, которые ты не хочешь совершать, — умение, какое очень пригодится в жизни, умение, какое можно назвать проявлением силы. К сожалению, не все люди, даже взрослые, умеют это «нет» говорить, и потому попадают в неловкие ситуации, подчиняются чужому влиянию, становятся марионетками в чьих-то руках со всеми вытекающими последствиями...

Умению говорить «нет» нужно обучать с детства. Можно прибегнуть к помощи простенькой игры. Мама предлагает ребенку те или иные вещи и предметы, предлагает совершить определенные действия, а ребенок отвечает ей «да» или «нет», в зависимости от того, как он к этим предметам и действиям относится. Среди предлагаемого должны быть названы и си-гареты, и вино, и наркотики - да, да! ребенок должен знать своих врагов «в лицо», должен понимать, откуда исходит опасность; он должен быть готов к тому, что однажды некий искуситель вкрадчивым голосом предложит ему попробовать той или иной «дури».

Твой дом - твоя крепость

Эта старая, как мир, поговорка: «твой дом - твоя крепость» должна быть у ребенка в «багаже» и не в самом дальнем углу сего «багажа». Вам следует объяснить ребенку, что мир, к сожалению, не так розов, как это, может быть, представляется, что мир полон опасностей, боли, бед. И только дома за дверью, за крепкими каменными стенами, в атмосфере родительских заботы и любви ребенок может полностью расслабиться и отдохнуть. Но как только он выходит из дома, он должен быть собран, предельно внимателен и готов к борьбе.

Конечно, все только что сказанное для ребенка просто слова - быть может, тревожные, но все же слова, за какими он не видит конкретного. То, что вы хотите сказать, ребенку будет понятнее (и потому запомнится) на примерах. Вот тут вы и должны включить свою фантазию и смоделировать несколько ситуаций, представляющих опасность для любого ребенка: оживленное автомобильное движение на улице и несоблюдение правил перехода; хулиганы, задирающие других детей; открытый колодец теплосети; купание в водоемах в отсутствие родителей да еще в неприспособленных для купания местах; неосмотрительность и шалости во время гололеда; проникновение на стройплощадку; «экскурсия» на крышу высотного здания и т. д. Об опасностях, с какими ребенок может столкнуться вне дома, необходимо постоянно напоминать; у ребенка память крепка только на то, что ему интересно, — на всякие безделушки, главным образом.

Организации, обеспечивающие безопасность

Обязанность мамы - рассказать ребенку о тех организациях, какие обеспечивают безопасность граждан: о противопожарной службе, о милиции, о службе скорой помощи, о ЖЭСе. Ребенок должен четко знать функции этих служб, представлять ситуации, в которых с той или иной службой необходимо связаться, и знать номера телефонов соответствующих служб. Поскольку ребенок может номера телефонов и забыть (ему, посещающему школу, теперь приходится запоминать много всего), будет лучше, если мама запишет нужные телефонные номера на отдельном листочке, который всегда на виду. Ребенок уже достаточно взрослый, и вы доверяете ему ключ от квартиры, и ваш младший школьник часто остается дома один; кто знает, что может в ваше отсутствие случиться. Ребенок должен знать, как в разных ситуациях поступать.

Связь - это важно

На том же листочке, о котором мы говорили выше, могут быть написаны номера рабочих телефонов родителей, бабушек и дедушек, номера телефонов друзей, соседей. Всякое может случиться в отсутствие родителей; например, внезапно потек кран и требуется экстренная помощь... Кто тут может быть первым помощником? Разумеется, соседи. Конечно же соседи должны быть предупреждены, что однажды ребенок может позвонить им и обратиться за по-мощью. Другая ситуация: ребенок один дома, а в квартиру звонят. Ребенок видит в дверной «глазок» незнакомых людей, причем сказанная уверенным голосом классическая фраза «папа спит, просил не беспокоить» нисколько не смущает нежданных гостей. Здесь самое время набрать номер телефона ближайших соседей - тех или других...

Быть начеку

Ребенок вернулся из школы, отдохнул, выполнил часть домашнего задания и собрался немного погулять. В качестве напутствия ему: осторожность, еще раз осторожность. И особенно в отношениях с незнакомыми людьми... Ребенок должен ответить отказом, если кто-то из незнакомых или даже малознакомых взрослых приглашает его сесть в машину, настойчиво приглашает прокатиться, предлагает угощение, просит или, наоборот, угрожает. Также должен последовать отказ, если незнакомый взрослый Человек зовет ребенка к себе домой, просит помочь внести в дом какие-то коробки (они совсем не тяжелые, не бойся!) или завести в дом взятого на поводов очень милого щенка и т. д. От незнакомых людей могут последовать и просьбы иного рода: «принеси, малыш, попить», или «вынеси спички», или «принеси для собачки кусочек колбасы», или «для голубей хлебушка». Понятно, что такие безобидные просьбы следуют после непродолжительного разговора о родителях, «которые, наверное, на работе, а ты один, бедняжка, скучаешь». Дальше все развивается по следующему сценарию: ребенок вприпрыжку бежит домой, открывает своим ключом дверь, а грабитель уж тут как тут и врывается в квартиру, можно сказать, «на плечах у ребенка»... Часто возникает такая ситуация: ребенок вызвал кабину лифта и ждет, когда она подойдет, а тут на лестничной площадке появляется незнакомый взрослый и тоже собирается воспользоваться лифтом. Как должен поступить ребенок? Он поступит благоразумно, если поднимется на свой этаж по лестнице. Ребенок обязан всегда помнить правило: с незнакомыми людьми в кабину лифта не входить!

Бывает недостаточно только рассказать ребенку о ситуациях, могущих представлять для него опасность. Ребенок кивнет и через пять минут о науке забудет. Чреватые опасностью ситуации лучше всего проиграть и, может, не один раз; практические занятия запоминаются надолго. На всякую конкретную ситуацию ваш ребенок должен, не задумываясь, выдавать заранее оговоренную конкретную реакцию.

Знать свой район

Ребенок ваш уже достаточно взрослый и гуляет без вас. Разумеется, вы не позволяете ему уходить дальше своего двора и время от времени контролируете - посматриваете на ребенка из окна (здесь ли он? с кем он? как он?). Но время идет, у вашего ребенка появляются новые друзья, новые увлечения. Постепенно он теряет интерес к своему двору, в коем ему известны каждый камень, каждое деревце, и ребенок несколько увеличивает круг своих прогулок. Иногда без спросу. Здесь и возникает некоторая опасность - если ребенок плохо знает свой район и если сводится к нулю контроль со стороны родителей.

Одна из задач мамы - познакомить ребенка с тем районом, в котором семья живет, а заодно и с приле-гающими районами. Наверняка вы это уже сделали давно, во время ежедневных совместных прогулок. Ребенок должен знать места в своем районе, какие ему без взрослых посещать воспрещается: строительные площадки, неблагоустроенные территории (пустыри), территории под проводами электропередач и возле трансформаторных будок, густые кустарники, лесопосадки вдоль дорог и т. п.

Должен знать ваш ребенок и так называемые криминогенные места в районе и избегать их. Поговорите с учителями вашей школы. Они обычно в курсе всех событий, что в районе происходят. Участковый милиционер и сотрудник детской комнаты милиции - довольно частые гости в школе. Именно потому, что участие в воспитательном процессе школьника входит в их функции.

Давать ребенку «выбегаться»

Организм ребенка только тогда развивается правильно, когда он не ограничен в движении. Помня об этом, вы должны давать ребенку возможность «выдаться», сбросить «избыток» энергии. В школе у детей такой возможности нет (во всяком случае беготня по коридорам и классам во время перемены не приветствуется; педагоги следят за соблюдением норм поведения). Но вернувшись из школы, пусть ребенок подвигается, попрыгает; лучше, конечно, совместить проявления физической активности с прогулкой, иначе дома будет сплошной «тарарам» и бедлам. Хороший выход - занятия ребенка в оборудованном в квартире спортивном уголке со «шведской стенкой», турником, диском «Здоровье» и пр.

Самоконтроль и контроль

Самоконтроль у младшего школьника еще недостаточен. Ребенок может загуляться по пути из школы и опоздать к обеду, может чересчур увлечься игрой и не выполнить домашнее задание, может вообще не стремиться к выполнению домашнего задания, полагая, что школа - это большая игра, правила в которой можно менять произвольно... Поэтому контроль со стороны родителей необходим (и необходим он будет еще долго). Вы, однако, должны позаботиться о том, чтобы контроль ваш не был слишком навязчив и чтобы он не сводился к окрикам и ворчанию. Контроль тогда хорош и эффективен, когда он доброжелателен. Вам понадобится в деле воспитания культурного, образованного человека много сил и терпения, но дело, согласитесь, стоит того.

Относиться бережно к внутреннему миру ребенка

Сказать, что те «ценности», какие волнуют вашего ребенка, и ваши ценности значительно отличаются друг от друга - ничего не сказать. То, что может иметь ценность для вашего первоклашки, для вас - просто хлам, который занимает место в детской комнате, в письменном столе ребенка. И вы, конечно, периодически, наводя порядок в квартире, заглядываете к ребенку в письменный стол, проводите строгую ревизию содержимого и выбрасываете в мусорное ведро все на ваш взгляд лишнее, все то, что мешает ребенку учиться, что отвлекает его от учебного процесса... Но делаете вы это напрасно. Столь жестоким с позиции ребенка наведением порядка (ребенок стоит рядом испуганный и, разумеется, согласный с вашими действиями; притихший, он слушает ваш выговор и кивает, но в глубине души очень сожалеет о своих потерянных «сокровищах») вы попираете его внутренний мир, который своеобразен и хрупок, вы разваливаете тот «домик», в котором ребенок время от времени находит для себя укрытие от трудностей и бед реального мира, вы, быть может, гасите тот све-тильник, какой освещает детский волшебный мир...

Относитесь к своему ребенку щадяще; никогда не забывайте, что перед вами еще ребенок, который еще долго будет таковым оставаться. У ребенка должны быть свои секреты, должен быть свой мирок, в который взрослому хода нет. Так, лелея свои маленькие секреты, ребенок чувствует себя более защищенным перед лицом реалий жизни - огромных, кажущихся непреодолимыми и порой пугающих... Если вы стремитесь к наведению порядка и не хотите ранить внутренний мир ребенка, не хотите самым варварским способом вломиться в психологическое пространство ребенка, отнеситесь в «вещам» в детской комнате и в письменном столе с его тайными уголками с пониманием, терпимо. Наилучший выход: пусть ребенок сам наводит порядок, сам делает ревизию. Поставьте посередине комнаты мусорное ведро, и пусть ребенок в спокойном состоянии решит, что еще представляет для него ценность, а что эту ценность уже утратило и с чем не жалко да и пора расстаться.

Если ребенок спорит

Наверное, следует более радоваться, нежели огорчаться, тому, что ребенок спорит с мамой, отстаивает свою точку зрения, предлагает свои варианты решения какого-то вопроса (если, конечно, это не спор, не протест вроде «не хочу умываться», «не хочу делать уроки», «в школу идти не хочу» и т. п.). Радоваться потому, что такое поведение уже может рассматриваться как проявление самостоятельности ребенка, проявление стремления его к взрослости. Ино-гда ребенок спорит весьма эмоционально, особенно если в доме царит дух демократии и угроза наказания не витает ежеминутно в воздухе. Маме не рекомендуется во что бы то ни стало настаивать на своем. Если она видит (соотносясь с собственным жизненным опытом), что ребенок ошибается, она должна выждать некоторое время, пока ребенок не успокоится, и аргументировано, без сильных эмоций доказать свою правоту. Тем самым она преподаст урок культуры спора (диалога, полемики), научит ребенка опираться в споре на аргументы, а не на эмоции, научит принимать взвешенные решения. Непременное условие, о каком мама должна помнить, — уважение к ребенку в споре. Чувствуя уважение, ребенок становится критичнее к своим словам; постепенно он начинает понимать, что самостоятельность не может существовать отдельно от чувства ответственности.

Если спор зашел далеко

Зачастую спор между мамой и ребенком начинается из-за сущего пустяка, но если ни мама, ни ребенок оказываются не в силах управлять своими эмоциями, тогда эмоции начинают управлять их поступками, их поведением в целом. И спор может зайти далеко - вплоть до взаимных оскорблений и иных проявлений неуважения, вплоть до агрессии. Понятно, что ребенок неопытен и может сорваться. Но бывает, что и мамы позволяют себе утратить образ всепонимания и доброжелательности. Это плохо. Мама во взаимоотношениях с ребенком должна выполнять роль гаранта стабильности. Иной раз нужно уметь остановиться в споре и подумать, стоит ли игра свеч, стоит ли та мелочь, из-за которой «разгорелся сыр - бор», из-за которой никто не хочет уступить, утраты добрых взаимоотношений.

Ценить доверие ребенка

Если ребенок, встретившись с трудностями (в школе, во дворе), не замыкается, не грустит, спрятавшись в уголке, а идет с доверительным разговором к маме, ей остается только порадоваться: отношения между ней и ребенком сложились именно такие, к каким и следует всем мамам стремиться. Доверительность в отношениях дает маме возможность устранять некоторые детские проблемы быстро и «меньшими потерями». Она вовремя даст совет, и ребенок, поступив в соответствии с ним, сможет избежать кон-фликтной ситуации. Кроме того, доверительность предполагает полную откровенность. Разобравшись в ситуации, мама поможет решить вопрос в духе сотрудничества: посоветует оказать помощь другу, попавшему в трудное положение, побудит к великодушию по отношению к недругу (очень часто случалось, что недруг, впечатленный проявленным к нему великодушием, становился самым надежным другом). Доверительность в отношениях родителей и ребенка не только облегчает ребенку жизнь, не только имеет заметное воспитательное значение, но и укрепляет эти отношения, делает их дружескими.

Эмоциональный климат в семье и состояние ребенка

Из этого правила нет исключений: какой сложится эмоциональный климат в семье, таково будет и состояние ребенка. Если обстановка в доме доброжелательная, если к ребенку внимательны и уважительны, если отношения между ребенком и родителями сложились доверительные, то ребенок спокоен, у него преобладают положительные эмоции, взгляд его на будущее полон оптимизма. Хорошая обстановка в семье благотворно влияет не только на психическое состояние ребенка, но и на его физическое состояние. Практика показывает, что в благополучных семьях дети болеют реже; иными словами, ребенок, у которого спокойно на душе, обладает большей сопротивляемостью болезням. Разговоры о «гормоне счастья», какие вы, быть может, слышали, не пустые разговоры... Если же обстановка в доме, мягко говоря, далека от идеальной, если царит тирания и ребенок никакой не «свет в окошке», а «принеси-подай» и «попробуй пикнуть!», если ребенку в доме спокойно только тогда, когда он забьется в какой-нибудь уголок, то такому ребенку вряд ли позавидуешь. В настроении у него будут преобладать нервозность и раздражительность, подозрительность. Кроме того, такой ребенок, наверное, не достигнет особых успехов в школе (успехи приходят, когда дело делают с желанием и с удовольствием, а не когда его делают из страха, из-под ремня). Ребенок, в семье у которого хронически неблагополучно, обычно отличается слабым здоровьем.

Осторожнее с критикой!

Ваш ребенок постоянно занят каким-то интересующим его делом, если, конечно, он не болен и если не смотрит из-за родительского бездумного попустительства мультики с утра до вечера. Напомним: игра для ребенка - тоже важное дело; часами лежать на диване и уныло смотреть в потолок - состояние не характерное для ребенка. Понятно, что не всякое дело у ребенка получается сразу и хорошо; он сто раз наошибается, прежде чем однажды сотворит дельное. Если у него что-то не получается, не рекомендуется спешить с критикой, тем более с жесткой или злой (насмешливой) критикой. Несвоевременная и несоответствующая критика обижает ребенка и неформирует в нем нежелательные комплексы: ребенок становится менее уверенным в себе, менее активным, и что немаловажно - в нем подавляется активность творческая. В будущем из боязни ошибиться или не достигнуть желаемого результата ребенок откажется от дела вообще, постарается уклониться от него и возложить его на плечи других... Если ребенок, занятый чем-то, и совершает ошибку, и, по вашему мнению, заслуживает критики, будьте с критикой осторожнее: во-первых, не спешите с ней, а во-вторых, высказывайте критические замечания по возможности мягче. Осторожно, доброжелательно критикуя, помогите ребенку исправить ошибку. Обозначьте альтернативные пути для выхода из затруднительного положения.

Позаботиться о круге общения ребенка

Ваш ребенок будет лучше развиваться (и психически, и физически), лучше ориентироваться в людях, в обществе, лучше знать свое место в обществе, станет более уверенным в себе, более информированным, более контактным, что весьма пригодится ему в жизни, если вы будете целенаправленно и последовательно расширять круг его общения. У него есть друзья и приятели во дворе, у него появилось много друзей в школе, но этого, можно с уверенностью сказать, недостаточно. Старинная тюркская поговорка гласит: если у тебя имеется тысяча друзей, не полагай, что это много. И вы, любящая мама, должны помочь своему ребенку. Берите его с собой, когда идете к подруге в гости, когда идете куда-нибудь по делам - на работу, в библиотеку, в предприятия службы быта, к кому-либо в офис и т. д. Покажите ребенку пример контактности и общения; продемонстрируйте, что эти важные качества основываются на доброжелательности, вежливости, обаянии. Покажите вашему ребенку, что не нужно бояться (стесняться) заговаривать с людьми, объясните, что каждый человек - это огромный и неповторимый мир, что только от тебя в данный момент зависит, доверит ли этот человек тебе одну из своих граней, обогатит ли тебя чем-нибудь в духовном плане.

Организовывать подвижные игры

Подвижные игры, многоразличные игры-соревнования необходимы для нормального физического развития ребенка, поскольку именно в движении дет-ский организм (в частности, костно-суставная, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная системы и пр.) развивается так, как ему следует развиваться. Но подвижные игры - это еще и прекрасная возможность для эмоциональной разрядки. Ребенку дома говорил папа: «Сиди тихо, не мешай»; ребенку в школе говорили учителя (а директор даже грозил пальцем): «Не мешай другим, сиди тихо»... Но вот пришло время, и кто-то организовал подвижную игру: можно пошуметь-покричать всласть, можно посмеяться, прогневаться, поторжествовать и таким образом «прокатать» без оглядки на вечно занятого папу или на строгую классную даму всю гамму эмоций от альфы до омеги и обратно. Подвижные игры и, как их еще называют психологи, эмоционально насыщенные игры легко снимают с ребенка скованность, делают его более контактным, уверенным в себе, расширяют круг друзей.

  • Глава 3 Управление образовательными системами
  • 3.1. Государственно-общественная система управления образованием в рф. Общие принципы управления общеобразовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления
  • Вопросы и задания
  • 3.2. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
  • Вопросы и задания
  • 3.3. Основные функции управления школой: целеполагание, планирование, организация, контроль
  • Вопросы и задания
  • 3.4. Инновационная направленность педагогической деятельности. Формирование инновационной среды в педаго­гическом коллективе
  • Вопросы и задания
  • 3.5. Методическая работа в школе. Повышение профессионально-педагогической культуры учителей, их аттестация
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 4 История педагогики и образования
  • 4.1. Культурно-исторический характер воспитания. Трансформация целей и содержания образования на разных этапах развития человеческой цивилизации и мировой культуры
  • Вопросы и задания
  • 4.2. Развитие ведущих идей воспитания и образования в истории мировой культуры и педагогической мысли
  • Вопросы и задания
  • 4.3. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве я. А. Коменского. Значение педагогической теории я. А. Коменского для развития педагогической науки и практики
  • Вопросы и задания
  • 4.4. Теория элементарного образования и развивающего обучения и. Г. Песталоцци. Влияние педагогических взглядов и. Г. Песталоцци на развитие теории и практики начального образования
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 5 Нормативно-правовое обеспечение образования
  • 5.1. Нормативно-правовое обеспечение современного образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в международном и федеральном образовательном законодательстве
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Раздел 2
  • Вопросы и задания
  • 6.2. Особенности развития младшего школьника. Учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 7
  • Вопросы и задания
  • 7.2. Мотивы учения. Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов у младших школьников
  • Вопросы и задания
  • 7.3. Педагогический процесс в начальной школе, его содержание и структура. Понятие о педагогических закономерностях. Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная и развивающая
  • Вопросы и задания
  • 7.4. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе
  • Вопросы и задания
  • 7.5. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе
  • Вопросы и задания
  • 7.6. Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы и его функции
  • Вопросы и задания
  • 7.7. Учебные планы и программы, их характеристика. Учебник и учебные пособия. Вариативность учебных планов, программ, учебников
  • Вопросы и задания
  • 7.8. Методы обучения. Многомерная классификация методов. Проблема выбора методов в начальной школе
  • Вопросы и задания
  • 7.9. Методы устного изложения
  • Вопросы и задания
  • 7.10. Метод работы учащихся с учебником и книгой
  • 7.11. Наглядные и практические методы обучения
  • Вопросы и задания
  • 7.12. Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные
  • Вопросы и задания
  • 7.13. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования к современному уроку в начальной школе
  • Общие требования к уроку:
  • Дидактические требования к уроку:
  • Воспитательные требования:
  • Развивающие требования:
  • Гигиенические требования:
  • Вопросы и задания
  • 7.14. Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку
  • Вопросы и задания
  • 7.15. Организация домашней учебной работы младших школьников
  • Вопросы и задания
  • 7.16. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшим школьником. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 8 Теория и методика воспитания младших школьников
  • 8.1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке
  • Вопросы и задания
  • 8.2. Современные концепции воспитания. Характеристика гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников
  • Вопросы и задания
  • 8.3. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Вопросы и задания
  • 8.4. Общие свойства и закономерности процесса воспитания школьников. Характеристика принципов воспитания
  • Вопросы и задания
  • 8.5. Понятие о методах,приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах
  • Вопросы и задания
  • 8.6. Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания
  • Вопросы и задания
  • 8.7. Базовая культура личности как основа содержания воспитания в современной начальной школе. Направления воспитательной работы с младшими школьниками
  • Вопросы и задания
  • 8.8. Коллектив и его сущность. Особенности становления коллектива младших школьников. Методы формирования детского коллектива
  • Вопросы и задания
  • 8.9. Воспитательная система школы. Многообразие школьных воспитательных систем. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах
  • Вопросы и задания
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 9 коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников
  • 9.1. Сущность коррекционно-педагогического воздействия, его функции, виды, формы в личностно-ориентированном обучении младших школьников
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 10 История воспитания и начального образования в России
  • 10.1. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси. Различные типы начального обучения. Школа в 18 веке. Сущность реформирования образования в России 18 века
  • Вопросы и задания
  • Вопросы и задания
  • Вопросы и задания
  • Вопросы и задания
  • 11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 12 Социализация личности ребенка в системе начального образования
  • 12.1. Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности
  • Вопросы и задания
  • 12.2. Ребенок как объект и субъект социализации. Социальный опыт ребенка как основа его социализации
  • Вопросы и задания
  • 12.3. Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Показатели сформированности социальной активности младшего школьника
  • Вопросы и задания
  • 12.4. Принципы социального воспитания младших школьников. Содержание, виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьникам
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 13 Педагогические технологии начального образования
  • 13.1. Технологии педагогического взаимодействия учителя и учащихся начальных классов. Мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей
  • Вопросы и задания
  • 13.2. Личностно-ориентированные технологии начального образования
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 14 Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
  • 14.1. Малокомплектные школы и их типы. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
  • Примерное расписание уроков малокомплектной школы в I полугодии
  • Вопросы и задания
  • 14.2.Урок в малокомплектной школе. Организация самостоятельной работы учащихся. Особенности подготовки учителя к уроку в малокомплектной школе
  • Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке
  • Самостоятельная работа под руководством учителя
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 8 Теория и методика воспитания младших школьников

    8.1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке

    В современной педагогической теории существуют различные точки зрения на определение понятия «воспитание». Приведем наиболее известные из них.

    В философии воспитание трактуется как «воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника». В современной педагогике процесс воспитания раскрывается с точки зрения воздействия на личность ребенка, и предлагаются различные определения данного понятия в широком и узком смыслах. В широком социальном смысле воспитание – передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Данное определение отражает историческое понимание данного процесса, который появился в период зарождения цивилизации. В узком социальном смысле воспитание понимается как направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Данное определение, по нашему мнению, имеет право на существование, но в нем не указана необходимость координации разных социальных институтов в процессе воспитания ребенка.

    В широком педагогическом смысле процесс воспитания – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В данном определении акцент ставится на управляемость процесса воспитания и интегрированность данного процесса в целостный учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. По мнению К.Д. Ушинского, «воспитание – это преднамеренная деятельность, осуществляемая школой, воспитателями, наставниками».

    Также воспитание трактуется как «сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы…» (О.К. Бабанский, В.С. Кукушин, В.А. Сластенин).

    В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития и воспитания выделяются три основных направления:

      биологическое,

      социологическое,

      биосоциальное.

    Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Сюда можно отнести теорию авторитарного воспитания, теорию свободного воспитания, гуманистическое воспитание, которое имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.

    Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процес­са, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор со­держания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов и умаление роли других неизбежно приводят к снижению эффективности педагогического процесса в целом.

    Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и внешними. Выделяют следующие группы противоречий :

      объективные противоречия , обусловленные социальными процессами и явлениями (напр., порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими, информационными и др. процессами, происходящими в мире, стране или конфликт отцов и детей);

      объективные внутренние противоречия , отражающие диалектику самого педагогического процесса (напр., между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей, между целями и мотивами деятельности и пр.);

      субъективные противоречия, порожденные несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений.

    Проблема целей воспитания является важной проблемой в педагогике. Определение целей обучения и воспитания на каждом историческом этапе развития общества обусловлено политическими, идеологическими и общественно-экономическими факторами. Если последовательно проанализировать этапы развития человеческого общества, то можно выделить огромное разнообразие подходов, концепций, мнений и взглядов, которые послужили основаниями для формулирования целей обучения и воспитания. Эти подходы связаны с именами Платона, Аристотеля, М.Ф. Квинтилиана, Я.А. Коменского, Дж. Локка, К.Гельвеция, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталлоци, И. Гербарта, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других.

    В связи с изменением образовательной парадигмы, меняются цели воспитания на современном этапе. На современном этапе развития общества проблемами целеполагания занимаются такие исследователи, как И.А. Колесникова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Ш.А. Амонашвили, М.И. Шилова, В.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский и другие ученые – исследователи.

    Рассмотрим точки зрения ученых на понятие цели воспитания, которое почти во всех определениях трактуется как идеал, к которому стремится общество. Например, в философском энциклопедическом словаре цель воспитании трактуется как «способствование развертыванию воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»).

    По мнению А.С. Макаренко, цели воспитания не могут быть выведены не из чего другого, кроме как из общественных потребностей. К.Д. Ушинский говорил что, «если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитания, то должны, прежде всего, создать эту цель». Он подчеркивал, что цели воспитания должны быть жизненными, иметь общественный и личностный смысл.

    Одним из научных подходов к формулировке целей воспитания является то, что в этом деле необходимо опираться на объективные закономерности развития человека, природы и общества. Если обратиться к жизни первобытного человека, то мы увидим, что главной целью его жизни являлось самосохранение и сохранение своего рода. Данная цель объединяла человека с другими природными существами.

    Значимым для истории целей воспитания явились учения древнегреческих ученых.

    Задачей спартанского воспитания являлось «подготовить сочлена классовой военной общины». В Афинах кроме облагорожения личности вообще, важным было нравственное ее совершенствование, от которого зависело совершенство и всей политической жизни. В Средние века большое значение в жизни людей имела церковь со своими церковными догмами, которая все образование держала в своих руках.

    В средневековых монастырях готовили переписчиков книг, создавали библиотеки и школы. Целью воспитания являлось воспитание послушания, уважения к старшим. В эпоху Возрождения главнейшей ценностью признавалось всестороннее развитие личности ребенка. Основной целью воспитания признавалось нравственное и гражданское воспитание, которое направлено на формирование деятельной, социально ориентированной личности, которая обладает чувством собственного достоинства, способна защищать Отечество. Впервые в это время вводится новая задача воспитания – воспитание эстетического вкуса через занятия музыкой, живописью, поэзией.

    Взгляды педагогов на цели воспитания Нового и Новейшего времени оказали большое влияние на дальнейшее развитие науки и практики, так как основывались на гуманистических позициях, на признании того, что ребенок является полноправным членом общества и заслуживает право на выбор. В период строительства новой системы народного образования среди воспитательных задач на первое место выступают такие, как воспитание коллективизма, активности, любви к труду, гуманизма и интернационализма. Основной целью обучения и воспитания советской школы является всестороннее развитие личности школьника

    Взгляды педагогов на цели воспитания на современном этапе развития общества кардинально меняются в пользу развития способностей ребенка, развития его личности, самостоятельной, толерантной, инициативной. В центре образовательно-воспитательной системы должен находиться именно ребенок, и его обучение и воспитание должно организовываться с учетом принципов дифференциации и индивидуализации.

    Все идеи в той или иной мере отражаются в существующих нормативных документах. Например, Законе РФ «Об образовании» указано, что цель воспитания заключается в воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

    В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечено, что главная цель заключается в «формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

    Цель, сформулированная в Государственном образовательном стандарте начального образования соотносится с приведенными целями, но дана несколько сжато: «раскрытие способностей, адаптация к окружающей природе и социальной среде, овладение видами деятельности, формирование личностного отношения к окружающим».

    Перечисленные цели указывают на то, что в настоящее время в обществе идет переоценка ценностей, поворот к личности ребенка, признание приоритета общечеловеческих и национальных ценностей в процессе обучения и воспитания.