Развитие питание ребенка в 1 год. Игры и игрушки. Познание через подражание и активное участие


Остался позади первый и самый значимый год после появления на свет вашего малыша. Сейчас он вполне самостоятельный маленький человечек, снующий по квартире в поисках интересного занятия. Насколько кроха бодр и весел в течение дня зависит от того, какой запас энергии он приобретает, употребляя в пищу определённые продукты. Важно, чтобы питание ребёнка в 1 год было правильным.

Грудное вскармливание

Чем можно кормить малыша? Прежде всего, маминым грудным молоком. Кормление грудью может продолжаться и после достижения ребёнком 1 года. Чаще всего оно происходит утром и перед сном. Можно также покормить малыша ночью.

Нет причин для беспокойства по поводу длительного грудного вскармливания: материнское молоко позволяет сберечь зубки малыша от кариеса, сформировать правильный прикус, пополнить организм полезными микроэлементами и укрепить иммунитет, особенно в зимний период, когда риск подхватить инфекцию велик.

Грудное молоко – это очень важный источник:

  • белка;
  • кальция;
  • натрия;
  • хлора;
  • фосфора и других микроэлементов.

Все эти вещества необходимы для нормального развития костной ткани и здорового функционирования желудочно-кишечного тракта.

Если грудное вскармливание по каким-то причинам пришлось отменить, и малыш употребляет специальную адаптированную под возраст смесь, то после 1 года нужно перейти на смеси, рассчитанные на деток 1–3 лет.

Они обеспечат поступление в организм необходимых питательных веществ. Суточное количество молока или специальных смесей может составлять 550–600 мл в сутки.

Какие продукты необходимы годовалому малышу

Что можно кушать малышу? Какие продукты допустимы в его возрасте? Режим и питание ребёнка с 1 года должны претерпеть изменения. Рацион питания малыша должен быть разнообразным и сбалансированным, особенно в период активного роста. Поэтому к вопросу о том, чем кормить ребёнка после года, нужно подойти весьма серьёзно. Пища и продукты, предлагаемые малышу, должны быть полезными и соответствовать потребностям организма.

Фрукты и овощи

Кормить ребёнка в годик уже можно и даже нужно фруктами, ягодами и овощами. Все эти продукты должны быть свежими и качественными. Лучше всего, если вы сами будете выращивать их на своём приусадебном участке в летний период. В любом случае старайтесь приобретать овощи и фрукты у известного вам поставщика или фермера.

Ягоды, фрукты и овощи полезнее всего давать малышу в сезонное время, отдав предпочтение выращенным в той местности, где вы проживаете. С 1 года можно употреблять зелень.

Свежие фрукты и овощи должны присутствовать в рационе ребёнка в виде пюре или порезанными на небольшие ломтики. Кроха может есть их в сыром виде, если фрукты или овощи достаточно мягкие.

Можно употреблять их и в обработанном виде, например, отварном или запечённом. Лучше всего, чтобы половина нормы фруктов съедалась малышом в свежем виде. Что же касается овощей, то здесь пропорция может быть меньше.

С осторожностью нужно подойти к употреблению ребёнком цитрусовых, так как на них чаще всего у малышей бывает аллергия. Чтобы избежать проблем, лучше отложить их введение в прикорм на более позднее время. Или попробуйте дать малышу сначала совсем маленький кусочек и внимательно понаблюдайте за реакцией организма.

Крупяные блюда

Каши – важный элемент детского рациона. Наиболее полезными считаются гречневая и овсяная крупа. Годовалому ребёнку также можно кушать манную, рисовую, пшённую, кукурузную кашу.

В возрасте одного года лучше отдать предпочтение специальным кашам, изготовленным для малышей с соблюдением всех норм. Обычно их употребляют на завтрак, спустя полчаса или час после пробуждения малыша.

Супы

Кормить ребёнка в год можно также супами и бульонами. Очень хороши и полезны первые блюда на овощном бульоне. Готовить их легко и просто, а польза невероятная. Кроме того, попробуйте разнообразить рацион супами-пюре. Этот вид супа наиболее любим малышами, которые пока не знакомы с кусковой пищей.

Напитки

Соки, компоты, травяные чаи ребёнок может выпить после еды. Не нужно забывать о чистой питьевой воде, её не заменят никакие другие напитки. Воду можно кипятить или тщательно очищать. Кипячёную воду малышу можно давать по мере необходимости в неограниченном количестве.

Другие продукты

Кушать ребёнку любые сладости промышленного изготовления не рекомендуется. Наиболее приемлемым вариантом из сладкого меню считается мёд, патока, натуральные сиропы и сухофрукты. Сахар лучше заменить фруктозой. Для подслащивания каши лучше использовать сладкие фрукты.

Подсаливать блюда также нежелательно. Допустимая норма для годовалого карапуза – 1 грамм в сутки.

С годика ребёнка можно познакомить с хлебными изделиями. Отдать предпочтение стоит пшеничному хлебу, а с ржаным пока подождать, так как он может вызывать процессы брожения в кишечнике.

Продукты, от которых лучше воздержаться до трёх лет

Чем кормить ребёнка в 1 год? Несмотря на то, что карапуз уже не такой маленький, спешить с вводом в рацион ребёнка некоторых продуктов не следует. Более того, от них лучше вовсе отказаться, пока малышу не исполнится три года. Ну а некоторые вредны абсолютно всем независимо от возраста.

  • грибы;
  • орехи;
  • любые полуфабрикаты;
  • газированные напитки;
  • фастфуд;
  • маринованные и солёные продукты;
  • консервы;
  • копчёные и жареные блюда;
  • магазинные десерты;
  • приправы и специи;
  • кофе и какао.

Необходимо упомянуть и о продуктах, к которым нужно подойти с осторожностью.

Помимо цитрусовых, о которых мы уже говорили, это:

  • виноград, которыйусиливает процессы брожения и даёт избыток углеводов;
  • сырая капуста, которая может вызвать вздутие и колики;
  • мёд, ананасы, клубника, киви способны вызвать аллергию;
  • сухофрукты;
  • любые витаминно-минеральные комплексы (если ребёнку не назначил их педиатр).

Суточные нормы пищи

Объём желудка годовалого ребёнка равен примерно 250 миллилитрам. Это необходимо учитывать в размере порции. Один приём пищи не может превышать данный объем.

Оптимальный режим питания ребёнка в 1 год – это принятие пищи 4 раза в день. Перерывы между кормлениями должны составлять не менее 3,5 часов.

Суточный объём пищи для детей до полутора лет – 1000–1200 мл. Рекомендуется распределить его в течение дня следующим образом:

  • четверть съедается за завтраком;
  • 35% выделяется в обеденный приём пищи;
  • 15% ребёнок съедает во время полдника;
  • ужин составляет 25% от всего объёма.

Педагогический прикорм

Сегодня многим стало известно такое понятие как педагогический прикорм. Это вовсе не введение прикорма по строгим стандартам.

Педагогический прикорм – это методика, по которой детям разрешается пробовать еду из тарелки родителей. При этом важно, чтобы папа и мама питались здоровой пищей. Ребёнок, понемногу пробуя «взрослую еду», постепенно к ней привыкает, и перевод на общий стол происходит плавно и гармонично.

Начинаем жевать

К годику кроха уже успел обзавестись 6–8 зубами, а это значит, что теперь он способен сам пережёвывать мелкие кусочки пищи. Никто не торопит вас отказываться от овощных и фруктовых пюре, их также можно употреблять. Однако затягивать с приёмом твёрдой пищи не следует. Процесс жевания позволяет правильно сформироваться челюстному аппарату, воздействует на развитие правильного прикуса и готовит малыша к «взрослой жизни».

Процесс приёма пищи годовалым ребёнком – занимательное зрелище. Маленький первооткрыватель то и дело пытается отобрать у мамы ложку и желает действовать дальше самостоятельно. могут сами есть руками, учатся пить из кружки, «кормят» родителей или игрушку.

Часто кормление ребёнка превращается в баловство. Чтобы этого не происходило, можно воспользоваться некоторыми советами:

  • Заставлять ребёнка есть, если он совсем этого не хочет – не очень хорошая идея. Отпустите его поиграть. Проголодавшись, он сам прибежит на кухню и с удовольствием покушает.
  • Торопиться при кормлении не следует, пусть малыш принимает пищу в удобном для него темпе.
  • Совместные ужины, обеды и завтраки послужат не только хорошим способом сплочения семьи, но могут стать и хорошей традицией. Более того, ребёнок будет следовать примеру взрослых и стараться вести себя за столом правильно.
  • Красиво оформленное блюдо съедается малышом с большей охотой. Поэтому можно применять фантазию и преподносить малышу привычные блюда в необычной форме.

Чтобы малыш был здоров, бодр и весел, нужно прислушаться к нескольким полезным рекомендациям по организации питания малыша 1 года:

  • Ежедневно принятие пищи должно осуществляться в одно и то же время. Стабильный режим кормления ребёнка в 1 год обеспечит чёткую работу всей пищеварительной системы. Отклоняться от установленного графика допустимо в пределах получаса.
  • Питание в год ребёнка должно быть организовано с учётом индивидуальных потребностей, тогда вам не придётся прилагать усилий, чтобы накормить упрямого малоежку и «затолкнуть» ложку с нелюбимой кашей в рот своего чада.
  • Введение любых новых продуктов в рацион питания ребёнка в 1 год нужно начинать постепенно, начиная с небольшой дозы. При этом важно вести наблюдение за реакцией организма ребёнка.
  • Продукты, предназначенные для ребёнка, должны быть свежими. Нежелательно также повторно разогревать детские блюда.
  • Правильное питание всей семьи позволит крохе лакомиться прямо из вашей тарелки. Результат: здоровая семья и отсутствие необходимости готовить ребёнку отдельно от остальных домочадцев.

Видеть счастливыми своих детей – мечта всех родителей. Помните, что их здоровье в ваших руках. Баловать детей, возможно, и стоит, но точно не посредством организации питания. Залог крепкого здоровья – правильное и сбалансированное питание детей и родителей.

1 год – это новый этап в развитии вашего малыша. Первый кризис был в период , он обусловлен привыканием к большому миру после уютного внутриутробного. Теперь наступает кризис первого года жизни, связанный с изменением мировоззрения малыша, ведь именно в этом возрасте он начинает отделять себя от мамы, учиться ориентироваться в мире вещей.

В годик ребенок уже начинает ходить , может самостоятельно вставать на ножки, присаживаться, залазить и слазить с дивана, ходить за ручку по ступенькам. Кроха уже хорошо манипулирует предметами: ставит кубик на кубик, собирает пирамидку (пока еще без учета размера колец), вставляет один предмет в другой (например, может собрать пирамидку–пасочку, вставить в сортере круг, квадрат). Малыш имитирует простые игровые действия: катает и грузит машинку, подтягивает к себе за веревочку игрушку на колесиках, качает, укладывает спать и кормит куклу. Любимые игрушки – различные каталки, большие машинки, кубики, медведь игрушка , . На улице малыши любят трогать цветочки, листья, можно уже показать, как ковырять песочек лопаткой, строить пасочки малыш еще не сможет, а вот ломать их ему очень понравится.

Малыш начинает проявлять , чем не всегда радует маму: то он залез в грязь на улице, то наелся песка в песочнице, то перевернул на стол кашу при попытке самостоятельно набрать ее в ложку и др. Наберитесь терпения, ведь если вы сейчас зарубите на корню эти проявления самостоятельности, то можете вырастить мямлю, который везде будет держаться за мамину юбку и не хотеть что-то делать сам. Не запрещайте все малышу, на пять «да» должно быть одно «нет». В этом возрасте начинаются первые бурные истерики. Родители думают, что так малыш проявляет свой плохой характер, на самом деле это еще не те истерики, на которые нужно реагировать воспитательными действиями, достаточно просто взять кроху на ручки, обнять, приласкать. Ведь ребенок до года привык, что если что-то не так, то на его слезы прибежит мама и успокоит, накормит, покачает. Теперь у малыша стало гораздо больше желаний, чем раньше, говорить и объяснять их он еще не умеет, потому пытается показать их старым проверенным способом.

Ребенку 1 год

Развивайте малыша в игре, осваивайте вместе с ним новые виды творчества : лепку, . Конечно, все это малыш сможет сделать только вместе с вами, но зато такое совместное времяпровождение развивает мелкую моторику рук ребенка, что стимулирует развитие речи. Она, кстати, в годик уже активно развивается. Малыш каждую неделю осваивает новое слово или звук. Теперь он показывает пальчиком и просит называть или давать ему в руки интересующие его предметы. Кроха знает от 4 до 10 слов, умеет имитировать некоторые звуки: жужжание пчелы, мотор машины, мычание коровы и т.д. Обязательно говорите с ребенком на простом понятном, но литературном языке, не сюсюкайте, не говорите только уменьшительно-ласкательными терминами, это будет портить речь крохи, так как он начнет также неправильно называть слова.

В год обычно у современных детей происходит закрытие теменного родничка . Если он еще не закрылся, не пугайтесь, до 1,5 лет это норма. Ножки ребенка еще искривлены, это тоже нормально, в процессе взросления они будут выравниваться. Мальчики в годик весят по норме 9,5-10,5 кг и вырастают до 74-76 см. Девочки весят 9,2-10,1 кг, их рост составляет 73-74 см. Если ребенок больше весит, но и в росте опережает других малышей, то это тоже в пределах допустимого.

К 1 году у малыша прорезывается 6-8 , поэтому уже нужно давать жевательную нагрузку на них. Предлагайте ребенку сырые овощи и фрукты, сушки, сухарики. Многие мамы начинают давать детям слишком много сладкого, малыш, которые еще не знает вкуса конфеты, будет с удовольствием уплетать более полезные лакомства: сухофрукты, орешки, мед. Не увлекайтесь сладкими, солеными, рафинированными, жирными продуктами, перевод малыша за общий стол после года не означает, что пора кормить его колбасой, конфетами, майонезом и прочими не очень полезными продуктами. Такая нагрузка на печень и поджелудочную железу могут спровоцировать и дизбактериоз, и несварение, и ацетонемический синдром, и аллергию. Питание ребенка должно быть разнообразным, но здоровым.

– это праздник для родителей и ребенка . Соберите самых близких родственников, нарядите комнату, поиграйте с малышом, вместо торта на стол можно поставить пирог с вареньем. Не забудьте о подарках, нарядной одежде и первой задутой свечке. Может быть, малыш еще не поймет сути праздника, но ему будет очень весело увидеть любимых бабушек и дедушек в гостях, новые игрушки и услышать теплые пожелания в свой адрес.

Вот и миновал первый год жизни вашего малыша. Позади остались пеленки и распашонки, первые прикормы и прочие заботы раннего возраста. Теперь маленький исследователь становится на собственные ножки. Готовится осваивать большой мир. И у родителей появляются новые вопросы: ? Какие навыки у него должны быть в этом возрасте? Во что играть, в течение дня?

Системно-векторная психология помогает безошибочно определить врожденные свойства и таланты детей. С ее помощью вы сможете уверенно направлять и корректировать развитие малыша.

Наша статья будет полезна для вас, если:

    вы хотите идти в ногу со временем, знать самые эффективные развивающие методики;

    вас что-то беспокоит в поведении или развитии навыков ребенка в 1 год, вы тревожитесь о том, достаточно ли знает и умеет малыш;

    вы хотите успешно контролировать развитие малыша, вовремя предлагать ему новые игры и занятия;

    вас интересует, как определить и максимально развить врожденные таланты ребенка, вырастить его успешным, реализованным и счастливым человеком.

Возрастные нормы и индивидуальные особенности

Педиатры и другие детские врачи опираются на усредненные нормы развития. Существует определенный перечень того, что должен уметь малыш в 12 месяцев. Когда ребенку около 1 года, обычно стартует самостоятельная ходьба, появляется речь, развиваются попытки подражать взрослым.

Но даже по критериям физического развития мы видим, что дети не одинаковы. Один с пеленок более активный, рано встает на ноги, не может усидеть на месте, а другой малыш развивается иначе: как посадили - так и сидит, лучшее место - у мамы на ручках.

С определением норм психологического запутаться еще легче. Например, считается, что в возрасте около года малыш должен заговорить. Но ведь не у всех этот процесс идет одинаково. Кто-то начинает с отдельных слов и наращивает словарный запас постепенно. Другой молчит чуть ли не до 3 лет. А потом сразу общается так, будто все это время тайком энциклопедии читал.

Родители могут теряться, сравнивая своего малыша с другими. Как на самом деле понять - все ли в порядке? И как подобрать игры для детей 1 года, чтобы они учитывали характер малыша?

Тренинг Юрия Бурлана объясняет: каждому ребенку с рождения заданы определенные свойства психики.
Их уникальный набор и определяет то, какие особенности развития будут именно у вашего ребенка.

Эти свойства нужно учитывать при выборе методов воспитания. Без этого знания не обойтись и при выборе развивающих игр для годовалых детей. Когда у вас есть золотой ключик к душе любимого чада - любая ложная тревога отменяется. Вы точно знаете, почему малыш ведет себя так, а не иначе. Какие занятия ему обязательно надо предложить, а к каким у него просто не будет интереса. Разберем на примерах.


Хваткий шустрик

Неторопливый и основательный малыш

Малыш, обладающий свойствами , - полная противоположность кожному шустрику. Он неторопливый и обстоятельный, с удовольствием будет разглядывать с мамой любимую книжку сидя на диване. Его тело не очень гибкое, он не стремится к высокой подвижности. Он не будет как угорелый носиться по детской площадке - скорее посидит в песочнице.


В его случае игры для детей 1 года стоит выбирать иначе:

  1. Отдайте предпочтение его любимым книгам. От природы такой ребенок внимателен к деталям, подмечает любые мелочи. Поэтому побольше показывайте мелкие детали на картинке и побуждайте их искать.
  2. Отлично подойдут и любые настольные пособия, подходящие по возрасту. Часто такой малыш стремится все упорядочить - поэтому смело предлагайте сортеры, пирамидки и матрешки и т.д.
  3. Малыши с анальным вектором очень привязаны к маме. Раньше других они начинают подражать ей, помогая в домашних делах. Поддержите это стремление. В будущем чистота и порядок во всем станут базовыми ценностями такого человека.

Именно дети с такими свойствами в потенциале - лучше ученики в школе. А в будущем сами могут выбрать профессию педагога. У них феноменальная память, которая позволяет сначала накапливать, а потом и передавать усвоенные знания. Главное - дать такому ребенку возможность делать все тщательно и неторопливо, вникая во все детали. Это развивает в нем качества будущего аналитика, профессионала.

Важно знать! Ни в коем случае не торопите, не подгоняйте такого ребенка. Не обрывайте его на полуслове, когда он что-то говорит. Особенно важно учитывать это, когда вы . У него замедленный метаболизм, и ему нужно больше времени для очищения организма. Позволяйте ему сидеть на горшке столько, сколько он захочет, не сгоняйте. При поторапливании такого ребенка, помимо физиологических проблем (запоры, заикание), могут возникнуть и серьезные психологические проблемы. Например, упрямство и агрессия, стремление причинить боль.

Пугливый и плаксивый малыш

Задумчивый молчун

Родители малыша со чаще всего озабочены тем, как развивать речь ребенка в 1 год. Дело в том, что маленький звуковик - природный интроверт. Малообщительный, малоэмоциональный. Задумчивый, его взгляд как будто погружен в себя. Если мама, наоборот, общительная и эмоциональная - ей может казаться, что с ребенком что-то не так.

Однако эти проявления естественны для обладателей звукового вектора. Обратную связь с таким ребенком намного легче получить через его способность понимать речь. Побуждайте ребенка дать или показать вам какой-то предмет, выполнить просьбу. Таким образом он нарастит «пассивный словарь», то есть навык понимать речь. А вот заговорить он действительно может позже ровесников - и возможно, сразу о Луне и звездах.

Ведь звуковикам задан от природы мощный абстрактный интеллект. Такие дети вполне могут реализовать себя как крупные ученые, гениальные музыканты, изобретатели компьютерных технологий. Но для этого им нужно создать определенные условия развития:

  1. Игры и занятия с годовалым ребенком дома должны проходить в условиях тишины. Постарайтесь ввести в повседневную жизнь принципы звуковой экологии: говорить на пониженных тонах, избегать громких шумов. Для звуковика ухо - его самый чувствительный сенсор, его надо беречь.
  2. Полезно едва слышно включать классическую музыку. Она благотворно влияет на слух малыша.
  3. С маленьким звуковичком полезно играть в звуковые игры. Например, показать шуршание бумаги, звук негромкого колокольчика и шуршание маракаса. Потом отвернуться и поиграть в «угадай, что звучало».

Пусть вас не беспокоит, что ребенок в раннем возрасте может избегать шумных компаний ровесников. Выбирайте для прогулок тихое, спокойное место, например парк. И поначалу берите с собой одного-двух друзей. Постепенно расширяйте общество. К трем годам любой ребенок, в том числе и звуковик, уже будет испытывать потребность в коллективе (детский сад).

Важно знать! Повышенный тон и крик, громкая речь и музыка, сильные шумы способны нанести непоправимый ущерб развитию ребенка. У него возникает не глухота, а отгороженность от внешнего мира. Неспособность распознавать смыслы речи. Появляются симптомы аутизма и другие расстройства психики. Поэтому звуковая экология - главное и необходимое условие развития звуковика.

Оптимальные условия - благополучное развитие

Мы привели в пример четыре вектора из восьми возможных. Современные дети в среднем обладают свойствами 3-4 векторов. Каждый из них оказывает свое влияние на развитие малыша. Чтобы его развитие гарантированно было благополучным, требуются такие условия:

  1. Воспитательная модель, построенная исходя из врожденных качеств и свойств ребенка. Простые примеры мы рассмотрели выше.
  2. Психологическое благополучие мамы малыша. Именно от нее ребенок получает базовое ощущение защищенности и безопасности. Когда мама нервничает, испытывает стресс - малыш утрачивает это чувство. Это негативно сказывается на его поведении и развитии.

Тренинг «Системно-векторная психология» дает возможность решить обе задачи комплексно. Вы сможете не только узнать все о талантах и развитии ребенка, но и избавиться от любых негативных состояний. От депрессий или обид, тревожности или вспыльчивости. Малышу нужна счастливая мама, которая идеально держит стресс в любых обстоятельствах. И стать такой может каждая:

Вашему ребенку всего годик - а это значит, что его развитие целиком зависит от вас. Его психика еще очень податлива и пластична. Она меняется автоматически - при изменении состояния мамы. Пусть малыша ждет самое успешное и счастливое будущее! Тренинг Юрия Бурлана всегда «на связи», чтобы помочь вам. , чтобы получить ответы на свои вопросы.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Первый день рождения крохи — серьезная дата. Вы вместе с ним одолели непростое время, называемое младенчеством. Теперь малыш представляет собой настоящую личность — со своими желаниями, характером и привычками. Чтобы развитие ребенка в 1 год приносило всей семье только радость, необходимо активно заниматься с карапузом и обеспечить полную безопасность в квартире.

Годовалый малыш вырос на 20-25 сантиметров за 12 месяцев жизни. Его вес увеличился почти в три раза. Вес мальчиков в норме составляет от 7,5 до 12 кг., вес девочек — от 7 до 11,5 кг. Рост мальчиков колеблется в интервале от 71 до 81 сантиметра, а рост девочек — от 69 до 80 сантиметров.

У детей к этому возрасту обычно вырастает 8-12 зубов. Если зубиков пока мало, удостоверьтесь, что в питании крохи содержится достаточное количество витамина D, фосфора и кальция. Многие мамы перестают кормить грудью детей в 12 месяцев. Хотя специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют продолжать грудное вскармливание вплоть до двухлетнего и даже трехлетнего возраста.

В 1 годик кроха уже созрел для начала хождения. Он без затруднений встаёт на ноги из любой позы и пробует делать первые шаги. Конечно, про уверенную ходьбу речи пока не идет. Карапуз расставляет ножки слишком широко, он не очень устойчиво себя чувствует. Падения пока случаются часто.

Если карапуз упал, не спешите бежать на помощь и жалеть его. Демонстрируйте всем своим видом, что ничего страшного не произошло. Просто поддержите малыша словами, приободрите и слегка обнимите, а потом переключите внимание на игрушки. В будущем его ждет множество падений до тех пор, пока навык ходьбы не закрепится.

Не все дети умеют ходить в годовалом возрасте. Если кроха уверенно ползает, проявляет двигательную активность, ходит, держась за мебель, то его развитие также находится в пределах нормы. Все малыши разные. Одни начинают ходить раньше, другие — позже. Через несколько месяцев и этот карапуз научится уверенно ходить.

Основные умения малыша

  • В речи годовалого ребенка появляются новые слова. Он уже умеет говорить «мама», «папа», «баба» и понимает этих смысл. Не может произнести, но понимает значения следующих слов: «спать», «пойдем», «играть», «нельзя», «нет». Если малыш почти не говорит, необходимо заняться развитием мелкой моторики рук, делать пальчиковую гимнастику.
  • Карапуз умеет складывать пирамидки, ставить кубики один на другой, перелистывать страницы книги. Если вы спрячете его любимые игрушки, кроха начнет их искать. Он уже понимает, что игрушки не исчезли — они где-то есть, просто их не видно.
  • Малыш умеет ходить — либо полностью самостоятельно, либо с опорой на окружающую мебель. Увидев небольшое препятствие перед собой, переползет через него. Некоторые из детей способны даже бегать, держась за руку взрослого.
  • В 12 месяцев кроха обычно отдает предпочтение одной из рук — левой или правой. Исходя из этого можно . Современные педиатры не советуют переучивать маленьких левшей.
  • Ребенок умеет пользовать различными бытовыми предметами: чашкой, ложкой, блюдцем, зубной щеткой, расческой. Если развиты пока не все эти навыки, следует непременно их развивать.
  • Ребенок кушает самостоятельно. Необходимости в том, чтобы мама кормила из ложечки, больше нет. Исключение составляет кормление грудным молоком.
  • Во время одевания на прогулку малыш помогает маме — ставит ножку в ботинок или пытается сам просунуть ручку в рукав.

Кризис развития

Ребенок переживает так называемый кризис первого года. Он делает большие скачки в своем физическом и психическом развитии. Освоение новых навыков (например, хождения) может давать побочные эффекты в виде сбоев в поведении.

В годик истерика ребенка с катанием по полу — явление частое. Начинается она с проявления резкого упрямства, когда малыш отказывается выполнять обычные действия, например, купаться или кушать. Потом может произойти взрыв эмоций, топанье ногами. А затем сама истерика.

Педиатры считают, что для детей данного возраста это нормально. Не следует ругать или тем более шлепать карапуза. Он рыдает не из-за вредного характера. Истерика — это один из этапов приспособления к новым открытиям в окружающем ребенка мире.

Кроху необходимо пожалеть, успокоить, приласкать. Если истерика случилась на улице, необходимо сразу идти домой. Самостоятельно ребенок вряд ли успокоится, он пока недостаточно развит для этого. Поэтому мамочки должны проявить терпение и материнскую нежность в такой важный для ребенка период.

Учитесь договариваться с маленьким упрямцем. Говорите спокойно и тихо, пусть всхлипывания ребенка не выводят вас из себя.

Конечно, это сложно. Мамочке нужно запастись огромным количеством терпения. Однако умение договариваться с крохой поможет в следующие периоды его развития. А вот применение грубой силы только усугубит плохое поведение.

Игрушки для детей и развивающие игры

Ниже приведен перечень игрушек, которые будут наиболее полезны для годовалого ребенка.

  • Кубики, из которых можно складывать разнообразные постройки.
  • Пирамидка со стержнем, на который нужно нанизывать кольца.
  • Игрушка-сортер — представляет собой ёмкость, имеющую отверстия разной формы. Дополняют эту игрушку несколько фигурок, которые следует просовывать в отверстия. То есть карапуз будет сортировать фигурки в зависимости от формы отверстий.
  • Стаканчики разной формы. Карапуз может их вкладывать друг в друга или складывать из них постройки.
  • Игрушки для улицы — ведерко, лопата, машинка с кузовом на веревочке и т.д.
  • Шкатулки и коробочки. Их так интересно открывать и снова закрывать.
  • Большие мягки игрушки, которых можно одевать, кормить и укладывать спать.
  • Предметы для игр с водой — лейка, миски для воды, плавающие игрушки.
  • Бытовые предметы, с которыми кроха сможет играть, подражая вам. Например, детский телефон, пластиковая посуда, игрушечный утюг.
  • Картонные книги с крупными картинками.
  • Простые музыкальные инструменты — дудочка, металлофон, бубен.

Игра в «песочнице» . Насыпьте в широкую кастрюлю манной крупы. Поставьте на пол перед малышом. Он с удовольствием начнет в ней возиться и просеивать сквозь пальчики. Когда карапузу это надоест, спрячьте в манке небольшую игрушку. Попросите малыша найти ее.

Игра «Волшебная сумка» . Отыщите старую сумку. Это может быть и дамская сумочка, и походная. Перед игрой тщательно очистите ее от загрязнений. Подготовьте безопасные бытовые предметы. Разместите их в разных кармашках сумки. Малыш получит массу удовольствия, расстегивая замочки или кнопки на разных отделениях в сумке. Эта игра помогает развивать мелкую моторику рук.

Развитие речи

Понимание речи в возрасте 12 месяцев достаточно хорошее. Пассивный словарь детей растет день ото дня. Особенно если вы занимаетесь с ними, рассказываете о своих действиях, называете разные предметы. Играйте в игру с появлением предметов. Вы достаете из-за спины игрушку и сразу называете ее: «А вот и мишка, а вот и машинка, а вот и слоник».

В речи взрослых кроха уже узнает множество слов. Отдельное внимание обратите на следующие слова: «нет», «нельзя», «можно». Их значение карапуз в 12 месяцев обязательно должен понимать. Он также знает, как называть членов семьи. Например, «мама», «папа», «баба».

Учите малыша выполнять ваши просьбы, выраженные разными словами: «возьми», «положи», «подними», «брось», «отдай», «принеси». Используйте их в вашей речи чаще. Годовалого карапуза также необходимо обучать жестам, связанным со словами. Например, он может махать рукой на прощанье или разводить руками в ответ на слово «нет».

Активный словарный запас годовалых детей пока невелик. Обычно в возрасте 12 месяцев он составляет не более 15 произносимых слов. В речи ребенка встречаются облегченные слова — он упрощает произнесение слов, глотает окончание. Ребенок с легкостью подражает речи взрослых. Он копирует интонацию и ритм слов, фраз. Такой подражательный лепет полезен для развития крохи. Поощряйте его игровое общение по игрушечному телефону.

Чтобы развивать речь годовалого карапуза, необходимо выполнять упражнения на мелкую моторику рук. Приготовьте две миски. Наложите в одну их них крупу. Попросите кроху переложить ручками крупу в другую миску.

Полезны для развития речи также пальчиковые игры. Каждый пальчик руки может отвечать за зверюшку или за члена семьи. Ребенок поочередно загибает и разгибает пальчики. Если у него самого плохо получается управлять пальчиками, мама должна помочь.

Таким образом, кроха в 12 месяцев умеет ходить — самостоятельно или опираясь на мебель. В этом возрасте он становится более упрямым, начинается кризис первого года жизни. Для родителей это сложный период. Можно сразу запасаться валерьянкой и настраивать себя на спокойствие и позитив. В речи годовалого карапуза появляются имена членов семьи, а также такие простые слова, как «ням» или «бай».

Как избавиться от растяжек после родов?

Недавно малыш только родился, а уже исполнился ребенку 1 год. За это время карапуз и родители многому научились. И вот сейчас на пороге второго годика жизни родителей волнует много вопросов, связанных с поведением и развитием их драгоценного чада. Самые важные и интересные из них будут рассмотрены ниже.

Развитие ребенка в 1 год

Внимательные родители с рождения следят за показателями развития и роста своего малыша. Доктор каждый месяц кроху взвешивал, измерял рост. Когда все соответствует нормам, это значит, что развитие идет правильно. И вот карапуз отметил свои первые именины. Сколько должен весить ребенок в 1 год – один из первых вопросов, волнующих большинство родителей.

Рост и вес ребенка в 1 год

Бытует мнение, что этому времени первоначальный вес должен в 3 раза увеличиться. Но дети все разные, одни из них более крупненькие, другие, наоборот, более мелкие. И это нормально. Есть нормы разработанные ВОЗ. Согласно им девочка должна весить от 7 до 11,5 кг. А вес мальчика должен составлять 7,7-12 кг. Следующий важный показатель – рост ребенка в 1 год. Диапазон значений для мальчиков составляет 71-80,5 см, а для девочек 69-80 см. При этом допустимым может быть отклонение на 6-7% в обе стороны.

За первый год жизни кроха из маленького комочка превратился в настоящего человечка со своими особенностями и характером. Когда ребенку 1 год, он умеет:

  • стоять;
  • ходить самостоятельно или за ручку;
  • активно ползать;
  • приседать, вставать;
  • радоваться приходу близких;
  • «танцевать» по любимую музыку;
  • играть в «ладушки», делать «пока-пока»;
  • откликаться, когда его зовут по имени.

Вот сколько кроха уже умеет, но многих мам беспокоит вопрос – чему учить ребенка в 1 год. Сейчас происходит активное становление речи. Задача родителей – способствовать этому: нужно как можно больше читать сказки, разговаривать с ним. Очень важно при этом ребенку в 1 год способствовать развитию моторики. На данном этапе жизни кроха пытается сам кушать и пить. Поэтому стоит поощрять его в этом. Не ругайте, когда он разольет компот или испачкается кашей. Только так карапуз научится все делать самостоятельно.


Режим ребенка в 1 год

Детские доктора считают, что после годика ритм жизни не должен кардинально меняться. Более важно само понятие режима. Когда ребенку 1 год, ему и родителям будет легче, если подъем, завтрак, сон и другие ключевые моменты дня будут происходить каждый день в одно время. Распорядок дня ребенка в 1 год будет примерно таким:

  1. Пробуждение в 7-7.30.
  2. Далее мама с малышом делает гимнастику, проводят утренние гигиенические процедуры.
  3. В 8 утра подходит время завтрака.
  4. После него идет период бодрствования и игр.
  5. В 10 утра уже можно класть кроху на первый сон.
  6. Примерно до 12 малыш спит, потом обедает и в 12.30 наступает время прогулки и активного времяпровождения.
  7. В 15.30 ребенок уже готов второй раз вздремнуть. Этот сон может быть до полутора часов.
  8. В 16.30 наступает полдник.
  9. В 17.00 можно второй раз выйти на улицу.
  10. 19.00 – время ужина, потом вечернее купание, ужин и в половине девятого – сон.

Сколько должен спать ребенок в 1 год?

Суточный сон ребенка в 1 год должен быть примерно 14-16 часов. Из них 11-12 часов – ночной сон, а остальные часы – это дневной сон. Но некоторые малыши взрослеют раньше и уже не хотят спать 2 раза. Это сигнал родителям, что карапуз уже подрос, и его такой режим не устраивает. В таком случае пора перестраивать распорядок и переходить на один сон, который может длиться до 3 часов. Тут важно помнить, что такое решение должно прийти, когда сам малыш к этому созреет.

Режим питания ребенка в 1 год

Взрослых интересует, чем кормить ребенка в 1 год? Сколько раз должен кушать и сколько должен съедать ребенок в 1 год? Ответы на перечисленные и другие вопросы представлены ниже:

  1. Количество приемов пищи в этом возрасте должно составлять 4-5. Если ребенку 1 год, и мама еще сохранила лактацию, это хорошо, но помимо материнского молока малыш уже должен получать полезные вещества из продуктов.
  2. Итак, утром, можно по-прежнему давать кашу. Ее объем составляет 150-200 мл. Как вариант, еще можно предложить паровой омлет. Хлеб лучше выбирать белый. Его количество в день должно составлять до 50 г.
  3. На обед желательно давать до 200 мл первого блюда с 50 г отварного нежирного мяса.
  4. Можно постепенно расширить меню, аккуратно вводя субпродукты и рыбу.
  5. На полдник можно вместо детского творожка уже приготовить творожники со сметаной, творожное суфле. Через день можно дать карапузу галетное печенье с фруктовым пюре.
  6. Ужин годовалого малыша должен состоять из молочных каш или безмолочных, например, с овощами. Иногда допустимы блюда из картофеля, но увлекаться ими не стоит.
  7. Перед сном можно предложить детский кефир.
  8. Кроме еды ребенок обязательно должен получать жидкость. Ее суммарный объем от 12 до 36 месяцев – 100 мл/кг. В качестве питья можно предлагать чистую воду, компоты из свежих ягод или сухофруктов. При этом их желательно не сахарить. Понемногу можно давать натуральные соки, разведенные кипяченой водой.
  9. Важно соблюдать режим питания. Так со временем у ребенка к нужному времени будут вырабатываться ферменты, необходимые для пищеварения. Главное, что при выборе, чем кормить ребенка в 1 год, взрослые должны понимать, что в его питании не должно быть пирожных, копченостей, сосисок и других неполезных продуктов.

Воспитание ребенка от 1 года

Поведение малыша еще не стойкое, нужен постоянный контроль и внимание. Детей сейчас нужно приучать к гигиене – мыть ручки перед едой, приговаривая при этом как это приятно быть чистым. Примерно в это время кроха начинает проявлять интересуется предметами своей одежды. Его нужно всячески в этом поддержать. Пусть малыш сам пытается одеть носочки или колготки. Очень важно учить детей общаться со сверстниками, нужно научить делиться игрушками и не забирать их у других деток. Нужно учить детей состраданию – показывать, что если кто-то ударился, то его нужно пожалеть. Главное, чтобы при ответе, как воспитывать ребенка в 1 год, родные помнили – дети во всем берут с них пример.

Часто приходится слышать от мам, что ребенка будто подменили. Из ласкового солнышка он превратился в ураган, не слушается, протестует. Это кризис 1 года, возрастная психология гласит, что это не страшно и свойственно многим детям. Взрослым сложно принять и понять то, что их чадо подросло. Это вчера они могли играть погремушкой, а сейчас уже нужна компьютерная мышка.

Первая реакция взрослого – запрет! А правильно ли это? Своим плачем ребенок пытается добиться желаемого – этот манипуляторный плач. Взрослые, порой, готовы сделать все, чтобы только успокоить чадо. Главное правило, которое должны помнить взрослые – они должны соблюдать постоянство в своих действиях. Если сейчас разрешили что-то, то нет смысла это запрещать завтра, ребенок этого не поймет. Запрещать нужно то, что угрожает жизни. В примере с мышкой, ребенку можно дать ее в руки, объяснить, как это устройство работает. Все, малыш будет доволен и его интерес перейдет на другое.

Как развивать ребенка в 1 год?

Никакая деятельность с малышом не оказывает такого воспитательного, развивающего воздействия, как чтение. Этот процесс способствует развитию речи, учит концентрировать внимание. Развивающие книги для детей 1-2 года должны быть с яркими иллюстрациями. Это могут быть небольшие стихотворения, сказки, например «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Также есть первые энциклопедии для маленьких детей. В них представлены иллюстрации с изображениями предметов, рассматривая их со взрослыми, малыш будет запоминать названия, тренируя память и речь.

Чем занять ребенка в 1 год, кроме книг? Ответ прост – интересными, развивающими и поучительными играми. Когда ребенку 1 год, важно всячески Малыши обожают возиться в песочнице. Но интересную игру можно придумать и дома. Для этого в кастрюлю насыпают манку и предоставляют карапузу. Сначала он начнет перебирать ее пальчиками. После этого можно спрятать в нее маленькую игрушку, а карапуз пусть ее отыщет. Потом можно предложить чаду ситечко и показать, как им пользоваться. Малыши с удовольствие будут возиться и с мягким пластилином, тестом, пальчиковыми красками. Еще детки в таком возрасте в восторге от игр с водой.


Игры для детей 1 года учат их познавать мир:

  1. учат кроху выполнять действия с различными предметами, которые связаны между собой. Дети с удовольствием будут складывать шарики в коробку, катить их по желобку, собирать матрешки, вкладывая меньшую в большую.
  2. Сейчас малышу начинают нравиться сюжетно-ролевые игры: девочка с помощью взрослого может переодевать пупса, кормить его.
  3. Мальчишки активно начинают интересоваться машинками. Особенно любимы машины-толокары. Будущий водитель сам едет, отталкиваясь ножками и рулит, совсем как папа.
  4. Еще нужно не забывать развивать двигательные навыки. Вместе с детками можно ползать, играть в догонялки, прыгать и бегать.

Какие игрушки нужны ребенку в 1 год?

Сейчас крохе еще совсем не нужны замысловатые игрушки. Юла, барабан, пирамидки – простые игрушки, которые всегда интересны для такого возраста. Годовалый малыш обрадуется пластиковому телефону и будет копировать взрослого. Дети будут с огромным удовольствием играть с посудкой и пытаться кормить мишек и зайчиков. Координации способствуют игры с мячом – малыши его бросают, ловят, толкают. Главный момент: игрушки для детей от 1 года – это качественный товар, без мелких предметов и острых частей.