Ребенок и правила дорожного движения. Правила дорожного движения для детей


Правила дорожного движения – тема, которую можно и нужно регулярно повторять, освежать в памяти детей. И делать это на протяжении всего учебного года и летнего оздоровительного периода. Однако простая зубрёжка – очень скучное и, в конечном итоге, бесполезное занятие.

Полезные материалы этого тематического раздела подскажут Вам, как разнообразить Ваши занятия с детьми по ПДД, сделать их лёгкими, весёлыми, игровыми и занимательными. А главное – способствующими качественному усвоению материала. Для Вашего удобства мы систематизировали публикации данного раздела. Не затратив много времени, здесь без труда можно найти нужный конспект занятия, НОД; или сценарий праздника, посвящённого ПДД; или дельный совет по изготовлению интересной дидактической игры, пособия. Не оставлена без внимания и тема создания тематических макетов, уголков, игровых центров по изучению ПДД.

Правила дорожные детям знать положено!

Содержится в разделах:
  • Безопасность. ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности
Включает в себя разделы:
  • ПДД, светофор, дорожное движение. Дидактические игры и пособия
  • ПДД, светофор, дорожные знаки. Сценарии праздников и развлечений
  • ПДД, светофор. Макеты, уголки и центры по изучению правил дорожного движения
  • ПДД. Консультации для родителей по безопасности детей на дорогах
  • ПДД, дорожное движение, светофор. Проекты, планы, отчеты
  • ПДД, светофор, дорожное движение. Конспекты занятий, НОД

Показаны публикации 1-10 из 17220 .
Все разделы | ПДД, светофор. Правила дорожного движения для детей

Современному дошкольнику необходимо, как можно раньше начать знакомиться с правилами дорожного движения . Тема эта сложная и серьезная, поэтому, чтобы детям было интересней и проще усвоить материал, я представила его в виде увлекательных сказок. Цель : - Ознакомление и закрепление...

Спортивное развлечение по правилам дорожного движения «Дорожное путешествие» МДОУ детский сад п. Искра Октября Спортивное развлечение по правилам дорожного движения "Дорожное путешествие " 2-ая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы (3-6 лет) Воспитатель : Смирнова Анастасия Игоревна п. Искра Октября 2018 Цели : - Уточнить знание детей о...

ПДД, светофор. Правила дорожного движения для детей - Конспект по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего возраста не тему «Наш друг - светофор»

Публикация «Конспект по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего...» (Воспитатель смотрит в окно) Воспитатель: Ребята, какой прекрасный вид на улицу из нашего окна! Правда? Вам нравится? Что вы видите? Ответы детей (Деревья, кустарники, дома, дорогу, машины) Воспитатель: Напомните мне, пожалуйста, как называется город, в котором мы с вами живём?...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Правила дорожного движения» Тема. Правила дорожного движения. Цель: формировать представления детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Задачи: 1. Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения. 2. Познакомить детей с дорожными знаками: - указательными...


В МДОУ "Майский детский сад "Солнышко" для закрепления детьми знаний о различных видах спец. транспорта, правил дорожного движения прошло представление "Правила юным пешеходам" Везде и всюду правила, их надо знать всегда: Без них не выйдут в плаванье из гавани суда. Выходят в...

Игра-занятие по ПДД «Зайка и секреты города». Первая младшая группа Игра – Занятие по правилам дорожного движения Тема: « Зайка и секреты города» Группа раннего возраста. Цель: Закрепить знания цветов (красный, желтый, зеленый. Развивать зрительное восприятие, внимание. Подключать детей в речевое общение с игрушкой собеседником, развивать...

ПДД, светофор. Правила дорожного движения для детей - Сценарий развлечения для детей ДОУ «Правила дорожного движения»

Составил воспитатель: Злотникова Елена Анатольевна. Тема: «Правила дорожного движения». Цель: закрепление правил безопасного движения на дороге. Профилактика детского дорожного травматизма в раннем дошкольном возрасте. Задачи: закрепить знания детей о светофоре (понимать...

Автомобильная и железная дорога представляют собой источник повышенной опасности для любых пешеходов, а особенно для детей, у которых неразвито чувство опасности перед движущимся транспортом. Врожденный оборонительный рефлекс человека в дорожных условиях может сыграть злую шутку. Вместо того чтобы не выбегать на проезжую часть, ребенок отпрыгивает от движущегося автомобиля и попадает под колеса, едущей следом машины. Родители должны обеспечивать безопасность на дороге для детей, держа их за руку, двигаясь по переходу. Самый опасный возраст – один-два года. Головной мозг ребенка развит недостаточно. При появлении одной доминанты высшая нервная система не может моментально переключаться на иной вид деятельности. Если мячик вырвался из рук и укатился, необходимо его догнать и подобрать. При этом совершенно неважно, в какую сторону придется бежать. У малыша формируется только одна мысль, большего количества его головной мозг обработать не в состоянии. Движущегося автомобиля увлекшийся ребенок попросту не заметит. Аналогичная ситуация с детьми постарше, которые пытаются спасти котенка, выскочившего на проезжую часть. Безопасность на дороге для детей предусматривает ряд запретительных мер, необходимость которых нужно разъяснять ребенку с того возраста, как он начинает понимать речь. Малышу нужно знать, что машина не может остановиться моментально, она обязательно проедет ещё несколько метров, а тормозной путь железнодорожного транспорта намного длиннее. Поэтому игры вблизи железнодорожных путей строго запрещены.

Малыш должен знать следующие правила безопасности детей на дороге, которые направлены на предотвращение телесных повреждений:

  • Ни при каких условиях не нужно выбегать на проезжую часть;
  • Нельзя пытаться трогать движущийся на малой скорости автомобиль;
  • Не прикасаться к колесам стоящей во дворе машины, тем более, не использовать её для игр в прятки;
  • Стоящий автомобиль необходимо обходить сзади или спереди только на таком расстоянии, что можно отбежать в сторону при внезапно начавшемся движении;
  • Увидев движущийся во дворе автомобиль, необходимо отойти в сторону, лучше, вернуться в подъезд и подождать, пока машина проедет.

Обеспечением безопасности на дороге для детей должны заниматься находящиеся рядом взрослые, независимо от того, кем им приходится ребенок.

Правила безопасности детей на дороге

С раннего детства необходимо разъяснять ребенку правила дорожного движения для пешеходов, укрепляя знания собственным примером. Детям нужно знать следующие положения, которые важно выполнять при любых обстоятельствах:

  • Переходить улицу нужно только в тех местах, где имеется дорожная разметка: «зебра», и на зеленый цвет светофора;
  • Лучше всего обеспечивают взрослые безопасность на дороге для детей, идущих самостоятельно, важно подождать любых взрослых, и вместе с ними перейти дорогу;
  • Ни в коем случае нельзя перебегать проезжую часть – движение на дороге должно быть только шагом;
  • Не следует торопиться выходить на дорогу, пропустив первый же движущийся автомобиль, за ним могут ехать другие машины;
  • С целью безопасности на дороге, для детей, следующих в организованной группе, разработаны специальные правила. Это движение колонной в сопровождении взрослых воспитателей: во главе и замыкающим. При этом у ребят должны быть опознавательные предметы – флажки, воздушные шары и пр.;
  • Если имеется подземный переход, им необходимо пользоваться даже при острой нехватке времени;
  • Переходя проезжую часть, согласно требованиям безопасности на дороге, для детей важно знать, что в первую очередь следует посмотреть налево, после пересечения половины дороги – направо;
  • Автомобили общественного транспорта: автобусы, трамваи, маршрутные такси, – опасно обходить с любой стороны, как спереди, так сзади. Перейти улицу лучше по переходу, пройдя «лишние» метры вправо или влево вдоль дороги;
  • Согласно требованиям безопасности на дороге для детей, на остановках общественного транспорта нельзя стоять на обочине, но нужно находиться на специальной площадке.

Каждому ребенку важно уяснить, что дорога представляет собой опасность для жизни. Это положение наиболее действенно для детей, поскольку они больше боятся смерти или увечья, чем опоздания.

Безопасность дорожного движения для детей

Водители должны проявлять особую бдительность в отношении малолетних пешеходов и пассажиров, в том числе, собственных детей. Согласно концепции безопасности дорожного движения для детей, принятой во всех странах Европы, ребенок до 12 лет при росте до полутора метров должен находиться в салоне автомобиля только пристегнутым к специальному креслу на заднем сиденье. Детское кресло фиксируется к пассажирскому сиденью и выполняет функцию фиксации тела на случай резкого торможения.

При движении водителям необходимо снижать скорость вблизи учебных и дошкольных учреждений, независимо от того, имеются ли предупреждающие дорожные знаки и «лежачие полицейские».

Особую бдительность следует проявлять при движении по жилому массиву. Прежде чем парковаться или начинать движение, в целях безопасности на дороге для детей следует убедиться, что никого из малышей нет поблизости. Близость эта должна быть не менее десяти метров.

Родителям важно знать, что психика ребенка устроена таким образом, что родители для него никогда не могут причинить зла. Поэтому малыши безбоязненно подходят к машинам родителей, считая их настолько же безопасными, как папу с мамой. Ребенку следует объяснить, что безопасность на дороге для детей обязательно должна выполняться, независимо от того, чья машина движется рядом. У каждого автомобиля существуют определенные «мёртвые точки», которые остаются невидимыми при движении. Поэтому прежде чем начать движение, рекомендуется обойти автомобиль вокруг и убедиться, что позади машины никого нет.

Видео с YouTube по теме статьи:

Правила дорож­ного движе­ния обяза­ны знать все его участ­ники - водители и пешеходы, взрослые и дети. Незна­ние этих правил не освобождает нас от обязан­ности их придерживаться, в противном случае может случить­ся беда.
Цель занятий с учащимися по ПДД - чтобы все уче­ники хорошо ориентировались на дороге, понимали принципы движе­ния автомобилей и знали свои действия в различ­ных нестандарт­ных ситуациях, которые могут произойти.

Как не попасть в типичные дорожные «ловушки»

Главная опасность - стоящая машина! Стоящая машина опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади! Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

Умейте предвидеть скрытую опасность! Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

И у светофора можно встретить опасность. Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: « Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят ». Они ошибаются!

Машина приближается медленно. И все же надо пропустить ее. Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя. На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.

Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина! Дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад - прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности .

На улице крепко держите ребенка за руку! Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.

Арки и выезды из дворов - места скрытой опасности! В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.

Общие положения

«Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Велосипед» - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

«Водитель» - лицо, управляющее каким либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Механическое транспортное средство» - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. См и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

«Организованная пешая колонна» - обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Пассажир» - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Пешеход» - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

«Пешеходный переход» - участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками "Пешеходный переход":

«Тротуар» - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

«Участник дорожного движения» - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Обязанности пешеходов

1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

Обязанности пассажиров


1. Пассажиры обязаны:

* при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;
* посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

2. Пассажирам запрещается:

* отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
* при поездке на грузовом автомобилей с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
* открывать двери транспортного средства во время его движения.

Box" data-url="/api/sort/SectionItem/list_order">

Полезное по ПДД

История правил дорожного движения

История первого светофора

Современного человека в его жизни окружает множество бытовых предметов, которые кажутся ему настолько привычными и неизменными, что он даже не задумывается о том, что их когда-то не было, и что их кто-то создал. Сказанное в полной мере относиться и к такому привычному всем прибору как светофор. Его история началась давно, и пока он приобрёл знакомый нам всем облик, прошло немало времени.

...

Кто изобрел колесо?

До автомобиля

История паровых машин

В наш скоростной век все больше автомобилей появляется на дорогах, что становится большой опасностью для детей. Растет число дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают ребятишки всех возрастов. Малыши пока еще охвачены вниманием взрослых, а вот школьники начальных классов часто оказываются в рискованных ситуациях. Родители, беспокоясь за детей, проводят с ними беседы, учат правильно переходить дорогу. Но зачастую такое обучение бывает запоздалым, так как определенное поведение получается из навыка. Сиюминутно это сделать невозможно, так как должно пройти достаточное время для выработки навыка. Поэтому специалисты советуют начинать обучение детей правильному поведению на улице уже в раннем детстве. В такой работе можно использовать различные средства: малышам ‒ игровые упражнения, дошколятам - тренировочные задания.

Всех ребят без промедления учим правилам дорожного движения!

Даже маленький ребенок
Должен знать уже с пеленок,
Как таблицу умножения,
Азбуку дорожного движения!

Всем, кто находится в окружении маленького ребенка, надо четко представлять, какие знания и умения входят в правила дорожного движения для детей, чтобы обучение сделать легким и доступным занятием. Главное, чему должны научить родители свое чадо ‒ это ориентировке в уличном передвижении, оценке ситуации на дороге, узнаванию дорожных знаков. Когда такое поведение будет сформировано у дошколят, тогда можно удостовериться, что дети усвоили пдд.

Важно: прежде чем обучать дошкольников правилам дорожного движения, родители обязаны сами хорошо их выучить и сознательно выполнять, чтобы стать примером подражания своему ребенку. А еще лучше, выполнение пдд сделать образом жизни всей семьи.

  • Маленького ребенка учим отличать движущийся автомобиль от неподвижно стоящего. С этой целью взрослый побуждает ребенка внимательно рассматривать машины на дорогах, в книжках, детских фильмах. Целесообразно показать малышу при поездке в собственном автомобиле, что он сразу не остановится, а продолжит двигаться еще какое-то время.
  • Дошколятам, хотя они уже имеют небольшой жизненный опыт, еще трудно определять скорость движения разных транспортных средств. Например, автомобиля и велосипеда, грузовика и автобуса. Поэтому учим их определять скорость, с которой движутся разные виды транспорта, например, автомобиль быстрее грузовика. Это поможет в дальнейшем правильно оценивать дорожную ситуацию.
  • Нужно учитывать, что ребятишкам еще трудно распределять свое внимание в оценке ситуации. Поэтому в сложных случаях они зачастую действуют спонтанно, например, бегут за санками или мячом, выкатившимся на дорогу. Убеждаем детей, что это очень опасно и ни в коем случае нельзя бежать за игрушкой, какой бы любимой она не была.
  • В преддверии школы старшие дошкольники четко обязаны усвоить:
    1. Построение дороги (проезжая часть, тротуары, пешеходный переход);
    2. Ориентировку на улице (по правой и левой сторонам);
    3. Каждый цвет светофора обозначает определенное действие: красный - стой! Желтый - приготовься! Зеленый - иди!;
    4. Для пешеходов есть переход, обозначенный специальным знаком;
    5. Нужно быстро реагировать на действия взрослого в дорожной ситуации;
    6. Существуют правила езды на велосипеде, роликах и самокате.

Игры и упражнения на правила дорожного движения

Какие средства помогут детворе быстро и легко усвоить правила безопасности на дороге? Специалисты советуют для занятий с детьми подбирать такие техники, которые доступны ребятишкам по возрасту, уровню их психического развития: памяти, внимания, мышления. В соответствии с их возрастными особенностями это будут игры и упражнения. Домашние занятия желательно начинать уже в раннем детстве, так как обучение детей правилам дорожного движения требует длительного времени, идет последовательно, тщательно отрабатывается в реальной обстановке (прогулка, поездка, семейный досуг).

«Какие машины едут по дороге?»

Игровое задание расширяет знания детей о разных видах наземного транспорта, скорости автомобиля, грузовика, спецмашины, мотоцикла, велосипеда, как быстро они могут остановиться. В игре , произвольное внимание, . Для задания можно использовать разрезные картинки, пазлы, пластмассовый конструктор. Взрослый предлагает ребенку собирать изображения разных машин и рассуждать:

  • Какие машины ездят по дороге?
  • Что они перевозят?
  • Какие автомобили ездят быстрее?
  • Как должны вести себя водители?
  • Что должны делать пешеходы?

В результате у малыша должны сформироваться представления о разных видах наземного транспорта, проезжей части, тротуаре. После того как ребенок научится различать разные автомобили и особенности их передвижения, можно усложнить тренировку, перенеся на игровом поле («проезжую часть»). Игроки при помощи игрушечных машинок «разъезжают» по полосам с разной скоростью, останавливаются перед дорожными знаками.

«Мы - пешеходы»

Упражнение закрепляет навык безопасного поведения на улице. Чтобы заинтересовать ребенка, взрослый рисует игровое поле с проезжей частью и тротуарами (можно использовать настольную игру на пдд). Затем играющие передвигают фишки «по тротуару», обращая внимание на дорожные знаки. Например, обучаем ребенка правильно переходить проезжую часть. Как вариант, в игру вводят соревновательный момент: если встречается препятствие (красный цвет светофора), игрок возвращается к финишу. Побеждает игрок, быстрее всех дошедший до старта. Такую игру можно ввести в семейный досуг.

«Правильно - неправильно»

Тренировочное упражнение для детей всех возрастов. Помогает закрепить правила дорожного движения, развивает ориентировку в дорожных ситуациях, формирует внимание, память, обогащает словарный запас. Для тренировки подбираем сюжетные картинки с изображением пешеходов в разных ситуациях, например: мальчик выскакивает на дорогу за мячом, дети остановились перед светофором. Игрок вытаскивает картинку и рассказывает, правильно ли поступают пешеходы. За правильный ответ игрок получает балл, за неправильный - отдает фант (какой-либо предмет). Побеждает набравший большее количество баллов и получает приз. Затем разыгрываются . Для малышей в игре можно использовать разрезные картинки, собирая которые ребенок вместе с взрослым обсуждает различные ситуации на дороге.

Тренировка пдд для старших дошколят

Для старших ребятишек обучение будет больше напоминать тренировку, так как многократное повторение необходимо для приобретения устойчивого навыка, переходящего затем в привычное поведение. Но для поддержания интереса вводим игровые моменты и поощрения.

«О чем говорит светофор?»

Игровое упражнение закрепляет знания о работе светофора, тренирует в узнавании его сигналов. Задание полезно для развития памяти и внимания дошколят. Взрослый подбирает иллюстрации со светофором и сюжетные картинки с уличными ситуациями. Детей заинтересует рассказ о происхождении самого главного знака на дороге (впервые светофор появился в Англии в 19 веке; сначала было только два сигнала; управлялся вручную; в Москве появился в 1930 году). Дошкольник внимательно рассматривает светофор, чтобы запомнить правильное расположение его сигналов. Можно использовать задание в нескольких вариантах:

  • собрать светофор при помощи разрезных картинок,
  • нарисовать картинку по памяти,
  • сделать аппликацию из цветной бумаги.

Использование какого-либо варианта зависит от возраста, подготовленности и желания ребенка. Затем рассматриваются сюжетные картинки с улицами города, чтобы понять, как работает светофор. Полезно и загадки:

Красный - остановка,
Желтый - подготовка,
А зеленый дает ход!
Иди смело, пешеход!

Три разноцветных друга
Моргают друг за другом!
И зимой, и летом,
Светят разным цветом!

Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый - для предупреждения:
Жди сигнала для движения.

Интересны для домашних занятий подвижные игры, которые помогут тренировать правила дорожного движения для детей. Ребятишки любят двигаться, поэтому такие игры можно организовать на прогулке, даче, в лесу. В них могут играть дети всех возрастов, они отлично подойдут для семейного досуга. Для поддержания интереса вводятся поощрительные призы, соревновательные элементы: кто быстрее, кто больше.

«Ассоциации»

Упражнение с мячом поможет закрепить правила движения, произвольное внимание, память, словарный запас. Взрослый бросает мяч ребенку с обозначением каких-либо понятий. Ребенок ловит мяч только тогда, когда произносится слово, относящееся к правилам. Ответить он должен словом - ассоциацией:

  • тротуар - пешеходы,
  • автомобили - светофор,
  • красный сигнал - путь закрыт,
  • пассажиры - автобус,
  • пешеходы - переход.

В такой сложной игре обязательно надо поощрить ребенка за правильно подобранные слова.

«Не урони мяч»

Тренировочное упражнение на правила движения для детей всех возрастов, правила игры будут зависеть от возраста ребенка, знаний о пдд. Игра очень хорошо закрепляет знание дорожных правил, развивает внимательность, навык соотнесения действия и слова. На земле чертится дорожка, по ней идет игрок, отбивая мяч о землю. При этом он называет понятие, означающее дорожное правило. Побеждает игрок, который не уронил мяч и назвал правильные понятия.

Сегодня выпускается много настольных, развивающих игр, которые помогают детям закрепить знания о правилах дорожного движения. Популярны такие игры, как «Чудо - светофор», «На улицах города», «Путешествие пешеходов», «Дорожное лото» и многие другие. Обязательно надо приобрести их для семейного досуга, чтобы играть с ребенком как можно чаще. Это станет действенной поддержкой родителям в домашних занятиях с дошколятами. Можно также в обучении детворы использовать детские книжки, мультфильмы, кинофильмы, герои которых научат ребятишек справляться с неожиданными ситуациями на улицах города. Желаем вам и вашим детям безопасных дорог!