3 принципа макаренко залог успеха любой фирмы. « Педагогическая деятельность и взгляды А.С. Макаренко. Легенда и быль


Антон Макаренко – преподаватель, вошедший в четверку специалистов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Правда, заслуги мужчины признали уже после смерти талантливого учителя. Впрочем, для самого Макаренко это не играло большой роли.

Нашедший собственное призвание, Антон Семенович посвятил большую часть жизни перевоспитанию трудных подростков. Бывшие ученики, испытавшие на себе новаторские методы Макаренко, добились заметных успехов и написали немало книг, посвященных деятельности педагога.

Детство и юность

1 апреля 1888 года в семье работника железнодорожной станции, расположенной в городе Белополье Сумского уезда, родился первенец. Счастливые родители назвали ребенка Антоном. Вскоре после сына у супругов Макаренко появились еще один мальчик и девочка. Увы, младшая дочь умерла еще в младенчестве.


Старший Антон тоже рос болезненным. Хилый мальчик не участвовал в общих дворовых забавах, предпочитая проводить время с книгами, которых в доме Макаренко было достаточно. Несмотря на должность разнорабочего и маляра, отец будущего педагога любил читать и привил эту особенность детям.

Замкнутость и близорукость, заставляющая Антона носить очки, сделали мальчика непопулярным среди ровесников. Над мальчиком часто и жестоко издевались. В 1895 году родители отдали ребенка в двухклассную начальную школу, учеба в которой давалась Антону легко. Образ всезнайки не прибавил ребенку в глазах сверстников авторитета.


Молодой Антон Макаренко в армии

Когда мальчику исполнилось 13, семья перебралась в город Крюков, чтобы дети Макаренко могли продолжить образование. Антон поступил в Кременчугское 4-классное городское училище, которое закончил с отличием и похвальными грамотами.

В 1904 году Антон впервые задумывается о будущей профессии и поступает слушателем на педагогические курсы, после окончания которых получает право преподавать в начальной школе.

Педагогика

Первыми учениками Макаренко стали дети города Крюкова. Но почти сразу Антон осознает, что знаний для работы недостаточно. В 1914 году молодой человек поступает в Полтавский учительский институт. Параллельно с приобретением новых знаний Антон много времени посвящает писательской деятельности. Первый свой рассказ - «Глупый день» - Макаренко отправляет .


В ответ писатель присылает Антону письмо, где безжалостно критикует произведение. После провала Макаренко 13 лет не предпримет попыток написать книгу. Но отношения с Горьким педагог будет поддерживать на протяжении всей жизни.

Развивать собственную систему перевоспитания мужчина начал в трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевке, расположенном рядом с Полтавой. Макаренко внедрил методику, при которой трудные подростки делились на группы и самостоятельно обустраивали быт. Своеобразная коммуна привлекла внимание властей, но новость об избиении детей (Макаренко один раз ударил воспитанника) лишила педагога должности.


Найти новую работу преподавателю помог Горький. Писатель посодействовал переходу Макаренко в колонию, расположенную рядом с Харьковом, и посоветовал вновь попытаться создать литературное произведение.

В новом заведении Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Под руководством мужчины трудные подростки стали изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Параллельно с новостями о новаторских методах Макаренко в свет выходят три произведения педагога: «Марш 30 года», «ФД - 1» и «Педагогическая поэма».


И снова представители власти, внимательно следящие за педагогом, прекратили преподавательские эксперименты. Макаренко перевели в Киев на должность помощника начальника отдела трудовых колоний.

Осознав, что вернуться к любимому делу уже не позволят, Макаренко посвящает себя написанию книг. Нашумевшая «Педагогическая поэма» обеспечила мужчине место в Союзе советских писателей. Спустя год на имя бывшего преподавателя приходит анонимка. Макаренко обвинили в критике . Антон Семенович, предупрежденный бывшими сослуживцами, успел перебраться в Москву.


В столице мужчина продолжает писать книги. В соавторстве с женой Макаренко заканчивает «Книгу для родителей», где подробно описывает собственный взгляд на воспитание детей. Антон Семенович утверждает, что ребенок нуждается в коллективе, который поможет адаптироваться в социуме. Не менее важна для человека возможность свободной реализации.

Следующим условием гармоничного развития стала трудовая деятельность – воспитанники Макаренко самостоятельно зарабатывали на собственные нужды. Позже произведение, как и многие остальные творения Антона Семеновича, экранизируют. Уже после смерти педагога на экраны выйдут фильмы «Поэтическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».

Личная жизнь

Первой любовью Макаренко стала Елизавета Федоровна Григорович. К моменту встречи с Антоном женщина уже была замужем за священником. К тому же возлюбленная была старше избранника на 8 лет. Знакомство молодых людей организовал муж Елизаветы.


В 20 лет Антон плохо ладил со сверстниками и даже помышлял о самоубийстве. Чтобы спасти душу юноши, священник вел с Макаренко долгие беседы и также привлек к разговорам Елизавету. Вскоре молодые люди поняли, что влюблены. Новость ошарашила всех. Старший Макаренко выгнал сына из дома, но Антон не бросил возлюбленную.

Как и Макаренко, Елизавета получила педагогическое образование и вместе с любимым работала в колонии имени Горького (колония в селе Ковалевке). Роман продолжался 20 лет и закончился по инициативе Антона. В письме брату педагог заявил, что в Елизавете проснулись «атавизмы старой поповской семьи».


Женился Макаренко в 1935 году. С будущей женой педагог познакомился на работе – Галина Стахиевна работала инспектором Наркомнадзора и приехала в колонию с проверкой. Женщина воспитывала сына Льва, которого Антон Семенович усыновил после регистрации брака.

Отдавая все свое время воспитанникам, Макаренко так и не стал отцом. Зато заменил родителя пасынку и племяннице Олимпиаде – дочери младшего брата. Виталий Макаренко, с юности служивший в белогвардейском полку, вынужден был бежать из России. На родине осталась беременная жена. После рождения племянница полностью перешла под опеку педагога.

Смерть

Умер Макаренко 1 апреля 1939 года при странных обстоятельствах. Мужчина, возвращавшийся из Дома отдыха писателей в Подмосковье, опаздывал на электричку. Антона Семенович ждали в издательстве с новыми готовыми статьями о принципах воспитания. Вбежав в вагон, Макаренко упал на пол и больше не очнулся.


Официальная причина смерти – сердечный приступ. Ходили слухи, что в Москве Макаренко должны были арестовать, поэтому педагог не выдержал напряжения. Вскрытие показало, что сердце талантливого воспитателя повреждено необычным образом. Орган принимает подобный вид, если в организм попал яд. Но подтверждение отравления найдено не было.

Макаренко похоронили на Новодевичьем кладбище. Советские газеты разместили на страницах некролог, где упомянули Антона Семеновича как заслуженного писателя. О педагогической деятельности мужчины не напечатали ни слова.

Библиография

  • 1932 – «Мажор»
  • 1932 – «Марш 30 года»
  • 1932 – «ФД-1»
  • 1935 – «Педагогическая поэма»
  • 1936 – «Методика организации воспитательного процесса»
  • 1937 – «Книга для родителей»
  • 1938 – «Честь»
  • 1938 – «Флаги на башнях»
  • 1939 – «Лекция о воспитании детей»

Цитаты

Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.
Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.
Коллектив - не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.

Для реализации концепции Макаренко в коллективе применяются следующие типы воспитательного воздействия :

  • Коллективное мнение – коллектив самостоятельно решает, каким образом организовывать свою хозяйственную деятельность, в том числе и в части распределения финансов.
  • Организация постоянных и временных групп (отрядов) . При организации постоянного отряда, в нем назначается лидер, несущий ответственность как за всю группу, так и за каждого ее участника. Во временном отряде колонисты назначаются в порядке очереди – для воспитания ответственности за себя и за всех остальных.
  • Трудотерапия – один из ключевых инструментов воспитания в коллективе.
  • Выявление и развитие уникальных способностей воспитанников .
  • Использование поощрений и наказаний – любой поступок воспитанника, хороший или плохой, не должен остаться без внимания.

В целом, можно сказать, что педагогическая система Макаренко основывается на следующих принципах :

  • ведущую роль в становлении личности воспитанника играет коллектив;
  • основным инструментом для полноценного развития личности воспитанников является трудовая деятельность;
  • коллектив управляет собой самостоятельно – принцип самоуправления.

Роль педагога в системе Макаренко

Педагогическая идея А.С. Макаренко заключается в том, что для полноценного воспитания ребенка необходимо активное включение его в жизнедеятельность общества . Взрослый при этом является полноправным членом этого общества – он не стоит на вершине коллектива, а входит в него на равных со всеми участниками правах. Именно таким образом формируется самостоятельная и активная личность ребенка.

Учитель является во всех смыслах частью детского сообщества. Между воспитателем и воспитанниками складываются скорее товарищеские, нежели авторитарные взаимоотношения. Учитель всегда находится рядом с ребятами: как на работе, так и на отдыхе.

Важность семейного воспитания

Огромное внимание в педагогической системе Макаренко уделяется и воспитанию в семье. Становление личности ребенка в большей степени зависит от поведения родителей – именно мама и папа должны становится эталоном для своего чада.

Малыш как губка впитывает в себя поступки и слова своих родителей. Поэтому, требуя что-либо от малыша, родители должны предъявлять требования в первую очередь к себе . Мамы и папы при этом должны быть совершенно честны и искренни со своим ребенком.


Родителям не стоит находиться рядом с малышом каждую секунду
– излишний контроль приведет к пассивности ребенка, отсутствию у него собственного мнения и мировоззрения. Основная задача родителей – предоставить малышу такую свободу, которую они (родители) смогут держать под контролем . Общественное влияние на ребенка не менее важно, чем влияние родительское. Попав в окружающую среду, ребенок может столкнуться с теми или иными проблемами и/или соблазнами. Малышу нередко будет нужен совет или помощь. Все это – важные аспекты правильного семейного воспитания. При этом предполагается, что каждый из родителей играет свою особую воспитательную роль. А.С. Макаренко наряду с Г. Кершенштейнером,

1. Лордкипанидзе Д. О. Классик русской педагогики К. Д. Ушинский. М: Педагогика, 1954.

2. Ушинскии К. Д. Избр. пед. соч. / Под ред. Н. А. Сундукова. М: Просвещение, 1968.

4. О педагогическом наследии К. Д. Ушинского / Под ред. А. Г. Иванова. Ярославль, 1972.

5. Ушинскии К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974.

6. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М: Педагогика, 1974.

7. Ушинскии К. Д. / Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Просвещение, 1977.

8. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского в современной практике воспитания и обучения / Под ред. В. Б. Петровского. Киев: Вища школа 1980.

9. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / АПН СССР. М: Педагогика, 1988.


Осмысляя творческий путь А.С. Макаренко, важно осознать, что главные его педагогические идеи (о сущности коллектива и его формировании, о целостном подходе к воспитанию и другие) приобретают в настоящее время особую актуальность и остроту. А.С. Макаренко явился не только теоретиком, но и блестящим практиком, талантливым педагогом-организатором. А.С. Макаренко (1888-1939 гг.) прожил недолгую, но яркую и трудную жизнь.

Основные этапы жизни и деятельности . А.С.Макаренко родился 14 марта 1888 г. в г. Белополье бывшей Харьковской губернии в семье мастера малярного дела железнодорожных мастерских. По окончании городского училища в г. Кременчуге, затем педагогических курсов с 1905 года стал работать учителем железнодорожного училища в поселке Крюково. В 1914 году, имея уже десятилетний стаж педагогической работы, Антон Макаренко поступил в Полтавский педагогический институт, который в 1917 году окончил с золотой медалью. В том же 1917 году А.С. Макаренко был назначен инспектором высшего начального училища в селении Крюково.

В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил Антону Семеновичу организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей. И он создает свою знаменитую колонию им. М.Горького. С 1928 по 1935 годы возглавлял им же созданную коммуну (под Харьковом) им. Ф.Э. Дзержинского. В 1935 году А.С. Макаренко переезжает в Киев, назначается заведующим учебно-воспитательной частью трудовых колоний Украины. Позже, поселившись в Москве, полностью, по совету A.M. Горького, отдается литературной работе.

А.С. Макаренко оставил нам богатое литературное наследие. По своему содержанию его труды можно разделить на четыре основные группы.



К первой группе относятся труды, подготовленные к печати им самим. Они раскрывают принципиальные основы его педагогических взглядов. Это такие статьи, как «Цель воспитания», «Проблемы воспитания в советской школе», «Педагоги пожимают плечами» и другие.

Вторую группу наследия составляют лекции по отдельным вопросам методики коммунистического воспитания. Стенограммы этих лекций были подготовлены к печати и напечатаны в виде статей уже после смерти А.С. Макаренко («Дисциплина, режим, наказания, поощрения», «Методы воспитания», «О трудовом воспитании»).

Третья группа наследия - это ряд выступлений выдающегося педагога перед учителями, студентами, научными работниками, обобщающих его опыт и педагогическую систему. Эти выступления также были опубликованы по стенограммам: «Некоторые выводы из моего педагогического наследия», «Мои педагогические воззрения», «О моем опыте» и другие.

Отдельную группу наследия составляют его художественные произведения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», сценарий к документальному фильму «Именем железного большевика», очерк «На гигантском фронте».

Следует считать, что работу в колонии под Полтавой и коммуне под Харьковом приходилось начинать в невероятно трудных условиях. Воспитанники, с которыми А.С. Макаренко пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, без всякого представления о дисциплине, не привыкшими к систематическому труду. Работа в этих детских исправительно-воспитательных учреждениях требовала от Антона Семеновича максимального напряжения нравственных и интеллектуальных сил.

В главе «Бесславное начало колонии им. Горького» «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко пишет: «Колония все больше и больше принимала характер «малины» воровского притона, в отношениях воспитанников и воспитателей все

больше определяется тон постоянного издевательства и хулиганства. При воспитательницах уже начали рассказывать похабные анекдоты, грубо требовали подачи обеда, швырялись тарелками в столовой, демонстративно играли финками и глумливо расспрашивали, сколько у кого есть добра».

Когда, например, А.С. Макаренко попросил колониста Задорова нарубить дров, тот просто-напросто по-хамски ответил педагогу:

Иди сам наруби, много вас тут.

Можно представить, как «легко» работалось с таким контингентом.

Нервы не выдержали у Антона Семеновича. К серьезному, высокообразованному человеку впервые в грубой форме обращались на «ты». И он, не выдержав, ударил колониста. Это было не наказание, не избиение, это было требованием, предъявляемым к воспитаннику в экстремальной обстановке.

Традиционные педагогические идеи, методы, формы воспитательной работы не давали желаемого результата. Возникла необходимость в создании новой, действенной педагогической теории и системы. «Я сначала даже не понял, - писал он, - просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие» (Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М., Молодая гвардия, 1977, с. 14).

И он создал подлинно новаторскую систему и концепцию, смело, по-граждански мужественно, разрушив устаревшие теоретические каноны и стереотипы традиционного воспитания.

Педагогическая система А.С. Макаренко стала приносить блестящие результаты. Он умело перековывал за удивительно короткий срок (от двух до четырех лет) правонарушителей в дисциплинированных, любящих друг друга советских граждан.

A.M. Горький, посетив в 1923 году колонию под Полтавой, был поражен результатами педагогической деятельности А. С. Макаренко. В очерках «По Союзу Советов» М.Горький писал: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией являлся А.С Макаренко. Это, бесспорно, талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем с такой гордостью, как будто они сами создали его». Великий пролетарский писатель отмечает, что А.С. Макаренко «все видит, знает каждого колониста, характеризует его несколькими словами, как будто делая моментальный фотографический снимок».

Колонию им. Горького посещали многие известные люди: А. Барбюс, В. Пик, другие выдающиеся политические и общественные деятели. Опыт А.С. Макаренко получил прочное общественное признание, но достаточно веско звучали голоса и противников его системы. Специальная комиссия Харьковского окружного комитета комсомола заявила, что в колонии им. A.M. Горького используются антипедагогические методы. Критика в адрес А.С. Макаренко все чаще и чаще звучит в конце 20-х годов прошлого века со страниц московской и харьковской прессы. Известный педагог А.В. Заякинд квалифицирует систему А.С. Макаренко как «вредную» и противоречащую советской педагогике.

В мае 1928 г. А.С. Макаренко вынужден был оставить колонию им. A.M. Горького. Но критика его воспитательной деятельности и в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского не прекращалась. 29 января 1933 г. на заседании коллегии Наркомпросса Украины нарком А.С. Скрипкин дал отрицательный отзыв о работе А.С. Макаренко в этой коммуне.

Появление в печати «Педагогической поэмы» было встречено недоброжелательно. На страницах теоретического органа Наркомпросса РСФСР «Коммунистическое просвещение» (№ 4, 1934 г.) появилась рецензия под названием «О буржуазной тюремной педагогике» и «Педагогической поэме». В этой рецензии воспитательная система А.С. Макаренко объявлялась в корне ошибочной. Другая рецензия на «Педагогическую поэму» появляется в 1936 г. на страницах журнала «Книга и пролетарская революция» (редактором этого журнала был нарком просвещения А.С. Бубнов). Она квалифицировалась как «антипедагогическая поэма», и А.С. Макаренко назван в ней основоположником антивоспитания. В 1936 г. вышла «Книга для родителей». В мартовском номере журнала «Советская педагогика» за 1936 г. появляется рецензия под заголовком «Вредные советы родителям» о воспитании детей».

К сожалению, Макаренко А.С. не был при жизни общепризнанным авторитетом в области педагогики. Споры вокруг него сменились молчанием, которое после его смерти длилось больше года. Напомнила об А.С. Макаренко газета «Правда», опубликовав 17 марта 1940 года статью учительницы М.В. Кропачевой «Неиспользованное наследие». Эта статья послужила толчком к острой педагогической дискуссии, начатой «Учительской газетой», где 7 и 8 июня 1940 г. была опубликована обширная статья Н.А. Лялина о системе воспитания А.С. Макаренко. А 27 августа 1940 г. газета «Правда» опубликовала статью М.Мануильского «Дискуссия в советской педагогике», которая подвела итог этой дискуссии. С этого момента А.С. Макаренко квалифицируется как выдающийся педагог коммунистической формации.

А.С. Макаренко сам считал, что разрабатывает педагогику будущего. «Мне хочется в каком-то коротком движении мысли, и воли, и чувства обратиться к нашему будущему, страстно хочется войти в него скорее, увлечь за собой других, хочется работать, творить, жадно хочется реализовать небывало прекрасные наши возможности», - так он писал незадолго до смерти (Макаренко А. С. Собр. Соч. М., 1946, Т. 7, с. 143).

А.С. Макаренко - основоположник коллективного воспитания. При жизни "А.С. Макаренко отдельные ученые-педагоги говорили, что он хороший практик, но в педагогической теории разбирается слабо. Глубокое заблуждение! А.С. Макаренко мог бы сказать о себе словами Бориса Пастернака:

«Во всем мне хочется дойти до самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья».

Поставив выдающийся социально-педагогический эксперимент, Антон Семенович совершил немало открытий.

Свои педагогические идеи А.С. Макаренко не изложил в систематизированном виде; осваивать их нелегко ещё и потому, что они принципиально отличаются от традиционных взглядов на процесс воспитания.

Истоки педагогической концепции А.С. Макаренко нельзя рассматривать в отрыве от революционной перестройки системы народного образования в послеоктябрьский революционный период. 9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению, которая и занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования. Эта комиссия по просвещению, работавшая под руководством А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, П.Н. Лепешинского, к августу 1918г. подготовила «Декларацию о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В этих документах подчеркивается связь школы с политикой, уделяется особое внимание её демократизации, организации самоуправления с широкими полномочиями учащихся. В старших классах, согласно этим документам, вводился производительный труд учащихся в промышленности и сельском хозяйстве.

Эти идеи реализовывались многими выдающимися педагогами 20-30 годов XX столетия: С.Ш. Шацким, В.Н. Сорокой-Росинским, С.М. Ривесом, Н.М. Шульманом, Б. Сливкиным, Г. Гольдбергом и другими. Однако наиболее яркое, удачное и полное отражение они нашли в педагогической деятельности А. С. Макаренко.

Основы мировоззрения. Раскрыть педагогические идеи А. С Макаренко - это значит охарактеризовать его мировоззрение; указать на отличие его системы от традиционной практики воспитания; показать его отношение к педагогическому наследию, к буржуазной педагогике, к экспериментальной педагогике и педологии; идеям свободного воспитания. Это значит - осветить его учение о целях воспитания; о сущности коллектива и путях создания коллектива; логике и технологии педагогического процесса; семейном воспитании. При этом необходимо продемонстрировать и то, насколько А.С. Макаренко современен.

По убеждению самого А.С. Макаренко, его мировоззрение формировалось в 1905-1907 годы под непосредственным воздействием революционных событий. Большое влияние на Макаренко оказал A.M. Горький. «Максим Горький, - писал он, - сделался для меня не только писателем, но и учителем жизни» (Макаренко А. С. Избр. пед. соч. М., 1946, Т. 3, с.59).

Отличие педагогической концепции А.С.Макаренко от традиционной состоит в том, что основана она на организации общественно-значимой коллективистской жизни детей, а не на парно-назидательных душеспасительных беседах наставников с воспитанниками. Поэтому его и не понимали ученые-педагоги и руководители органов народного образования. Кроме того, они считали, что А.С.Макаренко недооценивает достижения педагогической мысли. А это не так. Именно он решительно выступал против пролеткультовских тенденций в области педагогики, творчески используя наследие К.Д. Ушинского и революционных демократов.

А.С. Макаренко резко критикует ту педагогику, которая абсолютизирует наследственность, недооценивает социальные факторы и граждански значимую деятельность в развитии ребенка. Он не однажды отмечал, что буржуазные теоретики от педагогики шли от авторитарных средств воздействия на детей к руссоистским идеям удовлетворения всех их спонтанных интересов.

Отрицательно относился он и к экспериментальной педагогике. Как известно, в конце XIX - начале XX веков возникло такое направление в педагогике в ряде зарубежных стран (Германии, Англии, США), которое считало эффективным методом педагогических исследований только лабораторный эксперимент; обучение и воспитание отрывалось от жизни, от влияния общественных факторов. А.С. Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта.

«Мы все прекрасно знаем, какого нам следует воспитать человека, это знает каждый грамотный сознательный рабочий и хорошо знает каждый член партии. Следовательно, затруднения не в вопросе, что нужно сделать. Это вопрос педагогической техники. Технику можно вывести только из опыта ведь закона резания металлов не могло быть найдено, если бы в опыте человечества никто никогда металлов не резал. Только тогда, когда есть технический опыт, возможно изобретение, усовершенствование, отбор и браковка. Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а строилось всегда по логике моральной проповеди. Именно потому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструирование работы, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль допуска и браковки.

С вершин педагогических кабинетов не различают никаких деталей части работы - оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребенка, сделанная из самых легких материалов...» (Макаренко А. С., Педагогическая поэма. М., Молодая гвардия, 1977, С. 553-554).

Сейчас нередко можно встретить высказывания о том, что не надо навязывать ребёнку волю взрослого, волю преподавателя. «Молодым быть нелегко», - утверждают некоторые представители общественности. Одним из принципов педагогики сотрудничества является учение без принуждения. Наблюдается своеобразное заигрывание с молодежью. Уместно в этой связи поставить вопрос: как относился А.С. Макаренко к ребенку, к идеям руссоистского свободного воспитания?

Педагогические идеи А.С. Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко является высоко гуманной. Веря в лучшее в ребенке, опираясь на лучшее в нем, ставя каждого ребенка в защищенное положение, важным принципом воспитания он считает единство уважения и требовательности. Своим педагогическим опытом А.С. Макаренко доказал, что нет морально дефективных детей, что правонарушения несовершеннолетних - это результат тяжелых социальных условий, в которых дети оказались. Антон Семенович утверждал: «Никаких особых правонарушителей нет, а есть люди, попавшие в бедственное положение. Я очень ясно понимал, что если бы в детстве попал в такое же положение и я был бы таким, как они. Всякий нормальный ребенок, оказавшийся на улице без помощи, без общества, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нервами, без перспективы -нормальный ребенок будет вести себя так» (Макаренко А. С. Собр. соч. М., 1946, Т. 5, С.438). В то же время воспитание без принуждения, без требования, без наказания, он считал маниловщиной: «Маниловы от педагогики мечтают о таком идеальном положении: «Вот хорошо бы было, если бы дисциплину поднять и никаких мер воздействия для этого не требовалось». Подобный ложный гуманизм остается до сих пор у теоретиков-педагогов хорошим тоном. Школе же это беспринципное сюсюканье наносит большой вред» (Макаренко А. С. Собр. соч. М., 1946, Т. 5, С.379).

А.С. Макаренко разрабатывал педагогику руководства , большое внимание, уделяя целенаправленному формированию социально значимых качеств личности. Так, говоря, например, о воспитании дисциплины, он считал, что это, прежде всего моральное качество и воспитывается на протяжении многих лет на основе четко отлаженного режима жизни школы. Цели воспитания исходят из социального заказа. Осмыслению реально достижимых целей А.С. Макаренко уделял большое внимание. В связи с этим он писал: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу четкого человеческого характера, причем в понятие характера вкладываю все содержание личности... В своей практической деятельности я не мог без такой программы обойтись. Ничто так человека не учит, как опыт. Когда-то мне в той же коммуне Дзержинского дали несколько сот человек, и в каждом из них я увидел глубокие и опасные стремления характера, глубокие привычки, я должен был подумать: а каким должен быть характер, к чему я должен стремиться, чтобы из этого малыша, девочки воспитать гражданина... » (Макаренко А. С. Воспитание в советской школе. М., Просвещение, 1966, С.9).

А.С. Макаренко разработал теорию коллектива на социальной основе, доказывал, что гуманного, разносторонне развитого человека можно воспитать лишь в коллективе. «Достойной нашей эпохи организационной задачей может быть только создание метода, который будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развить свои особенности, сохранить свою индивидуальность».

Такой организационной формой он считал коллектив, так как социалистическое общество основано на принципе коллективизма. Эта глубокая мысль о коллективности до конца ещё не оценена и в настоящее время.

Ведь и по сей день лучшим способом воспитания социально значимых, гражданских качеств личности (таких как активность, ответственность, чувство долга, дисциплинированность) - это прежде всего организация трудовой, коллективной жизни детей. Эту идею и отстаивал А.С. Макаренко в борьбе со своими противниками.

В главе «У подножия Олимпа» «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко приводит следующие слова профессора педагогики: «Товарищ Макаренко хочет педагогический процесс построить на идее долга... Это идея буржуазных отношений, идея сугубо меркантильного порядка. Советская педагогика стремится воспитать в личности свободные проявления творческих сил и наклонностей, инициативу, но ни в коем случае не буржуазную категорию долга». В свою очередь А.С. Макаренко возражал педагогу-олимпийцу: «Инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива» (Макаренко А. С. Воспитание в советской школе. М., Просвещение, 1966, С.6).

Таким образом, не может быть какой-то выхолощенной, освобожденной от труда инициативы, она не придет по мановению волшебной палочки.

А.С. Макаренко, возглавив коммуну им. Дзержинского, организовал завод по изготовлению сложнейшего электрооборудования - такого, в котором «дышит интеграл». То есть он блестяще реализовал идею соединения обучения с производительным трудом. Коммуна им. Дзержинского просуществовала восемь лет; и только один год была на дотации. Тут есть над чем задуматься. Не это ли способствовало тому, что успехи воспитания были налицо? Но именно эта идея А.С. Макаренко порой затушевывается.

«.. .К заветной цели А.С. Макаренко, к воспитывающему обучению не единственный путь ведет, самим Макаренко указанный, а множество дорожек и тропинок, порой очень извилистых», - заявляет С.А. Соловейчик (Соловейчик С. Вечная радость. М., Педагогика, 1986, С. 203). Множество ли? Ю. Бондарев, В. Белов, В. Распутин написали в «Правду»:

«Удивительная вещь: в иерархии детских и юношеских ценностей ныне, к сожалению, на одном из первых мест стоят развлечения и вещи. С недоумением и болью нам приходится смотреть на иных наших туристов, в том числе и молодых, которые, презрев красоты Акрополя, египетских пирамид, шедевров Лувра, носятся по заморским городам в поисках тряпок.

Сотнями, тысячами, по городам и весям страны и мира, мы возим, кормим, одеваем бесчисленные армады юных участников художественной и спортивной самодеятельности. И забываем, что тем самым отрываем их от дела, от учебы, часто приучая к показухе. Забываем, что эта самодеятельность стоит обществу огромных денег, кстати, не ими самими заработанных. Что же касается труда, и не в последнюю очередь труда физического, которым призваны заниматься молодые, то он отодвинут куда-то на второй план. Отодвинут не без помощи отцов и матерей, не говоря уже о бабушках и дедушках. Мы, «предки», как нас называют ныне юные, хорошо и трудно работали и работаем. Так пусть же наши дети и внуки отдохнут, рассуждают иные из нас. От чего, спрашивается, отдохнут? От труда. Но ведь без труда человек перестает быть человеком. Нам думается, что отсутствие у многих молодых людей стремления к труду вообще, и к физическому в частности, грозит последствиями неисправимыми!!

Опыт А.С. Макаренко по сочетанию воспитания с производительным трудом и созданию на этой основе коллектива сейчас приобретает особую значимость. Именно он выявил социальную сущность коллектива, раскрыл стадии его развития, разработал теорию первичного коллектива, разработал методику параллельных воспитательных воздействий в коллективе, обосновал роль перспектив, труда, эстетики, игры, мажорного тона, режима и дисциплины в формировании детского коллектива. Все эти идеи применимы к сегодняшнему дню.

Воспитание, по А.С. Макаренко, - это организация жизни детей. Говоря о логике воспитательного процесса, он всегда подчеркивал важность разработки воспитательной системы с позиций целостного подхода к личности и ее целенаправленному формированию. По утверждению Антона Семеновича, человек не развивается по частям, поэтому нужна гармония воспитательных действий, нельзя изолированно использовать воспитательные средства.

В своих работах много внимания уделял он вопросам семейного воспитания; до сих пор не потеряла значения его «Книга для родителей», в которой рассматриваются главнейшие условия успешного семейного воспитания: наличие полной семьи, полного коллектива, где отец и мать живут дружно, где царствуют любовь и взаимное уважение, четкий режим жизни семьи, плодотворная трудовая деятельность.

Очень ценны высказывания А.С. Макаренко о родительском авторитете. Он подробно анализирует главные слагаемые авторитета:

авторитет подавления, чванства, педантизма, резонерства, «любви», «доброты», «дружбы», подкупа. «Главным основанием родительского авторитета только и может быть, - пишет он, - жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение». В «Книге для родителей», в «Лекциях о воспитании детей» А.С. Макаренко говорил также о важнейшей возможности нравственного и трудового воспитания ребенка в семье.

Идеи А.С. Макаренко в годы Великой Отечественной войны, в первые послевоенные годы достаточно широко использовались педагогами-новаторами. Особенно в этой связи хочется отметить деятельность И.Ф. Свадковского. Осуществляя руководство двумя детскими домами в селе Екатеринском Омской области, И.Ф.Свадковский с успехом применял идеи воспитания личности в коллективе через коллектив. В своей книге «Записки воспитателя» он подчеркивал, «что развитие у детей навыков общественной жизни, деятельности, самостоятельности, осуществляется прежде всего в процессе педагогически правильного подхода к организации коллектива. Выступал против тех случаев, когда форма организации коллектива, управляющие им органы, традиции вырастали не из нужд самого коллектива, а диктовались сверху. Не надо искать лидеров, «социалистических звезд», а следует систематически заботливо выращивать актив коллектива» (Свадковский И. Ф. Записки воспитателя. М., 1959, С. 15).

В 50-60 годы идея А.С. Макаренко о коллективе нашла удачное воплощение и в опыте школы № 58 г. Краснодара, Ново-Полянской школы № 11 Ставропольского края, Павлышской школы Полтавской области.

В 60-е годы на развитие теории коллектива стало оказывать существенное влияние учение о малых контактных группах, которое ориентирует на изучение межличностных отношений людей, вступающих в непосредственный контакт друг с другом. Основоположниками теории малых групп являются американские ученые Дж. Морено и Ш. Шибутах. В нашей стране оно разрабатывается рядом психологов (Н.А. Березовик, Л.П.Буева, Я.Л. Коломенский, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский, Л.И. Уманский и др.). Ученые выявляют систему личных отношений в контактных группах, определяют так называемых неформальных лидеров и устанавливают, какое влияние эти лидеры оказывают на коллектив в целом и на отдельных людей. «Настоящий коллектив, - утверждает Л.И. Уманский, - это такая контактная группа, которая обладает всем ансамблем основных свойств, имеет социальное значение, полезные для общества цели, нравственно высокие мотивы и является ячейкой советского общества» (Уманский Л. И. Активность личности и коллектива. М., Молодая гвардия, 1960, С. 260).

Именно это «взаимодействие» и «общие раздражители», которые выдвигались в качестве главных признаков коллектива еще А.С. Залужным в 30-е годы XX столетия, резко критиковал А.С. Макаренко. Такая контактность не является ведущим признаком коллектива. Решающее влияние на его формирование оказывают социально-значимые, а не чисто эмоциональные связи.

Социальные психологи не разработали действенных рекомендаций по формированию коллектива в современной школе. Вместе с тем продолжается противопоставление формальных и неформальных лидеров и структурных объединений в коллективе. Получается так, что активисты - это формальные лидеры, а «социометрические звезды» - это неформальные лидеры. Детские организации, сформированные под руководством учителей, воспитателей - формальные структурные объединения. Группы фанатов, рокеров, брейкеров, люберов - это неформальные организации.

Это не так. Такое противопоставление неправильно и с методологической, и с научной точки зрения. Любые детские организации - это самостоятельные объединения детей и юношества. Если они создаются формально, если ими руководят формальные лидеры, значит просто-напросто воспитатели не нашли верных путей умелого педагогического руководства этими коллективами. Согласно утверждению А.С.Макаренко, не может школьный активист быть формальным лидером. Такого лидера надо убрать, следует вводить подлинное демократическое самоуправление. Важно помнить, что А.С.Макаренко является одним из основоположников теории коллективного воспитания, его педагогические идеи в современную эпоху рыночной экономики приобретают особую актуальность.

Поиски путей реализации его идей по созданию коллектива, связи обучения и воспитания трудом в современной общеобразовательной школе и семье помогут успешному решению проблемы повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса во всех учебных заведениях.

Творческое усвоение педагогического наследия выдающегося педагога. Методику коллективного творческого воспитания разработал И.П. Иванов, развивая идеи А.С.Макаренко в современных условиях, раскрывая пути формирования коллективов на основе совершенствования общественно-коллективной жизни школьников. Он построил ее, основываясь на трех объективных закономерностях воспитания: его гуманистической целеустремленности, гуманистическом товариществе воспитателей и воспитанников, гуманизме воспитания.

Первая закономерность - гуманистическая целеустремленность - нашла свое выражение в коммунарском принципе общей заботы об улучшении окружающей жизни, в личной заботе каждого друг о друге как о члене коллектива. В работах А.С. Макаренко этому закону подчинялись все операции (дела государственного значения!) - от охраны леса до выпуска ФЭДов, от зимних вечеров у печурки до великолепных походов по стране коммунаров-горьковцев. В этом законе, по И.П. Иванову, ключ к решению всей проблемы воспитания. Гуманистические нравственные качества коммунаров воспитываются часто независимо от воли воспитателя, так как коммунарская жизнь строится во многом именно на общей заботе, на преодолении общих трудностей, на вовлечении в общую работу. И не случайно в обычных трудовых семьях, живущих по этому принципу, вырастают высоконравственные люди. С ранних лет ребята в этих семьях ведут гуманистический образ жизни, в самом глубоком, точном смысле этого слова.

Вторая закономерность - гуманистическое товарищество воспитателей и воспитанников - проявилась в коммунарском содружестве старших и младших классов. В работах А.С.Макаренко этот закон осуществлялся на первых порах стихийно, интуитивно, затем более осознанно и более открыто, подчиняя себе всю проводимую работу, а позднее был осознан полностью и теоретически обобщен в «Методике организации воспитательного процесса».

Третья закономерность - гуманизм воспитания - воплотился в принципе единства уважения к человеку как товарищу по жизни и совместной деятельности. Этот закон охватывает не только отношения между воспитателями и воспитанниками, но и отношения между самими воспитанниками и самими воспитателями. В принципе взаимного уважения и требовательности ведущую роль играет уважение. Их взаимодействие выражается в реальном, действительно товарищеском общении, а оно достигается благодаря общему делу, общей заботе об окружающей жизни, реальной практической заботе друг о друге.

Эти три закономерности воспитания не были широко осознаны педагогами ни во времена А.С. Макаренко, ни сейчас, находя свое применение лишь в работе педагогов-новаторов. Понимание А.С. Макаренко воспитательного процесса намного шире и глубже понимания сложившегося в практике отечественной школы, оно - в общей творческой жизни, в общей гражданской работе.

В каждом коллективном творческом деле на общее благо осуществляются передача воспитателями готового общественного опыта, творческая его разработка воспитанниками в ходе решения жизненно важных практических задач.

Источник многих бед современного воспитания состоит в том, что воспитательная работа сводится зачастую к односторонней заботе воспитателей о воспитанниках, к воздействию старших на младших, т.е. воспитанники получают готовый общественно необходимый опыт, приучаются быть потребителями духовных и материальных благ.

Методика коллективного творческого воспитания делает ребенка активным участником школьной жизни. Ее смысл состоит в том, что ребят, с первого класса по выпускной, учат коллективному общественному творчеству. В ней реализуется основной принцип работы «по Макаренко»: воспитание - не случайная передача накопленного опыта, а творческая организация совместной жизни и деятельности детей и взрослых. «Методику воспитательной работы можно считать коммунарской, если ее ядром, ее сутью является такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям» (Поляков С. Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. М., Знание, 1990, С. 4).

В коллективных творческих делах происходит обогащение каждого участника опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как к товарищу других людей. Осуществляется развитие всех трех сторон личности человека: познавательно-мировоззренческой (знания, взгляды, убеждения, идеалы); эмоционально-волевой (высокие чувства, стремления, интересы, потребности); деятельной (общественно необходимые умения, навыки, привычки, творческие способности, общественно ценные черты характера) (Иванов И. П. Коллективное творческое дело. // Учительская газета. 1987, 15 сентября). Коллективные творческие дела предусматривают направления традиционного воспитания идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное, физическое. Современному педагогу необходимо знать основные особенности их организации.

Понятие о коллективном творческом деле (КТД). Это - общественно важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни, это - сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.

Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими, так и старшими товарищами по общей гражданской заботе.

Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. Оно - творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в новых вариантах, выявляя новые свои возможности, оно - частица жизни!

Коллективное творческое дело - это конкретное воплощение многогранной гражданской заботы в единстве ее трех сторон: практической, организаторской, воспитательной.

Шесть стадий развития КТД. Первая стадия - предварительная работа воспитателей. На этой стадии определяется роль данного КТД в жизни коллектива; выдвигаются конкретные воспитательные задачи, которые будут решаться; намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера и на выбор воспитанникам; начинает строиться перспектива возможного КТД - в установочном (стартовом) разговоре с воспитанниками, во время поиска дел и друзей, проводимого по разным, сообща выбранным маршрутам.

Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Оно происходит на сборе коллектива, когда составляется план жизни коллектива на очередной период, или на специальном сборе-старте планируется только данное, конкретное КТД. В любом случае воспитанники и их старшие товарищи сначала по микроколлективам (в старших классах - по творческим бригадам, в средних и младших - по звеньям и звездочкам), а затем сообща обсуждают примерно такие вопросы: Для кого провести это дело? Как лучше его провести? С кем вместе? Кто будет руководить - совет коллектива или специальный совет из представителей всех микроколлективов, или командир сводной бригады? Где лучше провести это дело? Когда? Ведущие сбор (ими могут быть и взрослые, и сами ребята) придумывают вспомогательные вопросы, заслушивают разные мнения, просят их обосновывать, поддерживают и развивают наиболее интересные идеи и полезные предложения. В конце сбора сводят все ценные предложения воедино. В случае необходимости организуется выбор совета дела или командира сводной бригады.

Третья стадия - коллективная подготовка дела. Руководящий орган данного КТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника. Каждый микроколлектив (или сводная бригада) готовит свой сюрприз, а старшие друзья направляют эту работу и «по секрету» помогают воспитанникам.

Четвертая стадия - проведение КТД. Реализуются предложения, которые были внесены участниками при подготовке КТД. Оказываются полезными также и отклонения от замысла, возникающие при проведении КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств или ошибок, допущенных участниками. Все это - необходимая школа жизни. Главное для участников коллективного творческого дела - возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолевать любые трудности.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Проводится сбор участников проведенного дела. Это может быть сбор, на котором обсуждается жизнь коллектива за истекший период, или специальный сбор-«огонек», посвященный результатам данного дела. Сначала по микроколлективам (где каждый высказывает свое мнение), а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД («Что было хорошо? Что нам удалось из намеченного? Благодаря чему?»), к недостаткам и ошибкам («Что не получилось? Почему?») и, что особенно важно, к урокам на будущее («Что нам стоит использовать дальше? Сделать традицией? Как действовать по-другому?»). Ведущие сбора направляют коллективный поиск решений этих вопросов, подхватывают и развивают ценное, систематизируют и обобщают все высказанные мнения и предложения.

Участие воспитанников в оценке КТД можно обеспечивать и другими средствами. Проводятся беседы с такими, например, вопросами: Что нового ты сделал? Узнал? Чему научился? Чему научил своих товарищей? Также итоги подводятся в стенгазете или на «линейке» с творческими рапортами.

Воспитатели подводят итоги на совещании педагогов, на сборе вожатых, на совещаниях родительского актива (старших друзей микроколлектива) или на родительском собрании.

Шестая стадия - ближайшие последствия КТД. Выполняются те решения, которые были приняты общим сбором, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микроколлективами, задумывается новое КТД и т.п. Учителя используют накопившийся опыт в учебной работе. Предложения, возникшие при обсуждении дела, могут быть реализованы ими в дальнейшей работе.

Особенности коллективной творческой деятельности. В методике коллективного творчества важно то, что собираются ребята с разными способностями. Бывает, что идеи подает один, а другие принимают или отвергают их (тоже творческая роль).

Творческое общение - это способ производства информации. Для успешной его организации нужны два условия: во-первых, дело должно быть поставлено так, чтобы ребятам не хотелось спрашивать: «почему я?», «почему именно мы?»; во-вторых, должен быть дефицит времени (тогда коллективная мысль работает быстрее и лучше).

Коллективная творческая деятельность является сильным воспитательным средством. Ребята, приучаясь совместно обдумывать дела, меняются буквально на глазах.

Коллективное творчество исключает принудительное пересечение тех или иных идей. Сотрудничество, взаимная поддержка и умение прислушиваться к идеям друг друга намного плодотворнее спора.

Введение …………………………………………………………………. стр.3

1. Жизнь и деятельность А. С. Макаренко………………………… стр.4

2. Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко…………………………………………………………. стр.5

3. Воспитание в коллективе и через коллектив……………………. стр.6

4. О трудовом воспитании…………………………………………... стр.8

5. Значение игры в воспитании……………………………………... стр.9

6. О семейном воспитании………………………………………….. стр.10

Заключение ………………………………………………………............ стр.12

Список литературы ……………………………………………………. стр.13

Введение

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ А. С. МАКАРЕНКО

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно п разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А С Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

1.Жизнь и деятельность А. С. Макаренко

А. С. Макаренко родился 13 марта 1888 г в г Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Бурные события периода первой русской революции 1905 г. сильно захватили способного и активного юношу, рано осознавшего свое педагогическое призвание и страстно увлеченного гуманными идеями русской классической литературы. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М Горький, владевший тогда умами передовых людей России. В эти же годы А. С. Макаренко познакомился с марксистской литературой, к восприятию которой он был подготовлен всей окружающей его житью.

Но окончании училища А. С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище пос. Крюково Полтавской губернии. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Естественно, что его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги. С 1914 по 1917 г. Макаренко учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Затем он заведовал высшим начальным училищем в Крюкове, где прошли его детство и юность и где ныне открыт музеи его имени.

А. С. Макаренко восторженно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитательные учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей.

В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистического воспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику и утвердившее действенный и гуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании.

В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал по этому поводу: “Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто сами создали его”.

Героическая история создания и расцвета этой колонии прекрасно изображена А. С. Макаренко в “Педагогической поэме”. К ее написанию он приступил в 1925. г. Все произведение по частям было опубликовано в 1933-1935 гг.

В 1928-1935 гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. Работая здесь, он смог подтвердить жизненность и действенность сформулированных им принципов и методов коммунистического воспитания. Жизнь коммуны отражена А. С. Макаренко в его произведении “Флаги на башнях”.

В 1935 г. Макаренко был переведен в Киев для заведования педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 г. он переехал в Москву, где занимался теоретической педагогической деятельностью. Он часто выступал среди педагогов и перед широкой аудиторией читателей своих произведений.

В 1937 г. было опубликовано крупное художественно-педагогическое произведение А. С. Макаренко “Книга для родителей”. Ранняя смерть прервала работу автора, предполагавшего написать 4 тома этой книги. В 30-е годы в газетах “Известия”, “Правда”, “Литературная газета появилось большое число статей А. С. Макаренко литературоведческого, публицистического и педагогического характера. Эти статьи вызывали большой интерес читателей. Макаренко часто Выступал с лекциями и докладами по педагогическим вопросам, много консультировал учителей и родителей. Выступал он и по радио. Ряд его лекций для родителей неоднократно издавался под заглавием “Лекции о воспитании детей”. А. С. Макаренко скончался 1 апреля 1939 г.

2.Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С.

Макаренко

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”,- говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.

Сторонники “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами “закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека - значит воспитать у него,- говорил А. С. Макаренко,- перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”.

3.Воспитание в коллективе и через коллектив

Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко - организация и воспитание детского коллектива, о чем говорила и Н. К. Крупская.

Октябрьская революция выдвинула актуальную задачу коммунистического воспитания коллективиста, и естественно, что идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 20-х годов.

Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. “Марксизм,- писал он,- учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива”. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

Любовь - основа любого воспитательного процесса, и вырастить счастливого человека без неё невозможно. Эта мысль советского педагога-новатора и писателя Антона Семёновича Макаренко выглядит очевидной, но не кажется понятной. Постараемся объяснить, что за любовь имел в виду Антон Семёнович, и раскрасим материал несколькими фактами.

За свои 50 лет Антон Семёнович успел очень много. Недаром ЮНЕСКО в 1988 г. включило его в список педагогов, определивших развитие своей науки в XX веке, наряду с итальянкой Марией Монтесорри, американцем Джоном Дьюи и немцем Георгом Кершентейнером.

4 биографических факта:

  • Написал первый рассказ в 1914 году и отправил его Максиму Горькому, но тот признал его неудачным. Однако переписка между ними возобновилась в 1925 году и продлилась ещё 10 лет.
  • Первым местом обучения Антона Семёновича стало железнодорожное училище;
  • Защитил диплом «Кризис современной педагогики» в Полтавском учительском институте;
  • Помимо работ по педагогике писал пьесы и киносценарии.

Ценности

Почему к работам Антона Семёновича обращаются вновь и вновь, спустя десятилетия? Что ему удалось совершить?

То же, что и любому талантливому человеку: переосмыслить то, что было сделано до него и выработать собственные принципы. Педагогическая система Макаренко основана на идее коллектива, в котором успешно сосуществуют учителя и ученики. Грамотному руководителю удаётся управлять ими так, чтобы все работали с ощущением объединяющей цели, общих задач и принципов.

Индивидуализм, считал Макаренко, только мешает образовательному процессу. Тем не менее, наша цель - воспитание человека деятельного и самостоятельного. Для Макаренко было важно, чтобы у ребёнка были любимые предметы, увлечения и «посильный» уровень освоения тех дисциплин, к которым у него нет способностей или стремления.

Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне.

А. С. Макаренко

Антон Семёнович видел в каждом ребёнке положительное, большие возможности и творческое начало, которое при правильном воспитании всегда возьмёт верх. Разнообразные занятия, активное трудовое воспитание и формирование не принудительной, а сознательной дисциплины стояли в основе его методики. И ему, в отличие от многих, удалось не только разработать собственную теорию, но и проверить её на практике.

Коммуны

Количество беспризорников в 20-е гг. XX века было огромно, а методов работы с ними не было. Педагогические коммуны стали решением.

Первая из них была создана в 1921 году недалеко от Полтавы на базе трудовой колонии и получила своё название в честь Максима Горького, который активно участвовал в борьбе с детской беспризорностью. Дети, разделённые на отряды по 7-15 человек, имели самоуправление, выборные должности и даже хорошо налаженное производство, которое позволяло коммуне не только обеспечивать себя, но и отдавать деньги в бюджет государства.

Любая деятельность детей оказывалась полезной и осмысленной. Он разработал «метод перспективных линий», который предполагал, что перед человеком ставится цепочка последовательных конкретных целей.

Через воспитательные учреждения Макаренко на Украине прошли многие «неблагополучные» дети и малолетние преступники.

За системой Макаренко стоял дух коллективизма, строгая дисциплина и постоянная занятность. Перед педагогом стояла цель именно воспитывать, а не образовывать. В одной из лекций он рассказывал: «Лично мне на практике пришлось воспитательную цель иметь как главную: поскольку мне в течение 16 лет поручалось перевоспитание так называемых правонарушителей, передо мной ставилась прежде всего задача - воспитать переделать характер».

5 высказываний Макаренко:

  • Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
  • Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.
  • Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.
  • Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям.
  • Без искреннего, открытого, убеждённого, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива.

Первая коммуна просуществовала пять лет, а затем Макаренко принял решение перенести её под Харьков. Одной из причин стало то, что многие ребята хотели освоить рабочие специальности, а такой возможности не было. На новом же месте уже существовали оборудованные мастерские и электростанция. Вторая причина: растущее неприятие другими педагогами системы Макаренко и невозможность дальше возглавлять коммуну.

Казалось, что сохранить порядок и выстроенные отношения в новой коммуне уже не удастся: на момент переселения в колонии было уже 300 воспитанников. Но методика Макаренко сработала. Так называемый «метод взрыва», когда воспитанники включаются в работу сразу, без подготовки, отлично подействовал.

На безе мастерских этой коммуны, названной в честь Феликса Дзержинского, был создан завод ФЭД (что и расшифровывается как Феликс Эдмундович Дзержинский). На заводе в то время производились простейшие сверлильные машины и затем уже прославившиеся фотоаппараты.

Этой коммуной педагог руководил до 1935 года. Потом его перевели в Киев, а дальше в Москву, где он прожил до самой смерти.

Педагогика

Нельзя сказать, что Макаренко был сторонником гуманистической педагогики в её незамутнённом виде. Он не считал, что учитель должен быть мягким. Он не считал, что нужно избегать наказаний. В его книгах мы находим термин «требовательная любовь»: чем выше уважение к ребенку, тем выше к нему требования. При этом наказания не должны причинять моральные и физические страдания, но ребёнок должен чувствовать вину перед своими сверстниками, перед коллективом, который в его жизни занимает центральное место.

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

А. С. Макаренко

  • В 1955 году снят фильм «Педагогическая поэма» по главной книге Макаренко;
  • В 1959 году Михаил Козаков и Анатолий Мариенгоф написали пьесу «Не пищать» о Макаренко и его коммуне;
  • В Харькове стоит памятник Антону Семёновичу.

Художественный фильм «Педагогическая поэма» (Киевская киностудия художественных фильмов, 1955 г.)

Макаренко интересовала не только теория воспитания и организация этого процесса, но и личность учителя. Он утверждал, что педагог должен быть человеком всесторонне развитым, являясь ключевой фигурой в образовательном процессе. По мысли Антона Семёновича, работа педагога требует от учителя «не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

Макаренко всегда указывал, что первичный «коллектив» - это семья. И родители влияют на ребёнка не через слова, а через поступки, собственное отношение к жизни и к делу.

Интересно, что система воспитания Макаренко, на первый взгляд, пропитанная советскими ценностями, критиковалась в СССР достаточно сильно. Самые известные произведения Макаренко о практической работе в колониях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» признавались «фантастическими», не соответствующими действительности, выходили с большими цензурными ограничениями.

Для многих его последователей приверженность новой системе имела драматические последствия. Некоторые из них, например, воспитанник и сподвижник Макаренко Семён Калабалин попал под арест по ложному доносу в 1938 году, когда начался Большой террор.

Между строк:

Воспитательным опытом Макаренко и Калабалина, а также судьбами воспитанников занималась Фрида Вигдорова, которая смогла задокументировать легендарный судебный процесс над Иосифом Бродским.

В отличие от многих коллег, Макаренко жёстко разделял процесс воспитания и обучения, считая, что методы должны для них выбираться разные. «Словесное» воспитание и чтение, считал он, не так хорошо работает, как коллективная работа и показательный пример. К тому же педагог отдавал предпочтения разновозрастным группам детей, а не классам.

Кроме того, по Макаренко, обязательным было соблюдать дисциплину, но стремиться к идеальной учёбе - нет.

К тому же в СССР не принято было использовать метод «педагогического риска», когда учитель идет на эксперимент, а не предпочитает позицию чеховского учителя «кабы чего не вышло».

Вопросов к системе, которая строилась на детском труде, было множество. Для одних он был слишком жёстким, другие не верили в силу самоуправления, предпочитая строгий контроль. Ведь самоуправление - это элемент демократии, которая в советском обществе воспринималась как нарушение субординации.

Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию - всё это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически.

А. С. Макаренко

Да и сам проект больше относился по своей сути к периоду НЭПа и не отвечал идее «всеобщей уравниловки». Многие исследователи отмечают, что такой эксперимент, как коммуна, был невозможен без поддержки некоторых партийных функционеров, в том числе главе НКВД Украины того времени Всевлода Балицкого.

В сегодняшнем мире представить себе коммуну со строгой дисциплиной, где дети занимаются «взрослым» трудом, невозможно. Это просто не отвечает запросу современного общества. Но, возможно, именно это смогло бы решить вопрос социализации «сложных» детей, если хотя бы частично применять его методы. А социальный эксперимент, который удалось провести педагогу, дал огромное количество материала для дальнейших исследований: недаром существует такая отрасль педагогической науки, как «макаренковедение», по которой защищают диссертации.

Полезные ссылки и публикации

  • Профиль Макаренко на сайте ЮНЕСКО, составленный Георгием Николаевичем Филоновым (на английском)
  • Гётц Хиллиг «Макаренко и власть»
  • Гётц Хиллиг «А. С. Макаренко и Болшевская коммуна»
  • Гётц Хиллиг, Марианне Крюгер-Потратц