Атласная гладь. Виды вышивки гладью. Принцип и техника вышивания счетной гладью


Вышивки гладью интересны и разнообразны. Давайте вместе украсим изделие и оно станет неповторимым. Вышить можно всё что угодно: скатерти, подушки, одежду, украшения, полотенца, салфетки, платки, и так далее. Для начинающих можно посоветовать простую вышивку гладью. Лучше начинать с небольшого узора. Важно понять, что суть этой вышивки - это ровные стежки, которые близко и очень плотно прилегают друг к другу.

Вышивка гладью бывает разная: двусторонняя и односторонняя, прямая и косая. Техника и разновидность вышивки: простая, художественная, выпуклая гладь, прорезная, штриховая, объёмная, атласная, белая, владимирская, русская, полтавская.

Если вы хотите научиться вышивать гладью, вам не обязательно сразу запоминать все стежки и техники. Начать можно с пары швов, которые пригодятся для вышивки цветов, бабочек, небольших рисунков, фигурок животных.

Вышивание возможно на разных тканях. Не имеют значение ни переплетение, ни цвет, ни состав. Всё зависит от ниток, которыми вы шьёте. Если вы взяли для работы нитки Мулине, то и ткань лучше брать хлопчатобумажную: хлопок, лён, мешковину. Если нитки шёлковые, хорошо подойдёт тонкий батист, сатин или шёлк. Для ниток Ирис годятся плотные ткани.


Что понадобится для работы? Нужна будет игла. Правильно выбирайте иглу для работы. Выбор иглы зависит от ткани и ниток, также учитываем и рисунок. Чем тоньше игла, тем профессиональней будет смотреться ваша работа. Далее, используем для работы пяльцы или рамы, кому как больше нравится. На пяльцах ткань больше натянута, что важно для рисунка и удобства вышивальщицы.

Ещё нужны будут маленькие ножницы, напёрсток и копировальная и папиросная бумага. Кто умеет рисовать, тому проще, можно просто нарисовать рисунок на ткани карандашом.

Если нет способности к рисованию, используйте копирку. Для этого нужно положить копировальную бумагу на ткань, сверху расположить рисунок, распечатанный на принтере. Скалываем эту конструкцию булавками и обводим по контуру. Разбираем всё по отдельности и приступаем к работе.

В разных деталях нашей вышивки могут быть использованы разные техники. Например, крупные детали можно оформлять протяжёнными стежками, а узкие полоски, маленькие детали вышиваем короткими малыми швами. Техники часто путают с видами вышивки. Нужно запомнить, что один вид вышивки может быть выполнен в разных техниках.

Начнём с прямого стежка. Начинающей мастерице достаточно будет узнать этот шов, чтобы делать простейшие работы. От прямого стежка пошло название простого вида. Длина стежка бывает разной, от 1 мм до 7-8 мм. Например, в белой глади этим стежком обводят контур узора.

Прямым швом можно вышивать крупные детали и контуры. Для мелких деталей он не годится. Его используют и для заполнения внутренней части детали.

Прямой стежок можно выполнить под любым углом. Открытыми стежками «ёлочкой» вышивают листики, папоротниковым стежком выполняют хрупкие длинные стебли, стебельчатым швом вы создадите ровную безупречную линию. Расщепляющий стежок нужен для контурных линий.

Клинообразные и шевронные стежки можно вышить по бокам рисунка, заполнив пустое пространство. Точечный в готовом виде похож на кофейное зёрнышко, зерновой используется для эффекта светотени внутри детали.

Стежки гладью - следующий по сложности этап вышивки. Гладь используют для придания рисунку тонких оттеночных переходов. Используя шёлковые нити, можно вышивать пейзажи, портреты, жанровые сцены. Такая гладь называется художественной.

Разновидности глади: теневая, вприкреп, односторонняя, двусторонняя, прорезная, белая, счётная, плоская и выпуклая.

Выпуклая гладь нужна для придания рисунку дополнительной рельефности. Настил вышивают простой гладью, а затем действуют в обратном направлении. Увеличиваем высоту детали и делаем её выпуклой и рельефной.

Стежок «ёлочкой» исполняет мотив листьев. Выполняется близкими друг к другу диагональными стежками.

Скрещённые стежки выполняются скрещёнными нитками. Эту технику можно использовать для того, чтобы выделить центр листа или середину другой фигуры.

Очень красив рельефный шов «ёлочкой», в нём накладываются друг на друга диагональные скрещивающиеся стежки. Центр листа вышейте румынским стежком.

Плетёная гладь состоит из групп стежков, вышитых чёткими рядами. Акцент делается на светотени. Если вы уже немного освоили предыдущие техники, можете попробовать работать теневой гладью. Она помогает создать на изделии интересный и красивый переход цвета из одного в другой. Такой переход называется градиентом.

Часто встречающиеся стежки. Китайские узелки тонко оттеняют и придают завершённость рисунку. Стежок рококо мы часто видим внутри цветочных композиций.

Вышиваем пошагово ирис техникой простая гладь.

Для работы понадобится:

  1. Нитки шёлковые: тёмно-фиолетовые, фиолетовые, белые, оранжевые и зелёные.
  2. Ткань (лён, шифон, капрон, батист, и так далее). Здесь шифон.
  3. Пяльцы.
  4. Ножницы.
  5. Тонкая игла.

Наша работа выполнена на шифоне, поэтому здесь не нужна калька или копирка. Кладём ткань на рисунок, закрепляем булавками и рисуем на ткани карандашом или ручкой.

Здесь показано, как вышить один цветок, но если желаете - можно вышить всю композицию. Вышивать будем шёлком в одну нить.

Оформляем лепестки нижней части ириса тёмно-фиолетовым цветом. Оставим расстояние между стежками для белого цвета.

Приступаем к вышивке следующего лепестка. Вначале вышьем загиб лепестка ириса.

Наиболее известны вышивки цветной гладью из Китая и Японии - мастерицы этих стран издавна достигали баснословных успехов в тонкостях этого вида рукоделия. Однако и в других странах рукодельницы не обошли вниманием этот вид вышивки. Яркие узоры южных европейских стран и нежные переливистые - северных, причем самых разных эпох вплоть до сегодняшнего дня, тоже завоевывают сердца любителей как традиционной культуры, так и оригинальных техник.

Вышивку художественной гладью порой называют живописью на ткани с помощью цветных ниток. Гладьевые стежки являются заполняющими, то есть они целиком заполняют определенный участок мотива. Полностью вышитая разноцветными нитками основа напоминает живописное полотно. А ведь на самом деле это самые простые прямые стежки,которые выполняются в определенном направлении и плотно прилегают, а порой перекрывают друг друга. Красоту этой вышивки зачастую составляет игра света, переливы ниток, стежки которыми выполнены в разных направлениях.

Нитки для вышивания гладью берут самые разные - от люрекса и шелка до мулине и ковровой шерсти. И получают самый разный результат, например, вышивка шерстью дает возможность придать вышивке рельефность и объем. Однако лучшим выбором для глади считаются нитки с шелковистым блеском - именно они создают наиболее впечатляющий эффект. Гладь используют также для заполнения самых разных форм, в том числе монограмм.

Существует много вариантов гладьевых стежков. Здесь мы покажем лишь некоторые из них, но, овладев только ими, вы сможете выполнять сложные узоры.

Главные правила вышивки художественной гладью

  • Для того, чтобы вышивка гладью были выполнена аккуратно, натяните ткань на пяльцы.
  • Стежки должны полностью покрывать ткань.
  • Стежки должны размещаться один за другим.
  • Края мотива должны быть ровными.
  • Начинайте работу с самого узкого места элемента.
  • До начала работы вычертите на ткани контурные линии мотивов.

Техника выполнения стежков


Плоская гладь

Шаг 1

Начните работу в точке А, проведите иглу через точку В к точке С. Осторожно протяните нитку через ткань.

Шаг 2

Размещайте стежки вплотную друг к другу, проведите иглу через точку D к точке Е. Следите за тем, чтобы края мотива оставались ровными.

Шаг 3

Продолжайте заполнять участок мотива стежками, ровно натягивайте нити, чтобы поверхность вышивки была гладкой.

  • При вышивании гладью следите за тем, чтобы стежки ложились параллельно друг другу. Только тогда поверхность вышивки будет гладкой, ровной и шелковистой.
  • Если вы торопитесь, возьмите более толстые нитки или возьмите нитки в 3−4-5−6 сложений.
  • Избегайте длинных стежков. Они делают вышивку рыхлой и неаккуратной. Лучше разделить большой мотив на несколько участков и вышить его по отдельности, либо стежками в разных направлениях, либо нитками близких оттенков. Для заполнения больших участков идеально подходит художественная гладь.
  • Вдоль краев мотивов, чтобы их подчеркнуть, можно проложить контурные линии стебельчатыми или строчными стежками.

Художественная гладь

Эта техника наиболее популярна среди опытных вышивальщиц, и используется ими обычно для передачи тонких оттеночных переходов. Художественная гладь состоит из одного ряда стежков разной длины, которые частично покрываются рядами более длинных стежков.
Художественная гладь наиболее часто используется для заполнения участков неправильной формы.

Первый ряд этого вида глади состоит из длинных и коротких как правило вертикальных, реже горизонтальных стежков. Стежки последующих рядов длинные, тоже вертикальные (или горизонтальные). При художественной глади обычно применяются нитки разных оттенков одного цвета, чтобы добиться мягких оттеночных переходов.

Шаг 1

Начните работу в точке, А и введите иглу в точке В. Затем из точки С проведите иглу к точке D. Продолжайте чередовать длинные и короткие стежки по вертикали слева направо. Зафиксируйте нитку.

Шаг 2

Повторяйте, выполняя по вертикали только длинные стежки и заполняя участок мотива. Последний ряд должен состоять из нескольких коротких стежков.


Теневая гладь

Это ряд стежков разной длины, в разной степени перекрывающих друг друга для создания передачи тонких цветовых нюансов. Очень часто теневую гладь считают одним из вариантов художественной глади (см. выше). Однако в теневой глади выполняются горизонтальные ряды стежков одинаковой длины, равномерно, при этом в каждом нижнем ряду для создания тонкого оттеночного перехода стежки чуть захватывают ряд верхних стежков.

Шаг 1

Работайте справа налево. Начните в точке, А и проведите иглу к точке В (край мотива). Затем через точку С проведите иглу к точке D. Продолжайте работать в первом ряду, пока не закончите его.

Шаг 2

Для выполнения следующего ряда стежков введите иголку между и немного выше нижних точек двух совмещенных стежков предыдущего ряда. Постарайтесь делать стежки как можно более ровными.

Гладь с настилом, или выпуклая гладь

Этот вид вышивки гладью применяется, когда нужно подчеркнуть рельефность и объем вышивки. В художественной (теневой) выпуклой глади сначала выполняется настил одним цветом, а поверх него вышиваются перекрывающие друг друга стежки нитками близких или контрастных оттенков.

Шаг 1

Прямыми стежками простой гладью проложите сначала настил. Для этого начните работу в точке А, введите иглу в точке В, проведите ее через точку С к точке D. Продолжайте заполнять мотив простой гладью. Зафиксируйте нитку.

Шаг 2

Теперь работайте по настилу, прокладывая стежки в противоположном направлении. Из точки W проведите иглу к точке Х, затем из точки Y к точке Z. Продолжайте до тех пор, пока полностью не будут закрыты стежки настила.


Фото: PR, Свен Хедстром, burdastyle.

Цели урока:

Образовательная:

  • ознакомить учащихся с видами вышивки
  • научить выполнять атласную и штриховую гладь;

Воспитательная:

  • вызвать интерес к родной культуре,
  • любовь к традициям своего народа;
  • прививать навыки культуры труда и аккуратности;

Развивающая:

Оборудование и материалы для урока:

  • кабинет трудового обучения;
  • мультимедийная установка;
  • образцы объектов труда;
  • иглы, нити для вышивки- мулине;
  • пяльцы, канва, плотная ткань, рисунки, копировальная бумага, простой карандаш.
  • учебники

Ход урока

Организационный момент: - приветствие

Сообщение темы, цели урока;

Проверка готовности к уроку.

Слово учителя.

Здравствуйте. Присаживайтесь.

(слайд 1) Тема нашего урока: "Атласная и штриховая гладь, практика, приемы выполнения глади".

Цель урока: познакомиться с данными видами вышивки гладью и практически научиться выполнить элементы атласной и штриховой вышивки. А для этого нам понадобятся инструменты для ручной работы, которые вы приготовили.

Вопрос к учащимся. Какие виды вышивки Вы уже изучили? (слайд 3)

Верно. Художественная гладь. Владимирское шитьё. Белая Гладь. Прямая гладь, Счётная гладь. Крест, а есть ещё Мережка, Ришелье, Игольчатая вышивка и т.д.

Вопрос к учащимся. С какими инструментами, используемыми при вышивке вы знакомы?

  • Ткань - плотная, но тонкая, можно на неотбеленном льне.
  • Нить - мулине.
  • Игла - с небольшим ушком.
  • Пяльцы - обычные, круглые.
  • Напёрсток - предохраняет палец от наколов.
  • Ножницы - острые.
  • Копировальная бумага - зелёного или красного цвета.
  • Карандаш простой - остро заточенный.

Вопрос к учащимся: Где применяется вышивка?

История вышивки своими корнями уходит в далёкое прошлое.

Народная вышивка связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. (слайд 4) Обучать девочку женскому ремеслу: прядению, ткачеству, вышиванию - начинали в русских селениях с пятилетнего возраста. К пятнадцати годам девушка должна была приготовить себе приданное к свадьбе, украсив его вышивкой. Каждая вещь - рубаха, передник, сарафан, рушник имели особый характер украшения.

Сейчас девочки почти не вышивают. Редко кто занимается вышивкой.

Вопрос к учащимся Девчонки, а вы любите вышивать? Кто - нибудь из ваших родных увлекается вышивкой? Мамы или бабушки?

(слайд 5) А я знаю одну такую мастерицу. Она живёт в селе Ново-Ивановка, Кущёвского района. Это Богославская Галина Максимовна. Она начала вышивать с 6 лет. Первую свою вышивку она продала, чтобы прокормить своих младших братьев, так как она была самая старшая в семье. А сейчас она вышивает для души. Галина Максимовна заняла первое место в районе на смотре народного творчества поселений. О ней писали газеты, она была премирована.

Вопрос к учащимся. Какая последовательность выполнения вышивки? (слайд 6)

Можете открыть учебник на стр. 46.

  • придумать рисунок для вышивки.
  • перевести рисунок на ткань.
  • вышить все элементы.

Сегодня мы научимся практически выполнять элементы атласной и штриховой глади.

Атласная гладь - это вышивка, в результате которой получается блестящая поверхность.

Основа для атласной глади - это стебельчатый шов, строчки которого выполняют в прямом и обратном направлениях, располагая их близко, друг к другу, чтобы не было просветов ткани - основы.

Штриховая гладь называется так оттого, что состоит из отдельных стежков - штрихов, напоминающих лучи, идущие в разных направлениях от центра

Вопрос к учащимся. Давайте вспомним о технике безопасности при работе с иглой и ножницами - читайте вслух по очереди. (слайд 7)

Теперь перейдём к практической работе. Сегодня мы выполним вот такую вышивку.

(показ готовой вышивки) На ней сочетаются элементы атласной и штриховой вышивки. Давайте приступим к их выполнению. Первое, что вы должны сделать - это перевести рисунок на ткань.

Сейчас я вам покажу, как выполняется атласная гладь. Берём нить в одно сложение.

Посмотрите, на листике не случайно нарисовано столько линий, при вышивании иглу вкалывают строго по этим линиям. Подпишите на линиях цифры 1, 2, 3, 4, вам будет проще меня понять, как вышивать.

Попробуйте теперь вы девочки.

Вопрос к учащимся. Вы помните, как закреплять нить на ткани без узла?

Нить в два сложения продёргивают концами в иглу, выполняют небольшой стежок в начале работы, протягивают нить, оставляя на лицевой стороне кончик в виде петельки, в которую вдевают иглу и протягивают нить.

Закрепили нить, затем вкалываем, иглу в ткань на линии 2, а выводим иглу на линии 1. Дальше в обратном направлении - вкалываем, иглу в нить на линии 3, а выводим на линии 4. Так продолжаем и дальше.

Очень важно, чтобы вы не стягивали нитки и стежки располагали близко друг к другу, чтоб не было просветов.

Если нить закончилась, то закрепляем её на изнаночной стороне несколькими стежками "за иголку", пропуская конец нити под работой.

Для вышивания штриховой гладью берут нитку в 4 сложения. Начнём вышивать со стебелька цветка. Закрепим нить и шьём маленькими стежками.

(слайд 9,10)

Итог урока. Показать вышивки девочек всему классу. Указать на ошибки, похвалить за наиболее удачные работы. Поставить оценки.

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились и практически изучили элементы атласной и штриховой глади. Вы очень хорошо справились с заданием. Молодцы.

Домашнее задание . Завершить работу над вышивкой. На следующий урок принести те же самые принадлежности, т. к. вы будете изучать другие швы "узелки" и "рококо".

МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА

традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи.

В сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям - маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке.

В 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт.В 1940-1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц.

В 1950-х годах мстерские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также в г. Александрове). Так называемые "владимирские швы" - яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья.

В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - "русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.

Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.Литература:Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934.Воронова Л. И. Владимирские швы. М., 1952Воронова Л. И. Мстерская белая гладь. М., 1954.Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский

Мстерская гладь

Мстерская гладь представляет собой изысканный вид белой глади, который сочетает различные рельефные элементы белой глади с настилом и простой без настила, редкую гладь штрихами, петельки и полупетельки, стебельчатый шов (см. ). Узор дополняется ажурными решетками, сетками и стягами (о них мы поговорим позже). Сочетание этих разнообразных приемов вышивки сделало мстерскую гладь уникальной.

Мстерская гладь выполняется на тонких прозрачных тканях (маркизет, батист, шифон) мулине или шелком, а также на крепдешине крученым шелком. Мстерской гладью вышивают мелкий растительный орнамент, состоящий преимущественно из цветков и листочков. Среди причудливых веток часто изображают птиц с пышными хвостами или маленьких птичек. Иногда выполняют жанровые сцены или сказочные мотивы.

Мстерской гладью вышивают накидки, платки, скатерти, панно, покрывала, белье, блузки, платья и т.д.

Владимирские швы

Узоры, состоящие из более крупных мотивов, выполняются владимирскими швами толстыми цветными нитками мулине (в 8-12 сложений), ирисом или шерстью. Основной цвет этих вышивок - красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого цветов, но часто встречается и одноцветные вышивки.

К владимирским швам относятся гладь «верхошов» (односторонний шов), накладные сетки, шов «козлик» и др.


Гладь «верхошов».

Эта гладь заполняет мотив на лицевой стороне, образуя на изнанке ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора.

Таким швом вышиваются крупные мотивы узора, а также стебли, веточки, усики и т.д. .

Стежки глади нужно располагать по форме мотива: в цветках - от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине. Стежки могут быть разной длины. Контур мотивов при этом становится зубчатым, переход от узора к фону мягче, спокойнее.

Накладные сетки.

Сердцевины крупных цветков и детали мотивов можно заполнить накладными сетками или различными гладьевыми разделками в виде квадратиков, треугольничков, полосок, выполненных гладью, козликом и др.

Сетка и прикрепки вышиваются нитками одного цвета. Длинные стежки, которые протягивают в пределах контура в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном), образуют сетку.

Сетка прикрепляется к ткани разными способами: крестиком, стежком, лапкой (три стежка). При этом соблюдается определенная последовательность: сначала выполняются все стежки в одном направлении, например, вертикальном (рис.7), затем в другом - горизонтальном, последовательно закрепляя каждый новый стежок в местах пересечения его с вертикальными стежками. На рисунке первый горизонтальный стежок сделан справа налево, а обратным движением иглы с рабочей ниткой выполнены прикрепки в виде крестиков.


Верхние стежки прикрепок-крестиков должны быть в одном направлении.

Выполнение шва «козлик» описано мной в статье «Азы ручной вышивки. Часть 2» . Если говорить о владимирских швах, то «козлик» используется для вышивки середины крупных листьев и цветов, так же «козликом» вышиваются мелкие листочки, как показано на рис. 8. Сердцевины цветов обычно окаймляют тамбурным швом (см. ).

Помимо шва «козлик» можно и использовать шов «восьмерка».

Шов «восьмерка» (рис.9)

Представляет собой сплошной шов «козлик», то есть перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом.

На изнаночной стороне образуются два ряда параллельных стежков с промежутками в виде строчки. Наклон стежков должен быть от 30 до 40 градусов. Шов «восьмерка» может быть узким, широким, частым и редким. Выполняется он так же, как шов «козлик», только каждый последующий прокол делается в предыдущий. Шов «восьмерка» может быть использован для заполнения различных фигур сложной формы. В этом случае, по меньшей дуге расстояния между стежками будут меньше, а по большей - больше.

Узоры, выполненные владимирскими швами, дополняют цветной тесьмой узкими орнаментальными полосками, вышитыми «козликом», гладью, кисточками.


Русская гладь

Русская гладь выполняется прямыми стежками, расположенными вертикально или горизонтально оси рисунка и параллельно долевой нити ткани или ее утку. Стежки укладываются плотными рядами сначала в направлении слева направо, затем в обратном - справа налево. Вышивать можно и без предварительной наметки рисунка. Нитка закрепляется небольшим стежком с лицевой стороны и закрывается стежками глади. Стежки следует делать длиной 3-6 мм, оставляя между ними одну-две нити ткани. Длина стежков может быть разной, но стежки обязательно должны перекрывать оставленные между стежками нити ткани предыдущего ряда стежков. Длину стежков следует чередовать, тогда гладь получится ровной. Внешний контур рисунка можно обшить тамбурным швом (см.).

Для работы используются мягкие нитки, обычно мулине в два сложения. На толстой ткани можно вышивать в три нитки мулине или толстой пряжей.

Русской гладью выполняют растительный орнамент. Иногда в середине крупных цветков он дополняется ажурной сеткой. Ажурную сетку можно сделать без каких-либо разделок и обвивать, как обычную сетку в белой строчке. Для сетки выдергивают одну и оставляют две нити ткани. Край сетки предварительно следует обшить тамбурным швом.

Атласная гладь

Атласная гладь выполняется тонкими нитками: шелком или мулине в одну нитку. Особенностью этой глади является расположение стежков, создающее гладкую блестящую (атласную) поверхность вышивки.

Стежки делаются разной длины и плотно укладыватся друг к другу. Они не должны соприкасаться концами и располагаются так, чтобы один стежок заходил за другой. Каждый последующий стежок нужно шить, вкалывая иглу около середины предыдущего стежка, немного отступая назад, под нитку только что выполненного стежка. Направление стежков должно соответствовать направлению прожилок листиков или лепестков.

Начинать вышивку листика или лепестка надо с вершинки или с центра. Если на листике или лепестке имеется закругленная часть или выступ, то по линии изгиба увеличьте количество стежков, для того чтобы не получалось длинных линий от края до середины лепестка или листика. Эти добавочные стежки делаются по выпуклому краю, возвращаясь назад по направлению от середины к внешнему краю. При этом основное направление стежков не должно меняться.

Закончив вышивку одной половины листика или лепестка, переходите к тому месту, откуда начинали вышивку, и выполняйте вторую половину, укладывая стежки в противоположном направлении. Это дает возможность точно выдержать нужное направление стежков. Вышивка должна получиться ровная, с блестящей поверхностью рисунка. На изнаночной стороне вышивки образуются короткие, беспорядочно разбросанные стежки.

Атласная гладь выполняется как белыми, так и цветными нитками. Атласной гладью вышивают преимущественно растительный орнамент.

Желаю удачи. В следующий раз мы поговорим о подарках, которые можно сделать своими руками.

С уважением, Юлия МИЛОКУМОВА
[email protected]

+++++++++++++++++++++++++++++++

Основной приём этой вышивки - двусторонняя гладь. Её выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая их по форме мотива как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Выполняют гладь нитками мулине (в 1-2 сложения), тонкой иглой с маленьким ушком. Чтобы гладь была выпуклой, необходимо делать настил из тех же ниток, располагая его в направлении, противоположном направлению гладьевых стежков.

В выполнении узоров применяют таксе различные виды ажурных сеток, «стяги», «дырочки», «узелки», россыпь», «подкладной» шов или «восьмёрку», детали в виде кружочков, «усиков» и другие. Переходы от выпуклой, рельефной поверхности гладьевых стежков к прозрачным разделкам в самой ткани создают декоративность вышивки, выполненной в одном цвете.

Детали узора в форме кружочков - «пышечки» вышивают гладью с настилом. Для этого контур кружочка обшейте швом «вперёд иголку» , сделайте настил и выполните гладьевые стежки от середины кружочка сначала вправо, а затем влево.

Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья. Обшив цветок по контуру, стежки настила расположите по кругу и вдоль контура, а гладьевые стежки - в направлении от середины цветка к краю. Цветок может быть из отдельных лепестков, лепестки вышивайте последовательно один за другим, располагая гладьевые стежки поперёк лепестка.

В мелких листьях гладьевые стежки могут иметь прямое или косое направление. Более крупные листья вышивают гладью и «россыпью» или «узелками». «Россыпь» выполняют мелкими стежками швом за иголку, стежки располагайте параллельными рядами. Край листочка, вышитого россыпью или узелками, стягами или сеточкой, обшейте гладьевым валиком. Листочек на две трети длины бывает разделён на две половинки («листок в раскол»). Сделав настил по длине листочка и два параллельных стежка по середине его, начинайте выполнять гладьевые стежки с целой части листочка. Дойдя до места раскола, вышивайте сначала одну сторону, затем другую, вкалывая иглу между параллельными стежками, а выкалывая на линии контура листочка.

4. Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать.

Надо на носочки встать.

Доброе утро, здравствуй, Иван,

Доброе утро, здравствуй, Степан,

Доброе утро, здравствуй, Сергей

Доброе утро, здравствуй, Андрей,

Доброе утро, здравствуй, Антон.

для учащихся 8 класса .

Класс: 8

Раздел: «Ручная художественная вышивка».

Тема: «Стебельчатый шов. Атласная гладь».

Цель: научиться выполнять стебельчатый шов и вышивать

атласной гладью.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с основными видами вышивки и научиться вышивать некоторыми из них.

Развивающаяся: развить интерес к вышиванию.

Воспитывающаяся

Методы обучения: показ, объяснения, иллюстрация, наглядные образцы, практическая работа.

Тип занятия: практическое.

Время: 2*40 мин.

План урока:

    Организационный момент.

    Объяснение нового материала.

    Практическая работа № 2.

    Анализ и самоанализ.

    Заключительный контроль.

Ход занятия:

I . Оргмомент.

    Подготовка уч-ся к занятию.

    Сообщение темы урока.

II .

Стебельчатый шов назван так потому, что обычно им вышивают стебельки цветов. Направление движения шва – слева направо или снизу вверх. Стежки делают, отступая назад. При этом каждый новый стежок выходит вперед на половину предыдущего.

Атласной гладью вышивают крупные формы. Основой для атласной глади является стебельчатый шов, строчки которого выполняют в прямом и обратном направлениях, располагая их очень близко друг к другу, чтобы не было просветов ткани – основы.

III

1) Вколов иглу в ткань, набирают на нее 2-4 нити протаскивая нитку. Отступая, снова вкалывают иглу и набирают на нее кол-во нитей, равное первому стежку. Иголку со вторым стежком выводят у середины предыдущего стежка с левой стороны. Затем прокалывают ткань выше первого стежка. И так далее – при каждом последующем стежке игла выводиться в середине предыдущего стежка.

2
)Основой для атласной глади является стебельчатый шов, строчки которого выполняют в прямом и обратном направлениях, располагая их очень близко друг к другу, чтобы не было просветов ткани – основы. С помощью укороченных рядов можно добиться выпуклости формы. Для этого форму при помощи вспомогательных линий делят на симметричные участки и при вышивании иглу вкалывают строго по этим линиям.

Вышивают атласную гладь самой тонкой иглой ниткой мулине в одно сложение. Весь мотив обычно вышивается ниткой одного цвета. Выделить какие-то места можно ниткой другого цвета, укладывая стежки поверх глади.

IV . Практическая работа.

Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, вышивая заданные швы.

Материалы и приспособления: ткань х/б размером 10*10 см, цветные нитки мулине, пяльца, тонкая игла.

Выполнение стебельчатого шва:

1. С помощью линейки и карандаша начертите горизонтальную прямую линию.

2. Вложите в иглу нить в два сложения.

3. Выполните закрепку в конце вышивки.

4. Выполните стебельчатый шов, двигаясь слева направо.

5. Выполните закрепку.

Выполнение атласной глади:

    Переведите рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги.

    Используя нитки мулине, выполните вышивку рисунка.

    Если не успели, закончите работу дома.

V . Анализ и самоанализ.

Уч-ся вспоминают, что нового узнали на уроке, чему новому научились. Самостоятельно оценивают свою работу и делают вывод о качестве вышитого изделия.

VI . Заключительный контроль.

    Подведение итогов урока.

    Выставление оценок.

    Задание на дом.

    Уборка рабочего места.

Урок окончен!

План- конспект урока по технологии

для учащихся 7 класса .

Дата: 19.11.2009 г.

Класс: 7

Раздел: «Проектирование и изготовление плечевого изделия».

Тема: «Построение основы чертежа плечевого изделия в М 1:4».

Цель: научить уч-ся строить чертеж плечевого изделия в М 1:4

Задачи:

Обучающая: научиться рассчитывать величины для построения чертежа, научиться строить чертеж.

Развивающаяся : ознакомить учащихся с прибавками на свободное облегание плечевого изделия.

Воспитывающаяся : воспитать нравственные ценности, усидчивость, аккуратность в работе.

Методы обучения: объяснения, доска, учебник, практическая работа.

Тип занятия: практическое.

Время: 2*40 мин.

План урока:

    Организационный момент.

    Сообщение познавательных сведений.

    Объяснение нового материала.

    Практическая работа.

    Контрольные вопросы.

    Заключительный контроль.

Ход занятия:

I . Оргмомент.

    Подготовка уч-ся к занятию.

    Получение сведений об отсутствующих.

    Сообщение темы урока.

II . Сообщение познавательных сведений .

Прибавки на свободное облегание.

Для построения чертежа изделия необходимо по швам дать припуски на свободное облегание, т.к. одежда не прилегает по всей ее поверхности.

Величина припуска зависит от вида изделия и обеспечивает свободу движения и воздушную прослойку.

Прибавку обозначают буквой П, рядом строчными буквами обозначают участков, к которому дается прибавка.

Прибавка к полуобхвату груди Пг = 6-8 см.

Прибавка к обхвату плеча Поп = 5-7 см.

Чтение чертежа.


III . Объяснение нового материала.

Чертеж строится на базе сетки, которая представляет собой совокупность вертикальных и горизонтальных линий, расположенных в местах наибольшего изменения профиля фигуры. Сетка определяет общий размер изделия по ширине и длине. Построение чертежа ведется на половину изделия.

Расчет основы чертежа.

См. построение на с.3.



Основа чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

в готовом виде.


IV . Практическая работа.

Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

1. Вместе с учителем, построить основу чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в масштабе 1:4.

2. Найти на чертежах переда и спинки линии плеча, талии, низа изделия, бокового среза, середины переда, середины спинки, среза рукава.

V . Контрольные вопросы.

    Из каких деталей состоит чертеж плечевого изделия?

    Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда?

    От каких мерок зависит размер базисной сетки чертежа?

VI . Заключительный контроль.

    Подведение итогов урока.

    Выставление оценок.

    Задание на дом.

    Уборка рабочего места.

Урок окончен!