Бисероплетение история кратко. Краткая история бисера. Украшения из бисера, мастер-класс. Римская империя и весь мир


Бисер всегда привлекал внимание людей, наверное, с тех пор, как появилось стекло. А когда оно появилось? Достоверных фактов нет, где впервые было оно получено. Одни соглашаются с легендой, что первооткрывателями стекла были финикийские купцы. Согласно легенде – однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии. И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля – они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но куски селитры, чем оказались эти камни, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла…

А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет? Именно там, в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины.

Название – «бисер» – происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», то есть «фальшивый жемчуг». Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. После завоевания Византии турками много стекольных дел мастеров переселилась в Венецию. Здесь производство обосновалось на долгие годы. Венеция стала главным центром и поставщиком бисера в Европе.

Производство стекла было перенесено на остров Мурано не только с целью, избежать пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла – Муранского стекла. Мастерам-стекольщикам под страхом смертной казни запрещалось выезжать за границу. Весь мир украшала Венеция своим бисером – сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера. В ХVIII веке появились конкуренты – Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла.

Бисерное украшение одежды было настолько популярным, что становилось знаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце – из какой местности, какого рода, знатен ли, женат ли. А в ХIХ веке во Франции появились изысканные туалеты – в отделке были и бисер, и стеклярус.

А что же у нас в России? Издавна стеклянные бусы были известны и здесь. В скифо-сарматскую эпоху бусы уже использовали в качестве украшения. Но здесь более ценился , серебро и различные металлические украшения.

Интерес к бисеру появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет.

А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго. Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики.

Особые старания приложил М.В. Ломоносов, хотя ещё долгое время бисер продолжали ввозить из Европы. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи.

По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки. Вплоть до 20-х годов ХХ–го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно – началась Вторая мировая война…

Но в конце ХХ-го века снова наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия снова радует нас своей неповторимостью, изяществом. Сейчас снова изделия из бисера востребованы. Бисер придаст очарование и яркость вашей одежде.

Изделия из бисера блистают на подиумах, в бутиках, бисером украшают бижутерию и одежду, кошельки, сумочки, воротнички, пояса и другие аксессуары. Многие дизайнеры используют красоту бисера во всём разнообразии его блеска и цвета.

Вы можете самостоятельно сделать множество красивых вещей, всё зависит от опыта, умения, желания. И, главное, – терпения. Ведь именно его требует любое женское рукоделие.

Изящество, блеск и яркость бисера не могут вас оставить равнодушной!

Бисер является важным элементом культуры многих народов. В разные эпохи бусины использовались в качестве денег, талисманов, или амулетов. Самым древним бусинам, найденным археологами, около восьмидесяти двух тысяч лет.

В то время для изготовления этих удивительных украшений с отверстием посередине использовались зубы и рога животных, раковины моллюсков, минералы, янтарь, дерево и семена.

С изобретением стекла — а это произошло примерно три тысячи двести лет назад — бисер постепенно принимает привычный нам вид. Стекло становится самым важным материалом в изготовлении бусинок.

Само слово «бисер» пришло к нам из арабского языка. Busra в переводе с арабского — стеклянный жемчуг, или стеклярус (ещё одно название бисера). Пройдя многие изменения в звучании бисер не потерял свою суть.

На территориях, где разговаривали на языках германской группы, термин, обозначающий бусины, происходит от слов «молиться» и «молитва». Это неслучайно. С самых древних времен бусины использовались верующими людьми в виде четок. Каждой бусине соответствовала определенная молитва.

В наше время бусы не теряют своих позиций. Они так же используются в молитвенных четках, прикрепляются на одежду в качестве талисмана, приносящего удачу, вплетаются в волосы чтобы отвести «дурной глаз».

Сакральный смысл бисеринок везде разный, но есть у распространенных узоров значения совпадают.

  • Спираль — это символ бытия, познания и вселенной.
  • Круг — абсолют, совершенство, единство, вечность, солнце. Это символ целостности и динамизма.
  • Глаз — так называемый «третий глаз», или «глаз сердца/души». Чаще всего такой глаз изображают на синей бусине — самый традиционный цвет для украшения этого типа. Такой амулет защищает своего владельца от сглаза. В другой трактовке он призван открыть в человеке способность к провидению.
  • Точки — имеют тот же смысл, что и «третий глаз».

Помимо рисунков большое значение имеет и цвет.

  • Белый — чистота, невинность, причастность к богу.
  • Черный — таинственность.
  • Красный — жизнь, энергия, жизненная сила, животная природа (брутальность).
  • Желтый — интеллект, разум, энергия солнца
  • Зеленый — гармония, сочувствие, высокая ментальность.
  • Синий — вдохновение, преданность, духовная природа.

Всё это было в самом начале жизни бисера. Расцвет Жизни бисера начался в средние века нашей эры. Узнайте почему в Венеции секреты бисера хранились строже государственной тайны, а настоящему индейцу бисер дороже трубки мира.

История венецианского бисера

Точной даты появления бисерных мануфактур в Венеции не знает никто. Однако достоверно известно, что к началу второго тысячелетия нашей эры стекольное и в частности бисерное производства существовали и составляли основную часть бюджета этого города.

А теперь представьте себе картину — город на воде и вдруг горит! Парадоксально? Нет. И именно поэтому в 1221 году решением Совета Венеции все стекольные производства решено было перенести из города на остров Мурано. Небольшие и менее пожароопасные бисерные мастерские остались в городе.

Стараясь превзойти друг друга в мастерстве изготовления бисера, профессионалы своего дела начали специализироваться на определенном типе бусин. Это помогало дифференцироваться, что положительно сказывалось и на продажах. Хотя со сбытом проблем никогда не было — стеклянные изделия из Венеции и Мурано не залеживались на складах. Они продавались. Легко и по очень высокой цене. Это связано с фактической монополией Венеции. Технологии производства хранились пуще зеницы ока — для этого использовались любые средства. Венецианцы не хотели терять золотую жилу, поэтому для сохранности ноу-хау использовались как поощрительные, так и карательные меры. Патрициям — высшему сословию — было разрешено брать в жены дочерей стеклянных дел мастеров. Таков был пряник. В качестве кнута зачастую предпринимались шаги гораздо более жестокие, чем само их метафоричное название. Доходило до смертной казни.

Но рано, или поздно всё тайное становится явным. Как песок сквозь пальцы информация о производстве бисера проникла во внешний мир. Знания утекали вместе с мастерами, которые бежали из Венеции в другие города и государства. Иностранные шпионы сулили такие богатства и привилегии, что стекольщики бросали всё и уезжали, не смотря на угрозу смерти.

Несмотря на утечки информации, Венеция оставалась царицей бисера вплоть до конца семнадцатого века. Почему же она перестала ею быть? Случилось это из-за жажды наживы — многие стекольщики занялись подделкой жемчуга. Это занятие настолько захватило мастеров, что они позабыли о бисере — такова первая причина. Вторая — выход в свет каталога бусин Венеции в 1704 году. Спустя некоторое время другие города Италии наладили производство бисера. В европейских странах бисерные мануфактуры тоже начали появляться как грибы после дождя.

Если же рассматривать новейшую историю, то пиком популярности бисера и новым витком в развитии его производства можно считать первую декаду двадцатого века. К сожалению, первая половина двадцатого столетия была ознаменована большим количеством войн, которые никогда не способствовали развитию прекрасного. В промежутке между первой и второй мировыми войнами производство бисера начали восстанавливать женщины Венеции. Теперь именно они составляли основную часть работников стекольных мастерских, так большинство мужчин были поглощены войной. К 1930 году Венеция и остров Мурано насчитывали около 300 стекольных производств, на которых работали тысячи женщин.

Сейчас секреты производства бисера по крупицам восстанавливаются венецианскими мастерами, а их творения используются лучшими домами мод по всему миру.

Бисер в культуре индейцев Америки

До появления европейцев на территории северной Америки, индейцы удовлетворяли свою потребность в украшательстве разными способами.

Это были как татуировки на лице и теле, так и разного рода прически, для создания которых часто применялся метод выщипывания волос. Имело место и украшение одежды и предметов быта при помощи разного рода бусин и полированных игл дикобраза. Вместе с тем бусины сопровождали коренного индейца с самого начала жизни и до её конца.

Колыбели, в которых дети проводили большую часть времени в первые два года жизни, обильно украшалась бусинками. Во время сна над колыбелью подвешивали «ловец снов» — амулет, защищающий от дурных сновидений и злых духов, которые могут вселиться в ребенка, пока он спит. Создание охранного амулета не обходилось без использования бусин. Повседневные одежды индейцев не отличались красотой и обилием украшений, зато на праздничных нарядах свободного от украшений места зачастую не оставалось.

С открытием Америки на этот удивительный континент попали стеклянные изделия. Среди них находились и украшения. Первоначально это были очень крупные бусины, которые могли быть использованы лишь для ожерелий, или собственно бус. Французские торговцы просто подарили местным жителям бусины в знак дружбы. Но при попытке наладить торговые отношения, европейцы столкнулись с необычной проблемой — золото и серебро не были нужны индейцам. Но последние быстро оценили превосходство сверкающих в лучах солнца бусин перед уже приевшимися иглами дикобразов.

Вслед за крупными бусинами на континент попал и более мелкий пони-бисер . Своё название он получил из-за способа транспортировки. Именно компактные пони транспортировали на себе мешки с бисером от кораблей к местам обмена.

Там европейцы получали меха и золото, а индейцы бисер, алкоголь и оружие.

Чуть позже ещё одним объектом торговли стала ткань, которой никогда не было у индейцев. Получив новый удобный материал, женщины разных племен не стали изменять себе. Крой одежды оставался прежним. Более того, оказалось, что расшивать бисером одежду из ткани гораздо легче, чем её кожаный аналог. Ткань плюс бисер равняется идеальная совместимость. Индейцы буквально помешались на этих маленьких стеклянных шариках в первое время.

И хотя на протяжении 17-18 веков торговля бисером не прекращалась, её значимость не стоит переоценивать. Со временем индейцы более-менее осознали стоимость бисера и начали продавать свои товары дороже. Стеклянные бусины были почти вечными. Ни время, ни окружающая среда не изменяла их. В то же время другие объекты торговли стоили дороже, а расходовались быстрее. Алкоголь выпивали, а ткани изнашивались и рвались. Постоянное потребление создавало перманентный спрос.

Бусинки следовали от венецианского изготовителя к французскому экспортеру, затем к канадскому импортеру, торговцу меха, и наконец индейскому покупателю.

Но было и исключение — бусины вампум. Эти бусины продолговатой цилиндрической формы изготавливали сами индейцы. В качестве материала использовался определенный вид морских раковин. Цвета было всего два: белый — подешевле, фиолетовый — дороже. Помимо своего декоративного назначения вампум имел большую духовную ценность для индейцев.

Не имея развитой технологической мысли, индейцы тратили много сил и времени на изготовление бус вампум. Именно поэтому их оценивали столь высоко. Ситуация несколько изменилась с приходом голландцев в 17 веке. Они осознали покупательную способность вампум и попытались воспроизвести эти бусины. У людей из-за океана имелись и стальные сверла, и напильники. Это позволило производить более качественный и однородный продукт в большом количестве.

Материал закупали на побережье континента и по рекам доставляли в Нью-Йорк , ставший самым богатым поселением того периода. На фабриках по производству вампума работали тысячи людей.

Начиная с этого момента вампум становится официальной валютой на континенте. Существует курс по которому вампум обменивается на «белые» деньги. Но рукотворно-природная бусина использовалась не только как украшение и валюта. Важнейшим использованием бусин стало создание так называемых поясов. Эти украшения применялись вместо бумажных договоров при заключении мира, соглашений о продаже земли, для объявления войны, как исторические записи и даже в качестве жертвоприношений богам.

Во время восстания Понтиака англичане понесли сильный урон — продолжать военные действия было невозможно. Уильям Джонсон, суперинтендант Индейских Дел Северного Района использовал пояса вампум на переговорах. Вкупе с неординарными дипломатическими способностями Джонсона большое количество вампума в виде поясов сделало своё дело.

Для заключения перемирия, или сделки использовались пояса преимущественно белого цвета с небольшими узорчатыми вкраплениями фиолетового. Так как индейцы не владели письменностью, смысл передавался в узоре, а из-за того, что изготавливали эти информационные украшения всё чаще бледнолицые, нередко в узоре можно было обнаружить цифры. Совсем иначе обстояло дело при объявлении войны. В этом случае пояс состоял преимущественно из черного вампума с узором в виде топора из белого. Обычно такой пояс окрашивался с помощью киновари в красный цвет.

Со временем началось взаимное проникновение и принятие культур переселенцев из старого света и аборигенов. Многие белые приняли мокасины и другие удобные виды одежды индейцев.

Вместе с тем коренные жители Америки всё больше начали использовать стеклянный бисер. Если раньше он использовался лишь для окантовки, а большие площади занимали иглы дикобраза, то с середины 19-го века иглы сдают свои позиции. Кроме того, что теперь стеклянные семена покрывают большие площади ранее отсутствующие флористические орнаменты начинают конкурировать с геометрической классикой.

Конец 19-го и начало 20го века принято считать закатом индейской культуры. Вампум не только потерял свои позиции в рукоделии, но и довольно давно не является валютой. Колонизаторы подавляют культуру и веру изначальных властителей американского континента. Теперь расшитые бисером безделушки можно встретить разве что в резервациях. Их продают в сувенирных лавках и они представляют собой блеклую тень былого величия индейского рукоделия.

История чешского бисера

Чешский бисер для всех, кто с ним связан, сразу же ассоциируется с отличным качеством, невысокой ценой, обилием форм и цветовых схем. У рукоделов по всему миру бисер из Чехии считается лучшим по соотношению цена/качество.

Историки считают, что производство бисера в Чехии и соседствующей с ней Германии началось с мастеров-перебежчиков из Венеции. Но в Богемии — так в то время называлась Чехия — издавна процветала стекольная отрасль, которая свои корни берет опять так из соседних государств. Но если в других странах по рецептуре к кварцевому песку добавляли соду, то чешские стекловары разработали собственную технологию, по которой секретным элементом был поташ (древесная зола). Стекло у богемцев получалось очень прочным, и кристально чистым. В то же время оно было тугоплавким, а это значит, что с оборудованием того периода мастера не могли легко его обрабатывать в раскаленном состоянии. Зато такое стекло можно легко гранить, не боясь ни сколов, ни трещин.

Так физические свойства богемского стекла задали форму и специфику изделий. Основными продуктами чешских мастеров были прочные толстостенные сосуды, бутыли и флаконы. Благодаря своей глубокой огранке стекло начинало играть в солнечных лучах словно драгоценный камень. Именно это привело к невероятному всплеску популярности Богемских изделий по всему миру на границе между XVII и XVIII веками.

Однако графинами и флаконами дело не ограничивалось — с начала XVIII века чешские фабриканты начинают производство бусин, страз, бисера и стекляруса. И тут характеристики стекла вновь внесли коррективы в традицию производства. Украшения получались маленькими и гранеными. Иногда их покрывали изнутри различными эмалями, для придания новых интересных оттенков.

Начало XIX века для Чехии ознаменовано машинным производством бисера. Цена его снизилась, а качество осталось на прежнем уровне. Спустя совсем немного времени чешский бисер буквально заполонил торговые лавки по всему миру. Поэтому когда вы встречаете на одежде, или вещах красивый бисер, знайте — скорее всего, он родом из Чехии.

Зарождение бисера

Первое упоминание о бисере, его появление, использование и внедрение произошло на территории Египта.

История бисера уходит в далекое прошлое и связывает его возникновение с Египтом. Основанием для этого служит огромное количество свидетельств, полученных при археологических раскопках. Были найдены глазурованные стеклом фаянсовые плитки из пирамид, а также различные украшения.

В Египте из глухого непрозрачного стекла изготавливали искусственные жемчужины. По-арабски , искусственный жемчуг звучит как «бусра», во множественном числе — «бусер».

Первый способ обработки бисера, соответственно, разработали египтяне. Изготавливали бусины с помощью расплавки разноцветной стеклянной массы на костяной или каменный стержень или, позднее, тонкую металлическую нить. Масса получалась плотной, тяжелой и очень дорогой из-за большого количества используемых материалов. Подобную цену могли себе позволить только египетские фараоны или жрецы — первые использовали бисер для оформления тканей, головных уборов, создания различных украшений (серьги, бусы, колье, кольца, браслеты), вторые же использовали для украшения различных элементов храма.

Но чаще всего археологи сталкиваются с египетским бисером отнюдь не в интерьере и не на тканях, а в пирамидах. Бисер стал неотъемлемой частью захоронений — им расшивали одежды усопших фараонов, головные уборы и символы власти.

В дальнейшем, бусины изготавливали другим способом — расплавленное стекло вытягивали в тонкую нить и навивали на медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию в бусине. Затем стержень извлекали, а бусину подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой. Позднее появилось прозрачное стекло, был найден способ выдувания стекла. С развитием торговли, бисер стали изготавливать из металла, фарфора, драгоценных камней.

Помимо египтян, у других народов Африки бисер выступал меновой монетой. За несколько связок можно было купить одного раба. Это продолжалось на протяжении десятилетий, пока римские войска не захватили Египет. Тогда производство стекла и бисера распространилось и в Римской империи, после ее распада — центр производства был перенесен в Византию, а оттуда — в Венецию.

История русского бисера

После распространения бисера по Европе, это искусство стало проникать и в Россию.

Первое использование бисера на Руси относится к IX — XII вв. — это разные матерчатые венцы, украшения бронзовыми спиральками и бисером. Искусство вышивания бисером к нам принесли византийцы вместе с христианством и манерой иконописи. Оно отчасти заменило своего предшественника — жемчуг. Его широкому распространению способствовала доступность материала, так как пресноводные моллюски в изобилии водились в реках и озерах.

Наибольшее внимание развитию стеклоделия уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привозимые к нам из Чехии, Германии, Италии, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера.

По его приказу, в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.

Также XVIII-XIX веках в России существовали небольшие казённые и частные заводы по изготовлению всевозможных изделий из стекла, но никаких свидетельств о массовом производстве бисера нет. Так что на протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Италии и Германии. В связи с этим, повысился спрос на бисер и стеклярус — в 1752 году в Россию ввезли на 1654 пудов бисера больше, чем в 1748 году.

Следующая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1752 году М. В. Ломоносов , проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи».

Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме. В 1765 году, после смерти М. В. Ломоносова , фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.

В 1883 году открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронингера . Тогда же и начался «золотой век» бисера в России. Из него изготавливались самые разнообразные изделия — церковные украшения, кошельки, бисером вышивали платья и даже целые картины.

Но хранили техники рукоделия отнюдь не мастерские и не фабрики — основная масса бисероплетов находилась в монастырях. Там и находились секреты рукоделия вплоть до конца XX века.

История бисера уходит далеко вглубь веков. Первыми его научились изготавливать египтяне и применяли его для украшения своих платьев. Далее бисер появился в Римской империи и Сирии. А с первого века нашей эры он достиг Германии, Греции, Италии. В 10 веке он попадает в Венецию, где получает широкое применение и после этого завоевывает весь мир. Венеция же, на протяжении долгих являлась центров по производству бисера. Венецианцы как могли, оберегали секрет изготовления бисера, ведь он им приносил немалый доход.

На Руси же стеклоделие также издавна известно. Раскопки городищ и курганов свидетельствуют нам о том, что наши предки были знакомы со стеклянными изделиями не только благодаря торговли и обмену с западными и восточными купцами. Огромное количество стеклянных бус и поделок найдено в Новгороде, Киеве, Чернигове и др. центрах. Найденные мелкие бусины схожие с бисером вполне могли местного производства, это доказывают раскопки древних мастерских по производству стекла.

В Киевской Руси стеклянные бусинки ценились также как и жемчуг. Привозной бисер применялся наравне с драгоценными камнями.

Бисероплетение – это один из распространенных видов рукоделия. Оно развивается и сейчас, в соответствии с тенденциями моды, прогрессом в обществе и технологиях. Развитие технологий меняется и бисер – его форма, качество, отделка и т. д.

Украшения из бисера выполненные умелыми руками и с воображением смотрятся не хуже бижутерии, а в некоторых образах и лучше её.

Вот небольшой образец того, как можно даже не применяя сложных техник, сделать самостоятельно достойное украшение из бисера.

История бисеропле тения уходит своими корнями в глубокую древность. Стеклянные бусы из бисера были известны уже в глубокой древности. В Египте изготовляли одежду из бисерной сетки, которая набиралась из крупного непрозрачного бисера цилиндрической формы. Изготовление бисера совершенствовалось, и со временем его стали делать вначале из полупрозрачного, а затем из прозрачного стекла. Бисер - это стеклянные бусинки очень маленького размера. Вначале их делали, наматывая тонкий слой расплавленного стекла на металлический прут.

Полученную стеклянную трубочку разрезали на отдельные кусочки, а их впоследствии, обрабатывали в ручную, чтобы придать им округлую форму. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине XV века. Секрет его изготовления сохранялся в строгой тайне. Мастера за разглашение секрета карались по строжайшим законам, вплоть до смертной казни.

Позже бисер стали изготовлять в Богемии. Изобретение в конце XIX века машин по изготовлению бисера позволило удешевить его производство, и богемский бисер быстро распространился по всему свету. Богемский бисер отличался легкостью обработки, чистотой стекла и особой огранкой. В России наибольшее развитие бисероплетение получило в XVIII веке. Больше всего было распространено вышивание и вязание бисером, а кроме того, создание картинок путем вдавливания бисеренок в расплавленный воск.

В Россию бисер привозили из Венеции и Богемии. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить М.В.Ломоносов, создавший в 1754 году фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла. Но просуществовала она, к сожалению не долго и закрылась вскорепосле смерти Ломоносова. Бисера высокого качества не производится в нашей стране и по сей день. Бисер поступает к нам из Чехии, Японии и с Тайваня.

Традиционные народные ремесла -всегда отличный повод использовать в украшениях самые разнообразные материалы: перья и кусочки меха, тисненую кожу и дерево, рог и перламутр, шнуры и цепочки. Подвески, широкие браслеты, гривны, пояса напоминают об амулетах и воинских доспехах, служивших защитой многим поколениям наших предков.

К началу ХIХ века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит".

В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.

В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.

Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать вошвы - бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.

Но настоящими центрами рукоделия были женские монастыри.Здесь готовили убранство для церквей, одеяния священнослужителей расшивали золотом, шелком, серебром, каменьями, а иконы, выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером, соперничали с иконами писаными.

Монахиням-рукодельницам доверяли и богатые модницы, и государственные мужи, украшавшие шитьем свои мундиры. Монахини занимались благотворительность ю, особенно детской: создавали приюты, обучали грамоте, пению и рукоделию, давали девочкам-сиротам ремесло в руки. В ХI веке в Киеве внучка Ярослава Мудрого Анна-Янка основала при монастыре первую на русской земле школу для послушниц.

Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря им мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства - иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной палате Московского Кремля и других музеях страны.

История бисероплетения насчитывает не одно тысячелетие. Это один из наиболее увлекательных видов рукоделия. Серьги, ожерелье, колье, браслеты из бисера, сделанные своими руками, - оригинальные, неповторимые украшения, отражающие характер, темперамент хозяйки. Ничто так не подчеркивает индивидуальность, как аксессуары хенд-мейд.

Бисер

Материал применяется для изготовления аксессуаров, украшений. Не одно столетие широкой популярностью пользуется вышивка из бисера. Виды декоративного материала:

  • парчовый;
  • обливной;
  • непрозрачный;
  • металлический;
  • клинский;
  • мраморный;
  • волокнистый;
  • стеклярус;
  • «хамелеон».

Существуют и другие классификации. Например, чешская. История бисероплетения начинается в Египте - родине стеклоделия, без которого этот вид рукоделия не получил был столь широкого распространения.

Древность

На территории современного Египта в XX веке археологи обнаружили фаянсовые украшения. Здесь были найдены разнообразные аксессуары и предметы быта, изготовленные по технологии, напоминающей современное бисероплетение. История стеклоделия начитывает около шести тысяч лет. Примерно такой же возраст имеет и материал, из которого сегодня рукодельницы по всему миры создают браслеты, серьги и ожерелья.

Первая машина для изготовления бисера появилась в середине XIX века. Декоративные элементы тут же понизились в цене. В 17-18 столетиях дамский туалет украшал стеклярус ручной работы - круглые прозрачные элементы, разрезанные вертикальным диском. Сегодня в изготовлении бисера используется вырубной пресс, напоминающий гильотину.

В Древнем Египте материал, отдаленно напоминающий стеклярус, назывался «бусра». В переводе на русский - «фальшивый жемчуг». В древности браслеты из бисера делали по весьма сложной технологии. Едва ли сегодняшним рукодельницам хватит терпения на обработку каждой бусины. Такая работа сродни ювелирной. В Древнем Египте бусины были простыми, бесцветными. Мастерам приходилось немало постараться, дабы придать изделиям блеск и роскошь.

Средние века

Возникновение бисероплетения исследователи связывают с древней египетской культурой. Но за пределами страны фараонов тоже имелись мастера, способные превращать мелкие стеклянные детали в удивительные по красоте аксессуары, посуду и картины. Технология бисероплетения была известна и римлянам. В Средневековье этот вид искусства получил развитие в Италии, Испании, Франции.

В XIII столетии столицей бисероплетения стала Венеция. В самом романтичном и таинственном европейском городе, который в то время был республикой, проживали лучшие мастера стекольного дела. Эстафету приняла Чехия. «Богемное стекло» - выражение, которое хотя бы раз в жизни слышал каждый человек.

В Чехии производили хрусталь, стекло, цветной бисер, стеклярус. Вплоть до начала XVIII века богемские мастера ревностно хранили секреты искусства изготовления декоративного материала. К середине XIX столетия их скрытность перестала интриговать зарубежных коллег: было изобретено особое оборудование, и это событие открыло новую страницу в истории бисероплетения.

Современность

Лучшие фирмы-производители бисера сегодня находятся в Японии. Современная технология основана на смешении песка, кальцинированной соды, известняка. В зависимости от пропорций и применяемого красителя получается тот или иной вид материала. При окрашивании используется металл.

В России

Первые стекольных дел мастера появились еще в раннем Средневековье. Украшения, вышивки из бисера популярность обрели в XVI столетии. Петр I пригласил в Россию известных немецких и голландских мастеров-стекольщиков. Своих же ремесленников он активно отправлял за границу, на обучение.

Ломоносов, будучи натурой скрупулезной и увлекающейся, основал лабораторию, в которой находилось несколько печей для создания изделий из стекла. Из материала изготавливали стеклярус, применяемый в декоративно-прикладном искусстве. Однако история бисероплетения на Руси началась задолго до рождения Ломоносова.

Основы

Простейшие уроки бисероплетения - с этого следует начинать обучение искусству создания авторских украшений и сувениров. Рукодельницы использует различные техники. Обычное нанизывание бисера на нить - самый простой прием. Заключается он в чередовании бисера в определенном порядке. Совершая незамысловатые действия, можно добиться оригинального узора.

Опытные мастерицы рекомендуют в начале своего творческого пути освоить технику «крестик», известную также под термином «монастырское плетение». Несложно сплести также цепочку «зигзаг». А вот объемное бисероплетение требует особой подготовки. Кроме того, эта технология представляет собой восточный вид рукоделия, и найти инструкцию еще несколько лет назад на русском языке было не так просто.

Простейший прием бисероплетения - низание. В чем он заключается, несложно догадаться. Бусины нанизываются на нить поочередно, никаких сложных манипуляций не производится. Такой способ используют дети при изготовлении незамысловатых браслетов. Другие приемы: продольное, поперечное, угловое, круговое низание.

Мозаичное низание

Эта техника имеет и другое название - peyote. Бисерины располагаются со смещением по отношению друг к другу. Это и создает эффект мозаичного изображения. Peyote - плотный тип плетения. Для выполнения правильного мозаичного плетения очень важно подобрать подходящий материал. Бисерины будут плотно прилегать друг другу, а потому должны быть одной величины.

Еще один метод плетения - цилиндричный, позволяющий создавать идеально ровную и относительно гладкую бисерную поверхность.

Изготовление объемных фигурок из бисера

Менее распространенный тип бисероплетения. Дело не в том, что он не пользуется популярностью у рукодельниц. Сегодня для многих этот тип рукоделия превратился из хобби в дополнительный или даже основной источник заработка. Техника объемного бисероплетения довольно сложна. А покупают сувениры, изготовленные таким образом, не столь активно, как, например, браслеты и серьги, на изготовление которых опытная мастерица может потратить всего несколько часов.

В последнее время издается немало книг по бисероплетению и прочим видам рукоделия. Отзывы о таких изданиях, как правило, положительные. Так, начинающие и опытные рукодельницы утверждают, что в «Волшебных фигурках и животных из бисера» представлены подробные инструкции, с помощью которых научиться технике вовсе не сложно.

Для изготовления фигурок используется латунная проволока диаметром 0,3 мм. Она прекрасно держит форму, значительно лучше, чем нейлоновая нить. Понадобится также вискозный шнур - для дополнительных элементов. Что еще пригодится? Маникюрные ножницы и маленькая отвертка.

Все фигурки животных выполняются по одному принципу. Ряды бисера укладываются сверху вниз так, чтобы получилось пластичное туловище. Затем проволока проводится по второму ряду, 2-й ее конец - через второй ряд с противоположного конца ряда. Концы проволоки следует плотно натянуть. Третий ряд нанизывается так же, как и второй. В остальном, если следовать схеме, можно довольно быстро научиться создавать фигурки животных из бисера. Замечательно смотрятся также цветы, выполненные по этой технологии.

Материалы и инструменты

Бисер разного цвета, размера и формы можно купить в любом магазине товаров для рукоделия. При покупке следует убедиться, что материал подходит для объемного бисероплетения. Для такой техники так же, как и для мозаики, понадобятся бусинки одной величины. Желательно подобрать несколько цветов.

Бисероплетение требует терпения. Впрочем, как и любой другой вид творчества. Начинать стоит не с создания объемных фигурок, а с изготовления изделий по самым простым схемам. Например, бус или браслетов. Узелковое плетение - все, что нужно усвоить для создания простых украшений. Принцип заключается в завязывании узла после каждой нанизанной бисерины.

В производстве используются машины для создания вышивки из бисера. Но ручная работа приносит удовольствие. Это неповторимый творческий процесс, результатом которого становится абсолютно уникальное изделие. Даже в том случае, если сделано оно по схеме из книги по бисероплетению. Стоит сказать, что многие мастерицы предпочитаются создавать свои, авторские схемы. Однако умение импровизировать приходит с опытом.

Элемент декора

Умение обращаться с бисером пригодится женщинам, которые любят вязать или шить. Небольшой аксессуар, сделанный своими руками, может прекрасно дополнить вещь. Бисероплетение стоит освоить. Это не только отдельный вид рукоделия, а и техника декорирования одежды.