Что делать, если ребенок ворует: советы родителям. Что следует делать если ребенок ворует


Конечно, если речь идет о детях 2−4 лет, то заигранную у друга машинку или пупса трудно назвать сворованными в общепринятом понимании. Часто в этом возрасте дети просто не делят вещи на «свои» и «чужие» и не догадываются, почему одной игрушкой можно смело играть, а чтобы взять другую, нужно просить разрешения.

Однако если ваш ребенок уже имеет некие представления о собственности и знает, что у каждой вещи есть хозяин, его поступок можно идентифицировать именно как воровство. Уже в 4−6 лет подавляющее большинство детей четко понимают, что забирают чужое, и, как правило, осознают, что спасибо им за это не скажут. Однако, даже рискуя быть раскрытыми, они все равно на это идут. Почему? Психологи выделяют три основные причины детского воровства.

  1. Детская импульсивность. Бывает так, что какая-то вещь по тем или иным причинам поражает воображение ребенка и всем его существом овладевает единственная мысль: «Это должно быть моим!» Малыш может понимать, что поступает нехорошо, но как только появится возможность, все равно похитит вожделенный предмет. Также ребенок может украсть и деньги, если увидел игрушку своей мечты в магазине.
  2. Необходимость адаптироваться в новом коллективе. Так малыш пытается завоевать намеченное для себя положение. Например, он может стащить из дома деньги, чтобы купить сладости для друзей и тем самым добиться их симпатии и снисхождения. В этом случае воровство стоит рассматривать как сигнал к тому, что ребенок не умеет общаться, отстаивать свои позиции и не может найти свое место среди сверстников.
  3. Нехватка внимания в семье. Возможно, своровав дорогую для вас вещь, ребенок хочет показать, что нуждается во внимании и ласке. Он готов даже принять наказание, лишь бы стать центральной фигурой в вашей жизни хотя бы на некоторое время. Поэтому неудивительно, что случаи воровства особенно часты в те периоды, когда жизнь семьи резко меняется (развод, переезд, смерть близких) и взрослым попросту некогда заниматься проблемами малыша.
Кстати: причиной детского воровства может быть слишком строгое воспитание, когда родители очень жестко ограничивают покупку недорогих, но статусных для ребенка вещей — жвачки, чипсов со вложенными фишками или киндер-сюрпризов с игрушками модной серии.

Что делать, когда преступление раскрыто

Итак, вы обнаружили пропажу и воришка уже не отпирается от содеянного. Что дальше? Без наказания не обойтись, считают психологи. Но не торопитесь стучать по попе.

Выясните у ребенка, в чем причина его поступка. Если среди его вещей затесалась чужая игрушка, вполне возможно, что он просто обменял ее у друга на свою. А деньги стянул, чтобы сделать вам же подарок к какому-нибудь празднику. Но даже если окажется, что, вытаскивая купюру из кошелька, малыш понимал, что поступает плохо, постарайтесь узнать, на что он собирался ее потратить.

Кстати: если хотите добиться максимальной откровенности, во время разговора ваши глаза должны находиться на одном уровне с глазами ребенка, чтобы он мог почувствовать себя на равных. В этом случае вы скорее услышите истинную причину вместо неуклюжей легенды

Постарайтесь объяснить ребенку, почему он должен будет исправить содеянное и почему будет наказан. Только тогда наказание окажется эффективным и возымеет свое действие. В противном случае дитя не усвоит урока, зато быстро научится выкручиваться и маскироваться.

Наказание обязательно должно быть соразмерно проступку. Во‑первых, необходимо понять, чувствует ли ребенок стыд и раскаяние. Во‑вторых, взвесьте, насколько серьезным был проступок и легко ли его исправить. В некоторых случаях сам процесс исправления уже является хорошим наказанием: например, самостоятельно вернуть украденную игрушку и принести извинения другу — процедура довольно унизительная. После нее, как правило, не требуется никакого дополнительного наказания: маленький человек и так усвоит, что воровать нехорошо.

Обсуждая с ребенком происшедшее, не навешивайте на него ярлыков и не перегибайте палку в обличительной речи , иначе он будет скрывать от вас любое действие, которое сочтет постыдным. А сразу после того, как виновный будет наказан и получит «официальное» прощение, забудьте о случившемся и никогда не припоминайте этого в ссорах. В противном случае весь эффект сойдет на нет — малыш будет думать, что навсегда лишился вашего доверия, и взамен отнимет свое.

Профилактика воровства и опыт родителей

Как сделать так, чтобы ребенок никогда не воровал

Этим вопросом задаются многие родители. Конечно, со стопроцентной гарантией предотвратить детское воровство невозможно, но превентивные меры, безусловно, существуют.

Не провоцируйте! Многие папы и мамы оставляют на виду деньги и драгоценности, будучи уверенными, что их ребенок точно не возьмет ничего без разрешения. Но он еще слабо контролирует себя и порыв бывает сильнее страха перед наказанием. Скорее всего, малыш поддастся соблазну и с большой долей вероятности возьмет то, что само идет к нему в руки. Вывод очевиден: все, что следует спрятать от детских глаз, должно быть спрятано.

Разговаривайте о деньгах. Ребенок может не знать цены деньгам и реальной стоимости вещей просто потому, что ему не приходилось сталкиваться с этим напрямую. То есть вы никогда не доверяли ему в вашем присутствии сделать маленькую покупку — шоколадку или воздушный шарик. Может быть, вы излишне строги с ним и он боится попросить у вас какую-то вещь, которая ему уже по ночам снится. Или, напротив, покупаете ему все, чего бы он ни пожелал, не объясняя, что деньги даются вам трудом, а не падают с неба. Поговорите с ребенком об этом. Если есть возможность, возьмите его хотя бы раз на работу и покажите, чем вы там занимаетесь. Расскажите, на что собираетесь потратить деньги — на отдых, на новые сапоги для вас или велосипед к его дню рождения.

Кстати: если малыш мечтает о какой-то вещи, не заставляйте его ждать эту вещь слишком долго, даже если, на ваш взгляд, все подарки должны быть «вымечтанными».

Развивайте чувство собственности. Бывает так, что ребенок не умеет дифференцировать вещи по принципу «мое» и «чужое», потому что у него нет своих личных вещей. В семье все общее, и даже игрушками ему не разрешают играть по собственному усмотрению: все время предупреждают, чтобы не сломал, не испачкал. Позвольте ребенку распоряжаться личными вещами так, как он считает нужным. Со временем это научит малыша дорожить своим имуществом, и он станет понимать, почему люди расстраиваются, когда у них что-то пропадает.

Детское воровство цифрах

  • 95% детей воровали хотя бы раз в жизни
  • 75% из них делали это только 1 раз
  • 20% магазинных краж происходит импульсивно
  • 5% магазинных краж — попытка привлечь внимание
  • 3% воровавших в детстве становятся настоящими ворами

Реальные истории

Рита, 30 лет, финансовый аналитик:

«Уже перед самой школой в детском саду давали нам подарки в бумажных пакетиках, со всякими конфетами и мандаринками. А мне кроме собственного пакета выдали еще и пакет заболевшей одногруппницы с просьбой передать его ей (мы жили на одном этаже). Я тихо шла домой и по дороге трескала шоколадные конфеты из одного пакета. Дойдя до дому, зашла к соседям и передала именно тот пакет, из которого я слопала все вкусные конфетки, а свой, целый, принесла домой. Естественно, родители соседки потом спросили в садике: «А что это такой подарок в этом году бедный, одни карамельки?» И конечно же, им рассказали, что и шоколадки тоже были. На следующий день меня публично отругали перед всей группой. С тех пор я ни-ни! Боюсь»

Ирина, 43 года, госслужащая:

«В первом классе была у меня подружка Ирка. В школе завтраки были за деньги, а Ирка была из малообеспеченной семьи, и ей деньги возвращали. И говорит мне моя задушевная подружка: «Вот наши мамы таскают такие тяжелые сумки, а была бы у нас лошадь, так она бы возила эти сумищи… Я деньги родителям не отдам, а буду копить на лошадь». А мне денег никто не возвращал — не положено. Но я ведь тоже хотела свою лепту внести! Вот и вытащила из стопочки с маминой зарплатой некоторую сумму и отдала Ирке — на лошадь… Через некоторое время Ирку запалили с деньгами, она раскололась, и мою маму сразу же вызвали в школу. А история о том, как я собиралась лошадь купить, вошла в анналы нашей семьи…»

Игорь, 30 лет, музыкант:

«Мы жили на военной базе, и папа довольно часто ходил на охоту. Пороху было не достать, и отец его вытаскивал из простых строительных патронов. Их я и дернул, пока папа в очередной раз бегал по лесам, — украл 10 000 (!) штук. Отец просто озверел, обнаружив пропажу. Он поставил меня на табуретку и выносил мне мозг часа два, но я уже ничем не мог ему помочь: к тому времени все патроны были давно сожжены на местной свалке. Когда папа узнал и это, он поставил меня на швейную машинку и орал уже мне в лицо. А я вспоминал, как щелкали патроны, и думал, что, когда он уйдет в следующий раз, украду еще больше».

Проблема воровства актуальна особенно сегодня, когда в СМИ то и дело сообщают об очередных миллионных взятках чиновников и министров и их безнаказанности. Воровство процветает во всех эшелонах власти страны. Причина чиновничьего порока даже не в ненасытной жадности к деньгам и вещам, а в отсутствии преступления. Вины нет, так как чиновник не украл, а взял. Он имеет власть – имеет и право брать столько, сколько ему нужно. Порочный круг.

Меня больше интересует детское воровство, его причины и коррекция поведения ребенка. Ворующих детей ошибочно называют клептоманами.Клептомания (слово «klepto» переводится с греческого как «похищаю», слово «mania» означает «безумие») — психическое заболевание, которое проявляется в навязчивом влечении к хищению вещей. Этой болезнью страдают около 0, 05 % человек по всему миру. Случаев заболевания клептоманией в детском возрасте практически не зарегистрировано. Вывод один: воровство – не болезнь, а плохое воспитание.

В чем заключается психология этого недуга? И стоит ли родителям бить тревогу по этому поводу? Дети младшего возраста не способны контролировать свои желания. В силу детской импульсивности они хватают все, что им нравится. На детской площадке мой двухлетний племянник берет чужую игрушечную машинку и уходит с ней домой. Ему приглянулась игрушка, и он руководствуется внезапно охватившими его эмоциями. Такое поведение не имеет ничего общего с воровством. Объяснить двухлетнему или трехлетнему малышу понятия «твое» и «чужое» сложно, но родителям важно попытаться помочь крохе разобраться в том, что эта игрушка чужая и ее брать нельзя.

У детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет) развито представление о личной собственности, но не сформирована способность оценивать свои действия. Сильное желание обладать чем-либо провоцирует их на воровство. Младший дошкольник нуждается в помощи взрослых. Этому возрасту характерна все та же импульсивность.

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

Родители должны обсудить с ребенком этот негативный поступок и особое внимание обратить на чувства человека, лишившегося своей любимой вещи. Важно убедить малыша в том, что ему нужно стыдиться таких действий и больше так себя не вести.

В 6 лет дошкольник идет на воровство осознанно. Им двигают разные мотивы: отомстить кому-либо, привлечь внимание сверстников…Его не пугают родительские наказания. Он ворует книжку или игрушку, чтобы наказать сверстника за то, что тот не дал ему ее посмотреть. Девочка может подарить своим подругам мамины украшения, чтобы завоевать доверие к себе. Мальчик — раздать в садике папины деньги. Сделав что-нибудь приятное, бедняга ждет признания со стороны окружающих его детей.

Причина воровства – низкая самооценка, неумение общаться со сверстниками. Шестилетний малыш еще не знает, как завести друзей. По его мнению, человека замечают только тогда, когда у него есть что-то ценное. Задача родителей – дать детям представление понятия «дружба», научить культуре общения через определенные игровые ситуации.


У детей 8-11 лет недостаточно развита волевая сфера. Они совершают кражу, так как не могут справиться с соблазном. Им трудно противостоять желанию – иметь чужую вещь. Конечно, в скором времени они будут стыдиться этой неприятной истории. за кражи в этом возрасте бессмысленно. Волевые качества нужно воспитывать.

Подростки в 12-15 лет совершают воровство сознательно. В моей школе у педагогов часто пропадают деньги из сумки и из карманов. Интересно то, что воруют дети, как из малообеспеченных, так и из «внешне благополучных» семей. И в одном и в другом случае родители не знают, как складываются отношения детей с одноклассниками и друзьями и какие нравственные ценности в них заложены. Факт воровства в 12-15 -летнем возрасте свидетельствует о наличии вредной привычки и отсутствии должного семейного воспитания.

Взрослые могут воровать на глазах у ребенка и говорить ему о необходимости быть честным человеком. Убедить детей в чем-либо возможно только в том случае, если дело не расходится со словом.

В семье моих знакомых родители не испытывают стыда за воспитание сына, заявляя открыто: «попался, говорила же, не умеешь – не воруй». Таким заявлением они дают ему свободу действий. В дальнейшем он будет проявлять все меры предосторожности, чтобы не быть замеченным. Беседа с детьми эффективна в здоровой семье, где соблюдаются моральные нормы. Никакие убеждения и наказания не помогут, если родители лгут или показывают дурной пример.

  • отсутствие последовательности в воспитании (сегодня проявляем строгость, завтра – слабость);
  • отсутствие моральных принципов;
  • несогласованность родительских требований;
  • воспитание детей во вседозволенности;
  • авторитарный стиль воспитания.

Почему ребенок ворует и что с ним делать? Психологи не дают точного ответа на этот сложный вопрос. Действия родителей могут быть самыми разными и зависят они от причины, по которой он делает неверный шаг.

Причины детского воровства:

  • Детское одиночество (недостаток родительской любви);
  • Возможность обладать долгожданной игрушкой;
  • Отсутствие карманных денег;
  • Способ самоутверждения в коллективе сверстников;
  • Подражание дурному примеру родителей;
  • Вымогательство со стороны старшеклассников.
  • Постарайтесь разобраться в детской психологии. Детское воровство — не серьезный проступок, а проблема, от которой страдает ваш ребенок. Это, своего рода, сигнал о том, что у него не все в порядке в отношениях с окружающим миром или с вами.
  • Обсудите ситуацию в спокойной обстановке. Проявляйте тактичность и не начинайте разговор с вопроса: «Как ты мог это сделать?» Постарайтесь понять причину «как и почему это произошло».
  • Проанализируйте свои семейные отношения. Подумайте о том, сколько времени вы уделяете своим детям?
  • Не называйте ребенка вором. Помните известное изречение: «Человеку свойственно ошибаться».
  • Не сравнивайте его с другими детьми: «Твой друг Саша никогда так не сделал бы, за что мне это наказание?»
  • Не переходите на личность, осуждайте поведение.
  • Не рассказывайте о недостойном поведении своего чада посторонним людям. Этим вы нанесете ему большую психологическую травму. У него возникнет неуверенность к себе и недоверие к вам.
  • Будьте искренними и доброжелательными. Ребенок должен почувствовать ваше огорчение и постараться больше вас не расстраивать.
  • Постарайтесь вернуть вещь владельцу, но не требуйте от сына или дочери публичных извинений. Разделяйте с ними ответственность за совершенный проступок.
  • Не напоминайте ребенку об этом нелепом случае, ваши упреки доставляют ему страдания.

Предлагаю вам посмотреть видеоконсультацию психолога, которая поможет поэтапно отучить ребенка от воровства.

Уважаемые родители! Не забывайте о том, что от вашего внимания зависит поведение ваших детей. Решайте проблему детского воровства вовремя. Детское воровство может привести к проблемам с законом. Помните: ответственность за воровство лежит в первую очередь на родителях.

Родителей и педагогов, столкнувшихся с систематическими случаями детского воровства, охватывает чувство бессилия, ведь многие популярные меры в этом случае не действуют!

Первое, что хотелось бы донести до родителей и педагогов– не ругайте и не стыдите своих детей . После этого тяга к воровству не исчезнет. Этим вы добьетесь только того, что маленький воришка будет бояться попасться и станет все скрывать от вас. Ведь если ребенок осознает, что он делает что-то плохое, то чувство вины ему знакомо. Главное, что нужно предпринять – постараться понять своего ребенка. Причины детского воровства банальны, но не всегда очевидны.

Определите, осознанно ли ребенок присвоил себе чужую вещь или он это сделал невинно. Невинное детское воровство, по сути, и не воровство вовсе. Ребенок просто не знаком с общепринятыми правилами и нормами поведения. В этом случае родителям нужно разъяснить эти правила, а может быть даже проиграть это в ролевой игре про вора и милицию.

До 7 лет у ребенка еще не развиты волевые процессы, поэтому в этом возрасте дети часто берут вещи, потому что очень хочется, при этом понимая, что совершают плохой поступок.

Очень хороши в этом случае сказки о воровстве: «Петух и жерновки», «Аленький цветочек». Также посмотрите вместе с ребенком наши отечественные мультфильмы «Следствие ведут колобки», «Дело №…». После прочтения сказок и просмотра мультипликационных фильмов обязательно обменивайтесь впечатлениями и обсуждайте увиденное или прочитанное.

В отношении детей старше 7 лет уже можно говорить об осознанности поступков, такие дети отдают себе отчет о том, что они делают и к чему это может привести. Нужно отметить, что граница в 7 лет достаточно условна и связана с некоторыми психологическими возрастными особенностями.

Осознанное детское воровство – это крик ребенка о помощи!

Психология детского воровства в этом случае проста – таким образом ребенок компенсирует себе недостаток чего-то. А вот недостаток чего именно и предстоит выяснить.

1 случай.

В обеспеченной семье с самодостаточными родителями растет сын. Родители у него очень хорошие, просто замечательные. Мама и папа очень увлечены своей работой, да и деньги нужно зарабатывать – ведь сын растет. А времени на игры с ребенком практически нет. Таких родителей мучает чувство вини и, как следствие, не замечая сами того, взрослые начинают откупаться от ребенка подарками и деньгами. При этом свою любовь и заботу как бы трансформируя в материальное. Ребенку ничего не остается, как принять такие правила игры, и он компенсирует себе недостаток внимания и любви материальным.

Очень часто дети воровством сигнализируют о недостатке внимания к ним со стороны мамы и папы.

Что предпринять.

Таким детям нужны Вы и только Вы! Ваша любовь, забота и внимание.

2 случай.

Мальчику Паше очень сложно найти себе друзей и удержать их возле себя. И он избирает простой способ привлечь их к себе, покупая им что-то ценное в их среде. Это могут быть конфеты, жвачки, сигареты. Но где же брать деньги на этот подкуп? Самый доступный способ – взять их. Причиной воровства в этом случае является подкуп ровесников.

Дети воровством могут сигнализировать о своем одиночестве, о неумении строить отношения со сверстниками.

Что предпринять.

Необходимо помочь ребенку найти себе друзей. Найдите такую компанию детей, в которой ваш ребенок будет востребован. Это может быть какая-то секция, кружок. Детям с общими интересами проще общаться друг с другом. Покажите пример сами - познакомьтесь с родителями ровесника своего ребенка, пригласите их на совместную прогулку и т.д. Желательно также посетить психолога.

3 случай.

Таня приносит из детского сада маленькие игрушечки, крышечки, чашечки и т.д. На все замечания и увещевания мамы не реагирует и продолжает делать свое. В то же время мама вечером угощает семью булочками, которые тайком взяла на работе (а работает она в хлебопекарне). К факту присвоения булочек семья относится спокойно и даже обсуждает детали при ребенке. Нечего тут удивляться тому, что ребенок «вдруг» стал присваивать себе чужие вещи.

Детское воровство может быть следствием подражания родителям.

Что предпринять.

Психология детского воровства во многом зависит от поведения и реакции родителей. Во всем и всегда будьте примером ребенку.

4 случай.

Девочка Марина одевается крайне бедно, в связи с чем в среде одноклассниц имеет крайне низкий статус (дети нетерпимы к «белым воронам»). Для ребенка (особенно в подростковом возрасте) очень важен его статус в группе. Марина понимает, почему к ней так относятся, но выхода не видит ни в чем, кроме как в воровстве.

Пренебрежение потребностями ребенка может привести к детскому воровству.

Что предпринять.

Постарайтесь понять, чем живут современные дети. Все ли необходимое есть у ребенка? Есть ли у ребенка карманные деньги, чтобы купить себе булочку на перемене вместе с другими детьми? Одет ли ребенок соответственно?

5 случай

Недавно Максим начал таскать из дома ценные вещи и деньги. Приходит домой очень странный: чрезмерно перевозбужденный или вялый, рассеянный, с расширенными или суженными зрачками. В последнее время у него часто сменяется настроение. Деньги Максиму сейчас очень нужны – он стал наркоманом! Я понимаю, любому родителю кажется, что эта беда обойдет их семью стороной. Но на сегодняшний день даже самая благополучная семья не застрахована от этой напасти.

Детское воровство также может быть очень тревожным сигналом о наличии какой-либо физиологической зависимости.

Что предпринять.

В первую очередь необходима консультация нарколога.

Все вышеописанное не действует в случаях заболевания ребенка клептоманией. Клептомания – это симптом психического расстройства, патологическое влечение к воровству.

Родителям сложно что-то предпринять в этом случае. При клептомании,патологическом воровстве, стоит обратиться к психиатру.

Причины детского воровства здесь перечислены далеко не все, ведь каждый случай требует индивидуального рассмотрения, возможно даже с помощью детского и семейного психолога. Однако всегда стоит помнить, что психология детского воровства напрямую связана с какими-либо нарушениями в отношениях родитель-ребенок.

Итак, когда вы поняли, почему ваш ребенок ворует, четко представляете себе причины детского воровства, теперь самое время поговорить с ребенком по душам.

Практически каждый ребенок хоть раз в своей жизни взял что-то чужое.

Так утверждают специалисты. Вспомните хотя бы свое детство: неужели ни разу после прогулки в кармане не оказывалась чья-то куколка, а родительские кошельки не страдали от ваших набегов?

Наверное, есть дети, которые ни разу в жизни не позарились на вещь, которая им не принадлежит. Низкий поклон их родителям! Ведь именно от воспитания, позиционирования мира и количества зависит, будет ли ребенок «подворовывать».

Практически каждый родитель, столкнувшийся с такой неприятной ситуацией, сам чувствует замешательство, не зная, как ему реагировать на происходящее.

Мой ребенок - болен?

Взрослые настолько переживают, что ребенок растет не таким идеальным, как им хотелось бы, что сразу же приписывают своему чаду какие-то болезни. «С ним вообще все нормально?» - зачастую первый родительский вопрос в кабинете психолога.

И совсем маме с папой невдомек, что их подрастающий отпрыск очень страдает из-за совершенного им проступка . Дети не всегда, осознают всю глубину своих страданий, но так уж устроена наша психика: зачеркивать в сознании то, что очень болезненно для восприятия.

Болезнью детское воровство можно назвать, если налицо - клептомания, то есть, воровство систематическое, не поддающееся контролю и без материальной выгоды для себя. Такое расстройство должен лечить психиатр. Но настоящая клептомания встречается довольно редко .

Дарья Селиванова, детский психолог: «Нужно смотреть на детское воровство не как на серьезный проступок, а как на проблему, от которой ребенок страдает. Так ребенок подает сигнал, что с ним, его отношениями с миром или с вами что-то не в порядке. Очень хорошо, что вы заметили проблему в таком возрасте. Так вы сможете разобраться в ее причине довольно рано. Лучше решить проблему сейчас, чем потом эта ситуация выльется в нечто более серьезное, вплоть до проблем с законом» .

Причины детского воровства

В возрасте 6-7 лет ребенок становится очень зависимым от сверстников, их отношения к нему. Отпрыск может сознательно и целенаправленно достигать желаемого, используя быстрые и доступные для этого способы. Очень часто преследуемая цель для него намного важнее страха наказания за проступок . Например, ребенку захочется повысить свое самоуважение и получить признание одноклассников, угостив их сладостями, деньги на которые он украл из родительского кошелька.

Здесь важно обратить внимание на причину воровства - недостаточно развитые навыки общения или низкая самооценка . Родителям нужно обсудить с чадом, что такое настоящая дружба, как правильно знакомиться и общаться со сверстниками, как заинтересовать их. Можете проиграть с ребенком соответствующие ситуации.

Еще одной причиной детских краж может стать желание кому-то отомстить . Например, забрать у Сережи машинку за то, что «он меня обидел» или порисовать маминой помадой на обоях, чтобы в следующий раз она знала, как отказываться покупать игрушку. Ребенок хорошо понимает, что он делает и зачем. Вам нужно поговорить с ребенком, убедить его, что так делать не нужно, проиграть конфликтные ситуации.

Никогда не обвиняйте свое чадо в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Это очень повлияет на решение проблемы

У деток 8-10 лет попытки воровства появляются из-за недостаточного развития волевой сферы. Ребенок не может ответить отказом на свое «хочу!». Ему очень сложно справиться с соблазном, хоть это и не значит, что ему не стыдно за свой поступок.

Родителям в таком случае стоит дать ребенку больше свободы действий . Не нужно делать за него то, с чем отпрыск вполне может справиться самостоятельно. Пусть он сам предлагает для себя цели и выполняет их. Начните с плана на день или . Не нужно менять его программу, дайте ребенку реализовать все задуманное. Так вы развиваете в своем чаде самостоятельность и умение добиваться поставленных целей.

Как отучить ребенка воровать

Этот путь довольно непростой, и давайте пройдем его вместе.

Реагируйте спокойно . Конечно, мы понимаем всю нахлынувшую злость и разочарование, но подавите их в себе. Не устраивайте скандалов, не бейте и даже не кричите на ребенка. Это лишь усугубит возникшую проблему. Лучше поговорите с ним в спокойной обстановке, обсудите, что произошло, где и когда, с кем был ребенок и как это всё случилось. К сожалению, чаще всего, вопрос «Зачем ты это сделал?» остается без ответа.

Запомните: никогда не обвиняйте свое чадо в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Вы будете расстроены и рассержены, но попытайтесь держаться спокойно. Это очень повлияет на решение проблемы.

Задумайтесь, не было ли недавно перемен в семье (переезд, развод, рождение еще одного ребенка): может, отпрыску просто не хватает вашего внимания? Возможно, ребенок еще не усвоил такие понятия как честность, собственность и необходимость спрашивать разрешения перед тем, как что-либо взять. Объясните еще раз ему эти понятия, проиграйте их, и помните, что родители должны показывать детям пример. Может, у вас в семье нестрогие правила насчет собственности?

Объясните, почему воровать плохо . Не нужно читать нотации, просто изложите свое видение важности честности. «Мы не берем чужие вещи, потому что мы доверяем друг другу. Я надеюсь, ты всегда будешь честным, будешь уважать собственность других людей и не станешь брать чужие вещи без разрешения». Можете обсудить с ним возможные последствия воровства (плохая репутация, потеря друзей, проблемы с законом).

Расскажите о своих чувствах . Очень часто дети не осознают, сколько боли приносят другим людям. Скажите, что вы бы очень расстроились, если бы пропала любимая помада. Предложите чаду представить его чувства при пропаже любимой игрушки или карманных денег.

Настаивайте на исправлении ситуации . Требуйте от ребенка, чтобы он вернул украденную вещь и извинился перед хозяином этой самой вещи. При этом давайте ему понять, что вы всегда будете рядом, будете сопровождать чадо и поддерживать его. Если отпрыск украл что-то из магазина, предварительно поговорите с его владельцем, чтобы он добродушно простил ребенка за проступок. Если вещь уже испорчена и ее нельзя вернуть, пусть оплатит стоимость из своих карманных денег.

Интересный факт . В мире около 50% всех краж велосипедов, денег из банкоматов и вещей из магазинов совершают дети. Вопреки мнению общества, такое поведение в юном возрасте не мешает им вырасти законопослушными и добропорядочными гражданами.

Станьте внимательнее к своему отпрыску, уделяйте ему как можно больше времени , проявляйте свою любовь, заботу к нему. Разговаривайте только об уроках и уборке в комнате! Ведь наши дети делают все только из любви к нам и в погоне за нашим вниманием.

Если ситуация никак не разрешается, обратитесь к . Но помните, что клептомания встречается не часто, и излечиться от нее не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

В который раз убеждаемся, что все проблемы у детей возникают потому, что мы не уделяем им достаточного внимания. Любите и цените своих деток!

Столкнувшись со столь неловким и даже постыдным явлением, как детские кражи, взрослые начинают паниковать и теряться. Милый малыш вдруг представляется чуть ли не будущим уголовником, к тому же действительность сталкивается со стереотипом, говорящим о том, что берут чужое только ребятишки, воспитывающиеся в не самых благополучных семьях. Но учёные убеждают, что подобные непристойные поступки совершают вполне обеспеченные и окружённые родительской любовью дети. Вот почему необходимо выяснить причины того, что подрастающее поколение идёт на кражу, и что делать, если ребенок ворует, как решить возникшую проблему.

В данном материале речь не идёт о тех ребятах, чьи «воровские наклонности» формируются под влиянием окружающей обстановки. Не стоит даже и думать, что родители, с лёгкостью присваивающие чужую собственность, озаботятся вдруг подобным детским поведением. В зону нашего внимания попадает обычный малыш или школьник, который вроде бы не стеснён в средствах, однако почему-то норовит прихватить игрушку у ровесника, шоколадку в магазине или энную сумму денег из родительского кошелька. И тут стоит учитывать возрастной фактор.

Трёхлетие – важная веха в жизни ребёнка. С этого момента большинство детей уже разделяет понятия «моё» и «чужое», однако преспокойно могут забрать домой куклу из садика или машинку из песочницы. И всё же подобные случаи нельзя назвать воровством, поскольку оценивание своих поступков малышам пока не доступно. Они попросту забирают то, что им понравилось, не осознавая, хорошо ли это либо плохо.

Ребятишки старшего дошкольного возраста уже понимают, что понравившаяся вещь им не принадлежит и брать её нельзя. Однако тут возникает другая проблема – неумение управлять собственными желаниями и страстями. Крадет ли шестилетка в стандартном понимании этого слова? Скорее нет, чем да.

Ассоциировать взятие ребёнком чужих вещей с кражами психологи советуют со старшего школьного возраста, когда подростки присваивают имущество либо деньги осознанно, целенаправленно, «по-взрослому». Однако дожидаться взросления проблемы не следует, поскольку работать нужно уже с начальными попытками воровства. В ином случае психологическая проблема быстро перерастёт в криминальную. Но прежде рассмотрим подоплёку краж у школьников и подростков.

Почему ребенок ворует деньги или вещи?

Взрослые, заметив, что ребенок врет и ворует, нередко начинают приписывать ему разнообразные психические болезни, пытаясь этим объяснить возникшие проблемы. Однако клептомания – патологическая склонность к неконтролируемому воровству – в детском возрасте практически не встречается.

Читайте также: Как научить ребенка дружить с помощью игр?

Чаще всего детские кражи сигнализируют о каких-либо проблемах: в семье, детско-родительских отношениях или в общении с ровесниками либо одноклассниками. Причиной воровства у школьника может быть один из нижеследующих факторов.

Импульсивное воровство

Для ребёнка школьного возраста характерна некоторая импульсивность поведения. Данная особенность может повлиять и на отношение к чужим вещам и деньгам. Проще говоря – дети видят что-то соблазнительное, понимают, что воровать нельзя, однако искушение в итоге преобладает над волей, стыдом и разумом.

Усугубляют проблему и своеобразные соблазны, к примеру, лежащие на всеобщем обозрении денежные средства, какие-либо вещи или продукты. Да и сами родители не без греха: вспомните, как сложно было в детстве устоять перед созревшими в чужом саду яблоками или клубникой.


Протестная кража

Нередко дети воруют по причине «заброшенности», дефицита родительской любви и понимания. Такой ребёнок, ощущая собственную ненужность (реальную или мнимую), может пойти на кражу семейных денег, чтобы привлечь мамино либо папино внимание, заставить взрослых вспомнить о нём и его эмоциональных потребностях.

Кроме того, протест в виде воровства может быть вызван авторитарной воспитательской позицией. Если родители запрещают ребёнку иметь собственные деньги, ограничивают в нуждах и желаниях, тот способен опротестовать свою зависимость с помощью кражи.

Вседозволенность

Обратная сторона – вседозволенность и излишний либерализм в воспитании ребёнка. Родители, убеждённые в том, что нельзя давить на детей (ведь они способны развиваться без нотаций и убеждений), воспитывают вовсе не свободную личность, а безответственного человека.

Сначала ребёнку разрешается брать без спросу чужие игрушки на детской площадке либо в садике, потом взрослые не обращают внимания на принесённый домой телефон или появившиеся у своего чада наличные деньги. Как результат – воровство превращается в черту характера.

Желание самоутвердиться

Психология ребёнка младшего школьного или подросткового возраста такова, что ему крайне важно уважение и признание со стороны сверстников. Вот почему дети, стремясь сойти «за своего», начинают действовать всеми возможными способами, в том числе и неодобряемыми.

К примеру, ребёнок из малообеспеченной семьи не может похвастаться современным смартфоном, как его более богатые одноклассники. Чтобы не стать объектом насмешек или жалости, он может красть наличность (в семье или на стороне) или вещи.

Ещё один способ самоутверждения – завоевание дружбы или расположения значимых ровесников. С этой целью малыш может выкрасть деньги и накупить на них сладостей, а подросток – «подарить» приятелю или подруге какую-либо родительскую вещь.

Вымогательство

Если ребёнок начал воровать, врать, изворачиваться и при этом заметно, что он испытывает явные угрызения совести, можно предположить, что он стал жертвой вымогателей. Часто старшие подростки требуют с младших детей деньги, угрожая избиением либо другими издевательствами.

Читайте также: Что делать, если ребенок стесняется отвечать на уроке? Советы психолога

Такая ситуация – не просто повод для серьёзной беседы с маленьким «воришкой», а причина обращения в полицию. Шантажисты могут не ограничиться принуждением к воровству, а заставить ребёнка пойти на более радикальные меры.

За компанию

Иногда ребенок ворует деньги у родителей не по причине острой нужды, а из-за желания пройти своеобразную «проверку» на ловкость, смелость и крутость. Не секрет, что в отдельных подростковых коллективах подобное поведение является не просто одобряемым, а желаемым.

Лидер компании украл телефон и продемонстрировал украденную вещицу своим приятелям? Зависимые от чужого мнение дети с заниженной самооценкой, не желая прослыть слабаками и неудачниками, также идут на противоправные шаги.

Лучшие побуждения

Этот мотив стоит особняком среди других причин детского воровства. Ребёнок становится «воришкой», чтобы сделать подарок близкому ему человеку – например, матери, сестрёнке, другу или подруге. А поскольку в детстве нравственные устои только формируются, сиюминутное желание оказывается сильнее различных правил, советов и родительских установок.


Чего делать нельзя, если ребенок ворует деньги

Начнем с того, какие родительские шаги нежелательны или даже вредны в сложившейся ситуации. Ведь многие взрослые, стремясь донести до ребёнка мысль, что воровать ни в коем случае нельзя, переходят все границы разумного и лишь усугубляют проблему.

  1. Не угрожайте. Нередко родители, заметив, что ребёнок врет и ворует, начинают громко возмущаться подобными «ужасными» проступками. В ход идут угрозы полицией, тюремным заключением и всеобщим позором. Однако дети именно в данный момент нуждаются в поддержке, а не запугивании.
  2. Не вешайте ярлыки. Преступник, воришка, уголовник… Такими эпитетами в сердцах награждают родители нерадивого ребёнка. Конечно, кража – малосимпатичное деяние, однако навешивание ярлыков способно нарушить детскую психику и ожесточить подростка.
  3. Не сравнивайте. Если постоянно убеждать ребёнка в том, что он плох, ужасен, всё время врёт, не таков, как соседский мальчик-лапочка, он станет вести себя ещё хуже. Зачем меняться, если от родителя добрых слов не дождаться? Ну а заниженная самооценка дополнительно может стать причиной воровства – ведь как-то нужно самоутверждаться.
  4. Не разбирайте проблему при свидетелях. Если вы узнали, что ребёнок стал воровать, откажитесь от желания разобраться с негодником в присутствии его приятелей, учителей, родственников. Обсудить кражу нужно наедине, чтобы избежать публичного позора.

И ещё одно важное «НЕ» – не стоит возвращаться к данному прегрешению после того, как ситуация была исправлена, слова были высказаны, а выводы ребёнком сделаны. Самая большая глупость – припоминать проступок, когда чадо получило плохую отметку, отказалось мыть посуду либо убирать в комнате.