Дети растут здоровыми и умными. Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия


Мама и папа всегда хотят дать ребёнку только самое лучшее, в том числе и воспитание, обучение. Но одно это желание вряд ли покажет отличные результаты, ведь в воспитании малыша играет огромная роль сама обстановка, общение родителей с ним и друг с другом, и затем – школы. Какие методики воспитания детей являются на сегодняшний день самыми эффективными? Об этом будет наша статья.

Методика Глена Домана — воспитываем с рождения

Врач и педагог, Глен Доман разработал методику для воспитания и развития самых маленьких детей. Он полагал, что наибольший эффект имеет активное обучение ребёнка и его воспитание до возраста семи лет . Методика рассчитана на способность малыша усваивать очень много информации , которую подают ему по специальной системе – используются карточки с написанными словами и предметами, картинки. Как и все остальные методики, она требует от родителей и педагогов разумного подхода и систематичности в занятиях с малышом. Эта методика вырабатывает у малышей пытливый ум, стимулирует раннее развитие речи, дальнейшее скорочтение.

Вальдорфская педагогика — обучаться, подражая взрослым

Интересная методика, которая имеет в своей основе модель подражательства детей поведению взрослых , и, в соответствии с этим, направление детей в воспитании действиями и поступками взрослых людей, без принуждения и строгого обучения. Эта методика наиболее часто используется в воспитании дошкольников, в детских садах.

Всестороннее воспитание по Марии Монтессори

Эта методика буквально у всех на слуху вот уже много десятилетий. Главная суть этой методики – малыша необходимо учить письму раньше, чем всему остальному – чтению, счёту и т.д. В этой методике предусмотрено также и трудовое воспитание малыша с раннего возраста. Занятия по этой методике проходят в необычной форме, при активном использовании специального сенсорного материала и пособий.

Воспитание каждую минуту

Философ, педагог, профессор, Леонид Береславский утверждал, что ребенок должен развиваться каждую минуту , каждый день. Ежедневно он может научиться новому, и взрослые люди вокруг должны предоставлять малышу такую возможность. Примерно с полуторагодовалого возраста необходимо развивать внимание, память, мелкую моторику у малыша . С трех лет у ребёнка можно развивать логику, пространственное мышление. Эта методика не считается революционной, но такой взгляд на комплексное развитие детей раннего возраста в педагогике возник впервые. Многие считают, что методики Леонида Береславского и Глена Домана имеют большие сходства .

Учимся понимать ребенка

Эта методика является продолжающей, расширяющей базовую методику воспитания Глена Домана. Сесиль Лупан справедливо считала, что ребенок всегда сам показывает, что он хочет узнать в данный момент . Если он потянулся к мягкому шарфу или ковру – необходимо дать ему образцы различных тканей для сенсорного исследования – кожу, мех, шёлк, рогожу и т.д. Если ребенок хочет греметь предметами или стучать посудой, то ему можно показать игру на музыкальных инструментах. Наблюдая за своими двумя маленькими дочками, Сесиль Лупан выявила закономерности детского восприятия и развития, воплотив в новой методике воспитания, включающей в себя очень много разделов – например, географию, историю, музыку, изобразительное искусство. Сесиль Лупан также утверждала, что с раннего возраста младенцу очень полезно плавание , и это занятие также вошло в её программу воспитания и обучения детей раннего возраста.

Естественное воспитание ребенка

Эта уникальная и во многом экстравагантная методика основана на наблюдении Жана Ледлоффа за жизнью индейцев в почти диких племенах. Эти люди имели возможность самовыражаться так, как считали это нужным, а их дети были органично влиты в общую жизнь, и почти никогда не плакали. Эти люди не испытывали злости и зависти, им не нужны были эти чувства, потому что они могли всегда оставаться такими, какие они есть на самом деле, без оглядки на чьи-то принципы и стереотипы. Методика Жана Ледлофа относится к естественному воспитанию детей с раннего возраста , об этом гласит и его книга «Как вырастить ребенка счастливым».

Читать раньше, чем говорить

Известный новатор-педагог Николай Зайцев предложил свою особую методику воспитания и обучения детей с раннего возраста, согласно которой его учат читать и говорить, показывая кубики не с буквами, а с готовыми слогами . Николай Зайцев разработал специальное пособие – «кубики Зайцева», которые помогают детям в освоении чтения. Кубики разные по размеру, а надписи сделаны разными цветами. Позже кубики стали выпускать и с возможностью издавать специальные звуки. Малыш учится читать одновременно с освоениями навыков речи, и его развитие значительно опережает развитие сверстников.

Дети растут здоровыми и умными

Педагоги-новаторы, Борис и Елена Никитины, воспитали в cемье семерых детей. Их методика воспитания основана на активном применении различных игр в обучении детей, в общении с ними . Методика Никитиных также известна тем, что в воспитании они уделяли огромное внимание и оздоровлению детей, их закаливанию , вплоть до обтирания снегом и купаний в ледяной воде. Никитины сами разработали многие пособия для детей – головоломки, задачи, пирамидки, кубики. Эта методика воспитания с самого начала вызывала противоречивые отзывы, и в настоящее время мнение о ней неоднозначно.

Педагогика сотрудничества в методике Шалвы Амонашвили

Профессор, доктор психологии, Шалва Александрович Амонашвили основал свою методику воспитания на принципе равного сотрудничества взрослого с детьми . Это – целая система, в основе которой лежит принцип гуманно-личностного подхода ко всем детям в процессе образования. Эта методика пользуется очень большой популярностью, а в своё время произвела фурор в педагогике и детской психологии. Методика Амонашвили была рекомендована министерством Образования ещё в Советском Союзе для применения в школах.

Воспитывает музыка

В основе данной методики – обучение детей музыке с раннего возраста . Доктор доказал, что через музыку ребенок может выражать себя, а также получать от мира нужные ему посылы, видеть добро, делать приятное, любить людей и искусство. Воспитываясь по этой методике, дети рано начинают играть на музыкальных инструментах, а также получают всестороннее и очень богатое развитие. Цель методики – не вырастить музыкантов, а вырастить хороших, интеллигентных, благородных людей.

Подходы в воспитании детей позволяют выбрать правильное направление для обучения, становления и развития ребенка, раскрыть его индивидуальные особенности и способности.

Современные подходы в воспитании детей

Подход в воспитании детей играет важную роль для комфортного и полноценного развития. В дошкольном периоде важную роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок, она напрямую воздействует на него и его развитие.

В современной педагогике активно используют подход воспитания жизнью. В рамках этой методики воспитание и обучение ребенка происходят за счет его собственного опыта, а также с учетом правильных и неправильных поступков. Условия жизни напрямую влияют на личность ребенка.

При воспитании детей дошкольного возраста можно использовать трудовой подход, в состав которого может входить как трудовая деятельность дома, в детском саду и других дошкольных заведениях, так и занятия спортом. Тренировки и спортивные упражнения помогают закалить характер ребенка, воспитать в нем выносливость, силу воли и духа, трудолюбие и терпение.

Современные подходы в воспитании детей заключаются в постепенном прививании ребенку основных жизненных навыков.

При выборе определенных подходов в воспитании детей следует подбирать соответствующее направление – авторитарное, либеральное, демократичное и индифферентное.

Авторитарный подход предполагает воспитание ребенка в жесткости и строгости, безоговорочном подчинении и соблюдении строгих правил. Ребенок находится в пассивном состоянии, он зависит от родителей и не принимает решений. Серьезным недостатком авторитарного подхода в воспитании детей является утрачивание творческого начала и безынициативность, отсутствие самостоятельности и способности к принятию серьезных решений.

Противоположным направлением в воспитании является либеральный подход, в котором важную роль играет личность ребенка. В процессе воспитания отсутствуют запреты, правила и ограничения. В педагогике этот подход называют «методом вседозволенности». Недостатком данного подхода является отсутствие ограничений, которое может привести к эгоизму и избалованности, отсутствию цели в жизни.

Демократичный подход в воспитании детей подразумевает равноправное отношение между родителями и детьми. Решения принимают на семейном совете, а на всех этапах развития ребенок является равноправным участником воспитания, высказывает свое мнение и отстаивает личные интересы.

Индифферентный подход в воспитании детей является методом свободного развития ребенка, в котором родители не принимают участия. Ребенок считается независимой и свободной личностью, которую не следует обременять различными правилами, ограничениями и проблемами. Родители, используя этот подход, не участвуют в жизни ребенка, в его внутреннем и внешнем развитии. В результате такого воспитания у ребенка отсутствуют ориентиры в жизни, он не чувствует поддержки и защиты, а также у него нет духовной связи с родителями. В конечном итоге такого воспитания дети становятся закрытыми и асоциальными.

Для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью, подходы в воспитании необходимо выбирать с учетом особенностей ребенка. При воспитании не должно быть большого количества запретов, но родителям и педагогам необходимо быть направляющей и контролирующей стороной.

Особенности индивидуального и деятельностного подхода в воспитании

Наиболее эффективными в педагогике являются индивидуальный и деятельностный подходы в воспитании детей.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка представляет собой педагогический процесс, который учитывает индивидуальные особенности, влияющие на поведение и развитие. В этом подходе используют различные методы воспитания (в соответствии с личностью ребенка), направленные на достижение положительных результатов. Ребенок рассматривается как самостоятельная, уникальная и ответственная личность.

При использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка открываются скрытые способности и возможности, происходит становление самосознания и самоопределения. Личность ребенка преобладает над коллективом, учитываются ее гуманистические, творческие, интеллектуальные и физические способности.

Преподаватели, использующие индивидуальный подход, высоко ценят ребенка, прививают ему интеллектуальные, моральные и социальные ценности. В этом подходе внимание акцентируется на каждом ребенке, его желаниях и возможностях.

Деятельностный подход в воспитании детей является эффективным методом обучения, в процессе которого ребенок получает, запоминает и использует знания в учебно-познавательной деятельности. Знания ребенку не дают в готовой форме, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы ребенок активно и системно развивался и познавал.

В основе деятельностного подхода в воспитании детей лежат следующие дидактические принципы:

Познание деятельностного подхода в воспитании детей рассматривается в широком смысле, а также включает миропознание, личностное становление и самостоятельное определение ребенка. Главную роль в этом подходе играет деятельность детей, в процессе которой находят решения задач. Преподаватели и родители являются корректирующей, поддерживающей и стимулирующей стороной.

МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

С огромным интересом я постоянно изучаю новые технологии в сфере образования, современные приемы и нетрадиционные изобразительные техники, все новое интересно для меня. А основную цель своей работы я вижу в том, чтобы наполнить повседневную жизнь детского сада интересными делами, идеями, включить каждого ребенка в увлекательную для него деятельность.

Современные дети, к сожалению, больше времени проводят за компьютером и телевизором. Спортивные залы и активный отдых забыты. Из-за отсутствия физической активности наши дети предрасположены к лени. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту. Для развития интереса к двигательной активности я использую на физкультурных занятиях элементы танцевально – игровой гимнастики «Са-Фи –Дансе» Ж.Е. Фирилева, которая направлена на всестороннее развитие личности, укрепление здоровья детей. Также провожу кружок «Гномики» основанный на этой программе. Дети с удовольствием выполняют танцевально-ритмическую гимнастику, нетрадиционные виды упражнений и креативную гимнастику. Они стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике, эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. У детей стала наблюдаться гордая осанка, в движениях свобода и непринужденность.

Только в полном объеме в системе мероприятий, в тесном контакте с педагогами ДОУ и родителями можно добиться хорошего результата. И этот результат был получен. Наши дети заняли первое место в районных спортивных соревнованиях «Веселые старты», которые проходили в четыре этапа, и получили переходящий кубок.

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому я старалась внедрить в практику технологию экспериментально-исследовательской деятельности . В группе создан уголок природы, в котором есть место и для экспериментирования. Дети с огромным удовольствием участвуют в постановке опытов, таких как: как можно быстро перебрать крупу, очистим воду, и т.д., проводя элементарные исследования, приходят к определенным выводам. Опыты дети воспринимают как фокусы, они необычны, а главное дошкольники проделывают все сами. Задача педагога - поддержать их познавательный интерес и стремление к самостоятельным наблюдениям, решению проблемных ситуаций. Ребята высаживали в специальные баночки лук, и каждый ребенок следил за своей луковицей. Весной дети принимают активное участие в выращивании цветочной рассады, работе на клумбе. Был проведен проект «Огород на окне», в котором была поставлена проблема: можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях. В группе на подоконнике был разбит огород. Дети научились

ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания. У детей сформировались знания о росте растении в комнатных условиях, умения наблюдать и анализировать, сравнивать, обобщать.

Опыт исследовательской деятельности был представлен при изучении темы ВОВ в проекте «Я помню, я горжусь», направленный на исследование единения поколений. Проблема была взята из реальной жизни, имела самое близкое отношение к каждой семье, решение ее требовало от ребенка познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых жизненных представлений.

Именно проектная деятельность помогла мне связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. С большой отдачей прошли проекты «Что такое доброта», «Моя родина – Россия», «Покорители космоса» и др. Участвуя в муниципальном конкурсе в номинации «Защита проектов по краеведению» воспитанник группы Никишин Дима занял 2место.

Для развития интеллектуальных способностей, я использовала разнообразные дидактические игры, так как игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. И здесь результат был достигнут. В муниципальном конкурсе «Дошкольник - интеллектуал» в номинации «Умники и умницы» воспитанник группы Ерыкалин Петя занял 3место.

Как любитель литературы, я стараюсь и своим детям привить любовь к живому слову. Познакомить их с произведениями прекрасных детских писателей и поэтов. Очень часто мы использовали театрализованную деятельность, как на занятиях, так и при проведении праздников, таких как театрализованное представление «Вот он хлебушко душистый», новогодний утренник по мотивам сказки А. Гофмана «Щелкунчик» др.

Большое внимание уделяю предметно – развивающей среде как основе индивидуального подхода к детям. Учитывая возрастные особенности, с помощью родителей обновила центры для разных видов детской активности.

Эффективности в работе с детьми можно достичь только совместными усилиями МДОУ и семьи. Поэтому важную роль я уделяла работе с родителями. По крупицам мне удалось завоевать их доверие, взаимопонимание и расположение. Проводились консультации, беседы, дискуссии: «Научите ребенка делать добро», «Наказывая, думай, зачем?!», анкетирование и тестирование, изготовление семейных альбомов «Я и моя семья», «Мы на отдыхе»; совместные праздники и развлечения. К подготовительной группе результатом такого подхода стало взаимопонимание между мной, детьми и их родителями.

Я стараюсь активно участвовать в жизни детского сада: показываю открытые занятия, утренники, консультации для воспитателей, также принимаю участие в методических объединениях на муниципальном уровне.


Оксана Дмитриевна Воробьёва (Юдинцева)

Почему Вы выбрали эту профессию ?

Я люблю детей и, сколько себя помню, родственники и ближайшие друзья без страха и риска доверяют мне своих детей. Очень часто вижу, что у кого-то не получается «ладить с детьми» , и тогда у меня появляется мысль помочь. Я уверена, что буду полезна именно в такой деятельности, что я нужна детям, нашей стране. Мне доставляет удовольствие, заниматься таким «святым» делом, видеть радость в глазах детей. Вот поэтому я и выбираю профессию педагога . «Дети – цветы жизни. Только они требуют большего ухода» .

Что Вы считаете своим высшим достижением в работе с детьми?

Высшим достижением в работе с детьми считаю раскрытие личностных качеств ребенка. Все мои воспитанники становятся более открытыми и откровенными со взрослыми, терпимыми друг к другу. Они рассудительны, умеют аргументировано выражать своё мнение, с уважением принимать точку зрения своих товарищей.

Ваши основные принципы работы с детьми?

В работе с детьми у меня есть принципы :

Поощряй самостоятельность детей, будь верным спутником;

Получай удовольствие от работы;

Говори «не знаю» , если не знаешь;

Улыбайся чаще, от этого в группе светлее;

Будь самим собой.

Почему Вы решили участвовать в конкурсе ?

Я творческий человек. Моё кредо - идти вперёд! Исследовать, изучать, творить, идти к цели и получить достойную награду. Это хорошая возможность попробовать свои силы, обменяться профессиональным и творческим опытом , пополнить свой педагогический багаж.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса, использование инновационных методик.

Использование современных образовательных технологий в практике воспитательно-образовательной работы является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому я использую в совместной деятельности с детьми различные современные образовательные педагогические технологии, соответствующие основным направлениям воспитательно-образовательной работы, соблюдая при этом принципы : невмешательства, поддержания интереса, порядка, свободы выбора, творчества, успешности. Таким образом, в образовательной деятельности применяю здоровьесберегающие технологии и игровые технологии, направленные на развитие коммуникативной и социальной компетентности детей, творческих способностей и индивидуального самовыражения.

Как Вы представляете идеальную образовательную организацию в будущем?

Дошкольный возраст, самый важный период в жизни человека, когда формируется индивидуальность, личность, характер. Детский сад это второй дом для ребятишек, где они "проживают" своё детство. А детство должно быть счастливым. Детский сад должен быть оснащён всем необходимым оборудованием по здоровьесберегающим технологиям. Ведь здоровые дети - это здоровье будущего. Создать все необходимые условия для развития творческих, познавательных, развивающих способностей.

Мой подход к работе с детьми.

В детском саду дошкольники получают первый опыт общения, первый опыт обучения. Моя задача как педагога - сделать этот опыт удачным, чтобы их старт был успешным. При этом основную цель своей работы я вижу в том, чтобы наполнить повседневную жизнь детского сада интересными делами, идеями, включить каждого ребенка в увлекательную для него деятельность. Для меня главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности. Общаясь с детьми, стараюсь обеспечить психологический комфорт.

Изложите суть своего подхода, методики обучения и воспитания, которые Вы используете в своей работе с детьми.

Всё воспитание и обучение детей строю на основе личностно - ориентированной модели. Для меня главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности. Я люблю читать, поэтому я стараюсь и своим воспитанникам привить любовь к живому слову. Познакомить их с произведениями прекрасных детских писателей и поэтов.

Свою работу не представляю без взаимодействия с родителями, при этом работу и общение с родителями понимаю как процесс сотрудничества.

Для становления личности дошкольника стараюсь помочь ему установить эмоциональное отношение ко всему увиденному, развивать способность воображать и символически представлять окружающий мир в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, в играх, в своих рассказах. Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Очень рада, что большинство детей с удовольствием бегут в детский сад, а вечером с неохотой покидают группу.

Публикации по теме:

Пасха – великий праздник, который празднуют не только верующие, но и те, кто бывает в церкви только один – два раза в год. Пасха – это любимый.

В нашем детском саду учебный год начался с празднования 430-летия любимого города Воронежа. Дети моей группы приняли участие в городском.

В феврале месяце текущего года в Вышневолоцком районе стартовал конкурс "Воспитатель года 2016", где я приняла участие. В конкурсе принимали.

Развивать у детей младшего возраста творчество фантазии,воображении. Учить создавать композицию из пластилина на «клумбе» детали аппликации,.

К 1 июня, на день защиты детей, мы с ребятами решили поучавствовать в очень увлекательном летнем конкурсе, который проводился в нашем всеми.