Для чего нужно развитие мелкой моторики у детей? Развитие мелкой моторики у ребенка: игры, упражнения и гимнастика для мелкой моторики


Мелочь для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики | Важное предисловие

Однажды я прочитала пост одной мамы о том, как она активно занимается мелкой моторикой с малышом, порой находя в подгузнике «сюрпризы», и была в ужасе, ведь каждый из мелкомоторных сюрпризов мог оказаться причиной смерти малыша! Я хочу всех предупредить, что мелкие предметы в дыхательных путях смертельно опасны и если Вы не готовы не отрывать взгляда от малыша во время занятий мелкой моторикой, лучше подождите до 3 лет !
При занятиях мелкой моторикой с малышами не забываем про самое важное правило : Если у ребенка до трех лет в зоне досягаемости есть предметы менее 5-4 см Ваш взгляд должен быть постоянно прикован к ребенку.

Все дети всё тянут в рот

Многие дети действительно это делают, но не все! Мне повезло — Яна практически никогда ничего не тянула в рот. При первых играх с мелкими предметами я сделала ей несколько предупреждений. Примерно с года такие предупреждения уже не требовались.
Порой у нее возникает желание сыпать сыпучие предметы, в том числе на голову. Особенно при знакомстве с новым сыпучим наполнителем. Как правило, после ряда объяснений это желание проходит.
Предлагаю попробовать собрать статистику, ответив на вопрос:

Как часто тянет Ваш ребенок в рот мелкие детали?

Наполнители для развитие мелкой моторики

Наполнители-крупы для развития мелкой моторики

Самый первый вопрос у тех, кто только задумался о занятиях мелкой моторикой — «Какой использовать наполнитель?».
В основном всем хочется чтобы он был экономичным и эстетично выглядел.

Я предлагаю ориентироваться на возрастные рамки. Малышу 6-8 месяцев нет смысла предлагать для развития моторики мелкую крупу. Как таковое мелкомоторное развитие в этом случае будет низкоэффективное. Малыш получит порцию тактильных ощущений, но для маленьких ручек , чувствительность которых еще не развита, мелкая крупа чересчур сложный наполнитель . Представляете если Вам предложат перебирать крупу в варежках. Это не очень удобно, не так ли? Поэтому начинаем с крупных деталей, постепенно уменьшая их размер.
После того как малыш начинает уверенно держать средние предметы 5-4 см, предоставляем более мелкие.
Крупы и другие мелкие наполнители имеет смысл добавлять, когда малыш начинает учиться держать ложки, лопатки, пересыпать, сеять. Чаще всего этот возраст соответствует 1 году, для малышей с быстрыми темпами развития лучше начинать игры с крупами от 9 месяцев.

Для эстетичных сочетаний у меня следующие ориентиры:

  • Мелочь темного цвета отлично сочетается с гречкой, фигурками и бусинами из дерева и орехами.
  • Универсальная для сочетаний крупа — рис. Его даже можно покрасить в тон к мелочи.

Самые экономичные наполнители и их спутники:

  • крупы;
  • бабушкины пуговицы;
  • бусины от дешевой бижутерии.

Самый интересный наполнитель (один из наших любимых) — кинетический песок (о нём у меня есть красивый и подробный ). Он приятен во всех отношениях, кроме цены. Разнообразие игр с ним требует отдельного поста:-).

Недостатки и особенности некоторых наполнителей:

  • гидрогель — популярен за счет необычной тактильной текстуры, но при подробном изучении состава можно узнать о том, что при его разрушении высвобождается акрилат калия и акриламид. Акриламид является смертельным нейротоксином, и было установлено, что он вызывает рак у лабораторных животных. Он легко проходит через кожу и может быть вдыхаем в виде пыли. Если исключить проглатывание, то игры с гидрогелем несут опасность только в случае если он закатиться в дальний угол и начнет разрушаться в помещении. Поэтому мы в своих играх гидрогель не используем.
  • стеклянные камушки для аквариумов (марблс) — я их считала отличным вариантом пока, покупая очередную порцию, не столкнулась с разбитыми. Получается, в процессе игры есть вероятность, что ребенок может разбить камушек и порезаться осколками. Не оставляем малыша наедине даже с крупными камушками! Это конечно перестраховка, вообще марблс очень приятен для игр — рекомендую!
  • круглые бусины и марблс — любят закатываться в различные щели. Яна настолько их любит, что иногда я просто не могу отказать ей в удовольствии покатать их по квартире.
  • манка и обычный песок — очень сыпучие, быстро захватывают территорию и поэтому не удобны. Мы с ними занимаемся в редких случаях, только когда занятие требует мелкой текстуры (учимся пользоваться ситом или солонкой).

Развитие мелкой моторики в играх для самых маленьких

Мелкая моторика, по разным источникам, это — движения пальцев или кисти рук и пальцев. К слову, крупная моторика это — движение рук и ног и она не менее важна:-).
Развивать мелкую моторику следует начать с момента когда ребенок научился держать первую погремушку. Для начала предлагаем держать самые удобные легкие и небольшие предметы. Постепенно задачу усложняем — выдаем предметы помельче и предлагаем их потрогать/достать/положить/спрятать/выбрать/отсортировать из различных емкостей и т.п. Игр должно быть очень много потому что большинство являются одноразовыми — надоедают после одной игры.
Для игр с самыми маленькими лучше использовать:


Идеальными вариантами для развития мелкой моторики являются многие предметы, которые есть в каждом доме:

  • чайные пакетики в индивидуальных упаковках;
  • набор губок для мытья посуды (с ними еще интересней играть, если разрезать на кусочки);
  • шахматы;
  • резинки для волос;
  • для развития тактильных ощущений насыпьте в малые носочки разных по фактуре наполнителей (фасоль, манка, рис, вата и т.п.), зашейте так, чтобы наполнитель не высыпался. Одни носочки можно набить туго, другие мягко. Предоставьте это разнообразие на изучение ребенку. Возможно, игра займет около 5 минут. После потери интереса к заготовкам из носков, спрячьте их подальше и достаньте через месяц-другой. Интерес к носкам будет каждый раз возвращаться пока ребенок не откроет их секрет — т.е. до 4-5 лет, а может и старше.
  • разноцветная туалетная бумага:-).

Приведу некоторые наши варианты игр, надеюсь буду оригинальной:

Шарфы и кольца пирамидок отличное начало для развития мелкой моторики

Резинки для волос еще один безопасный и интересный вариант для игры

Развитие мелкой моторики детей старше 1 года (в редких случаях 9 месяцев)

В зависимости от темпов развития (при более быстрых — в 9 месяцев, при медленных — к году) добавляем игры с:

  • крупами;
  • песочными аксессуарами;
  • игрушечной посудкой;
  • пирамидкой со стаканчиками.

Некоторые мамы рекомендуют для быстрейшего обучения самостоятельной еде вручать малышам как можно раньше ложку. Я против этого, так как если у вас ребенок с медленными темпами развития Вам придется долгое время отмывать всю кухню и самого ребенка. Совсем другое дело учиться пользоваться ложкой на крупах!

Отсеиваем рис от бусин. Это наше любимое сито — крупное и удобное

Этих уток Яна почему-то привлекла к мелкомоторным играм

Посудку можно заменить пирамидкой из стаканчиков и обычной ложкой

Самое легкое занятие ложкой, для него можно использовать ячейку от яиц и бусины

Развитие мелкой моторики продвинутых малышей (от 1,5 лет)

В возрасте постарше малыш сам начинает придумывать игры, зачастую превращая их в ролевые.

Бусины 0,5 см отлично раскладываются в ячейки обратной стороны деталей Лего

Мелкие кубики из губки для посуды Яну увлекли на несколько часов

Многие игры из этого поста взяты из наблюдений за Яной.

Мелкая моторика | Пара слов о Яне

Для интересующихся нашими успехами напишу о её развитии (ей сейчас почти 1 год 10 месяцев). Несмотря на активные обильные занятия мелкой моторикой и прочим, результаты развития речи у нас очень скромные — в активном словарном запасе всего около 10 слов. Порой у меня создается впечатление, что моя дочь решила доказать несостоятельность современных педагогических теорий:-).
Тем не менее, это не повод им не следовать и при медленных темпах развития считать свои усилия напрасными, так как скорей всего результаты не видны не вооруженным взглядом. Ведь на самом деле очень сложно объективно оценить развитие ребенка (степень его понимания окружающей ситуации, умение принимать решения и другие действительно важные вещи) — поэтому за стандарты приняли, то что можно посчитать и измерить (такие поверхностные признаки как количество слов в активном словаре, кубиков в башне и т.п.).

Надеюсь пост оказался для Вас полезен! Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

Также не забудьте подписаться на или присоединиться к группе

4 9 577 0

Познавая окружающий мир, малыш пытается выполнять пальчиками многочисленные движения: он хватает предметы, перебирает мелкие детали, одевает и раздевает кукол, лепит или делает аппликации, пытается застегивать молнии, кнопки, пуговицы… Сначала пальчики крохи совсем его не слушаются, но со временем мастерство владения ими оттачивается до такой степени, чтобы конкурировать даже со взрослыми. Чтобы ваш малютка интенсивнее продвигался в своем познании окружения, предлагаем несколько отличных идей, как развивать мелкую моторику у ребенка до трех лет.

Развитие мелкой моторики у детей ставит перед собой три основные задачи:

  • совершенствование хватательных действий (захват предметов ладонью, щепотью, «пинцетом»);
  • развитие соотносящих движений (умение соотносить несколько предметов между собой);
  • тренировка пальчиков для выполнения бытовых, игровых, творческих и прочих действий.

Посмотрим на конкретных примерах, какие развивающие игры для мелкой моторики можно использовать в домашних условиях.

Вам понадобятся:

Упражнения с бумагой

Бумага представляет для малыша огромный интерес: кроме того, что на ней можно рисовать, она таит в себе много увлекательных вещей.

  • Ее можно мять, рвать, делать из нее поделки, заворачивать в нее мелкие предметы.
  • Из скомканных бумажных шариков можно устроить настоящую спортивную игру на меткость: попадание ими в корзину с небольшого расстояния.
  • Можете порадовать своего неуемного фантазера интересной творческой идеей: создавать чудесные аппликации из кусочков рваной бумаги.
  • Научите малютку разрывать бумагу на полосочки. Сложив их в коробку и перевернув ее, вы получите настоящий бумажный дождь, от которого ребенок будет в восторге.

Давая карапузу бумагу, четко оговорите с ним правила ее использования. Увлекшись, малыш может задействовать и обои на стенах, и любимые мамины книги или журналы… Чтобы не происходило этих неприятных казусов, обеспечьте кроху старыми рулонами обоев.

Даже если у вас остались ненужные книги или журналы, не давайте их на растерзание маленького исследователя: неуважительное к ним отношение он перенесет на любые другие книги.

Кроме того, нередко кусочки книг могут оказаться во рту у малыша, а типографская краска отнюдь для него не полезна. Лучше покажите, как перелистывать страницы книг. Это также отличное развивающее упражнение, которое учит малыша захватывать тонкие и непослушные страницы. Начните с картонных страниц и постепенно уменьшайте их плотность.

Развитие силы пальчиков

Пальчики маленького ребенка не только непослушны, но и слабы, что уменьшает арсенал его движений и часто бывает причиной досады крохи. Чтобы развить их силу, воспользуйтесь несколькими упражнениями.

Дайте малышу резиновую грушу и покажите, как она «стреляет» воздухом. Выдуваемой струей воздуха можно играть «в футбол», загоняя в ворота небольшой кусочек ваты. Можно поэкспериментировать с грушей и в ванной, играя с водой.

Среди игр, также, вдавливание предметов в тесто или пластилин. Отличным занятием является игра с изюмом. Покажите карапузу, как украсить будущий пирог изюминками. С пластилином работать сложнее.

Предоставьте малышу материал для аппликаций: мелкие камушки, ракушки, бусинки, пуговицы – а дайте волю его неуемной фантазии.

Мелкая моторика отлично развивается разминанием пластилина . Этот подготовительный этап перед лепкой очень важен. Крохе тяжело начинать работать с непослушным застывшим пластилином, поэтому такая работа полезна для тренировки физической силы.

Игры с заводными игрушками, музыкальными шкатулками также способствуют развитию. Дайте малышу возможность самому их заводить.

Тренировка хватательных движений

Одна из самых сложных задач для ребенка до трех лет – научиться уверенно брать мелкие предметы методом «пинцетного захвата» – большим и указательным пальцами. Сначала кроха будет брать предметы щепотью, то есть тремя пальцами. Но со временем у него выработается умение захватывать «пинцетом». Поставьте перед малышом несколько посильных задач, выполняя которые, он будет тренировать это умение. Можете взять на заметку следующие упражнения:

Сортировка мелких предметов. Здесь вашей фантазии нет предела: сортируйте по цвету, по форме, по размеру и т.д.

Сначала перемешайте два вида достаточно крупных предметов (например, горох и фасоль), затем можно усложнять задание, добавляя их новые виды.

Возможно использование разноцветных бусинок, мелких камушков, ракушек, пуговиц, макарон разных сортов, мелких игрушек.

Проталкивание пуговиц разного размера в соответствующие отверстия. Этот несложный сортер вы вполне можете сделать сами из ненужной коробки с мягкой пластиковой или картонной крышкой. В нашей статье про разнообразие найдете еще массу увлекательных занятий для чада.

Опускание мелких предметов в бутылку (можно использовать фасоль, горох, макароны). В конце этой игры малыш ждет интересный сюрприз: он может поиграть получившейся самодельной погремушкой.

Развиваем соотносящие действия

Умение соотнести две и больше частей одного или нескольких предметов – работа, требующая особой сосредоточенности и усилий для маленького труженика. Следующие занятия и игры помогут малышу усовершенствовать это умение.

Развитие мелкой моторики у детей: мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и обуви — липучки вместо пуговиц или шнурков (так нам, взрослым, удобнее и быстрее), на играх кнопочки, мало кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает маме перебирать крупу, вытирать пыль, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами.

Считается, что любое упражнение, развивающее мелкую моторику, развивает речь и мышление. Ребенок не говорит или плохо говорит? Собирайте мозаики, шнуруйте, и речь появится! Хотите, чтобы малыш хорошо развивался? Развивайте пальчики, и мозг будет развиваться намного эффективнее. Но это не так или не совсем так. Давайте попробуем разобраться и отделить правду от мифов. А также узнать, как использовать упражнения для развития мелкой моторики, чтобы они действительно развивали наших малышей.

Развитие мелкой моторики у детей: видео

Развитие мелкой моторики, речь и мышление ребенка.

Уже классическим стало утверждение о том, что развитие руки помогает развитию речи ребенка дошкольного возраста и развивает мышление. И всем воспитателям и логопедам известны слова М.М. Кольцовой «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Это положение вошло в педагогику в 70-ые годы 20 века и обосновано как результатами проведенного эксперимента с детьми, так и анатомией головного мозга (моторный центр речи Брока и центр, руководящий пальцевой моторикой расположены рядом).

Но всегда встречались и встречаются семьи, в которых очень много занимаются с детьми развитием мелкой моторики, покупают специальные игрушки и пособия (шнуровки, сортеры, бусы) но результат не радует, и сдвига в развитии речи и мышления почему-то не происходит.

И есть другие семьи, где специально вроде бы развитием мелкой моторики не занимались и на занимаются, ребенок просто лепит, рисует, играет, помогает маме по дому, а с мелкой моторикой всё в порядке, да и малыш явно очень сообразительный и с хорошо развитым мышлением и речью.

Значит, специальные игры не панацея? Или – тут появляется крамольная мысль – мы их не так проводим? И чего-то явно не знаем? Да, это действительно так!

Ведь пальчиковые игры и упражнения – это лишь инструмент. И надо еще уметь им пользоваться! Ведь и другими инструментами мы учимся пользоваться – учимся играть на скрипке, шить на швейной машине или вязать крючком. Если же мы без обучения и без специальных знаний попробуем играть на скрипке Паганини, из этого не получим нужного результата.

А основа моего рассказа – это научные исследования развития ребенка. Я очень советую специалистам познакомиться с ними в книге «15 мифов о детской речи». Авторы книги Олег Игоревич Ефимов – детский невролог и Виктория Леонидовна Ефимова – кандидат педагогических наук, логопед. Книга вышла в издательстве «Диля» в этом году.

А для неспециалистов – заинтересованных родителей и педагогов — я дам самые важные рекомендации в этой статье. И поделюсь тем, что знаю и использую в работе с детьми.

Первый факт. Итак, с чего всё началось. В 70-ые годы проводилось исследование развития детей младенческого возраста. Детей из Дома ребенка разделили на три подгруппы. Одна подгруппа детишек сидела в манеже, вторая могла спокойно ползать по групповой комнате. А третья подгруппа собирала пирамидки, нанизывала бусины и занималась другими упражнениями по развитию мелкой моторики с экспериментатором. И дети третьей подгруппы значительно превзошли своих сверстников в развитии, у них произошел резкий скачок в развитии речи. Получается, что «занимайся развитием мелкой моторики – и всё будет хорошо»? Но это не так.

Второй факт. Автором книги В.Л. Ефимовой был проведен другой эксперимент в детском доме в 2001 году. И дал он совсем другой результат. Оказалось, что дети в детдоме уже в полтора года сами едят суп ложкой, сами застегивают пуговицы на одежде, с ними очень много занимаются – они бесконечно собирают пирамидки, вкладыши, сортируют. Но при этом… не говорят!!! В чем причина? Может быть, мы не так общаемся с малышами? Или пальчиковые игры действительно так сильно не влияют на развитие речи и мышления? А повлияло на результат предыдущего эксперимента то, что с этими малышами просто начали общаться? А все другие подгруппы деток не имели такого общения со взрослым-экспериментатором, поэтому и отставали в развитии?

Третий факт. Оказывается, ответ на вопрос нам может дать не педагогика, а физиология! Ученые доказывают, что в раннем возрасте первичным центром речи у детей является отнюдь не центр Брока, а передняя часть поясной извилины, и значит… развитие пальчиков не влияет прямо на развитие ребенка!?

А что же тогда влияет? Лимбическая система – это центр эмоциональной жизни человека! Значит, влияет все-таки в первую очередь общение со взрослым? Ведь мы знаем, как быстро малыши схватывают информацию в состоянии радости и интереса.

Современные биологические исследования дают возможность предположить, что зоны Вернике и Брока созревают не ранее третьего – четвертого года жизни ребенка (как мы помним именно близость этого самого центра Брока к центру управления моторикой дала возможность ранее ученым предположить большое влияние пальчиковых игр на развитие речи малышей).

Научные работы в этом направлении еще ведутся, а что же делать в это время нам???

Четвертый факт. Ответ на все вопросы! И ключ для педагогов и родителей!

Оказывается, важен не факт проведения пальчиковых игр и упражнений, а то, КАКИЕ упражнения и КАК проводятся с малышом. И поэтому либо будет результат таких игр и упражнений, либо его не будет!И зависит это от того, задействовано ли в пальчиковых упражнениях и в играх для развития мелкой моторики моторное планирование. Что это такое?

Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. А моторное планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.

Дорогие читатели, кто был на нашей апрельской «Мастерской развивающих игр» — помните первый вебинар про механизмы развития малышей. И понятие «зоны ближайшего развития»? Вот об этом сейчас речь и идет. Для тех, кто не был на вебинаре – по многочисленным просьбам я сделала рассылку, в которой Вы можете бесплатно получить его запись. Для этого нужно подписаться в форме подписки после статьи.

Известно, что у всех детей с проблемами в развитии именно моторное планирование плохо развито. И именно в этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии. Но как же оно может быть плохо развито, если у малыша дома куча развивающих игрушек для развития мелкой моторики, есть и пирамидки, и шнуровки, и бусы для нанизывания? В чем ответ?

Как мы уже знаем, моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – новый, непривычный! Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, но много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым — это не новое действие! Здесь нет моторного планирования! Когда он играет в одну и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык. Ведь такая игрушка уже не является для него новой, а является привычной! Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия – здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений!

Итак, какой же вывод. А где найти наш Ключ к успеху?

  1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно какие упражнения мы делаем с ребенком и как.
  2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений.
  3. Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).

Раньше в детских садах были специальные пятиминутки пальчиковой гимнастики перед завтраком — каждый день! Это было, когда я начинала работать, и очень хорошо это помню. Малыши делали один и тот же комплекс пальчиковой гимнастики в течение одной недели как минимум, пока его полностью не осваивали. С каждым днем у них получалось все лучше и лучше. Сейчас уже много лет таких регулярных минуток в обычных детских садиках, увы, нет или почти нет. А пальчиковая гимнастика существует как фрагмент занятий с детьми, и почти всегда упражнения детям даются в разные дни недели разные! И бывает, что упражнения даются слишком легкие для детей, которые у них и так легко получаются! А ведь именно в регулярном постепенном освоении сложных движений заключается суть такой гимнастики.

Секрет успешных занятий по развитию мелкой моторики уже известен. А теперь давайте разберемся, что включается в развитие мелкой моторики и какие упражнения нужны ребенку.

Зачем нужно развивать мелкую моторику? В чем проблема современного общества и почему раньше ее специально не развивали, и у детей проблем не было? Чем вредны длинные мультики? Что такое ниткопись и как ей заниматься с детьми? Об этом Вы узнаете в видео первого образовательного канала.

Что включает развитие мелкой моторики у детей до трех лет:

1.Хватательные движения:

  • Захватывание предмета разной формы всей ладонью одной рукой или двумя руками (погремушки, кубика, мяча и т.д.), для чего необходимо учесть его форму, величину, расположение, детали.
  • Захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальчиками)
  • Захватывание предмета двумя пальчиками – указательным и большим (пинцетный захват).

2. Развитие соотносящих действий

Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, сортеры, пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки).

3. Развитие движений пальчиков рук – выполнение разнообразных фигур и движений пальчиками (зайчик, волк, домик, стул и другие).

Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся всё более тонкими и четкими. Важно также умение подражать тем движениям, которые показывает взрослый.

Развиваются эти умения не только в процессе специальной пальчиковой гимнастики, но и:

  • во время одевания своей одежды на кнопки, пуговицы, молнии,
  • во время трудовых поручений (с 3 лет — полить, протереть пыль, протереть листья растений губкой, почистить щеткой одежду и других),
  • в изобразительной деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование,
  • в играх — одевание и раздевание кукол в игре, использование предметов – заместителей, изготовление игрушек, атрибутов для своих игр и т.д.

Как развивать мелкую моторику у детей?

Развитие мелкой моторики: массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до года).

Массаж рук делается самым маленьким деткам. Он неспложен. Вот методика такого массажа, данная О. Приходько

  • Погладьте ручки малыша до локтя по направлению к центру шесть – восемь раз, отдельно каждую ручку. Гладить нужно как внутреннюю, так и наружную поверхность ручки.
  • Пальчики танцуют. Согните и разогните все пальчики ручки одновременно кроме большого пальчика (2-4 раза на каждой ручке).
  • Упражнение «Клубочек». Рисуйте спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладошке малыша от ее центра до основания пальцев (вспомним известную потешку про «сороку — ворону»). После этого не прерываясь движение переходит на внутреннюю сторону большого пальца. Нарисуйте такие клубочки два – четыре раза на каждой ладошке.
  • Упражнение «Мы шагаем топ-топ» — точечные нажатия большим и указательным пальцем взрослого. Нажимаем на середину фаланги каждого пальчика от кончика к основанию. Говорим: «топ-топ, вот как мы шагаем». Нажимать нужно в двух плоскостях: между пальчиками и с тыльно-ладонной стороны. Так все пальчики рук промассировать 1-2 раза. При этом говорим потешки, стишки, разговариваем с малышом.
  • Упражнение с большим пальчиком. Отведите большой пальчик руки в сторону, а затем верните его на место. Отводить пальчик нужно в трех направлениях по очереди: вперед-назад, вбок – вернулись в исходного положение, по кругу.
  • Погладьте легкими движениями каждую ручку малыша по направлению к центру пять – шесть раз.

Развитие мелкой моторики: игры и упражнения для детей раннего возраста (от года до трех лет)

Советы:

  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики трудны для малышей и поэтому не должны быть длительными.
  • Они должны проводиться в игре, чтобы малышу было интересно (перебрать крупу для Золушки, помочь ежику спрятаться под своими иголками от лисы и другие игровые ситуации).
  • Если движение не удается, пальчики не слушаются, то тогда игру нужно проводить многократно, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко. В этом случае нужно каждый раз менять сюжет игры, предметы, вносить что-то новое, чтобы ребенок был увлечен игрой и не устал от однообразия (сначала выложить из маленьких камушков на пластилине мостик для собачки. В следующий раз выложить дорожку для куклы. В третий раз выложить речку для рыбки и так далее).
  • Все игры и упражнения по развитию мелкой моторики всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр.
  • Не используйте игры с кнопочками. Они не развивают мелкую моторику (что бы ни говорили их производители), а только отвлекают ребенка.

Список упражнений и игр для развития мелкой моторики детей

1.Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.
2.Разминание пластилина. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее чем мягкий импортный.
3.Игра с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!
4.Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук). Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание– даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
5.Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

Важные советы:

— Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.

— Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.

— Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.

6. Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

7. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

8. Пересыпание. Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу). Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

9. Использование столовых приборов – ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.

10.Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?» Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

11.Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:

— Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.

— Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!

— В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.

12.Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.

13. Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину

14. Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые нанизывают на шнурок.

Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

15. Перелистывать страницы книги по одной. Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.

16. Игры – шнуровки (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки). Но эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

17. Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.

Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни в быту.

На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.

Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.

Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.

18. Волчки. Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

19. Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки) Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?

20. Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.

21. Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

22. Катание карандаша между ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.

Еще о развитии мелкой моторики детей на сайте «Родная тропинка»:

О том, как развивать мелкую моторику у детей с 3 до 7 лет мы поговорим в следующей статье (для детей от 3 до 7 лет). В ней Вы найдете пальчиковые игры, упражнения Марии Монтессори для развития мелкой моторики дошкольников, пальчиковый театр, игры с прищепками, тесты по определению уровня развития мелкой моторики и много других интересных идей.

Перечень «20 самых интересных и необычных предметов для развития мелкой моторики детей» Вы найдете

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

  • Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

  • Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

  • Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

  • Лодочка

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

  • Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.







Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.



Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Как проводить занятия

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

Татьяна Миронова
Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей , давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи . Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук , имеют более развитый мозг , особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша , тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику . Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание , в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками : перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики , и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием . Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой .

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять : чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка : кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики ? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками , красками.

Резать ножницами (желательно небольшого размера) .

Конструировать из бумаги («оригами» , шить, вышивать, вязать.

Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина) .

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки , камешки, шарики.

Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам, застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки . Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно . Наверняка вы помните и другую распространенную игру : на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов , ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий , например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками , красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки .

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук .

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков .

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук .

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.

Изготовление поделок из природного материала : шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают также и воображение , фантазию ребенка.

Конструирование . Развивается образное мышление , фантазия, мелкая моторика рук .

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук .

Завязывание и развязывание лент , шнурков, узелков на верёвке.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т . д.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества : для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

Как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить.

Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например) .

Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик) . Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук .

На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку , чтобы собрать всю крупу.

Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры : квадратики, ромбики, кружочки.

Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков .

Развивающая игра «Делаем бусы» . Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка : нанизать макаронины на шнурок.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок ! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.