Досрочное пенсионное обеспечение при оформлении таблиц соут. Кто имеет право на досрочную пенсию по вредности. Классификация компенсаций и условия их предоставления


Деятельности отличаются друг от друга по условиям, в которых работникам приходится трудиться. У офисных работников вредное воздействие оказывает излучение от монитора компьютера, а шахтер работает в опасных и вредных условиях подземных выработок. В соответствии с степенью тяжести или вредности условий труда трудящимся положены различные льготы и компенсации, что зафиксировано в действующем законодательстве и выявляется по результатам специальной оценки.

Чтобы определить, насколько тяжелы , в которых трудится работник той или иной организации, разработана специальная оценка условий труда (СОУТ).

В качестве основного законодательного акта, регулирующего осуществление СОУТ, установление обязанностей работодателя по обеспечению безопасности своих подчиненных и их выполнение, определение соответствия рабочих мест общегосударственным нормативам охраны труда (ОТ), рассматривается закон федерального уровня № 426-ФЗ от 2013 года (28 декабря), нормирующий специальную оценку условий труда. Последняя редакция этого закона зарегистрирована в 2016 году.

Согласно этому закону СОУТ включает в себя процесс оценивания степени соответствия условий труда и рабочих мест существующим нормативам в области ОТ, фиксирование наличия вредных факторов производства и оценку степени их воздействия на людей.

Ранее с данными целями осуществлялась аттестация рабочих мест (АРМ). СОУТ можно считать усовершенствованной АРМ, уделяющей больше внимания наличию вредных факторов производства и их влиянию на работников, а также обеспечению работодателем социальных гарантий и льгот. Процедура СОУТ более детализирована по сравнению с АРМ.

Порядок назначения компенсационных выплат работникам вредных и опасных производств регламентируется законом №125 от 1998 года (24 июня), действующим на федеральном уровне. Основное назначение этого нормативного акта состоит в разъяснении отношений работодателя и работника в области жизни и здоровья работников, занятых на вредной, опасной или тяжелой работе, и имеющих риск получения профессионального заболевания. Последние изменения в содержании 125-ФЗ зафиксированы федеральным законом №160 от 2008 года (23 июля).

Назначение конкретных видов льгот, таких как укороченный рабочий день, повышенная оплата профессиональной деятельности, установление дополнительного отпуска, финансируемого работодателем, ранее регламентировалось правительственным постановлением № 870 от 2008 года. Начиная с 2014 года, информация из этого постановления была учтена в новой редакции Трудового Кодекса, а само Постановление утратило силу.

Разделение классов условий труда

Классы условий труда в зависимости от степени влияния внешней среды на здоровье работника

Условия, где работник осуществляет свою трудовую деятельность, можно разделить на четыре большие группы. Их формируют факторы внешней среды, работающего оборудования и особенностей выполняемых рабочих процессов. В классификацию входит четыре класса в зависимости от степени влияния внешней среды на здоровье работника.

1-й класс – оптимальные условия труда – заявлен отсутствием факторов, характеризующих производство как вредное, либо же их ограничением существующими гигиеническими нормами. Тогда параметры принимаются как безопасные. В этих условиях предполагается возможность высокой способности к труду.

2-й класс – допустимые условия – заявлен присутствием опасных и вредных факторов, показатели которых граничат с принятыми гигиеническими нормами, но ведут к ухудшению самочувствия работника. Важным обстоятельством является то, что его здоровье после отдыха и к заступлению в очередную смену полностью возвращается в норму.

3-й класс – вредные условия – определяется повышенными показателями опасных и вредных факторов по сравнению с существующими гигиеническими нормами. Эта группа имеет свое деление:

  1. При вредных условиях первой степени самочувствие ухудшается в течение рабочего дня и не возвращается в норму к началу следующего. Степень риска для здоровья работника повышается.
  2. При вредных условиях второй степени здоровье работника стабильно изменяется в худшую сторону, возникает риск развития профессиональной болезни начальной или легкой степени тяжести. Этот риск появляется более, чем через 15 лет работы в таких условиях, а в результате заболевания человек не теряет профессиональную трудоспособность.
  3. При вредных условиях труда третьей степени стабильное ухудшение самочувствия работника приводит к развитию у него легких или среднетяжелых профессиональных болезней. Работник при этом может утратить профессиональную трудоспособность в любой момент в течения осуществления своей деятельности.
  4. При вредных условиях труда четвертой степени в течение периода осуществления трудовой деятельности здоровье работника подвергается стабильным изменениям функций, которые являются причиной потери общей вследствие развития серьезных профессиональных заболеваний.

4-й класс – опасные условия – определяется существованием серьезного риска для жизни работника со стороны производства. Трудовая деятельность сопряжена со стопроцентным риском развития профессиональной болезни в острой форме.

СОУТ предполагает установление значений опасных и вредных факторов и выдачу рекомендаций по осуществлению компенсации работникам, трудящимся в этих условиях, а также по разработке мер, направленных на снижение степени воздействия вредных факторов на трудящихся и повышение их профессиональной трудоспособности.

Классификация компенсаций и условия их предоставления

Виды компенсаций по результатам СОУТ

При осуществлении деятельности в условиях опасного или вредного производства Трудовой Кодекс Российской Федерации гарантирует работнику компенсацию влияния вредных факторов на его жизнь и здоровье. При этом важно, чтобы трудовые отношения работника и работодателя были официально оформлены в виде трудового , контракта и др. Получение компенсации возможно в нескольких видах:

  • уменьшение продолжительности рабочей смены (введение сокращенных рабочих дней);
  • повышение суммы заработной платы и выдача единовременных денежных пособий;
  • введение дополнительного отпуска, оплачиваемого за счет работодателя;
  • предоставление лечебно-профилактического питания;
  • обеспечение средствами индивидуальной защиты, рабочей одеждой, обувью;
  • выход на пенсию до наступления установленного законодательством пенсионного возраста.

Тяжелые (опасные, вредные) условия труда предполагают получение работником, трудящимся под их воздействием, наиболее полного пакета льготных благ и денежных выплат. Вредные условия труда первой степени предполагают только повышение размера заработной платы, при вредных условиях второй степени не предусмотрена сниженная продолжительность рабочего времени.

Уменьшенный период времени занятости устанавливается в размере не больше 36 часов. Конкретные сроки определяет работодатель, руководствуясь 92-й статьей Трудового Кодекса.

Дополнительный отпуск, оплачиваемый работодателем, устанавливается в соответствии со 117-й статьей ТК РФ. В соответствии с этой статьей минимальная продолжительность отпуска не должна быть меньше семи дней. Часть отпуска, если его продолжительность составляет больше семи дней, может быть оплачена в денежном эквиваленте.

147-й статьей ТК РФ предусмотрена выплата повышенного вознаграждения за трудовую деятельность. Его размер в минимальном значении составляет 4% ставки, в соответствии с которой оплачивается профессиональная деятельность с нормальными условиями труда. Точную сумму устанавливает работодатель при учете мнения профсоюза или другого органа, представляющего интересы работников.

Кроме СОУТ, по окончанию которой определяются численные показатели опасных и вредных факторов, существует утвержденный Правительством Российской Федерации перечень профессий, предполагающих наличие этих факторов.

Размеры компенсаций в денежном выражении устанавливаются высшими органами государственной власти, регулирующими выполнение обязанностей работодателя в области ОТ и безопасности работников. Рекомендации по определению размера таких компенсаций дает Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

В целом перечень льгот и компенсаций и их размеры определяются работодателем на основании коллективного договора либо локальных нормативных актов. При этом необходимо учитывать финансово-экономическое положение работодателя и рекомендации Трудового Кодекса Российской Федерации, а также нормативных актов в области ОТ и безопасности работников.

Трудовым Кодексом предусмотрена возможность корректировки установленных и компенсаций при наличии определенных условий. Чтобы работодатель мог осуществить корректировку на законных основаниях:

  • он должен располагать письменным согласием работника, оформленным в виде дополнительного соглашения, прилагаемого к трудовому договору;
  • в организации должен иметься коллективный трудовой договор, где прописаны условия и процедуры корректировки;
  • организация должна быть участником межотраслевого соглашения, в котором прописана процедура корректировки.

При несоблюдении хотя бы одного из этих условий процедура корректировки принципов предоставления льгот в связи с работой в опасных или вредных условиях труда невозможна, а ее осуществление является прямым нарушением трудового законодательства Российской Федерации.

Следует отметить, что со вступлением в силу закона № 426-ФЗ работодателю стало выгоднее улучшить условия труда для своих работников, если это возможно, чем расходовать денежные средства на выплату компенсаций и обеспечение других льгот в связи с вредностью производства.

Что делать с результатами проведения СОУТ

Процесс оформления результатов СОУТ регламентируется законодательными актами

Реализация СОУТ осуществляется лицензированной в этой области организацией совместно с работодателем. Эксперты по специальной оценке должны иметь сертификаты на осуществление своей деятельности. Порядок осуществления СОУТ регламентирован нормативами отечественного Министерства труда и социальной защиты.

При проведении проверки эксперты составляют перечни потенциально вредных (опасных) факторов на данном производстве и оцениваемых рабочих местах. Оценка осуществляется совокупным мнением всех экспертов комиссии. Результаты проведения оценки фиксируется в специальном акте.

При отсутствии вредных (опасных) факторов или не превышении их значений по сравнению с установленными гигиеническими нормами условия признаются комиссией оптимальными или допустимыми. Измерение вредных факторов при этом проводить не требуется.

В государственную инспекцию по охране труда региона, в котором действует проверяемая организация или предприятие, работодатель подает декларацию, подтверждающую соответствие условий, предоставляемых трудящимся, государственным нормативам ОТ.

Минтруда и соцзащиты РФ утверждает вид и процедуру подачи такой декларации. Работодателю предоставлена возможность подачи документа с помощью электронных каналов связи, письмом по почте с вложенной описью и прилагающимся уведомлением о вручении или при личном посещении.

Если в процедуре оценки участвовал инспектор из профсоюза, при подаче декларации в органы госинспекции предоставляется заверенная печатью проверяемой организации или предприятии копия коллективного договора.
При выявлении в процессе оценки действующих опасных (вредных) факторов производства эксперты комиссии принимают решение о проведении их исследования и измерения экспертами или с привлечением испытательной лаборатории.

Минимальная частота проведения СОУТ – единожды в пятилетку. начинают отсчитывать со дня, когда был утвержден отчет о проведении СОУТ. Действие поданной Декларации по итогам специальной оценки также имеет определенный срок продолжительностью в пять лет.

Если за это время не было зафиксировано ни одного несчастного случая на аттестованном рабочем месте, действие Декларации переносится на еще одну пятилетку. Дополнительные процедуры оценки назначаются в случае несчастных происшествий на аттестованных рабочих местах по вине работодателя или в связи с условиями труда. Декларация при этом теряет свою актуальность.

Работодатель обязан ознакомить своих работников с данными отчета о проведении СОУТ в срок, не превышающий 30 календарных дней.

Таким образом, работа в ненормальных условиях под влиянием вредных внешних факторов должна компенсироваться работодателем в денежном выражении и других льготах. Степень вредности окружающей среды на производстве оценивается на основании специальной оценки работодателем и комиссией из организации, лицензированной в области ОТ.

По итогам СОУТ назначается решение о возможности установлении дополнительных выплат и льгот. Невыполнение заявленных обязательств в части выплаты компенсаций перед сотрудниками влечет наложение административных штрафов, а в некоторых случаях и уголовной ответственности, если бездействие повлекло за собой ущерб здоровью или жизни работника.

Весь процесс регламентируется законодательными актами: Трудовым Кодексом, законами о специальной оценке и страховании на производстве и рядом других государственных норм.

О вредных условиях труда подробнее в следующем видео:

Мар 11, 2018 Контент Менеджер

Любой свой вопрос вы можете задать ниже

Закон о специальной оценке условий труда лишает многих работников права на досрочный выход на пенсию. Но государство , вводя такой механизм назначения досрочной пенсии, планировало стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда ...

Строго говоря, мы точно не знаем, что государство планировало. А что оно пытается сделать (на практике, фактически) - очевидно:
согласно закону о спецоценке класс вредности и / или даже опасности может быть снижен (со всеми вытекающими последствиями) при обеспечении рабочих СИЗ.
Извините, опячатка - не СИЗ, а СЕРТИФИЦИРОВАННЫМИ СИЗ (что подразумевает их надёжность в отношении сохранения жизни и здоровья рабочих). При этом - вопреки статье 219 ТК РФ - не разработаны критерии, позволяющие определить - какие именно СИЗ органов дыхания (по конструкции) способны обеспечить защиту в известных условиях работы...

Это также противоречит конвенции 148 МОТ, которая в статьях 9 и 10 достаточно однозначно отдаёт предпочтение улучшению условий труда, а не использованию СИЗ:
Статья 9
По мере возможности, на рабочих местах устраняется любой риск, вызываемый загрязнением воздуха, шумом и вибрацией:
a) - при помощи технических мер, применяемых к новым установкам или процессам в ходе проектирования или сооружения, или добавляемых к существующим установкам или процессам; или, если это невозможно,
b) - при помощи дополнительных организационных мер.
Статья 10
Если меры, принимаемые согласно статье 9, не приводят к снижению загрязнения воздуха, шума и вибрации на рабочих местах до уровней, указанных в статье 8, работодатель обеспечивает работников соответствующими средствами индивидуальной защиты...
Источник: три W .ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c148_ru.htm

Конвенция 148 МОТ ратифицирована РФ, но её выполнение, вероятно, потребует от работодателя дополнительных затрат (и некоторого изменения отношения к рабочим ), и уменьшит прибыль продавцов и изготовителей СИЗ, которые увеличили объём продаж СИЗ:
... за последние 5 лет объем продаж такой продукции вырос в 5 раз и составил больше 100 млрд руб. в год...
- вероятно, из-за систематичного и неуклонного ухудшения условий труда, которое фиксируется даже официальной статистикой.
Источник: Российская газета 23.04.2013 Н Швабауэр "Молоко за инициативу" три W .rg.ru/2013/04/23/trud.html

Такой подход МОТ - использование в первую очередь технических средств защиты и улучшение условий труда - объясняется вовсе не тем, что МОТ беспокоится о снижении производительности труда, неизбежного при использовании СИЗ, а тем, что даже в промышленно-развитых странах с достаточно хорошо работающей системой охраны труда использование СИЗ показало себя как последняя и как самая ненадёжная мера защиты жизни и здоровья . При технической способности фильтрующей полумаски - сертифицированной, индивидуально подобранной к лицу обученного и тренированного рабочего - снизить запылённость вдыхаемого воздуха в 10 раз в подавляющем большинстве случаев, её реальная эффективность в угольных шахтах Англии 2-8 раз.
Использование СИЗ может создавать опасность для жизни и здоровья рабочих. Например, в США при использовании респираторов с подачей сжатого воздуха по шлангу за 1984-1995 погибло 15 человек - из-за ошибочного подключения шлангов к трубопроводам с не пригодным для дыхания газом (покрашен в неправильный цвет и т.п.).

О возможности сохранения здоровья работающих в загрязнённой атмосфере при использовании СИЗОД и снижении классов вредности(при том порядке выбора и организации использования СИЗ органов дыхания, который имеется сейчас в РФ) лучше всего посмотреть приложенный внизу файл. Цензурно выражаясь - это бессмысленно.

Ну и о сертификации. Слово специалисту - интервью у Саввы Шипова, руководителя Росаккредитации:
- Всем известно, что многие сертификаты ничего не значат . Они не дают потребителям гарантий качества, производители их просто покупают, никаких испытаний не проводят. В интернет-поисковике можно найти недорогой сертификат на любой вкус. Выдача сертификатов наверняка большой теневой рынок.
- Я бы не стал говорить, что это сплошь теневой рынок, но серая его часть действительно немаленькая . Если говорить в целом об оценке соответствия и сертификации, то речь идет о сотнях миллиардов рублей в год . На этом рынке работают и добросовестные участники, и не очень.

С 1 января 2014 года вступили в силу положения Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее — Закона N 426-ФЗ). Изменения, вводимые данным Законом, являются очередным этапом реализации утвержденной в 2012 году Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Указанный закон интересен для плательщиков страховых взносов, использующих труд рабочих во вредных и опасных условиях труда.

Напомним, что начиная с 1 января 2013 года в целях обеспечения пенсионных прав категорий пенсионеров, имеющих право на досрочную пенсию, установлена обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ с вредными и тяжелыми условиями труда.

Перечень лиц, которым назначается льготная трудовая пенсия по старости (т.е. ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами — 55 лет), установлен Федеральным законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27) (далее — Закон N 173-ФЗ). Указанный перечень предусматривает виды профессий, работа по которым осуществляется во вредных, тяжелых либо опасных условиях.

В связи с чем законом предусмотрено право на пенсионное обеспечение в некоторых случаях с 45 лет — у женщин, с 55 лет — у мужчин. Следовательно, и период получения пенсии у данных категорий может быть на 10 лет дольше, чем общеустановленный у пенсионеров -"нельготников". Однако в пенсионной системе, действовавшей до 2013 года, работодатель не нес дополнительных расходов в связи с наличием "вредных" рабочих мест. Следствием чего явились, с одной стороны, необеспеченность досрочных пенсий финансовыми источниками, а с другой стороны — отсутствие заинтересованности работодателя в улучшении условий труда своих работников.

При этом прежнее пенсионное законодательство предусматривало назначение льготных пенсий на основании списков, а не реальной картины условий труда. Таким образом, пенсия "досрочникам" выплачивалась за счет средств тех работодателей, чьи работники выходят на пенсию в общеустановленные сроки.

С 1 января 2013 г. работодатели лиц, имеющих право на досрочную пенсию по основаниям, предусмотренным п.п. 1-18 Федерального закона N 173-ФЗ, обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.

При этом частью 4 вышеназванной статьи было установлено, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом. Однако такой закон появился только в конце 2013 года и вступил в силу с 1 января 2014 года.

В связи с этим Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в ст. 58.3 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ). Кроме того, Закон N 421-ФЗ содержит самостоятельные положения, определяющие возможность и сроки использования результатов аттестации рабочих мест, проведенной до вступления в силу Закона N 426-ФЗ.

Итак, первое, на что, необходимо обратить внимание:

Порядок применения дополнительных тарифов страховых взносов с 1 января 2014 года связан не только с фактом выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ), но и с результатами классификации условий труда на рабочих местах на указанных видах работ по степени вредности и опасности.

Из истории вопроса

До 01.01.2014 порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определялся следующими документами:

— приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда";

— приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда";

— Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (утверждено Роспотребнадзором 29.07.2005).

Исходя из степени отклонения фактических условий труда от установленных нормативов, условия труда по степени вредности и опасности подразделялись на 4 класса:

1-й класс — оптимальный;

2-й класс — допустимый;

3-й класс — вредный (при этом вредные условия труда разделялись ещё на 4 степени вредности: 1-я степень 3-го класса (3.1), 2-я степень 3-го класса (3.2), 3-я степень 3-го класса (3.3), 4-я степень 3-го класса (3.4));

4-й класс — опасный.

Таким образом, у работодателей, которые провели аттестацию до 1 января 2014 года, рабочим местам по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда присвоены именно такие классы (подклассы).

Согласно части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно.

С 01.01.2014 в отношении рабочих мест проводится специальная оценка условий труда. Порядок ее проведения установлен Законом N 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Обратите внимание! В соответствии с разъяснением Минтруда России от 07.03.2014 требование должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест необоснованны.

В соответствии с Федеральным законом N 421-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

В соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанная Методика утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н и находится на государственной регистрации в Минюсте России. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение 5 лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года и могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом N 426-ФЗ, за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в ПФ РФ по дополнительному тарифу.

Понятие специальной оценки условий труда

Статьей 3 Закона N 426-ФЗ определено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам проведения данной спецоценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В соответствии с Законом N 426-ФЗ результаты спецоценки условий труда могут быть использованы во всех процедурах в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями. Речь идет о разработке и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты; об организации обязательных медосмотров; установлении работникам соответствующих гарантий и компенсаций и т.д. Полный перечень возможностей использования результатов спецоценки условий труда приведен в ст. 7 Закона N 426-ФЗ.

Помимо всего прочего, от результатов указанной спецоценки зависит также размер скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. По итогам спецоценки определяется размер тарифа, по которому уплачиваются дополнительные взносы в Пенсионный фонд РФ. В соответствии со ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) в зависимости от класса и подкласса "вредности" значение тарифа может составлять от 0 до 8 процентов.

Обязанность по организации и финансированию проведения спецоценки условий труда возлагается на работодателя (часть 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ, ст. 212 ТК РФ).

Специальная оценка не проводится в отношении условий труда надомников и дистанционных работников, а также работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Иных исключений Закон N 426-ФЗ не устанавливает. А это означает, что если вопрос о необходимости проведения аттестации офисных рабочих мест был спорным (письмо Минтруда России от 08.04.2013 N 15-1-859), то теперь он разрешен однозначно — условия труда на таких рабочих местах подлежат специальной оценке в обязательном порядке.

Порядок проведения спецоценки

В соответствии с Законом N 426-ФЗ основными этапами проведения специальной оценки труда являются:

— подготовка к проведению специальной оценки условий труда;

— идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

— декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;

— оформление результатов специальной оценки условий труда.

Подготовительный этап

Специальная оценка условий труда должна проводиться работодателем совместно с привлекаемой им на основании договора гражданско-правового характера специализированной организацией. Требования к таким организациям приведены в ст. 19 Закона N 426-ФЗ.

Прежде всего они должны быть включены в реестр, порядок формирования которого утверждается Правительством РФ. В уставных документах организации, проводящей оценку, должно содержаться указание на осуществление ею в качестве основного либо одного из видов деятельности специальной оценки условий труда.

Кроме того, организация должна иметь не менее пяти экспертов, получивших сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего профильное образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Также для данной организации обязательно наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Законом закрепляется принцип независимости организаций, осуществляющих специальную оценку. В соответствии со ст. 22 Закона N 426-ФЗ вне зависимости от того, числится организация в реестре или нет, спецоценку условий труда она не может проводить, если ее руководители и иные должностные лица являются учредителями юридических лиц, на рабочих местах которых проводится специальная оценка. Нельзя поручить проведение спецоценки взаимозависимой компании, в т.ч., если в ней трудятся на руководящих постах близкие родственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) учредителей организации, которой необходимо оценить условия труда.

На подготовительном этапе работодателю необходимо прежде всего заключить гражданско-правовой договор с одной или несколькими из упомянутых спецорганизаций. Кроме того, в организации необходимо создать комиссию по проведению специальной оценки условий труда и утвердить график проведения данного мероприятия.

Число членов этой комиссии должно быть нечетным. Конкретный состав законом не определен. Если речь идет о субъекте малого предпринимательства, то в состав комиссии включаются работодатель — ИП лично, для организаций — руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в т.ч. специалист по охране труда, члены профсоюза и т.п.

Поскольку от результатов спецоценки зависит не только размер дополнительного тарифа, но и право на досрочную трудовую пенсию по старости конкретного работника, представляется логичным включать в состав такой комиссии специалиста по осуществлению работы по досрочному пенсионному обеспечению (как правило, это работник кадровой службы).

Целесообразность включения такого специалиста очевидна, например, при составлении перечня рабочих мест, на которых должна проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест, а также при составлении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, предусмотренных списками, соответствующих работ, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и которые подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Эта работа требует знания законодательства о досрочном пенсионном обеспечении практики его применения к работникам организации, где проводится специальная оценка условий труда, а согласно Закону N 426-ФЗ эти перечни составляет эксперт организации, производящей спецоценку, который может и не обладать подобным опытом.

До начала выполнения работ по оценке условий труда комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке. При этом необходимо указать, какие из них являются аналогичными.

Под таковыми понимаются рабочие места, которые одновременно отвечают следующим условиям:

— они должны быть расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

— оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

— сотрудники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности. Их трудовые функции одинаковы, равно как и график рабочего времени. А при выполнении своих служебных обязанностей они используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье. При этом они обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При наличии аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20 процентов из них (но не менее двух рабочих мест), а ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

При этом заполняется единая карта специальной оценки условий труда. Данное правило позволит работодателю сэкономить на проведении спецоценки 80 процентов аналогичных рабочих мест.

Идентификация вредных условий

Все выявленные в ходе осуществления оценки условий труда вредные и (или) опасные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Их перечень формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья.

Также во внимание принимаются результаты ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, и предложения, исходящие от сотрудников.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов представляет собой процесс сопоставления выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Если на рабочем месте не выявлены вредные или опасные факторы, условия труда на нем признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.

При этом работодатель обязан на такие рабочие места подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (такая декларация действительна в течение пяти лет).

А вот если комиссия идентифицирует их как вредные или опасные, назначается проведение исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов.

Необходимо отметить, что идентификация не проводится в отношении рабочих мест, занятых работниками, профессии (должности, специальности) которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также занятых работниками, которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за труд во вредных и (или) опасных условиях. При этом комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов на таких рабочих местах.

Все идентифицированные, потенциально вредные или опасные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень таких факторов формирует комиссия, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса, а также исходя из предложений работников.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных или опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

По результатам проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений каждому рабочему месту по степени его "вредности" присваивается соответствующий класс (подкласс) условий труда.

Классификация условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальными признаются условия, при которых воздействие на организм работника вредных или опасных факторов отсутствует либо уровни их воздействия минимальны и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности (1-й класс).

Допустимыми считаются условия труда, при которых на организм работника воздействуют вредные или опасные факторы, значения показателей которых не превышают значений, установленных нормативами, или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены (2-й класс).

Вредными можно считать условия, когда уровни воздействия вредных или опасных факторов превышают значения, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) (3-й класс). Как и при аттестации рабочих мест, предусматриваются четыре подкласса вредных условий труда (3.1-3.4).

Опасные условия труда — условия труда, характеризующиеся наличием вредных или опасных факторов, уровни которых способны в течение всего либо части рабочего дня (рабочей смены) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности (4-й класс).

Декларация соответствия

Законом N 426-ФЗ предусмотрена новая процедура — декларирование соответствия условий труда, т.е. подтверждение работодателем соответствия условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

Так, в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми.

При этом никакие исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В отношении таких рабочих мест в трудовую инспекцию подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма и порядок представления подобной декларации будут утверждены Минтруда РФ.

Данная декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

При этом, если в период действия этой декларации с работником, занятым на "допустимом" рабочем месте, произойдет несчастный случай или у него будет выявлено профзаболевание, то в отношении этого рабочего места действие декларации прекращается, то есть проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

С другой стороны, если в течение обозначенных пяти лет с работниками не произойдет никаких несчастных случаев и т.п., то действие декларации автоматически продлевается на следующие пять лет.

Итоги специальной оценки условий труда

Организация, проводящая специальную оценку по окончании всех работ, составляет отчет (ст. 15 Закона N 426-ФЗ). В нем указываются сведения о компании, проводящей специальную оценку, с приложением копий документов, подтверждающих, что она отвечает необходимым требованиям.

В отчете приводится перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах. Кроме того, в отчет включаются:

— карты специальной оценки условий труда, оформленные на конкретные рабочие места (на аналогичные рабочие места составляется одна карта);

— протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

— протоколы оценки эффективности СИЗ;

— протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений тех или иных "опасных" рабочих мест;

— сводная ведомость специальной оценки условий труда;

— перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

— заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда. Данный отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Форма такого отчета будет утверждена Министерством труда и социальной защиты.

Затем работодатель в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета должен ознакомить с отчетом каждого работника под расписку. В этот срок не включаются периоды болезни работника, командировки и межвахтового отдыха. В этот же срок необходимо на официальном сайте компании (если у нее такой имеется) разместить сводные данные о проведении спецоценки условий труда ("вредные" классы (подклассы), мероприятия по улучшению условий труда). Сведения о результатах оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведений возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. Она должна это сделать в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения спецоценки

По общему правилу спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (часть 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

При этом в ст. 17 Закона N 426-ФЗ приведен перечень случаев, когда данная спецоценка должна проводиться во внеплановом порядке (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получении работодателем соответствующего предписания госинспектора труда; при изменении технологического процесса, замена производственного оборудования, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и в некоторых других случаях).

Уплата страховых взносов по доптарифу по результатам аттестации и спецоценки

Если плательщик производит выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, то, начиная с 2014 года, в привязке к результатам классификации условий труда на рабочих местах на указанных работах возможно несколько вариантов:

Вариант 1

Плательщик не проводил аттестацию рабочих мест и специальную оценку условий труда. В этом случае силу ч. 1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (см. таблицу 1).

Таблица 1

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ в силу части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для работодателей, применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (см. таблицу 2).

Таблица 2

Вариант 2

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми.

В этом случае в силу ч. 4 ст. 15 Закона N 421-ФЗ до установления на указанных рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Законом N 426-ФЗ, плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным частями 1, 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (т.е. по тарифу 6% или 4%).

Таким образом, освобождение от уплаты страховых взносов по доптарифу возможно только по результатам специальной оценки условий труда, но не на основании результатов аттестации.

Вариант 3

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны вредными и (или) опасными.

В этом случае в силу части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (см. таблицу 3).

Таблица 3

Вариант 4

У плательщика есть результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым этим рабочим местам присвоены классы условий труда в соответствии с Законом N 426-ФЗ.

Тогда плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (см. таблицу 4).

Таблица 4

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Допустимый

Оптимальный

Пенсионные права в переходный период

До установления класса условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, периоды таких работ могут включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости только в том случае, если работодатель уплачивает дополнительные страховые взносы. "Льготные" периоды, имевшие место после 1 января 2013 г. согласно п. 3 ст. 27 Закона N 173-ФЗ учитываются для назначения досрочной пенсии в том случае, если класс условий труда на указанных рабочих местах соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам спецоценки.

Если такая оценка еще не проведена и у работодателя есть только результаты аттестации рабочих мест, проведенной по ранее действовавшим правилам, предусмотрено переходное положение: такое положение дел не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов занятости на указанных рабочих местах при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

Новеллы трудового законодательства

Стоит отметить изменения, которые коснулись содержания трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор стали условия о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, а также условия труда на конкретном рабочем месте. К числу дополнительных условий трудового договора отнесена договоренность о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника (ст. 57 ТК РФ).

В соответствии с действующей редакцией ст. 92 ТК РФ для работников, которые трудятся во вредных условиях 3-й или 4-й степени либо опасных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, т.е. не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника определяется трудовым договором в соответствии с отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором с учетом результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Кроме того, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором, дополнительным соглашением к трудовому договору может быть предусмотрено увеличение законодательно установленной максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени при 36-часовой рабочей неделе — до 12 часов, при 30-часовой рабочей неделе и менее — до 8 часов (ч. 3 ст. 94 ТК РФ).

При суммированном учете рабочего времени сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, учетный период не может превышать трех месяцев (часть1 ст. 104 ТК РФ).

Новые правила для дополнительного отпуска

В новой редакции изложена и ст. 117 ТК РФ, согласно которой ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части 1 данной статьи, составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором с учетом положений отраслевого (межотраслевого) соглашения, коллективного договора и результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Заключение

Процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда в настоящее время объединены и унифицированы: работодатель проводит исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты данного исследования могут использоваться и в целях уплаты страховых взносов в ПФР, и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций работникам.

Специальная оценка условий труда представляет собой универсальный инструмент перехода от "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в указанных целях исключительно фактическое воздействие на организм работника вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Такой подход с позволит максимально объективно решать вопрос наличии права на льготное пенсионное обеспечение, а также о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте. Вместе с тем именно такой подход призван экономически мотивировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда, в том числе в целях оптимизации своих дальнейших издержек. Поскольку реализация концепции специальной оценки предоставляет работодателям возможность путем проведения организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение условий труда на рабочих местах, менять размер страховых взносов, а в определенных случаях и освобождаться от их уплаты.

Льготная пенсия по вредности выплачивается согласно законам и решениям СОУТ. Все остальные условия берутся в расчет при подаче документов в ПФР.

Кому положена

Кому положена льготная пенсия по вредности, решает правительство. Вернее, формирует список профессий, которые считаются опасными для здоровья и жизни. Этот перечень был составлен Госкомтруда в 1974 году. Оно не противоречит действующему законодательству, не отменен до сих пор и практически полностью используется в наше время.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Льготная пенсия по вредности положена тому, кто долгое время трудился на производстве (или на другом виде промышленности), которое негативно влияет на здоровье человека. В некоторых случаях такое влияние приводит к изменениям в здоровье, иногда - к непоправимым, и даже - к инвалидности.

Отрасли разделены по степени опасности. Есть те, где можно в короткое время потерять свое здоровье, как например, в горнодобывающей, химической, атомной. В качестве преимуществ сотрудники на таких работах имеют:

  • сокращение рабочего дня;
  • дополнительный отпуск;
  • льготную пенсию.

Виды производств и профессий

К вредным относят как производства в целом, так и профессии, которые связаны со следующими факторами:

  • повышенной опасностью;
  • тяжестью;
  • наличием повышенного содержания вредных газов;
  • высокие цифры по травматизму;
  • радиационный фон;
  • пониженное освещение;
  • повышенный уровень шума.

Полный перечень содержится в нескольких правовых актах, в том числе в . Определяется перечень должностей, профессий, видов производств, которые входят в список для досрочной или специальной пенсии. Согласно утверждены списки первый и второй.

Список 1

Основные производства для льготной пенсии определены списком №1 (или так называемая «первая сетка»). При начислении пенсии учитывается труд в следующих отраслях:

  • металлургическая промышленность;
  • горное производство;
  • производство продуктов коксохимии;
  • нефте- и газоперерабатывающая промышленность;
  • химпроизводство;
  • изготовление взрывчатки;
  • пр-во электротехники;
  • полиграфпроизводство;
  • транспорт;
  • атомная промышленность;
  • область здравоохранения.

Эти профессии признаны самыми опасными или тяжелыми. Подробно условия выхода на пенсию по этому списку разъясняется в дополнительных правовых документах и приказах.

Список 2

«Второй сеткой» или списком №2 определяются профессии, менее опасные, чем из списка 1. В этот список этим профессиям входят некоторые профессии из списка 1. Ко второму списку относятся следующие специальности:

  • специалисты пищевой и легкой промышленности;
  • работники, которые трудятся в сфере авиационного, железнодорожного, морского и городского транспорта;
  • специалисты-фармацевты;
  • рабочие, добывающие полезные ископаемые;
  • работники здравоохранения;
  • летчики и парашютисты;
  • работники пожарной службы;
  • артисты цирка, балета и театра;
  • работники образования;
  • логопеды, психологи и дефектологи.

Эти списки - не единственное, а лишь одно из звеньев в цепи условий

Специальная оценка условий труда

Несмотря на то, что с 1974 года списки существуют почти без изменений, было принято новое условие получения льготной пенсии. Если раньше нужно было соблюсти всего два обстоятельства для ее получения: наличие в списке 1 или 2 плюс стаж, то теперь нужно ждать итогов СОУТ.

Согласно ФЗ РФ «О специальной оценке условий труда (СОУТ)» теперь эти результаты дают право на льготную пенсию. Закон ввел еще одно условие - соответствие третьему или четвертому классу опасности .

По закону СОУТ может не принять условий, по которому работнику положена льготная пенсия. Поэтому многие воспринимают спецоценку как препятствие для выхода на пенсию, несмотря на и вредные условия. Хотя в будущем спецоценка может послужить тому, чтобы работодатели повысили уровень условий работы.

Условия назначения льготной пенсии по вредности

Чтобы пенсия была льготной, нужно соблюдать некоторые условия:

  1. Во-первых, профессия должна относиться либо к первому, либо ко второму списку. Но это еще не все. По первому списку мужчинам к 50-ти годам нужно иметь стаж по вредной специальности не менее 10-ти лет , общий - двадцать.
  2. У стаж по списку короче, чем у мужчин. Они к 45 годам по первому списку для льготной пенсии должны иметь спецстаж 7,5 лет , а в целом по трудовой книжке - не меньше пятнадцати. Пенсионный возраст таким образом получается моложе на 10 лет.
  3. По второму списку ситуация другая. Для льготный стаж должен составить 12 с половиной лет , а общий - 25 . У женщин, как обычно, меньше: по списку стаж должен быть 10 лет , а общий - 20 . При соответствии всем этим параметрам проверяются результаты СОУТ.

Дополнительные взносы в ПФР

После выхода Федерального закона №426 «О специальной оценке условий труда (СОУТ)» Пенсионный фонд опубликовал письмо «О дополнительных тарифах», в котором рассматриваются дополнительные обязанности руководителя предприятия по взносам в ПФР.

Это касается , которые работодатель выплачивает за своего работника в пенсионный фонд. Пока эти взносы выплачиваются, у работника продолжается «вредный» стаж. На основе этих взносов из пенсионного фонда затем выплачиваются пенсии .

Формула расчета

Согласно Федеральному закону №400, расчет пенсии по вредности производится по следующей формуле:

СП = ИПК х СИПК х К+ФВхК

Разберемся в определениях:

СП - общая сумма пенсии, которую вы будете получать;
ИПК - индивидуальный коэффициент пенсионера;
СИПК - это стоимость ИПК, она ежегодно изменяется и составляет с 2019 года 78 рублей 28 копеек;
К - премиальные коэффициенты (если обращения за пенсией поступило позже срока);
ФВ - фиксированная оплата, которая с 1 февраля 2019 года составила 4 805 рублей 11 копеек.
ИПК зависит от того, какие взносы были перечислены работодателем в пенсионный фонд, а значит и от заработной платы работника. Премиальные коэффициенты ниже, чем в случае расчета пенсии по старости, что ведет к уменьшению выплат за вредность.

Порядок оформления

Льготной пенсии не отличается от получения обычной. Сотрудники Пенсионного фонда будут учитывать как общий, так и стаж по вредности. Сюда же входят расчеты:

  • по освобождению в связи с состоянием здоровья;
  • оплачиваемый отпуск;
  • отгулы;
  • простои и время, которые отгуливают женщины до родов и в декрете.

Не входит в стаж:

  • обучение (даже по направлению с работы);
  • рабочие командировки;
  • отпуск по уходу за детьми;

Учитывается только время, отработанное по факту, отмеченное во всех документах. Если работодатель не платил страховые взносы в Пенсионный фонд, то время, проведенное на вредной работе не учитывается.

Специалисты Пенсионного фонда могут подсказать, как именно выдается пенсия и с какого времени вы можете на нее рассчитывать. Для получения нужно собрать пакет документов. Возможно, что некоторые из них придется запрашивать в архиве или в другом городе.

Перечень документов

Вместе с заявлением работник подает в Пенсионный фонд следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • справки, подтверждающие факт вредной специальности;
  • справку о заработной плате в последние 60 месяцев до 2002 года;
  • другие документы, которые могут служить подтверждением (например, карточки );
  • дополнительные документы (если потребуются): справки из архива, соглашения;
  • свидетельства о рождении детей;
  • военный билет.

Срок рассмотрения заявления составляет 10 дней . При отсутствии у вас полного комплекта документов, фонд может отказать в выплате пенсии по вредности.

Предоставляется ли право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работникам геолого-разведочной экспедиции, занятым на соответствующих видах работ, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда установлены допустимый или оптимальный классы условий труда!

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости могут пользоваться лица, которые работали в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах.

Согласно части 6 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ периоды соответствующей работы, имевшей место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж для досрочного назначения страховой пенсии при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, а после проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» — при условии соответствия класса условий труда на соответствующих рабочих местах вредному или опасному.

В случае если на рабочих местах лиц, занятых на работах, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, по результатам СОУТ установлены допустимый или оптимальный классы условий труда, с даты утверж­дения отчета о проведении СОУТ периоды работы в таких условиях не засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.


Могут ли применяться в целях досрочного пенсионного обеспечения результаты проведенной специальной оценки условий труда в случае последующего изменения наименования рабочего места, не повлекшего оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда!

Установленный по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в соответствии с Законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, вредный и (или) опасный класс условий труда является критерием назначения досрочной страховой пенсии по старости лицам, занятым на работах, предусмотренных пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, а также определяет размер дополнительного тарифа страховых взносов в отношении таких лиц. При этом сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах содержатся в карте СОУТ (пункт 3 части 1 статьи 15 Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 17 Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ в случае изменения наименования рабочего места, не повлекшего за собой наступления оснований для проведения внеплановой СОУТ, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 данной статьи, внеплановая СОУТ может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой СОУТ должно приниматься комиссией. При этом такое решение должно быть оформлено соответствующим про­токолом (письмо Минтруда России от 2 ноября 2016 года № 15-1/ООГ-3847).

Таким образом, в случае изменения наименования рабочего места и принятия работодателем решения о непроведении внеплановой СОУТ, в целях досрочного пенсионного обеспечения могут применяться результаты ранее проведенной СОУТ.

Работаю медсестрой в палате гнойной хирургии хирургического отделения. На рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда установлен вредный (3.1) класс условий труда. Дает ли эта работа право на досрочное пенсионное обеспечение как работа с вредными условиями труда по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»!

Право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предоставляется на основании Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Списком № 2 (раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», подраздел «е») право на досрочное пенсионное обеспечение установлено врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающим больных в гнойных отделениях учреждений здравоохранения.

Медицинские работники, обслуживающие больных в палатах гнойной хирургии, в указанном подразделе Списка № 2 не предусмотрены, поэтому право им по этому основанию не предоставляется и результаты специальной оценки условий труда на рабочем месте значения не имеют.

Специалист группы оценки пенсионных прав застрахованных лиц Н.А. Пушкарева