Эссе воспитателя "Моя педагогическая философия". Творческое эссе на тему "моя педагогическая философия"


Моё Учительское счастье.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Все мы родом из детства. Все пришли в этот мир, необыкновенный и удивительный.

Из эмоций и переживаний, из первых горьких обид и из первых настоящих побед, как из осколков в калейдоскопе, складывается личность человека. Впереди у каждого свой большой путь. Как его пройти, что оставить после себя людям? Разве есть хоть один человек, который не задумывался над этим вопросом? Глядя на солнце, на бескрайнее зовущее море, на глубокое звездное небо, каждый задавал себе вопрос: кто я, откуда пришел и куда иду, зачем я в этом мире? Сейчас я с гордостью думаю о себе: я – учитель!

Я учитель... Сколько раз повторяю эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым, или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места.

Да, я учитель и всегда хотел им быть. Я мечтал стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный.

Что есть учитель? Профессионал, владеющий предметом и методикой его преподавания? Безусловно, но этого слишком мало. Психолог, понимающий ребенка, уважающий его внутренний мир? Конечно, но и этого недостаточно. Знать мало. Нужно любить детей, любить искренне, не по долгу службы.

Учитель – это сеятель. Он призван неустанно сеять, а это значит знать самому, иметь запас знаний, умений и приемов. Взращивать посеянное – значит побуждать к деятельности и познанию, применять, варьируя различные формы обучения и расширять арсенал инструментов познания. При этом нужно желать урожая, а значит верить в силы и способности ученика, расширять его горизонты. Быть интересным, результативным, побуждать к сотрудничеству. Быть готовым к успехам ученика и приближать их.

O Сеять – значит быть понЯтным.

O Взращивать – значит быть внимательным и настойчивым. Учитывать особенности и использовать рациональные методы и приемы.

O Получить всходы – значит, быть пОнятым.

O Взрастить – значит научить верить в свои силы, самостоятельно стремиться к большему.

O Получить плод – значит иметь возможность сотрудничать в реальных делах.

Из века в век Время бесстрашно делило людей на созидателей, разрушителей и созерцателей. Делило, но покорялось, покоряясь первым. Именно они изменили мир вопреки преградам и равнодушию. Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – таков и итог профессионального пути педагога.

Каждый ребенок индивидуален, единичен, и это обстоятельство является причиной моей постоянной неудовлетворенности своим профессионализмом. От ошибки не застрахован никто. Но цена учительской ошибки особенно велика. Профессионализм в любом деле сводит риск до минимума, и педагогика, наверное, не исключение, но в пределах любого минимума остаются детские души. А значит, нет права на ошибку.

И вот здесь на выручку приходит педагогическая интуиция. Вряд ли кто осмелится дать исчерпывающее рациональное объяснение ее природе. Да она и не нуждается в нем. Она способна на многое, потому как корни ее, как мне кажется, в учительской любви к своим ученикам.

Уже более восемнадцати лет работаю учителем, а сформулировать своюпедагогическуюфилософиюкоротко и ясно мне не просто. В основе ее, конечно же, лежит мое отношение к ученикам. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» – эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу, в эксперименты.

Нахожу новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих. Мне, кажется, что я уже нашел свой «золотой ключик» – это знаменитое «со»: со – трудничество, со – творчество, со – понимание, со – чувствие. Без этих составляющих (учитель – ученик – родитель) невозможно по-настоящему ввести в мир знаний, научить различать добро и зло, разбудить эмоции, душу. А, главное, нет диктата. Вместо него совместный поиск, взаимоуважение. И тогда урок становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим. Он всегда разный, в нем нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это всегда живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. Самые лучшие уроки, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения.

Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока. Я снова вхожу в класс и вижу десятки глаз своих учеников, следящих за мной, не умеющих прощать равнодушия и лжи. Как библейская истина звучат для меня слова, сказанные В.О. Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь».

Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый поучительный предмет, который нельзя не знать и не любить. «Чтобы полноценно жить в этом мире нельзя не знать химию...», «…химия – это не только предмет, с помощью которого мы познаем себя и окружающий нас мир, химия – это источник материалов, которые окружают нас в повседневной жизни…», «…все науки взаимосвязаны и знания одного предмета помогают в изучении другого…», «…наш город называют городом химиков… и не нам ли – новому поколению, знать все о химии, чтобы держать честь города, ведь это наше будущее и думать о нем надо уже сейчас…». Это цитаты из сочинений моих учеников. На своих уроках я учу детей понимать и любить природу, осознавать себя в этом мире, воспитывать себя духовно и нравственно. Я стараюсь передать ученикам свои чувства и мысли. Для меня недостаточно того, что мой ученик совершил добрый поступок, отказался от каких-либо удовольствий ради доброго и вечного, – для меня важно, что он при этом чувствует. Искренне радуется или просто хочет, чтобы его поступок заметили, ждет похвалы?

Я прихожу в школу каждый день. Это моя школа, это большая часть моей жизни. А от жизни не берут выходных. Жизнь может быть нелегка, но от нее нельзя уставать. Я иду в школу с чувством, что там меня ждут единомышленники. И я рад, что для них также как и для меня, познание и развитие стало неотъемлемой частью их жизни и интересов. Многие уже попробовали свои творческие силы, нашли себя, научились быть полезными и протоптали тропинку для других. Я рад, что смог им помочь в этом и приложу все силы, чтобы тропинки, не зарастали, а множились.

Есть притча о царе, которыймечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот,который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, кто сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моейпедагогическойфилософиии моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок для меня – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье…

«Настоящая педагогика начинается с любви и

кончается там, где кончается любовь…»

Любовь - начало всех начал на свете, она рождает всё, что в мире есть…

Любовь к профессии воспитатель проснулась у меня уже в детском саду. Я очень любила ходить в детский сад, любила своих воспитателей, которые и привили любовь к профессии. Затем когда пошла в школу наша замечательная учительница так нас к себе расположила, что мы с трепетом ждали новых занятий, каждый раз мы узнавали новое и интересное, что окончательно укрепило в выборе профессии, и для себя я решила обязательно буду воспитателем!

Профессия воспитателя одна из самых важных и значимых в современном обществе. Воспитатель - не просто профессия. Это призвание. Очень трудно не поддаться влиянию и остаться самим собой. Если всем сердцем любишь детский смех, детскую речь, непосредственность, если чувствуешь в себе море творческого потенциала, не надо отказывать себе в удовольствии - быть педагогом!

Быть в профессии невозможно без любви к делу своей жизни, к тем, кого ты воспитываешь. Я вспоминаю слова заведующей Валентины Александровны когда пришла устраиваться на работу, которая говорила мне: «Детей нужно любить! А вы любите детей?». Эти слова живут в моём сердце на протяжении 7 лет, они звучат во мне. Каждый день, спеша в детский сад к моим малышам, чувствую, насколько эти слова правдивы. Люблю свою работу, я рада, что когда - то сделала правильный выбор и ни на миг не пожалела, хотя родители настаивали на другой профессии. Воспитатель – это созидатель, творец, ему открыт главный ларец – ларец с детскими сердцами, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью.

Я - воспитатель. В наше время модно говорить о развитии, а я хочу сказать о воспитании. Развить можно промышленность, торговлю, тело. Воспитать можно только человека. Значит, в моих руках судьба ребёнка, который может стать Человеком, Личностью. Значит, от меня во многом зависит, по какой дороге пойдет в будущее маленький человечек. Это очень почётно и ответственно. Я должна соответствовать своему предназначению. Поэтому я каждый день воспитываю в первую очередь себя. Я учусь преодолевать сомнения, трудности, уныние. Я учусь верить в себя и учу верить в себя своих маленьких друзей.

Этой профессией невозможно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда.

Ребёнок – это чистый лист, написать на котором можно многое, но исправить написанное возможно далеко не всегда. Я работаю воспитателем и понимаю, как важно показать детям светлую сторону жизни, защитить их от житейских бурь.

Современная педагогика динамично развивается: меняется система образования, вводятся новые требования к воспитателю, активно внедряются современные технологии.…Но основная цель воспитания остаётся неизменной – формирование гармонично развитой личности.

А без любви к детям, эту самую личность не воспитать.

Детей нужно любить, некоторые педагоги со мной не согласятся. Одни скажут: «Достаточно уважения», другие добавят: «Достаточно заботы», но я считаю, пока не отдашь этим малышам своё сердце, взамен ничего не получишь. Ведь детей нельзя обмануть, они видят меня «насквозь», эти маленькие «рентгенчики». Всё замечают: настроение, причёску, одежду, макияж. Спрашивают: «Света, почему ты сегодня не так накрасила глаза!», утвердительно говорят: «Пойдем с мамой на базар. Куплю себе кофточку. Как у тебя!», и таких «почему», и «как», великое множество.

Приходя на работу я встречаю своих маленьких птенчиков. Они еще многое не умеют, но стараются. И день, за днем у моих птенчиков появляется интерес, доверие. Мы каждый день узнаем что-то новое интересное, пополняя свой багаж знаниями. А какие у них глаза, они на тебя смотрят, ловя каждое слово, у них не сразу все получается, но когда результат задуманный радует, как горят их глазки, какие они гордые, что у них получилось все!

И как не любить этих замечательных малышей, когда они утром садятся ко мне на колени, заглядывают в глаза и рассказывают только мне, на ушко самое сокровенное.

В своей деятельности я руководствуюсь тем, что ребёнок легко учится тогда, когда не замечает того, что его учат. Стараюсь быть нужной для детей, и если они спрашивают: «Ты сегодня у нас целый день?», это говорит о многом, значит, хотят услышать от меня новую сказку, поиграть со мной в любимую игру. Игра помогает сблизиться, раскрыться малоактивному ребёнку. «Давай я буду Волком!»,- эти слова мне кажутся самыми лучшими словами на свете, так как их произнёс всегда молчаливый Глеб.

Разве это не награда, за любовь к профессии? В этом году набрали вторую младшую группу, и так получилось что пришли маленькие сестрички и братики, наших до этого выпускников. Родители были довольны и очень рады т. к мы уже заработали, не побоюсь этого слова авторитет!

Но и мои выпускники не забывают меня. Приводя в школу своего сына они бегут ко мне обнимают меня, рассказывают свои проблемы. Однажды когда дети начали меня все обнимать, подошла бабушка Кристины и спрашивает у меня: «Сегодня их так же забирать 11.30?» А я ей отвечаю: « Я не учитель.» Она в недоумении: « А кто же вы, почему они так вам рады и не отпускают вас? На что я ответила так:Я их вторая мама, я их воспитательница?» И это наверное самое волнительное, самое трогательное для воспитателя».

Любовь порождает любовь. Как хочется, что бы всё, что я делаю, имело продолжение, чтобы мои воспитанники выросли хорошими людьми и внесли в этот наш стремительный, неугомонный, постоянно меняющийся мир - ЛЮБОВЬ!

Свое Эссе хочу закончить замечательным стихотворением.

И выступление своё завершая,

Скажу я вам, коллеги, не тая:

Мне не нужна профессия другая,

Горжусь я тем, что воспитатель я!

Название: Эссе воспитателя детского сада «Моя педагогическая философия»
Номинация:

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №18
Месторасположение: Свердловская обл. Пригородный р-он п. Висим

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»
Конфуций.

Профессия педагога одна из самых важных в настоящее время, в эпоху прогресса научных, технических знаний. Именно педагог, как , пример личности, обладающей ценностными ориентирами, сложившимися идеалами, способный меняться и развиваться вместе с ребенком, должен быть опорой для малыша, который видит мир огромным и необъятным.

В чем состоит философия педагога?

Думаю, что со времен античной Греции мало что изменилось. Тогда педагогом назывался раб, водящий ребенка в школу. Сейчас нет рабов, но любой педагог согласится с тем, что это не просто работа. График работы педагога зависит не от установленной нормы, а от потребностей его воспитанников. Ведь если проблема возникает у ребенка или его родителей и им нужна помощь, какой воспитатель сможет отказать в ней, ссылаясь на то, что его рабочий день закончился? Думаю, таких не найдется. , это форма поведения, приверженность этическим и нравственным нормам. . И до сих пор, основная задача педагога – вести ребенка к его цели, быть рядом с ребенком, поддерживать его на пути к цели, ненавязчиво направлять, позволяя ему пройти свой собственный путь.

Почему я стала педагогом?

Мне кажется, вся моя жизнь постепенно вела меня к этому. Мне ни разу в жизни не довелось встретить плохого педагога. Я вспоминаю своих учителей с огромным уважением. Они стали самыми запоминающимися людьми в моей жизни. Они позволяли на своих уроках не говорить прописные истины, которые всем известны и правильны, но рассуждать, иметь свою точку зрения и возможность доказать ее. Они научили меня мыслить, и не только в рамках предмета, но и в практических, жизненных ситуациях. Уже тогда мне хотелось связать свою жизнь с педагогической деятельностью.

Став воспитателем, я понимаю, что впереди еще много работы.

Необходимо настойчиво и последовательно овладевать педагогическим искусством, изучать психологию детей, предугадывать и предупреждать возможные затруднения, принимать во внимание . Всю свою профессиональную жизнь я учусь у детей. Радуюсь с ними каждому дню, удавшемуся событию, открытию, пусть и совсем маленькому в масштабе взрослых людей.

Мой секрет

Мой секрет работы с детьми в том, что я помню себя в их возрасте, знаю, насколько важными были моменты открытий и познания жизни, какими сильными были чувства, будь то радость или обида, насколько неопровержимой была уверенность в собственной правоте. Это помогает мне понимать детей, они чувствуют, что их уважают и понимают, отвечают мне тем же.

В своей работе я преследую цель воспитать у детей самые ценные человеческие качества: эмпатию, нравственность, способность находить решение в любой ситуации, иметь собственное мнение и доказывать его, контактировать с людьми. Детей я стараюсь научить самостоятельности, умению планировать, экспериментировать, рассуждать. Думаю, что главная задача педагога – создать условия для самостоятельного, индивидуального развития ребёнка, формирования личности, способной к саморазвитию, к конструктивным контактам с другими людьми, к осмыслению своих поступков.

Главным критерием того, что я смогла заинтересовать чем-либо ребенка, для меня служит появление у него вопросов, желания узнать больше, получить подробности усвоенной информации.

Свою работу строю под девизом слов П. А. Вяземского «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности, и образования каждого из нас». Именно родной язык дает нам возможность не только обмениваться информацией, но и переосмысливать ее, создавать собственное отношение к ней, поскольку человек может говорить на многих языках, но думает он только на родном языке. Тем не менее, в своей работе ставлю цель воспитать детей, не только хорошо владеющих речью, но и прежде всего здоровых, как психически, так и физически. В осуществлении этой цели помогают родители, привлечение которых в образовательный процесс дает ребенку возможность развиваться непрерывно, не только в детском саду, но и дома. Я стараюсь быть помощником родителям в воспитании их детей, чтобы дать возможность выбрать правильное решение и подход к ребенку.

Кредо

В качестве кредо своей педагогической философии мне хотелось бы использовать слова К. Ушинского «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически». Педагог – это профессия, которая требует саморазвития, изучения теории и применения ее в практической деятельности.

По мнению М. Монтессори, ребенок легко учится тогда, когда не замечает, что его учат, поэтому в своей деятельности я использую в основном игровые технологии.

Я стараюсь, чтобы каждый день был наполнен радостью, открытиями и достижениями детей. И думаю, что пока во мне есть интерес к профессии, детям, желание вместе с ними познавать мир, я могу быть достойным педагогом.

Осознание того, что дети приобрели новые знания, навыки и умения, которые помогут им в жизни, подготовят их к успешному обучению в школе наполняет меня радостью и гордостью за себя и за детей, за свой труд, за призвание педагогов и за то, что я правильно выбрала свой профессиональный путь.

Название:
Номинация: Детский сад, Саморазвитие педагогов дошкольного учреждения

МБДОУ « Детский сад « Ромашка»

Воспитатель - Никитина Юлия Геннадьевна

Эссе « Моя педагогическая философия»

« Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

К. Гельвеций

Великое и прекрасное дело - воспитание детей.

Каждый человек хотя бы раз в жизни задаёт себе вопрос: «Правильно ли я выбрал для себя профессию? Не жалею ли о своем выборе?». И, конечно же, у каждого человека ответ будет разным. Почему я выбрала профессию «воспитатель»? Попробую ответить на этот вопрос. После окончания учебы в школе, я поступила в Балашовский Государственный педагогический институт. Мечтала стать учителем, но места в школе Самойловки не оказалось, и я решила временно пойти поработать в детский сад. И это « временно» растянулось на 30 лет.

Попав в детский сад, я поняла, что не получала ранее такого удовольствия от работы. Это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг - это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ребенок - это строитель будущего.

Детский сад - это особый мир, где нужно быть интересным для окружающих тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое. Поэтому в этой стране живут только самые - самые стойкие, терпеливые, мужественные, искренние, ответственные, добрые, удивительные люди.

Не все сразу получалось, не хватало опыта. Но время шло, и я училась у опытных воспитателей нелегкому мастерству. Я училась руководить детским коллективом, изучала методическую литературу, перенимала опыт от наставников, повышала квалификацию, занималась самообразованием. Передо мной стояла не простая задача - научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. Могла ли я предположить, что смогу научиться рисовать, заниматься садоводством, цветоводством, овладею актерским делом, петь, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом. А теперь, я знаю точно - чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми.

Талант воспитания, широкое знание жизни - эти качества должны быть присущи каждому педагогу. Любовь к детям, доброе отношение к каждому ребенку, умение зажечь искорку добра, радости в маленьком сердце, способность постоянно повышать свою профессиональную компетентность, добросовестное исполнение своих обязанностей позволяют приобрести авторитет, уважение среди детей, родителей и коллег. Мне природа подарила

хорошую интуицию в том, что касается психологии: способность поставить себя на место другого и ощутить то, что он чувствует. Это сыграло большую роль в выстраивании отношений с детьми, родителями, коллегами. Каждый думающий, творческий педагог обязан давать оценку каждому прожитому дню, уметь осознавать свои ошибки.

« Все исследуй, давай разуму первое место». Пифагор.

Я считаю, что воспитатель объединяет в себе эти три профессии.
Хороший воспитатель - это врач, для которого главный закон: «Не навреди!» Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием. Хороший педагог должен помнить слова Руссо: «Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,— мне все равно… Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук... он будет, прежде всего,человеком».
Хороший воспитатель - это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей. Он не разделяет, чтобы властвовать, но, как настоящий миротворец, сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить.
Хороший воспитатель - это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие. «Творчество вот лучший учитель!» Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми - педагогами детских садов.
Современный воспитатель - это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников.

Проработав в детском саду 30 лет, я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии. За все эти годы, судьба сводила меня с замечательными людьми, которые были прекрасными педагогами.

Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками, поставить задачу передо мной или любым взрослым. Каждый ребенок уникален. В нем живет и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь, несправедливость.

«Детство - это цветущий луч, залитый солнцем,

По которому бежишь без оглядки к далекому горизонту.

И как важно, чтобы рядом с тобой был

Любящий и опытный поводырь» А.И Баркин

Свет своего душевного тепла на протяжении 30 лет, я дарю тем, кто не умеет лукавить и притворяться, чьи помыслы чисты и неприхотливы, им, моим воспитанникам.. В моём профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, чувство гордости за достижения моих воспитанников, и боль, чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты. Жизнь бежит, как быстроходная река - всё течет, всё меняется. Система образования тоже не остается в стороне. Какой мы видим новую школу, детские сады?

Какого воспитателя хотят видеть рядом с собой дети и их родители? А, может, самый лучший уже среди нас?

Воспитатель…Кто он в настоящее время… Это друг по отношению к детям, их помощник и союзник, который соединяет в себе любовь к делу и к воспитанникам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих воспитанников.

Какую роль любимая профессия сыграла в моей жизни?

Я научилась смотреть на мир восторженными глазами детей и ежедневно просыпаться в ожидании чуда. Многократное проживание детства, позволяет сохранить оптимистический взгляд на жизнь и жить как дети, настоящим временем.

Кто я сегодня?

Я - родник, бьющий из под земли, и утоляющий жажду тех, кто обращается ко мне. Мне хочется напоить водой каждого, переливаться под лучами весеннего солнца, быть яркой и нужной людям, даря окружающим хорошее настроение.

Мое педагогическое кредо заключается в неустанном труде души, в творении личности. Ведь еще древние говорили: сейте хлеб - это на годы, выращивайте лес - это на десятилетия, занимайтесь воспитанием - это на века.

МБОУ "Тальская СОШ& (дошкольное отделение), Кемеровская область, Юргинский район, д. Талая

Климова Н.Л. Творческое эссе на тему "Моя педагогическая философия" // Совушка. 2015. N1..2015.n1.00016.html (дата обращения: 25.02.2019).

Существует убеждение, что мастером в своем деле можно стать, только получив специальное образование, освоив все хитрости будущей профессии. И вот тогда оказываешься, вооружен, как говорится, "на все сто" и можешь профессионально реализовать себя.

Кто такой воспитатель? Тот, кто освоил в течение пяти институтских лет премудрости педагогики? Практика невольно заставляет усомниться: высшее образование - единственное ли это условие успешной работы? Как применить все имеющиеся знания в жизни, в той повседневной жизни, в которой ты заглядываешь не в учебник, а в распахнутые детские глазенки?

Что ты можешь предъявить ребенку? Заученную тобой чужую цитату, мнение ученого, правило, обведенное в рамочку, опыт коллег-предшественников? Предъявить можно себя, свое слово, свой поступок. Все то, что ты накопишь за всю жизнь, что повидал, чему научился и что, без остатка, готов отдать…

Наверное, каждый из нас задает себе этот вопрос. И порой мы всю жизнь ищем ответ на него. Как понять нашел ты свое место в жизни, выбрал ли ты правильно тот путь, по которому готов идти всю жизнь. Идти, не сворачивая с него ни при каких обстоятельствах. Что повлияло на этот выбор - природная склонность к какой-то деятельности или, как часто говорят судьба. У всех это происходит по-разному. Вот так и оказываешься в том или ином месте сам того не ведая, а нужно ли тебе это понимаешь только сердцем, что стучит в груди. От того какую профессию ты выбрал, легла она тебе в душу, зависит мир твоего благоденствия. Многие представляют труд воспитателя как игру с детьми, веселое времяпрепровождение и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый их воспитанник вырос настоящим человеком.

Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все: шить и рисовать, вязать и заниматься цветоводством, огородничеством, в определенной степени владеть актерским и режиссерским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, заниматься самообразованием.

Так кто же такой воспитатель детского сада? Конечно же, человек! Человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому он, и они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще.

К.Д. Ушинский писал: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас" . А счастливого воспитателя сразу видно - он живет в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть трудным, нелегким, отнимающим порой все и физические и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовешь. Быть воспитателем - огромная ответственность, но и огромное счастье. Ведь суть профессии - дарить. Дарить ребенку этот красочный мир, удивлять прекрасным.

Я часто думаю о том, что бы я делала без этих маленьких шалунишек, без их горящих глаз, без ста вопросов "почему". Наверное, не случайно так распорядилась судьба и привела меня в детский сад. Теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят, в который я спешу с интересными идеями и хорошим настроением. Я думаю, что только профессия воспитателя дает волю буре чувств и эмоций, почву для размышления, для творчества. Мне хочется стать для детей самым близким другом, хочется отдать им все свои знания и умения, показать, как красив и приветлив окружающий мир, как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии. В моей работе на первый план выходит простое человеческое: помочь увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам, потому что самая большая ценность на земле - дети, во имя которых мы живем.

Ребенок - это самая главная ценность в моей деятельности и я как педагог несу ответственность за то, чтобы этот ребенок состоялся как личность, то есть не был сломан, унижен, чтобы он узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет, чего хочет и чего не хочет.

Мне нравиться рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих воспитанниках. Любить…. Да, для меня "воспитатель" - не профессия, не общественное положение, не работа…. Для меня быть воспитателем - это значит жить. Я вхожу в группу и вижу глаза детей. В одних - настороженность, в других - интерес, в третьих - надежда, в чьих-то - пока равнодушие и даже страх. Какие они разные! У каждого своя идея. Свой особый мир, который нельзя нарушить, которому надо помочь раскрыться. И каждая наша встреча должна быть разной: интересной, запоминающейся, желанной. Постоянна только любовь к этим неравнодушным созданиям, которые ждут от тебя поучительного урока, материнского тепла, радости общения. Они не приемлют лжи и фальши. Детям нужна любовь, осознание своей необходимости, и если ты даёшь это, связь становиться многолетней. Когда я вижу, как мои ребятишки, не хотят уходить домой и делятся со мной своими "страшными" тайнами, я начинаю верить, что всё получится, и я смогу научить ребёнка быть добрым и справедливым, уметь дружить, уметь выбирать в жизни важное и нужное, не поддаваться воле обстоятельств, воле злых и хитрых людей. Так хочется уберечь этого маленького человечка!
Мне хочется вложить ребячьи ладоши в свою руку и повести их в далёкий мир познания. И верю, и надеюсь, что именно они - дети - будут помогать воспитателю всю его жизнь искать ответы на такие трудные и мучительные вопросы: Как учить? Чему учить?

Моя педагогическая философия - воспитывать жизнелюбивых, честных, культурных, активных и добрых людей. В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания! Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку - человеческого и педагогического. Есть одно и только одно: человеческое! Кто-то становится воспитателем целенаправленно, ещё со школьной скамьи понимая ценность этой великой профессии и, ставя перед собой цель, добивается её. Для кого-то этот путь нелёгок и тернист. Это ещё раз подтверждает, что профессия воспитателя - это жизнь, а в жизни всё бывает по-разному. Но людей, несущих это гордое звание, объединяет одно - они с радостью отдают своё сердце детям и не мыслят свою жизнь без этого!

Но важно не столько мнение окружающих, сколько сам процесс ежеминутного взаимодействия с детьми. Хотя всё в жизни взаимосвязано. С радостью ли ребёнок переступает каждый день порог детского сада, встречает ли тебя с улыбкой, даже если он уже учится в школе, играет ли в сюжетно-ролевую игру "Детский сад" дома, непременно становясь именно на твоё место - вот наивысшая оценка для любого воспитателя, даже если у него нет наград и медалей. Высшая награда - любовь детей!

Я ещё раз хочу подчеркнуть, что горжусь тем, что мне доверено судьбой, вносить свой вклад в наше будущее!!!

Я могу закончить своё эссе словами:

"Каким быть должен воспитатель?

Конечно, добрым должен быть!

Любить детей, любить ученье, свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель?

Конечно, щедрым должен быть!

Всего себя без сожаленья он должен детям подарить!"