Где было найдено скифское золото. В россии найдено собственное скифское золото. Коллекции в разных музеях


Обычай хоронить покойников в насыпных курганах был свойственен многим кочевым племенам. Но скифские курганы, буквально, набиты золотом. Причем, не только захоронения знати, но и рядовых граждан.

Ни у каких других племен курганы не были столь богаты. Это объясняется не только тем, что золото во все времена и у всех народов было символом богатства, но и особой ролью этого металла в религии и мифологии скифов. В иранской мифологии золото отождествлялось огнем, солнцем и вечной жизнью.


Отправляя умершего в загробный мир, его одежду старались сплошь покрыть драгоценным металлом.





Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент 400 - 350 до н. э. Золото Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Найдено в Кургане Куль-Оба, Крым



Ременная бляшка 8 век до н. э. Золото, серебро, цветное стекло Государственный исторический музей Киев Принадлежит культуре киммерийцев, населявших земли теперешней Украины до прихода скифов



Бляшка "Олень" 6 век до н. э. Золото Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы"



Ножны. Фрагмент Конец 5 - начало 4 века до н. э. Золото, чеканка Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя



Скифский гребень с изображением батальной сцены Конец 5 - начало 4 века до н. э. Золото Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Найден в кургане Солоха



Пектораль. Фрагмент Середина 4 века до н. э. Золото; литьё, филигрань. Государственный исторический музей Киев Мужское украшение с изображением картин пастушеской жизни, сцен битв с участием грифонов, львов, коней и диких кабанов. Найдено в кургане Толстая могила (Украина)



Ваза с изображением скифских воинов 4 век до н. э. Электрум; чеканка Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Электрум - природный сплав золота (80%) и серебра (20%). Найдена в кургане Куль-Оба



Гривна с фигурками скифов-всадников 4 век до н. э. Золото Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Украшение было в ходу у кочевых народов. Найдена в кургане Куль-Оба



Серьги, ожерелье, браслеты и трубочка 4 век до н. э. Золото, ковка, чеканка, скань, зернь, тиснение, пайка Государственный Исторический музей Москва Украшения выполнены греческими ювелирами. Найдено в Северной Украине



Сосуд со сценами охоты 400 - 375 до н. э. Серебро; позолота Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха (Приднепровье)



Бляшки с изображением лежащего оленя 400 - 375 до н. э. Золото Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха (Приднепровье)



Пара золотых серег с диском и ладьевидной подвеской Около 350 до н. э. Золото Курган Куль-Оба, Крым



Подвески и фибула 2 - 1 век до н. э. Агат, сердолик, цветное стекло Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник Краснодар Из станицы Динской



Браслет Вторая половина 1 века н. э. Золото, бирюза, коралл, стекло



Височный фалар от банданы 1 век Золото, агат, бирюза, альмандины, коралл, цветное стекло Азовский краеведческий музей Из могильника "Дачи"



Браслет 4 - 5 век Золото, стекла; литье Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва



Шейная гривна 4 - 5 век Золото, стекла; литье Диаметр 22 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Найдено в Северном Причерноморье



Бляшка в виде фигурки кабана Золото Государственный исторический музей Киев Маленькие зооморфные (в виде фигурок кабанов, львов, оленей, коней) и антропоморфные (в виде Беса, Горгоны и других божеств) бляшки получили распространение в искусстве скифов и использовались для украшения одежды, головных уборов и конской сбруи



Бляшка в виде фигурки льва Золото Государственный музей искусств народов Востока Москва


Использованы материалы: http://www.liveinternet.ru/users/stat_masterom/post137042293/

Территория древней скифской цивилизации охватывала большое количество километров. На этот счет есть множество К примеру, золото скифов, их ремесленные изделия находят в различных местах их жительства, а также в курганах захоронений.

История скифской цивилизации

В основном представления современных историков о древней цивилизации скифов почерпнуты из письменных записей, сделанных греками - Страбоном, Геродотом, Плинием Старшим и другими. Также информацию предоставляют найденные в раскопках предметы утвари, военного дела, искусства, а также золото скифов, о котором так много говорят сейчас.

По историческим данным, эти племена в VII-II веках до нашей эры занимали территорию Восточной Европы. Существует две теории возникновения скифской цивилизации. По одной из них, эти племена образовались из населения, которое раньше проживало на данных территориях. Вторая теория принадлежит перу историка Геродота. Она состоит в том, что скифы пришли в эти степи из азиатских земель. Их язык (по немногочисленным данным, которые были найдены) относится к группе иранских индоевропейского семейства.

Ранний этап скифской цивилизации обозначен большими военными походами, которые доходили почти до Египта. Это было приблизительно в VII веке до нашей эры. В последних десятилетиях этого столетья скифы уже обосновались на (это подтверждают археологические находки).

Уже в VII-V столетьях до нашей эры тут характерна смена деятельности племен, а именно переход к кочевому скотоводству. Если говорить о дальнейшем проживании скифов на территории полуострова, то можно сказать о нескольких войнах, которые тут велись. О них можно судить по обширным захоронениям (курганам) воинов.

В IV столетье скифы закончили свою кочевую жизнь и перешли к земледелию. Это случилось из-за увеличения численности населения, что мало способствовало большому передвижению.

В III столетье до нашей эры скифы были полностью уничтожены. Судя по обгоревшим останкам, чужеземное нашествие дотла выжгло их поселения. Остались только города греков, которые были защищены добротными стенами.

Однако нельзя сказать, что все их наследие кануло в Лету. Нартский эпос - это наследие культуры скифов. Оно досталось больше всего осетинам.

Ремесла скифской цивилизации

Если говорить о ремеслах цивилизации скифов, то многие придерживаются мнения, что на ранних этапах ее развития они были на достаточно примитивном уровне, тем более у кочевых народов. Многие археологи склоняются к мнению, что большинство изделий этого времени было изготовлено на заказ у греческих мастеров или просто куплено у них.

Лишь в дальнейшем, когда племена стали вести более-менее оседлую жизнь, они начали улучшать свое мастерство, создавать новое. Конечно, основой некоторых изделий стали греческие, однако в дальнейшем у них появился свой стиль работы.

Так чем же занимались древние скифы? По найденным раскопкам мастерских (к примеру, в Каменском городище) можно судить о том, что у них была хорошо развита металлургия, кузнечество, а также ювелирное дело. Эти ремесла были поставлены на большое производство. В отличие от них, ткачество, гончарство и другие были развиты на уровне домашнего производства.

Если говорить о ювелирном деле скифов, то сейчас считается, что на территории современной Украины именно они стали впервые добывать золото. Очевидно, именно это в дальнейшем оказало большое влияние на то, что этот металл был очень популярным и почитаемым в их культуре. Мастера изготавливали различные украшения, которые надевались на различные а также нашивались на одежду.

На сегодняшний день золото скифов (фото некоторых артефактов представлены ниже) является уникальной археологической находкой этой цивилизации, причем самой многочисленной из их наследия.

Золотые артефакты древности. Их значение

Изучая находки, относящиеся к древним скифам, можно отметить, что некоторые золотые изделия носили не только функцию украшения, но и ритуальное значение. Для последнего использовались различные специальные золотые сосуды, из украшений это были тиары, головные уборы. Также изготавливались многочисленные дополнительные украшения к ритуальным предметам (например, набалдашники к ритуальным посохам).

Также золото скифов использовалось как украшение. К примеру, популярны были золотые бляшки, которые нашивались на одежду для ее украшения. Также распространены были для мужчин металлические обручи (гривны), которые носились на шее. На концах их украшали звери. Еще популярными были пекторали, которые представляли собой большие ожерелья, что спускались на плечи и грудь.

Для женщин создавались особые головные уборы, которые украшались бляшками и золотыми пластинами. Также часто встречались подвески, которые размещались на висках, и разнообразные браслеты, перстни, серьги и т. д.

Золотые артефакты, которые сохранилось до наших дней

На сегодняшний день золото, найденное археологами в сохранившихся курганах, находится в многочисленных музеях. Коллекции представлены различными находками, которые поистине не имеют цены (как в историческом значении, так и в денежном). Каждое золотое изделие отображает тот стиль жизни, который был присущ этой древней цивилизации.

К примеру, одним из самых знаменитых артефактов, найденных в курганах скифов, является золотая пектораль. Это царское украшение. Считается довольно интересным артефактом из серии "золото скифов". Музей в Киеве хранит его. Пектораль была найдена в Днепропетровской области, в кургане Толстая Могила.

В Эрмитаже также хранится довольно известная фигурка из наследия скифов - фигура оленя, выполненная из золота. Она была найдена на Прикубанье, в одном из курганов.

Символизм на золотых изделиях скифов

Что можно сказать о символах, которые изображались на изделиях древних скифов? Очень популярным был в их культуре так называемый звериный стиль. Его появление на их наследии, которым сейчас является золото скифов (фото представлено ниже), имеет несколько версий.

К примеру, по одной из них, такие изображения показывали строение мироздания и были его символическим изображением. Правда, до конца эта версия еще не изучена.

Также некоторые исследователи придерживаются мнения, что этот стиль появился в результате того, что скифы хотели наделить обладателя изделия теми качествами, которые были присущи тому или иному зверю.

Но многие находили признаки того, что это своих богов древние жители тех земель воплощали в изображениях таких животных. Так или иначе, этот стиль был очень популярен у скифов.

Даже сейчас его отголоски сохранились во множествах культур, которые жили после скифской цивилизации. Их можно найти в различных художественных поделках, в украшении одежды (орнаментах, вышивке). К примеру, очень часто встречается образ женщины, по бокам которой стоят всадники. В культуре скифов есть подобная статуэтка, которая была найдена в кургане Карагодеуашх. Это пластина, на которой изображено женское божество в окружении всадников и стоящих людей.

Территории, где были найдены следы скифской цивилизации

Исходя из того, что скифы изначально были кочевым народом, их следы найдены на различных территориях. К примеру, в Туве найден царский курган Аржан, который относится к этой древней культуре. Однако возраст этого захоронения очень велик, намного больше тех, которые были найдены в Причерноморье и Приднепровье. Через некоторое время тут же было найдено второе захоронение - Аржан-2. Именно в нем золото скифов нашли археологи. Так как было раскопано захоронение, то были найдены сопроводительные предметы, которые клали в могилу умершим (богатая одежда, утварь, оружие).

Также следы этой цивилизации были обнаружены в Восточном Казахстане, на Алтае, близ Енисея. Все это свидетельствует о том, что она была изначально более обширна, чем думали об этом ранее. К слову сказать, еще неизвестно, где будут найдены археологические находки в будущем.

На сегодняшний день золото скифов, коллекция которого многочисленна, находится во многих музеях разных стран.

Легенды о скифском золоте

Это наследие древней цивилизации, как и любая археологическая ценность, имеет и свои легенды. Скифы вообще с трепетом относились к этому металлу. Он был олицетворением солнечного божества, а также символом царской власти. Примечательно, что остальные металлы использовались в их цивилизации гораздо реже.

Также скифы верили, что именно золото обладает магическими свойствами. Некоторые исследователи нашего времени находят их в особо значимых украшениях, которые носили цари тех времен. Это и то, как предмет был изготовлен, для чего применялся, что на нем было изображено.

Также существует легенда о происхождении этого народа, и уже там упоминается золото скифов. В ней говорится о человеке по имени Таргитай, у которого было три сына. Как-то они стали свидетелями чуда - перед ними с неба упали четыре золотых предмета. Это были чаша, секира, плуг и ярмо. Каждый из братьев пытался приблизиться к золотым изделиям, но всякий раз золото воспламенялось и не пускало. Лишь третьему удалось это сделать. Тогда двое старших братьев приняли этот знак, и младшему досталось все царство.

Таким образом, впоследствии он стал родоначальником скифского народа, который был назван паралатами. Старший же брат - это родоначальник авхатов, а средний - катиаров и трапиев. Общее же название их рода - это сколоты. Скифами их стали называть эллины.

Эта легенда была записана греческим ученым Геродотом. Он, к слову сказать, в то время записывал многочисленные исторические события. Очень много информации наши современники узнали именно из его записей.

Также окутаны тайной и курганы скифов. Многие археологи считают, что обречены те люди, которым повезло что-то стоящее найти. Так, к примеру, ушел из жизни Василий Бидзиля, ученый, который отыскал чашу в Кургане Гайманова могила. Также умер и Борис Мозолевский. Ему посчастливилось найти золотую пектораль. Конечно, не все это связывают с находками, однако многие придерживаются именно такой версии. Бытует мнение, что скифские курганы в этом схожи с египетскими пирамидами.

Конечно, многих привлекает не столько интерес ученого, но и просто элементарный способ обогащения. Существуют многочисленные легенды об этом золотом народе, об их несметных сокровищах. На Украине практически в каждой местности есть свои легенды. К примеру, в Запорожской области бытует мнение, что в каком-то из скифских курганов была спрятана золотая лодка, В говорится о целом коне из этого металла. Если послушать легенды в других местностях, то там можно встретить изделия из золота от диадем до целых карет.

Очевидно, это совсем не случайно, ведь, опять же по легенде, народ скифов был самым золотым на этих территориях.

Крымское золото скифов, а также другие предметы их наследия

По многим музеям разбросано золото скифов. Крым, как одно из основных мест жизни этого народа, также не остался в стороне. В музеях этого полуострова находится богатая коллекция этой древней цивилизации (и не только золотых изделий). Тут можно обнаружить и золотые изделия, многочисленные украшения, которые носили как особы царского рода, так и простые люди (серьги, браслеты, нагрудные изделия, ожерелья, кольца и др.).

Помимо этого, существуют многочисленные предметы, которые использовались в быту, в войнах (оружие, сосуды, вазы, предметы культа и др.). Такое большое количество артефактов этой культуры, находящихся на полуострове, объясняется тем, что именно тут долгое время проживали эти народы.

Очень важным является для полуострова золото скифов. Крым - это как бы продолжение той народности, которая жила тут когда-то. Одним из крупных открытий был курган Куль-Оба, который находится вблизи Керчи. В сентябре 1830 года там было найдено захоронение, которое было первым наглядным примером того, как выглядели древние скифы, их убранство и сцены жизни.

В кургане было найдено захоронение царицы и знатного воина. Умершие были полностью одеты, а также украшены различными драгоценностями (диадема, браслеты и др.). Захоронение еще было не разграблено, поэтому произвело большое впечатление своим богатством.

Золото скифов, которое хранится в Киеве

В Музее исторических драгоценностей, который находится в городе Киеве, есть поистине уникальное собрание. Сюда входит древнее золото скифов. Украина может действительно гордиться этой коллекцией. Тут собраны уникальные украшения, носимые в древние времена царскими особами.

Одним из самых известных экспонатов (как было уже написано выше) является пектораль, принадлежащая царской династии. Это уникальное сокровище было найдено в кургане Толстая могила.

Еще в музее можно найти и другое благородное украшение - гривну. Его носили мужчины, которые заслуживали это своими деяниями или происхождением.

Также в музее хранится гайманова чаша, которая была найдена в кургане Гайманова могила. Примечательна она тем, что автор очень тщательно передал лица и мимику изображенных на ней воинов. Также очень хорошо видно и убранство, а также орнамент на одежде.

Последняя выставка коллекции

Была представлена в Амстердаме в феврале 2014 года последняя выставка. Золото скифов было взято из пяти музеев: из одного Киевского, а также четырех, которые находятся на территории Крымского полуострова.

Проведенная выставка называлась “Крым: золото и секреты Черного моря”. Ее провели в городе Амстердаме, в музее им. Алларда Пирсона. На выставке были представлены уникальные вещи: пектораль из киевского музея, лаковые из бахчисарайского заповедника и др.

Если задаться вопросом о том, где золото скифов находится сейчас, то можно сказать, что его вернули на родину, однако из-за сложной политической ситуации это произошло не полностью.

Сегодняшняя ситуации вокруг древних артефактов скифов

На сегодняшний день ситуация, которая затрагивает крымское золото скифов, очень сложная, пожалуй, даже тупиковая. Та часть коллекции, которая после окончания выставки должна была вернуться на полуостров в музеи, просто не была отдана. То золото скифов, вывезли которое до отсоединения Крыма от Украины, просто не знают, куда возвращать, так как на него предъявляют права обе стороны.

На данный момент идет суд, который решает, куда должны возвратить экспонаты. К слову сказать, многие из них являются достоянием именно полуострова, так как были найдены на его территории. Также в пользу возврата его Крыму говорит то, что именно музеи являются хранителями раритетов, а не само государство.

Если говорить про золото скифов, вернули которое после выставки, то это всего лишь девятнадцать предметов. Их вывезли из Киевского музея, где они хранились. Остальные 565 экспонатов, которые принадлежат крымским музеям, так и не были возвращены.

Скифское золото «Золотой кладовой Украины»

Скибин Евгений
Гид-переводчик "Первого экскурсионное бюро".

Сокровищами из наших степных «пирамид» восхищается весь мир. Речь идёт об уникальной коллекции скифского золота, хранящейся в Музее исторических драгоценностей Украины, который называют «Сокровищницей Украины».
Это свидетельствует о значимости коллекции, несущей Красоту сквозь многие тысячелетия.

Музей расположен на исторической территории Киево-Печерской Лавры в двухэтажном здании XVII-XVIII вв., в котором изначально находилась хлебопекарня монастыря. Музей является основным центром хранения исторических и художественных раритетов, связанных с культурой Украины.
Сейчас основной фонд музея насчитывает 56 тыс. экспонатов - предметов археологии и декоративного искусства из драгоценных металлов. В каждом из 9 залов на украинском и английском языках изложен короткий экскурс в экспонированную эпоху, каждый экспонат пронумерован и сопровождается лаконичным объяснением.

По объему наибольшим является скифо-античный раздел, который охватывает период с XIII ст. до н.э. по IV ст. н.э. (эпоха бронзы, ранний железный век, культуры ираноязычных кочевников - киммерийцев, скифов, сарматов и греческих городов-государств). В нем выделяется уникальная коллекция «скифского золота» из раскопок курганов - погребальных памятников скифов, кочевого народа, который в VII-III ст. до н.э. господствовал на степных просторах современной Украины.

Предметами мирового значения в этом собрании являются шедевры античного ювелирного искусства. Скифо-античное искусство представлено многочисленными произведениями, каждое из которых достойно внимания и бесценное по своему историческому значению.


Однако, хочется подробно остановиться на гордости музея - знаменитой Золотой Пекторали из кургана Толстая Могила, найденной в 1971г. вблизи г.Орджоникидзе Днепропетровской области известным украинским археологом и поэтом Б.М. Мозолевским.

Наряду с сокровищами Тутатхамона Пектораль стала главной археологической находкой ХХ ст. Золотая Пектораль - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э. - весом 1148 граммов, 30,6 см в диаметре, выполненная из золота 958 пробы в технике литья с применением пайки, чаканки, зерни, скани и эмали.

Латинское слово "пекторалис" означает "нагрудный". Однако не каждое нагрудное украшение называли пекторалью, а только то, которое были вправе носить, скажем, египетские фараоны, римские императоры, высочайшие сановники древнего мира.
Золотая Пектораль является шедевром древних мастеров. Сложность сплетения фигур, их ракурсы говорят о высочайшем уровне их мастерства. Её необычайная красота и исключительная ценность свидетельствуют о могуществе Скифского царства. Археологи связывают сокровища кургана Толстая Могила с временами царя Скифии Атея.

Автором золотого чуда мог быть причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья, осевших на берегах Понта Эвксинского в VII-VIвв. До н.э.
Однако, некоторые исследователи полагают, что он мог быть и этническим скифом (ведь мастер в совершенстве знал скифскую мифологию, скифские обычаи и обряды), но, несомненно, долгое время прожившим и учившимся в Пантикапее - столице ювелирного ремесла северного Причерноморья. Он отлично владел всеми тонкостями античного ювелирного искусства.

О смысле изображений на Пекторали спорят уже три десятка лет… Существуют, в основном, три версии, по-своему объясняемые смысловое содержание данного шедевра.

Версия 1: Модель Вселенной

Трехъярусное строение Пекторали, надо полагать, отражает представление скифов о Вселенной. Внизу—борьба коней с фантастическими грифонами, дикие звери: возможно, это образ мира стихий, мира демонов, мира, чьи корни уходят в подземное царство, во владения мертвых…


Средний ярус заполнен большими, украшенными голубой эмалью цветками, изображениями ветвей и птиц. Он может символизировать древо жизни, атрибут скифской богини-матери Табити. Здесь же поражают своей выразительностью бытовые сцены жизни кочевья.

Существует мнение, что это не просто бытовые зарисовки, а образ высшего мира, где празднуют торжественный новогодний обряд. И не простые скифы возятся с овчиной, а два легендарных царя в высшем мире шьют магическое одеяние из золотого руна...

Новый год начинался у скифов в весеннее равноденствие - в конце марта, когда все живое дышит весной. Новогодний праздник был у скифов самым значительным культовым праздником. Скифы верили, что в новогодний праздник их цари давали толчок целому годовому циклу, животворным силам природы. Вся композиция, безусловно, имеет религиозное значение. Три мира — корни, ствол и крона Мирового Древа. Они же царства мертвецов, живых людей и высших, божественных существ—были основой космогонии многих племен.
Изображение животных также носят символический характер. Так, заяц в скифской мифологии - олицетворял счастье (такое же неуловимое и пугливое, боящееся малейшего шороха). Во время празднования скифского нового года мужчины племени осуществляли ритуальную охоту на зайца. Два кузнечика (а по утверждениям энтомологов - это парочка, то есть самец и самка) символизировали продолжение рода.

Версия 2: Карта владений скифов

На Пекторали запечатлена символическая карта древних владений скифов ("скифского квадрата", по Геродоту), Черное море и прилегающие к нему земли. Хорошо различима линия морского побережья от Босфора до Кавказа.
На карте нет Азовского моря. Но, по данным украинских археологов-подводников, в древности уровень азовских вод был ниже нынешнего на 9-12 метров. Керченский пролив тоже еще не существовал. Фактически, имелось лишь узкое пресноводное озеро Меотида. Так вот, - оно на пекторали есть!..

Важно подчеркнуть, что все фигуры календаря Пекторали по своим контурам похожи на 16 особых территорий - земель, которые в свое время входили в состав Великой Скифии (6 в. до н.э.), это т.н. легендарные “благие земли”, что размещены от Алтая до Испании.

В центре главная земля - Скифия (ныне Украина). На Пекторали она изображена в виде бараньей шкуры, которую держат два скифских царя брата Пал и Нап, потомки легендарного Скифа, что, видимо, означает двоевластие.
На овечьей шкуре можно увидеть Крымский полуостров, характерные очертания юга Украины! Выпуклости обозначают горы и возвышения, глубокие линии - реки. Можно разобрать в золотом плетении части территорий теперешних России, Молдавии, Грузии, Румынии, Болгарии, Турции…
Очевидно, вся эта географическая премудрость 2500 лет назад была понятна только специально обученным особам, жрецам, царям, военачальникам… Властелин всегда носил с собой схему своих владений!

Версия 3: Календарь

По мнению некоторых исследователей, в скифском году 16 месяцев по 23 дня в каждом, т.к. его структура рассчитана на 368 дней (16 х 23 = 368). Но, скифы уже в те времена знали, что в году 365 дней. Для коррекции счета времени по своему календарю они просто не учитывали 3 дня (21,22,23 июня) в период летнего солнцестояния (368-3=365). В високосный год не учитывали 2 дня - 22,23 июня (368-2=366). Время также исчисляли и большими периодами по 16 лет - т.н. скифскими индиктами, названия которых такие же, как и у месяцев года. (Греческий индикт некогда был равен 15 годам.)
Скифы были язычниками, поэтому у каждого дня, месяца, года, индикта, и т.д. были свои божества времени в виде домашних животных, которые были расположены на пекторали по кругу. Всего их было 16. Зодиак - это “круг животных”. Новый год праздновали 21 марта в день весеннего равноденствия, при этом отсчет времени начинали с 1 января, как по григорианскому календарю, которым мы сейчас пользуемся.


Скифское лето - это период с 3 апреля по 30 сентября. На Пекторали до этого периода скифы изображены в теплых кафтанах, а в летний период они изображены полуобнаженными, что указывает на жару. Кстати, Пектораль - это еще и точный астрономический прибор - древние солнечные часы.
Тайну календаря пекторали знали только цари и жрецы, иные представители элиты скифского общества, что помогало им, на основе знаний, управлять народом.

Уже более 30 лет коллекцией скифского золота и, разумеется, Пекторалью восторгаются жители стран Европы, Японии, Канады, США. Экспозиции выставок размещаются в самых престижных музеях мира, как например, в Большом дворце на Елисейских полях. Посетителям демонстрируются также снимки, планы, разрезы скифских курганов и т.д.
Говорят, чем-либо удивить парижан достаточно сложно. Но, кажется, скифское золото их всё-таки удивило. «Со страной, обладающей подобными ценностями, можно иметь дело», — заявила одна из французских газет.
Побывав в нашем замечательном городе, настоятельно рекомендуем найти время посетить музей с уникальной коллекцией, впечатление от которой Вы сохраните на всю жизнь!

Курган был давно разграблен, но "ящик" с золотом остался цел

Как стало известно, золото скифов из Крыма после выставки «Крым: золото и тайны Черного моря» в Голландии будет возвращено… Украине. И вот словно по иронии судьбы на территории России археологи еще в прошлом году нашли скифскую «чашу Грааля».

В Ставропольском крае российские ученые неожиданно обнаружили сенсацию последних 50 лет — шедевры древней торевтики: изделия высокого мастерства были созданы греками по заказу скифов. Их царство с центром в Крыму просуществовало до II в. до н. э. (формально - до III века н.э., когда было сметено готами). Уникальные артефакты спасла от разрушения наблюдательность искателей. Ученые допустили научкора «МК» к сенсационной находке.


В прошлом году в 20 км от Ставрополя исследователи случайно сделали уникальные открытия периода расцвета Скифии в кургане, который, казалось бы, не предвещал ничего особенного. Дело в том, что на этой территории работы проводились уже в течение многих лет — было раскопано несколько десятков курганов. В основном это курганы эпохи бронзы. И казалось, что и этот курган высотой немногим более 3 метров ничего в себе не таит. Между тем….


— Памятник я не буду называть пока — его исследование продолжается, а «черные копатели» не дремлют... Укажу только район — Шпаковский, — посвящает «МК» в научные тайны Андрей Белинский, руководитель ГУП «Наследие» (открытие принадлежит именно его исследователям). Пока неизвестно, к кому эти золотые шедевры «прилагались». Они были спрятаны на периферии кургана, в тайнике, а сам курган был полностью "выграблен". Свидетельство тому — огромная яма. Но парадокс — золото как-то и не заметили...

В «секретном» каменном ящике оказались: гривны, перстень и сами шедевры древней торевтики . Самая крупная находка (на фото выше и ниже ) - предмет конусовидной формы со сценами: с одной стороны — два грифона терзают жеребца и с другой — два грифона терзают оленя. «Работа невероятно тонкая, — водит пальцем по поверхности находки археолог Белинский. — Эти вещи первично можно датировать V-IV веками до н.э.».


Фото: Игорь Кожевников/ГУП "Наследие"/А. БЕЛИНСКИЙ.

Самое удивительное, что историки ранее считали, что на территории Ставрополья находок периода, к которому принадлежит найденное золото, быть не может. Однако удача команды искателей под руководством Белинского опровергла эти предубеждения. Теперь стало понятно, что на территории Ставропольской возвышенности есть скифская культура, которая соотносится с широко известной в Крыму.

Найденные на юге России археологами древние работы по золоту невероятно высокого качества: на изделиях можно разглядеть мускулатуру у людей и сделанные насечками пятна на шкуре у оленей — так неизвестный мастер обозначал вид этого животного. Золотых дел греческие мастера выделили у грифонов и у оленя отчетливые половые признаки.

На втором шедевре торевтики мы видим три парные фигуры, формирующие батальную сцену. У воинов можно рассмотреть складки на одежде, швы, обувь, типы луков и колчанов. В нижней части «картины» еще две фигуры. Один лежит, а у второго, по всей видимости, отсечена голова (рядом с ним лежит, вероятно, скальпированный череп). Ярко выражен и образ одного участника сцены — лицо пожилого человека испещрено филигранными морщинами, а голова "украшена" тонко проработанной прической.


Фото: Игорь Кожевников/ГУП "Наследие"/А. БЕЛИНСКИЙ.

— Как специалисты интерпретируют эти изображения?

Справка МК

"Белинский нашел мечту жизни" - археолог В.Трифонов в частной беседе с автором статьи.

Совершенно точно — это два ритуальных предмета. Один из них это своего рода скифская «чаша Грааля». Изображения грифонов, терзающих оленя и жеребца, скорее всего, связаны с нижним уровнем скифской модели мира. То есть с подземным миром. Один из наиболее реальных вариантов толкования — это описанный еще греком Геродотом сюжет из скифской мифологии о возвращении скифов из походов по Передней Азии, когда их встретили дети, нажитые женами с рабами в их отсутствие, вследствие чего произошла схватка скифов с собственными рабами. Но помимо лежащего на поверхности пикантного сюжета может быть гораздо более глубокая интерпретация изображений. Одно несомненно: шедевры древней торевтики, выполненные настолько искусно, бесспорно достойны оказаться в первой десятке известных золотых шедевров скифского искусства, которые хранятся или хранились в Гохране в Киеве и которые были найдены на территории Украины в период Советского Союза.

— Как эти предметы могли использоваться при жизни?

— Эти два ритуальных предмета использовались в очень специальных церемониях: они, несомненно, могли применяться жрецами высочайшего уровня. Все говорит о том, что, скорее всего, они принадлежали царю или номарху, который одновременно являлся и верховным жрецом — в скифской культуре совмещение этих функций естественное явление.

— Когда вы собираетесь знакомить общественность с этими удивительными артефактами?

— Первый этап — изучение вещей. Делается химический и другие анализы находок, которые уже дают нам

Справка МК

"Если бы я не знал тебя лично, я бы подумал что это - какое-то недоразумение" - питерский археолог Ю.Пиотровский в разговоре с А.Белинским про новые находки.

"У скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища в кибитках ". (Геродот )

Скифы - это были могущественные ираноязычные кочевнические племена, которые прибыли в VIII-VIIвв. до н. э. из восточной Евразии в степные районы Северного Причерноморья.
Скифы-кочевники - одни из самых известных народов древнего мира и один из самых первых, которые открыли череду кочевых народов. Эти народы сменяли друг друга на простора южнорусских степей на протяжении многих тысячелетий мировой истории: скифы, сарматы, гунны, болгары, хазары, печенеги, половцы, монголы.

Где нашли золото скифов
В далеком 1715 году жена первого российского императора Петр Великого - Екатерина получила в подарок от уральского горнозаводчика Никиты Демидова необычайной красоты золотые украшения. Оказалось, что это золото добыто из курганов - скрытых под насыпью древних захоронений. Император понял, что если не остановить расхищение могил - сокровища пропадут бесследно. Тогда Петр издал указ: "все найденные древние предметы немедленно передавать властям" . Так в Санкт-Петербурге стала собираться коллекция удивительных изделий, выполненных руками ювелиров древней Скифии. Сегодня это уникальное собрание хранится в Государственном Эрмитаже в Северной столице России. Оказалось, что Геродот ничего не придумывал в своем описании скифов, они действительно были великолепными мастерами.
Вот только указ императора запоздал. Большинство скифских захоронений были разграблены еще до нашей эры. По огромному степному коридору за тысячелетия со времен падения скифской державы, прокатилась не одна волна завоевателей. И все же даже в последние столетия удалось сделать несколько интересных находок.
В 1862 году русский историк и археолог Иван Забели н раскопал Чертомлыкский курган на берегу Днепра на Украине. Под насыпью нашли две погребальные камеры, наполненные драгоценностями. В первой из них Забелин обнаружил пару скелетов. Останки знатных скифов украшало множество золотых цепочек, браслетов и колец. В другой погребальной камере в окружении большого числа изысканных украшений из золота и серебра лежал еще один скелет. Это объясняется тем, что скифские вожди верили, что даже в загробной жизни они останутся богатыми и знатными, а потому, по обычаю, вместе с мертвым телом земле предавались несметные сокровища.
В 1971 году археолог Советского Союза Евгений Черненко раскопал курган в том же самом районе, на берегах Днепра. Он обнаружил тоннель, пробитый в толще кургана. Это означало, что скифское захоронение уже успели посетить грабители. Но археологу повезло, ему удалось обнаружить потайное захоронение скифской царицы, до которого расхитители не добрались. Когда-то тело почившей царицы украсили браслетами и обрядили в роскошное платье с нашитыми на него золотыми пластинками. От бывшей владычицы степей остались лишь кости. И только золото - украшения и пластинки с погребального наряда - пережило тысячелетия.
В первом склепе нашли останки двух женщин. Судя по размерам скелетов - матери и дочери. Они занимали высокое социальное положение. Из могилы было извлечено множество золотых украшений: серьги с гранатом, ожерелье с агатом, браслеты, обшивки ворота, бляшки, перстень с изображением женского божества и др. Все это дает основание предположить, что "мать" и "дочь" принадлежали к жреческой касте.
Во втором склепе — который дважды в разное время подвергался разграблению, археологи обнаружили останки пяти воинов, увенчанных золотыми венками и прикреплявшихся к коже золотыми лицевыми пластинами. При них находились мечи из железа, красно-лаковая глиняная посуда и другие предметы быта. Воинов похоронили как героев. Найденное скифское золото — большая историческая ценность. В постперестроечное время средств на проведение археологических раскопок выделялось крайне мало. Поэтому оставленные без присмотра древние курганы подверглись небывалому штурму гробокопателей.

Усть-Альминское городище
Это городище — одно из трех скифских поселений городского типа, найденных в Крыму, около которого размещаются еще 80-ть мелких. Его курган-могильник искали долго и безуспешно. Но в 1964 году Бахчисарайский лесхоз стал террасировать для посадки сосен на склоне балки, примыкающей к гору с востока. На одном из склонов под ножом бульдозера показались человеческие кости, бусы, посуда и т.д. Проведя исследования, ученые пришли к выводу, что это и есть Усть-Альминский курган.


Кто же такие скифы?

Это племя появились в Северном Причерноморье, включая Крым в VII в. до н. э. Расцвет этой культуры приходится на VI—V в. до н. э. Но в III—IV в. н.э. пришедшие в Причерноморье воинственных германских племен - готов, которые уничтожили большую часть позднескифских поселений. После этого следы тысячелетней скифской культуры практически не появляются. Остается только вопрос о происхождении скифов. Одни ученые считают, что они пришли из глубин Азии. Другие — что носителями этой культуры являются местные этнические группы, а третьи — что они возникли в результате органического слияния как кочевого населения, так и местного, северопричерноморского.
Скифы владели языком индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. А по антропологическому типу были европеоидами. Существуют сведения, что славяне, скифы и русы принадлежали к одному родоплеменному союзу. Это опровергает нормандскую теорию о происхождении этнонима "русы ". И возможно, что в наших жилах течет и скифская кровь.
Скифы, как и многие древние народы, хоронили умерших сообразно роду их занятий и положению. Естественно, что с золотыми изделиями уходили на тот свет лишь особы привилегированные. В Приднепровье когда-то существовало особое место, так называемый Геррос, где хоронили самых богатых и знатных скифов. "Гробницы царей находятся в Геррах ", — писал древнегреческий историк Геродот , посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э. Видимо, это место напоминало ему Долину Царей в Египте , где покоились останки фараонов. Можно лишь представить, какие богатства оставили скифы своим лучшим людям, провожая их в мир иной.
И еще, теоретики марксизма-ленинизма, видимо, даже не предполагая об этом, явились носителями скифской мудрости. Знаменитую "Притчу о венике", которую раньше обязан был знать каждый советский школьник, оставил в наследство потомкам не кто иной, как скифский царь Скилур (конец II или начало I в. до н. э.). Перед смертью он собрал своих детей, которых было всего-навсего 50, или 80, и, раздав каждому по стреле, предложил переломить ее древко. Это они сделали без труда. Тогда Скилур попросил собрать все стрелы вместе. Переломить их оказалось невозможным. "Если вы будете вместе держаться, как эти стрелы, — сказал царь, — вы будете сильны и непобедимы. Но если же не будет прочного союза между вами — вас легко победить ".


Легенда о скифах

Скифская легенда гласит, что этот народ произошел от брака Геракла с женщиной-змеей. От этого союза родились три сына: Агвафирс, Гелон и Скиф. И только младший из трех братьев смог выполнить завещание своего могучего отца - опоясаться поясом с пряжкой из золота и суметь натянуть лук Геракла. Он-то и стал родоначальником племени скифов, дав именем своим имя всему народу.
По свидетельству Геродота, скифы вытеснили на этих землях киммерийцев. Некоторые ученые склонны считать, что это не было актом агрессивных завоеваний. Просто в силу сложившихся в те времена обстоятельств, такое главенство среди кочевых племен перешло естественным образом от киммерийцев, обитавших тут прежде, к скифам. И случилось это в период с VIII-VII веков до нашей эры. Когда это произошло, все другие народы начали называть себя скифами, хотя племена были различными. Не смотря на то, что сами скифы были кочевниками, к ним стали присоединяться народы, занимавшиеся земледелием из лесостепных территорий. Поэтому их стали именовать скифами-пахарями, но основное племя именовалось царскими скифами.

Скифская культура
Это одна из самых поразительных культу в мировой истории. По своему значению для Европы она стоит вслед за древнегреческой и древнеримской.
Могучий племенной союз — скифов вышел на арену европейской цивилизации в то же время, когда поднялись к своему расцвету государства Эллады. Время его жизни исчисляется более, чем тысячелетием. Племена этих кочевников, пришедших с Востока и говоривших на иранском наречии, появились в Северном Причерноморье около VIII - VII ст. ст. до н. э.
Весьма возможно, что их первоначальная родина находилась в Средней Азии. Некоторые исследователи отождествляют скифов с саками, которые, согласно персидским источникам, жили вблизи рек Амударьи и Сырдарьи, но были оттеснены на Запад иными народами.
Исходя из археологических данных, начальное кочевье скифов-саков было весьма обширно и далеко выходило за среднеазиатские пределы.
Следы этой культуры находят в Восточном Казахстане и на Енисее, в предгорьях Алтая и в Приаралье.
А царский курган Аржан в Туве имеет все черты захоронения скифского владыки, известного из описания Геродота, — но эта могила намного старше причерноморско-поднепровских!
Придя в Европу, скифы вели войну с народом, уже занимавшим причерноморские степи — киммерийцами.
Судя по всему, это был ираноязычный этнос, «передовой отряд» великого переселения с Востока. Натиск новой кочевой силы стал для киммерийцев роковым...