Генограмма, как метод анализа, коррекции и профилактики семейных отношений. Что такое генограмма или как составить семейное дерево рода


Генограмма

Методика “Генограмма” используется для анализа хода семейной истории, стадий развития семьи, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих кризису семьи и обращению за психологической помощью.

Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи как минимум в трех поколениях. В терапевтическую практику генограмма впервые была введена Мюррэем Боуэ-ном в 1978 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Методика позволяет посредством построения диаграммы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на современные поведенческие образцы, а также на отношения во внутрисемейных диадах и треугольниках. Генограмма дает возможность психотерапевту (исследователю) и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе.

Генограмма имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но ее главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи. По сравнению с другими формами исследовательской записи, генограмма позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Наглядное представление взаимоотношений большого количества членов семьи и ключевых событий семейной истории облегчает психотерапевтическую работу. При построении генограммы практически вся семейная информация представляется графически, что позволяет исследователю (терапевту) быстро охватить сложные семейные паттерны.

Генограмма является богатым источником гипотез о том, как актуальные проблемы семьи могут быть связаны с семейным контекстом и историей развития. Для терапевтических записей генограмма обеспечивает краткое резюме, позволяющее терапевту (консультанту), не знакомому со случаем, быстро воспринять большое количество информации о семье и получить представление о ее потенциальных проблемах.

В сочетании с генограммой обычно используется список важных событий семейной истории или методика “Линия времени”, в которой события расположены вдоль временной оси. Методика довольно проста: по горизонтали прочерчивается линия времени с отметкой лет, месяцев и даже дней, на усмотрение терапевта (консультанта). Проводятся вертикальные линии, над ними указываются события жизненного цикла. Например: “Николай потерял работу”, “Мария и Владимир поженились”, “Отец Сергея умер” и т. д. Эта методика позволяет представить трудно сопоставимую информацию о семейной истории в более удобной графической форме. Особенно важной эта методика становится при размышлении терапевта (консультанта) о том, почему семья пришла за помощью именно сейчас, а не годом раньше или позже. Что изменилось в семье? Что стало другим во внешних связях семьи? Что заставило семью искать помощь в это особое время? В чем состоит пусковой момент кризиса? (Черников А. В., 2001).

Описание методики

В процессе семейного консультирования и психотерапии сбор информации о семейной истории обычно проходит в контексте общего семейного интервью, и терапевт не может игнорировать проблему, с которой пришла семья. Поэтому конструирование генограммы должно быть частью более широкой задачи присоединения и помощи семье. Проводя интервью, терапевт двигается от представленной проблемы к более широкому семейному и социальному контексту, от актуальной семейной ситуации к исторической хронологии семейных событий, от легких вопросов к трудным, провоцирующим тревогу, от очевидных фактов к суждениям о взаимоотношениях и затем к циркулярным гипотезам о семейном функционировании.

Генограмма выстраивается, как правило, в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи интересны сведения о своих близких родственниках и прародителях.

В процессе построения генограммы терапевт (консультант) собирает следующую информацию (Черников А. В., 2001):

1. Состав семьи: “Кто живет вместе в квартире (доме)? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?”

2. Демографические данные: имена, пол, возраст членов семьи, продолжительность брака, род занятий и образование членов семьи и т. д.

3. Настоящее состояние проблемы: “Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?”

4. История развития проблемы: “Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты и кем? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли случаи госпитализации? Что нового появилось или исчезло во взаимоотношениях в семье, по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Считают ли члены семьи, что проблема изменяется? В каком направлении? К лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Как члены семьи представляют себе взаимоотношения в будущем?”

5. Недавние события и изменения в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т. д.

6. Реакции семьи на важные события семейной истории: “Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван?

Когда и почему семья переехала в этот город? Кто тяжелее всего пережил смерть этого члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны?” Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов, дает важные ключи к пониманию семейных правил, ожиданий и паттернов реагирования.

7. Родительские семьи каждого из супругов: “Живы ли родители? Если умерли, то когда и отчего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда родители встретились? Когда они поженились? Есть ли братья и сестры? Старшие или младшие и какова разница в возрасте? Чем занимаются, состоят ли в браке, есть ли у них дети?” Терапевт может задавать* такие же вопросы и про родителей отца и матери. Целью является сбор информации по крайней мере о 3-4 поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.

8. Другие значимые для семьи люди: друзья, коллеги по работе, учителя, врачи и т. д.

9. Семейные взаимоотношения: “Есть ли какие-либо члены семьи, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг другу? Кому в семье тот или иной человек доверяет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в вашей паре? У ваших родителей? В браках ваших братьев и сестер? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?” Терапевт может задавать специальные циркулярные вопросы. Например, он может спросить у мужа: “Как вы думаете, насколько близки были ваши мать и старший брат?” и затем поинтересоваться, что думает об этом его жена. Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди могли бы быть охарактеризованы другими членами семьи: “Как отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?” Такие циркулярные вопросы задают для того, чтобы обнаружить различия во взаимоотношениях с разными членами семьи. Выявляя отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт попутно вводит новую информацию в систему, обогащая ее новыми представлениями о самой себе.

10. Семейные роли: “Кто из членов семьи любит проявлять заботу о других? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье может считаться волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей наиболее послушен? Кому сопутствует успех? Кто постоянно терпит неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дистанцированным? Кто больше всех болеет в семье?” Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу: Супермать, Железная Леди, Домашний Тиран и т. д. Они являются важными ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.

11. Трудные для семьи темы: “Имеет ли кто-нибудь из членов вашей семьи серьезные медицинские или психические проблемы? Проблемы, связанные с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо были арестованы? За что? Каков их статус сейчас?” Обсуждение этих тем может быть болезненным для членов семьи, и поэтому вопросы следует задавать особенно тактично и осторожно. Если семья выражает сильное сопротивление, то терапевт должен отступить и вернуться к ним позднее.

В то время как основная информация по генограмме может быть собрана за полчаса (без детального опроса по проблеме), всесторонний сбор семейной истории от нескольких членов семьи, как в рамках терапии, так и в рамках научного исследования, может потребовать нескольких встреч. Терапевт (исследователь) может проделать такую работу, предварительно мотивировав на нее семью и заключив с ними соответствующий контракт. Более распространенным является первоначальное получение основной информации о семейной истории и возвращение к ней время от времени, когда в разговоре всплывает “исторический материал”.

Возможны иные способы работы с генограммой. Так, например, психотерапевт может предложить каждому члену семьи с помощью основных обозначений, используемых для построения генограммы, изобразить графически свое представление о семье, то есть генограмма может быть составлена самими членами семьи (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М, 2003). Нередко такая генограмма отражает характерные структурные нарушения семейной системы.

Генограмма семьи: основные обозначения

На генограмме рядом с теми членами семьи, к которым это относится, может коротко помечаться важная информация, например: имена, образование, род занятий, серьезные заболевания членов семьи, место жительства на настоящий момент.

Геносоциограмма

Методика “Геносоциограмма” разработана и описана А. А. Шутценбергер. Слово “Геносоциограмма” происходит от слов “генеалогия” и “социометрия”. Методика “Геносоциограмма” базируется на методике “Генограмма” и также используется для анализа семейной истории, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих тому или иному кризису семьи. Ее отличие состоит в фокусировке на мегасистемном уровне функционирования семейной системы. При работе с данной методикой психотерапевт обращает особое внимание на ситуацию в социуме в то время, когда в семье происходили те или иные события. В ходе работы над гено-социограммой отмечаются такие социальные катаклизмы, как война, голод, спад производства, изменение политического строя, гонения на отдельные народы и национальности и др. Цель методики - получение полной и целостной картины функционирования семьи на всех уровнях: индивидуальном, микро-, макро- и мегасистемном.

Помимо генеалогической картины, дополненной перечнем важных жизненных событий семьи, геносоциограмма, базирующаяся на социометрической концепции Я. Морено, отражает также социометрические связи, эмоциональные отношения, взаимные симпатии и антипатии членов семьи, что позволяет глубоко проанализировать макросистемный уровень функционирования семьи.

Статья посвящена удивительному методу познания себя через историю своей семьи – генограмме.

Все знают, что такое родословная. И многие представляют, как составить свое родовое (генеалогическое) дерево. По крайней мере, если кто-то подробно еще не знаком с этой темой, то всегда есть возможность наверстать. В помощь сняты увлекательные и талантливые телепередачи (я бы сказала даже целые сериалы), созданы тематические сайты, и даже специализированные компьютерные программы. Так что составление и изучение ваших генеалогических древ, поколенных росписей – это генеалогия, прикладная историческая дисциплина о родственных связях.

Мы же сейчас находимся на территории другой науки – психологии и в свете составления и анализа генограммы правильно назвать имя пионера семейной терапии, одного из основателей системной семейной психотерапии и создателя теории семейных систем , американского психиатра и психотерапевта Мюррея Боуэна, который и разработал в рамках своей теории технику генограммы.

Мюррей Боуэн (1913 - 1990)

Теория семейных систем М. Боуэна и системная семейная психотерапия рассматривает человека не только как индивида, но и всегда как часть эмоционально-социальной системы, т.е. семьи. В основу такого подхода легли базовые идеи кибернетики, точнее, общая теория систем. И в этом случае для психолога/психотерапевта человек - не клиент; клиентом является вся его семья, вся семейная система. В ней специалистом и оцениваются системные параметры, к примеру: принятые механизмы (стереотипы) взаимодействия членов семьи друг с другом; семейные правила; семейные мифы; границы; стабилизаторы; семейная история. Однако если в классическом системном подходе выделяются, прежде всего, информационно-коммуникативные особенности функционирования семьи, то теория семейных систем Мюррея Боуэна сосредотачивается на ее эмоциональных процессах.

Ну, это уже из области профессиональной психологической работы с семейными историями и генограммами, поэтому возвращаемся на Землю. И все же для любопытных я рекомендую прочесть сборник статей Боуэна и его учеников представленный в единственно изданной на русском языке книге: «Теория семейных систем Мюррея Боуэна», М., Когито-Центр, 2005г

Итак, генограмма:

Семейная история, записанная графически - это и есть генограмма.

В генограмме, в отличие от родословной главным является не генеалогическое древо, отображающее родственные связи, а отношения между родственниками.

Работая с генограммой самостоятельно, можно ее составить и проанализировать, как минимум по следующим направлениям:

1. Семейное (генеалогическое) дерево:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Символы, которые удобно использовать для составления генограммы смотрите в конце статьи. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей. Это будет «ядром вашей семьи» и центром или «стволом» вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете вспомнить. Затем впишите в каждый круг и квадрат имя, возраст, даты рождения, смерти. В конце внесите даты браков и разводов.

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Смысл в том, чтобы не упустить из поля зрения факт повторяющегося заболевания на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Обратите внимание, какие чувства испытывает каждый человек из вашей семейной системы к себе, к другим людям и к жизни. Некоторые могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными, а другие - страдать от различных фобий, депрессий, ревности и негативизма, иметь крутой суровый нрав. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: «Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?» Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие. Один из членов семьи может сказать: «90% времени дед был сердитым, неразговорчивым», другой вступает в разговор и добавляет: «Да, и на остальные 10% он был несчастным человеком!» Такой подход может помочь увидеть и преодолеть “унаследованные” паттерны.

4. Динамика внутрисемейных отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: «Какие отношения были у мамы с папой?» «Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?» Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше. Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие). Всю эту информацию можно схематично изобразить на генограмме.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как им это не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или «проблемные» люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется
использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы.

6. Семейные верования, ценности:

Члены вашей семьи передают вам свой опыт и свои верования. Это касается любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить
успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть. Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно. Они диктуют вам, как жить, чтобы выжить. Если верования незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала.

7.Ваша семья и общество:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими общественными воззрениями отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье? Какие тревожные исторические события воздействовали на вашу семью и родственников (война, революция, раскулачивание, репрессии и т.д.)?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

ВОПРОСЫ ГЕНОГРАММЫ:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания)?

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?

6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела)?

13. Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14. Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы ваши семейные «можно» и «нельзя», «должен» и «не должен»?

16. Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявлений?

17. Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

Ниже представлены символы, которые принято использовать при составлении генограммы. Но, конечно, всегда приветствуется творческий подход: можно заводить на каждого члена семьи, к примеру, архивные карточки, использовать компьютерные программы и свои обозначения, выделять цветом и т.д.

Представленное руководство по составлению и анализу генограммы семьи позволяет вам самостоятельно выполнить эту работу и без специальной подготовки. Но справедливо подчеркну, что для психолога составление генограммы не цель, а одна из техник, которую он использует в своей работе, помогая решить проблему, с которой обратился клиент. И, конечно, совместная работа со специалистом над генограммой – это всегда диалог, что целительно само по себе.

Для тех, кто мужественно прочитал эту статью до конца и готов к составлению своей генограммы я рекомендую обязательно посмотреть видеофильм из цикла "Долго и счастливо: все о мужчине, женщине и семье", подготовленный при участии Центра развития межличностных коммуникаций и издательства "Дрофа". Это беседы психолога Ольги Троицкой и телеведущего Александра Гордона. Теме составления генограммы посвящена 4 часть. Глубокая, тонкая и профессиональная работа, учитывающая российскую специфику.

Материал подготовила: Иванова Юлия

В статье использовалась литература:

«Теория семейных систем Мюррея Боуэна», М., Когито-Центр, 2005г

«Системная семейная психотерапия», А. Я. Варга, РЕЧЬ, С-Петербург, 2001

Вернон Вульф, «Холодинамика. Вся сила в действии», Приложение: «Руководство по генограмме: как составить схему семейного дерева», 1995г.

, главный психолог Центра Виртуальной Синергетики

Необходимые сведения для работы с геносоциограммой

  • Возраст на настоящий момент всех членов семьи.
  • Даты рождения и смерти, возраст и диагноз умерших родственников.
  • Даты заключения браков, продолжительность браков. Возраст детей на время прерывания отношений (разводов).
  • Мифы и легенды семьи, а также связанные с причиной смерти некоторых родственников.
  • Разница в возрасте между супругами.
  • Смена фамилии, имени.
  • Количество детей в семьях.
  • Аборты, выкидыши.
  • Профессии.
  • Болезни, алкоголизм, наркомания.
  • Заключение в места лишения свободы (тюрьмы, исправительные колонии).
  • Суициды, изнасилования, насильственная смерть, физические увечья.
  • Дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи.
  • Эмиграция, ссылка.
  • Инцесты (первого типа - запрещенные связи между кровными родственниками, Второго типа - между людьми, которые стали родственниками в результате брака).

Какие же вопросы могут выясниться при работе с генограммой своей семьи? О чем же может говорить эта, на первый взгляд, сухая и обезличенная схема семейного дерева.

Оказывается, в ней могут быть зашифрованы очень драматические и живые ситуации человеческих судеб.
Вот всего лишь несколько примеров, которые зазвучали именно через работу с генограммой.

Женщина средних лет очень страдала из-за измены мужа. Невыносимая ситуация скандалов и разборок длилась в семье на протяжении года. При составлении гемограммы выяснилось, что отец женщины умер, когда ей было 19 лет. И ее сыну тоже было 19 лет, когда произошла драма в их с мужем семье. Так, порой, причудливо проявляет себя семейная душа – в этой семье дети «теряют» отцов в возрасте 19 лет! И измена мужа, возможно, нужна не столько ему, сколько семейной душе «пострадавшей» женщины.

Женщина чуть старше 30-ти никогда не была замужем и не имела продолжительных и крепких отношений с мужчинами . Она говорила о том, что как будто не видит мужчин вокруг. Их словно не существует в ее мире. И, даже, когда все-таки кто-то из мужчин возникал в еежизни, то ей было «не на что смотреть». Изучая историю ее рода и составляя гемограмму, женщина рассказала о всплывшей внезапно давней истории: ее дедушка по материнской лини изменил своей жене. Его измена стала всем известна, и дедушка с разлучницей были всеми осуждаемы и обвиняемы. Деда вынудили прервать связь с этой особой, которая к тому времени забеременела, и ей пришлось сделать аборт. Наша героиня оказалась связана с этой женщиной и ее нерожденным ребенком, который уже принадлежал их семье, потому что был ребенком деда.

И она как бы стала на сторону отвергнутой женщины и ее ребенка. Чувствуя тоже, что и она (обиду на мужчин, недоверие к ним), наша героиня тоже исключила мужчин из своей жизни, своей судьбой напоминая всей семье об этой, оставшейся в прошлом, истории.

Иногда наши неудачи и неуспех, и связанные с ними тяжелые состояния неуверенности и подавленности, тоже могут корнями уходить в наши семейные истории.

Мужчина сорока лет начал свой бизнес, в котором он был связан с официальными организациями и их представителями. У него постоянно возникали нестыковки, трудности с договоренностями, помещением и т.д . Это его очень удручало, он сильно переживал, бывали моменты, когда он был готов все бросить. Очень часто его сопровождало ощущение тяжести и обремененности каким-то неоплатным долгом и виной. Составляя генограмму, он сокрушался о том, что ему сложно сейчас добыть информацию, родители умерли и расспрашивать не у кого. И уже работая в группе по родовым сценариям, он вдруг вспомнил о том, что у него был братик, который умер, когда наш герой был совсем маленьким. Семейной душе важно, чтобы память обо всех сохранялась, и каждый занимал свое место. Люди, у которых рано умерли братья или сестры, пытаются прожить жизнь как бы и за них и, очень часто, не решаются на свое счастье, успех и процветание. Они, будто, говорят умершим: я тоже откажусь жить полной жизнью, потому что твоя судьба не дает мне покоя.

Мы продолжим публикацию семейных переплетений, которые выясняются при работе с генограммой семьи.

См. также статьи Алены Олешко , главного психолога Центра Виртуальной Синергетики

Экология сознания. Психология: Семейная история, генограмма и вы: 7 скрытых влияний. Вы знаете мою любовь к истории в целом и составлению родословной в частности. Продолжаю шокировать родственников и после составления родословной – расширяя ее до генограммы. Это полезный инструмент, который может дать много информации о вас самих и ваших поступках. Что такое генограмма и как ее составить?

Семейная история, генограмма и вы: 7 скрытых влияний. Вы знаете мою любовь к истории в целом и составлению родословной в частности. Продолжаю шокировать родственников и после составления родословной – расширяя ее до генограммы. Это полезный инструмент, который может дать много информации о вас самих и ваших поступках. Что такое генограмма и как ее составить?

Прежде всего, я хочу обратить ваше внимание на то, что построение генограммы – это дополнительный метод со слабой доказательной базой. Его результаты варьируются и весьма неточны. И этот метод имеет в первую очередь ценность как проецирование опыта семьи на свой опыт.

Человек очень пластичен и ваше самочувствие и здоровье в первую очередь зависят от вас самих, а не от далеких предков. Списывать на них все свои проблемы – неправильно. Да, семейная история работает не только в негативную, но и в позитивную сторону. Ок? А теперь к делу!

Построение генограммы – метод, который часто применяется в области семейной терапии. Можно поставить целью исследование отношений внутри семьи. Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности – допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Или традиционную неразговорчивость старших в роду мужчин – «патриархов».

Хороший материал для изучения и введения в генограмму – семейные традиции. Как браки заключать, как детей выкармливать и воспитывать, как больных лечить, список семейных праздников, привычка поздравлять открытками или отсутствие оной... Профессиональные предпочтения, умение-неумение делать карьеру...

Генограмма - это графическое изображение взаимотношений семьи, затрагивающее несколько поколений , обычно 3-4 поколения. Цель ее - показать внутрисемейные отношения и образцы поведения передаваемые между поколений, а также значимые и скрываемые фигуры и события, такие как насильственные смерти, аборты, самоубийства, болезни, профессиональные успехи и неудачи, а также внутрисемейные диады и треугольники.

Генограмма позволяет психотерапевту взгнянуть на семейную историю как на систему передачи образцов поведения в системе семьи на современные поведенчиские образцы. Найти те "склеты в шкафах" или артефакты, поведение и взаимоотношение которых бессознательно влияет на поведение и взаимоотношения клиента.

Семейная история дает возможность узнать определенные стереотипы поведения и закономерности взаимодействия, которые повторяются из поколения в поколение. Изучение этого параметра было начато М. Боуэном , которому удалось показать, что от поколения к поколению в семейной истории происходит накопление дисфункциональных паттернов и это приводит к патологии членов семьи.

Семейную историю можно отразить с помощью генограммы. Существуют определенные закономерности, которые можно увидеть с помощью генограммы, например, по генограмме можно сделать предположение о выборе брачного партнера. Часто молодые люди ищут такие отношения, которые они пытались построить с родителем противоположного пола, но не смогли.

Занимаясь построением генограммы, можно раскрыть семейные тайны и обнаружить одного или нескольких родственников, о которых в семье долгое время никто не упоминал. С генограммой согласуется положение теории М. Боуэна о «межгенерационном (межпоколенном) процессе трансмиссии».

Данные генограммы позволяют выявить скрытые причины страхов, депрессий, склонности строить отношения на основе треугольника и т.д. Дело в том, что на вас может действовать то, что вы совсем не знаете. Патогенная непроговариваемость пагубна не столько тем, что поддерживает в ребенке различного рода неосведомленности, сколько тем, что сквозь нее проходит непреодолимая тревога родителей о том, что они скрывают.

В психотерапии применяют также генограмму как проективную методику (Ф. Каслоу). В этом случае клиента просят нарисовать генограмму своей семьи (не семьи происхождения). Ф. Каслоу называет генограмму проективным инструментом для оценки семьи конкретного человека, дающим множество подсказок для определения целей и процесса психотерапии

Все мы являемся звеньями в цепи поколений, и порой нам приходится, к собственному удивлению, «оплачивать долги» прошлого наших предков. Эта своеобразная «невидимая преданность семье» подталкивает нас к неосознанному повторению приятных ситуаций или печальных событий.

Мы менее свободны, чем полагаем, но у нас есть возможность отвоевать свою свободу и избежать роковых повторений в нашей семейной истории, поняв сложные хитросплетения в собственной семье.

Метод генограммы может быть использован для анализа межпоколенческой передачи моделей определенных видов семейного поведения , в частности родительского и супружеского. Вы сможете проследить повторяющиеся события, стратегии поведения, различные тенденции в отношениях (например, продолжительность браков и др.). С помощью метода вы можете увидеть, какие факторы влияют на семейный сценарий. Давайте разберем несколько понятий из генограммы.

1. Ролевые ожидания и навязанные роли.

«Невидимая лояльность семье» заставляет многих из нас проживать жизнь, оставленную в наследство предками. В каждой семье есть традиции, пусть и негласные. В каждой семье есть ролевые ожидания. Положим, в одной семье принято всю финансовую ответственность за младших детей и родителей возлагать на старшего ребенка. В другой хоть один отпрыск должен получить медицинское образование, потому что в роду «все» были врачами.

Многие отцы или авторитарные матери удерживают при себе сыновей или дочерей, говоря: «Я столько жертвовал ради тебя, поэтому ты у меня в долгу». К сожалению, многие молодые люди включаются в эту игру и не «обособляются» от семьи (согласно выражению Мюррея Боуэна), не устанавливают дистанцию между собой и своей семьей. Они не становятся взрослыми, потому что чувствуют себя связанными обязанностями.

Ребенок либо принимает навязанную роль, либо становится изгоем в собственной семье. Взбунтоваться, пойти против предков могут не многие. На них вешают ярлык «неблагодарных» или «непутевых». Им говорят: «в нашей семье так не принято».

Часто взрослые говорят дитю: «ты так похожа на маму!», «он очень похож на дедушку Петю» или «легкомысленного дядю Сашу»… Страх, что ребенок повторит судьбу не самого популярного семейного персонажа, часто оправдывается. Вырастая, он играет навязанную роль. А иногда ребенок призван восполнить горе после смерти кого-то из домочадцев. Новорожденного нарекают именем ушедшего и делают его «заместителем».

2. Двойное принуждение.

Так называемая группа Пало Альто содержательно связана с гипотезой «двойной связи», «двойного принуждения» (double bind) - серьезным нарушением общения в семье, когда высказываются более чем противоречивые послания. Они структурируются таким образом, что на словах утверждается что-ни будь одно, а иным способом, скажем.с помощью языка тела, утверждается другое.

Таким образом, два утверждения взаимо исключаются или блокируются. Это так называемая «двойная связь» - «двойное послание с двойным принуждением». По этому, если послание является приказанием, то чтобы подчиниться, ему не следует подчиняться.

Кроме того, запрещено говорить о том, что приказание за путанно, противоречиво и «обязательно». Человек, попавший в положение «двойного принуждения», рискует, таким образом, оказаться наказанным (или почувство вать себя виноватым), когда воспринимает вещи «правильно», и прослыть в семье «злым» или «безумным» («больным по воле других») за то, что показал имеющееся несоответствие (диссо нанс) между тем, что он видит (воспринимает), и тем, что он «должен был бы» видеть или испытывать.

3. Семейный миф

В семейной системе психические функции одного члена семьи обусловливают психические функции другого ее члена; происходит постоянное взаимное регулирование , а правила функционирования семейной системы бывают как явными, так и неявными, но главным обра зом неявными.

Причем члены семьи не осознают этого. «В нашей семье так принято» - то есть основные правила существуют как бы сами по себе и считается, что они не требуют объяснения.

Семейный миф выявляется через паттерн функционирования: некоторые люди действуют в жизни согласно паттернам, которые я посчитал бы «нездоровыми» (я не знаю как иначе расценивать измену, вендетту, убийство, здоровую или нездоровую защиту «чести семьи»).

Такие ритуалы образуют совокупность, некоторую целостность, гештальт отношений, бессознательно структурированный и вовлекающий всех членов семьи. Каждый из этих ритуалов способствует «уравновешиванию семейных счетов», когда позиция или «эксплуататорская установка» может быть, а может и не быть уравновешена «установкой на щедрость».

4. Семейный секрет

Между поколениями ведется учет долгов, «семейные счета»: последующее поколение имеет долг перед предыдущим, причем отплатить его нужно трансгенерационно, по нисходящей, своим детям.

Если в поколениях накапливаются долги и несправедливости, новый член семьи уже при рождении нагружается тяжелым наследством. Р. Каес обращает внимание на роль памяти, индивидуальной и коллективной, благодаря которой существует история поколений и возможна передача между поколениями.

Таким образом, передача является историческим основанием, связывающим поколения. При этом у группы, как и у личности, есть тенденция устранять из памяти болезненные вещи, отвергать то, что может представлять угрозу для группы в целом и для связей внутри нее. Такое содержание подвергается вытеснению, отрицанию, превращению в секрет.

Секрет - это информация, которую запрещено знать, раскрывать, которую надо прятать. Если он раскроется, может нарушиться стабильность семейной системы. Но секрет передается, точнее, передается незнание, запрет на знание и знание незнания. Исследователи сравнивают передачу секрета с черной бутылкой, передаваемой из поколения в поколение, о которой надо заботиться, но нельзя ее раскрывать - там хранится опасная информация.

С. Тиссерон подробно описывает влияние секрета на психику ребенка. Все семейные секреты, какими бы прекрасными ни были намерения, их порождающие, всегда воспринимаются ребенком как насилие. Насилие, которое он не забудет никогда, которое повиснет тяжелым грузом над всей его психической жизнью и рикошетом скажется на его профессиональной, любовной и социальной жизни.

Даже если родители уверены, что дети никак не могут узнать о секрете, последние чувствуют его присутствие, поскольку секрет передается не только вербально. Он «просвечивается» через интонации его носителя, его жесты, употребление неподходящих слов и даже через окружающие объекты. Дети же, чувствуя болезненное расщепление у родителей, прилагают большие усилия, чтобы родители верили, будто они ничего не знают.

5. Синдром предков.

Синдром предков - происходящие в одном и том же роду на протяжении нескольких поколений совпадение дат значимых событий, повторение обстоятельств жизни и смерти, а также передача «по наследству» невыполненного семейного долга. Действие синдрома предков связано с «бессознательным» семьи, которое незримо присутствует в жизни любого человека, от момента зачатия до смерти.

Как оно работает? Еще находясь в «проекте», внутри мамы, ребенок уже становится объектом ожиданий со стороны своей семьи: в кого уродится ребенок, чьи надежды он оправдает своим появлением на свет и т.п. Неважно, высказываются ожидания родственников вслух или подразумеваются «по умолчанию». Важно то, что они невольно формируют «сценарий прошлого» будущей жизни ребенка. А семейная тайна всегда лишь повышает вероятность того, что потомки повторят негативный опыт или тяжелую судьбу членов семьи, живших ранее.

С амая частая форма передачи в большей степени основана на вербальном способе общения. И если с детства девочка видела как мама, бабушка (да и прабабушка тоже) жили по формуле - «кухня-муж-дети», то скорее всего, главным ее достоянием будет: сковородка Tefal, пылесос Samsung, парочка сериалов, домашние задания по математике и русскому и «вечная» надежда, что все таки сегодня «милый» ей купит цветов. И вряд ли для нее профессиональная самореализация будет приоритетной.

Чтобы распознать сигналы прямой передачи, достаточно проанализировать самые повторяемые фразы вашей мамы или бабушки. Как чаще всего называли в детстве ребенка - «ах, моя красавица!» (программирование на экстраверсивный стиль поведения), «ах, моя умница!» (закладка важности интеллектуальных особенностей), «ты наш первенец и любимчик!» (программирование на лидерскую позицию) - и т.д.

Причем очень часто оценка и ожидания родителей могут кардинально расходиться с истинными личностными особенностями ребенка. Кроме того, могло часто произносится, что-то типа «в нашей семье не принято выходить замуж раньше двадцати пяти лет» или «мы - работники умственного труда, никогда в нашей семье не будет артистов и прочих комедиантов»…

6. Трансгенерационная передача.

Она происходит через несколько (иногда сильно удаленных друг от друга) поколений и базируется на невербальном языке. Чтобы понять механизм трансгенерационной передачи, надо вникнуть в суть семейных невербальных установок. К примеру, вы можете ничего не знать о своей прабабушке, потому что ни ваша мать, ни бабушка никогда ничего о ней не говорили.

Но подсознание гораздо внимательнее вас, оно не пропускает ни одного жеста-поступка, косвенно выдающего связь между каким-либо событием и вашей родственницей. Допустим, прабабушка овдовела в 31 год, через год после рождения ребенка. Причем каким-то образом она стала причиной гибели своего мужа и больше замуж не выходила. Разумеется, подробности трагедии в семье замалчиваются. И даже ваша бабушка может быть не в курсе того, что случилось с ее отцом. Но ровно через год после рождения вашей матери она разводится со своим мужем. И больше не выходит замуж.

Ваша мать в свою очередь теряет своего мужа - вашего отца. Будет ли неожиданным тот факт, что вы до сих пор не обрели семейное счастье или имели опыт неудачных отношений? Установки предков могут быть разными. Но как бы они ни звучали, всегда вызывают у человека высокую степень доверия. Ведь мы слышим их с самого раннего детства и от самых значимых для нас людей.

Особенно это касается случаев, когда родители, а также предшествующие поколения, перенесли в своей жизни серьезную психическую травму; информация об этом будет передаваться потомкам. Если это событие было психически переработано, символизировано, вписано в индивидуальную память как опыт, получивший статус прошлого, воспоминания, потомку передается не только содержимое травматического опыта, но и способы его психической переработки и совладания с ним, что оказывает влияние на индивидуальное развитие ребенка.

7. Эффект сильного слова (самосбывающееся пророчество)

Не веря в проклятие, можно задуматься об эффекте сильного слова, сопровождающего сильную эмоцию, особенно исходящего от авторитетной фигуры - священника, родителя, учителя. Именно из-за бессознательного характера воздействия того, что говорится или предсказывается, я не доверяю астрологии, гаданию на картах, чтению линий на руке, ясновидению, так как никто не знает, реализуется ли иногда предсказанное несчастье именно из-за произнесенного сильного словца, которое в сознании людей ведет к неудаче, смерти, несчастному случаю и делает, таким образом, их возможными или прогнозируемыми, воздействуя тем самым на изменение тела - пространства - времени - будущего (это как бы приближает «автоматическое свершение предсказаний» и как бы создает стресс пророчества).

Именно это и может быть сглазом, знакомым нам по многочисленным сказкам, легендам, историям о колдунах и превратностях судьбы. Но от отрицательного предсказания может возникнуть стресс, аналогичным образом может улучшаться ситуация при благоприятном предсказании и позитивном взгляде…»

Самоисполняющееся пророчество - это предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным. Предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей (к примеру, посредством страха или вследствие чувства логического противоречия) таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания.

Разные генограммы

Можно сделать генограммы, которые прослеживают передачу и определенных паттернов реагирования.

Генограмма, фокусированная на чувствах, может помочь раскрыть причины этих решений и верований. Она может использоваться для сбора значительной информации в целом о чувствах в семье, и для ее завершения может потребоваться несколько сессий. Такая генограмма может включать ответы на следующие вопросы:

    Какие чувства были преобладающими у каждого из членов Вашей семьи?

    Какое чувство, настроение было преобладающим в вашей семье в целом? Кто создавал это настроение, кто был ответственным за него?

    Какие чувства были наиболее частыми, а какие наиболее сильными?

    Выражение каких чувств в семье было под запретом? Если табуированное чувство все же проявлялось, какое следовало наказание?

    Что происходило при невысказанности чувств в семье?

    Кто в семье знал, а кто не знал о том, что чувствовали другие?

    Что случалось с Вами, когда Вы выражали запретное чувство или чувства?

    Как Вы приспособились к жизни, испытывая такие, так сказать, нежелательные эмоции?

    Пытались ли другие навязывать вам свое мнение в том, как и что Вы должны чувствовать?

    Видели ли Вы когда-либо, как кто-нибудь терял контроль над его или её чувствами? Что тогда происходило? Страдал ли кто-нибудь конкретно от этого? Как именно?

    Если в Вашей семье использовалось физическое наказание, какие чувства выражали при этом родители? А какие чувства были позволены детям?

    Испытываете ли Вы чувства, которые не можете объяснить, но которые близки к тем чувствам, которые Вы испытывали в прошлом?

Вопросы о том, какие чувства были представлены в семье, какие чувства были приемлемыми или не приемлемыми, и как различные чувства выражались, объясняют историческую основу отношений. Например, партнер тогда может начать видеть, как определенные чувства всегда блокировались. И что отношения, которые, возможно, когда-то были функциональны и полезны, могут быть уже не функциональны сегодня.

Это в равной степени касается и такого социально неодобряемого чувства, как гнев. И в этом случае родительская семья – такой же сильный фактор в развитии этой системы взглядов, как и других. Дети многому научаются о гневе и конфликте по мере того, что они видят, или не в состоянии видеть, в поведении своих родителей. И силу этого влияния трудно преувеличить.

Когда партнер полагает, что определенные чувства нельзя переживать или выражать, применение соответствующей фокусированной генограммы может помочь раскрыть причину этого.

Генограмма, фокусированная на чувстве гнева (Генограмма Гнева) как раз и иллюстрирует эти влияния (DeMaria, Weeks, & Hof, 1999).

Она дает ответы на следующие вопросы:

    Что такое, по-вашему, есть гнев?

    Когда Вы рассержены, что это означает?

    Когда Вы рассержены на своего супруга (партнера), что это означает?

    Когда супруг рассержен, что это означает?

    Когда супруг рассержен на Вас, что это означает?

    Как Вы реагируете на гнев вашего супруга?

    Как Вы реагируете на собственный гнев?

    Как Вы даете знать своему супругу, что Вы в гневе?

    Насколько долго обычно длится ваша рассерженность?

    Какие еще другие чувства ассоциируются у Вас с гневом?

    Как Ваши родители обращались с гневом, с конфликтом?

    Видели ли Вы когда-нибудь своих родителей в гневе, или конфликте по отношению друг к другу?

    Когда кто-то из членов вашей семьи (называется каждый) становились разозленными, как на это реагировали другие?

    Как вы приспособились к гневу каждого из ваших родителей?

    Когда кто-нибудь из родителей был рассержен на Вас, что Вы чувствовали, и что делали?

    Когда Вы становились рассерженным, кто выслушивал Вас, или был в состоянии выслушивать? Кто нет?

    Как члены вашей семьи реагировали, когда Вы становились сердитыми?

    Кому позволялось, а кому не позволялось сердиться в вашей семье?

    Какое у Вас есть лучшее/худшее воспоминание о гневе в вашей семье?

    Пострадал ли кто-нибудь серьезно в вашей семье в ситуации, когда кто-то другой был в гневе?

Вопросы генограммы часто показывают разницу неких образцов родительских семей обоих партнеров, и связанное с этим ощущение комфорта от интенсивности выражения эмоций.

Это Вам будет интересно:

Например, для тех, кто растет в семье, в которой конфликты проявляются через дистанцию и изоляцию, эмоциональная интенсивность может быть очень неудобной. Аналогично, те, кто растет в семьях с изменчивыми эмоциями, более вероятно, что будут также эмоционально непосредственны и изменчивы. опубликовано

Генограмма — это графическая карта семьи или её история, где применяются специальные символы для всех членов семьи, а также для их взаимоотношений, значимых дат, исторических событий. Геннограмма помогает выявить источники повторяющихся проблем, физических болезней, депрессий, генетических заболеваний и пр. Обычно генограммы используются различными специалистами в области медицины и психологии, но вы можете сделать её самостоятельно.

Для этого вам необходимо расспросить всех членов семьи, а также тех, кто хоть как-то причастен к вашей семье. Затем используя специальные символы составить геннограмму (см. внизу), в результате чего у вас получится настоящее семейное (генеалогическое) дерево.

1 шаг. Схема семьи

Возьмите чистый лист бумаги А3 формата (в дальнейшем вы сможете доклеивать дополнительные листы по мере расширения вашего дерева).

Есть несколько вариантов составления семейного дерева:

1) Начать с себя, добавив в него супруга и детей.

2) Начать с родителей

3) Составить два дерева от каждого из родителей, после чего склеить их между собой, где центром будете вы.

Выберите тот способ, который подходит вам больше всего.

Традиционно мужчины обозначаются квадратом, а женщины — кругом. Нарисовав себя или своих родителей начните расширять схему, размещая своих дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, а также всех их детей (включая абортированных, мертворожденных и умерших во младенчестве) до 7-го колена (всего получится 126 человек прямых родственников). Не переживайте, если мало что знаете о своих предках, достаточно просто нарисовать круги и квадраты для всех членов своей семьи. В том месте, где вам известны подробности, разместите имя, возраст, даты рождения и смерти, а также даты браков и разводов.

2 шаг. Физиология семьи

Далее проследите историю заболеваний в семье, поскольку большинство болезней передаются генетически, эта информация будет очень полезна для вас.
Ваша основная задача — найти повторяющиеся заболевания в своём роду.

3 шаг. Психология семьи

Обратите внимание на те чувства, которые испытывал каждый человек в вашей семье как к себе, так и к другим людям. Вы заметите, что некоторые члены семьи открытые, доброжелательные, веселые, оптимистичные, другие напротив — депрессивные, скучные и унылые люди, страдающие страхами и фобиями, имеющие тяжелый характер.
Вы можете определить эти особенности задавав примерно такой вопрос: «Какие 5 слов больше всего характеризуют моего/мою…?» Затем сравните полученные ответы с тем каким вы видите своего предка. Это поможет вам увидеть какие-то свои наследственные черты характера.

4 шаг. Отношения семьи

Теперь посмотрите как члены вашей семьи относились друг к другу. Узнайте какие отношения были у папы с мамой, у дедушки с бабушкой, у прадедушки с прабабушкой. Какие отношения были в каждой паре, открытые или замкнутые, доверительные или осуждающие, манипуляционные или коммуникативные? Как каждая семья справлялась с кризисом в отношениях, кто главенствовал в паре? Всю эту информацию схематично изобразите на генограмме.

5 шаг. Система семьи

Также важно посмотреть то, как различные части вашей системы взаимодействуют между собой. Есть ли какие-то особые семейные группировки? Какие существуют семейные нарушения (разводы, предательства, семейная вражда и пр.)? Есть ли в роду «проблемные» люди? Важно понять как ваша семейная система работает и взаимодействует из поколение в поколение.
Вы можете использовать цветные карандаши для особых частей вашей семейной системы.

6 шаг. Ценности семьи

Определите какой опыт семейных ценностей и верований был вам передан. Это касается любой сферы жизни — воспитания детей, общения с подростками, женитьбы, количества детей, призвания и предназначения, умения справляться с кризисами и потерями, старости и встречи со смертью. Обратите внимание на то, во что вы верите осознанно или неосознанно. Если верования ложные, то они могут блокировать ваше мышление, личностное развитие и раскрытие вашего потенциала.

7 шаг. Взаимодействие семьи

В заключении посмотрите как выглядит ваша семья по отношению к обществу. Как ваша семья взаимодействует с обществом? Как общество отвечает вашей семье? Какие тяжелые исторические события постигли вашу семью и родственников (война, революция, раскулачивание, репрессии и т.д.)

Ниже представлены символы, которые обычно используют при составлении генограммы. Но вы всегда можете проявить своё творчество: завести архивные карточки на каждого члена семьи, или использовать специальные компьютерные программы, придумать свои обозначения, выделить цветом и т.д

Это руководство поможет вам составить генограмму без каких-либо определенных навыков или спец.подготовки. Но если же вы хотите, чтобы процесс составления геннограммы стал для вас еще и целительским, то лучше всего обратиться к специалисту, либо пройти специальный тренинг «Сила рода», и участвуйте в нём в онлайн формате, не выходя из дома.

PS: После того, как ваша генограмма будет готова, можно проделать специальную практику ставя палец на каждый кружочек или квадрат, и говоря примерно такие слова: «Дорогой мой дедушка, я очень благодарна и признательна тебе за жизнь которую ты мне подарил, твоя судьба была очень сложной, но я соглашаюсь с ней». Очень важно говорить не думая, а чувствуя сердцем, говоря всё то, что лежит у вас на душе. Также вы можете осуществить практику поклона для каждого члена в вашей семьи в знак благодарности и согласия.