Как работают два баланса в наручных часах. Основные принципы работы механических часов


Как выглядят отдельные части часового механизма и каковы основные неисправности этих деталей (для механических часов)

Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Устройство часов показано на рис. 1.

Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:

1 - баланс; 20 - колесо секундное; 40 -рычаг заводной;
2 -ролик двойной; 21 - триб секундного колеса; 41 - пружина заводного рычага;
3 - ось баланса; 22 - стрелка секундная; 42 и 43 - колеса переводные;
4 - камень сквозной; 23 - колесо промежуточное; 44 - колесо вексельное;
5 и 6 - камни накладной и импульсный; 24 - триб промежуточного колеса; 45 - триб вексельного колеса;
7 - копье; 25 - колесо центральное; 46 - колесо часовое;
8 - штифты ограничительные; 26 - триб центрального колеса; 47 - стрелка часовая;
9 - вилка анкерная; 27 - барабан; 48 - стрелка минутная;
10 - ось анкерной вилки; 28 - пружина заводная; 49 - триб минутной стрелки (минутник)
11 и 12 - полеты входная и выходная; 29 - вал барабана;
13 - спираль; 30 - накладка мечевидная;
14 - колодка спирали; 31 - колесо барабанное;
15 и 16 - штифты регулировочного градусника; 32 - собачка;
17 - колесо анкерное; 33 - пружина собачки;
18 - камень сквозной; 34 - муфта кулачковая;
19 - триб анкерного колеса; 35 - колесо заводное;
36 - триб заводной;
37 - вал заводной;
38 - рычаг переводной;
39 - пружина переводного рычага (фиксатор);

Платина

Платиной называется специальное основание, на котором крепятся все детали часового механизма. Для крепления деталей в платине делаются углубления и выступы (расточки). Соответственно, форма и размеры платины зависят от формы и размера часов. Делают платину, как правило, из латуни.

Для того чтобы укрепить вращающиеся детали, нужны мосты, представляющие собой специальные латунные пластины различной формы и размеров. Например, в механических часах при помощи мостов крепятся следующие части: колесная система, система баланса, анкерная вилка и барабан. В том случае, если часы имеют дополнительные устройства (календарь, подзавод и т. д.), они тоже крепятся на мостах.

Детали двигателя

Двигатель является источником энергии для механических часов. Различаются два типа двигателей - гиревые и пружинные.

Гиревые двигатели могут работать только в стационарных условиях и отличаются большими размерами, поэтому их применяют в устройстве напольных, настенных, а также башенных и других крупных часов.

Пружинные двигатели более компактны и более разнообразны, чем гиревые, но менее точны. Состоит такой двигатель из барабана, его вала и заводной пружины. Двигатели могут различаться по конструкции как самих пружин, так и по устройству барабана. Барабан может быть подвижным или неподвижным. Если барабан подвижен, значит, на нем и укреплена заводная пружина, если неподвижен, пружина укреплена на валу, который и вращается, барабан же остается зафиксированным. Как правило, двигатель с неподвижным барабаном используется в основном в крупногабаритных механизмах.

В часах упрощенной конструкции, например, в будильниках, иногда могут применятся пружинные двигатели без барабанов. В этом случае пружина крепится прямо к валу.

Барабан пружинного двигателя состоит из корпуса, крышки и вала. Корпус выглядит как металлическая коробка цилиндрического вида, у нижней кромки которой расположен зубчатый венчик. На дне корпуса расположено отверстие вала. Такое же отверстие имеется на крышке барабана. Кроме того, с краю крышки расположен паз для открывания крышки.

Заводная пружина прикрепляется к валу специальным крючком. Наружный конец пружины крепится на барабане при помощи замка. Продолжительность хода часов от одного завода зависит именно от пружины, т. е. от ее размеров.

Все заводные пружины, кроме тех, что изготовлены из нержавеющей стали, подвержены коррозии. Она может возникнуть из-за попадания на пружину влаги или пыли. Заводная пружина наряду с крючками барабана и заводного вала, зубьями барабана и барабанного колеса и пружинной собачки - это наиболее часто ломающиеся детали пружинного двигателя.

Первая операция при ремонте двигателя − вскрытие барабана. Это следует делать очень осторожно, так как неправильное вскрытие барабана может привести к его поломке. Вынимая пружину из барабана, берите ее за внутренний конец и осторожно придерживайте, чтобы она не могла мгновенно развернуться.

Заводная пружина может быть разорвана посередине или сразу в нескольких местах. Такую пружину надо заменить. Также пружина может быть оборвана на внутреннем витке. В этом случае ее надо попробовать исправить. Для этого внутренний виток пружины приходится вытягивать и распрямлять, следя, чтобы он не потерял свою спиральную форму.

Барабан может быть перекошен на валу, его зубья поломаны или деформированы, а также искривлены крышка или дно барабана. Если на зубьях барабана имеются заусенцы или царапины, их нужно зачистить. Погнутые зубья распрямляются отверткой или ножом. Если зубья сломаны, барабан придется менять.

Барабанное колесо , крепящееся на валу барабана, тоже может быть перекошено, искривлены или поломаны его зубья. В этом случае колесо лучше заменить, но если нет такой возможности, то недостающие зубья можно вставить, выпилив их из старого барабанного колеса и припаяв оловом.

Еще одной часто ломающейся деталью, особенно в наручных часах, является пружина собачки, изготовляемая из тонкой стальной проволоки (рояльной струны). В случае поломки легко можно изготовить новую пружину из отрезка струны. Если часы крупногабаритные, то пружина выпиливается из ленточной стали.

При установке пружину протирают сначала чистой тряпочкой, затем - промасленной папиросной бумагой. Конец пружины при этом придерживают плоскогубцами, стараясь не прикасаться к ней пальцами. При установке новой пружины в барабан используют либо специальное приспособление для навивки пружин, либо старый барабан с прорезанным в боку отверстием.

Это необходимо для того, чтобы пружина ровно легла в барабан и, кроме того, позволяет не трогать ее пальцами и не загрязнять при установке.

После того как пружина установлена и ее наружный виток закреплен на барабане, ее смазывают двумя-тремя каплями масла и закрывают крышку вала. Чтобы она держалась плотнее, барабан надо сжать между двумя брусками твердого дерева.

В гиревом двигателе наиболее уязвимыми деталями являются цепи, так как в процессе работы они постепенно растягиваются и отдельные звенья их могут раскрываться. Если это произошло, восстановить цепь можно с помощью плоскогубцев. Сначала звено цепи сжимают в продольном направлении, для того чтобы сошлись разошедшиеся концы, затем-в поперечном, чтобы исправить форму звена.

Если деформировано большое количество звеньев (до 20), то весь отрезок цепи можно убрать, на часах это практически не отразится. Более длинный отрезок цепи надо будет возместить.

Детали основной колесной системы (ангренажа)

Ангренаж - это одна из основных систем зубчатого зацепления, входящих в часовой механизм. Все часовые колеса состоят из двух частей - латунного диска с зубьями и оси со стальным трибом (шестеренкой). Триб, как правило, изготовлен как одно целое с осью. Вращение передается с колеса на триб (в механических часах).

Все дефекты зубчатой колесной передачи, как правило, обусловлены дефектами зацепления (слишком мелкое или слишком глубокое зацепление, сломанные или перекошенные зубья и так далее). Поэтому каждую пару колес следует проверять отдельно. Если выяснится, что какая-то пара колес вращается недостаточно свободно, надо проверить целостность зубьев по всей окружности и правильность расположения осей. По отношению к платине они должны быть перпендикулярны.

Если зубья колеса погнуты, их можно исправить при помощи широкой отвертки. В том случае, если зубья сломаны, лучше, конечно, заменить колесо. Но когда поломан только один зуб, его возможно заменить новым. Для этого в ободе колеса выпиливается прямоугольное отверстие, куда вставляют латунную пластинку. Затем припаивают новый зуб и обрабатывают напильником.

Детали регулятора хода

Колебательная система, или регулятор хода - очень важная деталь в механизме часов. Именно от него зависит точность хода часов. В наручных часах используется балансовый регулятор хода (баланс со спиралью). Внешне он представляет круглый обод, крепящийся на оси. К верхней части оси прикреплен внутренний конец спирали (тонкой пружины). Изменением длины спирали можно регулировать период колебаний баланса, то есть суточный ход часов.

Длина спирали изменяется при помощи специального устройства, называемого градусником, или регулятором. Градусник крепится на балансовом мосту. На выступе градусника при помощи штифтов или специального замка крепится наружный виток спирали.

На балансовом мосту имеется разметка со знаками «+» или «-». Если стрелку-указатель градусника переместить в сторону знака «+», то часы пойдут быстрее, если в сторону знака «-» ,то медленнее.

Иногда вместо штифтов или замка используются два ролика с рукояткой для вращения. Регулятор-деталь очень хрупкая, и при повреждениях его обычно заменяют. Однако иногда, особенно если повреждения мелкие и незначительные, его можно починить.

Повреждения градусника могут быть следующие: неисправности штифтов градусника, которые в таком случае надо заменить, изготовив новые из куска латунной проволоки; коррозия самого градусника, легко исправляемая шлифовкой и полировкой; и, наконец, слабое крепление градусника. Исправление деформированной спирали - задача слишком сложная. Поэтому в случае поломки или деформации спираль лучше заменить.

Детали спуска

В современных часах в основном применяются так называемые анкерные спусковые устройства.

Они передают энергию завода на баланс или маятник. Спусковое устройство состоит из ходового колеса, анкерной вилки и установленного на оси баланса двойного ролика с эллипсом.

Анкерная вилка, или просто анкер, представляет собой латунный либо стальной рычаг, в пазах которого расположены так называемые палеты - трапециевидные пластины, сделанные, как правило, из синтетического рубина. Между налетами и зубьями ходового колеса должен быть зазор, не позволяющий им заклиниваться. Если зазор недостаточен, палету можно переместить с помощью острой деревянной палочки.

Если палета сломана или на ребре появились сколы, ее надо заменить. Новая палета устанавливается в предварительно очищенный паз и приклеивается шеллаком.

Для предохранения анкера от случайных ударов и сотрясений имеется специальное устройство - так называемое копье. Оно делается из латунной проволоки. Копье не должно быть слишком коротким или слишком длинным, касаться платины и шататься в отверстии анкера.

Ремонт ходового колеса, в принципе, аналогичен ремонту других колес, входящих в состав часового механизма. Основные дефекты колеса также стандартны - это деформация и поломка обода и зубьев колеса, деформация оси, перекос колеса.

Любой, даже самый мелкий дефект зубьев ходового колеса может нарушить работу часов, поэтому в случае поломки зубьев колесо лучше заменить. Если зубья колеса изношены неравномерно, колесо можно исправить на токарном станке, подровняв зубья напильником.

Сложность ремонта и хрупкость деталей анкерного спуска часто заставляет в случае поломки менять все спусковое устройство.

Детали стрелочного механизма

К стрелочному механизму относятся следующие детали: минутный триб (шестеренка), часовое колесо, вексельное колесо с вексельным трибом, переводное колесо. Колеса и трибы стрелочной передачи не имеют собственных осей.

На центральной оси крепится минутный триб, на втулке которого вращается часовое колесо. Вексельное колесо с вексельным трибом установлены на специальной оси, сделанной в виде штифта, закрепленного в платине. В наручных часах ось составляет с платиной одно целое.

Вексельный триб или вексельное колесо приходится ремонтировать нечасто. Большой радиальный зазор вексельного триба может вызвать перекос вексельного колеса и испортить зацепление его зубьев с зубьями минутного триба, а также зацепление часового колеса с вексельным трибом. В случае такого дефекта приходится менять ось вексельного триба, что легко сделать, если, конечно, она выполнена в виде штифта.

Если же ось составляет с платиной одно целое, то старую надо будет срезать, а на ее месте просверлить отверстие и в него запрессовать новую ось необходимого вам диаметра.

В том случае, если платина слишком тонкая и вы беспокоитесь за ее прочность, ось надо осторожно пропаять.

Если же, напротив, триб вексельного колеса слишком туго насаживается на ось, тогда отверстие триба прошлифовывают, вводя в него медную проволоку, покрытую смесью масла с мелким наждаком.

Ось вексельного триба должна быть достаточно длинной, чтобы слегка выступать над его поверхностью. Это необходимо для того, чтобы триб не соприкасался с циферблатом. Если же триб слишком высок и все-таки трется о циферблат, то торец триба стачивают на мелкозернистом наждачном камне, после чего отверстие и зубья триба надо очистить от заусенцев.

Основной деталью стрелочной передачи, обеспечивающей движение всего стрелочного механизма, является минутный триб. Поскольку он насажен на центральную ось, то довольно частым видом ремонта является исправление посадки триба. Надо следить, чтобы при переводе стрелок минутный триб свободно проворачивался на оси, не вызывая торможения часового механизма.

Если у минутного триба слишком короткая и толстая трубка втулки, надо ее проточить. Для этого ее можно сжать кусачками, введя в отверстие минутника стальную иглу.

Следующая важная деталь стрелочной передачи - часовое колесо . Оно насажено на втулку минутного триба и должно вращаться совершенно свободно, но радиальный зазор при этом должен быть минимальным, чтобы колесо не перекашивалось. Иначе зацепление между часовым колесом и вексельным трибом будет нарушено. В том случае, если колесо все-таки перекосилось, придется изготовить новую трубку часового колеса. Для этого надо подобрать латунную проволоку подходящего диаметра, просверлить в ней отверстие и вытачать новую трубку.

Наконец, последняя деталь - переводное колесо . Причиной его некачественной работы зачастую является износ оси, из-за чего колесо неправильно сидит на ней. Если слишком разработалось отверстие оси, то под колесо надо подложить латунную шайбу; если же колесо просто болтается на оси (избыточный радиальный зазор), следует или заменить ось, или вточить в колесо втулку.

Кроме того, при недостаточной высоте оси переводное колесо может заедать. Чтобы устранить этот дефект, колесо надо прошлифовать на наждачном камне.

Зубья вексельного и часового колес могут быть вставлены . А зубья переводного колеса исправить сложнее, поскольку оно обычно изготовляется из стали. Проще заменить колесо целиком.

Детали механизма завода пружины и перевода стрелок (ремонтуара)

У всех моделей часов механизм завода пружины и перевода стрелок во многом сходен. Различаются, как правило, лишь способы, которыми прикрепляются друг к другу составляющие этот механизм колеса.

В состав ремонтуара входят следующие детали: барабанное колесо, которое закреплено на квадратной части вала барабана, заводное колесо и заводной триб, установленный на заводном валу.

Заводное колесо устанавливается в гнезде барабанного моста и закрепляется накладной шайбой. При ее откручивании надо помнить, что винт, удерживающий шайбу, может иметь левую нарезку.

Если часы старые, то такой винт может вообще отсутствовать. В таком случае заводное колесо крепится шайбой с резьбовым отверстием.

Заводное колесо и заводной триб вращаются под прямым углом друг к другу и соединяются при помощи зацепления. Обычно у заводного колеса имеется один зубчатый венец для зацепления, но в часах устаревшей конструкции заводное колесо имеет два зубчатых венца: один предназначен для взаимодействия заводного колеса с барабанным, а второй, на торце, для взаимодействия с заводным трибом.

Если перевод стрелок в часах осуществляется, как в большинстве современных моделей, при помощи кнопки, то ремонтуар будет содержать кулачковую муфту, состоящую из заводного триба и заводной муфты. Устанавливаются они на заводном валу. На цилиндрической части вала расположен заводной триб, на квадратном - заводная муфта. Сам заводной вал закреплен в платине.

В заводную муфту входит рычаг, который опускается при нажатии кнопки. Опустить рычаг можно при помощи пружинки.

Заводная пружина часов действует таким образом: вращающийся заводной вал увлекает насаженную на него заводную муфту, которая вращается вместе с валом и своими торцовыми зубьями зацепляет заводной триб, который передает свое движение заводному колесу.

Когда заводной вал вращается в обратную сторону, то собачка барабанного колеса тормозит барабанное и заводное колеса, а вместе с ними и заводной триб.

Когда вы хотите перевести стрелки, то нажатие кнопки приводит к зацеплению нижнего торцового зубчатого венца заводной муфты с вексельным колесом. Механизм завода пружины оказывается отключенным, и происходит перевод стрелок.

Если вы осматриваете механизм перевода стрелок, то необходимо тщательно проверить состояние зубьев всех колес и трибов, зазоры всех вращающихся деталей, а также то, насколько правильно взаимодействуют друг с другом рычаги.

Если обнаружится, что зубья заводного триба и заводной муфты погнуты, сломаны или стерты, то ремонт их бесполезен. Такие детали могут быть только заменены.

Одной из часто ломающихся деталей ремонтуара является заводной вал. Заводские причины дефектов могут быть следующие:

  • слишком тонкая квадратная часть вала недостаточно четко входит в отверстие в заводной муфте;
  • занижен диаметр заводного вала;
  • выточка для переводного рычага на валу слишком узкая;
  • заплечик заводного вала слишком короток для установки заводного триба;
  • тонкая или короткая цапфа заводного вала.

В современных часах заводная головка выполнена как одна деталь, но в часах устаревших конструкций она представляет собой две детали: основная (собственно головка) и капсула, сделанная из мягкого металла (золота или серебра), которым обтягивают основную головку. Если покрытие головки нарушено, ее следует заменить.

Крепление головки на резьбе заводного вала должно быть надежным и крепким, ни в коем случае не допускающим самопроизвольных отвинчиваний.

Если заводную головку приходится менять, то обратите внимание на правильность выбора ее формы и размера. Так, например, заводная головка не должна слишком плотно прилегать к корпусу часов и должна быть достаточно большой, чтобы при заводе часов ее было удобно захватить пальцами.

Детали внешнего оформления

К деталям внешнего оформления часов относятся: циферблат, стрелки, корпус. Корпус современных часов составлен, как правило, из четырех деталей: крышки, стекла с ободком, корпусного кольца. Если часы устаревшей конструкции, то у их корпуса могут быть две задние крышки.

Принципиальная схема соединения корпуса наручных часов такова: в проточку корпусного кольца запрессовывается стекло. Крышка часов навинчивается на корпусное кольцо и имеет уплотняющую прокладку. Заводной вал с головкой выводится в отверстие корпусного кольца через специальную втулку.

Корпусы наручных часов разделяются по своим защитным свойствам на пыле-, влаго- и водонепроницаемые. Из них наиболее распространенным типом защиты корпуса является влагонепроницаемый.

Тип корпуса и его герметические свойства в основном зависят от конструктивных особенностей и качества уплотняющих прокладок.

Влагонепроницаемый корпус предназначен для того, чтобы предохранять часы от коррозии в помещениях с высокой влажностью или от проникания дождевых капель и т. д. Что касается конструктивных особенностей, то влагонепроницаемый тип корпуса мало отличается от других.

Защитные свойства корпуса часов зависят от надежности уплотнения. Все три типа корпуса имеют так называемую резьбовую книжку с уплотняющей прокладкой. Для того чтобы вывести заводной валик наружу, в корпусе имеется отверстие, снабженное втулкой-уплотнителем.

В часах с влагонепроницаемым корпусом плотность соединения повышают при помощи прокладок из хлорвинила или мягких металлических сплавов (например, свинец-олово). Самые распространенные - простые резьбовые крышки с прокладками, которые укладываются в кольцевой паз корпусного кольца. Крышки, закрепляемые в корпусном кольце при помощи дополнительного резьбового кольца, встречаются реже.

Что касается размеров и наружного оформления корпуса часов, то в этом отношении наблюдается большое разнообразие. Самые распространенные формы для часов - круглые, квадратные и прямоугольные, многогранные, а также в виде кулонов, брошей и даже перстней.

Большинство дефектов корпуса зависит, как правило, именно от его уплотнения. Если уплотняющее кольцо деформировано или повреждено, лучше его заменить; но, если замена невозможна, тогда соединение крышки с корпусом смазывают специальной смесью, сделанной из небольшого количества пчелиного воска и вазелина. Чтобы получить нужную смазку, смесь нагревают и тщательно размешивают. Когда образуется однородная масса, смазку наносят тонким слоем на край корпусного кольца. Затем устанавливается крышка. После того как слой воска застывает, соединение крышки с корпусом герметизируется.

Самое уязвимое место влагонепроницаемого корпуса - это отверстие в корпусном кольце, через которое выводится заводной вал с насаженной на него заводной головкой. Такое соединение уплотняется втулками, устанавливаемыми в отверстии корпусного кольца. В часах некоторых конструкций имеется дополнительное пружинное кольцо, надеваемое на уплотняющую втулку. Втулка - самая изнашиваемая деталь этого узла.

Наиболее удачной конструкцией соединения является такая, при которой заводная головка навинчивается на шейку корпусного кольца. При этом она сама является уплотняющей пробкой. Если необходимо завести часы или перевести стрелки, головку отворачивают и слегка вытягивают из корпуса, после чего она функционирует как обыкновенная заводная головка.

Корпусы некоторых наручных часов, особенно женских, зачастую не имеют даже пылезащиты. В таких случаях корпус изготавливается в виде квадратной или круглой коробочки, в нижней части которой находится механизм, а верхняя половина, несущая стекло, надета на нижнюю и прикрывает собой циферблат.

Поскольку механизм вставлен в нижнюю половину корпуса очень плотно, то часто, при вскрытии такого корпуса механизм застревает и извлечь его довольно затруднительно. В этом случае необходимо осторожно установить механизм на место, а затем снова попробовать вытащить его, подсунув нож или отвертку под лапки платины, выступающие над кромкой нижней половины корпуса. Ни в коем случае не пробуйте приподнимать механизм за края циферблата.

Если корпус часов водо- или влагонепроницаемый, то механизм в нем обычно лежит свободно. Для лучшей его фиксации в корпусе может быть установлено специальное пружинное кольцо, лапки которого упираются в заднюю крышку часов и в бортик платины. Иногда эти пружинные кольца выполняют функцию дополнительного противоударного устройства, являясь амортизатором.

Некоторые часовые механизмы перед установкой в корпус закрывают тонким латунным защитным кожухом со стороны мостов. При разборке механизма кожух, естественно, требуется удалить.

Как правило, в большинстве случав кожух на механизме не закрепляется и снять его нетрудно. Если кожух закреплен одним или двумя винтами, то их легко убрать.

В часах некоторых конструкций, как устаревших, так и современных, механизм закреплен в корпусе двумя винтами. Головка винтов может быть нормальной или частично срезанной. Чтобы вытащить механизм, винты с нормальной головкой следует вывернуть полностью. Если механизм закреплен винтами с частично срезанной головкой, их достаточно повернуть на пол-оборота, чтобы срез был направлен к корпусному кольцу.

Стекла для часов изготовляются, как правило, из синтетических материалов (чаще всего из плексигласа). Однако сами по себе плексигласовые стекла еще не могут обеспечить необходимой герметичности. Если стекло предназначено для влагозащитного корпуса, то допускается простая запрессовка стекла в корпусное кольцо; но при создании водонепроницаемых корпусов для обеспечения необходимой герметичности применяют дополнительное металлическое или пластмассовое кольцо.

Еще одним недостатком плексигласа является то, что он гигроскопичен, то есть поглощает влагу. В условиях сильной влажности (например, во время дождя или даже тумана) плексиглас может пропустить влагу внутрь корпуса часов. Если после этого наступит внезапное охлаждение часов, то на внутренней стороне корпуса и на стекле осядут капли воды, что обязательно приведет к коррозии стальных деталей механизма. Поэтому для повышения герметичности некоторых моделей часов в последнее время стали снова применять силикатные стекла.

Что касается возможных дефектов часовых стекол, то органические стекла с царапинами, а также покрывшиеся трещинами или отдельными матовыми пятнами необходимо заменить или тщательно отполировать. Не следует заменять силикатные стекла органическими.

В качестве материалов для изготовления корпусов настольных, настенных и напольных часов используются в основном дерево или пластмасса, реже металл. Корпуса будильников в большинстве случаев делают из металла или пластмассы. Заменить стекла в них несложно, а сам корпус практически не подвергается ремонту. Тем не менее лучше всетаки проверить отдельные детали корпуса, по возможности исправить вмятины и царапины на его поверхности (если корпус металлический).

Если корпус часов деревянный, то лопнувшие швы на нем надо аккуратно залить столярным клеем.

Циферблаты часов закрепляются специальными боковыми винтами. Винты зажимают ножки циферблата в отверстиях платины. Иногда циферблат может привинчиваться непосредственно к платине.

При разборке механизма циферблат надо снимать очень осторожно. Если на циферблате имеется гальваническое покрытие, то прикосновение пальцев может оставить на нем неустранимые пятна. Кроме того, их поверхность легко можно оцарапать.

Циферблаты с эмалевым покрытием от легкого нажима получают сколы и трескаются. Если циферблат тонкий, то при неосторожном обращении он легко гнется.

Когда вы снимаете циферблат, то боковые винты следует отвернуть лишь настолько, чтобы можно было сделать это без усилий. После снятия циферблата эти винты надо опять завернуть, иначе они могут потеряться.

Если ножка циферблата сломана, можно припаять новую, но только в том случае, если циферблат эмалевый. На нем очищают место, где должна быть установлена новая ножка. Чтобы при этом циферблат не прогнулся и не потрескался, его надо поддерживать снизу пальцем. Ножки изготовляют из медной проволоки, диаметр которой должен равняться диаметру соответствующего отверстия в платине.

К центральному отверстию циферблата подбирается латунная втулка, входящая без зазора в это отверстие. Ее надевают на втулку часового колеса. Затем сквозь соответствующее отверстие платины размечаются места пайки. Пайку нужно производить быстро, чтобы циферблат не успел прогреться. Пламя надо направлять преимущественно на проволоку ножки, нагревая ее до полного расплавления припоя.

Расположение стрелок на циферблате может быть нарушено. Если ось секундной стрелки не совпадает с центром секундной шкалы циферблата, то при отсчете времени может возникнуть ошибка в несколько секунд. В будильниках такой дефект может послужить причиной неправильной подачи сигнала.

Однако дефекты центрирования можно исправлять только в ограниченных пределах. Если циферблат металлический, то у него можно осторожно подогнуть ножки. Для этого циферблат следует установить на платине, положить на него деревянную пластинку и осторожно постучать по соответствующей стороне циферблата молотком.

К сожалению, на современных циферблатах, где употребляется в основном гальваническое или лаковое покрытие, замена ножки практически невозможна, так как даже самый незначительный нагрев циферблата вызовет появление на его поверхности неизгладимых пятен.

Загрязненный циферблат необходимо очистить. Эмалевый циферблат лучше чистить бензином. В том случае, если он потрескался или слишком сильно загрязнен, его надо промыть. Для этого натрите циферблат мылом, а затем промойте его теплой водой. Чтобы удалить грязь из трещин, надо протереть циферблат срезом сырой картофелины. После промывки циферблат сушат, завернув в папиросную бумагу.

Печатные циферблаты, а также циферблаты с серебрением поля плохо переносят чистку. Бензин и спирт для их очистки применять вообще нельзя. Если заменить циферблат невозможно, а знаки на нем стерлись, можно написать их черной краской или тушью. Для написания лучше использовать деревянную палочку.

Если знаки (штрихи и цифры) на циферблате не нарисованные, а приклеенные, то их лучше отполировать и покрыть бесцветным лаком.

Что касается стрелок часов, то прежде всего, конечно, они должны быть определенной длины и прочно удерживаться на осях. Стрелки не должны соприкасаться одна с другой или задевать циферблат или стекло. Если вы меняете стрелки, то лучше, чтобы они также соответствовали внешнему оформлению часов по форме и цвету.

Секундную стрелку лучше устанавливать по ходу часов, что дает возможность контролировать соприкосновение стрелки с циферблатом или платиной.

Если секундная стрелка расположена по центру циферблата, то она имеет изогнутый конец и устанавливается с зазорами относительно минутной стрелки и стекла. Боковая секундная стрелка должна быть совершенно плоской и проходить над циферблатом с минимальным зазором. Зазор между стрелками надо тщательно проверить по всей окружности циферблата.

Снимать стрелки удобнее всего пинцетом. Отверстие в стрелке должно соответствовать диаметру несущей оси. Если отверстие слишком узкое, надо его расширить при помощи сверла. Сверлят в несколько приемов, постепенно применяя сверла большего диаметра.

При нормальной длине минутной стрелки ее острие должно перекрывать от половины до двух третей ширины минутной шкалы. Если стрелка слишком длинная, ее можно подогнать, положив стрелку на толстое стекло и обрезав ее концы ножом. Конец часовой стрелки должен закрывать не более одной трети цифр.

В том случае, если циферблат часов не плоский, а изогнутый, минутная стрелка обычно сильно сближается со стеклом в районе чисел 6 и 12 и с циферблатом в районе чисел 3 и 9. Эти места необходимо тщательно проверить, чтобы не допустить соприкосновения стрелки со стеклом или циферблатом.

Удачи в ремонте!

Всего хорошего, пишите to © 2008

В этой статье поговорим об устройстве кварцевых часов и кварцевом резонаторе. Возможно, это будет довольно сложная тема для понимания. Прошу заметить, что в статье рассматривается принцип работы кварцевых часов не на примере существующего механизма а на примитивной абстрактной и грубой модели, показывающей только суть работы большинсва электронных и кварцевых часов.
В этой статье хочется развеять неточности касательно устройства схемы кварцевых часов, которые я встречал на других ресурсах, но об этом чуть ниже.

Рассмотрим для примера самый простейший кварцевый механизм, он состоит из:

  1. Электронный блок с контроллером и кварцевым резонатором
  2. Элемент питания (на фото отсутствует)
  3. Шаговый электродвигатель (катушка статор и ротор с постоянным магнитом)
  4. Шестереночный привод стрелок


Тут кажется все просто, электронный блок подает электрический импульс на катушки статора и ротор делает оборот равный одной секунде. Но как же электронный блок «понимает», что прошло время крутить ротор.

Рассмотрим подробнее работу схему простейшего электронного блока кварцевых часов, он состоит из кварцевого резонатора (зеленый прямоугольник) и микроконтроллера (красный квадрат).


Теперь остановимся подробнее на принципе работы и устройстве кварцевого резонатора.


На фото вскрытый кварцевый резонатор, К сожалению у меня не получилось вскрыть, не повредив кварц, который чаще всего используется в наручных часах.

Работа кварцевого резонатора основана на пьезоэлектрическом эффекте.

Суть пьезоэлектрического эффекта — это генерация ЭДС пьезоэлектриком при сдавливание или растяжения (вибрации) твердого тела (пьезоэлектрика) и наоборот при подаче напряжения пьезоэлектрик будет сдавливаться или расширяться. Важно заметить, такой эффект происходит только в момент сжатия или растяжения.

Любой кварцевый резонатор состоит из монокристалла кварца вырезанным определенным образом и с закрепленными на нем металическими пластинами к которым подведены контакты. Конкретно в часах используются резонаторы с плоским кристаллом в форме камертона (в виде буквы «Y» или «U») с прикрепленными на плоскостях металическими пластинами к которым подключены выводы. Сам кварц диэлектрик — то есть электрический ток он не проводит.

А теперь переходим к сути работы этого компонента. Бытует мнение, что кварцевый резонатор сам генерирует постоянную частоту, при подаче постоянного тока. Это не так, на самом деле все несколько сложнее.

Как говорилось выше, пьезоэлектрический эффект возникает только в момент сжатия или растяжения пьезоэлектрика. К примеру если кратковременно подать электрический заряд на выводы на кварцевого резонатора то кристалл кварца сожмется (ЭДС). Но в тот момент, как кварц будет обратно разжиматься он создаст противоположный по полярности (противоЭДС) заряд на выводах, конечно гораздо меньший чем был подан изначально. Т.Е произойдет одно колебание. Колебаний может быть несколько, важно то, что именно в этом случае (если нет подпитки электрозаряда из вне) они будут гармонически затухающими. Все это происходит за очень короткий момент времени. Это примерно тоже самое, что и удар по камертону. Кристал кварца может колебаться только с одной частотой, независимо от амплитуды.

Резонанс

Что бы колебания кварца были постоянные а не затухающие, нужно обеспечить постоянную внешнюю подпитку этих колебаний, например электрическим током определенной частоты.

А теперь переходим к тому, почему резонатор называется резонатором. У самого кристалла кварца есть своя частота механических колебаний. Как я уже приводил пример выше с камертоном. У него тоже есть своя механическая частота, то есть неважно, как его ударили, он будет выдавать звучание на одной и той же ноте (частоте). С кварцем все то же самое. Если подать на выводы электрический ток какой либо частоты (в разумных пределах) кварц будет механически колебаться (в этот раз уже постоянно в отличии от кратковременного заряда) только с определенной своей (резонансной) частотой, генерируя ЭДС и противоЭДС. Но если на выводы кварца подать ток именно той частоты на которой резонирует кварц, то потребление электричества которое превращается в работу (в колебания кварца) будет минимально в отличие от других частот. Грубо говоря кварц пропустит через себя все частоты кроме своей резонансной, при которой резко увеличится сопротивление. Все это нам напоминает работу колебательного контура, но кварц отличается гораздо лучшей добротностью.

Микроконтроллер

Одна из задач микроконтроллера поддержания частоты на выводах кварца при которой он резонирует опираясь на сопротивление при определенной частоте.

Т.Е Микроконтроллер синхронизируется с кварцем а так как частота кварца известна то и известно сколько прошло времени за определенное количество колебаний кварца. Чаще всего частота кварца используемого в часах равна 32 768 гц. При такой частоте можно обеспечить хорошие показатели в точности измерение времени.

Чем бы вы ни руководствовались, сталкиваясь с вопросом выбора часов, при покупке этого аксессуара важно учитывать характеристики установленного внутри механизма. Чтобы получить полное представление о часах, не лишним будет умение разбираться в некоторых технических нюансах. К примеру, знаете ли вы, что такое калибр? Или зачем в механизме нужны камни? От того, каким механизмом снабжены часы зависит не только их точность, но и то, как вам нужно будет с ними обращаться и даже то, как часто от вас потребуется производить ремонт часов. Все эти особенности определяет калибр часов и тип часового механизма.

Что такое калибр?

Если Вы когда-нибудь просматривали часовые каталоги, то наверняка обращали внимание на то, что в списке основных технических характеристик постоянно фигурируют такие понятия, как «калибр» и «количество камней». Давайте разберемся, что они означают. На бытовом уровне калибр является синонимом механизма, однако, если углубиться в этот вопрос, становится понятно, что калибр и механизм – это не одно и то же. Под калибром в часовом деле принято понимать размер и тип механизма, т.е. особенности расположения и конфигурацию различных его частей.

Названия калибров представляют собой буквенно-числовые обозначения, в которых нередко отображаются компания-производитель и функциональные особенности калибра. Диаметр механизма измеряется в миллиметрах, хотя в профессиональной среде чаще встречается другая единица измерения – так называемая линия (1 линия равна примерно 2.255мм).

Одним из важных компонентов механизма, назначение которого не всегда понятно обывателю, являются камни. Здесь мы не имеем в виду не драгоценные камни, которые используются для «внешней» отделки часов, а так называемые функциональные камни. Их задача – уменьшить трение между деталями, на которые в процессе работы механизма приходится наибольшая нагрузка. Чем больше в механизме предусмотрено функций, тем больше в нем используется камней.

До 1902 года роль стабилизирующих подшипников в часах выполняли настоящие рубины, сейчас производители используют искусственно выращенные камни. Почему именно камни? Все просто. В отличие от металла камень не подвергается окислению и коррозии, а после шлифовки гораздо дольше сохраняет свою форму.

На современном часовом рынке представлено огромное количество часов и все это многообразие, по сути, создано для решения одной задачи: дать человеку максимально точную информацию о текущем времени. Помимо наручных часов, которые обслуживают повседневные нужды своего владельца, существуют часы, устроенные особенным образом. К примеру, атомные часы служат источником эталонного времени и постоянно используются в системах спутниковой и наземной телекоммуникации, а также в других сферах, где крайне важно знать точное время. Другой пример – уникальные настольные часы Atmos, которые фактически воплотили в себе мечту человечества о вечном двигателе, так как энергию, необходимую для работы, черпают буквально из воздуха.


На этих часах мы останавливаться не будем (Принцип работы настольных часов Atmos подробнее описан ). Рассмотрим общие принципы работы часовых механизмов в зависимости от конкретного типа.

Чтобы корректно отсчитывать время, любые часы нуждаются в источнике энергии. В зависимости от того, что выступает в качестве такого источника энергии, принято выделять механический и кварцевый механизмы. Современная часовая индустрия, помимо механики и кварца может предложить покупателю часы с гибридными механизмами и так называемые умные часы, функционал которых выходит далеко за рамки привычного измерения времени. Рассмотрим каждый из этих типов подробнее.

Благородная механика

Источником энергии в механических часах служит спиральная пружина, расположенная внутри так называемого заводного барабана. В процессе завода часов пружина закручивается, а при раскручивании передает энергетический импульс на заводной барабан, который, вращаясь, заставляет работать весь механизм часов. Способ закручивания заводной пружины определяет разновидность механизма, говоря более простым языком, тип завода (подзавода) часов.


В часах с ручным подзаводом пружина закручивается при помощи вращения заводной головки. В процессе завода эта крохотная деталь часового механизма накапливает энергию с некоторым избытком. Этот «избыток», который в часовом деле принято называть запасом хода, позволяет часам некоторое время работать без дозаправки очередной порцией энергии. Запас хода в современных механических часах в среднем варьируется от 24 до 72 часов. Промежуток, прямо скажем, не такой уж большой, поэтому ритуал подзавода необходимо проводить регулярно и, что немаловажно, соблюдая ряд несложных правил.

Первое, что настоятельно рекомендуют мастера часового дела – снять часы с руки. Это позволит избежать лишнего давления на заводную головку. Вращать заводную головку нужно плавно, небольшими порциями, избегая резких и слишком сильных движений. Не стремитесь поскорее отвязаться от скучной процедуры, выполняя завод «одним махом»: это только навредит механизму.

Совет: если стандартное вытягивание заводной головки перед началом подзавода проходит с трудом, ни в коем случае не вытягивайте ее силой. Манипуляцию выполняйте параллельно с плавным вращением заводной головки, и проблема будет решена.

Заводить часы можно, вращая заводную головку либо по ходу стрелок, либо в обоих направлениях. Хотя первый вариант предпочтительнее, время от времени поворачивать заводную головку назад все же необходимо. Этот нехитрый прием позволяет перераспределить в механизме смазочный материал и избежать нежелательной поломки.

Процедуру завода желательно в одно и то же время. Так вы снизите погрешность хода до минимума.


Раз уж мы заговорили о погрешности хода, нужно отметить главный недостаток механических часов. Дело в том, что заводная пружина в «механике» имеет неприятное свойство раскручиваться неравномерно, что приводит к постепенному снижению точности часовых показаний. При отсутствии должного внимания со стороны хозяина модели с ручным подзаводом накапливают погрешность от 5 до 30 секунд в сутки.

Точность хода часов определяется множеством факторов, в числе которых положение часов, температура в процессе носки, степень износа деталей механизма, наличие ударов и встрясок в процессе эксплуатации, корректность процедуры подзавода и др.

В часах с автоматическим подзаводом функцию генератора энергии для заводной пружины выполняет специальный модуль. Его основу составляет ротор (инерционный сектор), который под действием естественной жестикуляции владельца вращается вокруг центральной оси часов и через систему шестеренок заводит пружину. Современные модели снабжаются настолько «чувствительными» механизмами, что иногда достаточно малейшего движения запястья, чтобы ротор пришел в движение и снабдил заводную пружину дополнительной порцией энергии.


Таким образом, необходимость в постоянном подзаводе часов отпадает, но только при условии, что вы носите часы, не снимая. Если же в вашей личной коллекции несколько моделей или вы носите часы от случая к случаю, оставляя их без конакта с запястьем больше, чем на 8 часов, подзавод механизма производить обязательно.

Плюс ручного подзавода в том, что оживив «автоматику» после долгого простоя, вы параллельно перераспределите смазку в механизме и уплотнителе заводной головки. Однако помните, что излишнее усердие в этом вопросе провоцирует преждевременный износ механизма. Ремарка: для полного завода автоматического механизма хватает 30 вращений заводной головки. Понять, что часы заведены полностью, можно по характерному прерывистому пощелкиванию, возникающему в процессе завода.

Отличная альтернатива заводу автоматики вручную – специальная шкатулка для подзавода (виндер).


В особых случаях для подзавода механизма требуется специальный инструмент типа отвертки. По такому принципу предлагается возвращать к жизни часы из коллекции MP-05 La Ferrari от компании Hublot. Внешне модель напоминает мотор автомобиля, и, возможно, именно поэтому традиционной заводной головке места здесь попросту не нашлось. Хотя вряд ли эту маленькую неприятность можно назвать недостатком, потому что механизм этого шедевра швейцарской часовой инженерии обеспечен таким запасом хода, что часы вряд ли вообще когда-нибудь придется заводить. В автономном режиме MP-05 La Ferrari способны работать до 50 суток.

Ремарка: в случае, если вы снимали часы ненадолго, достаточно просто вернуть их на запястье. Запас хода в часах с автоподзаводом еще никто не отменял!


К минусам самозаводящихся часов можно отнести то, что за счет добавления модуля автоподзавода часы имеют большую толщину и вес. Отсюда вытекают и другие неудобства, связанные с «автоматикой»». В частности, ограниченные возможности использования в женских моделях, более высокая стоимость из-за применения в роторе дорогих сплавов, более низкая ударопрочность. Погрешность хода в таких моделях составляет +/- 2-4 минуты в месяц.

Кварц: суперточный механизм

Кварцевые модели в мире часов явление относительно недавнее, поскольку первые часы с кварцевым механизмом (модель Seiko 35SQ «Quartz Astron») поступили в продажу в 1969 году.


Начинка кварцевых часов включает в себя элемент питания (батарейка), электронный блок и пошаговый электродвигатель. Основу электронного блока составляет кристалл кварца, помещенный в герметичную капсулу. Получая импульс от батарейки, кварцевый кристалл начинает колебаться с частотой 32 768 Гц, создавая собственный электрический разряд. Этот импульс, многократно увеличенный распределительным блоком, передается пошаговому двигателю, который приводит в движение колесную передачу и стрелки на часах. Нетрудно заметить, что функция кристалла кварца в кварцевых часах аналогична роли баланса в часах механических. Только в отличие от баланса кристалл кварца колеблется быстро и равномерно, что обеспечивает кварцевым часам точность хода на порядок выше, чем в механических моделях.

О необычных свойствах кварца стало известно еще в 1880 году. Тогда французские ученые Пьер и Жак Кюри экспериментировали со свойствами серии кристаллов, среди которых были турмалин и кварц. В ходе экспериментов братья Кюри заметили, что кристаллы, изменяя форму при нагреве или охлаждении, создают на своих гранях электрическое поле с разноименными зарядами. Это уникальное свойство получило название пьезоэлектрический эффект. Через год французы обнаружили и доказали наличие у кварца обратного по эффекту свойства: созданное вокруг кристалла поле заставляло его сжиматься. Именно эти частые и равномерные колебания кварцевого кристалла обеспечивают кварцевым часам высокую точность хода, делая их популярными во всем мире.


Неудивительно, что в свое время кварцевые часы произвели настоящую часовую революцию, заставив благородную механику на несколько десятилетий уйти в тень. Кварц точнее, удобнее и в большинстве случаев обходится в разы дешевле, чем элитные модели швейцарских механических часов, стоимость которых исчисляется десятками, а то и сотнями тысяч евро. Будучи по сути миниатюрным компьютером, кварцевые часы позволяют программировать свою микросхему таким образом, что обычный аксессуар для измерения времени превращается в суперустройство со множеством полезных функций и рост цены при этом некритичен. Погрешность хода в часах с кварцевым механизмом составляет в среднем +/–20 секунд в месяц. Кстати, отличить кварцевые часы от механических можно даже по внешнему виду: секундная стрелка в механике движется плавно, тогда как в кварцевых часах идет по циферблату скачками.


Кварцевые часы проще механических в эксплуатации. Они не требуют подзавода и питаются от простой батарейки. В случае износа батарейки, ресурса которой хватает на срок до 3 лет, достаточно просто произвести ее замену. Еще один плюс кварца – бóльшая устойчивость к ударам по сравнению с механикой. Кварцевые часы – вариант для тех, кому не нужно «держать марку», приобретая дорогие аксессуары или для тех, кто не желает отвлекаться на такие рутинные занятия, как подзавод механизма.

Гибридные механизмы: удобство и практичность

Тем, кому даже замена батарейки в кварцевых часах в тягость, современная часовая индустрия предложила часы с гибридными механизмами. Такие механизмы используют в работе все преимущества кварца, но при этом питаются не от батарейки, а от некоего внешнего источника энергии.

Одним из пионеров в области кварцевых технологий, использующих внешние источники энергии, можно считать марку Seiko. В 1986 году японцы создали часы со встроенным генератором, а в дальнейшем развили эту идею, предложив покупателю модели с технологией Kinetic . Для подзарядки механизма часы Kinetic используют тот же принцип, что и механические часы с автоподзаводом, с той лишь разницей, что движения руки человека через ротор передаются микрогенератору, который вырабатывает электричество и заряжает элемент питания (аккумулятор). Аккумулятор в свою очередь передает энергию механизму. Никаких тебе заводных пружин и батареек.


В 1998 году Seiko выпустила модель Kinetic Auto Relay, в которой к плюсам вышеописанной технологии добавился энергосберегающий режим. Если в течение 72 часов механизм модели не получает подпитки от движений запястья ее хозяина, система автоматически переходит в «спящий» режим. При этом на фоне остановки стрелок спящие часы продолжают свою обычную работу и как только хозяин берет их в руки, «просыпаются», автоматически выставляя точное время. Ручная настройка здесь потребуется только для указателя даты.

Ремарка: в режиме экономии энергии часы продолжают точный отсчет времени в течение 4 лет, при условии наличия достаточного заряда перед переходом в «спящее» состояние.


На аналогичном принципе построена работа моделей с так называемым автокварцевым механизмом , который в своих моделях используют такие бренды, как Omega, Ulysse Nardin и другие. Принципиальное отличие данной технологии от технологии Kinetic состоит в том, что некоторые модели на базе автокварцевых калибров можно «подзаряжать» при помощи заводной головки.

В 1995 году компания Citizen предложила свой вариант кварцевых часов, не зависящих от ненадежных батареек. Технология под названием Eco-Drive в качестве источника необходимой для работы часов энергии использует солнечный свет.


В первых моделях серии циферблат часов выступал в роли фотоэлемента, который позволял генератору накапливать заряд энергии, когда на циферблат падали лучи солнца. В дальнейшем Citizen выпустила часы, в которых функцию фотоэлемента выполняли тончайшие нити на внутренней стороне стекла циферблата (модели Eco-Drive Vitro), а также модели, в которых солнечный свет для подзарядки механизма улавливал не весь циферблат, а только расположенное вокруг него пленочное кольцо.

Ремарка: первые часы, работающие на солнечной батарее, Citizen выпустила еще в 1976 году. Видимо, в то время новаторская концепция не получила широкого распространения.

В числе современных швейцарских производителей, использующих солнечный свет как альтернативный источник энергии, можно назвать компанию Tissot, предложившую покупателю тактильные часы на солнечных батареях.


С ростом качества жизни растут и требования человека, ко всему, что его окружает. Сегодня нам недостаточно просто узнавать по часам точное время. Эту функцию берут на себя и многочисленные гаджеты, и даже бытовая техника, которая оборудуется встроенными таймерами. Конкуренцию классическим наручным часам активно составляют так называемые умные часы, которые, помимо отображения времени, предлагают своему хозяину массу дополнительных функций. К примеру, следят за его здоровьем, сообщают информацию о погоде, частично заменяют телефон и даже банковскую карту. Какое место займут smart watch в швейцарской часовой индустрии, покажет время, но судя по тому, что швейцарские производители не спешат перенять повальную моду на умные часы, становится ясно, что современные технологии вряд ли перетянут на свою сторону почитателей часового искусства с его многовековой историей. Для тех, кого все же заинтересовали умные часы, отметим, что smart watch швейцарского производства предлагает покупателю компания Tag Heuer, которая в ноябре 2015 года официально представила умную модель Tag Heuer Connected.


Выбор типа часового механизма зависит от множества факторов, и если во главе этого списка можно поставить цену (в случае с кварцевыми моделями это может быть всего несколько десятков евро), то закончить его стоит вопросами престижа. В последнем случае механика традиционно удерживает пальму первенства и в среде знатоков определяется, как часы, созданные по всем правилам часового искусства. Кварцу при этом отводится роль этакого примитивного компьютера с функцией отображения времени.

Другие условия выбора, как правило, диктует ситуация. Для активных занятий спортом, во время которых всегда есть риск ударить часы или подвергнуть их резким перепадам температуры, больше подойдет термостойкий и ударопрочный кварц. Сфера делового общения подразумевает, что все, что входит в ваш образ, должно иметь определенный статус. В качестве «костюмного» варианта комильфо выбирать механику в классическом стиле. Вопрос только в том, какую? Механические часы с ручным подзаводом, как правило, тоньше любой автоматики, потому что не требуют дополнительного пространства для установки ротора. Зато модели с автоподзаводом не потребуют от вас почти армейской дисциплины, необходимой для каждодневного методичного завода «ручной» механики. Так или иначе, выбор за вами.

Фото 1 – башенные часы в г. Зиммере, Бельгия

Когда появились механические часы?

Фото 2 – старинные механические часы

Первое упоминание о механизме отсчета времени найдено в византийском манускрипте конца VI века. В Китае в VIII веке изобретали механические конструкции, повышающие точность хода часов. В Европе первые механические часы появились в IX веке во Франции.

Принцип работы механических часов


Фото 3 – Справа - устройства первых часовых механизмов с маятником. Слева – схема работы деревянного вала от энергии движущегося груза.

Часовые механизмы древности работали по принципу равномерного поворота деревянного вала, на который насажено зубчатое колесо и накручен канат с грузом. Канат опускался под тяжестью груза, зубцы колеса вала, сцепленные с передаточным колесом, приводили в движение стрелки циферблата.

Большие механические часы.


Фото 4 - старейшие башенные часы в Европе – Биг Бен находятся на башне Вестминстерского дворца в Лондоне.

Энергия движущегося вниз груза была основой первых башенных часов. Количество зубьев на колесах рассчитывали так, чтобы полный круг часового колеса отмерял один час времени. Необходимым условием работы механизма было непрерывное поднятие груза вверх после разматывания каната.


Фото 5 - башенные часы, установленные во дворце в Париже.

Так были устроены башенные часы королевского дворца в Париже в 1370 году. Конструкция часового мастера де Вита имела общую высоту более 10 м. Канат с гирей 200 кг равномерно опускался, отмеряя 24 часа.

Фото 6 – голландский физик Гюйгенс с конструкцией часового механизма.

Открытие закона постоянства колебания маятника ученым Галилео Галилеем в 16 веке пригодилось для совершенствования часового механизма. В 1657 году голландский физик Гюйгенс впервые применил маятник как регулятор точности часов. Ему удалось уменьшить погрешность часов до 10 сек.

Фото 7 - башенные часы на Староместской площади в Праге.


Фото 8 – фрагмент Староместских часов.

Башенные часы на Староместской площади в Праге действуют до настоящего времени. Шедевр чешских мастеров поражает театральным представлением каждого часа. Из двух окошек над циферблатом выезжают двенадцать апостолов. Вступают в действие фигуры Смерти и людей, наглядно показывая суетность бытия и роковую неизбежность жизненного конца. Бой часов заканчивается криком петуха и завершающим благословением фигуры Христа.

Фото 9 – часы конгресса Вашингтон.

Переход к наручным часам символа состоятельности владельца произошел в 1500 году.


Фото 10 - старинные немецкие карманные часы 1503 год.

В Германии изобрели пружинный маятник из закаленной стальной, гибкой ленты.


Фото 11 – часы «Катящийся шар», 1808 год. Английский мастер Уильям Конгрив вместо маятника применил шарик, катящийся по канавкам плоскости. Доходя до конца, шарик перевешивает платформу и движется в обратную сторону.

Результатом стало революционное изменение конструкций, широкий набор функциональных свойств часов.

Фото 12 – часы мастера Томаса Томпиона,1690 год.

Английский часовой мастер Томас Томпион по чертежам Роберта Гука изготовил часы нового поколения для короля Карла II.

Фото 13 – карманные часы.

XVII век принес новый виток совершенствования часового дела.

Прорывом в часовом деле в XVII веке стало применение спирального балансира. Это повысило точность хода часов, открыло возможность совмещения часовой, минутной, секундной стрелок на одном циферблате. Значительно уменьшились размеры механизма. Появились удобные в пользовании карманные часы.

Фото 14 – наручные часы – браслет. Австрия, 19 век.

Идея приспособить их к руке пришла мастеру Пьеру Жаку Дро в 1790 году. Он прикрепил корпус к кожаному ремешку, решив сразу две проблемы:

  • быстрого определения времени т.к. часы теперь находились в поле зрения;
  • оригинального дополнения к костюму владельца.


Фото 15 – часы мастера Луи Бреге по заказу королевы Неаполитанской. 1810 г.

В 1810 году часовой мастер Луи Бреге изготовил миниатюрные богато украшенные наручные часы для королевы Неаполитанской.

Наручные часы как украшение и чисто женская принадлежность появились в 1911 году.

Мужчины обратили внимание на этот аксессуар благодаря бразильскому воздухоплавателю Альберто Сантос-Дюмону.

Фото 16 – первые мужские наручные часы Картье серии «Santos».

В 1901 году Луи Картье создал для него модель «Santos». А признание и массовое «внедрение» в обиход джентльменов часы получили после Первой Мировой войны.

Механические часы – подарки

Механические часы быстро завоевали популярность среди европейских королевских домов.

Они стали желанными подношениями, предметом восхищения, завораживали миниатюрностью механизма, ошеломляющими функциональными возможностями, оригинальностью украшений.

Уникальные часы «Павлин» мастера Джеймса Кокса были куплены Потемкиным как подарок императрице Екатерины II.


Фото 17 - часы «Павлин» мастера Джеймса Кокса

Каждый час разыгрывался целый спектакль, который начинался с «пробуждения» совы. Она непрерывно двигала головой, лапками, вращала глазами под мелодичный звон колокольчиков. Царственный павлин наклонял головку и распускал хвост, символизирующий лучи солнца. Птица медленно поворачивалась вокруг оси. С этого ракурса серебряная поверхность перьев являла собой ночь. Церемония завершалась криком петуха.

Фото 18 – в прорези шляпки гриба поворачивался часовой диск с цифрами

А время отсчитывали цифры на прорези шляпки самого большого гриба. Вот такой сюрприз.

Каминные часы метр высотой метр были изготовлены в мастерской знаменитого ювелира Карла Фаберже, датируемые 1891 годом.

Фото 19 – каминные часы ювелира Карла Фаберже, 1891 год.

Этот потрясающий подарок от членов царской семьи был заказан к двадцатипятилетнему свадебному юбилею императора Александра III.

Карманные часы были подарены певцу Федору Шаляпину императором Николаем II.


Фото 20 - карманные часы – подарок императора Николая II.

Самые необычные в мире – часы русских умельцев.


Фото 21 – часы с деревянным механизмом умельцев из династии Бронниковых.


Вызывают восторг действующие абсолютно уникальные часы с деревянным механизмом русских умельцев из династии Бронниковых. Каждый элемент конструкции выполнен из разных пород древесины. Стрелочки, циферблат выточены из красного дерева или самшита, оси – из бамбука, корпус и шестеренки – из березы. Часы не имеют мировых аналогов.