Как научить ребенка определять ударение. Как объяснить ребенку ударения в словах («Домашний репетитор»). Мастера Звуковых дел


Из нашего материала вы узнаете, почему возникает проблема неправильной постановки ударения, и что делать, чтобы её избежать. А также, как научить ребенка ставить ударение в словах, при этом используя методы обучения без скуки.

Верно запомнить ударение в словах — задача не из лёгких даже для многих взрослых, что уж говорить о детях! В русском языке ударение в словах отличается подвижностью и разноместностью, усваивается вместе со словом, его надо просто запомнить. Но зачастую быстрее и легче запоминается неправильный вариант, а переучить потом на правильный очень сложно. Для первоклассников, которые только учатся читать это может стать настоящей проблемой.

У этого может быть несколько причин:

  • Ребёнок постоянно слышит неправильные варианты постановок ударения . В садике, дома, с экранов телевизоров, из любимых мультфильмов — где-то ударения коверкаются намеренно, где-то это может быть случайной ошибкой. В любом случае, родителям необходимо тщательно следить за источниками знаний для своего ребёнка, а также контролировать своё произношение, ведь малыш очень быстро впитывает поступающую отовсюду информацию, и важно, чтобы она была сразу верной.
  • Недостаток общения с родителями . Дети обучаются всему через имитацию — подражание взрослым. Недостаток общения с родителями может сказаться как на общем развитии ребёнка, так и на его речи. Если ребёнок не слышит как нужно говорить — он начинает придумывать свои слова или свои варианты услышанных слов.
  • Разговор с детьми на «детском языке» , сюсюканье. Слыша неправильный вариант слова, ребёнок, естественно, будет думать, что так и нужно говорить. Ведь для ребёнка любой взрослый человек — это эталон для подражания. Особенно если это его родители.
  • Непонимание самого понятия — что значит «ставить ударение». Почему «ставить»? Как оно может стоять? Мы же говорим, и когда произносим слова — то просто какие-то звуки звучат громче. Дети обладают конкретным мышлением и каждое слово воспринимают буквально.

В каком возрасте следует начинать заниматься, чтобы избежать этой проблемы?

Все дети разные — кто-то развивается быстрее, кто-то чуть медленнее, но примерно к 3 или 4 годам у ребёнка формируется тот словарный запас, который позволяет ему строить фразы и даже сложные предложения. В более раннем возрасте нет необходимости в систематических занятиях, но и до школьного возраста тянуть тоже не следует. Избавиться от уже сформировавшейся проблемы, к примеру у школьника 1 класса, будет намного сложнее, чем предотвратить её на ранних этапах развития.

Чем раньше вы начнете исправлять ошибки в речи, тем лучше

Как же научить ребёнка говорить правильно?

Прежде всего, ВСЕГДА правильно и чётко произносите слова, разговаривая со своим ребёнком.

С самого раннего возраста объясняйте ребёнку предметы и явления, комментируйте свои действия, при этом старайтесь чтобы он видел вашу мимику, движения губ. Ни в коем случае не коверкайте слова, стараясь сделать их милыми. Если Вы хотите, чтобы малыш как можно раньше заговорил правильно — прислушайтесь к этому совету.

Также существует много способов обучения правильному ударению в игровой форме. Это и рифмованные строчки, стишки, считалочки, забавные задачки и загадки, и игрушки, помогающие обучению. Чуть ниже мы разберём подробнее эти способы.

Как часто необходимо заниматься?

Регулярность в любых занятиях приведёт к положительному эффекту, поэтому лучше заниматься с ребёнком каждый день, но постоянно менять форму занятий, иначе ребёнок будет скучать, хуже воспринимать информацию и с меньшим интересом заниматься.
Оптимальной формой обучения детей можно назвать игровую форму. В игру можно превратить абсолютно любое действие, так что стоит проявить немного фантазии и скучные упражнения превратятся в развлечение.

Считалочки, стишки, рифмованные строчки.

Подойдут уже сочинённые кем-то или свои собственные стишки. С помощью них очень легко запоминается верное ударение, т.к. без этого строчки просто не рифмуются.
***
Раз лохматая горилла
Крокодилу позвонила.
Он с гориллой не дружил,
Сразу трубку положил.
Ему лучше не звонить,
Кто звонит, тому водить.
***
В яслях дети баловались,
Воспитатели ругались:
«Не балуйтесь, ремешок
Вас посадит на горшок».
Очень эффективен и интересен приём сложения рифмовок: одно слово предлагает взрослый, а другое придумывает сам ребёнок, а затем сочиняется сам стишок.
***
Шарфы-Марфы:
Как у нашей МАрфы
Все в полоску шАрфы!
***
Каталог-потолок:
Наш огромный каталОг
Подпирает потолОк.
***
Что за странный носорог
Ел и твОрог и творОг

Упражнения

Все упражнения должны быть в игровой форме, многие из них можно вспоминать как бы между делом — на прогулке, в дороге, перед сном.

«Угадываем слова».

Вы называете слово с неправильным ударением и просите ребёнка исправить. Например: собакА — собАка, кОнфета — конфЕта и т.д.

Другой вариант этой игры. Нужно выбрать правильный вариант из пары слов с разными ударениями.
Как правильно? — чАшка или чашкА? цветОк или цвЕток? сОлнце или солнцЕ?
Обычно, большинство детей интуитивно угадывают верный вариант.

«Позови меня» .

Нужно произнести название окружающих предметов так, словно они потерялись в лесу и мы зовём их: тУУУмбочка! табурЕЕЕтка! подокОООнник!

Важно: все слова нужно произносить нараспев, но не разделяя их по слогам.
Таким же образом можно звать по имени знакомых, друзей, любимые игрушки.

«Молоточек» .
Произносим слово очень громко, и всего один раз за время произнесения нужно ударить молоточком. Ребёнок выбирает самый громкий слог, ударный. Можно вместо молоточка хлопать в ладоши или бить кулачком по столу.

Кубики Зайцева

Основная идея этих кубиков в том, что минимальной частицей речи является склад, и что все слова состоят из складов, а не букв. Кубики имеют разный размер и выполены из разного материала, а также по-разному «звучат»:
Железно-золотые кубики — склады с мягким знаком
Железно-деревянные — склады с твёрдым знаком
Золотые — изображены гласные
Железные — звонкие склады
Деревянные — приглушённые склады
Очень легко и наглядно можно объяснить звонкие и глухие согласные. Внутри кубика со звонкой согласной — звенящее наполнение, внутри глухой согласной — глухое постукивание.
Следуя методическому пособию, прилагающемуся к этим кубикам, можно легко научить ребёнка правильно произносить слова, потому что весь материал обязательно пропевается, и таким образом будет понятно где находится ударный склад — пропевая слова, мы удлинняем склад с ударением. Выяснив, где он находится — ставим на него специальный кубик с ударением.

Народные методы

Народные методы также бывают очень эффективны и интересны, и проверены не одним поколением детишек и родителей.

Например, посадите ребёнка за стол, пусть он поставит свои кулачки один на другой и на стол, таким образом, чтобы подбородок был прямо над ними. Во время ударного звука подбородок будет касаться кулачков и не будет сомнения который звук ударный.

Как видите, поставить правильную грамотную речь ребёнку можно множеством различных способов, главное — уделять этому время и помнить, что никакие игры или упражнения не заменят хороший пример самих родителей. Ведь как бы правильно мы ни учили, но если сами допускаем ошибки в повседневной жизни, дети скорее последуют живому примеру, нежели самой интересной и увлекательной игре.

И в дополнение к считалкам и упражнениям рекомендуем вам посмотреть следующее видео.

Статья Льва Штернберга

Казалось бы, нет ничего проще, чем объяснить ребенку про ударные и безударные гласные. Безударные гласные произносятся тихо и коротко, ударные произносятся длиннее и громче - чего тут не понять? И всё-таки многие дети понимают про ударение с большим трудом, а некоторые дети вообще не понимают, хоть тресни. Причиной тому оказывается конкретное мышление ребенка, которое заставляет его воспринимать каждое слово буквально.

Во-первых, дети не понимают, почему эта штука называется “ударение”. Разве мы кого-нибудь бьем, ударяем? Наверное, правильнее было бы говорить “нажимание” или “усиление”, потому что мы нажимаем голосом, делаем голос сильнее.

Во-вторых, как мы можем это ударение-нажимание-усиление поставить? У него что, ножки есть? А может, лучше было бы его посадить, или даже положить? Если взрослые всё время говорят, что ударение падает - так может пусть себе там и лежит, где упало?

Ну да, понятное дело, взрослые имеют в виду, что поставить нужно ЗНАК ударения. И поставить этот ЗНАК можно в письменном слове над какой-то буквой.

Но только вот незадача: взрослые почему-то просят ребенка поставить ЗНАК ударения вовсе не в письменном слове, но устно, в слове произнесённом, в котором нет никаких букв и потому ЗНАК поставить просто некуда. А о том, что в устном слове нужно НАЖАТЬ голосом, УСИЛИТЬ голос на каком-то звуке - об этом взрослые как-то ничего не поясняют ребенку.

Кроме того, когда взрослые пытаются объяснить ребенку, что в слове, например, ЛУНА ударение должно падать на А - в это время взрослые катастрофически путают буквы и звуки. В письменном слове ЛУНА действительно есть буква А , и над ней можно поставить знак ударения. Однако в устном слове ЛУНА ребенок не слышит звука А , но слышит звук (слог-слияние) НА , и усиление голоса начинается уже на согласной части этого звука (слога-слияния). ()

Так как же быть? Как объяснить ребенку про правильное ударение-нажимание-усиление, и где оно должно стоять-сидеть-лежать?

Да в общем-то всё просто. Ни один ребенок не сделает ошибки, если Вы спросите его: “Как правильно произнести слово? -

ЛУна или луНА
КАша или каША
ТУча или туЧА
Улица , уЛИца или улиЦА
МАлина , маЛИна или малиНА
ТИшина , тиШИна или тишиНА

Любой ребенок безошибочно выберет правильный вариант. То есть в принципе само ударение (усиление голоса) все дети ощущают правильно, непонятны им оказываются лишь термины, которыми пользуются взрослые для пояснения.

Возьмите для тренировки любое слово, состоящее из нескольких слогов, например РАКЕТА . Произнесите слово по слогам, сопровождая произнесение каждого слога взмахом руки. Покажите ребенку, как сильно взмахивает рука на ударном слоге: раКЕта . Движения руки помогут ребенку всем телом ощутить ритмику слова. В данном слове ударение (усиление голоса) пришлось на середину слова. Теперь дайте ребенку задание, чтобы он самостоятельно придумал неправильные усиления: в начале слова (РАкета ) и в конце слова (ракеТА ), сопровождая это усиление голоса сильным взмахом руки. Проделайте такое же упражнение с несколькими другими словами.

Когда ребенок научится читать и будет понимать, где какая буква стоит в написанном слове, - вот тогда можно будет легко объяснить ему про ЗНАК ударения и про то, как он СТАВИТСЯ в письменном слове над нужной гласной буквой.

© Лев Штернберг,

Во время родители нередко замечают, что их ребенок неправильно ставит ударение в словах. Исправить ситуацию можно достаточно быстро, использовав для этого веселые развивающие игры. В данной статье вы найдете несколько примеров упражнений, которые помогут ребенку освоить эту непростую задачу.

Как научить ребенка правильно ставить ударение в словах?

Научить ребенка правильно ставить ударение в словах помогут такие игры, как:

  1. «Попробуй позови!». Выберите названия животных, состоящие из двух слогов, - кошка, мышка, ежик и так далее. Предложите ребенку «позвать» зверушку, растягивая место с ударением, например, «ко-о-ошка». Чуть позже задание можно усложнить, выбирая слова из трех и более слогов. Именно это упражнение поможет научить ребенка определять ударение, как в двусложных, так и в многосложных словах.
  2. «Повтори!». Выберите любое слово и произнесите его спокойным тоном, а затем попросите свое чадо повторить. После этого прокричите это же наименование, а затем прошепчите его, и пусть кроха повторит ваши действия.
  3. «Корректор». Задавайте ребенку различные вопросы, преднамеренно выделяя голосом неправильное ударение, например, «Где висит лампА?». Ребенок должен не только ответить на вопрос, но и указать на допущенную ошибку.
  4. «Стук-стук». Вместе со своим чадом «простукивайте» слова по слогам маленьким молоточком, делая акцент в месте с ударением.

Кроме того, отличным тренажером для развития данного навыка являются На каждый из них нанесены слоги, из которых можно составлять различные слова. При этом в процессе занятий рекомендуется любым способом выделять кубик, на котором написан ударный слог. Так ребенок быстро научится ставить ударение в словах, и не будет путаться в дальнейшем.

Полное описание

В слове всегда один слог произносится с большей силой и длительностью в голосе (то есть более громко и протяжно). Этот слог и называется ударным. Над гласной в этом слоге рисуют короткую наклонную черточку. Она и подсказывает , какой слог в этом слове ударный. Это особенно важно для тех слов, которые пишутся одинаково, а читаются по-разному.

Надо также знать, что буква Ё всегда стоит под ударением и над ней знак ударения не ставят. В словах, состоящих из одного слога (и включающих одну гласную) ударение также не ставится.

Предложите ребенку для сравнения прочитать и обратить внимание на знак ударения в следующих парах слов:

Миниатюра.

Больной ребенок решил самостоятельно прочитать рецепт и принять лекарство. В рецепте было написано: «Принимать по одной столовой ложке 3 раза в день. После приема пищи ». Ребенок принял лекарство и начал пищать.

Вопрос: что ребенок сделал не так?

Ответ:

1. Принимать лекарства можно только под присмотром родителей.

2. Ребенок неправильно поставил ударение и не понял, что от него требуется. Ему нужно было принять лекарство после приема пищи (после еды).



Если ребенок имеет представление о том, что имена собственные пишутся с большой буквы, то предложите ему прочитать и поставить знак ударения в подчеркнутых словах.

Это машина Машина .

Это Машина машина .

У Кати мяч.

Кати мяч ко мне.

Вот девочка Поля .

Вокруг зеленеют поля .

У Коли топор.

Иди коли дрова.

Задание ребенку: «Прочитай стихи, учитывая знак ударения»



А теперь прочитай и поставь ударение в подчеркнутых словах:

В ведерко руку окуни , не бойся – это окуни .

На даче ирис расцветает, во рту ирис -конфета тает.

Тарелки эти мелки. Возьми с собой мелки.

В лесу мелькают белки , а в мясе есть белки .

Я слышу звон апрельских капель

Поет весенняя капель


Автор статьи - Воробьева Нина Федоровна

МБОУ Дальнеконстантиновская СОШ

« Как научить ребёнка

ставить ударение в словах».

Учитель-логопед

Малиновская Марина Ивановна

2013-2014 уч. год

В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно: силой, проявляющейся в громкости, большей долготой, или длительностью; наконец, тембром - особым качеством звуков, составляющих слог.

Первоклассники, перед тем, как изучать буквы, учатся делить слово на слоги и ставить в слове ударение . Нам кажется, что это просто, но на деле оказывается далеко не так. Малышам очень трудно научиться правильно ставить ударение . Сначала дети научились делить слово на слоги. И когда надо поставить ударение, учитель спрашивает: «На какой слог падает ударение?» Дети сразу начинают делить слово на слоги и этим затрудняют себе работу.

Когда мы произносим слово по слогам, определить ударение очень трудно! Как же помочь малышам? И здесь приходит на помощь сказка и игра.

« Сказка о молоточке»

Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и никого не нашел. Мишка оставил свой след.

Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.

В это время на полянку выскочил Зайка. Он уже давно бегал по лесу в поисках Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был Мишка. Зайка решил позвать его.

« Миш-ка, Миш-ка», - кричал Зайка. Но Мишка не слышал. И тут Зайке на помощь пришел волшебный Молоточек. Он ударил по одному слогу и слог прозвучал громко-громко и очень долго: «Миииииш-ка»! Мишка сразу услышал, что его зовут и пришел. Зайчик был рад другу. А след Мишки стал таким

Теперь Зайка и Мишка решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.

Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.

Когда все друзья собрались, Зайка поблагодарил Молоточек за помощь. А Молоточек улыбнулся и сказал: «Я живу в каждом слове и называюсь Ударение . Только один слог в слове я могу сделать громким и долгим. И чтобы этот слог звучал долго, я всегда стучу по гласному звуку, ведь только гласные могут петь. А

еще я могу перепрыгивать с одного слога на другой и изменять слова, ведь я Ударение - волшебный Молоточек ».

А теперь можно предложить ребенку самому определить, по какому слогу стучит молоточек Ударение. Для этого разделите слово на слоги и напишите

слоговую схему. А потом «позовите» это слово, указывая на произносимый слог. Если ребенок затрудняется, то стоит ему помочь.

Главное, чтобы ребенок понял:

    чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Надо «позвать» его, произнося нараспев.

    Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.

«Приём говорения»

Дети учатся быстро определять ударение в словах, где написание не расходится с произношением, правильно обозначать на письме ударный звук. Используется прием говорения: «Скажи, послушай, сопоставь (сравни)»- действие «от противного». (С удивлением спроси: «Это карандаш?» - с ударением на разные слоги). Закреплению этого упражнения поможет набор слов, где каждое следующее слово увеличивается на один знак:

    шар рыба груша спички крыльцо

    шум волк крыло бумага пустыня

    Аня ноты сумка тюлень рубашка

    ком бант брюки трубил зубастый

    ива барс хвост коршун клубника

Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм ударения.

1) Цель – научиться правильно расставлять ударения и объяснять место ударения в словах.

1). Задание. Расставьте ударения в данных словах, пользуясь, при необходимости, словарями-справочниками.

Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод, хвоя, кулинария, ходатайство, изобретение, документ, премировать, звонит, силос, средства, начать, углубить, алфавит, километр, крапива, магазин, процент, случай, хозяева, щавель, приговор, дефис, петля, творог, мышление, компас, рапорт, металлургия, добыча, музыка, арбуз, цыган, ржаветь, молодежь, ненависть, ремень, цемент, шофер, ходатайствовать.

2) Задание. Данные глаголы поставить в прошедшем времени, изменить по лицам. Объяснить, почему изменяется место ударения.

Начать, передать, призвать, попить, поднять, принять.

3) Задание. Выписать слова с правильным ударением. При необходимости пользоваться орфоэпическим словарём.

Грубы - грубы, густо - густо; (лента) дорога - дорога; (идут) дружно - дружно; (ребята) дружны - дружны; (трава) зелена - зелена; (горница) светла - светла; (собака) сыта – сыта

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ НАХОДИТЬ И ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ В СЛОВЕ

Ударный слог произносится с большей силой, отсюда – прием быстрого и многократного произношения слова с выкрикиванием ударного слога. Г.П.Фирсов описывает данный прием, обычно практикуемый в начальных классах: «В быстром темпе произносить несколько раз какое – либо слово, затем его выкрикнуть – и тогда ударный слог должен резко обозначиться: машина, машина, машина (Фирсов Г.П. Как я обучаю литературному произношению на уроках фонетики). Сохраняется ли большая сила в ударном слове, если произносить слово не громко, а тихо, даже шепотом? Да, и при шепотном произношении ударный слог будет восприниматься как наиболее сильный за счет специфического тембра звуков ударного слога.

Выделение ударного слога большей долготой – основа для приема протягивания ударного слога в слове. Слово произносится медленно, нараспев, ударный слог протягивается: чааайка, бееелый, любииить. В школьной практике данный прием наиболее популярен и используется на уроках в форме выполнения задания «Позови слово!». Этот опыт недостаточно надежен на ранних этапах формирования у младших школьников умения определять ударный слог: отыскивая ударный слог способом протяжения, дети начинают тянуть все слоги в слове, либо теряя при этом ударный, либо выбирая его случайно. Протяжное проговаривание ударного слога уместнее использовать на этапах более или менее сформированного у ученика умения выделять ударный слог. Прием протягивания ударного слога важно сочетать с приемом искусственного изменения места ударения в слове: карандаш, карандаш, карандаш. В использовании данного приема кроются большие резервы для совершенствования умений учащихся начальных классов. Для упражнений подбираются слова разных частей речи: имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Эффективно включать в упражнения имена собственные: имен и фамилий учащихся, хорошо известных географических названий: Дима, Пирогов, Нева, Мурманск.

Задания к работе с такими словами (записанными на доске) могут быть следующими:

Прочитайте слова так, как требует знак ударения.

Какое слово – забавное, смешное, необычное?

Какое слово – знакомое, привычное?

В каком слове ударный слог легче всего тянется?

Таким образом, в поисках ударного слога совмещаются оба приема: прием протяжного произнесения ударного слога и прием искусственного изменения места ударения в слове.

В практике учителей начальных классов, кроме названных, имеют место и другие приемы выделения ударного слога: отбивание, простукивание, а также прохлопывание, либо только ударного слога в слове, либо всех слогов с подчеркнутым ударением.

Самостоятельное определение ударения в слове, самостоятельная постановка в нем знака ударения предполагает совершение учеником целого ряда действий (операций), составляющих алгоритм определения ударного слога в слове:

1. Произношу слово, выделяя ударный слог.

2. Называю ударный слог.

3. Ставлю знак ударения над гласной буквой ударного слога.

Приведу пример рассуждений: «Пилот – ударный слог – лот, знак ударения ставлю над гласной буквой о; ежик – ударный слог – е, знак ударения не ставим, эта буква находится под ударением».

По проведённым логопедическим диагностикам выявлено, что 48% учащихся, посещающих логопедические занятия не умеют правильно ставить ударение.