Как отличить натуральный шелк от подделки. Шелковая ткань: виды, описание, свойства и применение. Натуральный и искусственный шелк


Шелк не зря именуют "королем тканей", ведь это полотно очень красиво, обладает многими достоинствами и может применяться как в производстве одежды и аксессуаров, так и в оформлении интерьера. Из чего делают шелк и насколько это сложно? Читайте в статье ниже.

Немного истории

Производство этой удивительной ткани зародилось в Древнем Китае, и очень долго секрета его изготовления мир не знал. Над человеком, решившимся раскрыть эту тайну, висела угроза смертной казни. Поэтому и цена на ткань была соответствующей, позволить покупку себе могли немногие люди. В Римской империи шелк ценился на вес золота! Когда китайцы научились использовать нити шелкопряда для производства тонкого полотна? Точной даты вам не даст ни один историк. Существует легенда о том, что в чай императрицы однажды упал кокон гусеницы и превратился в нить удивительной красоты. Тогда жена Желтого Императора и принялась за разведение гусениц-шелкопрядов.

Только в 550 году н. э. византийский император Юстиниан сумел раскрыть секрет - из чего делают шелк. В Китай с секретным заданием были посланы два монаха. Вернувшись через два года, они привезли с собой яйца шелкопряда. Монополии на этом настал конец.

О гусеницах-шелкопрядах

Ткань натуральный шелк сегодня, как и в древние времена, можно изготовить только при помощи лучших гусениц. Бабочек в семействе шелкопрядов великое множество, но самую дорогую нить способны дать лишь гусеницы под названием Bombyx mori. Данный вид не существует в дикой природе, так как создан и взращен искусственно. Выведены они с единственной целью - кладка яиц для выращивания гусениц, производящих шелк.

Они очень плохо летают и почти ничего не видят, но с главной задачей справляются отлично. Живут гусеницы несколько дней, но успевают найти партнера и отложить до 500 яиц. Примерно на десятый день из яиц появляются гусеницы. Для производства килограмма шелка требуется около 6 тысяч гусениц.

Как гусеницы вырабатывают шелковую нить?

Из чего делают шелк, мы уже уяснили, но как это происходит? Каким образом гусеница вырабатывает такую драгоценную нить? Дело в том, что вылупившиеся существа круглыми сутками поедают листья тутового дерева, на котором обитают. За две недели жизни они вырастают в 70 раз и несколько раз линяют. Наев массу, шелкопряды готовы к производству нити. Тело становится полупрозрачным, а гусеницы ползают в поисках места для выработки нити. В этот момент их нужно поместить в специальные ящики с ячейками. Там начинают важный процесс - вьют коконы.

Переваренные листья превращаются в фиброин, накапливающийся в железах гусеницы. Со временем белок превращается в вещество под названием серицин. Во рту существ находится прядильный орган, на выходе из него две нити из фиброина склеиваются при помощи серицина. Получается одна крепкая которая застывает на воздухе.

Одна гусеница способна свить за двое суток нить длиной более тысячи километров. Для производства одного шелкового платка требуется более ста коконов, а для традиционного кимоно - 9 тысяч!

Технология производства шелка

Когда кокон готов, его необходимо размотать (это называют кокономотанием). Для начала коконы собирают и подвергают тепловой обработке. После этого некачественные нити выбрасывают. Оставшиеся нити распаривают в горячей воде, чтоб увлажнить и размягчить. Затем специальные щетки находят конец, а станок соединяет две или несколько нитей (в зависимости от желаемой толщины). Материал-сырец перематывают, так он и высыхает.

Почему же ткань получается такой гладкой? Дело в том, что по специальной технологии с нее удаляют весь сироцин. В мыльном растворе шелк варят несколько часов. Более дешевая ткань, не прошедшая обработку, грубая и трудно поддается окраске. Именно поэтому шифон не такой гладкий.

Окрашивание шелка

Долгий путь производства ткани еще не окончен, хотя и близится к завершению. После отваривания шелка предстоит еще один важный этап - окрашивание. Гладкие нити красить легко. Структура фиброина позволяет краске проникнуть глубоко внутрь волокна. Поэтому шелковые платки так долго сохраняют свой цвет. Полотно содержит положительные и отрицательные ионы, что позволяет использовать любую краску и получать хороший результат. Красят шелк как в мотках, так и уже готовую ткань.

Для получения более блестящей ткани и ее насыщенного цвета шелк "оживляют", то есть обрабатывают уксусной эссенцией. В конце пути полотно еще раз обдают горячим паром под давлением. Это позволяет снять внутреннее напряжение волокон. Процесс называют декатировкой.

Теперь вы знаете, из чего делают шелк и какой это долгий путь. В основном он производится в Китае и Индии, но законодателями "шелковой моды" являются Франция и Италия. В настоящее время существует много напоминающих шелк, но по гораздо более низкой цене (вискоза, нейлон). Однако с натуральным шелком соревноваться не сможет ни одна ткань!

В Китае — стране, где изобрели шелк, — этот материал был настолько дорог, что носить его мог только император и члены его семьи, а секрет производства столетиями являлся тщательно охраняемой государственной тайной. Шелк и сегодня считается элитной тканью. Несмотря на усовершенствование технологий производства, текстильщики до сих пор не могут воссоздать все качества натурального шелка в искусственном. Притом ткани очень похожи внешне, поэтому выбирая постельное белье в магазине, вы можете ошибиться и приобрести комплект из ненатурального материала.

7 простых способов убедиться, что материал натуральный

  • Шелк, произведенный из натурального волокна никогда не будет иметь идеально ровную поверхность, на ней будут видны неровности. Искусственный же, наоборот, идеально гладкий и ровный.
  • Неокрашенная шелковая нить может быть только кремового цвета, поэтому белье из абсолютного белого шелка - подделка. Натуральный окрашенный шелк имеет мягкий блеск, на солнце переливается и искрит, а искусственный блестит тускло и оттенков вы не заметите.
  • Натуральные шелковые волокна отличаются от искусственной нити структурой, они мягче и намного эластичнее, поэтому и шелк почти не мнется. Чтобы убедиться в его натуральности, достаточно сжать ткань: настоящий шелк почти не сомнется, а на искусственном останутся четко выраженные заломы.
  • Приложив к лицу натуральный шелк, вы ничего не почувствуете, потому что он сейчас же примет температуру вашего тела. Искусственная ткань будет холодить кожу.
  • Если поджечь нить из натуральной ткани, то она, сгорая, будет пахнуть палеными шерстью или пером, и ее обугленные остатки легко растираются пальцами. Искусственная ткань будет не гореть, а плавиться, вы почувствуете запах жженой пластмассы, если это нити из полиэстера, или горелой бумаги, если нити произведены из целлюлозы.
  • Натуральный шелк нельзя порвать руками - его нити прочны, как проволока, а искусственный может порваться.
  • Порвите вытащенную из шва изделия нить. Если нить распушится, то вы держите в руках искусственную ткань, если же волокна не распушатся, перед вами натуральный шелк.


Химические эксперименты

Проверить, натуральный ли комплект белья вы купили, можно дома при помощи несложных опытов. Первый вариант — опустить кусочек ткани в 10 % раствор щелочи и нагреть. Натуральный шелк растворится, поскольку его нити белкового происхождения, а искусственная ткань не видоизменится. Второй опыт посложнее, но с тем же эффектом: в воде (150 мл) растворить сульфат меди (16 гр.), по 10 грамм каустической соды и глицерина. Натуральный шелк растворится.

Почему так важно, чтобы шелк был натуральным?

Несмотря на то, что шелк остается одной из самых дорогих тканей, его стоимость полностью оправдана превосходными характеристиками материала. Так, натуральный шелк:

  • воздухопроницаем;
  • выдерживает серьезные нагрузки и многократные стирки;
  • быстро впитывает влагу и высыхает;
  • не мнется;
  • отличается потрясающим блеском и очень приятен на ощупь.

До сих пор именно в Китае производят шёлк самого высочайшего качества, который пользуется огромным спросом во всем мире.

Благодаря современным технологиям у потребителей есть возможность выбирать среди невообразимого количество шёлковых тканей, отличающихся качеством сырья, видом переплетения нитей в полотне, способом обработки готового материала и ценой. Последняя может доходить до нескольких десятков тысяч рублей.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ВИДЫ НАТУРАЛЬНОГО ШЕЛКА

ШИФОН

Очень тонкая, нежная, струящаяся ткань из пряжи шелковых волокон креповой крутки, с неровной поверхностью, на ощупь напоминающей песчаную. Идеально подходит для летних платьев, сарафанов, туник и легких блузок.

КАК РАБОТАТЬ С ШЁЛКОВЫМ ШИФОНОМ ЧИТАЙТЕ НА BURDASTYLE.RU

АТЛАС

Если это слово перевести буквально, получится «гладкий». Шелковая ткань атласного переплетения с глянцевой лицевой поверхностью. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используют для изготовления, платков, галстуков, занавесей, обивки мебели, отделок на дорогие церковные облачения. Кроме того, из атласных шелков шьют свадебные наряды.

БАРХАТ НА ШЁЛКОВОЙ ОСНОВЕ

Бархат это ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью. Основой для ворса, определяющей сорт бархата, может служить шелк. В России впервые бархат стали изготавливать именно на шелковой мануфактуре, еще в XVIII веке.

ШЁЛКОВЫЙ БАТИСТ

Тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Обладает высокой прочностью в сочетании с легкостью и прозрачностью. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Шелковый батист прекрасная альтернатива 100% шёлку, так как стоит на порядок дешевле и с ним легче работать.

ГАЗ

Легкая прозрачная ткань из шелка, отличающаяся особенностью выработки. Газ встречается полотняного и диагонального переплетения.

ГЛАДКОКРАШЕНЫЙ ШЕЛК

Ткань наивысшего качества, из самых лучших коконов тутового шелкопряда, дающих длинную неповрежденную нить. Качество сырья позволяет добиться очень плотного кручения пряжи, но при этом вес ее невелик.

ДЮШЕС

Очень блестящий высококачественный плотный материал сотканный из шёлковых волокон.

КРЕП

В переводе с французского «crepe» - шероховатый, волнистый. Ткань, вырабатываемая из шёлковых нитей с очень большой (креповой) круткой. Самые распространенные виды: крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин. Креп хорошо драпируется и может похвастаться малой сминаемостью.

ШЁЛКОВАЯ ВУАЛЬ

От французского «Voile»: покрывало, завеса. Гладкая полупрозрачная ткань, вырабатываемая из шелковой пряжи. Вуаль бывает белёная, крашеная и набивная, часто с вышивкой.

КРУЖЕВО - ДЕЛИКАТНЫЙ И СЛОЖНЫЙ В РАБОТЕ МАТЕРИАЛ. НАШИ СОВЕТЫ ПОДСКАЖУТ, КАК ШИТЬ ИЗ КРУЖЕВА

МАТЛАССЕ

Ткань из натурального шелка с жаккардовым рисунком наподобие стежки на ватине. По способу изготовления и внешнему виду напоминает клоке.

МУСЛИН

Очень тонкая, легкая шелковая ткань полотняного переплетения, схожая с батистом. Слово «муслин» произошло от названия города Мосула в Ираке, где в древности находились текстильные мануфактуры.

ПАРЧА

Сложноузорчатая художественно-декоративная материя с шёлковой основой, содержащая металлические нити с золотом, серебром или имитирующими их материалами. Золотые и серебряные нити в парче вырабатывались из чистого драгоценного металла только в древности.

ТАФТА

Глянцевая шелковая ткань из очень туго скрученных нитей полотняного переплетения. За счет чего тафта достаточно жесткий материал, хотя и тонкая, хорошо держит форму.

ЧЕСУЧА

Суровая платяная ткань желтого цвета, изготовленная из особого сорта шелка - тусора.

УЗНАЙТЕ О ВИДАХ ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН И ИХ ОСОБЕННОСТЯХ ИЗ НАШЕГО МАСТЕР-КЛАССА

Все перечисленные разновидности шёлковых тканей получают из кокона тутового шелкопряда, сырья для изготовления пряжи для ткачества. Это полностью натуральный материал, необычайно мягкий, нежный и в то же время прочный.

Те же названия используют и для обозначения синтетических «шёлковых» тканей, которые на первый взгляд очень похожи на настоящий шёлк. Если вы опытный покупатель, то легко отличите натуральный материал от искусственного. Кроме того, магазины тканей, которые дорожат своей репутацией и ценят каждого покупателя, вряд ли пойдут на обман.

Но как быть новичку? Или если на ткани нет никакой маркировки? Есть несколько простых способов, которые помогут безошибочно узнать настоящую шёлковую ткань.

КАК ОТЛИЧИТЬ НАТУРАЛЬНЫЙ ШЁЛК ОТ ПОДДЕЛКИ

  • Цена - один из первых, но не главных отличительных признаков. Натуральный шёлк всегда стоит дороже своих синтетических аналогов.
  • Шёлк очень приятен на ощупь. Нежный, мягкий, легко струится и плавно «стекает» с рук. Искусственный гораздо холоднее тактильно и жестче.
  • Натуральный шёлк обладает уникальными термическими свойствами - при соприкосновении с телом, он приобретает его температуру.
  • В отличие от синтетических тканей, обладает высокой гигроскопичностью.
  • Блеск у натурального шёлка естественный, приглушённый, при разном освещении меняет оттенок, цвет переливается. Искусственный имеет характерный блеск, но цвет не меняет.
  • Как и любые другие натуральные ткани, шёлк мнется, но незначительно. Образуются мягкие складки, которые почти незаметны и в процессе носки самостоятельно распрямляются. Сминаемость искусственного шёлка более выраженная - остаются заломы, которые иногда даже утюгом невозможно разгладить.
  • Синтетические шёлковые ткани обладают сильной сыпучестью по краю срезов.

САМЫЙ ВЕРНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛИТЬ ПОДЛИННОСТЬ НАТУРАЛЬНОГО ШЁЛКА


Это вытянуть несколько нитей из полотна и поджечь их. Сгорая, они должны пахнуть шерстью, жженым волосом.

Пепел от такого эксперимента легко рассыпается.

В то время как синтетический материал не горит, а плавится, источая неприятный запах пластмассы и образуя твердый запекшийся комочек. Вискозный шёлк тлеет и пахнет точно так же, если бы вы подожгли кусочек бумаги. Пепел от него можно растереть в пальцах.

Хотите знать, как ткань ткется? Да просто! Берется большая рама, в нее набиваются гвоздики со всех сторон на одинаковом расстоянии, по вертикали натягиваются нити основы, а переплетать их будут по горизонтали нити утка. Но с самим сотканным шелком еще повозиться надо. Его нужно отварить в мыльно-щелочном растворе, чтобы удалить остатки серицина. Правду сказать, после отваривания шелк теряет до трети от прежнего веса. Его нужно утяжелять специальными растворами. Для каждой шелковой ткани раствор свой. На этом мы останавливаться не будем. Только вспомним о дубовом шелкопряде. При отварке серицин полностью не удаляется, ткань получается толстой, с узелками. Такая ткань называется диким шелком или туссой.
Вообще, сорт ткани зависит от переплетения нитей, потому и шелк имеет разные названия. Вот здесь в заветной тетрадке все о шелковых тканях записано, как положено, в алфавитном порядке!
Атлас. Плотная ткань атласного переплетения. Соотношения утка к основе один к пяти. Впервые соткан, конечно, в Китае, вот образцы, посмотри: легкий для блузок и платьев, матовый с изнанки, блестящий с лица. Двухсторонний, тяжелый, этот хорош для постельного белья. Из него же шьют кимоно и халаты! Атласная ткань имеется на любой вкус: атласный стрейч, атлас муаровый с рисунком и без, одним словом выбор богатый. Ниспадающий, нежный и гладкий, не случайно на первом месте в моей тетрадке.
Бареж. Прозрачный шелк французского происхождения, изготовлен в газовой технике: основа к утку - один к одному. Из барежа шили дамское белье, украшали корсеты, мужские сорочки, панталоны, воротники и манжеты. Позже в бареж стали добавлять прядильные отходы. Ткань, потеряв былой блеск, вскоре вышла из моды.
Бархат. Мягкий, пушистый с лицевой стороны, гладкий и нежный с изнаночной, вот взгляни. В основу вводят ворсовые нити, вытягивая петли- готов петельчатый бархат. Если петли разрезать - получится разрезной, а если ворс двойной и разной высоты - бархат рытый. В 1652-ом в России был создан Бархатный двор. Бархат шел на отделку кресел и диванов, на пошив платьев и кафтанов. Подбивались бархатом шубы собольи, жаль, не носим одежды такие сегодня…
Батист. Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач - Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного толка.
Брокатель. Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.
Бурдесуа. Шелковое сырье из поврежденных коконов шелкопряда. Используется как уток в сортах ткани низкого разряда.
Газ. Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:
Газ-иллюзион - самый тонкий;
Газ-кристалл - самый блестящий и яркий;
Газ-марабу - самый жесткий;
Газ-рис - самый мягкий.
Грезет или гризет. Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.
Грогрон. Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. Одна часть слова - «гро» - означает шелк, другая - название места. Потому гродешин - из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин - из Берлина, гродефлоранс - из Флоренции, гродетуар - из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.
Дама. Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение. Дамассе - атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.
Дамаск. Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.
Диаспер. Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.
Дымка. Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит - каждый цветок изяществом дышит.
Дюшес. Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.
Жаккард. Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.
Кайосети. Набивные ткани кайосети получили популярность в Японии в У111 веке. Необычайные и оригинальные узоры наносились деревянными формами - манерами. Нередко сочетали набивку с ручной росписью (набиты цветочки метко, тушью написана сакуры ветка, с подписью мастера). На одежду шла ткань кайосети, для ширм же расписывался шелк-рокети, в технике горячего батика, лаконично и тонко. Японские ткани древних времен и средних веков до сих пор поражают потомков.
Креп. Рельефный, полупозрачный шелк с рисунком и без. Основу из туго скрученных нитей переплетают слабо скрученный уток. Креп имеет много сортов и названий: креп-маронн, крепдешин, креп-жоржет. Нежный, легкий и мягкий, шьют в основном из крепа блузки и платья. Крепдешин шасси. Это легкая ткань с эффектом кожи персика. Есть ли у вас по этому поводу версии? Но строго между нами говоря, ткань отваривают с песком в больших чанах. И вот результат!!!
Кэсэ. Ткань китайского узорного ткачества в сочетании с росписью кистью. За много веков до нашей эры китайские мастера достигли высокого качества - тканые птицы, порхающие меж искусно написанных листьев.
Лавабль. Мягкая, струящаяся, полупрозрачная ткань такая. Тонкая, легкая, но высокой прочностью обладает.
Магнул. Образец китайских ткацких законов: шелковая материя с изображением ужасных драконов.
Ткань императора, для каждого дракон свой. А секрет в материю заключен большой. В шелк вплетали волокна тростника, я для мягкости - терли с песком слегка. Красили соком водорослей морских. А нет ли в этой ткани тайн иных? Платью из магнула приписывают силу трех стихий: воды, воздуха и земли. Воздух - это шелковая нить бабочки шелкопряда, прилетевшего из райского сада. Вода - это водоросль морская, цветом жженого золота привлекала. Земля - волокна тростника. Изысканней ткани не придумали пока!
Органди. Тонкая, очень прозрачная ткань. Жесткая и блестящая. Для сари соткали однажды органди в Индии, на родине Тагора и Ганди. В современной моде - вечерние блузоны, жакеты - для одежды разных сезонов, но в основном, конечно, весна-лето.
Паволок. Так называли на Руси шелк, привозимый из Константинополя во времена Вещего Олега. Домашнее убранство, церковные одежды и дамские платья шились, несмотря на хазарские набеги.
Парча. Тяжелый шелк с узором богатым, тканым серебром или златом. Парча была дорогой, ввозилась она, как ни странно, сначала из Византии, Турции и Ирана. Но лучшая парча изготавливалась в Венеции в средние века. В России же атласные ленты и парчу начали ткать в 1594 г. Парчовыми были церковные одеянья, но и знать на нее обращала вниманье. Миром моды правила парча в 70-е годы двадцатого века. Но сегодня, как и вчера, она на первом месте в коллекциях модельеров со всего света.
Петинет. Кружевная шелковая материя - цветочных мотивов феерия.
Плюш. Бархатное шелковое полотно, ворс длинный, густой и пушистый, нежный и мягкий, что шерстка у кошки. Занавес на старинной картине, плюшевый мишка, а сегодня еще и юбка у Ксюши из того же плюша.
Поплин. Плотное, гладкое, одноцветное или с рисунком полотно. Название ткани дало французское местечко одно. Из высококачественной шелковой основы изготавливали поплин дорогих сортов для дам; шелковые очесы в основе плюс хлопчатобумажный уток - и дешевый поплин готов для крестьян.
Репс. Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковй репс был дорогим и водился только в городах, конечно.
Ри. Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки - шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.
Сканый шелк. Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.
Тафта. Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое - уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта - самая старая шелковая ткань, известная человеку.
Твил. Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.
Флоранс. Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная - забава для богачей.
Фуляр. Тонкая ткань из некрученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.
Чанча. Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы - в уток.
Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка - тусора. В настоящее время на пике моды. Ваши же мамы носили в шестидесятые годы.
Чо балетное. Жесткое и прозрачное, на первый взгляд невзрачное. Но декораторы и костюмеры оценили «чо» в полной мере. Легкие облака, пачка у балерины, занавес на сцене, пелерина у героини, жабо у героя и еще многое другое.
Шелк. Натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда; как вы знаете, использовалось оно для создания тканей, ковров, нарядов… Длина нити одного кокона - километра два. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае сперва. До 6 века секрет его сохранялся в тайне, в Европу попадали уже готовые ткани. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, французский глассе, газ, штоф, муслин… Свойства и внешний вид шелка зависят от качества сырья, способов обработки, видом переплетения нитей…и фантазии мастера!

Многое могу еще рассказать про ткани. К примеру, слыхали ли вы о «шан-жане» ? Это китайская техника ткачества, когда используются разного цвета нити утка и основы, получается шелк высокого качества, цвета, допустим, синего, а в складочках - голубого. Это может быть тафта и органза, шандунг и дюпон, одно движение и меняется цвет, ну чем не «хамелеон». Возможно, и по-другому вырабатывается он. Китайские ткачи - народ умелый, секреты хранить всегда умели. Если ж основа вискоза, а уток - шелк, и от одной краски будет толк! Нити разной ткани различного качества поглощают краску по-разному. Вот чудачества! Одна нить получается одного цвета, другая - другого. Все очень просто, но как толково! «Ментенон» , «помпадур» , «дюбарри» - старинные ткани, названные в честь знаменитых фавориток. Будто бы вышиты по атласу растительные орнаменты - букетики из маргариток. Виньетки, гирлянды из роз, пухлые ангелочки в зарослях виноградных лоз. Рокальный орнамент в виде раковин и завитков волн, и каждый мотив движения полн.
Фаворитки формировали вкус двора и Людовика «Солнышко», и Людовика «Льва»! Один говорил: «Государство - это Я!», другой: «После нас хоть потоп!», и каждый старался, как мог. Изо всех сил перещеголять в богатстве и роскоши всех, кто правил до него и на всякий случай, на будущие времена. Самый роскошный, вплоть до нелепости, стиль был создан в эти века. Стилю Людовика 14 подчинена была каждая мелочь, от тканей до ножки стола. Вот вам пример: бант «Лавальер», галстучный узел знаменит только тем, что его завязала на шее Людовика фаворитка Луиза де Лавальер.
Были еще «лицевые» ткани: создавались они в Тебризе, Кашане и Исфахане. Юноши, девушки, сцены из эпосов и преданий, всадники, побивающие драконов и львов; нередки были и изображения птиц и цветов.
Не только одежду шили из шелка, что вы! Для мебельной обивки и стен ткали плотные штофы, шелковые обои, ковры, кружевные шторы, белье, обувь, головные уборы… Из отходов шелкоткачества изготовили первую бумагу, а также вату, утепляли ей видно кимоно и халаты.
Из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, крепкие веревки и тонкие тросы… Высокой крепостью отличается шелковая нить - это без всяких вопросов.
На заре ХХ века началось развитие авиации, и изобретенный Леонардо да Винчи парашют становится настоящей сенсацией. Сотням тысяч летчиков спас жизни шелкопряд - тутовая моль, ангел - хранитель, помогающий всем подряд. Кроме летчиков, спасал он и души другие: прочная шелковая нить издавна применяется в хирургии.
И, наконец, о китайском ткачестве рассказать вам хочу: тема эта интересна, не только ткачу. Ткацкого искусства китайцев примеры датируются вторым тысячелетием до нашей эры! Это самые разные виды шелка, от атласа до органзы, с различным орнаментом, вообрази. Около 50 орнаментов существовало в эпоху династии Тан: «бабочки, резвящиеся среди цветов», оживляли ткань; «лотос и тростник», «дракон и феникс», «пионы», «водяные травы с рыбками», «дворцы и павильоны»…
Шелковые картины - часть культуры Китая. Вэнь Чжэньхэн в своих книгах, к слову сказать, утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно-два таких полотна», на которых пейзажи знаменитых художников, а, кроме того, каллиграфическая надпись украшать полотно должна.

Натуральный шёлк получают из волокон кокона так называемого тутового шелкопряда - разновидности бабочки. Процесс получения шёлковых волокон занимает много времени и весьма трудоёмок. Поэтому натуральные шёлковые ткани стоят дорого, а одежда и аксессуары из них продаются в сравнительно небольших объёмах.

Впрочем, разновидностей шёлковых тканей всё равно существует немало. Вот только некоторые из них.

Атлас (сатин) - одна из самых благородных и популярных разновидностей, отличается гладкостью и характерным блеском; красиво переливается на свету. Из атласа шьют дорогие блузки, платья; из него производят элитное постельное бельё, платки, галстуки, парадные жилеты. Помимо этого, атласом отделываются лацканы смокингов и (иногда) очень дорогие халаты. Ткань эта дорогая, плотная, весьма прочная, но деликатная, требует специфического ухода и аккуратного отношения. Может выглядеть как солидно, так и вульгарно.

Следует отметить, что атласом зачастую называют далеко не только ткани из натурального шёлка: дело в том, что это просто тип переплетения нитей, а не конкретная ткань как таковая. Качество атласа может варьироваться: например, есть очень-очень приятные на ощупь атласные галстуки, а есть галстуки из атласа, которые при прикосновении восторга не вызывает.

По-английски атлас называется сатином . Иными словами, satin - это атлас, а обозначения atlas в английском языке по отношению к ткани вы не встретите.

Гренадин – шёлковая ткань с характерной зернистой фактурой; используется для пошива галстуков. Очень оригинально и красиво выглядит, обладает мягким, умеренным блеском. Галстуки из гренадина - одни из самых универсальных. Подробнее о гренадине и его разновидностях читайте .

Шёлковая саржа - ткань из 100% шёлка с диагональным (саржевым) переплетением. Используется, в частности, для производства нагрудных (да и не только нагрудных) платков, галстуков, шарфов и даже для подкладок пиджаков/курток/пальто. Весьма популярна.

Репс (repp) - напоминает внешне шёлковую ткань с саржевым переплетением, но более «матёрый», «тяжёлый», даже немного грубоватый. У репса ярко выраженная фактура: диагональные рубчики, которые заметны сильнее, чем на шёлковой сарже. Их репса шьют галстуки (обычно это полосатые модели) и иногда платья.

Крепдешин (креп) - лёгкая шёлковая ткань c характерной слегка рельефной фактурой (см. фото ниже), которая используется для пошива женской одежды, в частности, платьев, а кроме того - платков. Не электризуется, не мнется. Иногда крепдешином могут называть похожую хлопковую или даже синтетическую ткань.

Парча - шёлк с замысловатыми узорами, вышитыми золотыми и серебряными нитями. Выглядит роскошно и претенциозно. Парча плотна и тяжела. Сейчас практически не используется для пошива одежды (разве что для каких-то исторических костюмов и некоторых женских туалетов). В современной мужской одежде материал неприемлемый. Иногда из парчи делают обивку для очень пафосной мебели «под старину».

Фуляр - тонкая шёлковая ткань с набивным рисунком, которая используется в основном для пошива разного рода платков и шарфов. Встречается фуляр из 100% шёлка и с добавлением других волокон, в том числе хлопковых и синтетических. Иногда фуляром называют специфический тип рисунка на ткани (с повторяющимися элементами). Подробнее об узоре под названием фуляр читайте .

Жаккард - ткань с рельефным узором. Может быть шёлковым, может быть хлопковым, а может изготавливаться из смеси волокон шёлка и хлопка, а иногда и синтетики. Используется для производства галстуков, рубашек, пледов, покрывал, обивки мебели. Галстуки из жаккарда лучше завязывать небольшими и простыми узлами.

Шёлковый бархат - слегка «мохнатая» ткань, красиво выглядит, приятна на ощупь, довольно тяжела, сильно переливается на свету. Не очень-то износостойка и требует внимательного ухода. Изделия из шёлкового бархата встречаются в продаже очень редко, куда чаще можно встретить одежду из хлопкового или даже искусственного бархата. Иногда встречается смесь: скажем, 28% шелк и 72% вискозы.

- очень тонкая шёлковая ткань, из неё шьют платья, платки, тончайшие шарфы. Легкая и полупрозрачная.

Дикий шелк (по-английски часто raw silk) - грубоватый шёлк, который смотрится не так утонченно, как «классический» гладкий блестящий шёлк. Вообще, строго говоря, дикий шёлк - это шёлк, который получают из коконов гусениц тутового шелкопряда, собранных в полевых условиях (то есть не тех, что выращены на специальных «фермах»). Когда-то, в древние времена весь шёлк был «диким», однако сейчас это «шёлковое собирательство» коммерчески нецелесообразно, так как требует огромного количества времени - и, соответственно, себестоимость такого дикого шёлка будет невероятно высока.

Дупион (dupioni) - по сути, это то, что иногда называют «диким» шёлком. Для такого шёлка характерна неровная, неоднородная текстура. Некоторые люди полагают, что она придаёт ему очарование, но другие могут подумать, что «узелки» — это вообще признак брака. Лоска у дупиона нет, блеск слабый. Вещи из такого шёлка обычно выглядят неформально (это могут быть и женские платья, и мужские галстуки, и пиджаки/жакеты). Иногда для обозначения такого шёлка используется термин Shantung silk (Shantung — это провинция Китая).

Вязаный шёлк - это не ткань, а трикотаж, который используется для производства неформальных галстуков. Такие галстуки вяжут специальные машины. Существует несколько подвидов вязаного шёлка, которые отличаются друг от друга фактурой. Интересным вариантом является подвид Cri de la Soie, выделяющийся крупной и грубоватой текстурой. Вязаные галстуки из такого шёлка выглядят неформально, но выразительно.

Бембергский шёлк - так иногда называют бемберг (купро). Это искусственная ткань («родственница» вискозы), которая напоминает шёлк своей гладкостью и лёгким блеском, но на самом деле мало имеет с ним общего. Она отличается высокой износостойкостью и отличной воздухопроницаемостью и является лучшим материалом для подкладок.

Подробнее о бемберге (купро) читайте .

Искусственный (синтетический) шёлк - так порой называют вискозу или полиэстер, которые внешним видом напоминают шёлк. Опытный глаз, однако, отличит полиэстер от натурального шёлка. Как правило, лоск и блеск у полиэстера более «дешевый». Однако есть и достоинства: полиэстер гораздо дешевле и проще в уходе.

Ancient madder silk

Так называют шёлковую ткань, окрашенную красителями растительного происхождения, в том числе — получаемыми от растения Rubia tinctorum. По-английски такой краситель называется madder, и использовался он с давних времен - отсюда, видимо, и название ancient. В Европе его стали использовать с XVII века (во Франции и Англии), но на Востоке, по-видимому, данный краситель применяли ещё в третьем тысячелетии до нашей эры (есть находки, подтверждающие это). Собственно madder позволяет окрашивать ткани в различные оттенки оранжевого, красного, коричневого и бордового цветов, однако термин ancient madder silk часто применяется и к шёлку других цветов.

В отличие от шёлка, окрашенного современными химическими красителями, ancient madder silk яркими и кричащими цветами похвастать не может, а имеет картинку более тусклую, сдержанную, серьезную, матовую. Некоторым людям очень нравится такой «винтажный» стиль и они стараются покупать галстуки именно из ancient madder silk (особенно ценится английский). При этом следует помнить, что сейчас натуральный красный краситель madder практически не используется, так как он очень дорог; обычно используют искусственный краситель, максимально близкий к нему по свойствам + иногда натуральные красители для получения другого цветов.

Подробнее об Ancient Madder Silk читайте .

Разновидности шёлка и шёлковых тканей по странам происхождения

Первое место в мире по производству шелковых коконов занимает Китай, затем с большим отрывом Индия, на третьем месте – Узбекистан, а затем следует Япония. Вообще, именно в Китае начали впервые в мире производить шёлковые ткани, и сейчас они там производятся в немалых количествах. Китайский шёлк не считается сейчас лучшим, но достойные образцы по разумным ценам из Китая приходят. Конечно, производят и откровенную дрянь.

Велики объёмы производства шёлковых тканей и в Индии - и там похожая ситуация: наряду с заурядными тканями делают ткани очень хорошие и разумно оценённые. Однако лучшими производителями шёлковых тканей уже довольно давно считаются (и продолжают считаться) Англия и Франция. Сам факт, что галстук сделан из английского или французского шёлка, например - это гарантия качества (хотя и не 100%). Некоторые итальянцы тоже используют английский шёлк; например, одни из лучших в мире галстуков Marinella шьются именно из английского шёлка.

Разумеется, шёлковые ткани делают и в Италии - в этой стране их производство концентрируется в районе озера Комо. Сырой шелк туда, правда, обычно поставляется из Китая. Качество итальянских шёлковых тканей в среднем выше качества китайских шёлковых тканей, но англичане и французы всё же находятся ещё уровнем выше.

В минимальных, поистине микроскопических с коммерческой точки зрения объёмах шёлк производится в Швейцарии.

Шёлк в сочетании с другими материалами

Ткани, сделанные из шёлка с шерстью или шёлка со льном - не такая уж большая редкость. Шёлк+шерсть (или даже шёлк+кашемир) - это хороший материал для мужских и женских костюмов, пиджаков, жакетов. Главное - чтобы ткань в целом не слишком сильно блестела; благородный блеск всегда мягкий, сдержанный, малозаметный, неброский.

Кроме того, из шёлка с шерстью шьют разнообразные галстуки и платки. Галстуки, бабочки и платки изготавливаются и из смеси шёлка со льном, а также шёлка с хлопком. В зависимости от соотношения материалов, дизайна, цветов и узоров это могут быть как неформальные изделия, так и вполне строгие. Тактильно ткани из шёлка с добавлением шерсти, льна или хлопка могут быть очень приятны. Впрочем, встречаются и грубоватые образцы.

Данная статья написана в рамках .