Как развить внимание у младших школьников. Как развить внимание у детей дошкольного возраста


Читайте в этой статье:

Рассматривая характеристику всех жизненных процессов, происходящих у детей, можно выделить следующие сферы деятельности: познавательная, эмоциональная и волевая. Однако картина будет неполной без еще одного процесса — внимания. Развитие внимания у детей проходит несколько возрастных стадий.

Развитие детского внимания

Ученые дают следующее определение вниманию — это психический процесс, благодаря которому человек может сосредоточиться на каком-либо значимом для него объекте. По словам К. Д. Ушинского, его можно назвать своеобразной дверью, через которую информация проникает в человеческую душу.

По своей сути, уровень сосредоточения у детей проявляется, когда они увлеченно заняты какой-либо творческой деятельностью, пристально всматриваются в какой-либо объект, вслушиваются или делают попытки прочесть слово в книге.

Сосредоточение детей может быть направлено на внешние объекты или на его внутренний мир. Задача этого процесса не только создать оптимальные условия для психической деятельности, но и развить у малыша способность быстро реагировать на изменения в ситуации. Процессы познания имеют направленность на определенный объект. Эти процессы отражаются в восприятии чего-то воображаемого нами. Они имеют отношение человека к миру. Все процессы и ощущения имеют определенное содержание.

Развитие внимания начинается с самого рождения и происходит на протяжении всей жизни.

Особенности развития внимания детей раннего возраста

Многие взрослые думают, что сосредоточение внимания у детей новорожденных практически отсутствует, но они ошибаются. Показателем возможности сосредоточения у детей раннего возраста можно назвать способность малыша реагировать на яркие и сильные раздражители.

Проявление сосредоточения можно заметить уже на самом раннем жизненном этапе. Естественно, поначалу этот процесс возникает непроизвольно. К примеру, изменить характер поведения малыша и вызвать у него ориентировочные реакции, способны раздражители, которые напрямую связаны с питанием.

Самыми первыми признаками наличия сосредоточенности у детей являются зрительное и слуховое восприятие, которое можно заметить уже в середине первого месяца жизни. Малыш уже способен реагировать на звук, звонок или какой-нибудь другой слуховой раздражитель. Он замолкает, может перестать двигаться и начинает прислушиваться к звукам. Как только раздражитель исчезнет, малыш может снова вернуться к тому, чем занимался.

Уже через 2-3 недели можно заметить, как развивается внимание у детей. Малыш начинает прислушиваться к голосу взрослого, который разговаривает рядом. Он может перестать плакать и двигаться, сосредоточив все свое внимание на том, кто с ним разговаривает. При этом идет развитие координации движений малыша.

В это же время дети постепенно начинают проявлять зрительное сосредоточение. Они перестают двигаться и стараются сфокусировать взгляд на объекте. Конечно, первые проявления внимания еще совсем слабые, поэтому кажется, что оно отсутствует. При этом происходит развитие координации малыша в окружающем пространстве.

Когда младенцу исполняется два месяца, продолжительность слуховой и зрительной сосредоточенности несколько увеличивается. Малыш начинает замечать яркие игрушки, а если такая игрушка еще издает звуки или ее озвучивает взрослый, то внимание на ней может задержаться дольше.

Следующий этап развития внимания у детей — это проявление комплекса оживления в ответ на общение с взрослым. Проведя исследования, ученые сделали вывод, что движущиеся объекты дольше привлекают детей, чем неподвижные. А больше всего дети реагируют на движение взрослых.

По достижении детьми полугода они уже способны выделять человека и сосредоточиться на его движениях и звуках, которые он воспроизводит. В течение года именно взрослый является основным раздражителем, который вызывает интерес у ребенка и поддерживает его на должном уровне.

Пятимесячные дети большой интерес проявляют к предметам, которыми они способны манипулировать. В этом возрасте происходит активное развитие внимания у детей и идет формирование координации движений. Они учатся хватать предмет и производить с ним элементарные действия. Заинтересовавшись какой-нибудь игрушкой, дети могут на некоторое время сосредоточить на ней свое внимание.

На этом этапе жизни развитие детского сосредоточения является очень важной задачей, которую предстоит выполнить взрослому. Увлекая маленького человека предметом, нужно постепенно увеличивать расстояние между ним и малышом и время заинтересованности.

Со временем малыш постепенно развивается, происходит улучшение координации движений. К одному году он уже может манипулировать не одним предметом, а сразу несколькими. Он стучит кубиками друг о друга, складывает небольшие предметы в большую коробку и так далее. Все эти действия дают информацию о развитии внимания и о получении навыков его распределения.

Задача родителей — уделять больше времени развитию координации движений у детей, учить их действовать сразу с двумя или даже с тремя предметами. Для этого необходимо показывать все на собственном примере. Начинать нужно с самых простых манипуляций, и после того, как ребенок в совершенстве овладеет ими, можно постепенно усложнять и увеличивать количество используемых предметов.

Этот период характерен тем, что малыш начинает двигаться. Поэтому он уже в состоянии достать желаемую игрушку.

Регулярное выполнение даже самых простых упражнений поможет в развитии координации движений. Кроме того, вместе с приучением к спокойным играм, происходит выработка воли у детей. К таким занятиям можно отнести собирание пирамидки или стаканчиков, перевозка кубиков на грузовике из одного места в другое и другие не менее интересные игры, которыми увлекают детей.

Важно знать, что детского сосредоточения хватает ненадолго. Максимальное время увлечения одной деятельностью составляет не более 10 минут.

Еще одной составляющей этого процесса является речь. К году у маленького человека появляется потребность общения со взрослыми. Его кругозор постепенно расширяется, малыш начинает проявлять интерес к деятельности и движениям других людей, понимать, о чем они разговаривают.

Разница заключается лишь в том, что на более ранних этапах своей жизни внимание маленького человека привлекается взрослым, а позже, в возрасте 2-х или 3-х лет, он уже в состоянии заинтересоваться чем-либо самостоятельно.

Со временем у детского внимания появляется еще одна особенность. При этом идет развитие воли у детей. Теперь его не просто интересует эмоциональная окраска речи взрослого и внешний вид предметов, он в состоянии понимать, о чем думают люди, когда обращаются к нему.

К трем годам дети проявляют интерес не только к предметам, но и окружающим явлениям, однако на этом выработка сосредоточения у детей не заканчивается, напротив, оно продолжает совершенствоваться по мере выполнения новых задач, которые встают перед маленьким человеком.

Как развивается внимание у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста это развитие происходит более организованно. Дошкольник в состоянии самостоятельно направить свой интерес на тот или иной предмет. Его внимание становится все более опосредованным.

В дошкольном возрасте развитие внимания зависит от таких значимых моментов, как:

  • значимость;
  • эмоциональность;
  • интерес материала для детей;
  • характер деятельности.

К примеру, сюжетно-ролевые и дидактические игры оказывают на развитие внимания больше влияния, чем остальные. К тому же этот процесс тесно связан с развитием воли у детей. Он учит управлять своим поведением.

Еще один процесс, без которого не обходится такое развитие — это восприятие. Для его развития можно использовать такие упражнения, как:

  1. Выделить предмет или его детали из общего фона.
  2. Сопоставить предметы с эталоном.

Других подобных заданий существует большое множество. Они требуют от детей проявления сосредоточения и воли. По мере того как перед ребенком встают все новые и новые задачи, он становится более сосредоточенным и внимательным.

Для детей дошкольного возраста характерны следующие формы проявления внимания:

  1. Сенсорная.
  2. Интеллектуальная.
  3. Моторная.

Помимо форм, вниманию свойственны и следующие функции:

  1. Активизация психических и физиологических процессов, которые необходимы в данный момент, торможение тех, в которых необходимости нет.
  2. Фильтрация информации, поступающей извне.
  3. Сохранение образа предмета и удержание его в памяти до момента достижения конечной цели.
  4. Развитие воли, сосредоточенности, а также активной деятельности на одном объекте.
  5. Контроль над деятельностью и ее регулирование.

Основные этапы развития внимания детей

  1. Появление ориентировочного рефлекса. Этот этап характерен для первых месяцев жизни малыша. Развитие внимания находится на низком уровне.
  2. Появление ориентировочно-исследовательской деятельности. Возраст — конец первого года жизни. Происходит не только развитие внимания, но и развитие координации.
  3. Появление зачатков произвольного внимания происходит в начале второго года жизни. Большое влияние на формирование воли и совершенствование движений у детей оказывают родители. Они же направляют детский взгляд на тот или иной предмет.
  4. В возрасте 2-3 лет продолжает развиваться произвольное внимание, а именно его первоначальная форма, так как дети, которые не достигли трех лет, практически не способны распределять внимание между несколькими предметами.
  5. Умение действовать по инструкциям различной сложности появляется у детей в возрасте 5 лет.
  6. Следующий этап проходит, когда детям исполняется 5-6 лет. Под влиянием собственных инструкций возникает произвольное внимание самой простой формы. Дети больше сосредоточены во время игр, активной деятельности, а также при манипуляции с предметами.
  7. Семилетний возраст характеризуется развитием воли и совершенствованием внимания.
  8. У старших дошкольников уровень сосредоточения претерпевает следующие изменения:
  • его объем становится более значительным;
  • оно более устойчивое;
  • проявляются задатки произвольного внимания;
  • происходит развитие координации.

Развитие внимания дошкольников

Развитие внимания дошкольников имеет некоторые особенности, которые выявились в результате исследований в области психологии:

  1. В каждом возрасте существует определенное время, в течение которого дети увлечены одной игрой. К примеру, для шестимесячных малышей это 14 минут, а для шестилетних — около 1,5 часа. Однако вместе с тем доказано, что активной и продуктивной деятельностью старшие дошкольники способны заниматься не более 15 минут.
  2. С возрастом уменьшается и количество отвлечений за одну игру. В идеале допускается, что маленький человек шести лет может отвлечься от игры всего один раз, а трехлетний — 4 раза.
  3. Чем сдержаннее и уравновешеннее дети, тем их сосредоточение на конкретном объекте находится на более высоком уровне. При этом развитие координации идет большими темпами.

По тому, насколько он внимательный, можно понять, анализируя, — к чему он проявляет больший интерес. Он будет заниматься делом до тех пор, пока оно его интересует. Чем сильнее интерес, тем дольше будет игра.

Чем старше малыш, тем чаще объектом его познавательной направленности становится речь взрослых. Они с интересом узнают значение незнакомых ему слов и способы их уместного употребления.

По мере увеличения уровня сосредоточения дети могут воспринимать уже не одну, а сразу несколько картинок, внимательно их рассмотрев, ответить на вопросы об их содержании.

Развитие внимания не может обойтись и без влияния речи, которая с возрастом становится более разнообразной. Помимо этого, внимание детей 6-ти лет могут привлекать те предметы, которые внешне кажутся невзрачными, в отличие от малышей, интересующихся исключительно яркой оболочкой.

Развивать внимание у детей очень важно, так как в дальнейшем его дефицит может негативно отразиться на успешности процесса обучения в школе. Однако важно не перегружать детей занятиями, а соблюдать временной режим, который характерен для каждого возраста.

Многие родители задаются вопросом, как развить внимание у ребенка . И не даром! Достаточная концентрация внимания не только обеспечивает успех в обучении, легкую социализацию, но и обезопасит малыша от случайных падений и других неприятных вещей.

Давайте для начала разберемся с тем, что мы понимаем под вниманием. Внимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов и событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то идее или деятельности.

В этой статье мы рассмотрим нормы концентрации внимания у детей, а также приведем примеры игр для развития внимания.

Нормы концентрации внимания у детей

У маленьких детей внимание очень непостоянно и все время переходит с одного предмета на другой. Если вы намерены заняться развитием внимания вашего ребенка, то предлагаем вам ознакомиться с нормами концентрации внимания детей по возрастам.

  • 2 года – 4-10 мин
  • 3 года – 6-15 мин
  • 4 года – 8-20 мин
  • 5 лет – 10-25 мин
  • 6 лет – 12-30 мин
  • 7 лет – 14-35 мин
  • 8 лет – 16-40 мин
  • 9 лет – 18-45 мин
  • 10 лет – 20-50 мин

Вы видите, что разброс по времени довольно значительный. Это обусловлено индивидуальными особенностями развития ребенка. При этом в норме концентрация внимания у конкретного ребенка должна увеличиваться с возрастом на 2-5 мин на каждый год жизни.

Следует отметить, что мозг ребенка не развивается сам по себе. На него оказывает большое влияние окружающая среда и характер домашней обстановки. Динамичные телевизионные программы и ультрабыстрые видеоигры, которые сегодня стали нормой, совсем не способствуют развитию внимания. Дети ими легко увлекаются, однако их избыточный просмотр может привести к ухудшению концентрации внимания и агрессивности.

Как развить внимание у ребенка: важные условия

Давайте разберемся, каким образом мы можем обеспечить ребенку среду, способствующую развитию внимания.

1. Свежий воздух. Убедитесь, что ребенок имеет достаточно времени для . Исследования показывают, что существует прямая зависимость между физическими упражнениями, коэффициентом интеллекта (IQ) и успеваемостью. Поощряйте игры на развитие крупной моторики, которые :

  • догонялки,
  • прятки,
  • футбол,
  • вышибалы и др.

2. Дыхание . Дети с плохой концентрацией часто имеют неглубокое и неэффективное дыхание. Без достаточного количества кислорода мозг и тело не могут функционировать должным образом. Игрушки, которые поощряют непрерывные выдохи, являются превосходными тренажерами для улучшения дыхательной функции ребенка. К ним относятся:

  • мыльные пузыри,
  • свистки,
  • духовые инструменты,
  • воздушные шарики (их надувание),
  • а также игры, описанные в статье .

3. Рукоделие. Ручная работа является идеальным средством, позволяющим улучшить концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию и обрести навыки решения проблем. В зависимости от увлечений и склонностей ребенка, это может быть:

  • шитье кукол,
  • вязание игрушек,
  • бисероплетение,
  • сборка и покраска деревянных моделей самолетов, кораблей и т.д.

4. развивают не только концентрацию внимания, но и социальные навыки, спортивный азарт и волю к победе. Также хорошим выбором будут: пазлы, головоломки, логические игры.

5. Чтение. ребенку как можно раньше и делайте это регулярно. Время чтения должно быть ограничено возможностями концентрации внимания вашего ребенка. После чтения просите малыша пересказать вам историю. Поощряйте его использовать слова-последовательности: потом, после этого, в это время, в прошлом, тогда. Спрашивайте о возможных вариантах продолжения истории.

Выбирайте произведения, которые нравятся малышу и вызывают интерес, чтобы чтение стало любимым ритуалом.

6. Помощь. Привлекайте ребенка к приготовлению еды и помощи по дому. Давайте ему поручения, чтобы он чувствовал себя значимым помощником. Также будет полезно завести домашнего питомца, которого хочет ребенок, и часть обязанностей по уходу за новым членом семьи возложить на ребенка.

7. Поддержка. Если у ребенка что-то не получается, не спешите выполнить это вместо него. Будьте рядом, подбадривайте, сохраняйте его веру в свои способности. Так вы научите ребенка терпеть разочарование и пробовать снова и снова, пока навык не будет освоен.

Кроме того, существует множество игровых приемов для развития внимания. Некоторые из них вы найдете в печатных изданиях: или сборниках заданий для развития ребенка различных возрастов. Это всем известные:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

  • Сравни 2 картинки и найди 3-5-10 отличий (в зависимости от возраста ребенка)
  • Найди всех лягушек, белок, комаров и т.д. на картинке
  • Найди пары предметов
  • Соотнеси тень и предмет
  • Найди лишний предмет в ряду
  • Раскрась по цифрам
  • Графические диктанты

Игры для развития внимания ребенка

Шахматы

Эта игра помогает значительно увеличить концентрацию внимания и память. А также помогает детям развивать интеллект и познавательные способности.

Повтори ритм

Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.

Соблюдай правила

Вы озвучиваете ребенку определенное правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание: когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.

Другим вариантом может быть ходить или прыгать в ритм музыки. По мере усвоения навыка, давайте задание ходить/прыгать, не попадая в такт.

Если вы проводите занятие по , то подойдет следующий вариант: на слово «яблоко» поднимать руки вверх и становиться на носочки, на слово «земляника» — присаживаться. Вы говорите вразброс слова, стараясь запутать ребенка, а он старается не ошибиться.

Или такое задание: на один хлопок – прыгает зайцем, на два хлопка – ходит как уточка, на три хлопка – рычит как волк.

Три задания

Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:

  • Подпрыгни два раза
  • Назови какой-нибудь цветок
  • Подойти к деревянному предмету

Когда ребенок справится, давайте задания посложнее:

  • Хлопай столько раз, сколько тебе лет
  • Назови дикое животное
  • Дотронься до предмета на букву К

Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.

Зачеркни букву

Если ваш ребенок знаком с буквами, дайте ему следующее задание. Возьмите любой текст с крупным шрифтом и попросите его зачеркнуть все буквы О, или О зачеркнуть, а Р подчеркнуть. Это задание не только способствует развитию вниманию, но и подготовит ребенка к тесту «Корректурная проба» перед поступлением в школу.

Когда ребенок занимается или играет, старайтесь не отрывать его от занятий и не переключать на другой вид деятельности, пока задание или игра не будут окончены. Все дело в «прерывании деятельности», как ее именуют психологи. Это явление развивается при невозможности завершить какое-либо дело по одной из трех причин:

  1. переключение на другое занятие (ребенок рисовал, а вы включили мультики);
  2. вынужден срочно реагировать на иные сигналы ( , а сестра закричала из другой комнаты);
  3. невозможность продолжать деятельность (ребенок читал, а вы погасили свет).

Если так происходит постоянно, то нервная система истощается, и в дальнейшем сконцентрироваться будет все сложнее, то есть время концентрации внимания будет не нарастать, а падать.

Надеемся, что наши советы помогут вам весело проводить занятия с детьми и воспитывать внимательных, гармонично развитых малышей!

Как вы развиваете внимание ребенка? Расскажите в комментариях!

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru .

Основная деятельность детей младшего школьного возраста - обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе - результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание - понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, ) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание - это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания - недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность - результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или , дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений - научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность - неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети - собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти - залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков - запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», - говорит первый игрок. «Морковь, редис», - произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель - игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТ НВПРАКОРОВА ЕВРАСОБАКИ ЦРВМ

Правильный ответ: собаки - лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТО ЫЕАРБРА ЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь - лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания - безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка - найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания - способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.


Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться...

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их . Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.


Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка . Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.


Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

  • жирную рыбу,
  • бананы,
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • шпинат,
  • брокколи

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано

Развитие внимания у детей дошкольного возраста приобретает более широкий смысл в настоящее время. С самого детства малыш проявляет интерес ко многим вещам и необходимо начать следить за его действиями и сосредоточенностью на одном конкретном задании.

Главное для родителей – с детства развивать внимательность и способность запоминать. Подготовка заинтересованности с раннего возраста позволяет младенцу в дальнейшем справляться с усвоением знаний, легко решать бытовые проблемы и облегчает процесс установления контактов. Поэтому с момента рождения чада отец с матерью задаются вопросом: «Как улучшить внимание ребенка?».

Как тренировать внимание ребенка – когда начинать?

Проблема со становлением направленного внимания приобретает значение тогда, когда родные замечают неспособность крохи заниматься одним процессом. Он постоянно отвлекается на всевозможные предметы – это и является одной из причин заняться формированием серьезности.

В настоящее время эта проблема особенно актуальна, так как с возникновением электронных гаджетов дети постоянно ёрзают и не могут усидеть на одном месте, отвлекшись на телефон, компьютер или планшет. Нужно отыскать, где кроется зарождение трудностей, и тогда начинать развитие внимания у чада. Требуется рассмотреть окружение карапуза, понять на какие раздражители он отвлекается, после чего в полной мере их устранить.

Чтобы уменьшить негативные последствия, обязательно следует начать решение проблемы с самых ранних лет и при симптомах появления проблемы.

Особенности чуткости у ребеночка

Временная категория довольно значительно отличается в первых годах жизни и в школьный период. Природой заложено так, что умение концентрироваться растет вместе с крохой и способность сосредоточиться достигает нужного уровня к школьному возрасту.

Но все-таки заниматься развитием внимания следует заниматься с первых лет - картинки для детей и специальные игры, если ими заниматься регулярно, могут значительно развить способности ребенка и подготовить к дальнейшему процессу обучения.

На работу головного мозга малютки оказывают влияние различные внешние факторы, такие как окружающее общество, домашняя остановка и правильный настрой. Все эти факторы желательно учитывать и дать крохе максимальную возможность для улучшения памяти и внимательности.

У младенцев часто слабая внимательность из-за неустойчивой реакции на внешние действия. Именно из-за них малютка не сосредотачивается, становится неусидчивым и теряет заинтересованность к любому начатому делу.

Если вы хотите организовать развитие концентрации внимания у детей, надлежит заинтересовать их чем-то новым, увлекательным и красочным. Тогда малыш сам захочет заниматься деятельностью, и не будет переключаться на внешние предметы-раздражители.

Выделяют несколько видов внимания:

Непроизвольное . Образуется у деток не по их воле. Крохи отвлекаются на яркие цвета, посторонние шумы или какое-то необычное и интересное движение;
Произвольное . Обычно возникает у человека с семи лет. Но при этом внимание все равно может рассеиваться, и ребенок может забросить то, что действительно надобно;
Послепроизвольное внимание. Объединяет в себе первый и второй вариант, но характеризуется тем, что чадо выполняет деятельность с удовольствием и вдохновением, настолько втягивается в процесс, что он не хочет отрываться от дела, и ему не надо заставлять себя.

Малышу будет куда интереснее заниматься тем, что ему нравится и что привлекает его увлечение.

Большинство детей постоянно нервничают, когда берутся за несколько дел одновременно, и начинают теряться при выборе того, какую же задачу начать выполнять в первую очередь. Требуется подтолкнуть малютку к этому непростому выбору и дать понять, что для него важно в первую очередь. Необходимо организовывать распорядок дня, чтобы малыш привыкал к выполнению своих естественных обязанностей.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Практически вся деятельность, включая обучающую, у детей до совершеннолетия проходит больше в процессе интересных и увлекательных упражнений. Лучше проконсультироваться с педиатром по поводу того, какие всё же выбрать игры и мероприятия, и как лучше развить такие черты характера, как внимание, целеустремленность, координацию и другие важные параметры.

1. Желательно начинать обучение осторожности в играх на свежем воздухе. Развлечения должны улучшать именно координацию движений. Разделяют такие забавы, как:

Догонялки;
прятки;
футбол и другие.

2. Задания для развития внимания подразумевают также и совершенствование дыхательных путей:

Мыльные пузырьки;
свисток;
духовые инструменты;
надувание воздушных шаров;
формирование речевого дыхания и другие.

3. Рукоделие. Занятия рукоделием позволяют заострить потребность крошки именно на той работе, которую они выполняют, и не сбиться с подсчетами стежков, петелек и прочего:
вышивка;
вязание;
шитьё;
бисероплетение и другое

4. Настольные игры заостряют нацеленность крохи на том, когда будет его ход и на основных правилах. И также подобные задания для детей на развитие внимания позволяют развить социальные навыки и волю к победе.

5. Чтение. Если подростку правильно преподнести указанный вариант нагрузки, тогда можно приучить его любить книги с самого раннего возраста. После прочтения предлагается попросить ребенка рассказать то, что он только что прочитал, - это благоприятно сказывается и на внимательности, и на развитии памяти, и на способности разговаривать.

Существует большое количество различных методик развития внимания у детей дошкольного возраста, представляющие собой полезные и занимательные игры. При их выборе ориентируйтесь на то, чтобы «уроки» были яркими и интересными: они должны завлекать ребенка и развивать его воображение, способности и фантазию.

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

В школьные годы проблема воспитания наблюдательности обостряется ещё больше, особенно если этим не занимались ранее. Многие жалуются, что будущий школьник не может спокойно сидеть на месте, заниматься чем-то одним, на занятиях под подготовке к школе появляются проблемы с выполнением домашних заданий. На этой почве у ребенка могут возникать постоянные перепады настроения и депрессии.

В школах обычно присутствуют упражнения на продвижение интереса, однако учащемуся их может просто не хватать для выполнения простых домашних упражнений. Чтобы показать свою заинтересованность и участие, вам требуется слушать рассказы крохи о том, как прошел день, интересоваться его успехами в учебе или различных секциях. Такие простые действия могут помочь в вопросе, как научить ребенка вниманию.

Другое, не менее важное. значение представляет самостоятельность и ответственность. Максимально подробно стоит объяснить школьнику его отношение к школьным обязанностям и домашним заданиям, дать возможность самостоятельно подготовиться к следующему учебному дню, но проверить уроки всё же нужно, поскольку дитя может что-то упустить.

Существуют различные методики развития внимания, которые можно применять как и для маленьких деток, так и для взрослых школьников:
1. Шахматы. Указанная игра помогает детям развить осмотрительность, память, работу интеллекта и познавательные способности.
2. Соблюдай правила. Необходимо придумать правила, с которыми ребенок должен справиться. Если выполняет, усложнить уровень. Самое главное представить это в виде развлечения, а не в качестве какого-либо плана.
3. Дать ребенку возможность самому выбирать что-то важное. Например, предложить фильм, который вы будете смотреть вечером, или то, что лучше приготовить. Заставьте чувствовать малыша неотъемлемой частью семьи, тогда он увидит свою ответственность, и не будет отвлекаться на посторонние дела, зная, что от его решения что-то зависит.
4. Художественно-эстетическая направленность. Максимально занять школьника каким-то делом, чтобы его это заинтересовало, и он не рассредотачивался.
5. Чтение и уроки. При использовании указанных методов обязательно предоставить ученику полный покой и тишину. Так, он сможет сконцентрировать старательность на важных для него вещах. Таким образом, вы разовьете в нем любовь к чтению и ответственность за выполнение домашнего задания.

Упражнения на развитие внимания предполагают, что правильным выбором будет занятия рисованием, вышиванием, вязанием и другими видами рукоделия.

При становлении развития внимания картинки для детей будут кстати, и помогут вашему киндеру научиться играючи.

Итоги

Сегодня много говорят о том, что у детей много проблем с концентрацией внимания. Поэтому разработана масса методик развития внимания у детей дошкольного возраста - игры, всевозможные задания и упражнения позволяют в домашних условиях научить ребенка быть внимательным и сосредоточенным. Примечательно, что для улучшения этих способностей не нужно ходить к врачам или другим специалистам - родители самостоятельно могут заниматься этим вопросом.

Самое главное - не упускать становление способностей, тогда чадо точно скажет вам «спасибо».