Как выглядит проба на золотом кольце. Именник в ювелирных изделиях России. Госинспекции пробирного надзора


В жизни каждого человека бывает ситуация, когда ему необходимо проверить подлинность украшения в домашних условиях. Тем более что в современном мире мошенники научились подделывать золотые украшения так, что не всегда профессионал отличит. Рассмотрим 14 самых популярных способов как сделать это дома.

Как отличить от подделки

Конечно, самым верным способом отличить золото от подделки является поход к ювелиру. Только он сможет дать 100% гарантию. Однако многие мастерские берут за эту услугу неплохую сумму денег. Если же Вы не готовы выбрасывать деньги на ветер, попробуйте самостоятельно сделать это одним из предложенных способов.

На зубок

Одним из самых простых способов проверки подлинности золотого украшения является метод наших предков. Нужно просто укусить его. На настоящем драгоценном металле всегда останутся следы Ваших зубов. Опасностью этого эксперимента является то, что в нем могут пострадать ваши зубы. Порой в подделках встречаются очень твердые металлы.

Клеймо и проба

Возьмите в руки ювелирное украшение, которое вы хотите проверить. На каждом золотом изделии имеется знак качества – проба. Для того, чтобы её рассмотреть, Вам, скорее всего, понадобиться лупа.

По всемирным требованиям проба ставится в следующих местах:

  • На цепочках и браслетах пробу чаще всего ставят на застежке.
  • На сережках с английским замком клеймо стоит на внешней или внутренней стороне застежки (дужке).
  • (если кольцо с камнем или имеет фигурное дополнение, проба должна стоять посередине).
  • На золотых часах проба стоит с внутренней стороны самого циферблата. В случае, когда часы полностью выполнены из золота (и циферблат и ремешок) пробу ставят внутри застежки.
  • На сережках гвоздиках проба стоит на застежке , или же очень редко на самой ножке.

Важно: на клеймо всегда точно указывается проба золота цифрами (например, 585).

Интересный факт! В магазинах мы почти всегда покупаем золото 585 пробы. Однако никто не знает, что проба чистого золота без примесей других металлов 999. Все остальные пробы указывают на сплав. Чем выше проба, тем больше золота в нем содержится.


На кольцах ищите клеймо внутри изделия

Вид и звук

Для того чтобы проверить качество золотого украшения дома, необходимо просто бросить его на ровную поверхность стола:

  • Настоящее золото по звону должно напоминать хрусталь. Его звук должен быть очень звонким.
  • Провести проверку на звук можно только с маленькими украшениями: серьгами, брошами и кольцами. Браслеты и кольца не подойдут для данного эксперимента.
  • Если же со столом у Вас возникают проблемы , его можно заменить стеклянным стаканом.

По внешнему виду, золото определить бывает довольно трудно. Его цвет зачастую зависит от его подвида. В мире есть белое, желтое, красное и розовое золото. Тем более что сплавы некоторых менее ценных металлов дают именно золотистый цвет.

Главным внешним признаком подделки является чрезмерно желтый цвет. Однако и здесь есть свои подводные камни: турецкое золото также имеет насыщенный желтый цвет.

Проверка подручными средствами

Конечно, проверка вышеперечисленными способами не всегда дает 100% гарантию того, что перед вами не подделка. Возможно, Вы сами провели эксперимент неправильно (не увидели пробу или верхнее покрытие Вашего стола оказалось слишком мягким) или все еще сомневаетесь в качестве золотого изделия.

Тогда Вам на помощь придут такие подручные средства как йод, уксус и обычный черный хлеб. Как провести проверку, читайте далее.

Йод

Для того чтобы проверить подлинность с помощью йода нужно:

  • Капните на украшение, которое Вы хотите проверить , одну каплю йода и подождите пять минут.
  • Протрите йод салфеткой или смойте водой. Если украшение поменяло цвет (потемнело) – перед Вами подделка. При потемнении цвет изделия изменяется на серый или черный с зеленоватым подтоном.

Капните на украшение, которое Вы хотите проверить, одну каплю йода и подождите пять минут

Уксус

Еще один легкий способ проверить подлинность – воспользоваться обычным столовым уксусом:

  • Для этого нужно налить в керамическую или пластиковую посуду (ни в коем случае не в железную) небольшое количество уксуса.
  • Поместить в него украшение и оставить на несколько минут (не менее 5).
  • Золото никак не поменяет внешний вид , а подделка потемнеет.

Азотная кислота

Еще одним методом химической проверки золота на подлинность является реакция на азотную кислоту:

  • Для проведения эксперимента положите проверяемое украшение в глубокую металлическую чашу и капните на него всего одну каплю азотной кислоты.
  • Если изделие не меняет цвет на зеленый или молочный – значит перед Вами находится не подделка.

Для проведения эксперимента положите проверяемое украшение в глубокую металлическую чашу и капните на него всего одну каплю азотной кислоты

Поцарапать иглой

Проверить подлинность золотого изделия можно и с помощью обычной иголки. Для этого необходимо с силой поскрести проверяемое украшение иглой. Настоящему золоту ничего не будет. А вот позолота с легкостью слезет.

Контакт с золотом

У каждого человека есть золотое изделие, в подлинности которого он не сомневается:

  • Для того чтобы провести проверку необходимо: на жесткой поверхности провести линию настоящим золотом.
  • Аналогичное действие провести на той же поверхности и с предметом, в котором Вы сомневаетесь.
  • Различий между линиями быть не должно.

Магнит

Каждый человек знает, что чистое золото никак не магнитится:

  • Приложите проверяемое изделие к магниту и смотрите , что из этого всего выйдет.
  • Если изделие хоть немного притягивается к магниту – перед Вами сплав металлов. За золото чаще всего могут выдавать медь. Однако в подделках золотых изделий очень часто участвуют такие металлы как алюминий, медь и олово. Они тоже не реагируют на магнитную проверку, но по весу являются более легкими, чем аналогичные изделия из золота.


Ляписный карандаш

Ляписный карандаш – это препарат для остановки крови и обработки ран. Его с легкостью можно купить в аптеке.

Для того чтобы проверить украшение нужно:

  • Намочите изделие проточной водой.
  • Проведите на мокром изделии линию ляписным карандашом.
  • Сотрите отметку сухой тканью.

Если на поверхности изделия останется след от карандаша – перед Вами очередная подделка.

Черный хлеб

Для данного эксперимента Вам понадобится мякиш свежего хлеба. Проверить таким способом можно абсолютно любое изделие:

  • Берем мякиш и оборачиваем в него золотое изделие.
  • Скатываем шарик и оставляем на пару дней пока он не зачерствеет.
  • Когда это случится, извлекаем изделие из хлеба. Внешний вид золота никак не изменится, а вот сплавы подвергнутся окислению и поменяют цвет.


Керамическая плитка

Если у Вас дома есть необработанная керамическая плитка, можно использовать ее в качестве проверки золота:

  • Для этого необходимо провести по плитке различными металлами и изделием , которое Вы хотите проверить.
  • След от него должен быть золотым. Остальные металлы оставят после себя черные и серые полосы.

Реакция на солнце

Для этого способа проверки Вам придется немного погадать с природой. Требуется яркий солнечный день:

  • Сначала, внимательно рассмотрите проверяемое изделие в тени. Запомните, как оно блестит, какой у него цвет.
  • Теперь проделываем то же самое под прямыми солнечными лучами. Стоя на улице, посмотрите, также ярко и презентабельно выглядит Ваше изделие, как оно это делало в тени.
  • Настоящее золото, никогда не теряет своего внешнего вида при любых погодных условиях.

Метод Архимеда

Данный способ проверки больше подходит для крупных золотых предметов (например, золотых слитков). Однако он требует некоторых усилий и знаний.

Для этого эксперимента понадобится глубокая емкость и вода:

  • Наполняем емкость водой до краев. Предварительно следует узнать, какой объем воды вы набрали.
  • Медленно и аккуратно погружаем золотое изделие в емкость и даем воде перелиться за края (вытечь).
  • Теперь вспоминаем закон Архимеда о выталкивании: «На тело погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объеме погруженного предмета».
  • С помощью формулы F A =pgV, где p – это плотность жидкости, g – это ускорение свободного падения и V – это объем погруженного тела, узнаем массу золотого изделия. Плотность воды равна 900 килограмм на 1 кубический метр.

По закону Архимеда золото должно тонуть. Так как его вес больше объема вытесняемой жидкости.

С каждым годом стоимость золота растет. Вместе с ним растут и способы мошенничества и подделки. Для того чтобы снизить риск приобретения подделки, при покупке, воспользуйтесь следующими советами:

  1. Покупайте ювелирные украшения только в проверенных магазинах. Не стоит приобретать изделие с рук или на улице. Также стоит избегать ломбардов и магазинов сомнительного внешнего вида.
  2. Драгоценные металлы всегда стоят дорого. Если Вы видите подозрительно дешевое изделие, то, скорее всего перед Вами подделка.
  3. Обратите внимание на внешний вид изделия. Оно должно блестеть, иметь ровный окрас. На нем не должно присутствовать царапин, вмятин и пятен.
  4. Как это ни странно, но золото не имеет никакого запаха. Если Вас одолели сомнения, никто не запретит Вам в магазине понюхать украшение. Лучше выглядеть глупо, чем выкинуть деньги на ветер.

Пользуясь этими советами, Вы рискуете в несколько раз меньше наткнуться на подделку. Ну а если у Вас все же есть сомнения, Вы знаете, как проверить подлинность.


Что такое именник на золотом изделии, как выглядит именник и какую информацию об изготовителе (ювелирном заводе или частном ювелирном предприятии) содержит?

Именник – это оттиск на ювелирном изделии (будь-то золото или другой драгоценный металл), которое ставит производитель. Именник содержит информацию о производителе (индивидуальный код), годе выпуска изделия и территориальной инспекции, к которой относится изготовитель. Рядом с именником обязательно должно стоять клеймо .

Код года выпуска : каждой букве соответствует определенный год.

А - 2001 год
Б - 2002 год
В - 2003 год
Г - 2004 год
Д - 2005 год
Е - 2006 год
З - 2007 год
И - 2008 год
К - 2009 год
Л - 2010 год

Код Государственной Инспекции Пробирного надзора : в регионе деятельности которой находится производитель. По букве, обозначающей территориальную государственную инспекцию, легко можно определить, где было произведено украшение.

Перечень шифров государственных инспекций пробирного надзора


Наименование ГИПН
Почтовый адрес
Шифр
1
Верхневолжская 157940, п. Красное-на-Волге Костромской обл., ул. Красная пл., 7
В
2 Волго-Вятская
603006, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, 416
Г
3 Восточносибирская
660021, г. Красноярск, ул. Ленина, 126
Я
4 Дальневосточная 680009, г. Хабаровск, ул. Промышленная, 20
Ю
5 Донская 344018, г. Ростов-на-Дону, пр-т Буденновский 104/91
К
6 Забайкальская 670031 Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 9
Ж
7 Западная 236040, г. Калининград, Гвардейский пр-т, 15
Ф
8 Западносибирская 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе 57/2
Н
9 Поволжская 450076 Башкортостан, г. Уфа, ул. Зенцова, 47
П
10 Подмосковная
540170 Бронницы Московской обл., Комсомольский перю, 53
Б
11 Прикаспийская 367026 Дагестан, г. Махачкала, пр-т Калинина, 42
З
12 по Республике Саха
677027 Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 30
Д
13 Северная
162340, г. Великий Устюг Вологодская обл., ул. А.Угловского,1
А
14 Северо-Западная 195272, г. Санкт-Петербург, пл. К.Фаберже, 8, корп.2
Л
15 Уральская
620089, г. Екатеринбург, ул. Чайковского, 75
С
16 Центральная
103104, г. Москва, ул. М.Бронная,18
М

Код изготовителя – это индивидуальный шифр изготовителя, который регистрируется в инспекции Пробирного надзора в обязательном порядке.

Все организации (заводы) и индивидуальные предприниматели (частные ювелиры) должны иметь свои уникальные именники, формы которых регистрируются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (Пробирной палатой) ежегодно.

Основные требования, предъявляемые Пробирной службой к именникам: соблюдение форм и размеров, четкий контур установленного образца, читаемые буквы. Если изготовитель нарушил стандарты, госинспекция имеет право отказать в регистрации такого именника.

Клеймо на золоте – это именно то, с чем стоит ознакомиться при покупке ювелирного украшения, дизайн и цена которого пришлись вам по душе. Поскольку из-за своих физических свойств чистые благородные металлы для изготовления ювелирных украшений не используются, то пробирный знак – своего рода штамп, подтверждающий наличие определенного количества золота в изделии.

Первые сведения о клеймении относятся к 6 веку до н.э. Уже тогда государство Лидия защищало свои монеты от подделок, проставляя на них фигурные оттиски. Что касается европейских стран, то пробирование золота во Франции существует с 1275 года, в Британии – с 1300 года. Клейма обозначали город, в котором проверена чистота металла. С 1544 года официальным клеймом пробирной палаты Лондона стал контур головы леопарда. В XVII в. основаны центры клеймения в Честере, Эксетере и Ньюкасле.

В России клеймение практикуется с 17 века. Изначально оно проводилось в Москве, в Серебряном ряду – месте, где продажа изделий из драгоценных металлов была разрешена законом. Первые клейма с датами относятся к 1651-1652 годам, а содержание драгоценного металла в сплаве стало отражаться с 1700 года. На сегодняшний день качество металла всех золотых изделий, изготовленных и продающихся в России, должно соответствовать одной из законодательно принятых проб и подтверждаться соответствующим клеймом. В зависимости от содержания золота в сплаве, в России выделяют следующие пробы:

  • 999-я – чистое золото;
  • 750-я – 75,5% , платиной, медью, никелем и палладием;
  • 585-я – 58,5% золота в смеси с серебром, медью, палладием и никелем;
  • 500-я – 50,5% золота в смеси с серебром и медью;
  • 375-я – 38% золота в смеси с серебром и медью.

Золото 999-й пробы идет на банковские слитки, 500-й, 585-й и 750-й пробы – применяется в ювелирном производстве, 375-й – в стоматологии. Клеймо, подтверждающее пробу, в том числе на предметах, ввезенных из других стран, имеют право ставить только сотрудники учреждения пробирного надзора. Иногда на изделиях встречаются личные клейма мастеров, так называемые именники, но подтверждением качества они не являются.

Где расположено и как выглядит

Место расположения пробы зависит от типа украшения. На кольцах она обычно ставится изнутри или снаружи шинки – охватывающего палец ободка, на серьгах – на штифте или швензе, на подвесных украшениях – на колечках для подвешивания, а на браслете – на звене, между изделием и замком. Но любой мастер старается сделать клеймо миниатюрным и незаметным, поэтому изучать его лучше с помощью линзы.

Клеймо государственной пробирной инспекции представляет собой контур из двух прямоугольников, называемый «лопаткой», внутри которого находятся: смотрящий вправо профиль девушки в кокошнике, шифр государственной инспекции пробирного надзора и цифры, указывающие на содержание чистого золота в сплаве.
Форма контура различается в зависимости от металла, из которого изготовлено изделие. Для предметов из серебра это срезанный с двух сторон овал, из платины – горизонтально ориентированный удлиненный восьмиугольник. До настоящего времени распространены предметы, изготовленные в СССР, на которых в контур стандартного клейма российских золотых изделий помещена звезда. При этом формы контуров проб для разных металлов не изменились.

Еще одно обязательное клеймо, как правило, ставящееся рядом с пробой, – так называемый именник. Он содержит четыре русские буквы, которыми зашифрована информация о производителе. Расшифровать именник несложно. Первая буква показывает год изготовления, например, «А» – 2001 и т. д. Вторая – орган государственной пробирной инспекции, проведший контроль. Оставшиеся две буквы – это код производителя, не повторяющийся в пределах зоны обслуживания одной инспекции. О восстановлении изделия свидетельствует проставленная рядом с именником буква «Р» (реставрация). Организации и индивидуальные предприниматели, производящие изделия из драгоценных металлов, обязаны регистрировать свои именники в территориальных учреждениях пробирного надзора и оставлять их оттиски на своей продукции. Таким образом, пробирные клейма и именники рассказывают о виде и пробе металла, производителе, времени изготовления и органе пробирного надзора, проставившего клеймо.

Как проставляется

По мере усложнения форм изделий и развития технологий ювелирного производства, к наиболее старому, механическому клеймению, добавились электроэрозионный и лазерный способы. Механический способ, остающийся самым массовым, заключается в нанесении оттиска вручную, ударом молотка по клеймящему инструменту или проделывании схожей манипуляции на станке. Клейма выходят четкими и долговечными, но существует некоторая вероятность деформации изделия. С конца шестидесятых годов ХХ века при клеймении полых и хрупких изделий применяется электроэрозионный способ, представляющий собой выжигание оттиска искрой. Такие клейма также хорошо видимы и прочны, но их нанесение требует тщательной подготовки поверхности металла.

Самый современный, универсальный и производительный способ клеймения – лазерный, осуществляющийся с помощью лазерной установки. Этот способ также требует хорошей подготовки поверхности изделия и исключает его последующую полировку. Качество клеймения высокое, возможна постановка оттиска на поверхность любого рельефа, однако имеется существенный недостаток – нестойкость в местах соприкосновения с кожей, снижающая при ежедневном пользовании изделием срок службы клейма до 5 лет.

Системы пробирования

Помимо удобной и наиболее точной метрической системы, золото может быть маркировано каратной пробой. Этот способ указания чистоты сплава характерен для Америки, Западной Европы и некоторых восточно-европейских стран. Карат равен 1/24 всей массы, то есть – это вещество без примесей, а, к примеру, 18 каратов означает содержание в сплаве 18 частей золота из 24. Часто встречающиеся пробы: 9, 10, 12, 14, 18, 22 и 23 карата, минимальная допустимая каратная проба – 8 каратов. Соотношение каратной и метрической проб таково:

  • 999 проба = 24 каратам;
  • 958 проба = 23 каратам;
  • 916 проба = 22 каратам;
  • 750 проба = 18 каратам;
  • 625 проба = 15 каратам;
  • 585 проба = 14 каратам;
  • 500 проба = 12 каратам;
  • 416 проба = 10 каратам;
  • 375 проба = 9 каратам;
  • 333 проба = 8 каратам.

На изготовленных за границей изделиях встречаются, к примеру, такие обозначения карата: 18K, 10Kt, 22СT, 12C. То есть рядом с цифрой пробы в клейме проставляется одно из возможных обозначений карата.

Как не ошибиться

При выборе изделия из драгоценного металла важно не приобрести подделку. Кроме разочарования, такое приобретение в случае его высокой стоимости может повлечь значительные материальные потери. Поскольку в России продажа изделий из драгоценных металлов, не соответствующих установленным пробам, не разрешена, наиболее достоверным подтверждением подлинности украшений является наличие на нем двух разных клейм: оттиска государственной пробирной инспекции и именника производителя.

В первую очередь необходимо обратить внимание на расположение оттиска. Он должен быть параллелен элементу украшения, на котором он поставлен. После этого стоит посмотреть на качество содержания оттиска. Если цифры неровные, то это всегда означает подделку. Однако оба требования не распространяются на именник, оттиск которого, различный в зависимости от изготовителя, может соответствовать форме и размерам очень условно. В то же время наличие одновременно пробы и именника является обязательным. Наличие только пробы может означать то, что металл фальшивый или количество золота не соответствует заявленному содержанию в сплаве.

Для производителей многих стран, контроль качества изделий из драгоценных металлов законодательно не установлен и, например, в турецком магазине можно не только купить украшение без маркировки, но и поставить на него оттиск любой пробы.

Встречаются подделки, в которых цвет сплава копирует золото 585-й пробы, и определить подлинность металла без реактивов не всегда может даже квалифицированный ювелир. Единственное, что выдает такую подделку, – это пробирное клеймо. Качественно подделать клеймо без высокотехнологичного оборудования невозможно, а использование такого устройства лишает подделку экономического смысла. Надежной гарантией от подделки является лазерное клеймо.

В России покупка в ювелирном магазине поддельного украшения маловероятна. По закону на всех продаваемых изделиях, в том числе ввезенных из других стран, должно стоять государственное клеймо, но, чтобы не ошибиться или не быть обманутым, нужно иметь минимальное представление о том, какой может быть маркировка золота.

Именник – это оттиск клейма изготовителя, состоящий из цифр и букв, где цифры обозначают год выпуска, а буква - условное обозначение изготовителя. Он ставится на ювелирных изделиях из серебра и заключен в контур.

Для того чтобы приобрести качественное ювелирное изделие имеет большое значение информированность о том какие существуют ювелирные пробы и клейма – поможет при покупке избежать ошибки.

На ювелирных изделиях из серебра в обязательном порядке ставиться клеймо. Клеймо в России ставит не сам мастер – изготовитель как некоторые ошибочно думают, а Палата пробирного надзора. Клеймо, проставленное на изделии, дает право подтверждать его пробу. Кроме пробы на ювелирном изделии мастер или фирма ставит свой именник. Сам именник содержит мало значащуюся информацию (символы) для самого покупателя. При покупке ювелирных изделий обязательно нужно убедиться в наличии двух клейм именника и пробы. Оба клейма должны быть четко пропечатаны. Именник должен стоять слева от пробы.

Государственная Инспекция пробирного надзора

Клеймо наносится Государственной Инспекцией пробирного надзора, представляет собой специальный знак, который называется пробой. Клеймо пробы наносится старым механическим способом в виде чеканки или современными электроискровыми и лазерными способами. Клеймо подтверждает, что изделие прошло проверку Государственной Инспекцией пробирного надзора и имеет пробу не ниже обозначенного на клейме.

В бывшем Советском Союзе с 1958 года на пробирном клейме ставился удостоверяющий знак в виде серпа и молота заключенные на фоне в пятиконечной звезде. С 1994 года этот знак изменили на изображение женской головы повернутой направо в кокошнике в профиль.

На этом эскизе видно как выглядит с 1994 года изображение метрического пробирного клейма. На клейме видно силуэт женской головы в кокошник повернутой направо в профиль.

1. Шифр государственной инспекции пробирного надзора.

2. Знак пробирного удостоверения.

3. Цифровое обозначение пробы драгоценного металла.

Структура именника выглядит в следующей схеме:

1. Первая буква, проставленная в именнике, означает год изготовления (А - 2001 год, Б - 2002 год, В - 2003 год, Г - 2004 год, Д - 2005 год, Е - 2006 год, З - 2007 год, И - 2008 год, К - 2009 год, Л - 2010 год).

2. Вторая буква, обозначенная на именнике, означает код инспекции пробирного надзора, в районе деятельности которой находится изготовитель. Например, буква М означает код Государственной Пробирной Инспекции города Москвы.

Именники

Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.

Наименования основных предприятий и именники:

Московская ювелирная фабрика - МЮФ

Московская ювелирно-алмазная фабрика «Русские самоцветы» -

Артель «Московский ювелир» - АМЮ

Завод металлоизделий № 1 (Москва) - М1

Артель «Синьковский ювелир» (Московская область) - С

Ленинградская ювелирно-часовая фабрика - ЛЮ

Ленинградская ювелирная фабрика - ЛФ

Ленинградский завод № 2 «Русские самоцветы» - РС

Артель «Красносельский ювелир» (Костромская область) - КЮ

Артель «По заветам Ильича»» (Костромская область) - ПИ

Промколхоз «Искра Октября» (Костромская область) - ИО

Промколхоз «Красный прибой» (Костромская область) - ЗКП

Промколхоз «Советская Россия» (Костромская область) - СР

Артель «Красная Пресня» (Ивановская область) - КП

Артель «Северная чернь» (Великий Устюг) - СЧ

Артель «Художник» (Дагестанская АССР) - АХ

Свердловская ювелирно-гранитная фабрика - СЮ

Свердловский завод № 10 «Русские самоцветы» - ЗРС

Каслинский завод (Челябинская область) - КАСЛИ

Киевская ювелирная фабрика - КЮ

Харьковская ювелирная фабрика - ХЮ

Львовская ювелирная фабрика - ЛВ

Одесская ювелирная фабрика - ОЮ

Тбилисская ювелирная фабрика - ТЮ

Ереванская ювелирная фабрика - ЕЮ

Бакинская ювелирная фабрика - БЮ

Таллинский ювелирный завод - ТП

Рижская ювелирная фабрика - РЮ

В том случае, если ювелирное изделие не новое , а поступило в продажу после фабричной реставрации, предприятие, реставрировавшее данное изделие, рядом со своим именником проставлялся на изделии знак Р .

На ювелирных изделиях, изготовленных из недрагоценных металлов, предприятием-изготовителем проставлялся, кроме того, знак — металл , мет или м .

Клейма

Клейма проставлялись на ювелирных изделиях, отвечавших одной из указанных в СССР проб. Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц лигатурного сплава, из которого изготовлено данное изделие.

В СССР были установлены следующие пробы:

для платиновых ювелирных изделий 950°;

для палладиевых ювелирных изделий 500° и 850°;

для золотых ювелирных изделий 375°, 500°, 583°, 750° и 958°;

для серебряных ювелирных изделий 750°, 800°, 875°, 916° и 960°.

Некоторые ювелирные изделия не подлежали обязательному клеймению в инспекциях пробирного надзора.

Это — изделия, имевшие историческое или археологическое значение, большую художественную ценность, или такие изделия, в которых драгоценные металлы играют лишь декоративную роль в виде насечки, позолоты или серебрения. Для клеймения ювелирных изделий применялись основные (А, Б, В) и дополнительные (Д, Е, 3) клейма установленного образца. Основные пробирные клейма имеют самостоятельное значение. Наличие основного клейма свидетельствовало о том, что данное изделие удовлетворяло требованиям Положения о пробирном надзоре. Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имели и при клеймении ювелирных изделий применялись только в сочетании с одним из основных пробирных клейм.

Основные пробирные клейма СССР

Основное пробирное клеймо литер А (изображение 1) является знаком удостоверения, содержит эмблему — серп и молот на фоне пятиконечной звезды, заключенной в окружность. Знак удостоверения ставился на всех изделиях из драгоценных металлов в сочетании с клеймом, определяющим пробу.

Основное клеймо литер Б (изображение 2) применялось для клеймения золотых и платиновых новых и реставрированных изделий отечественного и зарубежного производства. Имеет форму лопатки. Состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (375, 500, 583, 750 и 958) для золота или для платины (950).

Основное клеймо литер Б (изображение 3) для клеймения изделий из серебра состоит из знака удостоверения и одной из установленных для серебра проб (750, 800, 875, 916, 960), имеет бочковидную форму.

Основное клеймо литер В (изображение 4) для клеймения палладиевых изделий состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (500 и 850), имеет подковообразную конфигурацию.

Основное клеймо литер В (изображение 5) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов на привешенных к ним отдельных пломбах состоит из двух отдельных частей: знака удостоверения (изображение 1) и круглого знака с цифрами одной из установленных проб (изображение 5).

Дополнительно пробирное клеймо литер Д (изображения 6 и 6а) применялось для клеймения разъёмных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных деталей золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами.

Клеймо литер Е (изображение 7) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, не соответствующих установленной пробе больше пределов допустимого отклонения, и для изделий, оказавшихся в результате реставрации ниже низшей установленной пробы, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами и буквами «НП» (не соответствует пробе) внутри; налагается на изделия в сочетании со знаком удостоверения (изображение 1).

Высокохудожественные изделия, изделия с эмалью, пустотелые и другие, на которые не представлялось возможным непосредственно нанести оттиск клейма, клеймились клеймом литер В на привешенных пломбах. Ювелирные изделия, на основной части которых невозможно было проставить клеймо литер Б , клеймились клеймом литер А и литер Д соответствующей пробы. Ювелирные изделия, состоящие из двух тождественных частей (портсигары, запонки, серьги и т. п.) клеймились на обеих частях клеймом литер Б . Второстепенные и дополнительные части ювелирных изделий из драгоценных металлов (в том случае, если они являлись разъёмными и легко отделимыми, неспаянными с основной частью изделия) клеймились клеймом литер Д , за исключением тех случаев, когда нанесение на них клейма из-за их малых размеров, скрытого расположения или сложной конфигурации практически не представляется возможным.

На комбинированных ювелирных изделиях, в которых отдельные части были изготовлены из различных металлов или из металла разных проб, проставлялись два клейма: на основной части — клеймо литер Б , а на второстепенных и дополнительных частях — клеймо литер Д соответствующего металла и пробы. В тех случаях, когда из-за сложной конфигурации или малых размеров изделия это не представлялось возможным, дополнительное клеймо литер Д проставлялось на основной части изделия рядом с клеймом литер Б . Наличие на ювелирном изделии клейм литер А и Е с буквами «НП» свидетельствовало о том, что данные изделия выходят за пределы узаконенной пробы и допускаемых к ней отклонений и рассматривались как изделия неполноценные . Такие изделия продаже не подлежали и должны были возвращаться выпустившему их предприятию наравне с бракованными изделиями.

Кроме контрольных знаков в виде именника и клейма, качество выпущенного в продажу ювелирного изделия определялось также и , предусматривавшими все принципиально новые показатели, обусловливавшие качество определённой группы ювелирных изделий, сходных по назначению, технологии изготовления и основному сырью, из которого они выполнены. Качество личных украшений с пятидесятых годов определялось РТУ 636—58 Госплана РСФСР; показатели других видов ювелирных изделий (предметов сервировки стола, курительных и туалетных приборов, изделий, предназначенных для рукоделия, для украшения интерьера и др.) обусловливалось ведомственными ТУ, утверждавшимися соответствующими министерствами и ведомствами, в систему которых входило предприятие, выпускавшее эти изделия.

Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сотом; допускается выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, что оговаривалось в специальной технологической документации.

ТУ на юверирныеизделия являлись групповыми и не исчерпывали всех данных, касавшихся каждого конкретного изделия, входившего в эту группу, поэтому в дополнение к ТУ на каждое отдельное ювелирное изделие составлялось индивидуальное техническое описание — паспорт, в котором фиксировались показатели, характеризовавшие конкретное изделие. В паспорте указывалось: наименование и ведомственная принадлежность предприятия, выпускавшего данное изделие, наименование самого изделия и присвоенный ему фабричный шифр, автор и исполнитель образца, сырьё, из которого было изготовлено ювелирное изделие, его вес, габаритные размеры, краткое описание, вид отделки, количество и характеристика декоративных вставок и т. п. Буквенно-цифровой фабричный шифр представлял собой краткое (шифрованное) обозначение основных выходных данных изделия. Буквами в шифре обозначались основной материал и наименование изделия но группе, цифры указывают порядковый номер изделий в данной группе по мере их создания.

Наименование материала и буквенное обозначение (шифр) основных материалов для изготовления ювелирных изделий

Платина - П

Палладий - ПД

Золото - 3

Серебро - С

Томпак - Т

Мельхиор - М

Латунь - Л

Алюминий - А

Платина с золотом - ПЗ

В случае, если начальные буквы наименований различных изделий совпадали, то в шифр каждой последующей группы изделий вносили добавочные согласные буквы, входящие в наименование шифруемого изделия и неиспользованные в шифрах предыдущих изделий данной группы. Среди ювелирных изделий, наименования которых начиналось на одну и ту же букву, однобуквенные шифры присваивались тем, которые относились к наиболее распространённому, массовому ассортименту. Шифры, присваивавшиеся ювелирным изделиям рядом фабрик, имели некоторые отличительные особенности.

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

Браслеты Б , БР ; Броши БР , БШ , Б ; Вазы В ; Вилки ВЛ ; Графины Г ; Зажимы 3 ; Запонки ЗП ; Значки ЗН ; Колье КЛ ; Кольца К ; Кубки КБ ; Кулоны КН ; Ложки Л ; Лопатки для пирожных ЛП ; Медальоны М ; Наперстки Н ; Ножи-листорезы НЛ ; Ножи НЖ ; Ожерелья О ; Пепельницы П , ПП ; Подстаканники ПД ; Подставки под яйцо ПЯ ; Портсигары ПР ; Пудреницы ПДН ; Розетки Р ; Рюмки РМ ; Сахарницы СХ ; Серьги С ; Солонки СЛ ; Стопки СТ ; Цепочки Ц ; Чашки Ч ; Чайники ЧН ; Щипцы для сахара Щ .

Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий. К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт. При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.

Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.

Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.

С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).

Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».

Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.

Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.

Структура пробирного клейма

Структура пробирного клейма, установленная с 1994 года в России для изделий из драгоценных металлов.