Конспект проведения экскурсии в средней группе «Экскурсия в лес. Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее путешествие по экологической тропе


Елена Конопкина

Конспект экологической экскурсии "Деревья на нашем участке".

Программное содержание.

Способствовать формированию представлений детей о деревьях;

Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщина и цвет ствола, величина и форма листьев).

Развивать умение сравнивать и анализировать;

Развивать воображение и мышление в процессе наблюдения и исследования природных объектов;

Способствовать воспитанию интереса к растениям;

Прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы;

Активизировать речь детей, обогащать словарный запас;

Вызывать у детей эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Материал.

Деревья и кусты на территории участка детского сада.

Ход экскурсии. (Дети и воспитатель собрались на участке детского сада).

В. – Ребята, к нам сегодня снова пришёл наш знакомый бельчонок Пушистик. Мы обещали ему показать деревья, вот и давайте вместе пройдёмся по нашему участку. Сначала отгадайте загадку:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках серёжки.

В. - О чём эта загадка?

Д. - О берёзке.

В. - Правильно. Давайте подойдём к берёзке и внимательно её рассмотрим. Берёзку очень легко узнать по стволу дерева. У берёзки стройный, высокий, белый ствол с чёрными пятнышками. В русских народных сказках и песнях её так и называют – «белоствольная». Кора у берёзки тонкая, светлая. Она пропитана особым веществом – бетулином, из-за него ствол берёзки белый. Давайте погладим ствол ручкой, прислонимся к нему щёчкой. Какой он?

Д. - Гладкий, твёрдый, шершавый. (дети руками гладят ствол дерева, рассматривают его со всех сторон).

В. - Давайте понюхаем кору берёзки. Чем она пахнет?

(Дети обнюхивают ствол дерева и высказывают свои мнения).

Д. - Ствол пахнет «деревом», «природой», «травой», «грибами», «берёзовым соком», «свежестью» и т. д.

В. - Давайте посмотрим, есть ли на стволе трещинки? Дупла?

(Дети внимательно рассматривают ствол дерева и приходят к выводу, что кора дерева гладкая, без трещин, только высоко в ветвях висит скворечник.)

В. - Посмотрите вниз, на землю, как ствол берёзки плавно переходит в корни, (на поверхности земли хорошо видна часть корней дерева). Какие они?

Д. - Толстые, корявые, похожи на крючки. Они, наверное, уходят глубоко в землю и крепко держат берёзку в земле.

В. - Да, всё это так. Но то, что в некоторых местах корни видны из земли, говорит, что берёзка уже не очень молодое деревце. А теперь посмотрите на веточки берёзки. Что вы видите?

Д. - Маленькие листочки.

В. - Да, но не только листочки, похожие на маленькие сердечки есть на ветках. Отгадайте загадку:

На ветках – плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки.

Д. - Почки.

В. - Да, весной можно внимательно рассмотреть почки. Какие они гладкие, мягкие, клейкие. Как вы думаете, можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут?

(Дети исследуют почки: трогают их, проверяют: клеятся ли после этого пальчики, пробуют, чем пахнут почки.)

В. - А ещё на веточках висят серёжки, они распустились и очень ароматно пахнут. Но мы с вами посмотрим вокруг: какие ещё деревья есть на нашем участке?

Д. - Рядом с берёзкой растёт дуб.

В. - Действительно, рядом с берёзкой растёт молодой, крепкий дубок. Давайте рассмотрим его и сравним с берёзкой.

Д. - У берёзки ствол толстый, а у дуба тонкий.

Ствол дуба тёмного цвета, а берёзка – белоствольная.

Кора у дуба тёмная, шершавая, а у берёзки – светлая и гладкая.

Корни берёзки видны из земли, а корни дуба – нет, они глубоко спрятались в земле.

Берёзка очень высокая, а дуб – пониже.

На берёзке уже распустились листочки и подросли, а у дуба сильно набухли почки и листочки только – только появляются.


В. – Какие вы молодцы! Как внимательно рассмотрели оба дерева и нашли много отличий, из которых мы можем сделать вывод о том, что дуб, вероятно, молодое деревце, а берёзка – постарше. Они стоят рядышком, как старшая сестричка Алёнушка и младший братец Иванушка из сказки «Гуси- лебеди».

На самом деле, дуб – это очень красивое и сильное дерево. Из-за его сильных корней, которые очень глубоко уходят в землю, дуб называют «могучим». Крона дуба раскидистая, высоко поднятая, часто дуб напоминает колонну, особенно если стоит один и ему никто не мешает расти. Листочки у дуба очень красивой, «резной формы». Дуб – довольно теплолюбивое растение, он не любит холод, потому у него листочки ещё и не распустились до конца – ему ещё рано. Ну а плоды и семена дуба вы хорошо знаете. Это - …

Д. - жёлуди, они нравятся свиньям.

В. - Смотрите, наш бельчонок говорит, что он любит есть шишки, в них много орешков. А на каких деревьях растут шишки?

Д. - На ёлках и соснах.

В. - А они одинаковые на этих деревьях или разные?

Д. - Разные: у ёлки – длинные шишки, а у сосны – короткие.

В. - На нашем участке есть одна ёлка. Давай подойдём к ней и рассмотрим её.

Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках – круглый год.

Вопросы к беседе:

- Ёлочка похожа на деревья, которые мы рассматривали раньше или нет?

Что у ёлочки вместо листочков?

Какой длины иголки у ёлочки? Какого цвета?

Наша ёлка высокая или низкая?

Какой у ёлки ствол: толстый или тонкий; гладкий или шершавый; светлый или тёмный?

- Ёлка пахнет или нет? Вам нравится её аромат? Какой праздник он вам напоминает?

По итогам беседы и наблюдения за ёлкой, дети пришли к выводу, что:

Д. – Ёлочка на нашем участке не похожа на берёзку и дуб. Она низенькая, у неё тоненький ствол светло- коричневого цвета, но его трудно рассмотреть за густыми ветками, кора ёлки шершавая, как- будто с «чешуйками», на ёлке нет листочков, даже молодых, но есть иголочки. Это – хвоя. Ёлка – хвойное дерево, а не лиственное, как берёзка и дуб. Иголки на ёлке зелёные, короткие и колючие. Если их потереть – они сильно пахнут и напоминают праздник Новый год. А вот шишек на нашей ёлочке нет, она ещё молодая и нам нечем угостить бельчонка.


В. - Не огорчайтесь, ребята. С бельчонком мы можем поиграть, а угостим его орешками из магазина. Давайте сейчас поиграем в подвижную игру «Раз, два, три – к дереву беги» .

Дети встают в пары. Ведущий- воспитатель называет то одно дерево, то другое и дети парами к нему подбегают.

В. – Ну вот мы с вами поиграли, но ведь на нашем участке есть много других деревьев. Как вы думаете, им у нас нравится? (ответы детей) Давайте подружимся с нашими деревьями, позаботимся о них. Если каждый человек найдёт себе друга среди деревьев, то на всей Земле люди и деревья станут друзьями. Это хорошо и для деревьев и для людей. Послушайте стихотворение «Счастливое деревце» В. Мусатова.

Шумит всё лето деревце

Зелёною листвой

И, пожелтев, разденется

Осеннею порой.

Мороз не страшен деревцу:

К стволу присыпан снег.

В нём деревце согреется,

Он деревцу, как мех.

Весной побелкой светится,

Окопано вокруг…

Растёт счастливым деревце,

У деревца есть друг.

В. – Давайте, и мы станем для наших деревьев друзьями и позаботимся о них. А теперь пора возвращаться в детский сад. А ты, бельчонок, прибегай к нам осенью, и мы посмотрим, как изменятся деревья на нашем участке.

Мезинова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 70 "Светлячок"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: конспект НОД
Тема: Занятие – экскурсия в средней группе: "Труд взрослых – прачка".
Дата публикации: 23.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Занятие – экскурсия в средней группе:

«Труд взрослых – прачка».

Задачи:
 продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада;  показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о детях;  формировать у детей представление о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат)
;
 рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении;  воспитывать уважительное отношение к труду прачки, облегчить их труд (труд в прачечной очень тяжёл, и если дети будут хорошо мыть руки, сотрудникам легче будет стирать полотенца).
Ход занятия:

Беседа «Кто стирает нам бельё?»
Воспитатель: - Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из знакомого вам стихотворения, попробуйте вспомнить его: Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, как лягушка, Ускакало от меня… - Как называется это произведение? («Мойдодыр».) - Да это произведение К.И.Чуковского «Мойдодыр». - Кто помнит, почему вещи убежали от мальчика? (Он был грязнуля.) - У нас группе грязнуль нет, но всё-таки иногда некоторые ребята могут испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки. - Кто заботится о том, чтобы у детей были чистые полотенца? (ответы детей.) - У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное бельё: простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют – стелят чистые. К то же это так заботится о вас? (прачка) - Что делает прачка в детском саду? - Кому и для чего нужно чистое бельё?
II.

Игра имитация: «Стираем бельё».
Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя): наливаем воду в таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.
III.

Экскурсия в прачечную.
Воспитатель: - Сегодня мы пойдём с вами в прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрим, как работникам прачечной удаётся постирать так много белья. - Куда мы с вами сейчас пойдём? (в прачечную) - Как зовут работников прачечной? А как называется профессия? - Не забудьте поздороваться, когда придёте в прачечную. В прачечной
.
- Куда мы с вами пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте познакомимся с работниками прачечной. Это …. А сейчас …. расскажет вам, как им удаётся постирать так много белья. Посмотрите, сколько тут белья. (Показывает приготовленное к стирке бельё.) Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.
IV.

Составление рассказа.
Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети рассказывают последовательность и выкладывают картинки.

Минутка безопасности: правила общения с бытовыми электроприборами.

Игра «Можно или нельзя».
Дети становятся в круг. Воспитатель называет какое-нибудь действие. Кому из детей он бросит мяч, тот отвечает, можно или нельзя: - детям включать утюг; - играть рычагом управления стиральной машины; - самостоятельно гладить бельё на гладильной доске; - детям стирать бельё в стиральной машине?
4. Трудовые действия;

промежуточный

результат.

3.Инструменты и

оборудование;

стиральные средства

2.Предмет (материал

труда) –

полотенце

1.Цель труда

(постирать)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 32»

Творческое

занятие – экскурсия

в средней группе «А»:

«Труд взрослых – прачка».

Составитель воспитатель: ЛеоноваС.В.

г. Нефтеюганск.

Любовь Ананьева
Конспект проведения экскурсии в средней группе «Экскурсия в лес»

Цель : Дать детям представление о лесе, видах леса, продолжать знакомить с видовым разнообразием деревьев нашей местности.

Задачи :

Образовательные : закрепить знания о сезонных изменениях в природе, уточнить знания детей о деревьях, вызвать интерес к растениям родного края, совершенствовать речь.

Развивающие : развивать память, мышление, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа :

обогащение словаря : виды леса : лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, дуб – «долгожитель»

активизация словаря : лес, деревья (берёза, рябинка, клён, дуб)

Предварительная работа : получить допуск на проведение экскурсии заведующего ; наблюдение за деревьями на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Послеэкскурсионная работа : обобщающая беседа на тему «Экскурсия в лес »

Средства : листочки (берёзовые, с рябинки, клёновые, дубовые)

Форма организации детей : фронтальная

Способы : сюрпризный момент, напоминание правил в лесу, рассказ о лесе, о деревьях, словарная работа, показ, рассматривание деревьев, вопросы к детям, положительная оценка.

Ход занятия:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила :

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень :

Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в лес . Но вначале нам надо вспомнить правила поведения в лесу.

Поиграем в игру "Можно - нельзя"

Сажать деревья?

Кричать, шуметь?

Ломать ветки, деревья?

Ходить по тропинке?

Оставлять за собой мусор?

Собирать ягоды, грибы?

Разорять гнезда?

Вот мы с вами и в лесу.

Ребята, лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым людям. Давайте с лесом поздороваемся : "Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою? Кто в глуши твоем таиться? Что за зверь, какая птица? Все открой не утаи : ты же видишь мы свои».

Посмотрите, какой красивый лес!

Ребята, какое сейчас время года? (осень)

Как вы узнали, что наступила осень? (лес стал разноцветным)

Ребята, так, что же такое лес?

Дети : Лес - дом для птиц и животных. Лес - наше богатство. Лес - красота нашей природы. Лес - это чистый воздух, кислород.

Правильно, лес - это замечательное природное богатство, большой дом, где растут разные деревья, живут птицы и звери. А люди приходят в лес не только за грибами и ягодами, но и отдыхать, насладиться тишиной, свежим воздухом, пением птиц. Лес надо беречь и любить, он красив во все времена года.

Ребята, а чем может пахнуть лес? (цветами, листьями, хвоей, грибами, корой деревьев, травой)

Самые главные жители леса - это деревья. Они бывают разные - высокие и низкие, их много. Посмотрите (показ березы, липы, клена) .

Чем похожи эти деревья? (У них есть листочки)

Правильно, именно поэтому - лес, в котором растут такие деревья, называется лиственный. Посмотрите, какой он светлый. А в этой части лес какой - темный, мрачный. Какие деревья здесь растут? (Ель, сосна) Чем похожи ель и сосна? (У них есть иголки)

Иголки у ели и сосны называются хвоей. Поэтому и лес, где растут такие деревья, называется хвойным. А если все деревья растут вместе, то лес называется смешанный. Лес щедро делится своими дарами с человеком. Что мы собираем в лесу? (Ягоды, цветы, грибы)

Вот и сейчас деревья приготовили нам какой - то подарок.

Давайте посмотрим. Что же это такое? (Листья)

Это какой лист? (березовый)

А этот лист, с какого дерева? (с рябины)

Это какой листочек? (кленовый)

Тихо постойте. Что слышите?

Дети : Ветер шумит, листья шуршат.

Что они говорят? (ответы детей)

Покружитесь, полетайте, как листочки.

Давайте поиграем с этими листочками.

Игра называется "С какого дерева листочек". /

Детям раздаются листочки (берёзки, рябинки, клёна, после слов воспитателя, дети находят соответствующее листочку дерево.

- «Ветер по ветру летал, ветер листики считал. Вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с березки золотой. 1,2,3 к дереву беги».

Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного ещё об одном дереве.

О каком дереве, отгадайте загадку.

Он красивый и могучий

Для зверей кормилец лучший.

На нем желуди растут

Придет осень опадут.

На нем листья засыхают

До весны не опадают

Словно он одел тулуп,

Угадали? Это - (дуб)

- Чтение сказки о дубе :

«В чаще леса на опушке я стою большой.

Величавый и могучий, с кроною густой!

Высоченный! Я макушкой небо достаю!

Звезды по ночам считаю, словно звездочет!

Я прожил на этом свете целых двести лет!

Видел грезы, видел бури, видел взлет ракет!

Наблюдал затменье солнца и не раз, не два.

Я скрывал от непогоды маленьких птенцов

Как отец, качал на ветках, прятал от врагов.

Помогал летать учиться, пенье слушал их!

И росой поил прохладной, как детей своих.

А зимой ко мне сбегались зайцы поутру,

В чехарду играли, в салки, прятались в снегу.

Под моей широкой кроной всем хватает места.

Я один такой огромный! Знает обо мне весь лес!

В чаще леса на опушке я живу

Очень добрый, очень умный - всякого пойму.

Я любовь свою и силу всем дарить готов».

Вот сколько интересного рассказал про себя дуб. Ребята, дуб растет медленно, сначала в высоту, затем в толщину. Мощные корни дуба уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, поэтому дуб крепко стоит и не боится даже сильных ветров. Он всегда выше всех деревьев, потому что дуб любит солнце, яркий свет. Листья и цветы на дубах появляются в мае, осенью листочки опадают неохотно, некоторые остаются висеть на ветках сухими почти всю зиму.

Посмотрите, какой листочек. (Дети рассматривают листики с дерева) - Дубы - деревья долгожители. Как вы понимаете это слово -"долгожители". (Тот, кто живет долго)

Издавна у людей дуб считается символом силы, здоровья, красоты. У дуба есть плоды. Они называются желуди. (Рассматривание желудей)

Желуди замечательный корм для медведей, оленей, кабанов, белок и некоторых птиц. Особенно любят желуди кабаны. Раньше люди из желудей делали муку и пекли хлеб. Сегодня ваши мамы дубовые листья используют при засолке огурцов, делают веники для бани.

Подвижная игра «Найди пару»

Учить детей составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Ход игры : дети стоят по кругу, в центре - листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).

Дети идут по кругу со словами : «Раз, два, три - лист скорей бери!» (каждый берёт листок)

Воспитатель говорит слова : «Найдите себе пару - листочек такого же цвета»

(Другие задания : составь пару - листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером : большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)

Молодцы ребята!

А теперь давайте наберём желудей для поделок и принесём в детский сад.

Вот сколько нового и интересного мы с вами узнали про дуб. Ребята, вам понравилось в лесу. Хорошо в лесу, но нам надо возвратиться в детский сад. Пришло время проститься с лесом.

Лес дремучий, до свидания!

Ты расти на радость людям

Мы дружить с тобою будем.

Вам понравилась экскурсия ? Чем понравилась экскурсия ? Что нового узнали?

В конце нашего путешествия хочется еще раз сказать : Любите родную природу!»

А сейчас мы с вами возвращаемся в детский сад, соблюдаем правила поведения. Нас ждёт прогулка.

Публикации по теме:

Конспект проведения экскурсии в дом-музей А. С. Голубкиной Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Голубкиной. Методические приемы: - беседа о жизни и творчестве скульптора А. С. Голубкиной;.

«На прогулку в зимний лес». Конспект проведения двигательной деятельности во второй младшей группе Задачи: Упражнять детей в ходьбе с выполнением заданий, в беге вокруг предметов. Совершенствовать навык лазания под дугу, группируясь.

Конспект проведения совместной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в зимний лес» (

Татьяна Перова
«Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе

ТЕМА : Экскурсия в осенний парк . Золотая осень .

ЦЕЛЬ : учить детей различать наиболее характерное состояние

осенней погоды : холодно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья,

провести наблюдение за осенней природой ,

закрепить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, упражнять в различении листьев по величине, цвету,

вызывать эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев ,

развивать наблюдательность, внимание, память, воображение и речь,

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление заботиться о ней и беречь.

Ход ЭКСКУРСИИ:

Вводная беседа

Какое время года наступило?

Какие осенние месяцы знаете ?

Какой месяц осени сейчас ?

Мы с вами познакомились с приметами ранней осени . А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень . Мы отправляемся в парк , чтобы посмотреть, как он изменился. Стал ли золотым?

Основная часть парке )

Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в парк . Там мы с вами

будем играть, наблюдать, узнаем много, чего вы еще не знаете.

Пришли в парк .

Дети, что вы наблюдаете в небе? (Теплое, но не яркое солнце, в небе облака.)

Что изменилось в природе с наступлением осени ?

Что видите на земле? (Ковёр из осенних листьев , которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.

Дети, посмотрите, в парке стало светлее . Как, по вашему, действительно парк стал светлее ? А почему?

Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень » .

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У берёзке на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Мы с вами пойдём по парку и понаблюдаем…

Посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями? Они стали желтеть и опадать. Листьев на деревьях становится меньше.

А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями . Посмотрите, какие они красивые. Подойдите поближе и попробуйте дотянуться до самой нижней ветки дерева. Какое оно высокое! Это берёза. Расскажите о ней. Какая она? (Рассказы детей.) А какой наряд у клёна? А вот тополь, дуб.

А кто покажет мне ствол дерева? Обхватите его пальцами.

Можно ли обхватить ствол дерева пальцами? Почему нельзя?" Какой

Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами его обхватить нельзя.

Поэтому мы попробуем сделать это руками.

Воспитатель предлагает 2-3 детям взяться за руки и обхватить

Ребята, а кто покажет мне ветки? Правильно, а какие они - толстые

или тонкие?

А сейчас посмотрим на листья. Какие они? (Жёлтые, красные,

оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.)

А листья большие или маленькие?

Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие.

Давайте соберем листья, но только желтые. Собирают потом

коричневые, потом только зеленые).

Затем по просьбе воспитателя дети собирают только маленькие

листья, затем большие. Собранные листья соединить в единый букет, и

предложить детям посмотреть, как они плавно и тихо кружась,

опускаются на землю.

Давайте мы тоже покружимся как листики.

Молодцы, красиво. А сейчас мы поиграем.

Игра «Деревья» . Воспитатель говорит : - Дует сильный ветер- у-у –у -у и качает

деревья, все дети качают руками с листьями «Закружились листочки» - дети

кружатся с листьями, подняв руки. «А теперь листочки полетели на землю» .

Дети подбрасывают листья и приседают. «Змейка из листьев» - дети с листьями

берут друг друга за руки и идут змейкой.

Мы уже знаем, что осенью часто идут дожди . Сейчас мы поиграем в игру

«Солнышко и дождик» и посмотрим, кто же из вас самый, внимательный.

Светит солнышко, все бегают, играют. Но вот пошёл дождик, по сигналу

воспитателя дети бегут под зонтик.

Предложить и другие игры. Перед тем, как дети уйдут из парка , воспитатель

Предлагает полюбоваться красотой осеннего парка .

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №11

Конспект

экскурсии в средней группе

«Лето на лугу»

Воспитатели:Ермоленко В.Н.,Солоха Н.В.

Программные задачи:

    Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи: наступило лето – солнце греет сильнее – появились растения, насекомые.

    Систематизировать знания детей о луге

    Уточнить представления о насекомых, населяющих луг

    Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы

    Вызывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту

Предварительная работа:

Рассматривание маршрутного плана; игры «Лото», «Кто живёт на лугу»; рассматривание предметных картинок; заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о лете, растениях, насекомых.

Ход занятия.

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Дети, о каком времени года это стихотворение? (о лете) Вот мы с вами пришли полюбоваться красотой летнего луга. Каким, посмотрите, стал луг летом? (зелёным, цветущим, благоухающим, ароматным, пёстрым, душистым, солнечным и т. д.)

Обратите внимание, что растёт на лугу? (цветы, трава) Какие цветы? (ромашки, васильки, колокольчики, лютики и т.д.) Отгадайте загадки о цветах, которые растут на лугу.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелёк. (одуванчик)

Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка

Сердечко золотое

Что это такое? (ромашка)

Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (колокольчики)

Давайте поблагодарим наш луг за красоту!

А на что похож луг? (ковёр, скатерть) Какого цвета луг? Давайте найдём ромашку на лугу и поздороваемся с ней! Дети, на что похожи листья ромашки? (на лодочку) С чем сравнить её лепестки? (с белой рубашкой)

Игра «Лес, луг, огород».

Дети встают в круг, руки опущены. Водящий бегает змейкой и после слов: «Лес, луг, огород, ты скажи что там растёт?» останавливается напротив ребёнка.

Водящий называет любое растение, а ребёнок должен ответить, где оно растёт. Если он отвечает правильно, то становиться водящим.

Воспитатель: Дети, обратите внимание на земляные кучки на лугу. Я думаю, что здесь поработал землекоп, вы согласны? А как его зовут? (крот) А кто ещё живёт в земле? (мыши)

Выбрав место для отдыха, воспитатель предлагает детям тихо посидеть и послушать, чтобы потом каждый мог описать то, что он слышал. Если будут слышны птичьи голоса, то учить их различать. Расспросить, кто что знает об этих птицах.

Воспитатель: Ой, смотрите, здесь какая-то дорога, а по ней ползут муравьи. Смотрите, что они тащат? (иголки, сухие травинки) Давайте пойдём около этой дорожки и посмотрим на их дом. Вы знаете, какой дом у муравьёв? Много ли их в нём живёт? Какие ещё насекомые живут на лугу? Отгадайте загадки.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (бабочка)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (пчела)

Самого не видно,

А песню слышно. (комар)

Модница крылатая

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (оса)

Кто на нами вверх ногами. (муха)

Воспитатель: Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защититься от насекомых.

    Надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых

    Надо быть осторожными и внимательными на природе

    Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогать его, иначе осы вылетят и будут жалить

    Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите на другое место

    Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

Вместе с воспитателем проводим наблюдение за насекомыми, их внешним видом, повадками.

Игра «На пенёчке я сижу»

Дети идут по кругу, водящий сидит в центре и говорит:

На пенёчке я сижу,

На лужочек я гляжу

Там цветочки разные:

Жёлтые да красные,

Белые да синие, Очень все красивые,

Я цветы не буду рвать…

Дети: Будешь с нами ты играть?

Ведущий: Да

Дети разбегаются, ведущий их салит.

Воспитатель: Мы все любим отдыхать на природе, но там встречается много опасностей (гроза, ливень, ураган) Дети, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (летом) По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает раньше – Гром или молния? Гроза опасна сильными разрывами молний. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.

Если гроза застала вас в поле, на лугу лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь, металлические предметы из рук выкинуть. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

Превращения.

Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два – вот и фея теперь я. А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых».

Дети- насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару, пчеле, мухе, шмелю.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

Мы отдохнули на полянке и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, воспитатель хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.

Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.

«Раз, два три, четыре, пять – вот и дети мы опять».

Творческая работа.

После экскурсии в детском саду воспитатель предлагает сделать бабочек из цветной бумаги (оригами). Дети делают бабочек, а потом с ними играют.