Конспекты НОД по обучению творческому рассказыванию детей подготовительной к школе группы с ОНР III уровня - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч". Нод по обучению детей рассказыванию


Цель: Составить рассказ с использованием игрушек

Программное содержание :

Образовательные задачи

— Продолжать учить детей придумывать и передавать в рассказе воображаемые эпизоды, в которых проявляются особенности внешнего вида и черты характера зверей

— Способствовать накоплению у детей зрительных впечатлений, целенаправленно активизировать словарь детей

— Учить детей связно, последовательно, выразительно, умело использовать достигнутые художественные приёмы

— Учить оценивать рассказы товарищей, видеть положительные и отрицательные стороны их ответов

Развивающие

Развивать воображение, творческую инициативу

Воспитательные

— Воспитывать интерес к сочинению рассказов

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

На столе располагается ширма, за ширмой находятся игрушки лисы, белки и медведя. Дети сидят на стульях.

Воспитатель: Дети, вы хотите узнать, кто же находится за ширмой? Тогда отгадайте загадки!

  • Желтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла (лиса)
  • Кто в дупле ночует, зимушку зимует, шишки собирает, на год запасает (белочка)
  • Сам лохматый, косолапый, громко ревёт, любит мёд (медведь)

После ответов детей игрушки появляются из-за ширмы.

Воспитатель: Ребята, а вы любите слушать рассказы? А как называются люди, которые пишут рассказы? А вы хотите побыть писателями и сочинить свою книгу? Сегодня вы сами попробуете придумать рассказ про этих весёлых игрушечных зверях, про которых я вам загадала загадки! Но прежде чем начать составлять рассказ нужно описать игрушки. (Проводится описание игрушек) Медведь: Что есть у медвежонка? Какое туловище у медвежонка? Есть ли у медвежонка хвост? На голове у медвежонка есть глазки, носик, ушки. Какого цвета у медвежонка шёрстка? А сейчас давайте составим описание белочки и лисы.

Ребята, вы молодцы, составили описание игрушек. Послушайте мой рассказ про медвежонка и белку: В большой комнате на ковре сидел игрушечный медвежонок. Вдруг откуда – то с полки спрыгнула на ковер проворная, шустрая, весёлая белочка. Поздоровалась с медвежонком и, прыг, к кукольным качелям. «Влезай на качели, — позвала белочка медвежонка, — вместе покачаемся. Стал лохматый на качели влезать, два раза подряд и шлёпнулся, а как уселся, принялся изо всех сил раскачиваться вверх-вниз, вверх-вниз. Долго белочка и мишка качались и громко смеялись. Им было очень весело вдвоём.

Ребята, а сейчас вы будете составлять рассказы про зверей для нашей книги, я их буду записывать! В начале рассказа вам нужно описать забавных зверей, затем рассказать, что интересного с ними приключилось и чем закончился рассказ. А помогут вам картинки-помощники.

Воспитатель: Ребята, что можно сказать о медвежонке, о белочке, лисичке?

Дети: У медвежонка шерстка лохматая, он косолапый, неуклюжий. Лисичка рыжая, хитрая, проворная. Белочка рыжая, красивая, шустрая.

Воспитатель: Давайте, ребята все вместе повторим наш план. А сейчас, дети, придумайте забавную историю про зверят. Кто хочет составить рассказ? (рассказ ребёнка записывает воспитатель). Кто ещё хочет рассказать? Закройте все глазки, у кого на коленях окажется медвежонок, тот и будет рассказывать.

Молодцы, ребята, вы все очень старались. Рассказывали выразительно, использовали много слов в описании зверей, рассказы были интересными. Чьи рассказы вам больше всего понравились? Про кого мы составляли рассказы, скажите полным предложением?

Дети: Мы составляли рассказы про мишку и белочку. Мы составляли рассказ про мишку и лисичку.

Воспитатель: А какими другими словами можно назвать мишку, зайку, чтобы эти же слова, но стали более длинными и похоже звучали

Дети: Мишка, мишутка, мишенька. Зайка, зайчонок, зайчишечка

Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас лисичка хочет с вами поиграть. Хотите?

Проводится подвижная игра:

По лесной лужайке, разбежались зайки

Вот какие зайки, зайки попрыгайки

Сели заиньки в кружок, лапкой роют корешок

Вот какие зайки, зайки-попрыгайки.

Вот бежит лисичка, рыжая сестричка, ищет где же зайки, зайки-попрыгайки

Вот как много зайцев есть, можно мне любого съесть!

Название: Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию в старшей группе «Забавные приключения белки, зайца и лисы»

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ Детский сад № 157 «Сиверко»
Месторасположение: город Архангельск

Методика обучения детей рассказыванию

Подготовила: заместитель заведующего по ОД И.Р. Чернущик

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Развитие связной речи ребенка осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Конкретные задачи обучения определены программой «Пралеска».

Программой предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка - лексическую, грамматическую, фонетическую.

Рассказы ребенка могут быть разнообразными по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с другими детьми, о природе и т.д.

Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.

В процессе обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам, которые в методике развития речи принято называть фактическими, относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта).

Другую группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения.

По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.

Чаще всего рассказы-описания составляются детьми при опоре на восприятие, т.е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти - ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т.д.

При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умение предавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построение рассказа - в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения.

Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой), на других - составляют рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.

Составление разного вида рассказов - наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.

Воспитатель должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.

Задача воспитателя - научить воспитанника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т.е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков.

Не менее важно постоянно уделять внимание формированию построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами с сочинением и подчинением.

Остановлюсь на обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек.

Во второй младшей группе при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. На этих занятиях в качестве методических приемов обучения используются вопросы и указания воспитателя, а также образец.

В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни высказывания ребенка приобретают характер рассказа.

Вопросы, речевой образец, указание - ведущие приемы обучения рассказыванию в средней группе.

Задача воспитателя - подготовить детей к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов.

Речевой образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения. Он непосредственно влияет на качество детских рассказов-описаний.

Чтобы дети не копировали целиком образец рассказа, воспитатель должен вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной. Тогда дети, подражая образцу, смогут проявить самостоятельность и инициативу.

Речевой образец может представлять собой полное законченное описание или только часть рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества, от организации действий с ними, от уровня речевого развития детей. Вместе с тем рассказ воспитателя всегда должен быть интересным, содержательным, четким по построению. Надо, чтобы педагог не только показывал детям, как составлять сюжетную линию, но и давал примеры речевых конструкций.

В старшей группе у детей совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями.

Для описаний можно использовать наборы детской чайной и столовой посуды, наборы одежды для куклы, туалетные принадлежности.

В качестве приемов обучения используется образец рассказа воспитателя, составление плана рассказа, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов. Одной из разновидностей занятий по описанию игрушек и предметов в старшей группе являются - занятия-выставки. Например: «Выставка автомашин», «Выставка игрушек», «Демонстрация моделей одежды». На таких занятиях можно предлагать детям выступать в роли экскурсоводов, художников-модельеров.

Рассказывание по картине.

Требования к картине:

  • интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
  • Реалистическое изображение.
  • Картина должна быть высокохудожественной.
  • Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).
  • Если рассматривается репродукция живописи, она должна быть оформлена в рамку.

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

  • составление описательного рассказа по предметной картине;
  • составление описательного рассказ по сюжетной картине;
  • придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
  • составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин;
  • составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
  • творческое рассказывание по сюжетной картине.

Требования к рассказам детей:

Точная передача сюжета; самостоятельность; образность; целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей рассказа; выразительность; умение интонировать; акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи; фонетическая четкость каждой фразы.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут составить связное описание, поэтому воспитатель должен учить их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Обычно в практике работы занятия по обучению рассказыванию по картине вызывают значительные трудности.

Для того, чтобы дети лучше понимали содержание картины, воспитатель должен провести предварительную беседу, в которой используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, сходных с изображением на картине.

Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически последовательным и плавным. При помощи вопроса нужно выделить центральный образ на картине: «Кого вы видите на картине?»

Вопросы воспитателя в данной возрастной группе являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определить действия, качества, свойства предметов.

Правильно, последовательно поставленные вопросы обеспечивают целостность восприятия картины, помогают детям сделать правильный вывод.

Большую роль играют не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений, расширению словарного запаса слов. При повторном рассматривании картины новые слова, словосочетания закрепляются в памяти детей.

Занятие завершается обобщающим рассказом воспитателя и дает детям возможность еще раз вслушаться в слова и фразы, которые воспитатель ранее включал в свои вопросы и пояснения.

В практике работы обучение рассказыванию по картине вызывает определенные трудности. В основном это вызвано методическими ошибками, которые допускают воспитатели, проводя такие занятия. Например, из-за отсутствия вводной беседы дети оказываются неподготовленными к восприятию картины, а вопросы типа «Что нарисовано на картине?» или «Что вы видите на картине?» нередко побуждают малышей к разрозненному перечислению всего, что попадает в поле их зрения. Последующие вопросы «А еще что вы видите на картине?» А еще?» нарушают целостное восприятие картины и ведут к тому, что дети без связи одних фактов с другими указывают на изображенные предметы. К тому же порою бывает так, что, приступая к рассматриванию картин, различных по теме, сюжету и жанру, воспитатель всякий раз обращается к детям с одними и теми же словами; « Что нарисовано на картине?» Этот вопрос становится трафаретным, шаблонным, интерес детей к занятию снижается, а их ответы носят в таких случаях характер простого перечисления.

Порою при рассматривании картины педагог не выделяет в ней с самого начала то, что является существенно важным и в то же время эмоционально привлекательным. Например, анализируя картину «Осень», воспитатель останавливает внимание детей на том, как одета девочка. Рассказывать об одежде героя надо, но вначале следует вызвать у детей интерес к этому персонажу, к его действиям, желание подробнее рассказать о нем.

Большое значение имеет речь педагога: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально.

Таким образом, педагог должен учить детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.

На занятиях по рассматриванию картины надо упражнять детей в связных высказываниях, формировать внимание к точной и эмоционально выразительной речи. Картины помогают обогатить содержание детских высказываний, усиливают желание ребенка делиться впечатлениями, мыслями, чувствами.

Цели:

  1. Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное.
  2. Постепенно перейти от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Структура занятия:

Часть 1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

Часть 2 . Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

Основной прием проведения занятия - беседа.

К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно.

Используются дидактические игры с предметными картинками :

*подобрать пару к указанной картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают.

* игра «Прятки» (картинки прячут - расставляют по разным доступным местам, дети находят их, приносят, называют).

Возможно чтение воспитателем какого- либо авторского рассказа.

Перед показом картины необходимо вызвать у детей интерес к ней.

Очень важно мотивировать речевую деятельность детей.

Можно предложить внимательно посмотреть на картинку, запомнить ее, а дома нарисовать.

К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей (как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).

* Чередование хоровых и индивидуальных ответов.

* Обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов;

* Использование литературных и художественных вставок.

Возможные приемы:

* Игра «Расскажи кукле».

* Выбор объекта описания;

* Показ игрушки, идентичной персонажу картины;

* Инсценировка (в гости к детям приходят кукла, собачка, и дети разговаривают с ними).

* Предложить ребенку встать на место того, кто нарисован («Как будто вместе гуляем», «Как будто это наш котенок»).

В средней группе цель обучения рассказыванию по картине остается прежней - учить детей описывать изображенное на картине. Однако к 4-5 годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований.

В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

По- прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы воспитателя.

Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним -двумя словами. Нечетко поставленные вопросы тормозят развитие у детей речевых навыков.

Очень важно целенаправленно упражнять детей в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале надо дать пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь на речево й образец.

Высказывание, относящееся к тому или иному объекту, будет органически входить в беседу о картине в целом.

Итак, при рассматривании картины в средней группе используются следующие методические приемы:

Показ картины;

Выделение главного объекта, рассматривание его с помощью вопросов;

Образец речевого высказывания воспитателя (воспитатель начинает рассказ, дети продолжают);

Один из детей еще раз рассказывает о том, что только что говорилось;

Рассматривание второстепенных объектов на картине, использование вопросов;

Рассказ педагога, синтезирующий материал высказываний, сделанных в ходе занятия;

На протяжении всего занятия, данного вида, необходимо давать четкие указания о характере речевой деятельности - дети должны знать, что от них ждут рассказа о картине.

Применять прием совместных действий: педагог начинает описание, а дети продолжают его. Использовать речевой образец - пример короткого, но вполне законченного высказывания. Заканчивать занятие обобщающим рассказом педагога.

Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин в средней группе, дети упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они учатся сосредоточенно выслушивать рассказ педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов в старшей группе.

Итак цели занятий по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе следующие:

1. Подвести детей к составлению небольшого связного повествования.

2.Развивать монологическую речь.

Виды рассказов по картине:

*Описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам.

* Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как дети научатся описывать предметные и сюжетные картинки).

Характерные особенности занятий:

* Рассказ по вопросам воспитателя (коллективный или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка). В конце занятия, подводя итог всем высказываниям, воспитатель дает свой рассказ.

* Рассказывание по образцу («Расскажите, как я»).

Требования к рассказу - образцу: он должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.

*В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя к самостоятельному рассказыванию.

* Рассказ по плану (например, «Таня и голуби»: где гуляет Таня, что она делает, во что играет, что видит за забором? и т.д.).

Структура занятия:

*Рассматривание картины;

* Беседа, уточняющая основное содержание картины и ее детали;

*Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).

* Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений).

Рассказ по серии сюжетных картин:

*Рассматривается и описывается каждая картина из серии;

* Выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета.

* высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

В старшей группе при обучении детей рассказыванию по картине решается ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и др.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин используются разнообразные методические приемы: беседа, касающаяся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец.

В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога должно раскрывать в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется рассматривание картины, по которой дети будут составлять рассказ. Такой прием можно использовать в первом полугодии, когда дети еще приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картине.

Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Проводится краткая беседа, в которой уточняются основные моменты сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступали к рассказам, воспитатель должен обращаться к ним с вопросами, которые помогут в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное.

В конце краткой беседы конкретно и доступно объяснить речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар).

В ходе занятия применяются различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т.е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года).

Если занятие в старшей группе проводится в начале учебного года, можно применять прием совместных действий - воспитатель начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают.

Можно привлекать детей и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

Методика составления рассказа по картине в старшей группе:

Рассматривание картины сопровождающееся беседой;

(здесь ведется работа по развитию умения выделять в картине самое существенное, а также обучение видеть ее детали, описывать фон, пейзаж);

В ходе беседы побуждать детей выражать свое личное отношение к изображенному;

Переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями воспитателя: « Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка и т. д.»

После ответов детей воспитатель предлагает послушать его рассказ.

Общая все сказанное хочу отметить: занятия по обучению рассказыванию в старшей группе имеют следующие цели:

  1. Учить детей правильно понимать содержание картины;
  2. Воспитывать чувства (в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д.
  3. Учить составлять связной рассказ.
  4. Активизировать и расширять словарный запас.
  5. Развивать внимание, память, инициативность, мышление.

Характерные особенности занятий:

  • Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета;
  • Приемы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания;
  • Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания;
  • Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное). Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной для детей).

Приемы составления коллективного описательного рассказа по серии картинок:

  • начало составляет воспитатель, заканчивают дети.
  • Начинает один ребенок, продолжает другой.

Составление описательных рассказов (методика):

*Подбор названия картины (задания типа «Как назвал художник эту картину?», « Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?»).

* Характеристика самого существенного и деталей.

* Придумывание начала или конца к сюжету, изображенному на картине.

* Вопросы к детям по сюжетной линии повествовательного рассказа.

* Составление коллективного рассказа по картине:

Дети придумывают, что с героями было раньше.

Излагают события, изображенные на картине.

Придумывают последующие действия, поступки и приключения героев.

* Включение элемента соревнования: рассказ какой группы окажется наиболее интересным?

* Оценивание рассказов товарищей как по содержанию, так и по форме, замечание удачных слов и выражений, точно отражающих содержание картины или метко характеризующих события, которые предшествовали изображенному.

Творческое рассказывание по картине:

В порядке возрастания сложности:

* составление рассказа с добавлением последующих событий.

* составление рассказа с заменой объекта.

* составление рассказа с заменой действующего лица.

* составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

* составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

* составление рассказа с добавлением объекта.

* составление рассказа с добавлением действующего лица.

* составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

* составлением рассказа с изменением результата действия.

* составление рассказа со сменой времени действия.

Составление рассказа по картине:

ПРИЕМЫ:

  • перед составлением рассказа воспитатель объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение;
  • при составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).
  • При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.
  • Если ребенок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после прослушивания воспроизводит.

Планирование творческого рассказа:

*трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания.

* обсуждение замысла.

* выбор зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории).

* составление «цепочки», перечисление последовательно разворачивающихся действий с целью составления программы, плана развернутого высказывания.

* построение плана изложения (можно в графическом варианте).

* установление объекта для прямой речи.

* придумывание заголовка к рассказу.

ПРИЕМЫ:

  • объяснение задачи изменения сюжета картины (добавление последующих событий, замена объекта и т.д.)
  • ребенок придумывает название рассказа, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.
  • Осознанное и последовательное название всех действий в предполагаемом рассказе.
  • Составление ребенком графического плана (рисунки - символы основных этапов повествования).
  • Уточнение слов, с которых ребенок начинает рассказ («Однажды…», «Как-то раз…», «В один летний день…»).
  • Уточнение финальных фраз, в которых отразится мораль либо основной смысл высказывания.
  • На первом этапе - образец рассказа.
  • Запись рассказа взрослым для обсуждения и оценки.

Анализ и оценка творческого рассказа:

  • в соответствии с целью занятия.
  • такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность.
  • одобрение высказываний.
  • Ошибочные слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить фразу целиком.

Рассматривание пейзажных картин.

  • предварительная работа - наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы.
  • При рассматривании целесообразны вопросы:

Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес (про деревья, луг…)?

Почему художник так назвал свою картину?

Что художнику кажется интересным, красивым?

- «Про что?...», «О чем?..».

* использование музыки и поэзии.

* активизация опыта детей (Какое у вас бывает настроение, когда вы играете в снежки, когда нет мамы дома, когда вы болеете?).

* рассказ- образец воспитателя или литературный образец.

* в начале и в ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину.

* сравнение разных по настроению картин.

Рассматривание натюрмортов:

  • вывешивается несложная картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Воспитатель воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы примерно так, как они нарисованы на картине.
  • Составление натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон форма предметов. Затем это все сравнивается с картиной.
  • В конце года самостоятельное описание натюрмортов.

Рассказы из опыта.

В старшей группе учат детей составлять рассказы на темы из коллективного и личного опыта. Более простыми считаются темы из коллективного опыта. Они касаются событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяют ребенку припомнить случай наиболее интересный и яркий, описать его.

Практика показывает, что к наиболее удачным можно отнести следующие темы:

«Как мы следы осени искали»; «Зимние забавы», « Как мы провели лето» и др.

Занятия по составлению рассказов на темы из личного опыта проводить труднее, так как воспитатель зачастую не знает объекта, намеченного ребенком. Поэтому здесь важен выбор темы. Можно предложить следующие темы: «Как Дед Мороз подарок принес», «Мой лучший друг», « Как я помогаю дома», «Моя любимая игрушка» и др.

Здесь важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти. В предварительной беседе с детьми попросить их вспомнить любимые игрушки и назвать их. После того как двое или трое детей ответят на вопросы, сообщить, что сейчас будем подробно рассказывать об игрушках и о том, как интересно с ними играть Затем дать образец рассказа: « Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был медвежонок. Он был плюшевый, пушистый, мягкий. Я любила с ним играть, рассказывать ему сказки, укладывать спать. Когда медвежонок «просыпался», я учила его умываться, а затем начинала с ним играть: раскладывала картинки и рассказывала что на них нарисовано. Мне было весело и интересно».

На занятиях такого типа речевой образец имеет большое значение: он помогает детям найти аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения.

Закончив свое описание, сделать короткую паузу, а затем объяснить, что рассказ состоит из двух частей и раскрыть смысл каждой части: « В начале я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказывала об игре с любимой игрушкой».

Для лучшего усвоения образца можно повторить свой рассказ или предложить кому-то из детей воспроизвести первую, а затем и вторую части.

В заключение беседы дать конкретные указания детям: «Когда будете рассказывать о своей любимой игрушке, постарайтесь сначала подробно сказать все о ней (как она называется и чем интересна), а потом расскажите, как вы с ней играете».

На обдумывание рассказа дается некоторое время.

Выступление детей надо слушать с интересом: выражать свое одобрение улыбкой или кивком головы. Если ребенок затрудняется начать рассказ и некоторое время молчит, можно его спросить, о какой игрушке он хочет рассказать и помочь начать рассказ: «Я очень люблю игрушку самолет…»

Иногда стоит ребенка всего лишь подбодрить: «Начинай свой рассказ, мы приготовились тебя слушать».

Выслушав выступление ребенка, проанализировать и оценить его рассказ, привлекая к этому всю группу. Задать вопросы с помощью которых дети выразят свое впечатление, выскажут мнение. Затем воспитатель должен сам кратко и четко характеризовать рассказ. Речевой образец учит детей анализировать выступления товарищей и высказывать о них несложные суждения. Особенно обстоятельно анализируются и оцениваются первые рассказы, так как это поможет другим детям более осмысленно и целенаправленно контролировать свою речь, не повторять речевых ошибок.

В конце занятия (после того как пять - шесть детей выступили с рассказами) еще раз подчеркнуть, что дети учились интересно и подробно рассказывать об игрушках, и посоветовать более внимательно рассмотреть их после занятия, чтобы суметь хорошо описать в следующий раз.

Высказывания на темы из опыта относятся к группе рассказов, сочиняемых по памяти. Поэтому, кроме специальных занятий, рекомендуется проводить игры и упражнения, совершенствующие умения припоминать события, отбирать наиболее интересные и рассказывать о них окружающим.

ПЕРЕСКАЗ.

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу.

Начиная с раннего возраста детям необходимо систематически рассказывать сказки, читать рассказы, стихи с тем, чтобы произведения художественной литературы оказывали положительное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.

Во второй младшей группе учат детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводят их к воспроизведению текста.

Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы. Задаваемые воспитателем вопросы должны целиком определять полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Детей можно также привлекать к совместному пересказу с воспитателем, побуждая произносить отдельные слова или предложения.

Начиная со средней группы программой «Пралеска» предусмотрено систематическое проведение занятий по пересказу.

Выбор литературно-художественных произведений - важнейший вопрос методики обучения.

Пересказ является новым для детей видом речевой деятельности. Важно умело подвести их к этому этапу, вызвать живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности.

На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые ранее, а на последующих - новые, только что прослушанные тексты. В этом случае ознакомление с произведением сближается во времени с пересказом. Такие условия выполнения задания требуют от ребенка несколько усложненной мыслительно-речевой деятельности, в связи с чем процесс овладения художественным материалом проходит интенсивнее.

Надо учитывать, что дети пятого года жизни только начинают накапливать опыт восприятия текста для последующего его воспроизведения, поэтому на качестве их пересказа непосредственно отражается степень осмысления и эмоционально-эстетического освоения литературного материала, его содержания и формы.

Методика проведения занятия по пересказу сказки в средней группе следующая:

  1. Предварительная беседа о знакомой сказке с использованием иллюстраций.
  2. Чтение сказки.
  3. Беседа по вопросам.(если сказка детям мало знакома, повторное чтение)
  4. Пересказ сказки детьми (если ребенок затрудняется, воспитатель помогает: подсказывает нужное слово, исправляет речевые ошибки. По окончании пересказа оценивает речевые действия ребенка)
  5. Обыгрывание сказки. Педагог сопровождает чтением текста действия детей.

После занятия выставить в книжный уголок книжку с данной сказкой, чтобы дети в любое время могли рассмотреть иллюстрации.

Таким образом, упражняясь в пересказе знакомых сказок и рассказов, ребенок накапливает первоначальный опыт воспроизведения литературных текстов. В дальнейшем детям становится доступен пересказ произведений, впервые прочитанных на занятии. В этом случае первая часть занятия отводится развернутому, обстоятельному ознакомлению детей с текстом, вторая - пересказу.

Например, занятие по пересказу рассказа К.Д. Ушинского «Гуси».

Цель : учить детей пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; поощрять использование авторских слов и словосочетаний; побуждать к выразительной речи; воспитывать любовь к животным.

Предварительная работа : рассматривание картины «Гуси и утки» из серии «Домашние животные». При рассматривании и ее описании ввести слова и словосочетания из рассказа.

Методика проведения занятия :

  1. Напомнить о картине и предложить послушать рассказ «Гуси». Выразительно, с выделением абзацев, с логическими ударениями прочитать текст.
  2. Краткая беседа по вопросам. Побуждать отвечать на вопросы словами текста рассказа.
  3. Повторное чтение рассказа.
  4. Пересказ текста 3 -4 детьми. Если ребенку трудно начать пересказ, нужно помочь ему произнести первую фразу причем с такой интонацией, которая бы побуждала ребенка включиться в пересказывание.

По окончании пересказа отметить, с чем ребенок справился хорошо, а что надо улучшить. Дать конкретные советы, например предложить произнести ту или иную фразу громче или ласковее, выговорить то или иное слово отчетливее. Следуя указаниям воспитателя, ребенок упражняется в речевых навыках и умениях.

Дети часто воспроизводят текст с существенными пропусками. Поэтому надо учить их давать описание ближе к тексту и более полно. Однако если и после напоминания ребенок делает пропуски в тексте, можно обратиться ко всей группе с просьбой напомнить последовательность рассказа и указать пропущенный текст.

Распространенной ошибкой при пересказе является замена авторских словосочетаний, оборотов своими словами. В этом случае педагог напоминает текст и предлагает вслед за ним правильно произнести словосочетание из текста.

Следует помнить, что дети могут перенимать ошибки друг от друга, поэтому очень важно своевременно исправлять те речевые проявления, которые засоряют пересказ.

Очень часто в пересказах дети опускают конец текста. В этом случае можно сказать: «Ты не до конца, рассказал. Чем все закончилось? Вспомни».Если ребенку это трудно сделать, можно привлечь других детей или зачитать заключительные строки текста, нацелив рассказчика и всю группу на завершение пересказа.

Таким образом, с помощью различных приемов необходимо учить детей воспроизводить материал рассказа полно, без пропусков, искажений, побуждать оперировать языковым материалом текста, вырабатывать навыки связной выразительной речи.

Для руководства процессом пересказывания применяются различные педагогические приемы: совместный пересказ, подсказка (слова, части фразы), напоминание, вопросы, указание, одобрение и др.

Для того чтобы дети хорошо освоили материал произведения, можно в ходе беседы выборочно зачитать тот или иной отрывок, предоставляя детям возможность еще раз вслушаться в образную авторскую речь.

В старшей группе задачи по пересказыванию следующие: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие произведения без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения. На занятиях дети овладевают умениями правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанные и известные ранее произведения; учатся внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять.

Дети старшего дошкольного возраста при пересказывании литературных текстов способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. При обучению пересказу сказки используются следующие приемы:

1.Чтение один или два раза текста.

2. Беседа. Вопросы к детям по содержанию сказки, отражающие основные ее моменты.

3. Повторное чтение сказки

4.Пересказ содержания детьми.

Если сказка велика по объему, можно рассказывать ее коллективно, по частям - один ребенок передает содержание первой, логически законченной части, второй пересказывает середину сказки, третий - заключительную часть текста.

Затем еще одна группа детей повторяет пересказ.

После многократного пересказывания детьми текста педагог может поставить перед ними творческую задачу - придумать свой вариант сказки с последовательным введением в нее новых персонажей.

Таким образом, пересказ может быть дополнен словесным творчеством детей при опоре на знакомый литературно-художественный материал.

При обучении детей пересказу произведений можно использовать модули, схемы. Это помогает детям вспомнить последовательность событий, повышает интерес к пересказу.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»

Ашмарина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ № 108 г. Нижний Новгород.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект по развитию речи « Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного материала », данный материал будет полезен для воспитателей и родителей средней группы.
Цель: развитие целостного восприятия русской народной сказки.
Задачи: 1)обучать детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки
2)развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; закреплять правильное употребление слов и падежных окончаний
3)Воспитывать нравственные качества: отзывчивость, доброту, сопереживание, желание прийти на помощь; поддерживать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа: Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций.
Материал и оборудование: подборка серийных картинок по сказке «Заюшкина избушка» на липучках, ширма – раскладушка с липучками (магнитная доска), сказочный кокошник и фартук для воспитателя, картинки петуха, зайца, лисы, медведя, музыкальное сопровождение, медальки для детей, книжки-самоделки с разными героями сказок.
Словарная работа: «ледяная», «лубяная», «не тужил», «коса», «на пятах», «клочки по закоулочкам», «посечи».
Методы и приемы: активная беседа, рассматривание предметных картинок, художественное слово, грамматические упражнения, моделирование.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в сказочную страну и встретиться со сказкой. Но сначала вам надо отгадать мою загадку.
Загадка:
В любое место он вас донесёт
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковёр - самолёт).
Воспитатель: Молодцы, отгадали, это мой волшебный помощник, садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок.
Раз, два, три взлетаем, глазки все мы закрываем.
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес.
Раз, два, три, четыре, пять можно глазки открывать (воспитатель перевоплощается в сказочницу: надевает кокошник и сказочный сарафан-фартук).
Встречает сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? (ответы детей).
Сказочница: Вот и сегодня мы встретимся с доброй сказкой. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал мою сказку, может быть, вы поможете мне её расколдовать?
Дети: Да, поможем.
Работа с карточками (словообразование):
Гребешок петуха – петушиный, лапы медведя – медвежьи, хвост лисы - лисий, уши зайца - заячьи.





Сказочница: как вы думаете: в какой сказке встречаются заяц, лиса, медведь, петух. Какая же сказка заколдована?
Дети: «Заюшкина избушка».
А теперь давайте с вами поиграем.
Физкультминутка «Заюшкина избушка».
(дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),
И ни с чем они уходят (расходятся).
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).
Ну, молодцы вот мы и вспомнили немножко эту сказку.
Второе задание: А теперь попробуйте собрать сказку « Заюшкина избушка ». Есть у меня картинки из сказки, давайте мы соберем её все вместе.
Сказочница: А какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая, ловкая).
Сказочница: Посмотрите внимательно и скажите: какая у зайчика в сказке была избушка?
Дети: У зайчика была лубяная избушка.
Сказочница: А, что значит лубяная? (деревянная)
Сказочница: А у лисы какая избушка?
Дети: Ледяная.
Сказочница: А, что случилось с зайчиком в этой сказке?
Дети: лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала.
Сказочница: А кто помог зайке в его беде?
Дети: собака, медведь и петушок.
Сказочница: Как лиса зверей пугала?
Дети: как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Сказочница: Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису?
Дети: петушок.
Сказочница: А какие слова он говорил?
Дети: несу косу на плечи, хочу лису посечи.
А теперь расскажите сказку сами (по желанию детей).














Сказочница:
Артистами ребята побывали,
И сказку вы, ребята, рассказали,
А зрители-все были хороши,
Похлопаем друг другу от души!
Сказочница: Спасибо вам ребята, у вас очень было интересно.
Сказочница: Вы все такие молодцы, спасибо, что помогли расколдовать злые чары колдуна и за это я вас хочу отблагодарить и подарить вам вот эти книжки - самоделки с разными куклами для настольного театра. Ещё хочу наградить вас медалями за ваше доброе сердце и за то, что вы помогли расколдовать мою сказку, большое вам спасибо!


Сказочница: Ну, а теперь вам пора лететь обратно в свою группу, вставайте все на ковёр - самолёт и он отвезёт вас в детский сад, к себе в группу.
Сказочница: Раз, два, три взлетаем, снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять вот и в группе мы опять, можно глазки открывать (во время проговаривания слов воспитатель снимает костюм сказочницы).
Воспитатель: вот наше занятие и подошло к концу, и мы с вами обратно оказались в нашей группе.

Конспект занятия

(подготовительная группа)

Тема. Составление творческого рассказа по картине « Мы рисуем ». Коллективная работа над натюрмортом «Цветы и фрукты».

Образовательные задачи: Обеспечение целостного восприятия картины. Расширение, уточнение и активизация словаря (подсолнух, астра, груша, яблоко, цветы, фрукты, натюрморт, мольберт, палитра, кисти, краски; рассматривать, рисовать; красный, желтый, зеленый, румяный, спелый, дубовый, кленовый, рябиновый). Обучение составлению плана рассказа и творческого рассказа по картине. Обучение рисованию с натуры, совершенствование умения изображать предметы.

Развивающие задачи: Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия. Формирование интереса к изобразительной деятельности.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.

Оборудование. Картина О. Р. Гофман « Мы рисуем », мольберт, лист бумаги, палитра, кисти, букет цветов в вазе, фрукты в корзине, круглый столик, белая скатерть, контейнер, фен, магнитофон, кассета с записью спокойной инструментальной музыки.

Предварительная работа. Рисование фруктов и цветов, разучивание пальчиковой гимнастики «Осень».

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона восприятия картины.

Педагог сообщает детям о начале занятия, предлагает им пройти к стульчикам, стоящим полукругом перед мольбертом.

Усаживайтесь поудобнее. Послушайте стихотворение.

Я нарисовала

Яблоневый сад.

Там такие спелые

Яблоки висят.

Там трава желтеет,

Ива у ручья,

У забора будка,

Знаешь, это чья?

В ней живет огромный

Пес сторожевой.

Он хоть нарисованный,

Но совсем живой.

Если злой мальчишка

В мой полезет сад,

Сразу пса увидит,

Струсит -- и назад.

О ком это стихотворение? (О девочке, которая нарисовала картинку.) Что девочка нарисовала на картинке? (Яблоневый сад, спелые яблоки в саду, желтую траву, иву у ручья, будку у забора и собаку.)

Наверное, у девочки получилась очень красивая картинка. Сегодня мы тоже нарисуем картину, натюрморт; но сначала рассмотрим картину «Мы рисуем» 2. Рассматривание картины и беседа по ней. Рассказ по отдельным фрагментам картины по плану, предложенному воспитателем. Развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи.

Педагог помешает на мольберт картину, дает детям одну минуту для ее свободного рассматривания, а затем организует беседу по ее содержанию.

Кто изображен на картине? (Художник нарисовал на картине детей.) Где они находятся и что делают? (Онипришли в изостудию и рисуют натюрморт.) Как бы вы назвали этот натюрморт? («Осенний натюрморт». «Цветы и фрукты». «Осенние подарки».)

Вы придумали очень хорошие названия. Давайте назовем натюрморт «Цветы и фрукты». Опишите цветы и фрукты, которые рисуют дети. Где стоят цветы, где лежат фрукты? Какие цветы? Что вы можете сказать о букете? Какие фрукты? Постарайтесь подобрать для рассказа о цветах и фруктах слова, которые отвечают на вопрос какой? (какая? какие?).

  • (-- На круглом столике, покрытом белой скатертью, стоит ваза с цветами.
  • -- Это желтые подсолнухи и красные георгины.
  • -- Букет пышный, яркий, праздничный.
  • -- Рядом с вазой лежат румяная груша и три красных спелых яблока.)

Молодцы! Вы очень хорошо описали цветы и фрукты. Теперь давайте поговорим о детях. В какой части картины изображен каждый из них: слева, справа, в центре? Как они одеты? В каких они позах? Что они делают? Какие у них лица?

  • (-- Слева на табурете перед мольбертом сидит мальчик в синей рубашке и коричневых шортах. Он уже заканчивает работу и задумчиво улыбается. Он думает, что бы еще добавить.
  • -- Рядом с его мольбертом стоит мальчик в разноцветной рубашке. Он уже дорисовал натюрморт и подошел, чтобы посмотреть на работу товарища.
  • -- В центре, у окна, сидит перед мольбертом девочка в красном сарафане и белой блузке. Она рисует и улыбается. Ей очень нравится рисовать.
  • -- Справа перед мольбертом сидит девочка в клетчатой рубашке и зеленом сарафане. В одной руке у нее палитра, а в другой -- кисть. Она уже нарисовала цветы в вазе, а теперь собирается нарисовать фрукты.)

Опишите помещение изостудии. Какое оно -- темное или светлое? Что вы видите за окном? Что вы видите на стене?

(Изостудия большая и светлая. В ней большое окно. За окном виден парк. На стене висят рисунки детей.)

Очень хорошо. Вы сегодня замечательно рассказываете! Молодцы! Атеперь давайте немного отдохнем.

3. Пальчиковая гимнастика «Осень». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Расширение, уточнение и активизация словаря (дубовый, кленовый, рябиновый).

Педагог приглашает детей выйти на ковер и предлагает им построиться в круг.

В парке за окном на картине уже началась осень. Давайте представим, что мы гуляем в осеннем парке.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Плавные волнообразные движения скрещенными ладонями.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной.

Вот с березки -- золотой,

Вот последний лист с осинки

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое прилагательное.

Ветер бросил на тропинку.

Спокойно опускают руки.

А теперь представьте себе, что вы превратились в разноцветные листья и ветер кружит вас и несет по дорожке парка.

Дети кружатся на ковре, совершая плавные взмахи руками.

  • -- Остановитесь. Потянитесь. Сделайте глубокий вдох. Расслабьтесь. Уроните руки. Сделайте выдох. Пройдите к мольберту.
  • 4. Коллективное рисование натюрморта «Цветы и фрукты». Обучение рисованию с натуры, совершенствование умения изображать предметы. Формирование интереса к изобразительной деятельности Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.

Дети проходят к мольберту, на котором уже закреплен лист бумаги. Воспитатель ставит на столик рядом с мольбертом контейнер, в котором приготовлено все необходимое для рисования, вазу с цветами, корзину с фруктами, сложенную белую скатерть. Рядом с мольбертом стоит и маленький круглый столик.

Давайте мы все вместе нарисуем такой же натюрморт, как рисовали дети на картине. Я приготовила все необходимое для рисования, вам же нужно подготовить то, что вы будете рисовать. С чего вы начнете? (Надо поставить столик так, чтобы на негопадал свет из окна.)

Дети ставят столик. Педагог следит за тем, чтобы дети действовали сообща, помогает им советами.

Пусть столик поставят мальчики. Что вы сделаете теперь? (Покроем стол скатертью.) А вот эту работу могут выполнить девочки.

Девочки покрывают стол скатертью.

Как вы думаете, что нужно поставить в центре стола? (Вазу с цветами.)

Один из детей ставит вазу в центр стола.

Теперь разложите фрукты на столе. Куда вы положите грушу? Куда положите яблоки? (Грушу мы положим слева, а яблоки -- справа.)

Дети раскладывают фрукты на столе.

Все готово. Молодцы! Вы дружно выполнили эту работу. Надеюсь, вы так же дружно будете рисовать. С чего вы предлагаете начать? (Можно начать работу с заливки фона.) Каким вы хотите сделать фон? (Можно сделать фон светло-желтым, чтобы картина казалась солнечной.)

Двое детей заливают фон. Воспитатель быстро сушит фон феном.

Один из детей рисует поверхность стола, нанося гуашь широкими горизонтальными мазками. Воспитатель использует для просушки работы фен.

Что вы будете рисовать теперь? (Мы нарисуем вазу.) Какая она? Обратите внимание на высоту вазы, ее форму, цвет. (Она невысокая, похожая на шар, голубая.)

Один из детей рисует вазу.

Теперь самая интересная и сложная часть работы. Нам предстоит нарисовать букет. Вы сказали, что он пышный, праздничный, яркий. Обратите внимание: в букете шесть крупных желтых подсолнухов и семь небольших красных георгинов, много зеленых листьев. Какая серединка у подсолнухов? Какие лепестки? На что похожи георгины? (У подсолнухов коричневая серединка и большие желтые лепестки, а георгины похожи на красные шарики.У них лепестки расположены густо.)

Педагог помогает детям определить, кто будет рисовать подсолнухи, кто -- георгины, кто -- листья. Важно помочь детям правильно расположить цветы в вазе. Дети выполняют работу.

Нам осталось нарисовать фрукты. Расскажите, где вы нарисуете грушу, какая груша; где вы нарисуете яблоки, какие они, сколько их. (Груша лежит слева. Она овальная, зеленая, с румяным бочком. Яблоки лежат справа. Они круглые, красные. Их три.)

Дети рисуют фрукты. Воспитатель помогает им договориться о том, кто что будет рисовать.

Вот и готов натюрморт «Цветы и фрукты». Мне очень понравилось, что вы работали дружно. Вы сделали большую и красивую картину. Мы поместим ее в рамку и повесим в раздевалке, чтобы ее могли увидеть ваши мамы и папы.

Конспект НОД по обучению детей творческому рассказыванию

Тема «Придумывание продолжения и завершения рассказа

«Как Миша варежку потерял»

Программное содержание

1. Познакомить детей с рассказом «Как Миша варежку потерял», учить слушать внимательно, обращая внимание на все детали рассказа. Дать характеристику. Что это начало рассказа, который им придется закончить.

2. Учить детей последовательно, можно придумывать предложение и завершение рассказа начатого воспитателем. Обучать детей композиционному построению творческих рассказов (развязку), умение передавать придуманное завершение рассказа эмоционально выразительно, занимательно.

3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к рассказчику, воспитывать культуру поведения слушателя.

4. Речевые задачи.

Связная речь: Учить, при составлении рассказа, развивать сюжет, начатый воспитателем, не повторяя содержания рассказов других детей.
Грамматика: Активизировать использование в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами. Учить изменять по падежам слово варежки.
Звуковая культура речи: Упражнять в умении дифференцировать звуки «ш» и «ж» использовать в речи вопросительную и повествовательную интонацию.
Подготовка к занятию: кн. А.М. Бородич «Методика развития речи детей»; кн. Э.П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»; А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду».
Предшествующая работа : словесные игры «Придумай небылицу», «Придумывание рассказов по серии сюжетных картинок».
Ход занятия.
1 часть. Вводная часть.
1) Методический прием: Сюрпризный момент приход почтальона с письмом от Незнайки.
2) Зачитывание письма Незнайки с просьбой закончить неоконченный рассказ.
3) Постановка цели занятия, с опорой на предыдущую работу с детьми.
2 часть. Основная часть.
Методические приемы: Чтение воспитателем начала рассказа «Как Миша варежку потерял».
Он потерял варежку (где, когда, почему?)
Он нашел варежку там… (где).
Он нашел варежку тогда (почему).
Миша нашел варежку потому что.
Мише стало радостно от того.
Миша стало так радостно.
Необходимо следить за смысловой и грамматической правильностью предложений. (У Миши есть варежки, а у Вовы нет таких варежек.) Придумайте предложение, чтобы четко слышалось слово варежек (Раньше у Миши не было красивых… Больше Миша не терял своих…)
После повторного чтения рассказа воспитатель предлагает детям придумать, что произошло дальше, и чем все закончилось. Намечает новые этапы (основ) рассказа:
1. Расскажите, какой был день, когда Миша собрался гулять. Подумайте, какие варежки были у Миши, что произошло дальше. Чем все закончилось. В рассказе можете использовать предложения, которые вы составляли при выполнении упражнения.
Вызванные дети (три пары) договариваются, кто начнет рассказ, что в нем надо будет изменить. Пары могут быть составлены и по желанию детей, вызванный ребенок сам выбирает себе пару. При оценке рассказов обратить внимание на то, как дети договаривались, интересно был придуман конец. (Если какой-то паре концовка рассказа не удалась, можно предложить другим детям придумать его). В заключение занятий разучивается скороговорка: «После группового и нескольких индивидуальных повторений, воспитатель предлагает одному ребенку спросить (вопросительная интонация), а другому необходимо ответить (повествовательная интонация).
2. Познакомить детей с последовательностью предложения рассказа:
- Как Миша потерял варежку?
- Нашел ли он ее?
- Кто помог Мише ее найти?
- Предложить одному ребенку повторить вопросы плана.
3. Рассказы детей (5-6 рассказов).
При затруднении в составлении предложения рассказа использовать следующие приемы:
- напомнить вопросы плана;
- подсказывающие и направляющие вопросы;
- оценка детских рассказов воспитателем;
- оценка рассказов детьми;
- выбор лучшего рассказа и запись его для отправления этого рассказа Незнайки.
3 часть. Заключительная часть (окончание занятия).
1) Запечатывание конверта.
2) Звонок по телефону почтальону, чтобы забрать письмо.
3) Анализ детских рассказов.
4) Приход почтальона и отправление письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» в старшей группе. Формирует умение детей составлять небольшие рассказы творческого характе...

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!»

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...