Консультация для родителей " здоровье ребенка и факторы, и влияющие на здоровье ребенка. Влияние факторов окружающей среды на здоровье дошкольников


"ЗДОРОВЬЕ ребенка и ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ дошкольников".

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. .
Много лет назад немецкий учёный М. Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».

Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».
Здоровье - это счастье! Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.
Факторы, влияющие на здоровье:
-соблюдение режима дня
-организация двигательной активности, длительность прогулки
-закаливание
-полноценное и рациональное питание
-условия жизни в семье
-полноценный сон
-выполнение культурно-гигиенических норм и правил, т.е. здоровый образ жизни семьи
-влияние окружающей среды, экология
- наследственность
-уровень развития здравоохранения и образования и т.д.

В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии (создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает и сохраняет здоровье детей. В нашем детском саду используют следующие технологии:

Физкультминутки на занятиях
-гимнастика для глаз
-динамическая пауза
-артикуляционная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-релаксационная пауза

Корригирующая гимнастика после сна

Дыхательная гимнастика

Различные виды закаливания и т.д.

Кроме этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья дошкольников, как:
- рациональный двигательный режим,

Разумное чередование умственной и двигательной нагрузок,
- соответствие времени проведения учебных занятий возрасту детей,

Смена на занятии различных видов деятельности.

Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.

Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках!

примерный режим дня для первоклассника.

6-40 подъем

6-40-7-00 утренняя зарядка, туалет, водные процедуры, уборка постели.

7-00-7-10 завтрак.

7-20-7-45 дорога в школу.

8-00-12-30 занятия в школе.

10-00 горячий завтрак в школе.

12-30-13-00 дорога из школы домой.

13-00-13-30 обед.

13-30-14-30 отдых.

14-30-16-00 прогулка или посещение кружков.

16-00-16-15 полдник.

16-15-17-30 приготовление домашних занятий.

17-30-19-00 прогулка на свежем воздухе.

19-00-20-30 ужин, свободные занятия.

20-30-21-00 подготовка ко сну.

21-00-6-40 сон.

Совместная подготовка к школе с вечера;

собрать портфель, приотовить одежду, обсудить меню завтрака, отход ко сну в одно и то же время, спокойный сон – все это поможет ребенку встать утром с хорошим настроением.

Марина Ерофеева
Консультация для родителей «Факторы влияющие на здоровый образ жизни ребенка»

В. А. Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка -это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".

Взрослым, важно начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей положительное отношение к собственному здоровью .

В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие :

Оптимальный двигательный режим

Рациональное питание

Закаливание

Личная гигиена

Положительные эмоции

Основная причина многих болезней в мире – недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии дошкольники, которые очень много времени проводят сидя за просмотром телепередач, играя в компьютерные игры. Для того, чтобы это исправить надо заниматься с детьми циклическими упражнениями аэробного характера : ходьба, легкий бег, плаванье, лыжные и велосипедные прогулки и конечно же играть в подвижные игры.

Следующий фактор здорового образа жизни ребенка – это питание . Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Следует обратить внимание на следующее :

Питание ребенка должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма

Регулярный прием пищи

Питательные вещества поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой

Питание должно быть индивидуальным

Закаливание- является еще одним из составляющих здорового образа жизни ребенка .

«Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья» -вот дивиз закаливания!

Разумное использование этих естественных сил природы приводит к тому,что ребенок делается закаленным , успешно противостоит переохлаждению и перегреву.

Надо помнить, что закаливание будет успешным если соблюдать три принципа :

Постепенность -увеличивать продолжительность процедур надо постепенно

Систематичность – проводить закаливающие мероприятия ежедневно

Комплексность –использовать в комплексе естественные силы природы (солнце, воздух, вода)

Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка .

Постараться, чтобы закаливание проходило при положительных эмоциях, дети должны выполнять процедуры с радостью, желанием. В этом большое значение имеет пример родителей . Существует множество видов закаливания : хождение босиком, обтирание, обливание, воздушные ванны, воздушно-солнечные и т. д.

Не менее важным так же является следующий фактор здорового образа жизни ребенка - это личная гигиена. Без соблюдения правил личной гигиены (уход за телом, волосами, полостью рта, одеждой, обувью) невозможно сохранить и укрепить здоровье . Должны стать естественной и неотъемлемой процедурой мытье рук перед едой, после прогулки, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ, уход за зубами. Воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой и обувью.

Большое значение оказывает на здоровый образ жизни благоприятный климат в семье, который влияет на эмоциональное состояние ребенка . В будущем оно отразится и на его здоровье . Основными причинами многих детских болезней являются отрицательные эмоции, переживания и стрессы, переутомление и семейные неурядицы. Если ребенку дома эмоционально комфортно, то он будет счастлив, спокоен и уверен в себе. Положительные мысли улучшают гормональный фон, укрепляют иммунитет. Ребенку нужна любовь , понимание и забота. Очень важно всегда поддерживать своих детей, укреплять их моральный и физический дух. Добрые слова, тепло и одобрение – вот основополагающие факторы здорового образа жизни каждого ребенка . Все родители хотят , чтобы их малыш рос крепким, здоровым и умным . Здоровый образ жизни необходимо формировать с детского возраста, тогда забота о своем здоровье станет естественной формой поведения. Но для этого необходимо приложить немного усилий. Только при соблюдении всех правил по ведению здорового образа жизни можно получить хороший результат. Они помогут в будущем вам и вашим детям избежать многих проблем.

Публикации по теме:

«ДРУЖНО, СМЕЛО С ОПТИМИЗМОМ - ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!» Открытая презентация Проекта по адаптативной физической культуре «Всем полезно,.

Факторы, влияющие на формирование образования Формирование образования – сложный многоступенчатый процесс, характеризующийся необходимостью концентрации в себе гармоничного сочетания.

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» ФИО___ 1. Какого состояние Вашего здоровья?.

Буклет для родителей «Здоровый образ жизни ребёнка» Мы – спортсмены просто класс! Здоровый образ жизни ребёнка. Советы для родителей. Чтобы ваш ребёнок был сильным, а главное здоровым.

Факторы, влияющие на развитие личности Факторы, влияющие на развитие личности. В этой статье я хотела бы обсудить актуальную на сегодняшний день тему: «Что же, все-таки, является.

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.

В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

2) образ жизни;

3) состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов -20 %, медицинского обслуживания – 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения.

Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5 % в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, т. е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5 % при поступлении в школу до 13,9 % в конце обучения.

Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, родовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их как факторы риска.

Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенически правильный уход за ребенком.

Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т. д.


| |

Факторы формирующие здоровье детей и подростков

1. Здоровье родителей
Как известно, генетическая составляющая играет довольно важную роль в становлении здоровья. Однако многие списывают на наследственность гораздо больше, чем стоило бы. На самом деле, вероятность развития тех или иных патологических состояний в большей степени зависит от воздействия окружающей среды. Тем не менее, от того, как родители готовились к рождению крохи, зависит многое в становлении его здоровья на начальном этапе, ведь предрасположенность к тем или иным заболеваниям закладывается еще в материнской утробе. Так если мама и папа еще до зачатия крохи прошли все необходимые исследования, отказались от вредных привычек, вылечили все болезни, то их ребенок имеет больше шансов на рождение абсолютно здоровым.
2. Экология
К сожалению, этот фактор оказывает достаточно значимое влияние на формирование здоровья ребенка. Во время беременности будущей маме желательно побольше находится в зеленых зонах, не дышать дымом и выхлопными газами. После рождения ребенка нужно гулять с ним на природе, выезжать на лето к морю либо подальше от шумного города, например, в деревню.
3. Микроклимат в семье
Данный фактор играет очень важную роль на становление здоровья ребенка и подростка. Многие специалисты утверждают, что болезни, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни, в большей части имеют психосоматическую природу. Это значит, что они провоцируются какими-то неприятностями, неразрешенными конфликтами и другими проблемами.
У маленьких детей весь их мир – это семья, поэтому если родители любят друг друга, дарят друг другу внимание и нежность, то ребенок имеет все шансы вырасти эмоционально адекватным и физически здоровым. Влияние постоянных скандалов, ссор и даже драк приводит не только к психологическим травмам, но и к явным заболеваниям. Кроме того дети с эмоциональной нестабильностью часто становятся агрессивными, связываются с дурными компаниями, пробуют в раннем возрасте алкогольные напитки и сигареты, что соответствующим образом сказывается на состоянии их здоровья.
4.Образ жизни
Основное влияние на здоровье ребенка оказывает тот образ жизни, который ведет семья и согласно которому приходится жить ему самому. Этот фактор включает в себя несколько подпунктов, а именно правильное рациональное питание, адекватные физические нагрузки и воздействие свежего воздуха (закаливание, прогулки и т.п.).
5. Питание
Так здоровье малыша и правильное рациональное питание тесно взаимосвязаны. Этот факт известен каждому из нас. Многие уверены, что здоровые дети должны есть исключительно по расписанию – четыре раза в день. Однако такое мнение ошибочно. При правильном подходе к питанию ребенок должен есть по аппетиту, соответственно не нужно заставлять его есть, если он не хочет.
Желание подкрепится – это наглядный индикатор состояния организма, и переедание может приносить вред. При насильственном кормлении как раз таки и возникает переедание, а это перенагружает желудок и приносит множество неприятностей.
Для полноценного питания в рационе ребенка должны обязательно присутствовать овощи и фрукты, рыба, нежирное мясо, яйца. Не стоит забывать и о молочных продуктах, соках, кашах. Родители должны грамотна распределить питательный набор на целый день, так, чтобы ребенок получал все необходимые ему вещества, обеспечивающие полноценный рост и развитие.
6. Физические нагрузки
Детей нужно с малых лет привлекать к спорту. Еще с грудничками можно посещать занятия в бассейне, ходить на сеансы массажа и лечебной физкультуры.
Деткам более старшего возраста на пользу пойдут различные платные тренировочные мероприятия, либо просто длительные прогулки на свежем воздухе.
Особенно полезно проводить максимально много времени с ребенком, показывая ему на своем примере, что физкультура и спорт это хорошо. Отличной традицией являются семейные воскресные прогулки на роликах, утренние либо вечерние пробежки на ближайшем стадионе.
Во время любых спортивных занятий родителям стоит учитывать, что кровообращение у ребенка работает гораздо лучше, чем у взрослого, поэтому одевать активного малыша нужно легче, чем себя.
7. Свежий воздух и закаливание
Чтобы вырастить действительно здорового малыша нужно уделять время его закаливанию. Это и обливания прохладной водой, и прогулки в любую погоду, и хождение босиком. Еще с грудного возраста нужно оставлять малыша голеньким для своеобразных воздушных ванн. Все эти мероприятия тренируют иммунную систему, помогая ей адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Благодаря этому ребенок будет нормально переносить сквозняки, похолодания, атаки микробов и вирусов, а при заболеваниях выздоровление будет наступать намного быстрее.

Заключение
Навскидку видно, что более чем на три четверти факторы влияющие и формирующие здоровье детей зависят от их родителей. Конечно, здоровье ребенка зависит от множества факторов, но основной критерий его становления – это правильный образ жизни, как малыша, так и его родителей. И не нужно перекладывать свою ответственность на садик и школу. Не занимайтесь самообманом! Что посеете – то и пожнете…

Детское население подвергается воздействию различных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме.

Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют 3 группы факторов:

Генотип популяции;

Образ жизни;

Состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сочетании с биологическими (в том числе наследственными) факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости человека как от среды, в которой он находится, так и от генотипа и биологических законов роста и развития.

В литературе достаточно часто приводятся общие положения, сформулированные ВОЗ, согласно которым влияние социальных факторов на формирование здоровья составляет около 50%, биологических факторов - около 20%, антропогенных факторов - также около 20% и медицинского обслуживания - до 10%. Однако эти величины являются усредненными, не отражают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных факторов в развитии неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

Наибольшему риску развития хронических болезней подвержены дети с отягощенной наследственностью. В настоящее время внешнесредовые факторы по своему значению лишь немногим уступают биологическим. Алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный микроклимат в семье и школе - нередко взаимозависимые психосоциальные факторы, повышающие риск развития хронической патологии. Большое значение имеют и факторы загрязнения среды.

Риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2-3 раза. Педиатры к числу экологических факторов относят также профессиональные вредности у родите-

лей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка.

Состояние здоровья детей зависит как от внутренних факторов (тип конституции, темпы физического развития, пол, возраст), так и факторов окружающей среды (суммарная школьная нагрузка, проживание в городских или сельских условиях, занятия спортом и др.).

Имеются многочисленные данные по влиянию образования и социально-экономического статуса родителей на здоровье детей.

В бедных семьях выше смертность детей от несчастных случаев, травм, выше уровень заболеваемости, уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери (образование менее 8 лет: более 12 лет - риск 5:1).

Показатели здоровья детей, особенно раннего возраста, зависят от типа семьи (полная, неполная и т.д.). Заболеваемость детей в неполных семьях достоверно выше, чем в полных, и часто болеющих детей у них больше. Разница усугубляется с возрастом. Здоровье внебрачных детей хуже, они чаще рождаются недоношенными, позже начинают ходить и говорить, у них чаще бывают острые и хронические заболевания. Дети из негармоничных семей чаще болеют, и обострения хронических заболеваний протекают у них дольше и тяжелее.

Многочисленные исследования по проблеме «семья и болезнь» позволяют говорить об «уязвимых» детях - детях, которые в большей степени, чем другие, подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей, в которых отмечаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей.

Зарубежные специалисты рекомендуют относить к «уязвимой» группе единственного в семье ребенка, детей, рожденных после длительного бесплодия, нежеланных детей, детей пожилых родителей, детей, рожденных в позднем браке, детей, «заменивших» умершего ребенка, или детей, родившихся в период, когда в семье кто-то умер.

В исследованиях члена-корреспондента РАМН профессора А.Г. Сухарева выявлена тесная корреляционная зависимость между уровнем двигательной активности детей и развитием у них мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также степенью сопротивляемости организма.

Установлена выраженная корреляционная зависимость между здоровьем детей и режимом их дня. Среди недосыпающих школьников доля здоровых ниже, чем среди соблюдающих это требование режима. Школьники, которые ежедневно проводят на свежем воздухе 1 ч и менее, чаще страдают аномалиями рефракции глаза, ревматизмом и нарушениями обмена веществ.

Особое значение для здоровья детей имеют условия обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и школе (вместимость и планировка здания, освещенность, воздухообмен, соответствие мебели анатомо-физиологическим особенностям детей).

Распространенность острых респираторных заболеваний среди детей зависит от режима проветривания и площади учебно-воспитательных помещений, а также от планировки здания.

Под руководством академика РАМН профессора Г.Н. Сердюковской проведен факторный анализ многомерной системы «ребенок - окружающая среда», в ходе которого было проанализировано влияние около 80 показателей на формирование заболеваемости школьников (рис. 2.25).

Рис. 2.25. Удельный вес факторов риска в формировании здоровья школьников (Г.Н. Сердюковская и соавт.)

Установлено выраженное влияние на здоровье учащихся следующих факторов среды:

Климатических особенностей местности;

Загрязнений атмосферного воздуха;

Неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий, двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий);

Низкого материального уровня жизни семей;

Большой занятости на работе матерей;

Посещения в дошкольном возрасте ясель и в начальных классах групп продленного дня;

Злоупотребления алкоголем у отцов;

Большой суммарной нагрузки школьников;

Несоблюдения режима дня и особенно постоянного недосыпания.

Приоритетное значение в развитии заболеваний у детей имеет экологический фактор (до 30%). При этом на загрязнение окружающей среды приходится 20% и на природно-климатические условия - 10%.

Фактор внутришкольной среды определяет 12,5% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы - 20,7%, т.е. его значение возрастает почти в 2 раза.

Социально-гигиенический фактор определяет 27,5% заболеваемости при поступлении в школу, а в конце обучения 13,9%.

Исследование роли социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний среди детского населения показало, что величины «вклада» (влияния) социальных, биологических и антропогенных факторов довольно близки к таковым в классификации ВОЗ [Сидоренко Г.И., Кутепов Е.Н., 1997]. Так, удельный вес социальных факторов в заболеваемости составляет 24,8-39,5%, в том числе образа жизни - 2,8-10,8%, влияния биологических факторов - от 17,4 до 35,4% и антропогенных - от 10 до 56,9%. Влияние отдельных факторов зависит от возраста детей (табл. 2.18).

Влияние отдельных факторов на заболеваемость детей существенно различается в зависимости от показателя, характеризующего заболеваемость детей. Если число больных детей определяется в большей степени социальными и биологическими факторами, то число случаев заболеваний - социальными и антропотехногенными факторами. Роль этих факторов значительно варьирует при различном характере заболеваний (острые, хронические, аллергические). На

развитие аллергических заболеваний наибольшее влияние оказывают антропогенные факторы и образ жизни.

Таблица 2.18. Величина вклада факторов в заболеваемость детей (Г.И. Сидоренко, Е.Н. Кутепов),%

При общей оценке и влиянии отдельных факторов, составляющих социальную группу, необходимо помнить, что их роль в разных возрастных группах различна (табл. 2.19).

У детей в возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей, в возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме.

Таблица 2.19. Вклад социальных факторов в развитие заболеваний у детей в зависимости от возраста, %

Важен такой фактор, как посещение ребенком ДОУ. Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года.

В возрасте 7-10 лет наибольшую роль играют жилищные условия, доход, содержание животных и курение родственников в доме.

Среди биологических факторов, оказывающих наибольшее влияние на заболеваемость, во всех возрастных группах детей основными являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности и родов (табл. 2.20).

Таблица 2.20. Вклад биологических факторов в развитие заболеваний у детей в зависимости от возраста, %

Значение факторов окружающей среды в развитии неблагоприятных эффектов в значительной степени зависит от возраста изучаемого контингента, характера заболевания и нозологической формы болезни, а также от профессиональной принадлежности родителей. Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов. Одни и те же факторы, одни и те же уровни и интенсивность их оказывают различное влияние на развитие заболеваемости в разных возрастных группах. Это определяет необходимость дифференцирован-

ного подхода к оценке роли факторов риска, планирования и осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий.

Таким образом, по мнению академика РАМН Г.И. Сидоренко и профессора Е.Н. Кутепова, не существует стандартных величин факторов риска. Вклад факторов (социальных, биологических, поведенческих, антропогенных) зависит от характера изучаемых объектов (лицо - случай - длительность заболевания), нозологических единиц, характера заболевания (острое или хроническое).

Однако не всегда имеется возможность провести математический анализ взаимосвязи и взаимообусловленности состояния здоровья теми или иными социально-гигиеническими и биологическими факторами. Важно и логически установить связь между показателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов и группой действующих факторов.

Для практических целей можно пользоваться условной классификацией социально-гигиенических факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма (табл. 2.21).

Таблица 2.21. Социально-гигиенические факторы, влияющие на состояние здоровья детей