Математические примеры для 6 7 лет. Увлекательная математика: задания и упражнения для дошколят


Шуточные задачи по математике для дошкольников

* В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки – 3 кошки. Сколько кошек находилось в комнате? (4 кошки)
* Как в решете воды принести? (Воду можно заморозить, на дно положить пакет…)
* Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек)
* Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
* У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?
* Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько)
* На стройке работал каменщик. В первый день он построил 2 двадцатиэтажных дома, во второй – 1 десятиэтажный дом. Сколько домов он построил за два дня? (Нисколько)
* По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько плавало акул? (9 акул, только они нырнули)
* В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе?(В вазе было 3 тюльпана)
* 7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (7 дорожек)
* Какая птица выводится из яйца, а сама яиц не несет? (Петух)
* На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
* Как можно одним мешком пшеницы наполнить 2 пустых мешка, таких же, как и мешок, в котором находится пшеница? (Надо в один мешок вставить другой)
* У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
*Задумай число до 5. Прибавь к нему 2, а я отгадаю, какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось?
* У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (Возможно ни одной.)
* Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата? (На 4 треугольника по диагоналям)
* На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (Переложить один из тех, который короче)
* Первый Иван шел на базар, второй Иван – с базара. Какой Иван купил товар, какой шел без товара?
* Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, у каждой кошки по 3 котёнка. Сколько ног было на мельнице? (Две ноги, у кошек лапы.)
* Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.(5 птиц)
* Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2.)
* Летела стая гусей. Один гусь впереди, два – сзади. Один гусь между двумя и три гуся рядом. Сколько гусей в стае? (3)
* Сестра старше брата на 5 лет. На сколько лет она будет старше брата через 7 лет? (на 5)
* Двое пошли – 3 гвоздя нашли. Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут? (Скорей всего ничего не найдут.)
* Шла баба в и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (Только баба.)
* Почему парикмахер в Женеве скорее предпочтет постричь двух французов, чем одного немца? (Потому что заработает в два раза больше.)
* Почему крышки уличных люков делают не квадратными, а круглыми?
* Представьте, что у вас в кармане коробок с одной спичкой. Вы вошли ночью в темную комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку)
* Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6)
* Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)
* Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)
* Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (Все месяцы, кроме февраля)
* Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (40)
* Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Дни разделяет ночь.)
* Пошли на охоту два сына и два отца. Убили трех зайцев. Возвращаясь, каждый нес по зайцу. Могло ли так случиться? (Шли дед, отец и сын)
* Полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько стоят 5 рыб? (5 рублей.)
* Кирпич весит 1 кг и еще полкирпича. Сколько весят 5 кирпичей? (10 кг.)
* В колеснице 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (Нарисуйте)
* Книжный червь прогрыз от первого листа первого тома до последнего листа второго тома, стоящего справа от первого. В каждом томе по 600 страниц. Сколько страниц он прогрыз? (Только переплеты.)
* Врач прописал больному 3 укола, по одному через каждые полчаса. Через сколько времени будут сделаны все уколы? (Через 2 часа)
* Стоит в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут)
* Где может спрятаться маленький шарик в пустой комнате, чтобы его не раздавил большой мяч? (В углу)
* Есть ли первое мая в Австралии? (Есть)
* Ты пилот самолета, летящего из Парижа в Москву с посадкой в Киеве. Время в полете – 2 часа. Сколько лет пилоту?
* Маяк то потухнет то погаснет. Давно ли горит маяк? (Он и не горел)
* Когда козе исполнится 6 лет, что будет? (Ей пойдет седьмой год)
* Какого цвета стоп-кран в поезде и в самолете? (В самолете нет стоп-крана)
* В два часа дня в Новгороде шел дождь. Может ли быть в Новгороде солнечная погода через десять часов? (Нет, будет ночь)
* Во дворе гуляют куры и собаки, на всех – 10 ног. Сколько во дворе кур и сколько собак? (1 собака и 3 курицы, 2 собаки и 1 курица)
* В комнате стояло 10 стульев, на которых сидели 10 мальчиков. Вошли 10 девочек, и им всем нашлось по стулу. Как это могло случиться? (Мальчики встали)
* Вдоль дорожки друг за другом растут 10 деревьев, между которыми стоят скамейки. Сколько всего скамеек? (9)
* Из-под забора видны четыре ноги и четыре лапы. Сколько живых существ стоит за забором? (Возможно 2 человека и 1 собака, 1 конь и 1 кошка, придумайте еще ответ)
* Отец с двумя детьми катались на велосипедах. Велосипедов было 3, а колес 7. Как это могло быть? (Один велосипед был с 3 колесами)
* Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это? (Всадник на коне)
* Сколько ушей у трех мышей?
* На озере плавало 5 уток, охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (0)
* Если съесть одну сливу, что останется? (Косточка.)
Серьезные задачи

* Коля вылепил 4 солдат, а Слава – 1. Сколько всего солдат вылепили ребята?
* В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов?
* В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось?
* На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось?
* В вазе стояло 3 розы. Мама срезала еще 2. Сколько роз стало в вазе?
* На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло?
* На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось?


Математические задачи на “Больше / меньше”
* Таня нашла 3 желудя, а Марина на 1 больше чем Таня. Сколько желудей нашла Марина?
* Костя нарисовал 4 самолета, а его брат на 2 больше. Сколько нарисовал брат?
* Мальчики решили строить дом. Дима принес 5 кубиков, а Саша на 2 меньше. Сколько принес Саша?
* Садовник подстригал кусты. В первый день он подстриг 6 кустов, а во второй – на 1 куст меньше. Сколько подстриг во второй день?
* Брату 9 лет, а сестра младше на 3 года. Сколько ей лет?
* В банке 4 стакана клюквы, а в тарелке на 2 стакана больше. Сколько в тарелке?
* У Саши полоска длиной 9 см, у Пети на 3 см короче. Какой длины полоска у Пети?
* Ученик сделал 7 флажков, из них несколько зеленых и 4 красных. Сколько он сделал зеленых флажков?

Начинать познавать основы математики дома – это залог дальнейшей удачной учебы ребенка. Прейдя в первый класс, он или она уже будут знакомы с основами и с легкостью освоят более глубокие знания. Сегодня мы поговорим о том, какие задания по математике подойдут для дошкольников, и как родителям правильно организовать это познавательное время.

Как организовать занятие

Почему необходима такая подготовка? Родителям важно подготовить познавательный процесс таким образом, чтобы у ребенка появился интерес к новым знаниям, и в дальнейшем этот интерес мог бы развиваться и возрастать. Ведь так часто бывает, что малыш загорелся чем-то в начале, а постепенно интерес к игре или какому-нибудь процессу пропадает. Итак, как же нужно подготовиться?

  • Каждый ребенок индивидуален, поэтому нужно учитывать, на каком этапе развития он находится, и подбирать соответствующие упражнения.
  • Помните о том, что удержать внимание на протяжении 50 минут многим ребятам трудно, поэтому подбирая программу, учитывайте этот фактор. Также не нужно заставлять ребенка продолжать обучение, если он устал, иначе у него может пропасть интерес к дальнейшим занятиям.
  • Обязательно подбирайте программу обучения с учетом интересов вашего малыша.
  • Очень важно дать дошкольнику подумать, а не сразу давать правильный ответ. Если вы будете злоупотреблять подсказками, ребенок не будет стремиться мыслить. Предложите ему или ей посмотреть на задачу с разных сторон, предложить варианты решений. Ребенок не должен бояться ошибиться, поэтому не ругайте его за неправильные ответы, а поощряйте и предлагайте еще раз хорошо подумать.


  • Старайтесь каждое занятие разнообразить чем-то интересным, используйте различные игры по математике для дошкольников, это очень нравится детям. Еще можно применять картинки, интересные и развивающие видео и другие различные наглядные средства информации.
  • Если вы видите, что малыш уже достаточно хорошо знает определенный уровень, усложняйте задания, должно происходить постепенное развитие.
  • Не разрывайте знания и жизнь, малыш должен понять, что все, что вы ему предлагаете, пригодится ему, ведь этими знаниями мы пользуемся каждый день. Можно даже выбирать соответствующие задачи и упражнения.
  • Прививайте своему крохе такое качество как самостоятельность. Пусть он попробует сам разобраться с условием и возможным решением.
  • Поддерживайте и хвалите. Это так необходимо, ведь каждому приятно, когда его хвалят, особенно детям.

Виды занятий по математике

Сегодня можно найти огромное разнообразие занятий, которые помогут ребенку освоить такую интересную и нужную науку. Это задачи для дошкольников по математике, различные игры, веселые головоломки, упражнения с фигурами и счетом. Все это должно способствовать:

  • Pазвитию быстрой реакции;
  • Aормированию логического мышления;
  • Aормированию у ребенка нестандартных решений и находчивости;
  • Pазвитию воображения.

И конечно, не стоит забывать, что подбирать упражнения нужно, исходя из уровня развития вашего малыша.

Математические игры

Математические игры должны быть составлены таким образом, чтобы дошкольник мог учиться анализировать то, что ему предложено в условии, и логически мыслить.
Предлагаем вашему вниманию примеры нескольких очень простых, но действенных упражнений по математике для дошкольников.

  • «Определить последовательность чисел». Для этого понадобятся небольшие карточки с цифрами от 1 до 10. Их просто нужно перемешать, разложить и предложить ребенку, чтобы он по порядку сложил предложенные числа.
  • «Сосчитать предметы» . Малышу предлагаются карточки, на которых изображены животные и другие предметы в разном количестве и рядом предложены несколько цифр. Ему или ей необходимо сосчитать, сколько чего нарисовано, и обвести правильную цифру. Такие задания развивают еще и внимание


  • Есть еще одна очень интересная игра. Ребенку предлагаются картинки, на которых нарисованы «божьи коровки», которые потеряли свои пятнышки. Рядом с каждой картинкой написано число, это количество пятнышек, которые необходимо дорисовать на спинке насекомого. Малышу можно предложить разноцветные карандаши, ручки или фломастеры и познание основ математики превратится в очень интересное занятие. Вместо «божьих коровок» можно использовать другие картинки, которые необходимо дополнить какими-то элементами.


Для дошкольников постарше можно использовать следующие варианты заданий.

  • «Сравнения». Будущему первокласснику предлагаются два числа, и он должен их сравнить (что больше, а что меньше).
  • «Примеры». Ребенку выдаются бланки, на которых нарисованы различные предметы и соответствующие примеры. Он должен найти правильный пример к каждой картинке.


Задания на смекалку

Такие упражнения предлагают детям старшего дошкольного возраста и наиболее распространенными считаются задачи с геометрическими фигурами. Ребенку предлагаются фигуры, сложенные из специальных палочек и он должен преобразовать их в другие геометрические формы.

Можно использовать следующие задачи

  • «Складывание предметов по картинке» . Дошкольнику выдаются палочки и специальные бланки, на которых нарисованы различные предметы, например дом, флаг, звезда и др. Ориентируясь по этим картинкам, он должен собрать из палочек соответствующие фигуры.


  • «Преобразования». Такая задачка заключается в том, чтобы предложить ребенку определенную фигуру из палочек, и он должен из нее получить другую фигуру или предмет, путем удаления палочек или перемены их мест.


  • «Сосчитать фигуры». Дошкольнику предлагается изображение со сложными фигурами и ему необходимо определить, сколько на картинке треугольников, кругов или других форм, из которых состоит предложенный вариант.


Развлекательные упражнения

  • Занятия такого рода отлично подойдут для разминки, т.е. перед началом занятия. Такая умственная гимнастика подготавливает ребенка к предстоящей работе и заинтересовывает. Можно использовать математические загадки, задачи-шутки или интересные и веселые вопросы.

Полезная информация

  • Подбирайте красочный и необычный материал, который бы заинтересовал внимание вашего крохи.
  • Поощряйте своих крох за правильные ответы и не ругайте за неправильные. Без ошибок не бывает крупных побед.
  • Старайтесь, чтобы ребенок сам попытался найти ответ, он должен научиться мыслить.
  • Активно участвуйте вместе с ним в этом увлекательном процессе познания, обговаривайте каждый пройденный урок и будьте внимательны к тому, что вашему гению наиболее интересно.

Занимательная математика для дошкольников – видео

Предлагаем вашему вниманию интересное видео, в котором представлены задания по математике для дошкольников, в возрасте 5, 6, 7 лет. Такие задания помогут не только научиться счету, но ребенок также сможет познакомиться с основными фигурами и цветами.

Дополнительная информация

Существует огромное количество различных программ, благодаря которым малыш может с легкостью научиться считать и логически мыслить.

  • считается прогрессирующей методикой обучения, с которой знакомы уже достаточно много детей, поэтому мы предлагаем вам также ознакомиться с такой интересной информацией.
  • Любознательные родители могут также узнать о том, и проанализировать, что получается у вашего крохи, а чему нужно уделить больше внимания.

А как у вашего малыша обстоят дела с математикой? Какие методики изучения вы использовали. Делитесь своими историями в комментариях и пишите советы, которые могли бы помочь другим мамам правильно организовать процесс познания своему ребенку. И обязательно оставляйте ваши отзывы о полученной информации.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 70»

Картотека игр по ФЭМП

для детей 6-7 лет

Составила воспитатель:

Журавлева Е.В.

Г.Братск 2015 г.

1 «Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Ход игры . На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали. (Приложение 1)


2 «Пляшущие человечки»

Цель : развивать зрительное внимание, навыки счета.

Содержание. Дети в течение 1 минуты рассматривают карту-схему, на которой схематически изображены «пляшущие человечки». Время засекается по песочным часам. 3а 1 минуту, они должны сосчитать только тех человечков, которые стоят смирно, и обозначить их количество цифрой (карточкой). Выполнив задание, дети проверяют друг друга. (Приложение 2)

3 «Нарисуй по описанию»

Цель: развитие внимания, воображения.

4 «Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

Материал. Наборы палочек (прутиков) разной длины и толщины. (По 5 палочек на каждого ребенка).

Содержание. В. предлагает детям разложить перед собой палочки и спрашивает: «Сколько палочек? Чем они отличаются? Поскольку палочек разного размера? Как вы будете выбирать нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой толстой до самой тонкой? Помните, что брать нужно сразу нужную палочку, примеривать и прикладывать нельзя! После того как задание выполнено, кто-либо из детей называет сравниваемую толщину палочек в порядке их расположения (самая толстая, толще), указывает, сколько по счету всего и какая по счету самая длинная (самая короткая). Затем дети раскладывают палочки в ряд по порядку от самой длинной до самой короткой и определяют, где теперь оказалась самая тонкая и самая толстая.

5 «Найди парную картинку»

Цель : ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Содержание. На доске вывешивается 4-6 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. В. объясняет задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою». В. может вызывать детей одного за другим, не дожидаясь, пока будет найдена нужная карточка.

6 «Сгруппируй фигуры»

Цель: учить группировать фигуры по указанным признакам.

Содержание. В. предлагает детям вынуть из конвертов фигуры и разложить перед собой, затем спрашивает: «Как можно сгруппировать фигуры? Сколько групп получится, если фигуры подобрать по форме? Какие это группы? Сколько фигур войдет в группу прямоугольников? (кругов)». Дети группируют фигуры. «Сколько рядов фигур получилось? Сколько кругов? (овалов, треугольников, прямоугольников). Каких фигур больше? Почему вы так думаете? Каких фигур поровну? Как еще модно сгруппировать фигуры? (по цвету). Сколько будет групп?». (Дети группируют фигуры по цвету, а затем по размеру).

7 «Поиграем с фигурами»

Цель: учить делить предметы на 2, 4 части, отражать в речи результат действия и результат деления.

Материал: 2 прямоугольника из бумаги, лента, ножницы; квадраты из бумаги (по 2 каждому).

Содержание. «Как разделить прямоугольник на 2 равные части?- говорит В. и просит кого-нибудь это сделать. Если ребенок выполнит задание, В. поясняет, что он сделал, можно ли полученные части назвать половинами и почему. Пользуясь приложением, ребенок устанавливает равенство частей. В. показывает ленту и говорит: «Я разделю ленту на 2 части (делит на 2 равные части). Можно такие части назвать половинами? Почему? Уточняет ответы детей: «Эти части неравные, поэтому их нельзя назвать половинами. 1 из 2 частей мы называем половиной лишь тогда, когда обе части равны. Кому-либо из детей он предлагает разделить вторую ленту на 2 равные части. (Ребенок делит). «Можно каждую из лент назвать половинами? Почему? Сколько всего половин в целом предмете?» Воспитатель предлагает детям: «Разделите 1 квадрат на 2 равные части. Покажите 1 часть. Как назвать такую часть? Сколько всего половин в целом? Покажите обе половины. Соедините их так, как будто у вас целый квадрат и положите его перед собой. Что вы сделали? Что у вас получилось? Сколько раз вы сложили квадрат пополам, чтобы получить две равные части? А если сложить квадрат пополам, а потом каждую часть еще раз пополам, то, сколько частей получится? Разделите второй квадрат на 4 равные части. Сколько получилось частей? Покажите 1 из 4 частей. Покажите 2 (3, 4) части. Соедините 4 части так, чтобы у вас получился целый квадрат. Обведите пальцем целый квадрат и 1 из 1 частей. Что больше (меньше): целый квадрат или его часть?

8 «Поход в кинотеатр»

Цель: упражнять в порядковом счете в пределах 10.

Материал . Наборное полотно с 10 полосками, карточки с 2 числовыми фигурами («билеты в кино»).

Содержание. В. обращается к детям: «Представьте себе, что это не наборное полотно, а зал кинотеатра, где каждый кармашек стула. Сколько всего рядов стульев? Кто хочет посчитать ряды по порядку? Сколько стульев в каждом ряду? Давайте все, вместе назовем номер каждого стула первого ряда. (Порядковый счет хором). У каждого из вас по 1 картинке разных животных о. Это зрители. Надо будет для них взять билет в кино» Касса на моем столе. Затем надо помочь зрителям занять свои места. На каждом билете ряда указан вверху, а номер места внизу. Воспитатель приглашает детей по очереди к своему столу. Каждый берет билет, громко называет номер ряда и места и помещает картинку в кармашек. Остальные проверяют, правильно ли найдено место?

9 «Мальчики»

Цель . Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Как зовут мальчиков?

В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева -самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша - самый толстый из них, а Гриша - самый худой; Коля - самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?

Кто где стоит?

Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто - правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто - левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

10 «Решить простейшие задачи».

1.Во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один цыпленок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыпленка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?

2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утенка убегут клевать листочки?

3. Сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусенок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусенка убегут клевать траву?

4. Вытаскивают репку дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка - за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их?

Дед - первый. Мышка - последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний?

Можно составить и другие задачи.

11 «Рассеянный художник»

Цель . Развитие наблюдательности и счет до десяти.

Материал . Набор разрезных картинок с цифрами.

Приложение

При обучении детей основам математики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:

— счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

— предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

— узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);

— доли, умение разделить предмет на 2 — 4 равные части;

— основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

— сравнивание предметов: больше — меньше, шире — уже, выше — ниже.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, — дидактическая игра. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей, в начале их интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — мертвый груз.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например, цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п.

Если ребенок посещает детский сад или школу дошколят, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.

Предлагаемые игры не потребуют от взрослых каких-то особенных усилий или затрат, материалом для них служит то, что есть в любом доме, в том числе самые обычные игрушки.

Игры на исследование количественных представлений

В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Взрослый вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебе, инициативу.

Как научить ребенка считать? Вроде бы нет ничего сложного: I, 2, 3, 4, 5... Но что делать, когда малыш категорически отказывается понимать, что после 10 идет 11, а после 20 — 21. Он меняет цифры местами или вообще пропускает их, доводя тем самым родителей до нервного срыва: «Умный мальчик, а путается в таких мелочах! Что будет дальше?».

Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или... испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься счетом. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся считать.

Кубики

Для детей двух-трех лет кубики - прекрасный строительный материал. В этом же возрасте малыши охотно знакомятся с цифрами. С четырех- пятилетними детьми уже можно составлять примеры на сложение и вычитание, составлять и прочитывать многозначные числа.

А сколько у нас всего кубиков? Почему бы их не пересчитать? Ведь интересно же узнать сколько их?

В большой комнате кубики можно выложить в один ряд. Даже если ребенок не совсем тверд в счете, а то и вовсе плох, он все равно внимательно будет отслеживать и запоминать действия взрослого (показ кубика и называние числа, движение вдоль ряда слева направо и т. п.). После двух-трех показов обязательно захочет и попытается точно так же действовать самостоятельно.

Перед ребенком выставляется несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

«Дорожка» — выкладывание в ряд несколько кубиков.

«Заборчик» — выкладывание на ребро нескольких кубиков.

«Скамеечка» — строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

«Столик» — поперечная планка накладывается на один кубик.

«Ворота» — кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.

Не выставляйте малое количество кубиков, пусть их каждый раз будет не меньше полутора-двух десятков, малые числа при каждом пересчете повторяются в больших.

Постепенно увеличивайте число кубиков, быстро и четко показывайте и пересчитывайте поначалу сами. Дети обязательно начнут присоединяться, вторить, при малейшей паузе подсказывать, обгонять вас. Им самим интересно освоить порядок счета, продвинуться в нем как можно дальше.

Считаем орешки

Возьмите два блюдца, каждое с одним, двумя или тремя орешками на нем, или две карточки, на каждой из которых нанесено не более трех точек. «Сколько орешков на этом блюдце?». «Лежит ли на этом и этом блюдцах одинаковое число орешков, или на одном из них больше?». Начинайте со сравнения одного орешка и трех, затем переходите к сравнению одного орешка и двух орешков и, наконец, двух орешков и трех, прежде чем сравнивать один орешек с одним, два орешка с двумя и три с тремя.

Счет в дороге

Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сосчитай себя

Назвать части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).

Назвать парные части тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги).

С какой взято больше?

Утром мама положила для ребят на двух тарелках по одинаковому числу яблок. К вечеру на тарелках осталось по столько яблок, сколько их изображено на рисунке. С какой тарелки взято больше яблок и на сколько? Свой ответ объясни.

Зажги звезды

Игровой материал: лист бумаги темно-синего цвета — модель ночного неба; кисть, желтая краска, числовые карточки (до пяти).

1. «Зажечь» (концом кисти) столько «звезд на небе», сколько изображено фигур на числовой карточке.

2. То же самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или по крышке стола.

Сколько пуговиц?

Используются пуговицы, не более 5 штук. Начинайте с 3 объектов, расположенных в ряд. Спросите:

1. Сколько здесь пуговиц?

2. Что произойдет, если я одну уберу?

3. Сколько их будет теперь?

4. Теперь что произошло?

5. Сколько здесь?

6. Здесь по-прежнему три?!

7. Сколько здесь?

8. Здесь все еще то же самое число, какое было, или стало больше/меньше?

Вопросы 6 и 7 можно опустить, если малыш правильно ответит на вопрос 5. В противном случае задайте их, чтобы он мог снова подумать. Осторожно варьируйте форму вопроса 8: меняйте порядок, в каком вы говорите то же, больше и меньше, потому что есть большая вероятность, что ребенок согласится с последним вашим словом, если он в себе не уверен.

Повторите упражнение, увеличив число предметов до 5 и добавив или убавив всего 1 предмет. Обязательно подтверждайте его ответы: «Да, здесь 3 предмета» или «Да, здесь больше», когда он прав. Если он говорит неправильно, то: «Нет, давай попробуем снова» или «Давай посмотрим».

Счет по порядку

Сложите все кружки в мешочек (ведерко, коробочку). Доставайте по одному и выкладывайте в ряд на столе или листе бумаги (поверхность должна быть однотонной, чтобы кружки было четко видно). Выкладывая круги, говорите «один», «два» и так далее до десяти. Можете доставать фигуры по очереди — одну вы, одну ребенок. Выложив все фигуры в ряд, начните убирать по одной обратно и вести обратный счет: «десять», «девять» и так далее. В конце, убрав все, скажите: «Ноль! Ничего нет!». Играя в такую игру, ребенок быстро усвоит порядок счета в обоих направлениях в пределах первого десятка.

Сколько фигур?

Подложите белый лист картона или что-нибудь однотонное. Положите на него одну фигуру и скажите «Один!», потом следующую и назовите «Два!» и гак до пяти. Посмотрите, что получилось. У вас может получиться пять фигур одинаковых, тогда вы скажете — все красные — или несколько других, тогда вы можете сказать — три красных и две синих, а всего пять. А потом начните убирать по одной, привлеките к этому ребенка и весело убирайте и выкладывайте снова пять фигур, считая их вперед-назад. По ходу игры меняйте количество разноцветных фигур в вашем «пятке» незаметно для ребенка и обращайте его внимание на это: «Смотри: одна красная и четыре синих, а все равно пять!».

Через некоторое время доведите игру до состава числа десять, тогда берите одновременно двадцать фигурок, чтобы мог получиться целый десяток одного цвета, целый — другого, девять одного — одна другого и т. д.

Можно использовать при игре картонные поддоны для яиц (сейчас продаются поддоны на десять яиц с крышкой — от них нужно только отрезать крышку, или взять большой поддон на три десятка и острым ножом разрезать его так, чтобы получились два ряда по пять). Раскладывая в такой «десяток» монеты, шарики или что-то другое, малыш сам будет видеть, сколько осталось положить, чтобы получился целый десяток, что когда места в одной коробочке нет, начинается второй десяток, легко запомнит состав чисел второго десятка и далее.

Игры с монетами

Если малыш любит складывать что-нибудь, проталкивать цилиндрики или монетки в дырку в коробке, катать мячики с горки — это тоже можно связать со счетом. Ребенок складывает, вы считаете. Он слушает и пытается повторить. Так ребенок не только запоминает последовательность счета, но и может наглядно увидеть те двадцать или тридцать пять монеток, которые он положил в баночку.

Варианты таких игр:

1. Помоги Буратино. Игровой материал: игрушка Буратино, монеты (в пределах 7—10 штук). Задание: по мочь Буратино отобрать такое количество монет, которое ему подарил Карабас-Барабас.

2. Сколько в банке. Возьмите монетки и пластиковую банку с узким отверстием в крышке (как в копилке), выложите на столе длинную дорожку, сколько у вас получилось монеток — 12, 17, 25? Пересчитайте вместе с малышом, повторите, сколько же у вас монеток. И начните складывать монетки в банку, каждый раз называя, сколько монеток осталось — это будет игра в обратный счет 25, осталось 24, 23, 22, ...

Можно выкладывать монетки не длинной дорогой, а «башенками» (4, 3, 2, 1), может получиться одна, две, три целых башенки или больше, да еще несколько монеток отдельно, так и скажите малышу — десять, еще десять, да еще десять, да еще четыре монетки — всего тридцать четыре! Давай складывать в банку: осталось 33, 32,...

Угадай, сколько в какой руке

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке. Они по очереди отвечают на вопрос. Тот, кто угадает, становится ведущим.

Сколько всего

Выберите вместе с ребенком что-нибудь для подсчета. Можно показать ему на улице какое-нибудь дерево, например, тополь, и научить узнавать его. А потом дать задание сосчитать, сколько тополей на улице, по которой вы гуляете. Можно подсчитать, сколько прошло мимо людей в очках, сколько зеленых машин припарковано на вашей улице или сколько магазинов в вашем микрорайоне.

У кого больше

В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи и т. д.

Положите в вазу или коробку эти предметы. Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет, подсчитайте, у кого больше.

Математическая игра

Пересчитывайте все, во что вы играете. Для этого не нужно устраивать специальных занятий с усаживанием за парту. Ведь вы, наверняка, во что-то играете с ребенком, вот тут и поговорите: «Здесь живет курочка, а тут — два слоненка». Или «Сколько зверей поедет на поезде?». И сами отвечаете, чтоб ребенок начал понимать, как на такой вопрос отвечают: «Два кота, три лошадки, один верблюд и т. д.». Специально создавайте игровые ситуации, где герой что-нибудь должен пересчитать или дать другой игрушке или человеку нужное количество грибов, цветов, бегемотов, чего угодно.

Тут же, то есть в любой игре, можно давать элементы математических действий, знакомить с составом числа. То есть вы разыгрываете в лицах математическую задачу и сами же решаете ее на глазах у ребенка доступными ему способами.

Например: «К верблюду в гости на большом корабле приплыл слон, а потом еще две мартышки. И стало у верблюда три гостя» и т. д.

«Девочка испекла два пирожка с вареньем и два пирожка с капустой, потом сложила все эти четыре пирожка в корзинку и отправилась в лес к знакомому дровосеку (все это вы изображаете игрушками, а еще лучше, если вы это делаете вместе, по ролям). Дровосек был как раз дома, да еще в гостях у него сидели два охотника. Девочка приготовила чай и они все стали пить его с пирожками. И получилось так, что всем досталось по одному пирожку, так как и людей и пирожков было по четыре, то есть поровну (и раздайте всем по пирожку)». Сюжет игры, естественно, должен исходить из наличия игрушек. По ходу дела конструируйте с ребенком игровое пространство: лес, дорожку и прочее. Не акцентируйте внимание на том, что надо что-то запомнить или хотя бы внимательно выслушать. Пусть ребенок будет увлечен игрой, а все запомнится само собой.

Счет на слух

Для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками, счетный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент — металлофон, бубен.

Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинками и предложите стукнуть столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: «Один, два, три...».

Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребенок, считая вслух вместе с вами, выставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после каждого удара. Когда малыш будет легко справляться с заданием, усложните задание — игрушки выставляйте после всех ударов.

Вариант 3 : Ребенок укладывает игрушки спать, а взрослый читает считалочку.

Ночная считалочка

Раз-два-три -четыре- пять!

Шесть-семь-восемь-девять-десять!

Надо, надо, надо спать.

И не надо куролесить.

Кто не спит, тот выйдет вон.

Кто уснул, увидит

Валентин Берестов

Понятие о двух и паре

Подрастающие малыши еще не умеют ни считать, ни распознавать цифры, но они в состоянии усвоить основной смысл понятия «два». Помогите ребенку осмыслить это, указывая на множество парных предметов: два ботинка, два носка, две руки, две стопы, два уха.

В беседе с ребенком используйте слово «два» везде, где только можно: «Посмотри на эти два цветка». Давайте ребенку по две вещи: «Вот две ложки» или «Вот две игрушки».

Изучаем ноль

Ввести ноль можно с помощью таких вопросов:

— Сколько коров в кармане?

— Сколько у нас дома крокодилов? И т. д.

Поставить на стол 5 кубиков. Убирать по одному и спрашивать, сколько осталось. Сначала 1 кубик (останется 4) потом еще 1 и т. д. Пока не останется 0.

Угостим зверюшек

Поставьте перед малышом игрушки животных. Предложите их «покормить» — выбрать карточку с изображением такого же количества фруктов или овощей, сколько зверюшек.

Группы зверюшек можно изменять 3—4 раза за одно занятие.

Вариант: то же задание, но с игрушками-муляжами фруктов и овощей. Перед каждым животным кладем «угощение» и считаем: «Одна морковка, две...».

Цифровая азбука

После того как ребенок научился считать, можно переходить к изучению цифр. Малыши обычно просто заучивают ряд чисел от одного до десяти. Главное, чтобы ребенок осознавал, что цифры обозначают количество конкретных предметов. Будь то три котенка, три шарика или три яблока — это всегда обозначается одной цифрой. Детям очень нравятся всевозможные «книжки-липучки» и магнитные цифры, которые можно прикреплять к специальной доске, к холодильнику или к кафельной плитке в ванной. Если цифры всегда будут у малыша перед глазами, он и сам не заметит, как выучит их.

Когда ребенок усвоит ряд цифр от одного до десяти, можно вводить понятие «ноль». Предложите ребенку посчитать то, чего нет. «Если у нас есть яблоки, мы их можем посчитать. А если мы съели все яблоки — ничего не осталось — то есть «ноль яблок». Слово «ноль» означает: «ничего нет».

Детям постарше (в 4—5 лет) расскажите, как образуются числа. Положите в ряд десять счетных палочек — в древности десять сокращенно называли «дцать». Сверху положите одну палочку (желательно другого цвета). Получается «один» на «дцать» — «одиннадцать». Добавляя в верхний ряд по одной палочке, вы постепенно дойдете до двадцати. Затем можно рассказать, как образуются десятки: два десятка — «два-дцать», три десятка - «три-дцать» и так далее. Исключение составляет число сорок, которое в древности означало «очень много», и девяносто, которое переводится, как «девять до ста».

Изучая счет от 1 до 100, не требуйте от ребенка мгновенного запоминания. Удобнее всего двигаться поэтапно, например, каждую неделю увеличивать свои знания на один десяток. Сначала от 1 до 10, потом до 20. На следующий день, прежде чем изучать новые Цифры, повторите то, что прошли вчера. Двигаться Дальше можно только тогда, когда ребенок твердо усво ил предыдущий материал. Так постепенно вы изучите счет от одного до ста. Только помните, что малыш должен не запоминать, а понимать счет. Математика основана на понимании, поиске закономерностей. Ребенок должен разбираться, по какому принципу цифры располагаются именно в таком порядке, а не в обратном.

Для закрепления изученного материала предложите ребенку следующие задания:

— Какое число стоит перед 5, 9, 21, 46, 85, 100.

— Какое число стоит после 8, 16, 26, 57, 82, 99.

— Какое число стоит между 5 и 7, 11 и 13, 45 и 47.

— Какое число пропущено: 5, 6, 7, 9, 10.

Если счет от 1 до 100 не вызывает затруднений, можно переходить к обратному счету. Удобнее всего демонстрировать обратный счет на руках, загибая пальцы, или при помощи счетных палочек. Начинать лучше с пяти. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. От того, какое у него более развито мышление: пространственное или воображение. Бывает, что малыш с легкостью производит сложные математические расчеты, а обратный счет вызывает затруднения. Не давите на ребенка. Показывайте ему обратный счет на конкретных примерах, например, спускаясь в лифте.

Счет на кухне

Кухня — отличное место для постижения основ математики.

Запомнить цифры и счет малышам помогут многочисленные игры на кухне.

Во-первых, можно сделать вместе с малышом печенье в форме цифр. Делается это так же, как и обычное песочное печенье. Готовясь к очередному празднику, замесите песочное тесто, раскатайте его, а затем вместо звездочек, ромбиков и кружков вырежьте из него ножом цифры от 1 до 9. Малышу понравится эта игра, и он быстро запомнит названия и обозначения цифр.

Во-вторых, можно вместе с ребенком приготовить суп и салаг, предварительно посчитав, сколько овощей разного вида для этого нужно. Не забудьте надеть фартуки на себя и ребенка — это прибавит игре серьезность настоящего дела!

При этом можно использовать стихи

Щи-талочка

Чищу овощи для щей,

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка, ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз-два-три, огонь зажжен —

Кочерыжка, выйди вон!

Марина Бородицкая

Попросите малыша помыть и приготовить 3 картошки, 2 морковки, 2 луковицы, 4 помидора, 2 огурца и т. п. Посчитайте вместе с ребенком, сколько фасолинок вы положили в суп. Когда суп сварится, не забудьте вместе вспомнить и перечислить, что и в каком порядке вы клали в кастрюлю/салатницу. Накрывая на стол, проговаривайте, сколько тарелок вы ставите, сколько вилок, ложек и ножей раскладываете на столе. Напоследок не забудьте поблагодарить малыша за помощь.

Играем в цифры

После изучения конкретной цифры и счета с ней можно играть так.

1. Разложите в коробочки (баночки от плавленого сыра, одноразовые емкости для салатов и т. д.) карточки с цифрами, которые знает ребенок, и спрячьте закрытые баночки в разных местах квартиры. Пусть малыш найдет все баночки и разложит в них столько одинаковых предметов, сколько напечатано на карточке. Для раскладывания можно использовать пуговицы, мозаику, кубики, трубочки от сока и всякую подобную мелочь.

2. Поиграйте в «цирк»: ребенок — ученая собака, пусть он выполнит несколько ваших команд, а потом вы покажете ему крупные карточки с цифрами, а малыш пролает столько раз, сколько на карточке указано. Дети любят изображать животных.

Или наоборот: разложите на полу или диване карточки с известными ребенку цифрами, сколько раз вы хлопнете (топнете, махнете рукой, прокукарекаете и т. д.), — такую карточку ребенок вам принесет.

3. Вырежьте цифры из бархатной бумаги, картона, пластика и т. д. Сложите в непрозрачный мешочек и попросите малыша, засунув руку в мешочек, не глядя, сначала ощупать цифру и угадать, что за цифру он взял, а потом вынуть ее.

4. Читайте стихи про счет и цифры, изучая новую цифру — ассоциативная память будет способствовать запоминанию образа цифры.

5. Показывайте ребенку карточку с цифрой и спрашивайте: «Чего в доме столько?». Пусть ищет по квартире и считает. Например, в доме 4 двери, 8 кастрюль, 3 черепахи, 1 собака...

Знакомимся с цифрами

Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки.

Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача — найти карточку с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.

Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишки в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.

Угадайка

Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать, под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: «Под второй?». — «Нет, больше».

Решаем примеры

Вводить их лучше с элементарных, например:

1+2=3 и т. д.

Затем усложнять.

Чтобы ребенок понял смысл этих операций, объяснять на примерах:

1 + 1 = 2: 1 помидор + 1 помидор = 2 помидора и т.д.

Обратить внимание ребенка, что в жизни мы часто прибегаем к сложению и вычитанию: когда холодно, надеваем еще один свитер, а когда тепло — снимаем, и т. д.

Назвать все слова, которые напоминают:

— о сложении: добавлять, покупать, получать,

— о вычитании: отобрать, взять и т. д.

Еще обратить внимание, что при сложении самое большое число — ответ, а при вычитании наоборот, результат — наименьшее число.

Математическая рыбалка

Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Вам понадобятся рисунки 10 рыбок, из них 6 желтых, 2 красные, 2 полосатые.

На магнитном мод еле графе, размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Ребенок «ловит» (снимает) рыбку, читает пример на сложение и вычитание. Решил пример правильно — получи рыбку. Кто больше «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

Куда ставить карточку

Взрослый раскладывает на столе одну куклу, две чашки, трех зайчиков, четырех уток, пять кубиков, шесть ложек и т. д. (Можно заменить любым другим материалом.) Здесь же лежат перевернутые счетные карточки. Взрослый объясняет суть игры: необходимо разложить карточки рядом с игрушками так, чтобы число кружков на карточке соответствовало числу игрушек.

Разложи правильно

Счетные карточки раскладываются в возрастающей или убывающей последовательности. Например:

Ребенок внимательно смотрит на карты и называет их. Затем ему предлагают закрыть глаза (или выйти из комнаты). Взрослый меняет положение нескольких карточек.

Например:

После условного знака ребенок открывает глаза (или возвращается в комнату), ставит карточки в первоначальное положение. Можно предложить ему разложить карточки в обратном порядке.

Изучаем количество

На карточках нарисуйте точки. В разных местах комнаты положите различное количество игрушек. Например: 1 зайчик, 2 мишки, 3 кубика, 4 шарика. Не берите много первый раз. Попросите ребенка найти 3 игрушки, показывая карточку с 3 точками, вы можете не произносить слово «три», замените его фразой «столько же». Если ребенок принесет другое количество игрушек, не спешите сказать — неправильно. Попробуйте разложить каждую игрушку на точку, закрыть точки игрушками, сразу будет видно, осталась ли точка незакрытой, или игрушке не хватило точки.

Рассеянный художник

Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов на картинках. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так:

На улице Бассейной

Один художник жил.

И иногда рассеянный

Неделями он был.

Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц не нарисовано на картинке?

Угостим тигров

Вам понадобятся игрушечные тигры, тарелочка и брусочек красного пластилина. Малыш должен оторвать от большого бруска столько маленьких кусочков пластилина («мяса»), сколько тигров видит перед собой. Не забывайте просить малыша называть числительные каждый раз, когда он отрывает пластилин. В конце всегда задавайте вопрос: Сколько всего? Если кроха научился отвечать на него, первые азы математики им усвоены.

Самый быстрый почтальон

Для закрепления знаний таблиц сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать игру.

Педагог раздает пяти ребятам по одинаковому числу карточек, на обратной стороне которых записан пример на сложение и вычитание. Дети, сидящие за столами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезанные цифры, обозначающие числа от 0 до 10).

Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (посчитать пример) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, соответствующими ответами).

Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Математические бусы

Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ.

Задачки по картинкам

1. Во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один цыпленок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыпленка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?

2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утенка убегут на берег?

3. Сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусенок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусенка убегут кушать траву?

4. Вытаскивают репку дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка — за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их? Дед - первый. Мышка — последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний?

Можно составить и другие задачи, используя карточки 5 и 6.

Детское домино

Домино — древняя игра, произошедшая от игры в кости. Если в вашем арсенале до сих пор нет домино, самое время приобрести эту игру, потому что для проведения математических игр она просто необходима.

Правила игры в домино знакомы практически всем. Единственное, что вам нужно знать дополнительно: перед играми с ребенком 2—3 лет уберите все фишки с количеством точек, превышающим 4. Остальные фишки добавьте, только когда ребенок освоит правила игры и научится считать до четырех. Если ребенок старше, то убирать ничего не надо.

На этом «дидактическом материале» счет до двенадцати усваивается быстро.

сверху ставим цифру 2, а внизу 4.

Если сосчитаем вместе,

то получим... ровно 6!

(здесь безграничное поле для фантазии)

Сразу же записывать этот пример с помощью цифр, впрочем, особенно не привлекая внимание к этому процессу.

Мы играем в домино, с половинками оно,

сверху ставим цифру 2, а внизу... не знаем!

Сколько надо дописать, чтобы получилось 5?

Согласитесь, это уже практически уравнение! 2 + х = 5. Внизу под рисунком так и записать, пояснив, что когда чего-то не знаем, то пишем вместо этого букву х.

В дальнейшем попросить научить кукол или зайчика решать примеры на сложение и уравнения.

ирина прокопович
Картотека игр с детьми 5–6 лет для формирования математических представлений

Картотека игр с детьми 5-7 лет

по формированию элементарных математических представлений

Игра «ПУТАНИЦА» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

Игра «КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?» также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра пять сейчас стоит между цифрами 7 и 8 (или она исчезла) . Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

Игра «УБИРАЕМ ЦИФРЫ» Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4 ; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку, и т. д.

Игру «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» , которая направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношений между числами.

В чудесном мешочке находятся счетный материал , два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого–то из детй водящим и просит отсчитать столько предметов , сколько тот услышит ударов молоточка, ударов бубна, или столько предметов , сколько кружков на карточке . Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой, игра повторяется.

Игра СКОЛЬКО?

Упражняет детей в счете. На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов . Ведущий говорит : «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы ан карточке и покажет цифру . Слушайте загадку : сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке , и показываю цифру 4. Вместо загадок можно давать описание предметов . Например : «Это животное ласковое и доброе. Оно не разговаривает, но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».

Игра «УБЕРИ ЧИСЛО» .Выложить в ряд фишки с цифрами, соответствующие цифрам от 1 до 10. Ребенок переворачивает фишки, которые нужно убрат

Я – число 3. Убери, пожалуйста, моих соседей.

Я – число 5. Убери число, которое больше меня на 2.

Я – число 10. Убери 2 числа передо мной.

Я – число 6. Убери число, которое меньше меня на 1.

Я – число 1. Убери число, которое больше меня на 2.

Игра «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!» , помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал .

Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» (усложненный вариант)

Педагог объясняет правила игры, вызвав двух детей : «Вы закроете глаза. Сколько раз я ударю в бубен, столько матрешек каждый из вас достанет из мешочка. Один из вас поставит их близко друг к другу, другой на некотором расстоянии друг от друга».

Дети закрывают глаза. Педагог или кто-то из детей ударяет в бубен три раза. Открыв глаза, дети выполняют задание взрослого : «Посмотрите : у одного вот сколько (разводит руки, а у другого вот столько (приближает руки одна к другой) . Почему?». Пусть дети выскажутся. После этого матрешки кладутся в мешочки и игра продолжается, но на этот раз надо достать грибочки.

Игра «НЕ ОШИБИСЬ»

Дети образуют круг, Ведущий становится в центре круга, бросает кому-либо мячи называет число. Ребенок, поймав мяч, называет следующее по порядку число и перебрасывает мяч обратно.

Игра «НАЗОВИ ЦИФРУ»

Педагог предлагает детям встать в круг , каждому по очереди показывает цифру от 1 до 5. Ребенок должен назвать число, которое ему показали и следующее за ним. Если он отвечает неверно, то присаживается, а сосед пытается дать правильный ответ. В игре каждый ребенок должен поучаствовать 2-3 раза.

Игра «ЧТО БЫВАЕТ ПО ДВА» (ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ?

Дети называют предметы , каких бывает по два (два глаза, две руки, две ноги и т. д., по четыре (четыре крыла у бабочки, четыре ножки у стула, четыре этажа в доме и т. д., по пять (пять пальцев на руке и ноге, пять концов у звезды. За каждый правильный ответ дети получают фишку. В конце подводится итог, называется победитель.

Игра «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ» ?

На столе лежит несколько предметов . Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами 1-2 предмета . Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь.

Игра «РАССКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР «

У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, где расположены элементы узора : в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу квадрат и т. д.

Игра «ХУДОЖНИКИ» .

Ведущий предлагает детям нарисовать картину . Все вместе продумывают ее сюжет : город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины , поясняет, где он должен находиться относительно других предметов . Взрослый заполняет картину предлагаемыми детьми элементами , рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку, вверху на крыше дома, - трубу. Из трубы вверх идет дым, Внизу перед избушкой сидит кот. В задании могут быть использованы слова : вверху, внизу, слева, справа, от за перед, между, около, рядом.

Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ» .

Буратино с помощью ведущего дает детям задания : «Дойти до окна. Сделать три шага вправо» . Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменят направление движения, количество направлений не может быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.

Игра «ГДЕ ИГРУШКА» ?

На листке картона разложены мелкие игрушки. Детям нужно описать их расположение (медвежонок находится в центре, котенок находится в правом верхнем углу, зайчик находится слева от медвежонка и т. д.)

Игра СКАЖИ НАОБОРОТ

Дети образуют круг. Взрослый становится в середину, бросает мяч ребенку и говорит : «Ручеек узкий, а река …» «Широкая» , - отвечает ребенок и бросает мяч обратно. Задания могут быть самыми различными : ветка тонкая, а дерево толстое, гольфы длинные, а носки короткие, стул большой а стульчик маленький т. д.

Игра КТО БОЛЬШЕ?

Дети встают в круг, педагог становится в центр круга и бросает мяч кому-нибудь из детей и спрашивает, например : «Кто больше : корова или коза» . Ребенок отвечает и бросает мяч обратно. Возможные вопросы : «Кто больше : птица или пчела? Муравей или муха?» . Также можно спросить у кого больше ног : у коровы или у теленка? И т. д.

Игра ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов , упражняться в различении форм . В мешочке находятся модели геометрических фигур, Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую он хочет показать.

Игра ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК может также проводиться с моделями геометрических тел, с реальными предметами , имеющими четко выраженную геометрическую форму .

Игра КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ? На доске в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дети рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагается назвать как можно больше различных фигур, которые были на доске. Чтобы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий выслушивает каждого ребенка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит больше фигур.

Игра НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ. Перед детьми лежат карточки , на которых изображены три-четыре различные геометрические фигуры. Взрослый показывает свою карточку (или называет, перечисляя фигуры на карточке ) . Дети должны найти такую же карточку и поднять ее .

Игра НАЙДИ СВОЙ ДОМИК. Дети получают по одной ьмодели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домики.

Игра НАЙДИ ПАРУ. На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и квадрат, на другой круг и треугольник, на третьей два треугольника и т. д. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.

Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Игра ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО. Детям раздаются карточки , на которых в ряд расположены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы . Карточки отличаются расположением фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявляемая фигура , берет ее и накладывает на свою карточку так , чтобы фигуры совпадали. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.

Игра НАЙДИ ЛИШНЮЮ ФИГУРУ. Дети обводят пальцем нарисованные на карточках фигуры , выясняют, чем отличаются фигуры, какая лишняя.

«Логическое лото» .

«Четвертый лишний» . Необходимо закрыть белой карточкой то изображение

С целью развития у детей мышления, я использую тетрадь Колесниковой «Я решаю логические задачи» , а также различные игры и упражнения.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Кроме того давала задания такого характера : продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них можно усложнить. Предлагаю выполнить задания , в котором необходимо чередовать предметы , учитывать одновременно цвет и величину.

Игра ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д.

Затем, усложняла игру тем, что строились дети начиная с любого другого дня недели.

Игра ЧТО ЗАЧЕМ?

Дети образуют круг. Взрослый в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задает вопрос, например : «Утро. А за ним?» . Поймавший отвечает на него : «День» и бросает мяч обратно.

Варианты вопросов :

Ночь. Что за нею?

Что делают утром?

День. Что за ним? И т. д.

Игры на развитие логического мышления

«Логическое лото» . Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице .

«Четвертый лишний» . Необходимо закрыть белой карточкой то изображение , которое не подходит к остальным.

«Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении»

Поставить точку в любом углу клетки;

7 клеток вниз

1 клетка вправо

2 клетки вверх

1 клетка вправо

2 клетки вниз

1 клетка вправо

2 клетки вверх

2 клетки вправо

2 клетки вниз

1 клетка вправо

2 клетки вверх

1 клетка вправо

2 клетки вниз

1 клетка вправо

6 клеток вверх

1 клетка вправо

1 клетка вверх

2 клетки влево

3 клетки вниз

4 клетки влево

3 клетки вверх

3 клетки влево

Глядя на образец, выполнить рисунок до конца

Белка на елке грибочки сушила,

Песенку пела и говорила :

«Мне зимой не знать хлопот,

Потому что есть грибок :

Белый, рыжик, два масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит

А лисичек ровно шесть.

Ты попробуй все их счесть!»

Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла

Два Сережке, три Антошке,

Катерине и Марине,

Оле, Свете и Оксане,

Самое большое - маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней :

«Не за будь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей!

Пять Сережке, три Антошке,

Две Валюше и Катюше.

А для мамы и для папы

Сорок будет маловато.

Ну а вы друзья считайте,

Сколько капель отвечайте!

Мы с мамой в зоопарке были,

Зверей с руки весь день кормили.

Верблюда, зебру, кенгуру

И длиннохвостую лису.

Большого серого слона

Увидеть я едва смогла .

Скажите мне скорей, друзья,

Каких зверей видала я?

А если их вы счесть смогли,

Вы просто чудо! Молодцы!

Скоро праздник. Новый Год,

Встанем в дружный хоровод.

Звонко песенку споем,

Всех поздравим с этим днем.

Приготовим всем подарки,

Этот праздник очень яркий.

Кате, Маше и Аленке

Мы подарим по Буренке,

А Андрюше и Витюше –

По машине и по груше.

Саша будет рад Петрушке

И большой цветной хлопушке.

Ну а Танечке - Танюше –

Бурый мишка в сером плюше.

Вы, друзья, гостей считайте

Имена их называйте.

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят?

В класс вошла Маринка,

А за нею – Иринка,

А потом пришел Игнат.

Сколько стало всех ребят?

Я рисую кошкин дом :

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху еще окно,

Что бы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки.

В садике гулял павлин,

Подошел еще один.

Два павлина за кустами.

Сколько их? Считайте сами!

Два мяча у Ани,

Два мяча у Вани.

Два мяча, да два. Малыш,

Сколько их, сообразишь?