Методы приучения малыша засыпать самостоятельно. Методики самостоятельного засыпания


Ниже приведены выдержки из книги Светланы Бернард “100 простых способов уложить ребенка спать” о том, как научить ребенка засыпать самостоятельно и как делать это с самого рождения, рассмотрен вопрос создания ритуала укладывания. Освещена тема: как отучить малыша вылезать из своей кроватки. Не обошла автор вниманием метод Фербера и метод тайм-аута.

Почему дети не хотят ложиться спать

Одна из важнейших предпосылок спокойного и продолжительного ночного сна малыша – это умение засыпать самостоятельно в своей кроватке. Но как его к этому приучить?

Почему даже очень усталый, засыпающий у вас на руках малютка начинает плакать, когда вдруг оказывается в кроватке один ? И отчего более старший ребенок редко пойдет спать сам и иногда погружается в сон прямо во время игры, можно сказать, против своей воли?

  • Каждый малютка жаждет больше всего близости своих родителей . Оказаться одному в постели означает для него расстаться с родителями, не чувствовать больше их успокаивающей близости и родного тепла. Разумеется, редкий малыш согласится на это без протеста, тем более если он днем избалован родительским вниманием и «не сходит с рук». Малыш наслаждается вниманием мамы, которая каждый вечер по нескольку раз возвращается в комнату и успокаивает его.
  • Зачастую малютка засыпает во время кормления грудью или на руках у мамы. Заметив однажды, что стоит ему уснуть, как мама пытается осторожно переложить его в детскую кроватку, малыш будет в следующий раз изо всех сил сопротивляться сну, чтобы не пропустить этот момент. Заснув же, он будет спать очень чутко. Почувствовав, как вы перекладываете его в кроватку, он сразу проснется и выразит свое несогласие громким криком. Попробуйте-ка сами уснуть, если вы знаете, например, что как только вы закроете глаза, кто-нибудь стащит у вас одеяло…
  • Может быть, малютке случалось просыпаться ночью в кроватке мокрым, замерзшим, голодным или испуганным страшным сном. Он чувствовал себя одиноким и забытым, и ему приходилось дольше ждать прихода мамы, чем это бывало днем. После такого опыта малыш может испытывать подсознательный страх перед сном и протестовать, оказавшись один в своей кроватке.
  • Очень часто малыш, которого мы пытаемся уложить спать, просто еще недостаточно устал . Старшие дети засыпают охотнее, если им разрешить ложиться на час позже. Но тут надо помнить о биологических часах.
  • Для старшего ребенка лечь спать означает расстаться с каким-то интересным занятием , закончить игру, попрощаться с сидящими в соседней комнате гостями и т. д.
  • Зная, что родители или старшие братья и сестры еще не ложатся спать , малыш не хочет согласиться с такой «несправедливостью».
  • Некоторые дети боятся темноты. В этом случае можно купить детский ночник.
  • Некоторые дети боятся тишины. Многих малюток успокаивает открытая дверь в детскую, стук посуды, плеск воды и шум кипящего чайника – эти звуки означают, что мама рядом и, значит, можно спокойно спать…
  • Иногда дети не хотят ложиться спать просто потому, что мы избаловали их . Ребенок использует вечерние уговоры родителей, чтобы протянуть время, или они служат ему поводом для самоутверждения.

Как с самого начала приучить малютку засыпать самостоятельно

Научить малыша засыпать без помощи родителей и без каких-либо вспомогательных средств можно в любом возрасте. Но наиболее легко привыкают к этому дети в возрасте от 1,5 до 3 месяцев. Поэтому начинать с приучением лучше постепенно с самого рождения, пока ребенок еще не привык к разного рода неблагоприятным ритуалам, от которых его потом не так просто отучить. Если такие привычки уже сложились, родителям потребуется несколько больше терпения, потому что малыш вряд ли откажется от них добровольно. Но и в этом случае задача вполне решаема, и на ее решение потребуется скорее всего не больше недели!

  • Чтобы научить грудного ребенка засыпать самостоятельно, нужно с самого начала как можно чаще класть его одного в детскую кроватку, оставаясь тем не менее рядом с ним. Если вы целый день носите малютку на руках или укачиваете его днем в коляске, то, оказавшись один в неподвижной кроватке, он будет чувствовать себя неуверенно. Это ощущение будет для малыша непривычным, и он вряд ли сможет спокойно заснуть. Привыкший же к кроватке малыш чувствует себя там спокойно, а в привычной обстановке любой ребенок засыпает лучше.
  • Класть младенца одного в кроватку не означает оставлять его там на долгое время, тем более если он плачет . Нет, конечно, плачущего ребенка нужно успокоить . Но как только он перестал плакать, не носите его на руках. Положите его снова так, чтобы он видел вас или слышал ваш голос. Говорите с ним, пойте ему, но оставьте его в кроватке, чтобы он постепенно к ней привыкал. Кроме всего прочего, ребенок научится таким образом заниматься сам с собой: рассматривать свои ручки или играть с ними, смотреть по сторонам, прислушиваться к звукам вокруг него и пр. Ну а вы сами успеете переделать больше дел, чего никак не успели бы, если бы малютка все время находился у вас на руках.
  • Если младенец в первое время засыпает только у вас на груди, ничего страшного. Не нужно его будить. Для начала будет достаточным, если он привыкнет к своей кроватке во время бодрствования. Когда же у него появится режим с определенным временем сна, нужно постепенно начать разделять еду и сон. Любящих заснуть на груди или с бутылочкой малышей лучше кормить, когда они проснутся или, по крайней мере, за какое-то время до сна. А ко времени, когда малыш обычно засыпает, нужно укладывать его одного в детскую кроватку. К этому времени он уже устал и его «внутренние часы» переключились на сон, поэтому ему будет легче заснуть без вашей помощи.
  • Поначалу не обязательно укладывать ребенка одного в кроватку перед сном каждый раз. Можно начать с одного или двух раз в день, в то самое время, когда малыш, по вашему опыту, засыпает легче всего . Для большинства детей это вечер, но есть дети, которые быстрее засыпают утром или днем. Главное – чтобы вы и малыш почувствовали, что самостоятельное засыпание в принципе возможно. Потом оно войдет в привычку – это только дело времени.
  • А что делать, если вы перед сном положили кроху в кроватку и он начинает горько плакать? Попробуйте сначала успокоить его, не беря на руки . Погладьте его, спойте песенку, поговорите с ним, расскажите, как вы его любите. Объясните, что пришло время спать, чтобы набраться новых сил, что вы рядом и будете оберегать малыша, пока он спит. Если ребенок по-прежнему плачет, возьмите его на руки. Но как только он успокоится, положите его снова в кроватку. Плачет опять – постарайтесь еще раз успокоить, не беря на руки, и только потом, если все напрасно, возьмите малютку из кроватки. Может быть, он еще слишком мал и стоит подождать пару недель, чтобы потом опять осторожно начать приучать его к самостоятельному засыпанию. А с полугодовалого возраста уже можно перейти к методу доктора Фербера.
  • Некоторым ребятишкам помогает уснуть соска-пустышка. Но как только малыш крепко уснул, осторожно выньте соску у него изо рта, иначе он проснется, когда потеряет ее во сне . А если малыш, проснувшись ночью, ищет соску и плачет, то она сможет стать действенной помощью только тогда, когда он научится сам ее находить. В такой ситуации обычно выручает связка из сосок – хватаясь за веревочку малыш одну то, да найдет. Только не делайте веревочки слишком длинными, чтобы малыш не запутался или, не дай бог, не обмотал себе шею.
  • Младенцы в первые месяцы жизни спят лучше, если они упираются верхней частью головы в свернутую роликом пеленку, подушку или защищенную одеялом спинку кроватки. Это напоминает им ощущение в утробе матери.
  • Можно также потуже перепеленать малютку перед сном, что тоже напомнит ему тесноту до рождения. А когда малыш станет постарше, ему может помочь спальный мешок или мамина рубашка, завязанная снизу узлом. Однако многие дети не любят, когда что-то ограничивает свободу движений – тут надо экспериментировать.
  • Мамин запах вообще успокаивающе действует на младенцев, и вы можете просто положить рядом с головкой малыша что-то из маминой (ношеной) одежды.
  • Но не забудьте, что главное условие для того, чтобы научить ребенка засыпать самостоятельно, – это правильно выбранное время укладывания. Малыш должен действительно устать, иначе попытки уложить его не увенчаются успехом. Легче всего вам это удастся, если вы уже ввели строгий распорядок дня. В этом случае вы знаете заранее, когда «внутренние часы» ребенка переключатся на сон. Если нет, то вам придется положиться на свою интуицию и опыт. Уставший малыш начинает зевать, тереть глазки или капризничать без причины. Попробуйте подгадать самый удачный момент, когда его глазки уже закрываются сами собой, чтобы положить его одного в кроватку. Помните, вдоволь выспавшись днем, малыш вечером не будет уставшим.

Чем раньше вы начнете приучать малютку к самостоятельному засыпанию, тем проще вам будет сделать это!

Ритуалы засыпания

Вы значительно облегчите малышу засыпание, если позаботитесь, чтобы его последний час перед сном прошел в спокойной, привычной, полной любви обстановке. Это время перехода от активной части дня к спокойной, от новых впечатлений к знакомому уюту, от шума и подвижных игр к тишине и покою…

Успокоиться и настроиться на сон ребенку поможет введение так называемого ритуала засыпания – действий, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности и вырабатывающих у малыша своего рода условный рефлекс – установку на сон. Элементами такого ритуала могут стать, например, купание, массаж, пеленание, одевание пижамы, чистка зубов, чтение сказки, любимая колыбельная, кукла или мягкая игрушка, «ложащаяся спать» вместе с малышом, и т. д. И, конечно, нежность родителей и любимый мамин голос, который будет вспоминаться малышу всю жизнь!

У детей, привыкших к определенному вечернему ритуалу, знакомая мелодия или любимая игрушка в кроватке вскоре начнут ассоциироваться со сном. А близость и любовь родителей в это время наполнят душу малыша уверенностью, что он желанный и любимый, и с этой уверенностью малютке будет гораздо проще уснуть одному.

Детишкам же, привыкшим засыпать только с помощью разного рода вспомогательных средств (бутылочка, укачивание на руках, в коляске и пр.), введение ритуала засыпания поможет отказаться от них. Новый ритуал как бы заменит прежнюю привычку и облегчит переход к моменту, когда малютка окажется в своей кроватке один.

Ритуалы засыпания важны как для младенцев, так и для старших детей, поэтому их содержание должно изменяться в соответствии с возрастом и потребностями ребенка.

  • В первый год жизни малыша рутинная часть ритуала (подготовка ко сну) еще тесно переплетается с родительской нежностью, ласковыми словами и прикосновениями. Купая, пеленая или переодевая малютку вечером, вы можете гладить его, делать ему массаж, петь песенки, рассказывать о прошедшем и новом дне. Не забудьте делать это каждый день в одной и той же последовательности, чтобы малыш заранее знал, что будет дальше. Только в этом случае эти действия станут для ребенка ритуалом и сигналом ко сну. Укладывая малютку в кроватку, нужно обязательно говорить одну и ту же фразу, которая станет для него привычной, например: «а теперь пора спать, чтобы набраться сил для нового дня» (или какую-то другую, которая даст малышу понять, что наступило время сна). Задергивание занавесок, выключение света (включение детского ночника) и нежный поцелуй со словами: «Спокойной ночи, сыночек (доченька)! Я тебя очень люблю!» – станут заключительным пунктом ритуала, после которого вы должны выйти из комнаты. И действуйте уверенно , потому что, почувствовав неуверенность в ваших действиях или вашем голосе, малыш обязательно попытается удержать вас обиженным плачем. (О том, что делать, если ребенок плачет, мы поговорим в разделе «Если ребенок не хочет ложиться спать один (метод Фербера )»).
  • Чтобы проследить за тем, уснул ли малыш, используйте радионяню . Включив ее, вы сможете спокойно передвигаться по дому, а не стоять на цыпочках под дверью, прислушиваясь к каждому шороху за ней.
  • Для более старших детей рутинную подготовку ко сну можно сократить до необходимого минимума, зато уютную часть с мамой или папой в детской комнате стоит немножко растянуть. Это то время, когда малыш наслаждается безраздельным вниманием своих родителей, – полчаса, принадлежащие ему одному. Вы можете, посадив ребенка на колени, почитать ему книжку или просто рассматривать вместе картинки, называя вслух то, что на них изображено. А может быть, вы споете малышу или расскажете ему добрую историю. Многие люди и в зрелом возрасте помнят мамины сказки и колыбельные. Или можно негромко включить кассету и покачаться с ребенком, например, в кресле-качалке. Если малыш привык засыпать с любимой игрушкой, вы можете вовлечь ее в вечерний ритуал. Пусть зайчик, мишка или кукла скажут потом ребенку, что пора ложиться спать, и спросят, разрешит ли он им сегодня спать вместе с ним. Дайте волю вашей фантазии в эти минуты. Но помните о том, что все ваши действия должны стать для малыша привычкой и повторяться изо дня в день, даже если вам это покажется скучным. Только в этом случае уютные минуты перед сном будут ассоциироваться для ребенка с засыпанием.
  • Выбирая вечерний ритуал, очень важно заранее определить его временные рамки и предупредить о них малыша. Если вы не сделаете этого, ребенок не захочет остановиться и попытается всеми силами растянуть приятное занятие («еще одну историю, мама, ну пожа-а-а-луйста…!»). Проще всего провести границу сразу и договориться с малышом, что прочитаете ему, например, только одну историю или только одну детскую книжечку. Можно показать на часы в комнате и сказать, что будете читать, пока вот эта стрелка не дойдет вот до этой цифры. Даже не знающему цифр малышу это покажется наглядным и логичным. Определив границы, оставайтесь тверды и не нарушайте их даже в качестве исключения. Почувствовав слабинку, ребенок постарается воспользоваться ей, чтобы оттянуть время сна. Он поймет: достаточно поканючить, и он получит желаемое. Вы же станете нетерпеливы, малыш, почувствовав это, начнет капризничать, и весь ритуал уже не будет иметь желаемого действия.
  • Заключительный пункт ритуала для старших детей тот же, что для маленьких (задернутые занавески, выключенный свет, нежный поцелуй с ласковыми словами на ночь). Если вы использовали для определения временных рамок часы, то сейчас как раз нужный момент, чтобы указать ребенку на них. Например, со словами: «Ну вот, смотри – маленькая стрелка уже дошла до цифры „семь“», – вы убираете книжки с игрушками и укладываете малыша в детскую кроватку.

Все приведенные в этой главе элементы ритуала примеры . Вы можете использовать их или придумать свои собственные, неповторимые. Ведь вы лучше других знаете своего ребенка – что он любит, в чем нуждается, что его успокаивает.

Даже если у вас целый день не было возможности заниматься с малышом, вы можете наверстать упущенное во время вечернего ритуала. Используйте эти драгоценные минуты для близости и ласки, бесед, секретов и спокойных игр. Именно эти счастливые мгновения останутся в памяти ребенка на всю жизнь!

Если ребенок не хочет ложиться спать один (метод Фербера)

Но вот вы ввели ритуал засыпания и четкий режим, подобрали время укладывания, когда ребенок действительно устал, но ваш малыш по-прежнему наотрез отказывается засыпать один (и обычно, как следствие этого, часто просыпается ночью).

Что делать, если ваша усталость достигла предела? Что, если у вас больше нет сил вставать по ночам? Как быть, если вы вечером больше не можете носить на руках невероятно уставшее, но не желающее укладываться в кроватку существо?

В этом случае вы можете как последний выход испробовать метод американского профессора Ричарда Фербера. Будучи врачом детской клиники города Бостона, Ричард Фербер основал там специальный центр по изучению детского сна. Фербер предлагает последовательно укладывать ребенка в кроватку одного, оставаясь при этом поблизости (например, в соседней комнате), и, если малыш плачет, возвращаться к нему через определенные небольшие промежутки времени, утешая его, но не вынимая из кроватки. Так малютка очень быстро поймет, что криком ему желаемого не достичь, и научится засыпать самостоятельно.

Только не слушайте знакомых, рекомендующих оставить кричащего ребенка одного, пока он не уснет. Уснуть-то он уснет – что же ему еще останется сделать, если его долгие отчаянные призывы на помощь останутся без ответа ! (В пору, когда наши бабушки и дедушки были молодыми, детей обычно так и укладывали, и они прекрасно спали всю ночь.) Но что происходит в маленьком существе, на крик которого никто не отзывается? Как чувствует себя такой малыш и какие выводы он сделает для себя на будущее? Он чувствует себя одиноким, всеми забытым и никому не нужным. Он смирится с этим и уснет, но страх одиночества и неуверенность в себе останутся, скорее всего, на всю жизнь. А если вы не выдержите и после долгого крика все же вынете малютку из кроватки, он усвоит и еще одну истину: «Если достаточно долго кричать, то в итоге добьешься своего». Эту истину малыш попробует применить и в следующий раз.

Поэтому для успешного применения метода Фер-бера очень важно не оставлять плачущего ребенка одного долгое время. Возвращаясь в детскую через короткие промежутки времени и с любовью утешая малыша, вы покажете ему, что вы рядом и любите его, просто настало время сна, и он должен заснуть один.

Идеальный вариант – это, конечно, укладывать ребенка спать без слез. Метод Фербера рекомендуется только в том случае, если вам это по какой-то причине не удается и если у вас действительно нет больше сил. Ведь вы знаете, что состояние родителей, особенно матери, мгновенно передается малышу. Так что же лучше – день изо дня носить его на руках, падая от усталости, или выдержать детский плач несколько дней, чтобы потом, ежедневно отдыхая и высыпаясь, с радостью посвящать себя ребенку? Решать вам. Для тех, кто захочет испробовать метод Фербера, описываем его подробнее.

Для успеха в использовании метода Фербера очень важны следующие предпосылки.

  • К моменту, когда вы начнете применение метода, ребенок должен быть старше 6 месяцев и здоров.
  • В ближайшие недели не должно планироваться поездок, визитов с ночевкой или других резких изменений в жизни малыша. Пока новая привычка не стала постоянной, ребенок должен спать дома в своей кроватке. Изменение окружающих условий во время применения метода может помешать успеху предприятия.
  • А вот перемена места сна (например, из спальни родителей в детскую комнату ) непосредственно перед тем, как вы начнете следовать методу, наоборот, может помочь малютке в приобретении новой привычки.
  • Малыш должен быть приучен к определенному режиму и засыпать в одно и то же время. В момент, когда вы укладываете ребенка в кроватку, он обязательно должен быть уставшим, его «внутренние часы» должны уже переключиться на сон.
  • Вы должны быть уверены в своих действиях и готовы довести начатое до конца.
  • Важной предпосылкой для применения этого метода является единогласное решение обоих родителей . Ведь если мама укладывает малютку в кроватку, а папа через 2 минуты вынимает из нее (или наоборот), то успеха, как вы понимаете, не будет.

Подробнее о методе Фербера

Определите заранее, через какие промежутки времени вы будете заходить к малышу, чтобы успокоить его. Составьте точный план, которому вы потом будете следовать. Основное правило: в первый раз время ожидания составляет пару минут, потом оно постепенно увеличивается. Определяя временные промежутки, положитесь на свою интуицию и не делайте ничего против внутреннего голоса. Время ожидания может варьироваться от 1 минуты до получаса (многим слишком большие промежутки, предложенные Фербером, кажутся неуместными).

Начать применять метод лучше всего вечером – в то время, когда ребенок обычно засыпает, или немного позже. Проведите последние минуты перед сном вместе с малышом, постарайтесь подарить ему в это время все ваше внимание и нежность. Очень хорошо, если у вас уже есть сложившийся вечерний ритуал, к которому ребенок привык и который означает для него переход ко сну.

Откажитесь на этот раз от всех «помощников» , ранее облегчавших малышу засыпание (бутылочка, грудь, ношение на руках, укачивание в коляске и пр.). Все это должно происходить минимум за полчаса до сна. После вечернего ритуала объясните ребенку, что он уже большой и должен теперь учиться засыпать самостоятельно; потом поцелуйте его, положите в кроватку, пожелайте ему спокойной ночи и покиньте комнату. Укладывая малыша, говорите каждый день одну и ту же фразу, например: «А теперь, мой родной, настало время спать». А выходя из комнаты, вы можете, к примеру, сказать: «Спокойной ночи! Я тебя очень люблю!».

Поскольку ребенок не привык засыпать один, он, скорее всего, начнет плакать. В этом случае действуйте согласно составленному плану и подождите несколько минут перед тем, как вернуться в его комнату. Можно начать с 3 минут, потому что обычно родители не в состоянии в первый раз выдержать дольше. Но и 3 минуты могут показаться невероятно долгими, если стоишь за дверью и слышишь плач любимого крохи, поэтому многие предпочитают начать ожидание с 1 минуты. Обязательно смотрите на часы, потому что собственное ощущение времени в эти минуты растягивается до невероятности.

Если ребенок по-прежнему плачет, зайдите на пару минут в комнату и постарайтесь успокоить его, не вынимая из кроватки. Вы можете поговорить с малышом или погладить его. Старайтесь говорить спокойным, твердым голосом, потому что ребенок прекрасно почувствует любую неуверенность в ваших действиях. Очень важно также, чтобы голос звучал без раздражения и нетерпения, с любовью. Повторите снова, что настало время спать, что малыш уже большой и должен учиться засыпать один. Скажите, что мама поблизости и любит его. (Даже если малютка еще не понимает слов, он почувствует тепло и любовь, а также уверенность в вашем голосе.) С этими словами снова покиньте комнату, даже если малыш еще плачет. Важно, чтобы ваше пребывание в комнате не длилось слишком долго. Ни в коем случае не давайте ребенку бутылочки и не берите его на руки.

Если он встал в кроватке, положите его, перед тем как выйти из комнаты (но только 1 раз).

Некоторые дети реагируют на появление родителей еще более возмущенным криком. В этом случае пребывание родителей в комнате может быть еще короче. Но возвращаться в комнату через определенные промежутки времени обязательно, чтобы малыш не почувствовал себя покинутым.

Выйдя из комнаты, следуйте составленному плану: пережидайте установленное вами время, после чего возвращайтесь в детскую, повторяя прежние действия, и так до тех пор, пока малыш не уснет. Если ваше присутствие в комнате не успокаивает ребенка, то время ожидания можно несколько растянуть.

На следующий день действуйте так же, увеличив только количество минут согласно плану. Максимальное время ожидания (10 минут) лучше не превышать. Заходите к ребенку, только если он действительно плачет. Хныкающий малыш часто успокаивается самостоятельно. Поэтому в этом случае лучше немного подождать.

Если периоды ожидания кажутся вам очень длинными, можно сократить их, начиная с 1 минуты и не оставляя ребенка одного дольше чем на 5 минут. Даже в этом случае вышеописанный метод увенчается успехом.

Какой бы план вы ни выбрали, главное – чтобы вы были в состоянии осуществить его до конца. Если вас грызут сомнения, выберите лучше самый мягкий вариант. Только если вы будете уверены в том, что делаете, ваши действия дадут желаемый результат. Ребенок почувствует вашу уверенность и не будет долго сопротивляться. По этой же причине не рекомендуется изменять длительность периодов ожидания больше одного раза. Частые отклонения от плана внесут в ваши действия неуверенность и непредсказуемость. Старайтесь придерживаться одной линии. Зная, что делать дальше, вы будете чувствовать себя спокойнее.

Если вы боитесь оставлять малыша одного (есть мнение, что страх разлуки может иметь негативные последствия для развития и будущей жизни ребенка), то можете, выйдя из комнаты, разговаривать с ребенком из-за закрытой или приоткрытой двери . Так он будет уверен, что вы поблизости и не покинули его. Повторяйте, что любите своего кроху, но что пора спать, что он должен научиться засыпать в кроватке один, а завтра вы пойдете с ним гулять… (и дальше в том же духе).

Ну а если вам кажется суровым и этот совет,то вы можете оставаться в комнате, пока малыш не уснет. Но действуйте и в этом случае по плану, подходя к малышу только время от времени, чтобы утешить его. Затем найдите в себе силы отойти и сесть, скажем, на стул вдали от кроватки ребенка, но так, чтобы он вас видел. Сделайте вид, что читаете или чем-то заняты (свет обязательно должен быть приглушенным). Если ребенок при этом плачет, то вы, по крайней мере, можете быть уверены, что он плачет не от страха, а просто потому, что не получает того, чего хочет. Главное – чтобы малыш самостоятельно уснул в своей кроватке, без вашей помощи, без бутылочки или других прежних «помощников засыпания». Конечно, в этом случае вам понадобится гораздо больше терпения и времени, пока он начнет засыпать самостоятельно. А если ваше присутствие в комнате не помогает и ребенок все равно плачет каждый день, то стоит подумать, не перейти ли к обычному плану, описанному выше (если, конечно, ваш внутренний голос не будет возражать).

Во время применения метода очень важно будить ребенка утром и днем в то время, когда он обычно просыпался раньше . Если малыш, заснув позже обычного, имеет возможность наверстать это время потом, то весь режим нарушится, и к моменту укладывания ребенок не будет достаточно усталым. В этом случае метод самостоятельного засыпания действовать не будет.

Мама и папа могут сменять друг друга, укладывая малыша в кроватку (но лучше не в одну и ту же ночь). Начать должен тот, кто более уверен в необходимости применения метода и кто сможет довести начатое до конца.

Почему же метод Фербера действует?

Привыкший засыпать с вашей помощью малыш поначалу протестует, перестав ее получать. Он кричит, пытаясь криком достичь желаемого. Но что происходит? Мама или папа время от времени утешают его, не давая, тем не менее, того, чего он хочет. Малютка ужасно устал, ведь утром его разбудили в обычное время. «А стоит ли кричать дальше, – думает он, – если все равно от этого нет никакого толку? Я только зря трачу силы, уж лучше поспать самую малость…» Потребность в сне побеждает в итоге над старой привычкой, которую малыш хотел восстановить.

Поскольку время ожидания родителей постепенно увеличивается, малыш понимает, что кричать дольше тоже бесполезно. Этим он все равно не добьется от родителей того, чего хочет.

Засыпая от усталости день ото дня, ребенок привыкает погружаться в сон самостоятельно, это постепенно входит в привычку. А ставшая привычной ситуация перестает вызывать у малыша тревогу и заменяет в подсознании прежнюю неблагоприятную привычку.

Когда и как часто следует пользоваться методом Фербера?


Какие проблемы могут возникнуть?

  • Некоторые дети склонны к рвоте и реагируют ею на долгий плач. Если рвота возникнет во время применения метода самостоятельного засыпания, то зайдите сразу же к малышу, переоденьте его, уберите комнату, смените постельное белье и следуйте плану дальше, как было предусмотрено. Если вы будете по-прежнему спокойны и уверенны, ребенок быстро поймет, что рвота не влияет на ваше решение, и научится засыпать самостоятельно.
  • В случае если один из родителей не в состоянии выдержать детский плач , он может пойти погулять или надеть наушники с музыкой, пока ребенок не заснет. Вы можете даже, чтобы избежать ненужных ссор, воспользоваться этим методом, например, пока муж в командировке, и потом удивить его готовыми результатами.
  • Если детская кроватка стоит в вашей комнате и вы хотите, чтобы малыш засыпал самостоятельно также по ночам, то вы можете на время переставить кроватку в другую комнату или повесить перед ней занавеску.
  • Братья или сестры в одной комнате с малышом тоже значительно усложнят дело, а также будут просыпаться от плача младшего ребенка. Попробуйте переселить их на время в другую комнату.
  • Если малыш во время следования методу Фербера заболеет, то применение метода обязательно нужно прервать. Во время болезни не может быть и речи об изменении привычек. Когда ребенок поправится, начните все заново. Это возможно и в том случае, если малыш уже научился засыпать самостоятельно, но из-за болезни вернулся к старым привычкам. К плану самостоятельного засыпания можно возвращаться не один раз, и с каждым разом обучающий эффект будет проявляться быстрее.

Когда же будут заметны первые успехи?

Это зависит от темперамента ребенка, от того, с какой энергией он сопротивляется новым обстоятельствам и какие «уроки» ему приходилось «учить» в своей еще совсем недолгой жизни.

Первые дни будут в любом случае испытанием и для вас, и для малыша. Но некоторые детишки не плачут дольше 15 минут и через 2-3 дня засыпают в кроватке самостоятельно. Другие же не могут успокоиться поначалу час или два, и родителям приходится по десять раз или чаще заходить в их комнату со словами: «Я здесь, я люблю тебя, но тебе пора спать. Ты уже большой и должен засыпать один в своей кроватке».

Однако если вы будете терпеливо и последовательно применять составленный вами план, то вы можете ожидать первого улучшения, а иногда даже решения проблемы уже на третий день . Ведь дети учатся гораздо быстрее взрослых и умеют довольно быстро приспосабливаться к новым ситуациям.

Некоторым детишкам требуется несколько больше времени. Но приобретение новой привычки редко длится дольше недели и только в отдельных случаях дольше двух недель. После того как вашему малышу удалось десять раз подряд заснуть самостоятельно, вы можете считать, что самое сложное позади ! Вы можете откинуться на спинку дивана и с облегчением вздохнуть.

Время, которое вы раньше тратили на укладывание ребенка, лучше провести вместе с ним за уютным вечерним ритуалом!

А за несколько сложных дней, которые вам понадобятся, чтобы приучить малыша засыпать самостоятельно, вы будете вознаграждены спокойным вечером и беспробудной ночью.

Если ребенок вылезает из кроватки

Хорошо, если вам удалось научить ребенка засыпать самостоятельно, пока он был маленький и не мог выбираться из своей кроватки. А что, если в момент, когда вы читаете эту книгу, боковины кроватки уже перестали быть для малыша непреодолимым препятствием? Или если малютка, раньше засыпавший без вашей помощи, научился садиться, а потом и вставать в своей кроватке и уже пытается закинуть ногу на верхнюю перекладину? Теперь вы не можете оставить его одного и просто выйти из комнаты. Желая последовать за вами, малыш удвоит свои силы и рано или поздно «возьмет барьер».

Дожидаться исхода этого опасного предприятия однозначно не стоит. Если вы уже опустили матрас в самое нижнее положение и даже спальный мешок больше не в силах удержать маленького скалолаза от первых попыток восхождения, то настало время обеспечить малышу более безопасную возможность «выхода на свободу». Чтобы предотвратить падение с большой высоты, вам придется опустить переднюю боковину кроватки или вынуть из нее несколько вертикальных перекладин.

Получив возможность беспрепятственно вылезать из кроватки, ребенок обрадуется новой возможности открывать мир вокруг себя. Все, что раньше было для него недоступным, покажется вдруг близким и интересным, и малыш не замедлит отправиться в «исследовательское путешествие». Думаете, теперь он спокойно ляжет спать? Легко ли оставаться в кровати, когда вокруг столько всего нового, волнующего и, главное, с недавних пор доступного? И почему бы, проснувшись ночью, не попытаться забраться в уютную родительскую постель?

В этот переломный момент изобретательности родителей нет цены. Если более старших ребятишек можно как-то уговорить оставаться в постели, то младших придется приучать с помощью терпения и последовательности.

  • Пока малыш только встает в кроватке, но еще не может вылезти из нее, вы можете пользоваться методом Фербера, укладывая малютку каждый раз, когда заходите в комнату или покидаете ее (но только один раз). Если кроха, едва коснувшись головой подушки, вновь играет в ваньку-встаньку, оставьте это на сей раз незамеченным и выйдите из комнаты по плану.
  • Когда и кроватка перестает быть для малыша препятствием и он настойчиво выскакивает из комнаты вслед за вами, можно попробовать установить барьер в дверном проеме детской комнаты. Тем самым вся детская комната как бы становится детской кроваткой. И цель ваша в том, чтобы ребенок заснул там один, без вашей помощи. Вы можете следовать методу Фербера, регулярно заходя в комнату на короткое время, чтобы успокоить малыша и уложить его в постель. Если он снова вылезает из кроватки или продолжает плакать, вы должны (по методу Фербера) все равно выходить из комнаты на несколько минут по заранее составленному плану, давая ребенку шанс заснуть самостоятельно. (Не забудьте, что речь идет только о случае, когда у родителей больше нет сил и все их попытки действовать другим образом не увенчались успехом.)
  • Вполне может случиться, что малыш в ваше отсутствие заснет от усталости, но не в своей постели, а где-нибудь на полу или на диване. Ничего страшного – отнесите его осторожно в кроватку и закройте одеялом. Как бы там ни было, он заснул самостоятельно, без вашей помощи. Рано или поздно он сам поймет, что засыпать в кровати уютнее, чем на холодном полу.
  • Если у вас нет барьера (или ребенок уже научился перелезать через него), но есть еще немного терпения, попробуйте относить малыша назад в детскую кроватку, пока он не останется в ней добровольно . Однако этот метод может функционировать, только если вы в состоянии сохранять внутреннее спокойствие. Малыш должен чувствовать, что засыпать одному в своей комнате – важная необходимость, а не наказание и не результат гнева родителей . А в противном случае вся «процедура» превратится в борьбу за власть. Тогда она не увенчается успехом, а только нарушит доверительные и нежные взаимоотношения между вами и ребенком!!!
  • Очень хорошо работает этот метод ночью, когда у малыша нет сил повторно забираться в родительскую постель и он легче смиряется с тем, что вы относите его обратно. Хотя есть ребятишки, которые и ночью отличаются удивительной настойчивостью. Если вы уверены, что ребенок пришел к вам ночью не из-за страха или боли, а просто по привычке, то вы можете достигнуть желаемого результата, относя его в детскую кроватку с необходимой регулярностью и последовательностью.

    Рекомендуется делать это не бессловесно, а вначале объяснить малышу , что ваша кровать слишком узка и в ней недостаточно места для всех, что иначе утром все будут усталыми и невыспавшимися и, что вы с удовольствием ждете утра, когда снова сможете тискать и ласкать своего малютку. Конечно, не нужно читать ребенку проповеди каждый раз. В следующий раз будет достаточно напомнить ему: «Ты же знаешь, что для нас всех в кровати нет места».
  • После того как малыш справился с задачей и заснул в своей комнате самостоятельно, вы обязательно должны похвалить его . Он будет сам гордиться собой и с большей охотой согласится повторить этот опыт на следующий день.
    Поощрения же и подарки, наоборот, в этом случае не подходят. Ребенок должен осознать, что речь идет о необходимости, о чем-то нормальном и само собой разумеющемся, а не об одолжении с его стороны, требующем награды. Иначе ваш маленький хитрюшка быстро сделает сон в своей кроватке «источником дохода», каждый раз шантажируя вас и требуя все новых поощрений.
  • Ну а что делать, если малыш настойчиво выходит из комнаты, едва вы уложили его, и у вас нет ни барьера, ни терпения и сил, чтобы по двадцать раз относить его обратно? В этом случае профессор Фербер рекомендует метод открытой или закрытой двери в детскую комнату. Дело в том, что любой ребенок останется в комнате один охотнее, если не будет чувствовать себя отрезанным от внешнего мира закрытой дверью. Голоса родителей или бытовой шум в соседней комнате успокаивают и усыпляют, наполняют уверенностью и прогоняют страхи.
    Открытая или приоткрытая дверь – как бы мостик к родным людям, до которых в случае необходимости рукой подать. Этот мостик открыт для малыша, если он остается в своей кроватке, и закрыт, если он из нее вылезает. Таким образом, ребенок своим поведением сам контролирует ситуацию. Открыта дверь или закрыта, зависит от него одного . Конечно, эта причинная связь должна быть ребенку ясна, поэтому для применения данного метода ребенку должно быть минимум 2 года и у него не должно быть проблем в языковом развитии. (Кроме того, этот метод, конечно, не подходит для детишек, страдающих ночными кошмарами, болями или болезненным страхом расставания с родителями.)

    Укладывая малыша в постель, повторите ему, что пришло время самостоятельно засыпать в своей кроватке. Скажите, что, если он будет лежать спокойно, дверь останется открытой, а если он будет из нее вылезать, вы дверь закроете. Старайтесь говорить спокойно и уверенно. Ребенок не должен думать, что это наказание, но и не должен сомневаться в вашей решительности . Тон ваших слов играет решающую роль для успеха предприятия.
    Выходя из комнаты, оставляйте дверь открытой или приоткрытой. (Можете спросить малыша, как ему больше нравится. Он будет доволен тем, что его мнение для вас важно.)
    Если ребенок вылезает из кроватки, вернитесь в комнату, уложите его обратно и выйдите со словами: «Что ж, значит, мне придется дверь закрыть». Закрывая дверь, не запирайте ее на ключ! Подождите пару минут, перед тем как вернуться в детскую комнату (даже если малыш уже вернулся в кроватку). С плачущим ребенком вы можете разговаривать через дверь или сказать что-то, когда снова откроете ее.
    Время ожидания за дверью не должно быть слишком долгим. Иногда достаточно всего одной минуты, чтобы убедить малыша в вашей решительности. Если при вашем возвращении он уже лежит в своей кроватке, то вы можете похвалить и приласкать его. В этом случае дверь в его комнату останется открытой. Если же он опять вылез, отнесите его назад и повторите свои прежние действия, и так до тех пор, пока ребенок не останется в постели. В этом случае время ожидания можно постепенно увеличивать от одной до нескольких минут. Каждый раз, выходя из комнаты, повторяйте, что дверь останется открытой, если малыш будет спокойно лежать в своей кроватке, то есть все зависит только от него.

Если вы будете действовать уверенно и последовательно, то решение проблемы не займет больше нескольких дней. А вы, обнаружив, что любимое создание спокойно дремлет в своей кроватке, воскликнете: «Ну надо же, наконец-то у меня появилось вечером свободное время!»

Дети слушаются охотнее, если у них есть выбор. Объяснив им, какие последствия для них будет иметь то или иное решение, вы тем самым подтолкнете их к правильному выбору. Ведь гораздо лучше остаться в кроватке при открытой двери в детскую комнату, чем вылезти из нее, оказавшись отрезанным от внешнего мира закрытой дверью…

Метод “Тайм-аут”

Упорно вылезающий из кроватки малыш пытается уже в раннем возрасте меряться силами со своими родителями. Поэтому закрытая на короткое время дверь в детскую комнату может стать для него одной из первых границ, очень важных в детском воспитании. Граница означает: «Стоп! Дальше нельзя!». Чтобы научиться жить в обществе людей, ребенок обязательно должен знать, что существуют границы дозволенного поведения.

Барьер, дверь или просто пространственное отдаление от малыша лучше всего символизируют понятие границы, которую не следует переступать. Это касается, конечно, не только отхода ко сну, но и поведения ребенка днем. Поэтому в случае, когда малыш делает что-то недопустимое (бьет младшего братика или сестричку, кидается едой, бросается на пол в приступе гнева и пр.), психологи советуют пользоваться методом, называемым «тайм-аут».

Метод тайм-аута, показывает ребенку, что он переступил границу допустимого поведения, но что он не безразличен родителям и любим ими. Для этого, заметив поведение малыша, громко скажите: «Стоп!» Посадите ребенка на стул в другом углу комнаты со словами: «Этого делать нельзя. Сейчас ты должен посидеть один». Если он слезает со стула, отнесите его в соседнюю или в детскую комнату. Для маленьких детишек достаточно барьера, для старших необходимо закрыть дверь.

Старайтесь не кричать, но действовать решительно. Ребенок должен понимать, что это не наказание, а логическое следствие его собственного поведения. И что в его власти изменить ситуацию. Для этого достаточно прекратить нежелательное поведение. Поэтому тайм-аут не должен быть долгим. Как и в методе открытой или закрытой двери, он не должен превышать нескольких минут. Потом вы открываете дверь или приближаетесь к барьеру и делаете ребенку «мирное предложение». Вы можете спросить: «Ты понял, что так делать нельзя?». Или: «Ты не будешь больше так поступать?». И потом: «Мы снова друзья?».

Обычно дети быстро успокаиваются и ведут себя хорошо, слишком уж непривлекательна перспектива остаться одному за закрытой дверью. Но может случиться, что ваши действия только разожгли гнев ребенка, он стучит в дверь, бьет в нее ногами и т. п. В этом случае стоит обождать, пока он не успокоится и агрессивное поведение не перейдет в жалобный плач. Тогда вы можете повторить предложение о мире и утешить малыша. Если он при вашем появлении вновь ведет себя агрессивно, то тайм-аут нужно повторить, снова закрыв дверь на несколько минут . Только когда ребенок успокоился и согласился сотрудничать с вами, он может покинуть свою комнату. Важно, чтобы малыш понимал, что выбор за ним и что он изменением своего поведения в любой момент может закончить неприятную для него ситуацию.

Некоторые дети не любят, когда их относят в угол или другую комнату, и предпочитают идти туда самостоятельно. Если ребенок действительно идет туда, куда вы ему сказали, и остается там некоторое время – замечательно. Это первый признак того, что он сознает недопустимость своего поведения. Если же ребенок, обещая уйти в комнату, попытался обмануть вас и, едва вы выпустили его, спрятался, то не повторяйте эту ошибку еще раз.

Очень важно, чтобы тайм-аут удался в первый раз . Впоследствии может оказаться достаточным напомнить малышу об этом или спросить, не хочет ли он прогуляться в свою комнату, чтобы ребенок добровольно перестал «дебоширить».

Какой бы символ границы вы ни выбрали, главное – чтобы ребенок знал, что дальше нельзя. Границы нужны не только родителям, чтобы дети «не сели им на голову», но и в первую очередь самим малышам, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Границы, проведенные родителями с любовью и строгостью, дают детям ощущение уверенности и защищенности!

Любите себя, работайте над собой, приводите в порядок свою жизнь, и ваши дети будут спокойны, счастливы и послушны!

Если малыш не спит в положенное вечернее время, спать не приходится маме и другим членам семьи. Все утомляются. При ежедневном повторении такой процедуры это закончится нервным срывом для ребенка, его родителей и всех, кого беспокоит его плач и отсутствие сна (другие члены семьи, ближайшие соседи). Как научить малыша засыпать самому?

Вопрос, как приучить ребенка засыпать самостоятельно, очень остро стоит перед молодыми родителями. Если они не прошли занятия в школе молодых родителей и не ознакомились с этой информацией из грамотных источников, они начинают слушать советы друзей, родственников, соседей, которые те почерпнули из собственного жизненного опыта. Выглядят эти советы приблизительно так:

  • Пусть привыкает спать сам.
  • Поплачет и заснет.
  • Переждите несколько месяцев.
  • Он, как все дети, привыкнет засыпать самостоятельно.
  • Родители и близкие придумывают разные оправдания сна на руках: у ребенка режутся зубки, болит животик.
  • У отдельных родителей малыш хорошо засыпает под звуки телевизора.

И вот младенец с первых дней жизни обречен на самостоятельные поиски методов нормального сна. Он может плакать по любой причине, но поскольку его приучают засыпать самостоятельно, причины его слез по-другому не рассматриваются.

Какими могут быть последствия неправильного укладывания ребенка

Как приучить ребенка засыпать самому – последствия неправильного укладывания

Понятно, что все дети разные. Не каждый без посторонней помощи сможет научиться засыпать сам. Сон, с медицинской точки зрения – полноценный отдых. Во время сна происходят многие биологические процессы, в частности, в первые часы сна ребенок растет. Поэтому нарушение чревато серьезными отклонениями от нормы в здоровье:

  • Последствием неправильного сна в младенчестве является то, что детский организм задерживается в росте.
  • Он несамостоятельный, зависит от родителей или бабушек.
  • Ему кажется, что его недостаточно любят.
  • У него часто портится настроение без видимых причин.
  • Он часто плачет.

Став школьником, он имеет следующие особенности:

  • Трудно формируется его характер из-за неуверенности.
  • Он робок среди сверстников и со старшими.
  • Имея хорошие способности, не может добиться успехов.

Если малыш не научили самостоятельно засыпать до 5 лет, это может обернуться для него бессонницей, поскольку для обучения ребенка самостоятельному сну это критический возраст. В этом возрасте ребенок уже понимает, что требуют от него родители. Он отправляется спать, но не спит: боится, часто просыпается.

Разница заключается в том, что он становится скрытным и не рассказывает о трудностях засыпания родителям. Процент детей, имеющих проблемы со сном составляет около 35. Отдельные родители считают нормой, что ребенок с 6 месяцев и до 3-х лет не любит спать и часто (от3 до 5 раз за ночь) просыпается, оправдывая это желанием пить, кушать, другими причинами.

Не нужно помогать малышу засыпать. Он должен научиться делать это сам.

Дети разного возраста спят по-разному. Уделяя с рождения пристальное внимание тому, как приучить грудничка засыпать самостоятельно, родители избегают проблем со сном у детей. Как научить этому новорожденного. Новорожденный развивается по определенному 3-4 часовому циклу. Спит он в любом шуме и месте столько, сколько ему нужно, согласно циклу:

  • принял пищу;
  • уснул;
  • его переодели.

Затем те же действия. Если у новорожденного эта схема отсутствует, нет причин для беспокойства: все нормально. В этом возрасте сон с едой взаимосвязаны самым тесным образом: он засыпает после кормления и просыпается, потому что голоден. Но многие мамы при каждом плаче ребенка, не разбираясь в причинах, чтобы успокоить его, кормят ребенка грудью.

Это неправильно, потому, что вырабатываются неправильные привычки: ребенок начинает ассоциировать кормление со сном и успокоением. Став старше он будет есть для того, чтобы успокоиться. Это приведет к перееданию и ожирению уже в раннем возрасте. Кормить нужно 1 раз через 3-4 часа. А причину плача поискать в другом:

  • заболел животик;
  • устал от окружающего шума;
  • хочет на ручки;
  • мокрый;
  • ему холодно или жарко.

Жесткое расписание вводить еще рано, но разнице между бодрствованием и сном его нужно научить. В часы бодрствования говорите с ребенком, не оставляйте его в кроватке, берите на руки, играйте с ним. Спать укладывайте при легком свете. Но ночью не оставляйте свет, показывая разницу между днем и ночью. Не ходите днем на цыпочках, позвольте себе пылесосить, играть на пианино и смотреть телевизор. Ночью же строго охраняйте тишину, чтобы не тревожить его сон. Купать старайтесь перед сном.С младенческого возраста ребенок должен спать сам в кроватке, потому что учить гораздо легче, чем переучивать.

Реакция родителей

При нормальном положении вещей ребенок, начиная с 6-7 месяцев,спитв кроватке, в своей комнате, в совершенной темноте. При этом он не просыпается среди ночи, не зависит от присутствия взрослых. Если с вашим ребенком не так. Значит, он не научился спать самостоятельно.

Отговорки родителей о том, что он пошел в садик и это мешает ему уснуть, у него слишком много энергии, он хочет пить, кушать, у него режутся зубы, беспокоят газы (они проходят к 4-5 месяцам)не имеют под собой почвы. Причиной отсутствия нормального сна в 98% случаев является то, что еще не сумели приучить малыша к самостоятельному засыпанию в кроватке.

При правильном укладывании можно научить малыша засыпать самостоятельно, ребенок через неделю станет ночной засоней. Для этого родителям нужно усвоить некоторые тонкости:

  • Вашей вины нет в том, что малыш не спит.
  • Причина не в том, что он избалован, даже при постоянном требовании, чтобы ему читали, носили на руках, укачивая, убаюкивали, оказывали ему внимание.
  • У него отсутствуют психологические проблемы (чувствует расставание с родителями).+
  • Он совершенно здоров. То, что он не спит – это не болезнь. Она не излечивается с помощью лекарств.

Почему так трудно приучить грудничка засыпать самостоятельно

Причиной отсутствия сна у младенцев заключается в трехчасовой цикличности их жизни. В цикле 3-4 часа, которые состоят из таких элементов:

  • гигиена.

Среди младенцев есть анархисты, которые не соблюдают цикличности и едят, засыпают и просыпаются, не придерживаясь логики цикла.

К 3-4 месяцам младенец уже перестроен на 24- часовой, так называемый, солнечный цикл. С этого возраста количество часов ночного сна увеличивается. На первых порах он не просыпается 3-4 часа кряду, затем 5-6, 7-8 и так до 10-12 часов непрерывного сна. Не нужно строго привязывать количество беспрерывного сна к возрасту ребенка. Он зависит еще и от его индивидуальных особенностей. Адаптация к циклу взрослого человека зависит от развития специальной зоны мозга, регулирующей внутренние часы человека.

Как должны вести себя родители, приучая ребенка засыпать самостоятельно, без укачивания

Как приучить ребенка засыпать самому

Если, укладывая ребенка, родители укачивают его, он запоминает, что сон – это укачивание. Как только его перестают качать, он тут же просыпается, потому что укачивание для него обозначает сон. Поэтому для многих родителей вопрос,как приучить ребенка засыпать без укачивания, остается актуальным. Создавая нормальные условия для дневного и ночного сна родителям нужно учитывать внешние особенности этого процесса, которые должны входить в привычку ребенка.

Поэтому дневной сон младенца должен сочетаться с легким освещением и небольшим шумом, тогда как ночной – в полной тишине и темноте. Это вырабатывает у ребенка понятие разницы между днем и ночью. Младенец должен правильно ориентироваться по внешним предметам и явлениям и чувствовать разницу между ночным и дневным сном. Обучение этим ориентирам зависит от двух параметров:

  • поведения родителей по отношению к нему;
  • наличию постоянных предметов во время сна.

Родители излучают уверенность в своих поступках, даже если это не так. Нужно в этот момент продемонстрировать ребенку, как прекрасен и естественен момент засыпания:

  • Не нужно менять положение,в котором малыша укладывают в кроватку. Все должно оставаться неизменным.
  • Не меняется время укладывания и его порядок: купание, кормление, переодевание, укладывание в кроватку, затем выключается свет, ребенку желают спокойной ночи, мама выходит. Этот порядок должен повторяться каждую ночь.
  • В повторяемости заключается уверенность ребенка в том, что это так должно быть, переходящая в привычку. Она дает ему предсказуемость и спокойствие и чувство безопасности.
  • Если малыша укладывают разные люди (мама, папа, бабушка), о порядке укладывания нужно договариваться.
  • И никаких сюрпризов. Это пугает ребенка неожиданностью и выбивает из привычной колеи.
  • Родители не передают малышу негативных состояний, сохраняют спокойствие, укладывая его.
  • Они терпеливо учат ребенка спать самостоятельно.
  • Родители ежедневно точно повторяют все вечерние процедуры в определенном порядке, не запутывая ребенка и приучая его к определенным действиям.

Какую роль должны играть внешние элементы, вырабатывающие привычку к самостоятельному сну?

Роль разных предметов в спокойном сне

Они должны ассоциироваться со сном. Если малыша кормят во время укладывания, его приучают к тому, что сон – это еда. Он привыкнет к этому и будет засыпать только у груди матери или с бутылочкой. При исчезновении еды он будет просыпаться и искать ее. Во время сна все люди просыпаются на несколько секунд, а затем засыпают. Если малыш. С проблемным сном проснется и не обнаружит привычной ситуации, он испугается, заплачет и может больше не заснуть.

Если его приучили засыпать в двигающейся коляске, он будет искать ее. Если он уснула руках у папы, будет искать папу:

  • Ребенка укладывают в кроватку. Он воспринимает кроватку как сон.
  • Ему дают соску. Он воспринимает ее также.
  • Ему дают игрушку, с которой он должен спать (кукла, собачка, мишка).

Малыш нуждается во внешних элементах, которые для него ассоциируются со сном. Ошибкой родителей является то, что они тоже присутствуют при укладывании, поскольку неправильно выбирают внешние элементы (бутылочку с едой, коляску, в которой качают его. Нужно подбирать внешние элементы, остающиеся с ребенком ночью без присутствия родителей. К ним относятся:

  • одеяльце;
  • подушка;
  • соска;
  • плюшевая игрушка.

Обязательным внешним предметом является его кроватка. Он должен засыпать только в своей кроватке. И нельзя допускать следующих ошибок, укладывая малыша, которому больше 6 месяцев:

  • поить и кормить;
  • разрешать резвиться, надеясь на то, что он устанет и быстрее заснет;
  • брать в родительскую кровать;
  • гладить по головке и ласкать;
  • позволять трогать маму;
  • давать свою руку;
  • затрагивать его;
  • возить перед сном на машине;
  • качать в коляске, кроватке или на руках;
  • петь.

Не нужно помогать малышу засыпать. Он должен научиться делать это сам.

Приучаем ребенка засыпать самостоятельно

Все знают о важности сна для детей, но некоторым родителям не удается научить их засыпать самим. Советы эксперта по воспитанию детей расскажут, как приучить ребенка засыпать самостоятельно в кроватке.

С рождением малыша жизнь меняется существенно. До появления ребенка все идет размеренно и рутинно. Но вот он, всплеск положительных эмоций! Правда, практически одновременно с этими неописуемыми эмоциями стремительно возникают различного рода проблемы. Правильно говорят: «Маленькие детки - маленькие бедки!» Одной из таких проблемок (проблемой это называть не стоит) является то, что малышу требуется постоянное ваше внимание, даже когда он засыпает, а иногда и тогда, когда он спит. В таком случае мама быстро устает, а папа, придя с работы, остается голодным. Что же делать? Как можно приучить своего ребенка самостоятельно засыпать?

Американский эксперт по нарушениям сна у детей Дебора Лин-Дукен советует: "Вы не можете научить ребенка успокаиваться, но вы можете предоставить ему возможность научиться это делать самому. Обычно, это происходит в возрасте 3-6 месяцев само по себе, подобно умению ползать. Если же вы постоянно носите ребенка на руках, то он не имеет возможности научиться ползать, так как он никогда не остается на полу достаточно долго, чтобы понять, как это делается. То же самое и с самоуспокоением. Если вы всегда спите рядом с ребенком, он никогда не получит возможность узнать, как успокоиться самостоятельно, чтобы заснуть".

Когда нужно приучать ребенка засыпать самостоятельно?

Если ваш малыш на грудном вскармливании, то приучить его к самостоятельному засыпанию оказывается, практически, невозможно. Молоко мамы, а точнее грудь, выполняющая роль соски - вот верное средство, приводящее в царство Морфея. Но приучать все же надо. Ведь чем раньше вы начнете первые шаги в этом нелегком деле, тем в дальнейшем вам будет проще.

Лучше всего начинать приучать ребенка к самостоятельному засыпанию до года. У малыша в этом возрасте еще очень мало самостоятельности. На первый план выступают условно-рефлекторные реакции, например, укачивание в кроватке, сосание соски - в ответ наступает засыпание. На этом и будут основаны наши рекомендации.

Режим ребенка

Лучшее средство для приучения ребенка засыпать самостоятельно - это режим. Дневной и ночной сон должны быть организованы каждый день (даже в ваш выходной) в одно и то же время.

Создание атмосферы для спокойного сна

Если вы хотите, чтобы ребенок спал в своей кроватке и делал это самостоятельно, не приучайте его к засыпанию на руках. Лучшим способом будет создание релаксирующей атмосферы: прослушивание медленной музыки, тихое напевание песенок и одновременное укачивание малыша в кроватке. Не пренебрегайте этим советом, засыпание на руках приведет к тому, что вы будете постоянно носить малыша. Естественно, свободного времени у вас совсем не будет. А дел-то много! Кроме этого, привыкание ребенка ко сну в кроватке способствует крепкому и здоровому сну.

Ритуал отхода ко сну

Важным моментом в приучении ребенка к самостоятельному засыпанию является подготовка ко сну, которая представляет собой определенный набор рутин: купание, кормление, пение песенок, чтение стихотворений и сказок и т.д. Нужно выработать четкую последовательность этих действий и придерживаться её каждый раз.

Активность ребенка

Чтобы ребенок хорошо спал, он должен быть активным. С этой целью нужно рационально организовывать его повседневную жизнь. Ребенок должен много двигаться, играть, рисовать, выполнять посильные поручения, бегать и т.д. В настоящий момент, когда информационно-вычислительная техника есть в каждом доме, родители перестают заниматься с детьми, да и сами дети с двух лет сидят за компьютером или попросту смотрят телевизор. Этого не должно быть. Следует рационально организовывать отдых и активную деятельность ребенка в течение дня.

Избавляемся от вредных привычек

Ни в коем разе не оставляйте малыша спать в своей кровати. Ребенок очень быстро привыкает. Встречается много семей, которые изначально жалеют своего малыша, укладывают его спать вместе с собой, а потом пожинают плоды - ребенку 7 лет, а он все еще спит с ними.

Не спешите

Практически все дети просыпаются ночью. Родители уже тут как тут. Подождите. Не спешите. Пусть малыш поворочается, покряхтит, немного поплачет.

Друзья-игрушки

Чтобы малышу было не одиноко спать в своей кроватке, можно использовать его любимые игрушки. Вместе с ними малыш будет чувствовать себя более защищенным и спокойным.

И в заключение хочется отметить, что быть мамой - это не просто слова, быть мамой - значит работать, да, да, работать 24 часа в сутки. Вы непременно приучите засыпать своего ребенка самостоятельно, главное набраться терпения и быть последовательной.

Зачастую детей нелегко отучить от совместного сна. Малыши, привыкшие спать с мамой и папой, не соглашаются переходить в детскую кроватку. Но, если знать несколько важных нюансов и набраться терпения, приучить ребёнка засыпать самостоятельно вполне реально.

В каком возрасте можно начинать приучать ребёнка засыпать в детской кроватке

Каких-нибудь конкретных рекомендаций по поводу того, со скольки месяцев или лет следует переселить малыша в детскую кроватку, не существует, поскольку каждый ребёнок индивидуален. Дети, которые находятся на искусственном вскармливании и засыпают преимущественно с соской во рту, в этом случае редко доставляют неудобства. Они будут спокойно спать и без непосредственной близости матерей. Хоть и замена мамы пустышкой не сильно приветствуется. Груднички, в свою очередь, бывают разными.

Некоторых без труда можно уложить в отдельную кроватку в 3 месяца, сразу после того, как перестанут беспокоить колики. Другие же желают быть рядом с мамой постоянно, и их отселение из родительского ложа будет не только проблематично, но и может нанести психологическую травму крохе. Таких детей лучше перекладывать отдельно уже после 3 лет, когда малыш уже осознанно будет понимать, где он должен спать. Такое переселение можно также преподнести ребёнку в форме какой-нибудь игры.

Как отучить трёхмесячного ребёнка от совместного сна с мамой

Зачастую мамы беспокоятся по поводу того, что малыши, привыкшие спать вместе с родителями, не будут добровольно ложиться в свою детскую кроватку. Эти страхи усиливаются, когда некоторые психологи предостерегают родителей от подобной зависимости и рекомендуют отказаться от совместного сна с малышом. Однако этот факт не оправдал себя на практике, да и результаты исследований учёных говорят об обратном.

Если начинать перекладывать трёхмесячного грудничка в отдельную кровать, то со временем раздельный сон для него станет нормой и каких-либо проблем с переездом в дальнейшем может и не возникнуть.

Даже в том случае, если вы хотите спать вместе с младенцем некоторое время, важно с самого рождения приобрести для него детскую кроватку. Оптимальным будет расположение детской кроватки рядом с родительской кроватью . Для этого можно снять с детской кровати боковую стенку и поставить её вплотную к родительской. Это позволит увеличить пространство для сна, и при этом у каждого появится своё место. Можно укладывать ребёнка в кроватку вечером, а ночью перекладывать к маме.

Иногда малыши спят в своей кроватке днём, что также немаловажно.

Как научить самостоятельному засыпанию после 6 месяцев

И всё-таки какие конкретно действия следует предпринять после того, как вы решили научить ребёнка спать отдельно? Первым делом следует научить малыша засыпать самому. Грудничку предстоит заснуть абсолютно без груди либо после кормления, но обязательно самостоятельно и без мамы.

Перед сном маме нужно успокоить малыша

Для начала можно успокоить малыша, обнять его и тихонько погладить. Ребёнок наделен довольно сильным консервативным мышлением и ему нравится предсказуемость окружающего мира. Конкретные последовательные действия приучают малыша к дисциплине. Нужно сформировать ряд каких-то определённых ритуалов, совершаемых непосредственно перед сном. Это могут быть:

  • принятие ванны и чистка зубов;
  • переодевание в пижаму;
  • чтение любимой книжки, пение колыбельных.

Эти действия помогут подготовить малыша ко сну, и он уже подсознательно будет понимать, что уже скоро нужно будет ложиться спать.

Как помочь научиться засыпать карапузу старше года

Прежде чем переселять малыша в отдельную кровать, следует обязательно обратить внимание и на его интересы и предпочтения. Ведь любой неверный шаг со стороны родителей может привести к психологической травме.

Готовность к самостоятельному сну можно определить по наличию некоторых критериев:

  • малыш просыпается всего 1 или 2 раза за ночь;
  • грудное кормление сведено к минимуму либо вовсе прекратилось;
  • при ночном пробуждении ребёнок не плачет и не боится, если вдруг обнаружит, что мама вышла из комнаты;
  • находясь в своей комнате, кроха может играть с игрушками не менее 10–15 минут:
  • во время сна ребёнок не прижимается к маме;
  • ребёнок здоров и прекрасно себя чувствует;
  • на данный момент кроха не переживает какие-либо стрессовые ситуации, например, появления братика или сестрички.

Решение о том, чтобы приучить ребёнка спать в своей кроватке, должно быть действительно осознанным для всех членов семьи. Если он нередко ночует у бабушки с дедушкой и спит вместе с ними, то все попытки и старания родителей о переселении крохи в отдельную кровать окажутся бесполезными. Ребёнок будет считать, что это просто родительская прихоть и не более. Если решение о приучении малыша к самостоятельности принято, то оно должно быть поддержано всеми. В противном случае авторитет родителей в глазах ребёнка будет подорван, его представление о раздельном сне искажено, а настаивание родителей на переходе в детскую кроватку приведёт его в недоумение.

Сложно будет приучить годовалого карапуза к детской кроватке, а уж тем более объяснить что-либо. Если первый год своей жизни он спал рядом с мамой, а в какой-то момент его начнут класть в отдельную кроватку, то для ребёнка такой переход окажется болезненным.

Оптимальный возраст для перекладывания малыша в детскую кровать - это 2–3 года. Ребёнка не нужно будет заставлять слезть с родительской кровати, он сам захочет спать на своём уютном месте.

Оптимальным решением для постепенного перехода к раздельному сну может стать приставная кроватка

Постепенно ребёнок начинает спокойнее спать ночью и реже просыпаться. Тогда кроватку начинают отдалять от родительской кровати, отучая от совместного сна, а в итоге и вовсе переносят в детскую комнату (конечно, если позволяют жилищные условия).

Ритуалы отхода ко сну - фотогалерея

Переодевание ребёнка в любимую пижаму настроит его на сон Принятие ванны успокаивает и помогает расслабиться Чтение книги на ночь успокаивает нервную систему Чистка зубов приучает малыша к дисциплине

Нюансы отучения детей старше 2–3 лет от сна с родителями

Зачастую дети не хотят засыпать в одиночестве. В таком случае можно положить рядом с подушкой игрушку и показать, как ей там уютно спится. Со временем и он захочет перебраться туда.

Ни в коем случае не следует укладывать кроху тогда, когда он настроен играть. Ребёнок должен понимать, что кроватка - это место для сна, а не для игр. Добиться успеха можно постепенно разными методами.

Как взрослые: кроха хочет всё делать сам

Лучше всего начать с учётом интересов карапуза. Заинтригуйте его. Покажите, что отдельный сон - это шаг к его взрослению.

В течение некоторого времени объясняйте ребёнку, что скоро он станет взрослым и должен будет, как другие взрослые, спать в своей кровати. Взросление - это новый и очень интересный этап в его развитии, обозначьте все его плюсы. К примеру, то, что ему будут больше доверять. Взрослый человек - это тот, кто самостоятельно принимает решения. Обязательно намекните, что верите в него и у него всё получится.

Новая кроватка: как приучить

Ребёнку будет интереснее перейти на свою кровать, если он сам будет участвовать в покупке своей «взрослой» кровати. Выберите с ним красивое и интересное постельное белье, подберите понравившийся ему ночник либо удобную подушку. Чтобы он смог преодолеть свои страхи, можно предложить ему взять с собой в кровать любимую мягкую игрушку либо специально в магазине выбрать с ним игрушку для сна.

Любимая игрушка в кроватке поможет уснуть

Первое, на чём лучше сосредоточить внимание ребёнка - это непосредственная цель его переезда. Не стоит заставлять кроху перестать хотеть быть ближе к родителям, лучше всего раскрыть ему преимущества сложившейся ситуации. Ни в коем случае нельзя угрожать, запрещать ложиться в родительскую кровать, формировать представление о раздельном сне, как о наказании. Важно объяснить, что перекладывание в отдельную кровать представляет собой самое обычное явление, которое говорит о его взрослении.

Первая ночь, которую ребёнок провёл в своей кровати, пусть даже если к утру он прибежал к вам полежать и немного поспать, не должна остаться без внимания. Следует похвалить его за стойкость и самостоятельность.

Вместе с тем нужно учитывать, что детям свойственны ночные страхи. Необходимо тонко подходить к этому вопросу, поскольку можно не только не устранить проблему, но и усилить ночные страхи ребёнка.

Отдельная комната: как перестать бояться

Следующим немаловажным этапом становится переселение в отдельную комнату. В этом случае будет лучше начать укладывать его в своей комнате на дневной сон. Ребёнок должен понимать, что спать одному - не так страшно, ему будет спокойно засыпать в светлой от дневного света комнате и слышать, как за стеной мама тихонько делает свои дела. После того как малыш привыкнет к комнате и убедится, что ничего страшного в ней нет, можно будет укладывать его там на ночной сон.

Ни в коем случае не следует оставлять ни младенца, ни двух-трёхлетку плакать в кроватке в полном одиночестве. Он начинает чувствовать себя одиноким и никому не нужным, замыкается в себе. Таким образом, формируются серьёзные психологические проблемы, а в дальнейшем могут проявиться нервные расстройства. Если ребёнок боится темноты, то лучше оставлять в его комнате включённым ночник. У малыша должна быть возможность самостоятельно и быстро включить свет в комнате, если вдруг ему станет страшно.

Окончательное отлучение: когда малыш ложится спать сам

После 4–5 лет совместный сон с родителями должен уже окончательно прекратиться. Если ребёнок категорически не хочет засыпать отдельно, то следует обратить внимание на то, что у него могут быть какие-либо психологические проблемы. Предположим, он обделён родительским вниманием и таким образом пытается его получить. Возможно, он пережил какой-либо стресс и нуждается в близости. В таком случае настаивать на отдельном сне нельзя. Сначала нужно выяснить, в чём дело, поговорив с ребёнком, успокоить его, побыть с ним. Однако если затянуть с подобного рода совместным сном, то в дальнейшем можно столкнуться с куда более серьёзными проблемами. В таком случае ребёнку нужно выделить свой угол, а лучше отдельную комнату с собственной кроватью, столом, в которой он сможет почувствовать себя хозяином. Можно предложить ему развесить плакаты с изображениями любимых супергероев. Если ребёнок по-прежнему боится, можно посидеть с ним, пока он не уснёт.

Мнение врача: должен ли новорождённый спать в одной кровати с мамой

Известный педиатр и врач высшей категории Евгений Олегович Комаровский имеет свою точку зрения по поводу раздельного сна. Эта проблема, по его мнению, в каждой семье решается индивидуально. Однако необходимо учитывать, что после появления в доме младенца взаимоотношения между родителями зачастую ухудшаются. Мужчина, привыкший к постоянному присутствию жены рядом с ним, не может смириться с тем, что у жены элементарно не хватает на него времени, и она целиком занимается малышом. А когда занята и супружеская кровать, отношения могут вовсе испортиться и нередко такие ситуации провоцируют развод.

От того, сколько ребенок спит, зависит его самочувствие. Уже в раннем детстве наблюдаются разного рода нарушения сна, одно из которых - неумение засыпать самостоятельно. Сон таких детей некрепкий и кратковременный, они просыпаются через каждый час, и для дальнейшего сна требуется вмешательство родителей: грудь, укачивание, ношение на руках. Именно на этом этапе возникают мысли о том, что пора учить ребенка засыпать без посторонней помощи. Сформированные привычки не дают этого сделать, и многие отчаиваются, продолжая следовать заведенному порядку.

Содержание:

Причины плохого сна

Детей, изначально привыкших засыпать в своей кроватке, немного, гораздо больше тех, кто засыпает с мамой, а потом всячески противится спать отдельно . Большой проблемой является неспособность даже сильно уставших малышей уговорить лечь в кровать. Это касается как дневного сна, так и ночного. Насколько здоровым будет сон, зависит во многом от того, как родители будут приучать ребенка засыпать самостоятельно.

Для начала стоит набраться терпения и выяснить, что же мешает ребенку добровольно пойти в кровать и спокойно уснуть там самому:

  1. Перевозбуждение. Ребята, играя в подвижные игры, не поддаются ни на какие уговоры и отказываются засыпать. Необходимо успокоить ребенка, прежде чем укладывать его. Поможет теплая расслабляющая ванна, мамина сказка, спокойная музыка.
  2. Физическое недомогание, дискомфорт. Если у ребенка повышенная температура, его беспокоят колики, чешутся или болят десна, вполне естественно, что ему необходимо внимание и забота.
  3. Важную роль играет возраст. Для грудничков важно присутствие мамы, поэтому они часто просят грудь, в том числе и ночью. Дети постарше, уже привыкшие к присутствию родителей, протестуют, оказываясь одни.
  4. «Вредные привычки». Родители сами зачастую создают условия, к которым дети привыкают быстро, а вот отучить от них бывает сложно. Постоянные укачивания, ношение на руках, поправление выпавшей соски делают свое дело. И через пару недель ребенка уже не уложить без тряски или же он просыпается сразу, как только его переложили с рук в кроватку.

В идеале приучать малыша засыпать самому нужно практически с рождения. Но редко какая мама станет будить уснувшего у груди ребенка, чтобы просто переложить в кроватку и там снова уложить спать. Почему бы не покачать в коляске или не поносить на руках, если он так быстрее засыпает? Вот и получается, что ребенок спит исключительно на руках, в движущемся автомобиле или с грудью во рту. И стоит даже крепко уснувшего малыша лишить привычных условий сна (переложить в кроватку, убрать грудь), как он тут же просыпается и плачет.

Как помочь ребенку уснуть самостоятельно

Родители немало устают, укладывая ребенка, которому спать совсем не хочется. Необходимо быть спокойным и добиваться своего мягко, но настойчиво. Так как частой причиной нежелания засыпать является перевозбуждение, ребенка следует успокоить:

  1. Режим дня помогает выработать биоритм. Однако не стоит соблюдать его слишком строго. Если ребенок днем спал дольше обычного, то и на ночной сон его лучше укладывать позже. Если дома гости, не стоит прерывать веселье: кроха начнет капризничать, ведь без него будет происходить столько интересного. Ничего страшного, если он задержится.
  2. Многим родителям помогают так называемые вечерние ритуалы: спокойные игры, теплая ванна, чтение сказки. Повторяя изо дня в день эти действия, ребенок рано или поздно привыкнет, что так он готовится ко сну.
  3. После этого наступает время водных процедур. Очень возбудимым детям, которым самостоятельно успокоиться не так просто, в ванну добавляют успокоительный настой. Какой именно, посоветует педиатр, он же рассчитает дозировку.
  4. Нелишним оказывается ночник. Приглушенный свет не только успокаивает, но и рассеивает страхи, ведь не секрет, что многие дети боятся темноты.
  5. Малыши, сильно привязанные к маме, требующие много ласки и внимания, будут труднее привыкать засыпать самостоятельно. Возможно, процесс растянется не на один месяц.
  6. Даже если ребенок хочет спать, любое интересное занятие способно мгновенно прогнать сон. Специалисты советуют ловить сигналы: зевоту, потирание глаз, потягивание. Как правило, происходит это примерно в одно время.
  7. Дети, привыкшие к соске , часто просыпаются, когда теряют ее во сне. Не стоит возвращать соску ребенку, если он ее выплюнул, не уснув. Значит, он успокоился, и этот атрибут ему больше не нужен. Постоянно поправляя, родители приучают не просто засыпать, а спать с соской.

Выбирая метод, необходимо ориентироваться не только на характер ребенка, но и на его возраст.

Самостоятельный сон грудничков

Неврологи говорят о том, что малыши с рождения готовы засыпать самостоятельно. Необходимо укладывать ребенка в кроватку, когда он еще не заснул. Объясняется это тем, что, заснув на руках или у груди мамы, а проснувшись в кроватке, он пугается. Ведь и взрослый бы испугался, заснув в одном месте, а проснувшись в другом. Необходимо разграничить еду и сон. Малыша кормят, а потом укладывают. Чтобы он ощущал присутствие мамы, можно поглаживать его по спинке.

Если ребенок не может уснуть, плачет, очень беспокоен, оставлять его не стоит. Можно взять его на руки, чтобы успокоить, но не укачивать. Как только он успокоится, снова положить в кроватку. Когда мама видит, что ребенок не показывает недовольства, можно выйти из комнаты, прислушиваясь к тому, как он ведет себя. Если малыш будет снова сильно плакать, то его успокаивают и снова кладут в кровать. Однако если так повторяется 3-4 раза, ребенка стоит уложить привычным для него способом. Возможно, он еще слишком мал и не готов к переменам. Повторить попытку стоит через пару недель.

Детям, приученным к укачиванию и ношению на руках, бывает сложнее привыкнуть засыпать самостоятельно. Укачивание – это уже не прихоть, а необходимость, ведь мозг приучен отключаться именно так. Здесь придется набраться терпения и постепенно заменять сначала хотя бы одно укладывание в день без укачивания. Заменить можно легким поглаживанием. Не стоит похлопывать малыша: дети быстро привыкают к монотонным движениям и звукам, потом придется отучать и от них. А любая перемена для ребенка – это немалый стресс.

Грудные дети хаотично машут руками и ногами, задевая себя, от чего пугаются и не могут уснуть. Их рекомендуется пеленать перед сном. Чтобы ребенок не привык к такому положению, во время бодрствования ему дают возможность привыкать к своему телу.

Видео: Еще один способ научить ребенка спать. Опыт мамы

Как быть с детьми постарше

Многие родители с раннего детства приучают ребенка засыпать не в тишине. Но к 2-3 годам и они с удивлением замечают, что малыш, который спокойно засыпал под разговор гостей, отказывается ложиться, даже если просто слышит чьи-то шаги в соседней комнате. Дело в том, что ребенок боится пропустить что-то интересное, пока спит. Или же просто обидно засыпать, когда другие не спят. В этом случае желательно обеспечить полный покой и тишину, а ребенку говорить, что уже ночь и все спят. А значит, все интересное переносится на завтра.

За час до сна необходимо оставить все подвижные игры и перейти к спокойным занятиям: посмотреть мультфильм, послушать любимую песню, почитать книгу. Занятие должно расслаблять, успокаивать.

Детям до 5-7 лет очень важен телесный контакт с мамой. Достаточно бывает полежать с ребенком, обняв его и поглаживая по голове. Обязательно перед уходом нужно пожелать спокойной ночи и поцеловать малыша.

Существует немало способов, к которым прибегают родители, чтобы их ребенок научился засыпать сам. Все зависит от индивидуальных особенностей. Так, одни дети спят в тишине, им мешают посторонние звуки. Другим, напротив, нужен монотонный шум. Третьи засыпают под сказку или под музыку. Можно предложить ребенку придумать свой сон, а когда он расскажет его, попросить закрыть глазки, чтобы его посмотреть.