На советской Новогодней Елке! (32 фото). Советские новогодние ёлки Советские новогодние елки и представления


В ХХ веке судьба рождественской ёлки в России складывалась непросто. Первый раз её запретили, объявив «немецкой вражеской традицией», во время Первой Мировой войны. Через несколько лет после установления советской власти праздничное дерево вновь попало под запрет, став уже традицией буржуазной. Однако вскоре власть разглядела в ёлке инструмент пропаганды, и вернула её народу, наполнив новым идеологическим смыслом. Советская ёлка, превратившись из рождественской в новогоднюю, постепенно изменила свой праздничный наряд. сайт выяснили, какие игрушки вешали на ёлку жители Ленинграда.

«Комсомольское Рождество»

Первые годы советской власти Рождество не запрещали, как и памятные революционные даты, его продолжали праздновать в детских садах и школах. Наряженными ёлками украшали дома и городские улицы. По свидетельству историка Аллы Сальниковой, с 1920-х годов в советских школах стали устраивать «комсомольское Рождество». Новый праздник напоминал сатирический карнавал, где высмеивали буржуазию, религию, рассказывали о вредности старорежимного праздника. Вместо привычных фруктов и ангелов на ёлку повесили «врагов» советской власти - самодельные куклы Колчака, Юденича и Деникина, проткнутые щепками.

Уже в конце 20-х гг. началась компания по борьбе с ёлками. Наряжать рождественское дерево в своём доме стало небезопасно - прохожие, увидев в окне «пережиток» прошлого, могли донести об этом в соответствующие органы. Некоторые ёлочные украшения - флажки и гирлянды - перекочевали из Рождества в день революции, ими стали украшать сцены клубов и трибуны съездов партии.

Реабилитация ёлки

В дома советских граждан ёлку вернула статья, напечатанная накануне нового 1936 года в газете «Правда». В ней второй секретарь ЦК коммунистической партии Украины Павел Постышев выступил с инициативой «вернуть детям ёлку». Партия решила сделать из рождественской ели новогоднюю, и, тем самым, в очередной раз осчастливить советских детей. С этого времени в стране официально вместо Рождества начали праздновать Новый год. Нарядная ёлка стала символом беззаботного детства, изобилия, и веселья, а ёлочная игрушка пропагандировала достижения страны советов.

Довоенные игрушки (1930-е гг.) - рыбки, сказочные звери и дирижабль. Из коллекции Ольги Нечаевой Фото: АиФ-Петербург/ Марина Константинова

Советское государство стало планировать выпуск ёлочных игрушек на пятилетки. Два самых крупных предприятия по производству украшений в Клину и Ленинграде в 1938 году выпустили несколько тематических серий: Красная армия (фигурки лётчиков, пограничников, милиционеров); физкультура (фигурки спортсменов и виды спорта); дети; улицы (дома, трамваи и троллейбусы); восточная тема (старик Хоттабыч, Алладин); народы СССР.

Помимо крупных предприятий, в 1930-х в Ленинграде заработали небольшие кустарные мастерские. Артель «Изокульт» делала ёлочные игрушки из стекла и ваты. Предприятие «Промполиграф» выпускало картонные игрушки. Вместе с привычными изделиями из ваты, стекла и картона, в ленинградских артелях мастерили игрушки из фольги и мишуры.

Советские ёлочные украшения от дореволюционных отличались «близостью к народу». Если в игрушках XIX века скрывался глубокий религиозный смысл, то советские были с простым содержанием, узнаваемыми персонажами и событиями, отражали повседневную жизнь рабочего и колхозника.

Предприятия СССР больше не выпускали игрушки в виде золотого миндаля или серебряных грецких орехов - для обычного советского человека подобные лакомства были деликатесом. Из съедобной темы их заменили всем понятные и доступные лук, морковь и грибы. Они также как и их аристократические предшественники символизировали достаток и изобилие, только уже Советской России.

Елочные игрушки из коллекции Ольги Нечаевой. Фото: АиФ-Петербург/ Марина Константинова

Праздник во время войны

Война и блокада города изменили, но не отменили новогоднего праздника. По воспоминаниям ленинградцев, 2 января 1942 праздник для школьников устроил театр им. Пушкина. В городе уже не было электричества, его включили на один вечер, и в фойе театра стояла огромная сверкающая огнями ёлка. Артисты, с трудом державшиеся на ногах, дали концерт. Его несколько раз прерывали сиренами воздушной тревоги и отводили детей в бомбоубежище. Еще одно новогоднее представление 6 января дал Малый театр оперы и балета на площади Искусств.

Ёлочные украшения стали «военизированными». Ленинградские мастерские и фабрики выпускали пистолеты, танки, самолёты, дирижабли и солдатиков всех родов войск. Игрушки должны были воспитывать чувство патриотизма и укреплять боевой дух советских людей. В отличие от довоенных, игрушки 40-х были не такими красочными. Для экономии их делали из штампованной и раскрашенной жести. Из производственных отходов научились мастерить изящные проволочные украшения.

Военные игрушки - танки и дирижабли. Экспонаты выставки Государственного архива Фото: АиФ-Петербург/ Марина Константинова

Кукуруза и ракеты

Первые послевоенные годы были самими тяжелыми. Большинство граждан страны жили очень бедно. Производство ёлочных украшений резко сократилось, многие артели еще в годы войны переоборудовали под выпуск военных товаров. Восстановление игрушечного производства началось в 1950-е годы. Успехи в науке и технике породили новые тематические игрушки. Самой популярной стала тема покорения космоса. Ленинградские предприятия выпускали картонных собак, побывавших в космосе - Белку и Стрелку, стеклянные фигурки космонавтов, спутники и ракеты. Второй по значимости была сельскохозяйственная тема, на советских ёлках висели морковь, яблоки, лук, огурцы, снопы пшеницы и кукуруза. Повлияли на дизайн игрушек и знаменитые малогабаритные квартиры - «хрущёвки». Для таких квартир стали выпускать маленькие искусственные ёлки, а к ним специальные игрушки-малышки.

Игрушки-малышки для маленькой ёлки 1950-60-х годов. Из коллекции Ольги Нечаевой Фото: АиФ-Петербург/ Марина Константинова

История одной коллекции

Некоторым ленинградским семьям удалось сохранить ёлочные украшения разных поколений в одной коробке. Семья петербурженки Ольги Нечаевой долгие годы берегла довоенные игрушки, но, пережив эвакуацию, после возвращения в Ленинград не смогла вернуться в свою прежнюю квартиру. В ней осталось все довоенное имущество. Вместе с вещами пропали и хранившиеся в семье и передававшиеся через поколения старые ёлочные украшения. Еще, будучи девочкой-подростком, Ольга Викторовна стала создавать коллекцию семейных ёлочных игрушек заново. Сегодня у неё около трёхсот ёлочных украшений.

Большая часть куплена самостоятельно, что-то подарено родными и близкими. Есть в её коллекции игрушки дореволюционные, довоенные и военные, украшения 50-х, 60-х и 70-х годов, перестроечные и совсем современные игрушки 1990-х-2000-х гг.

Игрушки 1950-60-х годов. Космическая тема. Экспонаты Игрушки с выставки Госуд. архива Фото: АиФ-Петербург/ Марина Константинова

По её воспоминаниям в 1960-70-е годах, ленинградцы, пережив войну и блокаду, вновь, как и в начале века, полюбили покупать игрушки немецкого производства. Теперь игрушки в СССР поставляли из ГДР. В моду вошли и китайские игрушки в форме фонариков, обезьян и мандаринов. Их продавали в Доме Ленинградской торговли (ДЛТ) и Гостином дворе, и перед Новым годом за украшениями выстраивались очереди. Набор стеклянных немецких игрушек, в традиционном для этой страны красно-зеленом цвете, стоил около 4 рублей и многим был не по карману, поэтому в первую очередь скупали «одинокие» игрушки.

Редкостью были и декоративные свечи, за ними предпочитали ездить в Эстонию. Электрические гирлянды даже в 1960-е годы были очень дорогими и ёлку украшали зажженными свечами. Перед праздником всем детям рассказывали про пожарную безопасность, а девочек предупреждали не подходить близко в пышных платьях к «горящей» ёлке.

В коллекции Ольги Викторовны есть и стеклянные игрушки знаменитой бельгийской фирмы Goodwill, современные русские игрушки ручной работы, сделанные в единственном экземпляре. По её словам именно советская эпоха помогла новогодней игрушке в России стать узнаваемой и обрести своё собственное «лицо».

Современные дизайнерские игрушки. Россия, ручная работа. Коллекция Ольги Нечаевой Фото: Из личного архива

Сегодня в производство ёлочных украшений возвращаются и старые традиции, фабрики, как и 100 лет назад, выпускают игрушки в национальных серебристо-голубых тонах.

В ночь с 31 декабря на 1 января все жители бывшего СССР поднимают бокалы с шампанским и под звон курантов встречают Новый год. В том числе и те, кто советскую цивилизацию называет не иначе как презрительным словечком «совок». Им и в голову не приходит, что празднуют они совершенно советский праздник, порожденный декретом Сталина о разрешении новогодних елок

Рождественский дед

Празднования Нового года в том виде, который привычен для нас, царская Россия не знала. Под страхом наказания в 1700 году царь Петр I повелел отмечать Новый год 1 января. По указу Петра в этот день следовало украшать дома еловыми ветками.

Ну а в привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м в рассказе князя и писателя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Правда, Дедом Морозом его еще не звали – это был «рождественский дед».

В 1873 году благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка» Дед Мороз обзавелся молодой помощницей – дочкой, которую позже писатели и поэты «переделали» во «внучку».

Однако Новый год в Российской империи так и не стал самостоятельным праздником. Он был лишь частью Рождества и носил второстепенный характер.

Дед Мороз под защитой Ильича

Развернувшаяся в 1920-х годах антирелигиозная кампания не пощадила ни Рождества, ни ангелочков, ни елку, ни Деда Мороза, ни сказок. Все это было признано вредным «старорежимным» обманом народных масс. Среди защитников рождественских елок и рождественского деда были многие большевики, в частности не кто иной, как Ленин. Будучи уже при смерти, 7 января 1924 года (не в Новый год, а именно в православное Рождество) он принял участие в детском празднике, который прошел в Горках.

Советского тут ничего не найти!

Однако ярые атеисты победили. В стране развернулась непримиримая борьба «с религиозными предрассудками и суевериями».

В изданных в 1927 году «Материалах к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни», например, говорится: «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала». В Советском Союзе вводятся вместо недель «пятидневки». Воскресенье, а также другие христианские праздники теперь приходятся на рабочие дни. Дед Мороз объявлен врагом народа, рождественскую ель назвали поповской, а за рождественскую кутью можно было отправиться на родину Деда Мороза.

В том же 1927 году советская власть запретила устраивать елки. В антирождественской кампании приняли участие многие поэты, например, Демьян Бедный, который писал:

Под «Рождество Христово» в обед

Старорежимный елочный дед

С длинной-предлинной такой бородой,

Вылитый сказочный «Дед Мороз»

С елкой под мышкой саночки вез,

Санки с ребенком годочков пяти.

Советского тут ничего не найти!

Хорошая советская елка

И лишь в декабре 1935 года, когда официально было признано, что «жить стало лучше, жить стало веселее», елку снова разрешили.

Посоветовавшись со Сталиным, секретарь ЦК Компартии Украины Павел Постышев написал письмо-обращение к комсомольцам, которое появилось в «Комсомольской правде» 28 декабря 1935 года. Оно называлось «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку»: «Следует неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах…» Письмо было воспринято как директива.

Доклад под Новый год

Уже на следующий день «Комсомолка» опубликовала постановление ЦК ВЛКСМ за подписью Александра Косарева, сурово предписывающее организовать новогодние елки весело и без занудства. «Вечера, посвященные встрече Нового года, должны пройти весело и организованно на основе самодеятельности самих учащихся: пение, декламация, музыка, физкультурные выступления и игры, не допуская на этих вечерах всякого рода докладов о деятельности школы…» (Из постановления ЦК ВЛКСМ.)

Так Новый год стал главным советским праздником.

Пятиконечная звезда

Наконец, в 1936 году выходит декрет СНК, разрешающий публичное официальное празднование Нового года (но не Рождества!) и призывающий на новогодних праздниках в госучреждениях, детских учреждениях, на городских площадях наряжать ели. Только ели теперь должны были украшаться не Вифлеемской, восьмиконечной, а красной пятиконечной звездой, и наряжать их требовалось не к Рождеству, а к Новому году. Первая такая елка была открыта 1 января 1937 года в Москве, в Доме союзов, и одновременно с ней зажглись елки по всему СССР.

Невзрачная красавица

Вместе с реабилитацией елки прекратились и обличения Деда Мороза. После некоторых сомнений он был полностью восстановлен в правах. Однако еще два года крупные елки страны проходили без Деда Мороза. Его первое официальное явление в исполнении артиста Гаркави состоялось 1 января 1937 года на первой Кремлевской елке. Очевидец этого торжества Надежда Стрелец вспоминала: «Зал был украшен цветами и огромным панно с изображением Сталина среди детей… А вот елка была невзрачная, вся в вате, которую клочками набросали».

Одинаковые пакеты

Как бы в ответ на эту критику в СССР тут же наладили выпуск елочных игрушек, «замороженный» в лихие революционные годы. Восьмиконечную белую звезду Вифлеема заменили на пятиконечную красную, ну а Деда Мороза, ввиду отсутствия религиозной символики, оставили практически нетронутым. Только если прежде дети получали от Деда Мороза подарки, отличающиеся и качеством, и ценностью, то теперь Дед Мороз приносил для всех детей одинаковые пакеты, которые он подряд вынимал из своего мешка!

В конце 1930-х годов имидж советского Мороза был окончательно доработан. На одном из праздников в московском Доме союзов Дед Мороз впервые появился вместе со Снегурочкой. С тех пор Снегурочка начинает фигурировать на равных правах с Дедом Морозом.

Здравствуй, Дедушка Мороз, а ты пушку нам принес?

Во время войны образ Деда Мороза широко использовался в целях патриотической пропаганды. Так, новогодняя открытка 1942 года изображает Деда Мороза, изгоняющего фашистов. А на новогодней открытке к 1944 году Дед Мороз нарисован со «сталинской» трубкой и мешком оружия в руках, причем на мешке изображен американский флаг.

Потаенные желания

В 50-е годыпрошлого века, благодаря таким асам пера, как Лев Кассиль и Сергей Михалков, сценарий новогоднего праздника приобрел свои национальные особенности. Дымоходами наш Дед Мороз, как солидный бывший воевода, не пользуется, зато постоянно заставляет себя ждать. На новогодней елке он появляется не сразу, обычно его приход подготавливает Снегурочка. И в середине или к концу праздника утомившаяся в ожидании ребятня начинает хором скандировать имя нерадивого новогоднего лидера. После обряда вызывания обычно следуют ритуальный хоровод вокруг елочки и раздача подарков из мешка (всем поровну, по одному в руки).

В 1960-70-е годы стал весьма популярен и повторный прием Деда Мороза – уже на дому. Подарки в данном случае были индивидуальнее и, как бы правильнее сказать, чаще совпадали с потаенными желаниями ребенка…

Первое упоминание о наряженных елках встречается в западноевропейских хрониках ХVII века. В первое время все украшения были съедобными: на ветвях в основном развешивались яблоки как библейский символ плодов с Древа познания Добра и Зла. Но вскоре елочные аксессуары «усложнились»: дерево стали убирать мишурой и разноцветными лентами. Особой популярностью пользовались свечи — символ ангельской чистоты — и звезда на макушке. В то же время изготавливали первые елочные игрушки в виде фруктов и овощей.

Кстати, по одной из версий,

искусственные плоды появились вследствие яблочного неурожая. Стеклодувы «компенсировали» отсутствие обычных фруктов искусственными — и так началось регулярное производство стеклянных вкусностей к празднику.

В 1850-е годы на елках начали появляться стеклянные украшения, а в 1880-е — электрические лампочки.

В России в качестве новогоднего и рождественского украшения поначалу использовались лишь елочные ветки — и только к XIX веку петербуржцы стали наряжать настоящие елки. А с конца 1920-х годов рождественская елка оказалась под фактическим запретом как «буржуазный» и антисоветский обычай. Вот что писал про украшенное дерево поэт Демьян Бедный:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребеночком годочков пяти
Советского тут ничего не найти!

О елке часто говорили как о «поповском пережитке», а карикатуристы любили «издеваться» над наряженным деревом. Так, например, в 1930 году появилась знаменитая карикатура « — приманка для простачков».

«Елка — приманка для простачков».

Карикатура анонимного художника из книги Н. Амосов. Против рождественской ёлки. М., 1930. С. 24

Сталин и возвращение наряженной елки

Но в 1935 году советский государственный и партийный деятель Павел предложил вернуть традицию наряженной елки. Предложение было принято. Вот что пишет об этом Никита Хрущев:

«Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: «Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город». Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. Постышев поднял тогда вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?»

Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим».

Так это и произошло. Постышев выступил в «Правде», другие газеты подхватили идею».

«В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку, — написал в «Правде» Постышев. — Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею...

Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Кстати, сам инициатор отмены запрета на установку новогодних елок был расстрелян в 1939 году в Бутырской тюрьме. По мнению историка Олега Хлевнюка, «Постышев пострадал за противодействие сталинскому курсу репрессий».

Коммунизм и новогодние украшения

31 декабря 1935 года появился новый праздник с формулировкой: «Новогодняя елка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». А с 1947 года 1 января вновь стал выходным днем.

Перед советским правительством возникла сложная задача — превратить рождественскую елку в «коммунистическую». Но с этим делом справились на ура: игрушечные ангелочки трансформировались в фигурки советских пионеров, Вифлеемская звезда превратилась в красную кремлевскую. От искусственных фруктов и овощей отказываться не стали — плоды стали символизировать колхозное изобилие. А вот при Никите Хрущеве, кстати, на новогодней елке повисла кукуруза. Интересно, что после прихода к власти (который практически полностью вытеснил с полей любимое однолетнее травянистое культурное растение Хрущева) игрушечная «царица полей» перестала быть популярной у советских семей.

С самого начала превращения рождественской елки в советскую начинают производиться украшения с портретами политических лидеров.

«В 1937 году была выпущена серия шаров с портретами членов Политбюро ЦК ВКП(б), а также большой шар с изображением Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина (как страшно, наверное, было тогда такой шар разбить!)»,

— пишет в книге «История елочной игрушки» доктор исторических наук Алла Сальникова.

Интересно, что в сталинские времена вышло пособие «Елка в детском саду». «Необходимо украсить верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой, — говорится в пособии. — На средних ветках надо вешать игрушки, не требующие детального рассматривания: бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи и фрукты, а на краях ветвей — аэропланы, парашюты, пограничника Карацупу с собакой Ингусом, паровозы и броневики. Новогодняя елка должна быть праздником счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях».

Бинты вместо игрушек

Во время Великой Отечественной войны в советской прессе появился следующий стишок:

У него игрушек нет
В торбе за плечами.
Партизанит старый дед
Зимними ночами.
Деду некогда, поверь,
Мастерить игрушки.
Не пройдет фашистский зверь
По лесной опушке!

Однако елочные игрушки все-таки производились — правда, теперь это были

изготовленные из жести танки, самолеты, собаки-санитары и солдаты. Было популярно вешать на праздничное дерево погоны, ордена, медали и фигурки, изготовленные из фронтовых бинтов.

«Как солдат немецкий детям елку возвратил»

А вот в Третьем рейхе штамповались елочные игрушки со свастикой, а также всевозможные стеклянные и фарфоровые танки, бомбы и ручные гранаты. Младенец превратился в голубоглазого арийского младенца, счастливо улыбающегося в золотой люльке.

Кстати, по воспоминаниям очевидцев, на оккупированных российских территориях нацисты разыгрывали советским детям сказку «Как детей чекист советский чудной елочки лишил, но затем солдат немецкий детям елку возвратил».

После окончания войны в СССР в моду вошли елочные игрушки по мотивам сказок Александра Пушкина и басен , а с наступлением оттепели появились елочные украшения в виде сосулек. Фабрики начали активно производить игрушечные самовары, чайнички и даже сахарницы.

В 1956 году вышел культовый фильм «Карнавальная ночь».

«Пять минут, пять минут, это много или мало?» — пела героиня Леночка Крылова. Фабрики не заставили себя ждать — и на прилавках магазинов сразу же появились игрушечные часики, показывающие без пяти минут двенадцать.

Производители игрушек реагировали на каждое масштабное событие — например, после первого полета человека в космическое пространство на елках повисли фигурки . А, наконец, к 1980 году возникла мода на мишуру, дождик, зеленые «шишки» и колокольчики.

Давайте окунёмся в ностальгию и вспомним, как в советском союзе люди готовились к самому светлому и тёплому празднику - Новому году. Ведь в то время всё было по-другому: продукты были в дефиците, люди жили скромно, но все были дружными и счастливыми!

C 1918 по 1935 г. Новый год не был официальным государственным праздником, однако большинство семей традиционно отмечало его наряду с Рождеством. Таким образом, в первые десятилетия советского союза праздник считался скорее «семейным».


Впервые праздник официально отпраздновали лишь в конце 1936 года, после статьи видного советского деятеля Павла Постышева в газете «Правда», вот небольшой ее отрывок: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка! Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.»

Новый год государство разрешило отмечать, однако 1 января оставался рабочим днем.


1941 год, Колонный зал Дома союзов.


1942 год, Группа разведчиков Западного фронта встречает Новый год.

Знаменитый фотограф Эммануил Евзерихин запечатлел свою семью у елки, 1954 год.



Только после войны начали по-настоящему складываться традиции празднования Нового года в СССР. Стали появляться елочные игрушки: в начале очень “скромные” – из бумаги, ваты и прочих материалов, позднее – красивые, яркие, сделанные стекла и похожие на украшения елок дореволюционного времени.



Само собой, игрушки не могли избежать советской символики – елки украшали всевозможные алые звезды, дирижабли и изображения пионеров и октябрят.


Готовиться к праздникам в СССР нужно было загодя. Во-первых, закупить продукты – то есть, «достать», выстоять в часовых очередях, получить в продуктовых заказах шпроты, икру, копченую колбасу.


Обязательно было приготовить оливье, холодец, заливную рыбу, морковный и свекольный салаты, селедку под шубой, открыть заготовленные с лета маринованные огурчики и помидорчики, которые ввиду отсутствия сезонных овощей были неотъемлемой частью праздничного стола.


Те, у кого имелся знакомый продавец в продуктовом магазине, могли позволить себе на Новый год коньяк за 4 рубля 12 копеек, шампанское «Советское» полусладкое, мандарины.


Готовые торты тоже были дефицитом, поэтому в основном приходилось печь самим.


Или долго стоять в очереди, как на этой фотографии.


Во-вторых, нужно было обеспечить ребенка билетом на Новогоднюю елку, подарком, костюмом снежники из марли или нарядом зайчика и мандаринами. Подарок, в составе которого были и карамельки, и яблоки, и грецкие орехи, предоставлял родителям профком. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны – сначала в Колонный зал Дома Союзов, а после 1954 года – на Кремлевскую елку.


Учащиеся ПТУ пришли на кремлевский новогодний праздник в национальных костюмах. Даже лестница плотно забита! 1955 год.


Киноактриса Клара Лучко у елки, 1968 год.

В-третьих, каждой советской женщине всенепременно требовалось новое модное платье –его можно было сшить своими руками или в ателье, в редких случаях – купить у фарцовщиков; магазин был последним местом, где реально было добыть себе соответствующую поводу обновку.


Новогодние подарки – очередное препятствие для советских граждан в процессе подготовки к Новому году. С любыми товарами в стране была напряженка, а с красивыми товарами дело было еще хуже, поэтому наши родители отправлялись в гости, прихватив шампанское, колбасу, желательно – «Сервелат», консервированные экзотические фрукты (ананасы), банки с красной и черной икрой, и коробки шоколадных конфет.


“Ничто так не красит женщину, как перекись водорода.” – этот тезис становился как нельзя более актуален накануне каждого новогоднего торжества в Советском Союзе. Словосочетание «салон красоты» тогда не поняли бы самые завзятые модницы. В парикмахерские записывались за несколько недель, подготовка прически, макияжа и всего «новогоднего облика» требовала от советских женщин максимум времени, изобретательности и самостоятельности – иногда прически делали умелые руки подруг.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. С тех пор взрослые и дети зовут Снегурочку внучкой Деда Мороза.

Дед Мороз и Снегурочка. В детсадах Дед Мороз - всегда воспитательница. Бедняга, в течение часа напрягается, говорит мужским голосом.


А что делать - мужчины в таких учреждениях исключительная редкость! В школе с этим проще - старшеклассник или, на худой конец, физрук.

Приклеили бороду, надели красное пальто с белой оторочкой и жди, когда дети, надрываясь и сотрясая воплями все вокруг позовут. «Дедушка», правда, был капризен или глуховат (даже не знаю, чего было больше), приходил только по третьему зову, когда дети, изнемогая от напряжения и сами едва не оглохнув, вопят из последних сил: «Дееедууушкааа Моороооз!..»


Но больше всего ждут Снегурочку. Ведь стать Снегурочкой, это все равно, что выиграть конкурс «Мисс школы»: выбирают самых красивых…

Главная интрига праздника - кто в этом году будет Снегурочкой? Она приходит ослепительно прекрасная, в красивом, но уже знакомом костюме: его для праздника приобретают (или шьют в кабинете домоводства) на несколько лет.


Считается, что Снегурочка должна быть блондинкой с длинной косой. Но, к сожалению, это не так часто встречается. И на этот случай есть палочка-выручалочка: парик из искусственного волокна.


Снегурочки могут меняться почти каждый год - ведь старшеклассницы заканчивают школу и уходят, а костюм остается.Хороводы. Как мы любили наши новогодние песни! Чаще всего в качестве музыкального сопровождения выступал учитель пения с баяном. Для любой школы хороший баянист - невероятная удача!


Это решение проблем с музыкой на любом мероприятии. А без музыки, без песен ни одно мероприятие не обходилось - что пионерский сбор, что первая/последняя линейка, что поездка на шефском автобусе на экскурсию, все сопровождалось песнями.


Была только одна маленькая проблема: почему-то учителя пения зачастую оказывались пьяницами… Хороводом праздник начинался, хороводом и заканчивался.


Во время последнего хоровода Дед Мороз и Снегурочка определяли лучшие костюмы и счастливчикам могли вручить за него маленький приз.Подарки. Когда мы были маленькими, не принято было писать письма Деду Морозу и заказывать себе подарок. Не то, чтобы нельзя было докучать белобородому волшебнику со своими проблемами и капризами, а просто капризов раньше было меньше. Поэтому, кроме стандартных сладких подарков, никто ничего и не ждал.


Нас не особо баловали сладостями в течение всего года - считалось, что есть много сладкого вредно. Но в Новый год можно было все!.. Мы получали заветный пакетик со сладостями, часто не один, и даже не два - ведь добрый Дед Мороз приходил с подарками не только в детсад/школу, но и к маме-папе на работу, и еще много куда! В пакете были конфеты шоколадные, карамельки, ириски, пакетик печенья/вафель, яблоко/апельсин, орехи - вполне себе детский продуктовый набор к празднику!

И это было настоящее пиршество! Нынешним детям не понять и не почувствовать такого удовольствия от сладкого новогоднего подарка, ибо никакими сладостями их теперь не удивить.


И это, наверное, хорошо, и говорит о том, что дети наши сыты, не испытывают нужды в самом необходимом. Помните в фильме «Курьер»? Главный герой отдал другу пальто, о котором тот мечтал, со словами: «Носи и мечтай о чем-нибудь высоком». И правда, не должны дети мечтать о конфетах.Моя сослуживица наблюдала такую сценку в магазине игрушек, куда она пришла купить подарок к Новому году для внука. Девочка лет пяти остановилась возле забавного пингвиненка и во весь голос, рыдая завопила: «Мама, купи мне этого пингвиненка! Мне без него жизни неет!» Немного погодя ей «не было жизни» без медвежонка, клоуна, зайчика… У нынешних детей другие проблемы, и главная - это проблема выбора. Впрочем, я отвлеклась… Итак, получив подарок, дети собираются возле елки и вот оно, фото на память!


В детстве всегда казалось, что новогодние праздники проходят как-то очень быстро. Еще не успел насладиться всей праздничной эйфорией, посетил 2-3 «елки», но силы есть и на 4-ю, и на 5-ю… А уже все кончилось… Вот так всегда, ждешь этот Новый год целых 12 месяцев, а он пролетает со скоростью ракеты!.. Хотя, в зимние каникулы были и другие развлечения!