Ненецкая одежда женщин и мужчин. Народ ненцы: определение, характеристика, основной вид деятельности, наряды, фото, исторические традиции и богатая культура. Летняя парка – «ягушка»


Природные условия Ямало-Ненецкого АО суровы. Поэтому для жителей округа хорошая одежда всегда представляла большую ценность. Зимой она должна защищать от жестоких морозов, летом - от гнуса.

Мужская одежда

Малица мужская

Ненецкая мужская и женская одежда отличаются друг от друга по внешнему виду и технологии кроя.

В комплект основной одежды оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, входят малица «сокуй» и обувь «бокари». Малица – единственная у ненцев повседневная одежда. Надевается она мехом внутрь. Малица представляет собой широкую одежду с пришитыми к ней шапкой и рукавицами. Длина – ниже колен. Капюшон при необходимости легко снимается с головы и откидывается назад. Покрой малицы довольно широкий. Передняя часть и спина сшиваются из цельных кусков шкуры, книзу они слегка расклешены. Рукава расширяются к проймам. К концам рукавов пришиваются рукавицы из камуса (шкурка с ног оленя) мехом наружу. Для задней стенки рукавицы используют верхнюю часть камуса: там ворс длиннее. А для лицевой – с нижней, где более крепкий ворс. К устью рукавов, в области кисти, пришивают прямоугольник размером 10 на 15 см. Между рукавицей и прямоугольником образуется щель, через которую свободно проходит рука. У ненецкого народа даже есть такая загадка про мужскую малицу: «В одну дырку входишь – из трех выходишь».

Капюшон малицы раскраивается по технологии шапки-капора, и шьют его из черной летней шкурки. При помощи продернутой тесемки можно расширять или сужать у него отверстие, обрамляющее лицо. К низу малицы сначала пришивают узкую суконную полоску, затем пристрачивается полоса шириной 45 см из летней шкуры оленя мехом наружу. Называется эта часть «панд», что по-ненецки значит «подол». В месте стыковки верней части малицы и «панда» для придания одежде более красивого вида пришиваются полоски разноцветного сукна, а также белого и черного меха. Поверх малицы надевают «мальця танга» – чехол из красивого сукна или тонкой материи, предохраняющий мездру шкур (нижний слой) от сырости и грязи. Для пошива такой малицы в октябре забивают трех оленят.

Малицу подпоясывают плетенным из бисера или кожаным ремнем, украшенным медными пуговицами и бляхами разной формы. Пояс у ненцев – символ достоинства и храбрости. К нему на медных цепочках прикрепляются ножны. К нижней части пояса пришивают замшевый чехол для точильного камня и обереги – медвежьи клыки на цепочках. Украшают кожаные пояса медными пуговицами и различными подвесками.

В мороз и пургу мужчины поверх малицы надевают «сокуй» («совик-соок»), который немногим отличается по своему покрою от малицы. Это глухая без разреза одежда до колен. Он намного длиннее и шире малицы. Затылочная часть «сокуя» кроится вместе с капюшоном, и рукавицы к нему не пришивают. По краю капюшона пристрачивается опушка из песцовых хвостов или густошерстного белого меха оленя. Это «себя вар» – край капюшона. К нижней части «совика» пришивается подол из меха белого оленя – «соок нгэсо». Надевают «совик» мехом наружу и не подпоясывают. «Совик» из белого или пестрого меха оленя – нарядная, праздничная одежда ненцев. «Сокуй» – уличная одежда, его никогда не заносят в чум. Украшением к нему служат кисти из длинных полосок цветного сукна с нашитыми на них полосками меха. В случае непредвиденных остановок в пути «сокуй» служит предусмотрительным ненцам спальным мешком. В нем ложатся прямо на снег. На пошив этой одежды уходит четыре шкуры шестимесячных оленят, и одна шкура взрослого оленя расходуется на подол.

Штаны мужские меховые

Штаны мужские, меховые – верхняя зимняя одежда, которую шили из пыжика (шкуры телёнка в возрасте до одного месяца) или пашин телёнка мехом к телу. Прежде их всегда шили из шкуры хора или быка (т.е. оленя-самца). На изготовление меховых штанов идёт короткошёрстная шкура. Верхняя часть штанов разреза не имеет, на талии они поддерживаются с помощью вздержки из ровдуги. Иногда ремешок просто пришивают и завязывают. Сшитые как натазники, штаны в нижней части имеют надставки в виде штанин, которые спускаются значительно ниже колена и заправляются в меховые чулки. От пояса опускаются два ремешка (часто с колечками), к которым привязывают обувь. Летом штаны шьют из ровдуги (замши) или носят покупное трикотажное бельё.

Мужская шапка

Шапка мужская - традиционный меховой головной убор. Различают несколько видов мужских шапок: простые, нарядные и парадные. Простые шапки шились без украшений. Они предназначались для постоянного ношения. Их носили мужчины, мальчики-подростки, юноши. По покрою мужские шапки шились немного шире кверху и ниже, чем женские. Дети носили такие же шапки, но меньших размеров. В зависимости от возраста ребёнка.

Парадные цилиндрические шапки предназначались только для мужчин и были двух видов: обычная в виде цилиндра; сверху на боковые швы и вокруг донышка нашивались узкие полоски сукна трёх традиционных цветов (красного, жёлтого, синего или зелёного) шириной в указательный палец.

Вторая разновидность мужской парадной шапки – это шапка с круглым (цилиндрическим) донышком и с удлиненными украшенными ушами («с ногами шапки»), с прошивками из полосок меха белого или тёмного цветов и сукна разных цветов. При надевании эти уши, скреплённые медной цепочкой, откидываются назад. Передняя и затылочная части шапки выкраиваются из целых кусков, причём перёд изделия бывает более высоким. Такие парадные шапки обычно носили мужчины среднего, а иногда и старшего возраста. А для юношей и молодых мужчин шили шапки в виде цилиндра с длинными ушами из белого пыжика. В традициях ненцев белый мех придавал шапке и всей одежде парадность и торжественность.

Отличие мужских шапок от женских заключается в расположении суконных украшений. Суконные полоски на мужских шапках нашивают вдоль шва по кругу (если шапка с короткими ушами, то и вдоль боковых швов). Ненецкие мужчины очень бережно относятся к своим головным уборам. Нарядные шапки они хранят в мешках, а те, что носились каждый день, войдя в чум. Привязывали к шесту чума за ремешки или заталкивали за шести. Одним словом, старались шапку не бросать и клали на более высокое место. Гости. Пришедшие ненадолго, шапку не снимали или держали её на коленях.

Женская одежда

Женская одежда

Ненецкая женщина большую часть времени проводит в чуме. Нарядную и теплую женскую одежду обычно держат в грузовых нартах, достают ее оттуда перед кочевкой на другое место либо перед дальней дорогой в гости или за топливом. В комплект женской одежды входит распашная двойная меховая зимняя парка – «паны», «бокари» и шапка. Женская парка отличается от мужской малицы внешним видом и кроем. На нее уходит пять оленьих шкур. Женская парка распашная, шьют ее мехом вверх и вниз. Верхнюю часть мастерят из телячьих шкурок с гладким ворсом. К ней пришиты рукавицы из камуса, песцовый воротник. Нарядной считается парка из белых или пестрых шкурок. По подолу парки пришита широкая полоса меха темного цвета. Края и подол парки оторачиваются узкими полосками сукна, такая же полоска пристрачивается и на плечевых швах. Внутрь парки пришивается подклад из оленьих, песцовых или заячьих шкурок. Украшают парку орнаментальными полосками, выполненными в технике меховой мозаики из темного и белого камуса. Ее прямые полы сходятся, но не запахиваются, а завязываются замшевыми или суконными тесемками. Короткие прямые рукава с ластовицей сужаются к обшлагу. Красивым дополнением к парке служат платки, разноцветные шали, а также плетенные из разноцветных ниток пояса. Такая одежда предназначена для дальних поездок, сна, рубки дров, для праздников и будней.

Штаны женские

Штаны женские , меховые – нижняя зимняя одежда из короткошерстной хорошо выделанной шкуры взрослых оленей мехом внутрь. Имеют надставные штанины, спускающиеся несколько ниже колен. Нижние части штанин заправлялись в меховые чулки, которые в свою очередь заправляются за голенища обуви. На талии штаны поддерживаются с помощью замшевого ремешка, пришитого к верхней их части. К этому ремешку прикреплялись два кольца для подвязывания обуви. В восточных районах Ямала женские штаны у ненцев имели пришивной нагрудник, представляющий собой полосу меха или ровдуги от талии до шеи. Он имел вверху два ровдужных ремешка, которые завязывались сзади на шее. Наличие нагрудника объясняется тем, что бытовала распашная одежда в условиях суровой зимы. Летом ненецкие женщины носят ровдужные штаны, по покрою аналогичные зимним. В настоящее время вместо них часто носят матерчатое или трикотажное бельё.

Шапка женская

Шапка женская – головной убор ненецкой женщины, являющийся естественным дополнением к ягушкам. Встречается несколько видов шапок. Пожилые женщины носят высокие шапки из пыжика с круглым дном и короткими ушами, одинаковые по покрою с мужскими. Подклад к ним шьют из телячьей кожи. Нарядные шапки этого типа отделывают сукном: квадратные или треугольные лоскутки сукна разных цветов (длиной 6-7 см, шириной – 2-4 см) вставляются на некотором расстоянии друг от друга вдоль швов шапки – вокруг донышка и по боковым швам. Концы полосок при этом свободно свисают.

Сзади к шапке пришивают две длинные полосы из камуса (шириной 8 см), обильно украшенные мозаичным орнаментом из сочетания белого и тёмного меха и суконными вставками. Посредине уши шапки соединяются между собой медными цепочками или нитками.

Другой тип женской шапки носят в основном молодые женщины и девочки-подростки. Этот головной убор представляет собой высокую шапку полукруглой формы, сшитую из двух кусков меха (пыжика), без донышка, с пришитыми короткими ушами. Перёд шапки несколько выше. Подкладка шьётся из брюшной части шкуры оленя, по покрою она аналогична верху. Но уши не пришиваются, а кроятся из одного куска (в случае нехватки материала просто делаются надставки в разных местах). Вдоль шва, который идёт полукругом от одного бока к другому через верх, вставляют такие же, как у первого типа, полоски сукна на некотором расстоянии одна от другой. Сзади к шапке пришиваются уши. Наличие ушей у шапки обычно говорит о принадлежности её к праздничной нарядной одежде. Уши шапки за пояс не заправляются. А свободно свисают поверх ягушки, опускаясь ниже талии.

Встречаются также пыжиковые шапки, сшитые из четырёх конусообразных кусков, сходящихся на макушке и имеющих длинные уши. Концы ушей бывают украшены орнаментом из камуса и копытцами новорождённых телят. Чтобы шапка крепче держалась, рядом с основанием ушей спереди пришивают тесёмки или ленты, которые завязывают под подбородком. В некоторых районах Ямала имеет распространение в качестве женского головного убора необыкновенно красивая шапка капора с пышной опушкой из песцовых хвостов или белого оленьего меха. Шапки этого типа состоят из трёх частей – центральной части - длинной полосы, которая идёт через темя на уши; затылочной части, которая шьётся всегда из оленьего лба, причём глазницы зашиваются кусочками меха, окантованными цветным сукном (причём боковые детали выкраиваются так, чтобы направление меха было сверху вниз, они представляют из себя треугольник в верхней части его 4-5 см, а в нижней до 22 см), место рожек на шкурке закрывается суконными кисточками, и задней части, которая полукругом спускается на спину. Эти части разделяются полосками узора из белого и тёмного меха, представляющие из себя сплошной геометрический узор, выполненный в технике меховой мозаики. Вдоль лицевой части пришивают опушку, на которую идёт до пяти песцовых хвостов.

Праздничная одежда

Сзади к нижнему краю шапки пришивают на ровдужных ремешках или цепочках большое количество медных и железных украшений с прорезным и рельефным рисунком, связанные друг с другом узким ремешком, и крупные бусины. Эти украшения оттягивают крылья шапки назад, прижимая их к шубе, таким образом, холодный воздух не попадает под мех. При ходьбе подвески издают лёгкий перезвон. Спереди под подбородком шапка завязывается с помощью ровдужных ремешков.

Одежда детей до 3-4-летнего возраста состояла из мехового комбинезона (мехом внутрь), «парки» - одежды такого же покроя, как малица, но двойной (мехом внутрь и наружу) и меховых сапожек, мало отличавшихся от чулков взрослых. С 5-6 лет дети носили обычно одежду, почти ничем не отличавшуюся от одежды взрослых. Грудных детей укладывали в деревянные зыбки, укрывали меховым одеялом. Всю меховую одежду (а нередко и суконную) шили нитками из спинных и ножных сухожилий оленя. У богачей малицы были из шкур оленей, хорошо подобранных по масти, нередко с капюшоном из меха выдры. На женских паницах имелась опушка из лисьего и выдрового меха, воротники делались из песцовых хвостов.

Праздничная одежда отличалась от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные совики у мужчин, пимы из пестрых камусов и т.д.). Украшалась одежда, особенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к совику). Широко были распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы), бусы, реже бисер. Мужчины чаще всего подстригали волосы в кружок, реже отращивали и заплетали их в две косички. Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы, иногда удлиненные ложными косами из полосок цветного сукна и шерстяных шнурков с прикрепленными к ним медными звенящими украшениями. У женщин было распространено расшитое бисером налобное украшение судыр с подвешенными к нему металлическими цепочками.

Обувь

Пимы женские – ненецкая национальная меховая обувь, которую ненецкие женщины шьют сами. Пимы - очень удобная при долгой ходьбе, тёплая и лёгкая обувь. Состоят пимы из сшитого мехом внутрь чулка и нижней части, сделанной из камуса мехом наружу. На женские пимы расходуется около восьми камусов. Покрой женских пимов несколько отличается от покроя мужских: передняя полоса камуса гораздо уже и заканчивается узким мыском, не доходя до носка. Узор делается также значительно ниже – на самом мыске. Возможно, это связано с тем, что женская одежда длиннее мужской и узор делается ниже, чтобы он был виден.

По указанным признакам женские пимы всегда можно отличить от мужских. Кроме того, на женской обуви никогда не бывает подошв из оленьих лбов (а только из щётки), что является пережитком представления о том, что женская обувь «нечистая». Женщины обычно не носили пимов из нерпичьей кожи (нерпа считалась священным животным). В отличие от мужских пимов, женские подвязываются только ремнями к поясу и никогда не подвязываются под коленом. Помимо узора на переднем мыске, узор из полосок меха светлых и тёмных тонов и сукна делается сбоку, ограничивая часть пимов, и сзади – выше пятки. Считается большим мастерством сшивать по семь таких полосок. Красивыми считаются белые пимы. Для украшения пимов используется аппликация, раскрашивание или выскабливание. Всё зависит от мастерства и вкуса женщины, шьющей данную обувь. К каждому виду материала у мастерицы свой подход. Женские пимы часто украшены ромбовидным узором – «головешки», «телячьи рожки», а пимы девочки имеют рисунок «заячьи ушки», который свидетельствует, что обувь принадлежит пугливой как заяц девочке. В настоящее время в мех орнаментов изделий, в том числе и пимов, стали добавлять кисточки. От чего узор становится чётким и более ярким. Кроме того, полоски из меха и сукна, украшающие обувь, обозначают запреты: нельзя воровать, нельзя убивать, нельзя сквернословить, нельзя обижать слабого, а полоска, которая идёт к носку обуви обозначает линию жизни. Для хранения женской обуви шьётся специальный мешок (шуипаты) из замши. Мешок для хранения обуви и сама женская обувь хранятся на специальной нарте, отдельно от других вещей. Это связано с представлением ненцев о способности женщины, а точнее, её шага и соответственно ног и обуви, «общения» с силами Нижнего мира (об этом говорится во многих ненецких легендах).

Пимы мужские – ненецкая национальная обувь, которая шьётся вручную из камуса (шкура, снятая с ног любимого или особого оленя). Созданию обуви для мужчины уделяется особое внимание, потому что мужчина больше других людей в стойбище занимается тяжёлым физическим трудом. Поэтому шкурки обрабатываются, разбираются и подготавливаются ненецкими мастерицами задолго до начала пошива. На мужские пимы расходуется до десяти камусов. Швы у пимов внутренние, то есть по шерсти. Для пошива пимов используют оленьи жилы или покупные прочные нитки. Подошва делается обычно из щёток с ног оленя, иногда из меха со лба оленя, при этом на подошве ворс направлен назад. Мужские пимы по покрою и рисунку существенно отличаются от женских. Традиционный орнамент мужской обуви очень лаконичен, что говорит о безупречном вкусе мастерицы. Ненецкие пимы спереди украшают поперечными меховыми полосками, между которыми прокладывают узкие суконные ленточки красного, синего, зелёного цвета. На мужских пимах такие поперечные полоски располагаются, как правило, ниже колена.

Для отделки мужской обуви используется простейший древний орнамент, такой как «оленья тропа», «рога лося» (считается особенно мужественным, выразительным и монументальным орнаментом), «мужская голова», «медвежьи ушки» и т.д. При исполнении орнамента берётся мех белого и тёмного цвета, сложенный мехом внутрь. После раскроя мех сшивается с изнаночной стороны встык и выворачивается Пимы привязываются с помощью специальных ремешков к кольцам на поясе меховых штанов, и, кроме того, подвязываются под коленом ремешком или шнурком, плетённым из покупной крашеной шерсти. Обувь ненцы очень берегут, каждая пара обуви имеет даже своё имя. Пимы ненцы носят 5-7 лет и более, у каждого мужчины обязательно имеется 2-3 пары, которые могут передаваться по наследству или «уносятся» с ним в нижний мир, есть также выходные пимы, которые могут служить всю жизнь.

Пояс женский – обязательный важный атрибут национальной одежды ненецкой женщины. Пояса бывают зимние и летние. Зимний пояс был самотканым, его плетут из крашенной в разные цвета шерсти. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжку, имеющую форму кольца, диаметром до 20 см. На уровне пряжки пояс складывают вдвое. Опоясав талию, более длинный конец продевают в кольцо, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. В прошлом пряжки женских поясов достигали значительного размера (до 3-4 метров в длину) и веса. Этому придавалось гигиеническое и магическое значение. Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день. Кроме того, металл, в частности, пряжка на поясе, воспринимается ненцами как символ чистоты. Магическое значение состоит в том, что ненцы считают, что неподпоясанными ходят только ленивые, неряшливые люди, бездельники.

Наилучшим образом приспособлена к условиям тундры традиционная одежда ненцев. Окончательное ее формирование произошло, видимо, в XIX веке вместе со становлением развитого оленеводческого хозяйства. Из Южной Сибири предки ненцев пришли, имея распашную одежду. Об этом свидетельствует наличие у ненцев женской распашной шубы и то, что мужская малица, например у лесных ненцев, имеет продольный шов спереди, также являющийся рудиментом распашной одежды. Известно, что еще в XVIII веке ненецкая малица не имела капюшона и шапка шилась отдельно. Костюм, сформировавшийся в XIX веке, почти полностью утратил южные черты (за исключением женской шубы). Мужская одежда состояла из малицы, меховых чулок и сапог.


Малица - глухая одежда с капюшоном из оленьей шкуры мехом внутрь. Она имела пришитые рукавицы. Поверх нее носили маличную рубаху из сукна, предохранявшую малицу от грязи и сырости. При сильных морозах поверх малицы носили совик: глухую одежду с капюшоном, но мехом наружу. Малица обычно подпоясывалась поясом из сыромятной кожи, на нем висел нож в ножнах, точильный камень, трут и кресало, а позже боеприпасы для ружья.


Женская шуба паны имела спереди разрез. Шилась она из двух слоев оленьего меха - один ворсом внутрь, другой ворсом наружу. Воротник был невысоким из меха песца или красной лисицы. К бортам пришивали семь пар ровдужных ремешков-завязок.
Праздничные паны украшались узорами из разноцветного меха в технике мозаики. Шуба дополнялась меховой шапкой с длинной затылочной частью, к ней прикреплялись многочисленные металлические украшения, по ненецким представлениям, отпугивающие своим звоном злых духов, а также удерживающие шапку на голове при порывах ветра. Ровдужные штаны и меховая обувь завершали женский костюм.


Под влиянием русских ненецкие женщины широко стали использовать платки в качестве головных уборов, завязывая их на русский манер.
Маленьким детям шили двухслойную меховую одежду с капюшоном, по покрою напоминающую малицу. Детские штаны делали сразу вместе с обувью. Такую одежду дети носили до 4-5 лет, затем переходили на одежду взрослого типа только меньшего размера. Изготовлением одежды и обуви занимались женщины, преимущественно летом. Новая одежда шилась раз в два-три года, обувь - гораздо чаще.

В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек - это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек - у которого есть про запас вторая одежда.

Мужская одежда состоит из малицы и меховой обуви. Малица - глухая (без разреза) одежда, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём, передняя сторона несколько короче. Малица имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя (мехом наружу и внутрь). К рукавам наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. Подол малицы обшивается опушкой высотой 20-25 см из шкуры осеннего крупного оленя.

Канинские и колгуевские малицы по покрою более узкие и облегающие фигуру. Капюшон заменяется отдельной шапкой, а по краю горловины пришивается воротник-стойка.

Малицу носят с поясом, поверх талии образуется напуск, то пазуха заменяет карман и является своеобразным складом: там держат кисет с табаком и трубку. Пояс – это главный атрибут ненецкой одежды мужчин в любое время года. Слева к поясу подвешивается на цепочках нож с ножнами, так как оленевод садится на нарты с левой стороны, справа - точильный камень в нарядном кожаном чехле, сзади – клык медведя, служащий оберегом от злых духов и приносящий, по представлению ненцев, удачу на охоте. Сама основа пояса делается из сыромятной кожи и украшается медными бляхами различной формы или пуговицами - сяр ся – металлическими украшениями, служащими оберегами, их количество должно быть нечётным. Пояс обычно кладут возле постели. По представлениям ненцев пояс указывает на соединение сакрального (чистого) верха и материально (телесного) низа. Пояс является одним из атрибутов материального благосостояния и элементом украшения одежды. Пояс носят с пятилетнего возраста до конца жизни.

В морозы, пургу поверх малицы ненцы одевают совик. Совики бывают летние и зимние. Зимний совик шили из меха трёхмесячного телёнка – няблюя осеннего забоя. Эта одежда отличается от малицы и шьётся мехом наружу, ворсом вниз из плотной шкуры осеннего или зимнего оленя. Совик не имеет рукавиц, но имеет капюшон с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или хвостов песца. Носят его без пояса, он является одеждой для улицы, и в чум обычно его не вносят, а оставляют на нартах. Летние совики шили из сукна разного цвета (чёрного, серого, синего, зелёного цвета), а современные ненецкы – и из брезента.

Штаны (пи"мя) шили из пыжика или пашин оленёнка мехом к телу. Верхняя часть штанов разреза не имела, на талии они поддерживались с помощью вздержки из ровдуги, иногда ремешки просто пришивали и завязывали. Штанины спускались значительно ниже колен и заправлялись в меховые чулки.

Обувь ненцев состоит из меховых либтов, которые шили из осенней шкуры оленя, и пимов.

Пимы незаменимая обувь в условиях северного климата. Шьют их из камусов, шкурок оленьих ног. Подошву пимов шьют из щеток – шкурки меж копытной части ног оленя. На щетке волос жёсткий, упругий, благодаря этому снег не прилипает к подошве. Пимы подвязываются под коленом ремешком или шнурком (теэм), плетённым из покупной крашеной шерсти. Пимы украшают полосами белого, чёрного камуса ворсом сверху вниз. Делали полоски в центральной части пимов в горизонтальном направлении выше колена и в середине голени.

Рабочая мужская обувь – тобаки и тобары. Их тоже шили из камуса, мехом наружу, но без всякой отделки.

Традиционная женская одежда сохраняется среди оленеводов и в настоящее время – настолько хорошо она приспособлена к суровому климату Заполярья, езде на нартах, а также вкусам ненцев.

Зимой ненки носят паницу – женскую верхнюю одежду с разрезом впереди, украшенную полосами орнамента из белого и тёмного камуса, вставками из цветного сукна. Паница двухслойная, шьют её мехом внутрь и наружу. Она распашная, полы её соединяются встык с помощью кожаных завязок, которые называются сись. К рукавам пришиваются рукавицы из камуса с отверстием для вынимания рук.

Женщины обычно украшают паницы меховой мозаикой. Это композиции из контрастных по цвету кусков меха, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом – тёмным на светлом фоне.

Мотивы узоров, их композиционный строй, цвета заимствованы в окружающем их мире природе. Каждый узор имеет свое название: «Красивые рога», «Оленьи рога», «Заячьи уши», «Локоть лисицы», «Головки», «Чумы».

Различают такие разновидности паниц:
. Канинская паница. Основу до талии шьют из кусков белки, бобра, вставляя в швы лоскуту разноцветного сукна. Концы лоскутов свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме. Она не имеет шва на плечах. Нижняя часть паницы от талии представляет собой несколько горизонтальных полос, сначала оленьего, затем собачьего или лисьего меха. Кроме ворота мехом песца или лисы обшиваются полы и подол паницы.
Колгуевские паницы в основном шьются из шкуры оленя и камусов оленя. В отличие от канинской паницы для подола подбирается шкура неблюй.
Большеземельская паница целиком шьется из оленьего меха - неблюя. Полосы узоров шьются заранее до пошива паницы, для чего в течение нескольких сезонов собирается летний качественный камус. Все основные швы орнаментов оторачиваются ярким разноцветным сукном.
Малоземельская паница отличается от большеземельской тем, что ее подол несколько выше.

Летняя паница называется «ной паны», т.е. суконная одежда. Следует отметить, что такая одежда часто богато украшается вшивным орнаментом из цветного сукна на плечах, по бортам и обшлагам рукавов.

Паницу обычно носят с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую. Пояс плетут из разноцветных ниток длиной до трех метров, с обоих концов он завершается кистьями. Пряжка пояса представляет собой медное кольцо с двумя-тремя перекладинами, расположенными одновременно горизонтально и вертикально.

Женская зимняя обувь - пимы, как и мужские, шьются из оленьего камуса мехом наружу. Покрой женских пимов несколько отличается от покроя мужских: передняя полоса камуса гораздо уже и заканчивается узким мыском. В отличие от мужских пимов, женские никогда не подвязываются под коленом. Красивыми считаются белые пимы, а чаще всего шьют, сочетая белые и тёмные камусы.

Женские головные уборы - капор, колгуевская шапка с длинными ушами. Капор - это шкура с подчёркнутыми глазницами, снятая с головы оленя.

Обувь - кисы, бокари, пимы.

Северная красавица в традиционном костюме.

Традиционная одежда ненецкой женщины - паница. Это двойная (мехом внутрь и наружу) шуба с расходящимися полами, у которой низкий воротник из оленьего, песцового или заячьего меха. Как и у малицы, к рукавам паницы пришиты рукавицы. Летом паницы шьют из яркого сукна.

Паница украшается бисером, лентами и аппликациями из меха и тканей. Так же вышита и передняя сторона
Именно эти бисерные вышивки и меховые орнаменты-мозаики прославили изделия северянок на весь свет. У каждого орнамента свое традиционное название: «оленьи рога», «заячьи уши», «ветки березы», «чумы» и т.д.

Рассмотрим паницу более детально.
В отличие от мужской одежды малицы, женская паница (ягушка) имеет разрез спереди.

В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.

Первый тип ягушки – бобровой или беличьей, был распространён у западных групп ненцев, в основном в Канинской и Тиманской тундрах. Сейчас этот тип одежды уже не шьют, она сохраняется только от старшего поколения и считается старинной и нарядной.
Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов.
Рукава – прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причём верхняя часть рукава шьётся вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов – все остальные швы являются горизонтальными.

Шитьё одежды всегда начинают с верхней её части. Подол шьют отдельно, затем пришивают. Нижняя часть одежды (от талии) представляет собой несколько горизонтально расположенных полос сначала оленьего, затем собачьего меха, разделённых друг от друга суконными прошивками, состоящими из разноцветных полосок сукна, сшитых в вертикальном направлении.

Полосы меха и сукна располагаются следующим образом (сверху вниз):
полоса из мелкой телячьей шкуры тёмного цвета, где чередуются в вертикальном направлении полосы из светлого и тёмного меха,
четыре-пять горизонтально расположенных светлых и тёмных узких полос,
полоса собачьего чёрного меха,
вставка из сукна;
полоса пушистого собачьего меха ворсом вниз;
вставка из сукна,
опушка из белого собачьего меха.
Ширина орнамента обычно бывает 4-5 см.

В одной ягушке могут быть использованы различные орнаментальные мотивы. Например, на подоле «оленьи рога», на полочках «локоти лисицы», на обшлагах «головки». Швы, соединяющие суконные вставки с собачьим мехом, прокладывают подшейным волосом оленя.

Воротник обычно делают из меха песца или красной лисицы. Этим же мехом окантовывают полы. К бортам от воротника до колен на некотором расстоянии друг от друга пришивают парные ровдужные (изготовленные из цветной замши) ремешки, служащие завязками. Обычно их бывает 14 штук (по 7 с каждой стороны). Ремешки эти завязывают изнутри. Для чего руки, как в малице, вынимают из рукавов.
К рукавам пришивают рукавицы из камуса с отверстием на запястье для вынимания руки.

Ягушка имеет подклад из зимней или летней постели мехом внутрь. Покрой подклада отличается от покроя самой одежды. Спина кроится из целой постели, но имеет небольшие клинья внизу по бокам, полы выкраиваются также из целого куска каждая. Вдоль бортов пришивают полоски меха из-под шеи оленя, длинный ворс которого не пропускает сквозь разрез холодный воздух.
Рукава подклада выкраиваются отдельно из шейной части шкуры и имеют небольшие ластовицы. Подклад обычно не пришивается, а просто надевается под ягушку.

Второй тип одежды распространён в качестве будничной и рабочей одежды, иногда и праздничной в западных тундрах Ямала. Эту одежду шьют целиком из оленьего меха. По покрою она значительно отличается от первого типа, потому что она кроится в вертикальном направлении.
Одежда состоит из спинки, двух пол, рукава у неё выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Спинка состоит из тёх полотнищ, причём среднее обычно делают другого цвета, чем боковые. Борта делают также из меха другого цвета, чем полки (обычно – тёмные).
На плечах, вдоль бортов и на обшлагах прокладывают полоски из белого и тёмного меха (или сукна).
Подол изделия шьют отдельно тоже из оленьего меха, обычно того же цвета, что и борта. Между ним и нижней частью стана прокладывают также две-три полоски из белого и тёмного меха. Свободно свисающие полоски из сукна иногда пришивают только в верхней части спины. Воротник делают из хвостов песца.

Эта женская одежда богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и тёмного цвета с прослойкой из цветных сукон – на плечах, по бортам и обшлагам рукавов. Рукавицы здесь иногда пришиваются к самой одежде, а не подкладу.
Женская верхняя одежда носится обычно с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую.

Существуют еще и специальные летние паницы, сшитые из сукна, сходные по покрою с зимними.
Основные детали летней ягушки могут быть красного и зелёного цветов, а полочки, подол и обшлага рукавов синего и чёрного. Пожилые ненки носят летние ягушки чёрного цвета, скромно украшенные нашитыми полосками жёлтого или красного сукна.

На голову ненки в холода надевают меховой капор. Его шьют из камуса с опушкой, а сзади подвешиваются фигурные прорезные медные пластины, бусы, пуговицы, монеты, которые при движении мелодично звенят.

Обратите внимание, какое суровое, и вместе с тем прекрасное лицо у этой женщины. Ее красота под стать суровому северному лету. И при этом женщина похожа на жену индейского вождя. К слову, в 90-е годы Воркуте проводилась конференция народов крайнего севера, на которую приезжали и индейцы, и японцы…

Ненецкие формы одежды распространены по всему Заполярью от Кольского полуострова до Таймыра.

Мы привыкли ехать в поисках каких-то диковинных народностей в заморские страны. Но стоит вспомнить, что и в России проживает много необычных малочисленных коренных народов. Например, на берегу Северного Ледовитого океана живет древний народ ненцы. Традиционные занятия, религиозные верования, быт, культура этого народа иногда нам кажутся далекими и непонятными, напоминающими инопланетные. Еще бы, они хранят безголовых кукол в память о своих предках, живут в небольших чумах, их детей можно увидеть спящими на снегу. И тем не менее, такой народ России, как ненцы - неотъемлемая часть страны, ее гордость. Стоит более подробно охарактеризовать этих северных людей, разобраться в их основных видах деятельности, исторических традициях.

Территория проживания и численность

Ненцы относятся к самодийскому народу, проживающему на берегах Северного Ледовитого океана, на Кольском полуострове и Таймыре. Устаревшими названиями этого народа являются "самояды", "юраки". К месту современного обитания они прибыли с территории южной Сибири в 1 тысячелетии н. э. Ненцы Севера - это самая многочисленная группа среди других народов этого региона. В России насчитывается 41 302 ненца. Половина из них проживает в Ямало-Ненецком автономном округе.

Территория ненцев довольно обширная. Их разделяют на две группы:


Из истории ненецкого народа

Какова история этого народа? Еще в летописных трудах монаха Нестора упоминается о северных племенах - ненцах. Фото, представленные в статье, доказывают, что это очень самобытный народ. Считается, что его представители очень хорошо разбираются в людях. Да и само слово "ненец" имеет значение "настоящий человек". Хотя в старину у них было неприглядное название "самояды", означающее "поедающие сами себя". Ведь у ненецких предков было обычным делом заниматься обрядами каннибализма. В этом они не видели ничего плохого и выбирали в качестве жертвы для своих нуждающихся жителей тело слабого соплеменника. Поистине счастливым считался человек, сам приносивший себя в жертву. Его потомкам не нужно было ухаживать за больным, и они имели, чем поживиться. Для многих такой ритуал может показаться варварским, ведь дети занимались отцеубийством под заклинания шаманов. После завершения жертвоприношения тело делили между собой все соплеменники.

Некоторые историки имеют другую точку зрения и считают, что ненцев называли "сыроядами" за то, что они поедали сырое мясо. Обе эти версии являются всего лишь догадками об истории далеких северных племен. На развитие народов Арктики большое влияние оказала Российская империя. В 16 веке отмечалось строительство городков и острогов для ненцев. Это сегодняшние Сургут, Березов, Обдорск. Русские стали торговать с оленеводами, что приносило пользу и тем и другим. Ненецкие племена получили возможность иметь ткани, оружие, изделия из металла.

К какому антропологическому типу относятся?

В плане антропологии ненецкий народ относится к уральской контактной малой расе. Ее представители сочетают европеоидные и монголоидные признаки. Так как ненцы проживают на довольно обширной территории, то антропологически их можно разделить на несколько групп, которые демонстрируют понижение степени монголоидности с восточных областей к западным. Меньше всего монголоидных черт зафиксировано у лесных представителей народности.

Традиционные занятия ненцев и быт

Чем же живет этот северный народ? Традиционным занятием народа ненцы считается крупностадное оленеводство. Занимаясь этой отраслью, пастухам приходится круглый год выпасать животных с оленегонными собаками. Также они берут оленей в упряжки и ездят в санях. У мужских легковых нарт имеется только задняя спинка у сидения, а у женских - передняя и боковая, для удобства перевозки детей. В упряжке может находиться от трех до семи оленей.

Управлять санями и садиться в них нужно с левой стороны, потому что одна вожжа прикрепляется к уздечке оленя слева, для координации движения. Часто в сани кладут металлическое копье для охоты. Упряжь покрывают кожей оленя или морского зайца.

Грузовые сани называются нартами, в них запрягают по два оленя. Иногда из нескольких нарт составляют один аргищ, когда оленей привязывают цепочками к предыдущим нартам. Часто извозчиками аргищ становятся девочки подросткового возраста, а старшие мужчины управляют легковыми упряжками возле стада.

Нарты также используются для создания специальных загонов для вылавливания арканом нужных животных. Северные олени поедают ягель (мох). Когда кормовые запасы истощаются, стадо перегоняют в другое место. Семьи пастухов кочуют вместе с оленьими стадами. Приспосабливаясь к ненцы придумали специальное разборное жилище - чум. Делают его в виде конусообразного сооружения, состоящего из 25-30 жердей. Фото ненцев в статье демонстрируют их жилье и основные занятия. О жизни в чумах вы прочитаете немного ниже.

Кроме выпаса оленей, этот народ отлавливает песцов, лисиц, росомах, горностаев, диких северных оленей. На пушных зверей охотятся специальными деревянными ловушками-пастями, железными капканами, петлями. Добычей северного народа часто бывают куропатки, гуси, глухари. Летом они также вылавливают рыбу. Женщины выделывают шкуры животных, шьют одежду, сумки, накрытия для чумов.

Национальная одежда

Жители Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономного округа привыкли к суровым природным условиям. Большой ценностью для ненецких мужчин и женщин считается теплая одежда. Зимой она помогает справиться с жестокими морозами, летом - с гнусом. Ненцы придумали специальную нательную меховую рубаху - малицу. К ней пришиваются капюшон и рукавицы. В очень теплой малице обеспечена защита тела и головы от холода, ветра. Открытым остается только лицо. Мех плотно прилегает к телу, потому что шьют малицу мехом внутрь. Такую одежду ненцы украшают специальными меховыми узорами, которые пришивают иголками. Получается своеобразный меховой кант.

Зимой используют новые малицы, летом ходят в старых. Их даже надевают, отправляясь на близкие расстояния. Капюшон у малицы именуется савой. Снизу капюшон стягивается ремешками. Пришитые к одежде рукавицы называются нгоба. Малицу обязательно подпоясывают специальным поясом - ни. Пояс еще используется для того, чтобы к нему пришить ножны для оружия. Для очень сильных морозов, кроме малицы, поверх надевают совик из меха. Часто его капюшон украшают песцовыми хвостами.

Женская одежда более сложная. Речь идет о распашной шубе - паны. Верхнюю часть такой шубы составляют шкурки камусов (верхних частей ног оленя). Шьют такую шубу мехом наверх, низ отделывают песцовым мехом. Возле рукавов пришивают рукавицы. Украшает паны меховая мозаика, кисти, цветные суконные канты. Сверху шубы надевается суконный чехол с узорами. Верхняя одежда фиксируется длинным поясом с кисточками. Кроме роскошной шубы для женщины изготавливается специальный - сава. Его уже не прикрепляют к шубе.

Лакомые блюда ненцев

Благодаря природной смекалке и мужеству, ненецкий народ противостоит беспощадной природе. Эти люди берут у нее все нужное для существования. Одной из первых необходимостей считается пища. Ненецкие женщины готовят пищу и заготавливают кое-что впрок. Мужчины приносят мясо и рыбу. Растительной пищи они употребляют совсем немного. В зимний период главным лакомством является мясо оленя.

Ненцы очень любят свежую оленину. Поедание свежего мяса для них праздник. Особенно часто они поедают рога молодых оленей. Для этого они отрезают концы рогов и бросают их в огонь. Поджаренные хрящевые окончания им кажутся очень вкусными. Осенью ненцы производят массовый забой оленей. Тогда мясо зарывают в мерзлую землю, служащую своеобразным погребом. Кое-кто коптит мясо со спины оленя на костре. Иногда его вялят на солнце или солят.

С приходом зимы ненцы с удовольствием поедают свои мясные запасы и пьют замороженную оленью кровь. Также некоторым удается сварить куропатку. Весной начинается сезон ловли птиц: гагар, уток, гусей. Священными птицами для этого народа считаются чайки, их они никогда не ловят. А вот во время линьки гусей очень часто лакомятся их мясом. Его также иногда вялят. Еще едят гусиные и утиные яйца в вареном виде.

Хотя медведь у северного народа является священным животным, но иногда они не прочь попробовать его мяса. Проживающие возле моря ненцы часто вытапливают жир морских обитателей. В ход идут морские зайцы, моржи, нерпы. Иногда в пищу используется и мясо этих животных.

Летом ненцы питаются рыбой. Особенно ее вылавливают те, у кого мало оленей. Рыбу употребляют сырой, просто чуть солят или макают в соленую воду. Зимой из рыбы готовят строганину - свежую мороженую рыбу, которую состругивают острым ножом. В летний период рыбу заготавливают впрок. Очень часто используется специальная просушка рыбы - юкола (пэхэ). Ненцы также любят икру, добытую из озерной или речной рыбы.

Еще одним изобретением западных ненцев стал пресный хлеб. Из растительной пищи в ход идет морошка, голубика, брусника. Из толокнянки готовят жидкую кашу. А вот ягоды и грибы ненцы на зиму не заготавливают. Дело в том, что грибами очень любят лакомиться олени, да и их не так много в тех краях.

Излюбленным напитком ненцев является чай, его они пьют не реже трех раз за день. Только заваривают очень крепкий напиток. Летом в качестве заварки используют траву иван-чай или листья морошки. Также ненцы научились лечиться многими лекарственными травами.

Письменность и язык

Входит в группу самодийских языков. На нем разговаривает около 27 000 человек. Некоторые ненцы перешли на русский язык. Кроме него чувствуется влияние хантыйского и комизырянского языков. Встречается лесное и тундровое наречие.

В 1932 году создали ненецкую письменность, основанную на латинской графике. Позже использовалась русская графика. Тундровое наречие повлияло на формирование литературного языка. В ненецкой национальной школе обязательным предметом является родной язык. Во многих школах его изучают на факультативах.

Религиозные взгляды

Религия ненцев связана с анимистическими представлениями. Понятие "анимизм" происходит от слова "Anima" со значением "душа". Весь окружающий мир ненцы наделяют живыми духами. Они видят духов в реках, озерах, явлениях природы. Всех духов ненцы делят на добрых и злых. Добрые помогают людям, а злые насылают беды и несчастья. Чтобы умилостивить духов, ненцы приносят жертвоприношения. Злым духам преподносят содержимое желудка оленя, собранное в семь кусков.

У ненцев есть духи-покровители окружающего мира. Хозяином и дарителем пушнины, зверя, дичи, хранителем стад оленей они считают Илебям пэртя. Водой у ненцев владеет Ид ерв, повелителем ветров выступает Яха ерв. Бабушка огня - Ту хада.

Значение чума для ненцев

Жильем ненцев с древних времен является чум. Этот народ считает чум центром всей семейной жизни. На верхушке чума делают отверстие, соответствующее дневному местонахождению солнца и ночному - месяца. 30 высоких шестов, покрытых шкурами, напоминают воздушную сферу, окутывающую Землю. Богатые семьи устанавливали огромные чумы, бедные - совсем остроконечные. Для постройки чума у некоторых уходит до 40 шестов. Оленьи шкуры, которыми покрывают чум, называются нюками. На покрытие зимнего чума уходит до 70 оленьих шкур. В диаметре чум составляет 8 м. Туда можно поместить до 20 человек.

В центре чума находится шест, место возле которого считается священным. Его называют сизмы. В чуме также есть секторы для мужчины, женщины и спальня. В спальной зоне могут играть дети.

Перемещаясь с места на место, владельцы забирают чум с собой. Это не предоставляет особых неудобств, потому что массивной мебели ненцы не заводят. Для маленького ребенка в чум помещают люльку, в которой он находится, пока не начнет ходить.

Женщины занимаются разведением очага, они колют дрова, сушат их и разводят огонь. Перед тем как войти в помещение, мужчина обязательно сметает снег с обуви. Одежду он оставляет на нартах. В чуме он переодевается в домашнюю одежду. Гостям в чуме также отводится особое место.

Угроза исчезновения культуры малочисленного народа

Последние годы традиции ненцев, язык, национальное достоинство подверглись сильным деформациям. Действительно, проблемам и культурным ценностям коренных народов севера уделяется недостаточно внимания. У многих россиян нет представления о занятиях ненцев, быте, образе жизни. А ведь этот народ такой же редкий, как некоторые растения и животные. Культуру народов Крайнего Севера нужно обязательно сохранить. ханты, манси, ненцев, селькупов должны жить!