Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы патриотического воспитания


Юлия Гладких
«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма , как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников , процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям : воспитание любви к близким , к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников , педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы :

1. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д;

2. Рассказы воспитателя , беседы с детьми о славной истории родной страны и родного город;

3. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);

4. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций;

5. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;

6. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью;

7. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников;

8. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация;

9. Участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);

10. Личный пример воспитателя , любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания ).

Большое значение, в патриотическом воспитании , имеет активная разнообразная деятельность дошкольников , так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы :

1. целевые прогулки, экскурсии;

2. беседы;

4. чтение художественной литературы;

5. праздники, развлечения, вечера досуга, викторины;

6. и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории).

Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья» , «Моя мама – самая лучшая» и т. д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания .

НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД . И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например : «День защитника Отечества» , «День космонавтики» , «День Победы» ). Образовательная деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала.

При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при составлении рассказа воспитатель должен помнить следующее :

По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

Составляя рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения : «Это было очень-очень давно» , «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» , и т. п. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания (например : 1941г. ,1945г., 12 апреля 1961г., т. п.)

Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например : «князь» , «полководец» , следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо использовать такую форму работы , как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту улиц, по которым проходят каждый день. Но следует помнить, что на целевые прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения следует выходить с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых.

Беседа – метод убеждения . Ее задачи : формирование гражданско- патриотических представлений детей ; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков детей группы, жизнедеятельности коллектива.

Чаще всего материалом для бесед служат факты из жизни группы, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах; происходящие события в группе, вопросы и проблемы, волнующие детей.

Чтобы беседа достигла поставленных целей и задач, необходимо соблюдать следующие требования :

Формирование взглядов лучше всего происходит в диалоге;

Учитывая возрастные особенности детей (эмоциональность, наглядно-образное мышление и т. д., необходимо вести беседу простым, доступным языком с привлечением ярких убедительных фактов, примеров;

Беседа должна носить проблемный характер, разрешать жизненные проблемы, возникающие в классе;

Проводя беседу, воспитатель опирается на жизненный опыт детей, на их взаимоотношения;

Успех беседы зависит от активности детей, которую можно вызвать проблемными вопросами, обращением к их жизненному и нравственному опыту, удачно подобранным иллюстративным материалом. Целесообразно привлечь детей к поиску материала для беседы;

Соблюдать неприкосновенность личности ребёнка, доброжелательность, тактичность воспитателя ;

Выводы в конце беседы должны сделать сами дети.

Темы бесед :

«Сохраняй красоту и богатство природы – это наш общий дом» «Я и моя малая Родина» , «Кого мы называем добрым?» , «Что такое «красивый поступок» ?»», «Своя земля и в горсти мила» , «Что значит быть патриотом , «Пусть всегда будет мама» , «Всё в мире создано трудом» , и др.

Праздник – особая форма воспитательной работы . Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции. Во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы . В-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.

В своей работе используем праздники как средство сплочения детей, проживания ими социально-ценностных отношений друг к другу, школе, окружающим людям. Праздники дарят взрослым и детям радость общения, вызывают совместные переживания, дают возможность каждому ощутить свое единство с группой, школой, городом, страной.

На наш взгляд, эффективность праздников зависит от соблюдения следующих педагогических условий :

Дети должны активно участвовать во всех этапах организации праздника (от планирования до анализа результатов) ;

Необходимо привлечь родителей к планированию, выбору сюжета, составлению сценария, к внешнему оформлению ;

Все дети должны иметь возможность проявить свои таланты, способности;

В разработке праздника не стоит использовать готовые сценарии, что бы взрослые и дети могли проявить собственные творческие способности;

Чтобы каждому нашлось место на празднике, необходимо предусмотреть разнообразие видов деятельности (игры, пение, танцы, драматизация, музыка, чтение стихов и т. д.) ;

Серьёзное материальное обеспечение (оформление , костюмы, музыкальные записи, театральный реквизит, репродукции картин и др.).

Игры – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания . Она удовлетворяет потребности ребенка в активности, общении, эмоциональном насыщении, самореализации.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников невозможно представить без игрового оформления , игровых элементов. Поэтому мы используем игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и др.

В процессе гражданско-патриотического воспитания используем разнообразные игры : познавательные, подвижные, настольные, социально-педагогические и др.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания , вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города, познакомите их с талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа №11 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

Формы гражданско – патриотического воспитания школьников.

Выполнила: Иванова Зоя Павловна,

учитель истории и обществознания

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение.

Актуальность гражданско - патриотического воспитания.

1.Понятие о патриотизме.

2. Формирование патриотизма.

3. Формы гражданско - патриотического воспитания.

4. Реализация программы патриотического воспитания.

Заключение.

Список использованных источников.

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?

Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты

определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как

«любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о

благе его, отчизнелюб, отечественник».

Патриот - патриотичный человек - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

Патриот - это человек, который ставит интересы своей страны (не власти, не народа, не семьи, не себя) выше всего остального.

Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1. Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого

человека, почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим

землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству".

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей

родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих

земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает

его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или

иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и

не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб.

Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе

(подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого

человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут

чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,

двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,

работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных

мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и

совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности

и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению,

умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Патриотическое воспитание обучающихся в школе - одно из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Патриотическое воспитание - это формирование у граждан, наших ребят, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на развитие патриотических чувств, на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско - патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско – патриотического воспитания.

Гражданско – патриотического воспитание в современной России актуально.

Условия, в которых сегодня находится российское общество в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:

В настоящее время Россия переживает духовный кризис. Вслед за распадом коммунистических ценностей поставлен под вопрос и ее либеральная альтернатива;

Основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;

Поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, не принесли желаемых результатов;

Упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения. Однако в 90-е г.г. приоритетом школьной реформы стал перенос акцента с воспитательной деятельности образовательного учреждения на внедрение либеральной модели обучения (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободы и плюрализма в образовании). Очень скоро стало очевидно, что в этой модели воспитание не имеет того особого значения, которое оно приобрело в традиционной российской культуре и педагогике, а именно не направлено на духовно – нравственное развитие человека в процессе образования;

Единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации, которые должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее свободу от какой – либо идеологии. Оказавшись в новой рыночной среде, без государственной поддержки эти организации не смогли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи. Патриотические ценности были монополизированы радикальными группировками левого и правого толка;

Однако и формирование государственной системы воспитания не сулит быстрого успеха. Этому мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей;

Нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.

Все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию гражданско – патриотического самосознания. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально – психологического климата в стране.. Уже одно это делает принципы гражданско – патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.

Правительством Российской Федерации утверждена программа "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", разработанная в соответствии с предложениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, творческих союзов, религиозных концессий. Этот важный документ был создан огромным коллективом единомышленников, данная программа призвана способствовать сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности страны.

События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

В том числе подготовить наших подростков к защите Отечества, к службе в вооружённых силах. Эти задачи решаются совместными усилиямиобщеобразовательных учреждений, учреждениями дополнительного образования, конечно, же, семьи и других общественных организаций. Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и оборонно-массовой работой. Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги, специалисты военного дела, активисты оборонно-массовой работы - своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества. Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса сегодня становится национально-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ. А гордиться можно лишь тем, что хорошо знаешь, к чему сопричастен. Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны.

Изменения в российском обществе отразились на социальном заказе к образовательным учреждениям. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско-патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование личности, обладающей качествами гражданина - патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Таким образом, гражданско - патриотическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и в частности нашего образовательного учреждения.

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 11 города Сызрань ведёт свою образовательную деятельность с 1961 года. Педагогический коллектив нашей школы активно содействует реализации программы гражданско -патриотического воспитания . В нашей школе разработана программа «Патриот», которая определяет основные направления патриотического воспитания обучающихся.

Формы гражданско-патриотического воспитания обучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность:

    беседы, классные часы, читательские конференции ;

    тематические утренники, проведение совместных праздников;

    торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

    экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам;

    смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»;

    конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

    ролевые игры, проигрывание ситуаций;

    встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

    мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

    празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;

проведение конкурсов военно-патриотической песни;

    посещение воинской части;

    обращение к государственной символике;

    краеведческая деятельность;

    поисковая работа группы «Память»; сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн;

    знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ ;

    социальные акции «Ветеран живет рядом», «Милосердие», «Утренние зори», операция «Забота».

Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению.

Сегодня в общественной жизни нашей страны на первое место выходит задача патриотического воспитания молодежи. И связано это с тем, что в 90-е годы произошла девальвация ценностных ориентиров, в том числе и патриотизма, в результате которой слишком многие представители молодежи не получили тех нравственных установок, которые были у отцов и дедов. Осознавая ситуацию, законодательная власть, правительство, общественные организации развернули большую работу, чтобы исправить положение в этой области. Ее цели, формы, методы, комплекс мероприятий определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Она направлена на то, чтобы молодежь имела четкие нравственные и патриотические ориентиры.

В этой связи мне представляется особенно актуальной тема военно-патриотической работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества и его интересов, в том числе исполнявших служебный долг за его пределами. А также вопросы верности воинским и боевым традициям, их пропаганды и преумножения, организации и проведения поисковой работы. В нашей школе работает поисковая группа «Память», главная цель работы – сбор материалов, увековечение памяти павших соотечественников в Великой Отечественной войне, в Афганистане, локальных войнах и военных конфликтах. Составлена программа «Патриот».

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в микрорайоне школы. Все ветераны закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя со всеми праздниками, помогая. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, с чаепитием 8 мая, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны. Возрождается в школе движение «Новые тимуровцы», направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается.

Опорной базой, площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины являются следующие мероприятия: смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок», соревнования «А, ну-ка, мальчики!», «Вперед, мальчишки!», конкурсы допризывной молодежи «Учись защищать Родину!» (для обучающихся 8-9 кл.).

Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, которые ковали Победу. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление.

Встрече с ветеранами предшествует большая поисковая работа группы «Память». Обучающиеся приносят вырезки из газет, фотодокументы, оформляют стенд «Они освобождали Родину»», выставку рисунков «Война глазами детей», готовят материал о своих родственниках - участниках войны. Подобные занятия оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят.

В фойе школы оформлены стенды по гражданско-патриотическому воспитанию, посвящённые героям Великой Отечественной войны "Они сражались за Родину", в котором периодически обновляется информация, раскрывающая новые страницы страшной войны 1941 - 1945 годов, и стенд, посвящённый воину – интернационалисту Марату Юлдашеву, выпускнику школы, «Я умираю, но не сдаюсь», который погиб в Афганистане. Члены группы «Память» собрали богатый материал о герое - воине М.Юлдашеве.

Ежегодно, 15 февраля учащиеся 1-9 классов принимают участие в митинге, посвящённом годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из республики Афганистан, который проходит возле стенда Марата Юлдашева. Ребятами исполняются песни, читаются стихи: 2009 год - знаменателен 20-ой годовщиной вывода советских войск из республики Афганистан, в школе был проведен торжественный митинг, посвященный открытию мемориальной доски М.Юлдашеву. Идея увековечения памяти погибших в Афганистане, локальных войнах и военных конфликтах, при защите конституционного строя России давно витала в воздухе, но нужно было время для ее созревания. И оно пришло. Начало реализации этой идеи было положено общественностью в лице ветеранских организаций, объединяющих воинов-«афганцев». На здании нашей школы повесили мемориальную доску «Здесь учился Марат Юлдашев – воин – интернационалист», эти стенды и мемориалы станут не только напоминанием о молодых ребятах, погибших при выполнении воинского долга, но и выражением преемственности в служении России: отцы и деды сражались за Родину в годы Великой Отечественной войны, их дети и внуки достойно и с честью выполнили и выполняют свой долг по обеспечению интересов страны, в том числе и за рубежом.

Большое количество внеклассных мероприятий на уровне класса и школы было приурочено и проведено к снятии блокады Ленинграда (27 января 1944 года). Были встречи с ветеранами, блокадниками, тружениками тыла. Все это, безусловно, воспитывает наших ребят: учит добру, милосердию, состраданию ближнему.

Эффективность военно-патриотического воспитания определяется, прежде всего, деловым сотрудничеством всех взрослых, учреждений и организаций, участвующих в воспитательном процессе, то есть взаимодействием школьной и внешкольной воспитательных сред для нравственного и гражданского формирования личности. Общеобразовательное учреждение продолжает взаимодействовать с Краеведческим музеем, Выставочным залом, Дворцом творчества детей и молодежи (музей «Необъявленные войны»), Архивом, газетой «Волжские вести».

Обучающиеся 1-9 классов посещают музеи города Сызрани, ведь именно поисково-краеведческая работа способствует обращению сегодняшнего школьника к традициям своего народа. Здесь происходит знакомство с традиционными для нашей местности ремёслами, попытка освоить секреты изготовления предметов быта, утвари, одежды и её украшений, - что не только воспитывает любовь к труду как основе формирования личности, но и приобщают к национальному образу жизни, народно - трудовому опыту поколений. В плане гражданско-патриотического воспитания учащихся мы активно взаимодействуем с филиалами центральной библиотечной системы города, а также центральной библиотеки, которые являются для нас неким мостиком между прошлым и настоящим, настоящим и будущим: В библиотеках проводятся встречи с ветеранами, воинами - афганцами, инвалидами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, блокадниками Ленинграда. Хочется отметить, что наше общеобразовательное учреждение активно сотрудничает со средствами массовой информации, освещая тем самым работу по многим направлениям воспитательной деятельности. Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким - то недостаткам всех проводимых государством реформ, - могут выявить в наших детях и подростках те душевные качества, которые и определят его как личность, причём уже как состоявшуюся личность, и как гражданина с большой буквы.

В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны в воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину.

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее. В краеведческой работе я использую информационно – коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую. «История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Отмена крепостного права», «Столыпинская аграрная реформа», «Коллективизация», «Сельскохозяйственная политика Хрущева» аграрные реформы 1965 г., 1987 г., 90-х годов дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют документы и материалы краеведческого уголка, проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на уроке.

При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о мужественных солдатах – сызранцах, которые участвовали во всех сражениях войны.

Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.

При изучении тем по истории культуры России использую местный этнографический материал

На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

экскурсии в городской Краеведческий музей, школьный музей ГБОУ ООШ №11;
– уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;
– оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью";
– конкурсы лучших чтецов «С чего начинается Родина?»;
– экскурсии по живописным местам края;

Обзорная автобусная экскурсия по родному городу, в «Село Ширяево – жемчужина Жигулей», по Самаре « Куйбышев – запасная столица».

Но гражданин-патриот должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права, в этом направлении проводятся следующие мероприятия

Изучение правил поведения в школе и общественных местах;
– школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);
– общешкольные мероприятия;
– работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
– работа Парламента школы;

выборы Президента школы.

Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

Очень хотелось бы, чтоб пропагандировали с "большого экрана" не насилие и кровь, а жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Патриоты, способные в любую минуту защитить своё Отечество!

Список использованной литературы

1. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2008. – С. 595.

2. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 37-42.

3. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2008. – 224 с.

4. Введение в научное исследование по педагогике. – М.: Просвещение, 1988.

5. Возрождение и будущее Отечества – в патриотизме молодежи. – М.: МПА, 2008. – 208 с.

6. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения. ж. Педагогика и жизнь №5 - 2008г. С. 110-114

7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2005. – 61 с.

8. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. – М.: Веди-принт, 2009. – 288 с.

9. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель.

10. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986 11. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2009г.

12. Квятковский Ю.П. Программа работает на консолидацию общества// Патриот Отечества. – 2006. – № 1. – С. 26-30.

13. Кожевников С.И. Патриотическое воспитание студентов вузов (на примере изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М., 2005. – 25 с.

14. Лисеенко Г.М. Патриотическое воспитание допризывной молодежи в центрах, объединениях и клубах: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М., 2009.

15. Мешкова С.И. Педагогические условия формирования готовности подростков общеобразовательных школ к защите Отечества: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2010г.

16. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи – будущее России. – М.: Фонд Андрея Первозванного, 2010г.

17. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

18. Молодежь и общество. – 2006. – № 1. – с. 62-157. Раздел 3: Патриотическое воспитание молодежи.

19. Лутовинов В.И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях. – М.: ВУ.

20. Лутовинов В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России 21 века. – М.: Светотон, 2009. – 256 с.

21 Радионов Е.Г. Педагогические основы воспитания готовности молодежи к защите Отечества: Автореф. дисс. …доктора пед. наук. – М., 2010г.

22. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2008. – 177

23. Палева З.Г. Справочник объединений, занимающихся гражданским и военно-патриотическим воспитание м молодежи. Сыктывкар Министерство образования и высшей школы Республики Коми.- 15с.

24.Патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник. – Великий Новгород, 2004. – 103 с.

25.Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Много написано о том, как важно с юных лет приобщать подрастающее поколение к родной культуре, о том, что это воспитывает в детях чувство гордости за отечество и глубокое уважение к нему. Поэтому изучение культуры своих предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это поможет им проявлять интерес и уважительно относиться к национальным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача дошкольных образовательных учреждений.

Сегодня можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой народ, и , стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.

Задачи нравственно-патриотического воспитания

  1. Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями
  2. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом
  3. Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье
  4. Расширение знаний ребенка о городах России
  5. Воспитание любви и уважительного отношения к труду
  6. Формирование у ребенка базовых представлений
  7. Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном
  8. Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов
  9. Развитие чувства гордости за достижения родины

Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом.

Методы патриотического воспитания


Формы патриотического воспитания


Материалы для занятий по патриотическому воспитанию

  1. Репродукции картин
  2. Методическая литература
  3. Наглядные и дидактические пособия
  4. Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
  5. Современные средства ТСО
  6. Аудиозаписи
  7. Карты, атлас, глобус
  8. Художественная литература
  9. Государственная символика

Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?

Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека, именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в его сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем. Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине считаются следующие: усвоение ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране, городе или поселке, накопление социального жизненного опыта, приобщение к отечественной культуре. Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького уголка далекого детства».

  1. Необходимо воспитывать в ребенке бережное отношение к окружающим вещам, игрушкам и книгам, объяснять ему, что в каждую из этих вещей вложен труд человека. Формируйте , ходите с ребенком в библиотеку, показывайте ему, как хранятся книги в библиотеке, и учите ею пользоваться.
  2. Организовывайте экскурсии к памятникам, рассказывайте ребенку все о том, что вы знаете, об истории этих монументов (можно и даже нужно подготовиться заранее, если информации у вас не хватает). Вы увидите, ребенок заинтересуется. Также можно совершать «путешествия» по всей стране при помощи иллюстраций, красочной карты или глобуса.
  3. Предложите ребенку построить дом, используя игрушечный строительный материал, а затем поиграйте с ним в «новоселье», разместите в доме «жильцов», ими могут стать любые игрушки, куклы, мишки и зайчики. Проверьте, удобен ли домик для жилья, прочно ли он построен, достаточно ли в нем уютно.
  4. Воспитывайте уважение к хлебу. Расскажите ребенку, как выращивают хлеб, сколько в этот процесс вложено сил и труда. Понаблюдайте, как хлеб привозят, как его разгружают. Купите свежий, еще горячий хлеб вместе с ребенком, насладитесь его ароматом и вкусом – или испеките сами. Объясните ребенку, что хлеб нельзя выбрасывать, можно сушить из него сухарики или отдавать птичкам.
  5. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, какую пользу она приносит, что вы любите в ней. Ребенок должен иметь представление о том, кем и как трудятся его родители. Конечно, хорошо, если ваша работа доставляет вам радость, тогда ребенок будет видеть и чувствовать это.
  6. Когда возвращаетесь из детского сада, поиграйте со своей крохой в игру «Кто заметит больше интересного?» Эта увлекательная игра не только интересна, но и развивает наблюдательность, формирует представление об окружающем мире. Дома можно продолжить игру, предложив малышу нарисовать то, что ему больше всего понравилось на прогулке.
  7. Помните, что любовь к большой Родине начинается с любви к природе родного края. Природа воспитывает в человеке отзывчивость и чуткость. Старайтесь как можно больше времени проводить на природе, зимой катайтесь на лыжах, летом – на велосипеде, или гуляйте пешком, выезжайте в лес, любуйтесь его красотой, наслаждайтесь пением птиц и журчанием ручьев. Приучайте ребенка охранять и беречь природу.
  1. Приобщение ребенка к традициям русского народа, устному народному творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.
  2. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.
  3. Организация посильного , посадка овощей, цветов, кустарников, наблюдение за городом в разное время года.
  4. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.

Воспитатели детского сада и родители должны тесно сотрудничать и быть подготовленными к проблемам патриотического воспитания, это повысит эффективность работы. Также в детском саду и в семье должна быть создана эвристическая среда. Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле для инициативы и творчества ребенка, для его самостоятельной деятельности. Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает доверительные деловые контакты, обучение членов семьи способам общения с малышом, их активное вовлечение в педагогический процесс, а также организация предметно-развивающей среды на территории детского сада и в семье. Готовый к нравственно-патриотическому воспитанию педагог – это человек с должным уровнем профессионального мастерства и компетентности, способный самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.

Как уже было сказано выше, воспитывать патриотические чувства в детях нужно начинать с воспитания любви к родному дому, к улице, на которой вы живете, к детскому саду, который посещает ребенок.

  1. На прогулках обращайте внимание ребенка на достопримечательности города, на его красоту.
  2. Рассказывайте о том, что находится на вашей улице, на близлежащих улицах, аллеях, скверах и парках.
  3. Формируйте у малыша представление о работе общественных организаций, таких как библиотека, почта, магазин. Наблюдайте за работой сотрудников этих организаций, говорите с ребенком о ценности и о значении их труда.
  4. Вовлекайте ребенка в посильный труд по благоустройству двора, дачного участка.
  5. Учите давать правильную оценку своим поступкам и поступкам других людей.
  6. Читайте с ребенком книги о родной стране, ее традициях, героях и культуре.
  7. Поощряйте стремление ребенка к поддержанию порядка, за правильное поведение в общественных местах.
  8. Не пренебрегайте расширением собственного кругозора.

В заключение

Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план. В 80-е и 90-е годы XX века поддерживалась точка зрения, согласно которой дошкольные учреждения не должны были заниматься «политизацией» педагогического процесса в силу неоднозначности происходивших в стране политических событий. Результатом такого подхода стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток доброты и духовности. Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура . Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию молодежи.

Воспитание патриотизма и гражданских чувств у маленьких россиян – задача государственных образовательных учреждений нашей страны. В школьных и дошкольных образовательных программах патриотизм проходит жирной красной линией, как основное направление духовно-нравственного воспитания юных граждан Российской Федерации.

Основными формами патриотического воспитания к примеру в ДОУ являются беседы . Педагоги беседуют в процессе образовательной деятельности, а так же в повседневных режимных моментах наблюдают, сравнивают, закрепляя, таким образом, усвоенный на занятии, материал.

Экскурсии, наблюдения, просмотр видео, вовлечение семьи в познавательно-досуговую деятельность – это всего лишь те немногие методы, которые эффективно помогают педагогам воспитать гармонично развитую личность – патриота своей большой страны.

Почему так важно быть патриотом?

Многие родители, и даже некоторые педагоги, до сих пор задаются вопросом: «Зачем нужно воспитывать патриотизм. Так ли это важно?» Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно прояснить, что же такое – патриотическое воспитание.

Под патриотизмом понимается:

  1. Чувство уважение к своему народу, а так же к себе самому, как его неотъемлемой части;
  2. Знание истории своего края (села, города) и своей страны в целом;
  3. Приобщение к народной культуре, поддержание традиций наших предков;
  4. Внимательное, непотребительское отношение к природе, ее ресурсам;
  5. Умение трудиться в коллективе, заботиться о близких, и о благе своей страны.

Трудно не согласиться, что такие качества могут только украсить человека. Тот, кто любит свою страну, никогда не будет ей вредить. Тот, кто любит свой народ, никогда не захочет войны. Тот, кто внимателен к природе, любит свой дом, чтит традиции своего народа – тот счастлив в гармонии и любви. Ни этого ли мы хотим?

Патриотическое воспитание на государственном уровне

Говоря о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, нужно сказать, что программа этого самого воспитания – государственная. Патриотизм отмечен, как основное направление в воспитании детей. Сказались непростые годы в жизни Российской Федерации, падение многих нравственных ориентиров. Низкий уровень политической грамотности и патриотизма в семьях подтолкнул правительство РФ к утверждению государственной программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы». С 30 декабря 2015 года патриотическое воспитание не является факультативным, но обязательным во всех учебно-воспитательных заведениях Российской Федерации.

Дети и патриотизм – приобщаем играя

Детей трудно научить чему-либо, если они не хотят этому учиться. Тем более сложно научить их любить. Любить Родину. Гордиться ей. Чувствовать себя частью своего народа. Этому нельзя научить, но это можно дать. Примером, игрой, сравнением. Дети дошкольного возраста еще не имеют понятия о гражданском долге, о нравственности. Они с трудом разделяют «плохое» от «хорошего». Этим понятиям им еще предстоит учиться. Но они способны на инстинктивном уровне тянуться к доброму, к светлому.

Патриотическое воспитание маленького ребенка начинается с любви к тому, что есть вокруг него – к семье, товарищам в детском саду, к своему городу или поселку, к своей улице. С этого и стоит начинать воспитание будущих патриотов. С уважения к труду, к различным профессиям. Дети плохо воспринимают беседу, если она не подкреплена практикой. Они должны слышать и видеть. Покажи им, как трудится повар, прачка и кастелянша в детском саду. Пусть они попробуют себя на их месте. Совместно замесить тесто, подмести двор или сложить аккуратно белье – это тоже приобщение к патриотическому воспитанию. Воспитанию достойных граждан своей страны

Праздники и мероприятия

Календарные или народные, праздники всегда проходят весело и познавательно. В ходе подготовки к утренникам идет закрепление информации, полученной на занятиях, происходит знакомство с элементами народного творчества (песни, танцы, хороводы, частушки).

Экскурсии и прогулки

Наглядная форма патриотического воспитания. Экскурсия чаще всего проводится с целью закрепление цикла тематических бесед. Это может быть поход в музей, после беседы об истории и быте родного края. Экскурсия по памятным местам с целью знакомства с родным городом. Посещение вечного огня, мемориальных досок и других монументов, посвященных павшим героям ВОВ в преддверии дня Победы — 9 мая. Дети очень эмоционально реагируют на все, что видят, если экскурсии предшествовала беседа.

Помимо этого, мы можем выделить и другие формы патриотического воспитания дошкольников, такие, как игры (фольклорные, тематические, дидактические), чтение сказок, литературы по тематике, а также, совместная работа с родителями.

Методы патриотического воспитания

Основной, и самый действенный метод патриотического воспитания дошкольников – это личный пример педагога. Дети, лучше, чем взрослые чувствуют наше действительное отношение к тому, о чем мы говорим. Потому убежденность педагога, крепость его собственных патриотических чувств, способна не только ощущаться дошкольником, но и передаваться ему напрямую.

Другими, не менее действенными методами, являются:

  • сравнение и ассоциации (родной край с домом, Родина с мамой);
  • анализ рассказанного, после проведенной беседы
  • наблюдение (за работой сотрудников ДОУ и представителей других профессий в городе);
  • знакомство с русским народным фольклором (чтение книг, игра в народные игры, пение песен, хороводы и танцы на музыкальных занятиях);
  • мероприятия с вовлечением семьи, посиделки.

Родители, будьте искренне с детьми. Покажи им на вашем примере, что значит «любить свою Родину». Не ругайте при детях ни страну, ни правительство. Откажитесь от негативных высказываний о вашем труде и зарплате. Покажи им, как важно быть ВАМИ. Рассказывайте о вашем детстве, вашей семье. О профессиях, которые познали ваши предки. Кем они были, и какой вклад в развитие страны оставили. Не спешите утверждать, что вам нечего рассказать. Каждый труженик нашей большой страны вносит ощутимый вклад в ее судьбу. Учитель воспитывает и делится с детьми самым сокровенным. Медик заботится о здоровье. Бухгалтер ведет учет, что помогает сохранить порядок и избежать перерасхода. Адвокат защищает невиновных. Полицейский следит за порядком. Расскажите детям о вашем городе. О том, где вы живете, и, может, о том, где вы родились и выросли.

Позитив, друзья, больше позитива. Восхищайтесь вместе с ребенком каждому изменению в природе. Покажите, как играет ветер, причесывая золотые колосья пшеницы. Лед тронулся – это радость. Первый снег – это восторг. Если вам кажется, что это мелочи, то, поверьте, это не так. Многие страны лишены этой радости, наблюдать, как сменяются времена года. Эти эмоции, эти образы – то, что создает в маленькой головке образ «Родины». Это сильные маячки, они навсегда соединяют наши души с теми местами, где мы выросли. Любовь к родным местам, к традициям на новый год, к пасхальным звонам и к народным песням – это и есть любовь к Родине. Поделитесь любовью с детьми. Научите их быть патриотами, которые любят, ценят и гордятся своей великой страной.

Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников

«Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Этапы патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания: окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников

Задачи:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины — Москва").

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.