Очарование восточных орнаментов: турецкий огурец. Турецкий огурец: магическая история Русский рисунок в огурцах


«Восточный» или «турецкий огурец», «бута», «персидский кипарис» - все это не перечисление названий растений, а имя одного очень популярного узора. Им украшают одежду и обувь, разнообразные аксессуары и посуду, обои, мебель.

И если в России этот каплеобразный орнамент чаще всего называют бобом или огурцом, то европейцы знают его как paisley - «пейсли». Почему узор «турецкий огурец» имеет так много названий в различных странах, что он означает и когда появился в Европе? В статье постараемся ответить на все эти вопросы.

Почему его так называют?

«Слеза Аллаха», «индийский» или «восточный огурец», «турецкий боб», «персидский кипарис» - все эти названия связывают с тем, что он напоминает по форме огурец или проросший боб. В тех случаях, когда турецкий огурец рисуется с черешком-ножкой в нижней части, его называют «пальмовым листом» или «кипарисом».

В каждой стране этому орнаменту присваивают различные значения, так в Иране считают изображение восточного огурца пожеланием счастья и благополучия, а в Индии он символизирует движение или развитие.

Когда и где он появился?

Дискуссии, посвященные ответу на этот вопрос, не утихают до сих пор. Существует множество теорий и версий того, где был создан турецкий огурец, а также кто и у кого его перенял. Проблема заключается в том, что на протяжении веков велась торговля и имелись дипломатические отношения между странами. Народы и люди путешествовали, переселялись, их культурные традиции, символы и идеи также странствовали и смешивались. Рассмотрим несколько основных гипотез происхождения бута - индийского огурца.

Наиболее удаленная от нас по времени - версия о том, что известный нам турецкий огурец - орнамент еще древнеегипетский, и символизировал он бессмертие, представленное в символическом виде пшеничного колоса.

Две более поздних версии говорят о том, что бута появилась на свет в Персии или Индии. И в том, и другом случае это слово имеет значение «огонь», только в персидском случае этот узор, пришедший из древнейшей мировой религии - зороастризма, - символизирует вечность и жизнь, а в индийской трактовке - просто священный огонь.

Существует еще одна очень красивая версия-легенда о происхождении буты. Согласно ей, рисунок «турецкий огурец» появился из-за поражения в войне одного из древних правителей Персии. Огорченный военной неудачей, он перерезал собственное запястье и поставил на документе о сдаче свою кровавую подпись. После этого поступка узор «бута» мастера ковроткачества стали помещать на свои изделия, прославляя тем самым мужество этого правителя.

Существуют и другие, менее популярные теории, но все они однозначно говорят только об одном: этот прекрасный узор, радующий нас и сегодня, пришел в Европу из Азии.

Как он появился в Европе?

Турецкий огурец - орнамент, покоривший в начале XVII века Британию, а в XVIII столетии - европейские страны и Россию. В Англию бута попала вместе с британцами, возвращавшимися из Индии, бывшей в ту пору колонией. Именно они привезли кашемировые шали, которые были украшены узором «турецкий огурец». Фото подобного, но современного изделия с этим мотивом вы можете увидеть ниже.

В Европе узор «турецкий боб» стал популярен в конце XVIII века также благодаря индийским шалям и шотландскому городу с названием Пейсли. Именно в этом городке было налажено первое производства тканей с подобным орнаментом, просуществовавшее вплоть до начала XX века. В это время мода на ткани с пейслийским узором постепенно проходит.

История восточного огурца в России

Так же, как и в Европу, в Россию этот узор попал в XVIII веке, когда появилась в высшем свете мода на платки из кашемира. Однако этот орнамент полюбился всем, и сегодня большинство людей считает турецкий огурец русским паттерном. Узор «поселился» на ивановских ситцах и набивных тканях, а также на павлопосадских платках.

Узор может быть как четко очерченным (им заполняют середину или края платков или тканей), так и в виде различных растительных и цветочных мотивов, скомпонованных в «огуречную» форму и не имеющих четкого контура.

Пейсли сегодня

Забытый в начале двадцатого столетия, в 60-е годы узор «турецкий огурец» вновь стал модным и популярным. Немало этому способствовал и Джон Леннон, приобретший украшенный пейслийским узором Rolls-Royce, и вышедший на экраны кинофильм «Лето любви», а также вошедшие в это время в моду мужские галстуки с «огуречным» узором.

В 70-е годы затейливый восточный узор «бута» привлек к себе внимание хиппи, по достоинству оценивших пестроту, насыщенность и форму «капли».

В 80-е годы сразу несколько модных домов, к примеру, Missoni, Etro и ряд других, стали активно использовать узор пейсли в своих произведениях высокой моды. Для Etro «огуречный» мотив стал визитной карточкой и украшением всех коллекций: одежды, парфюмерии, мебели, текстиля.


Современные модники с удовольствием используют для создания самых разных образов вещи, украшенные «огуречными» узорами, которые сегодня окрашены не только в классические, но и в яркие и модные цвета, такие как индиго или фуксия.

Турецкий боб, слеза Аллаха, индийский пальмовый лист, персидский кипарис, турецкий огурец - все это названия удивительного витого орнамента. Любоваться на него можно бесконечно, особенно, если он присутствует в одежде прекрасной дамы...

Суть тренда

Пейсли - это орнамент, базовым элементом которого является капля, или огурец со слегка суженным концом. Базовый элемент повторяется в узоре повторяется в различных вариациях, что дает художникам и дизайнерам неограниченные возможности для творчества при конструировании орнамента.

История тренда

Родиной «восточного огурца» является Персия. В Великобритании «индийский огурец» стал популярен благодаря восточным тканям, которые привозили возвращавшиеся из колоний служащие британской армии. В шотландском городке городе Пейсли всерьез взялись за производство тканей с этим узором, снабжая им всю Европу. Так индийский орнамент получил свое официальное имя.

На несколько десятилетий «персидский огурец» забылся, но популярность вернулась к нему в 1980-ых, когда Итальянский дом моды Etro сделал «огурец» своим фирменным знаком. Затем английская марка Cole & Son выпустила несколько коллекций обоев с принтом пейсли, которые сразу же стали классикой. Так огуречный орнамент перебрался с тканей на элементы интерьера, декора, посуду.

В Россиию узор "восточный огурец" попал в 18-ом веке и постепенно принимал национальный колорит. Его использовали в ивановских набойках, шалях и платках.

Тренд в коллекциях модных домов

Шелковые наряды в пижамном стиле, представленные в качестве вечерних для сезона весна-лето 2012 модельерами Stella McCartney и JW Anderson, щедро расписаны «восточными огурцами». Jil Sander так же очень любит орнамент пейсли, украшая им не роскошные восточные наряды, а простую и лаконичную по крою одежду. 3. Paul & Joe, Matthew Williamson и Emilio Pucci в своих коллекциях ловко сочетают «персидский кипарис» со стилем Boho, так называемым "богемным стилем".

Современные проявления узора пейсли очень разнообразны: огурцы могут быть крупными или мелкими, четкими или размытыми, лаконичными или украшенными множеством мелких завитушек, однотонными или многоцветными.

О чем нужно помнить

  • Узор пейсли очень изменчив: Поэтому всегда есть возможность подобрать именно тот вариант, который идет именно вам.
  • Если Вы хрупкая и миниатюрная девушка с изящными, тонкими чертами лица, то Вам скорее подойдет сложный, изысканный вариант пейсли, прорисованный тонкой линией в сложных цветовых комбинациях. Если же Вы плотного телосложения, остановите выбор на более простых "огурцах" среднего размера в спокойной, неброской цветовой гамме, чтобы Ваша фигура не выглядела тяжелой.
  • Как правило, знаменитый восточный узор украшает струящиеся, женственные ткани, как шелк, шифон, муслин, а также бархат и панбархат. Постарайтесь выбирать именно такую одежду с этим узором. Пейсли можно комбинировать с однотонными тканями и цветочными рисунками, этническими орнаментами, геометрическими элементами такими, как горошек или полоска. Прекрасным дополнением к наряду будут аксессуары в этническом стиле.








Индийский огурец -

этот орнамент по форме напоминает проросший боб, завязь, зародыш.

Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма - один из символов движения, развития, энергии. Не случайно "огуречный" орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты.
Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом".

Индийский огурец или Китайская горькая тыква (лат. Momordica charantia) - однолетняя травянистая лиана семейства Тыквенные, широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, а также странах Карибского бассейна и в Китае.
Ее плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны. Внутри содержится относительно тонкий слой мякоти, окружающий центральную полость, наполненную большими плоскими семенами и желеобразной консистенцией. У недозрелых плодов семена имеют белый цвет, при созревании становятся красными. У недозрелых плодов семена перед кулинарным использованием вытаскивают, а у созревших семена становятся сладкими и могут употребляться в пищу. Мякоть Китайской горькой тыквы хрустящая и водянистая, похожая на мякоть огурца, чайота или зелёного овощного перца, обычно съедается, когда плод зелёный. Хотя она может быть съедена также тогда, когда плод желтеет, начиная созревать, но при этом она становится горькой. Созревшие плоды оранжевые и мягкие, но слишком горькие для того, чтобы их можно было бы употребить в пищу.


Бута

Азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня.
Слово - «бута» на санскрите означает - «огонь» (буте - пута - бута).
Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже - Ахура-Мазда.
Узоры и рисунки с мотивами бута встречается в рисунках ковров и тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений.

Пейсли - декоративный орнамент каплеобразной формы.

Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам - Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли».
В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком.

Следующий всплеск популярности пришелся на 1960-е годы (Джон Леннон даже обзавелся желтым «Роллс-Ройсом», украшенным пейсли). Затем снова десятилетия забвения, возвращением из которого орнамент обязан в первую очередь итальянской марке «Etro». Еще в 1980-е годы она сделала "огурец" своим фирменным знаком и с тех пор не перестает поражать обилием современных вариаций на эту тему. Пока «Etro» украшала восточным орнаментом текстиль, английская марка «Cole & Son» выпустила с ним несколько коллекций обоев, которые сразу же стали классикой.
Далее заинтересовались принтом и другие дизайнеры, в том числе модный Дом «Kenzo».









Теперь «огуречный» орнамент используется повсеместно: от штор и обоев до фарфоровой посуды.

"Пейсли" можно встретить в основном в двух видах:
- каплевидный узор с четко очерченной границей
- цветочно-растительная композиция виде капли без акцентированных границ.
Первый, по мнению знатоков, есть трансформировавшийся со временем культовый образ фазана или петуха, которые имели магическое значение оберегов в древние времена.

А второй является изображением цветочной ветки, которое повсеместно использовалось в древнем восточном прикладном искусстве.

Пейсли в интерьерах














































Турецкий огурец: магическая история

Сам по себе орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.

Полемика о происхождении паттерна «пейсли» ведется до сих пор. Трудность заключается в его расшифровке и датировке первоначального происхождения. Ведь этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии способствовали перемещению символов, идей и стилей. Поэтому версий происхождения и символического значения пейсли существует несколько.

Турецкий огурец (пейсли, бут) - растительный орнамент, который изображает шишку, цветок и символизирует плодородие, богатство, достаток. В Иране изображение «турецкого огурца» — пожелание счастья, благополучия дому. Узоры и рисунки с изображением бута встречаются в рисунках ковров, тканей, произведений декоративно-прикладного искусства, а также декоре архитектурных сооружений.

Один из символов древнейшей религии зароастризма (или маздаизма). В данном варианте «бута» — это языки пламени, которые воплощают жизнь и вечность. Такое же название имеет и растение, цветки которого по форме напоминают символ бута и обладают будоражащим ароматом и наркотическими свойствами. В зароастрийских ритуалах его использовали в знак почтения зеленой богини Веги, Анахит, Митры, а позже Ахура Мазды.

В Индии и Пакистане рисунок связывают с формой косточки манго. Также обозначает он динамику, развитие, размножение, так как его форма напоминает проросшее зерно или эмбрион. Египетский узор, который изображает пшеничный колос, — знак бессмертия. А Дальний Восток сравнивает пейсли с половинкой знака Инь-Янь.

Но несмотря на название, связывающее узор с культурами то Турции, то Индии, на самом деле такой орнамент является изобретением славян, точнее - древнеруссов (Древнерусское государство объединяло Россию, Украину и Белоруссию). В настоящее время это один из самых известных элементов исторического орнамента.

Внешне рисунок турецкий огурец несколько напоминает профиль крыла некоторых моделей самолета. И, подобно тому, как крыло разрезает воздушное пространство, форма турецкого огурца призвана разгонять энергию. В результате присутствия такого орнамента на ткани образуются энергетические вихри, которые служат человеку мощнейшей защитой от энергетического истощения, нападок, сглаза и т.д. Говорят, что если подержать над правильным турецким огурцом руку, это можно ощутить физически.

Именно поэтому форма традиционной русской шапки, которая называется скуфья * (см.ниже):

так напоминает внешне все тот же турецкий огурец. Ее носили не только для тепла: она служила мощнейшим оберегом, поскольку защищала человека, направляя вперед мощные лучи энергии, способные расчищать тонкое, невидимое пространство, подобно выпущенным стрелам.

Древнерусские узоры и вышивки не были простым украшением одежды, они служили амулетом и оберегом, одежда дополняла не только физический облик, но и тонкие энергетические структуры, защищая человека от внешнего воздействия на всех уровнях. Пример турецкого огурца наглядно показывает, насколько в этих рисунках важен каждый штрих, каждый тончайший завиток узора. Более того, в то время и цветовые решения подбирали с целью энергетического контроля и защиты, этой же цели служили и размеры рисунка, и даже такая, казалось бы, мелочь, как узелки на изнаночной стороне наряда. Не секрет, что высший класс орнаментной вышивки определяется именно по изнанке: она должна быть гладкой, без единого узелка. Древняя магия дает этому свое пояснение: каждый разрыв нити и каждый узелок представляют собой помеху, сбой, порванную связь. Расшивая одежду, мастерицы творили буквально материализованную молитву, физически соединяя нити судеб всей семьи в единый гармоничный рисунок. Вот почему любая вышивка - это оберег. Многим известны красивые павлопосадские платки, на которых часто изображен этот рисунок:

У пейсли была бурная история завоевания Европы, в разные времена он то возносился на пик популярности, то куда-то исчезал, но скоро вновь возрождался. В Европу он попал в конце ХVІІІ века, когда аристократия пребывала в восторге от кашемировых шалей с необычным для того времени рисунком.

До начала ХIХ века ключевым центром производства тканей с таким узором был шотландский город Пейсли, в честь которого орнамент и получил свое второе название. «Пейсли» или «пейслийский» — так и сегодня величают его в текстильной промышленности, в кругах дизайнеров и историков моды. В начале ХХ века производство ткани с таким орнаментом приостановилось: он постепенно начал выходить из моды.

Следующей волной популярности были времена хиппи — 1960-е года. По стилистике и цветовой гамме яркая восточная «капля» отлично подошла жизнерадостным и миролюбивым хиппи, пленив их своей насыщенностью, пестротой и магической формой. В те времена «турецкие бобы» можно было встретить где угодно, даже Джон Леннон украсил ими свой Роллс-Ройс.

В 1981 году дом моды Etro выпустил коллекцию декоративных тканей с «огуречным» принтом, подсмотренном основателем бренда Джироламо Этро в его путешествии по Индии. Орнамент, наносимый местными жителями на кашемир — paisley pattern (пейсли) — очаровал знаменитого антиквара, коллекционера, путешественника, эксперта в области красоты и основателя бренда Etro, и с тех пор принт украшал все его изделия: мебель, текстиль, парфюмерию, одежду и аксессуары.

Позже волну подхватила английская марка Cole&Son, дизайнерский дом Kenzo и многие-многие другие. Сейчас этот орнамент, воплощенный в насыщенных красках, этнических мотивах, оригинальных аксессуарах, по праву считается визитной карточкой Etro.



Турецкий огурец сегодня

В настоящее время дизайнеры всего мира активно разрабатывают тематику русского платка в одежде, а ткань с узором турецкий огурец используется для самых разных видов одежды. Цветовые решения встречаются как классические, так и новомодные, включающие яркие цвета вроде фуксии, фиолетового, индиго и т.д. Принт турецкие огурцы настолько пришелся по вкусу современным модницам, что в гардеробе у каждой может найтись даже целая полка вещей, объединенная этим древнейшим и вместе с тем настолько актуальным узором. Это легко объяснить: платье с узором турецкий огурец можно надеть и на вечеринку, и в качестве повседневной одежды, к тому же к нему подходит множество оригинальных аксессуаров. Именно поэтому турецкий огурец можно считать наиболее универсальным вариантом принта.


В дизайне интерьера он появляется на постельном белье, декоративных подушках, шторах, посуде, облицовочной плитке, обоях, разных аксессуарах и элементах декора (кованых, вязаных, вышитых, расписных и пр.). Кроме этого, огуречные узоры используют в ювелирном деле, кулинарии, татуаже и маникюрном искусстве, ландшафтном дизайне и пр. «Турецкий боб» не только изображают на предметах, но и сами предметы повторяют их форму — пусть даже это сходство очевидно только для самих дизайнеров.

* Скуфья:

Скуфья - старинный головной убор на Руси, распространенный не только среди православного духовенства, но и среди других слоев населения. История этого убора начинается в Греции, где священники носили небольшие мягкие шапочки в форме пирамидки, либо кораблика, обычно черного, или фиолетового цвета. Если присмотреться, то надетая скуфья сшита так, что образует на голове знамение креста.

Интересно, что в истории остались упоминания об этом головном уборе не только как о греческом церковном одеянии, но и о его скифском происхождении. Также скуфью носили запорожские и донские казаки. Иностранцы писали в своих заметках о путешествии по России, что перевозчики через Дон носили некие высокие островерхие шапки, сделанные из войлока, в форме пирамидки. Такой же головной убор носили и остальные запорожцы до переселения на Кубань, о чем свидетельствуют картины того времени.

«Прозвища» скуфьи

Скуфья имеет много названий и синонимов, которые употреблялись в народе - это скуфейка, ермолка , маковица (вероятно, потому что носилась на макушке), еломок, тюбетейка , в шутку - наплешник, и просто комнатная шапочка.

Сейчас скуфьи обычно шьются из бархата и являются знаком отличия белого, т. е. женатого духовенства и повседневным головным убором для монахов. Этот головной убор принято носить в обычное время вне богослужений.

Также скуфью носят и в церкви, снимая только на особенно торжественных моментах священнодействия. Шьется это шапочка из материала преимущественно черного либо синего цвета. А ещё её используют для награждения, особо отличившихся священнослужителей. В этом случае она шьется из материала фиолетового цвета.

В древней церкви скуфью носили не только священники, но архиереи и диаконы, выстригая на макушке головы небольшой круг из волос - гуменце. Это считалось неотъемлемой частью образа лица духовного звания. Вплоть до 17 века, духовенство боялось «снятия скуфьи», что было равнозначно потери сана. А после указа Петра І фиолетовая скуфья считалась наградой и стала шиться из бархата, вместо шерсти.

Московские цари любили носить шапочки такой формы, которые называли тафьями. Носили их не только царственные особы мужского пола, а вообще люди знатного рода, как женщины, так и мужчины. Монахини до сих пор носят женские скуфьи как повседневный головной убор.

У старообрядцев такую шапочку имели право носить даже чтецы, которых посвящали в это звание, выстригая им волосы на макушке, для ее ношения.

Скуфья на голове сегодня

В настоящее время православные дьяконы могут носить скуфейку на улице, во время богослужений на открытом воздухе, например крестных ходов, освящения воды, отпеваний и т.д.

У католиков ношение скуфьи распространено не меньше, только она является главным знаком отличия у епископов, которые носят ее в форме небольшой круглой шапочки с коротеньким хохолком посередине. По цвету этого головного убора можно определить положение и сан католического епископа, как правило, в сочетании с сутаной и поясом. В некоторых монашеских орденах эти шапочки черного цвета носят и простые священники. Монсеньоры (особое звание для католических священников) часто носят скуфью черного цвета с малиновым хохолком.

Неизвестно, есть ли на свете орнамент такой же древний и, в то же время, такой же неподвластный времени, как тот, который на Востоке называют «слеза Аллаха». Так же известен этот рисунок под названиями «персидский кипарис», «бута», «японский/восточный/турецкий огурец» и, конечно же, «пейсли».

Откуда родом орнамент «турецкий огурец»?

Родина «пейсли» доподлинно не установлена. Но большинство исследователей склоняются к тому, что впервые «турецкий огурец» появился на территории современных Ирана и Ирака где-то между III и VII веками нашей эры. В то время там располагалось государство Сасанидов. По другой версии, «бута» создали последователи зороастризма. Существует так же вероятность того, что впервые «слеза Аллаха» была нарисована на территории Индии.

История распространения орнамента по всему миру.

Как бы там ни было, возникнув где-то на Востоке, «турецкий огурец» стал стремительно распространяться по миру благодаря налаженным торговым связям. Таким образом, ещё до начала XVIIIвека «пейсли» добрался до берегов Африки, а чуть позже был завезён в Великобританию из Индии, являвшейся в то время английской колонией.

Британское высшее общество пришло в восторг от ярких узоров на индийских тканях. Безусловно, позволить себе такую экзотическую роскошь могли только самые богатые люди империи. Таким образом, ткани с орнаментом «бута» стали являться в Англии показателем статуса и успешности.

На это модное веяние чутко и быстро отреагировал целый шотландский городок Пейсли. Предприимчивые горожане стремительно наладили местное производство тканей с орнаментом «турецкий огурец». Конечно же, ткани были хуже, а цвета тусклее, но именно это помогло снизить цену на «бута» и сделать узор по истине народным любимцем.

Именно благодаря узору город Пейсли навсегда вошёл в историю моды и искусства, подарив орнаменту своё имя. Именно как «пейсли» знают «турецкий огурец» в странах Европы и Америки.

В Россию «турецкий огурец» пришёл из Османской империи примерно в середине XVIIIвека. Узор сразу пришёлся по вкусу знати и вскорости закрепился как самостоятельный элемент в узорах павловских платков и ивановских тканей.

К середине XIXвека «турецкий огурец» теряет свою статусность, становясь доступным всё большему количеству людей. Такая популяризация ведёт к ослабеванию интереса к узору. Как в России, так и в Европе про «пейсли» постепенно забывают.

Моду на «бута» миру вернул квартет «Битлз». Участники группы увлеклись восточными орнаментами после своего визита в Индию, а, вернувшись в Америку, заразили любовью к индийским психоделическим рисункам своих главных фанатов – хиппи.

С тех пор мода на «турецкий огурец» не проходит. Он был безмерно популярен среди «детей цветов», являлся опознавательным знаком для членов ЛГБТ-сообществ, перекочевал на банданы участников уличных банд, украшал сценические костюмы рок-знаменитостей.

В настоящий момент орнамент «пейсли» используется не только в одежде, аксессуарах и обуви, но и активно применяется при украшении интерьера.

Что обозначает узор «турецкий огурец»?

За свою долгу и насыщенную жизнь «турецкий огурец» приобрёл много значений. Например, в Азербайджане он известен исключительно как «бута», что в переводе означает «огонь» («пламя»), который в зороастризме символизировал начало новой жизни.

На близость к зороастризму указывает так же упоминание кипариса («персидский кипарис»). Там это дерево считалось символом вечности и жизненной силы.

В Индии верят, что специфическая форма орнамента схожа с формой ореха кешью, который когда-то являлся символом плодородия. Так же «турецкий огурец» напоминает манго и пальмовый лист, которые олицетворяют силы природы и вечное движение вперёд.

Сколько бы ни было возможных значений у «пейсли», очевидно одно – все они символизируют течение энергии, жизненную силу и молодость. Возможно именно поэтому «турецкий огурец» остаётся на пике популярности уже столько веков подряд.