Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада. Иcследовательско - игровой проект в средней группе «гномик». экспериментирование в неживой природе подготовили: коленко о.в. николаева н.и


Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная

деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т. д.) ориентированного на разные виды деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Волшебный мир воды»

для детей средней группы

Пояснительная записка

Тема : «Волшебный мир воды»

Вид проекта: краткосрочный (3 месяца)

Тип проекта: познавательный, исследовательский, групповой

Участники: дети, родители, воспитатель.

Основное направление проекта - развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная

деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т. д.) ориентированного на разные виды деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская).

Педагогическая целесообразность состоит в том, что полученные результаты обеспечивают обоснованными выводами и рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности.

Основная цель – развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях воды, снега и льда.
  2. Формировать устойчивый интерес к детскому экспериментированию.
  3. Активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями (суждениями, доводами), делать несложные выводы.
  4. Способствовать социализации детей: доброжелательное и вежливое обращение к сверстникам и взрослым.
  5. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями; учет предметно-экспериментальных условий, в которых проживает ребенок; формирование предметно-развивающей среды для детского экспериментирования; использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.

Отличительные особенности данного проекта состоит в том, что все опыты проходят с участием игровых персонажей. Используется игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, камнями, бумагой. В экспериментах используются емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Используя инновационные методы и приемы с помощью игровой мотивации, мне удается повысить эффективность обучения. Формы проведения ООД в сочетании различных методов и приемов: занятия-путешествия, комбинированные, с использованием художественного слова и сказочных героев, рассказов взрослых, обыгрывание сказок. В каждую образовательную деятельность включаю поисковую деятельность детей, создаю игровую проблемную ситуацию.

Проект рассчитан на детей второй младшей группы. Срок реализации проекта 3 месяца. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность проведения занятий четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Ожидаемые результаты:

  1. Расширятся представления детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  3. Приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез, выборе методов; в развитии доказательной стороны речи; в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности; в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью.
  4. Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).
  5. Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы).

Способы определения результативности: специально организованные занятия, комплексные прогулки с элементами экспериментирования, организованные по желанию ребенка занятия-опыты, беседы, подтвержденные показами опытов, наблюдения, чтение художественной литературы, самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.

Этапы реализации:

  1. Этап проектирования

Научно-исследовательский этап (теоретический).

Цель: уточнение знаний педагога по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.

  • Изучение методической литературы, подбор книг, создание библиотеки в группе.
  • Организация предметно-развивающего пространства в опытно- экспериментальной деятельности.
  • Систематизация материала (конспекты, консультации, папки-передвижки, памятки, рекомендации).
  • Подборка опытов с описанием проведения.
  • Разработка перспективного планирования с учётом возрастных

особенностей детей по играм экспериментам.

  1. Проектные мероприятия:

Творчески-продуктивный этап (практический).

Цель: поиск эффективных форм работы с детьми.

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Специально организованные занятия.
  • Самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.
  • Комплексные прогулки с элементами экспериментирования.
  • Организованные по желанию ребенка занятия-опыты.
  • Беседы, подтвержденные показами опытов.
  • Наблюдения.
  • Чтение художественной литературы.

III. Результаты проекта:

Информационно-диагностический этап (аналитический).

Цель: выявление показателей достижений в работе с детьми.

  • Презентация проекта
  • Создание папки «Экспериментальная работа в ходе реализации проекта»

Учебно-тематический план

Для реализации проекта было разработано перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей

Месяц

Название

мероприятия

(опыта, эксперимента)

Задачи

Декабрь

Январь

Февраль

«Какой формы вода?»

Возьмите в руки предметы, давайте определим, какой они формы. А вода, какой формы? Давайте попробуем определить (дети самостоятельно перели-вают воду в разные сосуды, пытаясь определить ее форму). Есть ли форма у воды? (нет, она принимает форму сосуда, в который ее налили) Налейте полные стаканы воды и прине-сите на стол. Что случилось? (вода стала выливаться, проли-лась на пол) Почему это произошло? (стакан полный, вода пролилась).

Вода – жидкость ее можно пролить.

Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может лить, наливаться, разливаться из сосуда.

«Окрашивание воды»

Предлагается для рассматри-вания вода в стакане. Какого цвета вода? (у воды нет цвета, она прозрачная) Что значит – прозрачная? Положите в стакан любой предмет. Что вы видите? (предмет видно, мы его видим). Почему? (Вода прозрачная) Давайте намочим кисточку и размешаем в воде краску. Какого цвета вода? Вода осталась прозрачной?

У воды нет цвета, она прозрачная. Ее можно покра-сить, если в воде размешать краску. Если вода окрашена в любой цвет, она перестает быть прозрачной.

Учить детей манипуляциям с водой.

Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.

«Надувание мыльных пузырей»

Предлагается приготовить

мыльную пену. Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?

Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе).

Развить у детей представление о мыльной пене.

Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды.

«Как вытолкнуть воду?»

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

«Снег. Какой он?»

Предложить детям рассмотреть снег в морозную и теплую погоду, попробовать слепить комок. Спросить у детей, когда комок лепился хорошо – в морозную погоду или в теплую. Снег состоит из снежинок, когда снежинок много, образуются сугробы.

В морозную погоду снег скрипит, не лепится, «сухой».

Когда теплеет, снежинки «берутся за руки» (снег падает хлопьями), снег становится липким, можно играть в снежки

Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассып-чатый, плохо лепится).

«Почему снежки надо лепить в варежках?», «Почему снеговика нельзя забрать домой?».

Предложить детям поиграть в снежки. Сперва надо слепить много комков. Снимите вареж-ки, так будет удобнее. Наберите полные ладошки снега и скатаем шарики. Что случилось, вам холодно, руки мерзнут? Почему? (снег холодный).

Предложите детям слепить снеговика (небольшого). Снего-вик получился очень красивый, давайте заберем его в группу и поиграем с ним вечером. Принесите снеговика в группо-вое помещение и оставьте в тазу на столе. Спустя какое-то время обратите внимание детей на то, что с ним случилось (снеговик тает/весь растаял). Почему так случилось? (в комнате тепло, снег согрелся и начал таять)

Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

«Чем пахнет вода?»

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть - пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

«Тонет или нет»

На столе много игрушек, давайте положим их в воду и помоем. Получается? Все предметы утонули? (нет, не утонули предметы из дерева и надутые) Почему не утонули деревянные предметы? (дерево легкое, оно не тонет). А почему не утонули надутые предметы? (там воздух).

Воздух легкий, наполненные воздухом (надутые) предметы не тонут.

Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, прозрачный, легкий)

«Может ли вода быть твердой?»

Опыт проводится в два этапа

Рассмотрите воду в миске, вспомните, какими свойствами обладает вода. Может ли вода быть твердой? Проверим – нальем воду в формы и вынесем на мороз.

Давайте посмотрим, что случилось с водой на холоде? (Она замерзла, стала твердой) Рассмотрите кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли пролить лед как воду? Почему нельзя? (Он твердый). Мы можем сказать, какой формы лед? (Да, он твердый, у него есть форма)

Положите лед в миску с водой, что вы видите? (Лед плавает) Что еще происходит со льдом? (Он начал таять, он превращается в воду)

Лед – это замерзшая вода, он твердый, плавает, тает. В тепле лед снова превращается в воду.

Познакомить со свойствами льда (прозрачный, хрупкий; тает, превращаясь в воду, вода, замерзая, превращается в лед)

Есть ли у воды вкус и запах?»

Рассмотрите стаканы с водой, попробуйте определить, есть ли у воды запах и вкус? (дети самостоятельно определяют – пробуют и нюхают) У воды нет вкуса. Как определили? (попробовали) У воды нет запаха. Как определили? (понюхали). Добавьте в воду сахар или соль. Как вы думаете, вкус изменился? А запах? Проверяем.

Вода – это жидкость без вкуса и запаха.

Дать представление о том, что вода не имеет вкуса.

Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

«Вода и пар»

Горячую воду налить в прозрачный стакан, накрыть крышкой, затем показать как сконденсированный пар превра-щается снова в капли и падает вниз.

Спросите: "Зачем накрывают пищу крышкой?" Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?

«Где вода?»

Вспомните свойства песка и глины, (сыпучие, сухие).

Налейте в стаканчики с песком и глиной одинаковое коли-чество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Что произошло? (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины). Почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду). Вспомните, где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет.

Глина плохо пропускает воду, потому что у глины частички ближе друг к другу, слипаются.

Песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не слипаются между собой.

Выявить процесс испарения воды.

Познакомить с процессом конден-сации.

Перспективный план работы

(организованная образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)

Месяц

ООД

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Декабрь

«Волшебная Капелька»

Знакомство родителей с планами работы в облас-ти экспериментирова-ния, с алгоритмами прос-тейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

Знакомство с пере-довым педагогическим опытом.

«Волшебный снег»

Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследова-тельской активности ребенка».

Выступление с докладом об опыте работы «Опытно-экспериментальная деятельность».

Январь

«Волшебница вода»

Выступление «Приобщение детей к опытно - эксперимен-тальной деятельности».

Консультация «Проведение экспе-риментально – поис-ковой деятельности в детском саду».

«Ах, снег – снежок»

Консультация «Значе-ние поисково-иследова-тельской деятельности в развитие ребенка».

Февраль

«Удивительные превращения воды»

Беседа «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование».

Открытый показ ООД «Удивительные превращения воды».

«Нам водичка – добрый друг»

Консультация «Игры с водой».

Обобщение результатов работы.

Список использованной литературы

  1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозаика - Синтез, 2011 (методическое пособие).
  2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001.
  3. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет» - М.: Творческий центр, 2012 г.

    Пояснительная записка

    Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

    Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

    Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

    С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

    Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

    Месяц

    Темы игр-экспериментирований

    Первая неделя

    Вторая неделя

    Третья неделя

    Четвёртая

    неделя

    Сентябрь

    Путешествие с капелькой

    Вода прозрачная, может менять цвет

    Игра «Водяной» у нас в гостях

    Октябрь

    Ветер, ветер, ветерок

    Поиск воздуха

    Летающие семена

    Песочная страна

    Ноябрь

    В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича

    Плавающие,тонущие предметы

    Плавающее перо

    Мех. Зачем зайчику другая шубка

    Декабрь

    Песок, глина

    Волшебная рукавичка

    Предметы из металла

    Действие магнита на металл

    Январь

    Льдинка и снежинка

    Вода, лёд, снег

    Как снег становится водой

    Февраль

    Волшебная кисточка

    С водой и без воды

    Как достать скрепку из воды

    Март

    Почему растаяла Снегурочка?

    Освобождение бусинок из ледяного плена

    Тёплая капелька

    Стекло его качество и свойства

    Апрель

    Чудеса растений

    Нужен ли корешкам воздух?

    Почва. Песок, глина, камни

    Солнечные зайчики

    Май

    Растениям теплую водичку

    Зачем растения вертятся?

    Поймаем солнечного зайчика.

    В мире пластмассы


    № п/п

    Месяц

    Тема

    Цели. Задачи.

    Обеспечение интеграции образования(образовательной области)

    Планируемые результаты

    Сентябрь

    №1

    Путешествие с капелькой

    Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

    Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным.находить слова противоположные по значению

    Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов…

    Умеют называть свойства воды, его значение,умеют находить слова противоположные по значению

    №2

    Вода прозрачная, но может менять цвет

    Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

    Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

    Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

    Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители

    №3

    Значение воды в жизни растений

    Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

    Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

    Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей.

    Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов

    №4

    Игра « Водяной у нас в гостях»

    Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камауникативность в процессе проведения игры

    Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

    Умеют называть водоемы и их обитателей.

    Октябрь

    №1

    Ветер, ветер ветерок.

    Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

    Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

    Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным.

    №2

    Поиски воздуха

    Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей.

    Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

    Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

    Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.

    №3

    Летающие семена

    Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

    Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

    Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

    №4

    Песочная страна

    Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

    Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

    Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

    Ноябрь

    №1

    В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

    Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

    Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

    Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

    Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

    №2

    Плавающие и тонущие предметы

    Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку:тонет,плавает.

    Познание:развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам,их свойствам.

    Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый,

    каменный.

    Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

    №3

    Плавающее перо

    Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

    Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

    Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

    №4

    Мех. Зачем зайчику другая шуба

    Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

    Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

    Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

    Проявляют интерес к окружающей нас природе.

    Декабрь

    №1

    Песок. глина.

    Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

    Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

    Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

    №2

    Волшебная рукавичка

    Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

    Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

    Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

    Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

    №3

    Метал

    Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

    Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

    Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

    Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

    №4

    Действие магнита на предмет

    Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

    Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

    Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

    Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

    Январь

    №1

    Как снег становиться водой.

    Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

    Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.

    Умеют делать выводы и заключения.

    №2

    «Льдинка и снежинка»

    Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

    Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

    Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

    Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

    №3

    Вода, лед, снег.

    Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

    Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

    Коммуникация:

    Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда,снега воды.

    Февраль

    №1

    Волшебная кисточка

    Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

    Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

    Коммуникация:

    Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

    №2

    С водой и без воды

    Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

    Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

    Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

    №3

    Путешествие в мир стеклянных вещей

    Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

    Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

    Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

    №4

    Как достают скрепку из воды.

    Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

    Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

    Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

    Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

    Март

    №1

    Почему растаяла Снегурочка

    Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду,на морозе замерзает и превращается в лед.

    Познание:формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

    Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

    Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов.Выражают свои мысли и делают выводы.

    №2

    Освобождение бусинок из ледяного плена.

    Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

    Познание:продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация:развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

    Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов,называют свойства льда.

    №3

    Теплая капелька

    Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность.делать выводы.Воспитывать аккуратность при работе с водой.

    Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных,обозначающих свойства воды.

    Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными

    №4

    Стекло,его качества и свойства

    Узнавать предметы, сделанные из стекла,определять его качества (структура поверхности:толщина. прозрачность и свойства: хрупкость)

    Познание: знать свойства прозрачность,хрупкость, толщина.

    Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

    Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

    Апрель

    №1

    Чудеса растений

    Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

    Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

    Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

    Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

    №2

    Нужен ли корешкам воздух

    Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

    Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

    Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

    Называют комнатные растения.

    №3

    Почва(песок, глина камни)

    Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

    Познание: знакомить детей с предметами неживой природы

    Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней.

    Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

    №4

    «Солнечные зайчики»

    Формировать представления о свойствах солнечных лучей

    Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

    Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

    Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

    Май

    №1

    Зачем растения вертятся

    Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

    Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

    Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

    Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

    №2

    «Растениям – теплую водичку»

    Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

    Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

    Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

    Умеют ухаживать за растениями на грядке.

    №3

    Передача солнечного зайчика

    Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

    Познание: называть свойства солнечных лучей.

    Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

    Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

    №4

    В мире пластмассы

    Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

    Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

    Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

    Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

    Список литературы:

    1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

    2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деяские рекомендации - и тельность детей» изд.- 2009г.

    3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

    4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

    5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

    6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

    7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.

    8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

    • Покажу я вам сейчас, мини-лабораторию, что есть у нас.
    • Почемучка- её хозяин, приглашает в гости вас!

    Задачи:

    • ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ДОУ - ПОДДЕРЖАТЬ И РАЗВИТЬ В РЕБЕНКЕ ИНТЕРЕС К ИССЛЕДОВАНИЯМ, ОТКРЫТИЯМ, СОЗДАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭТОГО УСЛОВИЯ РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ, МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (АНАЛИЗ, СРАВНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, НАБЛЮДЕНИЕ) ; РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ КОМПЛЕКСНО ОБСЛЕДОВАТЬ ПРЕДМЕТ.

    Требования к оборудованию уголка экспериментирования:

    • Безопасность для жизни и здоровья
    • Достаточность
    • Доступность расположения.

    В экспериментальном уголке должны быть:

    • В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов Место для хранения материалов (природного, "бросового") 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)


    Дидактический компонент

    • - книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции.



    Компонент оборудования:

    • - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - непищевые (гуашь, акварельные краски). Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - семена бобов, фасоли, гороха





    У чимся работать с лупой.



    Компонент стимулирующий

    • вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.







    Ловим воздух.

    Воздух – это-то, чем дышим. Через воздух звук мы слышим.В воздух, в небо и в полет улетает самолёт.



    Удивляется народ: Что за чудо-огород ?


    Лейка, лейка, лей, лей! Грядка, грядка, пей, пей!




    Вывод:

    • Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, обследованию объектов, расширению познавательного опыта, способам действий.

    Дошкольный возраст - наиважнейшее время в жизни каждого ребенка. в ходе развития личности имеет не меньшее значение, чем собственно НОД. Экспериментирование в средней группе - это поиск знаний, получение их при помощи взрослого или самостоятельно. Главная задача детского сада - развить и поддержать в каждом ребёнке интерес к открытиям, новым знаниям, исследовательской деятельности и создать для этого все необходимые условия. Как же сделать это грамотно?

    Цели, задачи и требования к оформлению уголка экспериментирования в средней группе ДОУ

    Основной целью создания уголков экспериментирования для детей любого возраста является развитие умений и навыков взаимодействия с различными объектами исследования в лабораторных условиях.

    К задачам экспериментаторской деятельности относят:

    • развитие первичных представлений о мире материи и природе;
    • развитие активности, любознательности;
    • развитие логики и мышления (малыш учится сравнивать, обобщать);
    • формирование умений исследовать предмет по необходимым пунктам.

    Уголок экспериментирования в средней группе должен быть оформлен в соответствии с нормами и правилами. Основные требования, предъявляемые к нему, заключаются в безопасности, соответствующей возрасту воспитанников, наполненности и доступности расположения для малышей.

    Оформление уголка экспериментирования для средней группы

    Главным экспонатом уголка является вместительный шкаф или стеллаж. Кстати, современный и удобный предмет мебели ДОУ может приобрести не без родительской добровольной поддержки. Шкаф должен иметь множество полок и отделений разного размера.

    Если подобной мебели в детском саду нет, то экспериментирование в средней группе может проходить на большом столе или удобной тумбе. В уголке должно быть отведено место для выставки-музея, где будут выставляться коллекции камней, перьев, ракушек, фотографии из музеев страны. Также обязательно должно быть комфортное место для хранения всего необходимого материала и проведения самих опытов.

    Экспериментирование в средней группе: содержание уголка

    1. Дидактический компонент. Экспериментирование в средней группе обязательно должно быть поддержано учебным материалом и различными яркими плакатами, содержание которых поясняет педагог. Здесь должны находиться познавательные книги и энциклопедии, подходящие для детей по возрасту, различные тематические альбомы, интересные коллекции (шишек, ракушек, тканей, бумаги, камней), мини-музей.
    2. Компонент оборудования. Детское экспериментирование в средней группе требует полного наполнения уголка различными предметами. Обязательно здесь должны быть песок, глина, земля и всевозможные приспособления для игр с ними (совки, лопатки, ведра, ситечки). Здесь должны быть красители (пищевые, гуашь, акварель), семена разных растений в баночках или коробках, продукты питания (сахар, мука, соль, подсолнечное масло). Проведение опытов предполагает и наличие оборудования, такого как лупы, сосуды, магниты, зеркала, пробки, прищепки и т. п.
    3. Стимулирующий компонент нужен для того, чтобы дети могли заняться опытами самостоятельно. Расположите здесь алгоритмы проведения экспериментов в картинках и правила безопасного поведения в уголке. Поселите в уголке персонажа, от имени которого и будут поступать все проблемные ситуации (Незнайку или Почемучку). Дети будут рады помочь!

    Опыты детей средней группы с мылом

    Экспериментирование в средней группе в первую очередь должно быть интересным для детей. Очень любят дошкольники 4-5 лет игры и опыты с мылом и водой. Такие эксперименты познакомят детей со свойствами мыла, помогут развить любознательность, мышление, а также научат правильному и безопасному обращению с предметом гигиены. Эти эксперименты могут быть такого плана:

    • потрогать, понюхать кусок мыла (ощущается его гладкость и аромат);
    • исследовать воду (сделать вывод о том, что она теплая и прозрачная);
    • погрузить мыло в воду (оно скользкое);
    • натереть мылом губку и опустить в воду (вода изменила цвет);
    • взять трубочку и пустить из нее мыльные пузыри.

    Опыты в средней группе с песком

    Уголок экспериментирования в средней группе должен быть удобным для проведения опытов и с песком. Занятия знакомят ребят со свойствами песка, его происхождением, развивают усидчивость, внимание, мелкую моторику. Дети могут трогать песок, пересыпать его из сосуда в сосуд, рассматривать через лупу, смешивать с водой или опускать его на дно банки с водой.

    Все дети очень любят опыты с разными предметами. Поэтому экспериментированию в средней группе должно быть отведено немалое время!

    Проект опытно-экспериментальной деятельности
    «Ознакомление детей с неживой природой »
    Автор проекта:
    Воспитатель: Санникова Наталья Николаевна
    Участники проекта:
    Дети средней группы
    Родители детей
    г. Саратов

    Паспорт проекта
    Вид проекта : познавательно-экологический.
    Продолжительность : долгосрочный (2017-2018 учебный год)
    Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
    Интеграция образовательных областей :
    Познавательно развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

    Актуальность разработки и реализации
    педагогического проекта
    С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.
    В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
    То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
    У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...
    Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
    Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
    Пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
    Новизна проекта
    Экологическое образование - огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование нетрадиционных технологий: организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей.
    Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.
    Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе.
    Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателя и родителями воспитанников.
    Тема проекта
    Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.
    Цель проекта
    Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством установления взаимосвязи между явлениями, характерными признаками неживой и объектами живой природы путем вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
    Объект исследования
    Процесс формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
    Предмет исследования:
    Развитие познавательно - творческого потенциала воспитанников путем вовлечения их в опытно - экспериментальную деятельность как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
    Гипотеза:
    Процесс формирования экологического мировоззрения у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно - поисковую деятельность.
    Задачи проекта
    1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.
    2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
    3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
    4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
    5. Формировать элементарные естественно- научные представления;
    6. Расширять перспективы развития познавательно - поисковой деятельности детей путем
    включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
    7.Развивать творческое воображение, фантазию;
    8.Формировать познавательную активность, логическое мышление, творческую фантазию, самостоятельность.
    Задачи для педагога:
    1. Анализ и сбор информации из различных источников.
    2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
    3. Создание предметно-развивающей среды.
    4. Мониторинг результатов.

    .
    Целевые ориентиры:
    - неравнодушен, имеет эмоционально-ценностное эстетическое отношение к миру, развиты качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
    -имеет осознанно - правильное отношение к объектам неживой природы, экологического мышления;
    -развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
    - развито желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
    - фантазирует,проявляет эмоциональность;
    - имеет расширенные знания о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;
    - накоплен эмоционально позитивный опыт общения с природой;
    - активно проявляется сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;
    Рефлексия деятельности:
    Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение полученных впечатлений. В изобразительной деятельности активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус детей.
    В проводимых играх-экспериментированиях и опытах, дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.
    Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъектных отношений. Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры. К мнению детей стараемся относиться уважительно.
    Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
    Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации проекта является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в познавательно-исследовательской деятельности.
    Краткое описание проекта по этапам.
    Тип проекта: групповой, познавательно - экологический.

    Продолжительность проекта: д олгосрочный 1 год.
    Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г. - август 2018 г.
    I Подготовительный этап.
    1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
    2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

    II Основной этап реализации проекта.
    1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
    2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
    - Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).
    3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме
    III . Заключительный этап .
    Диагностика и подведение результатов работы.
    ü подведение итогов работы над проектом;
    ü анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »;
    ü мониторинг качества освоения материала детьми;
    ü открытое занятие - развлечение для родителей "Чему мы научились" (по итогам проекта)
    ü презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

    Предварительная работа:
    Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей
    Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
    Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
    Изучение методической литературы по теме проекта.
    Методы работы:
    исследовательские: опыты, проблемные вопросы
    Методы работы:
    исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
    наглядные
    словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
    технология моделирования
    релаксация;
    игровой: (сюрпризный момент, игры)
    творческие

    Формы работы:
    1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
    2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству
    3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
    4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
    5. Проведение занятий-опытов.
    Взаимодействие с родителями
    Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают
    ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
    Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
    Формы работы с родителями
    В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
    Перспективно- тематическое планирование образовательной деятельности с детьми

    Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость Познавательное развитие.

    Расширять знание детей о временах года, основных приметах осени. Формировать временные понятия: сутки, части суток.

    Художественно-эстетическое творчество.
    Рисование

    Познакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Упал листок на землю - упал мазок на лист). Закрепить знания детей о временах года: осень.
    Октябрь
    Познавательное развитие.
    "Какой вода имеет цвет?"
    Определить свойства воды. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Вода - растворитель пахучих и красящих веществ.
    Познакомить с разнообразием камней, их свойствами. Познавательное развитие.
    "Тайны осеннего леса" Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать взаимосвязи явлений неживой и живой природы Художественно-эстетическое творчество.
    Рисование. Образы неба
    "Дождь" Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавая образ дождя.
    Ноябрь Познавательное развитие.
    Опытно - экспериментальная деятельность "Где можно найти воздух" Обнаружить воздух в предметах "Где можно найти воздух" (Наблюдение на прогулке) Дать детям представление о воздухе, о том, что он повсюду вокруг нас.
    Познавательное развитие.
    Ознакомление с окружающим миром. "Ветер, ветер ты могуч" Познакомить детей с явлением: ветер. Побуждать детей устанавливать Художественно- эстетическое развитие.
    Рисование пальчиковыми красками. "Образы земли.
    Первый снег».
    Декабрь Познавательное развитие.
    Опытно - экспериментальная деятельность
    "Взаимодействие воды и снега" Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
    "Нужен ли растениям зимой снег"
    (Опыт на прогулке)
    Определить зависимость состояния растений от условий природы.
    Познавательное развитие.
    Ознакомление с окружающим миром.
    "Где зимуют снежные бабы» Формировать у дошкольников представление о времени года: зима. Устанавливать простые связи между временами года и погодой.
    "Образы зимнего неба. Какое бывает небо зимой?
    Краски неба."
    Показать приемы работы гуашью для получения разных оттенков неба. Закрепить у детей представления о явлениях неживой природы зимой.
    Январь Познавательное развитие.
    Опытно - экспериментальная деятельность
    "Волшебная рукавичка" Познакомить детей с магнитом, выявить его способность притягивать некоторые предметы.
    "Как согреть руки"
    (Опыт на прогулке)
    Выявить условия, при которых руки могут согреваться: трение, движение, сохранение тепла.
    Познавательное развитие
    Ознакомление с окружающим миром
    "Огонь - друг, огонь - враг" Познакомить детей с противоречивым явлением природы - огонь. Сформировать правильное отношение к нему. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем.
    Рисование. "Образы зимнего неба.
    Облака"
    Продолжать знакомить с приемами работы, с гуашевыми красками при изображении облаков, закрепить знания о некоторых явлениях неживой природы - ветре
    Февраль Познавательное развитие.
    Опытно - экспериментальная деятельность
    "Почему на небе разные звезды?" Понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него. дать детям понятие о звездах.
    "Свет вокруг нас"
    (Опыт на прогулке)
    Дать детям представление о том, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.
    Познавательное развитие
    Ознакомление с окружающим миром.
    "Лютень" Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы: февраль - месяц лютень. Закреплять знания о приметах времен года.
    Художественно-эстетическое развитие.
    Рисование.
    "Образы деревьев.
    Ель умывается снежком".
    Познакомить с приемами смешения синей и желтой красок для получения зеленой. Напомнить способы нанесения красок методом мозаичного мазка. Уточнить представления детей о явлении неживой природы: снеге.
    Март Познавательное развитие
    Опытно - экспериментальная деятельность
    "Где быстрее?" Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед - вода, вода - лед)
    .
    Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями

    Познавательное развитие
    Ознакомление с окружающим миром.

    "Спешит капель, звенит капель"
    Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, звенит капель, появляются проталины...Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.
    Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями
    Художественно-эстетическое развитие.
    Рисование.
    " Образы неба ранней весной.
    Красно солнышко".
    Познакомить с приемами работы красной и желтой гуашевыми красками, обратить внимание на то, что при смешении они превращаются в оранжевую. Закрепить знания дошкольников о признаках весны.
    .

    Апрель Познавательное развитие
    Опытно - экспериментальная деятельность
    "Когда это бывает?" Продолжать устанавливать зависимость освещенности предмета от силы источника.
    "Зачем растениям нужен свет" (Опыт в уголке природы) Показать детям, что для роста растения необходим свет
    Познавательное развитие
    Ознакомление с окружающим миром.
    "Световой день" Расширять представление дошкольников о явлениях неживой природы и рукотворном мире: солнечный свет, осветительные приборы. Побуждать детей дифференци-ровать предметы рукотворного мира и природы
    Художественно-эстетическое развитие. Рисование. "Образы деревьев. Дерево разговаривает с солнышком". Познакомить с приемами работы рисовальным углем, изображая на белом листе бумаги деревья разной высоты. Закрепить приемы работы красной и желтой гуашевыми красками; знания о некоторых явлениях неживой природы весной.
    Май Познавательное развитие
    Опытно - экспериментальная деятельность
    "Какие бывают камни" Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
    "Где спряталась вода" (Опыт на прогулке)
    Закрепить знания детей о том, что песок и глина по разному впитывают воду.
    Познавательное развитие
    Ознакомление с окружающим миром.
    "Вода помощница" Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы - водой. Расширять представления о свойствах воды и ее значении для человека. побуждать детей проводить с водой элементарные опыты.
    Художественно-эстетическое развитие.
    Рисование.
    Образы природы. Обобщающее занятие. Любование картинами природы.
    Природа художница".
    Создать атмосферу эмоционального восприятия картин природы, вызвав у детей восхищение от увиденного (привлечение музыкальных и поэтических образов). Показать приемы работы с природными материалами.

    Перспектива на будущее:
    Разработать проект “Радуга открытий” для детей старшей и подготовительной групп.
    Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.
    Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

    Методическое обеспечение проектной деятельности:
    1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
    2. Дошкольное воспитание № 7 2000 г.
    3. Дошкольное воспитание № 10 2003 г.
    2. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.
    5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
    6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.
    7. Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. - Воронеж, 2009.
    8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Творческий центр, 2004.
    9. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.
    10. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
    11. Интернет ресурсы.