Переходной возраст у девочек: признаки и симптомы. Во сколько начинается и во сколько заканчивается переходный возраст у девочек? Переходный период: психология. Подростковый и юношеский возраст


В 10-12 лет у детей начинается период бурного созревания, который длится до 15-17 лет. Организм подростка подвергается значительным внутренним и внешним изменениям - появляются вторичные половые признаки, меняется голос, черты лица становятся более резкими. Тело и конечности удлиняются, именно в этот период происходит наиболее бурный рост. Часто сами не успевают приспособиться к своим новым пропорциям, поэтому кажутся неуклюжими и угловатыми. Все эти изменения происходят под влиянием усиленного выброса гормонов, что отражается на деятельности эндокринной, нервной и вегетативной системы организма. Гормональный всплеск порождает такие негативные явления подросткового периода, как появление угревой сыпи, повышенная жирность волос и кожи, резкое похудение или прибавка в весе, повышение или понижение давления. Переходного возраста с опасением ждут многие родители - ребенок может резко менять свое поведение, замыкаться в себе или становиться .

Психология переходного возраста

Взрослеющий подросток начинает осознавать, что он больше не ребенок. Он становится более самостоятельным, желает сам выбирать свои интересы, одежду и друзей и агрессивно реагирует на вторжение в личное пространство. Для этого возраста характерен максимализм - подросток преувеличивает любые незначительные события, способен впасть в депрессию из-за пустяка или расценить случайный взгляд как наличие симпатии. Гормональный всплеск приводит к резкой смене настроения и бурному выражению эмоций. Поэтому компании , гуляющие по улице, зачастую шумны и очень веселы. Однако, после такого веселья может наступить и резкий эмоциональный спад. Эта же смена настроения приводит к частым экспериментам со внешностью. Подростки очень внушаемы. Они легко внимают ярким лозунгам и призывам, считают, что выделяются из толпы, когда присоединяются к какому-либо движению. Часто этим пользуются недобросовестные лидеры различных организаций.

Как общаться с подростком

Большинство родителей со страхом ожидает наступления переходного возраста. Однако то, как пройдет этот период, целиком зависит от них. Многие родители отмечают, что и не заметили, как прошел переходный период, потому что правильно общались с детьми.

В первую очередь, нужно понять, что ваш ребенок уже не малыш. Он имеет свое мнение и свои права. Избегайте того, чтобы заходить в его комнату, не трогайте его вещи и телефон - подросток очень ревностно относится к своей собственности. Смиритесь с тем, что он, возможно, будет носить слишком яркую. вызывающую или неформальную одежду, слушать «ужасную» музыку и проводить больше времени с друзьями, чем с вами. Так он заявляет о своей самостоятельности. Вместо этого подружитесь со своим повзрослевшим ребенком. Разговаривайте с ним на равных, рассказывайте истории о своей жизни, спрашивайте о его делах. Но это не должно походить на допрос. Став подростку другом, вы вместе сможете легко «пережить» переходный возраст.

Ваша дочурка замечательная помощница дома и старательная ученица а школе . Время летит быстро и девочка уже вышла из детского возраста, из любимых игрушек остался только плюшевый медвежонок ,с которым так приятно засыпать.. но начали появляться проблемы переходного возраста. У девочки-подростка появляются новые увлечения и подруги,меняется характер,она больше старается уделять внимание своей внешности и с учебой в последнее время не всё так гладко,как раньше... В этом материале мы обсудим вопросы, связанные с взрослением девочки и расскажем,как справляться с появившимися проблемами родителям в переходный возраст у девочек .

Переходной (пубертатный) период у девочки - время полового развития и созревания ребенка.Какой возраст переходный по мнению детских психологов? Каждый ребенок индивидуален и время полового созревания у девочки может начаться раньше или позже,чем у сверстников. Но большинство девочек превращаются в подростков в период с 10 лет до 14-15 лет.

Работа гормонов в детском организме активизируется, дочка быстрее растет, тело изменяется, приобретает более женственные формы, половые органы начинают функционировать по-другому, на кожном покрове растут волосы. Но перемены в переходной возраст у взрослеющих девочек касаются не только тела: девочка взрослеет морально, у нее меняются ценности, психология и восприятие окружающего мира. Родители, в первую очередь мамы, должны помочь чаду перейти этот барьер во взрослую жизнь.

У большинства девочек в переходном возрасте показатели роста и веса немного выше, чем у мальчиков. Тринадцатилетнюю школьницу часто не устраивает ее внешность (уши неправильной формы, глаза близко посажены), фигура и вес. Необходимо убедить дочку в том, что она красива и привлекательна, мнения мамы и старшей сестры для нее очень важны. Прыщи на лице ,которые частенько появляются в переходном возрасте у девочек - самая распространенная проблема в этот период. Запишите девочку к косметологу, купите ей специальные средства для борьбы с подростковыми прыщами .

Сонники, гороскопы и различные гадания - новые интересы вашей дочурки. Также в переходный возраст у девочек появятся первые симпатии к противоположному полу. Безответные чувства могут стать причиной стресса. Ребенка будто разрывает на две части: вроде необходимо учиться, а голова занята совсем другим, думает только о любви и отношениях. Найдите в себе силы поддержать дочку, поговорить с ней по душам, подсказать (не приказать).

Девочку-подростка в переходном возрасте всё больше интересуют отношения с мальчиками. Расскажите ей о половых отношениях, о вариантах контрацепции. Важно, чтобы девочка подросток могла доверять родителям. Если у дочки появился парень, внимательно следите за ситуацией, но не перегните палку с наставлениями и нравоучением.

В переходном возрасте у девочек возникает страх стать белой вороной в компании подружек. Девочка хочет быть такой же как все: одеваться, как сверстники, иметь похожие аксессуары. Внешний вид для нее сейчас очень важен.

Взрослеющий ребенок уже готов к тому, чтобы принимать активное участие в уборке дома, учиться готовить элементарные блюда , мыть посуду. Все эти навыки пригодятся дочке в будущем, не бойтесь увеличивать список ее бытовых обязанностей.

Хобби должно быть у каждой девочки (вязание , вышивание ,изготовление поделок своими руками ). Любимое дело дает вдохновение, а его результатами можно похвастаться в кругу друзей. Следите за тем, чтобы дочка правильно воспринимала все плюсы и минусы своей внешности, не преувеличивала проблемы.

Далее мы подробно расскажем вам о том,какие основные проблемы появляются в переходный возраст у девочек и способы помощи со стороны родителей в этот непростой для ребенка период. Советы психолога помогут вам найти общий язык с девочкой подростком и помочь преодолеть проблемы, чтобы переходной возраст для вашего ребенка был менее болезненным.


Надеемся,что размещенные выше советы помогут вам лучше понять свою подрастающую дочку и переходный возраст не обернется для неё долгим и мучительным испытанием.

Многие родители, к сожалению, не совсем представляют, что такое переходной возраст у девочек. Признаки, которые говорят им о том, что в жизни их дочери наступает новый период, часто просто игнорируются. Взрослые забывают о своем собственном детстве и юношестве, и поэтому, когда их любимая дочурка достигает переходного возраста, они оказываются совсем не готовы к происходящим переменам. Мамы и папы не имеют представления о том, когда начинается и во сколько лет заканчивается переходный возраст у девочек, какие изменения в их физиологическом и психологическом состоянии являются нормой, а какие - нет, какие проблемы сопутствуют этому периоду и как с ними бороться.

Что такое переходный возраст?

Переходной возраст - это довольно сложный период, который проходит каждый ребенок в процессе своего факт подтверждают и психологи, и врачи. В этот промежуток времени у детей изменяется мироощущение и сознание, а их организм подвержен существенным физиологическим изменениям.

Рано или поздно каждый родитель, воспитывающий любимую дочурку, задается вопросом о том, во сколько лет начинается переходный возраст у девочек. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос не существует, поскольку этот период не имеет строгих временных границ. Переходной возраст у девочек, признаки и симптомы, характеризующие его, отличаются и зависят от индивидуальности каждой личности. Однако в кругу специалистов-психологов принято условно разделять переходный возраст на три основные фазы:

Какими физиологическими изменениями сопровождается переходный возраст?

Как определить, что начался переходной возраст у девочки? Признаки обычно бывают налицо, поэтому внимательные родители вряд ли пропустят этот момент. С физиологической точки зрения имеют места следующие возрастные изменения:

Аномалии пубертации

Родителям необходимо быть очень внимательными в период, когда начинается переходной возраст у девочек. Признаки любых отклонений должны быть выявлены своевременно, так как любое промедление чревато серьезными последствиями. Мамам и папам стоит забить тревогу, если:

  1. Слишком рано начинают расти молочные железа. Речь идет о преждевременном росте груди, если это происходит тогда, когда девочке еще не исполнилось 8 лет.
  2. характеризуется началом пубертатного периода у девочек, не достигших 8-10 лет.
  3. Преждевременный рост волос в области лобка и подмышек.
  4. Преждевременное или запоздалое наступление менструации.
  5. Запоздалая пубертация, характеризующаяся отсутствием у девочек 13-14 лет признаков полового созревания.

Несмотря на то, что нет определенной даты, когда начинается переходный возраст у девочек, симптомы, описанные выше, должны насторожить родителей. В случае выявления любого из них рекомендуется обратиться к врачу за консультацией.

Болезни переходного возраста

Пубертатный период сопровождается серьезными изменениями во всем организме. Затрагивается также и состояние здоровья. Проблемы, возникающие в психологическом плане, оказывают дополнительную нагрузку на организм, вследствие чего порой он дает сбой.

Какие болезни возникают, когда начинается переходный возраст у девочек? Симптомы этих заболеваний проявляются как-либо или нет?

Как правило, недуги, характерные для переходного возраста, носят временный характер. Среди наиболее распространенных следует отметить следующие:


Половое созревание и переходной возраст

У девочек признаки полового созревания проявляются, как правило, в возрасте 12-13 лет. Они быстро растут, и всего за один год их рост может увеличиться на 5-10 см. Половое созревание девочек начинается с резкого развития молочных желез и, безусловно, половых органов. Тело приобретает более округлую форму, на ягодицах и бедрах откладываются подкожные жиры, на лобке и в области подмышек начинается интенсивный рост волос. Одновременно с этим происходят изменения и в характере. Девочки становятся более застенчивыми, они все чаще кокетничают с мальчишками, первый раз влюбляются.

Одним из самых важных признаков является наступление первой менструации. В это время имеют место изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Наблюдаются перепады настроения, повышенная утомляемость и головные боли. Поэтому, когда начинается менструация, врачи рекомендуют девочкам чаще находиться на свежем воздухе, не подвергать организм чрезмерным физическим нагрузкам и больше отдыхать.

Какие психологические проблемы возникают у девочек в переходном возрасте?

Для девочек-подростков огромное значение имеет то, как их воспринимают окружающие. Для них очень важно, как они выглядят и какое впечатление производят на представителей противоположного пола, то есть на мальчиков. Много времени они проводят перед зеркалом и пристально изучают изменения, которым подверглось их тело. Зачастую девочки относятся к себе очень критично и остаются недовольны своим внешним видом. Кроме этого, у подростков наблюдаются частые перепады настроения, что объясняется усиленным выбросом половых гормонов в кровь. Гормоны - это также причина избыточной сексуальной энергии. Однако эту энергию девочка пока не может реализовать из-за своего возраста. В результате она становится агрессивной, дерзкой и непослушной. Родителям стоит набраться терпения и не забывать, что в этот период у подростков кора надпочечников функционирует намного интенсивнее, и именно поэтому их чадо постоянно находится в состоянии стресса.

Какие комплексы возникают у девочек в период пубертации?

В семье появляются новые проблемы, когда наступает переходной возраст у девочек. Фото интимного характера в ящике стола, гора косметики и новой одежды - далеко не редкость. Желание надеть короткую юбку и нанести на лицо толстый слой косметики вовсе не говорит о том, что девочка хочет привлечь к себе внимание. Порой это признак того, что у нее развились определенные комплексы, и она потеряла уверенность в себе. Ситуация усугубляется в случае, если девочка-подросток отстает в развитии от своих сверстниц. Второй размер груди подружки на фоне ее нулевого воспринимается как настоящая трагедия. Жизнь кажется серой и никчемной.

Если девочке не помочь, позволить ей и в дальнейшем оставаться наедине со своими проблемами, в итоге комплексы приумножатся. Это, в свою очередь, может привести к развитию затяжной депрессии, из которой выйти без вмешательства психолога не представляется возможным.

Как помочь девочке преодолеть трудности переходного возраста?

В трудно приходится не только подросткам, но и их родителям. Любящие мамы и папы часто обращаются к специалистам с вопросом о том, сколько длится переходный возраст у девочек. К сожалению, ни психологи, ни врачи не смогут назвать им конкретную дату, так как все зависит от индивидуальных характеристик ребенка. Однако они могут дать родителям несколько важных рекомендаций, которые помогут справиться с трудностями переходного возраста. Например, родители должны:

Позволять девочке принимать самостоятельные решения;

Забыть о директивном стиле общения;

Предоставить девочке большую свободу;

Не делать за дочь ту работу, которую она может выполнить самостоятельно;

Не критиковать парня, с которым она встречается;

Не нарушать ее личного пространства;

Не обсуждать дочь с посторонними людьми.

Стоит заметить, что переходный возраст у мальчиков обычно начинается несколько позднее, чем у девочек. В 13-15 лет это очень заметно: девочки превращаются в девушек, а мальчишки все еще выглядят по-детски.

Когда у детей начинается непростой переходный возраст, у них изменяется не только организм, а и сознание, ощущение мира. Все это влияет на нервную систему ребенка. Подростки становятся раздражительными, агрессивными. Родители не знают, как себя вести. Чтобы помочь ребенку пережить этот сложный период нужно знать заранее, что происходит с детьми в процессе их взросления.

У каждого подростка переходный период проявляется по-своему, не имеет четко определенных временных рамок. Поэтому обозначить, каковы признаки переходного возраста и когда точно начинается и сколько продолжается этот период невозможно. Обычно, это возраст с 10 лет до 15-16 лет. Эти показатели варьируются в меньшую и в большую стороны. Переходный возраст девочек, хоть и начинается раньше, чем у мальчиков, проходит несколько спокойнее.

Фазы переходного возраста у подростков

Симптомы переходного возраста проявляются в подготовке психики и организма ребенка к грядущим изменениям. В это время дети забывают о мячах, скакалках и играх с родителями и уделяют большее внимание прогулкам со сверстниками. Девочки проводят много времени у зеркала, свыкаясь с изменениями во внешности, а мировоззрение мальчишек подвергается серьезным психологическим испытаниям: они не готовы к самостоятельной жизни, но и в детство возврата уже не будет.

Внешние признаки переходного возраста

Начало переходного возраста ознаменовано рядом внешних изменений. У мальчиков увеличиваются в размерах яички и половой орган, появляются волосы на лобке и подмышечных впадинах. Начинается ломка голоса, активно развивается мускулатура. У большинства мальчиков появляются поллюции. У девочек расширяются тазовые кости, округляются ягодицы и бедра, развиваются молочные железы. В 11-12 лет может пойти менструация. Подростки - и мальчики, и девочки - активно растут. Как основной симптом переходного возраста - у большинства появляются прыщи. Это происходит по причине гормональных всплесков в организме подростка.

Резкая и беспричинная смена настроения, грубость, склонность к депрессиям являются признаками переходного периода. Это так же вызвано гормональными изменениями в организме ребенка. Главной задачей родителей является помощь подростку в этот период. Важно в это время потерять связь с ребенком. Сглаживать ссоры и конфликты.

Очень важно, чтобы родители не просмотрели время, когда начинается переходный возраст у их ребенка. Правильная реакция на физиологические и психологические изменения в организме подростка поможет менее болезненно пережить переходный возраст, признаки которого были описаны выше.

Приветствую вас, дорогие читатели и создатели (родители) нашего будущего – подростков. Ваше чадо перешло в средние классы школы, а вместе с этим вы перестали его узнавать? Вы догадываетесь, что наступил подростковый период, но пока еще не уверены точно? Тогда читайте эту статью.

Сразу хочу оговориться, что материал в статье представлен с позиции старых вариантов определения подросткового возраста, а не новых предложений о его продлении до 24 лет (пока, кстати, это в любом случае не утвердили).

Поясню почему. На мой взгляд, психофизиологические изменения первичны, и эти нормы давно были установлены. Другой вопрос, что далеко не все люди проходят своевременно этапы «переключения» от одного возраста к другому. В связи с чем речь должна идти не о смещении границ в возрастной классификации, а о инфантилизме и аномалиях современного поколения.

  • Представители новой теории оперируют идеей того, что современная молодежь поздно заканчивает обучение, но напомню, что поступать в ВУЗ можно в любом возрасте.
  • Еще один аргумент – поздние браки. Но я думаю, что это признак изменения менталитета, стереотипов, гендерной идентификации и, наконец, влияние государственных условий, диктующих необходимость длительной и сложной самореализации перед созданием новой ячейки и новых жизней. Дело не в неготовности выполнять репродуктивную функцию, а в сознательном решении, принятом созревшим человеком.

То есть я считаю, что современные ученые предлагают менять отношение к ситуации и перетрактовать ее в норму, а не решать наблюдаемые в обществе проблемы.

Но хватит лирики. Поговорим о том, что такое подростковый возраст в устоявшейся теории психологии, которая пока и остается ведущей.

Дословно этот период трактуется как «превращаться во взрослого». Подростковым возрастом принято называть этап жизни между 10 и 17 годами. При этом выделяют:

  • ранний подростковый возраст (10-14);
  • старший подростковый возраст (15-17).

Однако иногда старший возраст относят к раннему юношескому. Всемирная организация здравоохранения вовсе считает подростковым возраст периодом от 10 до 20 лет. Таким образом, в среднем подростковый возраст длится от 10 до 15 лет.

Резюме

Ведущая потребность возраста – стремление к нарочитой взрослости, самоутверждению.

Социальная ситуация развития – подросток-сверстник.

Ведущая деятельность возраста – интимно-личностное общение со сверстниками.

Из-за выплеска гормонов возникает:

  • повышенная утомляемость,
  • рассеянность,
  • вялость,
  • обидчивость.

К главным новообразованиям подросткового возраста относится:

  • становление Я-концепции, самосознания, рефлексии;
  • идентификация;
  • осознание индивидуальности.

Всего в подростковом периоде можно выделить две фазы: негативную и позитивную. Переходом от первой ко второй считается начало продуктивной деятельности.

Специфика подросткового возраста

Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:

  • биологической (половое созревание и физический рост);
  • психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
  • когнитивной (мышление);
  • социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).

Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.

Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.

К естественным негативным проявлениям возраста относится:

  • пессимистичный настрой;
  • повышенная чувствительность и раздражительность;
  • физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
  • мечтательность и неопределенность;
  • амбициозность;
  • нервозность;
  • неудовлетворенность собой.

Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье .

Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.

Характерные для возраста реакции

Для подросткового возраста характерны четыре реакции:

  • эмансипации;
  • группирования со сверстниками;
  • интереса к противоположному полу;
  • многочисленных увлечений.

Давайте рассмотрим каждую из них подробнее.

Реакция эмансипации

Это желание поступать самостоятельно. Оно пронизывает весь быт подростка, то есть наблюдать эту реакцию можно ежедневно. Выделяют:

  • эмоциональную (уход к общению с ровесниками);
  • поведенческую (уход от контроля родителей);
  • нормативную эмансипацию (отрицание привычных ценностей, поиск новых).

Группирование со сверстниками

Группа ровесников – регулятор поведения подростка. Он ищет самоутверждение в ней.

Интерес к противоположному полу

Отношения с противоположным полом складываются двоякие: с одной стороны – интерес, а с другой – напускное равнодушие.

Увлечения

Можно выделить несколько групп подростковых увлечений:

  • интеллектуально-эстетические (глубокая увлеченность чем-либо);
  • телесно-мануальные (цель занятий – сила и выносливость);
  • лидерские;
  • эгоцентрические (самодеятельность);
  • азартные (ставки);
  • информативно-коммуникативные (телевизор, интернет, телефон).

Половое развитие

Проходит по двум направлениям:

  • осознание собственной телесной сексуальности;
  • поиск родственной души и любви, романтизация отношений.

Ш. Бюллер отметила, что существует еще и психическая пубертатность. Она может возникнуть задолго до физического созревания, а закончиться после него. Говоря простым языком, это стремление быть с кем-то, дополнять друг друга, которое согласно теории автора свойственно всем людям. Таким образом, можно сказать, что это как раз направление романтизма, отношений без сексуального подтекста: разговоры, совместное времяпрепровождение.

Половая идентификация – одно из новообразований возраста. То есть происходит становление половой ориентации, самовосприятия подростка по гендеру. Половая идентификация бывает биологической и психологической. Их расхождение чревато внутриличностным конфликтом и расстройствами полового поведения.

Учеными отмечено, что на становление половой идентификации больше влияет социокультурный фактор, нежели биологический. То есть решающая роль отводится культивируемым в обществе образцам и стереотипам, а также условиям среды подростка.

Физическое развитие

В год подростки вырастают в среднем на 9 сантиметров. Происходит стремительный рост сердечной мышцы (длина, ширина, объем). Изменяется давление (как правило, повышенное), сердечный ритм. Все системы организма стремительно видоизменяются.

Для современных подростков характерно общее ослабление. Несмотря на кажущуюся акселерацию, в сравнении с подростками прошлых десятилетий современные девушки и юноши, согласно результатам исследования Л. В. Мищенко, более чем в 80 % случаев испытывают дефицит веса. Уменьшилась и общая сила.

Эмоциональная сфера

Характерна эмоциональная неустойчивость и противоречивость:

  • целеустремленность и импульсивность;
  • самоуверенность и легкая ранимость;
  • неуверенность, романтизм и рационализм, цинизм.

Эмоции отличаются длительностью и интенсивностью.

Когнитивное развитие

Происходит переход к абстрактному мышлению, гипотетико-дедуктивным рассуждениям, методам анализа и синтеза, умозаключениям, произвольному вниманию и памяти. Подросток может:

  • видеть перспективы;
  • ориентироваться на возможное будущее;
  • анализировать собственное поведение;
  • мыслить гипотетически;
  • планировать будущее;
  • двигаться от общего к частному;
  • запоминать материал с помощью мнемонических приемов.

Личностное развитие

Для подростков характерно чувство взрослости. Взрослость у них может носить следующий характер:

  • подражательный (самый простой, но сомнительный путь: имитация внешнего вида);
  • образцовый (стремление походить на «настоящую женщину», «настоящего мужчину»);
  • социальный (сотрудничество со взрослыми, участие в жизни семьи, общества);
  • интеллектуальный (самообразование, дополнительный поиск научной информации).

В подростковом возрасте происходит слом прежних ценностных ориентаций и поиск либо создание новых ориентиров.

Самосознание формируется через эгоцентризм, который преодолевается путем познания сверстников (общение). Изначально эгоцентризм проявляется двумя вариантами:

  • ощущение себя актером и восприятие мира как сцены;
  • убежденность в уникальности своих эмоций.

Общение со сверстниками и любовь

Общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста. Родителям нужно смириться, что былое доверие с их ребенком исчезнет. Однако его можно снова заслужить, если поменять тактику взаимодействия и признать в своем чаде равного партнера.

Но общение со сверстниками все же выходит на первый план. Оно выполняет ряд важных функций:

  • передача опыта взросления, обсуждения (особенно актуально для половой сферы);
  • половая идентификация (усвоение ролей, стереотипов, предпочтений, выявление ориентации);
  • психотерапевтическая функция (подросток высвобождает свои душевные переживания);
  • эмансипация от родителей.

Очень важна для подростков влюбленность. Любовь имеет 3 составляющие:

  • платонический,
  • эротический,
  • сексуальный компонент.

Только сочетание всех трех обеспечивает гармонию в отношениях. В подростковом возрасте этого еще не происходит. У мальчиков, как правило, преобладает эротический характер, а у девочек – платонический. Тем не менее через отношения подросток готовится к будущей роли мужа (жены), отца (матери).

Задачи возраста

В процессе переходного возраста для благополучной социализации в дальнейшем подростку нужно успешно решить ряд задач. В чем поддержка и помощь родителей будет неоценима. Однако важно помнить, что речь может идти только о сотрудничестве. Итак, что это за задачи возраста.

  1. Принятие своей внешности.
  2. Успешная половая идентификация (усвоение мужской и женской роли, принятой в обществе).
  3. Изменение стиля и форм общения со сверстниками.
  4. Установление нового стиля отношений с родителями (равноправное сотрудничество).
  5. Развитие профессиональных интересов и способностей для дальнейшего профессионального ориентирования в юности.
  6. Принятие и усвоение зрелого поведения, предполагающего ответственность и инициативность.

Если на все эти пункты относительно какого-то подростка на этапе завершения возрастного периода можно ответить утвердительно, то значит, его переходный возраст прошел успешно.

Дезадаптация

Дезадаптация, то есть проблемы с принятием новой социальной ситуации и вхождением в нее, является нормативным феноменом подросткового возраста. Возникает это на фоне неравномерного развития сфер личности. Дезадаптация проявляется:

  • критичностью к себе и другим;
  • сверхчувствительностью;
  • ранимостью;
  • агрессивностью;
  • неустойчивостью желаний и настроений;
  • внутриличностными конфликтами (самый популярный – «Кто я?»).

Подросток стремится познать себя, отсюда вытекает тяга к сверстникам (клубы по интересам, субкультуры, множественные знакомства). То есть подросток получает информацию о себе, глядя на своих ровесников.

Все подростки – исследователи. Они изучают мир, себя, других людей. Иногда самоанализ принимает крайний вариант и превращается в самокопание, самобичевание.

  • Экспериментальным путем было выявлено, что проблемы с адаптацией имеют тревожные, неуверенные, некоммуникабельные, замкнутые, чрезмерно контролирующие себя и испытывающие чувство вины подростки.
  • Средний уровень адаптации был отмечен у неустойчивых подростков со средним уровнем самоконтроля, склонных к доминированию и агрессии.
  • Успешной адаптацией отличаются уверенные, коммуникабельные, нетревожные подростки с адекватной самооценкой и уровнем самоконтроля.

Иногда нормативная дезадаптация затягивается, и тогда, как правило, речь идет об .

Подростковый кризис

Подростковый кризис – понятие относительное:

  • часть исследователей считает, что это и есть весь период переходного возраста;
  • кто-то отводит на это первый год;
  • а кто-то считает, что это индивидуальный феномен, который может возникнуть в любое время в рамках подросткового возраста или не возникнуть вовсе.

Например, психолог Л. С. Выготский на этапе отрочества (подростковый период) выделил два кризиса – 13 лет и 17 лет. Первый кризис знаменует переход от детства к отрочеству, второй – от отрочества к юности.

Говоря упрощенно, кризис подросткового возраста – это пик эмоциональной активности, гормонального выброса, личностного развития. Крайний вариант кризиса – .

Таким образом, подростковый кризис – это проявление внутриличностного конфликта, формируемого под влиянием внешних факторов (стиль воспитания родителей) и внутренних (несоответствие потребностей подростка и возможностей их удовлетворения).

Если родители педагогически грамотно поступают, то девиаций, аффективных вспышек и конфликтов можно избежать. Правда важно не путать гладкое течение подросткового возраста со специфическим кризисом. Некоторые дети наоборот излишне замыкаются в себе, что опасно депрессией и суицидом.

Если говорить о первичном кризисе начала подросткового возраста (переход от детства к отрочеству), то для него свойственны две главные черты:

  • снижение работоспособности, школьной успеваемости (обусловлено происходящей сменой типа мышления);
  • негативизм (негативные поведенческие реакции, вызванные стремлением к эмансипации).

  1. Несмотря на стремление подростков отойти от семьи, важно оказывать им поддержку. Подростки нуждаются в опоре и ненавязчивой подсказке взрослого человека в трудную минуту. Однако родителям важно исключить назидательность, подозрительность и строгий контроль.
  2. От сложившихся до подросткового возраста взаимоотношений родителей и детей зависит возможность ребенка любить. А первая любовь – важное чувство для личности. Любовные отношения необходимы. Только так подросток сможет узнать себя и противоположный пол для того, чтобы в будущем построить семью.
  3. Взаимодействуя с подростком, важно помнить, что идеальных отношений не бывает. Бывают «достаточно хорошие», как говорят в психологии. То есть вам нужно научиться сопереживать своему ребенку, признать в нем индивидуальность и личность.
  4. Подростки занимают маргинальное, то есть пограничное положение, то же происходит со взрослыми. Общаясь с подростком (полуребенком-полувзрослым), вам нужно одновременно выступать родителем и равным партнером.
  5. Не стоит пытаться вызвать уважение к вам с помощью чувства долга («мы тебя кормим, растим, поим») или возраста («я старше»). Так вы встретите только протест. Ребенок должен сам прийти к уважению вас, основанному на родительской поддержке. Вам нужно принять ребенка, не акцентировать внимание на его недостатках. Понимайте, а не судите.
  6. Если подросток говорит о чем-то, значит, для него это важно. Недопустимы фразы со стороны родителей типа «Не сходи с ума. Это разве проблемы! Вот у меня …», «Хватит ерундой страдать» и подобные. Выслушайте ребенка и помогите решить задачу. Если вы убеждены, что его проблема – пустяк, то, значит, вы можете ему помочь быстро от него избавиться. Научите подростка (фактами и аргументами, действиями) тоже считать это пустяком.

Запомнить новый принцип взаимодействия просто:

  • не приказы, а просьбы;
  • не нотации, а пожелания;
  • не контроль, а просьба информировать и так далее.

Оптимального и единого стиля нет. Ведь ваш ребенок единственный и неповторимый. Вы сами должны выстроить взаимоотношения на основе общих принципов, возрастных и личностных особенностей вашего ребенка.

Большая часть скандалов и капризов в отношениях родителей и подростков объясняется нежеланием родителей (или непониманием необходимости) менять привычный стиль взаимодействия. Для изучения сути капризов и перестройки взаимоотношений рекомендую прочитать книгу Е. Н. Корнеевой «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». В книге подробно рассмотрены все возрастные кризисы (в том числе подростковый) и наиболее популярные конфликты детей и родителей.

Как поспособствовать положительному поведению ребенка

Представленная ниже информация актуальна для преодоления и профилактики девиаций, коррекции . То есть это базовые принципы поведения родителей для успешного прохождение подросткового возраста у их чада.

  1. Пригласить подростка на диалог. Банальное и простое «давай поговорим?».
  2. Хвалить по каждому поводу. Нельзя сочетать похвалу и ругань. В силу естественного возрастного негативизма подросток не заметит похвалы, а возьмет на заметку только порицание.
  3. Совместно с подростком написать желаемые стили поведения (актуально для обеих сторон), обсудить их.
  4. Важно устанавливать реальные и четки границы, запреты и наказания. Нередко подростки проверяют родителей на прочность и ценность их слова. Сдерживайте любые обещания и не говорите: «Я тебя убью» (ведь не убьете же, надеюсь). Вот «На день буду вынуждена отключить интернет» звучит куда лучше и реалистичнее.
  5. Не требуйте мгновенного выполнения просьбы. Подростку нужно дать 5-10 минут на обдумывание и внутреннее размышление.
  6. Ненавязчиво напоминайте об обязанностях подростка.
  7. Всегда предлагайте альтернативу (или хотя бы держите ее наготове).
  8. Ориентируйтесь на положительные и желаемые явления, игнорируйте нежелательные.
  9. Договаривайтесь о наказании заранее. Не имеет смысла придумывать порицание после того, как подросток не ночевал без предупреждения дома. Он должен был знать все риски и последствия заранее.

Критичные ситуации

В подростковом возрасте, к сожалению, нередко встречаются крайне опасные для самого ребенка и его окружения ситуации:

  • преступность,
  • зависимости,
  • депрессии и суицид,
  • психосоматические заболевания.

Это опасные состояния, требующие незамедлительного обращения к специалисту. Для их предотвращения важно избегать разрушающих стилей воспитания и заниматься профилактикой девиаций у подростков.

В заключение рекомендую прочитать книгу О. В. Холодковской, В. А. Пашниной «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем». В работе отведена целая глава на подробное рассмотрение этих проблем (признаки, практические советы).

Итак, подростковый период – непростой этап для родителей и ребенка. Но при успешном его прохождении вы получите хорошего собеседника, компаньона, поддержку, понимание.

О половых различиях в протекании переходного возраста вы можете узнать из статей и .

Желаю вам взаимопонимания с вашим прекрасным отпрыском!