Перинатальный период развития. Перинатальный период развития ребенка. Перинатальный период развития разделяют на несколько этапов


Психология развития и возрастная психология: конспект лекций Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие

Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей собственной жизнью, реагирует на голоса, на настроение матери, на внешние стимулы. Существует гипотеза, что зародыш начинает реагировать еще раньше, чем будет сформирована центральная нервная система, потому что клетки живого организма могут улавливать изменения в химическом составе крови матери. А такие изменения неизбежно появляются в связи с любыми положительными или отрицательными эмоциями женщины.

Практически сразу после оплодотворения, т. е. через 30 ч зародыш человека становится двуклеточным. Еще через 10 ч зародыш состоит из 4 клеток, через 3 дня – из 12 клеток. Первые клетки (бластомеры) тесно соприкасаются друг с другом, они крупнее, чем обычные соматические клетки человеческого организма. В это время зародыш называется «морулой» (от лат. morum – «тутовая ягода»). Такое название возникло, потому что зародыш похож на ягоду.

Нервная система зародыша формируется с 3-4-й недели внутриутробной жизни, развивается на протяжении всего последующего внутриутробного периода. Несмотря на то, что нервная система возникает очень рано, головной мозг будет развиваться на протяжении многих лет после рождения ребенка. Но центральная нервная система начинает функционировать уже в материнском организме. Американский ученый Т. Верни утверждает, что личность человека формируется до его появления на свет. Ребенок чувствует мысли, переживания, эмоции матери, именно эти впечатления впоследствии сформируют его характер, поведение, психику. У 28-недельного плода уже есть мимические реакции. Плод выражает свое отношение ко вкусу пищи, которую ест мать. Гримасы неудовольствия возникают на соленое и горькое, и, наоборот, сладкое вызывает у зародыша выражение удовольствия. Плод реагирует особым выражением лица на плач матери, крик, гнев.

Многочисленные исследования показали, что в развитии плода играет огромное значение деятельность нервной системы. Если у плода по какой-то причине повреждается мозг, длина и масса уменьшаются, то во время родов плод может погибнуть. Движения плода в организме матери определяются деятельностью развивающейся нервной системы. Выражены глотательные и хватательные движения, подвижны конечности. Хватательный эффект впервые проявляется в возрасте 11,5 недель внутриутробной жизни.

Специалисты по проблемам раннего развития мозга, внешней среды и психического здоровья доказали, что ребенок чувствует отрицательные эмоции матери, и они влияют на него самым сильным образом. Основные характеристики мозга зависят не только от наследственности, но и от качества контактов плода с окружающей средой. Если будущий ребенок был не желателен для матери, в период беременности она была озлоблена или раздражена, то плод все это чувствовал. Гормоны, образующиеся в организме женщины, самым негативным образом воздействовали на ребенка.

Акт рождения сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного. После того как ребенок появился на свет, нервная система глубоко потрясена всем происшедшим. Это дает основание говорить о психологической травме рождения.

Понимание того факта, что ребенок чувствует и сознает еще до рождения, дает возможность осознать беременной женщине, что она может повлиять на личность ребенка, может направить его развитие в том или ином направлении с помощью своих мыслей и чувств. Это не означает, что любые мимолетные волнения или тревоги могут навредить ребенку и качественно повлиять на его характер, в некоторых случаях это даже может сыграть положительную роль в развитии ребенка. А значит это только то, что мать ребенка имеет возможность качественно улучшать его эмоциональное развитие.

Открытию факта внутриутробного формирования личности способствовал ряд открытий, среди которых открытие существования системы общения между матерью и новорожденным ребенком, названной «привязанностью» .

Что важно, сделанные открытия по-новому объясняют роль присутствия любящего мужа рядом с беременной женщиной. Для нее общение с ним является постоянным источником эмоциональной поддержки и чувства защищенности, что, в свою очередь, передается ребенку.

Возвращаясь к теме о психологической травме рождения с точки зрения данных открытий, становится очевидным, что для ребенка очень важно родиться в теплой, душевной обстановке, рождающей чувства безопасности и защищенности.

Однако все эти открытия не означают, что ребёнок в утробе матери обладает полностью сформированной эмоциональной и психической базой. Он не может понять тонкости разговора взрослых людей, однако он понимает этот разговор с точки зрения эмоций, улавливая малейшие изменения, не ограничиваясь сильными и ярко выраженными, такими как любовь или ненависть, но также распознавая такие эмоции, как неуверенность или двойственность чувств.

Ребенок в утробе матери является очень способным учеником. Одним из главных источников информации для него являются его чувства. Так, например, если мать ребенка курит – он испытывает негативные эмоции (предположительно это связано с тем что во время курения ему недостает кислорода). И даже если мать будет просто думать о курении, у ребенка будет наблюдаться волнение (учащенное сердцебиение, повышенная активность) – так называемый условный рефлекс на негативное событие.

Другим источником информации для ребенка является речь. Не секрет, что у каждого человека индивидуальный ритм речи. И доказано, что источником рисунка речи человека является речь его матери, звучание которой он копировал. Причем процесс обучения начинается еще в утробе матери, это доказывается тем фактом, что ребенок движется в ритм ее речи. Младенец в возрасте 4–5 месяцев обладает хорошо развитым слухом и может различать не только голоса родителей, но и музыку. Если включить спокойную музыку, то даже достаточно беспокойный ребенок успокоится, в случае с быстрой и громкой музыкой будет наблюдаться резкое изменение поведения плода в сторону повышения его активности.

Доктором Домиником Пурпура , профессором медицинского колледжа Альберта Эйнштейна, являющимся главой секции исследования мозга Национальных институтов здоровья, было указано точное время формирования личности ребенка в утробе матери – это период между 28-й и 32-й неделями беременности. Начиная с этого периода, информация поступает в мозг и передается отдельным частям тела. Несколькими неделями позже сигналы мозга ребенка становятся более ярко выражены и могут быть зафиксированы приборами, позволяющими определить, когда ребенок спит, а когда бодрствует.

Рождение ребенка резко вносит в его мироощущения новые эмоции, новые впечатления, зачастую не всегда приятные. И то, как поведет себя ребенок в первые минуты после рождения, в большинстве случаев покажет, каково будет его поведение в дальнейшей жизни. Так, ребенок, родившийся и оказавшийся в руках акушера, может развернуться, а может остаться в позе эмбриона, привычной ему по утробе матери. В первом случае ребенок будет активным и деятельным, а во втором – будет психологически замыкаться и отстраняться. Для ослабления кризисности перехода из пренатального в перинатальный период развития необходимо создать условия при рождении и сразу после него близкие к тем, что были у ребенка в последние девять месяцев: положить его сразу после рождения на живот матери, после чего в ванну с теплой водой и т. д.

Психология возрастного развития – это отрасль знаний, рассматривающая динамику возрастных изменений. В психологии возрастного развития выделяют 2 типа развития: преформированный , непреформированный .

Преформированный тип развития – развитие, при котором заранее заданы и закреплены те стадии, которые организм пройдет в течение некоторого времени, например, эмбриональное развитие.

Непреформированный тип – это такой тип развития, когда процесс задан не изнутри, а извне.

Развитие происходит благодаря влиянию окружающей среды на организм.

Эволюционное изменение психики – это длительное и достаточно медленное развитие, в результате которого происходят устойчивые изменения организма, обогащается словарный запас человека.

Революционные изменения – это быстрые, глубокие преобразования психики и поведения человека. Происходят во время возрастных кризисов, сопутствуют им.

Ситуационные изменения – это быстрые, но недостаточно устойчивые изменения психики и поведения, требующие подкрепления. Бывают организованные и неорганизованные.

Организованные – предполагают разработку оказания обучающего влияния на человека, осуществляются в системе и носят целенаправленный характер.

Неорганизованные ситуационные изменения носят, как правило, случайный характер и не предполагают системной работы по обучению и воспитания.

В ситуационных изменениях особую роль играют психотрав-мирующие обстоятельства, накладывающие значительный отпечаток на изменение личности.

Детское развитие – непреформированный тип развития. Это качественно своеобразный процесс, который определен той формой развития общества и непосредственно окружающего ребенка социума, в котором ребенок находится.

Движущие силы психического развития – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка. Эти факторы являются причинами и содержат в себе побудительные энергетические источники развития.

Условия психического развития – это внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на процесс развития, направляя его ход и формируя динамику и конечный результат.

Законы психического развития – это общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие и опираясь на которые можно управлять ходом психического развития.

Л. С. Выготский отмечал, что разные стороны психической деятельности ребенка развиваются неравномерно. Например, речевое развитие бурно происходит в раннем детском возрасте, а логическое мышление развивается в подростковом возрасте.

Закон метаморфозы детского развития заключается в том, что развитие не сводится к количественным изменениям психики, оно представляет собой цепь качественных изменений.

Закон цикличности заключается в том, что возраст как стадия развития представляет собой определенный цикл, каждый цикл имеет свое содержание и свой темп.

По проблеме развития мнения большинства зарубежных и отечественных психологов расходятся. Многие зарубежные психологи, например, Ж. Пиаже , считают, что обучение ориентируется на развитие, т. е. при обучении необходимо исходить из того, что ребенок осваивает информацию в соответствии с уровнем развития познавательных процессов в данный период времени. Соответственно, нужно давать ребенку то, что он может «взять».

В отечественной психологии взгляд на проблему соотношения обучения и развития принципиально иной. Л. С. Выготский говорил о ведущей роли обучения в процессе развития, т. е. он отмечал, что обучение не должно плестись в хвосте развития. Оно должно несколько опережать его.

Обучение Выготский характеризовал как общественный момент развития, имеющий всеобщий характер.

Также он выдвигал теорию (идею) о существовании уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

Под понятием развития Л. С. Выготский понимал процесс формирования человека или личности и возникновения на каждом этапе развития новых качеств, специфичных для человека и подготовленных ходом предыдущего развития. Следует отметить, что данные качества существуют в готовом виде на предыдущих ступенях развития, для них есть предпосылки.

Основоположником исследования эволюционного развития всего живого и конкретно человека является Ч. Дарвин . На основе его учения был разработан закон о том, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Дж. Холл перенес данный закон на человека, на его психику. Человек в течение своей жизни повторяет все стадии развития человечества. В рамках этого работали Ф. Гетчесон , В. Штерн и другие ученые.

Ф. Гетчесон в качестве основного критерия использовал способ добывания пищи. Он считал, что ребенок на протяжении жизни проходит все стадии развития человечества: собирательства, земледелия, одомашнивания животных, строительства жилища и торгово-экономическую стадию.

В. Штерн ориентировался на овладение человеком определенным культурным уровнем. Он отмечал, что человек на первоначальном этапе своего развития напоминает млекопитающих, на следующей стадии – обезьяну, затем он овладевает культурными навыками и к началу обучения становится культурным человеком. Данную теорию критиковали за то, что негуманно заставлять человека повторять все стадии развития человеческого общества. Ее критиковали и за то, что она умозрительна, т. е. основана на внешнем сходстве. Тем не менее, теория рекапитуляции – это первая попытка создать эволюционную теорию.

Представителями нормативного подхода являлись Н. Гейзелл и У. Термел .

На основе многолетнего исследования особенностей социальной адаптации детей, их речевого развития и ряда других показателей с помощью специального оборудования, кино, видео, а также непроницаемого зеркала Гейзелла были составлены психологические портреты отдельных возрастных групп и определены нормативные показатели психического развития.

Термел исследовал детей-вундеркиндов. Сторонники нормативного подхода положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Они проследили динамику развития психических функций ребенка с раннего детства до юношеского периода, до наступления взрослости.

Большой интерес представляет теория трех ступеней детского развития К. Бюллера . Фактически, теория Бюллера представляет собой своеобразную иерархию отдельных компонентов детского развития. На первой ступени стоит инстинкт , на второй ступени – дрессура (навыки) , третья ступень – интеллект . В рамках этой теории обнаруживается сочетание внутренних биологических факторов (задатков) и внешних условий.

К. Бюллер считал, что определяющими для развития человека являются:

1) усложнение взаимодействия с окружающей средой;

2) развитие аффективных процессов;

3) созревание мозга.

Под развитием аффективных процессов Бюллер понимал возникновение и переживание человеком удовольствия.

На первой ступени удовольствие приносит выполненная деятельность. Например, младенец получает удовольствие после кормления.

На второй ступени (дрессура) ребенок получает удовольствие в процессе деятельности. Например, ребенок получает удовольствие от сюжетно-ролевой игры.

На третьей ступени (интеллект) человек получает удовольствие от предвосхищения деятельности. Основная тенденция: в процессе развития наблюдается переход удовольствия от конца к началу действия.

Теорию Бюллера критиковали за необоснованность описанных ступеней и критерия их выделения. Фактически, изучая развитие в рамках зоопсихологии, Бюллер перенес его и охарактеризовал по тому же принципу детское развитие.

Постепенно в процессе развития происходит социализация личности. Этот процесс экспериментально изучался многими психологами.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.

Понятие «социализация» было введено в социальную психологию в 40-50-е гг. XX в. в работах А. Бандуры , Дж. Кольмана и др. В разных научных школах это понятие получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное учение; в школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия; в гуманистической психологии – как самоактуализация.

Явление социализации многоаспектное, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии проблема социализации разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения в зависимости от степени включенности в общество.

Формирование ценностных ориентиров также является сложным процессом, зависящим от многих факторов, причем как внутренних, так и внешних. Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве жизненных стратегических целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя ориентиры рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и ценностных ориен-таций различались либо по параметру «общее-индивидуальное», либо по параметру «реально действующее – рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. Сейчас более принятым является восходящее к К. Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентиров – как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок).

Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Этот период насыщен впечатлениями. Ребенок активно познает мир, и наиболее яркие образы откладываются у него в памяти. Поэтому очень развита и богата фантазия. Дети любят слушать сказки, они развивают их воображение. Чуть позже они сами стараются их сочинять. Они воспроизводят когда-то увиденный образ сами, не осознавая этого, при этом думая, что сочиняют сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, но при этом ребенок комбинирует образы, вводит новые.

В это время у ребенка начинает формироваться характер, т. е. некоторые черты характера. В психологии характер определяют следующим образом.

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

РАЗВИТИЕ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЕОРИИ ФРЕЙДА Фрейд указывал, что восприятие значимости других людей и неудачи в отношениях с ними определяют природу, характер и функционирование внутрипсихических структур. Ранее, в 1895 году, он заявил, что опыт вознаграждения и

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 4. Психика и ее развитие Психология как наука изучает психику человека (специальная отрасль психологии – зоопсихология изучает психику животных).Психика – это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию

Из книги Полночные размышления семейного терапевта автора Витакер Карл

Переезд в Мэдисон: развитие теории семейной терапии В 1965 году мне представилась возможность переехать в другой университет - сладкая возможность бегства. Это был не только шанс убежать от накопившихся профессиональных проблем; для моей собственной семьи пришло время

Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И.

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

ЛЕКЦИЯ № 9 Организационное развитие 1. Понятие организационного развития Организационное развитие – необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, что является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов трудового коллектива.

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 2. Возрастное развитие человека Возрастная психология как научная дисциплина в России начала складываться в середине ХХ в. Получившая распространение идея воспитания, построенного на знании законов духовного и телесного развития человека, выдвинула на первый

автора Фромм Эрих Зелигманн

ЛЕКЦИЯ № 9. Развитие памяти у детей-дошкольников Память – это особенность человека, которая определяется способностью накапливать, хранить и воспроизводить полученный опыт и информацию; способность воспроизводить события, произошедшие в прошлом с уточнением места,

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка Одним из главных умений, которым необходимо овладеть ребенку при познании речи, – это умение комбинировать слова. Многие исследователи, например, Кольцова, Рыбников, Гвоздев, Люблинский, отмечают как характерный этап развития детской

Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих Зелигманн

Развитие теории инстинктов Последней важной разработкой Фрейда была его теория инстинктов жизни и смерти. В 1920 г. в труде «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд приступил к основательной ревизии всей своей теории инстинктов. Он отнес свойства инстинктов к

Из книги Демография регионов Земли. События новейшей демографической истории автора Клупт Михаил

Развитие теории семейной психотерапии Начало «семейному движению» в психиатрии было положено в 1950-е годы несколькими психиатрами, которые работали независимо несколько лет до того, как начали получать информацию друг о друге. В нескольких статьях (Bowen, 1966; Bowen, 1971; Bowen, 1975)

Из книги автора

6.2. Морально-этические аспекты вмешательства в пренатальное развитие Наблюдение за состоянием беременной женщины и ее плода преследует двойную цель – достижение благоприятного результата как для матери, так и для ребенка. В свете современного развития перинатальной

Из книги автора

3.3. Демографическое развитие региона в зеркале теории Демографическая история стран ЦВЕ была, среди прочего, и эмпирической проверкой двух больших теоретических построений. Одно из них восходило к знаменитому тезису К. Маркса: «Всякому исторически особенному способу

Перинатальный период составляет всего 0,5-0,6% от общей продолжительности жизни человека, но именно на пртяжении перинатального периода формируется физическое и психоэмоциональное здоровье человека в следующие годы жизни.

Составные части перинатального периода:

· антенатальний (поздний фетальний) период - 24-40 недель гестации;

· интранатальний период - прохождение через родильные пути;

· ранний неонатальный период - первые 7 дней или 168 часов жизнь.

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Нужно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это – формы первой игры. С ребенком может играть и отец.

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо (узнают песни, которые им пела мать, стук сердца и ее голос).

В период внутриутробного развития ребенок воспринимает большое количество стимуляции от матери и даже из внешней среды, причем во всех сенсорных системах. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного.Вопрос о содержании психической жизни новорождённого долгое время остается дискуссионным, тем не менее вторым и решающим аргументом становится то, что мы видим, хотя и в примитивном виде, те процессы жизни, которые у старших детей или взрослых характеризуют различные психические состояния. Речь идет о выразительном характере движений, с помощью которых ребенок выражает эмоции радости, горя, страха. Явления психической жизни проявляются и в инстинктивных движениях новорождённого, связанных с голодом, жаждой, насыщением и удовлетворением.

Чем разнообразнее воздействие на ребенка в перинатальный период, тем больше дифференцирована его экспрессия, тем больше стимулов он начинает «узнавать» после рождения. Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Психологи говорят о диаде «мать – дитя», о целостной системе, которую во время беременности, родов и первого года жизни представляют собой малыш и его мама. (Общение всегда 100%). Таким образом, положительные эмоции матери нужны ребенку еще до рождения и являются очень важным фактором, обеспечивающим формирование его положительного опыта.

24.Период новорожденности как первый критический период развития ребенка . Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. В это время происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физ-им отделением от материнского организма: это новый тип дыхания, новый способ питания и т.п. Происходит приспособление к новому образу жизни.П ервые полтора часа после появления ребенка на свет существует критический(сензитивный)период, когда «запускается» врожденный механизм форми-я привязанности у ребенка и по отношению к ребенку. Поэтому в этот момент очень важно присутствие матери. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца.В первые месяцы жизни ребенок чувствует себя слитым воедино с матерью. Малыш не осознает части своего тела и еще не умеет ими управлять. Вся активность малыша направлена на взрослого человека, через которого он удовлетворяет свои потребности. Поэтому ребенок первоначально реагирует на окружающих людей вообще: через них он воспринимает и познает мир.Самое большое значение в этот период для развития ребенка приобретает эмоциональное общение с матерью. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления.

№25.Основные линии развития в младенчестве.Новообразования младенч-го возраста.

Развитие сенсорики:зрительное сосредоточение,появившееся еще на этапе новорожденности,совершенствуется.После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным,к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 мин.В этом возрасте ребенок определяет форму предметов,реагирует на цвет.Ребенок может прослеживать движущие предметы.В 4 месяца он не просто видит,а активно смотрит,реагирует на увиденное.Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений,которые он получает.Взрослые,ухаживающие за ребенком,должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях.Позновательное развитие младенцев,живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным.Основное новообразование-возникновение индивид-ой психической жизни ребенка.Новое в этом периоде то,что жизнь становится индивидуальным существованием,отдельным от материнского организма; и становится психической жизнью.Проявляется новообраз-ие в форме комплекса оживления(реакция улыбки;использование крика,плача дляпривлечения к себе и др.).Комплекс оживления проявляется раньше у тех детей,матери которых общаются и играют с ними.К году ребенок произносит первые слова,осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира.До года речь ребенка-пассивная;он понимает интонацию,но сам не говорит.Но именно в это время закладываются основы речевых навыков.Дети сами закладывают эти основы(с помощью плача,жестов,первых слов).Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью.По форме она явл-ся общением,а по содержанию-эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

В.26 понятие псих.депривации (сенсорная*1, двигательная*2, материнская*3, психосоциальная*4), общая хар-ка последствий для псих.развития.

Псих.депривация- псих.состояние, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некот.его основных псих.потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. *1 –определяется как пониженное кол-во сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность. Норм.развив-йся р-к стремится к опред. Оптимальному уровню стимуляции, а окруж.его взрослые снабжают р-ка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Ряд эксперим.исследований показали, что недостаток прикосновений и движений являются результатом поражения развития центр.нерв.системы. *2 –связано с ограничением пространства и хар-на для домов ребенка,где движения р-ка длительное время ограничено рамками манежа. Нахождение р-ка в условияххронич.гиподинамии приводит к развитию эмоц.вялости.симптомы *2:раскачивание тела вперед-назад, резкие движения головы из стороны в сторону перед засыпанием на подушке. у таких детей часто наблюдается моторная отсталость. *3 – привязанность к взр-му явл. Биолог.необходимостью и изначальным псих.условием для развития р-ка.наиболее значима для младенца мать. она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации. *4 –под ней понимают изоляцию р-ка от общества.пример, «волчьи дети», «дети- маугли». Известно, что чел-к представляет собой единство биолог-го, псих-го, соц-х уровней. Становясь сознательным объектом деят-ти реб-к осознает себя личностью. Чел-к,изолированный от общества, не владеет нормами и правилами поведения в обществе,псих.процессы не развиваются.

(27). Особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте. Основные направления развития в данный период.

К концу первого года жизни ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности. В кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий – предпосылки перехода на новую ступень развития:

1) речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, они лишь сколки слов взрослых), эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений.

2) почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет, ребенок целиком поглощен предметом, в этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.

3) развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.

Говоря об общепсихологических характеристиках периода раннего детства, Л.С. Выготский отмечал ряд существенных моментов:

1. Связанность ребенка с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею (не использует другого опыта и знаний).

2. Ведущая психическая функция этого периода – восприятие. Память ребенка раннего возраста проявляется только в узнавании. Мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в ситуации и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия. Восприятие в раннем детстве носит аффективный (эмоциональный) характер.

Перинатальный период длится около 266 дней и подразделяется на 3 основные этапы. Первая фаза – зародышевый период – продолжается от зачатия до имплантации зиготы к стенке матки (примерно 14 дней). Вторая фаза – эмбриональный период – начинается с начала 3-й недели и продолжается до конца 8-й недели. В это время формируются все основные органы плода и начинает биться его сердце. Третья фаза – плодный период, который продолжается с 9-й недели беременности до момента рождения. Во время этого периода начинают активно функционировать все основные системы органов, а организм ребёнка быстро растёт.

Ещё перинатальный период разделяют на триместры

Амнион – герметичный мешок, наполненный жидкостью, поступающей из материнских тканей. Амнион защищает развивающийся организм от ударов и регулирует его температуру.

Хорион – оболочка, окружающая амнион и со временем превращающаяся в выстилающую ткань плаценты.

Желточный мешок – мешок в форме шара, плавающий в амнионе и снабжающий эмбрион клетками крови до того момента, когда он сможет создавать свои собственные

Плацента – орган, наполненный кровеносными сосудами матери и эмбриона, которые разъединяются особыми тончайшими ворсинками, чтобы кровеносные потоки матери и ребёнка не смешивались. Однако кислород, углекислый газ, соли, сахара, белки и жиры через этот барьер (ворсинки) проникают. Поступающая в плаценту кровь матери приносит кислород и питательные вещества. В кровеносную систему эмбриона она поступает через пуповину, соединяющую его с плацентой. Пуповина также служит для удаления из развивающегося организма углекислого газа и вредных продуктов метаболизма.

В перинатальном развитии можно выделять сензитивные периоды, во время которых организм или отдельный орган (система) наиболее восприимчивы к действию тератогенов (лекарственные средства, заболевания матери и другие факторы окружающей среды, которые могут нанести вред развивающемуся организму, привести к возникновению у него физических недостатков, повреждений мозга, резких остановок роста и даже к смерти).

Поскольку большинство органов и систем организма формируются с 3-й по 8-ю недели перинатального периода, то этот период является наиболее уязвимым для действия тератогенов. Наиболее опасный период для возникновения тяжёлых поражений головного мозга и ЦНС приходится на 3-5-ю недели перинатального развития. С 9-й недели беременности действие тератогенов ослабевает, но незначительные физиологические и анатомические нарушения могут наблюдаться.



Тератогены способны влиять на поведение и развитие ребёнка не сразу после его рождения, а спустя некоторое время. Например, если мать регулярно употребляет во время беременности 0,3 алкоголя с незначительным содержанием спирта (пиво, шампанское), то у ребёнка явных психических расстройств не будет. Однако, оказывается, что такие дети медленнее обрабатывают информацию, имеют более низкий уровень IQ, чем их сверстники, матери которых не принимали алкоголь во время беременности.

Известно, что двигательная активность в перинатальный период развития начинается очень рано. Сердцебиение возникает на 3-4-й неделе после оплодотворения, первые спонтанные движения туловища и конечностей - на 10-й неделе, однако мать начинает ощущать их значительно позже. Эпизодически наблюдаются глотательные, дыхательные и мимические движения. Движения на последних стадиях беременности весьма активны и довольно разнообразны, в частности у плода имеется шаговый автоматизм.

Все сенсорные системы плода начинают функционировать задолго до рождения. Его нервная система способна перерабатывать проприоцептивную, вестибулярную, а также тактильную информацию, которую она получает в результате обратной сенсорной связи от движений, ограниченных стенками матки. Все это может существенно влиять на созревание соответствующих отделов ЦНС плода. Считается, что плод человека способен реагировать на химические (вкус, обоняние) и тактильные (давление) стимулы, а также запоминать перинатальный опыт.

Слуховая система в перинатальный период развития к шести месяцам уже имеет основные черты, присущие органу слуха взрослого человека. Плод способен воспринимать звуки, поступающие из окружающей среды, в первую очередь голос матери. Особенно чувствителен плод к тоническим оттенкам материнского голоса, которые несут ему информацию о ее эмоциональном состоянии. Благодаря этому младенцы уже спустя несколько дней после рождения способны узнавать материнский голос. По современным представлениям, воспринятая в эмбриогенезе слуховая стимуляция обеспечивает ребенку дополнительные условия для развития эмоциональных, социальных и когнитивных функций.



Активности в перинатальный период развития в последнее время придается большое значение. С помощью новых методов, в первую очередь ультразвукового сканирования, описаны паттерны двигательной активности плода на разных этапах эмбриогенеза. По совокупности наблюдений исследователи пришли к выводу, что поведение плода нельзя рассматривать как последовательность автоматического созревания цепочек рефлекторных реакций в ответ на внешние раздражители. Спонтанная активность плода человека, возрастающая к концу беременности, представляет собой сложноорганизованную деятельность, которая, предположительно, отражает его стремление занять наиболее удобное положение в утробе матери.

Для оценки состояния здоровья новорождённого используются определённые методики. Наиболее часто применяется шкала Апгар (назван в честь Вирджинии Апгар, разработавшей его), которая содержит пять основных показателей состояния ребёнка. По каждой из характеристик начисляется от 0 до 2 баллов, которые потом суммируются. В результате применения этого теста можно получить от 0 до 10 баллов. Чем выше балл, тем лучше состояние новорожденного. Тест применяется в течение первых минут жизни, а затем снова через 5 минут повторяется. Новорождённые, набравшие 7 баллов и выше, оцениваются как находящиеся в хорошей физической форме, а 4 балла и ниже означает, что ребёнок не здоров и нуждается в срочной медицинской помощи.

Таким образом, шкала Апгар позволяет выявить тяжёлые физические и неврологические нарушения и осуществить неотложную медицинскую помощь. В то же время, эта шкала не позволяет выявить другие возможные нарушения состояния новорождённого. Поэтому используется ещё один тест – Шкала оценки поведения новорождённого, которая представляет собой более тонкий инструмент оценки поведения новорождённого и его неврологического статуса. Эту шкалу применяют через несколько дней после рождения и оценивают силу 20 врождённых рефлексов, изменение состояния ребёнка, реакцию на утешение и другие социальные стимулы. Преимущество этого теста в том, что он помогает на ранних сроках выявить детей, которые слабо реагируют на разнообразные внешние стимулы. Если новорождённый очень сильно заторможен, низкий показатель по шкале может означать повреждения мозга или наличие иных неврологических проблем. Если же у ребёнка хорошие рефлексы, но он вяло отвечает на внешние стимулы, возможно он в дальнейшем не получит адекватной игровой стимуляции и внимания, в результате чего не создаётся тесной эмоциональной связи между ним и его родителями. Таким образом, низкий показатель по данной шкале служит предупреждением о будущих проблемах в развитии (Шэффер, с. 168-201).


Кризис новорождённости

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности . Это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с новорожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т. д.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.

Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция отсутствует. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы (хватательный, рефлекс Робинсона и др.). Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть, для того чтобы сформировался акт хватания или ходьба.

Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, – человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей.

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления . Это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений.

Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца кризиса новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Перинатальный период – это период, непосредственно предшествующий родам, а также сами роды и период, следующий сразу за ними. При нормальном ходе беременности роды наступают примерно на 38-й неделе после зачатия.

Обычно процесс родов разделяется на три стадии: предродовые схватки, собственно роды и изгнание последа (плаценты с пуповиной). Первая стадия родов характеризуется сокращениями матки, которые постепенно становятся более частыми и мощными. Шейка матки раскрывается, образуя свободный проход в родовой канал, процесс длится от 12 до 24 ч при первых родах и от 3 до 8 ч при последующих. Вторая стадия родов, длящаяся от 10 до 50 мин, заключается в изгнании плода: продолжаются сильные маточные схватки, но мать испытывает позывы к сокращению мышц брюшной полости, по мере этого одновременно с каждой схваткой ребенок выталкивается вниз и наружу. Третья стадия характеризуется изгнанием последа (плацента отделяется от стенки матки и выходит наружу) и обычно длится 10–15 мин.

Необходимо отметить, что существуют огромные культурные различия как в сопровождении беременности, так и в практике родовспоможения.

В среднем вес доношенного ребенка составляет 2,5–4,3 кг, а рост – от 48 до 56 см. Мальчики обычно оказываются несколько выше и тяжелее, чем девочки.

В. Апгар разработана стандартная оценочная шкала для быстрого определения состояния здоровья новорожденных (табл. 3.6).

Таблица 3.6

Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных

* У чернокожих новорожденных определяется цвет слизистой оболочки, ладоней и подошв.

Источник: [Крайг, 2000, с. 186].

Оценка проводится через 1 мин после рождения и повторяется через 5 мин. Семь и более набранных баллов указывают на то, что младенец находится в хорошем физическом состоянии. Результат, находящийся в диапазоне между четырьмя и шестью баллами, говорит о том, что те или иные системы организма ребенка еще не функционируют полностью и ему требуется специальная помощь в установлении дыхания и других жизненно важных процессов. При оценке ниже четырех баллов младенцу необходима срочная медицинская помощь, немедленное подключение к системам жизнеобеспечения.

Существенными являются проблемы недоношенности и малого веса ребенка. Недоношенными считаются дети, появившиеся на свет более чем за 3 недели до завершения полной 38-недельной беременности. Маловесные дети весят существенно меньше, чем положено, исходя из сроков вынашивания. Иногда недоношенность и малый вес новорожденного сочетаются, но это не обязательно. Ребенок может быть выношен все девять месяцев, но не иметь положенных 2,5–2,8 кг веса при рождении, он доношенный, но маловесный. Ребенок, рожденный через 7 месяцев и весящий 1,2 кг (средний вес для этого срока), – только недоношенный. Из этих двух осложнений недоношенность менее опасна для психического развития ребенка. На первом году жизни недоношенные дети часто отстают в развитии от своих доношенных сверстников, но к 2 или 3 годам эти отличия сглаживаются, и большинство недоношенных детей в дальнейшем развиваются нормально [Кайл, 2002].

Для маловесных детей прогноз не столь оптимистичен, особенно если при рождении они весят меньше 1,5 кг, такие дети если выживают, то обычно отстают в когнитивном и моторном развитии [Там же]. Если маловесные дети весят больше 1,5 кг, то они имеют лучшие перспективы, хотя также сталкиваются с серьезными проблемами. В течение первого года жизни они чаще умирают, подхватывают инфекционные заболевания и демонстрируют признаки поражения головного мозга. В дальнейшем они могут отставать в своем развитии от сверстников: хуже справляются с тестами интеллекта, являются более невнимательными, хуже учатся в школе, демонстрируют социальную незрелость [Берк, 2006].

Для нормального развития детей группы риска (недоношенных и маловесных) очень важна поддерживающая среда: качественное медицинское обслуживание, внимательные и заботливые родители, стимулирующие развитие условия. К специальным методикам стимуляции таких детей относят висячие гамаки и водные матрацы для младенцев, замещающие легкие движения, которые ощущались бы ребенком, если бы он все еще находился в утробе матери; демонстрация привлекательной игрушки; аудиозапись биения сердца, мягкой музыки или материн ского голоса; массаж; «методика кенгуру» (недоношенный младенец прячется между грудями матери и выглядывает из ее одежды). Результаты многих исследований показывают, что данные формы воздействия способствуют более быстрому увеличению веса, упорядочиванию цикла сна – бодрствования, усилению исследовательской активности младенца и его моторного развития [Кайл, 2002].

Важная проблема – адаптация ребенка к родам и рождению. В настоящее время растет интерес к проблеме влияния на психическое и личностное развитие пренатального и перинатального периодов. Первыми, кто обратил на данную проблему внимание, были психоаналитики. Отто Ранк отводит центральную роль в развитии личности родовой травме, рассматривая рождение как глубочайший шок на физиологическом и психологическом уровнях [Ранк, 2009]. Травма рождения, согласно О. Ранку, связана с отделением ребенка от матери, когда ребенок теряет «блаженство», райскую ситуацию внутриутробного существования. Именно эта первичная травма является причиной всякого страха, травматических переживаний всех последующих разлук, а также любых невротических состояний. Весь период детства О. Ранк рассматривает как ряд попыток справиться с травмой рождения. Центральный человеческий конфликт, по О. Ранку, – стремление вернуться в матку, к безмятежному, райскому состоянию и в то же время родовая тревога, страх возвращения в материнское лоно из-за страха «изгнания из рая». Всякое удовольствие, с его точки зрения, в конечном счете имеет тенденцию к восстановлению первичного внутриматочного удовольствия. Также и сексуальность – это символическое воссоединение с матерью, воссоздание внутриутробного блаженства. Травма рождения, согласно О. Ранку, – психологическая сила, лежащая в основе человеческого творчества, религиозных образований, искусства, философских построений, которые в конечном счете являются попытками преодоления травмы рождения, средствами адаптации к ней [Ранк, 2009]. По его мнению, самой удачной попыткой преодоления травмы рождения должен быть признан психоанализ [Там же].

Н. Фоудор [Блюм, 1996] полагает, что опыт собственного рождения настолько травматичен, что природа позаботилась о вытеснении его из детской памяти. Страх смерти фактически возникает при рождении, и родовая травма, пережитый при родах страх символически представлен в сновидениях (например, в таких видениях, как ползание через узкие отверстия; врастание в землю; погружение в грязь или песок; раздавливание или сжатие; утопление; засасывание водоворотом, утаскивание акулами, крокодилами, страх быть проглоченным дикими животными или монстрами; кошмары удушения или захоронения заживо; фобии увечья или смерти). Осложненное пренатальное развитие или процесс рождения ведет, по Н. Фоудору, к тому, что некоторые дети уже рождаются невротиками в результате перенесенных внутриутробных испытаний.

Фоудор предлагает четыре принципа пренатальной психологии [Там же]:

Роды являются травматичными почти в каждом случае;

Продолжительным родам сопутствуют большая родовая травма и более серьезные психические осложнения;

Интенсивность родовой травмы пропорциональна повреждениям, которые ребенок получает во время родов и сразу после рождения, и в дальнейшем ведет к более серьезным последствиям;

Любовь и забота о ребенке непосредственно сразу после родов играют решающую роль в уменьшении длительности и интенсивности травматических последствий.

Одни современные исследователи утверждают, что психика младенца во время, а тем более до рождения слишком неразвита, чтобы процесс появления на свет мог оказать сколько-нибудь серьезное воздействие на последующее развитие ребенка. Но другие ученые (например, психоаналитики) утверждают, что процесс рождения, несомненно, запечатлен в бессознательном и, более того, доступен зрелому сознанию [Гроф, 1993; Марчер и др., 2003].

С. Гроф , основоположник трансперсональной психологии, предполагает, что психическая жизнь начинается задолго до того, как человек рождается. Опыт внутриутробного периода и собственного рождения сохраняются у человека на бессознательном уровне. Его несут четыре так называемые базовые перинатальные матрицы, отражающие четыре клинические стадии биологического рождения: внутриутробное существование (первая перинатальная матрица – «безмятежная внутриматочная жизнь»); предродовые схватки, когда шейка матки еще закрыта (вторая перинатальная матрица – «переживание космической поглощенности»); продвижение плода по родовому каналу (третья перинатальная матрица – «борьба смерти – возрождения»); собственно рождение ребенка (четвертая перинатальная матрица – «опыт смерти – возрождения»). Многие психические нарушения (ипохондрия, шизофренические психозы, депрессии, алкоголизм, наркомания, невроз навязчивых состояний, тики, заикание, вегетативные неврозы и проч.) Гроф объясняет травматическими переживаниями, испытанными в пренатальный и перинатальный периоды еще неродившимся ребенком. С. Гроф создал вариант терапии повторного рождения (техника гипервентиляции, или холотропная терапия), акцентирующей метафорические и трансперсональные аспекты с целью преодоления тех проблем, которые связаны с родовой травмой.

А. В. Захаров , исходя из своей психотерапевтической практики, полагает, что у детей, перенесших травмирующий родовой опыт, отмечается более раннее и более интенсивное проявление страхов. Страх темноты, одиночества и замкнутого пространства он называет перинатальной триадой страхов. Избавиться или ослабить их можно в психотерапии, заключающейся в возможности заново, в игровой форме, благополучно пройти этапы «собственного рождения».

Л. Марчер, Л. Олларс, П. Бернард также акцентируют внимание на том, что травма рождения выступает как один из источников психологических проблем. Признаками возможного наличия проблем, связанных с процессом рождения, с их точки зрения, выступают:

Сильное ощущение замешательства и неспособности действовать в жизни: «неспособность выйти» из трудной ситуации или неспособность «пройти через нее»; чувство, что не удается использовать все свои возможности в данной ситуации, ощущение, что «увяз в обстоятельствах»;

Спонтанные физические ощущения в областях тела, связанных с процессом рождения (давление в голове, крестце, пятках, пупке);

В стрессовой ситуации спонтанное принятие человеком позы эмбриона;

Преобладание в снах и фантазиях образов каналов, тоннелей и проч.

В этих случаях, а также в ситуации, когда человек хочет полностью проработать структуры своего характера, возможно проведение повторного рождения методом бодинамики с целью создания нового опыта (импринта) рождения, чтобы пациент заново пережил эту важнейшую жизненную веху такой, какой она должна была бы быть. Повторное рождение решает две задачи: 1) прийти к пониманию, какой фактор оказался действительно травмирующим или психологически значимым при рождении индивида; 2) создать новый импринт («отпечаток») рождения, позволяющий клиенту реально почувствовать, чего так недоставало в его реальном опыте рождения [Марчер, 2003].

Действительно ли родовой опыт столь травматичен для ребенка? На этот вопрос нет однозначного ответа среди исследователей. Роды – это, конечно, стресс, о чем свидетельствует, в частности, резкий выброс адреналина, необходимый для мобилизации всех сил младенца, нужных для проталкивания себя по родовым путям. Стресс может быть усилен также дополнительными травмами, причиной которых могут быть всевозможные осложнения или медицинское вмешательство. Сильные схватки приводят к сильному давлению на головку ребенка, регулярно сжимая плаценту и пуповину, вследствие чего происходит временное уменьшение имеющихся у него запасов кислорода. Однако здоровые младенцы хорошо вооружены, чтобы выдержать эти травмы. Известно, что сила схваток заставляет ребенка вырабатывать большие количества гормонов стресса, в его кровеносной системе циркулирует большое количество естественных болеутоляющих средств (бета-эндорфины), которые позволяют успешно справиться со стрессовой ситуацией. Эта адаптационная реакция помогает ребенку выдержать кислородную депривацию, подготавливает его к дыхательным движениям, побуждая легкие абсорбировать любые остающиеся газы и расширяя бронхи, а также гормоны стресса возбуждают младенцев, вследствие чего дети появляются на свет в состоянии полного бодрствования, готовые к взаимодействию с миром [Берк, 2006].

Для ребенка появление на свет является стрессовым, шоковым событием, однако большинство новорожденных обладают всем необходимым для того, чтобы справиться с этим процессом. Вопрос, может ли опыт собственного рождения быть запечатленным в психических структурах новорожденного, остается дискуссионным.

Контрольные вопросы

1. Дайте краткую характеристику трех периодов пренатального развития и опишите основные стадии каждого из них.

2. Как среда влияет на пренатальное развитие?

3. Что такое тератогены? Опишите последствия их воздействия в течение пренатального периода.

4. Дайте краткую характеристику трем стадиям родов.

5. Влияют ли медицинские технологии родовспоможения на психическое развитие младенца? Если – да, то каким образом?

6. Какие опасности сопровождают новорожденных, которые появились на свет с недостаточным весом или родились раньше срока?

7. Охарактеризуйте особенности протекания перинатального периода и его влияние на психическое развитие ребенка (О. Ранк, С. Гроф и др.).

8. Какие факторы могут стимулировать развитие детей недоношенных, маловесных или переживших родовую травму?

Тестовые задания

Берк Л. Развитие ребенка. 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 152–194.

Кайл Р. Детская психология: тайны психики ребенка. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 60–77.

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 152–198.

Гроф С. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993. С. 111–153.

I (синоним околородовой период)

период от 28 недели беременности, включающий период родов и заканчивающийся через 168 часов после рождения. По классификации ВОЗ, принятой в ряде стран, П. п. начинается с 22 недели беременности (когда масса плода достигает 500 г и более).

Продолжительность П.п. различна и зависит от ряда факторов, определяющих наступление родов. Например, при преждевременных родах у ребенка, рожденного в 28 недель беременности, П. п. складывается из периода родов и первых семи суток жизни. Наибольший по продолжительности П. п. отмечается при перенашивании беременности. П. п. является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка.

В перинатальном периоде происходит созревание функций, необходимых для самостоятельного существования организма новорожденного. По данным П.К. Анохина, у плода к 28-й неделе внутриутробного развития разрозненные локальные реакции объединяются в функциональные системы (в систему пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистую и др.).

Вероятность развития у плода и новорожденного серьезных неврологических и соматических нарушений в П.п. значительно бо́льшая, чем в другие периоды. На протяжении от 28-й до 40-й недели беременности происходит подготовка плода к родам и к внеутробной жизни. Его функциональные системы к моменту родов хотя и несовершенны, но достаточны для обеспечения жизнеспособности в ходе родов, когда плод испытывает воздействие изгоняющих сил матки и недостаток кислорода. Во время физиологических родов наблюдается выраженная активация гипофизарно-надпочечниковой системы роженицы и эндокринных желез плода, что проявляется повышением концентрации кортазола и гормонов роста, особенно выраженной при гипоксии плода.

Роды оказывают существенное воздействие на состояние функциональных систем плода и являются своеобразным испытанием их биологической надежности. Характер родов и способ родоразрешения определяют степень и характер реакций адаптации плода и новорожденного. Так, при родах через естественные родовые пути у плода наблюдается последовательная активация функций коры надпочечников, щитовидной железы и гипофиза. У новорожденных, извлеченных путем кесарева сечения, отмечаются одновременная активация функций коры надпочечников и щитовидной железы, усиленный выброс в кровеносные сосуды эритроцитов и лейкоцитов в первые же минуты после рождения. В случаях, когда плод не испытывает воздействия физиологических родов (при кесаревом сечении до начала родовой деятельности), своевременно не включается система дыхания; становление дыхания происходит без напряжения функции внешнего дыхания, в результате чего оно делается адекватным только к концу первого часа жизни. Когда плод во время родов испытывает особо интенсивные воздействия (при быстрых родах, острой кратковременной гипоксии), адаптационно-компенсаторные реакции системы дыхания, кроветворения и эндокринной системы выражены наиболее ярко. Легкая и кратковременно действующая гипоксия способствует более раннему развитию реакций адаптации плода. Тяжелая и длительная гипоксия, наоборот, ведет к угнетению реакций адаптации. Первичная адаптация к окружающей среде жизненно важных систем у доношенного новорожденного завершается в первые 168 часов жизни. У недоношенных детей процессы адаптации к окружающей среде протекают медленнее: они тем менее совершенны, чем меньше зрелость плода к моменту родов. У детей с низкой массой при рождении (1000-1500 г) период адаптации удлиняется до 3-4 недель.



Патология П. п. связана с неблагоприятными факторами, воздействующими в течение периода внутриутробного развития плода, начиная с 28-й недели беременности, патологией родов, а также с неблагоприятными воздействиями окружающей среды в первые 168 часов жизни

Перината́льный пери́од (Пери- + лат. natus рождение)

период с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного.

Перинатология -раздел медицины , прицельно направленный на изучение периода жизни человека, начиная с 28 недели беременности (масса плода 1000 г) и включая первые 7 дней после рождения. Название перинатологии происходит от трех слов: peri (греч.) - вокруг, около; natus (лат.) - рождение; logos (лат.) - учение.

Перинатальный период включает время до родов - антенатальный , во время родов - интранатальный и после родов - неонатальный периоды . Перинатальный период является чрезвычайно важным для развития человека в последующем, так как к концу беременности заканчивается внутриутробное формирование плода, в процессе родов плод подвергается воздействию многих факторов, а в течение первых 7 дней проходит адаптацию к внеутробной жизни. Число плодов и новорожденных, погибших в анте-, интра- или постнатальном периодах, определяет показатель перинатальной смертности, а появляющиеся в этот период заболевания - перинатальной заболеваемости. Предложение выделить анте-, интра- и постнатальные периоды жизни человека связано с именем известного немецкого акушера Э.Залинга. Он указывал на необходимость тщательного изучения перинатального периода жизни человека с привлечением различных специалистов для снижения перинатальной заболеваемости и смертности. Это диктовалось наблюдавшимся в 50-70-е годы нашего столетия во многих странах Европы снижением рождаемости и одновременно высокими показателями перинатальной и младенческой (после 7 дней жизни) смертности. Идею Залинга поддержали многие ученые, и в 1976 г. было создано Европейское научное общество перинатологов. Перинатология начала бурно развиваться во всем мире.

В нашей стране основоположниками перинатологии явились Н.Л.Гармашова (Санкт-Петербург), Л.С.Персианинов (Москва) и их ученики и последователи: Н.Н.Константинова, Г.М.Савельева, И.В.Ильин, В.М. Сидельникова, А.Н.Стрижаков, А.П.Клрющенков, М.В.Федорова и др.

По мере развития перинатологии временные параметры перинатального периода расширились - стали выделять пренатальное (дородовое) развитие зародыша и плода, начиная с процессов оплодотворения до 28 недель беременности. Таким образом, перинатология стала включать все периоды внутриутробного развития человека.

В настоящее время начало антенатального (дородового) периода относится к 22-23-й неделе гестации (масса плода 500 г), так как начиная с этого срока беременности возможно выживание родившегося плода в условиях адекватной терапии.

Роды - это состояние, во время которого женщина внимательно прислушивается к собственному состоянию, а врач старается оценивать его объективно. Существует даже ряд тестов, позволяющих оценить готовность организма женщины к родам.

Готовность шейки матки. Шейка должна до родов «дозреть». На протяжении беременности в плотно сомкнутой шейке матки происходят значительные изменения, затрагивающий мышечные и коллагеновые волокна. В результате внешне это проявляется в том, что шейка матки разрыхляется и укорачивается, увеличивается просвет цервикального канала.

Готовность шейки матки к родам оценивается при влагалищном исследовании. Бывают случаи, когда при осмотре перед самыми родами врач говорит, что рожать вроде бы пора, а организм не готов: шейка матки еще не «созрела». Это значит, что из-за нехватки эстрогенов в ней не произошли необходимые изменения. Если роды начнутся при таком положении дел, очень велик риск внутренних разрывов. Поэтому созревание приходится ускорять извне путем введения эстрогенных гормонов и простагландинов (в виде геля) непосредственно в шейку матки.

Готовность миометрия. Миометрий - мышечный слой матки - тоже должен быть готов к родам. Его реактивность должна быть повышена, - только в этом случае схватки будут эффективными, сильными и скоординированными. А вот если миометрий на раздражение реагирует слабо, это говорит о нехватке в организме будущей роженицы окситоцина. Следствием может стать нарушение родовой деятельности: например, она может резко прекратиться в момент самих родов. Определить готовность миометрия к родам помогают несколько тестов: окситоциновый (при котором вводят гормон и смотрят, как сокращается матка) или нестрессовый (кардиотокография). Последний помогает выяснить, ритмично ли сокращается матка и как реагирует на схватку малыш. При необходимости для регулирования родовой деятельности женщине вводят окситоцин внутривенно.

Гормональный баланс перед родами можно определить путем взятия влагалищного мазка. Полученные клетки исследуют под микроскопом и на основании преобладания тех или иных типов клеток делают вывод, каких гормонов в организме женщины не хватает и какие процессы требуется ускорить.

Наряду с физиологическими изменениями перед родами организм готовится к родам и психологически . За несколько недель до родов нередко изменяется эмоциональное состояние женщины. Она может стать более раздражительной, плаксивой, излишне эмоционально реагировать на те или иные события. Многие женщины непосредственно перед родами пытаются уединиться, побыть в тишине. В большинстве случаев будущим мамам нравится в это время обустраивать свое жилище, готовить его к появлению малыша, заниматься детским приданым.

С началом родовой деятельности практически все женщины начинают испытывать в той или иной мере волнение. При этом они активны, контактны, адекватно реагируют на происходящее. По мере усиления схваток роженица становится более замкнутой, хотя при этом отвечает на заданные ей вопросы, выполняет указания медперсонала, жалуется на болевые ощущения. Приближение потужного периода характеризуется максимальными болевыми ощущениями и соответственно поведение женщины меняется. Она отстраняется, закрывается от окружающей ее действительности, как бы смотрит внутрь себя. Иногда врачу и акушерке приходится неоднократно повторять слова, обращенные к женщине. Многие психологи считают, что психологическое состояние роженицы подобно трансу. Женщина пытается игнорировать полностью внешние раздражители. Даже поза, которую часто роженицы занимают во время схваток - так называемая поза молящегося, при которой будущая мама наклоняется вперед - тоже не только помогает наилучшим образом переносить схватки, но и отгородиться от мира и сосредоточиться на происходящем внутри. Стоит отметить, что во время потужного периода большинство женщин не испытывают болевые ощущения. Связано это с тем, что во время потуг - апофеоза родов - достигает своего максимума концентрация эндорфинов и других веществ, обладающих сильнейшим анальгезирующим действием. Таким образом, получается, что каждая схватка и болевые ощущения, ее сопровождающие, - это своего рода импульсы, способствующей правильной физиологии и биохимии родов, направленные на успешное открытие шейки матки. После появления ребенка на свет женщина быстро восстанавливается и сразу же переключает свое внимание на малыша. Считается, что первые минуты после родов могут во многом формировать материнские реакции и дальнейшие отношения между мамой и ребенком.

Периодноворожденности (от рождения до 1 мес.)

Функциональное состояние новорожденного во многом зависит от протекания беременности и определяет как переход к новым условиям существования при родах, так и дальнейшее прогрессивное развитие организма. О его состоянии судят по ряду признаков, характеризующих психомоторное развитие (скорость наступления и интенсивность первого крика, характеристика мышечного тонуса, наличие и выраженность ряда безусловных рефлексов). У новорожденных функционируют все органы чувств , но их восприятие ограничено и избирательно: с первых минут его глаза чувствительны к свету, но не может сфокусировать оба глаза в одной точке (налаживается к концу второго месяца). Новорожденные слышат (вздрагивают от громких звуков, поворачивают голову на звук голоса). От низкочастотных звуков (как в колыбельных песнях) – успокаиваются, а в ответ на высокочастотные – возбуждаются. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе, на 3-4 неделе возникает реакция на голос человека. На 3-5 неделе ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете. Органы вкуса и обоняния полностью функционируют с самого рождения (различают сладкое, кислое, соленое, горькое), реагируют на сильные запахи, приятные ароматы (как от матери) привлекают их (6-ти-дневный ребенок уже способен отличить запах своей матери от запаха другой женщины). Тактильные ощущения хорошо развиты даже у недоношенных детей (достаточно просто подержать новорожденного за руки или ножки, чтобы он успокоился, или пеленать), хорошо развито чувство боли .

Этот период называют кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру. Новорожденный имеет определенный запас врожденных безусловных рефлексов:

а) функциональные (необходимы для его выживания) рефлексы, обеспечивающие дыхание и кровообращение;

б) защитные (предохраняющие организм от опасных и сильных воздействий) – мигательный, отдергивание ручки;

в) сосательный рефлекс – один из важнейших. К 2 мес. – ребенок умеет хватать предметы и подносить их ко рту, К 4 мес. – руки тянутся целенаправленно к предмету. К 5 мес. – могут доставать предмет, глядя на него. К концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы: реагирует на позу кормления – возникают сосательные движения.

У новорожденного опыт общения с окружающими объектами – зрительный. Он проводит время во сне или в дремотном состоянии. Беспомощен, полностью зависит от взрослого человека.

Младенчество. В этот период быстро овладевает разнообразными средствами общения. Ребенок уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали. Сосредоточенно рассматривает лицо матери, вслушивается в звуки ее голоса. Видя мать, начинает улыбаться. Это поведение называется комплексом оживления (термин ввел в 20-е г.г. Н.М. Щелованов) – замирает, зрительно сосредотачивается, улыбается, двигательно оживляется, вскрикивает.

Важное новообразование младенца 2-3 мес. – эмоциональное сопровождение восприятия (это комплекс оживления, включающий в себя движения, улыбку, гуление).

Восприятие – идет быстрыми темпами первые 6 месяцев. К этому периоду хорошо развито восприятие запаха, вкуса, звуков, прикосновений; яркие звучащие предметы отвлекают внимание ребенка, умеют выделять отдельные свойства предмета; с 3-х мес. – совершенствуются процессы выделения признаков, к 3-4 мес. - созревает система восприятия цвета, способность различия объектов по размеру. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые они получают.

Мышление – первоначальные формы наглядно-действенного мышления. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. К концу 1 года ребенок включается в игры.

Память – первым появляется узнавание. В 3-4 мес. Узнает ту игрушку, которую показал ему взрослый. В 4 мес. – отличает знакомое лицо от незнакомого. К 1 году находит игрушку через 1-3 сек. после того, как ее спрятали. После 8 мес. – восстанавливает в памяти образ, когда перед ним нет сходного объекта.

Эмоциональное развитие – зависит от общения с близкими взрослыми. Первые 3-4 мес. проявляются: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (сильное биение сердца, зажмуривание глаз), расслабление при удовлетворении потребности. После 3-4 мес. улыбается знакомым, теряется при виде незнакомого человека. В 7-8 мес. беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. В 7-11 мес. появляется страх расставания (грусть или легкий испуг при исчезновении мамы). К концу 1 года стремиться к совместным действиям с близкими людьми.

Слух. К 4 мес. Чаще улыбаются в ответ на голос матери, чем на другой женский голос. К 6 мес. – проявляют беспокойство, когда слышат голос матери, но не могут увидеть ее. Чувствительность младенца к речевым звукам помогает ему научиться говорить. Эта чувствительность и способность узнавать знакомые голоса способствует укреплению его привязанности к родителям и воспитателям.

Речь. Плач – результат рефлекторного действия, способ передачи информации. В первые 6 мес. формируется речевой слух. В исследованиях физиолога М.М.Кольцовой, проведенных в домах ребенка, было показано, что специальные занятия по развитию моторики пальцев руки благотворно сказываются на речевом развитии детей. У детей, с которыми такие занятия проводились, речь начинала развиваться раньше и ее развитие шло более быстрыми темпами по сравнению с детьми контрольной группы.

Гуление – в 2-3 мес. – когда ребенку хорошо. С 6-10 мес. – период младенческого лепета. Через лепет малыш выражает готовность к общению. Лепеча, он научается произносить и различать все новые речевые звуки. В 1 год передает смысл с помощью произношения 1 слова (на, дай…) – «голофраза»; понимает 10-20 слов.

Физическое развитие

2 мес. – должен, лежа на животе, опираясь руками держать головку

3 мес. – брать большие предметы

4 мес. – можно присаживать

6 мес. – сидеть с поддержкой, уметь брать предмет в руки

7 мес. – сидеть самостоятельно

8 мес. – стоять с поддержкой, вкладывать маленькие предметы в большие, открывать и закрывать крышки коробочек

9 мес. – стоять самостоятельно, но держась за предметы

10 мес. – спокойно ползать

11 мес. – ходить, держась за ручку, верно использовать предметы, подражая взрослым (катать машинку, бить по барабану, поднести ко рту чашку с соком)

12 мес. – ходить с опорой

13 мес. – преодолевать препятствия (ступеньки)

14 мес. – стоять и ходить пытаться без опоры

15 мес. – самостоятельно ходить (девочки идут раньше, чем мальчики)