Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Перспективный план активных форм работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию Планирование работы по духовно нравственному воспитанию дошкольник


Перспективное планирование
по духовно – нравственному
воспитанию детей
«Мир - прекрасное творенье».
В подготовительной к школе группе №6 «Радуга»
Воспитатели: Богданова Н.В. Кока В.А.
2016 – 2017г.
Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.
Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Задачи:
-Дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;
-Содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.
- Воспитывать духовно – нравственные чувства;
-Формировать духовно – нравственные качества (добродетели);
-Воспитывать любовь к родной природе.
-Формировать и развить творчески духовно – нравственную личность с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;
- Содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности.
Тема Содержание Методические приемы
Сентябрь «Культура поведения» Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста) Этические беседы: «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости,
Чтение: В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо - невежливо», Г. Сапгир «Самые слова», В. Солоухин «Здравствуйте».Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание».
Сюжетно-ролевая игра: «Идём к врачу».

«У истоков русской народной культуры» *«Что летом родится, - зимой пригодится».
* «Восенушка - осень – сноп последний косим».
* «Хлеб – всему голова».
«К худой голове своего ума не приставишь» Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете.
Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтениезаклички «Восенушка - осень».
Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.
Беседа об уме и о глупости.Чтение сказки «Про Филю» из сборника В.Н. Морохина. Словесная игра «Филя и Уля».
«Положительные моральные качества» Дружеские взаимоотношения. Беседы: «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь».
Чтение: русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный», л. Толстой «Два товарища».«Этические представления» Дружба, товарищество. «Семейная принадлежность» Моя семья. Рассматривание семейных фотографий.

Продуктивная деятельность «Подарки любимым».
«Гражданская принадлежность» *Моя улица, домашний адрес.
*1 сентября – День знаний.
*27 сентября- День воспитателя детского сада. Экскурсия по улице.
Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения.
Дидактические игры и упражнения: «Я живу на улице…», «Мой адрес…», «Жилое - нежилое», пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице».
Проводы в школу выпускников детского сада.
Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Беседа о труде воспитателя.
«Духовно-нравственные чувства» Бог-творец мира, нашего общего дома. Беседа: «Бог – творец мира, нашего общего дома».
Октябрь «Культура поведения» «Телефонный этикет»
Формирование форм словесной вежливости Беседа «Правила разговора по телефону».
Чтение: А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», А. Кондратьев «Добрый день», С. Маршак «Урок вежливости», А. Шибаев «Дядя Саша огорчён».
Дидактические игры: «Вежливый ручеёк», «У меня зазвонил телефон».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
«У истоков русской народной культуры» «Град на Вороне-реке».
«Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит».
«Злое истребление»
Рассказ воспитателя об истории города Уварово. Рассматривание открыток «Уварово».
Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.
Рассказ о монголо-татарском нашествии. Знакомство со старинным оружием.
«Положительные моральные качества» «Забота о малышах и пожилых людях».
День пожилого человека. Беседы: «Как мы можем заботиться о старших», «Мы- защитники малышей».
Чтение: р.н.с. «Гуси-лебеди», А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник!», Г. Виеру «Мама, почему?», Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать!».
«Этические представления» «Доброта и забота» Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке».
Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям»
«Семейная принадлежность» «Работа моих родителей» Встреча с родителями (рассказ о профессиях).
Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы».
Чтение: С. Михалков «А что у вас?».
Дидактическая игра «Угадай профессию».
«Гражданская принадлежность» «Наш город, район – промышленные предприятия, культурные центры, памятники». Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий.
Фотовыставка «Как мы отдыхаем».
Беседа «Что есть в нашем городе для детей».
Продуктивная деятельность «Моё любимое место отдыха».
«Духовно-нравственные чувства» «Храм» Рассказ о внутреннем устройстве храма: иконостас, алтарь и светильники в храме.
Ноябрь «Культура поведения» «Правила поведения в общественных местах» Беседа «Как вести себя в детском саду, в транспорте, чтобы всем было приятно и хорошо».
«У истоков русской народной культуры» «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
«Синичкин день».
«Где живёт перо Жар-птицы?»
«Золотая хохлома». Экскурсия по историческим местам города.Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.
Знакомство детей с хохломской росписью.
Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т.п.).
«Положительные моральные качества» «Забота о малышах, слабых. Сочувствие, отзывчивость» Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай».
Чтение: А. Барто «Вовка- добрая душа».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». «Как утешить, пожалеть обиженного».
«Этические представления» «Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания». Беседы: «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи».
«Семейная принадлежность» «Моя родословная». Рассматривание семейных фотографий.
Составление генеалогического древа (с родителями).
Беседа «Моя родословная».
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
«Гражданская принадлежность» «Столица нашей Родины – Москва». Рассматривание иллюстраций.
Дидактические игры: «Путешествие по Москве», лото «Москва».
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».
«Духовно-нравственные чувства» «Храм Божий» Рассматривание иллюстраций
«Храм Божий».
Декабрь «Культура поведения» «Словесные формы выражения благодарности» Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.
«У истоков русской народной культуры» «Зима – не лето,- в шубу одето».
«Светит, да не греет».
«Пришёл мороз – береги ухо да нос».
«Снегурочка – внучка Деда Мороза». Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р.н. песни «Как на тоненький ледок».
Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.
Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.
Чтение сказки «Снегурочка».Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
«Положительные моральные качества» «Формирование чувств заботы и любви к близким людям». Беседы: «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких».
Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья».
«Этические представления» «Формирование представления о чутком, заботливом отношении к окружающим». Чтение: В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Кошевая «Мой сын».
«Семейная принадлежность» «Семейные традиции». Рассказ воспитателя «Что такое традиция».
Беседа: «Традиции вашей семьи»
Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник»
«Гражданская принадлежность» «Новый год в России и других странах». Рассказ воспитателя о встрече Нового года.
Продуктивная деятельность: «Игрушки самоделки на ёлку».
«Духовно-нравственные чувства» «Новогодний карнавал». Театрализованные семейные постановки «Семейный карнавал».
Январь «Культура поведения» «Правила поведения в общественных местах». Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте».
Обыгрывание ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).
«У истоков русской народной культуры» «Пришла Коляда накануне Рождества».
«Зимние Узоры».
«Гжель прекрасная». Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.
Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле.
«Положительные моральные качества» «Скромность». Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным».
Чтение р.н.с. «Заяц – хваста».
Просмотр мультфильма «Какой чудесный день».
«Этические представления» «Скромность- положительная черта характера». Обыгрывание ситуаций.
«Семейная принадлежность» «Наш детский сад – большая семья». Рассматривание фотографий из архива детского сада.
Рассказ воспитателя.
Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года».
Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада.
«Гражданская принадлежность» «Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей. Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса.
Беседа «Мы живём в России».
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России».
«Духовно-нравственные чувства» «Рождественские праздники».
«Крещение». Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси.
Рассматривание иллюстраций.
Театрализованная постановка «Рождественская ёлка».
Февраль «Культура поведения» «Формирование культуры разговора, спора». Беседа «Вежливость в разговоре».
Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
«У истоков русской народной культуры» «Дело мастера боится».
«Живёт в народе песня».
«На героя и слава бежит».
«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
Беседа о русской народной песне.
Рассказ воспитателя о русских богатырях.
Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.
«Положительные моральные качества» «Рыцарское отношение к девочкам». Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины».
Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка»
«Этические представления» «Скромность и зазнайство». Рассказ воспитателя.
Чтение р.н.с. «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».
«Семейная принадлежность» «Забота и внимание» Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры.
Беседа «забота о младших – почётная обязанность старших».
Чтение: М. Бородицкая «Ждём брата», «Наблюдение», «Открытие».
«Гражданская принадлежность» «Государственные символы России: флаг, герб, гимн».
«День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность». Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.
Рассказ воспитателя.
Продуктивная деятельность «Российский флаг».
Целевые прогулки к памятникам героям войны.
Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм».
Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Военные учения».
«Духовно-нравственные чувства» «Защитники отечества». Встречи с воинами Российской армии.
Март «Культура поведения» «Гостевой этикет». Беседа «Гости в дом – радость в нём».
Чтение: О. Григорьев «Гостеприимство», С. Маршак «Кошкин дом».
Дидактические упражнения: «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями».
«У истоков русской народной культуры» «Сердце матери лучше солнца греет».
«Русская матрёшка».
«Поэзия народного костюма».
«Грач на горе- весна на дворе» Этическая беседа о маме с включением народных пословиц.
Рассказ о матрёшке.
Рассказ о народном костюме.
Беседа о русских обычаях встречи весны.
«Положительные моральные качества» «Оценка своих поступков». Беседы: «Всегда ли вы правы», «Что такое хорошо и что такое плохо».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
«Этические представления» «Честность и лживость». Беседа «Правда и ложь».
Чтение: Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему?».
«Семейная принадлежность» «Конвенция о правах ребёнка»: право на имя, гражданство. Беседы: «Кому какие дают имена», «Такие разные дети» (национальности и расы), «Именины- праздник имени».
«Гражданская принадлежность» «Международный женский день» Беседы о маме.
Утренник, посвящённый женскому празднику.
Продуктивная деятельность: подарки мамам и бабушкам.
«Духовно-нравственные чувства» «Прощёное воскресение». Рассказ воспитателя.
Беседа «Что означают наши христианские времена».
Апрель. «Культура поведения» «Правила поведения в общественных местах». Беседа «Как мы ведём себя на улице».
Дидактические упражнения: «Мы идём по улице», «Мы в магазине».
«У истоков русской народной культуры» «Шутку шутить – людей насмешить».
«Путешествие на златогривой чудо –тройке».
«Красная горка». Беседа о народном юморе.Словесная игра «Путаница».
Рассказ воспитателя о мастерах Палеха.
Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».
«Положительные моральные качества» «Справедливость и доброжелательность» Беседа «Справедливость – хорошее качество человека».
Чтение: А. Барто «Я лишний», Г. Ладонщиков «Я не плачу».
Дидактическое упражнение «Как сказать, чтобы не обидеть».
«Этические представления» «Справедливость». Обыгрывание ситуаций
«Семейная принадлежность» «Конвенция о правах ребёнка». Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Мы и наши права».
«Гражданская принадлежность» «День космонавтики: первый полёт человека в космос». Рассматривание портретов, иллюстраций.
Беседа «Мы первые в космосе».
Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли».
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полёт!».
«Духовно-нравственные чувства» «Православные праздники». Рассказ преподавателя воскресной школы о Вербном воскресенье, о Пасхе.
Май. «Культура поведения» «Культура поведения на природе». Рассматривание Красной книги Тамбовской области.
Экологические акции: «Ёлочка – зелёная иголочка», «Наш город должен быть чистым», «Памятка
выезжающим на природу».
«У истоков русской народной культуры» «Человек без Родины, что соловей без песни».
«Край родной, навек любимый».
Прощание с «избой». Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов.
Экскурсия в музей «Русская изба»
Беседа о русской избе и национальной кухне.
«Положительные моральные качества» «Культура других народов». Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций по теме.
«Этические представления» «Трудолюбие и лень» Беседа «Труд человека портит, а лень кормит».
Чтение р.н.с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша стала большой».
«Семейная принадлежность» «15 мая – Международный день семьи». Беседа о семье.
Рассматривание семейных фотоальбомов.
«Гражданская принадлежность» «День Победы». Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев».
Рассматривание иллюстраций.
Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», «Е. Благина «Шинель», Е. Трутнева «Парад».
«Духовно-нравственные чувства» «Правила христианской жизни». Рассказ преподавателя воскресной школы.
Список используемой литературы:
Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2003.
Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

Примерное тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Составила: Шарикова Е.Н.старший воспитатель МДОУ д/с №22 г.Ржева

Семья. Моя родословная.

Цикл бесед-диалогов: «Я не гость в своей семье»
Творческие игры: «Семья», « Детский сад», «Телефонная станция»
Разбор ситуаций: «Как познакомиться с твоей семьёй?
Можно ли жить без имени, без фамилии?
Без чего можно жить? Если мама заболела?»
Общение: «Где отдыхала твоя семья? Поздравь бабушку по телефону.
Любимое занятие твоей семьи. Как ты помогаешь маме?»
Составление рассказа: «Как я провёл воскресенье?
Кошка – член нашей семьи.
Письмо бабушке. Профессии моих родителей».
Индивидуальное составление родословной по семейным фотографиям:
«Кто на кого похож?
Рассказы по фотографиям о своей семье, родственниках»
Художественная литература: В.Осеева «Сыновья», «Просто старушка»
Н.Артюхова «Трудный вечер» Е.Благинина «Солнечный луч»
В.Драгунский «Сестра моя Ксения»;Е.Серова «Папа дома», «Стирка»
Э.Мошковская «Трудный путь»
Игровые упражнения:«Определи возраст людей на картинке»,«Обратись ласково»
«Узнай,кому принадлежит эта вещь», «Поздравь и пожелай»
Продуктивная деятельность: Рисование «Моя семья»,
Составление плана комнаты с указанием любимых мест членов семьи
Лепка по ск. «Три медведя»; Аппликация «Коврик для кошки»

Мой город.

Цикл познавательных бесед и рассказов: «Здравствуй, город! Я – твой житель!
Творческие игры: «Театр», «Магазин», Библиотека», «Поликлиника»
Строительные игры: «Улицы и перекрёстки»
Речевые игры: «Знаете ли вы?»
Общение: «Как горожане заботятся о городе?»,
«Лицо города – улицы. площади, памятники»
разбор ситуаций: «Ты потерялся. Что бы ты построил в городе?
Как бы ты украсил город?Что ты можешь сделать для города?»
Составление маршрутов: «От твоего дома к д/саду. От д/сада к библиотеке»
Рассматривание: «Фотовыставка «Ржев», картины ржевских художников,
репродукции и фотографии «Мой город и его прошлое»
Экскурсии: В библиотеку, по близлежайшим улицам,памятным местам,к храму,
К реке Волга.
Продуктивная деятельность: Конструирование «Дома на нашей улице»,
Рисование «Герб города»,аппликация «Транспорт»

Край мой – Верхневолжье!

Цикл рассказов: «Природа Верхневолжья»
Творческие игры: «Охотники», «Рыбаки»
Народные игры:
Разбор ситуаций: «Покажи на карте наш город, край.
Погода в разные времена года»
Общение: «Каких животных, деревья, растения, цветы ты знаешь?»
Художественная литература: Народный фольклор.
Рассматривание: Тверская игрушка. Сувениры.
Набор открыток:«Ржев»,«Селигер»,«Торжок», «Тверь»
«Старица», «Травянистые растения»
Продуктивная деятельность: Выставка «Природа нашего края»
Аппликация «Украшение одежды Тверскими узорами»
Лепка «Дикие животные»

«Портрет земли»

Цикл рассказов и загадок «Разноцветная земля»
Творческие игры: «Путешествие по странам и континентам»,
«Ищем сокровища»
Разбор ситуаций: «Назови свой адрес.В каком городе, какой стране ты живёшь?
Что такое глобус? Для чего нужен глобус?
Чем отличается глобус от карты? Кому нужна карта?
Для чего нужен компас?
Общение Что ты видел из окна поезда, автобуса? Какие предметы нужны
Четыре географических направления. Знаки на карте и глобусе.
Растения и животные севера и юга.
Экспериментирование: День и ночь.Времена года.
Составление описательных рассказов о климатических зонах Земли.
/Пустыни, тропики,горы,ледники,леса,равнины/
Маршруты путешествия по воде и суше
Художественная литература:Т.Мелехова. «География и ты» «Твои первые
путешествия ио ткрытия»
Рассматривание: Георгафического атласа «Мир и человек»
политической,физической карт мира, карты полушарий,
карты звёздного неба../нахождение стран, континентов,озёр,
рек.морей,гор,океанов на карте и глобусе./
Дидактические игры: «Рассели животных», «Кто поможет малышу»,
«Найди ошибку»,»Цвет на глобусе: что он обозначает»
Продуктивная деятельность: Составление плана групповой комнаты,
своей комнаты.
Рисование «Животные юга», «Морские животные»

Как всё начиналось? История наших предков.

Художественная литература: А.Ишимова «Славяне и их соседи»
Н.Кончаловская «Наша древняя столица»
Народные игры: подвижные, хороводные. Словесные.
Строительные игры: «Терема» «Храмы» «Крепости»
Дидактические игры: «Раньше и теперь»
/по кн.И.Кобитиной «Дошкольникам о технике»
Творческие игры: «Мастера-умельцы». «Ярмарка»
Рассматривание: Русский национальный костюм;
Коллекция народных игрушек;
Репродукции картин Ю.Васнецова к сказкам и былинам
Разбор ситуаций: Что бы ты взял из прошлого в настоящее?
Чем отличается старинная вещь от старой?
Как встречали гостей в старину?
Общение:Чем можно написать письмо?
Какие русские народные сказки, песенки ты знаешь?
Какие национальные блюда и напитки пришли к нам из
древности?(квас, каша и т.д)
Участие в народных праздниках: «Рождество», «Святки»
Цикл занятий по художественно-творческой деятельности: «Русский дом»

Моя страна – Россия.

Художественная литература: Г.Цыферов «Россия, Ушинский «Наше Отечество»
М.Пришвин «Охранять Родину»
Общение:МояРодина – Россия.Найди на глобусе нашу страну.
Столица Родины –Москва.Символика страны. Реки, озёра, моря России.
Богатство русского леса.Города России.Заповедники и зоопарки.
Разбор ситуаций: Как пригласить в гости.(Телефон,телеграмма).Какие блюда
русской кухни ты знаешь? Напой русскую мелодию.
Какие русские игры, танцы ты знаешь?
Творческие игры «Строим город», «Путешествие по России»
Дидактические игры: «Найди и назови герб», «Найди и назови флаг»,
«Кто где живёт?»(в России-россияне, в Китае-китайцы и т.д
Составление: «Красной книги», фотовыставки «Где я отдыхал с родителями»
Экологических плакатов «Берегите природу»
Продуктивная деятельность Рисование «Берёзовая роща», «Русский головной убор»
Аппликация «Народные узоры», «Животные Африки»

Слава и гордость земли русской.

Цикл рассказов.Знаменитые люди России.(сб.»Моя страна-Россия»)
Общение. «Люди,прославившиеРоссию» (учёные, полководцы, художники, изобретатели, врачи, композиторы, писатели, путешественники и т.д)
Художественная литература.Чтение стихов.сказок,рассказов русских поэтов и
Писателей
РассматриваниеКартин русских художников, коллекций народных игрушек,
изделий народных умельцев
Прослушивание произведений русских композиторов
Творческие игры «Строители», «Космонавты»,»Пограничники»
Дидактические игры «Составь узор», «Найди и назови»(народную игрушку)
Художественно-творческая деятельность Экскурсия в библиотеку
Литературные викторины. Конкурс стихов русских поэтов.
Выставка портретов известных людей.
Лепка «Дымковские (филимоновские) игрушки»
Рисование «Хохломские (гжельские) узоры»

Я,ты,он,она –вместе дружная семья.

Общение «Народы России – россияне».Чем народы отличаются друг от друга /языком,одеждой, обычаями, кухней, музыкой и т.д/.Война и мир. Права ребёнка..
Художественная литература:Стихи, сказки, пословицы народов России.
Сб.»Моя страна-Россия»./рассказы о карелах,татарах,чукчах/
Рассматривание национальных костюмов, изделий декоративно-прикладного искусства /чеканка, вышивка и т.п./
Ситуации Сравни сказки, пословицы разных народов: что в них общего?
Сравни блюда национальной кухни /пельмени,галушки.манты, вареники/
Творческие игры: «Встреча гостей», «Путешествие по России»
Дидактические игры:«Магазин сувениров»,»Чей орнамент?»
Художественно-творческая деятельность:Разучивание песен, игр народов, населяющих Россию.Аппликация «Украсим костюм национальным узором»,
«Руские узоры», Рисование «Нарядные платки»,»Тверские узоры»,
Лепка «Фрукты со всех концов страны».

Разноцветная планета.

Цикл рассказов: «Земля – наш общий дом»
Творческие игры: «Дом моды». «Карнавал», «Олимпийские игры».
«Конкурс красоты», «Мы – туристы».
Общение: Какие страны, кроме России, ты знаешь? Жизнь людей разных
стран/жилище,пища,одежда.обычаи/. Мы говорим на русском языке.
Как хорошо, если мир на земле!»
Ситуации:Как можно поздороваться с иностранцами? Что нужно, чтобы поехать в другую страну?Что такое граница?Что такое сувенир?Куда бы ты хотел поехать?
Игры народов мира.
Строительные игры:»Пирамиды Египта», «Небоскрёбы», «Дома на сваях»
Художественная литература: Песенки, считалки, сказки народов мира.
Составление маршрутов: путешествий из России в другие страны
Дидактические игры: «Кто назовёт больше стран?», «Найди флаг России»
«Кто вкакой стране живёт? «Узнай страну по описанию»,
«Найди пять отличий»

План по нравственному воспитанию

Тема, цель занятия

Материал

Виды и формы совместной деятельности педагога с детьми

сентябрь

Тема: Достопримечательности моего

города.

Цель: Уточнить и обобщить знания детей

о родном городе, его

достопримечательностях, о героях

города. Воспитывать гордость за

город, в котором живешь.

Рисунки.

Фотографии зданий.

Демонстрационно – наглядный

материал серии «Мой город».

Экскурсии по городу.

Экскурсия в музей Нечитайло.

Организация выставки совместных рисунков родителей и детей на тему:

«Мой город», «Сальск сегодня и вчера».

Д/И «Кто живет в краю родном».

Фотографирование социально – значимых объектов и административных

Зданий.

Составление макета «Главная улица нашего города».

Д/И «Что было бы, если бы? »

октябрь

Тема: Дом, в котором я живу.

Цель: Обобщить, систематизировать знания

о различных видах жилья человека;

развивать речь; расширять знания по

теме «Семья»; закрепить понятия о

родственных отношениях в семье.

Воспитывать уважение к старшим.

Демонстрационно – наглядный

материал серии «Семья».

Литературные произведения по

данной теме,

Диск с мультфильмами.

Д/И «Семья».

Строительная игра «Дом для кукл».

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».

Д/И «Как мы помогаем родным».

Чтение литературных произведений В. Осеева «Хорошее».

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Просмотр мультфильмов «НЕ послушный медвежонок», «Мама для мамонтенка».

Ноябрь

Тема: Наша страна Россия.

Цель: Закрепить знание детей о символике

страны: флаг, герб, гимн. Воспитывать

у детей интерес к истории своей страны,

чувство любви и гордости за свою страну.

Карта мира.

Глобус.

Стилизованная карта России.

Фотографии предметов одежды

людей разных национальностей.

Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.

Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных

Национальностей.

Д/И «Русский костюм».

Рассматривание карты мира и глобуса.

Чтения стихотворений, пословиц и поговорок о родине.

Игра – путешествие по стилизованной карте «Россия – необъятная страна».

декабрь

Тема: Культура народов нашего города.

Цель: Сформировать представление о

культуре народов населяющих наш

город. Воспитывать уважение к

традициям культуре и обычаям

народов нашего города.

Фотографии национальных

костюмов.

Диск с песнями.

П/И народов нашего города.

Рассматривание фотографий национальных костюмов народов нашего города.

Беседа «Национальные праздники».

Просмотр презентации «Национальные блюда народов нашего города».

Слушание песен разных национальностей живущих в г. Сальске.

Организация выставки рисунков на тему «Народы нашего города».

январь

Тема: Законы, по которым мы живем.

Цель: Уточнить знание детей о гражданских

правах. Развивать правовое

мировоззрение и нравственные

представления. Воспитывать чувства

уважения к другим видам.

Конституция РФ.

Анкета.

Оформление альбома «Ты имеешь право».

Детско – родительская викторина «Поговорим о наших правах».

Беседа о Конституции РФ.

Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения

Чиполлино» (о справедливости сказочного государства).

февраль

Тема: Что такое героизм?

Цель: Формировать представление о героизме.

Воспитывать у детей положительное,

действенное отношение к воинам,

которое выражалось бы в стремлении

быть похожими на них. Уточнять и

расширять представления о защитниках

страны.

Фотографии земляков – героев,

памятников.

Диск музыкальных

произведений на тему «Песни

военных лет».

Рассматривание фото земляков – героев, памятников.

Чтение рассказов, стихотворений С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,

В. Сосюра «Советская Армия», Л, Барбас «Имя героя».

Слушание музыкальных произведений военных лет.

Выставка «Военной техники».

Посещение воинской части города Сальска.

Изготовление подарков папам и дедушкам.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов «Смелость города

Берет», «Тот герой, кто за родину горой» и другие.

март

Тема: Славные женщины.

Цель: Воспитывать доброе, чуткое отношение

к маме, женщине, девочке.

Музыкальные произведения

по данной теме.

Фотографии мам, бабушек.

Оформление альбома «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Рассматривание фото мам, бабушек.

Беседа «Наши славные женщины».

Прослушивание музыкального произведения Прокофьева «Мама».

Составление рассказа из опыта «Что делает мама».

Изготовление подарков для мам, бабушек.

Игровое упражнение «Мама расстроилась, утешь ее».

Игра – соревнование «Кто быстрее и красивее накроет стол».

Аппликация «Букет для мамы».

апрель

Тема: Земля на которой мы живем.

Цель: Формировать любовь к родному краю,

к миру, в котором живем.

Карты – схемы.

Д/И «Сохраним чистую воду на Земле».

Развивающая игра «Пройди до указанного места» (лабиринты, карты – схемы) .

Загадывание загадок о крае в котором мы живем.

«Сейчас узнаем» - познавательный вечер посвященный Дню защите Земли.

Познавательное сообщение «Знаете ли вы, что… »

Беседа «Степь да степь кругом».

Рисование «Степные просторы».

май

Тема: Новенький (скоро в школу) .

Цель: Подготовить детей к переходу в

новый коллектив, по упражнять в

различных формах знакомств.

Предметы – заместители для

сюжетно – ролевых игр.

Фотографии детей разных

лет.

С/Р «Школа».

Д/И «Что лишнее? »

Оформить выставку литературы по подготовке детей к школе.

Выставка фото детей разных лет, детских работ и т. д.

Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

Чтение пословиц о дружбе.

С/Р игра «Как побороть страх».

Сочинение для родителей «Мой ребенок ученик».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка –

детский сад № 11 «Голубой вагон» г. Сальск. »

Перспективный план работы

по нравственно – патриотическому воспитанию

группы общеразвивающей направленности

(6 – 7 лет)

Гайворонская О. Н.

воспитатель

первой категории

г. Сальск,

2014г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотая рыбка»

д. 6 «а», 2-й микрорайон, г. Уварово Тамбовской области,

Перспективное планирование

по духовно – нравственному

воспитанию детей

«Мир – прекрасное творенье».

Группа общеразвивающей направленности

детей 6-7 лет «Бусинки».

Составила: воспитатель Подъяблонская Е.А.

2012-2013 уч. год.

Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.

Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Обучающие задачи:

Дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;

Содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать духовно – нравственные чувства;

Формировать духовно – нравственные качества (добродетели);

Воспитывать любовь к родной природе.

Развивающие задачи:

Формирование иразвитие творческой духовно – нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;

Содействие развитию духовной, познавательной и практической деятельности.

Тема

Методические приемы

Сентябрь

«Культура поведения»

Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста)

Этические беседы : «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости,

Чтение : В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо – невежливо», Г. Сапгир «Самые слова», В. Солоухин «Здравствуйте».

Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание».

Сюжетно-ролевая игра : «Идём к врачу».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

*«Что летом родится, – зимой пригодится».

* «Восенушка – осень – сноп последний косим».

* «Хлеб – всему голова».

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете.

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтение заклички «Восенушка – осень».

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

Беседа об уме и о глупости. Чтение сказки «Про Филю» из сборника В.Н. Морохина. Словесная игра «Филя и Уля».

Дружеские взаимоотношения.

Беседы: «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь».

Чтение: русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный», л. Толстой «Два товарища».

«Этические представления»

Дружба, товарищество.

«Семейная принадлежность»

Моя семья.

Рассматривание семейных фотографий.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Продуктивная деятельность «Подарки любимым».

«Гражданская принадлежность»

*Моя улица, домашний адрес.

Экскурсия по улице.

Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения.

Дидактические игры и упражнения : «Я живу на улице…», «Мой адрес…», «Жилое – нежилое», пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице».

Проводы в школу выпускников детского сада.

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Беседа о труде воспитателя.

Бог-творец мира, нашего общего дома.

Беседа : «Бог – творец мира, нашего общего дома».

Октябрь

«Культура поведения»

«Телефонный этикет»

Формирование форм словесной вежливости

Беседа «Правила разговора по телефону».

Чтение : А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», А. Кондратьев «Добрый день», С. Маршак «Урок вежливости», А. Шибаев «Дядя Саша огорчён».

Дидактические игры : «Вежливый ручеёк», «У меня зазвонил телефон».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«У истоков русской народной культуры»

«Град на Вороне-реке».

«Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит».

«Злое истребление»

«Тамбов-град»

Рассказ воспитателя об истории города Уварово. Рассматривание открыток «Уварово».

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

Рассказ о монголо-татарском нашествии. Знакомство со старинным оружием.

Рассказ об истории создания Тамбова.

«Положительные моральные качества»

«Забота о малышах и пожилых людях».

День пожилого человека.

Беседы: «Как мы можем заботиться о старших», «Мы- защитники малышей».

Чтение : р.н.с. «Гуси-лебеди», А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник!», Г. Виеру «Мама, почему?», Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать!».

«Этические представления»

«Доброта и забота»

Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке».

Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям»

«Семейная принадлежность»

«Работа моих родителей»

Встреча с родителями (рассказ о профессиях).

Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы».

Чтение: С. Михалков «А что у вас?».

Дидактическая игра «Угадай профессию».

«Гражданская принадлежность»

«Наш город, район – промышленные предприятия, культурные центры, памятники».

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий.

Фотовыставка «Как мы отдыхаем».

Беседа «Что есть в нашем городе для детей».

Продуктивная деятельность «Моё любимое место отдыха».

«Духовно-нравственные чувства»

Рассказ преподавателя воскресной школы о внутреннем устройстве храма: иконостас, алтарь и светильники в храме.

Ноябрь

«Культура поведения»

«Правила поведения в общественных местах»

Беседа «Как вести себя в детском саду, в транспорте, чтобы всем было приятно и хорошо».

«У истоков русской народной культуры»

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

«Синичкин день».

«Где живёт перо Жар-птицы?»

«Золотая хохлома».

Экскурсия по историческим местам города Уварово.

Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Знакомство детей с хохломской росписью.

Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т.п.).

«Положительные моральные качества»

«Забота о малышах, слабых. Сочувствие, отзывчивость»

Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай».

Чтение : А. Барто «Вовка- добрая душа».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». «Как утешить, пожалеть обиженного».

«Этические представления»

«Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания».

Беседы : «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи».

«Семейная принадлежность»

«Моя родословная».

Рассматривание семейных фотографий.

Составление генеалогического древа (с родителями).

Беседа «Моя родословная».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

«Гражданская принадлежность»

«Столица нашей Родины – Москва».

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Путешествие по Москве», лото «Москва».

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».

«Духовно-нравственные чувства»

«Храм Божий»

Рассматривание иллюстраций

«Храм Божий».

Декабрь

«Культура поведения»

«Словесные формы выражения благодарности»

Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.

«У истоков русской народной культуры»

«Зима – не лето,- в шубу одето».

«Светит, да не греет».

«Пришёл мороз – береги ухо да нос».

«Снегурочка – внучка Деда Мороза».

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р.н. песни «Как на тоненький ледок».

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.

Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

Чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

«Положительные моральные качества»

«Формирование чувств заботы и любви к близким людям».

Беседы : «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких».

Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья».

«Этические представления»

«Формирование представления о чутком, заботливом отношении к окружающим».

Чтение: В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Кошевая «Мой сын».

«Семейная принадлежность»

«Семейные традиции».

Рассказ воспитателя «Что такое традиция».

Беседа: «Традиции вашей семьи»

Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник»

«Гражданская принадлежность»

«Новый год в России и других странах».

Рассказ воспитателя о встрече Нового года.

Продуктивная деятельность: «Игрушки самоделки на ёлку».

«Духовно-нравственные чувства»

«Новогодний карнавал».

Театрализованные семейные постановки «Семейный карнавал».

Январь

«Культура поведения»

«Правила поведения в общественных местах».

Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте».

Обыгрывание ситуаций : «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).

«У истоков русской народной культуры»

«Пришла Коляда накануне Рождества».

«Зимние Узоры».

«Гжель прекрасная».

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле.

«Положительные моральные качества»

«Скромность».

Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным».

Чтение р.н.с. «Заяц – хваста».

Просмотр мультфильма «Какой чудесный день».

«Этические представления»

«Скромность- положительная черта характера».

«Семейная принадлежность»

«Наш детский сад – большая семья».

Пояснительная записка

Система духовно - нравственных ценностей закладывается с детства, поэтому на сегодняшний день образованиюотводится ключевая роль в духовно-нравственном объединении российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры; оно является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.

Цель. Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

В условиях перехода на новые ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

формирование начал патриотизма и гражданственности;

формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

воспитание уважительного отношения к труду.

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников, осуществляется в соответствии с комплексным планом мероприятий образовательного учреждения. Все мероприятия направлены на совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ: развитие творческих способностей воспитанников, формирование духовно-нравственных качеств личности, совершенствование форм и методов работы с родителями, выявление лучшего опыта работы.

Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5-7 лет)

Тема

Формы обучения

Задачи

Дата

«Старание и терпение»

Экскурсия в школу.

Беседа с детьми « Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе».

Сюжетно-ролевая игра «В школу».

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

сентябрь

«Мудрые люди»

Беседы «Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка». «Что такое забота?».

Фольклорный праздник «Покров».

Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе.

«Верность земле русской»

Беседы «Минин и Пожарский»; «Русь православная».

«Народные игры». «Богатыри земли Русской».

Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества. Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе защитников русской земли. Формировать патриотическую память.

«Светлый образ»

Беседа « Моя мама - лучше всех».

Ручной труд (изготовление подарков маме).

Праздник, посвящённый Дню матери.

Развивать духовно- нравственный потенциал дошкольников; воспитывать любовь и уважение к матери, нравственных качеств личности, создание благоприятных условий для формирования духовных ценностей.

«Семейные традиции»

Беседы «Моя семья»; « Семейные традиции (обычаи) в вашей семье».

Семейные работы «Род и родословная».

Знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей.

«Рождественское чудо»

Беседы «Святочные посиделки», «Елка - символ Рождества».

Показ вертепного театра «Рождество Христово».

Аппликация «Рождественская открытка»

Познакомить детей с повествованием о Рождестве Христовом; содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников; воспитывать желание трудиться для того, чтобы порадовать близких; познакомить с традиционным видом рождественского театра - вертепом.

«Мастера и рукодельницы»

Беседа «Россия - страна мастеров».

Выставка «Золотые руки мастеров».

«Эти мудрые русские сказки».

Развлечение «Масленица»

Познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; воспитывать любовь и бережное отношение к культуре и традициям русского народа.

Рассказать о народных традициях празднования Масленицы. Знакомство с народной песней, частушкой, масленичными прибаутками, сказкой.

«Книга - праздник души»

Беседа: "А у книжки именины!"

Экскурсия в библиотеку «В гости к книжкам».

Вечер развлечений "В гостях у сказки".

Развивать интерес к книге, как к источнику знаний. Расширять и уточнять представления детей о книгах и их значении в жизни общества.

«Добрый мир»

Праздник «Благовещение»

Занятие «Земля - наш общий дом».

Беседа «Жалобная книга».

Экскурсия в лес.

Выпуск листовок «Берегите лес от пожара».

Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ответственность человека за окружающую среду.

«День Победы»

Выставка рисунков, посвященная Дню Победы.

Беседа « Дети военных лет».

Экскурсия к памятнику.

Участие в митинге.

Воспитание гуманной, толерантной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества

«До свидания детский сад! Здравствуй школа!»

Праздничное мероприятие

«Выпускной бал»

Создание условий для успешной адаптации в школе.

Библиографический список:

И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2011. - 224 с.

Истоковедение. Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста (3 - 7 лет) в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».Том 15.- М.: Издательский дом «Истоки», 2013. - 160 с.

И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте Истоковедения. Том 11.- М.: Издательский дом «Истоки», 2012. - 320 с.

Ботякова О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам образовательных учреждений. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-112с,ил. - (Приобщение детей к истокам русской народной культуры).

Истоковедение. Социокультурный подход системный подход к истокам в образовании. Том 12. - М. Издательский дом «Истоки», 2012. - 328 с.