План экологическому воспитанию младшей группе. Перспективный план по экологии во второй младшей группе. Идет весна повсюду


Посади огород» - овладение действием замещения.
«Узнай на вкус» -
«Угадай растение по описанию» -
«Найди листок, какой покажу» - учить детей находить листочки по показу.
«Лото» - упражнять в умении объединять предметы по месту их произрастания
«Сложи картинку» (пейзажные) – учить собирать из частей целое



«Когда это бывает» -
«Угадай, чей хвост» -

Отгадай мою загадку» (о животных леса)- учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
«Кто, что любит» (домашние животные) - уточнить представления детей о том, чем питаются домашние животные.
«Угадай, что в руке» (игр. упр)- учить узнавать названный предмет, с помощью одного из анализаторов.
«Когда это бывает» - учить по словесному описанию, находить нужные картинки.
«Угадай, чей хвост» - закреплять умение различать и называть животных, развивать способность анализировать.
«Найди растение похожее на травку» - по словесному указанию находить нужное растение. закреплять название комнатных растений

Когда это бывает» (загадки) - учить отгадывать загадки по характерным признакам.
«Какая сегодня погода» (сюжетные картинки) – учить по описанию выбирать нужные картинки.
«Найди маму» (дикие животные) - учить называть животных и их детёнышей. Подбирать парные картинки.
«Узнай по вкусу» (овощи и фрукты) - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)
«Вороны» (слов игра) – развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами.

«Найди дерево по описанию» - умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность
«Кто, где живет» (с элементами моделирования) - закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания.
«Собери цветок из частей» - учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять названия частей растения.
«Кто, как двигается» (с элементами моделирования) - закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения. (ноги, крылья, плавники).
«Чья это тень» - закреплять названия животных, учить определять животное по силуэту.

Наталья Русинова
Перспективный план по экологическому воспитанию на год для первой младшей группы

Январь

С детьми:

Целевая прогулка «Снежный ком»

Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду.

Игры-опыты с водой

Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед.

С родителями:

Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье»

Цель: показать значимость экологического воспитания в ясельном возрасте, раскрыть цель и задачи. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Февраль

С детьми:

Занятие «Пернатые друзья»

Цель: познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"

С родителями:

Экологическая газета на тему «Помогите птицам»

Цель: способствовать коммуникации родителей через обсуждение указанной темы. Уточнить и расширить представление родителей и детей о птицах родного края.

Март

С детьми:

Занятие №1. «Мы посадим лук»

С родителями:

Консультация на тему «Не причиняя вреда природе»

Апрель

С детьми:

Экологический проект по теме «Зелёный лучок»

Цель: дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок) Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Дать понятие о том, чем лук полезен. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.

Занятие №2. «Зелёные пёрышки»

С родителями:

Акция «День Плюшкина». Сбор макулатуры, пластиковых бутылок, картона.

Цель: познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Май

С детьми:

Занятие по теме «Котенька-коток и его друзья»

Цель: дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Анкетирование на тему: «Экология-мы-дети»»

Цель: повысить эколого-педагогическую культуру родителей и их роль в воспитании социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.

Июнь

С детьми:

Целевая прогулка «Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик»

Цель: уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья, об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

С родителями:

Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»

Июль

С детьми:

Занятие «Солнышко лучистое»

Цель: формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце, воспитывать умение радоваться солнышку.

Консультация для родителей на тему «Сокровища леса»

Цель: повысить эколого-педагогическую культуру родителей, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Август

С детьми:

Экологическая игра «Зоопарк»

Цель: продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).

С родителями:

Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не вредя!»

(семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче)

Цель: повысить коммукативность родителей на основе свободного обмена семейным опытом. Познакомиться с традициями семейного воспитания.

Сентябрь

С детьми:

Занятие «Овощи, фрукты»

Цель: учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

С родителями:

Совместная уборка листвы с участка группы

Цель: воспитывать у родителей желание участвовать в совместной трудовой экологической деятельности.

Октябрь

С детьми:

Прогулка по участку детского сада «Листопад»

Цель: знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету.

С родителями:

Совместный сбор листьев и изготовление гербария.

Цель: активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Ноябрь

С детьми:

Занятие «Природа наш родной дом»

Цель: учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

С родителями:

Конкурс «Самая красивая кормушка»

Цель: познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Декабрь

С детьми:

Занятие «Поможем птицам зимой»

Цель: познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

С родителями:

Конкурс самоделок «Волшебные снежинки!»

Цель: активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Перспективный план игр по экологическому воспитанию в 1-ой младшей группе.

Сентябрь «ИГРАЕМ С ПЕСКОМ»

Закрепление знаний о

свойствах сухого песка;

знакомство с качествами

предметов – размером, формой.

    Формировать умение обследовать материал.

    Развивать зрительно – слуховые связи, моторику рук, координацию движений.

    Центр «Вода-песок»

    Мелкие игрушки (шарики, кубики).

«Постройка домика для зайчика»

Закрепить представления о сухом и влажном песке. (сухой – сыпется, влажный – лепится).

    Формировать представление о размере (большой – маленький)

    Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

    Воспитывать заботливое отношение к животным.

    Мелкие игрушки зайчики по количеству детей.

    Центр «Вода-песок»

«Лисичка в гостях у ребят»

Закрепить умение определять свойства сухого (сыплется) и влажного (держит форму) песка.

    Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

    Игрушка – лисичка.

    Крупные бусины по количеству детей.

    Сита.

    Лейка с водой.

    Центр «Вода-песок»

«День рождение куклы Кати»

Упражнять в выкладывании форм из влажного песка.

    Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им.

    Кукла.

    Формочки.

    Совки.

    Центр «Вода-песок

Октябрь «ЗДРАСТВУЙ ОСЕНЬ»

1. Продолжать формировать понятия

«большой», «маленький».

2. Развивать умение соотносить слова и

движения.

3. Упражнять в проговаривании слов, фраз за воспитателем.

4. Воспитывать любовь к родной природе.

1. Кленовые листья.

«С какого дерева листок»

Развивать умение узнавать деревья по форме листа (клён, берёза).

    Формировать умение соотносить форму листа с названием дерева.

    Ввести в активный словарь слова – клён, берёза.

    Воспитывать бережное отношение к миру растений.

    Деревья на участке

а) клён

б) берёза

«Чудесный мешочек»

Упражнять в умении различать по внешнему виду овощи (фрукты), называть их.

    Узнавать овощи (фрукты) в натуре и на картинках и называть их.

    Понимать и использовать в речи обобщённые слова «овощи», «фрукты».

    Развивать активный словарь.

    Муляжи овощей (фруктов)

    Картинки овощей (фруктов)

«Угадай на вкус»

Закрепить умение различать овощи (фрукты) по внешнему виду, на ощупь, на вкус.

(2-3 вида)

    Закрепить умение узнавать овощи (фрукты) на вкус без опоры на зрительное восприятие.

    Развивать общую моторику, тактильные ощущения.

    Развивать активный словарь.

    «Чудесный мешочек»

    Овощи (фрукты)

    Тарелка с кусочками овощей.

    Шпажки.

Ноябрь «ВОДИЧКА - ВОДИЧКА»

1.Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

2 Развивать логическое мышление, память, внимание.

3.Воспитывать бережное отношение к воде.

1. комнатное растение с сухим комом земли.

2. лейка с водой

д/и «Кому нужна вода»

Закрепить знания детей о назначении воды в жизни человека, животных, птиц.

    Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

    Развивать логическое мышление, память, внимание.

    Воспитывать бережное отношение к воде.

    Карточки

«Кто живёт в воде?»

«Кто пьёт воду?»

«Что поливают водой?»

Игра – опыт «Тонет – плавает»

Познакомить со свойствами дерева и камней. Дерево лёгкое, оно плавает в воде. Камень тяжёлый – тонет.

    Формировать умение действовать с природными материалами.

    Центр «Вода – песок»

    Деревянные игрушки.

    Камушки.

    Резиновый утёнок.

П/и «Ходят капельки по кругу»

Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

    Упражнять в ходьбе, беге взявшись за руки, двигаясь по кругу в хороводе.

    Развивать фантазию, воображение.

    Воспитывать желание играть со сверстниками.

    Маска – тучка.

    Музыка, напоминающая дождь.

Декабрь «У КОРМУШКИ»

Узнавать птиц на картинках и называть их.

Ввести в активный словарь слова обозначающие названия птиц.

    Картинки с изображением птиц:

а) воробей

б) голубь

в) ворона

«Что делают птички»

Продолжать знакомить с птицами и их повадками.

    Развивать связанную речь.

    Упражнять в имитации движений птиц.

    Воспитывать интерес к миру птиц.

    Сюжетные картинки на которых изображены разные действия птиц.

«У кормушки»

Упражнять в умении отличать птиц по внешнему виду.

    Упражнять в названии знакомых птиц и умении отличать их друг от друга.

    Активизировать словарь по теме.

    Воспитывать заботливое отношение к птицам.

1. Картинки с изображением птиц или игрушки:

а) воробей

б) голубь

в) ворона

п/и «Птички»

Продолжить знакомство с птицами и их повадками.

    Формировать умении действовать по команде взрослого.

    Упражнять в произношении звуков (имитации птичьих голосов)

    Воспитывать интерес к миру птиц.

    Эмблемы с изображением знакомых птиц.

    Усложнение: маска кошки.

Январь «СНЕГ, СНЕЖОК»

Формировать навык практического экспериментирования с разными материалами.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение к персонажу.

    Игрушка – Дед Мороз

    Снежный ком.

    Подносы.

    Формочки.

    Совочки.

«Снеговик в гостях у ребят»

Закрепить знания о свойствах снега: он лепится, в тёплых руках тает и превращается в воду.

    Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Воспитывать положительное отношение к персонажу.

    Снеговик из снега.

    Формочки.

    Совочки.

    Подносы.

    Снег в тазу.

«Леденцы для Деда Мороза»

Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.

    Упражнять в названии основных цветов.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

    Прозрачные стаканчики (3шт.)

    Гуашь (красная, жёлтая).

    Вкладыши из под шоколадных конфет.

    Игрушка Дед Мороз.

«Волшебная сосулька»

Закрепление знаний о свойстве льда.

    Продолжить формировать навык практического экспериментирования с разными материалами.

    Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе.

    Игрушка Дед Мороз.

    Сосульки.

    Подносы.

    Салфетки.

Февраль «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

    Развивать умение узнавать на картинках домашних животных и называть их.

    Развивать мелкую моторику.

    Воспитывать усидчивость, внимание.

    н/п игра «Зоологическое лото»

«Кто как кричит?»

Узнавать знакомых животных по звукоподражаниям.

    Упражнять в произношении звукоподражаний.

    Игрушки животные: собака, кошка, корова, курица и др.

    Ширма.

«Чей малыш?»

Закрепление знаний о животных и их детёнышах.

    Продолжить формировать обобщённое понятие «детёныши»

    Ввести в активный словарь слова обозначающие названия детёнышей.

    Воспитывать интерес к миру животных.

    Игрушки животные и их детёныши:

Собака – щенок

Кошка – котёнок

Корова – телёнок и др.

«Что перепутал художник?»

Закрепление знаний о домашних животных о месте их обитания.

    Закрепить умение узнавать и называть животных.

    Расширять знания о месте их обитания.

    Воспитывать интерес к миру животных.

    Панно «Деревня – лес»

    Домашние и дикие животные (картинки).

Март «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Вызвать активное сочувствие к больному зайчику, желание помочь. Радоваться и получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.

    Упражнять в прыжках из обруча в обруч.

    Упражнять в подпевании.

    Воспитывать любовь к животным.

    Игрушка заяц.

    Обручи (4шт.)

    Маска зайца.

«Помоги белке»

Побуждать к активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе.

    Обогащать представления о животном – белке.

    Упражнять в умении действовать по сигналу.

    Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

    Игрушка белка.

    Грибы, шишки.

    Корзинки.

«Кто где живёт?»

Совершенствовать знания о животных и местах их обитания.

    Активизировать в речи слова обозначающие места обитания животных (нора, берлога…)

    Развивать мелкую моторику рук.

    Воспитывать интерес к миру животных.

н/п игра «Кто где живёт?»

«Зоопарк»

Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

    Закрепить знания о диких животных.

    Развивать диалогическую речь.

    Воспитывать интерес к миру животных.

    Игрушки - дикие животные.

    Строительный материал.

Апрель «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»

Развивать связанную речь.

Комнатные растения: фиалка, фикус.

п/и «1,2,3 к дереву беги»

Упражнять в умении различать деревья по внешнему виду.

    Ввести в активный словарь слова (берёза, клён, ель).

    Упражнять в беге не наталкиваясь друг на друга.

    Воспитывать любовь к родной природе.

    Деревья на участке д/с.

а) берёза

б) ель

в) клён.

«Какого растения не стало»

Упражнять детей в различении растений по внешнему виду.

    Закрепить знания о комнатных растениях.

    Развивать зрительную память.

    Воспитывать интерес к миру растений.

Комнатные растения 2 -3шт.

«Чудесный мешочек»

Упражнять в узнавании овощей (фруктов) по характерным признакам.

    Развивать умение узнавать овощи (фрукты) на ощупь.

    Упражнять в отгадывании загадок.

    Развивать тактильные ощущения.

    «Чудесный мешочек»

    Овощи: морковь, лук, огурец.

Май «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»

Совершенствовать ходьбу по ограниченной поверхности.

Развивать связанную речь.

Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

  1. Мел.

«Цветы»

Вызвать желание беречь цветы, украшающие наш город.

    Активизировать словарь по теме.

    Развивать слуховое внимание.

    Воспитывать уважение к труду людей, посадивших цветы.

Игру проводить у клумбы.

«Стрекозы, бабочки, кузнечики»

Прививать желание не причинять вреда насекомым.

    Закрепить умение слушать не большой рассказ взрослого.

    Упражнять в прыжках, беге не наталкиваясь друг на друга.

    Воспитывать желание радоваться красоте всего живущего на земле.

Наблюдения за насекомыми.

«Когда это бывает?»

Закрепление знаний о временах года, их характерных признаках.

    Развивать связанную речь.

    Развивать внимание, находчивость, выдержку.

    Воспитывать дружеские отношения.

н/ п игра «Времена года»

Библиотека
материалов

Соколова Ольга Владимировна

Старший воспитатель

СП ГБОУ СОШ №6 г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №14»

Перспективный план по экологическому воспитанию во второй младшей группе

Тема занятий

Цель наблюдений

Формы работы

СЕНТЯБРЬ

1. Овощи, фрукты

2. Цветы на клумбе

3.Травушка - муравушка

4. Солнышко лучистое

Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник.

Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.

Беседа

Рассматривание овощей, фруктов

Чтение сказки "Спор овощей"

Дидактические игры:

"Что растёт на дереве, а что в земле",

" Чудесный мешочек",

" Угадай по запаху",

" Узнай по вкусу",

" Сбор урожая",

" Солнышко и туча"

Драматизация сказки " Репка"

Аппликация " Фрукты на тарелке"

Рисование " Яблоко", " Трава для зайчат"

Рассматривание луговых растений

Поделки из природно-бросового материала

Целевая прогулка в огород

Игровое упражнение " Солнечный зайчик"

Подвижная игра " Солнышко и дождик"

ОКТЯБРЬ

1.В гости к деревьям

2.Комнатные цветы в уголке природы

3. Дождик, лей, лей, лей!

Познакомить детей с деревьями (клён, берёза, ель), где они растут, зачем нужны; находить и называть ствол, ветки, листья, корень.

Расширить представления детей о комнатных цветах (фикус); упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомым (геранью). Познакомить с разными способами ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, деревьям.

Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.

Экскурсия по экологической тропинке

Наблюдения за деревьями

Беседа о деревьях

Чтение стих-я Н. Саконской " В лесу"

Дидактические игры:

"Найди по листу дерево",

"Посадим дерево",

" Найди то, о чём расскажу",

"Покажем мишке уголок природы",

"От какого растения листья?" (с использованием моделей)

Слушание песни "Листопад", музыка Т. Попатенко

Труд в природе: сбор осенних листьев

Сравнение игрушечной ёлки с живой елью на участке

Чтение М. Пришвина " Листопад"

Слушание произведения " Грустный дождик", музыка Д. Кобалевского

Подвижная игра " Солнышко и дождик"

Рисование " Идёт дождь", " Ёлочка- зелёная иголочка"

Заучивание потешки " Радуга- дуга"

Закличка "Дождик, лей, лей, лей"

НОЯБРЬ

1.Золотая осень

2.Кто живёт в лесу

3. Ветер, ветер, ветерок

Расширить знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы; учить определять и называть состояние погоды.

Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк); учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнать о них.

Показать природное явление - ветер, учить определять ветреную погоду.

Загадывание загадок

Рассматривание картины " Золотая осень"

Беседа

Рисование " Листопад"

Рассматривание картин с изображением диких животных

Потешка "Идёт лисичка по мосту"

Чтение сказки Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Драматизация р. н. с. "Теремок"

Сказка на фланелеграфе " Три медведя"

Чтение Е. Чарушина "Волчишко"

Зачем зайчику другая шубка?

Хороводная игра "Зайка беленький сидит"

Дидактические игры:

"Кто где живёт",

"Скажи ласково",

"Найди детёныша"

Аппликация " Колючий ёж"

Чтение стих-я А. С. Пушкина "Ветер, ветер"

Игры с султанчиками, бег с ленточками

ДЕКАБРЬ

1.Котенька-коток и его друзья

2..Зимний лес полон чудес

3.Водичка, водичка

Дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Уточнять и расширять представления о диких животных; об их приспособленности к изменениям окружающей среды.

Воспитывать любовь и заботу к животным.

Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. . Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега -в воду.

Потешки "Котик, коток", " Ты собачка, не лай"

Лепка "Прянички" (по р. н. п. "Кисонька- мурысенька")

Настольный театр " Волк и 7 козлят"

Рассматривание картины с изображением домашних животных

Сказка " Бычок - смоляной бочок"

Дидактические игры:

"Чьи детки?",

"Что даёт корова",

"Кто живёт на бабушкином дворе"

Путешествие в Зимний сказочный лес

Зачем зайчику другая шубка?

Лепка "Зайка беленький сидит"

Загадки

Рассматривание картины " Зайцы в лесу"

Потешка "Водичка, водичка."

Беседа "Для чего нужна вода?"

Опыт "Таяние снега, замерзание воды"

Изготовление цветных льдинок

Узнаем, какая вода

ЯНВАРЬ

Курочка - Ряба и её соседи

2.Пернатые друзья

3. Воздух вокруг нас

Дать представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как "разговаривают", чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детёнышей-птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.

Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами (прозрачный, лёгкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Загадки о животных

Дидактические игры:

" На птичьем дворе",

"Чей детёныш",

"Кто как кричит",

" Назови ласково"

Рассказы Ю. Дмитриева " Дети всякие бывают", "Цыплята и воробьята", " Утята и цыплята". (см. Хрестоматия для маленьких. -М.: просвещение, 1987.-с. 339-340)

Сказка " Петушок и бобовое зёрнышко"

Рассказ А. Каралийчев " Маленький утёнок"

Песенка "Жили у бабуси:"

Рисование "Заборчик для петушка" (по илл. Ю. Васнецова к потешке "Петушок")

Аппликация "Жёлтый цыплёнок"

Подвижная игра "Воробышки и автомобиль"

Игра-забава "Наседка и цыплята"

Подвижная игра "Воробышки и кот"

Наблюдения за птицами на участке

Слушание песни "Птички", музыка Г. Фрида

Рассматривание картины "Таня и голуби"

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Дидактическая игра "Найди пару"

Игра "Голуби и воробьи"

Аппликация "Скворечник"

Опыт "Что в пакете?"

Игры с воздушным шаром и соломинкой

Надувание мыльных пузырей

ФЕВРАЛЬ

Где живёт золотая рыбка

2.Волшебница- зима

3.Снеговичок

4. Посадка лука

Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.

Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.

Дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок); Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.

Беседа о рыбах

Наблюдения за рыбками

Рассматривание иллюстраций с рыбками

Игра "Хорошо- плохо"

Рисование "Рыбки в аквариуме"

Чтение И. Токмаковой "Где спит рыбка"

Чтение произведения Л. Воронкова "Снег идёт"

Стих-е В. Берестов "Снегопад"

Рисование "Вот зима- кругом бело"

-"Уж ты ты, зимушка- зима"

Подвижная игра "Снежинки и ветер"

Наблюдения за погодой на участке

Рассматривание картины с зимним пейзажом

Беседа о зиме

Игра "Когда это бывает"

Опыт со снегом

Постройка снеговика на участке

Загадки о луке

Рассматривание луковицы

Опыт с луком

Наблюдение за ростом лука

Рассматривание появившихся зелёных пёрышков

Беседа о впечатлениях со сверстниками и взрослыми

Сравнение вновь посаженой луковицы с раннее посаженой

МАРТ

1.Весна пришла

Я - человек

"Береги живое"

Какой песок, какая глина

Познакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств.

Рассказать детям о том, как люди помогают природе, вспомнить как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относится к природе.

Познакомить со свойством и качеством песка, глины; создать условия для их выявления; учить делать логические выводы; на собственном опыте убеждать детей в изменениях свойств песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины.

Чтение стих-я М. Клоковой "Зима прошла"

А. Плещеев "Весна"

А, Майков "Ласточка примчалась"

Л. Толстой "Птица свила гнездо"

Чтение произведений о животных

Аппликация "Весенняя сказка" (по стих-ю В. Берестова ДВ, 1993, N1 стр. 106)

Рисование "Сосульки длинные и короткие"

Дидактическая игра:

"Мир вокруг нас",

"Времена года"

Рассматривание книги "Моё тело", беседа

Дидактические игры:

"Валеология",

"Строение человека",

"Угадай на вкус",

"Запахи"

Игра "Кто я?"

Развлечение "Весёлые человечки играют"

Нарисуй свой портрет

-"Наши помощники"

Дидактическая игра "Хорошо- плохо"

-"Путешествие на полянку"

Чтение стих-я Моштаковой "Жил на свете один человечек"

Наблюдение

Беседа

Игра "Убери мусор на поляне"

Опыт с песком и глиной

Рассматривание песка и глины

Выставка глиняных игрушек

Игры с песком

Лепка пирожков и печенья

Лепка из глины "Лепёшки большие и маленькие"

АПРЕЛЬ

Экологическая тропинка

Насекомые -маленькие помощники

Посев семян гороха, лука в огород

Расширить знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.

Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ним.

Целевая прогулка по объектам экологической тропинки

Разучивание стихотворений о природе

Рассматривание картины "Весна"

Рисование "Одуванчики в траве", "Деревья на нашем участке".

Стих-е З. Александровой "Одуванчик"

Стих-е Е. Благининой "Яблонька"

Чтение потешки "Божья коровка", разучивание

Лепка "Червячки для цыплят"

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых

Чтение рассказа "Пёстрые крылья" из книги Плиманова "Зелёные страницы"

Отгадывание загадок

Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек (сенчик)

Загадки

Чтение художественной литературы

Наблюдения за ростом и развитием посаженных семян

Зарисовки

МАЙ

1.Природа наш родной дом

2.Нужные вещи из ненужных вещей

3.Игрушки и предметы из бумаги и древесины

Учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

Дать детям понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.

Познакомить со свойством и качеством бумаги, древесины

Чтение притчи Л. Толстого

Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы

Экскурсия по участку д/с

Наблюдения

Дидактическая игра "Береги природу"

Рассматривание игрушек, предметов

Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового и природного материала

Беседа

Дидактическая игра "Что из чего сделано"

Опыт с бумагой

Опыт с древесиной

Рассказ о бумаге и древесины

Рассматривание иллюстраций, предметов

Дидактическая игра "Найди и покажи"

Программа кружка по экологии для 2 младшей группы

Пояснительная записка

Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Актуальность данной программы заключается в том, чтоэкологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Н апример, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

    Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

    Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

    Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

    Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

    Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

    Воспитание правильного поведения в природе.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

    Наглядные методы:

    экскурсии, целевые прогулки;

    наблюдения;

    показа сказок (педагогом, детьми);

    рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

    проведение дидактических игр;

    Словесные методы:

    чтение литературных произведений;

    беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

    Игровые методы :

    проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

    загадывание загадок;

    Практические методы

    организация продуктивной деятельности детей;

    оформление гербария растений, плодов;

    постановка сказок, отрывков литературных произведений;

    изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления .:

    Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

    Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

    Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.

Перспективный план работы кружка 2013 – 2014 учебный год

Дата

тема

задачи

Сентябрь
1 неделя

«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра

«Осень-припасиха»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?»Заучивание физминутки» Мы капусту рубим..»
Дид.игра «Узнай на вкус»

Что нас лечит от простуды

Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность.

Рассматривание лекарственных растений,загадывание загадок, наблюдение.

«Доброе, хорошее солнце»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам.

Экспериментирование: «Ладошки»
Наст. Игра «Круглый год»

Октябрь
1 неделя

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок

Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография.
Дид.игра «.Найди листок какой покажу»

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята»

«Дождик, дождик..

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

пальчиковая игра «Дождик»

Ноябрь
1 неделя

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»
Пальчиковая гимнастика «Грачи»;
Речевая игра «Кто же это?»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра.

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»

Декабрь
1 неделя

Ёлочка-зелёная иголочка

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. а.

Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку»

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности.

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки»

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели,

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки,

Январь
1неделя

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой « Путешествие капельки»

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,
практическая работа

Февраль
1 неделя

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда, экспериментирование

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе,игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень»

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле.

«Наблюдение за сезонными изменениями»

формировать представления об изменениях в природе;
учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра

Март
1 неделя

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения “Март”,« Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, подвижные игры
«Семья»-настольная игра, сравнение кошки и собаки

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце;

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей»

Апрель
1 неделя

«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой, аппликация.

Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница»

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какя птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке»

«Волшебница весна»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов»

Май
1 неделя

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно».

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,
рассматривание иллюстраций,
чтение.

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: . Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Пальчиковая гимнастика, игры с песком,.экспериментирование: «почему песок сыплется».

Экологическая тропа

Развивать умение наблюдать,

Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу».подв.игра»Раз.юдва,три к дереву беги»

Воспитанник должен

Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы..Обеспечивать уход за растениями цветников
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..