План экологическому воспитанию младшей группе. Перспективный план по экологии во второй младшей группе. Идет весна повсюду
Посади огород» -
овладение действием замещения.
«Узнай на вкус» -
«Угадай растение по описанию» -
«Найди листок, какой покажу» -
учить детей находить листочки по показу.
«Лото» -
упражнять в умении объединять предметы по месту их произрастания
«Сложи картинку» (пейзажные) –
учить собирать из частей целое
«Когда это бывает» -
«Угадай, чей хвост» -
Отгадай мою загадку» (о животных леса)-
учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
«Кто, что любит» (домашние животные) -
уточнить представления детей о том, чем питаются домашние животные.
«Угадай, что в руке» (игр. упр)-
учить узнавать названный предмет, с помощью одного из анализаторов.
«Когда это бывает» -
учить по словесному описанию, находить нужные картинки.
«Угадай, чей хвост» -
закреплять умение различать и называть животных, развивать способность анализировать.
«Найди растение похожее на травку» -
по словесному указанию находить нужное растение. закреплять название комнатных растений
Когда это бывает» (загадки) -
учить отгадывать загадки по характерным признакам.
«Какая сегодня погода» (сюжетные картинки) –
учить по описанию выбирать нужные картинки.
«Найди маму» (дикие животные) -
учить называть животных и их детёнышей. Подбирать парные картинки.
«Узнай по вкусу» (овощи и фрукты) -
упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)
«Вороны» (слов игра) –
развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами.
«Найди дерево по описанию» -
умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность
«Кто, где живет» (с элементами моделирования) -
закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания.
«Собери цветок из частей» -
учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять названия частей растения.
«Кто, как двигается» (с элементами моделирования) -
закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения. (ноги, крылья, плавники).
«Чья это тень» -
закреплять названия животных, учить определять животное по силуэту.
Наталья Русинова
Перспективный план по экологическому воспитанию на год для первой младшей группы
Январь
С детьми:
Целевая прогулка «Снежный ком»
Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду.
Игры-опыты с водой
Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед.
С родителями:
Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье»
Цель: показать значимость экологического воспитания в ясельном возрасте, раскрыть цель и задачи. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.
Февраль
С детьми:
Занятие «Пернатые друзья»
Цель: познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"
С родителями:
Экологическая газета на тему «Помогите птицам»
Цель: способствовать коммуникации родителей через обсуждение указанной темы. Уточнить и расширить представление родителей и детей о птицах родного края.
Март
С детьми:
Занятие №1. «Мы посадим лук»
С родителями:
Консультация на тему «Не причиняя вреда природе»
Апрель
С детьми:
Экологический проект по теме «Зелёный лучок»
Цель: дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок) Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Дать понятие о том, чем лук полезен. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.
Занятие №2. «Зелёные пёрышки»
С родителями:
Акция «День Плюшкина». Сбор макулатуры, пластиковых бутылок, картона.
Цель: познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.
Май
С детьми:
Занятие по теме «Котенька-коток и его друзья»
Цель: дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Анкетирование на тему: «Экология-мы-дети»»
Цель: повысить эколого-педагогическую культуру родителей и их роль в воспитании социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.
Июнь
С детьми:
Целевая прогулка «Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик»
Цель: уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья, об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
С родителями:
Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»
Июль
С детьми:
Занятие «Солнышко лучистое»
Цель: формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце, воспитывать умение радоваться солнышку.
Консультация для родителей на тему «Сокровища леса»
Цель: повысить эколого-педагогическую культуру родителей, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.
Август
С детьми:
Экологическая игра «Зоопарк»
Цель: продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).
С родителями:
Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не вредя!»
(семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче)
Цель: повысить коммукативность родителей на основе свободного обмена семейным опытом. Познакомиться с традициями семейного воспитания.
Сентябрь
С детьми:
Занятие «Овощи, фрукты»
Цель: учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.
С родителями:
Совместная уборка листвы с участка группы
Цель: воспитывать у родителей желание участвовать в совместной трудовой экологической деятельности.
Октябрь
С детьми:
Прогулка по участку детского сада «Листопад»
Цель: знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету.
С родителями:
Совместный сбор листьев и изготовление гербария.
Цель: активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.
Ноябрь
С детьми:
Занятие «Природа наш родной дом»
Цель: учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.
С родителями:
Конкурс «Самая красивая кормушка»
Цель: познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.
Декабрь
С детьми:
Занятие «Поможем птицам зимой»
Цель: познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
С родителями:
Конкурс самоделок «Волшебные снежинки!»
Цель: активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.
Перспективный план игр по экологическому воспитанию в 1-ой младшей группе.
Сентябрь «ИГРАЕМ С ПЕСКОМ»
Закрепление знаний освойствах сухого песка;
знакомство с качествами
предметов – размером, формой.
Формировать умение обследовать материал.
Развивать зрительно – слуховые связи, моторику рук, координацию движений.
Центр «Вода-песок»
Мелкие игрушки (шарики, кубики).
«Постройка домика для зайчика»
Закрепить представления о сухом и влажном песке. (сухой – сыпется, влажный – лепится).
Формировать представление о размере (большой – маленький)
Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Мелкие игрушки зайчики по количеству детей.
Центр «Вода-песок»
«Лисичка в гостях у ребят»
Закрепить умение определять свойства сухого (сыплется) и влажного (держит форму) песка.
Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
Игрушка – лисичка.
Крупные бусины по количеству детей.
Сита.
Лейка с водой.
Центр «Вода-песок»
«День рождение куклы Кати»
Упражнять в выкладывании форм из влажного песка.
Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им.
Кукла.
Формочки.
Совки.
Центр «Вода-песок
Октябрь «ЗДРАСТВУЙ ОСЕНЬ»
1. Продолжать формировать понятия«большой», «маленький».
2. Развивать умение соотносить слова и
движения.
3. Упражнять в проговаривании слов, фраз за воспитателем.
4. Воспитывать любовь к родной природе.
1. Кленовые листья.
«С какого дерева листок»
Развивать умение узнавать деревья по форме листа (клён, берёза).
Формировать умение соотносить форму листа с названием дерева.
Ввести в активный словарь слова – клён, берёза.
Воспитывать бережное отношение к миру растений.
Деревья на участке
а) клён
б) берёза
«Чудесный мешочек»
Упражнять в умении различать по внешнему виду овощи (фрукты), называть их.
Узнавать овощи (фрукты) в натуре и на картинках и называть их.
Понимать и использовать в речи обобщённые слова «овощи», «фрукты».
Развивать активный словарь.
Муляжи овощей (фруктов)
Картинки овощей (фруктов)
«Угадай на вкус»
Закрепить умение различать овощи (фрукты) по внешнему виду, на ощупь, на вкус.
(2-3 вида)
Закрепить умение узнавать овощи (фрукты) на вкус без опоры на зрительное восприятие.
Развивать общую моторику, тактильные ощущения.
Развивать активный словарь.
«Чудесный мешочек»
Овощи (фрукты)
Тарелка с кусочками овощей.
Шпажки.
Ноябрь «ВОДИЧКА - ВОДИЧКА»
1.Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.2 Развивать логическое мышление, память, внимание.
3.Воспитывать бережное отношение к воде.
1. комнатное растение с сухим комом земли.
2. лейка с водой
д/и «Кому нужна вода»
Закрепить знания детей о назначении воды в жизни человека, животных, птиц.
Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.
Развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Карточки
«Кто живёт в воде?»
«Кто пьёт воду?»
«Что поливают водой?»
Игра – опыт «Тонет – плавает»
Познакомить со свойствами дерева и камней. Дерево лёгкое, оно плавает в воде. Камень тяжёлый – тонет.
Формировать умение действовать с природными материалами.
Центр «Вода – песок»
Деревянные игрушки.
Камушки.
Резиновый утёнок.
П/и «Ходят капельки по кругу»
Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Упражнять в ходьбе, беге взявшись за руки, двигаясь по кругу в хороводе.
Развивать фантазию, воображение.
Воспитывать желание играть со сверстниками.
Маска – тучка.
Музыка, напоминающая дождь.
Декабрь «У КОРМУШКИ»
Узнавать птиц на картинках и называть их.Ввести в активный словарь слова обозначающие названия птиц.
Картинки с изображением птиц:
а) воробей
б) голубь
в) ворона
«Что делают птички»
Продолжать знакомить с птицами и их повадками.
Развивать связанную речь.
Упражнять в имитации движений птиц.
Воспитывать интерес к миру птиц.
Сюжетные картинки на которых изображены разные действия птиц.
«У кормушки»
Упражнять в умении отличать птиц по внешнему виду.
Упражнять в названии знакомых птиц и умении отличать их друг от друга.
Активизировать словарь по теме.
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
1. Картинки с изображением птиц или игрушки:
а) воробей
б) голубь
в) ворона
п/и «Птички»
Продолжить знакомство с птицами и их повадками.
Формировать умении действовать по команде взрослого.
Упражнять в произношении звуков (имитации птичьих голосов)
Воспитывать интерес к миру птиц.
Эмблемы с изображением знакомых птиц.
Усложнение: маска кошки.
Январь «СНЕГ, СНЕЖОК»
Формировать навык практического экспериментирования с разными материалами.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Воспитывать положительное отношение к персонажу.
Игрушка – Дед Мороз
Снежный ком.
Подносы.
Формочки.
Совочки.
«Снеговик в гостях у ребят»
Закрепить знания о свойствах снега: он лепится, в тёплых руках тает и превращается в воду.
Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Воспитывать положительное отношение к персонажу.
Снеговик из снега.
Формочки.
Совочки.
Подносы.
Снег в тазу.
«Леденцы для Деда Мороза»
Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.
Упражнять в названии основных цветов.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.
Прозрачные стаканчики (3шт.)
Гуашь (красная, жёлтая).
Вкладыши из под шоколадных конфет.
Игрушка Дед Мороз.
«Волшебная сосулька»
Закрепление знаний о свойстве льда.
Продолжить формировать навык практического экспериментирования с разными материалами.
Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе.
Игрушка Дед Мороз.
Сосульки.
Подносы.
Салфетки.
Февраль «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Развивать умение узнавать на картинках домашних животных и называть их.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать усидчивость, внимание.
н/п игра «Зоологическое лото»
«Кто как кричит?»
Узнавать знакомых животных по звукоподражаниям.
Упражнять в произношении звукоподражаний.
Игрушки животные: собака, кошка, корова, курица и др.
Ширма.
«Чей малыш?»
Закрепление знаний о животных и их детёнышах.
Продолжить формировать обобщённое понятие «детёныши»
Ввести в активный словарь слова обозначающие названия детёнышей.
Воспитывать интерес к миру животных.
Игрушки животные и их детёныши:
Собака – щенок
Кошка – котёнок
Корова – телёнок и др.
«Что перепутал художник?»
Закрепление знаний о домашних животных о месте их обитания.
Закрепить умение узнавать и называть животных.
Расширять знания о месте их обитания.
Воспитывать интерес к миру животных.
Панно «Деревня – лес»
Домашние и дикие животные (картинки).
Март «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Вызвать активное сочувствие к больному зайчику, желание помочь. Радоваться и получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.Упражнять в прыжках из обруча в обруч.
Упражнять в подпевании.
Воспитывать любовь к животным.
Игрушка заяц.
Обручи (4шт.)
Маска зайца.
«Помоги белке»
Побуждать к активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе.
Обогащать представления о животном – белке.
Упражнять в умении действовать по сигналу.
Воспитывать умение правильно вести себя в природе.
Игрушка белка.
Грибы, шишки.
Корзинки.
«Кто где живёт?»
Совершенствовать знания о животных и местах их обитания.
Активизировать в речи слова обозначающие места обитания животных (нора, берлога…)
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к миру животных.
н/п игра «Кто где живёт?»
«Зоопарк»
Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
Закрепить знания о диких животных.
Развивать диалогическую речь.
Воспитывать интерес к миру животных.
Игрушки - дикие животные.
Строительный материал.
Апрель «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»
Развивать связанную речь.
Комнатные растения: фиалка, фикус.
п/и «1,2,3 к дереву беги»
Упражнять в умении различать деревья по внешнему виду.
Ввести в активный словарь слова (берёза, клён, ель).
Упражнять в беге не наталкиваясь друг на друга.
Воспитывать любовь к родной природе.
Деревья на участке д/с.
а) берёза
б) ель
в) клён.
«Какого растения не стало»
Упражнять детей в различении растений по внешнему виду.
Закрепить знания о комнатных растениях.
Развивать зрительную память.
Воспитывать интерес к миру растений.
Комнатные растения 2 -3шт.
«Чудесный мешочек»
Упражнять в узнавании овощей (фруктов) по характерным признакам.
Развивать умение узнавать овощи (фрукты) на ощупь.
Упражнять в отгадывании загадок.
Развивать тактильные ощущения.
«Чудесный мешочек»
Овощи: морковь, лук, огурец.
Май «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»
Совершенствовать ходьбу по ограниченной поверхности.Развивать связанную речь.
Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.
Мел.
«Цветы»
Вызвать желание беречь цветы, украшающие наш город.
Активизировать словарь по теме.
Развивать слуховое внимание.
Воспитывать уважение к труду людей, посадивших цветы.
Игру проводить у клумбы.
«Стрекозы, бабочки, кузнечики»
Прививать желание не причинять вреда насекомым.
Закрепить умение слушать не большой рассказ взрослого.
Упражнять в прыжках, беге не наталкиваясь друг на друга.
Воспитывать желание радоваться красоте всего живущего на земле.
Наблюдения за насекомыми.
«Когда это бывает?»
Закрепление знаний о временах года, их характерных признаках.
Развивать связанную речь.
Развивать внимание, находчивость, выдержку.
Воспитывать дружеские отношения.
н/ п игра «Времена года»
Библиотека
материалов
Соколова Ольга Владимировна
Старший воспитатель
СП ГБОУ СОШ №6 г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №14»
Перспективный план по экологическому воспитанию во второй младшей группе
Тема занятий
Цель наблюдений
Формы работы
СЕНТЯБРЬ
1. Овощи, фрукты
2. Цветы на клумбе
3.Травушка - муравушка
4. Солнышко лучистое
Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.
Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник.
Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.
Беседа
Рассматривание овощей, фруктов
Чтение сказки "Спор овощей"
Дидактические игры:
"Что растёт на дереве, а что в земле",
" Чудесный мешочек",
" Угадай по запаху",
" Узнай по вкусу",
" Сбор урожая",
" Солнышко и туча"
Драматизация сказки " Репка"
Аппликация " Фрукты на тарелке"
Рисование " Яблоко", " Трава для зайчат"
Рассматривание луговых растений
Поделки из природно-бросового материала
Целевая прогулка в огород
Игровое упражнение " Солнечный зайчик"
Подвижная игра " Солнышко и дождик"
ОКТЯБРЬ
1.В гости к деревьям
2.Комнатные цветы в уголке природы
3. Дождик, лей, лей, лей!
Познакомить детей с деревьями (клён, берёза, ель), где они растут, зачем нужны; находить и называть ствол, ветки, листья, корень.
Расширить представления детей о комнатных цветах (фикус); упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомым (геранью). Познакомить с разными способами ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, деревьям.
Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.
Экскурсия по экологической тропинке
Наблюдения за деревьями
Беседа о деревьях
Чтение стих-я Н. Саконской " В лесу"
Дидактические игры:
"Найди по листу дерево",
"Посадим дерево",
" Найди то, о чём расскажу",
"Покажем мишке уголок природы",
"От какого растения листья?" (с использованием моделей)
Слушание песни "Листопад", музыка Т. Попатенко
Труд в природе: сбор осенних листьев
Сравнение игрушечной ёлки с живой елью на участке
Чтение М. Пришвина " Листопад"
Слушание произведения " Грустный дождик", музыка Д. Кобалевского
Подвижная игра " Солнышко и дождик"
Рисование " Идёт дождь", " Ёлочка- зелёная иголочка"
Заучивание потешки " Радуга- дуга"
Закличка "Дождик, лей, лей, лей"
НОЯБРЬ
1.Золотая осень
2.Кто живёт в лесу
3. Ветер, ветер, ветерок
Расширить знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы; учить определять и называть состояние погоды.
Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк); учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнать о них.
Показать природное явление - ветер, учить определять ветреную погоду.
Загадывание загадок
Рассматривание картины " Золотая осень"
Беседа
Рисование " Листопад"
Рассматривание картин с изображением диких животных
Потешка "Идёт лисичка по мосту"
Чтение сказки Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост"
Драматизация р. н. с. "Теремок"
Сказка на фланелеграфе " Три медведя"
Чтение Е. Чарушина "Волчишко"
Зачем зайчику другая шубка?
Хороводная игра "Зайка беленький сидит"
Дидактические игры:
"Кто где живёт",
"Скажи ласково",
"Найди детёныша"
Аппликация " Колючий ёж"
Чтение стих-я А. С. Пушкина "Ветер, ветер"
Игры с султанчиками, бег с ленточками
ДЕКАБРЬ
1.Котенька-коток и его друзья
2..Зимний лес полон чудес
3.Водичка, водичка
Дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Уточнять и расширять представления о диких животных; об их приспособленности к изменениям окружающей среды.
Воспитывать любовь и заботу к животным.
Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. . Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега -в воду.
Потешки "Котик, коток", " Ты собачка, не лай"
Лепка "Прянички" (по р. н. п. "Кисонька- мурысенька")
Настольный театр " Волк и 7 козлят"
Рассматривание картины с изображением домашних животных
Сказка " Бычок - смоляной бочок"
Дидактические игры:
"Чьи детки?",
"Что даёт корова",
"Кто живёт на бабушкином дворе"
Путешествие в Зимний сказочный лес
Зачем зайчику другая шубка?
Лепка "Зайка беленький сидит"
Загадки
Рассматривание картины " Зайцы в лесу"
Потешка "Водичка, водичка."
Беседа "Для чего нужна вода?"
Опыт "Таяние снега, замерзание воды"
Изготовление цветных льдинок
Узнаем, какая вода
ЯНВАРЬ
Курочка - Ряба и её соседи
2.Пернатые друзья
3. Воздух вокруг нас
Дать представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как "разговаривают", чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детёнышей-птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.
Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"
Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами (прозрачный, лёгкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.
Загадки о животных
Дидактические игры:
" На птичьем дворе",
"Чей детёныш",
"Кто как кричит",
" Назови ласково"
Рассказы Ю. Дмитриева " Дети всякие бывают", "Цыплята и воробьята", " Утята и цыплята". (см. Хрестоматия для маленьких. -М.: просвещение, 1987.-с. 339-340)
Сказка " Петушок и бобовое зёрнышко"
Рассказ А. Каралийчев " Маленький утёнок"
Песенка "Жили у бабуси:"
Рисование "Заборчик для петушка" (по илл. Ю. Васнецова к потешке "Петушок")
Аппликация "Жёлтый цыплёнок"
Подвижная игра "Воробышки и автомобиль"
Игра-забава "Наседка и цыплята"
Подвижная игра "Воробышки и кот"
Наблюдения за птицами на участке
Слушание песни "Птички", музыка Г. Фрида
Рассматривание картины "Таня и голуби"
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
Дидактическая игра "Найди пару"
Игра "Голуби и воробьи"
Аппликация "Скворечник"
Опыт "Что в пакете?"
Игры с воздушным шаром и соломинкой
Надувание мыльных пузырей
ФЕВРАЛЬ
Где живёт золотая рыбка
2.Волшебница- зима
3.Снеговичок
4. Посадка лука
Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.
Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.
Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.
Дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок); Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.
Беседа о рыбах
Наблюдения за рыбками
Рассматривание иллюстраций с рыбками
Игра "Хорошо- плохо"
Рисование "Рыбки в аквариуме"
Чтение И. Токмаковой "Где спит рыбка"
Чтение произведения Л. Воронкова "Снег идёт"
Стих-е В. Берестов "Снегопад"
Рисование "Вот зима- кругом бело"
-"Уж ты ты, зимушка- зима"
Подвижная игра "Снежинки и ветер"
Наблюдения за погодой на участке
Рассматривание картины с зимним пейзажом
Беседа о зиме
Игра "Когда это бывает"
Опыт со снегом
Постройка снеговика на участке
Загадки о луке
Рассматривание луковицы
Опыт с луком
Наблюдение за ростом лука
Рассматривание появившихся зелёных пёрышков
Беседа о впечатлениях со сверстниками и взрослыми
Сравнение вновь посаженой луковицы с раннее посаженой
МАРТ
1.Весна пришла
Я - человек
"Береги живое"
Какой песок, какая глина
Познакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств.
Рассказать детям о том, как люди помогают природе, вспомнить как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относится к природе.
Познакомить со свойством и качеством песка, глины; создать условия для их выявления; учить делать логические выводы; на собственном опыте убеждать детей в изменениях свойств песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины.
Чтение стих-я М. Клоковой "Зима прошла"
А. Плещеев "Весна"
А, Майков "Ласточка примчалась"
Л. Толстой "Птица свила гнездо"
Чтение произведений о животных
Аппликация "Весенняя сказка" (по стих-ю В. Берестова ДВ, 1993, N1 стр. 106)
Рисование "Сосульки длинные и короткие"
Дидактическая игра:
"Мир вокруг нас",
"Времена года"
Рассматривание книги "Моё тело", беседа
Дидактические игры:
"Валеология",
"Строение человека",
"Угадай на вкус",
"Запахи"
Игра "Кто я?"
Развлечение "Весёлые человечки играют"
Нарисуй свой портрет
-"Наши помощники"
Дидактическая игра "Хорошо- плохо"
-"Путешествие на полянку"
Чтение стих-я Моштаковой "Жил на свете один человечек"
Наблюдение
Беседа
Игра "Убери мусор на поляне"
Опыт с песком и глиной
Рассматривание песка и глины
Выставка глиняных игрушек
Игры с песком
Лепка пирожков и печенья
Лепка из глины "Лепёшки большие и маленькие"
АПРЕЛЬ
Экологическая тропинка
Насекомые -маленькие помощники
Посев семян гороха, лука в огород
Расширить знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.
Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.
Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ним.
Целевая прогулка по объектам экологической тропинки
Разучивание стихотворений о природе
Рассматривание картины "Весна"
Рисование "Одуванчики в траве", "Деревья на нашем участке".
Стих-е З. Александровой "Одуванчик"
Стих-е Е. Благининой "Яблонька"
Чтение потешки "Божья коровка", разучивание
Лепка "Червячки для цыплят"
Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых
Чтение рассказа "Пёстрые крылья" из книги Плиманова "Зелёные страницы"
Отгадывание загадок
Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек (сенчик)
Загадки
Чтение художественной литературы
Наблюдения за ростом и развитием посаженных семян
Зарисовки
МАЙ
1.Природа наш родной дом
2.Нужные вещи из ненужных вещей
3.Игрушки и предметы из бумаги и древесины
Учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.
Дать детям понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.
Познакомить со свойством и качеством бумаги, древесины
Чтение притчи Л. Толстого
Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы
Экскурсия по участку д/с
Наблюдения
Дидактическая игра "Береги природу"
Рассматривание игрушек, предметов
Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового и природного материала
Беседа
Дидактическая игра "Что из чего сделано"
Опыт с бумагой
Опыт с древесиной
Рассказ о бумаге и древесины
Рассматривание иллюстраций, предметов
Дидактическая игра "Найди и покажи"
Программа кружка по экологии для 2 младшей группы
Пояснительная записка
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Актуальность данной программы заключается в том, чтоэкологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Н апример, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
Воспитание правильного поведения в природе.
Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми
Наглядные методы:
экскурсии, целевые прогулки;
наблюдения;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
проведение дидактических игр;
Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы :
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
загадывание загадок;
Практические методы
организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов;
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления .:
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.
Перспективный план работы кружка 2013 – 2014 учебный год
Дата | тема | задачи | |
Сентябрь | «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь | Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра |
«Осень-припасиха» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?»Заучивание физминутки» Мы капусту рубим..» |
|
Что нас лечит от простуды | Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность. | Рассматривание лекарственных растений,загадывание загадок, наблюдение. |
|
«Доброе, хорошее солнце» | Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. | Экспериментирование: «Ладошки» |
|
Октябрь | «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок | Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста». |
«Осеннее дерево» | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | Нетрадиционная техника рисования: кляксография. |
|
«Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята» |
|
«Дождик, дождик.. | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. | пальчиковая игра «Дождик» |
|
Ноябрь | «Воробьишка» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет?» |
Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы» |
||
«Дикие звери зимой» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра. |
|
«Снежинка» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега» |
|
Декабрь | Ёлочка-зелёная иголочка | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. а. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку» |
«Плыли по небу тучки» | Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. | Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт» |
|
«Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки» |
|
«Зимняя красавица - ель» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, |
|
Январь | «Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой « Путешествие капельки» |
«Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц |
|
«Мороз – удивительный художник» | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, |
|
Февраль | «Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | Беседа с элементами труда, экспериментирование |
«Дикие животные в лесу зимой» | Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе,игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень» |
|
«Лаборатория добрых дел» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей | Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. |
|
«Наблюдение за сезонными изменениями» | формировать представления об изменениях в природе; | Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра |
|
Март | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Чтение стихотворения “Март”,« Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега» |
«Наши четвероногие друзья – собака» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. | Наблюдение, подвижные игры |
|
«Забота о здоровье» | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
|
«Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей» |
|
Апрель | «Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. | Наблюдение за божьей коровкой, аппликация. |
Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. | Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница» |
||
«Пернатые гости» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какя птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке» |
|
«Волшебница весна» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов» |
|
Май | «Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно». |
«Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, |
|
«Песочные фантазии» | Расширять кругозор детей: . Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей | Пальчиковая гимнастика, игры с песком,.экспериментирование: «почему песок сыплется». |
|
Экологическая тропа | Развивать умение наблюдать, | Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу».подв.игра»Раз.юдва,три к дереву беги» |
Воспитанник должен | |
Правила поведения в природе. |
|
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. | О перелётных птицах. |
Выполнять правила поведения на природе. |