План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД "Путешествие в прошлое счётных устройств". НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе: «Путешествие в прошлое предмета: счетное устройство»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г.Волжска РМЭ

Конспект занятия по

ознакомлению с окружающим

в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств».

Составила:

ДОУ №4 «Калинка»

Гасанбекова Виктория Зиядовна

г.Волжск

Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметы

рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность детей;

активизировать словарь детей такими словами, как: компьютер, калькулятор, счетная машина, счеты и т.д.

Материал: макеты счетных устройств, продукты и инвентарь для бутербродов.

Ход занятия:

Экскурсовод: Сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства разных времен.

(раздается стук в дверь).

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Чем вы тут занимаетесь? А я все знаю, все умею. Вот, например, научился вчера считать на пальцах до 5. Хотите, посчитаю? (считает).

Экскурсовод: Молодец, Незнайка! До 5 считать умеешь, а наши ребята считают и до10. А ты сможешь посчитать до 10?

Незнайка: Это я быстро, раз - два и готово. (Начинает считать, у него не получается).

Экскурсовод: Ну, Незнайка, что остановился? Может тебе этот предмет поможет? (Дает счеты).

Незнайка: (радуется). Поможет! Поможет! А как он мне поможет? (Крутит, вертит счеты в руках). Интересно, что это такое? (шепотом). А я у ребят спрошу. Ребята, вы знаете, что это за предмет? (это счеты). А для чего они нужны? (чтобы считать). Это я понял! А как на них считать? (выходит ребенок и показывает). Так интересно, а я и не знал!

Экскурсовод: Эх, Незнайка, ничего - то ты и не знаешь, а только хвастаешься! А ты хочешь узнать, как люди считали раньше? А вы, ребята хотите? Тогда я вас приглашаю посетить музей счетных устройств, где находятся разные предметы, на которых люди считали в древности.

Обратите внимание на первый экспонат. Что это такое? (Это руки человека).

Незнайка: А почему они здесь и даже на первом месте?

Экскурсовод: Давным-давно люди считали на пальцах рук. Это были первые счеты. Но они оказались не удобными потому, что нельзя было на них посчитать, например, до 20 - 30. И тогда человек изобрел другие счеты. А вот какие, мы сейчас увидим.

Обратите внимание на следующий элемент - это узелковые счеты. Сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков. И при помощи этих узелков люди считали. Хотите попробовать? (Дети пробуют.) Правда, интересно?

В вот следующий экспонат - это глиняная доска - абак. Она разделена на полоски, в которые выкладывали бобы, горох и пересчитывали их. Люди раньше очень мало знали и поэтому не могли придумать лучших счетов. И пользовались руками, узелковыми счетами, счетной доской, счетными палочками и счетам на которых мы научили считать Незнайку.

Обратите внимание на следующий экспонат. Эту счетную машину вы, наверное, знаете? Как она называется? Правильно, ребята! Кто из вас покажет, как им нужно пользоваться? (Дети показывают).

А теперь посмотрите на следующий экспонат. Как вы думаете, что это? Молодцы! Ребята, а что можно делать с помощью компьютера? Чем компьютер отличается от калькулятора?

Вот, Незнайка, ты и узнал, как люди считали раньше и теперь.

Незнайка: Подождите, я, что - то забыл… на чем люди сначала, а на чем потом?

Экскурсовод: Ребята, давайте поможем Незнайке. Как люди считали сначала и что использовали? Какие счеты появились потом? Из чего они были сделаны? Что люди используют теперь? Людям, каких профессий нужны счетные устройства? (дети отвечают).

« Путешествие в прошлое предмета»

(счётные устройства)

подготовительная группа

Составила: воспитатель Спичкина А.В.

Цель : познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

Словарная работа : счёты, счётное устройство, древние люди, узелковые счёты, счёты абак, калькулятор, компьютер, цифровое табло, ноутбук.

Обогащение словаря словами признаками: персональный, переносной, плоский, современный, новый, удобный.

Предварительная работа : рассматривание счёт на косточках, калькулятора; работа на них.

Оборудование : узелковые счёты, калькулятор, компьютер, мультимедийная техника, счёты, счётные наборы, картинки, карточки для составления задач

Ход путешествия: предложить детям войти и сесть полукругом.

Воспитатель: Сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства: машины и приборы,

там находятся счётные устройства, с помощью которых люди считали раньше и которые используют в наше время.

Давным-давно древние люди жили в пещерах и использовали для счёта пальцы рук и ног.

Как вы думаете, что могли считать древние люди на пальцах?

Дети: Древние люди считали сколько белок поймали, звёзды на небе. Могли посчитать сколько рыбы поймали.

Воспитатель: Правильно ребята. Но мы с вами на пальцах считать не будем, мы с пальчиками поиграем.

Пальчиковая гимнастика про «Утят».

Воспитатель: Сели удобно, спинки ровные. Приготовили руки, пальцы сжали в кулачки. Встали как-то утром в ряд 10 маленьких утят.

Посчитались. Удивились. На две группы разделились.

Пёрышки почистили, головкой покивали.

Червячка склевали, к речке побежали.

Хорошо поиграли с пальчиками.

Воспитатель: На пальцах люди считали в древности. Это были первые счеты. Можно еще для счета использовать различный природный материал: камешки, кости и т. д. Затем быт человека развивался, стал усовершенствоваться счетный материал. Использовались узелки на веревке, и назывались они «узелковые счеты» . Посмотрите, как они выглядят?

Это веревочка, на которой завязаны узелки.

А сейчас попробуйте решить задачу с помощью узелковых счет.

Задача : Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке

Тут одна к ним прибежала

Сколько вместе кошек стало?

Дети отвечают и показывают.

Воспитатель: Молодцы!

Попробуйте ребята завязать столько узелков, какой сегодня день недели по порядку.

Ребята, какой сегодня день недели? (вторник)

Какой он по порядку? (второй)

Значит, сколько узелков нужно завязать? (два)

Молодцы, правильно завязали. Умеете пользоваться «узелковыми счетами » .

Воспитатель: Посмотрите, а это деревянная счетная доска. Знаете, как она называется? -Абак. Она разделена на полоски. На одной полоске считали единицы. На другой – десятки и т.д. А что выкладывали на доску, а потом пересчитывали? Оказывается, на доску выкладывали горох, бобы, фасоль, а потом их пересчитывали. Но выкладывать горошины было долго и неудобно. И около 5000 лет назад, человек придумал вот такие счеты. Это самое простое счетное устройство.

Из чего состоят счеты? Что у них есть? Счеты состоят из нескольких рядов бусин или косточек нанизанных на проволоку.

На одном ряду этих счёт откладывали единицы. На другом десятки, на третьем- сотни и т.д.

Скажите, а сейчас пользуются такими счетами?

Дети: уже не пользуются.

Воспитатель: - но давайте вы попробуйте. На счетах вы откладываете косточки и решаете задачу, используя цифры.

На озере плавало 9 уток, одна утка вышла на берег. Сколько уток осталось плавать на озере? Из чего состоит задача? Из каких частей?

Варя, повтори условие задачи.

Бибиоша, повтори вопрос задачи.

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Дети: Нужно её решить.

Воспитатель: Решите задачу, используя арифметическое действие.

Дети работают.

Воспитатель: Расскажи, как ты решила задачу, Ангелина?

Дети: 9-1=8 (равняется восьми; получилось восемь)

На озере осталось плавать восемь уток.

Воспитатель: Молодцы. Наведите порядок на столе.

Эту счетную машину вы наверное знаете. – Как она называется?

Дети: Это калькулятор.

Воспитатель: Скажите вместе. Леня, повтори. Что у него есть?

Дети: У него есть кнопки с цифрами и знаками + - =

Воспитатель: У калькулятора есть кнопки с цифрами от 0 до 9 и знаками = -и + эти знаки вы знаете; а с: , х вас познакомят в школе. У калькулятора есть цифровое табло, повторите- цифровое табло.

Вы решали задачу про уток, а я проверю решение задачи с помощью калькулятора. 9-1=8. Очень быстро и точно.

Теперь назовите любое большое число. 10+20=30

Воспитатель: Работая на любом счетном устройстве нужно быть внимательным, не пропускать знаки и цифры, иначе результат получится неверным. Умная машина, дети?

А теперь посмотрим еще один экспонат. как вы думаете, что это?

Дети: Это компьютер.

Воспитатель: Посмотрите, сколько разновидностей компьютеров. Как называется эта модель? Это ноутбук.

Давайте повторим- НОУТБУК. Какой ноутбук?

Дети: Персональный, новый, переносной, удобный, красивый, дорогой, детский, взрослый.

Воспитатель: Для чего придумали детский компьютер?

Дети: Чтобы дети учились, развивались и умели пользоваться современными приборами.

Воспитатель: Правильно. Что можно делать с помощью компьютера?

Дети: С помощью компьютера можно играть в игры, смотреть кино, переписываться, искать информацию, учиться, работать.

Воспитатель: Все верно. Это машина, которая может хранить и отыскивать огромное количество информации и быстро решать много задач. Компьютеры управляют самолетами, космическими кораблями, контролируют медицинское оборудование, поддерживают жизнь тяжело больных людей.

Воспитатель: Чем компьютер отличается от калькулятора?

Дети: На калькуляторе можно только считать, а на компьютере учиться, работать, играть.

Сядьте на ковер. Посмотрите на экран.

Воспитатель: Назовите предметы, контур которых вы видите на экране.

Дети называют, воспитатель выставляет картинки на мольберт.

Никита, на чем считали древние люди?

Саша, как считали люди сначала?

Какие счетные устройства появились потом?

Из чего они были сделаны?

Что люди используют для счета теперь?

Воспитатель: Сегодня мы узнали как изменились счетные устройства, но нас окружают и другие предметы, которые тоже меняются, становятся более удобными и современными.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильева « Программа обучения и воспитания детей»

2. В.О. Дыбина « Ребенок и окружающий мир»

3. К. Неферова « Бытовые электроприборы. Кто они?»

ГККП «Ясли-сад» № 85

Конспект занятия
по ознакомлению
с окружающим
на тему: «Снег и вода»

воспитатель: Самохина М.В.

Цель: Познакомить детей со свойствами снега,с взаимодействием его с водой.
Программное содержание: Учить анализировать опыты, делать выводы, детей количественному счёту, составлять из частей целое.
Развивать мышление, речь, память детей.
Воспитывать умение коллективной работы по подгруппам.
Оборудование: ведёрко со снегом,два стакана с горячей и холодной водой, цифровые карточки, разрезные картинки.
Предварительная работа: наблюдение за снегом в разное время (оттепель, снегопад, мороз). Чтение произведений: «Снегурочка», « Заюшкина избушка» и т. д.
Словарная работа: холодный, блестящий, хрустящий, серебристый.
Билингвальный компонент: снег- кар, снежинка- aлпаккар,
вода- су.

Мотивационно-побудительный

Организационно-
Поисковый

Рефлексивно-
коррегирующий
Сюрпризный момент: ворона приносит посылку (внутри ведёрко со снегом)
Воспитатель: Кто- то прислал посылку. Интересно, кому она адресована: (читает адрес: средняя группа,детский сад № 85)
-Она адресована нам. Интересно, а что там внутри? (открывает посылку, достаёт ведёрко). Смотрите какое-то ведёрко, что там внутри? Подождите, здесь ещё есть снежинка и на ней сто-то написано(читает загадку)
Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес.
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез. (снег)

Ребята, давайте потрогаем ведро. Какое оно на ощупь? (холодное, ледяное)
Хотите узнать правильно ли мы отгадали загадку? Для этого мы просто откроем ведро(открывает ведро и показывает что там лежит)
Угадали?
Ребята, а как вы думаете из чего состоит снег?
(из снежинок)
Какой бывает снег? (холодный, ледяной, белый, хрустящий, блестящий и т. д.)
На что похож снег? (на вату, мороженое)
А можно есть снег, если он похож на мороженное? Почему? (Ответы детей)
А в какое время года лежит белый снег? (зимой)
А летом может падать снег и почему? (нет, так как летом жарко)
Реолаксация под музыку
игра «Снежинки»)
Давайте станем снежинками и поиграем:
-Снег, снег кружится,
Белая вся улица.
Собралися мы в кружок
Завертелись как снежок.
(дети выполняют движения по тексту произведения)

Ребята,а я и не заметила что в посылке ещё один конверт есть
- Что же там написано? Здесь какие-то задания, но их много и мы разделимся с вами на подгруппы и выполним их. (педагог читает задания и направляет детей на работу)
Но для того, что бы узнать какое задание кто будет выполнять, мы откроем ещё один конверт, где есть разноцветные льдинки. Кому какого цвета достанется льдинка, тот и подойдёт к столу с такой же льдинкой.
(дети расходятся по центрам)
1 центр- науки: (опыты со снегом)
Цель: развивать внимание, мышление, речь детей.
1 опыт: Два стакана (один с горячей, другой с холодной водой)
Воспитатель: Ребята, сейчас мы опустим немного снега в каждый стакан. Что произошло?
Где снег растаял быстрее? (в горячей воде)
Как вы думаете, почему это произошло именно так? (ответы детей)
2 опыт: Теперь мы станем волшебниками, положим на руку немного снега, закроем ручки и произнесём волшебные слова: сим салабим. Откроем ручки, что произошло? (снег растаял) Как вы думаете, почему это произошло? (потому что ручки у нас тёплые, а снег боится тепла)
Выводы по опытам: Давайте теперь скажем, чего же боится снег? (тепла)
2 центр –творчества.
Цель: учить детей составлять из частей целое.
Детям предлагают разрезные картинки с сосулькой, снежинкой, каплей воды.
3 центр- математики.
Цель: учить детей количественному счёту.
Детям предлагают картинки со снеговиками цифрами. Нужно обвести картинку на которой изображены то количество снеговиков, которое соответствует цифре, стоящей впереди.
Обмен в центрах.

Ребята, в каком центре вам понравилось работать? в каком было сложно выполнять задание?
Ребята, что же нового мы узнали о снеге?
Спасибо всем!


Приложенные файлы

Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»

(экскурсия в музей «Математических исчислений)».
Цель: познакомить детей счетными устройствами прошлого

Задачи:

  • воспитываем уважение к человеку труда;
  • развиваем ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира;
  • знакомим детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;
  • углубляем и расширяем знания детей о создании компьютера;
  • закрепляем умения выделять некоторые особенности, части, свойства компьютера.
  • Материал:

  • схемы: стая волков; стадо оленей; берлога, люди;
  • цифры от 1 до 20
  • картинки с изображением устаревших вычислительных устройств (доска – абак, счеты, узелковые счеты, счетные палочки, калькуляторы, компьютер);
  • камешки, шишки, счетные палочки, деревянные счеты, узелковые счеты, доска – абак;
  • калькуляторы;
  • компьютер, составные части компьютера;
  • смартфон;
  • планшет;
  • ноутбук;
  • карточки с цифрами (5, 17);
  • конфеты;
  • аудиозапись для смс;
  • аудиозапись «Фиксики» - песня « Компьютер»;
  • портреты Б. Паскаля, Ч.Бэббиджа.
  • Ход занятия:

    Плывем на корабле в страну Китай. Звучит аудиозапись смс.

    Воспитатель:

    Это у Вас пришла смс.

    Воспитатель: (достает телефон), читает:

    Приглашаем Вас посетить необыкновенный музей «Математических исчислений».

    Воспитатель:

    Ну, что ребята посетим музей?

    Воспитатель:

    Все пойдем в музей?

    Воспитатель:

    А сколько нас человек? (считают). Сколько мальчиков? (считают). А девочек? (считают).

    Приезжаем в музей.

    Звучит музыка. Дети исполняют китайский танец.

    Воспитатель перевоплощается в «Математику – царицу наук».

    Воспитатель:

    Я «Математика – царица наук» вместе с моими помощниками рады видеть Вас в нашем музее. В музее вы узнаете о том, как возник математический счет и какую вычислительную технику придумали люди, чтобы усовершенствовать его.

    Царица – математики:

    В древни времена первобытные люди не умели считать. Учителем была сама жизнь. Сначала наши предки научились из многих предметов выделять один. Из стаи волков – вожака, из стада оленей – одного оленя (показ слайдов). Добывая пищу людям приходилось охотиться по нескольку человек. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой, трех – с одной стороны, трех – с другой (показ слайда). Для этого он должен был считать.

    1.Ребенок – помощник:

    Самыми древними устройствами для счета были пальцы рук и ног. Сначала они считали по фалангам (показывает).

    Царица – математики: (обращается к помощникам)

    Сколько фалангов на указательном пальце?

    Сосчитай, сколько фалангов на среднем?

    Сколько фалангов на безымянном?

    На мизинце?

    Сколько фалангов на каждом пальце? (отвечают).

    Корреспондент:

    Скажите, пожалуйста, а сколько пальцев на вашей руке?

    Ребенок – помощник:

    На моей руке 5 пальцев

    5 хватальцев, 5 держальцев

    Чтоб хватать и чтоб пилить

    Чтобы брать и чтоб дарить

    1,2, 3,4,5 – это на одной

    1,2,3,4,5 – это на другой (дети считают все вместе)

    А всего их 10.

    Царица – математики:

    Быт человека развивался. Стал усовершенствоваться счетный материал, так как пальцев не хватало и стали использовать палочки, камушки, шишки (обращается к помощникам 2, 3, 4).

    Отсчитай, столько камушек, сколько показано на карточке.

    Отложи на две шишки больше, чем отсчитал Степан камушек?

    Отсчитай столько палочек, сколько было у Захара камушек, а у Степана шишек.

    Царица – математики:

    Обратите внимание на следующий экспонат.

    5. Ребенок – помощник:

    Стали использовать доску – абак. Абак получила широкое распространение в Египте, Греции, Риме. Она разделена на ячейки, в которые выкладывались предметы (косточки, бобы, горох) по 5 штук. А мы изучая счет используем линейку – абак.

    Корреспондент:

    А вы, не могли бы нам показать, как ею пользоваться?

    Ребенок – помощник: (показывает).

    Царица – математики:

    Нами порванную нить

    Сможет он соединить

    Очень быстро и без клея,

    А бумагу не сумеет (Узелок)

    6.Ребенок – помощник:

    Узелковые счеты сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков. При помощи этих узелков люди считали (показывает).

    Царица – математики:

    Сколько у кошки хвостов?

    Сколько у кошки лап?

    Сколько у кошки ушей?

    Царица – математики:

    На Руси долгое время считали по косточкам, раскладываемым в кучки. Затем «дощаный счет», который не отличался от обычных счетов и представлял собой рамку с укрепленными горизонтальными веревочками, на которые были нанизаны просверленные сливовые или вишневые косточки. Современные счеты долгое время использовали бухгалтера, в магазинах, при помощи этих счет считали копейки и рубли.

    Корреспондент:

    А, что Вам, известно про деревянные счеты?

    7. Ребенок – помощник:

    Деревянные счеты -

    Деревянные счеты –

    Без них счетоводом не стать,

    Кто – то, когда – то в начале веков

    Камешки мелкие на нитку нанизывал

    И стал вожаком с харизмою.

    Годы проходят и нитки заменены

    На металлические прутки,

    Камни посчитаны, ровно обрезаны

    На деревянные взяты колки

    Вот и еще достижение техники

    Что покорило наши сердца

    Стало проще учить арифметику

    Числа складывать без конца

    А потом к нам пришли калькуляторы

    Нашей жизни сменив алгоритм

    Пропал стук костяшек и косточек

    Звон электроники их заменил

    Но все, же сегодня скажу, не скрывая

    Ностальгической нотки в словах

    Деревянные счеты, штука такая,

    Что заслужили память в веках (отсчитывает).

    Царица – математики:

    Отсчитай число 17.

    Царица – математики:

    Считая на счетах человеку необходимо было много времени. Обращает внимание своих помощников на экран (слайд – схема калькулятора), дети отгадывают, что показано на экране. И поэтому изобрели счетную машину ЭВМ или как сейчас ее называют калькулятор.

    Корреспондент:

    Расскажите, пожалуйста, по подробнее о машине ЭВМ.

    8. Ребенок – помощник:

    Дважды два кажись… четыре,

    Пятью пять прибавить три…-

    И скребли затылок в мире

    Счетоводы до зари

    И теперь не надо даже

    Умножение учить

    И тетрадок нет в продаже

    С той таблицей! Как же быть?

    Плюсы, минусы, две точки

    А умножить - просто крестик

    Спать спокойно можно ночью!

    Уместилось все в «конвертик»

    В калькулятор мозг вложили

    Только пальцем нажимать. (показывает и решает задачу).

    Царица – математика: (читает задачу)

    Я вошла в тенистый бор

    И увидела мухомор

    Два опенка, два сморчка

    Три масленка, два строчка

    У тебя ответ готов?

    Сколько я нашла грибов? (10)

    Царица – математики:

    Уважаемые гости нашего музея прежде, чем мы рассмотрим следующий экспонат мои помощники загадают Вам загадки, а Вы попробуйте их отгадать.

    1. Ребенок – помощник:

    По ковру зверек бежит

    То замрет, то закружит

    Коврика не покидает

    Что за зверь, кто угадает? (компьютерная мышь)

    2. Ребенок – помощник:

    На доске по строчечке

    Разместились кнопочки

    Догадайтесь – ка вы гости,

    Как здесь тыкать пальчиком? (клавиатура)

    3. Ребенок – помощник:

    Наверху машины - всей

    Размещается - … (дисплей)

    Словно смелый капитан

    А на нем горит - … (экран)

    4. Ребенок – помощник:

    Чудо – юдо чемодан

    Лампа, кнопка, да карман

    Он окутан проводами

    Словно город Амстердам (системный блок)

    5. Ребенок – помощник:

    Он уже не по годам

    И похож на чемодан (ноутбук)

    Корреспондент:

    Вы столько много и интересного рассказали о вычислительной технике, а кто ее изобрел?

    Царица – математики:

    Блез Паскаль – французский ученый изобрел в 17 веке первый компьютер. Он был очень большой, назывался суммирующий компьютер (показ слайдов). А вот в 19 веке Чарльз Бэббидж первый переделал компьютер в усовершенствованную машину. Компьютер не только вычитал и складывал, но и выполнял разные команды (показ слайдов).

    Корреспондент:

    А для чего нужен компьютер?

    9. Ребенок – помощник:

    Компьютер – друг детей и взрослых

    Он создан был давно

    Пришел из Франции далекой

    Огромный и простой,

    Но шли года, века, эпохи

    Компьютер стал другим

    Он вычитает, прибавляет

    Рисует с нами, говорит!

    Передает, хранит, стирает,

    Играет, учит, развивает

    Всем этим занимается глава –

    Микропроцессор – голова

    Отсюда, следует друзья,

    Компьютер, нужен для труда,

    Обогащения ума

    С ним просто весело всегда.

    Помощники: исполняют песню «Компьютер» - Фиксики.

    Корреспондент:

    Молодцы! Я опубликую наше интервью на страничке журнала «Хочу все знать».

    Ребята, а еще знаю современную вычислительную технику. Смотрите, у меня есть смартфон очень умный телефон. Он всегда везде со мной, настоящий помощник мой. На нем тоже можно прибавлять и вычитать, умножать, делить, считать. А вот планшет тоже современная техника, удобен в обращении и его можно всегда носить с собой.

    Понравилось ли Вам ваше путешествие? По вашему мнению нужно уметь считать?

    Дети – помощники читают стихотворение:

    Запомните все, что без точного счета

    Не двинется с места любая работа

    Без счета не будет на улице света

    Без счета не сможет подняться ракета

    И в прятки сыграть не сумеют ребята

    Беритесь, ребята, скорей за работу

    Корреспондент:

    Спасибо! Благодарю за внимание! Было приятно с Вами побеседовать.

    Царица – математики:

    Уважаемые помощники спасибо Вам за работу. Хочу подарить Вам волшебные, сладкие браслеты, но прежде, чем испробовать их, необходимо сосчитать, сколько конфет нанизано на ниточке.


    Калюга,Наталья Анатольевна

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Интегрированное занятие

    Тема: Путешествие в прошлое счётных устройств

    (подготовительная группа)

    Составила: Васильева Е.А.

    (воспитатель)

    Кемерово 2012

    Образовательные области : познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

    Цель: познакомить с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; расширять представления о предметах облегчающих труд людей; закреплять представления о компьютере, его составных частях; активизировать познавательную деятельность; воспитывать интерес к счётным устройствам.

    Материалы и оборудование: картинки с изображением счётных устройств, счёты, калькулятор, картинки «Части компьютера».

    Ход занятия:

    - Ребята, вы были когда- нибудь в музее?

    А что вы там видели? (картины, скульптуры, и т.д.)

    - А хотите сегодня побывать в музее?

    - Тогда сегодня я приглашаю вас не совсем в обычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства: машины, приборы.

    - Давайте посчитаем до 20.

    - Ну что получилось? (Нет)

    - Ребята, сейчас у нас много счётных устройств.

    - А вы хотите узнать, как люди считали раньше?

    - Тогда отправимся в музей счётных устройств, где находятся разные предметы, на которых люди считали в древности.

    - А на чём можно отправиться в музей?

    - Но сегодня мы отправимся… ,вы узнаете отгадав загадку:

    Машина отлично задачу решили

    Мигала, гудела, старалась, спешила

    Рисует, играет, учит меня.

    Какое же имя имеет она? (машина времени)

    - Садитесь поудобнее, закрыв глаза и считаем до 10. Пуск!

    - Вот мы и попали в музей.

    - Вспомним правила поведения в музее.

    - Давайте подойдём к первому экспонату.

    - Что это такое? (рука и нога человека)

    - А как вы думаете, почему они стоят на первом месте?

    - Да, они были самыми древними устройствами для счёта. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног.

    - Да пальцевый счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30.

    - Следующим шагом в развитии счёта стало использование палочек, камешков, бусин. Посмотрите на счёты разных стран и народов: деревянные (делали зарубок на дощечках); узелковые(на верёвках).

    - Но вскоре появился специальный прибор-абак. Это деревянная счётная доска посыпанная песком и разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали их.

    - Абак был усовершенствован и на свет появились другие счётные устройства:

    По десятку на шесточке

    Сели умные кружочки

    И считают громко вслух,

    Только слышно: стук да стук. (Счёты)

    - Рассмотрите их внимательно.

    - Как устроены счёты?

    - Счёты – это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра.

    Что-то бабушкины счёты

    Брать с собою неохота

    Лучше я возьму ребята,

    В школу новый…(калькулятор)

    - А теперь подойдём к следующему экспонату.

    - Отгадав загадку, вы узнаете, какое счётное устройство было следующим:

    Он рисует, он считает,

    Проектирует заводы,

    Даже в космосе летает,

    И даёт прогноз погоды.

    Миллионы вычислений

    Может сделать за минуту.

    Догадайся что за гений?

    Ну, конечно же…(компьютер).

    - Посмотрите, знаете ли вы, кто это? (портрет Блеза Паскаля)

    (это французский учёный, который первый изобрёл компьютер в 17 в.)

    - Что можно делать с помощью компьютера?

    - Чем компьютер отличается от калькулятора?

    - Сейчас мы вспомним,какие части есть у компьютера.

    - Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера? (клавиатура).

    - С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка).

    - Какое устройство поможет нам вывести на бумаге информацию? (принтер).

    - Это мы назвали запасные части компьютера.

    Игра «Пазлы» (делятся на две команды)

    - Системный блок и монитор.

    - А какие вы знаете современные компьютеры? (смартфон, нетбук, ноутбук, планшет).

    - Давайте нашему другу компьютеру расскажем стихотворение.

    Компьютер-друг детей и взрослых,

    Он создан был давно.

    Пришёл из Франции далёкой

    Огромный и простой.

    Но шли года, века, эпохи,

    Компьютер стал другим.

    Он вычитает, прибавляет,

    Рисует, с нами говорит!

    Передаёт, хранит, стирает,

    Играет, учит, развивает.

    Всем этим занимается глава-

    Микропроцессор-голова!

    Отсюда следует,друзья,

    Компьютер нужен для труда,

    Обогащения ума,

    С ним просто весело всегда.

    Итог занятия: – Как считали люди раньше?

    - Какие были изобретены предметы для счёта?

    - О каких предметах мы сегодня беседовали?

    - Для чего нужен калькулятор?