Презентация на тему: "«Властелин колец» (англ. The Lord of the Rings) – роман – эпопея писателя Дж. Р. Толкиена, самое известное произведение жанра фэнтези. «Властелин колец»". Скачать бесплатно и без регистрации. «Сказочное повествование Р. Толкиена «Хо


Эпопея «Властелин колец» писалась в 40-х годах нашего столетия. Как уже говорилось выше, на её сюжете, героях, содержании сказались первая и вторая мировые войны, многие события из жизни автора. Эта книга по праву считается главным произведением Толкиена. Она явилась кульминацией его литературного таланта и поэтому рассмотреть её необходимо. Однако, с моей точки зрения, это произведение ни в коем случае нельзя считать достаточным для понимания философии писателя.

Одной из центральных идей эпопеи является идея всепрощения. Будучи гуманистом до глубины души, Толкиен отвергает всякую мысль о мщении или даже о справедливой, но жестокой каре. «Какая жалость, что Бильбо не заколол этого мерзавца, когда был такой удобный случай!» - говорит один из героев книги. Свой ответ даже на вполне оправданный гнев Толкиен вкладывает в уста Гэндальфа, своеобразного голоса автора в произведении: «Жалость говоришь? Да ведь именно жалость удержала его руку. Жалость и милосердие: без крайней нужду убивать нельзя. И за это <…> была ему немалая награда. Недаром он не стал приспешником зла, недаром спасся; а всё потому, что начал с жалости!». «Без крайней нужды убивать нельзя,» - говорит Толкиен, иначе в душу человеку легче будет прорваться злу. Убивать, даже убивать ради самой благой цели - значит поступать на руку мировому злу.

В эпопее у зла есть конкретное олицетворение - Чёрный Властелин Саурон. Каждый раз, идя на поводу у страха, злости, алчности, герои слабеют, навлекают на себя и окружающих невиданные бедствия. Саурон же на каждом шагу искушает их предлагает лёгкий выход из ситуации. Тем, кого он не может соблазнить полностью предаться злу, Саурон предлагает совершить мелкое злодейство, ведущее, казалось бы, к добру. Однако для Толкиена нет компромиссов. Совершённое зло приведёт к ещё большему. На зле нельзя построить добро.

Оружие искушения Саурона - могущественное Кольцо Всевластья, дарующие несокрушимую силу. Однако кольцо дарит силу лишь тому, кто способен побороть его злую волю, кто силён духом. Тем не менее «могучим оно особенно опасно»: получивший в свои руки тёмную силу и использовавший её хотя бы и во благо, неминуемо сам станет Чёрным Властелином. По Толкиену только отказавшись от власти можно охранить себя от скверны, т.к. «самовластие не терпит сопротивления, достоинства и независимости, оно ненасытно оно стремиться быть вездесущим». Положительные герои выдерживают испытание, ведь «зло непрерывно порождает зло», а «добрый властелин не лучше» злого, «даже если рабы им довольны».

Кольцо, как и Саурон - аллегория зла. И Чёрный Властелин и оно играют почти ту же роль, что дьявол в Библии. Злые силы находят самую короткую дорожку к сердцу героев. Кольцо «подсказывает ложь», помогая завладеть собой, - и вот герой ввергнут в пучину страшных событий, координально меняющих его жизнь. Кольцо предлагает сделать героя невидимым, спрятать от врагов, но, послушав совет кольца, герой оказывается сразу замечен и почти смертельно ранен слугами Властелина. Кольцо является сильнейшим соблазном, сеет вокруг себя раздоры и несчастья, и единственный способ избежать его пагубного влияния - даже не допускать мысль, о том, чтобы воспользоваться злой силой.

Как истый христианин, Толкиен отрицает всякое возмездие за неправедные дела. Стоит герою в порыве ярости погнаться за уже побеждённым противником, и его спутник чуть не лишается жизни. Фродо, один из главных персонажей книги, говорит: «…неужели вы пощадили Горлума после всех его чёрных дел? <…> Он заслужил смерть. Но Гэндальф (а с ним и автор) отвечает: «Заслужить-то заслужил, спору нет. И он, и многие другие, имя им - легион. А посчитай-ка таких, кому надо бы жить, но они мертвы. Их ты можешь воскресить - чтобы уж всем было по заслугам? А нет - так не торопись никого осуждать на смерть. Ибо даже мудрейшим не дано провидеть всё. Мало, очень мало надежды на исправление Горлума, но кто поручится, что её вовсе нет?» Таким образом, Толкиен утверждает, что не может простой смертный решать жить кому-то или нет. Это удел высших сил. Жизнь даётся каждому только один раз, и у каждого только один шанс прожить её правильно. Никто не в праве отнимать этот шанс у человека, пусть сам он не раз лишал кого-то жизни. Сюжет «Властелина Колец» подтверждает эту мысль Толкиена. В конце произведения именно Горлум, хотя и невольно, предрешает победу добра.

Огромную роль во «Властелине колец» играет природа. Она, не являясь природой в пантеистическом понимании, всё же представляет собой неотъемлемою часть мира. Для Толкиена это вечное, одухотворённое начало, недаром он вводит в свои произведения особые существа - полу люди-полудеревья, охраняющие леса от людей. Толкиен, как человек XX-го века, не может не осознавать, что с течением времени природа разрушается, в основном - из-за воздействия человека. Древней гармонии между человеком и природой не существует. Лишь остаются грустные воспоминания о прошедших временах. По ходу эпопеи древняя природа нередко сравнивается с современной, и оказывается, что современная потеряла своё могущество и загадочность. Нелишне заметить, что злые силы в произведении всегда в первую очередь искажают и уродуют природу. Тут видна философия человека XX века, разочаровавшегося в промышленной цивилизации. Герой, в душу которого проникло зло, превращает «долину, некогда покрытую лугами» в безобразный пейзаж: «чёрные провалы шахт, плоские крыши оружейных мастерских и бурые дымки над горнами кузниц».

Другой важной идеей произведения является идея решающей роли личности в истории. «Маленькие камешки вызывают большой обвал,» - говорит Толкиен устами своих персонажей. Каждое действие любого самого незначительного героя может радикально изменить ход сюжета. И автору не важно силён герой или слаб, умён или глуп, главное, чтобы он оставался честным и преданным и тогда ему это непременно зачтётся. Избрать тернистый путь добра - сделать правильный выбор. Награда обязательно придёт. Это может случиться в этой жизни, как во «Властелине колец», а может и после смерти, как случается с героями «Сильмариллиона».

Много места Толкиен уделяет идеи линейного развития истории. Однако развитие это линейно только если рассматривать его в контексте всех произведений автора. Действительно, прекрасных перворожденных эльфов в своё время должны сменить люди, затем мир должен прийти к концу, когда праведные дети Творца отправятся к нему в небесные чертоги, а неправедные будут отторгнуты в вечную тьму. Но в самом «Властелине колец» чётко вырисовывается историческая спираль, правда угасающая. Эльфийских героев-небожителей сменяют их ученики такие же герои люди. Времена героев уходят в прошлое, и вновь приходят эльфы, но уже не те, что были раньше. И так далее. Всё произведение пронизано грустными упоминаниями о славном прошлом, которое ушло без возврата. К концу книги мир окончательно теряет свою магию. Эльфы совсем уходят из Средиземья - главной арены действий всех книг Толкиена. Но мир остаётся в надёжных руках людей. Они не так велики и не так прекрасны, но, в конечном счёте, именно они лучше всех обустроят жизнь Средиземья, ведь, как говорит Эльф, «людские свершения долговечнее наших». А объясняется это тем, что в людях сидит вечная, непреодолимая тяга к действиям, преобразованиям. То, что не сделает отец, удастся сыну, и следующему поколению невдомёк разочарование предыдущего. Всегда человеку сопутствует разрушение построенного ранее, но всегда «вызревает нежданный посев». По Толкиену это великий человеческий дар, однако и его беда, т.к. «несбыточны людские мечтания».

Писательский дар автора помогает читателю проникнуться идеями добра, всепрощения, верности долгу. Каждый может осознать себя способным двигать прогресс, однако Толкиен не даёт забыть, что прогресс это не самоцель и не стоит ради него приносить жертвы. Особенно не стоит приносить в жертву природу. Цель никогда не оправдывает средства. Прочтя «Властелин колец» глубже начинаешь понимать природу человека, его душу. Это произведение формирует некоторое мировоззрение относительно добра, зла и место каждого в их вечной борьбе. Таким образом, «Властелин колец» - это глубочайшее, сложное произведение, интересное и с философской, и с литературной точек зрения, и просто, как занимательная книга. Любой найдёт для себя что-нибудь на страницах этого произведения.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

Рассказать учащимся о своей любимой книге и влюбить их в процесс чтения, как в интереснейший процесс интеллектуальной работы;

Развивать фантазию учащихся на основе выбранного учителем текста;

Обучать работе с текстом, отбору текстового материала и его анализу;

Проникнуться красотой слова Толкина;

Подготовительный этап.

1. Просмотр кинофильма.

2. Презентация к уроку.

3. Индивидуальные творческие задания.

Кто же второпях любуется чудесами.
Джон Р.Р. Толкин (слайд 2)

Ход урока

1. В волшебной стране Джона Толкина. (Cлайд 3)

Заходите поскорее! Ну а мы споем вам
О росе, ручьях и речках, о дождях веселых,
О степях, где сушь да вереск, о горах и долах,
О высоком летнем небе и лесных озерах,
О капели с вешних веток, зимах и морозах,
О закатах и рассветах, о луне и звездах-
Песню обо всем на свете пропоем мы вместе!

Толкин был профессиональным лингвистом, знал несколько иностранных языков. Он очень тонко чувствовал слово, его звучание. Трилогия “Властелин колец” сразу покорила меня неповторимо – сказочным сюжетом, изумительными героями, собравшимися на борьбу с Мглой, красотой слова, его отточенностью, музыкальностью, меткостью, образностью и яркостью эпитетов и сравнений.

Дождь: стеклянно-серебряный; жемчужно-серябряный; серебряный занавес дождя.

“Мерцающая занавесь струилась шелковистым, жемчужно-серебряным пологом, капелью лунного света”.

Вода: стеклянистая; переплеск падающей воды; среброструйная река.

Трава и цветы: шелковистая трава; медвяный запах цветов и трав; трава, осеребренная росинками; удивленные цветы.

Звезды: Вызвездило. Небо расцвело звездами. Звездный свет; сиянье звезд; переливчатые звезды.

Хрустальное утро.

Дни и ночи: “Спокойно-светлые, словно капли росы, искрились ясные дни”. “Стоял сентябрь: золотились дни, серебрились ночи”.

Свет: “Древень поставил на стол две каменные чаши, должно быть с водой,… и одна засветилась золотым, другая… темно-зеленым светом. Покой озарился, по стенам забегали зелено-золотые блики……стали светиться деревья,…и…всякий лист оделся ореолом-зеленым, золотым, медно-красным, а стволы казались колоннами, изваянными из прозрачного камня”.

Герои Толкина зачарованные…Фродо зачарован магическим блеском и волшебным магнетизмом золотого кольца, Арагорн-красотой Арвен и своего будущего города Гондор, Леголас-эльфийским царством Кветлориэн, Гимли-каменным цветником пещер, Сэм-красотой Галадриэли, Пин и Мерри-родной Хоббитанией, “где лето пышное, осень плодовитая…Ветки ломились от яблок, соты истекали медом, и пшеница вздымала тугие колосья”. Древень любуется и восхищается своими ненаглядными рябинами:

Рябины мои нарядные, горделивые дерева!
Рябины мои ненаглядные, о, как мне дозваться вас?
Серебряным покрывалом вас окутывал весенний цвет,
В ярко – зеленых уборах встречали вы летний рассвет.
Я слышал ваши приветные, ласковые голоса.
Венчалась червонными гроздьями рябиновая краса.

И все они зачарованы красотой лесов, полей, цветов, названиями быстоструйных рек: Золотинка, Серебрянка, Быстрогривка, Ворожея, Снеговая, озеро Зеркальное.

А я зачарована музыкой слова Толкина, прозой, в которую великолепно вплетен поэтический текст: стихи, баллады, песни и сказания.

(слайд 4) Наш путь за чудесами освещает эльфийская звездинка-фиал Галадриэли. Волшебное Зеркало Галадриэли – “серебряная чаша на низком постаменте из белого мрамора” - собрало возле себя героев трилогии Джона Толкина “Властелин колец”.

Я не знаю, что именно покажет вам Зеркало – прошлое, определившее вашу нынешнюю жизнь, или какие – нибудь сегодняшние события, способные повлиять на вашу судьбу, или то, что, возможно, случится в будущем…

Смотрите…

2. В поисках чуда. Волшебное Зеркало Галадриэли.

(Слайд 5) Тайна кольца. Гэндальф.

Три Кольца - для царственных эльфов в небесных шатрах,
Семь – для властительных гномов, гранильщиков в каменном лоне,
Девять – для Девятерых, облеченных в могильный прах.
Одно наденет Владыка на черном троне

Одно Кольцо покорит их, одно соберет их,
Одно их притянет и в черную цепь скует их
В стране по имени Мордор, где распростерся мрак.

Выбирать судьбу нам не дано; однако на этот раз нам дано время, и главное – не упустить его... Враг очень силен, но, чтобы сломить всякий отпор… и затопить Средиземье Тьмою, ему недостает одного – Кольца Всевластия. Три прекраснейших Кольца эльфы от него укрыли…Семь Колец было у гномов; три он добыл, остальные истребили драконы. Девять он роздал людям, величавым и гордым, чтобы поработить их. Давным – давно превратились они в кольценосцев – призраков, в Прислужников Мрака… ...Есть только один способ: …сбросить Кольцо в… пылающие недра,… чтобы оно расплавилось и стало навсегда недоступно Врагу.

(Слайд 6) Кого увидел Гэндальф в Зеркале Галадриэли? Фродо.

Только пусть это не я, пусть кто-нибудь другой, разве такие подвиги мне по силам?

Нет ни силы в тебе, нет ни мудрости. Однако же избран ты, а значит, придется тебе стать сильным, мудрым и доблестным.

Проклятие Исилдура. Фродо.
Сломал свой верный меч Элендил,
В бою себя не щадя,
И Исилдур в том бою добыл
Проклятие для себя.

Но в Имладрисе скуют опять
Сломанный Меч вождя,
И невысоклик отважится взять
Проклятие на себя.

(Слайд 7) Кого в Зеркале Галадриэли увидел Фродо? Фродо увидел Бродяжника.

Возвращение короля. Арагорн.
Древнее золото редко блестит,
Древний клинок - ярый.
Выйдет на битву король-следопыт:
Зрелый - не значит старый.

Позарастают беды быльем,
Вспыхнет клинок снова,
И короля назовут королем -
В честь короля иного.

На… земле (Лориэна) нет места Злу: оно умирает даже в помыслах лиходеев, если они приносят его с собой…

(Слайд 8) Кого в Зеркале Галадриэли увидел Арагорн? Арагорн увидел Деву Раздола – Арвен.

Арвен: На сумеречном Севере блесни, Эльфийский Берилл!
Друзей призови к оружию и родичей собери.
Они увидят, услышат – и откликнутся все, кто жив, -
И Серая выйдет Дружина на южные рубежи.
Тебе же сужден одинокий и непомерный труд:
Прямую дорогу к Морю мертвые стерегут.

На счету каждый час. Либо наши надежды сбудутся, либо всем надеждам конец.

…Прощай же до лучших времен, Эльфийский Берилл!

(Слайд 9) Эльфийский принц Леголас.

Зарница всенощной зари
За дальними морями.
Надеждой вечною гори
Над нашими горами!
О Элберет! Гилтониэль!
Надежды свет далекий!
От наших сумрачных земель
Поклон тебе глубокий!

Ты злую мглу превозмогла
На черном небосклоне
И звезды ясные зажгла
В своей ночной короне.
Гилтониэль! О Элберет!
Сиянье в синем храме!
Мы помним твой предвечный свет
За дальними морями!

Что увидел в Зеркале Галадриэли Леголас?

- …Серебряные деревья Кветлориэна…не теряют осенью густой листвы: она становится ярко – золотой и держится на ветках до прихода весны. Весною прошлогодняя листва опадает, устилая лесные поляны золотом, а на ветках, одновременно с новыми листьями, распускаются золотисто-желтые цветы, наполняющие воздух медовым благоуханием…

“Ветер срывает золотистые листья с бесчисленных, словно годы, золотистых ветвей. Долгие, долгие годы прошли, как медовая свежесть над лугами Заморья, и звезды трепетали в голубых небесах над светлым перевалом”.

(Слайды 10, 11) Владычица Лориэна – Галадриэль. Сэм.

Ну и красивая же она…! Не налюбуешься! То…она как стройное дерево в цвету, а то вроде беленького амариллиса…Кремень…и мягче лунного света. Теплее солнышка, а холодна – что мороз в звездную ночь! Гордая, величавая – чисто гора в снегу, а веселенькая, как девчонка в ромашковом венке.

(Слайд 12) А ты, Гимли, что увидел в Зеркале Галадриэли?

Каменный цветник.

Диво дивное… Это огромные чертоги, в которых звучит и звучит медленная музыка переливчатых струй и вечной капели над озерами… …гладкие стены сеют сверканье таинственным светом, мраморные кружева и завитки вроде раковин, прозрачные, словно пясти Владычицы Галадриэли. … повсюду вздымаются, вырастают из многоцветного пола причудливые, как сны, витые изваяния колонн – белоснежные, желто-коричневые, жемчужно-розовые, а над ними блещут сталактиты – крылья, гирлянды, занавеси, окаменевшие облака; башни и шпили, флюгеры и знамена висячих дворцов, отраженных в недвижно – стылых озерах…Пещеры! Хоромы…

(Слайд 13) Родной дом. Хоббитания. Пин и Мерри.

Вот и кончилась наша сказка!
Хоббитания…
Там солнце льет свои лучи
На вешние сады,
Цветут луга, журчат ручьи,
В садах поют дрозды.

А может, льется звездный свет
И я бы увидал,
Как тихо светится в листве
Жемчужная звезда.

“На Общинном лугу не выросло, а вырвалось из–под земли юное деревце дивной прелести, с серебряной корою и продолговатыми листьями; к апрелю его усыпали золотистые цветы.

…это был мэллорн…

Был 1420 год сказочно погожий: ласково светило солнце, мягко, вовремя и щедро струились дожди, а к тому же и воздух был медвяный, и на всем лежал тихий отсвет…красоты. …Все дети, рожденные… в тот год,… были крепыши и красавцы на подбор… Все родилось обильно… …Никто не хворал, все были веселы и довольны…”

Что увидели в Зеркале Галадриэли Пин и Мерри? Корабль, уплывающий в иной мир.

(Слайд 14) Серебристая Гавань.

Корабль, серокрылый корабль!
Слышишь ли дальние зовы,
Уплывших прежде меня
призывные голоса?

Прощайте, прощайте, густые мои леса,
Иссякли дни на земле, и века начинаются снова…

“Фродо… взошел на борт. Подняли паруса, дунул ветер; корабль медленно двинулся по длинному заливу. Ясный свет фиала Галадриэли, который Фродо держал в поднятой руке, стал слабым мерцанием и потерялся во мгле. Корабль вышел в открытое море…”.

Быть может, вовсе не во сне
Возникнет дверь в глухой стене
И растворится предо мной, .

Приоткрывая мир иной.
И лунный луч когда-нибудь,
Как тайный знак, укажет путь

3. Вопросы к классу.

Кого из героев вы бы хотели увидеть в Зеркале Галадриэли?

(Слайд 15) Класс единодушно выбрал Горлума.

Три Кольца – премудрым эльфам – для добра их гордого,
Семь Колец – пещерным гномам – для труда их горного
Девять – людям Средиземья – для служенья мудрого
И бесстрашия в сраженьях смертоносно твердого.
А Одно – всесильное – Властелину Мордора,
Чтоб разъединить их всех, чтоб лишить их воли
И объединить навек в их земной юдоли
Под владычеством всесильным Властелина Мордора.

Кольцо, которое должно было принадлежать Властелину Мордора и умножать зло, Горлум нежно и любовно назвал: “Прелесть!” В одном этом слове история любви хоббита, который пошел на все: на убийство, унижения, страдания, пытки, голод, предательство, превращение из хоббита в жуткого уродца. Он прошел трудный путь из Мордора и в Мордор и погиб, чтобы быть вместе со своей любовью, отважно бросившись за своей Прелестью в клокочущее пламя.

Прав Гэндальф, предсказав, что “предатель…невольно совершит благое дело”. За перенесенные страдания он заслуживает снисхождения и жалости, ведь не каждый может так любить.

Что бы вы, ребята, хотели увидеть в Зеркале Галадриэли? (Эта работа – домашнее задание)

(Слайд 16) Я очень рада, что мир фэнтези, созданный Толкиным, полюбился вам, стал вам близок и дорог, а моя любимая книга стала и вашей любимой книгой.

Я благодарю вас за участие в этом уроке.

Список литературы

  1. Толкин. Дж. Властелин колец [Текст] / Толкин Дж. – Издание любое.

Тема урока: Джон Толкин «Хоббит, или туда и обратно».

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

    познакомить учащихся с биографией Джона Толкина;

    познакомить учащихся с историей написания повести «Хоббит, или туда и обратно»;

    показать отличия жанра фэнтези от фантастики и научить различать эти два литературных жанра;

    познакомить учащихся с жанром фэнтези и его специфическими чертами;

    воспитать интерес к жанру фэнтези;

    развивать образное и логическое мышление учащихся.

Оборудование: учебник-хрестоматия «Литература. 5класс». Автор – Курдюмова Т.Ф.; презентация; методическое пособие к учебнику.

Ход урока.

    Орг. момент.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Убираем с парт все лишнее. Есть ли сегодня отсутствующие? Записываем в тетради число – сегодня одиннадцатое марта, и нашу сегодняшнюю тему – Джон Толкин. «Хоббит, или туда и обратно» (учитель записывает число и тему урока на доске)

2. Постановка цели урока.

Итак, ребята. На сегодняшнем уроке мы с вами должны познакомиться с писателем Джоном Толкином и с его произведением «Хоббит, или туда и обратно», и с таким литературным жанром как фэнтези, а также выяснить, в чем отличия жанра фэнтези от фантастики. К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать отрывок из повести «Хоббит, или туда и обратно». Я надеюсь, вы прочитали его?

Молодцы. Сегодня мы поговорим об этом отрывке, но чуть позже. А сейчас мы познакомимся с писателем.

3. Объяснение нового материала.

Работа учителя

Работа уч-ся

План урока:

    Биография Джона Толкина.

    Специфика жанра фэнтези. Краткая история написания повести Толкина «Хоббит, или туда и обратно». Смысл двойного названия повести.

    Краткое знакомство с историей создания трилогии «Властелин колец».

    Биография Джона Толкина. (рассказ учителя)

Джон Толкин (3 января 1892 – 2 сентября 1973 гг.) – английский писатель-фантаст, он считается родоначальником жанра фэнтези в том виде, в котором он существует сегодня. (показать портрет Д. Толкина на презентации)

Полное имя – Толкин Джон Рональд Руэл – запишите, пожалуйста, полное имя писателя себе в тетради . Родился он на юге Африки, в городе Блумфонтейне. Семья его жила не богато. Когда Джону исполнилось три года, умер его отец и семья переехала жить в Англию, почти без средств к существованию. Мать как могла старалась вырастить детей, давала уроки чтобы прокормить семью и сама занималась с детьми. Она привила маленькому Толкину интерес к иностранным языкам. Однако судьба распорядилась так, что в 1904 году, когда дети были подростками, она скончалась, и Джон Толкин вместе с братом остались практически одни. Духовник матери, отец Френсис Морган взял их под опеку. Несмотря на то, что человек этот жил скромно, он сумел воспитать детей. Джон Толкин к этому времени хорошо знал латинский и греческий язык и немного владел готским, древнеанглийским и древнеисландским языками, что в дальнейшем пригодилось ему в творчестве. Также Джон Толкин был высокообразованным человеком, он ученый-филолог и работал преподавателем в Оксфордском университете.

Первый писательский опыт пришел к Толкину рано. В семь лет он сочинил свою первую историю «про драконов», а уже, будучи профессором оксфордского университета, он начал писать сказки. Но все это были лишь пробы пера. Что касается самого писателя, то надо сказать, что судьба его была непростой, он участвовал в первой мировой войне.

В нашей современной российской литературе тоже много писателей, чьи произведения основаны на фантастических и мифологических элементах. Одним из таких писателей является Кир Булычев. Он автор интереснейшего цикла, который называется «Девочка с земли». В этом цикле речь идет об одной девочке, Алисе, которая путешествует по разным планетам. Эта героиня по своим внутренним качествам, очень похожа на Аню из сказки Набокова, которую мы с вами изучали на прошлом занятии. Поэтому, если захотите, можете найти произведения Кира Булычева и прочитать их.

А теперь, давайте вернемся к нашей повести «Хоббит, или туда и обратно».

    Специфика жанра фэнтези, отличие фэнтези от фантастики. Краткая история написания повести Толкина «Хоббит, или туда и обратно». Смысл двойного названия повести. (Беседа)

А сейчас, давайте откроем учебники на странице 98. Перед нами отрывок из повести, который мы с вами будем читать. Читаем по очереди, я буду ставить оценки и за выразительность чтения, и за ваше умение слушать, и за ответы на вопросы, которые я буду задавать вам, после того, как мы прочитаем данный отрывок. Поэтому попрошу вас собраться и внимательно слушать друг друга. Начинаем читать. (Комментированное чтение)

Вопросы:

    Перескажите содержание отрывка. О чем рассказывается в этом отрывке?

    Кто же спас Бильбо от гоблинов? Кто помог ему убежать от них?

    Молодцы, скажите, а кем же у нас являются Бильбо и Гендальф в повести? Они люди или какие-либо другие существа?

Верно, ребята, это необычные существа для нас, ведь в реальном мире их не существует. А в нашем произведении такие герои есть. Я думаю, вы уже давно знакомы с жанром фэнтези, поскольку сейчас этот жанр широко распрастранен не только в литературе, но и в кинематографе. Давайте посмотрим на определения жанров фэнтези и фантастика , и посмотрим, в чем же у нас различаются эти жанры. (Показать слайды)

Фэнтези – вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических элементов (боги, демоны, волшебники, мифологические существа).

Фантастика – это мир причудливых образов, рожденных воображением на основе фактов реальной жизни.

Главное отличие двух этих жанров в том, что в основе фэнтези лежат мифологические элементы. То есть в произведениях этого жанра мы можем видеть мифологических существ – богов, демонов и др., которых на самом деле в нашей жизни нет. А в произведениях жанра фантастики мы сталкиваемся с тем, что реально в жизни. Например – пришельцы – это инопланетные существа, однако они реальны, они есть и это уже давно доказано. Вот в чем главное отличие фэнтези и фантастики. Повесть Толкина «Хоббит, или туда и обратно» является произведением жанра фэнтези.

Вопросы:

    Скажите, какие фильмы или мультфильмы жанра фэнтези вы знаете?

    На основе известных вам произведений, фильмов и мультфильмов жанра фэнтези, какие отличительные черты этого жанра от других жанров (рассказ, приключение, боевик) вы можете назвать?

    Скажите, а какие существа помимо людей втречаются в произведениях этого жанра?

    А каких героев–людей произведений этого жанра вы можете назвать?

Хорошо. Говоря простыми словами, фэнтези – это ваша фантазия, на основе которой и создаются произведения жанра фэнтези, которые вы так любите.

Вернемся к нашему произведению.

Повесть «Хоббит, или туда и обратно» довольно необычно создавалась. По словам самого автора Джона Толкина, однажды ночью ему приснился сон, что он принимает экзамен. Ему необходимо было проверить сочинение. Когда он смотрел его, ему под руку попал один совершенно чистый лист бумаги, на котором он просто случайно написал первые пришедшие в голову слова: «В земле была нора, а в ней жил да был Хоббит». Толкин не знал, почему написал на листе именно эту фразу и этот вопрос до сих пор остается загадкой. Однако уже позднее, именно из этой фразы появилась знаменитая повесть «Хоббит, или туда и обратно», вышедшая в свет 21 сентября 1937 года.

Обратите внимание на само слово «Хоббит». (Учитель объясняет происхождение названия по презентации) По некоторым версиям такое название произошло из сокращения двух слов: одно слово латинское и звучит как « hommo » - что в переводе означает «человек», а другое, английское слово « rabbit » - переводится как «кролик». Из первого слова « ho (mmo )» был взят первый слог - ho , а из второго «(ra ) bbit » последний слог – bbit . В результате соединения этих двух слогов возникает слово « hobbit » - то есть « Хоббит », которое мы видим. Запишите, пожалуйста, оба этих слова себе в тетради . Вот так появляется название повести «Хоббит, или туда и обратно».

3. Краткое знакомство с историей создания трилогии «Властелин колец» . (Беседа)

Кстати, ребята, сегодня мы с вами не зря вспомнили фильм-трилогию «Властелин колец». Это фильм-трилогия, потому что он состоит из трех частей – «Братство кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля». Дело в том, что этот фильм был создан именно по мотивам повести «Хоббит». Вот так, через многие годы после написания повести, по ней начались съемки знаменитого фильма.

Вопросы:

    Ребята, давайте вспомним сюжет этого фильма. Кто может сказать, о чем этот фильм?

    А почему это кольцо необходимо было уничтожить?

Правильно, ребята, кольцо приносило людям зло, поэтому эльфы хотели его уничтожить. Этот сюжет лежит в основе повести Джона Толкина «Хоббит, или туда и обратно». Повесть очень интересная, я советую вам ее прочитать. В ней настолько ярко описаны события, что читается она на одном дыхании. И я думаю, вы с удовольствием прочитаете эту повесть, особенно те, кто не видел фильма «Властелин колец».

- В отрывке рассказывается о том, как Бильбо и Эрлонд отправились в горы, и попали в плен к злым гоблинам.

- Ему помог спастись Гендальф. Когда пленников вели в замок, он прокрался вслед за ними и с помощью одного из своих колдовских трюков освободил Бильбо и Эрлонда.

- Бильбо – гном, а Гендальф – волшебник или колдун.

- «Гарри Поттер», «Властелин колец», мультфильм «Приключения Синдбада морехода» и т.д.

- В произведениях жанра фэнтези всегда присутствует волшебство, фантастические события и сверхъестественные явления, герои, которых не существует в реальной жизни.

- Драконы, Ящеры и др.

- Гарри Поттер, Тарзан, Алладин, различные феи и волшебники, колдуны и др.

«hobbit » - «Хоббит ».

- Этот фильм о мальчике, которому было поручено нести кольцо, чтобы потом его уничтожить.

- Потому что оно было волшебным и притягивало к себе злые силы. Человек, обладающий этим кольцом, мог натворить много зла. Это кольцо приносило зло.

    Подведение итогов урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами узнали, что же такое фэнтези, познакомились с этим жанром. Также мы начали знакомство с повестью Джона Толкина «Хоббит, или туда и обратно» и узнали как появился знаменитый фильм «Властелин колец».

    Домашнее задание.

Дома вы должны будете прочитать повесть «Хоббит, или туда и обратно». Это задание всем. Ребята, а кто нибудь хочет выполнить индивидуальное задание? Мне нужны те, кто хорошо рисует. Добровольцы получат высокие оценки. Ваша задача состоит в том, чтобы взять из произведения какого либо героя на ваш выбор, и, пользуясь авторской характеристикой из повести, нарисовать портрет этого героя.

История созданияИзначально Толкин не собирался
писать продолжение к
«Хоббиту»(которым фактически
является роман»Властелин
колец»).Однако 15 ноября 1937 года во
время обеда с владельцем
издательства, опубликовавшего
«Хоббита», Стенли Анвином,он
получил предложение представить для
рассмотрения другие произведения.
Рецензент издательства отклонил
направленный «Сильмариллион» , хотя
отозвался о нем
положительно.Ободренный этим
Толкин начал писать продолжение
«Хоббита» и уже 16 декабря 1937 года
в письме к издателю сообщил о первой
главе новой книги.

Цель

Целью Толкина было создать английский
эпос. НаТолкина произвела тяжелое
впечатление Первая мировая война,а также
индустриализация Англии, по его
мнению,разрушившая ту Англию, которую он
знал и любил. Поэтому «Властилину колец»
присущ пассеизм(тоска по прошлому).
Толкин был оксфордским
филологом,хорошо знакомым со
средневековыми мифами Северной Европы,
такими как «Сага о Хервараре», «Сага о
Вельсунгах»,»Беовульф»,а так же с другими
староскандинавскими,староанглийскими и
средневековыми английскими текстами.
«Властилин колец» был вдохнавлен и
другими литературными источниками
например, легендами Артуровского цикла и
финским эпосом «Калевала».

Английский эпос

Создание английского эпоса часто
обсуждалось на встречах Толкина с
Инклингами (литературная
дискуссионная группа в Оксфордском
университете, на еженедельных
встречах этой группы обсуждались
исландские мифы и их собственные
неопубликованные сочинения).Толкин
согласился с одним из членов этой
группы, Клайвом Льюисом, что в
отсутствие английского эпоса
необходимо его создать самим.

Тема книги

Параллельно с этими дискуссиями,в декабре 1937 года.Толкин начал
«нового хоббита»После нескольких неудачных попыток,история начала
набирать обороты,из простого продолжения «Хоббита» превратившись
скорее в продолжение не опубликованного
«Сильмариллиона».Замысел первой главы возник сразу в готовом
виде,хотя причины исчезновения Бильбо,идея о важности Кольца
.Всесластья и название романа прояснились только к весне 1938
года.Сначала Толкин хотел написать ещё один рассказ, в котором
Бильбо,истратив все свои сокровища,пустился в новые
приключения,но,вспомнив кольцо и его силу,решил вместо этого
написать о нем. В начале главным героем был Бильбо,но,потом автор
решил,что история слишком серьезная для такого комичного и
веселого персонажа. Толкин рассматривал возможность отправить в
путешествие сына Бильбо,но возникали вопросы: Где была его жена?
Как Бильбо отпустил сына в столь опасное путешествие? В итоге
Толкин решил продолжить традицию древнегреческих легенд,в
которых: артефакт,обладающий магической силой, получает
племянник главного героя. Так возник Хоббит Фродо Бэггинс.

Процесс создания

Толкин писал медленно.Его
литературная работа часто
прерывалась академическими
обязанностями,в частности Толкин
должен был экзаменовать
студентов(даже первая фраза
«Хоббита» была написана на чистой
странице экзаменациоонной работы
одного из студентов). В течении 1943
года Толкин не работал над текстом,но
продолжил работу в апреле 1944.Главы
из романа Толкин посылал своему сыну
Кристоферу,служившему в Африке,в
Английских ВВС и Клайву Льюису.В
1948 году история была завершена, но
до 1949 года продолжалось
редактирование ранних частей
«Властелина колец».

Трудности

Из –за нехватки бумаги в
послевоенное время
,издатели попросили
разбить роман на 6
книг,не имеющих
названий.Потом для
удобства они были
попарно объединены
издателем в три
части,которые были
названы «Братсво
кольца»,»Две крепости»,
«Возвращение
короля».Три части были
изданы в Англии 29 июля
1954 года,11 ноября 1954
года и 20 октября 1955
года, и несколько позже в
США.

Трилогия

С тех пор «Властилин колец» стали называть
трилогией. ТолКин и сам использовал этот термин,
хотя в других случаях говорил, что это не правильно.
Роман издавался различными издателями в одном,
двух, трех, шести и семи томах.

Сказочный мир Средиземья

Люди
Эльфы
Гномы
Хоббиты
Маги
Орки
Онты
Назгулы

Образ Кольца

Образ кольца

КОЛЬЦО - один из универсальных образов в
поэтике Толкиена, несущий огромную
смысловую нагрузку.
КОЛЬЦО - традиционный волшебный
предмет, который наделяет обладателя
магическими способностями: 1.делает
обладателя невидимым, 2.сохраняет
молодость, 3.дает исцеление, 4.становится
проводником в сказочный мир.

Кольца

Семь – для властителей гномов, гранильщиков в
каменном лоне,
Девять – для девятерых, облеченных в могильный
прах,
Одно наденет владыка на черном троне, В стране по
имени Мордор, где распростерся мрак,
Одно кольцо покорит их,
одно соберет их,
Одно их притянет и в черную цепь скует их, В стране
по имени Мордор, где распростерся мрак.
У Толкиена существует 20 колец.

Кольцо всевластья

КОЛЬЦО
ВСЕВЛАСТЬЯ - самое
загадочное и универсальное,
объединяющее все остальные кольца.
Это символ ЗЛА и одновременно
реальное воплощение ВЛАСТИ. У
Толкиена понятия ВЛАСТЬ и ЗЛО
неразделимы. Именно с помощью этого
сказочно- мифологического образа
Толкиен воплощает идею романа.

Образ Эльфов

Эльфы – мудрые
существа, способные
предвидеть будущее,
перевоплощаться,
понимать язык животных.
Поэтому их три кольца не
попали в руки Саурона. По
замыслу создателя, кольца
эльфов заключают в себе
силу трех стихий - огня,
воздуха и воды.

Образ Назгулов

Назгулы – символ жажды власти, тьмы, честолюбия. Цари и
полководцы чаще всего становятся рабами кольца. После
получения кольца их души чернеют. Они становятся
прислужниками Саурона, тем самым думая, что им
перепадет какая-нибудь власть. Толкиен дает назгулам
многочисленные имена и названия: черные всадники,
крылатые вестники, копьеносцы, улайры (от эльф. – «несвет,
тьма»).

Образ Орков

Орки – образ
порабощения, муки.
Орки выполняют все
приказания Саурона.
Они мучаются,
работая в шахтах и
на вырубке
деревьев.

Образ Онтов

Онты - символ свободы. Это
живые деревья, которые
следят за лесами. Они
медлительны в речи и
разговорах. Над ними никто
не имеет власти. В этом
заключается их свобода.
Женские особи Энтов были
уничтожены Орками.

Образ Мага

Гендальф –
могущественный
маг и волшебник,
символ
справедливости и
богодарителя. В
основных своих
чертах (седая
борода,
широкополая
шляпа, плащ)
соответствует
обличью
скандинавского
бога Одина.

Хоббиты

У Джанни Родари есть
термин "Бином фантазии",
раскрывающий сущность
процесса создания
сказочного образа:
РЕАЛЬНОЕ + РЕАЛЬНОЕ =
ЧУДЕСНОЕ У Толкиена таких
образов множество, один из
них - хоббит (от homo человек, лат. и rabbit - кролик,
англ.). Сталкивая эти два
понятия, Толкиен добивается
эффекта "чудесного".

Образ Хоббитов

Образ Хоббитов Людихоббиты наследуют черты
респектабельного
англичанина
викторианской эпохи:
предпочитают
размеренное, спокойное
существование в уютной
Хоббитании, ценят
семейственность





История создания романа Целью Толкиена было создать английский эпос. На писателя произвела тяжелое впечатление Первая Мировая Война, а также индустриализация Англии, которая, по его мнению, разрушила ту Англию, что он знал и любил. Поэтому «Властелину колец» присущ пассеизм (тоска по прошлому). Роман был начат в 1937 году. Напечатан только в годах. На русский язык «Властелин колец» впервые был переведен в 1976 году. Существует около 7 разных переводов книги. Самый известный – перевод В.С. Муравьева и А.А. Кистяковского. Книга стала широко известна у нас в конце 1980 – начале 1990 годов.


Три части романа «Хранители» («Братство кольца», «Содружество кольца»)«Хранители» («Братство кольца», «Содружество кольца») «Две твердыни» («Две крепости», «Две башни»)«Две твердыни» («Две крепости», «Две башни») «Возвращение государя» («Возвращение короля»)«Возвращение государя» («Возвращение короля»)




Образ Кольца КОЛЬЦО - один из универсальных образов в поэтике Толкиена, несущий огромную смысловую нагрузку. КОЛЬЦО - традиционный волшебный предмет, который наделяет обладателя магическими способностями: 1.делает обладателя невидимым, 2.сохраняет молодость, 3.дает исцеление, 4.становится проводником в сказочный мир.


Кольца Три кольца – для царственных эльфов в небесных шатрах, Семь – для властителей гномов, гранильщиков в каменном лоне, Девять – для девятерых, облеченных в могильный прах, Одно наденет владыка на черном троне, В стране по имени Мордор, где распростерся мрак, Одно кольцо покорит их, одно соберет их, Одно их притянет и в черную цепь скует их, В стране по имени Мордор, где распростерся мрак. У Толкиена существует 20 колец.


Кольцо всевластья КОЛЬЦО ВСЕВЛАСТЬЯ - самое загадочное и универсальное, объединяющее все остальные кольца. Это символ ЗЛА и одновременно реальное воплощение ВЛАСТИ. У Толкиена понятия ВЛАСТЬ и ЗЛО неразделимы. Именно с помощью этого сказочно- мифологического образа Толкиен воплощает идею романа.




Образ Назгулов Назгулы – символ жажды власти, тьмы, честолюбия. Цари и полководцы чаще всего становятся рабами кольца. После получения кольца их души чернеют. Они становятся прислужниками Саурона, тем самым думая, что им перепадет какая-нибудь власть. Толкиен дает назгулам многочисленные имена и названия: черные всадники, крылатые вестники, копьеносцы, улайры (от эльф. – «несвет, тьма»).








Хоббиты У Джанни Родари есть термин "Бином фантазии", раскрывающий сущность процесса создания сказочного образа: РЕАЛЬНОЕ + РЕАЛЬНОЕ = ЧУДЕСНОЕ У Толкиена таких образов множество, один из них - хоббит (от homo - человек, лат. и rabbit - кролик, англ.). Сталкивая эти два понятия, Толкиен добивается эффекта "чудесного".




Проблема романа Проблема романа – противопоставление добра и зла. Зло воплощено в кольце, которое дает власть над миром и тем самым заставляет отказаться от любви. Не случайно кольцо уничтожает не великан-герой, а маленький хоббит – сказочно-фантастическая версия образа маленького человека, распространенного в реалистической литературе XIX-XX веков.