Принципы обучения детей дошкольного возраста


Быть воспитателем, учителем - значит, сквозь годы детства приучать ребенка жить в современном мире и каждый день совершать подвиг, отдавать свои знания и силы воспитаннику. В этой сфере особенно важную роль играет воспитатель в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), которое является первой ступенью приобщения ребёнка к жизни в цивилизованном обществе. Именно детский сад формирует представления ребенка о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, здесь же появляются зачатки общей дисциплины, которые становятся истоками дальнейшего формирования его личности. Об особенностях воспитания детей в садике с ИА «Рес» поделилась человек, посвятивший свою жизнь воспитанию детей, воспитатель ДОУ №2 «Золотой ключик» Людмила Дьякунчак.

- Людмила Николаевна, почему Вы выбрали профессию воспитателя?
- На мой выбор профессии повлияла наш школьный преподаватель русского языка и литературы Марина Валентиновна Куликова. Настолько она доступно и глубоко объясняла, что очень скоро ее предмет стал самым любимым для всего класса. Уже в старших классах я окончательно решила, что пойду по стопам Марины Валентиновны и буду преподавателем. После окончания школы поступила в училище культуры, а после его окончания пошла на факультет филологии нашего вуза. С профессией воспитателя в детском саду я определилась, когда у самой появились дети. Желание более детально узнать об особенностях воспитания в дошкольном учреждении стало решающим в выборе моей дальнейшей деятельности. Воспитание подрастающего поколения, на мой взгляд, – это первоочередная задача не только для преподавателей, но и для всех, кого заботит будущее нашего народа.

Ваши основные принципы работы с детьми? Какие главные качества должен развивать детский сад перед школой у детей?
- В методической и иной литературе прописаны десятки принципов, которыми должен руководствоваться воспитатель, но исходя из моего личного опыта, я могу указать следующие: очень важно любить свою профессию, любить детей и стараться воспитать в каждом ребенке хорошего, порядочного человека. Переступив порог дошкольного образовательного учреждения, ребенок начинает постигать азы поведения в социуме, вырабатывается дисциплина, и здесь очень важно привить детям любовь к окружающему, доброту, терпимость к своим друзьям и относились друг к другу с уважением. У нас проводятся открытые уроки, где мы, воспитатели, можем наглядно все это показать. Недавно мы провели мероприятие посвященное доброте, где приняла участие вся группа. И следует отметить, что и дети и родители были очень рады.
Если этому всему дети не научатся в детском садике, то на следующей ступени - в школе этому их обучить будет труднее. А чтобы был наилучший результат, ребенок должен взаимодействовать не только в садике с воспитателем, но и дома с родителями, так без работы родителей с детьми, воспитание в детском саду не даст нужных плодов.

- Какие они нынешние дошколята?
- Труд воспитателя нелегким был всегда. Я бы не сказала, что нынешние дошколята особо отличаются от предыдущих поколений. Дети всегда были любознательными, нуждающимися в заботе и внимании. Мы со своей стороны даем им не только ласку и внимание, а дети это ощущая, тоже тянутся и ластятся к воспитателю.

Последнее время появляется много методик для дошкольных образовательных учреждений, предполагающих проведение научно - познавательных занятий с детьми. Как Вы к этому относитесь?
-Методики действительно самые разнообразные и это наглядно можно ощутить на курсах повышения квалификации, на которых мы периодически принимаем участие. Скажем, в прошлом году я была на тренингах в Москве, где нас знакомили с новыми федеральными стандартами ДОУ. Чтобы в полной мере эти стандарты поддержать, нужны определенные условия, которых у нас пока нет.
А если в целом говорить о новых методиках, то в основном все новое в этой сфере – это усовершенствованное старое.

- Вы имеете большой педагогический стаж. Как изменились дети и их родители за последние годы?
- Если раньше, лет десять назад, родители с интересом внимали каждому слову воспитателя и взаимодействовали с ними, то сегодня можно сказать, что у многих родителей требований к детскому большие и к тому же забывают о том, что с ребенком надо заниматься и дома. А сели учесть переполненность наших групп, то можно в этом плане и поддержать воспитателей. Есть, конечно, и такие родители, которые всегда помогают, понимают все нюансы нашей деятельности и за это мы им всегда очень благодарны. Еще раз хочется отметить, что без взаимодействия родителей и воспитателей невозможно заниматься воспитанием детей.

- Как Вы представляете идеальный детский сад будущего?
- Одной из важнейших задач детского образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья детей. Родитель доверяет нам самое дорогое, что у него есть – своего ребенка и мы со свое стороны должны сделать все, чтобы он рос здоровым и полноценным гражданином. Обязательно работа должна выстраиваться на принципе «Растим здоровых детей».
В идеальном детском саду должен быть спортивный зал, чтобы детям можно было проводить там занятия, должен быть массажный кабинет, бассейн, свой мини кинотеатр и компьютерное оборудования для каждого ребенка и самое главное – в детском саду должно быть уютно, чтобы дети с удовольствием и радостью ходили туда. При необходимом оборудовании можно детей играя обучать логическому мышлению, потому что именно через игру дети воспринимают все с легкостью. И тогда ребенок вырастет самостоятельным, инициативным, психически и физически здоровым.

- Что бы Вы посоветовали начинающим воспитателям?
- Чтобы быть хорошим воспитателем, нужно любить то, что преподаешь, необходимо любить детей и отдавать им все то, что знаешь сам. Здесь можно сказать словами Конфуция «тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».

Почему я выбрала эту профессию?

Каждый из нас в своей жизни вспоминает первого учителя, и он всегда помнит своих учеников. Поэтому ещё в школе я решила: «Буду учителем начальных классов!» Ведь моя учительница самая лучшая,и я должна быть такой! По окончанииВольскогопедагогического училища № 2 начала работать в МОУ СОШ №4. Мне помог случай: Однажды директор школы мне предложила перейти на должность учителя-логопеда. Но чем я буду заниматься? Мысли в хаотичном порядке сменяли друг друга. Решила: «Попробую!» Окончила Саратовский государственный университетимени Н. Г. Чернышевского и поняла: «Я не ошиблась. Как здорово и прекрасно быть учителем-логопедом! Ведь работая с детьми, я, как и учитель, отдаю частичку своего сердца и души». И вот уже 20 летработаю учителем - логопедом. Учу слову, воспитываю словом,обращаю внимание на бережное к нему отношение.

Высшее достижение в работе с детьми.

Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.

Самое важное достижение в работе с детьми – это когда дети тебя любят и радуются встречи с тобой. И пусть проходят года, мои первые выпускники став уже взрослыми при встрече по - прежнему здороваются и улыбаются тебе.Но самое главноеконечный результат в работе логопеда – это чистая, грамотная, правильная речь ребенка. К нему я продвигаюсь, удовлетворяясь малыми победами: у Миши звук поставлен – хорошо! У Светы звук введен в речь – отлично! Радуюсь, как ребенок, получаю физически ощутимое удовольствие от каждой победы. И высшая награда для меня, когда мои воспитанники научатся красиво говорить, правильно излагать свои мысли. Чтобы речь журчала как ручеек, который, в конечном счете, соединяется с океаном высоких мыслей, идей, неповторимой личности. Вот уже на протяжении 10 летвсе мои выпуски отмечены 100% успехом.Какое счастье испытываешь, когда слышишь грамматически и фонетически правильную речь детей, которых ты обучал, с которыми ты прошел через все трудности и достиг того, чего хотел. Вот это я считаю самымвысокимдостижением!

Мои основные принципы работы с детьми

Принцип создания для детей комфортной, доброжелательной атмосферы.

Уважительное отношение к каждому ребенку. Каждый ребенок - это личность, индивидуальность и развивая ребенка, необходимо это помнить всегда!

Научить ребенка не только усваивать, запоминать сумму знаний, но главное показать пути, через которые можно найти ответ на вопрос, интересующий ребенка.

Почему я решила участвовать в Конкурсе?

Учитель-логопед учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями. Современный ритм жизни требует от учителя-логопедапостоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Профессиональный опыт учителя-логопеда обеспечивает ему квалификационную профессиональную деятельность . Известно, что педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. К учителю-логопеду дошкольного учреждения предъявляются повышенные требования, поскольку не только применяемые им педагогические технологии, методы, но и его речь, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег, родителей, окружающих. Хочу вызвать интерес общества к своей профессии.Поэтому участие в этом конкурсе, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня учителя-логопеда.

Как, на мой взгляд, дошкольное образовательное учреждение может решать проблему нехватки детских садов в регионе:

Как решить проблему нехватки садов? –

Это трудный вопрос,

Но ответ мой готов:

Может надо вернуть те сады, что стоят

При закрытых дверях дожидаясь ребят…?

По моему мнению, проблема дефицита детских садов решается очень просто. Строить детский сад очень дорого. Подход к решению этой проблемы должен быть комплексным. Нужно вести работу по возвратудетских садов, реконструкциииихремонту.

Как я представляю идеальный детский сад будущего:

Детский сад Будущего – Дом радости. Утро начинается с девиза «В детский сад хожу без слез!» В ДОУ должны работать счастливые люди, тогда все будут от них заражаться положительной энергией, эмоциями. Для этого нужно сделать педагогическую профессию более престижной.

Когда мы поймем, что общего с детьми – это прежде всего искусство, детский сад стане кристаллом развития культуры. И это наше будущее!!!

Детский сад Будущего – второй дом не только для ребенка, но и для семьи. Детский сад станет не просто учреждением, а местом поддержки развития каждого ребенка, даже ребёнкас ограниченными возможностями. Ведь доступная среда должна быть у каждого.

Принципы дошкольного образования

Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учреждением для воспитания детей может служить муниципальный или частный детский сад,центр дошкольного образования, центр раннего развития и прочее. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.

Детский сад –это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми,здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.

Давно отмечено, что "домашние" дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения.

Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других.

Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции. То есть ребенок учиться самостоятельно, выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем)в школе.

Секреты профессии

«У каждой профессии запах особый….»

Джанни Родари

Почему я выбрала эту профессию?

Вся моя жизнь – поиск. И этот поиск привёл меня к профессии учителя – логопеда.

Работая учителем – логопедом 20 лет, не перестаю радоваться тому, что выбрала такую актуальную на сегодняшний день и такую гуманную профессию, которая гармонично сочетает в себе милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии.

Я люблю свою профессию за то, что она даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня, видеть улыбки на лицах детей, когда у них все получается и радоваться вместе с ними даже самому маленькому успеху, за то, что моя профессия была и будет всегда.

И если речь детей страдает,

В произношение звуков лада нет,

Я к ним приду на помощь

Ведь я учитель – логопед!

Что я считаю высшими достижениями в работе с детьми?

Высшая награда для меня, когда ребенок научится красиво говорить, правильно излагать свои мысли. Чтобы речь ребенка журчала как ручеек, который, в конечном счете, соединяется с океаном высоких мыслей, идей, неповторимой личности. Преодолевая речевое нарушение, меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими, он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущая себя полноценным человеком. Какое счастье испытываешь, когда слышишь грамматически и фонетически правильную речь детей, которых ты обучал, с которыми ты прошел через все трудности и достиг того, что хотел.

Если научить ребенка говорить,

Он расскажет вам о том, что в жизни происходит.

Солнце как встает, и как оно заходит……………..

Основные принципы работы с детьми?

Мой педагогический принцип – помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в учебной деятельности. Моё золотое правило: кабинет логопеда - сотрудничество ребенка и взрослого! Выбираю слог СО: Сопереживание , СОдействие, СОзидание, СОздание, СОчувствие.

Почему я решила участвовать в конкурсе?

Прежде всего желание рассказать о такой значимой, интересной и нужной профессии, как, учитель – логопед.

Для меня участие в конкурсе - это новый виток моего профессионального роста, подъем на одну ступеньку. Преодоление каждой ступени – это толчок для нового старта. Вперёд и только вперед! Участие в конкурсе даёт мне возможность раскрыться, проявить себя, реализовать свой творческий потенциал. Это стимул к самоанализу, к самообразованию.

Профессия учитель – логопед - это значит

Примером быть везде, во всём!

И жить уже я не могу иначе,

А конкурс – это «новый полигон».

Как, на мой взгляд, дошкольное образовательное учреждение может решать проблему нехватки детских садов в регионе?

В целях реализации «предшкольного образования», предусмотренного Федеральной программой развития в Саратовской области и решения проблемы нехватки мест в детских садах, в течение 6 –ти лет (с 2006 года) в МАДОУ « Црр-детский сад № 13» работает группа кратковременного пребывания. Ежегодно 20 девчонок и мальчишек посещают данную группу, которая открыта для детей, не посещающих ДОУ. Цель работы данной группы: Реализация права на образование детей, не посещающих ДОУ; Обеспечение детей, 5 – 6 лет, необходимой развивающей подготовкой в преддверии школы; (за эти годы – получили предшкольную подготовку и выпущены в школу – 106 детей.

Как я представляю детский сад будущего?

Детский сад будущего должен быть уникальным. Стать вторым домом: хорошим, светлым, добрым, не только для ребёнка, но и для его семьи, с богатой предметно – игровой и предметно- пространственной средой (кабинет логопеда большой, оснащён информационно- коммуникативными средствами: компьютер, интерактивная доска, тематическая фонотека дисков с игровыми компьютерными программами, уголок релаксации). Формировать здоровьесберегающее пространство ДОУ. Учитывать потребности родителей и формировать тесную связь: дети-родители-педагоги – наука- общественность - в условиях доверительного общения и конструктивного диалога. Детский сад будущего должен уметь строить это Будущее. В его руках ростки этого Будущего!

Мой подход в работе с детьми

Всё начинается с любви…..

Твердят:

«Вначале было Слово».

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!

И озаренье, и работа.

Глаза цветов, глаза ребёнка-

Всё начинается с любви.

С любви!

Я это точно знаю.

Потом творить я начинаю!

Беру я белую чашу терпения,

Вливаю туда я полное сердце любви

Бросаю туда две пригоршни щедрости

И сыплю туда я мешок доброты

Всё это я тщательно перемешаю

И всем кто встречается мне на пути, предлагаю.

Терпение и творчество, упорство и победа -
Вот главные этапы в работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити должны заговорить,
И от меня зависит - быть им или не быть.

И если возникают у детей проблемы с речью,

Тогда даю практический совет:

Решение проблемы обеспечит

Лишь только профессиональный учитель – логопед.

Я с дошколятами работаю,

Им развиваю слух и речь,

Считаю главною заботою:

Здоровье детское беречь.

Учу я речевой коммуникации,

Грамматика и лексика- это мой предмет.

Дыханию, фонации, артикуляции

Со знаньем дела научу я, учитель – логопед.

Работаю я тонко, терпеливо,

Слагая результат из маленьких побед,

Работаю умело, эффективно

Квалифицированный мастер я, учитель-логопед.

И… появились звуки вдруг, появятся и слоги,
А там уже слова пойдут по правильной дороге.

При самой первой встрече я часто слышу: «Датте»,
А на прощанье четкое: «Здоровья вам и счастья!»

Люблю своё я дело беззаветно,

И для меня работы лучше нет.

Свои стремленья посвящаю детям

Горжусь своей профессией - учитель-логопед!

Я уверенно шагаю по самой нужной и главной в мире планете – планете детства, на которой живу и работаю, постоянно шагаю вперед по выбранной дороге, развиваюсь профессионально, познаю мир вокруг, познаю себя. И спасибо всем, кто сопереживает, помогает, вдохновляет, понимает и даже шагает рядом: мои старшие коллеги, родители, родные, друзья и..конечно же дети!

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить.

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы чётко и красиво говорить!

Принципы обучения — это такие методы обучения, исходные положения, которыми пользуется воспитатель во время отбора содержания, организации и методов обучения. Они отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при различных формах организации обучения.

Принципы обучения не являются раз и навсегда принятыми категориями. По мере развития психолого-педагогической науки они совершенствуются, приобретая более глубокое обоснование (принцип активности обучения, развивающего обучения и т. д.)

Одновременно у детей формируется более лояльное отношение к труду, интерес к трудовой деятельности взрослых, трудолюбие. Обучение и воспитание обычно находятся в одном целом: обучая, мы воспитываем, а воспитывая — обучаем.

Вместе с тем обучение и воспитание как своеобразные стороны единого процесса имеют свой состав, свои определенные методики, свои материальные и психологические предпосылки. На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступают в более тесном единстве, и дифференцировать их трудно, но по мере того, как ребенок подрастает, воспитание и обучение все четче дифференцируются. Но это совсем не значит, что обучение теряет свою воспитательную силу, а воспитание перестает быть обучающим. Обучение на всех этапах развития ребенка остается воспитывающим, а воспитание — обучающим.

Принцип научности.

Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду. Таким образом, более глубокое научное познание действительности возникает на основе менее глубокого. Бесспорно, нелегко придерживаться этого принципа при объяснении дошкольникам самых простых вещей. Дидактика и призвана подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной Стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям.

Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико-материалнстического понимания окружающего мира.

Ученые не раз задумывались над данной проблемой. Где тот возрастной рубеж, указывая на который мы могли бы с уверенностью сказать: вот то время, когда нужно начинать формирование элементов материалистического понимания окружающей ребенка действительности. Многие, кто понимал важность и актуальность этой проблемы, в нерешительности опускали руки при возгласах оппонентов: а возможно ли решение данной проблемы относительно дошкольного возраста?

Принцип наглядности.

Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Принцип наглядности не является новым.

При этом не исключено, что в процессе развития ребенка, в нем формируют, качества, прямо противоположные тем, которые нам хотелось бы видеть.

Период дошкольного детства — благоприятное время для постепенного формирования у ребенка основ научного миропонимания, что приобретаемые на этой возрастной ступени знания, опыт деятельности, отношении, поведения — все это, вместе взятое, подготавливает в ребенке тот качественный скачок, который происходит в процессе формирования мировоззрения на более поздней возрастной ступени - школьном обучении.

Не случайно дети любой рассказ стремятся провести на образный язык, представить себе в форме какой-то наглядной картины, события. Самые сложные мыслительные умения - рассуждать, считать, доказывать, анализировать и сравнивать - происходят от первоначальных внешних действий, от работы с конкретными предметами. Чтобы научиться считать в уме, надо немало потрудиться, считая реальные предметы. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности детей. Значение наглядности обучения убедительно подтверждено исследованиями, в которых показано, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая же информация поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше времени.

Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада — значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка уточнять его эмпирические знания.

В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются следующие виды наглядности: предметная и изобразительная. Используя предметную наглядность, воспитатель показывает детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (чучела птиц, муляжи овощей, фруктов). При использовании изобразительной наглядности воспитатель показывает картины, схемы и другой иллюстративный материал.

В обучении детей на занятиях наглядность применяется прежде всего в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.

К наглядности, используемой на занятиях, предъявляются следующие требования: они должны в полной мере отражать все вокруг, соответствовать уровню развития дошкольников, быть высокохудожественными по содержанию и оформлению,

Принцип доступности.

То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.

Ни о чем так не спорят в наши дни педагоги и психологи, как о доступности. Какие знания, с какого возраста и при каких условиях можно давать детям? Лет 15 назад еще уважали традиционный запрет: нельзя начинать обучение грамоте и письму раньше пяти лет. Сегодня разрешается учить ребенка и раньше, лишь бы свято соблюдалось правило: вызвать интерес, побудить самого ребенка ожидать очередной «урок». Лишь бы не было принудительного обучения, учить с игрой, с увлечением.

Чтобы овладеть грамотой, ребенок должен научиться различать фонетическую сторону текста. Кроме этого, у ребят в этом возрасте характерно физиологическое косноязычие (не умеют произносить шипящие, свистящие звуки и т. д.), а значит, их невозможно подготовить к непосредственному обучению грамоте.

Существенный признак принципа доступности - связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям.

Однако доступное в обучении детей нельзя приводить в пример с легким. Легкое обучение не вызывает у ребят никакого умственного усилия, напряжения, а следовательно, и не содействует их развитию. Доступное обучение всегда предполагает постановку перед детьми таких задач, таких заданий, решение или выполнение которых было бы посильно детям и в то же время вызывало некоторое напряжение их умственных сил.

Принцип активности и сознательности.

Экспериментальные данные показывают, что если дети не проявляют интереса к учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими. Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая извне, не воспринимается мозгом ребенка.

Практика детского сада показывает, что многие дети интеллектуально пассивны из-за того, что воспитатель при объяснении учебного материала не предусматривает в нем заранее приемов, активизирующих познавательные способности, мышление и поведение ребенка, когда все до мелких деталей «разжевывает» сам, не опираясь па активность и самостоятельность ребенка, которому ничего не остается, как только «проглотить» очередную дозу материала.

Значение этого принципа и состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие.

Важнейшим показателем эффективности обучения является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности. В основе этой реакции лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

От воспитателя и применяемых им методов и приемов зависит развитие познавательных способностей и творческих сил ребенка.

Принципы систематичности, последовательности и постепенности.

Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

Принцип связи с жизнью вытекает из диалектико-материалистического закона единства теории и практики.Конечно, связь с жизнью для маленьких детей ограничена их возможностями. Их жизнь - это игра, труд, занятия. Приобретаемые знания следует использовать в указанных видах деятельности.

Принцип развивающего обучения.

В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Секрет возникновения интереса к учебной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей, в овладении учебным материалом. Значит, чем больше успехов у ребенка в знаниях, в учении, тем выше и устойчивее его желание приобретать новые знания.

Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении.

Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.

Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том, чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка.

Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок. Кто из 25-30 ребятишек быстро схватывает учебный материал, а кто - медленно. Нельзя требовать от дошкольника невозможного. Надо изучать личность ребенка, присматриваться к нему, выявлять его характер.

Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. Так, детей с ослабленным зрением, слухом на занятиях садят ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слышали объяснение и хорошо видели показ образца, демонстрационного материала.

Детей импульсивных, со слабыми тормозными реакциями воспитатель сдерживает, развивая их волю. Некоторые дети, особенно только что пришедшие в сад, часто отличаются замедленной речью, недостаточным запасом слов. Таких детей нельзя торопить при ответах, рассказывании. Нужно воспитывать благожелательное отношение к ним и со стороны товарищей.

В детском саду встречаются дети, у которых нет привычки к умственному труду, они любят играть, но занимаются неохотно. Именно таким детям необходимо дать возможность испытать радость успеха, что повысит их интерес к содержанию занятия, к умственному труду.